Общая характеристика русской литературы 2 половины 20 века
«Оттепельное» поколение читателей открывало для себя новые имена и по-новому прочитывало уже хрестоматийные строки, оно дышало и жило поэзией, оно жадно впитывало воздух новой прозы.
Диалог с писателем продолжался, он захватывал все больше и больше собеседников, он активно вовлекал их в художественный мир русской литературы XX века. Символично, что эпоха, наступившая после смерти Сталина, свое название получила из литературы из стихотворения Н. Заболоцкого «Оттепель».
Публикация «весеннего» стихотворения в октябрьской книжке «Нового мира» за 1953 год для многих было достаточно прозрачным намеком на близость изменений политической атмосферы в стране, хотя в стихотворении нет ни единой строчки, позволяющей его трактовать иносказательно. Затем была повесть И.
Оренбурга с тем же названием — «Оттепель» (1954). Вскоре весна, со свойственным для нее пробуждением новых надежд и новых сил, вовсю разгулялась и в стране, и на страницах новых книг и журналов.
Какое же слово стало определяющим для всей эпохи, наступившей вместе с «оттепелью»? На наш взгляд, это слово “память“. Именно с памятью — индивидуальной и народной — боролся навязываемый властями социалистический реализм.
Вспомните, ни в официально утвержденном, ни в горьковском определении этого метода нет ни единого слова, связанного с понятием традиции, преемственности, памяти.
Из сознания целых поколений вытравлялось знание о том, как жили их предки до революции, все дурное объявлялось «пережитками прошлого», людей заставляли жить мечтами о «светлом будущем», отучая оглядываться назад.
Настоящий культурный взрыв в эпоху «оттепели» привел к тому, что живые проблемы вернулись на страницы книг. В прозе особую популярность приобрел жанр художественно-публицистического, проблемного очерка. Даже в поэзии стихотворцы вновь захотели «к штыку приравнять перо», писать на злобу дня.
Именно в этот период возник удивительный феномен «громкой», «эстрадной» лирики, как ее тогда называли. В ее основе лежала традиция русского футуризма, традиция прямых обращений поэта к массовой публике.
Это была поэзия «прямого действия», для голоса и слуха, а не размышления, ей были присущи, говоря словами критика, «скоростные методы образного мышления». Писатели и поэты почувствовали насущную необходимость напрямую, без посредников в виде книг или журналов обращаться к своему читателю. Поэзия пришла в концертные залы, на стадионы.
Появилась целая плеяда молодых поэтов, со сцены громящих обыденщину, пошлость, пороки современного человека, пережитки прошлого. Среди них особое место занимали А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.
Однако официальная литература социалистического реализма с ее беспамятностью не была способна ответить на один из краеугольных вопросов второй половины XX века, заданный философом Адорно: «Как можно сочинять музыку после Аушвица?» Рассказать правду о нацистских и сталинских лагерях, о зверствах и мучениях солдат на Второй мировой войне взялась литература. 50 — 70-е годы XX века — настоящий взрыв военной прозы, осторожно преступавшей границы дозволенного, чтобы донести до читателей «окопную правду» — ту правду, что открывалась солдатам не в передовицах газет или разъяснениях политработников, а виделась ими через бруствер окопа или слышалась в стонах раненых товарищей, звучала в осторожных разговорах в перерывах между боями. Не случайно особенно популярным стал жанр повести, потому что именно этот жанр позволял показать судьбу человека в ее протяженности, избежав при этом искушения больших обобщений и массовых картин, свойственных многим произведениям сталинского периода.
В рассказах М. Шолохова «Судьба человека» и А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба» читатель слышал живую исповедь человека, прошедшего все круги рукотворного ада, уготованного человеком — человеку. Такой правды социалистический реализм выдержать не мог.
Ведь власть догмы требовала, чтобы любое мало-мальски допустимое с точки зрения идеологии художественное произведение объявлялось отвечающим критериям социалистического реализма. В результате само понятие «соцреализм» неимоверно расширилось и стало значить так много, что уже не значило почти ничего.
И последним ударом по «единому методу советской литературы» оказалось возникновение в 60-х годах такого мощного культурного явления, как проза писателей-«деревенщиков». В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, В.
Шукшин и другие отказывались творить во имя «победы над природой», воспевать «светлое будущее». Два ключевых понятия деревенской прозы — «память» (В. Распутин) и «лад» (В. Белов) плохо вписывались в концепцию соцреализма с его пафосом переустройства мира и избавления от «пережитков прошлого».
Писатели-«почвенники» утверждали, что основу личности составляет вовсе не идеология, а память — то, что накоплено человеком за годы жизни, что уникально и отличает его от любого другого человека.
Утрата памяти означает утрату личности, ее подмену — и потому призыв «опомниться» означал буквально «вернуться к себе», к своим корням, истокам, к своей сути.
Идея «лада» требовала признать, что веками складывавшийся мир основан на разумных началах, и попытка его переустройства приводит лишь к хаосу, к утрате людьми устойчивых ориентиров. Так постепенно слово «реализм» очистилось от идеологического довеска «социалистический» и вернуло себе подлинную сущность верность реальности, ее непреложным и мудрым в своей основе законам.
О том же говорила и «тихая лирика», возникшая в 60 — 70-е годы во многом как реакция на лирику «громкую», эстрадную.
Столь огромным оказалось духовное наследие веков, что оно уже начало восприниматься как непосильное для отдельного человека, просто не способного это наследие усвоить в достаточной мере.
Еще сложнее сказать свое, новое слово после великих классиков, казалось, если не ответивших, то раскрывших в своем творчестве все основные вопросы бытия, перебравшие все возможные художественные формы и приемы, доведя их до совершенства. Из безысходного ощущения, что «все сказано», близкого трагическим словам Экклезиаста «нет ничего нового под солнцем» (Эккл.
1 : 9), на рубеже 60—70-х годов зародилось такое противоречивое явление, как постмодернизм — особое мировосприятие, принесшее новое отношение к культуре, к слову, к мудрости.
Пока одни писатели творили новые художественные формы из переживания вторичности любого слова, играя с читателем в «смерть литературы», другие интуитивно нащупывали новые пути, видели совершенно новые вопросы, которые ставит перед человечеством жизнь.
Среди этих проблем — экология, разрушение прежде четких границ между условно говоря «высокой» и «массовой» культурой, развитие электронных средств коммуникации и медиа-технологий. Само возникновение этих проблем рождало и новые художественные формы для их отражения.
Уже в 60-е годы в литературу пришла экологическая проблематика, писатели все активнее стремятся создавать «многослойные» произведения, интересные и рядовому читателю, лишенному глубокой гуманитарной подготовки, и «высоколобому» эстету.
Наконец, книга перестала ассоциироваться исключительно с «бумажными носителями», перейдя в электронный формат, став «виртуальной», что существенно расширило ее возможности. Да к тому же все больше не только специалистам становится ясно, что именно появление письменности позволило человечеству всего за несколько тысячелетий сделать такой прыжок от варварства к современной цивилизации.
Ничто так не развивает мыслительные способности человека, ничто так духовно не обогащает и не облагораживает его, как хорошая книга.
Способность различать буквы и складывать их с слова, из слов составлять тексты, из текста извлекать смыслы и подтексты, получая высшее, эстетическое и духовно-нравственное наслаждение от него, — уникальный вид деятельности человека. Потому все разговоры о смерти литературы, о ненужности чтения лишены всякого смысла.
Литература вместе с нами входит в новый век, вместе с нами обживает его. И здесь мы друг другу оказываемся очень нужны: читатели — автору, автор с его особым, острым взглядом и метким словом – читателям.
Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/obshhie_temy/obshhaja_kharakteristika_russkoj_literatury_2_poloviny_20_veka/89-1-0-634
Пример бескорыстия в литературе
Екимов Борис Петрович- русский прозаик и публицист- в мною прочитанном отрывке из произведения «Как рассказать…» поднимает проблему бескорыстной помощи.
Автор описывает, как старушка одна сажала картошку.
Оглавление:
И каждая новая лопата давалась ей всё тяжелее и тяжелее. «Копнёт несколько раз и встанет. И стоит, грудью опершись на черен, дышит тяжко… жадно хватая ртом воздух». Григорий вместе с товарищем помогли ей. Старушка даже расплакалась.
» Эти слёзы Григорий запомнил и ещё дважды заходил к тёте Варе». Потом он уехал на работу, но не забыл старушку. Григорий, взяв десять дней отпуска, отправился в посёлок.
И теперь каждый год, когда начинались огородные работы он приезжал и помогал старушке.
Автор считает, что такая бескорыстная и искренняя помощь делает человека, который её оказывает, добрее.
Я полностью согласен с Екимовым Борисом Петровичем.
Считаю, что, когда человек бескорыстно помогает другому, он становится чище, добрее, его душа преображается. Докажу свои слова примерами из художественной литературы.
Личность Родиона Раскольникова- главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» — весьма неоднозначна.
С одной стороны, он убил двух человек, он холодно общался со своими родными и его можно назвать эгоистом, но с другой- находясь на грани бедности, он отдаёт почти все свои деньги на похороны Мармеладова.
Таким образом, Достоевский говорит, что даже у убийцы может быть светлая сторона души.
В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв подарил свой заячий тулуп Пугачёву, проявив при этом неслыханную щедрость. В дальнейшем судьба свела их снова и Емельяна здорово помог Павлуше.
Таким образом, бескорыстная помощь необходима не только тем, кто в ней нуждается, но и тем, кто её оказывает. Она преображает душу, делает человека добрее и чище.
примеры бескорыстие из литературы
Бескорыстие в литературе
В разделе Литература на вопрос Примеры бескорыстия в литературе? заданный автором Михаил Панасенко лучший ответ это Савельич в “Капитанской дочке”, Штольц в “Обломове”, Фирс в “Вишневом саде”, Алик, Наташа в “Софье Петровне”, семья Ростовых в “Войне и мире”.
Первоисточник Список можно продолжать бесконечно.<\p>
Примеры бескорыстной помощи в литературе
Например, роман Льва Толстого «Война и мир».
Неслыханную доброту и душевную щедрость проявляют
герои произведения во время войны 1812 года.
Пьер Безухов на собственные деньги снаряжает всем
необходимым целый отряд ополченцев, и сам с ними
отправляется на войну с Наполеоном.
После поражения наших войск при Бородино Кутузов
предлагает всем оставить Москву, и семья Ростовых
собирается уехать в своё имение, погружая имущество
Но когда Наташа Ростова узнаёт, что необходимы подводы
для вывоза раненых из горящей Москвы,
она тут же приказывает освободить подводы и
предоставить их раненым.
Это роман «Преступление и наказание».
Родион Раскольников, находясь на грани нищеты и безумия,
отдаёт почти все свои деньги, присланные ему матерью
и сестрой, на похороны задавленного лошадью Мармеладова.
Пётр Гринёв подарил Пугачёву свой заячий тулупчик,
проявив при этом неслыханную щедрость.
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем
„Взял бы я вас — да потопите лодку! “
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
„Глянъ-ко: что делает старый Мазай! “
слова не говоря, становится между мной и моей пищей. И вот в моей трапезной хоть шаром покати! Ешь, щука, ешь, акула!
Хотелось бы знать, во сколько рядов зубы у тебя в пасти? Жри, волчонок! Нет, беру это слово назад — из уважения к
волкам. Глотай мой корм, удав! Работал, работал, а в желудке пусто, горло пересохло, в поджелудочной железе боль, все
кишки свело; трудился до поздней ночи — и вот моя награда: смотрю, как ест другой. Что ж, так и быть, разделим ужин
пополам. Ему — хлеб, картошка и сало, мне — молоко.
. -Все они на один образец, негодные! Как только преподнесешь, чего им хочется, так и замолкают.
Малютка глотала молоко так торопливо и с такой жадностью впилась в искусственную грудь, протянутую ей этим
ворчливым провидением, что закашлялась.
— Да ты захлебнешься, — сердито буркнул Урсус. — Смотри-ка, тоже обжора хоть куда!
Он отнял у нее губку, выждал, пока прошел кашель, затем снова сунул ей в рот пузырек, говоря:
Пример бескорыстия
В условиях рыночных отношений жизнь людей из года в год усложняется. Растет безработица. Большинство населения еле сводит концы с концами, по целым месяцам не получая зарплату, а цены на продукты, промтовары, плата за различные услуги, поднимаются до потолка.
В таких условиях растут правонарушения и преступления. Детские дома пополняются детьми — сиротами, трудновоспитуемыми, оставшимися без присмотра родителей. Но мир не без добрых людей.
Везде можно встретить бескорыстных, душевно щедрых людей, которые по своей воле берут из детских домов детей — сирот на воспитание, отдают им частицу душевного тепла.
Нам хочется рассказать об удивительной женщине с необычной судьбой Барбахтыровой Валентине Васильевне, чья жизнь тесно связана с детьми — сиротами из детского дома.
Валентина Васильевна родилась в семье колхозника 20 декабря 1946 года в селе Кыргыдай Вилюйского района ЯАССР.
Долгое время работала дояркой совхоза «Мастахский», в течение 8 лет была председателем местного профсоюза работников сельского хозяйства, незаменимым членом женского совета и родительского комитета, неоднократно избиралась депутатом сельского совета, активно участвовала и участвует в общественной жизни села.
Барбахтырова В.В. одной из первых в улусе, в республике по своей инициативе взяла на воспитание детей-сирот из детского дома. Это мужественная женщина одна воспитала 8 детей, оставшихся без попечения родителей.
В 1991 году, потеряв единственного сына, испытав горькую участь одиночества, она решила усыновить ребенка из детского дома г. Вилюйска. Так в семье появился первый сын Гена — утешение матери. Вслед за этим в 1994 году взяла сразу 3 девочек: Аню, Катю, Лизу Сойкиных. В 1996 году из детского дома на лето приехал погостить восьмилетний Женя.
Маленькому мальчику понравилось доброе отношение мамы Вали, теплая дружеская обстановка в семье. По его просьбе дети и Валентина Васильевна решили оставить Женю. Через 5 лет семья пополнилась еще двумя детьми: братом и сестрой сестер Сойкиных: Русланом и Людмилой. Тяжелая судьба осиротевшего Захара не оставила равнодушной сердце матери.
Так появился в семье восьмой ребенок.
На первых порах Валентина Васильевна встретила много трудностей: незнание детьми якутского языка, пробелы в знаниях, состояние здоровья, адаптация к сельской жизни, несовместимость характеров, материальные затруднения в условиях рыночных отношений и т.д. Все эти проблемы семья преодолела благодаря поддержке односельчан, родственников, школы и детского дома.
Интернациональная семья Барбахтыровых дружно живет под девизом «Куhа5антан куот, vчvгэйтэн vер», «Yлэ киhини киэргэтэр». Труд в этой семье всегда в почете. Как и все жители села, они содержат большое подсобное хозяйство, летом ухаживают за огородом, косят сено, осенью ходят по грибы и ягоды, на долгую зиму запасаются соленьями и вареньем.
Щедро делятся своими запасами с Вилюйским детским домом и приютом. Каждый ребенок в семье несет определенную ответственность, имея свой «фронт работы»: мальчики выполняют мужскую работу, девочки доят коров, ухаживают за телятами, готовят, шьют, помогают матери управлять большим хозяйством.
Каждый год Валентина Васильевна организует летний трудовой лагерь «Сайылык», в 2000 году на конкурсе летних трудовых семейных лагерей они заняли I место в республике и награждены ценным призом — персональным компьютером.
Дети Барбахтыровой Валентины Васильевны славятся в родном селе и улусе еще и как активные участники спортивных соревнований, различных конкурсов, предметных олимпиад, конференций школьников, художественной самодеятельности.
Выросла большая семья Валентины Васильевны: уже старшие дети повзрослели и вступили в самостоятельную жизнь, обзавелись семьями, появились внуки. Старший сын Гена окончил Якутское ПТУ №16, работает электриком в родной школе. Женился, воспитывает троих детей.
Продолжая семейную традицию, взял на опеку из детского дома мальчика Ваню. Дочь Аня успешно учится на III курсе экономического факультета ЯГСХА, замужем. Сын Женя — студент III курса Мирнинского регионального технического колледжа по специальности «электрик-механик высотных линий».
Катя учится на II курсе Якутского медицинского колледжа, замужем, имеет дочь. Лиза — студентка II курса юридического факультета ЯГУ, замужем, имеет сына. Захар закончил Кызыл-Сырский учебно-производственный комбинат и продолжает обучение в Мирнинском региональном техническом колледже на газосварщика.
Руслан окончил школу и учится в ДОСААФ на шофера, готовится к службе в армии. Младшая дочь Люда учится в IX классе, помощница и опора матери.
Богатый опыт Валентины Васильевны по воспитанию детей-сирот распространен в улусе, в республике, опубликован во многих печатных изданиях: в книгах «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Барыта холумтантан са5аланар», «Книга года детства и детского спорта», в улусной газете «Олох суола», республиканских газетах «Саха сирэ», «Кэскил». Ее долголетний, добросовестный труд отмечен многими грамотами, Почетной грамотой президента РС (Я), благодарственными письмами. В 2003 году стала стипендиатом фонда «Бар5арыы», в 2004 году награждена медалью «Материнская слава».
Использованная литература.
- Трудовое воспитание ребенка в семье. Якутск, 2002 г.
- Все начинается с домашнего очага. Вилюйск, 2001 г.
- Газета «Кэскил» № 37, 2008 г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение<\p>
г. Владимира «Гимназия №35»<\p>
Яков Иванович, главный герой рассказа П. Рачкова<\p>
«Серебряная ложка», — бескорыстный человек. В годы гражданской войны он спасает от холода и голода маленьких детей и их больную бабушку.
<\p>
Почти столетие отделяет нас с вами от тех страшных лет.
Изменился ли мир за это время? Встречаем ли мы с вами бескорыстных людей? Совершаем ли мы с вами бескорыстные поступки? Теплится ли ещё бескорыстие в наших с вами сердцах?<\p>
На эти темы было предложено поразмышлять ученикам<\p>
Бескорыстных людей не бывает.
Каждый человек хоть раз в жизни, но подумал, отдавая что–либо другому: а так ли хорошо быть бескорыстным? Может быть, попросить что – нибудь взамен?
Человек бескорыстен только в детстве, когда не понимает, что значит требовать взамен.
Жизнь неудержимо меняется. Сейчас все учатся расталкивать локтями конкурентов, вести борьбу, а значит – предавать. О каком бескорыстии может идти речь?
Ребёнок, живя в таком мире, не может быть бескорыстным. Поэтому уже в детском саду, предлагая приятелю конфету, взамен требует три; предлагая пряник, взамен требует торт.
Мир людей держится на деньгах. Человек не сможет стать бескорыстным, пока миром владеют деньги.
Бескорыстие заканчивается там, где начинается мир людей.
В наше время немного бескорыстных людей. Когда я совершаю бескорыстный поступок, мне становится легко, светло и радостно
Среди моих друзей есть бескорыстные люди. Я их очень люблю. Ради таких людей и нужно жить. Если их не будет, на улице всё потускнеет: люди, совершающие бескорыстные поступки, зажигают
на небе звёздочки, которые освещают наши души.
Зачастую взрослые совершают корыстные поступки. Они это делают ради работы, ради семьи. Не хочется верить, что мои бескорыстные друзья станут корыстными, как взрослые.
Если бы я была писателем, я бы писала только о бескорыстных людях, если бы была художником, я бы изображала только бескорыстные поступки В наше время бескорыстный человек – большая редкость.
Я думаю, что бескорыстные люди есть, но их осталось немного. Быть бескорыстным сейчас немодно. Очевидно, это связано с американизацией нашей Родины. Наши бабушки и дедушки были добрее и отзывчивее нас. Подтверждением моих слов может служить
рассказ П.Рачкова «Серебряная ложка».
Однажды в первом классе со мной случились две неприятности в один день. Первая: я забыл дома пенал. Вторая, более важная: я не сделал домашнее задание по математике.
Математика была у нас вторым уроком. Я просто не находил себе места потому, что я не мог получить двойку: родители лишили бы меня моего самого главного дня в году – Дня рождения… и не подарили бы ни одного подарка.
Я просил списать у всех, кого знал, но никто мне не помог, а некоторые мои друзья тоже не сделали домашнюю работу по математике.
Тогда я решил попросить помощи у мальчика, с которым я ни разу до этого дня не пытался заговорить. Он был отличником и мало общался с другими ребятами на перемене, как правило, сторонился всех. Я попросил у него ручку и его тетрадь с домашним заданием. Он молча протянул мне и то, и другое. Когда на уроке меня вызвали к доске, я решил пример, и мне поставили пятёрку.
Источник: https://ka-mode.ru/primer-beskorystija-v-literature/
Литературы второй половины XX века
Исторические события, произошедшие в 20 веке, выдвинули перед русской литературой новые задачи и определили отличные от литературы 19 века темы. Появляется патриотическая лирика, так как поэты и писатели, как и весь русский народ, переживали войну и тяжелый период, который наступил после войны.
К наиболее явным течениям литературы второй половины 20 века относится: поздний сталинизм, «оттепель», застой, перестройка и современные реформы. И каждый из тех периодов ознаменован тем, что русской литературе приходить пережить неблагоприятные условия для своего полноценного и свободного развития.
Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.
Основным направлением русской культуры после 1947 года была ее изоляция от мирового сообщества и мировой культуры.
Такие деятели культуры, как Зощенко, Ахматова, Шостакович, постоянно подвергались преследованиям и запретам, они обвинялись в буржуазной идеологии и формализме. В литературных произведениях постоянно фигурировал один сюжет, который повествует о конфликте новаторов и консерваторов.
Новые темы в литературе второй половины XX века
Но в начале 60-х годов происходит долгожданное обновление духовности русской культуры, и особенно литературы. Наконец-то свободно обсуждаются произведения Булгакова, Зощенко и Ахматовой до этого многие их творения даже не издавались. Появляется рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который получает существенный социальный резонанс.
Это произведение поднимает тему репрессий, тяжелую и мрачную, но представляющую собой историческую правду. Эту тему продолжают и другие деятели русской литературы, только уже раскрывают историческую правду о Великой Отечественной войне.
Произведения Быкова, Богомолова и Астафьева посвящены именно этой теме. Но большинство произведений, создатели которых хотели пролить свет на революции, гражданские войны, историческую судьбу России и истинной жизни в деревнях и селах, с трудом доходили до массовой аудитории.
Снова начинаются вынужденные эмиграции писателей, это Солженицын, Бродский и Вишневская. Появляется ощутимое противостояние между интеллигенцией и властью, очевидно, что это сказывается и на культурной жизни россиян.
Становятся известными и распространенными движения диссидентов, которые требуют свободу творчеству и слову. В литературе находят свое отображение сложные процессы идеологических конфликтов. Литература повествует о духовной разобщенности народа и сложной, даже трагической жизни всех людей.
Произведение Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» публикуется за рубежом, как и некоторые другие произведения русских писателей «Москва-Петушки» Ерофеева, «Верный Руслан» Владимова. Становятся известными произведения таких авторов, как Трифонов, Битов, Искандер, Шукшин и Астафьев.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: «Юшка» Платонова: нравственность как основа характеров героев
Следующая тема: Многообразие поэтических дарований: Вознесенский, Евтушенко, Окуджава, Рубцов
Источник: https://www.nado5.ru/e-book/iz-literatury-vtoroi-poloviny-xx-veka
Сайт для учителей и учеников. | Сайт для учителей и учеников
Классный час «Спешите делать добро!»
Цель: формирование у учащихся нравственных категорий: доброта, милосердие, благотворительность.<\p>
Задачи:
² формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
² вспомнить историю благотворительности на Руси;
² рассмотреть случаи благотворительности в жизни каждого.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация.<\p>
Ход классного часа:
Учитель: Время, в которое мы живём, многие называют бездушным, жестоким. Достаточно включить телевизор, как на зрителя с экрана потоком хлынут волны негативных сообщений: в новостях освещаются, в основном, различные происшествия и трагедии.
Фильмы (боевики, «ужастики», триллеры) приучают к мысли о том, как легко можно лишить человека жизни. Передачи, в которых бы главные герои отличались отзывчивостью и благородством, практически исчезли с экрана телевизора. Интернет – ещё более худший помощник в воспитании милосердия.
Невольно посещает мысль: действительно, наше время и люди, живущие сейчас, бессердечны.
Сегодня мы порассуждаем, так ли это? У нас не просто классный час, а урок благотворительности. Как вы думаете, какова этимология данного слова?
Ученики: благо – добро, творить – делать, т.е. благотворительность – «делание добра».
Учитель: Приведите однокоренные слова.
Ученики: благодарность, благодетель, благодеяние, благополучие.
Учитель: По Владимиру Ивановичу Далю “благотворительный, о человеке – склонный к благотворению; обычно разумеют: готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых и неимущих, или ради попечения об них”; и еще “благотворец, благотворитель, м.б. благотворница, благотворительница – ж. – благодетель, благоподатель; творящий, делающий добро другим”.
Учитель: давайте послушаем одну из моих любимых музыкальных притчей в исполнении Светланы Копыловой: «Морские звёзды». (Слушают песню)
Любил один философ размышлять,
Гуляя в предрассветный час у моря,
О смысле жизни, радости и горе,
О том, зачем нам жить и умирать.
Однажды ночью был большой прилив –
На пляже он хозяйничал без меры –
Но наступил отлив, и вдруг весь берег
Усыпан стал плеядой звёзд морских.
И звёзды, оказавшись без воды,
Под солнцем обречённо высыхали,
Прощаясь с жизнью, горестно вздыхали
И ждали неминуемой беды.
Философ думал: так и наша жизнь
В одно мгновенье может оборваться.
Наверное, не стоит и пытаться
Разгадывать по звёздам высший смысл.
Вдруг видит он: какой-то мальчуган
Бросает в море гибнущие звёзды,
И на глазах у мальчугана слёзы…
Вот так придумал – звёздам помогать!
– Глупыш, ведь ты не сможешь всех спасти!
Тут высказал своё философ мненье, –
Твои попытки – что они изменят?
Здесь миллионы этих звёзд морских!
Спасатель обернулся на ходу,
Задумавшись лишь на одно мгновенье:
– Для этой – очень многое изменят, –
И бросил в море новую звезду.
– Вот для чего наверно стоит жить, –
Подумал вдруг растроганный философ.
Быть может, создал Бог морские звёзды,
В ребёнке чтобы жалость пробудить.
Учитель: Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд? Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
Ученики: высказывают мнения.
Учитель: Проведем т.н. «Мозговой штурм»: Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (Приведите конкретные примеры)
Ученики: помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т.д.
Учитель: сколько существует мир, столько же существует и добро. Вспомните из истории Российского государства какие благие дела совершались на Руси издревле до наших дней.
Ученики:<\p>
·– – бесплатные обеды, которые устраивал князь Владимир после крещения Руси;
· – с незапамятных времён благотворительностью занимались монахи: в монастырях раздавалась бесплатная еда, оказывалась медицинская помощь;
· -в бытность Петра I строились богадельни для стариков, инвалидов и детей-сирот;
· – в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. – многочисленные примеры благотворительности (воспитание чужих детей-сирот, делились последним, милость к пленным и т.д.).
Учитель: известные благотворители на Руси: (демонстрирует слайды с портретами)
Учитель: Примеры благотворительных дел русских предпринимателей: (демонстрирует слайды)
Учитель: ребята, а кто из вас сами получали ту или иную благотворительную помощь?
Ученики:<\p>
· – К. И. в составе делегации и Жигулёвска участвовал в Вахте Памяти, посвящённой Бородинскому сражению, а парадную форму ребятам помог приобрести один из спонсоров;
· – С. М. на протяжении нескольких лет получает стипендию от Благотворительного Фонда «Созидание»;
· – ещё в 3-м классе один из родителей устроил для всего класса бесплатную поездку в «Аквапарк».
Учитель: Согласитесь: не менее приятно, чем получать какую-то помощь, оказывать её самим. Можете ли вы сказать, что и вам удавалось выступать в роли благотворителей?
Ученики:<\p>
· – например, П. С. участвовал в спортивных соревнованиях, сборы от которых шли на благотворительные цели;
· – ежегодно ребята из нашего класса участвуют в акции «Маленький принц» по уборке мусора с территории Самарской Луки;
· – вспомнили, как собирали игрушки для ребят из детского дома и книги для больных хосписа.
Учитель: послушайте индийскую сказку «Награда».
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
– Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
– Ох, тигр, – сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел от благодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
– Давай спросим кого-нибудь – награда это или нет?
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.
– Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.
– Давай еще кого-нибудь спросим! взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.
– Эй, корова! – окликнули они ее. - Скажи, чем платят за добро?
– Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя! – Подожди немного! – попросил человек.- Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
– Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Учитель: Сколько бы зла не было вокруг нас, надо видеть хорошее и самим стараться приумножить добро. Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.
В течение классного часа вы создавали плакат, отражающий тему нашего разговора. Пришло время посмотреть на ваше творение.
Ученики: рассматривают плакат, обсуждают, вывешивают в классный уголок.
Источник: https://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=13727%3A2015-11-14-16-47-00&catid=54%3Aliterature&Itemid=68
Урок-лекция “Литература 2 пол. 20 века”
Литературы второй половины XX века.
Урок-лекция. 11 класс.
Цель: познакомить учащихся с литературой 2 пол 20 века, с течениями, возникшими в это период, темами и жанрами.
Исторические события, произошедшие в 20 веке, выдвинули перед русской литературой новые задачи и определили отличные от литературы 19 века темы. Появляется патриотическая лирика, так как поэты и писатели, как и весь русский народ, переживали войну и тяжелый период, который наступил после войны.
Течения литературы второй половины XX века: новые сюжеты
К наиболее явным течениям литературы второй половины 20 века относится: поздний сталинизм, «оттепель», застой, перестройка и современные реформы. И каждый из тех периодов ознаменован тем, что русской литературе приходить пережить неблагоприятные условия для своего полноценного и свободного развития.
Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство – все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.
Основным направлением русской культуры после 1947 года была ее изоляция от мирового сообщества и мировой культуры.
Такие деятели культуры, как Зощенко, Ахматова, Шостакович, постоянно подвергались преследованиям и запретам, они обвинялись в буржуазной идеологии и формализме. В литературных произведениях постоянно фигурировал один сюжет, который повествует о конфликте новаторов и консерваторов.
Периодизация русской литературы 2 пол. 20 века: <\p>
В развитии её можно выделить четыре основные периода, связанные с изменением социокультурной и литературной ситуации.
Первый: 1956 – 1964, «оттепель».
Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.
Третий: 1986 – 1991, «гласность».
Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день, русская литература конца XX – начала XXI веков.
Самая характерная черта развития русской литературы в годы «оттепели» – её начавшееся раскрепощение в послесталинскую эпоху.
Период характерен отходом от нормативности, расширением рамок правдивого изображения жизни. Доминирует в этот период по-прежнему социалистический реализм, который переживает обновление.
Кроме того, на неофициальном уровне начинают возрождаться запрещённые при Сталине критический реализм и авангардизм.
Период послеоттепельного двадцатилетия – период разложения тоталитарной системы. В эти годы в русской литературе усиливаются оппозиционные настроения. Параллельно с официальной литературой, всё двадцатилетие развивается и литература неофициальная.
Представители первой по-прежнему следуют соцреализму, а во второй происходит окончательное возрождение и дальнейшее развитие критического реализма, модернизма, включая его радикальные разновидности, зарождается русская ветвь постмодернистской литературы.
Период гласности. В СССР приходят свобода слова и печати, гарантированные на официальном уровне Законом о печати и других средствах массовой информации. В этих условиях наблюдается постепенное угасание литературы социалистического реализма.
Появляется огромный пласт так называемой возвращённой литературы, то есть начинает публиковаться то, что было запрещено в годы советской власти. Легитимный статус получают критический реализм, модернизм в различных модификациях и постмодернизм.
Литература переживает проблемно-тематическое и эстетическое обновление.
С декабря 1991 начинается современный период литературного развития, главной особенностью которого является эстетический плюрализм. В литературе осуществляется радикальная переоценка ценностей.
Также новой чертой в развитии русской литературы является появление на рубеже прошлого и нашего веков «сетературы», то есть литературы, создаваемой в сети. Это принципиально новое явление, указывающее на скрещение литературы с техникой.
Сетература оказывает известное воздействие на книжную литературу, предлагая ей некоторые новые способы и приёмы освоения реальности и работы с текстом.
Литература в годы оттепели
1956 – 1964 (период «классической оттепели»); отдельные исследователи выделяют раннюю и позднюю «оттепель». (Она ещё не пришла, но некоторые черты уже проявились.) Это, соответственно, с 1953 до 1956 и с 1964 по 1968 год.
В 1954 году Илья Эренбург написал повесть «Оттепель», название которой в последующем было использовано для обозначения нового этапа в жизни советского общества, наступившего после смерти Сталина и характеризовавшегося резким изменением социально-политического и экономического курса в направлении его либерализации. Руководство страны, прежде всего в лице Хрущёва, провозглашает отказ от политического террора и массовых репрессий, вину за которые возлагает на Сталина, и начинает своеобразную перестройку советского общества.<\p>
В стране осуществляется широкая пропагандистская кампания по развенчанию культа личности Сталина и преодолению последствий сталинизма, укоренившихся в жизни общества. В первую очередь Хрущёв осуществляет реабилитацию невинно репрессированных.<\p>
Открываются двери на запад. Самым популярным западным писателем был Эрнест Хемингуэй. Зарубежное влияние на советскую литературу в это время ощутимо усилилось.
Не выдержав мук совести, застрелился Фадеев (1956). Писательская организация при нём вела себя постыдно. Не известно ни одного факта, когда она вступилась бы в защиту репрессированного. Напротив, требовалась санкция руководства союза писателей на арест. Фадеев эту санкцию давал.
Вернувшиеся из лагерей писатели плевали ему в лицо. Стоя у его гроба, Пастернак сказал: «Он искупил свою вину».<\p>
Литературная жизнь резко оживляется. Из лагерей вернулись Даниил Андреев, Солженицын, Шаламов, Смеляков, Серебрякова, Домбровский, Чичибабин.
В литературу они принесли свой трагический опыт.
В годы «оттепели» появляется ряд новых литературных журналов и альманахов. Самый популярный – «Юность» (для молодёжи, публиковал наиболее талантливых молодых авторов того времени). Начинают работать новые театры. Самый популярный – театр «Современник». В основном этот театр тоже ставил молодую, современную драматургию.
С 1956 года в СССР начинают проводиться ежегодные Дни поэзии, и раз в год издаётся альманах под таким же названием, куда отбиралось, по мере возможности, относительно лучшее. 1956 – несколько стихотворений Цветаевой. Печатали также Заболоцкого.
Во время «оттепели» приходит в литературу новое поколение писателей: Бродский, Ахмадулина, Вознесенский, Рубцов, Солженицын, Бондарев, Айтматов, Шукшин, Белов, Битов, Володин и ряд других.
Оплотом либерализма в период «оттепели» стал журнал «Новый мир», возглавляемый Твардовским. Реакционеры не дремали. Под их давлением был исключён из союза писателей Борис Пастернак и подвергся публичной травле на всю страну за то, что был удостоен Нобелевской премии за 1958 год.
(С другой стороны, в тюрьму не попал и насильственной высылке за рубеж не подвергся.)
Основным творческим методом продолжает оставаться социалистический реализм.
<\p>
В 1940-е годы, наконец, появились такие тексты, где все герои без исключения положительные, отрицательных просто нет, и борьба идёт только между хорошим и лучшим, восторжествовала так называемая теория бесконфликтности, согласно которой в советском обществе все конфликты преодолены.
Таким образом, соцреализм трансформируется в лже-соцреализм. Это индустрия мифов, которая полностью отказалась от жизнеподобных реалий. (Мифы о Ленине, Сталине, войне, коллективизации и проч. В пример приведена «Белая берёза» Бубённова.)
Поэзия оттепели
С наибольшей полнотой и выразительностью произошедшие в обществе перемены отразила поэзия. Можно назвать несколько её направлений:
1. Гражданская (лирико-публицистическая), обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через личностное восприятие поэта. Публицистичность, открытая апелляция к читателю – одна из самых ярких черт. Твардовский, Смеляков, Евтушенко и другие авторы.
2. Романтическая поэзия. Отнюдь не прославляет идеалы революции, героику труда. В период «оттепели» романтическая поэзия поэтизирует прекрасное в самой жизни и в человеке. Её характерные фигуры – Окуджава, Юнна Мориц, Новелла Матвеева.
3. Философская лирика, которая обращена к так называемым вечным проблемам бытия: что есть мир, жизнь, смерть, в чём проблема смысла жизни, как соотносятся смерть и бессмертие. Таковы поздние тексты Пастернака, Тарковского, Заболоцкого.
В литературу входит и новое поколение поэтов. В годы «оттепели» они казались примерно равными друг другу по таланту. Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения Союза. Звучала шире всего четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина.
Новые темы в литературе второй половины XX века
Но в начале 60-х годов происходит долгожданное обновление духовности русской культуры, и особенно литературы. Наконец-то свободно обсуждаются произведения Булгакова, Зощенко и Ахматовой до этого многие их творения даже не издавались. Появляется рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который получает существенный социальный резонанс.
Это произведение поднимает тему репрессий, тяжелую и мрачную, но представляющую собой историческую правду. Эту тему продолжают и другие деятели русской литературы, только уже раскрывают историческую правду о Великой Отечественной войне.
Произведения Быкова, Богомолова и Астафьева посвящены именно этой теме. Но большинство произведений, создатели которых хотели пролить свет на революции, гражданские войны, историческую судьбу России и истинной жизни в деревнях и селах, с трудом доходили до массовой аудитории.
Снова начинаются вынужденные эмиграции писателей, это Солженицын, Бродский и Вишневская. Появляется ощутимое противостояние между интеллигенцией и властью, очевидно, что это сказывается и на культурной жизни россиян.
В литературе находят свое отображение сложные процессы идеологических конфликтов. Литература повествует о духовной разобщенности народа и сложной, даже трагической жизни всех людей.
Произведение Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» публикуется за рубежом. Становятся известными произведения таких авторов, как Трифонов, Битов, Искандер, Шукшин и Астафьев.
Основные жанры литературы 2 половины 20 века.
Настоящий культурный взрыв в эпоху «оттепели» привел к тому, что живые проблемы вернулись на страницы книг. В прозе особую популярность приобрел жанр художественно-публицистического, проблемного очерка. Даже в поэзии стихотворцы вновь захотели «к штыку приравнять перо», писать на злобу дня.
Именно в этот период возник удивительный феномен «громкой», «эстрадной» лирики, как ее тогда называли. В ее основе лежала традиция русского футуризма, традиция прямых обращений поэта к массовой публике.
Это была поэзия «прямого действия», для голоса и слуха, а не размышления, ей были присущи, говоря словами критика, «скоростные методы образного мышления». Писатели и поэты почувствовали насущную необходимость напрямую, без посредников в виде книг или журналов обращаться к своему читателю. Поэзия пришла в концертные залы, на стадионы.
Появилась целая плеяда молодых поэтов, со сцены громящих обыденщину, пошлость, пороки современного человека, пережитки прошлого. Среди них особое место занимали А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.
Рассказать правду о нацистских и сталинских лагерях, о зверствах и мучениях солдат на Второй мировой войне взялась литература.
50 — 70-е годы XX века — настоящий взрыв военной прозы, осторожно преступавшей границы дозволенного, чтобы донести до читателей «окопную правду» — ту правду, что открывалась солдатам не в передовицах газет или разъяснениях политработников, а виделась ими через бруствер окопа или слышалась в стонах раненых товарищей, звучала в осторожных разговорах в перерывах между боями.
Не случайно особенно популярным сталжанр повести, потому что именно этот жанр позволял показать судьбу человека в ее протяженности, избежав при этом искушения больших обобщений и массовых картин, свойственных многим произведениям сталинского периода.
В рассказах М. Шолохова «Судьба человека» и А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба» читатель слышал живую исповедь человека, прошедшего все круги рукотворного ада, уготованного человеком — человеку. Такой правды социалистический реализм выдержать не мог.
Ведь власть догмы требовала, чтобы любое мало-мальски допустимое с точки зрения идеологии художественное произведение объявлялось отвечающим критериям социалистического реализма. В результате само понятие «соцреализм» неимоверно расширилось и стало значить так много, что уже не значило почти ничего.
И последним ударом по «единому методу советской литературы» оказалось возникновение в 60-х годах такого мощного культурного явления, как проза писателей-«деревенщиков». В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, В.
Шукшин и другие отказывались творить во имя «победы над природой», воспевать «светлое будущее». Два ключевых понятия деревенской прозы — «память» (В. Распутин) и «лад» (В. Белов) плохо вписывались в концепцию соцреализма с его пафосом переустройства мира и избавления от «пережитков прошлого».
Писатели-«почвенники» утверждали, что основу личности составляет вовсе не идеология, а память — то, что накоплено человеком за годы жизни, что уникально и отличает его от любого другого человека.
Утрата памяти означает утрату личности, ее подмену — и потому призыв «опомниться» означал буквально «вернуться к себе», к своим корням, истокам, к своей сути.
Идея «лада» требовала признать, что веками складывавшийся мир основан на разумных началах, и попытка его переустройства приводит лишь к хаосу, к утрате людьми устойчивых ориентиров. Так постепенно слово «реализм» очистилось от идеологического довеска «социалистический» и вернуло себе подлинную сущность верность реальности, ее непреложным и мудрым в своей основе законам.
О том же говорила и «тихая лирика», возникшая в 60 — 70-е годы во многом как реакция на лирику «громкую», эстрадную.
Столь огромным оказалось духовное наследие веков, что оно уже начало восприниматься как непосильное для отдельного человека, просто не способного это наследие усвоить в достаточной мере.
Еще сложнее сказать свое, новое слово после великих классиков, казалось, если не ответивших, то раскрывших в своем творчестве все основные вопросы бытия, перебравшие все возможные художественные формы и приемы, доведя их до совершенства.
На рубеже 60—70-х годов зародилось такое противоречивое явление, как постмодернизм— особое мировосприятие, принесшее новое отношение к культуре, к слову, к мудрости.
Литература современная интуитивно нащупывает новые пути, отвечает на вопросы, которые ставит перед человечеством жизнь. Среди этих проблем — экология, разрушение прежде четких границ между условно говоря «высокой» и «массовой» культурой, развитие электронных средств коммуникации и медиа-технологий.
Само возникновение этих проблем рождало и новые художественные формы для их отражения. Уже в 60-е годы в литературу пришла экологическая проблематика, писатели все активнее стремятся создавать «многослойные» произведения, интересные и рядовому читателю, лишенному глубокой гуманитарной подготовки, и «высоколобому» эстету.
Наконец, книга перестала ассоциироваться исключительно с «бумажными носителями», перейдя в электронный формат, став «виртуальной», что существенно расширило ее возможности.
Да к тому же все больше не только специалистам становится ясно, что именно появление письменности позволило человечеству всего за несколько тысячелетий сделать такой прыжок от варварства к современной цивилизации.
Ничто так не развивает мыслительные способности человека, ничто так духовно не обогащает и не облагораживает его, как хорошая книга.
Способность различать буквы и складывать их с слова, из слов составлять тексты, из текста извлекать смыслы и подтексты, получая высшее, эстетическое и духовно-нравственное наслаждение от него, — уникальный вид деятельности человека. Потому все разговоры о смерти литературы, о ненужности чтения лишены всякого смысла.
Литература вместе с нами входит в новый век, вместе с нами обживает его. И здесь мы друг другу оказываемся очень нужны: читатели — автору, автор с его особым, острым взглядом и метким словом – читателям.
Источник: https://multiurok.ru/files/urok-liektsiia-litieratura-2-pol-20-vieka.html