Путь от старцева к ионычу (по рассказу а.п. чехова «ионыч»)

Путь от Старцева к Ионычу, 10 класс

Назарбаев Интеллектуальная школа

физико-математического направления г. Кокшетау<\p>

Акмолинской области Республика Казахстан

Конспект урока по русской литературе в 10 классе«Путь от Старцева к Ионычу»

Подготовила учитель<\p>

русского языка и литературы<\p>

Шартыхбаева Бану Алимжановна<\p>

Кокшетау

2011

Урок русской литературы в 10 классе

Тема: Путь от Старцева к Ионычу

Цель: показать путь деградации личности, уметь анализировать художественный текст, развивать навыки анализа художественного образа произведения, развивать речь учащихся.

Задачи:<\p>

  1. развивать творческие способности учащихся;

  2. формировать нравственные позиции учащихся на примере произведения;

  3. прививать любовь у учащихся к художественной литературе;

  4. воспитывать этические нормы;

  5. воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: текст рассказа А. П. Чехова «Ионыч», иллюстрация к рассказу, выполненная учеником, ОСК, кластеры.

Эпиграф: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека» А. П. Чехов.

Технология RWCT

Ход урока:

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока

Сегодня мы будем говорить о деградации души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Как Дмитрий Старцев превратился в Ионыча. Что означает слово «деградация»? Чтение словарной статьи «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.<\p>

Словарная работа.

Деградация – (франц.) постепенное ухудшение, упадок.

Ренегатство – (новолат.) отступник, отступничество, измена прежним убеждениям.

  1. Изучение нового материала.

  2. Выступление литературного критика (об истории создания, теме, идее, системе образов рассказа).

  3. Иллюстрация к рассказу, выполненная учеником-художником (его восприятие образа Ионыча) : представление художником своей картины «Не человек, а идол какой-то».

  4. Работа по кластеру «Ионыч»<\p>

  1. Каким мы видим Старцева в начале рассказа? (Ученики подтверждают ответы словами текста: шел, напевал, рисовал, не чувствовал усталости, прошел бы еще верст двадцать, ждал, ждет любви)

  2. В кого влюбился Старцев? (Котик)

  3. Как любовь изменила жизнь Старцева? (сделала его одухотворённым, ученик читает его слова о любви стр.16 )

«О как мало знают те…

…будьте моей женой!»

  1. Каким показан Старцев в любви? Какое у него состояние души? (безгранично любящая душа)

  2. Приняла ли Котик любовь Старцева? (Котик отказалась, потому что мечтала стать пианисткой)

  3. Сколько дней переживал Старцев? Найдите слова передающие его душевное состояние. (3 дня Дело валилось из рук, не ел, не пил , не спал, успокоился и зажил по- прежнему. Жаль было своего чувства, взял бы и зарыдал или хватил бы зонтиком Пантейлемона).

  4. Прошло 4 года. Чем занимался Старцев в это время? (занимался медицинской практикой, зарабатывал деньги, играл в карты).

  5. Какое любимое развлечение он нашел по вечерам? (пересчитывать купюры)

  6. Где, у кого получил Старцев эти деньги? (от пациентов, от проигравших игроков)

  7. Прошло несколько лет. Какое чувство испытывал при новой встрече с Екатериной Ивановной? Зачитайте отрывок стр. 19<\p>

(…и теперь она ему нравилась…

… и ему стало не ловко)

  1. Почему Старцев отказался от любви? Зачитать отрывок стр.21<\p>

(…Старцев вспомнил про бумажки…

…и огонек в душе погас).

  1. Какую жизнь ведет Старцев после этой встречи? (играет в карты, берет взятки)

  2. Каким мы видим Старцева в конце рассказа? Выпишите слова описывающие его состояние. (старимся, полнеем, опускаемся, вспомнил про бумажки, огонек в душе погас, еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, не бросает земского поста, горло заплыло жиром, голос изменился, стал тяжелым, живется ему скучно, ничто его не интересует).

  3. Почему Старцева все называют Ионычем? (Он стал своим для обывателей города С ).

  1. ОСК «Путь от Старцева к Ионычу»<\p>

любовь отказ от активной

жизни

интерес к

людям, к

жизни клуб, карты,

Молодой деньги земский врач

Дмитрий Старцев Ионыч

  1. Учебный журнал «совпало – не совпало» «Моё мнение об Ионыче и мнение А,П,Чехова.

  2. Учитель: Вот мы и увидели, как угасает человеческая душа. Как вы думаете, что бы могло спасти Ионыча от деградации (любовь). Зачитать: «Любовь к Котику была единственной радостью и, вероятно, последней.» А. П. Чехов.

Можно ли соотнести со словами Мухтара Шаханова:

Дни, прожитые с любовью, — это жизнь.

Дни, прошедшие без любви, — просто дни.

Что было у Старцева жизнь или просто дни? Сколько лет было Старцеву, когда он приехал в город С? (24)

Что испытывает молодой человек в этом возрасте? (Радость жизни, мечты, ожидание любви)

Какие у вас будут цели в жизни, мечты и желания? ()

  1. Написать свободное письмо об этом, эссе «А жил ли Ионыч?»<\p>

После прочтения писем задать вопрос: Что превратит и вас в Ионыча? (Лень, отсутствие цели, апатия, омертвение души, отсутствие активной жизненной позиции).

Давайте поставим диагноз этой болезни: разрушение личности в результате утраты жизненных целей. Помните напутствие А. П. Чехова (зачитать эпиграф)<\p>

  1. Послушайте стихотворение Н.

    Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

  2. Учитель: «Ионыч» — частный случай проблемы деградации личности, гибели души в человеке.

Можно и, увы, нужно заботиться о деньгах, огорчаться их отсутствию и радоваться наличию. И в то же время вести себя максимально независимо от них, так, чтобы душевное богатство не затмевалось богатством материальным, как это происходит с Ионычем.

Хочу, как совет, напомнить слова Ж.Ж.Руссо: «Деньги, которыми обладаешь – орудие свободы; те, за которыми гонишься, — орудие рабства». А миллиардер Пол Гетти предупреждает: «Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете уже только о деньгах».

Рефлексия: написать пятистишие, эссе, свободное письмо (по выбору).

  1. Итоги урока. Комментирование оценок.

Подводя итоги урока, хочу обратиться словами А. П. Чехова: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»<\p>

Говорят, когда рождается человек, на небе зажигается звезда. Пусть ваша звезда горит ярко, освещает ваш путь. Живите страстно, так как будто живете последний день.

  1. Домашнее задание. Эссе «Как не превратиться в Ионыча».

Использованная литература:

А.П. Чехов. Рассказы. М. «Просвещение» 1975г.

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М. «Просвещение» 1962г.

Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться» Алматы. «Атамура» 2005г.<\p>

Источник: https://globuss24.ru/doc/puty-ot-startseva-k-ionichu-10-klass

Презентация на тему “Путь от Старцева к Ионычу”

  • Слайд 1 Путь от Старцева к Ионычу по одноименному рассказу А. П. Чехова  
    Автор презентации ученик 10 «Б» Рябов Павел
  • Слайд 2 ОБУЧАЮЩИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ
  • Слайд 3 познакомить учеников с рассказом «Ионыч»; показать жизненный путь героя от Д. И. Старцева к Ионычу; раскрыть трагизм повседневно – будничного существования обывателей города С.;
    показать разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей.
  • Слайд 4 пробудить у учащихся благородные цели и стремление к самовоспитанию; желание выработать в себе силу сопротивления обстоятельствам;
    вызвать негативное отношение к пошлости и мещанству;
    формировать активную гражданскую позицию; пробудить желание любить, понимать, приумножать прекрасное в себе и в жизни.
  • Слайд 5 развивать самостоятельность в исследовании художественного текста и в выборе суждений, умозаключений; научить анализировать, синтезировать, выделять главное, сравнивать, характеризовать; увеличить словарный запас;
  • Слайд 6 самостоятельная работа с текстом как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
  • Слайд 7 мещанство
    пошлость
    духовность
    противодействие уродливой среде
    духовная деградация Словарь
  • Слайд 8
    МЕЩАНСТВО
    психология и поведение человека с мелкими интересами иузким кругозором.
  • Слайд 9
    ПОШЛОСТЬ низость в нравственном отношении, безвкусно – грубый.<\p>
  • Слайд 10 ДУХОВНОСТЬ свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными
  • Слайд 11 « Человека создает его сопротивление
    окружающей среде. »
    М. Горький Способность человека вести борьбу против несправедливости, во всех её проявлениях. Для этого необходимо обладать такими качествами характера: сила воли, самостоятельность, убеждённость в нравственных принципах, способность к самовоспитанию и др.
  • Слайд 12 разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей.
    ДУХОВНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ<\p>
  • Слайд 13 ЖИЗНЬ Д. И. СТАРЦЕВА<\p>
  • Слайд 14 В начале рассказа А. Чехова знакомит нас с жителями города С. и их бытом. И вот в эту жизнь окунается молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, «дьячковский сын», он полон сил, энергии, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодого Старцева интересует литература, искусство, театр. Д. И. Старцев поселился в Дялиже, в девяти верстах от города С. На работу Старцев ходил пешком, так как «своих лошадей у него еще не было». Семья Туркиных ему нравилась. Вспоминая о вечере, проведенном в доме Туркиных, Дмитрий Ионыч произносит: «Недурственно…» Эти воспоминания его радуют и волнуют. Особенно ему нравилась Котик: «Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек… она казалась ему очень умной и развитой не по летам. С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно…» Приезд в Дялиж:
    продолжить
  • Слайд 15 «У него была уже пара лошадей и кучер Пантелеймон». Старцев влюбляется в Екатерину Ивановну и делает ей предложение. Однако любовь, едва возникнув, уже пугает его. «К чему ведет этот роман? – размышляет он, получив записку от Котика. – Что скажут товарищи, когда узнают?» В этих опасениях слышится страх перед жизнью. «А приданого они дадут, должно быть, немало,» – думает влюбленный молодой человек. И тут же снова возвращается к заманчивой мысли: «Дадут приданое, заведем обстановку…» Предложив «руку и сердце» и получив отказ, Старцев «страдал… ровно три дня». «Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или как ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил: «Сколько хлопот, однако!» через 2 года:
    продолжить
  • Слайд 16 «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову». К обязанностям земского врача он стал относиться небрежно. В работе его интересует только материальный результат. «У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, а он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее… У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там.» Старцев спешно принимает больных. «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой». «От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением». Прошло еще несколько лет:
  • Слайд 18
    Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства.
    При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чём говорить с ними.
    … вообще же в С. читали очень мало, и в здешней библиотеке так и говорили, что если бы не девушки и не молодые евреи, то хоть закрывай библиотеку…<\p>
  • Слайд 19 Семья Туркиных Открыть
  • Слайд 20 Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит нас с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» во всем городе, по мнению местных жителей. Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить. Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince – nez, ишет повести и романы, которые изображают то, чего в действительности не может быть. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. В доме ее называли Котик.
  • Слайд 21
    МЕЩАНСТВО
    ПОШЛОСТЬ
    БЕЗДУХОВНОСТЬ
    Открыть
  • Слайд 22 Темно и в душе у Ионыча. Лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья, и, словно при свете этого огонька, вдруг раскрылась пошлость его бессмысленной жизни. «Старимся, полнеем, опускаемся… жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» – жалуется он. Но тут же «Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас». Ему уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я тогда не женился, » – думает он.
    Жизнь города С. скучная, праздная, однообразная. Обитатели города ничем не интересуются. Они неинтересны и бездарны. Политика, наука их не интересуют, а если они и говорят на эти темы, то «заводят такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти.» Все их интересы заключены в праздном образе жизни, они не любят трудиться. Даже Д. И. Старцев отмечает их невежество и убогость мысли. «Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его… и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо…». Все они заняты наживой, игрой в карты, едой и выпивкой.
  • Слайд 23 А. П. Чехов
    Д. И. Старцев
    И<\p>
  • Слайд 24 Что отличает А. П. Чехова от его героя? Почему же так разошлись пути людей, начавших жить одинаково?
    Далее
  • Слайд 25 А. П. Чехов – сын купца, Д. И. Старцев – сын дьячка. Оба они разночинцы, учились на медные гроши и стали врачами. И тот и другой росли в мещанской обстановке, которая загубила немало талантливых людей. Оба поехали работать в деревню.
    Если перечислить даже не полно, что делал в своей жизни сам Чехов, то можно подумать, что речь идет об общественном деятеле. Он лечил, организовывал помощь голодающим губерниям, был заведующим холерным участком, строил школы, больницы, укомплектовывал общественные библиотеки, выступал с обращениями о помощи и сам, лично, помог сотням людей в их нуждах и бедах. А. П. Чехов печатал публицистические статьи; написал книгу о каторжном острове – Сахалине, проделав для этого путь через всю Сибирь, в том числе четыре тысячи вёрст на лошадях. Это делал человек, никогда не отличавшийся крепким здоровьем. Чехов много работает как врач, принимает участие в борьбе с эпидемией. Всей своей жизнью А. П. Чехов подтвердил свой известный афоризм: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Старцев же превратился в оплывшего жиром Ионыча, весь смысл жизни которого свелся к накоплению, пересчитыванию «желтых, зеленых бумажек». Старцева погубило стремление к сытости и покою. Чехов не осуждает само по себе желание «дьячковского сына» обрести благополучие, но раскрывает последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими, в результате утраты светлых жизненных целей.
  • Слайд 26 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
    ИДЕАЛЫ
  • Слайд 27
    Положительные идеалы представляют собой ОРИЕНТИР для человека, стремящегося обрести в жизни твердые духовные устои, помогают развить в себе все лучшее, на что способен благородный человек. ДАЛЕЕ
    открыть
  • Слайд 28 МАТЬ ТЕРЕЗА ( Агнесс Гонджа Бояджи )
    1910 – 1997 гг. Монахиня, лауреат Нобелевской премии 1979 г. Дела телесной милости: – организация школ, больниц;
    – открытие дома для умирающих стариков;
    – создание мастерской для безработных;
    – по ее просьбе трое заключенных, умирающих от СПИДа, были помещены в приют;
    – потратила Нобелевскую премию на приюты для прокаженных. Девиз всей жизни:
    «Мы не делаем ничего великого, мы делаем мало, но с великой любовью».
  • Слайд 29 «Милость к ближнему может оказывать всякий, потому что милость бывает различная, как различны нужды человека – духовные и телесные, как различно положение людей в обществе, их состояние и звание».
    Дела телесной милости: – алчущего (голодного) напитать;
    – жаждущего напоить;
    – одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде;
    -посетить находящегося в темнице;
    -посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти;
    – странника принять в дом и упокоить;
    – погребать умерших в бедности на своё иждивение или на собранные подаяния.
    Иоанн Кронштадтский
  • Слайд 30 Итак, мы пришли к выводам, что Старцев всю жизнь работает. Но деятельность, лишённая высокой цели, оказывается пагубной и для труженика и для интеллигента. Он гибнет, сохраняя понимание происходящего. И как опытный врач, наверное, мог бы поставить себе диагноз: разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей. В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, обращённый к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека. В письме приятелю, земскому врачу, Чехов с горечью говорит о нравственной нестойкости образованной молодёжи: «Пока это еще студентки и курсистки – это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студенткам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора – дачевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».
    выводы:

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/put-ot-startseva-k-ionychu

Как старцев стал ионычем (по рассказу а п. чехова “ионыч”)

Одна из главных тем творчества Чехова.- разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” – изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости.

Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и черствого эгоиста.

Что плохого в том, что человек хочет заработать много денег, стремится к материальному благополучию, как доктор Старцев? Что дурного, если он хотел служить одновременно в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ “Ионыч”, мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу.

Действие рассказа развивается на фоне провинциального городка с его однообразной и скучной обывательской жизнью. Показывая постепенное перерождение своего героя, Чехов дает только переломные эпизоды его жизни, три нисходящие ступени.

В начале рассказа Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, в девяти верстах от губернского города С. Это юноша с желанием работать, приносить пользу. Он молод, полон сил и “еще… не пил слез из чаши бытия…” Он любит труд и свою профессию доктора.

Старцев по своему развитию и интересам много выше городских обывателей. Он способен к искренним чувствам, любви, понимает поэзию природы, ему доступны романтические настроения.

Обратите внимание

Познакомившись с семьей Туркиных, самой интеллигентной в городе, по мнению обывателей, он не чувствует ни пошлости, ни амбициозности Туркиных, потому что в мыслях у него только работа.

Но уже тогда Чехов намеками указывает на те черты своего героя, которые получат развитие и затем превратят его в “15эныча”, прежде всего – практицизм и расчетливость.

Работы в больнице много, и Старцев никак не может выбрать время для посещения вечеров у Туркиных. Однако молодость берет свое: приходит любовь к Екатерине Ивановне (Котику, как звали ее в семье). Вера Иосифовна, которой помог Старцев, стала рассказывать всем, какой это удивительный доктор. Начало карьере было положено. С этого и начинается нравственное падение Старцева.

Удивительно, как тонко использует Чехов описания природы для характеристики молодого, полного сил доктора и ожиревшего, безразличного ко всему на свете, кроме банковских билетов. Любовь наполняет его счастьем, музыкой.

Вся первая глава наполнена весенней свежестью, запахом сирени. Краски весны, звуки музыки… Легко и свободно идет он девять верст и готов пройти еще двадцать. Но это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже “единственной радостью и… последней”.

Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое… Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал… всего три дня. А потом все пошло по-прежнему.

Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях (“О, как мало знают те, которые никогда не любили!”), он только лениво говорил: “Сколько хлопот, однако!”

Мажорный тон первой главы сменяется минорными тонами второй.

Осенние мотивы – грусть, тишина, темнота, – эмоционально углубляясь, переплетаются, нарастают, сливаются в одно целое и звучат, как нежный и задумчивый ноктюрн: тихо, грустно.

Важно

Это начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье, охлаждение к своему делу, первые признаки душевной лени. Старцев без борьбы сдает свои позиции. Его мысли становятся серы и прозаичны.

Был у Старцева идеал, цель в жизни – и жизнь ему улыбалась. Ушел идеал, стал Старцев жить “единым хлебом”. И что же вышло? Вышел “языческий бог”, а человек пропал. Все серо, скучно, буднично. Невозвратимо ушло прошлое.

Прошло насколько лет. Что они принесли Старцеву? Большую практику в городе, тройку лошадей с бубенцами… и одышку. Сам он “пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком”. Его неизменный спутник Пантелеймон, своеобразный двойник своего барина, тоже пополнел.

Всем существом Старцева овладевает дух жадного и бессмысленного стяжательства, он утрачивает, наконец, образ и подобие человеческое. Чехов показал, как рушатся мечты Старцева, как превращается он в обывателя.

Вот вехи на жизненном пути, которыми обозначено карьерное преуспевание Старцева.

“У него была уже своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке”.

Проходит четыре года – и новая веха на пути Старцева к карьере:

“В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками”.

Еще несколько лет – и последняя фаза перерождения Старцева, обозначенная последней вехой: “Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками… то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог”.

Это медленное прижизненное умирание человека в человеке протекает на фоне бессодержательной обывательской жизни, властно затягивающей всех в свое болото. Старцеву уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я тогда не женился”, – думает он. Теперь его работа – нажива. Он думает уже только о деньгах.

От развлечений Старцев уклонялся, зато играл в винт каждый вечер, и не просто играл, а наслаждался. Появилось еще и другое наслаждение – по “вечерам вынимать из кармана бумажки, считать их, копить, отвозить их потом в “Общество взаимного кредита” и класть на текущий счет.

Какая бездна падения! Доктор с удовольствием вынимает из всех карманов бумажки, от которых “пахнет духами и уксусом, и ладаном, и ворванью”. Считает их и наслаждается. Барон у Пушкина читает на своих дублонах горестные повести о людях, для Старцева же его бумажки немы: он потерял вкус к жизни. Зовут его теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.

Совет

В молодости он наслаждался природой, любовью, жаждал встречи с любимой. А теперь? Игра в карты, стяжательство. Интерес к делу уступил место интересу к деньгам: “У него много хлопот, но все же он не бросает земского места: жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там”.

Почему Старцев разлюбил свое дело? Что было причиной духовного оскудения Старцева? На все эти вопросы автор ответил в эпилоге новеллы.

В четвертой главе автор судит общество города С.

устами Старцева, а в пятой главе (эпилоге) он произносит приговор самому Старцеву: “…он без церемоний идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: “Это кабинет? Это спальня? А тут что?” И при этом тяжело дышит и вытирает пот со лба”.

Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Среда виновата? Да, жизнь однообразна, “проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”.

Но виноват и сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование. В душе его не осталось уважения даже к единственному светлому воспоминанию – бывшей любви.

Чехов дает понять это одной фразой Ионыча, когда тот переспрашивает: “Это вы яро каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?”. Как будто и не было любви!

“Вот и все, что можно сказать про него”, – заканчивает автор грустную повесть жизни Старцева, навсегда прощаясь со своим героем, но ничего не прощая ему.

Изображая падение Старцева под влиянием пошлости и мещанства, Чехов призывает не попадать под их власть, сопротивляться губительному влиянию среды, в которой эти пороки являются доминантами, и постараться сохранить в себе все хорошее и благородное, что бы отличало в тебе человека.

Умение показать малое в большом и сочетание сатиры с элегичностью – вот главные приемы, с помощью которых в рассказе автор обличает пошлость, тупость, грязь обывательщины, способные усыпить и чуть ли не умертвить даже умного и культурного человека.

Обратите внимание

Конечно, сами по себе такие авторские приемы создания элегического настроения в рассказе не новы. Новизна же заключается в их слиянии. В этом чеховская самобытность и оригинальность.

Своим творчеством автор неустанно добивается прямого воздействия на ум и сердце интеллигенции, призывая ее к честному и самоотверженному труду, к сближению с народом, разоблачая эгоизм, лень и трусость как проявления ненавистного ему рабства.

“Скучная история”, “Учитель словесности”, “Человек в футляре”, “Палата № 6”, “Ионыч” и многие другие рассказы Чехова – все это воззвание к душам и умам русской интеллигенции. Не случайно его творчество имеет глубокий отклик в сердцах наших современников именно сейчас, поскольку сегодня как никогда остро встал вопрос о возрождении духовности нации и народа.

Источник: https://goldsoch.info/kak-starcev-stal-ionychem-po-rasskazu-a-p-chexova-ionych/

Образ и характеристика Дмитрия Ионыча Старцева в рассказе “Ионыч”: описание внешности и характера, этапы жизни в цитатах

Художник С. Алимов

Ионыч является главным героем одноименного рассказа “Ионыч” великого русского писателя А. П. Чехова.


В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дмитрия Ионыча Старцева в рассказе “Ионыч”: описание внешности и характера героя, этапы жизни в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание рассказа
Все материалы по рассказу “Ионыч”

Полное имя главного героя – Дмитрий Ионыч Старцев:

“И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу…”
По профессии Старцев является доктором. Он служит земским врачом в селе Дялиж недалеко от губернского города С.:

“…когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С…”
По происхождению Старцев является сыном дьячка. Судя по всему, он вырос в простой бедной семье:

“Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач…” (дьячок – церковнуслужитель низжего разряда)

Дмитрий Ионыч – добрый, благородный и умный человек, “лучший из людей”, по мнению Екатерины Ивановны:

“…Дмитрий Ионыч, вы добрый, благородный, умный человек, вы лучше всех…”

“Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни…”

Доктор Старцев – интеллигентный человек, по мнению жителей города:

“…ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными.”
Дмитрий Ионыч – трудолюбивый человек:

“…но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа.”

Ниже представлено описание этапов жизни Дмитрия Ионыча Старцева. Этапы условно носят следующие названия:

  • Доктор Старцев в начале службы
  • Доктор Старцев спустя 4 года после разрыва
  • Доктор Старцев еще несколько лет спустя

Доктор Старцев в начале службы

В начале службы земским доктором Старцев живет бедно. У него нет своих лошадей, поэтому он ходит пешком:

“Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было) и все время напевал…”
Молодой доктор Старцев интересуется литературой и искусством:

“С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей…”

В начале карьеры Старцев любит говорить о своей работе:

“Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице.”

Молодой доктор Старцев безгранично и страстно влюбляется в Екатерину Ивановну Туркину. Он делает ей предложение, но получает отказ:

“Любовь моя безгранична… Прошу, умоляю вас, – выговорил наконец Старцев, – будьте моей женой!” 

“…понять человека, который когда‑то любил ее так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; ее глаза благодарили его за эту любовь.”
Отработав год земским врачом, Старцев наконец заводит себе пару лошадей и кучера:

“У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке.”



Доктор Старцев спустя 4 года после разрыва  Спустя 4 года после разрыва с Екатериной Ивановной Старцев уже является востребованным врачом, у него много клиентов (“большая практика”). От обеспеченной жизни господин Старцев полнеет. Теперь он уже ездит на тройке лошадей:
“Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой.”

“Как вы пополнели! Вы загорели, возмужали, но в общем вы мало изменились.”
У доктора Старцева нет друзей. Он ни с кем не сходится близко:

“Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его.”

Жизнь Старцева проходит тускло:

“Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?”

Спустя 4 года после разрыва Старцев и Екатерина Ивановна вновь встречаются. Девушка раскаивается и пытается сблизиться со Старцевым. Но он больше не хочет быть с ней. В конце концов он перестает ездить к Туркиным и отношения прекращаются:

“И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего‑то уже недоставало в ней, или что‑то было лишнее, – он и сам не мог бы сказать, что именно, но что‑то уже мешало ему чувствовать, как прежде. Ему не нравилась ее бледность, новое выражение, слабая улыбка, голос, а немного погодя уже не нравилось платье, кресло, в котором она сидела, не нравилось что‑то в прошлом, когда он едва не женился на ней.”
Старцев остается доволен, что не женился на Екатерине Ивановне:

“…почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился».”

Доктор Старцев еще несколько лет спустя Теперь доктора Старцева все зовут просто Ионычем:
“В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. «Куда это Ионыч едет?» или: «Не пригласить ли на консилиум Ионыча?»”
Ионыч становится еще полнее:

“Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон…”
Разбогатев, Ионыч покупает себе имение и два дома:

“У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее…”

По вечерам Ионыч любит считать деньги, полученные им за день от пациентов:

“Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало‑помалу, – это по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек – желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, – было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет.”

“Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием…”

Характер Ионыча меняется в худшую сторону. Теперь он обычно сердится и кричит на пациентов:

“Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом…”

Ионыч ведет одинокую жизнь и ничем не интересуется:

“Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.”

“За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает.”
Любовь к Екатерине Ивановне остается единственным радостным событием за всю время жизни в Дялиже.

Это был цитатный образ и характеристика Дмитрия Ионыча Старцева в рассказе “Ионыч” Чехова: описание внешности и характера героя, этапы жизни в цитатах.

Смотрите: Все материалы по рассказу “Ионыч”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/12/dmitrij-ionych-starcev-obraz-harakteristika-jetapy-zhizni.html

«Ионыч»

скачать
Сочинение скачано с сайта Sochinenie1.ru

ПУТЬ ОТ СТАРЦЕВА К ИОНЫЧУ (По рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Рассказ «Ионыч» — это история о том, как не­плохой человек с добрыми задатками превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. События происходят в городе С., где фактичес­ки не случается ничего замечательного. Существо­вание горожан однообразно, скучно, обыденно. Та­кова российская провинциальная действительность конца XIX века. Как в таких обстоятельствах не потерять в себе человека, интеллигента?

При знакомстве с Дмитрием Ионычем Старцевым можно предположить, что жизнь его — обыч­ное поступательное развитие героя от молодости к зрелости. Но по сути — это движение героя вспять, постепенное его опустошение, превращение в рав­нодушное, эгоистическое существо.

Четыре небольшие главы обращены к минувше­му: описываются первые шаги Старцева в городе С., его чувство к Катерине Ивановне Туркиной — Коти­ку, начало стяжательской деятельности. Рассказ ве­дется в прошедшем времени. Временные отрезки разные: «Прошло больше года», «Прошло четыре года», «Прошло еще несколько лет».

Каждый из этих периодов представляет и различные способы пере­движения Старцева; «шел пешком, не спеша»; «у него была уже своя пара лошадей»; «уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками». Последняя, пятая глава посвящена настоящему.

Теперь, «когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчика­ми, кажется, что едет не человек, а языческий бог».

На протяжении этих глав «самая талантливая семья» Туркиных изменяется лишь внешне. Вера Иосифовна, к концу повествования «сильно поста­ревшая, с белыми волосами». Лакей Павел (Пава), которого не устает демонстрировать гостям хозяин, из четырнадцатилетнего мальчика превратился в усатого мужчину. Котик сначала потеряла «прежнюю свежесть и выражение детской наивности», а затем «заметно постарела». Но в течение долгих лет они все жили, не меняясь внутренне. Почти символ этой общей неподвижности — неизменно бравый глава се­мьи Иван Петрович, произносящий одни и те же плоские шутки. Уже в первой сцене знакомства с Туркиными их бездарность очевидна, но Старцеву приятно смот­реть на их развлечения. Он не замечает примитивности занятий Туркиных, повторяя: «Прекрасно! За­нятно» . Внутреннее состояние свежего человека явно в противоречии с неестественной, позерской «интел­лигентностью» провинциальной семьи. Во второй главе, спустя год с небольшим, Стар­цев еще сильнее увлекается Котиком. Девушка нра­вится ему «своей свежестью, наивностью», хотя про­должает бездарно играть на рояле. Именно в это время герой переживает единственный в его жизни подъем чувств: восторгается природой, любит лю­дей, наделяет лучшими качествами Катерину Ива­новну. «Она казалась ему очень умной и развитой не по годам». Слово «казалось» многое проясняет в отношени­ях главных героев. Мы видим ограниченность Ко­тика, скуку, царящую в ее доме, и понимаем, что Старцев заблуждается, выдумывает образ девушки. Однако влюбленность в Котика отличает Старцева от скучных, ординарных людей. Взлет чувств моло­дого человека достигает своего предела. Мучитель­но долго тянется для Старцева время. С провинци­альным миром, где все не знают, чем себя занять, такое «летящее» состояние несовместимо. Но вот сделано предложение и получен отказ Туркиной. Еще дня три Старцев «не ел, не пил». А потом лишь иногда вспоминал о Котике с лени­вым: «Сколько хлопот, однако!» Правда, через че­тыре года, когда Катерина Ивановна сама призна­лась ему в любви, у Старцева в душе затеплился «огонек», но тут же погас. И он твердо решил: «А хорошо, что я тогда не женился». Эти слова под­черкивают неглубокость чувств героя. После отказа Котика время для доктора идет совсем незаметно. Пролетают годы. Старцев неохот­но ходит пешком, страдает одышкой и не выделяет­ся среди горожан. Он дает самую резкую и справед­ливую оценку Туркиным: «… если самые талантли­вые люди во всем городе так бездарны, то каков должен быть город?». Теперь Старцев сознательно противопоставляет себя обществу, стремится отго­родиться от любых его влияний и жить одним «раз­влечением» — считать деньги. Мещанские потреб­ности сближают его с обывателями. Быстрое пере­рождение героя подготовлено более чем скромным духовным «багажом» его личности. Было время, когда он мог отличить хорошую музыку от плохой, знал поэзию, имел благородные идеалы. Но, види­мо, они были непрочны, неглубоки, он легко рас­стался с ними.

На примере литературного героя, который на склоне лет полностью деградировал (его жизнь про­ходит тускло, без впечатлений, без мысли, без люб­ви), Чехов убеждает читателя: человек достоин так называться лишь в том случае, если в полной мере ощущает и реализует свое человеческое «я». Автор призывает нас вырабатывать в себе силу сопротив­ления обстоятельствам, не предавать светлых идеа­лов молодости и любви, хранить в себе Человека.

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-400308.html

От Старцева к “Ионычу”

Коллекция сочинений: От Старцева к “Ионычу”

Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказе “Ионыч”. Семья Туркиных, слывущая в городе С. “самой образованной и талантливой”, олицетворяет мир, потерявший красные кровяные шарики, уже обреченный на бесконечное повторение одного и того же, как заигранная граммофонная пластинка.

Отец семейства “все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю”. Призрачная, жутковатая имитация юмора, мертвый скелет его… Мать, Вера Иосифовна, сочиняющая бездарные опусы о том, чего не бывает в жизни.

Дочь, Катерина, по воле родителей перекрещенная в мещанского “Котика”, играющая на рояле так, как будто упорно старается вколотить клавиши внутрь инструмента… Лишь иногда, откуда-то издалека, залетит в этот фальшивый, подражающий жизни мир отголосок жизни истинной. Запоет в саду соловей, но его песня тут же вытеснится стуком ножей на кухне, предвещающих обильный ужин.

Важно

Донесется порой “Лучинушка” из городского сада и напомнит о том, чего нет в этой семье, в романах Веры Иосифовны и что бывает в жизни.<\p>

Не свободен от призрачного существования и молодой гость в семье. Туркиных доктор Дмитрий Ионович Старцев. “Прекрасно! превосходно!” – восклицают гости, когда Котик заканчивает греметь на рояле, грубо имитируя музыку.

“Прекрасно! – скажет и Старцев, поддаваясь общему увлечению.- Вы где учились музыке?.. В консерватории?”<\p>

Увы, и для Старцева все происходящее в доме Туркиных кажется “весельем”, “сердечной простотой”, “культурой”. “Недурственно”,- вспомнил он, засыпая, и засмеялся”.<\p>

Вялой имитацией живого, молодого чувства становится и любовь Старцева к Екатерине Ивановне.

Беспомощные порывы ее все время наталкиваются на внешнее и внутреннее сопротивление. Героиня совершенно глуха к тому, что проснулось в душе Старцева. “Что вам угодно? – спросила Екатерина Ивановна сухо, деловым тоном”. Но и Старцев глух к ней, когда видит в избраннице “что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией”.

“Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно и на аллеях лежали темные листья. Уже рано смеркалось”. Мотив увядания, сопровождающий эту неполноценную любовь, тут не случаен. Ведь и в самом Старцеве что-то жесткое, косное и тупое тянет вниз, к обывательскому покою, не дает взлететь на крыльях любви.

Мгновение душевного подъема, пережитое лунной ночью на кладбище у памятника Деметти, сменяется чувством страшной усталости: “Ох, не надо бы полнеть!” Тревоги первого признания сопровождаются раздумьями иного свойства: “А приданого они дадут, должно быть, немало”.<\p>

Ни любви, ни искусства в истинном смысле этих слов в рассказе нет, но зато в избытке имитация того и другого.

Старцев, только что получивший отказ, выходит на улицу и “вздыхает полной грудью”, а потом лениво потягивается и говорит: “Сколько хлопот, однако!”<\p>

Совет

Через емкие детали передается в рассказе процесс превращения Старцева в Ионыча, заскорузлого собственника, пересчитывающего желтые и зеленые бумажки, кладущего их на текущий счет.

Сначала он ходит пешком, потом ездит на паре лошадей с собственным кучером. “Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”.

И вот печальный финал: “Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову.

Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным “Прррава держи!”, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог”.<\p>

И когда с глубокого жизненного дна, куда опустился Ионыч, автор снова бросает взгляд на семейство Туркиных, нотки трогательной жалости к этим людям вдруг окрашивают повествование. Их семья действительно выделяется на фоне города С., но если они – вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь!

Источник: http://www.slavkrug.org/ot-starceva-k-ionychu/

Ссылка на основную публикацию