Анализ повести «портрет» (н. гоголь)

Анализ произведения Гоголя «Портрет». Служение искусству или богатство?

Николай Васильевич любил в своих повестях пофантазировать, создать мистический сюжет, что видно из его известных рассказов «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Но если здесь читателю предстоит окунуться в вымышленный мир фольклорного характера, то анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что автор хотел фантастику перенести и на социальные явления.

В этом Николай Васильевич напоминает многих зарубежных литераторов, у которых «сверхъестественное» захватывает мир. В нашем случае злом выступают деньги.

Внутреннее противостояние богатства и таланта

В начале повести перед читателем предстает молодой, подающий большие надежды художник Чартков. Он беден, поэтому завидует судьбе живописцев, которым стоит нарисовать несколько картин, чтобы купаться в роскоши.

Молодой человек ропщет на свою судьбу, ведь ему приходится жить в безызвестности и бедности. И тут создает нетипичную и совершенно фантастическую ситуацию Гоголь.

Анализ произведения «Портрет» показывает постепенное превращение Чарткова из талантливого художника в завистливого и жадного человека, погубившего свой талант.

В лавочке на Щукином дворе художник находит таинственный портрет, который в результате становится источником его обогащения. В картине заключена частица дьявольской души ростовщика Петромихали.

Обратите внимание

Сначала Чартков на полученные деньги покупает гравюры и манекены, чтобы серьезно заняться искусством, но потом поддается искушению, приобретая совершенно бесполезные и ненужные ему вещи.

Доходит до того, что молодой человек скупает талантливые картины других живописцев и дома их уничтожает.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что желание иметь все и сразу может убить талант. Чартков красиво рисовал, но даже его учитель заметил, что тот нетерпелив и присматривается к модным веяниям.

Преподаватель наставляет молодого художника, чтобы тот не тратил свой талант на рисование портретов за деньги. Но Чарткову хочется мгновенной славы и денег.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что за все нужно платить, живописец получил богатство, но его кисть приобрела бесцветность, он потерял свой дар.

Искупление грехов и служение искусству

Н.В. Гоголь «Портрет» написал, чтобы противопоставить совершенно разные характеры людей и их взгляды на искусство. Автором дьявольского портрета был отец рассказчика.

Этот человек, как только понял, какую силу имеет картина, и какой он грех совершил, сразу же пошел в монастырь, замаливать свои грехи.

Писатель не видит ничего плохого в том, что с помощью искусства изображено зло, но человек должен в этом раскаяться и не губить свой талант.

Важно

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что иконописец, который в молитвах провел не один год, смог нарисовать картину рождества Иисуса такой, что все ее герои кажутся живыми.

Даже настоятель был поражен святостью фигур, сказав, что кистью живописца водила высшая сила. Николай Васильевич на примере двух людей показал отношение к искусству.

Чартков прошел путь от таланта к гибели, а иконописец – от совершения греха к добру.

Источник: https://autogear.ru/article/127/006/analiz-proizvedeniya-gogolya-portret-slujenie-iskusstvu-ili-bogatstvo/

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Из опыта работы. Урок. Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести»

Урок 21.  Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести».
Цели урока: Образовательная : – проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет». – определить тему и основные проблемы повести. Развивающая: – развить интерес к творчеству Н.В.

Гоголя – устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников; – умение работать с текстом, словарной статьей, репродукциями. Воспитывающая:воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым; – убедить учащихся , что чистота души человека зависит только от его самого; – умение различать светлые и негативные стороны жизни.

<\p>

«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» Н.В. Гоголь<\p>

1. Орг. момент. – Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.В.

Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему , которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив свой талант, жизнь, продав душу. Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В.

Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова?

И  как бы ни была дорога Гоголю Украина, ставшая его колыбелью, краем детства и отрочества, признание свое Гоголь обрел в России, в городе, навсегда слившемся с его судьбой … Что это за город?<\p>(Санкт – Петербург) …

Город Пушкина, а затем и Достоевского, а далее – и Блока- город литературы непременно должен стать городом Гоголя. Гоголевский Петербург, причудливо сочетающий в себе реальное и фантастическое, – страшный фантасмагорический город, воплощающий все силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности.

 И сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать одну из повестей – «Портрет». Сейчас мы проверим домашнее задание. План реферата записан на доске (или спроецирован). 1. Тема художественного творчества в повести «Портрет» (художник Чартков). 2. Проблема противостояния ремесла и искусства. 3. Художник, сумевший сохранить и возвеличить свой талант, пренебрегший всем.

Художник- творец, гений. (А.Иванов). 4. Художник, занимающийся религиозной живописью, служащий Богу, получивший прощение и благословение небес. 5. Творчество – дело, прежде всего духовное, его нельзя загрязнить тщеславием.- Что вы можете сказать по данному выступлению? Учитель:

-Хорошо, а что такое тщеславие? Я просила посмотреть в словаре.

<\p>(Тщеславие – кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию.)- Да, ребята, эстетическая система взглядов многопланова и позволяет по-разному понять творчество Н.В. Гоголя людям с разным типом эстетического и духовного опыта. Когда вы читали повесть, поняли что повесть читается тяжело и читать ее надо вдумчиво.

Совет

Например, Белинский вообще не понял повесть и отозвался о ней резко отрицательно. – Ребята, в повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

– Как вы понимаете эти слова?<\p>(Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и зла в искусстве.

)

– В чем проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова?<\p>(Чартков – способный художник, но ему хочется скорее прославиться.).
– Какой портрет он купил однажды? (Портрет ростовщика.) Кто такой ростовщик, каково значение этого слова (Ростовщие – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты).

– Сейчас нам Маша расскажет о прототипе Чарткова.

Сообщение<\p>( Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика- индейца, которого описывает в своих мемуарах актер Каратыгин « Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками».

) – О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести: «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так , как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!» – Убьет святых и ангелов … Сказано страшно, но верно: искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою; превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем дьявольского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова , соблазненного страстью корыстолюбия.

В первой редакции Н.В.Гоголь наделил главного героя фамилией Чертков, как вы, думаете от какого слова?<\p>(Черт – в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало). Почему же во второй редакции Гоголь изменил фамилию главного героя нам остается лишь догадываться. – Что узнаем мы об этом молодом художнике в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)

– О чем предупреждал Чарткова профессор живописи

? («Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».) -У всех у нас жизнь состоит из белых и черных полос, а у Чарткова жизнь была сплошная черная полоса. И последней каплей явилось не только безденежье, но и выселение из квартиры. И здесь Чартков находит деньги.

– О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? (

Он думает, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую … »)- Ребята, пред Чартковым два пути, два выбора, как в сказке.

Первый путь – это Добро, второй – зло. Как вы понимаете Добро для Чарткова (Добро – это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? ( «стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант) .

– Какой путь выбрал художник?<\p>(Он выбрал зло.

Приоделся «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.) – Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»? (Чартков стал модным живописцем.) – Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство? Найдите в тексте: « … Кисть его хладела и тупела …

»)

– Понимал ли это сам художник?<\p>(Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант. признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке … но этих толков не слышал упоенный художник..

) – Действительно, ребята, все мы думаем, что талант, дарование вечно. – Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили? (Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.

) – В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству.

Сейчас мы с вами посмотрим репродукцию картины Иванова «Явление Христа народу» Художник Александр Иванов много лет писал свое грандиозное полотно «Явление Мессии» (Спасителя, Иисуса Христа).

– А теперь прослушайте слова самого Н.В.

Гоголя, увидевшего эту картину (уч-ся)<\p>«Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины – представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображением? Постигнуть мыслию? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение.

Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращенье к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль … » – Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту? Найдите слова в тексте.

(Ответ чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту».) – Да, дарование, талант дается Богом, но его нужно заслужить и сохранить.

-Греховна ли такая всепоглощающая страсть, какую проявил Чартков?<\p>(Да) – Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?(Чтение цитаты: (С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня … Им овладела , ужасная зависть до бешенства») – Что такое зависть? (Зависть – один из смертных грехов. О ней говорил Христос в Нагорной проповеди. А Чартковым овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение носившее печать таланта».

– Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение

?(Нет). Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».)

Читайте также:  Лирический герой в стихотворениях есенина

– Какое сравнение? (

с бешенством тигра) – Как закончил жизнь Чартков? (У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткой … K этому присоединились все признаки безнадежного, сумасшествия …

Наконец, :жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».) – Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался. – Как отзывались люди о портрете ростовщика? «В нём сидит нечистая сила».

«Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья.)

-Как называется повесть? (

«Портрет»)Так что же здесь главное? ( Кто бы ни был хозяином портрета, он нёс ему горе .. )В чем заключается смысл названия?- А сейчас поговорим о судьбе живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем? ( До создания портрета художник был добрым семьянином, но бедным. С написания портрета жизнь резко меняется: вдруг повалили деньги, стал бить жену, стал злым и эгоистичным) .- Как он решил очиститься от греха, подумав, что его рукой водил дьявол? (Он ушел в монастырь каяться и молиться).

– Простил ли его Бог?<\p>(Да, наверное.) – Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово».) Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса.

Обратите внимание

Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур.

Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину.

– все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое». – Наверное, счастье этого художника, что он вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре. Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын. – Давайте прочитаем заповедь, которую произносит этот художник, напутствуя сына,. «Я ждал тебя, сын мой.

Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар) Бога – не погуби его … Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку.

который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуто одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечет множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

– Эти слова, ребята, можно назвать гимном жизни, не только для гениев, но и для нас, обыкновенных людей. Они и сейчас актуальны.

– Это идеалы, достойные человека?<\p>(Да. В словах отца сыну есть духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. «Спасай чистоту души своей.

Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», – пишет в конце повести Гоголь.) Какой литературный прием использует автор в повести? (- Две жизни, два художника. Прием сопоставления).-И мы с: вами опять вернулись к началу урока. Эпиграф.

– Как вы понимаете эти слова (

^ Дар дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот -должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять на мелочи.) – Какой мы может сделать вывод: Черткова погубили не только страсть к наживе, не только развращающее влияние аристократической среды, но и отсутствие внутреннего сопротивления этому миру: он сам уничтожил в себе Божий дар.

Какова же главная тема в повести «Портрет»<\p>(Тема искусства, художественного творчества и Добра и зла в искусстве.) (Проблема противостояния ремесла и искусства.) – План реферата, который записан у нас на доске, и явился планом нашего урока. Рефлексия: О чем же мы говорили на уроке. – Ребята, я хочу еще раз вам сказать, что Гоголь раскрыл связь искусства с религией.

Из религиозной темы Н.В.Гоголь не сделал предмет теоретических или художественных изображений, он хотел, прежде всего, найти правду для самого себя, осуществить эту правду в самом себе, в своих произведениях.<\p>

Д/з : написать мини сочинение – рассуждение: 1. «Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

2.

«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/07/iz-opyta-raboty-urok-nvgogol-portret-mesto-povesti-v-tsikle

Анализ произведения Гоголя «Портрет» Помощь по литературе

В 1834 году русское общество восторженно обсуждало «Пиковую даму» Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести «Портрет» . в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».

Многим критикам произведение не понравилось. Белинский считал, что «Портрет» был неудачной попыткой, где талант автора начал падать.

После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.

Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.

Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника. Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи.

Важно

Герой первой части — молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду.

Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.

Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.

Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант.

Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту.

Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.

Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается… перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.

Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.

Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту.

Совет

Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться.

Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.

Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.

Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.

В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления.

В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.

Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.

Источник: https://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/4956_analiz_proizvedeniya_gogolya_171_portret_187.htm

Гоголь «Портрет» – анализ – Русская историческая библиотека

Из повестей Гоголя особенно интересна «Портрет» (см. её полный текст и краткое содержание); над нею он много трудился и ее не раз переделывал. «Портрет» разрабатывает две темы 1) о гибели художника Чарткова и 2) о страшном ростовщике.

В первой теме развита мысль о том, что нельзя служить одновременно корысти и чистому искусству, практическим выгодам и идеалу. Злой гений убедил талантливого художника, что «все делается на свете для пользы», что глупо голодать, уйдя от людей в мир чистых грез.

И герой «Портрета», художник Чартков, послушался этого голоса, прельстился благами мира, стал смотреть на искусство, как средство наживы, и сделался ремесленником, но разбогател, потому что научился подлаживаться под вкусы «черни».

Обратите внимание

Когда ему однажды удалось увидеть произведение, написанное художником-идеалистом, он понял, какому великому божеству изменил, но вернуться к нему уже не мог.

Иллюстрация Кукрыниксов к повести Гоголя «Портрет»

Кроме этого возвышенного взгляда на искусство, которое должно быть чисто и свято, Гоголь высказал в «Портрете» еще интересную мысль о том, что «реализм», как художественный прием, должен знать границы, что не все в окружающей нас действительности может быть предметом художественного изображения.

Отвратительное лицо ростовщика, особенно его ужасные глаза, были так художественно написаны на портрете, что ужас овладевал всеми, кто только его видел. Гоголь спрашивает: «Или для человека есть такая черта, до которой доводит высшее познание искусства и, через которую шагнув, он уже похищает не создаваемое трудом человека, он вырывает что-то живое из жизни, одушевляющей оригинал.

Отчего же этот переход за черту, положенную границею для воображения, так ужасен? Или за воображением, за порывом следует, наконец, действительность, та ужасная действительность, на которую соскакивает воображение с своей оси каким-то посторонним толчком, та ужасная действительность, которая представляется жаждущему ее тогда, когда он, желая постигнуть прекрасного человека, вооружается анатомическим ножом, раскрывает его внутренность и видит отвратительного человека?»

Эти мысли художника Чарткова были, на самом деле, мыслями самого Гоголя в период написания «Портрета» – тот период его творчества, когда он от романтизма переходил к реализму в старался сам для себя определить сущность этого художественного направления.

Наконец, мы встречаем в «Портрете» идею о религиозном значении искусства. Художник, изобразивший ростовщика, изобразил, сам того не подозревая, дьявола.

Когда он это узнал, он ушел в монастырь, постом и молитвой искупал свой грех, грех артиста, изображавшего воплощение греха и зла сатану.

С тех пор свое искусство он посвятил иконописанию, но долго не мог отделаться от влияния сатаны. Наконец, он был прощен.

Важно

Таким образом, в «Портрете» Гоголь (словно предчувствуя возникновение в литературе «натуралистической школы» Золя, Мопассана и других) осудил то искусство, которое слишком близко подходит к жизни, не разбирается в явлениях действительности. Конечную цель искусства Гоголь видит в религиозно-нравственной миссии.

«Портрет» послужил ответом на вопросы и сомнения, волновавшие самого Гоголя. Кроме того, эта повесть опиралась на целый ряд русских произведений, трактовавших подобные темы, которые были популярны и в немецкой романтической литературе (ср.

Читайте также:  Честь – это норма или принцип одиночек

«Эликсир дьявола» Гофмана). Фантастический элемент повести история ростовщика-дьявола тоже обычен в немецкой романтической литературе.

В сравнении с неудержимой фантастикой Гофмана, Гоголь еще является писателем очень умеренным: чутье художника-реалиста помогло ему удержаться в границах.

Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/2832-gogol-portret-analiz

Анализ по повести «Портрет» Краткое содержание – Гоголь Н. В

Николай Васильевич Гоголь оставил после себя огромное наследие своим потомкам в виде литературных произведений.

Очень часто он посвящал их именно судьбе человека творческого, не исключением стала и повесть «Портрет».<\p>

Гоголь в повести «Портрет» выделяет проблему выбора мнимого или истинного пути художника.

Данное произведение состоит из двух частей, где автор представляет три разных образа творческой личности.

В первой части мы знакомимся с бедным художником Чартковым.<\p>

Однако нищета не отнимает у него его способности, он все равно видит прекрасное, стремится к идеалу в искусстве, продолжает развивать свои навыки.

Но спустя некоторое время, когда деньги, выпавшие из рамки злосчастной картины, дают главному герою возможность вести светскую жизнь, он растрачивает свой талант, начинает подстраиваться под моду и старается угодить своим клиентам.

Чартков становится одним из самых известных и популярных художников, зарабатывает огромное состояние.<\p>

Совет

В образе Чарткова Гоголь рисует нам образ художника, чей талант затмила жажда к светской жизни, славе, богатствам. Он попросту распыляет свои способности на создание бездарных картин.

Чартков, после увиденного шедевра одного из его товарищей, превращается в безумца, который уничтожает великолепные полотна – частицы божественного. Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Выбранный им путь приводит его к гибели как физической, так и нравственной.<\p>

Примечателен и образ товарища Чарткова, создавшего «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста» полотно.

Он провел всю свою жизнь в лишениях, избегал развлечений, питался скудной пищей. «Всем пренебрегал он, все отдал искусству».

Товарищ Чарткова смог не только сохранить, но и преумножить свой талант, он выбрал путь истинного творца.

Третий образ – образ художника, написавшего портрет ростовщика. Он, было, прикоснулся к злу, создавая это полотно, но осознав, что сотворил, не заканчивает картину и уходит в монастырь, чтобы искупить свой грех.

Спустя некоторое время, достигши просветления, он создает божественное «чудо кисти» – картину Рождества Иисуса.<\p>

Путь этого художника – самый возвышенный. Он смог преодолеть в себе злые силы и искупить свой грех, очистить свою душу от дьявольских искушений.

<\p>

Думаю, Гоголь хотел показать нам, что «талант есть драгоценнейший дар Бога», но то, как им распоряжаться – каждый решает сам для себя. Зло и искусство – вещи несовместимые. И только человек с чистой душой может создать поистине прекрасное полотно.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) – начать подготовку

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=33691

Кейс №6 по теме “Анализ повести Н.В. Гоголя “Портрет”

Кейс №6 Занятие на тему: « Анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Краткое содержание повести

1834

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые.

Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается.

Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденного к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал.

Обратите внимание

В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, — и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор.

В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка.

Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, — на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячей газете, — и уже назавтра принимает заказчицу.

Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице.

В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.

В короткое время Чартков входит в моду: схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Он богат, принят в аристократических домах, о художниках изъясняется резко и высокомерно. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале.

Он важен, укоряет молодежь в безнравственности, становится скрягой и однажды, по приглашению Академии художеств, придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит совершенство и понимает всю бездну своего падения.

Важно

Он запирается в мастерской и погружается в работу, но принужден ежеминутно останавливаться из-за незнания азбучных истин, изучением коих пренебрег в начале своего поприща.

Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соединившейся с чахоткою, становится ясно, что шедевры, на приобретение коих употребил он все свое огромное состояние, были им жестоко уничтожены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мерешились ему всюду.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга.

Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б.

, заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Обрисовав для начала часть города, именуемую Коломной, он описывает некогда жившего там ростовщика, великана азиатской наружности, способного ссудить любою суммой всякого желающего, от нишей старухи до расточительных вельмож.

Его проценты казались небольшими и сроки выплаты весьма выгодными, однако странными арифметическими выкладками сумма, подлежащая возврату, возрастала неимоверно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук зловещего азиатца.

История молодого блистательного вельможи, губительная перемена в характере которого навлекла на него гнев императрицы, завершилась его безумием и смертью.

Жизнь чудной красавицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заем у ростовщика (ибо родители невесты видели препятствие браку в расстроенном положении дел жениха), жизнь, отравленная в один год ядом ревности, нетерпимости и капризами, явившимися вдруг в прежде благородном характере мужа. Покусившись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Множество не столь приметных историй, поскольку случились они в низших классах, также связывалось с именем ростовщика

Совет

Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывал о страшном своем соседе, и однажды тот сам является к нему и требует рисовать с себя портрет, дабы остаться на картине «совершенно как живой».

Отец с радостью берется за дело, но чем лучше ему удается схватить внешность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овладевает им тягостное чувство.

Не имея уже сил выносить возрастающее отвращение к работе, он отказывается продолжать, а мольбы старика, объясняющего, что после смерти жизнь его сохранится в портрете сверхъестественною силой, пугают его окончательно. Он убегает, неоконченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает.

Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах проявляются глаза ростовщика. Когда он собирается сжечь страшный портрет, его выпрашивает приятель. Но и тот принужден вскоре сбыть его племяннику; избавился от него и племянник.

Художник понимает, что часть души ростовщика вселилась в ужасный портрет, а смерть жены, дочери и малолетнего сына окончательно уверяют его в том. Он помещает старшего в Академию художеств и отправляется в монастырь, где ведет строгую жизнь, изыскивая все возможные степени самоотвержения. Наконец он берется за кисть и целый год пишет рождество Иисуса.

Труд его — чудо, исполненное святости. Сыну же, приехавшему проститься перед путешествием в Италию, он сообщает множество мыслей своих об искусстве и среди некоторых наставлений, рассказав историю с ростовщиком, заклинает найти ходящий по рукам портрет и истребить его. И вот теперь, после пятнадцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, — и когда он, а вместе с ним и толпа слушателей, поворачивается к стене, портрета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден». Возможно, и так. Пересказала Е. В. Харитонова

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент.

II. Объявить тему, цели урока. Обращение к эпиграфу на доске.

Ребята, эпиграфом к нашему уроку служит изречение Теодора Драйзера:

Искусство – это нектар души, <\p>

собранный в трудах и муках.

Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей?

– Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать?

На чаше весов с одной стороны – труд. Служение искусству, бедность, с другой – деньги, богатство, слава.

Обратите внимание

Что же происходит с художником, поддавшимся искушению и изменившим искусству? Ответ на этот вопрос мы найдем в первой части гоголевского «Портрета».

– Каким мы видим молодого художника в начале повести? Найдите описание его внешнего вида, квартиры, где он живет. (стр. 280, 283) (Перед нами, нищий художник, который «с самоотвержением предан своему труду»).

– Какие перспективы открываются перед ним? О чем предупреждает его профессор? (Чтение сцены беседы Чарткова с профессором) (стр. 285).

ВЫВОД: Несомненно, Чартков – «художник с талантом, пророчившим многое». Профессор предупреждает его о том, что данный Богом дар можно погубить, завоевывая славу и богатство рисованием «модных картинок за деньги». «Терпи», – дает он совет.

А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни.

– Найдите в тексте его размышления. Какие слова, с вашей точки зрения являются важными, ключевыми для понимания его натуры?

«Иногда становилось ему досадно, когда …

даже вовсе не живописцу по призванию одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг капитал …

завидно рисовалась в голодном его воображении участь богача – живописца … бросить все и закутить с горя назло всему».

Вспомните, где мы впервые встречаемся с художником? Почему именно в Щукином дворе? Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют собой картины, выставленные там?

Гоголь очень ироничен в описании шедевров, пользующихся популярностью у народа: «мишурные рамы», «фламандский мужик с трубкою и выломанной рукой, похожий на индейского петуха в манжетах» и тому подобное.

Читайте также:  Кратчайшее содержание пьесы «маскарад» для читательского дневника (м. ю. лермонтов)

Какого же мнения об этих работах художник?

«Одни и те же краски, та же манера … принадлежит грубо сделанному автомату, нежели человеку…»

Чем же поразил его портрет старика?

Глядя на портрет, каждый ощущал реальность изображенного человека. Но особенно притягательны глаза старца, обладающие страшной разрушительной силой.

Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника.

Чартков не в силах, сопротивляться портрету: он неожиданно для себя покупает его, не может оторвать от него взгляда.

(Ребята, вы обратили внимание, что в повести часто повторяется слово «неожиданно». Чартков многое делает неожиданно для самого себя, как бы помимо своей воли).

Сон художника – фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова. И художник оказывается в руках злого существа.

Ребята, проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего сверток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных. (Работаем с текстом. Находим ключевые слова: «вперился весь в золото, глядя неподвижно, судорожно схватил, полный страха и т.д., сердце билось сильно, сжимал покрепче сверток, полный отчаяния стиснул сверток, употребил все усилия).

Почему именно деньги нашел Чартков в портрете? Само по себе это фантастично или реально?

Реально, но Гоголь подчеркивает фантастичность денег в портрете – это частица зла, составляющего сущность ростовщика.

Как распоряжается этими деньгамн художник? На что решает их потратить?

Проследим за его действиями: сначала он зашел к портному, затем, т торгуясь, нанял первую попавшуюся великолепную квартиру, нечаянно купил дорогой лорнет, нечаянно купил бездну галстуков, без всякой причины прокалился в коляске и т.д.

ВЫВОД: Чартков заботится о своих удовольствиях. В нем начинает торжествовать дурная сторона натуры. Мы чувствуем разительную перемену в художнике. Став богатым, Чартков не замечает своего учителя, заказывает статьи о необыкновенных талантах новоиспеченного живописца, любуется собой, разглядывая свое отражение в зеркалах.

– Как изменилось его отношение к искусству?

Считая себя непревзойденным мастером, он низвергает авторитеты, критикует Рафаэля и Микеланджело, Чартков заявляет, что «прежним художником уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро».

Вспомним: над первым портретом молодой девушки он работал, как показалось даме – заказчице, уж слишком долго, но «скоро он … сам начал дивиться чудной быстроте своей кисти».

Теперь он пишет картины всего два дня.

Приносит ли прежнюю радость и удовлетворение процесс творчества?

«Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица…», «… кисть его хладела и тупела, и он … заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы…».

Ребята, сопоставим эти ощущения художника с теми, которые он испытывал на Щукином дворе.

Вывод неутешителен: он стал модным, известным художником, но постепенно приходит осознание того, что его картины бездарная мазня, совершенно далекая от настоящего искусства.

Что же произошло с художником? Как автор относится к этому перерождению?

Гоголь выносит суровый приговор: «Слава не может дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил». Художник перерождается в скрягу «с мертвецом вместо сердца».

Почему, увидев картину своего бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней «пошлое суждение зачерствелых художников»?

– Какое впечатление произвела на него картина?

Товарищ Чарткова, «как отшельник, погрузился в труд». Он достойно прошел жизненные испытания, сохранив чистоту своей души. Его духовная сила воплотилась в «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста», произведение искусства.

Осознал ли Чартков, что он загубил свой талант?

Итак, перед человеком всегда встает определенный выбор – выбор судьбы. Бывает, что, выбирая, человек ошибается, и снова его мучит выбор – что делать дальше: осознать свою ошибку и исправить ее – это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательное – это злой выбор, безнравственный.

Какой выбор делает Чартков?

Чартков стал вандалом. Он покупал и уничтожал все «лучшее, что только производило художество». Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько, сколько истребил этот свирепый мститель».

Ужасает полная деградация личности художника.

ВЫВОД: От бедности талантливый художник случайно поднимается к богатству, но это зло, и оно не приносит добра ни ему, ни людям. Талант не может служить безнравственности.

Каким, по мысли Гоголя, должен быть настоящий художник? (Обращение к эпиграфу, в котором отражается главная мысль рассуждения).

Домашнее задание;прочитать внимательно II часть повести, выбрать все суждения героев и автора об искусстве, подготовиться к письменной самостоятельной работе.

Словарная работа: искушение, ростовщик.

Источник: https://infourok.ru/keys-po-teme-analiz-povesti-nv-gogolya-portret-3088185.html

Анализ повести Николая Гоголя «Портрет»

До наших дней дошла отредактированная версия повести «Портрет». У читателя возникает вопрос о том, кто является главным героем произведения. Может это город Петербург, где происходят все события или расчетливый ростовщик. На первый взгляд может показаться, что герой повести именно художник.

В центре событий находится художник Андрей Петрович Чартков. Автор не просто так дал герою такую фамилию. Это своеобразный намек на связь с потусторонними силами. Гоголь сочувствует художнику и не дает повода читателям сомневаться в его таланте.

В образе Ростовщика изображено великое Зло. Чартков сам притягивает его в свою жизнь. Истратив последние деньги и подвергая себя на голод, художник покупает произведение искусства.

Важно

Он не думал ни о чем плохом, жил правильно. Безусловно, художник не знал, что все владельцы портрета становятся его жертвами. Всю ночь Чартков мучился в кошмарах, из картины выходил ростовщик и считал деньги.

Утром он обнаружил большую сумму.

Такое искушение не каждый способен выдержать. В нем спорили внутри два человека. С одной стороны он был художником и хотел просто работать беззаботно, а с другой стороны в нем проснулся молодой парень, который любит покутить.

Эта беззаботная жизнь манила его. Вскоре желание беззаботно растрачивать свое существование победило. Трагедия этой ситуации заключается в гибели художника. В его потери желания творить. Для такого как он это было подобно смерти.

Он потерял себя, его жизнь утратила смысл.

Происходит противостояние материальных благ и кутежа безусловному таланту. Автор очень реалистично передает сомнения человека и его душевные терзания. Актуальность повесть не утратила и сегодня.

Испытание деньгами может пройти не каждый человек. Нужно иметь сильный характер и силу воли, чтоб устоять перед соблазном.

Художник не только за деньги отдал свой талант, но и пошел на службу темным силам.

Переехав в шикарный дом, Чартков пытается рисовать. Хотя творчество его мало волнует. Он занимается больше подлогом. Создает своеобразные подделки, подобие творчества. В образе первой модели Гоголь олицетворяет гибель естественности. Лиза в русской классике символизирует героиню повести Карамзина.

Со временем художник презирает великого метра Микеланджело. Таким образом, автор отображает презрение падшего человека, утратившего свою душу к олицетворению ангела. Чартков больше не мог рисовать, он потерял даже элементарные навыки художника. Он хочет все же создать картину и начинает рисовать Падшего Ангела. На самом деле художник рисует свою душу.

(2 votes, average: 4.00

Источник: https://school-essay.ru/analiz-povesti-nikolaya-gogolya-portret.html

Анализ повести «Портрет» Гоголя

Произведение «Портрет», анализ которого мы сейчас сделаем, входит в сборник «Петербургские повести» Николая Гоголя, куда также включены «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего».

При всей разнице сюжетов они объединены не только местом действия, но и общей проблематикой.

Безусловно, разбор этой повести поможет лучше понять задумку Гоголя, что поможет вам, например, при написании сочинения или просто если вы делаете краткий анализ повести «Портрет» Гоголя.

Проблематика повести «Портрет» Гоголя

Произведение посвящено важной для любого писателя теме истинного и ложного искусства, ответственности художника за своё творение.

Не менее значима сквозная тема, объединяющая все «Петербургские повести» – вопрос настоящих и мнимых ценностей, обманчивой привлекательности столичной жизни, за которой скрывается пошлость, посредственность, ненужная суета и призрачная красота.

Звучит в повести «Портрет», анализ которой мы проводим, тема утраченных иллюзий, которая в этот период активно разрабатывалась многими европейскими писателями, например, французскими романистами О. де Бальзаком, Ф. Стендалем.

Анализ повести «Портрет» Гоголя – композиция

Произведение имеет двухчастную композицию. Первая посвящена судьбе художника Чарткова, прослежена его жизнь от ранней молодости до старости, показано разрушение таланта и духовная деградация под влиянием служения золотому тельцу.

Во второй части показан истинный художник, который понимает ответственность за созданное им произведение искусства. Совершив ошибку, он стремится её исправить, проходит путь духовного очищения.

Две части противопоставлены друг другу, два художника – два нравственных полюса: один разрушение, второй созидание. Продолжим анализ повести «Портрет».

Тема искусства и образ художника в повести «портрет» Гоголя

Анализ повести «Портрет» показывает, что центральное место занимает проблема творчества. Если вы пишите сочинение на эту тему, учтите этот момент. При подготовке вам также поможет краткое содержание повести «Портрет».

В первой части читатель видит молодого, подающего надежды художника Чарткова. Он беден, мечтает иметь свою мастерскую, чтобы погрузиться в творчество, не отвлекаясь ни на какие житейские проблемы.

Профессор пророчит ему большое будущее, видя в нём настоящий, но пока ещё не полностью развитый талант. Учитель предостерегает его от торопливости, объясняет, что талант требует вдумчивого, постоянного труда. Но случайность вмешивается в судьбу художника.

Совет

В лавке он неожиданно находит портрет старого ростовщика, поразивший его пронзительными, как будто живыми глазами. Хотя взгляд их неприятен, но в них видится притягательное зло. Чартков потрясён искусством неизвестного художника и на последние деньги покупает портрет.

Ночью ему снится долгий сон о том, как ростовщик выходит из рамы и пересчитывает золотые червонцы. Проснувшись, юноша находит деньги, спрятанные в раме портрета.

Благодаря анализу повести «Портрет» ясно, что внешне повествование укладывается в рамки традиционного мотива продажи души дьяволу: сатана, явившийся в образе ростовщика, искушает героя деньгами, и тот поддаётся соблазну. Однако вдумчивый анализ повести показывает: Гоголь неоднократно подчёркивает, что не слепой случай и даже не дьявол виноваты в судьбе героя.

Дальнейшее поведение Чарткова – результат его собственного выбора. Так, после получения денег молодой человек размышляет, на что их потратить. Первым побуждением было снять небольшую комнату и работать, совершенствуя картины.

Но затем он решает поехать в парикмахерскую завить волосы, сходить в лучший ресторан, снять огромную, богато обставленную квартиру, да ещё и заказать журналисту похвальную статью о себе.

Выбор художника – тема для сочинения

Когда у художника появляются первые клиенты, он снова оказывается перед выбором: поддаться их требованиям и написать посредственный портрет, который нравится даме с дочкой, или работать над образом Психеи, вкладывая в него талант и душу.

Но в погоне за деньгами Чартков выбирает лёгкий путь и за несколько лет разменивает своё дарование на золото. Выберите эту тему, чтобы раскрыть ее в своем сочинении, а анализ повести «Портрет» Гоголя вам поможет в этом, как и краткое содержание.

Только увидев прекрасную картину истинного художника, много лет прожившего в Италии затворником, совершенствуя мастерство, Чартков осознаёт, что зря потратил жизнь. Но воскрешения не наступает: наоборот, он сходит с ума, скупает картины великих художников и в озлоблении уничтожает их.

Обратите внимание

В повести Гоголя Чарткову противопоставлен настоящий художник. Во второй части мы слышим историю человека, написавшего портрет ростовщика. Это одухотворённый художник-самоучка, постигнувший высокое значение и духовную глубину искусства. Что еще нам становится ясно, когда мы делаем анализ повести «Портрет» Гоголя?

Художник понимает, что создав эту картину, он впустил в мир зло: портрет приносит несчастья всем обладателям. Искупить свою вину герой пытается уйдя в монастырь, отмаливая свой грех. Только очистив душу, он решается написать произведение живописного искусства на религиозную тему. Художник завещает сыну найти портрет, приносящий зло, и «истребить» его.

Словами этого художника об искусстве выражены мысли самого писателя: талант – «драгоценнейший дар Бога», «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», настоящее «высокое создание искусства» снисходит в мир «для успокоения и примирения всех».

Вы прочитали анализ повести «Портрет» Гоголя, и надеемся, что эта информация оказалась полезной и интересной для вас. Посетите наш литературный блог, где сотни статей на подобную тематику помогут вам познакомиться с известными произведениями, а также будут хорошим подспорьем при написании сочинений. Также читайте по теме:

  • Краткое содержание повести «Портрет»
  • Биография Николая Гоголя

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-portret-gogolya-0

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]