Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова
“Выхожу один я на дорогу” – одно из последних стихотворений Лермонтова, который, будто предчувствуя свою смерть, высказал все, что было у него на душе. Предлагаемый краткий анализ “Выхожу один я на дорогу” по плану поможет понять всю глубину и значимость этого произведения. Его можно использовать на уроке литературы в 6 классе в качестве основного материала.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Выхожу один я на дорогу.
История создания – написано стихотворение незадолго до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 году, а опубликовано уже посмертно, в 1843 году (журнал “Отечественные записки”).
Тема стихотворения – это произведение об одиночестве, которое тяготит поэта, ведь ему не с кем поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами.
Композиция – простая, мысль развивается последовательно от первой строфы до пятой.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – пятистопный хорей с анапестическими ходами.
Эпитеты – “кремнистый путь”, “холодный сон”, “тихий голос“.
Инверсия – “сиянье голубое“.
Олицетворение – “пустыня внемлет Богу“, “звезда со звездою говорит“.
Оксюморон – “светлая печаль”.
Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на дуэли подобно своему кумиру, Пушкину.
В нем, как и в других произведениях позднего периода, явно прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти истинную свободу.
При этом он подчеркивает, что не хотел бы заснуть “холодным сном могилы” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.
Как и многие последние стихотворения поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году – в журнале “Отечественные записки”.
Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его.
Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе.
Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.
Центральной является тема одиночества, которая проходит через все творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает.
В то же время поэт поднимает тему жизни и смерти, подчеркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой.
Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же – ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.
Ему хочется изменить свою жизнь, он ждет покоя и любви, он прославляет все сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.
Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.
Написан стих пятистопным хореем, в котором прослеживаются анапестические ходы, с помощью которых ритмика немного сбивается, помогая имитировать человека. Окончательную ритмическую завершенность произведение придает чередование мужской и женской рифмы.
Это произведение отражает мысли поэта, которых хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.
В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:
- эпитеты – “кремнистый путь”, “холодный сон”, “тихий голос“, “темны дуб”;
- инверсия – “сиянье голубое“;
- олицетворение – “пустыня внемлет Богу“, “звезда со звездою говорит“;
- оксюморон – “светлая печаль”.
Также в качестве вспомогательных средств выступают риторические вопросы – “Жду ль чего? жалею ли о чём?” и восклицания – “Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!“. Они придают стихотворению экспрессию, подчеркивают эмоциональную окраску определенных строф.
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/vyhozhu-odin-ya-na-dorogu.html
Анализ стиха «Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов) | Литерагуру
«Выхожу один я на дорогу» — одно из самых известных стихотворений М. Ю. Лермонтова. Его значимость в творчестве поэта была признана ещё современниками автора, жаль не при жизни Михаила Юрьевича.
По сей день «Выхожу…» привлекает своей образностью, глубиной, лаконичностью и музыкальностью. О последнем стоит сказать отдельно, ведь существует более двух десятков романсовых интерпретаций этого стихотворения.
Это произведение по праву можно считать ключевым для понимания творчества автора, ведь оно соединило в себе главные темы, литературные увлечения, и личные переживания творца.
История создания
Последние месяцы своей жизни М. Ю. Лермонтов провёл на Кавказе, на территории Минеральных вод. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в этот период, в 1841 году. Поэт взял отпуск по службе, он хотел как можно больше времени провести в своих любимых местах. Такие данные позволяют считать произведение в некоторой степени топографическим: образ дороги, «кремнистый путь».
Родилось это произведение незадолго до роковой дуэли с Мартыновым, что многих почитателей Лермонтова заставляет задуматься о предвидении поэтом своей скорой гибели. При жизни автора стихотворение не было напечатано, а увидело свет лишь в 1843 году. Великий критик того времени В. Белинский считал это стихотворение одним из лучших сочинений Михаила Юрьевича.
Жанр и размер
Сам Лермонтов не дал особенного жанрового определения произведению «Выхожу…», но некоторые мотивы стихотворения позволяют относить его к конкретным жанрам.
Можно увидеть здесь черты элегии. Размер стихотворения – пятистопный хорей, но автор наделяет его неподражаемой напевностью. Вторым поводом считать это стихотворение элегией является мотив поиска покоя, может быть, даже вечного.
Стихотворение относится к философской лирике, поскольку автор задаёт ряд риторических вопросов, касающихся его жизни, её смысла.
Искренность, с которой поэт излагает свой монолог, придаёт стихотворению «Выхожу…» исповедальный характер, словно бы это прощание героя с миром, которому он просвещает своё последнее откровение.
Такая полифония жанров делает стихотворение уникальным в своём роде, сложным и многоплановым, что позволяет каждый раз прочитывать его с разной интонацией и разным пониманием.
Композиция
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» состоит из пяти пронумерованных автором строф. Композиция произведения трёхчастна.
- Начинается оно описанием природы, окружающей лирического героя. Автор говорит о её внеземной, космической сущности.
- С середины второй строфы автор меняет изобразительный лад на философский: он задаётся вопросом о своей жизни, своих стремлениях.
- Пик кульминационного напряжения приходится на центральную – третью – строфу: «Уж не жду от жизни ничего я».
- В последних же двух катренах происходит развязка, некоторый спад напряжения. В них автор предаётся мечтам, находит тот необходимый вектор, по которому желает двигаться его душа.
Таким образом, композиция произведения не может не восхищать мастерским, невероятно рациональным и гармоничным изложением мыслей, продиктованных поэту вдохновением.
Направление
«Выхожу один я на дорогу» является одним из характерных стихотворений для позднего романтизма. Можно сказать, здесь поэт подводит итог своего жизненного пути; в произведении отразились и его литературные увлечения, и основные темы эпохи романтизма.
Поиск покоя, увядание жизни волнуют и таких поэтов как Гейне, Пушкин. Например, Лермонтов в стихотворении «Выхожу…» вступает в диалог с одним из своих любимых поэтов Г. Гейне.
Последняя строфа имеет прямую отсылку к стихотворению «Смерть — это ночь, прохладный сон», где автор мечтает о ложе, с растущим над ним деревом, и пении молодого соловья, слышимом сквозь сон.
Другой романтический чертой является мотив странничества, который Лермонтов разрабатывал ещё в своей поэме «Мцыри». Только герой представлен уже иначе: это не молодой бунтарь, но зрелый мыслитель.
Образ лирического героя
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтов создаёт образ романтического героя. Он предстаёт читателю созерцающим гармоничную, величественную природу. Окружающий мир героя безмятежен, но каков его внутренний? Рассказчик не находит покоя в своей душе.
Нет, он не страдает от несбывшихся желаний или невозможности любви. Это всё было свойственно юношеским переживаниям и раннему романтизму. Персонаж Лермонтова же ищет не приключений или новых миров, а «свободы и покоя».
Это уже взрослая, полностью сформированная личность, за плечами которой большой жизненный опыт, немало разочарований, но ему теперь хватает мудрости не сожалеть о прошлом.
Стихотворение говорит о новом этапе в его жизни: он по-новому смотрит на вещи, не стремится к звёздам, но восторгается их величием, желает постичь их тайну. Он мечтает о сне, который снял бы с его когда-то бунтарской души накопившееся за долгие годы напряжение.
Темы
- Странничество. Образ дороги, возникающий с первых строк стихотворения, можно трактовать как аллегорию жизненного пути. Куда он приведёт странника? Неизвестность мучает каждого, но самое главное – иметь цель в жизни. Странничество свойственно для романтического героя. Здесь персонаж ищет забвения, приюта для своей одинокой уставшей души.
- Одиночество. Герой-странник не может быть счастливым семьянином или «душой компании» — он может быть только одиноким. Но он ощущает потребность в любви. Верит ли он в неё? Надеется ли ещё встретить? Да, но теперь это чувство ассоциируется не со страстью и волнениями, а с лаской и покоем.
- Природа. К объектам, связанным с природой, поэт употребляет эпитеты «торжественно», «чудно». Он осознаёт её достоинство и величие, желает учиться у природы, чтобы такой же внутренний баланс был и в его душе.
Идея
Лермонтова вдохновила популярная мысль эпохи романтизма – близость человека и природы. Порой случаются бури, ураганы, так и человек бывает обеспокоен, испуган. Но часто в вечерний час наступает нерушимая тишина, безоблачность, когда открывается человеческому взгляду целый космос. Вечер: конец дня – конец жизни.
Дерево в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» — дуб – жизнь, её развитие и продолжение. Такое сочетание символики даёт читателю понять, что герой осознаёт конечность своего пути, ощущает неизбежность, возможно, скорой смерти, но отчаянно не хочет такого исхода: персонаж мечтает о покое иного рода, но судьба неминуема.
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stiha-vyhozhu-odin-ya-na-dorogu-lermontov/
Анализ стихотворения Выхожу один я на дорогу Лермонтова
Это стихотворение, написанное в форме монолога, раскрывает чувства поэта, переполняющие его, во время прогулки.
Описывая окружающую природу, автор говорит о покоряющей ее красоте и совершенстве. Она пробуждает в нем образ чего-то незыблемого, не терпящего суеты.
Но сам он, находящийся среди всего этого великолепия, чувствует себя здесь лишним и мысли его окрашены грустью и печалью.
Автору хочется понять, почему вместо гармоничного умиротворения и спокойствия, у него на душе тоскливо и тяжело.
Поэт начинает искать причину в себе, задает вопросы и сам же честно на них отвечает. Это рассказ глубоко чувствующего, одинокого человека, который уже ничего не ждет от жизни, и хочет, как эта величественная природа, стать свободным и наблюдать за всем со стороны.
Лермонтов верил в предопределенность судьбы, и, как многие пишут, бессознательно искал смерти. Может это и так. Но в результате всего происходившего с ним, он написал и одарил потомков замечательными образцами поэтической лирики, до сих пор трогающей читателей своей проникновенностью.
Написанное незадолго до гибели, стихотворение точно передает тогдашнее душевное состояние поэта. К тридцати шести годам он понял всю тщетность предпринимаемых им усилий.
Ему казалось, что время великих побед прошло, он родился слишком поздно и не нужен своему времени. Так случилось, что это произведение стало как – бы его завещанием, написанным в стихах.
Михаил Юрьевич похоронен у себя на родине в селе Тарханы, и как он и писал в последних строках, рядом с его могилой стоит огромный, старый дуб.
Лермонтов – Выхожу один я на дорогу анализ стихотворения
Это стихотворение можно отнести к зрелому творчеству М.Ю. Лермонтова, оно было написано за несколько месяцев до дуэли. Его современники вспоминали, что он словно предчувствовал смерть, находился в подавленном и задумчивом состоянии.
Однако именно в этом произведении не звучит уныние или отчаянье, оно проникнуто светлой грустью и размышлениями.
Стихотворение начинается с того, что поэт оказывается один на один с мирозданьем: перед ним простирается «кремнистый путь», над ним ночной тихий небосвод, усыпанный звездами. Мир словно замер, и лирический герой заворожен открывшейся перед ним картиной. Эпитеты очень выразительны: “кремнистый путь”, “сияньи голубом”.
Ночной пейзаж, описанный в стихотворении, проникнут спокойствием и умиротворением. Тем острее читатель воспринимает душевное состояние поэта, которого мучают вопросы о своей жизни, прошлом и будущем. Лермонтов ведет разговор с собой или с самим Богом, незримо присутствующим в «пустыне», через которую лежит его путь.
Контраст — один из любимых приемов поэта, который помогает ему ярче показать проблему своего творения.
Он очень одинок, и окружающие его пейзаж только подчеркивает это. Выводы, к которым поэт приходит, задавая себе вопросы, не радуют его. Поскольку он считает, что вряд ли сможет стать счастливым и поэтому не ждет «от жизни ничего». Эмоциональность достигается за счет того, что стихотворение написано от первого лица, и кроме того содержит обилие риторических вопросов, восклицаний.
У него осталось одно желание:
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но это не тот покой и сон, дарящие забвенье, которые несет с собой смерть.
«Я б желал навеки так заснуть», – с этих строк начинается тема памяти. Для Лермонтова важно, чтобы о нем помнили его потомки, которые смогли бы оценить его творчество. Именно поэтому в стихотворении появляется образ зеленого дуба, как символ памятника поэту и его творчеству.
Для меня это одно из лучших философских произведений Лермонтова, когда в небольшом объеме скрыт очень большой смысл и заданы серьезные вопросы, которые задает себе практически каждый человек. Ритмический рисунок стихотворения создан с помощью пятистопного хорея с пиррихием, а также с чередованием женской и мужской рифм.
Анализ стиха Лермонтова Выхожу один я на дорогу
Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем, что он постоянно пытался переосмыслить все, чем жил и чему радовался и что ненавидел.
Его состояние последних лет было таково – он не хотел спорить со своей судьбой. В какой-то мере, как думают критики нашего времени, он предчувствовал свою смерть. Может, поэтому он не хотел думать о том, что судьбу возможно изменить. Он был настроен весьма пессимистически.
<\p>
Буквально з несколько месяцев до самой дуэли, которая явилась роковым предвестником смерти Лермонтова, сам поэт написал стихотворение под названием «Выхожу один я на дорогу…». Это произведение, в отличии от многих других, написанных в то время, оказалось не таким пессимистичным. Оно показывает насколько все же автор произведение – одинок.
Его душа просто взывает к кому-то, кто смог бы понять его, сделать счастливее, и не таким одиноким. Но существует ли такой человек, будь то женщина или мужчина? Лермонтов таких почти не встречал на протяжении всей своей жизни. В стихотворении поэт описывает все красоты природы, и не просто природы – а ночной природы.
Ведь ночь – она полна затаенной грусти и красоты. Не каждый сможет увидеть в ночи – что-нибудь красивое и таинственное. Но, если сможет – он просто увидел счастье своими глазами.
В произведении Лермонтова описывается не только красивая природа, но еще и скрыт свой определенный смысл. Писатель имел в виду ,что даже яркие звезды, которые кажутся такими гордыми и неприступными, и то – общаются и дружат между собой в небе. А писатель – человек, который наделен всеми способностями и талантами – не может найти что-то, что станет его смыслом жизни.
Людям дано больше, чем другим существам, но иногда именно люди терпят больше боли и одиночества, как будто в компенсацию за свои способности и возможности. Лермонтов хорошо подчеркивает, что его способность – радоваться жизни просто так – без причины, просто уже почти не существует. Ведь многие обстоятельства способствовали этому.
Индивидуальность – вот чем особенно веет в произведениях Лермонтова.
Все стихотворение поэта как бы построено на контрасте – контрасте природы и самого его. Ведь как они разны – небо, природа и ночь – и человек, который находясь среди миллионов людей, все же одинок.
Лермонтов – на самом деле человек, который не так уж и пессимистичен, но именно такое состояние в последние дни его жизни свидетельствуют о том, что он все же предчувствовал свое скорое завершение жизни.
Анализ стихотворения Выхожу я на дорогу по плану
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/vyhozhu-ya-na-dorogu
Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» | Инфошкола
15 Октябрь 2014 админ Главная страница » Link Просмотров: 27919
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» было написано летом 1841 года, за несколько дней до дуэли и гибели поэта.
Жанр — лирический монолог. Композиционно оно делится на две части. Начинается стихотворение с прекрасного описания природы — ночного пейзажа. Изображённый здесь мир полон гармонии.
Пейзаж простой и в то же время величественный:
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит …
Во второй части дается описание чувств лирического героя. Две эти части противопоставлены, потому что в человеке гармонии нет — он полон беспокойства, муки и даже отчаяния:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Но финал соответствует началу — там снова возникает гармоничная, умиротворенная картина и говорится о желании лирического героя навсегда слиться с природой. Во многих стихотворениях М. Ю.
Лермонтова звучат мотивы грусти и одиночества: «Утес е , «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать … ». Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу … » .
Да и всё стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова мотивов и символов.
В первой строфе — это мотив одиночества, странничества. Дорога здесь — это жизненный путь героя, который каждому предопределён свыше, и на этой дороге каждый человек одинок.
Дорога лирического героя трудна — «кремнистый путь».
Заметен также тревожный мотив неизвестности, неопределённости — герой видит свой путь «сквозь туман » , Далее поэт обращается к небесам, «голубому сиянию», а затем к другому космосу — к своей душе.
В последних строчках звучит мотив прошлого и будущего. В будущем лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», обрести которые можно, забывшись и заснув. Так в стихотворение вводится тема смерти. Но эта тема не получает развития, оказывается, что сон — это не смерть, а светлая и прекрасная мечта.
И всё в этом сне говорит о жизни, а не о смерти — сладкий голос, поющий о любви, тихое дыханье героя, его чуткий слух. К тому же появляется образ зеленеющего и могучего дуба — символа крепости жизни и её вечности. Красота и благодать природы в первой части подчеркнуты выразительными средствами языка.
Лермонтов использует метафоры (звезда с звездою говорит); олицетворения (пустыня я внемлет. Вагу; спит земля).
Мотив душевного разлада и одиночества героя задан цепочкой риторических вопросов: «Что же мне так больно и так трудно? / Жду ль чего? жалею ли о чем?»; инверсией: «Уж не жду от жизни ничего я»; восклицательными предложениями и анафорой: «Я ищу свободы и покоя! / Я б хотел забыться и заснуть! »; «Чтоб в груди дремали жизни силы, / Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь».
Автор использует ассонансы (но не тем холодным сном могилы) и аллитерации (слух лелея, / Про любовь мне сладкий голос пел; Уж не жду от жизни ничего я, / и не жаль мне прошлого ничуть). Повторение шипящих звуков придаёт повествованию задушевность, имитирует тихую речь, шёпот в ночи.
Мелодичность и ритм стихотворения определяются и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины: «Ночь тиха. / / Пустыня внемлет Богу». По своему характеру стихотворение философское, но оно не звучит отвлечённо.
Оно необыкновенно лирично — всё, о чём говорит поэт, становится близко читателю. Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифм. Рифмовка — перекрестная. Всё это придаёт плавность и музыкальность стиху.
Стихотворение Лермонтова привлекло внимание десятков композиторов, но самым известным стал романс, написанный в XIX веке Е. С. Шашиной.
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-vyxozhu-odin-ya-na-dorogu/
Анализ стихотворения Лермонтова Выхожу я на дорогу
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» по праву можно считать знаковым в судьбе и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Оно было написано незадолго до смертоносной дуэли поэта, во время его последней поездки на Кавказ. Это невероятно глубокое, но вместе с тем и лаконичное, а также крайне музыкальное произведение Белинский назвал одной из лучших работ поэта.
Сам автор не причислил стихотворение к определенному жанру, однако в нем просматриваются черты элегии – это выражается и в печальном, философском характере произведения, и в некой напевности. Размер стихотворения можно определить, как пятистопный хорей.
Стихотворение состоит из пяти строф, пронумерованных автором. По смысловой нагрузке можно условно поделить композицию произведения на три части.
В первой Лермонтов описывает природу, он любуется её божественной красотой, использует приёмы олицетворения: «Спит земля…», «Звезда с звездою говорит». В этих строках читается восхищение величием и нерушимой гармонией природы.
С первых слов читателю представляется атмосфера этого места – «Сквозь туман кремнистый путь блестит». Образ ночной дороги, по которой герой движется в одиночестве, отсылает читателя к аллегории на человека и смысл его жизненного пути.
И, действительно, от описания ночи Лермонтов плавно переходит к риторическим вопросам, которые сам себе задает лирический герой.
И это будет вторая часть композиции, на которую приходится и кульминация всего произведения – «Уж не жду от жизни ничего я». Восклицания и решительный настрой этих строк усиливают кульминационную часть стихотворения, концентрируют напряжение.
Однако уже в следующей части композиции это напряжение спадает. Жёсткость и решительность сменяется мягкостью и мечтами о нежных чувствах. Лирический герой находит ответы на свои вопросы – он ни о чём не жалеет, но и ничего не ждёт.
Он ощущает боль от своего одиночества и усталость от вечных бурь, и теперь всё, что ему нужно – это свобода и покой.
Заключительная строфа стихотворения имеет явную отсылку к произведению Генриха Гейне, одного из любимейших поэтов Лермонтова. В своем стихотворении «Смерть – прохладной ночи тень» Г. Гейне сравнивает смерть с ночью.
Образ дуба так же перекликается в произведениях авторов.
Одно из самых долговечных и мощных деревьев символизирует то, что оставит после себя лирический герой – плоды его жизни, которые в отличие от него самого будут вечны.
Всё стихотворение проникнуто печальным настроением – лирический герой будто приходит к пониманию, что его путь подходит к концу, но принимает это по-философски, без юношеских ожиданий, мечтаний и надежд, вполне зрело. Многие критики позже связывали это стихотворение и уход из жизни поэта, называли эту работу предчувствием Михаила Юрьевича своей скорой гибели.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», написанное в 1841 году, так и не увидело свет при жизни поэта. Произведение было опубликовано лишь в 1843 году.
Анализ стихотворения Выхожу я на дорогу Лермонтова
Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова была направлена на понятие человеческой личности, ее страданий и переживаний. Поэт всеми способами старался описать человека, живущего в то время, доступно и четко проясняя его страдания и беды. В лирике писателя просматривались глубокие внутренние переживания главных героев.
Лермонтов хотел показать богатство внутреннего мира человека как личности. Стихотворение “Выхожу один я на дорогу” написанное писателем перед смертью, олицетворяется бескрайней выразительностью и чувством чего-то прекрасного. Поэт предвидел скорую свою кончину, но он не мог отказаться от любви к жизни.
Данный стих стал, словно завещанием самого поэта.
“Выхожу один я на дорогу” можно считать лучшим произведением писателя. Пред нами предстает одинокий странник, который идет по дороге в ночи. Он так и не понял, зачем же он идет.
Пережитые мгновения героя прошли, в душе осталась только грусть, но он не чувствует отчаяния, он хочет только их запомнить. Путь героя сопровождает лишь одиночество. Ночной пейзаж, окружающий странника, такой простой и величавый, что кажется, будто бы весь мир переполнен чувством гармонии.
Но в душе у героя нет такого чувства, он беспокоен и отчаян. Автор считает, что главный герой не обретет гармонию с природой, пока не познает чувство гармонии в душе. Прекрасное описание ночной природы, ее красок и покоя, не может оставить равнодушным никого.
Своего рода это гимн всему прекрасному, замечательной природе, в которой нет месту противоречиям. Иногда чтобы это понять нужно пройти долгий жизненный путь осознания.
Человек не может обрести желанную свободу и умиротворение, от этого он так несчастен. Герой хочет полностью забыться и обрести в душе покой. Но он не перестает любить свою жизнь, со всеми ее трудностями, нужно лишь только переосмыслить жизненные ценности.
Для героя наступают тяжелые времена смятения и колебаний, но все со временем меняется. Снова наступает гармония, странник словно ощущает ее на себе. Он уже готов отпустить боль, расстаться с чувством тяжести на душе.
Герой гордо принимает желание полностью познать природное величие, найдя в этом свое долгожданное умиротворение.
Кратко по плану
- Анализ стихотворения Некрасова Сон
Стихотворение Николая Некрасова « Сон » было написано 12 ноября 1877 года. После прочтения стихотворения у меня остались хорошие впечатление о нем, само произведение не имеет в своей структуре поэтического звучания и рифмы, - Анализ стихотворения Пушкина Птичка
Будучи на чужбине в ссылке Пушкин пишет очень интересное и чувственное произведение “Птичка”. На тот момент писатель работает в канцелярии одного генерала в Кишиневе. Эта работа, конечно же, ему не по душе, Пушкин словно заточен здесь, - Анализ стихотворения Брюсова Сумерки
Стихотворение « Сумерки », написано русским поэтом Брюсовым Валерием, в 1907 году. Произведение представляет собой описание вечернего города, каким видит его сам писатель, и на основе увиденного он оживил свои мысленные образы - Цветаева
Цветаева Марина Ивановна-поэт, прозаик, переводчик. Появилась на свет двадцать шестого сентября 1892 года в городе Москва. Она жила и творила во время “Серебряного века” русской литературы, а точнее в 19-20 веках. На тот момент Цветаева - Анализ стихотворения Анненского Петербург
В искусстве давно сложились два восприятия о Санкт-Петербурге. 1 легенда гласит, что этот населенный пункт благословенный, а Петр 1 настоящий творец, 1 который смог покорить природу. Во 2 легенде говорится,
Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/vyixozhu-ya-na-dorogu
«Выхожу один я на дорогу…» М. Лермонтов
«Выхожу один я на дорогу…» Михаил Лермонтов
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и подведением итогов.
По воспоминаниям очевидцев, поэт предчувствовал свою гибель, поэтому пребывал в некоем отстраненном состоянии, считая, что бессмысленно спорить с судьбой.
Более того, он пытался ее упредить и фактически искал свою смерть, считая, что достойным завершением жизни является гибель на поле брани.
За несколько месяцев до роковой дуэли, которая произошла весной 1841 года, Лермонтов написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу», которое, вопреки многим другим произведениям этого периода, наполнено не отчаянием, а светлой грустью и сожалением о том, что какие-то очень важные и знаковые события не оставили в душе поэта следа. Как и в юношестве, Лермонтов по-прежнему испытывает острое чувство одиночества, поэт изображает себя в этом произведении странником, который бредет по ночной дороге, не отдавая себе отчета в том, куда и зачем он держит путь.
Окружающая природа, к которой поэт постоянно обращается в своем творчестве. Лишь подчеркивает его одиночество.
Ведь в полночном небе даже «звезда с звездою говорит», в то время как автор лишен возможности поделиться своими мыслями с теми, кто смог бы оказаться если и не хорошим собеседником, то хотя бы благодарным слушателем.
Эту миссию Лермонтов решил возложить на потомков, хотя и не был уверен в том, что спустя годы его стихи будут востребованы.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» построено на контрасте. Автор осознанно противопоставляет красоту ночной природы, от которой веет умиротворением, и собственное душевное состояние, пытаясь найти ответ на вопрос, почему же ему так больно и грустно.
Его выводы неутешительны, так как поэт признается, что утратил способность радоваться и ощущать себя по-настоящему счастливым человеком. «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть», — подводит итоги поэт.
И при этом отмечает, что его самая заветная мечта – свобода и покой.
У Лермонтова подобное душевное состояние с учетом его беспокойной и деятельной натуры ассоциируется лишь со смертью. Но даже такой исход событий его не удовлетворяет, так как физическое прекращение существования является для поэта равносильным полному забвению.
Безусловно, Лермонтов жаждет славы, хотя и не питает иллюзий по поводу своего творчества. Его заветная мечта – повторить подвиг участников Бородинского сражения и войти в историю великим полководцем, который смог защитить свою родину от врагов.
Но этим мечтам не суждено сбыться, так как поэту довелось родиться в другую эпоху, когда честь и доблесть уже перестали быть в фаворе.
Поэтому автор хочет уснуть дивным и глубоким сном, который позволит ему преодолеть время, но при этом остаться сторонним наблюдателем, чтобы знать, какой станет Россия через годы.
«Я б желал навеки так заснуть», — отмечает поэт, подразумевая пограничное состояние между жизнью и смертью. При этом в его словах отчетливо звучит желание оставить о себе память на века, поэт хочет, чтобы над ним «вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел». В какой-то степени это произведение можно считать пророческим, так как желание Лермонтова все же осуществилось.
Погибнув на бессмысленной и глупой дуэли, он не только остался в памяти людей как блистательный русский поэт, но и вдохновил своим творчеством на подвиги во имя справедливости последующие поколения. И, тем самым, выполнил свою миссию, которая была предначертана ему судьбой, и суть которой он так и не смог понять при жизни, несмотря на то, что никогда не считал поэзию обычным увлечением.
Источник: https://pishi-stihi.ru/vyhozhu-odin-ya-na-dorogu-lermontov.html
«Выхожу один я на дорогу» Лермонтова – анализ стихотворения, особенности и отзывы :
Поэт Михаил Лермонтов вошел в истории русской литературы как автор многочисленных лирических стихотворений, романтических поэм и даже прозаических текстов. Предлагаем познакомиться с анализом «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, одним из наиболее популярных стихотворений поэта.
План анализа
Чтобы проанализировать поэтический текст со всех сторон, следует придерживаться следующего плана:
- Название произведения и автор.
- История создания, интересные факты о стихотворении.
- Ключевые темы поэтического текста.
- Идея и основная мысль. Раскрывая этот пункт плана, следует указать, что именно автор хотел донести до своих читателей, иначе, с какой целью создан текст.
- Основные художественные приемы, используемые поэтом: тропы, особенности построения предложений, риторические вопросы.
- Композиция. Следует ответить на вопросы, какие структурные части имеются в поэтическом тексте, как автору удается добиться целостности и единства. Подчинено ли композиционное построение стихотворения выражению авторской мысли.
- Образ лирического героя.
- В качестве итога следует указать, принадлежит ли текст определенному направлению в литературе и почему, какой его жанр, какие черты указывают на принадлежность определенному жанру.
Именно этот план поможет провести глубокий анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова и любого другого поэтического текста. При необходимости пункты можно менять местами.
Основные сведения
Анализ «Выхожу 1 я на дорогу» Лермонтова начнем с краткого описания истории создания. Поэтический текст был написан в 1841 году, незадолго до смерти автора и представляет собой итог его исканий и размышлений.
Первая публикация в журнале «Отечественные записки» двумя годами позже. Известен факт – Одоевский преподнес в дар Лермонтову записную книжку, чтобы он полностью заполнил ее стихами.
После смерти поэта данный блокнот был обнаружен, среди прочих в нем содержалось рассматриваемое стихотворение.
Тематика
Продолжить анализ текста М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» следует определением темы, то есть того, о чем говорится в нем.
На первый взгляд, все просто – лирический герой наслаждается великолепием ночной природы, небом и звездами, и это наводит его на невеселые размышления.
Он сам задает себе вопросы и не может найти ответа на них, ему хорошо наедине с миром природы и совсем не хочется возвращаться в общество людей. Герой разочарован и не ждет «от жизни ничего».
Идея и основная мысль
При анализе «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова обязательно необходимо рассмотреть, какие идеи затрагивал поэт.
Прежде всего, это одиночество, в целом присущее лирике автора, вот почему в тексте появляется образ пустыни. Именно в данном произведении мотив грусти звучит особенно сильно.
Лирический герой устал от вечной борьбы, жаждет «свободы и покоя», он чувствует свою близость к природе.
Звучит в стихотворении и тема судьбы. Так, лирический герой уверен, что его жизненный путь уже предопределен. Можно отметить и отголоски темы неизвестности, именно поэтому дорога, на которую вышел герой, покрыта туманом – персонаж не знает, что ожидает его впереди.
В столь небольшом произведении поэт сумел раскрыть важнейшие темы, которые волновали его всю жизнь. Это ли не образец подлинного мастерства.
Поэтика текста
Следующий шаг при анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» – определение тех приемов, которые помогают писателю выразить свои идеи:
- Яркие образные эпитеты: «кремнистый путь», «темный дуб», «холодный сон могилы».
- Олицетворения и метафоры: «пустыня внемлет богу», «звезда говорит», «спит земля».
- Риторические вопросы. Герой на фоне потрясающего великолепия природы задается вопросами, ответы на которые дать он не в состоянии.
- Анафора: одинаковое начало строк словами «я», «чтоб» – это усиливает содержание.
- Обилие восклицательных предложений говорит о душевном надрыве лирического персонажа, который с болью говорит о своем состоянии.
Поэт обращается к символу дороги, которая в тексте – не только непосредственно тропа, но и жизненный путь лирического персонажа, по которой он бредет.
Музыкальность и плавность текста достигается использованием перекрестной рифмы: АВАВ. Размер стиха – пятистопный хорей, женские и мужские рифмы чередуются.
Особенности композиции
Композиция стихотворения достаточно стройная и подчинена единой логике:
Начало текста – возвышенная лексика, используя которую, автор описывает открывшееся взору лирического героя великолепие ночи. Интонации в этой части также торжественные.
Мотив обреченности и одиночества возрастает за счет риторических вопросов, которые звучат во второй части второй строфы. Состояние лирического героя – угнетенное, подавленное – противопоставляется окружающей его природе, в которой царит гармония. Именно поэтому для описания персонажа выбраны по большей части вопросительные предложения, а говоря о природе, поэт использует повествование.
Следующая часть «Выхожу один я на дорогу» М. Лермонтова – попытка лирического героя разобраться в собственном внутреннем мире, он сам дает ответ на свои вопросы и формулирует жизненную позицию. Он хочет избавиться от внутреннего конфликта и насладиться свободой и покоем. При этом мотива смерти в тексте нет, герой жаждет жизни, но совершенно иной.
Наконец, последние строфы произведения – формулировка идеальной, с точки зрения поэта, жизни – в единении с природой и подальше от мирской суеты.
Отзывы читателей всех поколений говорят о том, что текст навевает грусть и его сложно назвать жизнеутверждающим. Скорее, это откровенная исповедь уставшего разочарованного человека, который не готов к дальнейшей борьбе.
При описании стихотворения «Выхожу один я на дорогу» следует указать, что оно представляет собой лирический монолог с оттенками медитативной лирики.
Образ лирического героя
Важно отметить, что герой стихотворения близок поэту, Лермонтов отождествляет себя с ним. Как и автор, персонаж текста одинок, разочарован, устал и жаждет покоя, единения с природой.
Умереть герой не желает, он еще полон жизни, но сил у него не остается, он подавлен, не доволен своим существованием, но искренне любит окружающий мир и восхищается живительной силой природы.
Он не жалеет о прошлом и вроде бы не ждет ничего от грядущего, но если внимательно вчитаться в строки, то можно заметить – лирический герой все же верит в возможность собственного счастья.
Именно поэтому неверно было бы считать «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, анализу которого посвящен материал, прощанием поэта. Нет, он не задумывался о смерти и хотел жить, но иначе. Вот почему в тексте и возникает образ дуба, который символизирует собой возрождение к жизни.
Выводы
Завершая анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, отметим, что данный текст содержит несколько тематик, важных для поэта. Прежде всего, это одиночество творца в мире.
Далее – тема внутреннего конфликта лирического героя, гнетущая его тоска и боль противопоставлены красоте окружающего мира.
Отчаянный монолог происходит на фоне великолепия ночи, которая, хотя и поражает героя своей гармонией, не в силах подарить ему утешения. И все же именно в близости с природой он видит свое спасение.
Увы, этому сбыться было не суждено, в год написания стихотворения поэт погиб на дуэли. Современники вспоминают, что сам Лермонтов постоянно задирал и высмеивал Мартынова, своего будущего убийцу, не оставляя тому ничего иного, кроме как вызвать на поединок.
И тот факт, что поэт стрелял первым, но выстрелил в воздух, заставляет задуматься, что его поступок был своеобразным способом самоубийства.
Правда нам не откроется никогда, но Лермонтов навеки останется в наших сердцах как великий лирик, который сумел в своих текстах выразить самые сокровенные мысли.
Источник: https://www.syl.ru/article/356633/vyihoju-odin-ya-na-dorogu-lermontova—analiz-stihotvoreniya-osobennosti-i-otzyivyi
«Выхожу один я на дорогу»: анализ стихотворения Лермонтова
В данной статье приведен анализ стихотворения Лермонтова.
Лирические произведения М. Ю. Лермонтова стали поэтической автобиографией его жизни. В стихах автора изложены его душевные переживания, надежды и разочарования. Глубокий след оставили произведения о смысле жизни, о ценностях любви и дружбы, о назначении поэтической литературы.
«Выхожу один я на дорогу»: анализ и содержание стихотворения
Несчастливая жизнь Лермонтова наполнила множество его стихотворений трагизмом и одиночеством. В лирических произведениях просматривается сложное психологическое состояние поэта. Анализируя свои внутренние переживания, Лермонтов в полной мере раскрыл внутренний мир человека, тем самым сыграв важное значение в истории русской литературы.
В своем позднем творчестве Лермонтов пересматривает свои жизненные ценности. На основании проделанной авторской работы подытоживает результаты и делает соответствующие выводы.
В записках его коллег упоминается отстраненное состояние поэта накануне смерти. Он как будто предчувствовал дальнейшие события и пытался ускорить свою трагическую гибель.
По мнению автора, умереть в достойной схватке, это самый благоприятный исход для его жизни.
В преддверии роковой дуэли, Лермонтовым написано одно из самых известных его произведений «Выхожу один я на дорогу». Лирическое произведение пропитано проникновенным смыслом.
Привычное для поэта отчаяние сменяется светлыми сожалениями о несостоявшихся событиях его жизни. Автор в очередной раз подчеркивает свое одиночество, изображая себя печальным потерянным странником.
Он плывет по течению жизни не ставя перед собой цели.
Один на дороге
Кроме смыслового содержания, настроение данного произведения передают множество литературных элементов.
- Автор специально поочередно рифмует женский и мужской слог, что придает повествованию плавный размеренный темп. Выразительность слов подчеркивают множественные метафоры и эпитеты.
- Изобилие шипящих звуков создает особую атмосферу при прочтении. Помогает настроиться на интимную душевную беседу.
- Произведение представлено читателю спустя несколько лет после смерти Лермонтова. Критики обозначили это стихотворение, как одно из самых удачных. Поэтические строки написаны в жанре лирического монолога. Герой задает вопросы своему сердцу и пытается сам же на них ответить.
- По содержанию стихотворение можно разделить на две части. В начале стиха акцентируется внимание на сказочно красивой ночи.
- Во второй части ночное спокойствие сменяется душевными терзаниями. Лермонтов оживляет природу, тем самым показывая, что все вокруг находится в гармонии. Он одинок в своих душевных переживаниях и не находит поддержки ни в природе, ни в обществе.
2 части
- Лермонтов подчеркивает эмоциональность своих высказываний восклицательным знаком, таким образом еще больше подчеркивает их отчаянность: «Я б хотел забыться и заснуть!», «Я ищу свободы и покоя!».
- Звезды и небеса подчеркивает высоту стремления автора, дорога указывает на временное пространство, обращение к Богу характеризует глубину его высказываний. Переменчивое настроение стихотворения делает его содержание более глубоким.
- С каждым новым прочтением приходит новое понимание слов автора. Последовательность и рациональность изложения подчеркивает мастерство Лермонтова.
Автор повествует о том, что благодарен судьбе за трудности прожитой жизни, за приобретенный опыт. Он не сожалеет о прошлом, но ему не хватает мудрости, чтобы избежать необдуманной кончины. Размышления Лермонтова придают произведению мировоззренческий смысл.
Стихотворение
В качестве литературного приема, автор дополняет строки произведения описанием окружающего мира. Элементы природы подчеркивают настроение и мысли лирического героя.
Гармония в природе противопоставлена его душевным терзаниям. Даже ночная тишина не дарит ему спокойствие. Даже звезды на небе не так одиноки, как наш литературный герой. Ему не с кем поделиться своими мыслями.
Рядом с ним нет ни собеседника, ни слушателя.
В романтизме часто использовали взаимосвязь между природой и людьми. Человеческий страх и переживания подкрепляли природными стихиями. Тихая и безоблачная погода открывала перед героями новые возможности.
Автор пытается разобраться в чем причина его боли и грусти. Почему ничего вокруг не радует и не приносит ощущение счастья. Ответы на эти вопросы заключены в самом герое. Он ничего не ждет от жизни, соответственно ничего и не получает. Не жалеет о прошлом и не планирует будущего. Человек погружен в апатичное состояние. Он пытается обрести душевное спокойствие.
Лирический герой мечтает погрузиться в вечный сон. Он больше не видит смысла своего физического существования, но хочет оставить значимый след после своего творчества. Ему важно знать, что о нем будут помнить. Последние строки стихотворения изложены в виде прощального завещания:
- Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
- Про любовь мне сладкий голос пел,
- Надо мной чтоб вечно зеленея
- Темный дуб склонялся и шумел.
Лермонтов притянул к себе желаемые обстоятельства. Он стал участником неоправданной дуэли, что привело к его гибели. Несмотря на одинокий образ жизни, поэт остался в сердцах миллионов людей. Его вечная борьба за справедливость стала примером для подрастающего поколения. Возможно, если бы Лермонтов придавал большую значимость своей жизни, то обрел бы смысл своего существования.
Душевное одиночество сопровождало Лермонтова с малых лет. Мать поэта умерла, когда ему было около трех лет. Он не получил тепло и заботу, в которых нуждается каждый ребенок. Душевная боль стала вечным спутником его жизни.
Рядом с ним по жизни нет понимающего и любящего человека. Автор задается вопросом, почему ему так трудно существовать в этом мире. Потому, что ему не с кем было разделить свои чувства, не на кого опереться. Его ранимая творческая душа нуждалась во взаимопонимании.
Его трудная судьба отображена в произведении, как «кремнистый путь».
Был душевно одинок
Жизнь лирического героя подытожена в словах, где он ничего не ждет от жизни и не жалеет прошлого ничуть. Такое высказывание говорит о том, что ожидания героя от жизни не воплотились в реальность, поэтому будущее также рисуется перед ним безнадежным.
В начале стихотворения перед читателем предстает образ дороги, которая подразумевает жизненный путь поэта. Герой не знает куда ему идти и что ждет его впереди. Выхожу один я — с первых строк произведения его спутником становится одиночество.
- Он становится странником, идущим в неизвестность. Его потребность в любви и понимании приобретает новую форму. Теперь ему хочется ласки и покоя.
- Он находит близкое душевное состояние в окружающей природе, пытается постигнуть законы природы. Жизнь странника наполнена болью и трудностями, в то время как в природе все «торжественно и чудно».
- Он устал от безнадежных будней и хочет отдохнуть душой, но при этом не желает отказываться от жизни. Герой просит помощи у вселенной постичь ответы на вечные глобальные вопросы и мечтает уснуть под покровительством сил природы.
- Он уверен, что такой сон придаст ему больше счастья и силы, чем реальная жизнь.
Каждый элемент произведения заключает в себе глубокий смысл. Темное время суток и завершение дня подразумевают конец жизни. Дуб в литературе символизирует продолжение и развитие. У героя дуб ассоциируется с живым памятником на могиле.
Сочетание противоположных ассоциаций в стихотворении говорит о том, что наш герой предчувствует неизбежный конец своей жизни. Но он пытается найти свое продолжение в творчестве, обретя таким образом бессмертие.
Картина сказочного сна, описанная Лермонтовым, переносит героя из реальности в мир мечтаний и надежд.
Глубокий смысл каждого элемента
Несмотря на грусть литературного героя, произведение наполнено светлой печалью. Рассуждения пропитаны спокойствием. Он не боится своей смерти, не испытывает ни робости, ни страха. Автор преподносит смерть не как кончину, а как вечный глубокий сон. Подчеркивает, что его мечты не о «холодном сне могилы».
Своеобразное настроение главного героя является способом преодолеть неудовлетворенность собственной жизнью, исправить несовершенный мир. Он пытается обрести счастье путем изменения условий своего существования. Понимая безысходность действительности он предпринимает отчаянные попытки к достижению идеала.
Философские рассуждения в стихотворении перекликаются с душевной теплотой автора. Такое содержание не осталось без внимания композиторов. Слова стихотворения «Выхожу один я на дорогу» неоднократно использовались для музыкальных произведений. Наибольшую популярность получил романс певицы Елизаветы Шашиной.
Видео: Стих Лермонтова
Источник: https://heaclub.ru/vyhozhu-odin-ya-na-dorogu-analiz-stihotvoreniya-lermontova