Крестьянская русь в поэме н.в. гоголя «мертвые души»

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Крестьянские образы в поэме Гоголя «Мертвые души»»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мертвые души» противопоставляет «неживые» образы помещиков, чиновников, воров, взяточников живым людям из народа.

В крепостнической России гоголевского периода нельзя было обойти тему взаимоотношений народа и господствующих классов. Автор не идеализирует крестьян, он с горечью показывает, как убоги они в современной Руси.

            

       Уже в начале повести мы становимся свидетелями разговора двух мужиков, которые размышляют, доедет ли колесо кареты Чичикова до Москвы или до Рязани. Праздность крестьян и неспособность к размышлениям превращает этот диалог в пустословие, юмористически переданное писателем.

Обратите внимание

       Гоголь рассказывает нам о «благородном побуждении к просвещению»  крепостного слуги Чичикова Петрушки, которого привлекает процесс чтения книг, а не их содержание. Ему все равно, что читать химию, библию или похождения любовника.

       О невежестве крестьян, об узости их духовного мира свидетельствуют и другие эпизоды. Митяй и Миняй никак не могут развести запутавшихся лошадей, дворовая девка Пелагея не знает где право, где лево, подвыпивший кучер Селифан разглагольствует с лошадьми. 

       Однако, автор не может не подчеркнуть  мастеровитость  представителей народа.

Среди крепостных есть каретник Михеев, плотник Степан Пробка, кирпичник Милушкин, сапожник Максим Телятников, торговец Еремей Сорокоплехин, каждый из которых – мастер своего дела.

Собакевич подчеркивает трудолюбие крестьян в описании их домов. Там нет никаких «резных узоров и разных затей», но все пригнано как следует.

       Чичиков, купив как «мертвую душу» богатыря Степана Пробку, в размышлениях о его судьбе предполагает, «что и в гвардию годился бы» такой.

       Но несовершенное общество делает трагическими судьбы народных умельцев. Спивается чудо – сапожник Максим Телятников, который хотел купить себе домик, заплатил барину оброк, но был подло обманут продавцом кожи.

Грамотный дворовый Попов постоянно подвергается допросам , так как является беглым. Абакум Фиров полибил вольную жизнь и прибился к бурлакам: хоть и тяжела была работа, но иногда случались шумные гулянья и хороводы.

Важно

       Несмотря на невежество, пьянство, убогость жизни крестьян в России, Гоголь верит, что именно представители народа смогут всколыхнуть крепостничество, благодаря широте своей души и силе духа. Оптимистическое лирическое отступление о птице – тройке подчеркивает веру писателя в возможность и близость перемен.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/312-sochinenie-na-temu-krestyanskie-obrazy-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi.html

TESTSOCH.RU

         Гоголю, как истинному патриоту своей, не была чуждой тема Руси, а вместе с ней и тема народа. Эти темы писатель поднимает и в поэме «Мертвые души». Что ждет Россию в будущем? Именно этот вопрос и задает Гоголь своим читателям.

         Побывав в усадьбах помещиков, читатель ясно представляет себе картину жизни крепостных крестьян.

Везде нищета, тяжелые условия существования: «… бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето… Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном…» Люди «мрут как мухи», некоторые спиваются, а некоторые бегут от безысходности.

А ведь со своих деревенек помещики получают неплохой доход. Например, Коробочка торгует пенькой, салом, медом. Кроме того, помещица спокойно приторговывает не только продуктами питания, но и крестьянами. При барыне находится девочка-подросток Пелагея.

Растет она как трава при дороге. Барыня проявляет своеобразную заботу о девочке: «… только ты смотри: не завези ее, у меня уже одну завезли купцы». Что значит для Коробочки Пелагея? Не больше, чем вещь.

         Представленные в поэме образы помещиков являются типичными для людей этого сословия. Они – владельцы людских душ. К своим крепостным они относятся как к рабам.

Крепостники имеют право распоряжаться судьбами людей, они могут их продавать или покупать. В «Мертвых душах» перед читателем представлен обобщенный народный образ.

Сколько несчастий ему уготовано: болезни, плохие урожаи, самодурство помещиков…

Совет

         Гоголь показывает нам положительные качества русского крестьянина, ведь родиной его является не чиновничья Русь и не поместная, а народная.

Автор рассуждает о том, что ждет Россию в будущем, каково ее настоящее при помощи абстрактно-символических образов и мотивов: «Русь моя», «чудо дорога» и пр.

Он поражается силой и меткостью народного слова: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство…»

         Гоголь создает свой образ Руси, который притягивает «тайной силой». Он уверен в том, что ждет Россию «чудное, прекрасное далеко». Благодаря ярким эпитетам перед читателем предстает удивительная и неповторимая красота русской земли: « у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..

» «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» В этих риторических вопросах, которые писатель задает и себе самому, и читателю заложена неподдельная любовь Гоголя к России.

Он не пускает в образ России Чичиковых, Коробочек, Маниловых и Собакевичей, потому что это люди, наделенные слабостями и пороками, а не эпическими качествами.

         Поэма заканчивается своеобразным гимном русской дороге, которая является источником «чудных замыслов, поэтических грез». Писатель убежден, что тройка- Русь стремительно мчится к духовному преображению, что скоро появятся «души живые», которые смогут спасти Русь.

Источник: https://testsoch.ru/mertvye-dushi/sochinenie-na-temu-rus-v-poeme-mertvyie-dushi.html

Русь в поэме Гоголя «Мертвые души»

Интерес к творчеству Гоголя не ослабевает и в наши дни. Наверное, причина в том, что Гоголь сумел наиболее полно показать черты характера русского человека, величие и красоту России.

В статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность», начатой еще до «Мертвых душ», Гоголь писал: «Поэзия наша не выразила нам нигде русского человека вполне, ни в том виде, в каком он должен быть, ни в той действительности, в какой он есть».

Здесь намечена задача, которую Гоголь собирался решить в «Мертвых душах».

В поэме Гоголь рисует два противоположных мира: с одной стороны, показана настоящая Россия с ее несправедливостью, стяжательством и грабежом, с другой — идеальный образ будущей справедливой и великой России.

Этот образ в основном представлен в лирических отступлениях и размышлениях самого писателя. «Мертвые души» начинаются с изображения городской жизни, набросков картин города и описания чиновнического общества.

Пять глав поэмы отведены на изображение чиновников, пять — помещиков и одна — на биографию Чичикова.

Обратите внимание

В результате воссоздается общая картина России с огромным числом действующих лиц разных положений и состояний, которые выхватываются Гоголем из общей массы, ведь помимо чиновников и помещиков Гоголь описывает и других городских и сельских жителей — мещан, слуг, крестьян. Все это складывается в сложную панораму жизни России, ее настоящее.

Типичными представителями этого настоящего в поэме являются бесхозяйственный помещик Манилов, мелочная, «дубинноголовая» Коробочка, безалаберный прожигатель жизни Ноздрев, прижимистый Собакевич и скряга Плюшкин.

Гоголь со злой иронией показывает душевную пустоту и ограниченность, тупость и стяжательство этих вырождающихся помещиков-душевладельцев. У этих людей осталось так мало человеческого, что их в полной мере можно назвать «прорехами на человечестве». Мир «Мертвых душ» страшен, отвратителен и безнравственен.

Это мир, лишенный духовных ценностей. Помещики, обыватели губернского города не единственные его представители. В нем, этом мире, живут и крестьяне.

Но Гоголь отнюдь не склонен их идеализировать. Вспомним начало поэмы, когда Чичиков въехал в город. Два мужика, рассматривая бричку, определили, что одно колесо не в порядке и Чичиков далеко не уедет.

Гоголь не скрыл, что мужики стояли около кабака. Бестолковыми показаны в поэме дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, просящийся на заработки, а сам идущий пьянствовать. Девочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево.

Про-шка и Мавра забиты и запуганы. Гоголь не обвиняет их, а, скорее, добродушно смеется над ними. Описывая кучера Селифана и лакея Петрушку — дворовых слуг Чичикова, автор проявляет доброту и понимание.

Петрушка охвачен страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что он читает, а сам процесс чтения, как это из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит». Мы не видим в Селифане и Петрушке высокой духовности и нравственности, но они уже отличаются от дяди Митяя и дяди Миняя.

Важно

Раскрывая образ Селифана, Гоголь показывает душу русского мужика и старается понять эту душу.

Вспомним, что он говорит о значении почесывания в затылке у русского народа: «Что означало это почесывание? и что вообще оно значит? Досада ли на то, что вот не удалась задуманная назавтра сходка со своим братом…

или уже завязалась в новом месте кат кая зазнобушка сердечная… Или просто жаль оставлять отогретое место на людской кухне под тулупом, с тем чтобы вновь тащиться под дождь и слякоть и всякую дорожную невзгоду?» Выразителем идеального будущего России является Россия, описанная в лирических отступлениях. Здесь тоже представлен народ.

Пусть народ этот состоит из «мертвых душ», но он обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души…». Именно у такого народа могла появиться «птица-тройка», которой без труда управляет ямщик. Это, например ярославский расторопный мужик, который «одним топором да долотом» смастерил чудо-экипаж. Его и других мертвых крестьян купил Чичиков.

Переписывая их, он рисует в своем воображении их земную жизнь: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на своем веку?» Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром.

Они наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом».

Образ народа в поэме Гоголя постепенно перерастает в образ России.

Здесь тоже просматривается противопоставление настоящей России идеальной будущей России. В начале одиннадцатой главы Гоголь дает описание России: «Русь! Русь! Вижу тебя… » и «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!» Но эти два лирических отступления разрываются фразами: «Держи, держи, дурак!» — кричал Чичиков Селифану.

«Вот я тебя палашом! — кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. — Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж» В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли.

В последней главе поэмы бричка Чичикова, русская тройка превращается в символический образ России, стремительно несущейся в неведомую даль. Гоголь, будучи патриотом, верит в светлое и счастливое будущее Родины.

Гоголевская Россия в будущем — великая и могучая страна.

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/rus-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi/

В помощь ученикам

Время написания поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» — середина XIX века. Это время, когда крепостнические отношения изжили себя. Что идёт им на смену? Это и есть вопрос, волновавший автора поэмы. Произведение Н.В. Гоголя – это раздумье о судьбе России.

Произведение воспринималось неоднозначно: одни современники Гоголя видели в поэме карикатуру на современную действительность, другие замечали и поэтическую картину русской жизни.

В поэме миру угнетателей – «мертвых душ» противопоставлен многострадальный русский народ, нищая, но полная скрытой жизни и внутренних сил Русь.

Совет

Н. В. Гоголь с большим мастерством изобразил в поэме простых русских людей. Читая поэму, мы знакомимся с крепостными помещиков Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина.

Это бесправные люди, но все они, живые и мертвые, предстают перед нами великими тружениками. Эти крепостные своим трудом создали богатство помещикам, только сами живут в нужде, мрут, как мухи. Они безграмотны и забиты.

Таковы слуга Чичикова Петрушка, кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, Прошка, девочка Пелагея, которая «не знает, где право, где лево».

Гоголь изображал действительность «сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Но сквозь эти «слезы», в этой социальной подавленности Гоголь увидел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика.

Он с восхищением и любовью говорил о способностях народа, его смелости, удали, трудолюбии, выносливости, жажде свободы. «Русский человек способен ко всему и привыкнет ко всякому климату.

Пошли его жить на Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

Крепостной богатырь, плотник Пробка, «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михеев создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты.

Читайте также:  Образ тургеневской девушки

Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников – «что шилом кольнет, то и сапоги, то и спасибо».

Обратите внимание

Еремей Сорокоплёхин одного оброку приносил по пятьсот рублей! Однако «…нет житья русскому человеку, все немцы мешают, да русские помещики шкуру дерут».

Гоголь ценит в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность: «Как метко все, что вышло из глубины России …бойкий русский ум, что не лезет в карман за словом, не высиживает его, как наседка, а влепливает сразу, как пашпорт, на вечную носку». Гоголь видел в русском слове, в русской речи отражение характера своего народа.

В поэме показаны крестьяне, которые не мирятся со своим рабским положением и бегут от помещиков на окраины России. Абакум Фыров, не выдержав гнета неволи у помещика Плюшкина, бежит на широкий волжский простор. Он «гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись с купцами».

Но нелегко ему ходить с бурлаками, «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».

В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремления народа к другой жизни, к прекрасному будущему: «Еще доселе загадка, — писал Гоголь, — этот необъятней разгул, который слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек».

Тема крестьянского бунта возникает в девятой и десятой главах. Крестьяне сельца Вшивая Спесь, Боровки и Задирайлово убили заседателя Дробяжкина. Судебная палата дело замяла, так как Дробяжкин мертвый, пусть будет в пользу живых. Но среди мужиков не нашли убийцу, не выдали мужики никого.

Капитан Копейкин искалечен на войне. Он не мог работать и поехал в Петербург хлопотать себе помощь, но ему вельможа велел ждать, а когда надоел ему Копейкин, то грубо ответил: «Ищи сам средства для жизни», да еще пригрозил вызвать исправника. И пошел капитан искать средства в дремучие леса, в шайку разбойников.

Полна скрытой жизни и внутренних сил Русь.

Гоголь искренне верит в силы русского народа и великое будущее России: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе; …но какая же непостижимая… сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается твоя тоскливая… песня? Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтись ему?».

Важно

Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы своего народа, любовь к родине позволили Гоголю представить ее великое и прекрасное будущее. В лирических отступлениях он рисует Русь в символическом образе «птицы-тройки», воплощающей могущество неисчерпаемых сил Родины.

Думой о России кончается поэма: «Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа.

Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный… воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Источник: http://omironova.ru/index.php/4-essays-reports-abstracts/t19q1

Русь крестьянская в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Текст

    Одной из основных тем поэмы «Мертвые души» является тема России, народа. Важно, что она неразрывно связана с названием произведения. Чем больше мёртвых душ скупает Чичиков, тем весомее оказывается его покупка. Эти души оживают, становятся реальностью, начинают жить своей жизнью вопреки воле хозяина. При этом важно понять, что вкладывает Гоголь в понятие души. Для него это, прежде всего, нравственное содержание. Именно поэтому души дворян у Гоголя мертвы.

    Хранитель лучших национальных традиций в поэме Гоголя – народ. Но автор не идеализирует его. Писатель показывает сильные и слабые стороны русского народа. Более того, крестьяне представлены у Гоголя чаще всего в ироническом аспекте. Это, конечно же, слуги Чичикова — Селифан и Петрушка. Гоголь с насмешкой описывает их пристрастия. Петрушка любит читать.

Но ему больше нравится сам процесс чтения, а не его содержание. Он просто смотрит на буквы.<\p>
    Селифан любит размышлять и беседовать, но единственные его слушатели – лошади. Он всегда находится в пьяном состоянии и совершает при этом самые неожиданные поступки. Девка Коробочки, Палашка, так невежественна, что не может отличить, где право, а где лево.

Бестолковые дядя Меняй и дядя Митяй никак не могут договориться и развести запутавшихся лошадей. Крестьяне Манилова любят выпить. Они очень ленивы, готовы обмануть своего помещика. Гоголь с горечью пишет об этих уродливых сторонах жизни простого народа.

    И всё же надежды на будущее России автор связывает именно с народом.

Поэтому в финале «Мертвых душ» появляется образ заправского мужика, который собрал птицу-тройку. Это под силу только русскому человеку, которому свойственна деловитость, необыкновенное трудолюбие, умение творить. Русского человека отличает особый склад ума, порыв к свободе.

Неслучайно Собакевич говорит о своих крестьянах как о «ядрёных орехах», требует за них более высокую цену, долго хвалится ими перед Чичиковым: «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня крестьяне, что ядрёный орех, все как на подбор».

    Чем же эти крестьяне оставили о себе память? Каретник Михеев был искусным мастером. Его рессорные брички – настоящие произведения искусства. Слава о каретнике распространилась по многим губерниям. К сапожнику Максиму Телятникову неприменима поговорка «пьян, как сапожник». Его сапоги – настоящее чудо.

Кирпичник Милушкин – необыкновенный мастер. Он мог сложить печь в каком угодно месте. Степан Пробка отличался богатырской силой. Он мог служить в гвардии. Сорокопёхин приносил своему барину очень большие оброки. Поэтому совсем не случайно Чичиков, читая реестр Собакевича, задумывается о судьбе многих крестьян.

Совет

    Реестры помещиков показывают их отношение к своим крестьянам. Записки скупого Плюшкина очень краткие. Он написал лишь начальные буквы имён и фамилий. Коробочка каждому своему крестьянину дала прозвище.

Собакевич же даже представил краткую биографию своих крестьян: «Реестр Собакевича поражал необыкновенной полнотою и обстоятельностию; ни одно из похвальных качеств мужика не было упущено». Особо Чичиков заинтересовался судьбой Абакума Фырова. Этот крестьянин сбежал от своего помещика на Волгу в поисках счастья. Скорее всего, его ждёт лямка бурлака.

Возможная судьба этого беглого наводит Чичикова на размышления о судьбе народа. С помощью образа Фырова Гоголь показывает, что русскому человеку свойственно глубокое чувство свободы.

    Особый смысл в поэме приобретает повесть о капитане Копейкине. Имя этого героя стало нарицательным в русской литературе. В истории его жизни отразились судьбы многих людей того времени. Гоголь показывает трагическую судьбу «маленького человека». Историю о капитане Копейкине рассказывает почтмейстер.

Капитан Копейкин честно отдал долг своей родине, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Там у него отняли руку и ногу, и он остался инвалидом. Но в семье не было средств на его содержание. Чиновники также забыли о защитнике Родины, и капитан остался без средств к существованию.

Он был вынужден обратиться за помощью к влиятельному генералу, для этого приехал в Петербург. Капитан много раз обивал пороги приёмной генерала, прося «монаршей милости». Но генерал постоянно откладывал своё решение. Терпению Копейкина пришёл конец и он потребовал у генерала окончательной резолюции.

В результате капитана Копейкина выгнали из приёмной.

    В скором времени по Петербургу прошли слухи о том, что в рязанских лесах объявилась шайка разбойников. Их атаманом оказался капитан Копейкин. Цензура пыталась заставить Гоголя убрать из поэмы эту вставную повесть. Но автор не сделал этого.

Повесть о капитане Копейкине играет важную роль в раскрытии темы народа. В скрытой форме здесь звучит протест против бессердечия чиновников, равнодушия власти, бесправия простого человека. Гоголь предупреждает, что народное терпение небезгранично.

Ему рано или поздно наступит предел.

Обратите внимание

    Эту тему автор развивает, изображая крестьян Плюшкина. Не выдержав издевательств, они толпами бегут от своего помещика. Это Еремей Корякин, Попов, Никита Волокита и многие другие.

Только судьбы их трагичны: одни терпят нужду, другие умирают в канавах, кабаках. Большинство крестьян не знает цену своим способностям.

Но сам Гоголь отвергает путь капитана Копейкина и многих других крестьян – путь грабежа, насилия. Он ратует за проведение реформ.

    Мёртвые крестьяне оставили о себе память своими делами. По мысли Гоголя, именно они обладают душами. Им свойственно нравственное начало. Только от народа зависит будущее России, её процветание. Именно старания народа определяют судьбу страны.

Источник: https://4fasol.com/txt/essay/39318

Крестьянская Русь в поэме «Мертвые души»

    Реферат

На тему: «Крестьянская 
Русь в поэме «Мертвые души»

Подготовила

ученица 9 класса

Лях Мелисса

В знаменитом обращении к 
«птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик».

Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы.

В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью противопоставил его помещикам и чиновникам, что это не может остаться незамеченным.

Трагическая судьба закрепощенного народа отражена в образах крепостных людей. Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство 
человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где 
право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени.

Социальная подавленность и приниженность 
отпечатались на Селифане и Петрушке.

Последний даже имел благородное 
побуждение к чтению книг, но его 
больше привлекало «не то, о чем 
читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот‑де из букв вечно выходит какое‑нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».

Образы народа даны в двух планах, образуя острое противоречие тени и света. С одной стороны, юмор Гоголя в описание мужиков – 
недотеп, с другой – крестьянская Русь изображена с сочувствием. Разговор мужиков о колесе чичиковской брички – тоска «идиотизма деревенской жизни».

Тема «идиотизма», рабства, безнадежного существования не раз всплывает в поэме, воплощаясь в Петрушке, в Селифане, в его терпении, беседах с лошадьми, рассуждениях насчет достоинств его барина.

«Идиотизмом деревенской жизни» веет и от объяснения мужиков насчет Маниловки и Заманиловки, и сцены, где толпа крестьян не может сдвинуть с места экипажи Чичикова и губернаторской дочки.

Важно

Мертвые крестьяне в поэме 
противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они 
наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик 
Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи 
он в гвардии, ему бы бог знает 
что дали, трех аршин с вершком 
ростом».

Так Чичиков, вернувшись после 
удачных сделок с продавцами мертвых 
душ, охваченный самому непонятными 
чувствами, воображает биографии купленных 
им рабов. Вот Пробка Степан, плотник, упавший с колокольни – богатырь, в гвардию годился бы.

Сапожник Максим Телятников, научившийся ремеслу 
у немца, но прогоревший на заведомо гнилом сырье и погибший от запоя. Каретник Михей создавал экипажи 
необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!».

И еще, и еще воскресают в разыгравшемся воображении Чичикова молодые, здоровые, работящие, одаренные люди. Все это разительно отличается от остального повествования Гоголя – так широко, с такой волей к обобщению выражается сочувствие и любовь автора к простому народу. Впервые в поэме встают самые живые люди.

Обратите внимание

В чичиковском списке рядом с мертвецами проставлены также и беглые. При встрече с именами и прозвищами беглых Чичиков приходит в полный восторг: «И в самом деле, где теперь Фыров? Гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами. Цветы, ленты на шляпе, вся веселится бурлацкая ватага.

…Там‑то вы наработаетесь, бурлаки! И дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню…» И здесь мы видим настоящие образы крестьян, полные жизни, не задавленные нищетой, рабством и бесправием.

Давая столь разные образы крепостных крестьян, Гоголь дает понять читателю, что убожество крестьянской жизни является следствием уклада общества. «Мертвые души» не заключает в 
себе только отрицательные образы. Наряду с коллективным образом общественного зла создан образ русского народа. И народ является положительным героем поэмы.

Источник: http://turboreferat.ru/literature/krestyanskaya-rus-v-pojeme-mertvye/269707-1613018-page1.html

Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Примерный текст сочинения

В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Привилегированное положение дворянства накладывало на него ответственность за экономическое и культурное развитие государства.

Читайте также:  Конфликт в пьесе м. горького «на дне»

Каковы же основные представители этого сословия? Писатель дает в поэме крупным планом образы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображает не лучшую просвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основную массу.

Знакомство с обитателями патриархальных барских усадеб — Маниловым, Ноздревым, Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным — выявляет основные типичные черты российского провинциального дворянства: паразитизм, алчность, бездумное расточительство, умственное и моральное убожество.

Как замечательный писатель-реалист Гоголь раскрывает эти общие качества в индивидуальных, ярких и неповторимых образах, создавая типические характеры.

Расположение помещиков в поэме не случайно.

Совет

Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затем последовательно гостим у хозяйственной, аккуратной «скопидомки» Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашного Ноздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это безотрадное путешествие картина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такой последовательности мы видим движение — от лучшего к худшему. И касается это, главным образом, не столько барских усадеб, сколько их обитателей.

Манилов при первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатного человека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевская ирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, и сравнение его глаз с сахаром.

В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватым оборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурным человеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты его души.

Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых прожектах. На эту мысль наводит и описание его усадьбы, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков. Каков хозяин, такова и усадьба. У Манилова в деревне царят беспорядок и разорение.

Это впечатление усугубляется описанием пейзажа с преобладанием неопределенного, серого цвета. Невольно вспоминается авторская характеристика людей типа Манилова: «ни то ни се», «ни в городе Богдан ни в селе Селифан». Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым.

Гоголь смешно описывает растерянность Манилова. Понимая, что предложение милейшего гостя явно противоречит закону, он не в силах отказать такому приятнейшему человеку.

Его озабоченность находит выражение в размышлении о том, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» Комизм ситуации заключается в том, что заботу о политике государства проявляет человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство. И такие люди являются правящим классом России!

Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену «копейке».

Обратите внимание

Поэтому она так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую «дубинноголовость» и жадность.

Значит, при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов.

Зато какой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет от Ноздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе «исторического человека». Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег. Нет, у него другая, противоположная страсть — бездумно и легко тратить деньги на кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей.

Каков же источник его доходов? Он тот же, что и у других помещиков — крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Именно на этой благодатной почве буйно расцветают такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье.

Это отражается в его отрывочной, быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях типа «скотовод эдакой», «свинтус ты за это», «такая дрянь». Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям.

Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он аттестует таких ноздревых как «хороших и верных товарищей», а затем добавляет: «… и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы». За что? Конечно, за их страстишку нагадить ближнему.

Усадьба Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Поэтому нетрудно сделать вывод о бесправном и нищенском положении крепостных Ноздрева.

У Собакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью и прочностью. Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гоголь гиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича и обстановки его дома.

При описании внешности этого героя писатель применяет блестящий художественный прием — он сравнивает Собакевича со «средней величины медведем». Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала.

Важно

Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом «фук». Именно собакевичи были главной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное.

Собакевич — ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за «мертвых душ» обнаруживает определяющую черту его характера — неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство.

При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханными усами», украшавшими его кабинет.

Ирония и сарказм в характеристике Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича сменяются гротескным изображением Плюшкина. Он, безусловно, наиболее омертвелый среди «мертвых душ», так как именно в этом герое Гоголь показал предел душевной опустошенности. Он даже внешне потерял человеческий облик, ибо Чичиков, увидя его, не мог понять, какого пола эта фигура.

Наглость и хамство Ноздрева, его стремление напакостить ближнему все-таки не мешали ему появляться в обществе и общаться с людьми. Плюшкин же полностью замкнулся в своем эгоистическом одиночестве, отрезав себя от всего мира. Ему безразличны судьбы своих детей, его тем более не трогает судьба мрущих от голода крестьян.

Все нормальные человеческие чувства полностью вытеснены из души Плюшкина страстью к накопительству. Но если у Коробочки и Собакевича собранные деньги шли на укрепление хозяйства и тратились осмысленно, то маразматическая скупость Плюшкина перешла все пределы и обратилась в свою противоположность.

Занятый собиранием всякой дряни, вроде черепков и старых подошв, он не замечает того, что разрушается его хозяйство. Судьба крепостных Плюшкина особенно впечатляюще говорит о трагической участи русского народа, которым правят алчные, жадные, пустые, расточительные и выживающие из ума люди.

Поэтому гоголевская поэма неизбежно заставляет задуматься о том, каким страшным злом России на протяжении веков было крепостное рабство, как оно калечило и ломало судьбы людей, тормозило экономическое и культурное развитие страны.

Источник: https://globuss24.ru/doc/pomesica-rus-v-poeme-n-v-gogola-mertvye-dusi

Крестьянские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик».

Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы.

В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью противопоставил его помещикам и чиновникам, что это не может остаться незамеченным.

Совет

Трагическая судьба закрепощенного народа отражена в образах крепостных людей. Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени.

Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке.

Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало «не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот‑де из букв вечно выходит какое‑нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».

Образы народа даны в двух планах, образуя острое противоречие тени и света. С одной стороны, юмор Гоголя в описание мужиков – недотеп, с другой – крестьянская Русь изображена с сочувствием. Разговор мужиков о колесе чичиковской брички – тоска «идиотизма деревенской жизни».

Тема «идиотизма», рабства, безнадежного существования не раз всплывает в поэме, воплощаясь в Петрушке, в Селифане, в его терпении, беседах с лошадьми, рассуждениях насчет достоинств его барина.

«Идиотизмом деревенской жизни» веет и от объяснения мужиков насчет Маниловки и Заманиловки, и сцены, где толпа крестьян не может сдвинуть с места экипажи Чичикова и губернаторской дочки.

Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом».

Так Чичиков, вернувшись после удачных сделок с продавцами мертвых душ, охваченный самому непонятными чувствами, воображает биографии купленных им рабов. Вот Пробка Степан, плотник, упавший с колокольни – богатырь, в гвардию годился бы.

Сапожник Максим Телятников, научившийся ремеслу у немца, но прогоревший на заведомо гнилом сырье и погибший от запоя. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!».

И еще, и еще воскресают в разыгравшемся воображении Чичикова молодые, здоровые, работящие, одаренные люди. Все это разительно отличается от остального повествования Гоголя – так широко, с такой волей к обобщению выражается сочувствие и любовь автора к простому народу. Впервые в поэме встают самые живые люди.

Обратите внимание

В чичиковском списке рядом с мертвецами проставлены также и беглые. При встрече с именами и прозвищами беглых Чичиков приходит в полный восторг: «И в самом деле, где теперь Фыров? Гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами. Цветы, ленты на шляпе, вся веселится бурлацкая ватага.

…Там‑то вы наработаетесь, бурлаки! И дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню…» И здесь мы видим настоящие образы крестьян, полные жизни, не задавленные нищетой, рабством и бесправием.

Давая столь разные образы крепостных крестьян, Гоголь дает понять читателю, что убожество крестьянской жизни является следствием уклада общества. «Мертвые души» не заключает в себе только отрицательные образы. Наряду с коллективным образом общественного зла создан образ русского народа. И народ является положительным героем поэмы.



Источник: https://infopedia.su/14x15f1f.html

«Русь народная» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Коллекция сочинений: «Русь народная» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

«Мертвые души» — гениальное произведение русской и мировой лите­ратуры, написанное в 1841 году. В нем нашли отражение наиболее важные черты эпохи, современной писателю, эпохи кризиса крепостнической систе­мы. В. Г. Белинский назвал поэму «творением, выхваченным из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающим покров с действительности».

В произведении реалистически показаны две Руси: Русь чиновно-помещичъя и Русь народная. Помещики и чиновники забыли свой граждан­ский долг перед обществом, свои обязанности перед народом — и в этом, как считает Н. В. Гоголь, — основное зло социально-политической систе­мы России.

В системе образов поэмы крестьяне не занимают столь уж большого места по сравнению с образами помещиков и чиновников. Сатира Гоголя была направлена именно против этих общественных групп, однако тема народа, тема крепостного крестьянства органически входит в произведе­ние.

Автор размышляет о трагической судьбе народа, также подвергая его сатирическому обличению. Гоголь смеется над примитивностью, неразви­тостью, духовным убожеством русских мужиков, но смеется сквозь сле­зы.

Важно

Причину трагической судьбы народа автор видит в многовековом рабстве и произволе со стороны господствующих сословий.

К числу таких образов можно отнести образ кучера Селифана, пьяно­го, разговаривающего с лошадью, лакея Петрушки, имеющего из-за крайне редкого посещения бани «особенный запах», занятого своим беспорядоч­ным чтением, вернее процессом чтения, при котором из букв складыва­ются слова.

Читайте также:  Что писали русские поэты о пушкине?

Кроме людей Чичикова, в поэме с мастерством начертаны образы мужиков, рассуждающих, доедет ли колесо барской брички до Мос­квы или до Казани.

Таковы дядя Миняй и дядя Митяй, бестолково помо­гающие Чичикову разъехаться со встречным экипажем, «черноногая» дев­чонка Пелагея, провожающая Чичикова от имения Коробочки до боль­шой дороги, не умеющая отличить, где право, где лево.

Важно

Однако отношение автора к народу в поэме двояко. Здесь мы видим также раздумья автора о живой душе русского народа. Писатель верит в его жизненную силу, в его прекрасное будущее. Этот идейный мотив полу­чил выражение в лирических отступлениях, которыми наполнено произ­ведение.

Одно из них появляется в конце пятой главы по поводу прозвища, данного крестьянами Плюшкину. Восхищаясь меткостью русского слова, в котором выразился «сам самородок, живой и бойкий русский ум», Го­голь высказывает общее мнение: «…всякий народ, носящий в себе залог сил…

своеобразно отличается каждый своим собственным словом, кото­рым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера». Русский народ относится к числу именно таких: он полон «творящих способностей души».

В шестой главе перед читателем проносится галерея умерших крестьян Собакевича.

Это и плот­ник-богатырь Степан Пробка, и кирпичник-умелец Милушкин, и чудо-сапожник Максим Телятников, и искусный каретник Михеев, и торговый человек Еремей Сорокоплехин, и сотни тысяч других работников, что па­хали, строили, кормили, одевали всю Русь.

Важное значение в этой связи приобретают вложенные в уста Чичи­кова размышления автора о судьбах крепостных в седьмой главе. Все они «тянут лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».

Особой поэтической силы и выразительности достигает в поэме образ Абакума Фырова, бежавшего от своего хозяина и «взлюбившего вольную жизнь». Этот образ глубоко символичен: в нем ярко отражается могучая, широкая, свободолюбивая душа русского народа.

Важное место в поэме занимают страницы, где ведется разговор о бунте крестьян. В произведении он встречается трижды: когда городские чиновники советуют Чичикову взять конвой для сопровождения куплен­ных крестьян в Херсонскую губернию, мужики ночью убивают «земскую полицию» в лице заседателя Дробяжкина; капитан Копейкин становится предводителем шайки разбойников.

В «Мертвых душах» нашла отражение ненависть народа к крепостно­му праву и крепостникам.

Совет

Мотив заслуженного возмездия звучит в эмо­циональном описании помещичьего разгула, обставленного с разоритель­ной роскошью: «Полгубернии разодето и весело гуляет под деревьями…. и…

уходя глубже в непробудный мрак, негодуют суровые вершины дерев на сей мишурный блеск, осветивший снизу их корни». Создается симво­лический образ неминуемой кары для прожигателей богатств, добытых крестьянским трудом.

В лирической концовке первого тома поэмы автор еще раз с восхище­нием упоминает о русском народе: птица-тройка, летящая по необъят­ным просторам Руси, могла родиться только у «бойкого народа».

Образ русской тройки, приобретающий в поэме символическое значение, нераз­рывно связан для Гоголя с образами «ярославского расторопного мужи­ка», одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, ямщика, примостившегося «черт знает на чем» и лихо, под задорную песню управ­ляющего бешеной тройкой.

Этот образ выражает в себе все то высокое и прекрасное, что есть в русской нации, и прежде всего — стремление к свобо­де, к прекрасному будущему. Однако путь этот неведом автору: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

В своем произведении Гоголь реалистически показал типичные обра­зы русского крестьянства, выразил свое видение русского национального характера. При этом Русь народная противопоставлена автором Руси помещичье-чиновной. Автор не закрывает глаза на примитивность наро­да, но видит в мужике прежде всего человека с живой душой, талантливо­го, трудолюбивого, свободолюбивого человека.

И, С. Тургенев высоко оценил вклад Гоголя в русскую литературу: «Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих».

Источник: http://www.rlspace.com/rus-narodnaya-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

«Живая Русь» в поэме «Мертвые души»

Поэма Гоголя «Мертвые души» была создана в середине 19 века. Все мы знаем, что этот период в истории Российской Империи ознаменовался окончанием эпохи крепостничества. Что ожидало дальше нашу страну в это время? На этот вопрос и постарался ответить в своей знаменитой поэме Николай Васильевич. 

Произведение можно воспринимать неоднозначно: на первый взгляд Русь постает перед нами в некотором карикатурном образе на ту действительность, которая была присуща в государственной жизни. Но на самом деле, автор изобразил полноту поэтической насыщенности жизни на Руси.

Описание Живой руси в поэме

Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества. 
С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.

Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне – безграмотные и забитые – однако никак не «мертвые».

Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться.

Гоголь описывает истинно русских людей – трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы.

Обратите внимание

Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.

В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта – группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу – это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.

Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя – по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.  

Отношение Гоголя к России

В период создания поэмы «Мертвые души», несмотря на отмену крепостного права, надежд на то, что Русь все же воскреснет в своем былом величии оставалось мало.

Однако, огромный патриотизм, любовь к своему народу и непоколебимая вера в могущество Руси, позволили Гоголю реалистично описать ее великое будущее.

В последних строках, Гоголь сравнивает Русь с трехглавой птицей, летящей навстречу своему счастью, которой уступают дороги все остальные народы и государства.

Образ Руси и крестьян в поэме – это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому , к сожалению, так и не судилось увидеть мир.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Мертвые души Гоголя: жанр, сюжет, характеристика героев
Следующая тема:   Гуманистический идеал Гоголя: двойной смысл его произведений

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/zhivaya-rus-v-poehme-mertviye-dushi

Русь народная в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души

«Русь народная» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Автор: Гоголь Н.В.

“Мертвые души” — гениальное произведение русской и мировой литературы, написанное в 1841 году. В нем нашли отражение наиболее важные черты эпохи, современной писателю, эпохи кризиса крепостнической системы. В. Г. Белинский назвал поэму “творением, выхваченным из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающим покров с действительности”.

В произведении реалистически показаны две Руси: Русь чиновно-помещичъя и Русь народная. Помещики и чиновники забыли свой гражданский долг перед обществом, свои обязанности перед народом — и в этом, как считает Н. В. Гоголь, — основное зло социально-политической системы России.

В системе образов поэмы крестьяне не занимают столь уж большого места по сравнению с образами помещиков и чиновников. Сатира Гоголя была направлена именно против этих общественных групп, однако тема народа, тема крепостного крестьянства органически входит в произведение.

Автор размышляет о трагической судьбе народа, также подвергая его сатирическому обличению. Гоголь смеется над примитивностью, неразвитостью, духовным убожеством русских мужиков, но смеется сквозь слезы.

Важно

Причину трагической судьбы народа автор видит в многовековом рабстве и произволе со стороны господствующих сословий.

К числу таких образов можно отнести образ кучера Селифана, пьяного, разговаривающего с лошадью, лакея Петрушки, имеющего из-за крайне редкого посещения бани “особенный запах”, занятого своим беспорядочным чтением, вернее процессом чтения, при котором из букв складываются слова.

Кроме людей Чичикова, в поэме с мастерством начертаны образы мужиков, рассуждающих, доедет ли колесо барской брички до Москвы или до Казани.

Таковы дядя Миняй и дядя Митяй, бестолково помогающие Чичикову разъехаться со встречным экипажем, “черноногая” девчонка Пелагея, провожающая Чичикова от имения Коробочки до большой дороги, не умеющая отличить, где право, где лево.

Однако отношение автора к народу в поэме двояко. Здесь мы видим также раздумья автора о живой душе русского народа. Писатель верит в его жизненную силу, в его прекрасное будущее. Этот идейный мотив получил выражение в лирических отступлениях, которыми наполнено произведение.

Одно из них появляется в конце пятой главы по поводу прозвища, данного крестьянами Плюшкину. Восхищаясь меткостью русского слова, в котором выразился “сам самородок, живой и бойкий русский ум”, Гоголь высказывает общее мнение: “…всякий народ, носящий в себе залог сил…

своеобразно отличается каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера”. Русский народ относится к числу именно таких: он полон “творящих способностей души”.

В шестой главе перед читателем проносится галерея умерших крестьян Собакевича.

Это и плотник-богатырь Степан Пробка, и кирпичник-умелец Милушкин, и чудо-сапожник Максим Телятников, и искусный каретник Михеев, и торговый человек Еремей Сорокоплехин, и сотни тысяч других работников, что пахали, строили, кормили, одевали всю Русь.

Совет

Важное значение в этой связи приобретают вложенные в уста Чичикова размышления автора о судьбах крепостных в седьмой главе. Все они “тянут лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”.

Особой поэтической силы и выразительности достигает в поэме образ Абакума Фырова, бежавшего от своего хозяина и “взлюбившего вольную жизнь”. Этот образ глубоко символичен: в нем ярко отражается могучая, широкая, свободолюбивая душа русского народа.

Важное место в поэме занимают страницы, где ведется разговор о бунте крестьян. В произведении он встречается трижды: когда городские чиновники советуют Чичикову взять конвой для сопровождения купленных крестьян в Херсонскую губернию, мужики ночью убивают “земскую полицию” в лице заседателя Дробяжкина; капитан Копейкин становится предводителем шайки разбойников.

В “Мертвых душах” нашла отражение ненависть народа к крепостному праву и крепостникам.

Мотив заслуженного возмездия звучит в эмоциональном описании помещичьего разгула, обставленного с разорительной роскошью: “Полгубернии разодето и весело гуляет под деревьями …. и…

уходя глубже в непробудный мрак, негодуют суровые вершины дерев на сей мишурный блеск, осветивший снизу их корни”. Создается символический образ неминуемой кары для прожигателей богатств, добытых крестьянским трудом.

В лирической концовке первого тома поэмы автор еще раз с восхищением упоминает о русском народе: птица-тройка, летящая по необъятным просторам Руси, могла родиться только у “бойкого народа”.

Образ русской тройки, приобретающий в поэме символическое значение, неразрывно связан для Гоголя с образами “ярославского расторопного мужика”, одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, ямщика, примостившегося “черт знает на чем” и лихо, под задорную песню управляющего бешеной тройкой.

Обратите внимание

Этот образ выражает в себе все то высокое и прекрасное, что есть в русской нации, и прежде всего — стремление к свободе, к прекрасному будущему. Однако путь этот неведом автору: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.

В своем произведении Гоголь реалистически показал типичные образы русского крестьянства, выразил свое видение русского национального характера. При этом Русь народная противопоставлена автором Руси помещичье-чиновной. Автор не закрывает глаза на примитивность народа, но видит в мужике прежде всего человека с живой душой, талантливого, трудолюбивого, свободолюбивого человека.

И, С. Тургенев высоко оценил вклад Гоголя в русскую литературу: “Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих”.

Источник: http://MirZnanii.com/a/358745/rus-narodnaya-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi

Ссылка на основную публикацию