Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»
Великолепное начало для проекта, который не стыдно упоминать в одном ряду с лучшими западными жанровыми образцами.
Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров) – молодой писарь при знаменитом следователе Гуро (Олег Меньшиков).
Гоголь – парень со странностями, периодически у него случаются «экстрасенсорные» припадки, и Гуро надеется с его помощью разобраться в серии загадочных убийств юных девушек, случившихся близ Диканьки.
Слухи приписывают их некоему всаднику в черном, но, прежде чем Гуро и Гоголь докопаются до истины, на тот свет отправится еще много людей. И, что самое неприятное, кое-кто с того света вернется.
Рядовые зрители и «народные блогеры» любят при виде какого-нибудь откровенно неудачного фильма выкрикивать в небо риторические вопросы вроде «За что?» и «Зачем?».
Ну что ж, теперь эти риторические вопросы получили абсолютно конкретные ответы – по крайней мере, в том что касается отечественных хорроров.
Хотите знать, зачем были нужны «Ведьма», «Кровавая графиня Батори», «Вурдалаки» и прочие малосмотрибельные образчики «русской хоррор-готики»? Для того, чтобы на их фоне лучше рассмотреть величие сериала «Гоголь», авторы которого наконец-то все делают правильно.
Настолько правильно, что в отечественном кинопроме этот проект даже не с чем сравнивать – его нужно ставить на одну доску с лучшими мировыми образцами, при том, что это отнюдь не тупое копирование западных схем, а абсолютно самостоятельный проект с узнаваемым славянским колоритом.
Чтобы начать и сразу же закончить с тем, что может омрачить кому-то просмотр, необходимо оговориться, что «Гоголь.
Начало» – это не самостоятельный фильм, а два эпизода сериала (всего в нем будет восемь 45-минутных эпизодов, разделенных на четыре полнометражных картины), то есть к концу «Начала» нам только-только представят всех центральных персонажей, а основная сюжетная линия повиснет на клиффхэнгере.
Тем не менее в каждой из двух глав «Начала» есть своя отдельная мини-история с внятным финалом, благодаря чему фильм не оставляет ощущения, что тебя обманули, – только легкий голод и острое желание добавки. А это скорее говорит о том, что у авторов, рассчитывавших подсадить своего зрителя на крючок продолжений, все получилось.
Также хороших слов не хочется говорить в адрес Александра Петрова, который типажно более-менее подходит на роль Гоголя, но в целом заметно переигрывает и вообще смотрится далеко не так интересно, как его партнеры.
Зато среди последних масса по-настоящему ярких актеров – чудо как хорош Олег Меньшиков, отличный слуга получился у Евгения Сытого, невероятно обаятелен Ян Цапник в образе доктора-алкоголика, жутковата и сексуальна – как и полагается правильной киношной ведьме! – Юлия Франц.
Но хорошие актеры – ничто без грамотной поддержки, а в «Гоголе» она мастерская по всем фронтам – от сценария (написанного так лихо и ловко, что во время просмотра действительно хочется, чтобы фильм не заканчивался) и «промозгло-мрачного» визуального ряда до саундтрека и очень качественной режиссуры. Фильм снят на стыке нескольких жанров, и в кои-то веки это действительно органичное и талантливое балансирование на грани, а не тяп-ляпистый капустник по принципу «сейчас у нас комедия, потом будет пятиминутка ужасов, а закончим все драмой». Переоценить работу постановщика Егора Баранова невозможно, благодаря его «легкой руке» кино живет и дышит, вовлекая в свой безумный танец и зрителя. Особенное спасибо за версию 18+, в которой полно и обнаженных тел, и весьма натуралистичной «кровищи».
А главное, что «Гоголь: Начало» – редкий (возможно, первый в жанре российского хоррора) пример отечественного фильма, снятого с такой жанровой честностью и уважением к своему зрителю. Фильм одновременно страшный, смешной, зрелищный и увлекательный – настоящий жанровый блокбастер, даром что с телевидения.
С 31 августа в кино.
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!
Яндекс Дзен | Instagram | Telegram | Твиттер
Источник: https://film.ru/articles/i-perom-i-toporom
«Гоголь. Начало»: Рецензия Киноафиши
Юный Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров) ещё относительно недавно переехал в туманный и прозаичный Санкт-Петербург с Полтавской губернии.
Чтобы хоть как-то продержаться на плаву с такой пагубной привычкой как писательство, мытарствами и стараниями мать устраивает сына на службу в Третье Отделение благодаря самому Фаддею Булгарину. Там юноша исправно выполняет свой долг перед родиной, работая писарем у местных дознавателей на местах преступления.
Конечно, в силу своих проблем со здоровьем, юноша вскоре обрастает определённой «чёрной» славой: никто не хочет выходить на очередное место происшествия с секретарём, который то ли при виде крови, то ли при одной мысли о насилии падает в обмороки, исчёркивая при этом протокольные листы разной несуразицей.
Но в один день свидетелем этого удивительного порока становится легендарный следователь, человек незаурядных способностей Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков). Благодаря причудам нового знакомого Гуро по горячим следам выходит на убийцу.
Поэтому, отправляясь в командировку на Полтавщину для расследования серии мистических убийств, обаятельный следователь не может отказать себе в удовольствии, чтобы не заинтересовать Гоголя приобщиться к своему скромному делу.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»
«Гоголь. Начало» Егора Баранова с первых минут картины встречает зрителя сразу двумя задами: лошадиным и обнажённым женским, что в принципе наводит на мысль, каким местом создатели повернулись к зрителю. А уж что они навострили в лес, итого стыдно представить. И такое восприятие реальности, как показывает практика пресс-релиза, у зрителя окажется не редкостью.
Действительно, если относиться к Николаю Васильевичу с суровой серьёзностью как к исторической и литературной личности, на корню пресекая всякое упоминание его имени всуе, нынешняя экранизация может стать достаточно основательной причиной для начала Священной войны.
Если восхищаться литературным наследием России, отстаивая его право на единственное существование, то на отечественном кинематографе можно и вовсе ставить крест.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»
Но если взглянуть на «Гоголь.
Начало» как на явление массовой культуры, которое, мало того, призвано испробовать новую модель проката в кинотеатрах — по словам создателей, впереди нас ждут ещё то ли 3, то ли 4 «серии» на каждый месяц — так ещё и собрать оставшуюся за бортом аудиторию перед голубыми экранами в 2018, то это уже свежо! Если посмотреть на последние поползновения соотечественников на жанр хоррора, такие как «Невеста» или, упаси боже, «Вурдалаки», то «Гоголь. Начало» — это уже откровенное чудо! Если за чередой гэгов и отсылок «для своих» всё-таки понять, что это не triple-A аттракцион спецэффектов, а развлекательный хоррор класса B с национальным масштабом, то просто браво!
Конечно, команду Александра Цекало, ныне успешного продюсера с чуть ли не мировым именем после сотрудничества с Netflix, сложно упрекнуть в жажде угодить всем. Как известно, продукта для всех не бывает. Есть либо определённая, суженная аудитория, либо на товар не набежит ни один купец.
Так вот товарищи из кинокомпании «Среда» на этот раз проявили себя не столь как талантливые фильм-мейкеры, а как разноплановые креативщики, укушенные маркетологом. Кровосмешения «опиума для народа» здесь чуть ли не по штуке — утрирую — на пару минут хронометража.
Во-первых, появление некоторых героев самих по себе уже наталкивает на определённые поп-культурные источники, как, например, главный антагонист «Гоголя. Начало» точь в точь вылитый назгул из «Властелина Колец». Из пластмассы вылитый, конечно, ещё вчерашнего Lego, но всё же.
А тот же Олег Меньшиков, шикарно сыгравший Эраста Фандорина в «Статском советнике», играет того же Фандорина и здесь, правда, с поправкой на мистику, поэтому параллельно оттачивает амплуа Воланда. Ровно так же, на том же генетическом «культурном коде» срабатывают и отсылки.
Тот же герой Меньшикова предлагает Гоголю: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?», — с низким поклоном «Покровским воротам», которые и стали билетом в большой мир кино для актёра.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»
С уклоном в сторону сериального сюжетостроения, о «Гоголе. Начало» было бы неправильно изначально судить строго и предвзято, поскольку многие персонажи, с учётом первоисточника, остались нераскрытыми и по итогу могут обернуться не такими бинарными, как показались.
Да и разброс тем самый разнообразный: от пресловутого переосмысления классики до разбора специфики психологии и трагедии писателя, что в связке с неожиданно вкраплёнными биографическими деталями жизни самого Гоголя вызывает тёплую улыбку. Как итог, первый «Гоголь» из серии оказался не таким страшным зверем, каким он выглядывал из тёмного леса грядущих релизов.
Моложавый, кровавый, в меру эротичный. А как ещё заинтересовать миллениалов нетленной классикой?
Евгений Антипин
В российском прокате с 31 августа 2017 года
Расписание и покупка билетов на фильм «Гоголь. Начало»
Источник: https://kinoafisha.info/reviews/8326983/
Рецензия на фильм Гоголь Начало 2017 года режиссера Егора Баранова
Осыпать фильм Гоголь: Начало молодого и малоизвестного режиссёра Егора Баранова гневными возгласами начали уже после выхода первого трейлера.
Дескать, ждёт нас очередное изощрённое извращение над бессмертной классикой. А хрестоматийное «Гоголь бы в гробу перевернулся» стало самым популярным комментарием.
В ответ на это режиссёр в одном из интервью лихо отшутился, сказав, что отличный, кстати, был бы слоган к фильму.
Предпремьерный показ картины в Санкт-Петербурге прошёл в прогрессивном кинотеатре нового поколения «Каро 11» в торгово-развлекательном центре «Охта молл». В честь этого события в северную столицу приехала съемочная группа фильма и его идейный вдохновитель – Александр Цекало.
Он заметил, что фильм был снят в Питере, а также является пилотным вариантом телевизионного шоу, которое будет состоять из 8 серий. Для большого экрана серии объединят в четыре полнометражных фильма. Поэтому, сразу нужно отметить, что «Гоголь.
Начало» — это не адаптация классики и угодить филологам и литераторам ни у кого в планах не было. Режиссёр и актёры даже произведения писателя перед съемками перечитывать не стали, чтобы проект получился максимально экспериментальным.
В итоге нас ожидает постмодернистский чёрный хоррор, основанный на вольной трактовке биографии Гоголя, а ещё на мифах и мистических легендах из его произведений.
Смотреть трейлер «Гоголь: Начало»
Рейтинг 18+ был оправдан сразу с открывающей сцены, в которой есть и обнажённая барышня и бранные словечки и кровавое убийство, снятое в духе «Игры престолов». В центре сюжета — Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков).
Он, уважаемый детектив, который из-за своего цинизма и проницательности, смахивает на героя Кристофа Вальца в «Бесславных ублюдках» Тарантино.
Расследуя рядовое убийство, он знакомится с молодым Николаем Васильевичем (Александр Петров) — скромным и нервным писарем, который то и дело впадает в загадочные припадки и фиксирует свои видения на бумаге. Эти видения — почти всегда ключ к разгадке преступлений.
Гуро вербует парня и берёт его с собой расследовать дело покрупнее — массовые загадочные убийства девушек в селе Диканьки. Местные здесь судачат, что виной всему — дьявол, в обличие всадника. Гуро с Гоголем пытаются разобраться — происки ли это нечистой силы или изощрённого убийцы.
Фильм «Гоголь: Начало» и соответствие реальным историческим фактам
Из соответствия реальным историческим фактам в фильме присутствуют несколько характерных черт, присущих Николаю Васильевичу. Например, в юности он творил под псевдонимом В. Алов, имел привычку предавать огню свои рукописи и панически боялся слизняков.
В остальном, Гоголь в исполнении Петрова — персонаж автономный и, кстати, довольно очаровательный. Правда, для реализации своего героя Александру Петрову приходится сдерживать весь свой природный пыл и быть почти безмолвным. Русалки, брутальные казаки, ведьмы и прочие герои произведений писателя здесь тоже имеются.
Речь героев причёсанная и современная. Никаких диалектов и колоритных словечек.
Все остальное, происходящее в фильме – галлюциногенный и изощрённый трэш, снятый в духе современных киноадаптаций, вроде «Шерлока» Гая Ричи, «Виктора Франкенштейна» Пола МакГигана и мини-сериала «Записки юного врача».
Но смотреть всю эту феерию приятно, прежде всего, из-за классной художественной постановки. Сделан «Гоголь» очень стильно и красиво. Хотя, вся эта мистическая оболочка сильно напоминает готичные фильмы Тима Бёртона.
Но все здесь скопировано и подсмотрено грамотно. Сюжет первую половину фильма интригует, хотя к финалу ожидаемо сдувается и начинает напоминать наивную детскую страшилку.
Заключительный клиффхэнгер («крючок») слабый и не вызывает непреодолимого желания узнать, что будет дальше.
Фильм «Гоголь: Начало» вызывает смешенные эмоции
Реакцию зрителей на этот фильм, в принципе, предугадать легко. В основной своей массе она неминуемо будет негативной, но хочется вам сказать, чтобы не испытать разочарования, абстрагируйтесь от любых ожиданий, иллюзий и литературных изысканий.
Смотрите этот фильм, как качественно сделанный аттракцион — кровавый, смешной и местами откровенно дурацкий. И помните, что экранизация и тв-шоу, это два принципиально разных продукта. С таким настроем у вас появится шанс получить удовольствие от просмотра.
Ну, а юным школьникам, которые, несмотря на 18+ точно сбегают в кино, «Гоголь» понравится однозначно. И возможно, увидев, как писателю снятся эротические сны, а жителям деревни отстреливают голову из охотничьего ружья, зайдут в книжный магазин и приобретут «Вечера на хуторе близ Диканьки».
А потом допытаются у своих учителей литературы, где тут, правда, а где ложь. А это уже результат.
Источник: https://etonadovidet.info/gogol-nachalo/
“Гоголь. Начало”, рецензия
Гоголиада
Гоголь. Начало, 2017, Егор Баранов
Наталья Бука рассказывает о картине Егора Баранова
Версия «18+» практически с ходу жёстко вводит зрителя в сюжетный курс дела: в первые пять минут фильма на экране появляется женская голая попа, стремительный массакр и главный злодей: бесчеловечный всадник с чёрной дырой вместо лица.
Эта сумрачная преступная преамбула истошным слоганом кричит о том, что «Самая тёмная ночь перед рассветом» ещё впереди и что все последующие действия в фильме будут обращены на поиски таинственного убийцы.
И тут появляется Гоголь…
Юный Николай Васильевич Гоголь бел лицом, чёрен волосом, тих голосом, славен скромной службой при Третьем отделении в Санкт-Петербурге и исправными приступами «падучей».
На местах преступления он не только записывает всё, что вещают ему хладнокровные дознаватели, но и без предупреждения валится в обмороки, резво приходит в себя.
В минуты припадков Гоголь, словно ведомый самим чёртом, пугает дознавателей и чертит неведомые символы, рисунки или отдельные слова, которые и сам поначалу не может грамотно истолковать.
Волею криминального случая Гоголь знакомится с харизматичным сыщиком Яковом Петровичем Гуро, который не гнушается подобными зрелищами, а извлекает из Гоголя полезную информацию. Еще у Гуро был один знакомый по фамилии Яичница, но сейчас не об этом: следователь приглашает писаря в Малороссию расследовать мистические убийства гарных дивчин.
От идеи Александра Цекало обратить писателя-классика в киногероя за пятьсот вёрст веет голимой коммерцией, и скудным кадилом чадит желание пробудить интерес молодёжи к русской литературе.
В угоду «и нашим, и вашим» к проекту привлекли талантище (Олег Меньшиков), тренды (Александр Петров, Таисия Вилкова), мейнстрим (Евгений Стычкин, Артём Ткаченко, Ян Цапник) и режиссёра в самом расцвете сил (Егор Баранов).
Фильм состоит из двух глав (всё-таки главный герой – писарь): «Убийства в Диканьке» и «Красная свитка». Титр «по мотивам» сразу намекает, что вы увидите очень вольное видение произведений Николая Васильевича. «Гоголь.
Начало» глазами Баранова – это мистический трэш, вобравший в себя жанровое «чёрт-те что», смешно пугающий и превращающий зрителя в муми-папу с мыслью: «Это уже где-то было». Картина просто напичкана нескончаемыми аллюзиями и ассоциациями с «Сонной лощиной», «Ван Хельсингом» и «Властелином колец».
“Гоголь. Начало”, рецензия
Здесь все напоминают кого-то. Гуро (Меньшиков) играет изрядно пожившего Костика из «Покровских ворот» и даже вопрошает у Гоголя: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?». Гоголь (Петров) доводит до совершенства умение пускать слюни и надувать жилы на шее.
Начальник полиции Бинх (Стычкин) напоминает обрусевшего флибустьера, решившего завязать с тёмным прошлым.
Женские партии тоже неоднозначны: в меру радует глаз кроткая Лиза (Вилкова) со своими скелетами в шкафу унаследованного поместья, а вот дочь мельника, утопленница Оксана (Юлия Франц) чересчур современна и пухла губами (не ведали тогда ещё в Диканьке про ботокс).
Впрочем, можно списать это дело на несчастный случай: всё же девушка утопла. И вообще ведьма. Унцию юмора вносит страдающий хроническим алкоголизмом доктор с булгаковской фамилией Бомгарт (Цапник). Как все выпивающие интеллигенты, он знает своё дело, и даже в невменяемом состоянии способен к вскрытиям и разного рода философствованиям.
Ближе к финалу фильма для борьбы со злом Гоголь сколачивает банду из себя, брюзжащего слуги и напоминающего байкера кузнеца Вакулы. Получаются такие малороссийские «Стражи Галактики».
В следующих сериях к ним, вероятно, примкнёт говорящая свинья и какой-нибудь куст. Что до гоголевской украинской атмосферности, то о ней словно позабыли.
Мелькнули где-то невыразительные мазанки, рушник, шаровары, свитка, борщ к обеду и пара шуток про москалей. В мультфильме «Жил-был пёс» – вот где нужно было черпать вдохновение.
Для борьбы со злом Гоголь сколачивает банду из себя, брюзжащего слуги и напоминающего байкера кузнеца Вакулы. Получаются такие малороссийские «Стражи Галактики». В следующих сериях к ним, вероятно, примкнёт говорящая свинья и какой-нибудь куст
Отрадно, что создатели фильма подробно ознакомились с биографией писателя и неплохо обыграли многие факты из его жизни и творчества. Так, в картине имеет место правдивый эпизод, в котором Гоголь сжёг все экземпляры своей поэмы «Ганц Кюхельгартен» (произведение было выпущено под псевдонимом Алов и подверглось критике).
Доподлинно известно, что писатель страдал от отсутствия аппетита — вот вам сцены, где Гуро мечет за троих, а Гоголь смотрит на сало, борщ и картошку с луком очами, преисполненными отвращения. Недолгий кадр, где писарь оказывается погребённым заживо, восходит к тафофобии писателя.
Ночные кошмары, «периодическая меланхолия» или, говоря современным языком, маниакально-депрессивный психоз, свойственные Гоголю, представлены здесь как особый дар писателя взаимодействовать с потусторонним миром.
Для «входа в контакт» ему достаточно либо хлебнуть горилки, либо стукнуться о любой твёрдый предмет, либо попасть под лошадь — вот вам и «ворота в мир иной». Очнувшись на тёмной стороне, Гоголь выглядит так, будто внезапно включил фронтальную камеру, заодно наглядно демонстрируя огрехи грима.
Радует то, что первоначальную затею сделать знаменитый «гоголевский нос» авторы сами и отклонили. Внешнее сходство с Гоголем носит, скорее, условный характер (хватает причёски, усов и крылатки), а первостепенная задача фильма заключается в том, чтобы познакомить зрителя с богатым внутренним миром писателя и его личными тараканами.
Отдавая должное авторам, можно предположить, что такой ядрёной экспериментальной мешанине искренне подивился бы и сам Николай Васильевич Гоголь-Яновский с его безудержной фантазией. О других особенностях писателя (к примеру, он умел вязать), видимо, станет известно из последующих серий – авторы наверняка смогут применить это умение к борьбе с дьяволом и раскрытию главной тайны.
«Сериал в кино» режиссёра Егора Баранова быстро запрягает да долго, видать, будет ехать. Ведь это только начало. Целых три части впереди. Зритель, запасайся терпением, деньгами и попкорном!
Источник: https://postcriticism.ru/gogol-nachalo-retsenziya/
Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»
Сегодня все чаще телесериалы заглядывают на большой экран. Обычно, это происходит в исключительных случаях, когда нужно громко презентовать премьеру какого-то сериала (недавние Сверхлюди) или наоборот привлечь внимание к его финалу (Игра престолов).
Наши киноделы тоже с недавних пор переносят телеформат в кинотеатры, но делают это топорно, чем только больший гнев зрителей навлекают на свои головы. Вспомнить Три мушкетера с Риналем Мухаметовым, или Темный мир: Равновесие.
Вот, кстати, Темный мир я считают образцовым примером того, как не стоит представлять сериалы в кино.
Помнится, полуторачасовой фильм вызвал кучу вопросов и резкое зрительское отторжение, зато, когда я посмотрел расширенную версию в 12 эпизодов, то был приятно удивлен – как сериал Темный мир: Равновесие прекрасно работал, раскрывая всех персонажей в достаточной степени, с чем не справлялся полнометражный “огрызок”.
Дата премьеры: 31 августа 2017 г. (Россия)
Жанр: фэнтези, хоррор
Режиссер: Егор Баранов
Оператор: Сергей Трофимов
Продюсеры: Валерий Федорович, Александра Ремизова
Сценарий: Ким Белов, Филипп Коняшов
И вот в 2017 на экраны выходит “Гоголь: Начало”, о котором как бы изначально говорили, что он положит начало сериалу. Размытая формулировка, не так ли? Положить начало сериалу мог и фильм.
Однако ушлые отечественные киноделы поступили хитрее: они сняли сериал, и решили его по частям демонстрировать в кинотеатрах.
Что в итоге получилось? Очередная волна зрительского недовольства при довольно неплохом исходном материале.
Гоголь: Начало – это отечественное фэнтези, которое попыталось интерпретировать на свой лад мотивы из Сонной лощины и гоголевский монстрарий.
Получилось, должен признать, любопытно, атмосферно, местами жутковато, а местами ужасно весело.
К сожалению, формат сериала лишил нас удовольствия узнать, чем же заканчивается история, впрочем обещают, что не за горами следующие части. Правда, боюсь, что обманутый однажды зритель, едва ли пойдет в кино повторно.
На мой взгляд, Гоголь: Начало – довольно жизнеспособная история, за развитием которой интересно наблюдать. Нас погружают в тайны села Диканька, где происходят таинственные убийства, которые из Петербурга приезжает расследовать прославленный сыщик Яков Гуро (Олег Меньшиков) и его писарь Николай Гоголь (Александр Петров).
При том, что Гоголь здесь – не просто знаменитый писатель, напротив, он еще только пишет свои лучшие истории, ищет себя как писатель и сжигает собственные творения, находя их бездарными, а вдобавок страдает от припадков и видений, которые позволяют ему чувствовать зло. В Гоголе Гуро видит способ раскрыть тайну Диканьки, а потому без лишних промедлений берет молодого медиума с собой.
И если в недавнем Вие Степченко на зрителя навели ужас, а потом хладнокровно признали, что никакой мистики там и подавно не было, то в Гоголе режиссера Баранова мистика есть, и она совершенно не скрывается.
За первые две серии (или главы) зритель знакомится не только с главными героями, но и с чертовщиной Полтавской губернии – загадочный Черный всадник рыщет по окраинам и убивает невинных девушек, лишая их крови до последней капли, в близлежащем пруду обосновались русалки-утопленницы, а в каждом втором доме живет самая настоящая ведьма.
Это при том, что и жители Диканьки далеко не так просты, в чем Гоголю и Гуро придется не раз убедиться. Местный следователь Бинх (Евгений Стычкин) ведет какую-то непонятную игру и скрывает что-то от заезжих, а в купеческом доме на окраине обитают нелюдимые супруги, у которых может оказаться не последняя роль в мистических событиях села.
Молодому Гоголю приходится не просто – он все время чувствует близость зла и его бросает из одного видения в другое, вопросы нагромождаются один на другой, но ни герой, ни зрители не получают на них ответы. По крайней мере, пока. Поэтому смотреть сериал интересно, а то, что первая часть завершается на самом интересном только подстегивает интерес.
Стоит отметить, замечательные спецэффекты, которые для отечественного сериала выглядят весьма неплохо, и общий мрачный стиль истории. Долгие планы, туманные пейзажи – все это словно перекочевало из Сонной Лощины Бертона.
Местами, конечно, создатели Гоголя пытаются сэкономить – отсюда обилие крупных планов лиц героев, но в целом видно, что работа над сериалом проделана не маленькая. Мне особенно понравилась сцена видения Гоголя, когда он оказывается в потустороннем Питере, и вокруг него всевозможные чудовища, прикидывающиеся людьми.
Было в этом нечто лавкрафтовское. Да и сам Гоголь, одержимый тьмой, вызывает интерес к своей персоне.
Еще одной удачей проекта является актерский состав. Олег Меньшиков и Александр Петров недавно играли вместе в Притяжении, и вон они снова в одном фильме.
Петров, конечно, мало похож на Гоголя, но он хороший талантливый актер и выкладывается по полной, зато Меньшиков как будто и не играет – его Гуро расслаблен, весел и саркастичен. Крайне удачный персонаж, выделяющийся в общей макабрической атмосфере Диканьки.
В дальнейшем нам обещают еще три фильма (по две серии каждый) до конца истории, и, не смотря на легкую обиду на создателей сериала за их обман, я все-таки жду их. Гоголь: Начало – это образец нового русского сериала для широкой аудитории, за который не стыдно и который с интересом смотрится.
На волне популярности Игры престолов, создатели Гоголя так же не брезгуют демонстрировать на экране кровь и обилие голых тел, что идет картине только на пользу. Стоит ли идти на Гоголя в кино? Думаю, что нет.
Лучше всего дождаться выхода всех серий и посмотреть весь сезон целиком, чтобы история была цельной и впечатления от неё не смазанными. Стоит ли вообще смотреть Гоголя? Однозначно. Особенно, если вы любите мистику и темное фэнтези, и вам надоело то, как нечисть показывают западные сериалы. Здесь этого добра на любой вкус.
Сергей Прудников, «Кидшер» («Пульс»)
Источник: https://kidsher.ru/ru/archives/11643
Обзор фильма «Гоголь. Начало» – Рецензия, отзыв
«Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают.»
— «Нос», Н.В. Гоголь.
Именно эта цитата из короткого рассказа приходит на ум после просмотра «Гоголь. Начало», потому что как ни крути, но хороший русский фильм действительно редкость. Александр Цекало вновь смог нам показать, что он талантливый продюсер, который продвигает действительно интересные и хорошие проекты. И да, на это можно сходить в кино.
Давайте начнем с того, что не надо в этом фильме искать подлинного Гоголя. Да, кино использует его, как главного героя, опирается и заимствует многое из его произведений, но не стоит ожидать пересказа «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Этот фильм нужно воспринимать, как фэнтези в духе Гоголя.
Казалось бы, сочетать такие вещи довольно тяжело, но у режиссера Егора Баранова получилось объединить рассказы Николая Васильевича и современный образ темного фэнтези. И получилось весьма неплохо. Но, конечно, есть над чем работать, а еще есть один маленький ньюанс.
Это многосерийный фильм, и не факт, что остальные серии смогут удержать планку.
Гоголь.
«…Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности.» – из отзыва А.С. Пушкина про «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Тоже самое я хочу сказать о фильме. В нем очень много хорошей иронии. За весь сеанс не прозвучало ни одной откровенно низкой шутки, и это в русском кино с рейтингом 18+! Большинство второстепенных персонажей комичны и разряжают бредовую бесовщину, которая происходит вокруг них.
Забавный хирург, который объясняет паронормальное в Диканьке своим пристрастием к горячительному, или крепостной Николая Васильевича, который вечно ворчит. Все действительно без излишней чопорности, которую так любят показывать в фильмах, где действия происходят в царской России.
Благодаря этому во время просмотра у сидящих в зале пробивалась искренняя улыбка.
«…Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа.» – «Несколько слов о Пушкине», Н.В. Гоголь
Кино получилось безумно стильным и атмосферным. Да, сейчас появятся какие-нибудь историки моды и скажут, то что половина одежды не соответствуют тому времени и так далее.
Но, как я уже говорил, это отдельный фэнтезийный мир, и выглядит он достаточно правдоподобно.
Даже яркие контрастные наряды персонажа Олега Меньшикова (Яков Гуро) не кажутся, чем-то не из мира сего, наоборот с помощью такого простого визуального приема подчёркивается натура персонажа.
Легендарный следователь Яков Гуро
С помощью натурной съемки (она велась в настоящей деревне, под Псковом) село Диканька как будто сошло со страниц рассказов Николая Васильевича.
По-настоящему чувствуешь атмосферу этого многострадального от всякой нечисти села. Складываются ощущения, что ваша бабуля оттуда родом, и вы ездили к ней на лето.
А окрестные природные ландшафты в сочетании с цветокоррекцией кадра выглядят очень таинственно и загадочно.
Диканька на рассвете
«Театр ничуть не безделица…» – «Выбранные места из переписки с друзьями», Н.В. Гоголь
Похоже, не все актеры фильма слышали эти строки. Особенно это касается женских персонажей, на фоне актерского таланта Меньшикова, их игра кажется просто бездарной, и не спасает здесь красота актрис.
Исполнитель главной роли, Саша Петров, довольно часто переигрывает, но заметно как при присутствии своего театрального руководителя (Олег Меньшиков является руководителем Московского драматического театра имени М. Н.
Ермоловой) напрягал весь свой актерский талант.
Красавица Лиза, объект любви главного героя, ее сыграла Таисия Вилкова.
«Я никогда не писал портрета, в смысле простой копии. Я создавал портрет, но создавал его вследствие соображенья, а не воображенья…» – «Авторская исповедь», Н.В. Гоголь и Ж.Ж. Журибеда
А теперь немножко о недостатках ленты. Сюжет фильма больно похож на готическую «Сонную Лощину» Тима Бёртона. Основная завязка (таинственные убийства темного всадника), некоторые персонажи (например, Лиза очень похожа на Катерину Ван Тассел), в фильме даже есть парочку сцен, которые выглядят один в один с «Сонной Лощиной».
Все значимые для сюжета события вызывают умозаключение, что где-то это уже было, отчего дальнейшие сюжетные ходы становятся очевидными. Ну и «сериальность» сценария не пошла на пользу. Многие линии сюжета не раскрывают должным образом, а остальные сумбурны и кажутся не к месту, появившимся просто так. Особенно это касается любовной линии.
Будем надеяться, что позже они раскроются в остальных частях. К тому же фильм не кажется отдельным произведением, как об этом говорили его создатели. Они сравнивали свое детище с «Гарри Поттером», где на протяжении всех фильмов есть одна большая сюжетная линия, но и каждый фильм кажется законченным. Так вот, в случае с «Гоголь. Начало» чувства законченности нет.
Нас нагло обломали титрами, когда мы только вошли во вкус
Но при этом стоит похвалить и смелость авторов. Фильм имеет рейтинг 18+ и полностью оправдывает его. Тут вам и длительные постельные сцены, и оторванные конечности с фонтанами крови. Некоторые актрисы впервые обнажались на съемочной площадке для фильма. А обнаженных девушек в ленте много.
Страстная Оксана, которая тоже флиртует с нашим Гоголем.
Как ни крути, перед нами все-таки мистика, а поэтому использование спецэффектов не избежать, и вот они особенно плохи в этом фильме. Учитывая, что фильм будет выходить не только в России, а еще в некоторых странах Европы (особенно картина полюбилась немцам), мне бы на месте авторов было стыдно показывать такой низкий уровень обладанием спецэффектов в кино.
Кровь, полеты в воздухе, безумные сны Гоголя выглядят очень плохо и слишком сильно выделяются на фоне натурной съемки. Тоже самое и с гримом у нечисти. В фильме будет момент с ведьмой, и вот помяните мои слова, вы будете сначала немного напряжены, но, когда увидите, что у ведьмы на лице, вы будете долго смеяться. Такие ощущения, что на нее просто вылили гуашь.
Ну, все же иногда моменты с нечистой силой могут нагнать жути.
Кошмар Гоголя
Еще хочется отметить работу оператора Сергея Трофимова, который снимал «Ночной дозор» и его сиквел. Кадры в фильме действительно хорошие. А вот монтаж иногда вызывает вопросы. Проблема в том, что фильм рассчитан больше на телевизионный показ, поэтому склейка в кинотеатре выглядит довольно плохо.
Барина и писарь.
Что мы имеем в итоге? Неплохой фэнтезийный детективный сериал, который, конечно, во многом опирался на западные картины, но не потерял и близкую нам душу Гоголя. Я подчеркну, именно сериал.
Как фильм, он воспринимается намного слабее, но все же это эксперимент, причем такой формат проката (сначала запуск в кино, а потом показ на телевидении) один из первых в мире.
А уж к лучшему это или к худшему – сейчас понять сложно.
В кино с 31 августа 2017 года
Источник: https://pluggedin.ru/openreview/obzor-filyma-gogoly-nachalo-277
Рецензия на фильм «Гоголь.Начало» Егора Баранова
Юный Николай Гоголь трудится в Санкт-Петербурге судебным писарем в канцелярии Его Императорского Величества. В его обязанности входит описание мест преступлений. Правда, когда он находится рядом с телами погибших, у него начинаются видения, которые косвенно указывают на убийцу.
Однажды при таком «сеансе» оказывается следователь Яков Петрович Гуро. Он обращает внимание на своеобразный талант Гоголя и приглашает молодого писаря составить ему компанию в путешествии в село Диканька.
Там за последнее время погибло несколько юных девушек, и селяне считают, что виноваты потусторонние силы.
На западе уже давно поставили на поток съемки выдуманных историй про реальные личностей («Демоны Да Винчи», «Флеминг» и т.д.). Для российского же кино- и ТВ-сегмента подобные проекты, безусловно, событие неординарное.
Автором идеи мистического процедурала, основанного на личности и произведениях Николая Васильевича, стал Александр Цекало, а лямку производства тянул телеканал ТВ-3. Но то, что в этот раз создатели собрались прыгнуть выше обычной планки телеканала, стало ясно уже на стадии формирования актерского состава.
Да, Александр Петров сейчас в тренде и снимается везде (даже в «Неуловимых»). Сергей Бадюк тоже не упускает возможности лишний раз появиться на большом экране (даже если это «Битва магов»). Но Евгений Стычкин и тем более Олег Меньшиков уже достигли того статуса, когда можно тщательно выбирать проекты.
Имена этих двух актеров в титрах, а также знаменитый перфекционизм продюсера Цекало сказались на ожидании премьеры.
Цекало и Ко подошли к созданию со всей ответственностью. Во-первых, не стали акцентировать внимание на графике. Современный зритель уже и так избалован спецэффектами и всегда сразу заметно, когда режиссёр старается продемонстрировать свой диплом по CGI со всех сторон. Спецэффекты в «Гоголе» на уровне, но ими никто не упивается. И это однозначный плюс.
Во-вторых, создатели сосредоточились на истории. Взяли известные факты о Николае Васильевиче и персонажей его произведений и сняли свою фантазию о молодых годах великого писателя. Ни о какой подлинности тут речи не идет, скорее, получилось размышление на тему «а что, если…».
Этот смелый ход, с одной стороны, сразу отсекал часть аудитории, которая подобное обращение с классиком клеймит святотатством. С другой — художественный вымысел развязывал создателям руки, давая возможность идти в любом направлении.
Кинематографисты пошли своей дорогой, но при этом, особо не отдаляясь от Диканьки. Они создали целый мир и в его рамках принялись рассказывать истории, порой даже непредсказуемые.
Сценарий для мистического процедурала отечественного розлива получился качественным и показывает, что кино снимали, чувствуя ответственность перед зрителем.
Серьезно подошли и к работе над персонажами. При просмотре не возникает ощущения какой-то фальши, а некоторая недосказанность хорошо сказалась на атмосфере фильма. Конечно, главным украшением стал герой Олега Евгеньевича — этот артист вообще плохо играть не умеет. И главное, режиссер Егор Баранов дал Меньшикову возможность в очередной раз порадовать зрителя.
Петров добавил себе в фильмографию еще одного персонажа, чья эмоциональность граничит с эпилепсией. Стычкин — снова подозрительная личность, которую так просто не раскусить. Бадюк харизматично молчит и внушительно водит плечами. А за позитив в фильме отвечает замечательный Ян Цапник.
Под чутким надзором постановщика и продюсеров эта разношерстная компания смотрится очень даже гармонично.
Нельзя не отметить один любопытный режиссерский ход. Баранов начинает фильм с того, что очаровывает зрителя великолепной игрой Меньшикова и завораживает окрестностями Диканьки.
И только спустя некоторое время он уже выводит на первый план собственно протагониста, который до этого пытался понять, где сон, а где реальность. Такая «ловля на живца» — беспроигрышный вариант, если каждый понимает свою роль.
И благодаря слаженной работе всей команды, в «Гоголе…» подобное сальто-мортале срабатывает без осечек.
Конечно, есть в фильме и недочеты вроде девушек с «накачанными» губами по моде XXI века, однако общее впечатление от просмотра остается положительным.
То ли дело в изначальном скепсисе, то ли в действительно большой работе, проведенной авторами.
Нельзя сказать, что общее впечатление близко к беспредельному восторгу, однако, с тремя продолжениями, которые выйдут в ближайшем будущем, ознакомиться хочется.
Источник: https://kinomania.ru/article/56246
Рецензия на фильм «Гоголь. Вий»: старинные легенды, летающие галушки и сеансы экзорцизма
5 апреля на большие экраны выходит «Гоголь. Вий» – продолжение одного из самых мистических проектов прошлого года. На этот раз зрителей ждет еще больше приключений молодого писаря императорской канцелярии Николая Гоголя (Александр Петров), расследующего таинственные убийства девушек в деревне Диканька.
Сиквел начинается с событий, показанных в финале первой части. И сразу бросается с места в карьер: несмотря на то, что попытки писать Гоголь забросит совсем, богатого жизненного опыта ему хватит на десяток будущих произведений.
В «Вие» создатели почти полностью отходят от историко-литературных основ: из более-менее реальных фактов здесь – дата рождения Николая Васильевича; из культурного наследия – летающие галушки да кузнец Вакула, в молодости видевший черта.
Кадр из фильма «Гоголь. Вий»
«Гоголь. Вий» постоянно доказывает целесообразность переноса даты премьеры, да не на месяц, как это было объявлено прошлым летом, а почти на полгода.
Несмотря на то, что в рамках фестиваля «Утро Родины» в Южно-Сахалинске публике представили не до конца доработанный фильм (в настоящее время продолжается работа над графикой в некоторых особенно сложных эпизодах), улучшения, внесенные практически на всех уровнях, очевидны.
Впрочем, перед тем как переходить к их описанию, стоит напомнить, что каждый фильм «Гоголя» – проекта, изначально снятого в формате сериала, – состоит из двух отдельных глав.
Так вот, возвращаясь ко всевозможным оптимизациям, стоит отметить, что «Вий» по сравнению с «Началом» стал более целостным. Во-первых, это касается именно структуры. Здесь уже нет настолько резкого разделения между основным сюжетом и дополнительными линиями: они органично переплетаются, дополняя друг друга.
Кадр из фильма «Гоголь. Вий»
Во-вторых, похвалить хочется буквально все визуальные и звуковые решения «Вия»: если первый фильм буквально брал зрителя наскоком – стилистикой, эклектикой и нарочито «рваным» изложением событий, то в сиквеле все снова выстроено более ровно и гармонично, при том что основные изначальные фишки и узнаваемый колорит создатели достаточно бережно сохранили.
Особенно хочется отметить весь эпизод в церкви: стробоскопический эффект здесь смотрится как нельзя оригинально и уместно, и по его окончании становится немного жаль, что создатели так мало поиграли со столь выразительной техникой. Но радует уже одно присутствие такого богатого инструментария.
Кроме того, увеличилось количество локаций (хотя все они находятся буквально в пешей доступности для героев) и стало больше сцен, в которых визуальный ряд идеально сочетается с музыкой: с эстетической точки зрения многие эпизоды «Вия» представляют действительно завораживающее зрелище, от которого сложно отвести взгляд.
Кадр из фильма «Гоголь. Вий»
При этом на должном уровне поддерживается необходимый градус динамики, который вызывает сходство второго «Гоголя» с молодежными ужастиками: в программе и всевозможные ритуальные обряды, и мистификации, и скримеры, которые идеально вписываются в сюжет и выполняют свои первостепенные функции – веселить и пугать. Именно это будоражащее веселье вкупе с функциональностью, которую можно назвать не иначе как просчитанными сценарными ходами, представляют собой в высшей степени удачное сочетание.
Подобный жанровый сдвиг мог быть сделать ленту менее содержательной и фактически опустошить ее, выставив на обозрение публики лишь красивую обертку, но, к счастью, на этом уровне на помощь проекту приходят актеры.
Глубинного драматизма в «Вие» нет – все-таки это не претендующая на «Оскар» картина, а кино развлекательно-пугающего характера, но добавленных актерским составом штрихов и разыгранных диалогов (даже минимальных) хватает для последовательного раскрытия героев.
А уж ведущие звезды проекта со своими обязанностями справляются просто блестяще.
Кадр из фильма «Гоголь. Вий»
Гоголь в исполнении Петрова, например, узнает некие тайны о собственном происхождении (или, по крайней мере, находится на пороге их раскрытия). Бинх (Евгений Стычкин) вообще с бешеной силой прорывается на первый план и отлично двигает историю вперед, будучи в «Вие» едва ли не главным катализатором всех событий (и большей части шуток).
Из довольно скучного и даже скудного персонажа, которым он предстал в первой части, Бинх трансформируется в объемного героя, который в этой вселенной оказывается вполне достойным отдельной истории.
Граней характера у него даже при минимальном хронометраже оказывается слишком много: место находится и для решительности, и для сомнений, отваги, ответственности, преданности…
Преданностью, впрочем, как и наличием темных тайн, могут похвастаться многие персонажи этой истории.
В «Вие» центром всеобщего притяжения оказывается именно Гоголь, что не всегда оправдано логически или эмоционально (зачастую симпатия объясняется простой фразой «господин из самого Петербурга приехал»), зато создающей особую атмосферу душевностью от таких благородных порывов веет за километр. Многое в сиквеле строится на понятии преемственности и любви, причем в счет идут и страсть, и дружеская привязанность, и крепость семейных уз.
Кадр из фильма «Гоголь. Вий»
Пожалуй, основная тенденция «Вия» – нагнетание атмосферы.
Чувствуется, что создатели медленно, но верно ведут к кульминации, мастерски играя с градусом напряжения, время от времени понижая его сторонними сюжетными линиями (особенно ярко прописана любовная), заигрыванием с еще неизвестной зрителю информацией и кое-чем еще, что вполне может сойти за спойлер (поэтому публиковать мы его тут не будем. – Прим. ред.).
В целом же «Гоголь. Вий» – это все та же эклектичная история на грани китча, что вышла в августе прошлого года и побила несколько кассовых рекордов. Из ощутимых плюсов здесь – более структурированная история, проработанная графика и раскрытие героев. Глобальных минусов, пожалуй, два.
Кадр из фильма «Гоголь. Вий»
Первый – немного фатальный: отсутствие эффекта неожиданности – того самого фактора, что чуть меньше года назад заинтриговал и как следует раздразнил аудиторию.
Кстати, возможно, именно из-за этого «Вий», несмотря на примерно одинаковое по сравнению с первой частью количество событий, оставляет ощущение, что чего-то все-таки не хватило.
Второй – слишком расслабленное отношение к второстепенным персонажам, которые слишком легко появляются в этой истории и исчезают из нее.
Впрочем, эти недостатки вполне компенсируются более тщательной и скрупулезной работой над сиквелом стадии постпродакшена.
А формула «смешать все компоненты и довести до кипения», которой придерживаются создатели, примененная здесь особенно изощренно, заставляет желать продолжения с еще большим нетерпением.
И их главная задача теперь – удержаться на тех виражах, которые, судя по всему, будет представлять собой финальная часть «Страшная месть».
Трейлер фильма «Гоголь. Вий»
Смотрите фильм «Гоголь. Вий» в кино с 5 апреля.
Источник: https://vokrug.tv/article/show/retsenziya_gogol_vii_65646/
Гоголь. Начало
8
Film.ru
Начало» – редкий (возможно, первый в жанре российского хоррора) пример отечественного фильма, снятого с такой жанровой честностью и уважением к своему зрителю. Фильм одновременно страшный, смешной, зрелищный и увлекательный – настоящий жанровый блокбастер, даром что с телевидения.
Читать рецензию полностью
7
RG.ru
Как детектив, пусть бы и мистический, “Гоголь” рассматривать не стоит. Потому что детектив из Гоголя – так себе. Он скорее экстрасенс.
Понятно, что некроколдуны и техномаги у нас тоже якобы преступления распутывают, чему на известном канале не видно конца. Однако все ж как-то не очень хочется видеть русского классика в подобном образе.
Тем более, когда герой детектива добывает сведения из галлюцинаций, это форменное ходульное безобразие, а не детектив.
Читать рецензию полностью
7
Weburg
Это спорно, но зрелищно. Странно, но любопытно. Пугающе, но не пугает по-настоящему. Отечественный ответ западным «туманным» триллерам, но с атмосферой именно оттуда. Старый герой и совершенно новый концепт. Если вы не собираетесь на продолжение, то логичного завершения истории можете не ждать. Судя по первым отзывам, именно оборванная концовка больше всего раздражает зрителя.
Читать рецензию полностью
6
Котонавты
В свое время многие уже пытались рассказать одну историю в нескольких частях (смотри «На игре» и «Параграф 78»), но даже если за первым фильмом виделся потенциал, заманить человека на второй поход в кинотеатр оказывалось гораздо сложней.
А учитывая, насколько все же аляповато подводят к местным клиффхэнгерам создатели, за проект становится немного боязно. Особенно учитывая, что даты премьер «Заколдованного места», «Вия» и «Страшной мести» так никто пока и не объявлял.
Читать рецензию полностью
6
Plugged In
Неплохой фэнтезийный детективный сериал, который, конечно, во многом опирался на западные картины, но не потерял и близкую нам душу Гоголя. Я подчеркну, именно сериал.
Как фильм, он воспринимается намного слабее, но все же это эксперимент, причем такой формат проката (сначала запуск в кино, а потом показ на телевидении) один из первых в мире.
А уж к лучшему это или к худшему – сейчас понять сложно.
Читать рецензию полностью
6
TenStars
«Гоголь. Начало» – это интригующая телевизионная новинка. К сожалению, назвать все это фильмом язык не поворачивается. Т.к. все здесь слишком местечково, сериально и выдаёт малый для такой задумки бюджет.
В итоге на больших экранах серии смотрится блекло, плоско.
Совершенно не понятно, как продюсеры собираются с этим бороться, потому что обещанные ими аттракционы слишком дёшевы и ничуть не восхищают зрителя при просмотре…
Читать рецензию полностью
3
Uralweb
По общему впечатлению, такого «Гоголя», наверное, можно от нечего делать посмотреть дома по телевизору, но не в кинотеатре. И дело даже не в сериальном формате, а в слабых сценарии и режиссуре, в нехватке у создателей чувства меры и вкуса. Трудно было предположить, что Гоголь Н.В. будет когда-нибудь ассоциироваться со словом «трэш», но теперь какое-то время, увы, будет…
Читать рецензию полностью
Источник: https://metarankings.ru/reviews/gogol-nachalo/
Что не так с фильмом «Гоголь: Начало»
31 августа в широкий прокат в России выходит мистический фильм «Гоголь: Начало» Егора Баранова, в послужном списке которого ленты «Самоубийцы», «Соловей-Разбойник», «Иерей-Сан. Исповедь самурая» и сериал «Фарца». Рассказываем, почему детективные приключения Николая Васильевича (почти что Холмса) в Диканьке – весьма сомнительный повод выбраться в кинотеатр.
Сюжет-огрызок
Кадр из фильма «Гоголь: Начало»
По сюжету фильма «Гоголь: Начало» молодой и терзаемый смутными сомнениями относительно своего творческого таланта Николай Васильевич отправляется на Диканьку. Там он в качестве писаря помогает матерому следователю Якову Гуро в раскрытии таинственных убийств девушек.
Раз за разом Гоголю во время припадков или снов приходят мистические видения, которые соединяют его с потусторонним миром и помогают в расследовании преступлений.<\p>
Сама по себе задумка вполне состоятельна, ведь тема загадочного творческого процесса Гоголя в переплетении с сюжетами его произведений образует плодородную почву для перспективной и жутковатой истории.
Однако в случае с данной работой перспектива эта загублена. В лучшем случае она раскроется в следующих частях отечественной франшизы о всемирно известном классике литературы. Но сейчас мы, что логично, говорим только о первом фильме.<\p>
А здесь перед нами фактически два эпизода сериала, топорно склеенных друг с другом титром и демонстрируемых зрителю в виде фильма.
Авторы, судя по имеющейся в Сети информации, намереваются поступить аналогично еще трижды, выпуская новые главы истории в массовый прокат раз в полтора месяца. По сути, нам в кинотеатрах в несколько заходов хотят показать телевизионный сериал под видом многосерийного фильма.<\p>
Практика уникальная, но отнюдь не радующая.
Нужно понимать, что это кардинально отличается от условной кинематографической вселенной Marvel, каждая из картин которой сама по себе представляет целостное и законченное произведение, а не осколок одной истории.<\p>
Подобного совершенно точно нельзя сказать об этом фильме.
Из того, что «Гоголь: Начало» – это банально два приложенных друг к другу эпизода сериала, вытекает композиционная несостоятельность ленты в качестве художественного фильма. Классические сериальные завязка, развитие и концовка каждого эпизода здесь никак не сглажены под формат фильма или сглажены скверно.
Поэтому эти элементы композиции встречаются по два раза, то есть в каждом из двух эпизодов. В начале второй главы, например, нас совершенно внезапно окунают в новое расследование, что само по себе традиционно бывает в сериалах с наличием вертикальных сюжетных линий в каждом эпизоде. В случае с так называемым фильмом это ощутимо ломает темп.
<\p>
Подобная двухсерийность совершенно неприкрыта, чего не должно быть в самостоятельной картине. Ну а стандартный для не последнего эпизода сериала финал обрывает историю настолько внезапно, что складывается ощущение, будто тебе только что показали лишь половину фильма. Из-за этого воспринимать «Гоголь: Начало» как гармонично выстроенное кино совершенно не получается.
Отдельно хочется отметить один забавный и одновременно с тем грустный факт. Трейлер ленты «Гоголь: Начало» содержит множество сцен, которых при просмотре этого фильма вы не увидите. Вероятно, авторы припасли их для следующих частей – анонсированного на 2018 год продолжения (фильм «Гоголь 2.
Вий» появится в кинотеатрах 5 апреля 2018 года, а через полгода, 31 августа 2018 года, в прокат выйдет часть «Гоголь 3. Страшная месть», после чего последуют завершающие сагу 6-серийный телесериал и телефильм).
Только вот получается, что создатели трейлера ленты «Гоголь: Начало» фактически довольно нагло вводят зрителей в заблуждение. Нехорошо.<\p>
Уныние на грани меланхолии
Кадр из фильма «Гоголь: Начало»
Жанрово «Гоголь: Начало» в очень общих чертах напоминает фильмы о Шерлоке Холмсе Гая Ричи, но в более явной мистической обертке. Однако актерский состав ленты «Гоголь: Начало» подкачал. Главный герой детективно-приключенческой истории из Диканьки совершенно не дотягивает до персонажа, сыгранного Робертом Дауни младшим.
Эмо-Гоголь Александра Петрова получился довольно унылым для кино подобного жанра. Именно унылым, а не мрачным или таинственно-мистическим. За таким героем не хочется следовать по его тернистому пути, как, собственно и сопереживать ему.
<\p>
Олег Меньшиков, исполняющий мастеровитого следователя Якова Гуро, харизматичен, только вот играет он персонажа второстепенного и в «Начале» имеет не так уж много экранного времени. Тем печальнее, что на его фоне так во всех смыслах блекло выглядит Гоголь Петрова.
Отточенного и запоминающегося дуэта, как у Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу, у отечественных исполнителей, к сожалению, не получилось. Петров (талантливый актер!) мог бы тягаться с Меньшиковым, если бы создатели переосмыслили характер Гоголя (рискнул же, в конце концов, Гай Ричи?) и дали ему хоть какой-нибудь интересный характер и волю.
<\p>
Тут же совершенно логично получается, что забитый и чувствительный Гоголь, производящий впечатление трепетного юноши, уступает уверенному и осмысленному Гуро по всем пунктам – именно уступает, а не дополняет, и не выгодно контрастирует с ним.
Внушительная часть остального актерского состава, правда, выглядит еще печальнее, особенно женская его половина. Поэтому, когда герой Меньшикова исчезает из кадра, источаемое им обаяние тут же сменяют почти беспросветные грусть и тоска. И да, о раскрытии персонажей пока говорить тоже не приходится, ведь перед нами, напомню, лишь два из восьми эпизодов сериала.
Кстати, хоть и в основу фильма «Гоголь: Начало» и лег сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», здесь также можно обнаружить отсылки к сборнику повестей «Миргород» («Вий»), и к знаменитой поэме «Мертвые души». Прямого сходства телефильма с тем, что написано у Гоголя, ждать не стоит – знаменитое «я художник, я так вижу» никто не отменял.
Высокобюджетный сериал или фанфик
Кадр из фильма «Гоголь: Начало»
Еще одна откровенно слабая сторона фильма «Гоголь: Начало» на фоне качественных представителей жанра, например, той же дилогии Ричи о Холмсе, – визуальная сторона. Нужно отдать ленте должное: костюмы и декорации не разочаровывают и стилистически выдержаны весьма неплохо.
Но фон и одежда не могут вытянуть картинку, которая страдает от столь безынтересно и блекло поставленных сцен хоррора или экшена. Здешние ужасы совсем не пугают (если только детей, которым этот фильм из-за обилия обнаженки смотреть запрещено).<\p>
Битвы тут тоже пресные.
Ни о какой режиссуре и постановке уровня картин Ричи речи не идет и близко. В итоге местами происходящее на экране вовсе напоминает фанфик по фантастическим произведениям Гоголя.
В эти моменты особенно сильно хочется показать авторам в качестве образца крутой проработки нечисти из славянской мифологии (да и в целом для примера искусной постановки сцен) ролики видеоигр серии «Ведьмак». Временами складывается впечатление, что они их и так смотрели, но очень уж невнимательно.<\p>
«Аншлаг» во время чумы
Кадр из фильма «Гоголь: Начало»
В фильме «Гоголь: Начало», надо отметить, довольно много юмора. Учитывая мрачную обстановку и обилие жестких моментов, кажется, что этого юмора даже как-то чересчур много. Однако временами он заставляет улыбнуться (пару раз за фильм, наверное).
Также здесь встречается большое количество отсылок к произведениям русских классиков. От Меньшикова может даже прозвучать каноничная фраза «А не хлопнуть ли нам по рюмашке», произнесенная его персонажем в «Покровских воротах».
Но общее впечатление пара таких милых нюансов исправить не в силах.<\p>
Что в итоге?
Кадр из фильма «Гоголь: Начало»
«Гоголь: Начало» нельзя назвать полноценным художественным фильмом. Это отрывок сериала про довольно безынтересно воплощенного Николая Васильевича.
Сериала, не преуспевающего ни в качестве яркого детективного приключения, ни в виде пугающего хоррора, ни как симбиоз этих жанров.
Возможно, как шоу из восьми эпизодов на российском телевидении «Гоголь» в конечном счете будет смотреться чуть уверенней, но первая из четырех его частей в качестве целостного произведения/ фильма выглядит абсолютно несостоятельно.<\p>
P.S. В прокате фильм (то есть сериал) «Гоголь: Начало» идет в двух версиях: 16+ и 18+. Если вам исполнилось 18 лет, рекомендуем посмотреть «взрослую» версию – она цельнее и в хорошем смысле страшнее.
0 7.5
Ваша оценка 0.0 Отменить оценку<\p>
Купить билет
&lt;span id=”selection-marker-1″ class=”redactor-selection-marker”&gt;&lt;/span&gt;<\p>
Источник: https://soyuz.ru/articles/897