Сочинение: война и мир, мысль народная

«Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого

«Его герой — целая страна, борющаяся с натиском брага».
В.Г. Короленко

Толстой считал, что решающую роль в исходе войны играют не военачальники, а солдаты, партизаны, русские люди. Именно поэтому автор старался изображать не отдельных героев, а персонажей, которые находят в тесной связи с целым народом.

В романе показан обширный временной период, но решающими становятся 1805 и 1812 года. Это года двух совершенно разных войн. В войне 1812 года народ знал, за что борется, зачем нужны эти кровопролития и смерти. А вот в войне 1805 года люди не понимали, за что отдают жизни их близкие, друзья и они сами. Поэтому в начале романа Толстой задает вопрос:

«Какая сила движет народами? Кто является творцом истории — личность или народ?»

Ища ответы на них, мы замечаем: с какой точностью автор изображает индивидуальные характеры и портреты народной массы, батальные картины, сцены народного героизма и понимаем, что народ — главный герой эпопеи.

Обратите внимание

Мы видим, что у солдат разные взгляды на жизнь, общение с людьми, но всех их объединяет одно — большая любовь к Отчизне и готовность на все только ради того, чтобы защитить Родину от захватчиков. Это проявляется в образах двух простых солдат: Платона Каратаева и Тихона Щербатого.

Тихон Щербатый всем сердцем ненавидит захватчиков, при этом являясь «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова. Он — смелый и решительный партизан-доброволец, «бунтарь» готовый пожертвовать собой ради дела. В нем воплощен дух народа: мстительность, смелость, находчивость русского крестьянина. Любые трудности ему нипочем.

«Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное — выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, заесть в самую середину французов, пройти в день по 50 верст, все указывали, посмеиваясь, на Тихона:

— Что ему, черту, сделается!»

Платон Каратаев полная противоположность этому энергичному, нелюбящему врагов человеку. Он – воплощение всего круглого, доброго и вечного.

Любит вообще всех окружающих, даже французов, проникнут чувством всеобщего любовного единства людей. Но у него есть одна не очень хорошая черта — готов страдать ни за что, живет по принципу «Все, что ни делается, все к лучшему».

Была бы его воля, он никуда бы не вмешивался, а был бы просто пассивным созерцателем.

В романе Толстого читателям доводится увидеть то, как солдаты относятся к своим противникам.

Во время боя — беспощадно, чтобы добиться победы. Манера поведения Щербатого.

Во время привала отношение к пленным меняется на великодушие, что роднит солдат с Каратаевым.

Солдаты понимают разницу двух ситуаций: в первой, победит и выживет тот, кто забудет про человечность, сострадание; во второй, отбросив стереотипы, они забывают, что они солдаты враждующих армий, понимая только то, что пленные тоже люди и им тоже необходимо тепло и еда. Это показывает чистоту души и сердца солдат.

Важно

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

В каждом русском человеке в 1812 году проявляется «скрытая теплота патриотизма», в том числе в семье Ростовых, отдавших подводы и дом для раненных.

Купец Ферапонтов, до войны отличающийся неимоверной жадностью, теперь отдает все при бегстве из Смоленска. Все люди России в тот трудный период были едины, сплочены, для того, чтобы защитить свою Родину от иноземных захватчиков.

Наполеон не добивается своей цели, потому что храбрость русских полков вселяет в суеверный ужас во французов.

Основной конфликт романа определяется не частным столкновением исторических личностей или вымышленных персонажей. Конфликт романа заключается в борьбе русского народа, целой нации, с агрессором, исход которой определяет судьбу всего народа. Толстой создал поэзию величайших подвигов рядовых людей, показывая, как в малом рождается великое.

Источник: http://sochinyalka.ru/2018/02/mysl-narodnaya-v-romane-epopee-vojna-i-mir-l-n-tolstogo.html

сочинение на тему мысль народная в романе война и мир с планом — Школьные Знания.com

Величайшее эпическое произведение новой европейской литературы повествует о периоде русского общества с 1805 по 1812 год и затрагивает более позднее время (в эпилоге).

Отечественная война 1812 года стала проверкой национального характера, объединила русский народ для того, чтобы каждый осознал свое место в жизни и вернулся к вечным ценностям — семье, дружбе, любви.

В этот критический момент все: крестьяне, купечество и дворяне — почувствовали себя одним целым. Именно на войне Пьер Безухов и Андрей Болконский обрели утраченный смысл жизни и забыли о личных переживаниях.

Совет

         Кризис в стране, обостренный войной, позволил дворянам по-другому взглянуть на простого русского мужика, уделом которого раньше был тяжелый труд.

При угрозе порабощения крестьянин, на которого смотрели свысока, стал плечом к плечу рядом с дворянином, чтобы отстоять свою Родину.

Князь Андрей, будучи командиром полка, впервые увидел в крепостных патриотов, готовых беззаветно умереть за Родину.

         «Мысль народная», которая составляет душу и смысл романа, заключается в понимании каждым человеком понятий «простоты, добра и правды». Именно эта идея объединила лучших представителей дворян с мужиками для великой цели — спасения Отечества.

В романе множество эпизодов, в которых Толстой показывает патриотизм в повседневной жизни. Наиболее ярко это проявляется в сцене ночи перед Бородинской битвой.

Солдаты сосредоточенно и серьезно готовятся к смерти, они надевают чистые рубахи и отказываются от дармовой водки, намереваясь стоять насмерть, но не отступить.

         Во многих моментах романа Толстой пытался уловить и подчеркнуть бессознательное и стихийное начало в жизни.

Успех любого исторического события, по мнению автора, зависит главным образом от того, насколько сплочено общество, а не от поведения отдельных героических личностей.

Поэтому-то Кутузов и победил — не благодаря стратегическим знаниям, а потому, что он понял и организовал людей как часть целого и мощного орудия, нацеленного на победу. А Наполеон, любитель и ценитель личных талантов, проиграл.

Обратите внимание

         Платон Каратаев и Тихон Щербатый — яркие представители народа, не только яркие образы, но и как бы символы толстовской идеи с противоположными, но взаимосвязанными чертами характера.

В каждом из них сосредоточены типичные черты русских людей: человечность, презрение к лишениям и жертвенность.

Деятельный Щербатый один боролся с мародерами у себя в деревне, а затем стал самым необходимым человеком в партизанском отряде.

         А добряк-мечтатель, мудрый солдат Каратаев не осознает себя отдельной личностью, а лишь частью целого. Он не старается выглядеть героем и в его искренней любви к Отечеству нет ничего показного.

         На их фоне ложными патриотами Толстой выставляет продажных дворян (графа Ростопчина, Бориса Трубецкого), которые не упустили момента «ловить чины, кресты и рубли» на войне. Множество ситуаций фальшивого и истинного патриотизма позволили правдиво отобразить картину военных действий.

         Толстой показывает смерти реалистично, с кровью и страданиями, но при этом доказывает неизбежность их для обретения свободы своей страны.

А безумие людей, безжалостно убивающих друг друга, совершается на фоне великолепной природы, что еще больше подчеркивает нечеловеческую сущность происходящего, когда смерть множества прекрасных людей происходит из-за амбиций и честолюбия одного человека.

         Народ — это та сила, которая сыграла решающую роль в истории, без нее победы в войне с Наполеоном не было бы. А весь роман — это восхищение национальным достоинством русского человека, его мощью и нравственной красотой.

Сори но без плана.

Источник: https://znanija.com/task/24830710

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» [сочинение для 10 класса]

Перед вами великолепное сочинение рассуждение по русской литературе на тему «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л. Н. Толстого «ВОЙНА И МИР». Сочинение рассчитано на учеников 10 класса, однако может быть использовано и учениками других классов в рамках подготовки к урокам русского языка и литературы.

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л.Н. Толстого «ВОЙНА И МИР»

Толстой – один из величайших писателей России. Он жил во время крестьянских волнений, и поэтому его захватывали все важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа и его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Толстой решил искать ответы на все эти вопросы в изучении событий начала XIX века.

По замыслу Толстого, главной причиной победы русских в 1812 году и была эта «мысль народная», это единство народа в борьбе с завоевателем, его поднявшаяся огромная непоколебимая сила, дремлющая до времени в душах людей, которая своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать.

Причина победы была и в справедливости войны против завоевателей, в готовности каждого русского встать на защиту Родины, в народной любви к своему отечеству. Исторические деятели и незаметные участники войны, лучшие люди России и стяжатели, карьеристы проходят по страницам романа «Война и мир».

Важно

В нем насчитывается более пятисот действующих лиц. Толстой создал множество неповторимых характеров и показал нам массу людей. Но эти сотня людей Толстой представляет себе не как безликую массу.

Весь этот огромный материал связан единой мыслью, которую Толстой определил как «мысль народную«.

Семьи Ростовых и Болконских отличаются друг от друга по своему сословному положению и по атмосфере, которая царила в их домах. Но эти семьи объединяет единая любовь к России. Вспомним смерть старого князя Болконского.

Последние слова его были о России: «Погибла Россия! Погубили!«. Он переживал за судьбу России и судьбы всех русских людей.

Всю свою жизнь он служил только России, и, когда пришла его смерть, все его мысли, конечно, были обращены к Родине.

Рассмотрим патриотизм Пети. Петя ушел на войну совсем юным и не пожалел своей жизни для отечества. Вспомним Наташу, которая готова бросить все ценности только потому, что хочет помочь раненым. В той же сцене Наташиным устремлениям противопоставляются устремления карьериста Берга.

Только лучшие люди России могли совершать подвиги во время войны. Подвиги не могли совершать ни Элен, ни Анна Павловна Шерер, ни Борис, ни Берг. Эти люди не испытывали патриотических чувств. Все их побуждения были корыстны. Во время войны они, следуя моде, перестали говорить по-французски.

Но разве это доказывает их любовь к России?

Бородинское сражение — кульминационный момент в произведении Толстого. Толстой сталкивает на Бородинском сражении почти всех героев романа. Даже если персонажи не находятся на Бородинском поле, то их судьбы полностью зависят от хода действий войны 1812 года.

Совет

Сражение показано глазами невоенного человека – Пьера. Безухов считает своей обязанностью быть на поле битвы. Его глазами мы видим сплочение войска. Он убеждается в правоте слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят«.

В отличие от Аустерлицкого сражения участникам Бородинского сражения были понятны цели войны 1812 года. Писатель считает, что совпадение миллионов причин помогает победе.

Благодаря желаниям простых солдат, командиров, ополченцев и всех остальных участников сражения, стала возможна нравственная победа русского народа.

Любимые герои Толстого — Пьер и Андрей — тоже участники Бородинского сражения. Безухов глубоко чувствует народный характер войны 1812 года.

Патриотизм героя отливается во вполне конкретные дела: оснащение полка, денежные пожертвования. Переломным этапом жизни Пьера становится его пребывание в плену и знакомство с Платоном Каратаевым.

Общение со старым солдатом подводит Пьера к «согласию с самим собой«, простоте и цельности.

Война 1812 года — важнейшая веха в жизни Андрея Болконского. Андрей отказывается от карьеры военного и становится командиром егерского полка. Глубоко понимает Андрей Кутузова, полководца, стремившегося избежать ненужных жертв. Во время Бородинского боя князь Андрей заботится о своих солдатах и пытается вывести их из-под обстрела. Предсмертные мысли Андрея проникнуты чувством смирения:

«Любить ближних, любить врагов своих. Все любить, любить бога во всех проявлениях».

В результате поисков смысла жизни Андрей смог преодолеть свой эгоизм и тщеславие. Духовные искания приводят героя к нравственному просветлению, к естественной простоте, к способности любить и прощать.

Обратите внимание

Лев Толстой с любовью и уважением рисует героев партизанской войны. И одного из них Толстой показал более крупным планом. Этот мужик — Тихон Щербатый, типичный русский крестьянин, как символ народа-мстителя, борющегося за свою родину.

Он был «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова, «оружие его составляли мушкетон, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами».

В отраде Денисова Тихон занимал исключительное место, «когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и невыполнимое— выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, оседлать ее и залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона». Тихон чувствует сильную ненависть к французам, настолько сильную, что бывает очень жестоким. Но мы понимаем его чувства и симпатизируем этому герою. Он всегда занят, всегда в действии, необыкновенно быстра его речь, даже его товарищи говорят о нем с ласковой иронией: «Ну, ловок», «эка бестия». Образ Тихона Щербатого близок Толстому, который любит этого героя, любит весь народ, высоко ценит «мысль народную». В романе «Война и мир» Толстой показал нам русский народ во всей его силе и красоте.

Читайте также:  Почему желание мстить опустошает душу?

Источник: https://sochinenie-rus.ru/myisl-narodnaya-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir-sochinenie-dlya-10-klassa/

Сочинение. «Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир»

Война и мир — роман, который постепенно трансформировался из некогда задуманного произведения о декабристе в гениальную эпопею о мужественном подвиге нации, о победе русского духа в битве с наполеоновской армией. В итоге родился шедевр, где как писал сам Толстой, основной мыслью явилась мысль народная. Сегодня в сочинении на тему: «Мысль народная» мы и попробуем это доказать.

Автор считал, что произведение будет хорошим, если автор полюбит главную мысль. Толстого интересовала мысль народная в работе Война и мир, где он изобразил не просто народ и его быт, а показал судьбу нации.

При этом народ для Толстого — это не только мужик, солдат и крестьянин, это и дворяне, и офицеры, и генералы.

Словом, народ — это все вместе взятые люди, все человечество, которым двигала общая цель, одно дело, одно предназначение.

В своей работе писатель поминает, что история пишется чаще всего как история отдельно взятых личностей, однако мало кто задумывается, о движущей силе в истории, которой и является народ, нация, дух и воля людей, что объединяются вместе.

В романе Война и мир мысль народная

Для каждого героя война с французами стала испытанием, где и Болконский, и Пьер Безухов, и Наташа, и Петя Ростов, и Долохов, и Кутузов, и Тушин, и Тимохин все сыграли свою роль наилучшим образом.

А главное, себя проявили обычные люди, которые организовали отдельные небольшие партизанские отряды и громили врага. Люди, которые сжигали все, чтобы не досталось ничего врагу.

Люди, которые отдавали последнее русским солдатам, чтобы поддержать их.

Наступление наполеоновской армии выявила в людях лучшие качества, где мужики, забыв о своих обидах, бок о бок воевали со своими господами, защищая Родину. Именно мысль народная в романе Война и мир стала душой произведения, объединив крестьянство с лучшей частью дворянства одним делом — борьбой за свободу Родины.

Важно

Патриотически настроенные люди, среди которых были и бедняки крестьяне, и дворяне, и торговцы — это и есть народ. Их воля столкнулась с французской волей.

Столкнулась и показала настоящую силу, ведь воевали люди за свою землю, которую нельзя было отдавать врагу. Народ и сформированные отряды партизан стали дубиной народной войны, которая не дала ни единого шанса на победу Наполеону и его армии.

Об этом и написал Толстой в гениальном романе Война и мир, где основной мыслью стала народная.

  • народная мысль в романе война и мир сочинение краткое

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-mysl-narodnaya-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir.html

Война и мир мысль народная

Толстому удалось отразить все стороны жизни России 19 века в своей эпопее “Война и мир”. Мысль народная в романе освещена особенно ярко. Образ народа вообще является одним из основных и смыслообразующих.

Более того, именно национальный характер является предметом изображения в романе.

А национальный характер можно понять только из описания бытовой жизни народа, его взгляда на человечество и мир, моральных оценок, заблуждений и предрассудков.

Образ народа

Толстой включал в понятие “народ” не только солдат и мужиков, но и дворянское сословие, которое обладало схожим взглядом на духовные ценности и мир. Именно эту мысль автор положил в основу эпопеи “Война и мир”. Мысль народная в романе поэтому воплощается через всех людей, объединенных языком, историей, культурой и территорией.

С этой точки зрения Толстой является новатором, так как до него в русской литературе всегда проходила четкая граница между крестьянским сословием и дворянством. Для того чтобы проиллюстрировать свою мысль, писатель обратился к очень суровым временам для всей России – Отечественной войне 1812 года.

Единственное противостояние – борьба лучших людей дворянского сословия, объединенных с выходцами из народа, с военными и бюрократическими кругами, не способными ни совершать подвиги, ни приносить жертвы ради защиты Отечества.

Изображение жизни простых солдат

Картины жизни народы в мирное и военное время широко представлены в эпопее Толстого “Война и мир”. Мысль народная в романе, однако же, с наибольшей ясностью проявила себя во время Отечественной войны, когда от всех жителей России требовалось продемонстрировать стойкость, великодушие и патриотизм.

Несмотря на это, уже в первых двух томах романа появляются описания народных сцен. Это изображение русских солдат, когда они участвовали в заграничных походах, исполняя долг перед союзниками. Для рядовых солдат, вышедших из народа, подобные походы непонятны – зачем защищать не свою землю?

Страшные картины рисует Толстой. Армия голодает, так как союзники, которых она поддерживает, не поставляют провизию. Не в силах смотреть на то, как страдают солдаты, офицер Денисов решается отбить продовольствие у чужого полка, что пагубно сказывается на его карьере. В этом поступке проявляются душевные качества русского человека.

“Война и мир”: мысль народная в романе

Как отмечалось выше, судьбы героев Толстого из числа лучших дворян всегда связаны с народной жизнью. Поэтому “мысль народная” проходит через все произведение красной нитью. Так, Пьер Безухов, попав в плен, познает истину жизни, которую открывает ему обычный крестьянский мужик. А заключается она в том, что человек несчастен, только когда в его жизни есть излишек. Для счастья нужно мало.

На Аустерлицком поле Андрей Болконский ощущает свою связь с народом. Он хватает древко знамени, не надеясь, что за ним пойдут. Но солдаты, увидев знаменосца, бросаются в бой. Единение простых солдат и офицеров дает войску небывалую силу.

Дом в романе “Война и мир” имеет огромное значение. Но речь идет не об убранстве и мебели. Образ дома воплощает семейные ценности. Более того, домом является и вся Россия, весь народ – одна большая семья. Именно поэтому Наташа Ростова сбрасывает с подвод свое имущество и отдает их раненым.

Именно в этом единстве видит Толстой истинную силу народа. Ту силу, которая смогла победить в войне 1812 года.

Образы людей из народа

Еще на первых страницах романа писатель создает образы отдельных солдат. Это и денщик Денисова Лаврушка со своим плутоватым нравом, и весельчак Сидоров, уморительно передразнивающий французов, и Лазарев, который получил от самого Наполеона орден.

Однако дом в романе “Война и мир” занимает ключевое место, поэтому больше всего героев из числа простого народа можно встретить в описаниях мирного времени. Здесь возникает другая серьезная проблема 19 века – тяготы крепостничества.

Совет

Толстой изображает, как старый князь Болконский, решив наказать буфетчика Филиппа, который забыл распоряжение хозяина, отдал его в солдаты.

А попытка Пьера облегчить жизнь своих крепостных закончилась ничем, так как управляющий обманул графа.

Народный труд

Многие характерные для творчества Толстого проблемы поднимает эпопея “Война и мир”. Тема труда как одна из основных для писателя не стала исключением. Труд неразрывно связан с народной жизнью.

Более того, Толстой использует его для характеристики персонажей, так как придает этому большое значение. Праздности в понимании писателя говорит о нравственно слабом, ничтожном и недостойном человеке.

Но труд – это не просто повинность, это наслаждение. Так, доезжачий Данила, участвуя в охоте, отдается этому делу до конца, он показывает себя настоящим знатоком и в порыве азарта даже кричит на графа Ростова.

Старый камердинер Тихон до того сросся со своей должностью, что без слов понимает своего хозяина. А дворовая Анисья расхваливается Толстым за домовитость, резвость и добродушие. Для нее дом хозяев не чужое и враждебное место, а родное и близкое. Женщина с любовью относится к своей работе.

Русский народ и война

Однако спокойная жизнь закончилась, и началась война. Преображаются и все образы в романе “Война и мир”.

Всех героев, как низкого, так и высокого сословия, объединяет единое чувство “внутреннего тепла патриотизма”. Это ощущение становится национальной чертой русского народа.

Оно сделало его способным на самопожертвование. То самое самопожертвование, что решило исход войны и так поразило французских солдат.

Обратите внимание

Еще одно отличие русских войск от французов – они не играют в войну. Для русского народа это большая трагедия, в которой не может быть ничего хорошего. Неведомо русским солдатам наслаждение битвой или радость предстоящей войны.

Но при этом каждый готов отдать свою жизнь. Нет здесь трусости, солдаты готовы к смерти, потому что их долг – защитить родину. Победить может лишь тот, кто будет “себя меньше жалеть” – так высказал народную мысль Андрей Болконский.

Крестьянские настроения в эпопее

Пронзительно и ярко звучит в романе “Война и мир” тема народа. При этом Толстой не пытается идеализировать народ. Писатель изображает сцены, свидетельствующие о стихийности и непоследовательности крестьянских настроений.

Хороший пример этому – богучаровский бунт, когда крестьяне, прочитав французские листовки, отказались выпускать из имения княжну Марью. Мужики способны на ту же корысть, что и дворяне вроде Бориса Друбецкого или Берга, которые жаждут благодаря войне получить чины. Французы обещали деньги, и вот они уже им подчинились.

Однако, когда Николай Ростов велел прекратить бесчинства и связать зачинщиков, крестьяне покорно исполнили его приказание.

С другой стороны, когда французы начали наступать, народ покидал свои дома, уничтожая нажитое имущество, чтобы оно не досталось врагам.

Сила народная

Тем не менее обнажила лучшие народные качества эпопея “Война и мир”. Суть произведения как раз состоит в том, чтобы изобразить истинную силу русского народа.

В борьбе с французами русские несмотря ни на что смогли сохранить высокие нравственные качества. Толстой видел величие нации не в том, что она может с помощью оружия покорить соседние народы, а в том, что такая нация даже в наижесточайшие времена может сохранить справедливость, человечность и милостивое отношение к врагу. Примером этому служит эпизод спасения французского капитана Рамбаля.

Тихон Щербатый и Платон Каратаев

Если разбирать роман “Война и мир” по главам, то обязательно привлекут внимание эти два героя. Толстой, включая их в повествование, желал показать взаимосвязанные и в то же время противоположные стороны национального русского характера. Сравним этих персонажей:

Платон Каратаев – благодушный и мечтательный солдат, который привык безропотно повиноваться судьбе.

Тихон Щербатый – умный, решительный, смелый и деятельный крестьянин, который никогда не смирится с судьбой и будет активно ей противостоять. Он сам пошел в солдаты и прославился тем, что убил больше всех французов.

В этих персонажах воплотились две стороны русского характера: покорность, долготерпение с одной стороны и неудержимое желание бороться – с другой.

Считается, что ярче всего проявилось щербатовское начало в романе, однако и каратаевская мудрость и долготерпение не остались в стороне.

Таким образом, народ является основной действующей силой в “Войне и мире”. Согласно философии Толстого, один человек не может изменить историю, только сила и желание народа на это способны. Поэтому Наполеон, решивший перекроить мир, проиграл силе целой нации.

Источник: https://schoolessay.ru/vojna-i-mir-mysl-narodnaya/

«Мысль народная» в романе «Война и мир» — сочинения для 10 класса

  1. Введение
  2. Народ в романе «Война и мир»
  3. Герои романа и «мысль народная»
  4. Платон Каратаев и Тихон Щербатый
  5. Кутузов и народ
  6. Выводы

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», – так начинает Л.

Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир».

Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.

Народ в романе «Война и мир»

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой.

Читайте также:  Трагедия народа в «реквиеме» ахматовой

Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением.

Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Герои романа и «мысль народная»

Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни.

Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».

Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем.

Важно

Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.<\p>

Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых.

Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.

Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.

Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы.

Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе.

Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.<\p>

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.

Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.<\p>

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов.

«Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью.

На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

<\p>

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Выводы

В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы.

В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы».

Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.

Это сочинение на тему «Мысль народная» в романе «Война и мир»» открывает лишь малую толику того, что хотел сказать нам автор. Народ живет в романе в каждой главе, в каждой строке.<\p>

«Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого – сочинение по теме | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/mysl-narodnaya-v-romane-vojna-i-mir-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого Война и мир

znichk_a

Два небольших сочинения – на одну и ту же тему. Немного иронично-компилятивно, на «троечку», но вполне серьезно))). Одно – полстранички по ЕГЭ, второе – страничка — для взрослых, до 15 лет – не читать под угрозой заполнения головы кашей…<\p>

Вариант 1.

Основная тема романа «Война и мир» — «мысль народная». Л. Н. Толстой показывает  не только панораму народной жизни, но и душу народа, её глубину и величие.

Писатель противопоставляет холодной расчетливой светской жизни —  простую, естественную жизнь крестьян, истинно праведную и счастливую. Люди из народа глубоко впитали в себя мудрость Творца и мудрость природы.

Совет

В природе нет ничего некрасивого, в ней всё прекрасно, и всё на своем месте. Герои романа проверяются этой народной мудростью, которую олицетворяет в произведении Платон Каратаев.

Истинно народной оказывается любимая героиня Толстого – Наташа. Стоит только вспомнить, как она плясала под гитару дядюшки, и, «воспитанная эмигранткой-француженкой» в «шелку и бархате»,  умела понять всё то «что было в каждом русском человеке».

В общении с русскими солдатами находит смысл и цели жизни и Пьер Безухов, осознав ложность своих прежних установок.

Навсегда он остается благодарным Платону Каратаеву, с которым познакомился в плену у французов, — русскому солдату, проповедующему добро и любовь к жизни.

Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина.

В своем отношении к народу эти люди стремятся подняться над ним, стать выше, стремятся управлять народной стихией, поэтому действия их обречены.

Кутузов, напротив, ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только старается не мешать совершению подлинно исторического события. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.

Толстой воспел победителя войны – русский народ. Народ, обладающий великой нравственной силой, несущий с собой простую гармонию, простую доброту, простую любовь. Несущий с собой истину. И нужно жить с ним в единении, чтобы излечить свою душу и созидать новый счастливый мир.

 
Вариант 2.

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Основная тема романа «Война и мир» — «мысль народная». Народ выступает не безликой толпой, а вполне разумным единством людей, двигателем истории.

 Но изменения эти совершаются не сознательно, а под влиянием какой-то непознанной, но мощной «роевой силы».

Обратите внимание

По-Толстому, влияние на историю может оказывать и отдельный человек, но при условии, что он будет сливаться с общей массой, не противореча ей, «естественно».

Толстой представляет метафору мира людей — шар, который видит Пьер во сне — «живой колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной раз­делялись на многие.

Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею».<\p>

Композиция романа построена таким образом, что каждый из героев проверяется на совместимость с этим шаром, на способность «слиться».

Так, князь Андрей –  оказывается нежизнеспособен, «слишком хорош».

Он вздрагивает от одной мысли о купании в грязном пруду с солдатами своего полка, да и гибнет от того, что не может себе позволить на глазах стоящих под обстрелом солдат упасть на землю перед крутящейся гранатой…это «стыдно», Но вот зато Пьер может в ужасе бегать, падать и ползать по Бородинскому полю, и после боя поесть «кавардачку» облизанной солдатом ложкой… Именно он, толстый Пьер, способный освоить данную ему «круглым» Платоном Каратаевым шарообразную «мудрость»,  остаётся невредимым – везде – и на дуэли, и в пекле Бородинского сражения, и в драке с вооруженными французами, и в плену… И именно он – жизнеспособен.

Самые искренние эпизодические персонажи —  и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, и мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения что «она Бонапарту не слуга», все они, по Толстому — деятельные участники народной, “роевой” жизни, и действуют так не по собственному нравственному выбору, а чтобы сделать свою часть общего «роевого» дела, порой даже не сознавая своего в нем участия.

А ещё интересен народный принцип «естественности» – здоровое бежит от больного, счастье – от несчастья.

Наташа совершенно «естественно» не может ждать любимого князя Андрея «це-лый год!», и влюбляется в Анатоля; пленный Пьер абсолютно «естественно» не может помочь ослабевшему Каратаеву и бросает его, потому что, само собой, Пьеру «слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда».

Важно

 И видит во сне: «Вот жизнь, — сказал старичок учи­тель… — В середине Бог, и каждая капля стремится рас­шириться, чтобы в наибольших размерах отражать Его. И растет, сливается, и сжимается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает… — сказал учитель. — Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Идеал Толстого — Платон Каратаев — любит всех одинаково, со смирением принимает все жизненные невзгоды и даже саму смерть. Платон Каратаев несет Пьеру народную мудрость, впитанную с молоком матери, находящуюся на подсознательном уровне понимания.

«Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал… Он не мог понять цены и значенья отдельно взятого действия или слова».

Приближается к этому идеалу – и Кутузов, задача которого – не мешать действию «роя».

Вся полнота и богатство личных чувств и стремлений, какими бы возвышенными и идеальными они не были у человека в толстовском мире, приводит только к одному — к слиянию с «общим» народным, будь то при жизни или же после смер­ти. Так  растворяется Наташа Ростова в материнстве, в стихии рода как таковой.

Народная стихия выступает как единственно возможная сила в войне. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Толстой заслужил называться «красным графом». Опоэтизированная им «дубина» вскоре с той же «глупой простотой», «не спрашивая ничьих вкусов и правил» разгромила «помещиков и дворян», и «слила» всех оставшихся в единый «хрустальный шар» рабочих и крестьян… в единый рой)

Вот уж на самом деле – пророк… 

Источник: https://znichk-a.livejournal.com/67428.html

Сочинение на тему: «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Л. Толстой отмечал, что произведение можно счи­тать хорошим только тогда, когда автор любит в нем свою главную мысль. А в романе «Война и мир» это «мысль народная». «Я старался писать историю наро­да», — признавался великий русский писатель.

Работая над романом «Война и мир», Л. Толстой сделал открытие, которое и высказал на страницах своего произведения.

Читайте также:  Огэ: аргументы к сочинению 15.3 «что такое настоящее искусство?»

Смысл этого открытия сводится к тому, что в 1812 году произошла не война между двумя императорами, а Отечественная война — спра­ведливая и освободительная, которую русский народ и армия вели против иноземных захватчиков — войск Наполеона.

Совет

Вот почему уже в первых сценах произве­дения писатель связывает повествование об отдельных героях с картинами, в которых раскрывается «характер русского народа и войска».

Главная мысль определяет не только художествен­ную форму произведения (роман-эпопея), но и харак­теры и оценку его героев. Л. Толстой характеризует все события и всех героев в их отношении к Отечест­венной войне 1812 года.

Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством единения с народом.

Поэтому все положительные герои (Кутузов, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов, Денисов и другие) вместе с народом за­щищают родину от врага; все отрицательные персона­жи (князь Василий Курагин со своим семейством, ка­рьерист Борис Друбецкой, алчный Берг, иноземные ге­нералы, московский губернатор Растопчин) озабочены личными выгодами, далеки от народа, а потому лише­ны почетного права защищать Отечество.

То, что именно «мысль народная» является для Л. Толстого основой оценки исторических событий, можно легко понять, сравнив события 1805-1807 годов и события 1812 года. Писатель выражает народное мнение, когда осуждает несправедливые захватничес­кие войны и прославляет священную освободительную войну, в которой народ отстаивает не интересы своих господ, а национальную независимость родины.

«Мысль народная» определяет и оценку писателем ис­торических деятелей романа «Война и мир». Так, Наполе­он, от одного имени которого многие представители выс­шей русской аристократии приходили в восторженный трепет, сурово осуждается, а Кутузов, имевший не самые лестные отзывы светского общества о себе, возвеличива­ется как гениальный полководец народной войны.

Л. Толстой воссоздает в романе героические страни­цы истории народа и показывает путь своих любимых героев-правдоискателей как путь к народу, потому что именно народ является решающей силой истории.

В эпи­логе романа он говорит: «До тех пор пока пишутся исто­рии отдельных лиц, — будь они Кесари, Александры или Лютеры и Вольтеры, а не история всех, без одного ис­ключения всех людей, принимающих участие в собы­тии, — нет никакой возможности описывать движения человечества без понятия о силе, заставляющей людей направлять свою деятельность к одной цели».

Согласно выводам писателя, содержание историчес­кого процесса составляет движение народных масс, их действия, их могучая, неостановимая сила. Так «мысль народная» отразилась на определении писателем движу­щих сил истории. В романе «Война и мир» показан могу­чий образ «корабля народа», которым пытаются управ­лять «правители-администраторы».

Обратите внимание

И пока «историчес­кое море спокойно», им кажется, что они замечательно справляются с управлением движения корабля. «Но сто­ит подняться буре, взволноваться морю и двинуться са­мому кораблю, и тогда уже заблуждение невозможно».

Тогда «корабль народа» выходит из всякого повиновения и «идет своим громадным, независимым ходом», его сти­хийными действиями никто не смеет и не может управ­лять. Вспомним хотя бы сцены в Москве накануне сдачи города неприятелю и поведение губернатора Растопчина, его мысли о том, что «народная толпа страшна, она от­вратительна.

Они, как волки: их ничем не удовлетво­ришь, кроме мяса». А ведь незадолго перед тем он мнил из себя великого патриота, «руководителя народного чувства — сердца России». Беда Растопчина, по мысли Л. Толстого, была в том, что он «не имел ни малейшего

понятия о том народе, которым он думал управлять».

Подобная оценка исторического развития как сти­хийного процесса делает Л. Толстого фаталистом, по­лагающим, что все события «определены предвечно» и совершенно не зависят от воли людей. Отсюда и его объяснение причин возникновения войн, движения на­родов с запада на восток и с востока на запад, и оценка роли отдельной личности в истории.

На этой странице искали :

  • народная мысль в романе война и мир
  • мысль народная в романе война и мир сочинение
  • Мысль народная в романе война и мир
  • сочинение на тему мысль народная в романе война и мир
  • сочинение на тему народная мысль в романе война и мир

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-mysl-narodnaya-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir.html

Народная мысль в романе «Война и мир»

Школьное сочинение

Лев Николаевич Толстой говорил: «Для того чтобы произведение получилось, надо любить в нём главную мысль». Главной мыслью романа «Война и мир», по словам Толстого, является «мысль народная». Она, можно сказать, стержень всего повествования.

«Мысль народная» включает в себя как образы русских крестьян, сцены народной жизни, так и характеры главных героев дворян. Мысль эта развивается в романе по двум направлениям: историко-философскому и морально-психологическому. Первое раскрывает сущность бытия, его законы с точки зрения писателя, показывает историю человечества как «движение народов».

Первое направление в изображении народа есть общественное начало «мысли народной». Фундаментом для него стала философия истории Толстого, его теория, объясняющая суть исторических событий.Основная идея толстовской философии истории – это исключительная, непревзойдённая роль народов в развитии человечества.

По Толстому, только народы – «двигатель истории». Личность не играет особой, заметной роли, она «не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима». Опираясь на эту теорию, Толстой изображает Отечественную войну 1812 года и все последующие события. Основываясь на своих взглядах, писатель изображает русскую и французскую армии.

Солдаты – тот же народ, только одетый в мундиры и вооружённый. По мнению Толстого, именно солдаты, а не Кутузов и Наполеон, делали историю. «То, каким образом люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей», – пишет автор романа.

И Кутузов не руководил, а только поддерживал дух русского войска, соглашаясь или не соглашаясь с какими-либо действиями армии. Армия сама вершила суд над захватчиками – независимо от Кутузова и других штабных офицеров.

На помощь русской армии поднималась тоже независимая и огромная сила. Силу эту Толстой назвал «дубиной народной войны». Он писал: «Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания   французов показал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чём-то другом».

Это «другое», видимо, сам народ. Война 1812 года приобрела «народный характер»: русский мужик бессознательно, стихийно, под влиянием какого-то непонятного (непонятого) чувства, которое называется «патриотизмом», поднялся на борьбу с французами и другими европейцами, пришедшими в Россию «с мечом».

Важно

И русские солдаты – тот же, в сущности, народ – «бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям». Патриотизм, который и есть «дух войска», поднимает всю армию на борьбу с врагом.

Борьба идёт решительно, ожесточённо, но вскоре завершается, так как «цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия».

Толстой переходит к событиям в Европе и снова приходит к выводу, что народ – главное «колесо истории». Он развенчивает успехи Наполеона, объявляя их «случайностями», утверждает, что к власти Наполеон был выдвинут самими массами, которые поставили его во главе грабежа и насилия, чинимого французами в Европе.

Подводя итоги, Толстой пишет, что «основной, существенный смысл европейских событий есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад». Такова точка зрения писателя на ход истории, но она, по-моему, неточная, спорная.Другая, главная сторона «мысли народной» Толстого – морально-психологическая.

Составной частью этого направления в романе «Война и мир» является духовная близость главных героев с простым народом, которая в одних заложена с детства, у других возникла, сформировалась со временем. В первую очередь, надо сказать о Наташе Ростовой. Она с детства была родной для нянек и служанок (как и они для неё) благодаря своей простоте, «ненапыщенности» и хорошему отношению ко всем людям.

Добрый характер Наташи не изменялся с течением времени, под давлением обстоятельств – только сильнее утверждались в нём благородные черты.

Наташе был близок, в ней жил народный дух. Это подтверждает сцена в доме дядюшки, куда Ростовы поехали после охоты.

«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, – этот дух, откуда взяла она эти приёмы? Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские», – пишет Толстой, изображая момент, когда Наташа пошла по кругу танцевать.

Это «русское» сближает её с народом и делает особенно красивой… Ростова принадлежала богатому дворянскому роду, но ей не чуждо было чувство патриотизма, охватившее простой народ во время Отечественной войны 1812 года. Патриотические чувства Наташи проявились, например, в сцене с ранеными в Москве. 

Совет

Жених Наташи Ростовой князь Андрей Болконский рос в иных условиях, имел другой характер. Это явилось причиной того, что он приобщился к народу не сразу, постепенно. Сухость, рассудочность, мечты о славе отгоняли от него народный дух. Лишь на войне с французами Андрей стал проще, забыл о личной славе, заметил и почувствовал простых русских людей.

Его отношение к простонародью изменилось: он стал отзывчив, даже добр к солдатам, и они называли его «наш князь». Война одухотворила Андрея, сделала так, что его мысли и чувства стали едины с народными. На войне Болконский понял, осознал ничтожность личного «я» и величие народного «мы». Вот так, благодаря войне, князь пропитался народным духом.

Народный дух долго не мог понять, постичь и Пьер Безухов – мечтатель, постоянно сомневающийся, ищущий цель жизни человек. Духовные искания и разочарования подготовили Пьера к войне. Накануне войны он – человек, потерявший свою веру.

Началась война – и пустота в его душе заполнилась народным духом. Сначала он оказался в плену, где познакомился и сблизился с представителями простонародья, что прежде казалось ему чем-то невероятным, непостижимым. Там Пьер познал простоту, щедрость и мудрость русского народа.

Видя таких хороших людей вокруг себя, он решил, «что человек сотворён для счастья». Далее, за время войны, он становится простым человеком, его простоте и внимательности удивляются слуги, с которыми он теперь подолгу, с интересом разговаривает.

В душе его – сначала смутно, неосознанно – появляется желание «постоять за народ».

Пьер женится. Он счастлив, весел и жизнерадостен. Но «новому» Пьеру больно видеть безобразия, которые творятся в Российской империи. «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения. Мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!», – слова его звучат искренне, идут от сердца.

Любовь к России, к русскому народу и ставший твёрдым характер приводят его к такому выводу: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое». Эти слова – предзнаменование того, что Пьер Безухов решил бороться за интересы простого народа. Этот вывод можно считать словами самого автора, его обращением к читателю.

Обратите внимание

Ярким представителем простого народа в романе «Война и мир» является Платон Каратаев. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Образ Каратаева стал собирательным образом русского народа. По характеру Платона можно судить о русском характере.

Тогда получится, что русский характер – это доброта, щедрость, внимание к людям, мудрость, которая заложена в русском человеке самой природой, жизнерадостность и оптимизм.

Ещё одна черта русского характера раскрывается на страницах романа: миролюбие и гуманность. Такие мысли, слова и поступки встречаются в «Войне и мире» много раз.

Отношение к французскому мальчику Венсенну в русском партизанском отряде, шутки и смех русских и французских солдат в окопах, разговор Николая Ростова с немцем-крестьянином и другие моменты.

Как итог прозвучали слова итальянца, солдата французской (европейской) армии, сказанные Пьеру Безухову: «Это кощунство – воевать с таким народом, как вы». Таков финал, вывод всей «мысли народной»: мечта о дружбе, единении людей, их братской любви друг к другу.

Эта мечта возникает, вырастает из миролюбия и гуманности русского народа. В романе Толстого она сопутствует «мысли народной».

Таких моментов в книге много… Получились ли в «Войне и мире» картины народной жизни? Удалось ли Толстому выразить народную мысль? Мнения могут быть разные.

Но вряд ли можно отрицать, что «Война и мир» – многогранное, масштабное повествование, а Лев Николаевич Толстой – талантливый, великий писатель.

Источник: http://xn—-btbbacod1ecbdpogdfh3f2b.xn--p1ai/index.php/glavnaya/rasskazy-1990-kh/item/45-narodnaya-mysl-v-romane-vojna-i-mir

Ссылка на основную публикацию