Сложности аргументации: как научиться подбирать литературные аргументы в сочинении ЕГЭ по русскому языку
Ученики, нацеленные на высшее образование в престижных вузах, знают о необходимости получения высоких баллов по обязательным предметам.
Как известно, это невозможно без выполнения задания типа С — задания открытого типа с развернутым ответом.
Цифры говорят здесь сами за себя: максимальная сумма за выполнение заданий высокого уровня сложности составляет треть от общего количества баллов (20 баллов из возможных 60).
Задания типа С в ЕГЭ по русскому языку представляют собой сочинение-рассуждение по данному для анализа тексту. Этот вид заданий должен не только выявить фактические знания учащихся, но и продемонстрировать их творческие, аналитические способности, качества ума и интеллектуальный уровень, показать багаж знаний, начитанность, широту кругозора и гражданскую позицию экзаменуемого.
В практическом плане часть С проверяет уровень коммуникативных умений и навыков:
- зрелость суждений при интерпретации текста;
- умение оформлять собственные высказывания;
- умение использовать средства выразительности;
- соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.
Источниками обоснования собственного мнения (аргументами) могут быть:
Естественные доказательства — показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. К таким аргументам относят ссылку на общезначимый опыт, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы.
Логические доказательства (доводы «к логосу» или доводы к размышлению) — это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму.
Чувственные аргументы (аргументами к пафосу), призванные вызвать определенные эмоции, создать нужное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.
Использование примеров из художественной литературы как вид аргументации собственного мнения стоит особняком среди других, поскольку, во-первых, позволяет получить максимальный балл по данному критерию, а во-вторых, несмотря на это, довольно редко встречается в работах выпускников.
Для литературной аргументации ЕГЭ привлекается читательский опыт экзаменуемого, в который могут входить:
- цитаты;
- аналогичные поступки литературных героев и ситуации;
- черты характера литературного героя;
- сюжет литературного произведения;
- конфликт литературного произведения;
- разные точки зрения авторов на проблему.
К сожалению, у сегодняшних выпускников школ часто отсутствует достаточный культурный и литературный кругозор, а мотивация к познавательной деятельности очень низка. Школьники часто избегают использования своего читательского опыта, опасаясь допустить фактическую ошибку либо вовсе не находя в своем литературном багаже подходящих примеров.
Для большинства педагогов очевидно, что практика заучивания возможных тем сочинений и списков возможных литературных аргументов к ним, как это предлагают многие сайты самоподготовки к ЕГЭ, является порочной и вредной.
На наш взгляд, следует исходить из того, что ЕГЭ — это, в первую очередь, комплексный экзамен, созданный именно для того, чтобы выявить багаж знаний, накопленный за годы обучения, и умение им грамотно пользоваться, то есть рассуждать, анализировать, приходить к аргументированным выводам.
Поэтому, если багаж этот, грубо говоря, пуст, то заучивание различных списков, даже при выдающихся интеллектуальных способностях экзаменуемого, приведет лишь к сумятице в мыслях и грубым фактическим ошибкам.
Перед учителем встает вопрос, каким же образом снабдить воспитанников необходимым арсеналом литературных аргументов для написания сочинения на ЕГЭ.
Прежде всего, педагог должен вести систематическую работу, контролируя прочтение произведений из обязательного списка литературы. Школьникам, начиная с 5-го класса, необходимо прививать навык составления читательского дневника и проводить различные контрольные мероприятия, чтобы закрепить владение фактическим материалом литературных произведений.
Кроме того, необходимо ознакомить обучающихся с предполагаемым списком проблем и тем, лежащих в основе текстов части С. Такой список достаточно просто составить на основе дидактических и методических материалов по подготовке к ЕГЭ предшествующих годов, подобные же материалы часто встречаются и на различных сайтах и форумах, посвященных ЕГЭ.
Список тем для подготовки к сочинению-рассуждению ЕГЭ
Материал с портала ЕГЭ.
- Проблема души, внутреннего мира.
- Проблема роли искусства в жизни человека.
- Проблема взаимосвязи человека и природы.
- Проблема экологии.
- Проблема доброты.
- Проблема чинопочитания, взяточничества, коррупции.
- Проблема милосердия.
- Роль книг в жизни человека.
- Проблема чтения в современном обществе.
- Проблема развития и сохранения русского языка.
- Проблема культуры речи.
- Проблема развития науки и техники.
- Проблема современного образования.
- Роль дружбы в жизни человека.
- Роль любви в жизни человека.
- Проблема исторической памяти.
- Проблема памяти Великой Отечественной войны.
- Проблема взаимоотношений поколений.
- Проблема патриотизма в современном мире.
- Проблема русского национального характера.
- Роль телевидения в современном обществе.
- Проблема Интернета.
- Роль рекламы в современном обществе.
- Роль веры в жизни человека.
- Проблема нравственного выбора.
- Проблема выбора жизненного пути.
- Человек и Вселенная.
- Проблема одиночества.
- Проблема долга и чести.
- Проблема человеческого достоинства.
- Проблема таланта и гениальности.
- Проблема толерантности в современном мире.
На подобный список в дальнейшем педагогу необходимо опираться при обучении аргументации и пополнению аргументационной базы учащихся. В учительском арсенале немало методических разработок, направленных на формирование данного навыка. Вот лишь несколько из них:
Упражнение «Подбери пример»
Задание: подобрать примеры из читательского опыта к заданным тезисам, например:
- Мир — это зеркало, которое показывает каждому человеку его собственное отражение. (У. Теккерей)
- Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. (Д. Лондон )
- Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание… (И.С. Тургенев )
Упражнение «Продолжи рассуждение»
Задание: продолжить рассуждение, выбрав литературный образ для иллюстрации мыслей.
- Стремление к добру на планете может объединить миллиарды людей, все местные и международные организации, уважающие права человека, защищающие природу и вообще жизнь на земле.
- …Сила не в силе, а в мысли и ясном выражении ее, и потому боятся выражения независимой мысли больше, чем армий, устраивают цензуры, подкупают газеты…
Составление собственной «копилки аргументов» ЕГЭ
Составление и запоминание подобной базы аргументов качественно отличается от заучивания готовых списков. Суть этого метода заключается в накоплении сформулированных школьниками иллюстративных аргументов. «Копилка» составляется в виде таблицы.
После определения проблемы и идеи изучаемого на уроке литературы произведения обучаемые вспоминают пройденный материал с аналогичной проблематикой и отражают это в таблице.
Сюда же рекомендуется включать главные цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой.
Пример подобной таблицы (по материалам И.М. Кузнецовой)
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Проблематика произведения | Литературные «близнецы» (в каких произведениях литературы ставятся эти вопросы?) | Позиция |
Человек и власть. (Понтий Пилат, Каифа) «Человек перейдет в царство истины и справедливости, где … не будет надобна никакая власть». (Иешуа) | А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Анчар». А. Платонов «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек». А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» | Власть над людьми сопряжена с огромной ответственностью. И если власть безнравственна, корыстна и лжива, то судьбы людей, народа оказываются искалеченными. |
Внутренняя свобода и несвобода. (Понтий Пилат, писатели МАССОЛИТа — Мастер). «Правду говорить легко и приятно». (Иешуа) | А.С. Пушкин «Памятник». («Хвалу и клевету приемли равнодушно // И не оспоривай глупца») Факты из биографии Пушкина, Лермонтова (ссылка за вольнолюбивые мысли и критику власти); М. Зощенко, А. Ахматовой, А. Солженицына, не пожелавших творить в угоду власти | Лишь человек, обладающий внутренней свободой, способен жить, не поступаясь совестью, творить добро и истинное искусство. |
Милосердие и всепрощение (Маргарита — Фрида, Иешуа — Пилат) | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня, Раскольников) | Милосердие всегда выше возмездия. Умение прощать, сострадать духовно очищает человека, открывает ему истинные ценности. |
Верность и предательство (Иуда — Левий Матвей, Маргарита) | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». (Андрий — Остап) В. Быков «Сотников» (Рыбак — Сотников) | Верность идеалам добра, справедливости, верность Отчизне, верность любимому человеку – одно из важнейших качеств личности, показатель нравственной силы. Предательство еще с библейских времен — одно из самых тяжких преступлений, раскрывающих низменную сущность личности предателя. |
В заключение хочется привести известные слова древнегреческого философа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться».
Действительно, для того чтобы научиться грамотно аргументировать собственное мнение, учащиеся должны иметь систему ценностных ориентиров, основанную на знании мировой истории, культуры и литературы.
И создание такой системы в умах воспитанников — вот главная задача педагога, а успешное выполнение части С в ЕГЭ по русскому языку — это не более чем удачный «побочный эффект».
Использованные материалы:
- Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем (Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку): Лекция для учащихся) // Русский язык. — №12. — 2006
- Кузнецова И.М. Обучение навыкам аргументации суждения в соответствии с требованиями ЕГЭ // https://festival.1september.ru/articles/622703/
Об авторе: Етко Анна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы, к.ф.н.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также
<\p>
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Источник: https://pedsovet.su/liter/literaturnye_argumenty_ege
Проблема знаний, образования, воспитания — аргументы и сочинение
(1)Образованные нам не нужны. (2)Только лишь образованные. (3)Если начинать с вывески, то в ней должна быть отображена иная, более верная суть становления человека. (4)Не министерство образования, а министерство воспитания здоровой, гармоничной личности.
(5)Наобразовывали уже мы чиновников, строителей финансовых пирамид, нечистоплотных политиков, преступников, пора уже и понимать, что во главу угла нужно поставить нравственность. (6)Так как ненравственный человек — это не совсем человек, ибо живёт, разрушая общество, то есть вовсе не человек.
(7)3ачем он нам такой нужен? (8)И зачем нам сама эта система, что воспитывает обществу преступников? (9)О воспитании, термине, которым лично для себя раз и навсегда заменяю термин ‘образование’, говорить очень тяжело. (10)Велика ответственность перед этой, самой главной, темой, самым главным делом в жизни и деятельности людей.
(11)Если учитель не вложит в душу ученика всё лучшее, что выработало человечество, человека не будет. (12)И какое ныне отношение к этому, самому важному для нашего будущего, делу? (13)По расходам из бюджета страны на одного учащегося средней школы в процентах к ВВП мы занимаем аж второе место в мире. (14)Не радуйтесь.
(15)Второе место наше — это место от конца. (16)3а нами только африканская страна Зимбабве. (17)Как изменился мир в ответ на такую ‘заботу’? (18)Ныне 800 000 детей школьного возраста безграмотны, более 3 миллионов не посещают школу..
(19)Остальным же стандартное среднее, усреднённое образование сваливается в душу кучей ненужных, обременяющих знаний. (20)Не культивируют каждого индивидуально, как куст, лелея сильные стороны личности, устраняя мягко недостатки, а стригут все кусты одинаково — прямоугольником.
(21)Самая лучшая пора года — каникулы, самое лучшее время в школе — перемена, самая большая радость в школе — ура, учительница заболела. (22)Или — меня сегодня не спросили.
(23)Отчего? (24)Оттого что душа отворачивается от знаний, потому что не подогревается ни интересом индивидуальным от сродства души с изучаемым предметом, ни видимой очевидной пригодностью этих знаний в будущем. (25)Чувство тошноты появляется по отношению к этим бесконечно впихиваемым в голову серым, усреднённым знаниям.
(26)Чувство протеста. (27)Иногда протест проскальзывает в поведении. (28)Объединяет учеников, противопоставляя их педагогам. (29)Убивается любознательность, присущая детям в начале учёбы. (30)Знание тяготит, ибо не обогащает.
(31)3атем подрастающему недорослю (душевному, имею в виду, ростом-то он под два метра) попадаются сигареты, пиво, затем иные быстрые способы получения удовольствия, он скатывается до порочных, неправильных привычек, и они ведут по жизни уже до конца. (32)Для познания этот человек уже потерян. (33)Знания его уже не интересуют.
(34)Они тяготят — вбила в него школа. (35)Он не стремится к расширению знаний, своего кругозора; выпить, покурить, секс, танцы — только эти источники получения удовольствия, удовлетворения от проживаемой им жизни у него и остаются. (36)Навсегда.
(37)Тридцать лет назад услышал, как ведущий передачи ‘Очевидное — невероятное’ сказал: (38)Большая часть знаний, что даёт нам школа, не нужна нам в институте. (39) Большая часть знаний, что даёт институт, не нужна нам в жизни. (40)Вот так, проблему вроде бы понимаем, но с тех лет ничего не изменилось. (41)Но это не означает, что и дальше не нужно ничего менять. (42)Нужно срочно начинать создавать светлый мир будущего уже сегодня.
(По И. Ботову)
Знания имеют первостепенное значение для современного человека. Россия во все времена славилась высоким уровнем образования, предоставляемого в школе. Однако в последнее время, в период реформы системы образования, поднимается все больше споров и разногласий по поводу качества полученных знаний, системы их оценивания.
Немаловажным является и вопрос воспитания, становления гармонично развитой личности, максимально подготовленной к жизни в обществе. При решении всех этих проблем огромное значение приобретает образ преподавателя, учителя, и влияние нынешней школы на подрастающее поколение.
Проблема
Проблема качества, актуальности и полезности знаний, неразрывно связанная с проблемой воспитания и образования в современных учебных заведениях, поднимается И. Ботовым в предложенном тексте. Рассматривается роль учителя и школы в целом при становлении человека как личности.
Комментарий
Автор начинает повествование с утверждения, что только лишь образованные люди, при этом не обладающие должным воспитанием, совершенно не нужны нашему обществу. В нем и так хватает бесчестных, преступных индивидов. Поэтому главным лозунгом современного образования должно стать воспитание нравственного, гармонично развитого человека, приносящего стране и своему народу лишь благо.
За воспитание такого человека в первую очередь ответственен учитель, который просто обязан вкладывать душу в своих учеников, отдавать им часть самого себя. Без этого не получится настоящего человека.
Государство не видит столь важной проблемы. Наша страна находится на предпоследнем месте по количеству потраченных на одного ученика денег. После нас только Африка, страны третьего мира. Вследствие этого, сильно упала грамотность, многие просто не посещают школу.
Автора волнует вопрос о том, что нынешняя система слишком уравнивает детей, усредняя их способности и наполняя одними и теми же знаниями. Причем качество этих знаний оставляет желать лучшего.
Все вместе приводит среднего человека к чувству отвращения от знаний. Большинство молодежи ищут развлечения совершенно в других областях жизни.
Знания их не волнуют, зато алкоголь, наркотики, секс, танцы становятся неотъемлемой частью их жизни, способствуя деградации личности.
Автор сетует на то, что на протяжении нескольких десятилетий ситуация в образовании не меняется: школьные знания не нужны для вузов, вузовские знания – не пригодятся в жизни. Необходимо срочно что-то менять.
Авторская позиция
Автор пытается донести до читателя первостепенное значение для общества идеальной личности, нравственной, всесторонне развитой, образованной. Он призывает к необходимости скорейших перемен, которые обязаны привести к светлому будущему.
Своя позиция
Не могу не согласиться с автором. Образование, действительно, неоднозначно на сегодняшний день. Он сильно упрощено с одной стороны – схематичность, однозначность материала.
С другой стороны, появляется множество ненужных предметов – введение второго иностранного языка, планирование введения третьего.
Школьные знания иностранных языков настолько поверхностны, что изучение нескольких иностранных будет лишь отнимать время от подготовки к реально необходимым предметам.
Изменения необходимы, но они должны быть максимально обдуманными. И начинать нужно с подготовки преподавательского персонала. Учитель обязан не только нести знания, но воспитывать своим примером.
Аргумент №1
Если у человека присутствует тяга к знаниям, он способен развиваться. Проблема познания поднимается в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». Главной задачей главного героя – молодого недоросля Митрофанушки становится получение знаний. На самом деле, его учителя столь неглубоки, что дают ему лишь поверхностные знания, но он даже это не способен усвоить.
И тут дело не только в преподавателях. Многое зависит и от материнского воспитания Простаковой, которая внушает сыну, что ему образование не нужно. Мы видим, что знания, упавшие в неплодотворную почву, не смогут дать должных плодов. Образование без воспитания теряет половину своей пользы.
Аргумент№2
Если же человек стремится к глубоким знаниям, увлечен наукой и самим процессом познания, он может добиться очень многого. Таким человеком показал себя Евгений Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.
Заключение
Образование играет первостепенное значение для развития человека. Оно создает фундамент для становления личности, формирования жизненных стремлений и убеждений, духовного развития людей.
<\p>
Источник: https://spadilo.ru/problema-znanij-obrazovaniya/
Проблемы в текстах ЕГЭ. Тематический список проблем, встречающихся на экзамене
Какие бывают проблемы и темы в текстах ЕГЭ. Памятка для написания сочинения.
Бесчеловечный характер войныЧто помогает выжить на войне/преодолеть тяготы войныПамять о войне Женщины на войныДети на войнеВлияние войны на жизнь человекаДружба на войнеРазрушительные последствия войныПочему важно помнить героев войныГероизм на войнеКак война раскрывает качества человека
Проявление человечности на войне
Что такое свобода?Что такое истина?Что такое добро?Что такое истинное и ложное счастье?Проблема самопознания (Роль самопознания в становлении человека)Стремление к идеалуЦель и мечта в жизни человекаРоль добра в жизни общества и человекаРоль свободы в жизни человекаЦенность человеческой жизниЛожное понимание счастьяПоиска счастьяВыбора жизненного пути, целиСмысл человеческой жизни
Проблема веры, религии
Любовь в жизни человекаЛюбовь к ближнемуРабской любвиРазрушительной любвиЛюбви по расчету
Любовь к жизни
Больная любовьНа что человек способен ради любвиКак любовь влияет на человекаРазрушительная сила ненависти
Как ненависть влияет на человека
Роль дружбы в жизни человекаистинная и ложная дружбаКак найти друга,
Что такое дружба
Роль детства (молодости, юности) в жизни человекаРоль семьи в формировании личности человекаРоль матери в воспитанииПроблема материнства как подвигаВзаимоотношения отцов и детейВзаимоотношения в семьеОтношение к родителямРоль родительской любвиКонфликт отцов и детей
Влияние семьи на человека
Отношение к домуРоль Родины в жизни человекаРоль дома в жизни человека
Утрата связи с отчим домом
Роль искусства в жизни человека.Искусство истинное и ложноеПонимание искусстваСоотношение искусства и реальной действительностиНазначения поэзииНазначение искусстваВлияние искусства на человекаВлияние человека на искусство
Отношение человека к искусству
Роль музыки в жизни человека.Влияние музыки на человека.
Роль чтения в жизни человекаВлияние книг на человека.Назначение литературыЛитература и жизньОбщечеловеческое значение литературы (роль литературы)Разное восприятие произведенийЛюбовь к чтениюРоль книги в жизни человекаКачество литературыОтношение человека к книгам
Цель литературы
Воздействие массовой культуры на духовный мир человека.Влияние СМИ на общественное мнениеПроблема потребительства
Роль СМИ в жизни человека
Отношение человека к природеОтветственность человека за природуПрирода как источник жизниЗабота о природеОхрана природыПотребительское отношение к природеРавнодушное отношение к природеРавновесие в природеМесто человека в природеПостижение прекрасного в природеВлияние природы на душу человекаПроблема бережного отношения к природеПроблема экологической катастрофыВоздействие человека на природуОтношение к братьям нашим меньшим
Взаимоотношения человека и природы
Роль нравственных ориентиров в жизни человекаВерность человекуВерность словуДуховная независимость как свойство человеческой личностиПроблема эгоизмаДеградация человекаСозидание или разрушение?Доброта как свойство человекаРоль милосердия и сострадания в жизни человекаПроблема гуманизмаАльтруизмаБескорыстияБлагородстваВеликодушияОтзывчивостиПониманияОтветственностьБорьба за правду, истину, справедливостьРоль чести в жизни человекаПредательство и трусостьПроблема совестиСтрахаБорьба добра и зла в человеке (темного и светлого)Конфликт долга и чувстваПроблема равнодушияПроблема бессердечия, душевной черствостиИспытание совестьюПонятие честиУтрата духовных ценностейПроблема бесчеловечности, жестокостиПодлостиБесчестияВседозволенностиХамстваДуховной убогостиИнтеллигентностиНравственного выбораИстинной и ложной интеллигентности
Честности
Роль красоты в жизни человека
Соотношение внутренней и внешней красоты
Ложные ценностиСоотношение морального и материального в жизни человека
Роль материальных благ в жизни человека
Разрушающего влияния денегСоотношение морального(нравственного) и материальногоПроблема вещизма накопительства
Политика в жизни обществаБюрократизмаЧинопочитанияВзяточничестваУщемление прав человекаЛичности и власти
Социального неравенства
Роль школы в становлении личностиРоль взрослых в становлении личностиРоль примера в духовном становлении человека (матери, отца, учителя, друга, исторической личности, литературного героя)Роль образования в полноценном развитии личности.Отношение общества к образованиюСамовоспитанияСамообразованияУма и образованностьОбразованность и интеллигентность
Проблема воспитания
Измена своему предназначениюКакова роль самореализации в жизни человека.Ответственность человека за свою работу (художника, ученого, исторического деятеля) перед обществомКарьеризмаТалантаОдаренностиРоль труда в жизни человека
Выбор профессии
Язык и общество (роль языка в жизни человека)Состояние современного языкаСлово и делоБогатство и бедность нашей речиЯзык литературный и разговорныйРечь человека и его мыслиСвязь речи и духовного содержания человекаРазвития и сохранения русского языкаПроблема языковой толерантностиЗаимствований в русском языке
Соотношение культуры и языка
Роль культуры в жизни человекаВандализмаСохранения культуры
Экологии культуры
Научный прогресс и гражданская ответственностьРоль наукиНеизбежность научного и технического прогрессаНаучные подвиг и радость познанияЧеловек и наукаНаука и научностьОтветственность ученых за свои открытия
Влияние технологий
Духовная связь поколений
Историческая память
Человек и социум, социальная среда, проблемы общества
Воздействие(влияние) социальной среды на духовное развитие человекаОтношение к окружающимПроблема бескорыстного отношения к человекуБездушное отношение человека к человекуОтветственность человека перед обществом за свои поступкиКонфликт личности и обществаКонфликт яркой личности и обществаПроблема пьянстваПроблема наркомании
Толерантности
Проблема верности Отечеству, долгуЛюбовь к родине, патриотизм, , верность отчизнеКонфликт долга и чувстваИскажения понятия патриотизмаМужества героизма нравственного долгаПроблема мужестваНациональной идеи
Русского национального характера
Борьба старого и нового как проявление прогрессаКонфликт поколений (взаимоотношение поколений)Борьба старого и нового ( конфликт старых идей и новых0Утрата связи поколенийВера в будущееСвязи времен поколений , прошлого, настоящего и будущего
Отношение к прошлому
Жизненные испытания человекаНравственного паденияОдиночестваДушевной молодостиПроблема самооценкиОптимизмаПроблема судьбыРеализации человеческих возможностей
Самоопределение человека в молодости
Как найти проблему текста ЕГЭ
Тематический сборник текстов ЕГЭ Предыдущая публикация Следующая публикация
Источник: https://rustutors.ru/novosti/1071-spisok-problem-ege-naibolee-chasto-vstrechayuschihsya-v-tekstah.html
Аргументы к сочинению по проблеме взаимосвязей русского языка
Русский язык постоянно взаимодействует с другими мировыми языками. В романе в стихах А.С.Пушкин, описывая наряд Онегина, говорит, что «…панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет».
Удивительно, прошли века, и никто не вспомнит, что когда-то от этих слов открещивались, считая их легкомысленными и неучтивыми. В начале 19 века считались сравнительно новыми видами одежды, терминология которых ещё не утвердилась до конца.
Подбор русских названий проходил медленно. Но с лёгкой руки Пушкина эти слова мы считаем своими и не задумываемся над их происхождением.
Можно спорить, обогатился ли русский язык, но точно не стал беднее, ведь сегодня вместо куртка без рукавов мы говорим «жилет», а вместо коротких штанов – «панталоны». Хотя, смело можно сказать, что и это слово постепенно устаревает.
2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
В восьмой главе появление Татьяны окружено ореолом восторженности и светского апофеоза. Пушкин, что Татьяна была «верный снимок Du comme il faut…» И далее автор просит прощения у славянофилов: «Шишков, прости. Не знаю,как перевести».
Выражение в переводе с французского означает – порядочный, приличный, как должно. Обычно это выражение используют в ироничном смысле, но здесь Пушкин употребляет это слово – комильфо – в положительном смысле, всё, что не vulgar (т.е.
не вульгарно, то есть не примитивно, пошло). Об этом автор говорит позже.
Никто бы в ней найти не мог Того, что модой самовластной В высоком лондонском кругу Зовется vulgar. (Не могу… Люблю я очень это слово, Но не могу перевести; Оно у нас покамест ново, И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме…
Вульгарный – примитивный – стало абсолютно нашим словом, используемым в разговорной речи.
3. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Александр Андреевич Чацкий выступает в качестве защитника русского национального языка. Ему кажется неуместным употребление французского языка в своём отечестве, хотя бы. Чтобы быть ближе к народу. В своём монологе он говорит:
На съездах, на больших, по праздникам приходским? Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
Предполагая, что три прошедших года могли что-то изменить. Грибоедов устами Чацкого выражает своё негативное отношение к использованию французского языка в повседневной жизни.
4. Л.Н.Толстой «Война и мир»
В романе автор передаёт ситуацию, когда после Бородинского сражения представители петербургского света решают отказаться от употребления в речи французских слов.
Однако подобное решение трудно осуществить, так как в высшем свете не принято говорить по-русски и многие просто не знают значения французских слов в своём кровном языке. Л.Н.
Толстой явно не симпатизирует представителям высшего света, считая, что в трудную минуту все граждане должны объединиться, и язык одно из главных средств, способствующих этому.
5. К.Паустовский
считал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Наш выдающийся писатель считал, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Отечественная литература является гордостью нации, имена Пушкина, Толстого, Чехова, Достоевского, Булгакова являются мировым достоянием, они читаемы и любимы на всех континентах.
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».
Источник: https://litera.su/learner/arguments-to-essay/the-problem-of-interrelations-of-russian-language
Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ
Вторая часть ЕГЭ по русскому языку всегда пугала многих. В этом году произошли изменения в критериях оценивания и вопросов, как писать сочинение, стало еще больше. Как же получить заветные 24 балла за сочинение? Давайте разберемся.
В первую очередь нужно понять, что будут проверять. Это поможет взглянуть на собственное сочинение глазами экзаменатора. Всего существует 12 критериев оценки. Они разделяются на три блока. Первый касается содержания работы:
Разбор критериев оценивания
К1. Формулировка проблем исходного текста
Здесь твоя главная задача – правильно сформулировать проблему текста, то есть найти вопрос, на который автор пытается найти ответ. Иногда это просто: например, в тексте задается риторический вопрос или прямым текстом проговаривается то, что волнует автора.
Иногда задача осложняется тем, что проблем может быть несколько. Как найти главную и не ошибиться? Во-первых, обрати внимание на позицию автора. Она обязательно будет раскрыта с помощью аргументов – примеров из жизни, литературы (то, что должен будешь сделать и ты).
Чему они посвящены? На чём «зациклен» автор? Если проблем несколько, то обрати внимание на структуру текста – с чего автор начал, чем заканчивает. Обычно, если проблем несколько, это значит, что автор связывает одну с другой, делает из них цепочку.
О чём он начал говорить? Что из заявленного более масштабно, глобально, абстрактно? Это и будет самым важным.
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
За этот критерий теперь можно получить целых 5 баллов! Здесь важно показать свои умения анализировать предложенный текст. Комментарий – это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.
Комментарий должен содержать несколько важных элементов: два примера-иллюстрации из текста (то, что позволит нам понять смысл прочитанного), пояснения к этим иллюстрациям и смысловую связь между ними.
Поскольку по данному критерию можно получить достаточно большое количество баллов, это будет самая важная и объемная часть структуры сочинения.
К3. Отражение позиции автора исходного текста
Твоя задача – в паре предложений сказать, в чем заключается позиция автора. Как он сам относится к тому, о чём пишет? Здесь можно пересказать вывод, к которому приходит автор текста – его можно найти в конце.
К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
Это еще одно важное изменение в сочинении 2019 года. Теперь тебе нужно выразить свое отношение к позиции автора (а не к проблеме, как было раньше). Нет необходимости в литературных аргументах, что одновременно радует и пугает многих. На самом деле все не так страшно. 1 балл вы не получите только в том случае, если формально выразите согласие или несогласие с автором.
Во втором блоке внимание уделяется речевому оформлению сочинения на ЕГЭ по русскому языку, то есть его форме.
К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Как писать сочинение ЕГЭ? Твоё сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Для этого нужно держать в голове композицию. Об этом ниже.
K6. Точность и выразительность речи
Твоя задача – продемонстрировать точность формулировок и их разнообразие. Если твои предложения будут построены одинаково, а слова в них будут постоянно повторяться, это повлияет на оценку.
В третий блок входят критерии, проверяющие грамотность.
K7. Соблюдение орфографических норм
K8. Соблюдение пунктуационных норм
K9. Соблюдение языковых норм
K10. Соблюдение речевых норм
K11. Соблюдение этических норм
К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
С этим блоком всё просто (и при этом сложно): избегай ошибок любого рода. Тщательно проверяй все знаки препинания, сложные слова и трудные части слов (суффиксы, приставки, чередующиеся корни).
Не допускай стилистических ошибок – проверь, нет ли в твоём шаблоне сочинения примеров слов или конструкций, которыми ты грешишь в повседневных разговорах с друзьями (просторечий, сленга, жаргонизмов). Слова с высокой стилистической окраской тоже лучше не употреблять – исключи архаизмы, книжные слова. Пиши максимально просто и нейтрально.
Если не сомневаешься в каком-то слове или конструкции предложения – переформулируй. Разбей сложное предложение на два простых, замени союз из нескольких слов простым однословным. После многократного чтения работы глаз «замыливается», ты перестаёшь замечать свои ошибки. Воспользуйся приёмом корректоров: перечитай текст с конца.
Так нарушится его логическая структура, а потому ошибки и неточности станут явными. Будь деликатным в своём тексте, обходи стороной острые углы – твоя задача не агрессивно доказать свою правоту, оскорбить оппонента, а выразить мнение и получить за это хорошую оценку.
И проверь факты – правильно ли ты указал произведения и имена писателей в литературных аргументах? Не перепутал ли год исторического события? Ты уверен в достоверности приводимых научных данных? Вот те вопросы, которые ты должен себе задать.
Указанные выше критерии помогут тебе составить композицию текста, то есть сделать его последовательным и логичным. Для каждой части структуры есть определённые клише, которые можно выучить и использовать.
Чем больше ты будешь писать тренировочных сочинений, тем проще тебе будет. Это задание представляет собой шаблон, который нужно заполнить (печально, но факт).
По сути, твоя задача сводится лишь к постановке проблемы, поиску тезисов и аргументов к ним.
Итак, начать нужно с введения. Мягко подведи читателя в 2-3 предложениях к проблеме. Идеальный приём – задать риторический вопрос. Так твой текст будет развёрнутым ответом на него, и тебе же самому будет легче.
Можно написать ключевое слово текста в начале, поставить многоточие и попытаться поразмышлять над явлением. Хорошим началом будет цитата – в том числе и из того текста, который нужно проанализировать.
Также можно использовать следующие клише: Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.
Далее нужно сформулировать проблему. Для этого тебе понадобится 2-4 предложения. Можно использовать следующие конструкции: В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему… В данном тексте автор раскрывает волнующую многих проблему…
Затем ты комментируешь поставленную проблему. Нужно сделать это развёрнуто – в 4-7 предложениях. В этом тебе помогут следующие конструкции: Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}; Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.
) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}; Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается …
{указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
Чтобы перечислить художественные приёмы, которые автор использует, ты можешь использовать задания, которые сделал ранее – хотя, конечно, они должны быть выполнены правильно.
Теперь нужно сказать об отношении автора к заявленной проблеме. Используй следующие конструкции: 1) Позиция автора заключается в том, что… 2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко.
Она заключается в следующем: … 3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …) 4) Позиция автора такова:… 5) Автор считает, что… 6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… 7) Автор убеждает нас в том, что… 8) В тексте доказывается мысль о том, что…
9) Основная мысль текста заключается в том, что… 10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
Потом ты выражаешь своё отношение к вышесказанному. Сделать это нужно деликатно, не тыкая своим «я». Для этого хороши следующие конструкции: Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схожего с автором мнения по поводу … Мне кажется, что…
Наконец, нужно подвести итог. В этом тебе помогут такие фразы: Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)…
Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:… Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы…
Также уместно будет привести цитату из текста, если она кажется тебе ёмкой и удачной, и прокомментировать её.
Это и есть структура твоего будущего сочинения. Любого. Видишь, как каждая новая часть структуры открывала новый абзац в нашем тексте? Так и должно быть у тебя, минимум восемь абзацев: введение, формулировка проблемы, комментарий к ней, позиция автора, твоё личное отношение к сказанному, два абзаца на каждый тезис и аргумент и итог.
Вот и всё. Не так уж и страшно, правда? Кратко подытожим то, что тебе нужно сделать для того, чтобы написать сочинение на максимальное количество баллов:
- Пиши, пиши и ещё раз пиши. Решай все демонстрационные варианты, которые только сможешь достать. Так ты «набьёшь» руку, и тебе не придётся переживать за структуру текста – ты уже выучишь её наизусть.
- Читай и структурируй. Сделай табличку основных проблем, напиши к ним два тезиса и аргумента. Каждый прочитанный текст анализируй. Прошёл новое произведение по литературе? Как его можно использовать в ЕГЭ по русскому языку? Наткнулся в интернете на интересную научную статью? Для иллюстрации каких проблем она подойдёт? Смотришь любимый сериал? Можно ли использовать его сюжет и проблемы для сочинения?
- Настраивай свою языковую чуткость. Как можно больше «корми» своего граммар-наци: читай художественную литературу и нон-фикшн, так у тебя выработается «грамотный глаз». Пиши диктанты. Ищи ошибки в своей ленте «ВКонтакте». Добавь на телефон приложения, которые каждый день будут знакомить тебя с каким-нибудь сложным словом. Попробуй придумывать для одной и той же мысли разные формулировки: проще и сложнее. Старайся фильтровать свою речь – полностью перенастроиться не получится никогда, но попробуй замечать, когда ты говоришь стилистически нейтрально, а когда нет. Употреблять сленг и жаргонизмы – это не плохо, но важен контекст. В сочинении тебе снимут баллы за них, поэтому важно видеть, когда какое-то слово будет чужеродным в определённой ситуации. Воспринимай всё как игру – экзамен лишь повод узнать много интересного и расширить границы своего мировоззрения.
Другие материалы по сочинению ЕГЭ:
- Примеры сочинений
- Шаблоны сочинений
- Клише
- План сочинения
- Критерии
Источник: https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2019/sochinenie