Анализ фрагмента «сон обломова» из романа гончарова

Сон Обломова. Анализ IX главы первой части романа И. А. Гончарова «Обломов»

Обломов — произведение Гончарова, где автор отображает волнующие его проблемы, объясняя их причины, и пытаясь выразить свои убеждения и надежды.

Свой роман Гончаров писал около десяти лет, а знакомит он нас с жизнью главного героя Ильей Обломовым, который стал ярким представителем дворянства 19 века. На тот момент таких Обломовых было много.

Обратите внимание

Знакомясь с произведением, мы видим ленивого человека, полного апатии к жизни, человека, которому бы полежать на диване, а более ничего и не нужно.

Почему герой такой? Этим вопросом задавался и сам Обломов в произведении Гончарова и здесь нужно обратиться к истокам, то есть к детству, чтобы понять характер человека. Тут на помощь приходит глава Сон Обломова. А чтобы познакомиться с сюжетом данной главы, предлагаем познакомиться с ее кратким содержанием.

Сон Обломова краткое содержание

Изучая произведение, в 9 главе под названием Сон Обломова мы переносимся в Обломовку, в то время, когда наш герой был маленький. В его сне мы знакомимся с описанием Обломовки. Для Ильи — это как рай на земле, где жизнь течет размеренно, где все протекает монотонно и однообразно, где мало кого заботят проблемы и вопросы о смысле жизни.

Далее в эпизоде Сон Обломова герой видит себя семилетним мальчиком, веселым, любознательным, энергичным. Он готов все изучать, экспериментировать. Ему бы бегать, резвиться и познавать мир, но не в Обломовке, где за каждым шагом ребенка следили, заботились о том, чтобы Илья не перенапрягался, где в любую минуту все сделают за него, ведь, для этого есть крепостные.

Автор нас знакомит и с родителями Обломова, ленивыми, но в то же добрыми людьми. Из-за своей лени, хозяйство заброшено, их легко обворовать, ведь отец Обломова даже не знает, какие у него доходы. Мать Обломова лишь заботится составлением меню, ведь в Обломовке очень важно хорошо поесть, а потом поспать.

Вот как раз во время обеденного сна Илья и приобретал полную свободу, когда мог заниматься всем тем, что ему запрещали.

В следующем эпизоде Илья видит себя четырнадцатилетним парнем. Он учится в пансионате Штольца, где за него делает уроки Андрей Штольц.

При этом родители Ильи ищут различные поводы, чтобы их ребенок не ходил на занятия, да и вообще они считают, что учеба не нужна, и знания в жизни не пригодятся.

Мы видим, что Илья хочет развиваться, хочет познавать мир, но родители пресекают данные порывы и в итоге резвый парнишка превращается в ленивого дворянина.<\p>

Сон Обломова анализ

Делая анализ главы Сон Обломова, мы можем сказать, что роль сна Обломова, как и само значение сна, большая. Эта глава является полноценным произведением, которое дополняет роман Гончарова и дает возможность понять, почему Илья живет столь ленивой жизнью, где даже одеться самостоятельно не может.

В ней мы понимаем, что лень Обломова качество приобретенное и тому есть доказательство — глава Сон Обломова. Мы понимаем, что если бы Илья рос в другой атмосфере, его родители изначально не мешали развиваться, познавать мир, то жизнь героя сложилась по-другому. Она могла быть яркой, насыщенной.

А так, зачем ему что-то делать, когда достаточно только мигнуть и несколько слуг исполнят любой приказ, любое желание. При этом все свои жизненные вопросы он теперь решает простым ответом: только не теперь. Вот такой наш Обломов, который стал таким под воздействием среды, в которой он рос и развивался.

Важно

Это не аномалия, а привычка с детства получать желаемое за счет других, и именно эта привычка развила апатию и неподвижность героя, повергла его в ленивое состояние и жалкое существование.

Источник: https://sochinyshka.ru/son-oblomova-analiz-ix-glavy-pervoj-chasti-romana-i-a-goncharova-oblomov.html

“Сон Обломова” (анализ эпизода из романа Гончарова “Обломов”)

Человека во многом формирует детство. Отсюда значение “Сна Обломова” в романе. Не случайно Гончаров назвал его “увертюрой всего романа”. Да, это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн.

Перед читателем проходит вся жизнь Ильи Ильича, начиная с раннего детства и заканчивая смертью. Именно эпизод, посвященный детству Илюши, является одной из центральных глав в идейном отношении.

Первая глава романа посвящена одному единственному дню Ильи Ильича. Наблюдая за его поведением и его повадками, речами и жестами, у нас складывается определенное впечатление о герое. Обломов — барин, готовый дни напролет лежать на диване.

Он не умеет работать и даже презирает всякий труд, способен лишь на бесполезные мечты. “Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья”.

Обломов просто боится какой-либо деятельности. Даже мечта о большой любви не сможет вывести его из состояния апатии и покоя. А те “два несчастья”, которые поначалу так тревожили Обломова, в итоге поступали в ряд беспокойных воспоминаний.

Так проходила вся его жизнь, день за днем. Ничего не менялось в ее мерном движении.

Илья Ильич постоянно мечтал. Его главная мечта была представлена в виде плана, причем незаконченного плана. И чтобы заветная мечта осуществилась, необходимо не только остановить время, а даже повернуть его вспять.

Знакомым Ильи Ильича тоже не удается расшевелить главного героя. У Обломова на все случаи жизни готов ответ, например, такой: “Это я по сырости поеду? И чего я там не видал?” Привычка жить за счет других, получать удовлетворение своих желаний с помощью усилий посторонних людей и привела к апатичной неподвижности и безразличию.

“А между тем, он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее… Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором”. Так, развлекая себя своими обычными размышлениями и мечтами, Обломов медленно перемещается в царство сна, “в другую эпоху, к другим людям, в другое место”.

Именно этот сон во многом разъясняет многозначный образ героя. Из комнаты Ильи Ильича мы попадаем в царство света и солнца. Световое ощущение, пожалуй, центральное в данном эпизоде. Мы наблюдаем солнце во всех его проявлениях: дневное, вечернее, зимнее, летнее.

Совет

Солнечные пространства, утренние тени, речка, отражающая солнце. После тусклой освещенности предыдущих глав мы попадаем в мир света. Но для начала мы должны пройти 3 преграды, которые поставил перед нами Гончаров.

Это бесконечное море с его “бешеными раскатами валов”, в которых слышатся стоны, жалобы будто обреченного на муку животного. За ним расположены горы, пропасти. И небо над этими грозными скалами кажется далеким и недосягаемым. И, наконец, багровое зарево.

Читайте также:  Крестьянская русь в поэме н.в. гоголя «мертвые души»

“Вся природа — и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы — все горит точно багровым заревом”.

После этих волнующих пейзажей Гончаров переносит нас в небольшой уголок, где “счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть”. Это край, в котором хочется жить вечно, родиться там и умереть.

Гончаров знакомит нас с окрестностями деревни и ее жителями.

В одной фразе мы можем найти довольно примечательную характеристику: “Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте”. Там мы встречаем юного Обломова.

Гончаров в этом эпизоде отразил мировосприятие ребенка. Об этом говорят постоянные напоминания: “А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским… умом”. Пытливость ребёнка несколько раз подчёркивается автором. Но вся его пытливость разбивалась о бесконечную заботу о маленьком Обломове, которой Илюша был буквально спелёнут.

“И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос…” Обломовка — это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне.

Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром.

Дочитав главу до конца, мы осознаем ту единственную причину бессмысленности жизни Обломова, его пассивности и апатии. Детство Ильи – вот его идеал.

Там в Обломовке – тепло, надёжно и очень защищённо чувствовал себя Илюша, а сколько любви… Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование. А путь туда ему уже заказан.

Обломовщина — это воплощение сна, неосуществимых стремлений, застоя.

Обратите внимание

Когда Илья Ильич подрос, в его жизни изменилось совсем мало. Вместо няньки за ним бегает Захар.

А так как в детстве всякие желания Илюши выбежать на улицу, поиграть с ребятами пресекались тотчас, то становится неудивительным тот размеренный образ жизни, который ведет Обломов в более зрелые годы.

“Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым…” Мало интересует Обломова нынешнее имение с его хаосом и разрушениями. Если бы он захотел, то давно оказался там. А пока он живет на Гороховой улице, зависит от хозяина дома и опасается скупых соседей.

Совместная жизнь с Пшеницыной является продолжением жизни в Обломовке. Время циклично и идет противно идее прогресса. “Сон Обломова” — это попытка автора уяснить себе суть Обломова. Именно этот эпизод создал облик героя поэтическим и помог герою войти в сердце людей.

Этот эпизод подобен стихотворению. В нем не найдешь ни одного лишнего слова.

“В типе Обломова и во всей этой обломовщине, — писал Добролюбов, — мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени”.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/son-oblomova-analiz-epizoda-iz-romana-goncharova-oblomov.html

Сон Обломова (анализ 9 главы первой части романа И.А.Гончарова «Обломов»)

Роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип, который решает вечный гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» не иначе как: «Только не теперь».

Этот персонаж создан автором романа в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку. Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Эта противоречивость и становится главным показателем национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.

А во времена Гончарова было целое поколение Обломовых. Именно поэтому Добролюбов в своей статье «Что такое обломовшина?» возводит это явление в ранг общественнозначимого.
Таким образом, Обломов – результат воздействия среды, а не аномалия общества.

В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».

Жанр сна нередко используется писателями для раскрытия внутреннего мира героя, но Гончаров применяет его не только для этого. Для писателя главное – показать причины настоящего состояния героя. В этой главе автор, применяя приём ретроспекции, даёт подробное описание детства своего персонажа, доказывая, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.

К тому же, сон в этом романе несёт ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает обычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».

По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, а также внесюжетным элементом. Потому что, хотя эта глава и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета, а призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.

Важно

Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» – Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».

Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня. Всё происходящее в Обломовке похоже на сказку.

Всё здесь живо и одухотворено: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, что б обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».

Там всё похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его за то, что он принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.

Читайте также:  Что такое антиутопия в литературе? (кратко и понятно)

Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял».

И так всегда – всё, что не касается привычного уклада жизни, выбивается из режима поел-поспал, пугало обломовцев: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Маленький Илюша видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать и больше.

Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – буде болеть, тошно сделается, кушать не станет.

Совет

Он этак у тебя в овраг уйдёт!» И только время дневного сна давало герою свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького Илюши.

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить.

Герой не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать их родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, и незачем. Главное, за чем следила мать Обломова, – чтобы ребёнок был весел, толст и здоров.

Всё остальное считалось второстепенным.

Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/goncharov-i-a/son-oblomova-analiz-9-glavy-pervoi-chast.html

Анализ сна Обломова

Роман И. А. Гончарова «Обломов» стал частью решения русской литературой нравственных проблем. Уже в начале романа автор обратил внимание на главную черту своего героя: его душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук.

И действительно, Обломов – духовно богатая натура. Он умен, хотя есть в нем то, что «дороже всякого ума: честное, верное сердце». Многих героев романа он одарил своим благородством.

Но трагическое значение романа в том и состоит, что, пробудив к осознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской обломовщиной.

Первый раз об обломовщине мы узнаем из сна, который видит Обломов в очередной раз, заснув на своем диване. «Сон Обломова» – великолепный эпизод, который остается в памяти надолго.

В нем опоэтизирован облик героя; в этом отношении «Сон» сам по себе имеет несомненные достоинства как самостоятельное художественное произведение. Роман без «Сна» был бы произведением неполным.

«Сон» многое разъяснил в образе главного героя, со многим примирил нас.

Онисим Суслов, на крыльцо которого можно было попасть не иначе, как ухватившись одной рукой за траву, а другой за кровлю избы, сразу же становился мил сердцу читателя.

А заспанный челядинец, дующий спросонья на квас, в котором шевелятся мухи, и собака, признанная бешеной лишь за то, что бросилась бежать от людей, угрожавших ей вилами и топорами.

Няня, засыпающая после сытного обеда с предчувствием, что Илюша пойдет дразнить козла и лазить на галерею. Эти и много других обворожительных подробностей содержит «Сон».

Обратите внимание

Маленький Илюша все время стремился на волю, погулять на улице, поиграть в снежки с ребятами.

Но никогда это ему не удавалось, потому что весь «штат и свита» дома Обломовых тут же подхватывали его, осыпали заботами, ласками. День в Обломовке проходил бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах.

Но главной заботой дня были кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. После обеда все и все погружались в спячку;

Именно эта жизнь сделала Обломова таким, каков он есть. Если бы не обломовщина, то, может быть, он стал нормальным человеком, имел цель в жизни. В конце своего пути Обломов на вопрос своей избранницы: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу» отвечает: «Есть – обломовщина!»

Так сам герой определил исключительную злободневность и важность своей нравственной проблемы. Вложив в уста героя это признанна, Гончаров не ошибся. Он нашел одну из самых болезненных точек современного ему общества – обломовщину.

Русские критики того времени оценили роман Гончарова как произведение, которому предстоит долгая жизнь.

Можно сказать, что интерес к этому произведению не ослабеет до тех пор, пока человек будет стремиться к нравственному совершенству, а до него, увы, еще далеко.

(3

Источник: https://schoolessay.ru/analiz-sna-oblomova/

Сочинения на Getsoch.ru

Анализ эпизода Сон из романа Гончарова «Обломов»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Особенностью первой части романа является то, что вся она посвящена обычному дню героя, который провел его лежа на диване. Все слова автора переносят нас в атмосферу Обломова.

Каждая деталь говорит о заброшенности, пустоте того мира, в котором находится герой. Здесь можно и проследить характер Обломова. Много внимания автор уделил халату героя.

Эта вещь здесь выступает не просто, как деталь, но как нечто духовное, которое держит и не отпускает. 

Важно

       Следует заметить, что Илья Ильич доволен своим положение. Да, он понимает все убожество, в котором находится. Он понимает, что прожил свою жизнь, так и не добившись ничего стоящего. Он духовно пал. Обломов строг к себе. Он четко понимает, что только его собственные лень и бездарность стали причиной его теперешней жизни.

       Находясь в такой пустоте, он приходит к вопросу, который многие задают себе на этом этапе жизни: «Почему я такой?». Ответ таится в главе «Сон Обломова». 

       В первую очередь следует обратить внимание на детство героя. Именно оно сниться ему. Фрагментами пролетают перед нами и социальные условия, в которых жили люди, и формирование личностей в этой среде. Илюша, активный и подвижный мальчик, даже не мог сам одеться. Трудиться было положено только слугам, которые по пятам следовали за Ильей, и делали абсолютно все за него. 

      Автор очень точно проводит анализ детства, которое и стало причиной неумелости, вялости души мальчика и его тела. В том месте, где он рос, не было ничего интересного или особенного.

Никаких краж, убийств, переполохов. Каждый день был похож на предыдущий. Люди там постоянно ели, спали и чаи пили. Человеку, который привык трудиться, это показалось бы страшной мукой.

Читайте также:  Тема бескорыстия в русской литературе второй половины 20 века

Но Илья не знал ничего кроме такой жизни. 

       Во сне Обломов оказывается в детстве, где все привычно. Даже учеба в пансионе не была похожа на труд. Книга в семье считалась просто вещью для развлечения. Ее можно просто полистать, когда скучно. Так что, когда Илья притворялся больным, то никто не гнал его на учебу. Ведь она никуда не денется, а здоровье не купишь. 

       Мы видим, что вся жизнь героя абсолютно серая. В ней нет никаких событий, ничего интересного, никакой интриги. Казалось бы, что такой скучный роман, и читать не хочется. Но, на самом деле, на протяжении всей истории каждая глава интересна. Причиной этого является талант автора в описании даже самых простых вещей. 

       Важной составляющей жизни людей в то время был крепостнический уклад. Он калечил не только судьбы простого народа, но и души подрастающих дворян. Как и отрицательные качества дворянского сословия, в Обломове есть много положительного.

Совет

Он добрый, умеет критически мыслить, как обо всем, так и о себе. Он обладает глубоким аналитическим умом, честностью, широкой душой и стремлением к высотам. Илья Ильич был воспитан на народных сказках и легендах.

Он часто имел возможность наблюдать за природой, часто находился в тишине и покое, много размышлял. 

       И вот наступил момент, когда душа Обломова наполнилась новыми красками – он влюбился в Ольгу Ильинскую. Это чувство наполнило его надеждой на счастье, но оно быстро потускнело – Ольга делала все по расчету и с корыстью. Да и сам Обломов не сумел сменить свой образ жизни. Так что он просто продолжает лежать на диване. 

       В конце, хотелось бы подвести итог. Автор показал нам, как лень, праздность и постоянное сонное состояние совмещаются с добротой и любовью в жизни русского дворянства.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/154-analiz-epizoda-son-iz-romana-goncharova-oblomov.html

Анализ текста — Сон Обломова» как идейно-художественный центр романа

Роман Гончарова берет начало из «Сна Обломова». И не только потому, что именно с этого «эпизода из неоконченного романа» началось знакомство читателя с произведением, а прежде всего потому, что в нем сосредоточены основные художественные нити романа. Нередко этот отрывок сравнивают со стихотворением А. С.

Пушкина «Сон», в котором лирический герой благоговейно предается сну и возвращается к истокам своей духовной жизни: Душевных мук волшебный исцелитель, Мой друг Морфей, мой данный утешитель! Тебе всегда я жертвовать любил, И ты жреца благословил. Забуду ли то время золотое, Забуду ли блаженной неги час, Когда, в углу под вечер притаясь, Я призывал и ждал тебя в покое…

Я сам не рад болтливости своей, Но детских лет люблю воспоминанье. Ах! умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы.

Абсолютно также предается упоительному сну и герой романа Гончарова. «…

он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершают чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Именно в Обломовке, в далекие детские годы, сложилась важная и во многом определяющая черта характера Ильи – поэтическая мечтательность. Здесь же Гончаров, вслед за Пушкиным, подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой.

«И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры».

Эти сословные традиции, с одной стороны, сыграют печальную роль в последующей жизни героя, превратясь отчасти в черты обломовщины. Но эти же устои позволят сохранить Обломову естественность и свободное состояние души, что окажется выше житейского практицизма Штольца.

Там, в обломовском сне, в его отношении к прошлой жизни, таятся разгадки последующих действий Ильи Ильича. Обломова нельзя понять до конца, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно во «Сне».

Ясно прочитывается в романе параллель Ильи Обломова с Ильей Муромцем, который просидел сиднем в избе тридцать три года. Некоторые исследователи утверждают, что в образе калик перехожих, исцеливших Муромца, в романе изображены Ильинская и Штольц.

Обратите внимание

Однако существует иное мнение. В частности, Ю. Лощиц пишет, что «фольклорный прообраз Обломова в романе не былинный богатырь Илья, а мудрый сказочный дурак Емеля.

«Там есть добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного – другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают,- да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне». В одной этой фразе – почти целая программа романа, почти вся судьба Обломова. Потому что это ведь его, Обломова, будут дурачить, морочить, водить за нос и надувать все, кому не лень, начиная с обломовского старосты, с явных негодяев Тарантьева и Мухоярова и кончая даже преданным лакеем Захаром, даже лучшим другом – Штольцем.

И это ему, Обломову, напоследок судьба пошлет в жены красавицу Выборгской стороны Агафью Матвеевну – новую Милитрису Кирбитьевну». Сказка из «Сна» со страниц переходит в жизнь Обломова и поселяется вместе с ним на Выборгской стороне, «настоящее и прошлое слились и перемешались».

И вновь Илья Ильич попадает в «сонное царство», только оно уже именуется «жизнь». Определяя главенствующую роль «Сна Обломова» во всем произведении, А.

Дружинин писал, что этот эпизод «уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого читателя.

В этом отношении «Сон», сам по себе разительный как отдельное художественное создание, еще более поражает своим значением во всем романе». Эмоциональный и художественный строй «Сна» словно камертон, задающий тон всему роману, поднимает повествование до эпических масштабов.

Источник: https://www.nitpa.org/analiz-teksta-son-oblomova-kak-idejno-xudozhestvennyj-centr-romana/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]