Тема поэта и поэзии в стихах русских авторов

С4, С5. Тема поэта и поэзии в русской литературе

Тема поэта и поэзии привлекала многих творцов.

Однако не во все времена значимость поэта в мире искусства была одинакова. Например, в Древней Руси она была очень невелика:  человек считался маленьким, смиренным перед Богом (истинным Творцом!) существом, и авторские имена в большинстве случаев не сохранялись.

В эпоху Просвещения поэты начали осознавать себя избранными, Творцами, все значимее для них становилась мысль о бессмертии  собственных творений и своем собственном.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской  классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Обратите внимание

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве; охватить ее в полном объеме невозможно, остановимся лишь на более значимых именах.

Тема поэта и поэзии нашла свое отражение  в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение.

Поэту свыше дана  сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду.

  В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью.

В  стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин по отношению к обывателям допускает такие выражения, как «чернь тупая», «бессмысленный народ» и «червь земли», тем самым еще более возвеличивая  образ поэта-творца. Творец как бы отделяется от народа, он одинок по причине своего избранничества.

Другим поэтом, который тоже обращался к теме поэта и поэзии, был М.Ю.Лермонтов. Его «Пророк» является как будто бы  продолжением пушкинского «Пророка».

Однако если в стихотворении последнего поэт-пророк одинок по причине величия своей мудрости и миссии избранничества, то одиночество лермонтовского пророка объясняется его гордостью и презрением к остальным. Поэт стал не избранным, а изгоем в обществе («Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!»).

У Пушкина пророк «в пустыне мрачной влачился», а, обретя дар, пошел вершить волю Бога, у Лермонтова же пророк бежит обратно «через шумный град» в эту пустыню внутреннего мира – мира обиды и презрения.

Н.А.

Важно

Некрасов в стихотворении «Элегия» (1876) также  рассматривает проблему взаимоотношений поэта и народа, но, если у Пушкина и Лермонтова творец противопоставлялся толпе, то Николай Алексеевич пишет о том, что у поэта одна цель – служение народу («Я лиру посвятил народу своему…»). И пока народ не будет счастлив, поэт будет преследовать эту цель. Некрасов утверждает ценности гражданской поэзии, он пишет о союзе народа и поэта, о теме гражданскго служения искусства («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» («Поэт и Гражданин»)).

Еще одним поэтом, в стихах которого раскрывается тема поэта и поэзии, был А.А.Фет. В своем произведении «Одним толчком согнать ладью живую…» он пишет о поэте как об избраннике, обладающем даром, который отличает его от других людей.

Однако в стихотворении Фета нет противопоставления поэта толпе, как у Пушкина, нет и слов об объединении поэта и народа, как у Некрасова, и поэт совсем не горд и не одинок из-за своей избранности, как у Лермонтова.

Фет пишет лишь о поэзии как о даре, данном свыше, он изображает момент нисхождения этого дара на поэта и описывает то, что чувствует в этот момент сам творец –  неслыханную мощь слова, воздействующего на душу человека:

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чём его и признак и венец.

В произведении Фета поэт наслаждается способностью ощущать жизнь во всей ее полноте благодаря своему дару.

Ворохобко Варвара, 11 класс, 2013

  Тема поэта и поэзии (5,1 Кб, 641 hits)

С4, С5. Тема поэта и поэзии в творчестве А.А.Блока и М.И.Цветаевой (эссе)

«Поэта – далеко заводит речь…»

Осмысляя свое предназначение, поэт размышляет о себе и своей судьбе, о силе и значении слова в контексте не только собственной жизни, но и – как минимум – литературного процесса своего времени или даже культуры в целом.

«Поэта далеко заводит речь…»

Смыслы наполняют сознание, и многие поэты решают для себя, что станет их главенствующей темой, пытаются определить путь своего развития, пресловутую творческую эволюцию.

«Поэта – далеко заводит речь…»

Позиции сходятся – и расходятся, литературная критика развивается вместе с самой литературой, и проблематика взаимоотношений поэта и толпы, поэта и критики обостряется.

***

Совет

ХХ век открыл новое, качественно иное понимание поэзии: некрасовский постулат «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» отвергается, как и многие тенденции XIX века. «Поэт в изгнанье и сомненье на перепутье двух дорог», – пишет Блок. Судьба нового пророка неизвестна – «чего желать, куда идти?».

Риторические вопросы и лексический повтор («в изгнанье и в сомненье») подчеркивают напряженность поиска ответа на вопрос о пути поэта, который следует далее: но – «даль привидится ему».

Какая же? Творить – ради самого слова, становящегося символом и, следовательно, смыслом, творить, соединяя себя с миром горним, миром великого Творца и его законами – вот новая, а на деле старая идея, имеющая долгую традицию в культуре.

Оппозиция «поэт – толпа» представлена в стихотворении Блока «Поэты» (1908), где речь идет о противопоставлении мира художника, поэта ценностям обывательским. На «горестной земле» тоскливо всем, а «вино и страсть» – реалии обоих миров. Однако – «по крайности, есть у поэта и косы, и тучки, и луг золотой, тебе ж недоступно всё это!»

Саркастичное обращение «милый читатель» позволяет нам провести параллель с «читателем газет» Цветаевой. «Глотатели пустот, читатели газет» – еще одно обращение к толпе.

Цветаева посвятила множество стихотворений взаимоотношениям поэта и толпы. В поэме «Крысолов», основанной на немецкой легенде, раскрывается конфликт между поэтом и мещанством.

У нее мы встретим и тему судьбы поэта и его избранности – «поэтовы затменья не предугаданы календарем», . Её отношение к славе заключалось в коротком «За что мне сие?». Однако судьба стихов – важнее, дороже, значимее, и оттого еще в 1913 г.

она пишет: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», обращаясь еще к одной традиционной теме – бессмертия поэтического слова.

Обратите внимание

Цветаева не единожды писала о том, что стихи сбываются – страшными, предвещающими недоброе символами. И все же – «Бог сохраняет всё, особенно слова прощенья и любви, как собственный свой голос».

Вдохновение – «вдох мгновенья душою немой», «не предугаданная календарем» стезя, жажда, «зависимость», как в Нобелевской лекции писал Бродский. Тема вдохновения – таинственного мгновения, иррационально-непостижимого в процессе творчества, привлекала этих поэтов.

Куда в своем «производстве смыслов» заведет речь сегодняшних молодых поэтов, как преломится в понимании поэтов слово – Бог весть…

Поскольку – «Поэта – далеко заводит речь…»

 Пашина Ольга 11 класс, 2013

Share this post for your friends:

Добавить себе

Источник: http://ruslitbalandina.ru/?p=1266

Тема поэта и поэзии в русской литературе. Тема «назначение поэта и поэзии» – одна из ведущих в мировой литературе. Сегодня мы обратимся к переводам оды. – презентация

1 Тема поэта и поэзии в русской литературе <\p>

2 Тема «назначение поэта и поэзии» – одна из ведущих в мировой литературе. Сегодня мы обратимся к переводам оды Горация – древнеримского поэта – «К Мельпомене», известного как «Памятник». В русской литературе известно 9 переводов 30–й оды Горация. В зависимости от того, какую цель преследовали поэты, тексты можно разделить на две группы: переводы и подражания. Переводы, в свою очередь, также делятся на две группы: выполненные с академической целью и выполненные с художественной целью. Академическим переводом называют передачу на другом языке содержания оригинала с максимальным содержанием его формы. Художественным переводом называют передачу на другом языке содержания оригинала в форме, наиболее соответствующей эстетическим представлениям переводчика. Подражаниями же называют текст, сохраняющий поэтическую идею оригинала, но передающий личное мировоззрение создателя подражания. Прочно бытует мнение, что переводчик прозы является рабом переводимого автора, а переводчик стихов – его соперником. Действительно, стихотворные переводы порой превосходят оригиналы по своей художественной значимости и мастерству. <\p>

3 Ода стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то великий человек или событие. <\p>

4 Гораций – выдающийся поэт времён Августа (65– 8 гг. до н.э.) родился в Венузии на юге Италии. Лучшие стихи Горация посвящены прославлению поэзии, дарующей поэту бессмертие и любовь Богов. Заключительное стихотворение 2–й книги од говорит о бесконечности бытия поэзии в пространстве («Лебедь»); заключительное стихотворение 3–ей книги и всего 1–ого сборника од – о бесконечности поэзии во времени («Памятник»). Девиз Горация: Стиль оборачивай чаще Не желай удивленья толпы, а пиши для немногих. <\p>

5 Quintus Horatius Flaccus Ad Melpomenen Exegi monument(um) aere perennius Regalique situ pyramid(um) altius Quod non imber edax, non Aquil(o) impotens Possit diruer(e) aut innumerabilis Annorum series et fuga temporum. Non omnis moriar, multaque pars mei Vitabit Libitin(am): usqu(e) ego posreta Creascam laude recens, dum Capitolium Scandet cum tacita virgane pontifex. Dicar, qua violens obstrepit Aufidus Et qua pauper aquae Daunus agrestium Regnavit populor(um), ex humili potens Princeps Aeoleum carmen ad Italos Deduxisse modos. Sume superbiam Quasitam meritis et mihi Delphica Lauro cinge volens, Melpomene, comam. Я создал памятник долговечнее меди, Выше царского здания пирамид, Который ни едкий ливень, ни бессильный северный ветер, Не сможет разрушить или неисчислимый Ряд годов и быстрый бег времени. Весь я не умру, большая часть меня Избежит Либитины: беспрерывно в будущем Будет увеличиваться неувядаемая слава, пока на Капитолий Будет подниматься понтифик с молчаливой девой. Скажут, что я рожден там, где шумит бурный Ауфид, И где бедный водой Давн сельскими Правил народами, что, будучи из незнатного рода, Первым Эолийскую песню на Италийский Перевести смог. Исполнись гордостью Заслуженно приобретенной и мне Дельфийским Лавром обвей благосклонно, Мельпомена, волосы. (Подстрочный перевод с латыни) <\p>

6 Апулия – родина Горация. Аквилон – бог северного моря; поэтическое наименование сильного северного ветра. Ауфид – главная река в Апулии. Давнус – мифический царь северной Апулии. Эол – бог ветра, повелитель ветров. Алцей – стихотворец. Мельпомена – муза трагедии <\p>

7 Либитина -богиня смерти и похорон; здесь – сама смерть. Капиолий –холм в Риме с расположенными на нем священными храмами Понтифик (верховный жрец)- главный церковный служитель в древнем Риме <\p>

8 Ломоносов Михаил Васильевич – первый русский учёный- естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Крупнейший русский поэт- просветитель 18 в., один из основоположников силлабо- тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. <\p>

Важно

9 В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык. Прочитайте переложение оды Горация К Мельпомене (Памятник), созданное М.В. Ломоносовым. Определите тему и главную мысль стихотворения. Какие средства выразительности придают стихам торжественность и чеканность? ? <\p>

10 Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон смотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь с кончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне без знатный род препятством не был, Чтоб внести в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Главная мысль стихотворения – созданное поэтом делает его бессмертным Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.). <\p>

11 аквилон Авфид стихи эольски Алцейской лирой муза Дельфийским лавром – северо-восточный ветер; – река в Италии на родине Горация; – образцовые, древнегреческие; –лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; – богиня, покровительница наук и искусства; – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом <\p>

12 В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение Памятник – это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. <\p>

13 Прочитайте стихотворение Державина Памятник. Определите его тему и основную мысль. Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы? Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)? ? <\p>

14 Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенная будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Свое творчество он уподобляет чудесному, вечному памятнику. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог истину царям с улыбкой говорить, беседовать о боге, дерзнул рассказать о добродетелях Екатерины II не высоким, а простым слогом. В каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. перекрестная рифма. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. <\p>

15 Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова высокого стиля – чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный. Гипербола и сравнение одновременно – металлов выше он и тверже пирамид. Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений ? <\p>

16 За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, А.С. Пушкин написал стихотворение Памятник (1836 г.). По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к одноименному стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов. <\p>

Совет

17 Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина Памятник. Определите тему и основную мысль. Какова жанровая специфика стихотворения? Назовите средства поэтической выразительности в оде Пушкина. Найдите в стихотворении Пушкина славянизмы. Какую тональность они придают стихотворению? ? <\p>

18 Тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу Жанр – ода, это продиктовано традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной русскому читателю по переводу Ломоносова. Эпиграф Пушкин заимствовал у Горация Я воздвиг памятник… Эпитеты: памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной; Метонимия: Что чувства добрые я лирой пробуждал… Синекдоха: И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян и финн, и ныне дикой Тунгус и друг степей калмык. Олицетворение: Веленью Божию, о муза, будь послушна… Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык (т.е. народ), велению и другие. По интонации Памятник представляет собой торжественную речь народного поэта- гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. 1836 <\p>

19 Сравним стихотворения Горация, Державина и Пушкина по строфам. Что общего в композиции этих стихотворений? 1 строфа. Как характеризует свой Памятник Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Державина, смысл возникает со словами Пушкина памятник нерукотворный, с упоминанием о народной тропе и сравнением с Александрийским столпом? ? <\p>

20 2 -3 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов? 4 строфа. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу? 5 строфа. У всех трех поэтов стихотворение заключается обращением к музе. Что нового появляется в пушкинских строках по сравнению с державинскими? <\p>

21 «Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин заменяет это другим: «Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу и царям»,Пушкин «за то, что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев». Н.Г. Чернышевский <\p>

22 Первая группа анализирует Я знак бессмертия себе воздвигнул… М.В. Ломоносова, вторая группа – Памятник Г.Р. Державина, третья группа – Я памятник себе воздвиг нерукотворный… А.С. Пушкина. План анализа (единый для всех групп) 1. Выразительно прочитайте стихотворение. 2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении? 3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия? 4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними? ? <\p>

23 Вопросы для сравнения М.В.ЛомоносовГ.Р.ДержавинА.С.Пушкин Черты биографии Мне без знатный род препятством не был. …первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить. …чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал. Границы творческого бессмертия Поэт будет жить, пока живо его Отечество. Доколь славянов род вселенная будет чтить. …доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит. Каковы отношения у поэта с музой Муза – высокая покровительница. Муза – верная подруга поэта. Муза – соратник на великом поприще поэзии. <\p>

24 Вопросы для сравнения Гораций (подстрочник) М.В.ЛомоносовГ.Р.ДержавинА.С.Пушкин Каково название оды? « К Мельпомене»« Я знак бессмертия себе воздвигнул…» «Памятник» Что воздвиг себе поэт? памятникзнак бессмертия Памятник нерукотворный Что сказано о прочности памятника? Выше царского здания пирамид, Превыше пирамид и крепче меди Металлов тверже он и выше пирамид Какие разрушающие силы не страшны для него? ни едкий ливень, ни бессильный северный ветер, Не сможет разрушить или неисчислимый Ряд годов и быстрый бег времени. Бурный Аквилон смотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность <\p>

Обратите внимание

25 Вопросы для сравнения Гораций (подстрочник) М.В.ЛомоносовГ.Р.ДержавинА.С.Пушкин Каково отношение поэта к смерти? Весь я не умру, большая часть меня Избежит Либитины Не вовсе я умру: но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь с кончаю Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав по смерти станет жить Как долго будет жить слава поэта? Будет увеличиваться неувядаемая слава, пока на Капитолий Будет подниматься понтифик с молчаливой девой. Я буду возрастать повсюду славой, пока великий Рим владеет светом Ислава возрастет моя не увядая, доколь славянов род вселенная будет чтить Как широко распространитьс я слава о поэте? там, где шумит бурный Ауфид, И где бедный водой Давн сельскими Правил народами Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; <\p>

26 Вопросы для сравнения Гораций (подстрочник) М.В.ЛомоносовГ.Р.ДержавинА.С.Пушкин В чем поэт видит свои заслуги? что, будучи из незнатного рода, Первым Эолийскую песню на Италийский Перевести смог. мне без знатный род препятством не был, Чтоб внести в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О чем поэт просит музу? Исполнись гордостью Заслуженно приобретенной и мне Дельфийским Лавром обвей благосклонно, Мельпомена, волосы. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. <\p>

27 Заполните таблицу. Сделайте выводы о степени близости переложений оригиналу. Кто еще из русских поэтов переводил Горация? Чего больше сходства или различия с Горацием? Выучить наизусть на выбор Прочитать повесть «Бедная Лиза» Карамзина Н. М. <\p>

28 Аполлон (или Феб) был одним из сыновей Зевса. Аполлон считался богом света. Это был бог -целитель, прорицатель и покровитель искусств. Этого бога древние греки всегда изображали прекрасным юношей (совсем не похожим на наши рисунки :-))), в руках у которого были лук или кифара(музыкальный инструмент). Согласно мифам, Аполлон с венком на голове появлялся на горе Парнас. Он играл на на золотой кифаре в окружении хоровода из муз. Дело в том, что Аполлон, кроме того, был еще и богом муз (то есть старшим среди них:-). Всего муз, как мы уже сказали, было девять. И каждая из них имела свой отличительный признак и свое назначение. <\p>

29 Каллиопа (старшая из всех) – муза эпической поэзии Эвтерпа – муза лирической поэзии Терпсихора – муза танцев Эрато – муза любовных песен Мельпомена – муза трагедии Талия – муза комедии Клио – муза истории Полигимния – муза священных гимнов Урания – муза астрономии <\p>

30 literatura literatura <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1317864/

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.

Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас

Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.

Важно

Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.

Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.

Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить

Стыдливой Музою моей.

Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что

…неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина.

Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта.

Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются.

И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном.

Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит

Что Слава? — Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:

Копите злато до конца!

Совет

Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.

В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но

…бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием.

Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да.

Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.

Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление.

Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян.

Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту

Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,

А мы послушаем тебя.

Обратите внимание

Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.

Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории.

Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей.

Важно

В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.

Источник: https://PoetPushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/tema-poeta-i-poezii-v-tvorchestve-pushkina.html

Сочинение по литературе. Тема поэта и поэзии

    Тема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов-философов XVIII века — Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал Пушкин. Вопрос о назначении поэта, о сущности поэзии в жизни наиболее трагично звучит в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.

По эволюции данной темы в поэзии Лермонтова можно наблюдать становление талантливого поэта-гуманиста. В ранний период для Михаила Юрьевича поэт — это художник, который стремится излить на бумаге те чувства, что правят его душой. Новый день несет свежие переживания, прежние мысли остаются в стихах, а творец поглощен уже новой идеей.

Об этом пишет автор в своем раннем стихотворении “Поэт”.

    По мере развития взглядов поэта на мир (после поражения восстания декабристов, наступления реакции) литературный герой из страстного, одержимого преобразователя мира превращается в не способного ни к чему человека.

Он полон сил, подобно Печорину, но не знает, к чему их приложить. Поэзия, по мнению автора, уподобляется кинжалу: ранее он был серьезным орудием, ныне — лишь ценное украшение.

В этот исторический период поэт не видит возможности для себя быть вдохновителем преобразований, властителем душ:

    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

     Свое утратил назначенье,

     На злато променяв ту власть, которой свет

    Внимал в немом благоговенъе?

    Стихи Лермонтова наполняются болью, страданием, чувством непреодолимого одиночества. Автор и его герой мечутся, не зная, к чему теперь их жизнь, поэзия, творчество:

    Гляжу на будущность с боязнью,

     Гляжу на прошлое с тоской

    И, как преступник перед казнью,

     Ищу кругом души родной…

    Лермонтов в своих стремлениях изменить мир одинок, поэтому в его стихотворениях с еще большей силой звучит тема потерянности, скуки, духовного одиночества. В глазах современников, окружающих его, поэт предстает эгоистом, обращенным лишь к своим переживаниям и разочарованиям. Сам же автор ощущает себя подвижником, готовым к дерзким преобразованиям во имя человечества:

    Я жить хочу! хочу печали

     Любви и счастию назло;

    Они мой ум избаловали

     И слишком сгладили чело.

Совет

    Ни у одного поэта еще не были так красивы хандра, скука, одиночество, неверие в любовь. Способность к передаче мелодичности, музыкальности речи, даже в печали, показала величайший талант Лермонтова, его тонкое чувство ритма. Образы золотой тучки, одинокого паруса сливаются с образом автора, плывущего в полном одиночестве по волнам бурной жизни.

Он превращается в созерцателя событий, не пытающегося их изменить, а лишь желающего передать атмосферу современности для потомков, для нас. Эта отстраненность, дистанцированность от событий — результат не желания уйти от действительности, а отразить ее как можно правдивее, без прикрас.

Поэт показывает фальшь любви, дружбы, упрекает своих соотечественников в легкомыслии:

    Печально я гляжу на наше поколенье!

     Его грядущее — иль пусто, иль темно.

    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

    В бездействии состарится оно.

    Мы видим, что, обращаясь к будущему, Лермонтов уподобляется пророку. Судьба таких людей печальна — одиночество, непризнанность современниками, отчужденность, но I именно такие личности движут нас на подвиги, смягчают злобу, несут радость потомкам. Об этом говорит сам поэт в одном I из последних своих стихотворений “Пророк”:

    С тех пор как вечный судия

     Мне дал всеведенъе пророка,

    В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

    Провозглашать я стал любви

    И правды, чистые ученья:

    В меня все ближние мои

    Бросали бешено каменья.

    Лермонтов доказал свое призвание пророка. Его произведения волнуют души читателей конца XX века.

    Расцвет творчества поэта пришелся на период после смерти Пушкина.

Но Михаил Юрьевич не был оттеснен “солнцем русской поэзии”, а, наоборот, стал достойной сменой ему, развивая и углубляя в своем творчестве уже несколько иные мотивы.

Его стихи обрели бессмертие, а их автор — всемирное признание и любовь многих поколений читателей. Одинокий при жизни, Лермонтов и после смерти остается загадкой для нас.

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/2269.html

Образ и тема поэта в литературе России

Каноном понимания труда поэта в русской литературе являются строки Пушкина из его произведения «Пророк». Метафорическое обозначение миссии поэта как служения, обозначенное Александром Сергеевичем в нем, стало своеобразной эстетической декларацией и даже манифестом, поддержанными в дальнейшем как в классической, так и в постклассической литературе России.

Поэт как пророк

Пушкин озвучил здесь как основную тему высочайшей ответственности художника слова, которая, между прочим, понималась как божественная задача, т.е. функция, которая возлагается на поэта Всевышним.

«И бога глас ко мне воззвал»

Не открещивается от такого понимания и поэт Советов Маяковский, значительно расширяя это пушкинское кредо до уже мировых задач, то есть сообразно новым условиям новой истории.

Правда, у самого Владимира Владимировича, по словам К.Петросова, его лирический герой не провозглашает избранническое возвышение пиита над толпой, не исповедует трагизм одиночества и жертвенный подвиг. Однако Маяковский утверждает высокую самоценность самого слова поэта и его причастность ко всему новому, к преображению общества.

«Я / полпред стиха –»

Обратите внимание

Пророк как божественный миссионер понимался и М.Лермонтовым. Но здесь поэтический труд большей частью воспринимался как трагическая судьба человека, который взялся открыто говорить о «чистых ученьях правды и любви», за это

«В меня

все ближние мои / Бросали бешено каменья»

Не иначе, как «Голгофы аудиторий»,  называл и Маяковский свое стояние перед слушателями.

Поэт как избранник

Это понимание отчасти перекликается с пророческим восприятием поэтического труда, отмечается как главнейшее та же ответственность за все, что появляется из-под пера художника.

У Александр Сергеевича такое избранничество выражается в произведении «Памятник», где судьба поэта переосмысливается в категориях значения его труда в вечности.

У Маяковского также присутствует четкость поэтической самоидентификации, причем и в поэзии, и в автобиографии «Я сам». Владимир Владимирович даже причисляет себя к «последнему» в историческом понимании ряду поэтов, который «стекает ненужной слезой» (надо понимать, лирики, чувственности, т.е. использующий главный инструмент поэзии – образ, рефлексию).
<\p>

Поэт как чернорабочий

Это новое понимание творчества как «тяжелого производства» появляется уже в индустриальную эпоху новой России 20 века и выражается в стихах Маяковского. Самого поэта (читай, себя) он называет «пролетарием», а свою работу – видит как служение такое же, как и в других рабочих профессиях.

Можно сказать, это осознание было реализовано Владимиром Владимировичем как абсолютно уникальная задача изменения представлений и о поэзии вообще, и о самом поэте, в частности. На национальной традиции, идущей от классики, Маяковский выстроил новую личность художника слова, нивелировав прежнее разделение поэтического творчества на «чистое» и «гражданское».

Поэт как воин

Здесь основным осознается сила самого поэтического слога, могущество которого может соотноситься с прямым оружием.

Начало такого прочтения можно найти у М.Лермонтова, сравнивающего слова поэта с кинжалом в золотых ножнах, который покрывается ржой презрения, если не задействован в работе у «спящего пророка». Михаил Юрьевич призывает к тому, чтобы речь поэта гремела, как вечевой колокол  — всегда.

«Поверх зубов вооруженными войсками» называл свои произведения В.Маяковский, сравнивая поэзию с действенным оружием и считая творчество активной и результативной силой.

Поэт как гражданин и заступник

Гражданское служение поэта, выраженное в очень торжественной риторике оратора, наиболее полное явлено в произведениях Некрасова.

Здесь слова поэта отождествляются с «голосом его совести», когда он не может быть «холодным душой» по отношению к своей Отчизне.

Понимание Родины у Николая Алексеевича связывается с такими абсолютами, как честь и любовь, в отстаивании которых достойный гражданин должен, не мешкая, «идти  в огонь» и гибнуть «безупречно».

В то же время гражданственность у Некрасова была понимаема и как народное заступничество. Даже обращаясь к своей Музе, поэт называет ее родной сестрой для избиваемой на площади крестьянки. Безмолвный, не могущий выразить свой протест народ – он был для Некрасова реальным выражением гражданственности, а его социальная проблематика – настоящим содержанием творчества.

Гражданскую причастность к жизни своей страны и даже мира демонстрировал в произведениях и В.Маяковский, сражаясь с бюрократией, равнодушием, рутиной и т.д.

Таким образом, в отечественной литературной традиции тема поэта и, соответственно, самой поэзии:

  • Выражалась в различном понимании задач
  • Изменялась по историческим условиям
  • Прямо соотносилась с реальной национальной проблематикой
  • Имела глубокое врастание в сердцевину отечественной культуры
  • Отождествлялась с самыми высокими и вечными идеалами

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь<\p>

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/obraz-i-tema-poeta-v-literature-rossii

Пушкин тема поэта и поэзии стихи

Сочинение «Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина»

Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначение своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое место. Его поэзия спасает от бед, в ней он обретает душевные силы, видит в ней жизненную силу: В стихотворении “Андрей Шенье” звучит идея — смысл жизни в поэзии. В начале своего творческого пути Пушкин размышляет о тяжком труде поэта.

Далее он ощущает свой долг перед декабристами, не забывая наказ Рылеева быть “гражданином и поэтом”. В стихотворениях “Пророк”, “Поэт”, “Поэт и толпа” Пушкин говорит о высоком назначения поэта.

Одним из наиболее ярких произведений является стихотворение “Я памятник себе воздвиг…” В нем он говорит о том, что его “памятник” выше памятника Александру Первому, что народ будет постоянно приходить к его памятнику, что дорога к нему не зарастет травой; что, пока будет существовать поэзия, слава Пушкина не увянет.

Важно

Он уверен в том, что все многочисленные народы, составляющие русское государство, будут считать его своим поэтом. Право на это бессмертие и любовь народа Пушкин заслужил, по его мнению, во-первых, тем, что его поэзия поднимает, мобилизует самое лучшее, что есть в их душе, самое “доброе чувство”; во-вторых, тем, что он был политически передовым для своего времени поэтом.

Он писал революционные стихи, “восславил свободу”. Даже после разгрома декабристов, он не переставал в своих произведениях оказывать “милость падшим”, желание вернуть сосланных декабристов. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

В этом стихотворении автор подводит итог творчества и считает своей заслугой то, что он боролся против крепостного права. Поэт подчеркивает народность своего творчества, поэт дает оценку своему творчеству. Все чувства, мысли поэта, его любовь к людям сливаются в один великий идеал Поэта. Перед нами поэт — это человек гонимый, одинокий, окруженный ненавистью, но остающийся непоколебимым.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. Поэт торжествует свою победу над временем, над властью. Именно тогда творчество поэта становится вдохновенным подвигом И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус и друг степей калмык. Поэт верит в силу своих стихов, в силу своей поэзии, в свое бессмертие.

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”подытоживает все то, что дал людям талант А. С. Пушкина. В своей лирике А.С. Пушкин обращался ко всем сторонам жизни. Искренний, правдивый, глубокий человек, он заложил основы русской литературы, определив ее своеобразие на много лет вперед, явив при этом в образе лирического героя человека, близкого к идеалу, для которого судьба его страны, народа была определяющей чертой его личности.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»

Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.

Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г. в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Это заставило обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной».

Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое.

Совет

Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум».

По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд». Только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд.

Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь», где горит поэтический огонь? «Ты царь: живи один» – пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос.

Одиночество и отчужденность поэта воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину.

Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею.

Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово – в жизнь.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Анализ стихотворения Пушкина «И. И. Пущину»

Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Двух молодых людей объединяли не только общие взгляды на жизнь, но и любовь к литературе. В юности они даже соревновались между собой на предмет того, кто быстрее и лучше напишет стихотворение на заданную тему.

Судьба Ивана Пущина сложилась трагически. Он был одним из участников декабристского восстания, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года.

Обратите внимание

В это время Пушкин жил в родовом имении Михайловское, куда по распоряжению властей был сослан за вольнодумство. И Пущин стал одним из первых, кто навестил поэта в этот сложный для него период.

Встреча друзей была короткой, однако смысл ее стал Пушкину понятен гораздо позже, уже после того, как восстание декабристов было безжалостно подавлено, а его лицеистский товарищ оказался узником Читинского острога.

Иван Пущин предполагал подобное развитие событий, поэтому приехал к Пушкину для того, чтобы проститься, хотя и словом не обмолвился о том, что ему предстоит стать одним из участников тайного заговора и покушения на жизнь императора Николая I. Эта встреча друзей оказалась последней, больше им не суждено было увидеться.

Накануне годовщины восстания декабристов, зимой 1826 года, Пушкин написал стихотворение-обращение под названием «И. И. Пущину», которое было передано каторжнику спустя несколько лет через супругу декабриста Никиты Муравьева.

В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна.

Поэтому когда Пущин оказался в схожей ситуации, автор посчитал своим долгом направить ему ободряющее стихотворное послание, в котором признался: «Молю святое провиденье».

Этим поэт хотел подчеркнуть, что не только беспокоится о судьбе своего друга, но и верит, что его жертва была принесена обществу не напрасно, и будущие поколения смогут оценить этот самоотверженный поступок по достоинству. В это время поэту уже известно, что Иван Пущин отказался бежать за границу после провала восстания декабристов и дожилался ареста в своем петербургском доме.

Обращаясь к другу, поэт мечтает о том, чтобы его голос, облаченный в стихи, даровал ему утешение. «Да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней!», — отмечает Пушкин. Позже Иван Пущин напишет в своем дневнике: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Имен это короткое послание впоследствии легло в основу мемуаров бывшего каторжанина, которые он посвятил своей дружбе с великим русским поэтом.

Важно

Пушкин очень тяжело переживал разлуку с другом, и впоследствии адресовал ему еще несколько стихов. Через своих высокопоставленных знакомых он даже пытался повлиять на решение властей, надеясь, что приговор о пожизненной каторге для Ивана Пущина все же будет смягчен.

Однако император Николай I, переживший весь ужас покушения в день своего восхождения на престол, отказал декабристу в помиловании. Лишь спустя почти 30 лет Иван Пущин получил право вернуться в Петербург.

Он побывал на могиле поэта, расположенной на территории Святогорского монастыря, а также в Михайловском, отдав дань уважения своему лицеистскому другу, который не отвернулся от него в трудную минуту.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт и толпа»

Пушкин неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному.

Примером тому являлось восстание декабристов, литературным вдохновителем которого и являлся Пушкин. Однако провал тайного заговора не только стал для поэта самым большим жизненным разочарованием, но и заставил переосмыслить свое предназначение.

В 1828 году Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором провел очень четкую грань между творческими людьми и «чернью», которая в большинстве своем относится к стихам пренебрежительно и не пытается вникать в их смысл.

Поэт в произведении автора представлен как высшее существо, которому нет никакого дела до «хладного и надменного» народа, не понимающего, для чего вообще нужны стихи.

Действительно, в первой половине 19 века литературное творчество не несло в себе какой-либо социальной значимость, его задачи сводились к тому, чтобы развлекать людей. И именно так к стихам относились все без исключения слои российского общества. Для них «песнь поэта» была свободной и, в то же время бесплодной, «как ветер», т.е.

Совет

не представляла какой-либо ценности. Между тем, сам поэт считал, что это далеко не так. Просто люди еще не готовы признавать за литераторами право быть пророками и формировать общественное мировоззрение.

Поэтому, отвечая в своем стихотворении соотечественникам на вопрос, что же несет в себе современная поэзия, Пушкин отмечает: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Расшифровка этой фразы достаточно проста – поэт убежден, что основной проблемой общества является его приземленность и бездушие.

Люди погрязли в мирских делах и заботах настолько, что даже в стихах пытаются отыскать некое рациональное зерно. Точно так же они не могут наслаждаться другими произведениями искусства, потому что «печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь».

Пушкин открыто признается в том, что «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», отмечая, что этими качествами обладает подавляющее большинство людей. Они настолько далеки от духовной жизни, что поэт просто отказывается достучаться до их сердец, заявляя: «Довольно с вас, рабов безумных!».

При этом автор считает рабством не физическую, а именно духовную зависимость от материальных благ, на фоне которой люди попросту теряют способность видеть прекрасное и деградируют из поколения в поколение, лишая себя будущего.

Эта тенденция характерна не только для низших слоев общества, которые вынуждены каждый день беспокоиться о хлебе насущном, чтобы выжить, но и для знати, которая погрязла в пороках и развлечениях, перестав различать, что по-настоящему является ценным, а что – временным и приходящим.

Обращаясь к своему народу, поэт отмечает: «Ты червь земли, не сын небес; тебе бы пользы все – на вес».

При этом автор не видит возможности переломить общественное сознание, поэтому утверждает: «Не оживит вас лиры глас!». Он разочарован в том, что поэту в обществе по-прежнему отводится роль шута, и никого не интересует, какие именно чувства и мысли он вкладывает в свои произведения.

Обратите внимание

Таким образом, Пушкин осознанно отрекается от того мира, в котором живет, так как понимает, что ему суждено быть услышанным лишь единицами.

Однако он не отказывается от творчества и продолжает писать стихи «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв», а для того, чтобы сделать мир немного прекраснее и разбудить в душах хоть некоторых людей благородные, чистые и светлые чувства.

Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.

16 февраля 2016

Пушкин записи — krasivaya pesnya na gitare безумно — красивый+романс Эта красивая песня – романс на стихи Александра Пушкина — Зимняя дорога — Поет Марина Черкасова – знаменитая певица – гитарный аккомпанемент – цыганские гитаристы аранжировщики – Вава Поляков, Иван Ром-Лебедев, Ромуальд.

27 декабря 2015

Памяти Валентины Толкуновой. Я ехал к Вам (Б.Зайцев – А.С.Пушкин) Автор видеоролика – Алина Белка. Поёт народный артист России, народный артист Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республик, республики Адыгея и республики Дагестан ЗАУР ТУТОВ Народный артист России, народный артист.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 2/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин – проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 3/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин – проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 4/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин – проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/2800-Pushkin-tema-poeta-i-poezii-stihi

Ссылка на основную публикацию