Лирический герой в стихотворениях есенина

Лирический герой Есенина

Воедино слит с природой лирический герой Есенина, лишь в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого, лишь в ней он черпает свои силы. Природа у Есенина полна мифологических символов и языческих, и христианских.

Но все персонажи у Есенина обитают в реальном мире.

“В стихах моих, — писал Есенин в 1924 году, — читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование…

” Таким неподражаемым “лирическим чувствованием” проникнуто все творчество поэта.

Задумайтесь над тем, как же рождается поэт, что становится толчком, пробуждающим в его сознании творческие мысли? Каждый вправе думать по-своему.

Для кого-то источником творчества может стать радостное удивление перед открытием нового, неизведанного мира или чувство сострадания горестям людским, а может, наконец, все начаться с души, распахнутой навстречу всем “впечатлениям бытия”, и стремление не просто донести до читателя чувство радости, а передать, заразить его ощущением полноты и красоты жизни.

Кто знает?! Но без умиления видеть мир по-своему, без способности сопереживания, сочувствия, человечности и милосердия ко всему живому, без впечатлительности и искренности нет поэта. Именно так начинался и Сергей Есенин, поднявшийся из глубин народной жизни.

Обратите внимание

Чувство большой любви связало его с родной рязанской землей, не только ставшей колыбелью, но и подарившей мир поэтических образов.

И вешние зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюги, и необъятную небесную синь, и голубую гладь озер, и запах смолистой сосны, и свежие копны, и рыжие стога — все это составило тот многоцветный многозвучный мир, который с раннего детства впитывал в себя будущий поэт.

В поэзии Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а “дерево жизни”. Об этом поэт пишет в статье “Ключи Марии”. Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним.

“Я” героя растворяется в природе, сливается с ней. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. Наверное, в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив — мотив родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей.

Идет возлюбленная мати С пречистым ликом на руках. “Письмо к матери” — это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата — это образ деревни, конек на крыше “есть знак устремления”. Хата же, таким образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие.

Есенинские цвета — это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о приближении праздника (“Пахнет яблоком и медом…”).

Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и у читателя создается праздничное настроение. Отношение лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы: “Пригорюнились девушки-ели”, “плачет метель, как цыганская скрипка”, черемуха “спит в белой накидке”… Лирический герой тонко чувствует деревенскую природу.

Неслучайно им сказано: “Я последний поэт деревни…” Близкий Есенину мир деревни уходил. И сам поэт все чаще задумывался о смерти. Особенно ярко эти мысли звучат в стихотворении “Отговорила роща золотая…”. Его автор был готов уже уйти из жизни, он осознавал невозвратимость прожитых лет.

Лирический герой, проходящий через свой жизненный путь, сопоставляется в этом стихотворении и с рощей, и с журавлями, а его молодая душа — с “сиреневой цветью”. Здесь снова возникает мотив связи человека с космосом: О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Краткий период относительной гармонии во время южной поездки заканчивается.

Важно

Возвращается ощущение одиночества и своей ненужности в новой России. В “Руси советской” лирический герой восклицает: “…В своей стране я словно иностранец”. Ему близка только природа, которая, как и поэт, не приемлет новшеств: “клены морщатся” в рассказе красноармейца.

Здесь вновь проявляется раздвоенность лирического героя, который готов отдать “всю душу октябрю и маю” за свободу творчества (“…лиры милой не отдам”). Это продолжение по-новому выраженной борьбы со своим вторым “я”, закончившейся победой лирического героя над темной стороной души в поэме “Черный человек” 1925 года. Есенин предпринимал попытку принять новую систему ценностей.

Он провозглашает “хвалу и славу рулевому” в стихотворении “Письмо к женщине”, возможно, имея в виду Ленина. “Через каменное и стальное” в произведении “Неуютная жидкая лунность…” видит лирический герой “мощь… родной стороны”. В “Сорокоусте” он пытается примириться с победой паровоза над жеребенком”, однако замечает: “Может, в новую жизнь не гожусь…” Устами лирического героя в стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” автор ясно дает нам понять, что он остался поэтом “золотой бревенчатой избы”. Лирический герой разумом своим понимает, как нужно России обновление, но внутренне не может примириться с переменами. Как бы раздваивается и разрушается “я” героя. “Конь стальной победил коня живого”. Трагедия героя — трагедия дисгармонии с миром.

Путь самого автора — это во многом путь его лирического героя. Строки есенинских дневников очень часто совпадают с его поэтическими строками. Мы чувствуем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века, так как мир поэта и его лирического героя слиты воедино.

Источник: http://shkolyaru.ru/klassicheskaya/esenin/367-liricheskij-geroj-esenina.html

38 Лирический герой Есенина

38.
Лирический герой поэзии С.Есенина

Сергея
Есенина, Сергея Клычкова, Николая Клюева,
Петра Орешина, Александра Ширяевца.
–счит крест поэтами.<\p>

Складывается в 10-е годы. Основоположник
– Клюев. Поэзия выходцев из деревни по
образцам фольклорных жанров (плясовые
или лирич. песни).

Крестьянская поэзия
предельно оптимистична по тону или
недовольство миром выражала в форме
жалоб. Открытые жанры фольклора. Поддержка
критиков, т к воспринимались как голос
народа и соответствовало образу человека
из народа, что сложился в нас. 20-го века
(каким должен быть рус. чел).

Новокрестьянская
поэзия выступает как дискуссионная
поэзии 19 века. Переоткрытие рус.
крестьянина. Осн. акцент в тв-ве –
закрытые фольк. жанры. Они писали о труде
и быте русского крестьянина. В их
творчестве отразилась и радость слияния
тружеников с миром природы, и чувство
неприязни к жизни душного, шу4много,
чуждого живой природе города.

<\p>

С.А.
Есенин- «чувство родины- основное в моем
творчестве». Его родина- малая рязанская
земля, воспевание деревенской,
патриархальной России.

1
этап творчества
– условно до 20-х г.Жизнеутверждающие мотивы, глубокое
чувство любви к родине, кровная связь
с ней. Лир герой погружен в Русь, готов
в ней раствориться.
Природа- та среда,
без котрой нет его бытия:

Край
любимый! Сердцу снятся

Скирды
солнца в водах лонных

Я
хотел бы затеряться

В
зеленях твоих стозвонных
1914г

Образ
дома
– центр деревенской вселенной:

Гой
ты, Русь моя родная,

Хаты-
в ризах образа

Не
видать конца и края-

Толкьо
синь сосет глаза
1914г

Первый
сборник стихов «Радуница» (1916)привлек внимание проникновенным
изображением природы и «праздничностью
зрении», которую сам Есенин впоследствии
осознал как живую черту народного
мироощущения, связав её с органической
образностью русского языка, с обрядовым
и орнаментальным народным искусством
«Радуница» –
название взято из
религиозного календаря.

Лир
герой воспринимает мир через предметы
крестьянского быта
, на них выстроена
образная система. Идея имаженизма
выросла из этой образности:

Пахнет
рыхлыми драченами,

У
порога в дежке квас,

Над
печурками точеными

Тараканы
лезут в паз.

+
переплетение с религиозными мотивами,
христ праздниками:

Пахнет
яблоком и медом

По
церкам твой кроткий Спас

Родина-
это Святая Русь:

И
мыслил и читал я по библии ветров

И
пас со мной Исайя моих златых коров.

Природа
у Есенина антропоморфна: березки
уподобляются девушкам, месяц – ягненку.
Картины природы уже в ранних стихах
сливались в единый образ России.
Лирический герой – странник, идущий
на богомолье.
Мотив дороги и скитания:

Устал
я жить в родном краю

В
тоске по гречневым просторам

Покину
хижину мою,

Уйду
продягою и вором.
1916

Его
Россия нищая, неустроенная, но не
смиренная, а мятежная. В стихах о России
всегда звучат мотивы тревожного ожидания,
нарастающего острого протеста. Надежда
на перемены:

О,Русь,
взмахни крылами,

Поставь
иную крепь!
…и затем

Уж
смыла, стерла деготь

Воспрянувшая
Русь. 1917

В
этом стихе встреч образ Алексея Кольцова,
подним подразумевается Клюев.<\p>

2
этап- 20-е годы
Лир герой- «последний
поэт деревни», «хулиган».
Скандальная
эпотирующая роль, яко бы отказ от темы
деревни- душевные противоречия «был я
весь как запущенный сад». Осмысление
механизации деревни- перестает быть
родной:

На
тропу голубого поля

Скоро
выйдет железный гость.

Злак
овсяный, зарею пролитый,

Соберет
его черная горсть.

Чувства
лирического героя Есенина часто полярны
,
в душе героя борются противоречивые
начала, середины нет, есть крайности:

Пускай
бываю иногда я пьяным,

Зато
в глазах моих прозрений дивный свет.

Совет

Отражение
сути русского характера + отчаяние
борьбы за Родину, мысль о том, что все
утрачено безвозвратно. Историю понимает
как производную действий стихийных
сил. Формула исторической стихии-революции:

Было
время безумных действий,

Время
действий стихийных сил!

Тема
“Страны негодяев” -“Москва
кабацкая”, 1921-1924 г
. Тема цикла –
бесприютность поэта, крушение его идеала
социалистического рая. Лирический герой
включенных в цикл стихотворений – жертва,
как и сама деревня; он неприкаян в
социалистической стране, “отовсюду
гонимый”.

При подготовке к изданию
поэту пришлось вычеркнуть две строфы
из стихотворения “Снова пьют здесь,
дерутся и плачут…”, в которых выражались
его оппозиционные настроения, и звучала
тема крестьянских восстаний: “Ах,
сегодня так весело россам. / Самогонного
спирта – река.

/ Гармонист с провалившимся
носом / Им про Волгу поет и про Чека”;
“Жалко им, что Октябрь суровый / Обманул
их в своей пурге. / И уж удалью точится
новой / Крепко спрятанный нож в сапоге”.

Отрекаясь
от революции, он отрекался и от своей
прежней роли преобразователя, пророка
Инонии. В лирическом герое “Москвы
кабацкой” “прояснилась омуть в
сердце мглистом”, происходило
освобождение от своего мятежного
двойника. В “Москву кабацкую” Есенин
включил стихотворение “Я обманывать
себя не стану…” – свое поэтическое
оправдание:<\p>

Не
злодей я и не грабил лесом,

Не
расстреливал несчастных по темницам.

Я
всего лишь уличный повеса,

Улыбающийся
встречным лицам.

“Кабацкие”,
русской поэзии не свойственные мотивы
(“И известность моя не хуже, – / От
Москвы по парижскую рвань / Мое имя
наводит ужас, / Как заборная, громкая
брань”)
обрели в цикле драматическое,
исповедальное звучание, раскрыли тему
одиночества и печали поэта, наполнились
элегическим содержанием; не случайно
строки “На московских изогнутые
улицах / Умереть знать судил мне Бог

явились откликом на пушкинские “Дорожные
жалобы” (“На большой мне, знать,
дороге / Умереть Господь судил”).

В
сборник “Москва кабацкая” (1924) С.
Есенин включил цикл “Любовь хулигана”,в которомлюбовь обрела очищающую
силу, она излечивала душу поэта,
наполняла ее нежностью. Этот цикл
композиционно выстроен как роман о
влюбленном герое от зарождения чувства
до его окончания, от “первый раз я
запел про любовь” до “разлюбил тебя
не вчера?”

Если
в книге “Стихи скандалиста” (1923)
любовь была “заразой”, “чумой”,
с циничным словом, с эпатирующими
определениями типа “Наша жизнь –
простыня и кровать.

/ Наша жизнь – поцелуй
в омут”, то в “Любви хулигана”
образ любви светел, и потому лирический
герой заявлял: “В первый раз отрекаюсь
скандалить”, “Разонравилось пить
и плясать / И терять свою жизнь без
оглядки”.

Эта любовь настолько чиста,
что любимая ассоциировалась с иконным
ликом: “Твой иконный и строгий лик
/ По часовням висел в рязанях”
. В
“Любви хулигана” С. Есенин описал
осеннюю, зрелую любовь к осенней женщине.
Осень в стихах цикла – не только возраст,
не только время года, но и состояние
души.

: “И глаз осенняя усталость”,
“О, возраст осени! Он мне / Дороже
юности и лета
“. Психологическая
лирика, в ней осенние настроения поэта
были созвучны философии покоя, которая
стала главной темой поздней поэзии С.
Есенина.

3
этап- 24-25 г
1924 г. готов постичь
«коммуной вздыбленную Русь», быть
настоящим сыном в «великих штатах СССР».

Он публикует «Русь уходящую» – свое
признание победы новой России,но сам
он в стихотворении «Метель» признавался:
«Но одолеть не мог никак / Пяти страниц
/ Из «Капитала
». Альянса поэта и власти
не произошло.

Пушкинская тема гармонии
и естественной преемственности поколений
обрела драматическую тональность:бесприютный лирический герой уступает
место новой жизни, но не принимает ее.

Попытка
обрести согласие с самим собой и с миром
в «Персидских мотивах»(осень 1924 по
август 1925 г). Теперь выдуманная Персия
соответствовала идеалу, именно там поэт
стремился обрести покой: «Улеглась
моя былая рана – / Пьяный бред не гложет
сердце мне
. Его муза – пери, Лала,
Шаганэ, Гелия… Как в персидской лирике,
в стихах С.

Есенина раскрывается искусство
любви, ее грамматика: от подарков любимой
(«Подарю я шаль из Хороссана / И ковер
ширазский подарю»), ласковых речей («Как
сказать мне для прекрасной Лапы /
По-персидски нежное „люблю“?» до красоты
любовного страдания («Ты дала красивое
страданье»), до ревности, без которой
любовь умирает («Ни к чему в любви моей
отвага.

/ И зачем? Кому мне песни петь? –
/ Если стала неревнивой Шага).

Обратите внимание

Однако
Персия дает временный покой. Тема
цикла – ностальгия по России
. В
любовные мотивы + образ родины «Как
бы ни был красив Шираз, / Он не лучше
рязанских раздолий», «Мне пора обратно
ехать в Русь
». В «Персидских мотивах»
прозвучала пушкинская тема «я сам
обманываться рад»:

Читайте также:  Роль матери в становлении личности ребенка

Глупое
сердце, не бейся!Все мы обмануты
счастьем,Нищий лишь просит участья…

Глупое
сердце, не бейся.

В
лирике 1925 г.
мотив смерти. В стихотворениях
«Вижу сон. Дорога черная…», «Не вернусь
я в отчий дом…», «Спит ковыль. Равнина
дорогая…», «Гори, звезда моя, не
падай…»смертьпредставлена какестественное увядание жизни, сам
поэт молит о спокойной кончине. В
смиренном, кротком, по сути – православном
отношении к смерти в лирике С.

Есенина
нашла продолжение традиция русской
классической поэзии – это и «Дар напрасный,
дар случайный…», «Пора, мой друг, пора!
покоя сердце просит…» А. Пушкина, и
часто цитируемое Есениным «Завещание»
М. Лермонтова, и «Две силы есть – две
роковые силы…» Ф. Тютчева. В соответствии
с этой традицией в есенинской теме
увядания не было декаданса.

Ожидание
смерти сочеталось в лирике Есенина с
радостью жизни.Увядающая сила!

Умирать
– так умирать!

До
кончины губы милой

Я
хотел бы целовать.

В
1925 г. в любовной лирике С. Есенина
раскрылась донжуанская тема. Эта любовь
– без страдания, умиротворяющая, она
соответствует настрою поэта на душевный
покой. Лирический герой С. Есенина
подмечает в себе любовную легкость и
стремление к вечному любовному счастью:
«Походить я стал на Дон-Жуана, / Как
заправский ветреный поэт».

Поэт
прошел путь от крайностей, от мятежности
к покою – традиционный русский путь.
Потому он говорит себе: «Стой, душа. Мы
с тобой проехали / Через бурный положенный
путь», потому теперь «все спокойно
впивает грудь».

Философская концепция
– «принимаю» – выразились в зимнем цикле
1925 г. В этих стихах отразился жизненный
тонус поэта, его душевный покой, физическая
бодрость, его расставание с тревогой и
тоской. Образ зимы выразил поэтическую
высоту С. Есенина.

Автологический стиль
сочетается с есенинской метафоричностью.
Сравнения, параллелизмы, ясная деталь
– все это создавало образ природы – и как
пейзажа, и как вселенского мира, и как
состояния лирического героя. Метафора
в пейзаже С.

Есенина – не только форма,
прежде всего она выражала есенинское
мирочувствование, его панпсихизм. Его
метели плачут, как цыганская скрипка,
ветер свищет обалдев и т.д. Р.

Поздняя
лирика
С. Есенина наполненапушкинизмами.К пушкинскому Моцарту поэт обратился,
задумав свою последнюю поэму«Черный
человек».
Поэтическая исповедь была
написана под явным впечатлением от
«Моцарта и Сальери» Пушкина. Незадолго
до гибели к пушкинскому Моцарту приходит
человек в черном и заказывает ему
«Реквием».

Он становится для Моцарта
наваждением, отнимает у него покой: «Мне
день и ночь покоя не дает / Мой черный
человек. За мною всюду / Как тень он
гонится. Вот и теперь / Мне кажется, он
с нами сам-третей / Сидит». С. Есенин
использовал эту же ситуацию: к лирическому
герою приходит Черный человек и лишает
его покоя.

Важно

Он мучает поэта, он, вычленив
из есенинского «целого» его неправедное
«я», рисует поэта как воплощенное зло.
Черный человек – образ есенинской
рефлексии. В финале поэмы герою удается
освободиться от черного гостя, победить
свои собственные внутренние терзания,
утвердить в душе согласие своих полярных
«я».Лирический герой С.

Есенина
принимает не только мир таким, каков он
есть, но и себя – как данность, как
природное целое.

Путь
лирического героя — это во многом путь
автора. Поэтические строки часто
совпадают со строками из есенинских
дневников. Мир героя и мир поэта слиты
в единый синтез, в котором мы ощущаем
противоречивую, драматичную эпоху
первой четверти XX века.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2682121/

Особенности лирического героя поэзии Есенина

“Мои стихи – моя биография”, – писал о себе Есенин. Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало поэту на протяжении всего его пути – и в жизни, и в литературе.

Действительно, лирический герой Есенина очень близок мироощущению автора и, как и всякое творение, в которое вдохнули жизнь, меняется, обретает новые черты по мере духовного взросления самого поэта. Лирический герой его ранней поэзии – веселый и бесшабашный парень, радостно и без страха взирающий в будущее. Прямо и просто он выражает свои чувства.

Стихи Есенина этого периода изобилуют картинами природы родной Руси. Именно через них поэт раскрывает мир своих чувств; его лирический герой словно растворен в любимой природе:

Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали.

Излюбленным образом поэта становится образ пастуха, который чувствует себя дома среди лесов и полей: Я пастух – мои палаты Межи зыбистых полей. Тема бродяжничества, странничества также привлекает поэта в этот период творчества.

Его герой стремится обойти вселенную, чтобы напитать душу “березовым молоком” матери-земли, воспевая ее в проникновенных стихах-молитвах: Как прохожий богомолец, Я смотрю твои поля. Ранняя любовная лирика поэта отличается откровенно языческой чувственностью, для которой не существует никаких запретов.

Позже, по мере духовного взросления поэта, в ней звучат уже нотки печали, а в зрелый период творчества любовь предстает перед ним как неумолимая, роковая и грозная сила (“Персидские мотивы”).

Переломом в поэзии Есенина становится 1916 год, когда поэт, наивный и неискушенный, окунается в атмосферу большого города с его головокружительными контрастами, соблазнами славы и власти, хмелем предреволюционного брожения умов. Поэт ощущает себя пророком новой религии:

Не устрашуся гибели, Ни копий, ни стрел дождей, Так говорит по Библии Пророк Есенин Сергей В его стихах все чаще встречаются картины зари – символа обновления: Верю, завтра рано Чуть забрезжит свет Новый над туманом Вспыхнет Назарет.

Совет

Есенин наделяет своего героя титанической силой и мощью, он суров, деятелен и активен по контрасту с баловнем родной природы в ранних стихах поэта.

Революцию Есенин воспринимает восторженно: О, Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! Довольно гнить и ноять, И славить взлетом гнусь Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь, Революция для него – обновляющая, освобождающая, созидающая стихия: Не губить пришли в мир, А любить и верить.

В стране происходят разительные перемены, но это, увы, не тот светлый, лазурный мир, не “мужицкий рай”, к которому с детства так тянуло Есенина.

К поэту приходит разочарование в идеалах революции, он чувствует, что перестает понимать свой народ, а народ – его: “Без меня будут юноши петь, Не меня будут старцы слушать”. Есенин ощущает, что он чужд новой России.

Именно в этот период он пишет свой знаменитый цикл стихов “Москва кабацкая”.

Лирический герой – гуляка и хулиган, прячущий за беспечностью и удалью растущую тоску и отчаяние. ‘В вине, разгуле он ищет забвения, в его стихах все чаще звучит предчувствие безвременной кончины, появляются мотивы ностальгии.

Смена времен года символизирует для него трагический путь одинокого заблудившегося странника в мире, который перестал быть родным и понятным. Лирический герой мучительно переживает этот разлад, его душа – “вся в крови”. Прежняя тема бродяжничества наполняется иными, трагическими мотивами – отчужденности и неприкаянности.

Ему некуда идти, у него уже нет дома, нет родины: Да, теперь решено. Без возврата Я покинул родные поля. Разлад в его душе усугубляется.

Критическое отношение к себе, отчаяние и недовольство собой приводят к тому, что в его стихах появляется чувство отстраненности по отношению к себе и своему творчеству. Появляется тема двойничества, которая достигает своего апогея в поэме “Черный человек”, написанной уже в конце жизни:

Обратите внимание

Черный человек Глядит на меня в упор. И глаза покрываются Голубой блевотой, Словно хочет сказать мне, Что я жулик и вор, Так бесстыдно и нагло Обокравший кого-то.

В конце жизни лирический герой сливается с автором. Поэт предчувствует свою гибель. Итогом его творчества становятся такие стихотворения, как “Не жалею, не зову, не плачу”, “До свиданья, друг мой, до свиданья”.

В этом прощании поэта слышится полная покорность судьбе. Былой бунтарь смиряется и раскрывает объятия смерти.

Она не страшит его, ибо это – желанный отдых от мучительных раздумий, сомнений и неизбежных ошибок, сопутствующих жизни.

О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его стихах. Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике “Радуница”) автор предстает перед нами как пламенный патриот.

Так, в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная!”, написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну: Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая, Дайте Родину мою”. Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские.

Родина для Есенина – это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности села. “Рязанские поля была моя страна”, – вспоминал он впоследствии.

В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе

Важно

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер.

Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. Но уже и тогда родина видится ему не идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября.

В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и другие.

Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты – русская боль!” – восклицает поэт. Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно.

“Радуюсь песней я смерти твоей”, – бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая” для мужиков (стихотворение “Иорданская голубица”). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, “куда влечет нас рок событий”.

Непонятно ему и изменение облика России, которое несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного “скверного”, “железного гостя”, перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”. Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту.

Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз: “Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?” С течением времени взгляд Есенина на жизнь стал шире. Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. “Я брат вам по крови”, – обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда “по всей планете пройдет вражда племен”, “когда на земле будет один язык, и лишь “историк, сочиняя труд, о нашей розни вспомнив, улыбнется”. Но став пламенным интернационалистом, Есенин не утратил естественного для каждого чувства “того места, где он родился”.

Он утверждает: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”. Любуясь “голубой родиной Фирдоуси”, он ни на минуту не забывает о том, что “как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”.

Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце “любовь к родному краю” – такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина. Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:

Совет

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Особенности лирического героя поэзии Есенина

Другие сочинения по теме:

  1. Глубина чувства лирического героя в поэзии Владимира Сосюры Владимир Сосюра вошел в украинскую поэзию как певец нежности и любви. “Такой я нежный, такой тревожный”, – говорил он о…
  2. Эволюция темы Родины в поэзии С. Есенина Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились…
  3. Фольклор в поэзии Есенина Поэзия С. Есенина – яркая и неповторимая страница русской литературы рубежа ХІХ-ХХ веков. Ей свойственно глубокое чувство родины, острое переживание…
  4. Образ лирического героя в поэзии Лермонтова В 1836-1837гг. образ лирического героя в поэзии Лермонтова откровенно демифологизируется. Окружавший его сверхчеловеческий ореол исчезает, герой начинает ощущать свое родство…
  5. Притягательная сила поэзии Есенина Самое яркое свидетельство новых, более глубоких, светлых чувств и мыслей поэта – цикл стихотворений “Персидские мотивы” (1924-1925). Эти стихи были…
  6. Цыганские мотивы и кабацкие мотивы в поэзии Есенина В поэме “Анна Снегина” герой – сам поэт – говорит героине: Я вам прочитаю немного Стихи Про кабацкую Русь… Отделано…
  7. Магическая сила поэзии Есенина Любовь к родине, лирические чувства человека, христианские мотивы, гражданские стихотворения – о чем бы ни писал Есенин, его поэзия завораживает…
  8. Размышляя над стихотворением Есенина “Неуютная жидкая лунность” Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной теплоты и…
  9. Сочинение: О Русь! Взмахни крылами!..” (По лирике С. А. Есенина.) Эта Сочинение по Достоевскому, пожалуй, подходит С. Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и…
  10. В чем причина отсутствия социальных мотивов в лирике Есенина? Ее можно объяснить по меньшей мере двумя обстоятельствами. Сборник “Радуница” складывался не без влияния того литературного окружения, в котором оказался…
  11. Размышления о творчестве Сергея Есенина Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он себя просто не мыслил, хотя…
  12. Жизнь и творческая судьба поэта Сергея Есенина Русскую поэзию XX столетия невозможно представить без стихов Сергея Есенина. К вершинам поэзии поэт поднялся из глубин народной жизни. С…
  13. Любовь к родному краю Сергея Есенина Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, – говорил о себе…
  14. “О Русь, малиновое поле” (природа и пейзаж у Есенина) Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в нее всегда “вкраплен человек”. Этот человек…
  15. Тема Родины в стихах Есенина Вновь я открываю сборник стихов Есенина. Строчки, строчки быстро мелькают у меня перед глазами. О Родине, о любви, о дружбе,…
  16. Сочинение: Концепция человека в поэзии Есенина Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. С. Есенин В своих поэтических и публицистических произведениях Сергей Александрович Есенин…
  17. Эволюция лермонтовского лирического героя В стихотворении “Не верь себе” (1839) Лермонтов как бы заново обращается к романтической теме “поэт и толпа”, но с далеко…
  18. Россия в стихотворениях Есенина ‘Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями,…
  19. Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения Стихотворение В. В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического…
  20. Россия единственная настоящая любовь Есенина “Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство к родине – основное в моем творчестве”, – говорил С. Есенин….
Читайте также:  Сочинение-рассказ от первого лица по картине фельдмана «родина»

Источник: https://ege-russian.ru/osobennosti-liricheskogo-geroya-poezii-esenina/

Лирический герой поэзии С. А. Есенина

Лирический герой поэзии С. А. Есенина. Сергей Александрович Есенин — знаток народно­го языка и народной души.

В его стихах видна гармония чувства и слова, мысли и образа.

В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» поэт прощается с молодостью и думает о смерти, увя­дании. Он размышляет о скоротечности жизни, грус­тит о прошедшей юности.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Жизнь человека в стихотворении сравнивается с изменениями в природе. Молодость — цветение яб­лони, желтые листья олицетворяют старость, а их падение — смерть.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все отрады беспечной молодости утрачены, как и она сама. Былые радости все реже трогают сердце, герой задумывается о тленности всего в мире, о смысле жизни.

Но эта мысль не угнетает его, напротив, настрой стихотворения светлый, оно глубоко лирично. Поэт благословляет все, что цветет и умирает.

Лирический герой стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» вспоминает родной дом, ко­торый никогда не забыть, потому что кажется, что прошедших лет не было.

Все — и поле, и лес, и луга, «принакрытые сереньким ситцем этих северных бед­ных небес», — помнится так живо, будто видел толь­ко вчера. Душа грустит о деревне, хотя городская жизнь не позволит «пропасть в глуши».

Обратите внимание

Эта душев­ная нежность и тоска по журавлям и ситцевой отчиз­не, что дороже всего, возвращается вновь и вновь.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.

В лирике поэта отразились и его раздумья о судьбе страны после революции. В первых своих произведе­ниях он приветствует революцию как возможность обновления России, но, как крестьянский поэт, пере­живает ломку деревенских устоев. Есенину кажется, что его поэзия не нужна.

Он ждал от революции осу­ществления мечты о «мужицком рае», вольной, сы­той, счастливой жизни на земле. Но «идет совершен­но не тот социализм», о котором поэт думал. Есенин почувствовал разрушение гармонии с природой, из которой выросла вся национальная русская куль­тура.

Источник: https://www.prepodka.net/liricheskij-geroj-poezii-s-a-esenina/

Лирический герой в произведениях Сергея Есенина как вариация экзистенциального познающего героя



Экзистенциализм — направление в философии, развивавшееся в 20 веке, которое акцентировало внимание на бытии человека, иррациональности его образа жизни. В рамках экзистенциализма свое творчество развивали зарубежные писатели следующих стран: Германия, Франция, Дания. Каждый из авторов выделял в своих произведениях определённую типологию героев.

Однако, наиболее встречающимися в зарубежных произведениях стали герои «познающие» и герои «самоотчуждающиеся». А развивались ли в русле экзистенциализма произведения русских писателей и поэтов? Попробуем разобраться в этом на примере стихотворений С. А. Есенина и его лирического героя.

<\p>

Вся философская и художественная литература экзистенциализма как бы «вписывается» в определённую схему: «индивидуальность — цивилизованность». Под индивидуальностью понимается человек со своими индивидуальными качествами: способностями, характером, темпераментом. Под цивилизованностью — окружающая среда, в которой находится этот индивид, взаимодействует с ней.

<\p>

Экзистенциальная тема в лирике Сергея Есенина и в теме «ухода» и «возвращения». Проблематика в данном философском направлении прежде всего связана с результатом кризиса души современного человека и в том числе целого поколения, переживающего те или иные важные жизненные утраты.

Именно поэтому лирический есенинский герой связан с социальной ситуацией «ухода» и «возвращения», так как его сознание находится в дисгармонии с окружающей средой.<\p>

В данной статье хотелось бы рассмотреть глубже определённый тип экзистенциального лирического героя.

Для этого мы выбрали тип «познающий герой», так как считаем данную типологию наиболее близкой лирическому герою в лирике Сергея Есенина.<\p>

«Познающий герой» — герой, способный делать выбор, менять обстоятельства [1].Проблематика в данном философском прочтении связана с результатом кризиса души современного человека, переживающего те или иные важные жизненные утраты.

Важно

Именно поэтому лирический герой связан с социальной ситуацией «ухода» и «возвращения», так как его сознание находится в дисгармонии с окружающей средой. Однако, необходимо отметить, что данные мотивы имеют некие философские созвучия.

С точки зрения экзистенциальной философии, «уход» — необходимый этап развития: только когда человек (герой) покидает родину, претерпевает все жизненные неурядицы, радости, он становится поистине тем, кем должен быть, происходит самопознание. Тем самым «уход» есть возвращение к началу через временное пространство, через потери и душевную боль.

<\p>

Лирический герой Сергея Александровича Есенина осознает и понимает свой внутренний конфликт с реальным новым миром, так же как герой экзистенциального типа, характеризующийся не только тем, что он является субъектом кризиса современного мира, но ещё и того, что данный оказывается невольным свидетелем изменившейся жизни.

Лирическое «Я» Есенина соответствует этому смоделированному типу философией экзистенциализма наивного, непосредственного сознания, не готового принять удары жизни и дары научно-технического прогресса:<\p>

Моя поэзия здесь больше не нужна,<\p>

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен… [2, с. 147].

<\p>

В своём творчестве Есенин смог отразить естественный быт, при котором лирический герой так же оставался олицетворением самого поэта. По складу внутреннего мира данный герой всегда оставался фундаментального склада, прочно обосновавшегося внутри социального общества [5,c. 15].

<\p>

Однако, говоря об его постоянстве не стоит забывать о том, что, во-первых, Есенин очень любил женщин и разгульную жизнь; во-вторых, он был одним из поэтов революции, поскольку воспел революционную новь и признавал великую правоту исторического дела, которое совершали народные массы. «Всем существом в поэте» он готов был проставить социалистическую отчизну.

Так и его лирический герой в стихотворениях, написанных во время революции, предстает перед пониманием читателя как познающий герой в рамках экзистенциализма.<\p>

Жизнь Сергея Есенина и его лирического героя во многом похожи. Поэт и его герой непредсказуемы. Их душевное и физическое состояние никогда не находятся в равновесии (гармонии).

Совет

Следуя античной концепции здоровья, можно сказать, что человек должен быть умеренным во всём и всегда заботиться о самом себе. В жизни Есенина есть много примеров неумеренности и невнимания к своему физическому и психическому здоровью. По-видимому, это связано с тем, что поэт просто не мог найти спутницу жизни, найти близкого Другого.

<\p>

За его 30 лет жизни он не обрел именно ту женщину, с которой он бы провёл всю свою жизнь. Постоянные влечения, желания, страсти не давали молодому Есенину определиться с женщиной. Данные искушения вынуждали заводить поэта случайные интимные связи.

А каждый раз после расставания с той или иной женщиной Есенин впадал в глубокую депрессию, увлекался алкоголем, проводил жизнь в кутежах и забавах, чтобы хотя бы на миг забыться о своём горе. Хотя с психологической точки зрения, это и не правильно, ведь потеряв одно, нельзя находить утешение в другом.<\p>

О личной жизни поэта до сих пор складывают легенды.

Одной из них является: «Однажды на встрече с другом поэт обмолвился о том, что за несколько лет у него было три тысячи связей с женщинами. Позже Есенин улыбнулся и сказал что пошутил, и связей у него было триста. Друг всё равно не поверил, поэт признался, что всего у него было тридцать женщин». Сколько на самом деле было женщин у великого русского поэта остаётся только догадываться.

Известно только одно, что за всю его короткую жизнь он не нашёл счастья в личной жизни. А историки отмечают в его биографиях лишь несколько, по видимому, самых важных спутниц Есенина, которым он посвящал своё любовное творчество и в эмоциях лирического героя отражал свои безудержные чувства.

Такими женщинами явились: Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дунхай, Галина Бениславская, Августа Миклашевская, Софья Толстая. Безусловно, не со всеми женщинами поэт вёл себя не как настоящий мужчина, но дамы любили его и были готовы ради него на всё. Все свои эмоции(положительные и отрицательные) поэт отмечает в стихотворениях и поэмах [5,c. 54].

<\p>

Так, стихотворение «Дорогая, сядем рядом…» [2,c. 138] было посвящено Августе Миклашевской. Лирический герой этого стихотворения является полным олицетворение самого Есенина. Так как стихотворение Есенин написал за два года до своей смерти, лирический герой в нем предстаёт перед читателем осмыслившим свою жизнь, уже созревшим, немолодым человеком.

Лирическая героиня данного произведения является спасением для героя, потому что он понимает, что вся его жизнь уже давно разбита на осколки. Тогда у него появляется надежда начать жить заново, он ощущает внутренний подъем, его чувства снова возрождаются, но герой ещё не знает, что скоро его возлюбленная его безжалостно покинет.

<\p>

Обратите внимание

Другим стихотворением Есенина из любовного цикла является «Письмо к женщине» [2, с. 167.], написанное первой своей жене Зинаиде Райх в 1924 году. Лирический герой данного стихотворения переживает размолвку со своей любимой женой. В лице возлюбленной героя выступает бывшая жена поэта. Безусловно, лирическая героиня любила героя, но с ним уже жизнь стала невыносимой.

Об этом свидетельствуют строки:<\p>

Вы говорили:<\p>

Нам пора расстаться,<\p>

Что вас измучила<\p>

Моя шальная жизнь,<\p>

Что вам пора за дело приниматься<\p>

А мой удел –<\p>

Катиться дальше вниз… [2, с. 167].<\p>

Лирический герой совершенно не задумывается о чувствах своей возлюбленной, не ценит её.

Он проводит свои будни в кутежах и забавах, утешая и успокаивая тем самым свои душевные кризисы. А именно ему тяжело принять новообразования как внутренние так и внешние.<\p>

Но по прошествии какого-то времени взгляды лирического героя на жизнь постепенно меняются. Он прославляет «рулевого» в «Советской стране», сам готов «идти хоть до Ла-Манша».

Стихотворение Сергея Есенина заканчивается тем, что лирически герой благословляет свою возлюбленную на дальнейшую счастливую жизнь, а сам он становится «яростным попутчиком» в «Советской стороне».<\p>

Таким образом, проходя через определённые временные границы, через испытания любовью, психология внутреннего мира лирического героя совершенствуется до неузнаваемости.

В итоге герой жаждет новообразований в политике страны, в личной жизни, в быту. Тем самым герой проделывает путь от категории «самоотчуждающихся» героев к «познающим».<\p>

Другой категорией стихотворений в лирике А. С. Есенина является поэзия революции. Так, в данных стихотворениях, лирический герой — выступающий за новообразования в стране [7].

<\p>

Важно

Первым откликом поэта на сражение самодержавия было стихотворение «Разбуди меня завтра рано…» [2,c. 67].

Лирический герой этого стихотворения представляет революцию в образе «дорого гостя», оставившего «след широких колёс на лугу», сверкающего золотой дугой и несущегося по просторам родимой страны:<\p>

На рассвете он завтра промчится,<\p>

Шапку-месяц пригнув под кустом,<\p>

И игриво взмахнёт кобылица<\p>

Над равниною красным хвостом… [2,c. 69].

<\p>

Непосредственным откликом Есенина на Октябрьскую революцию была поэма «Преображение». Революция здесь — преображение всего сущего на земле, начало великого изобилия: «Зреет час преображенья», и он явится — «наш светлый гость». В образе «светлого гостя» совершенно явственны мифологические черты. Однако на этом поэт не остановился в художественном осмыслении революционной эпохи.

Наряду с мифологическими поэмами возникает революционно-героическая лирика. В 1918 году поэт пишет стихотворение «Небесный барабанщик» [2,c. 52]. В этом стихотворении лирический герой, в лице самого Есенина, призывает борцов революции сплотиться против «беглого стада горилл», угрожающего социалистической Родине.

Проникнуты чувством интернационализма высоким пафосом защиты революции, безудержное стремление к «новому берегу» жизни, «Небесный барабанщик» по праву занимает одно из видных мест в советской поэзии:<\p>

Солдаты, солдаты, солдаты –<\p>

Сверкающий бич над смерчом.<\p>

Кто хочет свободы и братства,<\p>

Тому умирать нипочем [2,c. 167].

<\p>

Таким образом, поэзия революции играет большую роль во всей лирики Есенина. Безусловно, лирический герой стихотворений этого времени является «познающим», так как он выступает за новообразования в стране. Он обращается в стихотворениях к социуму и к обществу с призывом «За свержение самодержавия».<\p>

В конце своей статьи следует сделать вывод о том что:<\p>

1) Творчество С.

А. Есенина развивалось в русле экзистенциализма и обращало своё внимание на внутреннюю философию души человека.<\p>

2) В любовной лирики поэта прослеживается так называемый переход от типа к типу лирического героя с точки зрения экзистенциализма: от самоотчуждающегося к познающему, как переход от молодого горячего хулигана к зрелому мужчине.<\p>

Совет

3) В революционной поэзии, в рассмотренных мною произведениях, лирический герой остаётся твёрд и непоколебим во взглядах на политику страны. Он призывает, бунтует, воюет и, в свою очередь, предводительствует в революции. Он является типичным познающим героем с точки зрения экзистенциализма.<\p>

4) Таким образом, из выделившихся со времён образования данного направления в философии типов (самоотчуждающийся и познающий), лирики С. А. Есенина свойственен образ познающего лирического героя, так как всё-таки в своих стихотворениях автор пытается изобразить изменения в бытие своего героя.<\p>

Литература:<\p>

  1. Валеева Е. В. Психофизические основы художественного образа. Монография. Саров. 2009. — 219 с.
  2. Есенин С. А. Стихотворения и поэмы, Алма — Ата: Жазуши, 1977–390с.
  3. Лукичева И. А. Экзистенциальные проблемы в творчестве Г. Бёлля // Дис…. канд. филол. Наук. — Н. Новгород, 2000. — 200 с.
  4. Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Гуманитарная энергия современного образовательного процесса // Вопросы культурологи. 2013. № 11. — С. 15–19.
  5. Эвентов И. С. Сергей Есенин. Биография писателя. Пособие для учащихся.// Л.: Просвещение, 1978. — 128с.
  6. Юнг К. Г. Психологические типы // Пер. с нем. под общ. ред. В. В. Зеленского. Мн.: Попурри, 1998. — 656с.
  7. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 гг. // Современное есениноведение. 2013. № 26. — С. 13–17.

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, стихотворение, герой, поэт, женщина, жизнь, окружающая среда, лирическая героиня, личная жизнь, внутренний мир.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27274/

С5. Лирический герой поэзии С. А. Есенина

Время, в которое жил и творил С. А. Есенин, было одной из самых сложных эпох в истории российского государства. Бурные события, происходившие в стра­не, сказывались на жизни каждого человека, живше­го в это время в нашем государстве.

А особенно силь­но — на судьбах людей, наделенных сверхчувстви­тельностью, обостренной восприимчивостью. К таким людям и относился Сергей Александрович Есе­нин.

Его стихи — это искренняя исповедь романтиче­ской души, привлекающая одухотворенностью, стремлением воспеть лучшие человеческие качества. Есенинская поэзия правдиво раскрывает поиски сложной души поэта. Его мировоззрение меняется вместе с изменением окружающей обстановки.

Все это нашло свое отражение в лирике С. А. Есенина, а значит, повлияло и на образ лирического героя, про­шедшего вместе с автором сложный путь эволюции.

Ранняя поэзия С. А. Есенина наполнена образами русских крестьян. В ней описывается деревенский быт: мужики сетуют на засуху, «скинув шапки, мо­лясь и вздыхая»; рыбаки поют «где-то вдали, на изло­ме реки, древнюю песню»; «щенки кудлатые заполза­ют в хомуты»:

По лугу со скрипом

Тянется обоз –

Суховатой липой

Тянет от колес.

Первые стихи поэта отражают мир радостный и многоцветный. Все в нем живет и дышит, радуется и развивается. Россия предстает перед нами в виде бес­крайних родных полей, лугов, озер и рек. На рязан­ской земле он впервые увидел и костер зари, и сереб­ристую луну, и шелест тростника, и голубую гладь.

Его поэзия полна задушевности, одухотворенности: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Ранняя поэзия С. А. Есенина по своему настроению напоминает народные песни. От матери поэт слышал сказания, поговорки, загадки.

Именно фольклор ук­репил его чувство любви к народу и к Родине:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

…Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

Обратите внимание

Первые стихотворения С. А. Есенина насыщены религиозными образами. Позднее он скажет: «Ото многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удо­вольствием отказался, но они имеют большое значе­ние как путь поэта до революции».

Молодой поэт ис­поведовал христианскую мораль, но Христос для него не Бог, а, прежде всего, идеальный человек. Иисуса, по мнению автора, как и многих других святых, мож­но встретить вместе с «каликами» и «богомолками» на дорогах святой крестьянской Руси. Лирический герой этого периода наполнен вселенской гармонией.

Он странник, «захожий богомолец», идущий в «ску­фье смиренным иноком», нашедший свои святыни в самой русской земле:

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Его храм создан самой российской природой:

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Одно из основных чувств, которые испытывает ли­рический герой — это любовь к родине:

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

В сердце поэта с ранних лет запала Россия, ее бес­крайние поля, раздольные песни, сельская тишина, звонкий девичий смех. «Моя поэзия богата одной лю­бовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество», — писал С. А. Есенин.

О, Русь — малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В 1915 году мировоззрение поэта резко изменяет­ся, в его спокойный поэтический мир врывается образ грешника и богоборца:

Не ищи меня ты в Боге,

Не зови любить и жить…

Я пойду по той дороге

Буйну голову сложить.

Период отрытого противостояния лирического ге­роя Богу пришелся на тяжелое для страны время — время революции 1917 года. Год спустя он пишет це­лый цикл из десяти небольших поэм, в которых лири­ческий герой провозглашает себя пророком и описы­вает «иную страну», «где живет божество живых». Отрекаясь от христианства, он восклицает:

Тело, христово тело,

Выплевываю изо рта.

Но такое настроение не долго царит в душе С. А. Есенина.

Вскоре он, а вместе с ним и его лириче­ский герой, возвращается к традиционной крестьян­ской философии, проникнутой, по мнению поэта, иде­ей связи человека с космосом.

Важно

В творчестве появляет­ся образ луны. Она принимает непосредственное участие в судьбе лирического героя. Это отчетливо видно в стихотворении «Я последний поэт деревни…»:

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

В этом же стихотворении звучит горькая для поэта мысль о том, что крестьянская культура постепенно умирает. Лирический герой осознает неизбежность происходящих перемен в России. Также он признает закономерный и естественный путь человека от рож­дения к смерти.

В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу», написанном в -зрелый период жизни, в1922 году, поэт рассматривает проблему, встающую перед каждой личностью — приятие или неприятие неумолимого течения времени, ухода молодости, жизненных сил. Это стихотворение стоит чуть особ­няком в творчестве С. А. Есенина. Оно отражает миро­воззренческую концепцию поэта.

Тема этого произве­дения — размышление зрелого человека о прошед­шей жизни, о ее смысле:

Я теперь скромнее стал в желаньях.

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Но все-таки «утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств» не оставляют глубокой болезнен­ной раны в душе поэта. Он понимает, что человек — это частица природы, а значит нужно просто подчи­ниться естественным законам мирозданья:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Лирический герой принимает смиренно все, что не­сет ему жизнь. Но его смирение не угнетающее, это восприятие мира целиком, во всем его многообразии. Неожиданные” яркие образы этого стихотворения сде­лали его одним из самых известных в творчестве С. А. Есенина.

Горечь по поводу исчезновения крестьянской Руси приводит поэта к трагическому ощущению одиноче­ства, ненужности в новой жизни. Свою раненую душу поэт прячет под маской.

Обостренные до предела от­ношения поэта с окружающим миром, двойствен­ность своего лирического героя отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая».

Совет

В одном из произ­ведении этого цикла «Исповеди хулигана» за напуск­ной бравадой есенинского хулигана:

Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Сохраняется верность истинным ценностям поэта:

Я люблю родину.

Я очень люблю родину. Единственный путь достижения гармонии для ли­рического героя — это любовь, что и нашло свое отра­жение в стихотворении «Любовь хулигана»:

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Иногда лирическому герою ближе всех людей ста­новятся животные:

Средь людей я дружбы не имею.

Я другому покорился царству.

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать свой лучший галстук.

После возвращения из длительной заграничной по­ездки, С. А. Есенин предпринимает активную попыт­ку преодолеть мировоззренческий кризис. Он создает цикл стихотворений «Персидские мотивы», самым известным из которых стало «Шаганэ ты моя, Шаганэ». В нем лирический герой признается, что как бы ни были прекрасны чужие страны, ничто не заменит ему красоты родного края:

…Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне…

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий…

Большинство произведений этого цикла проникну­то ностальгией. Лирический герой не может не ду­мать «про волнистую рожь при луне», про «рязанские раздолья». Даже сама прекрасная Шаганэ не в состоя­нии затмить северную девушку.

Там на севере, девушка тоже, Может, думает обо мне… Краткий период относительной гармонии быстро заканчивается для С. А. Есенина. И опять на душе по­является тягостное ощущение одиночества и трагиче­ской для поэта ненужности новой России.

В стихотво­рении «Русь советская» он восклицает:

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть, с какой далекой стороны…

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец…

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

В этом стихотворении ярко проявляется раздвоен­ность лирического героя, внутренняя борьба между приятием и неприятием новой жизни в России. Ближе и роднее своей страны, своего народа у поэта нет. И ему ничего не остается кроме как принять обновлен­ную Русь:

Приемлю все.

Как есть все принимаю-

Отдам всю душу октябрю и маю…

Поэт приносит своеобразную клятву верности сво­ей стране:

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

С. А. Есенин пытается понять всем своим сущест­вом новую систему ценностей российского государст­ва. В произведении «Неуютная жидкая лунность» ли­рический герой «через каменное и стальное» видит будущую мощь родной страны.

Родной с детства поэту мир деревни постепенно, но безвозвратно уходил. И сам Есенин все чаще стал за­думываться о смерти. Эти мысли нашли свое отраже­ние и в его произведениях. В стихотворении «Отгово­рила роща золотая…» лирический герой осознает невозвратимость прожитых лет, он сравнивает себя с рощей и журавлями, а свою молодую душу — с «сире­невой цветью»:

…Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

Обратите внимание

Трагизм неминуемого конца жизни человека сгла­живается утверждением лирического героя, а значит и самого поэта, что жизнь не заканчивается смертью. Этот оптимизм отчетливо просматривается и в последнем стихотворении С. А. Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…»:

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

Поэт рано ушел из жизни, но успел оставить нам прекрасное поэтическое наследие. В стихотворения он вкладывал всю свою душу. Очень точно о его твор­честве сказал писатель А. Толстой: «…Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/12283.html

Ссылка на основную публикацию