Честь офицера. Что это? Как это? И не забыли ли мы про нее?
Дмитрий Чепур — 25.11.2011 — Армия
Когда-то “офицер” – это звучало гордо…
Времена поменялись, нет сражений с врагом (остались “полицейские
операции”).
Офицерский корпус начал забывать не только об
ответственности своей работы, но даже и про отдых – что такое
ресторан, охота, мундир (много видели в театрах офицеров в парадных
мундирах?).
Не знаю, много ли сейчас офицеров заказывают себе
мундир у портного. Зато пузатых генералов в индпошивочных кителях –
хоть пруд пруди.
Да что там мундир! Офицеру не доверяют оружие вне части (да и
там выдают на стрельбы или на дежурство).
По внешнему виду офицера не всегда отличишь от бомжующего
элемента – разные носки, потертые туфли, засаленный бушлат…
Зрелище иногда просто грустное…
И все твердят об офицерской чести. Вот только как-то
определиться с этим сложно… Как и с судом офицерской чести.
А что из себя представляет офицер, если он этого всего в себе не
несет? Времена поменялись?
Вот привожу одну цитатку.
Офицер обязан не только образцово
выполнять свои непосредственные обязанности. Он должен также
служить всему народу примером благородного образа мыслей и … образа
жизни.
Высшей моральной нормой … является честь.
Поэтому хранить ее — высший долг офицера. Уровень его личности и
степень уважения к нему определяются тем, насколько развито у него
чувство чести, и отсутствием своекорыстных побуждений. Смысл
воспитательного воздействия в том, чтобы он еще более укрепился в
этой позиции и сделал для себя более глубокие
выводы.
Любовь к … народу и отечеству превыше
всего.
Он обязан с твердой верой в победу быть
рядом с теми, кто робок и малодушен. Его близкие должны
придерживаться тех же убеждений, что и он.
Офицер доказал, что гибель на «поле чести»
есть для него исполнение высшего солдатского
долга.
Не бояться ответственности за свои ошибки
и упущения, обсуждать неприятные или даже постыдные для себя темы и
делать надлежащие выводы, отстаивать, разумеется, в уважительной
форме свое мнение перед командиром, если того требуют интересы
сообщества или долг, преодолевать все препоны, добиваясь исполнения
признанного правильным решения, вести борьбу с собственными
слабостями и недостатками — это также требует стойкости и
мужества.
Верность — это значит до конца исполнять
свой долг.
Верность — это забота о подчиненных. Тот,
кто в первую очередь заботится о собственных удобствах и о
собственном обеспечении, кто не желает оказать своим солдатам
помощь делом и советом в их нуждах и повседневных заботах, кто
требует от них стойко переносить лишения, но сам отнюдь не намерен
делить с ними все тяготы, тот нарушает принцип верности своему
долгу.
Верность — это чувство товарищества.
Товарищество же — это не только веселая компания, это еще и
верность друг другу в беде и опасности. Товарищество — это
самоотверженность и жертвенная готовность прийти на помощь, как в
бою, так и в повседневной жизни.
Верность — это уважение к нашей великой
истории. Судить о прошлом подобает лишь тому, кто своими
достижениями завоевал на это право.
Офицер должен всегда держать слово. Уже из
уважения к себе он обязан быть хозяином своего слова. Никто не
смеет усомниться в его честном слове.
Неискренность есть признак нехватки
мужества, и поэтому она затрагивает честь офицера. Для суда
офицерской чести тот, кто неискренне ведет себя, и тот, кто
небрежно дает показания, пятнают свою честь. Ложь из соображений
личной выгоды на суде офицерской чести есть признак бесчестного
образа мыслей.
Выполнять свой долг означает
самоотверженно служить всему обществу. Скромность, высокая
требовательность к себе и постоянная готовность пожертвовать собой
— вот необходимые предпосылки для пользования теми привилегиями,
которые полагаются в соответствии со званием и служебным
положением
Какого бы то ни было рода чрезмерные
привилегии несовместимы с нормами кодекса офицерской чести и
подрывают репутацию офицера.
Любая война опасна уже тем, что у
слабохарактерного человека … появляются такие качества, как
неумение сдерживать себя, эгоизм, бахвальство и тщеславие.
Тот, кто
не может совладать с собой и умерить свои притязания, кто
хвастается своими подвигами и стремится принизить заслуги других,
чьими поступками движет исключительно жажда отличий и наград, кто
распускает слухи, желая похвалиться «хорошими связями», тот теряет
уважение окружающих, которое они оказывают лишь людям с благородной
душой.
Благородство души предусматривает рыцарственность в мыслях и
делах, то есть скромность, сдержанность, отсутствие карьеризма и
зависти. Кодекс чести требует от офицера свято хранить в себе эти
качества, особенно в условиях войны.
Брак как основа семьи есть залог жизни и
будущего народа. Сохранение в чистоте его устоев есть нравственный
долг. Офицер, который уже в силу своего знания и положения является
представителем руководящего слоя, через безупречное поведение
обязан стать как бы эталоном нравственности и стремиться претворить
в жизнь этот принцип в своей семье.
Честь подвержена нападкам извне. Любое
оскорбление и любое сомнение в благородном образе мыслей
затрагивают честь, за исключением тех случаев, когда оскорбителем
выступает человек, не отвечающий за свои поступки или же признанный
неполноценным.
На оскорбление действием офицер обязан
ответить немедленно и тем самым предотвратить все попытки повторно
оскорбить его. Кроме того, в данном случае следует подать в суд,
как и при прочих оскорблениях, обидах и тому подобных покушениях на
честь, например на супружескую честь.
Есть разница между понятиями «честь» и
«поведение, достойное офицера». Под последним подразумевается
поведение офицера в публичных местах (например, манера держать
себя, внешний облик, дисциплинированность, форма одежды). К
солдатской форме ни в коем случае нельзя относиться как к чему-то
второстепенному. Командир обязан в воспитательных целях постоянно
следить за ней.
Не буду писать, кто автор, но понятия
чести не должны (наверное) отличаться в разные времена. Да и от
территорий это мало зависит. Но как воспитывать офицеров, если даже
такие важные вещи не прописаны? Что такое “ОФИЦЕР” сегодня? Это
звучит гордо? Да и про “солдата” говорить стыдно. Весь народ
пропитан мыслью, что “любимого сыночка не отдам в армию
калечить”…
Вроде как что-то делать надо с катящимся
вниз престижем армии и офицерства..
Архив записей в блогах:
Покажите, пожалуйста, что-нибудь из того, что висит у вас на груди (или в ухе или надето на палец). У меня, например – “третий глаз” – вкрапление пирита в опале. Если это не тайный оберег, разумеется. …<\p>
Картина маслом, которую вижу, открыв глаза Вот такую мордень имею счастье лицезреть каждое утро 🙂 ложится на грудную клетку и иногда (особенно во время простуды, когда нос забит) просыпаюсь от невозможности дышать, чай, не дюймовочка уже! Але, ты вставать думаешь? Я …<\p>
Давно уже не раздумываю – взрослей, умней, мудрей или глупей. Щелкнуло, ну и ладно. Но поздравления-то приятно принимать. Так что давайте, дорогие, бесценные и любимые френды и френдессы, поздравляйте …<\p>
Рыжий, злой как чёрт, сентиментальный как портовая… кхм… (это, кстати, цитата! если что), ИРЛАНДЕЦ! Что ещё надо? Ну контрольный в голову: А он 1,95 !.. умерла – воскресла …<\p> ЖЖшный (и не только) лытдыбр
Занимаюсь странным делом – отрываю в Сети старые ЖЖшные дискуссии и перечитываю их. Примерно так, наверное, фанаты бокса пересматривают записи старых матчей – уже известно, кто победил, но интересно глянуть, как именно. Одна только эпическая …<\p>
Источник: https://yablor.ru/blogs/chest-oficera-chto-eto-kak-eto-i-ne-zabili-li-mi-p/2209545
Понятия чести и достоинства граждан в современном обществе
Честь и достоинство, являясь непреходящими ценностями человеческого общества, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования. Развитие личности невозможно без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства.
Одним из важнейших признаков и принципов демократии является уважение к правам, чести и достоинству личности. В то же время развитие человека, строящего свою жизнь на основе высших нравственных ценностей — добра, справедливости, чести, совести, достоинства, возможно лишь в условиях подлинного уважения самой личности, т.е.
уважения ее прав, чести, достоинства.
Уважение чести и достоинства личности носит характер отношений, основанных на нормах права и морали, на принципах свободы и взаимной ответственности между государством, обществом и личностью, между различными личностями и социальными группами.
В словаре русского языка С.И.
Ожегова даны следующие определения: «честь — достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы», «достоинство — совокупность высоких моральных качеств в самом себе». Однако эти определения весьма условны.
Понятия «честь», «достоинство», «репутация» определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств.
На практике же, являются ли сведения порочащими честь и достоинство и что понимать под определениями «честь» и «достоинство», в каждом конкретном случае должен определять суд по своему усмотрению.
Как считает М.Н. Малеина, честь — это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина. В свою очередь, И.Я. Дюрягин полагает, что честь означает высокую общественную оценку личности. Проанализировав понятия чести, сформулированные отечественными философами, Х.П.
Маннанова указывает, что категория чести в этике выражает прежде всего высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, выражающуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека, и вместе с тем в высокой самооценке, т.е. осмыслении общественного признания личности.
На мой взгляд, наиболее четким определением чести является определение, данное А.М. Эрделевским: «Сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании». По мнению А.Л. Анисимова, понятие чести имеет три стороны, три аспекта.
Во-первых, это характеристика самой личности («качества лица»). Эта сторона понятия чести наиболее ярко выступает в словарных определениях, особенно в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля («внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть»).
Во-вторых, это общественная оценка личности («отражение качеств лица в общественном сознании»). Понятие чести изначально предполагает, что эта оценка положительная.
В-третьих, это общественная оценка, принятая самой личностью, «способность человека оценивать свои поступки… действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в… обществе моральными нормами, правилами и требованиями».
Приведенные суждения демонстрируют противопоставление двух подходов: понятие «честь» рассматривается как категория оценки другими людьми и как собственная самооценка.
По моему мнению, объединение этих двух подходов возможно, исходя из того что честь — это и общественная оценка личности и в то же время осмысление самой личностью такой оценки, т.е. самооценка.
Таким образом, понятие чести имеет два аспекта: внешний, или, как его иначе называют, объективный, и внутренний, или субъективный.
Внешняя сторона понятия чести объективна по содержанию, так как не зависит от оценки конкретного человека, а отражает обобщенные в данном понятии ценности конкретного общества, социальной группы.
Внешняя сторона чести есть также морально-политическая оценка деятельности и поведения конкретной личности другими людьми, обществом в целом, носящая устойчивый характер и касающаяся личности в целом либо отдельных ее сторон. Внешняя оценка чести тесно связана с понятиями «репутация», «доброе имя», «престиж». И если репутация означает общее устойчивое мнение об оценке личности и ее деятельности, преобладающее в определенной общности людей, то престиж является такой же оценкой, но ограниченной пределом более узкого круга людей.
Поэтому объективная сторона чести по своему содержанию носит конкретно-исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношений, о требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества, о личных и общественных оценках его деятельности, т.е. отражает общие для конкретного общества нравственные явления.Следовательно, объективная, внешняя сторона чести заключается в признании и уважении заслуг личности со стороны общества и является ее репутацией, добрым именем, моральным значением, нашедшим выражение в высоком мнении окружающих. Кроме этого, честь представляет собой и этическое благо, поскольку направляет деятельность личности на достижение положительной оценки со стороны общества и тем самым доставляет ей моральное удовлетворение.
Внутренняя же сторона чести субъективна по форме и неразрывно связана со способностью человека самостоятельно оценивать свои действия и поступки, с осознанием своей чести, репутации, с его чувствительностью к тому, какое мнение будет о нем существовать в определенной общественной среде.
Чувство, сознание чести — важное свойство личности, так как от степени его развития зависит восприимчивость личности к моральному воздействию общественного мнения. Таким образом, честь в субъективном, внутреннем своем аспекте выступает как внутренний мотив деятельности и поведения личности.
Что касается понятия достоинства, то оно нашло широкое употребление сравнительно недавно.Достоинство — внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения.
Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.
Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством.Так же как и честь, достоинство сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны.
Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства.
Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обусловливаются общественными отношениями и зависят от них.
В понимании достоинства, как и чести, отмечают два аспекта — внешний (объективный) и внутренний (субъективный).
Объективный аспект достоинства заключается в признании человека высшей ценностью. Внутренняя сторона категории достоинства связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е.
связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу.
Честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время общеправовой характер. Они тесно связаны между собой и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.
Понятия чести и достоинства имеют и определенную общественную направленность. Их объектом являются прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.
Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства.
У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, вытекают одно из другого.
Вместе с тем тесное взаимодействие этих категорий, отражающее реальность, не исключает их различия и наличия у каждой из них специфических, самостоятельных черт и особенностей.
Основное различие этих понятий, на мой взгляд, заключается в том, что если честь определяет степень признания, уважения личности со стороны общества как результат выполнения ею общепринятых нравственных и правовых норм, то достоинство предполагает равные возможности всех людей достигнуть такого признания, уважения.
То есть «категория достоинства связана с идеей нравственного самоутверждения личности, а категория чести — с идеей общественного признания человека».
Достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, внутреннего духовного мира, особенностей психического склада.
Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.
Итак, можно сделать вывод, что в современном обществе в понятие «честь» вкладывают положительное общественное мнение о нравственных качествах конкретной личности, объективную оценку личности, определяющую отношение общества к гражданину; это социальная оценка моральных и иных качеств личности. Понятие «достоинство» рассматривают как внутреннюю самооценку личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения.
Источник: https://www.blog.servitutis.ru/?p=36
Вопросы чести и этос СС (“Честь моя зовётся верность”)
|
|
Источник: https://gest.livejournal.com/1520016.html
Сочинение ЕГЭ 2019 на тему чести
«Береги платье снову, а честь смолоду» – так гласит русская поговорка. Так ли важна и актуальна сейчас честь?
Честь – это не закреплённое никакими документами, но важное, ценное чувство. Честь понятие важное, как и справедливость, принципиальность. Эти качества приветствуются в человеке стандарты осуждаются.
Но слишком часто в истории человеческих взаимоотношений честь превращается в пафос. Редко когда принципы подходят для любых ситуаций – чаще всего приходится делать их гибкими. Слишком нестабильна жизнь человеческая, чтобы загонять себя в рамки.
Но когда твои принципы – органическая часть души, совесть, это другое дело.
Честь рассматривали в своих произведениях многие писатели девятнадцатого века – в те времена понятие чести сформировалось особенно ярко, запечатлелось в истории человечества дуэлями в защиту чести.
В повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – Пётр Гринёв воспитывался в высокой нравственной среде. Жизнь поставила его в трудные условия, испытывала его.
Но вместо того чтобы уподобится подлому Швабрину, Гринёв сохранил честь, остался верным себе, не заглушил в себе голос совести.
В величайшем творении Пушкина – «Евгений Онегин» рассматривается жизнь 19 века, в том числе и дуэли. Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной ревности. Онегин презрительно отнёсся к нежеланной дуэли. Он был искренне огорчен гибелью друга.
В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой – Печорин убивает на дуэли своего друга Грушницкого. Вступившись за честь дамы, Григорий Печорин вызывает обидчика на поединок.
Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел.
Безнравственность и малодушие Грушницкого показывают, что чести у этого человека нет.
В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» происходит дуэль Пьера Безухова с Долоховым. Пьер Безухов – человек тихий, склонный к философии, но никак к агрессии или насилию.
Он совершенно не умел обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли бесстрашного Долохова.
В этом несоответствии Толстой показывает, что честность порой важнее умения обращаться с оружием, что справедливость всегда восстанавливается.
Слово «честь» всегда было громким, важным для людей. Но лишь тогда честь действительно важна, когда за этим словом стоит что-то большее, чем просто пафос. Чувство собственного достоинства не должно превращаться в эгоизм.
Человек, защищающий честь должен быть во власти не эмоций и затуманенного гневом разума, а холодного ума. Во всём должна быть мера, даже в чувстве собственного достоинства, чтобы это важное чувство не превратилось в гордыню и эгоизм.
Но быть честным с собой, как мне кажется, намного важнее, чем беречь честь от посягательств. Ведь если ты не можешь быть честным с самим собой, то как могут быть честным с тобой люди?
(22 votes, average: 4.55
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-teme-chest.html
Кодекс чести российских офицеров – научное исследование
С принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации начался новый этап в развитии нашего государства.
Россия встала на путь построения правового, демократического государства, в котором власть подчиняется праву.
Но, как известно, право выступает регулятором главным образом внешних отношений людей, а мораль, культура и религия являются регуляторами духовно-нравственных основ жизни людей.
Во все времена сила русской армии основывалась на духовных началах.
Поэтому не случайно, что многие нормы морали, а также понятия офицерской чести и достоинства получали свое юридическое закрепление в уставах, наставлениях, приказах.
На сегодняшний день коренным образом обновилось законодательство, регулирующее вопросы организации обороны страны, прохождения военной службы, правового статуса военнослужащих и другие вопросы, связанные с военной службой.
Актуальность исследования. Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. Сама офицерская среда требовала соблюдения определённых правил.
Исторический анализ правового регулирования понятия воинской чести в русской и советской армии показывает, что наряду с четким регламентированием вопросов, связанных с прохождением военной службы, большое внимание уделялось нравственности военнослужащих, соблюдению норм и правил поведения на службе и в быту.
И сегодня с приданием Вооружённым Силам Российской Федерации нового облика вопросы соблюдения воинской чести обретают новое значение и новый смысл.
Объектом исследования является офицерская честь как свод норм и правил поведения российских офицеров в свете сложившейся исторической традиции и современных требований.
Предметом исследования выступают моральные, этические и профессиональные качества офицера российских Вооруженных Сил как носителя офицерской чести.
Целью исследования является выработка и формирование единства взглядов по принципиально важным вопросам офицерской чести и офицерского достоинства.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
определить исторические основы офицерской чести в Российской армии;проанализировать взгляды выдающихся российских полководцев на проблему офицерской чести;
выявить особенности формирования офицерской чести и достоинства на современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
Теоретико-методологическую основу работы составили исследования по изучаемой проблеме (Д.А. Волкогонов, Э.Ф. Свидзинский, М. Галкин, А.И. Каменев, Н.Д. Бутовский и др.).
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы для разработки положений Кодекса чести офицера современной Российской армии.
1. ВОИНСКАЯ ЧЕСТЬ КАК СВОД МОРАЛЬНЫХ И ЭТИЧЕСКИХ НОРМ
В Русской армии всегда существовало единство взглядов офицеров по ряду принципиально важных позиций, которые касались вопросов чести, долга, товарищества и достоинства офицерского звания. Офицеров называли «белая кость», подразумевая по этим чистую совесть и незапятнанную честь, которые были для офицера превыше всего.
Центральное место в системе морально-нравственных представлений русского офицерства всегда занимало понятие офицерской чести. Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. Понятие чести отражает отношение человека к себе и отношение других людей к нему и его конкретным заслугам.
О том, насколько честен (или бесчестен) человек, судят главным образом окружающие, формируется общественное мнение. Обычно люди высоко ценят тех, кто является «человеком чести». В одном из опросов, проведенных исследователями среди военнослужащих, содержался вопрос: «Какие качества Вы больше всего цените в командире?».
Подавляющее большинство опрошенных на первые три места поставили справедливость, честь, компетентность [1, с.58-68].
Кого же можно назвать «человеком чести»? Представляется довольно сложным дать точное определение понятию чести (хотя многие авторы раскрывают содержание этого термина), так как каждый понимает «честь» по-своему, исходя из собственных жизненных установок, ценностных ориентиров.
На развитие чувства чести сильно влияет среда, родители, авторитет окружающих с детства людей, уровень образованности человека. Вследствие этого формируются разные представления о чести. Так, если один считает ложь поступком бесчестным, то другой не видит в этом ничего предосудительного.
У одного человека чувство личного достоинства сочетается с добрым и благородным отношением к окружающим его людям, а у другого чувство собственного величия приобретает гипертрофированные размеры и проявляется в высокомерии к подчиненным.
Кто-то понимает товарищество как готовность, не раздумывая, прийти на помощь в трудную минуту, а некоторые подразумевают под этим «круговую поруку» или попустительство.
Для одних чувство истинного честолюбия проявляется в стремлении добиться успехов в работе и заслужить признание коллег, для других же честолюбие является синонимом тщеславия и карьеризма, и они рвутся к вершинам власти, не считаясь ни с кем и ни с чем.
Определение понятия «честь» представлено в толковых и энциклопедических словарях.
В толковом словаре Даля, например, мы находим следующее объяснение: «Честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (Человек, незапятнанной чести); заверенье, утвержденье (Поступок, несовместимый с честью); высокое званье, сан, чин, должность (И временщик он, да высоко стоит, в чести.); внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства (Несть пророк без чести, токмо в отечествии своем), Матф.» [2, с.476-477]. Еще одно определение: «Честь и достоинство – неукоснительное соблюдение человеком профессионального долга и нравственных норм делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека» [2, с. 478].
Слово «честь» может рассматриваться и с правовой точки зрения. Так, Большая Советская Энциклопедия дает следующее толкование: «честь и достоинство (правовая защита), охраняемые законом личные неимущественные и неотчуждаемые блага, означающие осознание лицом своего общественного значения и признание за ним этого значения со стороны общества» [3, с.212].
В Большом энциклопедическом словаре содержание понятия чести раскрывается следующим образом: «честь, достоинство, деловая репутация (правовая защита), по российскому праву гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространителем. В случае невозможности установления лица, распространившего указанные сведения, гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании указанных сведений не соответствующими действительности» [4, с.1349].
Источник: https://templar-code.com/kodeks-chesti/natsionalnye-kodeksy/1261-kodeks-chesti-rossijskikh-ofitserov-nauchnoe-issledovanie
Совесть, честь и ответственность воина. Высокая личная дисциплинированность – критерий нравственности военнослужащих
проведения занятия по общественно-государственной подготовке
с личным составом войсковой части
ТЕМА: «Совесть, честь и ответственность воина. Высокая личная дисциплинированность – критерий нравственности военнослужащих».
Воспитательные цели:
— помочь слушателям глубоко уяснить сущность понятий «воинская дисциплина» и «честь солдата», их значение в жизни, учебе и служебно-боевой деятельности воинов;
— нацелить военнослужащих на борьбу за всемерное укрепление дисциплины, уставного порядка в своем подразделении, части , вызвать у воинов стремление с честью выполнять свой воинский долг.
Время: 2 часа.
Вопросы: 1. Понятие и значение воинской дисциплины.
- Воинская честь солдата — постоянный атрибут Российской армии.
Метод проведения: рассказ-беседа
Рекомендуемая литература: На службе Отечеству. Пособие для занятий по ОГП солдат и сержантов ВС РФ.
Слово «дисциплина» знакомо каждому с детства. Еще не научившись как следует говорить, ребенок уже начинает понимать, что надо во всем слушаться маму и папу, бабушку и дедушку, что можно ему делать, а что нельзя, иначе последует строгое внушение, а то и наказание.
Но, наверно, далеко не каждый взрослый знает, откуда произошло сие слово, накрепко внедрившееся в русский язык. Давайте послушаем, что говорит об этом один из выдающихся военных педагогов России генерал М.И.
Драгомиров: «Дисциплина — от disciple учиться (откуда disciple — ученик) по прямому смыслу значит ученик, выучка, выдержка в известных навыках и понятиях».
Следовательно, в обширном смысле слова дисциплина включает всю совокупность нравственных, умственных и физических навыков человека, посвятившего себя вольно или невольно известной специальности.
Есть дисциплина школьника, студента, журналиста, рабочего, врача, религиозного деятеля.
Равно как и всякое общественное объединение, имеющее целью совместную деятельность, неминуемо должно иметь свою дисциплину, направленную для достижения тех целей, ради которых оно создано. Без этого любая деятельность немыслима.
Любое дело имеет свою дисциплину, с теми или иными оттенками, определяемыми его отличительными чертами: род занятий определяет сумму понятий и характер отношений.
По этому определению воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы военнослужащие отвечали своему назначению.
Но в прямом смысле, получившем право гражданства в сознании большинства, понятие дисциплины относится преимущественно к нравственным навыкам, к тому, что в последнее время принято называть «воспитанием» офицера и солдата.
Так, «дисциплинированной» признают ту воинскую часть (подразделение), все воины которой привыкли к повиновению, исполнительности. Это предполагает знание каждым военнослужащим своих обязанностей и внутреннее желание исполнить их честно, даже перед лицом смертельной опасности.
Сошлемся снова на М.И.Драгомирова. «Такая часть (подразделение), — писал он, — может не выбивать умилительных процентов при стрельбе, может не быть особенно строгой в строю. Она может сбиться с ноги, но с пути никогда.
И в трудные минуты, конечно, будет предпочтена тем, которые и проценты выбывают, и ловко прыгают, и отлично маршируют, но не так надежны, — благодаря тому, что посвящали себя поминутным искусствам до забвения тех внутренних навыков, которые нельзя ни в шеренгу поставить, ни маршировать заставить, ни доски ими прибивать, но без которых солдат не солдат».
Как прав знаменитый генерал! Действительно, солдат, иногда еще и не очень обученный, но который скорее погибнет, чем оставит свой пост или не исполнит данного ему поручения, конечно же, более дисциплинирован, чем отличный стрелок, танкист, ракетчик, оператор-умница, но от которого командиру, образно говоря, отвернуться нельзя, иначе он может слодырничать, или, еще хуже, напакостить. Такой боец не только не дисциплинирован. Он просто никуда не годится в военном деле, несмотря на свои знания, умения и навыки.
Современный военно-энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом, воинскими уставами и приказами.
Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. Соблюдение воинской дисциплины невозможно без субординации. Субординация переводится как подчинение.
Субординация играет важную роль в воинском организме, ее можно назвать «нервной системой воинского организма».
Она предполагает воинское подчинение младших старшим, нижестоящих органов вышестоящим, и в более мирном смысле — исполнение правил служебной, в том числе воинской, дисциплины во взаимоотношениях между различными по служебному положению и званию лицами.
История наглядно показывает нам, что может случиться даже с такими армиями, как армии Александра Македонского и Наполеона, когда в их рядах отсутствует субординация.
Привычка подчиняться только своим полководцам делала их подчиненных совершенно не способными подчиняться кому-либо другому. Так, со смертью Александра Македонского его армия по сути разложилась из-за полной анархии.
То же могло случиться и с армией Наполеона, если бы его судьба сложилась иначе. Между французскими маршалами таились и зависть, и ненависть, которые вспыхивали каждый раз, как только армией командовал не сам Наполеон.
Авторитет второстепенных начальников ставился ни во что, маршалы считали ниже своего достоинства воевать под началом других соратников, и тем самым обрекали войска на лишние жертвы, а то и на поражение.
Основным методом воспитания у военнослужащих русской армии высокой дисциплинированности всегда являлось убеждение, а не принуждение и наказание. И шло это из глубины веков. История донесла до нас слова Святослава: » Мертвые бо сраму не поймут». Эти слова в полной мере характеризуют принцип воспитания в русских дружинах уже в IX веке.
А вот еще одно любопытное высказывание, имеющее отношение к этому вопросу: «Человеку природа дала стыд вместо бича, а поэтому и управлять человеком и воспитывать его надо с помощью стыда; бич же надо оставить для животных, у которых, как известно, чувство стыда совершенно не имеется, или для людей самой низшей ступени развития, явно обнаруживающих отсутствие стыда». И кто же, как вы думаете, автор этой сентенции? Вряд ли сразу ответите. Оказывается Екатерина Великая. И она, стало быть, пеклась о воспитании своих подданных, в том числе и военных.
В качестве вывода по данному вопросу необходимо еще раз подчеркнуть, что крепкая воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту своей Родины, охрану ее рубежей.
Воинская честь — это внутренние, нравственные качества, достоинство воина, характеризующие его поведение, отношение к коллективу, к окружающим, к выполнению воинского долга, нравственно-правовым, общепринятым нормам поведения, осознание ценности родной земли как среды обитания и выживания людей и необходимости ее защиты и родило сознание воинской доблести и чести.
Ведь все может родная земля: и хлебом накормить, и напоить из своих родников, и удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли — обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Поэтому и самое высокое звание из всех живущих — защитник Родины. И память народа веками свято хранит имена отважных воинов.
Часто на вопросы о том, кто мы, кто предки наших предков, откуда пошла земля Русская, как родились наши военно-патриотические традиции, многие не могут ответить. Как правило это результат пренебрежения древней историей Отечества.
Даже современные боевые традиции идут от традиций наших пращуров, а наш патриотизм, понятие о воинской чести и доблести родились не вчера, а более тысячи лет тому назад. Их олицетворением были боевые дела древнерусского войска, княжеских дружин.
Героика тех лет нашла отражение в летописях и народных былинах о князе Владимире Красном Солнышке, Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Алеше Поповиче, Никите Кожемяке, о славных заставах богатырских, охранявших родную землю от «силушки поганой».
Рассказывали былины о «забавах молодецких», о чести воинской, о правилах чести витязя, которые были куда жестче, чем «кодекс чести рыцаря» в Западной Европе.
Русскому народу приходилось жить, образно говоря, не выпуская оружия из рук; уже с 1055 по 1462 год историки насчитывают 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях. С 1240 по 1462-й год почти ни единого года не обходилось без войн.
Из 557 лет, прошедших со времен Куликовской битвы, до момента окончания 1-й мировой войны, Россия провела в боях 334 года.
За это время ей пришлось 134 года воевать против различных антирусских и антироссийских союзов и коалиций, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две — с пятью, двадцать пять раз воевать пришлось против трех и 37 — против 2 противников.
И всегда, во всех боях и сражениях честь и доблесть русского солдата оберегала и защищала русскую землю, умножала славу и величие государства Российского. Недаром молдавские господари и грузинские цари, украинские гетманы и владыки кочевых народов Средней Азии смиренно просили, иные по сто лет кряду, о принятии в российское подданство, «под высокую руку» Русского царя.
Народы России, с тех пор как осознали себя единой общностью, всегда считали вооруженные силы, русского воина гарантом спокойствия страны.
Князья-воины, полководцы: Святослав, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Евпатий Коловрат, Суворов, Кутузов, Жуков были образцом выполнения чести солдата, воинского долга.
А.Герцен утверждал, что в России все признавали превосходство военного мундира. Чтобы слыть светским человеком, надо было прослужить 2 года в гвардии или хотя бы в кавалерии. Он отмечал, что военные были более независимы и держались более достойно, чем пресмыкающиеся и трусливые чиновники.
Очень хорошо было сказано о воинской чести в одной из статей «Военного журнала», изданного во время Отечественной войны 1812 года.
» … Солдат — слово чужеземное, по-русски — воин, ратник, меченосец, оруженосец. Сим именем называются не только рядовые, но и все офицеры и генералы тем правильнее, что слово воин, или по чужеземному солдат приличествует каждому чину с оружием в войске служащему.
Солдат … никогда не должен роптать на свою участь, но всегда радоваться, что провидение избрало его на такой подвиг, которое целое Отечество почитает достохвальным, и тем еще достохвальнейшим, когда при точном исполнении его долга он не забывает и общих для всех людей, всех состояний правил, то есть; …любить Отечество, в котором произошел на свет, взрос и воспитан, …наблюдает ко всем вежливость, которая приобретает взаимное от всех людей понимание, презирает людей сварливых, клеветников, обманщиков и сквернословов, как недостойных общества человеческого; Гнушается всякими играми, основанными на удаче, хитрости и обмане, как страстию, являющую алчность к корысти и наносящую ближнему обиду; отвращается от пьянства, как порока самого скаредного, влекущего за собой бедность, болезни и безвременную смерть; убегает распутных женщин, как яда поглощающего все духовные и телесные силы; разорять, истреблять, окрадывать или насильно отнимать чужие имущества и селения не только в своих, но и в неприятельских землях…»
Этим правилам русский солдат следовал всегда. И никогда и никто не мог обвинить Русскую армию в том, что ее личный состав, ее солдаты не соблюдали воинскую честь в большинстве своем.
Находились, конечно, завистливые, а точнее, злобствующие люди, которые пытались очернить русское воинство, принизить его заслуги перед Отечеством, используя негативные факты в жизни армии (а где не бывает изъянов?). Но всегда на защиту вооруженных защитников вставали все прогрессивно мыслящие политики, деятели науки и культуры.
А сколько грязи было вылито на Советскую, на новорожденную Российскую армию в последние годы, как пачкалась военная честь! Да, была в войсках (и сейчас еще, к глубокому сожалению, осталась) «дедовщина».
Да, рыночный беспредел, страсть к обогащению захватили часть военнослужащих, даже высоких рангов. Отсюда — хищение оружия, разбазаривание военного имущества. И об этом честно говорилось и министром обороны и другими военными руководителями.
Слава Богу, эта унизительная для защитников Отечества кампания, кажется, пошла на убыль. И этому немало способствовали стойкость и отвага наших солдат, сержантов, прапорщиков, офицеров в «горячих точках», на границе, когда они, рискуя жизнью, предотвращали кровавые события, спасая мирных жителей от разгула национальных страстей.
Заметим, кстати, что история Российской армии полна примеров не только героизма воинов при защите Отечества, но и при оказании помощи другим народам.
Россия не раз приходила на помощь Америке в самые кризисные моменты ее истории. Так, в царствование Екатерины II при зарождении нового государства за океаном Джордж Вашингтон опирался на мощную поддержку России.
Именно мы, русские, помогли Аврааму Линкольну отстоять принципы американской свободы: наши эскадры предотвратили возможную интервенцию в США в 1864 году.
Марк Твен, будучи в России в Севастополе — городе русской славы — писал: «…Америка многим обязана России, она состоит должником России во многих отношениях, и в особенности за неизменную дружбу в годины ее великих испытаний… Только безумный может предположить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбе предумышленно несправедливым словом или поступком».
Декабрь 1908 года, страшное землетрясение в Италии, в Мессине. За несколько секунд погибли 160 000 человек. На помощь пострадавшим людям, когда еще продолжались подземные толчки, пришли русские матросы с линкоров «Цесаревич» и «Слава», крейсеров «Адмирал Макаров» и «Богатырь».
Русская эскадра выставила караулы около префектуры. Все найденные ценности, в том числе кассу итальянского банка, наши моряки передали итальянской стороне.
Это о русском матросе поэт Фацио Умберто Марио писал:
О, люди и улицы нежной Мессины,
Приветствуйте каждого русского сына.
Спасибо, Россия! Твои корабли
Нам веру и счастье с собой принесли…
Великая Отечественная война. Проходя по освобожденным городам и селам, видя зверства немецко-фашистских войск, советский воин не уронил чести своего мундира, солдатской чести.
А в поверженном Берлине и других немецких городах из походных солдатских кухонь советские воины кормили немецкое население. А немецким детям выдавалось молоко.
И все это делалось в том государстве, которое начинало войну против СССР, намеревалось превратить славян в крепостных, обескровить русский народ, чтобы он никогда больше не обрел возможность помешать установлению в Европе немецкого господства.
Российская армия не запятнала чести своего мундира. Каждый из нас должен помнить, что армия, солдат которой не дорожит своей честью, всегда была бита.
Истинная сила Вооруженных Сил России заключается прежде всего в самоотверженности военнослужащих, которые самоотверженно несут бессонную вахту при охране государственных границ, смело и твердо готовы идти в бой за Отчизну, гордясь своим высоким призванием. Они крепки своим понятием о долге, чести и истинном благородстве.
Данный тезис может стать выводом по данному вопросу и по теме в целом.
(2
Источник: https://shtab.su/konspekt/ogp/sovest_chest_i_otvetstvennost_voina_vusokaya_lichnaya_disciplinirovannost_kriteriy_nravstvennosti_voennosluzghashih.html