Описание города и интерьера в романе «преступление и наказание» (с цитатами)

Описание города и интерьера в романе «Преступление и наказание» (с цитатами) | Литерагуру

(568 слов) Петербург по традиции ассоциируется с красотою дворцов, новинками моды, великолепием и шиком. Это место создавалось с целью стать новой столицей, центром всех новинок, самым красивым городом в стране. Но, как известно, у всего есть обратная сторона. В этом городе уживались роскошь и беднота, граничащая с нищенством.

В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает Петербург середины 19 века. Там нет никаких художественных описаний природы. Вместо них — описания убогих жилищ, распивочных, многоэтажных домов:

Достоевский знакомит читателей с одним из беднейших кварталов, где живет главный герой Родион Раскольников. Изображая пейзаж города в разное время суток, автор дает еще более полное представление о нем. Городской пейзаж помогает понять психологическое состояние героя. Петербург враждебен человеку. Он давит, создает атмосферу безысходности, толкает на преступления.

Город также равнодушен к людям. Люди здесь относятся друг к другу с презрением и недоверием, их объединяют лишь злорадство и любопытство к несчастьям других людей. Мармеладов рассказал историю своей жизни под хохот и язвительные насмешки окружающих. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование.

Обратите внимание

От горькой нищеты глава семейства становится пьяницей. Все свои деньги он тратит в кабаках и ничего не отдает семье. Действие романа происходит большей частью на улице, и уличные сцены усиливают впечатление безысходности и нищеты. Вспомним, как Раскольников встречает пьяную девочку.

Она — еще ребенок, но жить дальше нормально с таким позором она уже не сможет. На мосту его стегают плеткой, когда он чуть не попал под повозку. Все это говорит злости, раздражительности людей. В романе важную роль играет описание интерьеров.

Тяжелая, бесцветная, унылая, грязная обстановка интерьера давила на душу героев.

Комната Раскольникова была похожа на гроб или шкаф:

Крошечная комната, в которой он жил, не могла не повлиять на его психологическое состояние. Жилище Мармеладовых было похоже на проходной угол:

Жилище семьи Мармеладовых — типичное жилище бедных людей, едва сводящих концы с концами. Комната Сони напоминала «сарай»:

Достоевский описывает комнату Сони для того, чтобы читатели еще лучше понимали, как трагична ее жизнь. Раскольников ищет встречи со Свидригайловым и натыкается на трактир, в котором находит его. В трактире отворены все окна, это говорит о том, что в нем собралось много людей.

Шум из трактира слышен даже на улице: «Набит битком…». Из-за большого количества людей  трактир был грязный, но Свидригайлова это не смущало. Раскольникову же было крайне неуютно в этом помещении. Кабак был грязно обставлен, в нем было душно и даже нестерпимо сидеть.

По своему интерьеру он напоминал внешний вид своего хозяина.

Достоевский изображает фантастику и реальность петербуржской жизни. Больному Раскольникову снится сон. Это болезненный сон, его действие происходит в детстве Родиона.

Этот сон открывает истинное состояние его души, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре.

Важно

Жизнь реальная приобретает уродливые фантастические очертания, и реальность кажется ведением, а сон становится реальностью.

Наряду с представлениями об уродливом городе, в душе главного героя живет мечта о городе прекрасном, который он мечтает создать. Об этом думает Раскольников, идя на убийство:

Источник: https://LiteraGuru.ru/opisanie-goroda-i-interera-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-s-tsitatami/

Интерьеры в романе Преступление и наказание (Роль описания интерьера) сочинение

Интерьер каждого героя из романа «Преступление и наказание» олицетворяет их жизнь и душевное состояние. На протяжении всего романа интерьер является неотъемлемой частью герой произведения.

Так комната приятного персонажа Раскольникова представлена в виде маленькой коморки с очень низкими потолками. Обои на стенах желтого цвета, что само по себе должно означать радость и солнечное настроение, но не в этом случае.

Обои давно выцвели и стали блеклого цвета, а в некоторых местах даже уже и ободрались. Стены деревянные и сколочены, так что похоже больше на коробку, чем на жилье. Дополняет всю эту печальную картину огромный слой пыли на тетрадках и книгах.

Из мебели у Раскольникова старая софа и стулья, а так же маленький столик.

Полной противоположностью представлена комната процентщицы. В ней все аккуратно, хорошая мебель и от чистоты все блестит. Достоевский хотел выделить именно ее комнату, ведь это была старая, вредная и злая женщина. Федор Михайлович выделял ее как особенную, ведь остальные жилища героев были очень бедные и грязные.

Нищета хозяев комнат отображается на интерьере, все мрачное и облезлое. Комнатки давят на хозяина своими стенами и потолком, словно пытаются выгнать их на улицу. Очень мрачный и бедный интерьер заставляет чувствовать себя неудобно в родном жилище.

Комната Сони Мармеладовой тоже выполнена в желтом цвете, она также уже давно выцвела и облезла. Хоть комната девушки довольно большая, но уюта в ней совсем нет. Комната Сони отображает ее душевное состояние и подавленность, девушке приходится себя продавать, чтобы помочь своей семье. В некоторых местах обои уже давно отстали, а по углам от сырости появилась плесень.

Нищета наблюдается во всем доме Мармеладовых, мебель вся старая и ободранная, по дому разбросаны вещи и валяется старое порванное постельное белье. Стол настолько старый, что уже даже не видно, что он когда-то был покрашен. В доме стоят огарки свечей, которые вот-вот перегорят, и наступит тьма.

Лестницы в домах тоже очень грязные и мрачные. Много действий в романе проходит на лестницах. И соседи стоят, ждут смерти своего соседа на лестницы, много разговоров на ней прошло.

Совет

Почти во всех интерьерах в романе «Преступление и наказание» преобладает желтый цвет, но он совсем не отражает радость и благополучие. В романе Достоевского наоборот показан выцветший и блеклый цвет вместе с ним увядает жизнь в хозяевах комнат.

← Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание ← Образ Петербурга рассказах Достоевского↑ ДостоевскийТип петербургского мечтателя в повести Белые ночи → Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/interery-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Интерьер и его значение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры.

В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души».

Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. У Достоевского в описании обстановки прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.Кроме того, как отмечает Н. М.

Чирков, интерьер у Достоевского не сливается с образом героя: обстановка часто у него контрастна по отношению к человеку. Так, Раскольникова, который «замечательно хорош собою», «с прекрасными темными глазами», «тонок и строен», писатель помещает в ужасную, нищенскую каморку. Каморка его похожа более на шкаф, нежели на комнату.

Это крошечная клетушка, «шагов в шесть длиной», «с желтенькими, пыльными, отставшими от стены обоями». Мебель в ней старая и уродливая — три старых, не совсем исправных стула, крашеный стол в углу, неуклюжая ободранная софа, маленький столик.В описании комнаты Раскольникова явственно чувствуется мотив запустения, безжизненности, мертвенности.

Потолки в этой каморке до того низки, что высокому человеку становится в ней жутко. Большой стол с книгами и тетрадями покрыт толстым слоем пыли. Пульхерии Александровне комната сына кажется похожей на гроб .И действительно, жизнь как будто остановилась в этой «желтой каморке».

Раскольников задавлен нищетой, мысль о собственном безвыходном положении угнетает его, и он избегает людей, перестав заниматься своими насущными делами. Оставив учебу в университете, Раскольников бездействует, он целыми днями лежит неподвижно, уединившись в своей каморке.

Обратите внимание

Так, уже в описаниях обстановки прослеживается мотив смерти, который затем многократно реализуется в сюжете.Описания обстановки у Достоевского отмечены тонким налетом психологизма. Так, в комнате старухи-процентщицы «было очень чисто», «и мебель, и полы были оттерты под лоск». «Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире».

Раскольников замечает, что такая чистота бывает «только у злых и старых вдовиц».Обстановка практически всех жилищ в «Преступлении и наказании» говорит не только о крайней бедности, нищете их обитателей, но и об их жизненной неустроенности, бесприютности. Дом не является для героев крепостью, не укрывает их от жизненных невзгод. Маленькие, уродливые комнатушки неуютны и неприветливы к своим обитателям, они как будто стремятся изгнать героев на улицу.

Пульхерия Александровна облегченно вздыхает, выйдя из каморки Родиона. Очень уродлива, мрачна и комната Сони, похожая на сарай. В ней почти нет мебели, «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам», всюду — видимая нищета, В этом описании Н. М.

Чирков отмечает резкий контраст: комната Сони огромна — сама же она маленькая и худенькая (Раскольников отмечает это, будучи в комнате Сони).

Этот контраст портрета и интерьера, по замечанию исследователя, символизирует несоответствие че-го-то огромно-нелепого и детски-слабого, беспомощного в поведении и в образе героини.

Комната эта имеет вид неправильного четырехугольника, что само по себе символично. Цифра «четыре» в цифровой символике имеет значение основательности, прочности, незыблемости. Комната Сони в виде неправильно четырехугольника как будто разрушает основу основ, что-то вечное и незыблемое, как сама жизнь. Вековые устои жизни здесь как будто подорваны.

И жизнь Сони, действительно, фактически разрушена. Спасая семью от гибели, каждый вечер она выходит на улицу. На то, насколько тяжело для нее это занятие, Достоевский намекает уже в пьяной исповеди Мармеладова.

Описывая Раскольникову историю своего семейства, он замечает, что, когда Соня первый раз принесла домой тридцать целковых, то «ни словечка при этом не вымолвила, а, укрывшись платком, молча легла на диван и долго плакала». Мир Петербурга — жестокий, бездушный мир, в котором нет места доброте и милосердию, составляющих, по Достоевскому, основу жизни, ее незыблемость.

Картину ужасающей нищеты являет собой и жилище Мармеладова. В комнате его везде разбросано детское тряпье, через задний угол протянута дырявая простыня, из мебели — лишь ободранный диван, два стула и старый кухонный стол, некрашеный и ничем не накрытый. Характерно, что комнату Мармеладова освещает маленький огарок свечи. Деталь эта символизирует собой постепенное угасание жизни в этой семье.

Важно

И действительно, сначала умирает Мармеладов, раздавленный богатым экипажем, потом — Катерина Ивановна. Соня уезжает с Раскольниковым, поместив детей в сиротские заведения.Из комнат персонажей мы попадаем на темные, грязные, узкие лестницы. Как писал М. М. Бахтин, вся жизнь героев фактически проходит на лестнице, на виду у окружающих.

На пороге, у дверей, происходит разговор Раскольникова с Соней, который подслушивает Свидригайлов. Соседи Мармеладова, собравшись на лестнице, с любопытством наблюдают за его предсмертной исповедью. Приезд доктора и священника, муки умирающего Мармеладова, отчаяние Катерины Ивановны — для окружающих все это не более чем интересный спектакль.

На лестнице же, по дороге от Мармеладовых, Родион встречает священника.Последняя сцена эта глубоко символична. Раскольников привозит домой умирающего Мармеладова и помогает его несчастному семейству, оставив Катерине Ивановне деньги на похороны мужа. В первый раз после убийства Раскольникова заполняет «новое, необъятное ощущение вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни».

Читайте также:  Анализ стихотворения «родина» (м. ю. лермонтов)

В этот момент, спускаясь по лестнице, он встречается со священником. Священник в этой сцене — символ добра, милосердия, того лучшего, что живет в душе героя. На лестнице Раскольникова догоняет Поленька, младшая сестра Сони, чистое, невинное дитя. В порыве благодарности и детского восторга, Поленька горячо обнимает Родиона.

Этой сценой Достоевский как будто открывает для своего героя возможность раскаяния, обретения единства с людьми.Символична в романе и обстановка гостиницы Свидригайлова, где он проводит последнюю ночь перед самоубийством. Номер его представляет собой очень маленькую «клетушку», «даже почти не под рост» герою, стены имеют вид «как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями».

Маленькая комната, сколоченные из досок стены — все это напоминает нам гроб. Таким образом, в данном случае интерьер у Достоевского предваряет будущие события — смерть Свидригайлова.Стоит отметить, что во всех описаниях обстановки в романе преобладает желтый тон. Желтенькие пыльные обои в каморке Раскольникова, в комнате Сони, в квартире Алены Ивановны, в гостинице, где остановился Свидригайлов. Кроме того, в доме старухи-процентщицы мебель из желтого дерева, картинки в желтых рамках.

Сам по себе желтый цвет — цвет солнца, жизни, общения и открытости. Однако у Достоевского символическое значение цвета перевернуто: в романе он подчеркивает не полноту жизни, а безжизненность.

Характерно, что в описаниях обстановки мы нигде не встречаем яркого, чистого желтого цвета. В интерьерах у Достоевского всегда присутствует грязно-желтый, уныло-желтый.

Тем самым жизненный тонус персонажей в романе как бы автоматически снижается.

Совет

Таким образом, описания обстановки в романе — это не только фон, на котором происходит действие, не только элемент композиции. Это и символ жизненной, человеческой бесприютности героев. Это и символ Петербурга, города «неправильных четырехугольников». Кроме того, детали интерьера нередко предваряют будущие события в романе.

Источник: http://lit-helper.com/p_inter-er_i_ego_znachenie_v_romane_f_m__dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie

Интерьер в романе «Преступление и наказание»

Слайд 1

Интерьер и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Подготовила ученица 10 «Б» класса МБОУ Бондарской СОШ Плетухина Валерия

Слайд 2

В литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. ИНТЕРЬЕР (фр. Interieur, внутренний) — в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений.

Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

Создавая интерьер жилища героя, автор проникает в глубины души человека, ведь наше жилище — это «модель» нашего внутреннего «я».

Слайд 3

Гипотеза: Если бы интерьер в романе «Преступление и наказание» был бы не так жалок и убог, то царила бы не такая страшная атмосфера.

Слайд 4

Цель: Изучить интерьер и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Задачи: 1. Описать комнаты героев. 2. Выявить основную роль интерьера в романе. 3. Подвести итоги и сделать выводы.

Слайд 5

Родион Романович Раскольников Где он живет? Коморка , гроб, шкаф: «Это была клетушка шагав в шесть длиной , имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями , и до того низкая , что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»

Слайд 7

Семья Мармеладовых Где они живут? Проходной угол: « Беднейшая комната шагов в десять в длину … Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно , помещалась кровать. В самой же комнате было всего два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый , кухонный сосновый стол… на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике»

Слайд 8

Обратите внимание

Софья Семеновна Мармеладова Где она живет? «Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника , и это придавало ей что-то уродливое.

Стена стремя окнами , выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкозь , отчего один угол , ужасно острый , убегал куда- то вглубь…другой же угол был уж слишком безобразно тупой.

Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели…»

Слайд 9

Алена Ивановна Где она живет? Небольшая комната, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах..

Мебель вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках.

В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. Вся квартира состояла из этих двух комнат.

Слайд 10

Интересный факт: Достоевский постоянно обращает внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестница…узкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени.

Они ведут под самою кровлю дома…»; Лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; Лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день.

Оттого была страшная духота»; С лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; Узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.

Слайд 12

Важно

Вывод: Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения и переживания.

В этих комнатах страшно жить. В них зарождаются теории , подобные теории Раскольникова.

Во всем интерьере присутствует желтый цвет, он усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.

Слайд 13

Информационные источники: Текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» https :// yandex.ru / images /search 20:21:07

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/12/29/interer-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Интерьеры в романе «Преступление и наказание» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам.

Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.

Интерьер дополняют ободранные старые стулья, софа и небольшой крашенный столик.

Описывая комнату главного героя, писатель подчеркивает запустение и безжизненность жилища, вызывающего страх и угнетение. Мертвенность комнаты дополняет большой слой пыли на книгах и тетрадях, лежащих на столе. В этой желтой комнатушке нет жизни. Хозяин ее добровольно отказался от действий, от общества, он неподвижно лежит в ней и думает о безвыходности своего положения.

Достоевский – тонкий психолог в описании обстановки. Так, комната старухи- процентщицы очень опрятна, предметы мебели и пол в ней блестят, свидетельствуя о чистоплотности, которая характерна для «злых и старых вдовиц».

Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.

Мать Родиона Раскольникова с облегчением выходит из его коморки. Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам. Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы.

Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично. Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена.

Она вынуждена торговать собой ради спасения семьи.

В доме Мармеладова глазами Раскольникова читатель видит ужасающую нищету. По жилищу разбросаны детские вещи, через комнату протянута дырявая простыня, предметами мебели служат два стула, ободранный диван и старый кухонный стол, ничем не накрытый и никогда не крашенный. Освещением служит огарок свечи, что символизирует собою смерть, распад семьи.

Совет

Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Исследователь Бахтин М. М. отмечает, что вся жизнь героев романа проходит на лестнице, на виду.

Раскольников разговаривает с Соней у дверей, так что весь разговор слышит Свидригайлов. Соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа.

По дороге домой по лестнице навстречу Раскольникову поднимается священник.

Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.

В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.

Интерьеры в романе «Преступление и наказание» играют важную роль, становятся не только фоном событий, но и элементом композиции, идейного звучания романа.

Источник: http://resoch.ru/interery-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений Федора Достоевского. В литературе есть такие понятия как булгаковская Москва, пушкинский Петербург, Петербург Гоголя, Достоевского. Но сейчас речь не об особенностях городов, а о картине жизни общества 20-х, 40-х, 60-х годов.

Петербург в романе Достоевского — это не только фон, это СИМВОЛ ненормальной, несчастной жизни. Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа.

Каким же предстает Петербург в романе?

Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье. Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей.

Какие улицы Петербурга?

Это город узких переулков и трущоб. Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов. В нем во времена Достоевского находилось 18 питейных заведений. Уродливые пьяные случаются навстречу Раскольникову. Не менее уродливые вопли слышатся из трактиров.

Какие трагедии происходят на улицах города ?

Жизнь Петербурга безобразное. Пьяную девочку преследует 30-ти летний мужчина. В отчаянии бросается с моста женщина. По улицам ходит с детьми и просит милостыню Екатерина Ивановна. Именно здесь, на улице, и умирает. Попробуем заглянуть в комнаты, где живут герои романа.

Комната Раскольникова маленькая, как клетка в шесть шагов, с желтыми грязными обоями, которые подходили от стен, низким потолком, которая будто давит на жильца.

Эта комната — кладовая — прообраз более грандиозной, но такой же душной «кладовые» — Петербурга. Именно в этой кладовой, похожей на шкаф, родилась идея Раскольникова.

Так же душно, тесно и в комнате Сони. Эти серые грязные стены давят.

Обратите внимание

У Достоевского важна каждая деталь. И даже желтый цвет выбран писателем не случайно. В те времена этот цвет ассоциировался с «желтым домом», то есть с домом для умалишенных, и создавал ощущение что все происходит неправильно.

При описании интерьеров Достоевский использует слова что-то , где-то , как-то , как , подчеркивая этим ненадежность существования людей. Нищета и безысходность царят в городе.

Читайте также:  Анализ повести тургенева «ася»

Достоевский считает, что показатель совершенства или несовершенства мира — это жизнь детей. — Какими же мы видим детей Петербурга? Трагическое и неприглядно жизни детей Мармеладова.

На итоговом этапе урока учащиеся самостоятельно формулируют вывод: в этом безупречном образе города, который враждебен к человеку и природе, автор воплотил протест против господствующего зла, против неправильно устроенного   общества. Протест против этого не — человечности.

Но наряду с представлениями о безобразном город живет в душе Достоевского и мечта о Петербурге, созданный людского счастья, город, который воплощает здоровый дух гармоничного общества. Когда Раскольников идет на преступление, он думает о хорошо, прекрасный город. Таким образом, Ф.

Достоевский создал в своем романе образ капиталистического Петербурга, душного, трагического, фантастического города, как символа бесчеловечным ненормального общества. Писатель выразил протест против удушающей, давящей на человека атмосферы. Но Петербург Достоевского — это не только олицетворение зла, но и надежд.

Писатель верит, что люди «сотворят достойные плоды покаяния» и Петербург будет другим. Петербург сегодня же действительно другой.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/01/obraz-peterburga.html

Образ Петербурга в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание”

Образ Петербурга занимает особое место в системе образов, возникающих на страницах романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.

Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.

Но Петербург, описанный в романе Достоевского, – это не только фон, на котором развертываются драматические события. Его образ становится как бы символом неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в произведении событиями.

Практически все действие романа происходит в той части города, где жила беднота.

Важно

Петербург – город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, пьяные толпына улицах, женщины, бросающиеся с моста, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней, как физических, так и душевных.

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту.

Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича – слова, передающие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…прежде всего!», «Воздуху пропустить свежего!».

Человек задыхается в городе «под тяжелым петербургским небом». Так же тяжело несостоятельному человеку и в комнатах, где он живет. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли.

В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжелые думы Раскольников, созрела у него идея убийства, обоснованного его теорией.

Подобным же образом, как воплощение несчастной судьбы ее хозяйки, изображается комната Сони Мармеладовой. Ее комната «походила как будто на сарай», по форме напоминала уродливо неправильный четырехугольник, окна выходили на канаву. Потолок был низок, а двери наглухо заперты.

Они имеют символическое значение по отношению к ее судьбе, ведь эта девушка достойна лучшей участи, но из-за нищеты и необходимости помогать Екатерине Ивановне и ее детям Соня вынуждена зарабатывать деньги унизительным и противным ей путем – единственным, который может предложить ей петербургская жизнь, расходившаяся с мировоззрением героини, но поглотившая ее.

На страницах романа Достоевского мы находим образ больного города. Ведь большинство его жителей больны или физически, или психически.

Совет

Раскольников бесспорно страдает нервным расстройством, мучается кошмарами, чувствует сильное недомогание из-за лихорадки. Екатерина Ивановна умирает вследствие чахотки.

Мать Раскольникова Пульхерия Александровна после ареста сына пребывала «не в здравом состоянии рассудка», потом у нее началась горячка, от которой она скончалась.

Характерной чертой, по которой читатель может узнать обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, нездоровый желтый цвет. У старухи-процентщицы была небольшая комната с желтыми обоями и очень старой мебелью желтого дерева.

Комната Сони была обклеена «желтоватыми, обшмыганными и истасканными» обоями. В квартире у Порфирия Петровича также находилась мебель желтого дерева.

О постоянном, непробудном пьянстве свидетельствовало желтое, даже слегка зеленоватое лицо Мармеладова и испитое, опять же с желтым оттенком лицо женщины-самоубийцы.

Подобные детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа.

Жизнь Петербурга трагична. Бродя по нему, Раскольников видит безграничное горе людей, их искалеченные судьбы: то несовершеннолетнюю девочку, которую «напоили и обманули», то мещанку Афросиньюшку, которая уже в очередной раз пытается покончить с собой.

В Петербурге, изображенном Достоевским, жизнь приобретает чрезвычайно уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольникову слышались «отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном в третьем часу».

Это происходит с ним в реальном времени. Но столь же правдоподобно рисуется и его бред: ему кажется, что он слышит «вой, вопли, скрежет, слезы, побои и ругательства», чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Очевидно, что он не раз и наяву был свидетелем подобных сцен.

Обратите внимание

Увидев страшный сон, герои романа не сразу осознают – было ли это на самом деле, или привиделось в кошмаре.

В Петербурге Достоевского все смешалось: реальность и бред, явь и кошмар. Поэтому Свидригайлов называет его «городом полусумасшедших». Также он говорит о Петербурге как о городе, где столько «мрачных, резких и странных влияний на душу человека». Свидригайлов пророчит Петербургу страшную судьбу – наводнение.

Перед всеми героями романа северная столица – это «немой и глухой» город, подавляющий все живое. В этом фантастическом образе Петербурга, созданном Достоевским, воплощен авторский протест против существующего зла и безнравственности, против ненормально устроенного современного ему общества.

(13 votes, average: 3.69

Источник: https://school-essay.ru/obraz-peterburga-v-romane-fedora-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание” Достоевского

Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание” является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нем воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители.

Совершенно в другом качестве предстает перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Федора Михайловича Достоевского.

Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу “вонючего, пыльного” Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою.

Неудивительно, чтоего появление среди прохожих в своем нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе “Преступление и наказание”. Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной.

Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя.

Важно

Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как “на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь”.

В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнуренного человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зеленых деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом.

На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий ее сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе “Преступление и наказание”.

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зеленые парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф.

“Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…”. Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние.

Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она “походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое”. Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама.

Совет

Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей.

Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел “беднейшую комнату шагов в десять длиной”. В ней “было душно… с лестницы несло вонью”. Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Федор Михайлович Достоевский использует желтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте.

Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения.

Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живешь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: “Дома и стены помогают”. Там человек должен ощущать себя спокойным и защищенным. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри.

Видим его глазами бесправного трудового человека “униженного и оскорбленного”, задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы.

Мало кого из обитателей этих “роскошных палат” интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым “некуда больше идти”. Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание” заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих свое тело юных женщин.

Читайте также:  Главные герои и их характеристика в повести «детство» (л. толстой)

Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.

Источник: https://home-task.com/obraz-peterburga-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo/

Описание комнат преступление и наказание

В романе «Преступление и наказание » мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку.

Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым. Он душит и давит человека.

Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий.

Интерьер и его значение в романе Ф

Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его.

Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры.

В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского.

Интерьеры в романе «преступление и наказание»

В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах.

Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам.

Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.

Обратите внимание

Свищева Ирина Рафаильевна, учитель русского языка и литературы 1квалификационной категории «Шеморданского лицея Сабинского муниципального района Республики Татарстан».

1)помочь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием; дать представление неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, привести к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого из героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью;

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, пластинки, иллюстрации И.С.Глазунова к произведениям писателя, открытки с видами Петербурга, мультимедийный проектор.

Пейзажи: ч.1 г.1.

Описание комнаты героев романа преступление и наказание

Практически все описывается в желтых цветах.

Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на запахи и символические цвета.

Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая «похожая

Описание комнаты Сони Мармеладовой

«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.

Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели.

Описание комнаты

В Петербурге Достоевского 300. Это описание комнаты Сони Мармеладовой. Такое описание обстановки, окружающей героев называется интерьером. К вопросам.

«Тест по рассказам Чехова» — Назовите основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад». «Крыжовник». Судьба России. Жанр «Вишнёвого сада». Назовите рассказ, первым напечатавший рассказы. Тест по творчеству А.П.Чехова 10 класс. Укажите внесценических персонажей.

Сочинение: Социальные мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание

Роман Ф.М. Достоевского, по существу, является социально-психологическим и философским произведением. Достоевский показал дно капиталистического города, мир униженных и оскорбленных.

Автор разоблачает общество, где властвуют деньги, общество, которое беспощадно к тем, кто не имеет денег. Жертвой капиталистического мира становится и главный герой романа — Родион Раскольников.

Этот образ воссоздан психологически тонко, со свойственной Достоевскому способностью проникать во внутренний мир своих героев.

Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф

Источник: http://pomoshjuristov.ru/opisanie-komnat-prestuplenie-i-nakazanie-55477/

Интерьер в преступлении и наказании, описание интерьера

Классики часто используют интерьеры для дополнительной иллюстрации своих произведений. Так А.П. Чехов создавал комнаты и обстановки, дополняющие образы хозяев. У Достоевского иначе, его интерьеры по праву могут считаться такими же действующими персонажами, как и люди. Они не сливаются с героями, они дисгармоничны с ними и отражают их нынешнее состояние и положение.

Заглянем в комнату Раскольникова – тесная, с низкими потолками, желтыми пыльными стенами, старой убогой мебелью, затхлая, грязная, похожа на гроб. Она отражает безысходность, поселившуюся в душе жильца.

Толстый слой пыли на книгах и тетрадях бывшего студента говорит о бездействии.

И действительно, Раскольников, потерявший способность сопротивляться жизненным трудностям, бросил все занятия и предается рассуждениям о справедливости, о возможности и невозможности совершения преступления.

Мармеладовы обитают в проходной комнате, которая буквально кричит о нищете и угасании жизни в ее стенах. Эта комната не может быть домом, она не может оградить своих хозяев от невзгод и несчастий.

Комната за дырявой простынею, со скудной обстановкой, валяющимся повсюду детским тряпьем. Через нее постоянно проходят посторонние люди. Она отражает незащищенность своих жильцов.

Безвольный отец семейства, женщина, неспособная помочь оградить детей от страданий, несчастные дети, голодные и запуганные. У них нет будущего.

Комната Сони Мармеладовой, напоминающая сарай, так же уродлива, обшарпана и дисгармонична. Минимум мебели, все ветхое и безобразное. Даже стены комнаты (неправильный четырехугольник) говорят о зыбкости положения несчастной девушки, торгующей своим телом.

Комнаты старухи-закладчицы идеально чистые, без единой пылинки, говорят лишь о внешней чистоте. Эта чистота не соответствуют грязным заработкам старухи, черноте и черствости ее души даже по отношению к сводной сестре.

Важно

Достоевский не показывает в произведении ни одной гармоничной светлой обстановки. Цветовая гамма интерьеров не содержит теплых тонов, лишь грязные, обшарпанные, пыльные, серые. Визуализируя, автор часто прибегает к желтому цвету, но это не яркий свет солнца и радости, а бледный, грязный, болезненный неопределенный оттенок, не несущий никаких положительных эмоций.

Достоевский держит читателя в грязных комнатах, проводит по ветхим лестницам, даже выходя на улицу, читатель бродит за автором по грязным улочкам с затхлым запахом. Именно таким способом Федор Михайлович передает читателю ощущение реальности происходящего. Такой себе 3D кинотеатр, созданный силой слова.

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-komnata/interery-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Образ города в романе ф. м. достоевского «преступление и наказание» — классика

ОБРАЗ ГОРОДА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. «Преступление и наказание» многие критики и писатели называют петербургским романом. Ф. М. Достоевский любил Петербург, как и его герой, Раскольников, безумно любивший бродить по улочкам города.

Идя на преступление, Раскольников, проходя мимо Юсупова сада, задумывается о фонтанах, которые неплохо бы освежали воздух на площадях, и что если бы Летний сад распространить на все Марсово поле и соединить с Дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь.

Это говорит нам о том, что Родион Раскольников любит свой город и задумывается о нем даже в такие жуткие минуты.

И одновременно мы видим, что этот город довольно-таки мрачный, больной, сырой, хотя и столь прекрасный. Контрасты Петербурга, столицы тогдашней России, рисовали, конечно, и многие другие писатели: А. С.

Пушкин, Н. А. Некрасов. У Достоевского эти контрасты особенно обострены.

В 60-х и 70-х годах Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, все это отражено в «Преступлении и наказании».

Сумрачен городской пейзаж в романе, хотя действие происходит летом и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка Раскольникова мы смотрим на Петербург: «…

на улице жара стояла страшная, и к тому же духота, толкотня, всюду известка, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность снять дачу, все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

Совет

Голодный молодой человек чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. Описание Петербурга воспринимается как зримая картина внешнего мира, которую видит перед собой герой, как отражение чувств Родиона Раскольникова.

Действие романа происходит большей частью на улице. В переулке у Сенной щегольская коляска раздавила бедного Мармеладова; его жена, которая давно больна чахоткой, истекала кровью на улице; на улице же застрелился Свидригайлов, на Сенной площади Раскольников пытается покаяться

перед народом. Все эти уличные сцены тесно связаны с переживаниями Раскольникова. Герой романа «Преступление и наказание» мучительно сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей обречены на раннюю смерть, нищету и бесправие.

Однажды, зайдя в распивочную, Раскольников случайно слышит разговор студента и офицера. Они говорят о той самой старухе, которую замышляет убить Раскольников. «Богата, как жид, может сразу пять тысяч выдать. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная…» — рассказывает студент офицеру.

В то время в Петербурге было очень много таких людей, как Раскольников, и их судьба схожа с его судьбой в какой-то степени. Многие студенты находились на грани нищеты и время от времени были вынуждены обращаться к злой и капризной старухе-процентщице. Тот же Разумихин бросил университет из-за того, что нечем платить за учебу.

И сколько еще таких студентов слонялось бесцельно по грязным улицам Петербурга, предаваясь мрачным размышлениям.

Родион Раскольников стремится найти выход из этого положения. В этом мире униженных и оскорбленных рождается полубезумная идея Раскольникова.

Петербург в романе Достоевского не только город беспомощных голодных бедняков, но и город деловых людей, промышляющих кто чем может: мошенник Кох скупает у старухи-процентщицы просроченные вещи, содержатель распивочной Душкин — закладчик и краденое прячет… купец Юшин содержит дешевые грязные номера, Дарья Францевна торгует женщинами.

Обратите внимание

В романе Достоевского главное место действия, основная торговая точка Петербурга — Сенная площадь.

Ее окружают мрачные улицы и переулки, населенные мелким чиновным людом, торгашами, ростовщиками, показана жизнь бульваров, закусочных, трактиров, публичных домов.

В двух шагах от грязной Сенной находится Столярный переулок, в нем 16 домов и 18 питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, это посетители покидают кабаки.

Ф. М. Достоевский подробно знакомит нас с обстановкой, в которой живут его герои. Каморка Раскольникова до того мала, что можно, лежа на кровати, без особых усилий открыть защелку двери.

Комнаты Разумихина и Мармеладова почти такие же. Комнаты их точь-в-точь темные, сырые гробы. В них вечно царит полутьма, что под стать серости жизни.

Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория преступления.

Автор не зря несколько раз упоминает о жаре в Петербурге. Эта тяжелая погода приводит к путанице мыслей в голове Раскольникова, он ходит по Петербургу словно в бреду. Жара и духота тоже в какой-то мере дают толчок к преступлению.

Петербург играет важную роль в романе, обилие внешних деталей, подробности городской жизни, сцены уличной толкотни, жалкие интерьеры — все это создает общее ощущение города, который враждебен человеку, теснит, давит на него, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.



Источник: https://scribble.su/work/ekzamen/63.html

Ссылка на основную публикацию