Анализ стихотворения а.с. пушкина «зимнее утро»

Анализ стихотворения “Зимнее утро” Пушкин А. С

Голосование за лучший ответ<\p> Марина Мыслитель (6564) 3 года назад Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»1) Дата написания и публикация. Стихотворение «Зимнее утро» было написано А. С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском.

Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение. 2) Художественный метод. Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм. 3) Выбор жанра традиции. Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика. 4) Основная тема.

Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой. 5) Смысл названия. Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом. 6) Лирический сюжет и его движение.

Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию. 7) Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части. На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин).

Обратите внимание

В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день: «Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!» Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А. С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела…» А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения: «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит…»; «Вся комната янтарным блеском Озарена…». Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность: «Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?» 8) Основные настроения. Тональность стихотворения. Читая данное произведение, сердце и душа наполняются положительными эмоциями. Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворение. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки. 9) Ритм, размер. Стихотворение написано четырехстопным ямбом.10) Рифмовка, характер рифмы. Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская. 11) Лексика. Языковые средства выразительности. Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег». Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».

Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное

Комментарий удален<\p> Максим Синяев Ученик (249) 1 год назад начения устаревших и диалектных слов: нега — наслаждение (устар.) ; взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.) ; вечор — вчера (диал.) ; нынче — сейчас (устар.) ; озарена — освещена (устар.) ; велеть — приказать (устар.) ; запречь — запрячь, запрягать (диал.) ; предадимся — отдадимся (устар.) .

— Какое чувство передано в этом стихотворении? — На основании чего вы сделали такой вывод? — Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие? ) (Настроение — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир. ) — Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они? Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание. — К кому обращается поэт? — Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет. ) Вторая часть. — Что описывает поэт? — С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно. ) Случайно ли противопоставление вечера утру? — Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения. 3-я и 4-я строфы. — Можно ли их объединить? — Какое настроение стремится передать в них автор? 3-я строфа. Описание зимнего пейзажа. — Что описывает автор? (Небо, снег, лес… ) — С чем сравнивается снег? Почему? — Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка… ) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь. ) С какой целью она используется поэтом? — Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском. ) С какой целью автор их употребляет? 4-я строфа. — Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения) , к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. — Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией. Запись в тетради: Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А. С. Пушкин) . Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа. 3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения. — Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена… ) — Разговорные, диалектные. Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении. — От чьего лица ведётся повествование? (От первого, обращение к собеседнику. ) — С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринуждённого разговора. ) — Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон. ) 4. Стихотворный размер. — Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом. ) — Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. ) 5. — Итак, какое же общее настроение стихотворения? — Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов А. П. Журавлёва. (Класс делится на группы. Задание каждой группе: подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л. )

Сравним свои результаты с таблицей А. П. Журавлёва «В

Ольга Кошелькова Знаток (395) 1 год назад глеб шайхутдинов Ученик (92) 1 год назад Anya Day Ученик (120) 1 год назад В стихотворении «Зимнее утро» А. С. Пушкин описывает (показывает, изображает) зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня … Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто весёлым, жизнерадостным настроением. Композиционно стихотворение состоит из 1, 2, 3, 4… частей.картина утра . В нём можно отметить обилие существительных, создающих яркий образ зимнего утра (мороз, солнце, небеса, снег лёд, ель, речка …) прилагательных ( великолепный, чудесный, прелестный, прозрачный, а также глаголов (проснись, открой, лежит, чернеет, блестит…) , которые передают смену действий, динамику.картина вечера. Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание. Звучные и яркие определения «чудесный, прелестный» показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет. Вторая часть. Поэт при описании природы использует контрастное состояние природы. Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

Вывод. Лирический герой представляется мне поэтичным человеком с тонкой душой, глубокими чувствами. Он любит природу, родной край, умеет замечать вокруг себя красоту. Автор жизнерадостный человек.

Анна Волкова Ученик (123) 1 год назад мустафа хасанов Ученик (135) 1 год назад начения устаревших и диалектных слов: нега — наслаждение (устар.) ; взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.) ; вечор — вчера (диал.) ; нынче — сейчас (устар.) ; озарена — освещена (устар.) ; велеть — приказать (устар.) ; запречь — запрячь, запрягать (диал.) ; предадимся — отдадимся (устар.) . — Какое чувство передано в этом стихотворении? — На основании чего вы сделали такой вывод? — Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие? ) (Настроение — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир. ) — Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они? Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание. — К кому обращается поэт? — Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет. ) Вторая часть. — Что описывает поэт? — С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно. ) Случайно ли противопоставление вечера утру? — Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения. 3-я и 4-я строфы. — Можно ли их объединить? — Какое настроение стремится передать в них автор? 3-я строфа. Описание зимнего пейзажа. — Что описывает автор? (Небо, снег, лес… ) — С чем сравнивается снег? Почему? — Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка… ) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь. ) С какой целью она используется поэтом? — Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском. ) С какой целью автор их употребляет? 4-я строфа. — Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения) , к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. — Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией. Запись в тетради: Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А. С. Пушкин) . Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа. 3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения. — Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена… ) — Разговорные, диалектные. Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении. — От чьего лица ведётся повествование? (От первого, обращение к собеседнику. ) — С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринуждённого разговора. ) — Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон. ) 4. Стихотворный размер. — Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом. ) — Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. ) 5. — Итак, какое же общее настроение стихотворения? — Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов А. П. Журавлёва.

(Класс делится на группы. Задание каждой группе: подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л. )

Источник: https://otvet.mail.ru/question/183689550

Сочинение на тему «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»»

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –

А нынче … погляди в окно.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом лежит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Стихотворение «Зимнее утро» написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.

Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением.

Всё стихотворение можно разделить на части:

Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание.

Важно

Звучные и яркие определения «чудесный, прелестный» показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.

Вторая часть.

Поэт при описании природы использует контрастное состояние природы. Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

3-я строфа .

В третьей строфе автор описывает Небо, снег, лес… Снег сравнивается с великолепным ковром. В строфе есть повтор- анафору (И ель… И речка…) Используются однокоренные слова: Блестя, блестит, блеском.

Читайте также:  Что такое талант?

4-я строфа.

Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очаг

Использует прием аллетерации…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин).

Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.

Лексические, синтаксические особенности стихотворения.

Высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)

Разговорные, диалектные.

Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора.

Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым , близким народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.<\p>

Источник: https://schoolsochinenie.ru/analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina-zimnee-utro.html

А.С.Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро». Анализ стихотворений

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Стихотворение Зимний вечер А.С.Пушкин написал в 1825 году, в селе Михайловском, куда он был сослан после южной ссылки.

На юге Пушкина окружали яркие картины природы — море, горы, солнце, многочисленные друзья и праздничная атмосфера.

Оказавшись в Михайловском, Пушкин внезапно ощутил одиночество и скуку. К тому же в Михайловском выяснилось, что родной отец поэта  взял на себя функции надсмотрщика, проверяя переписку сына и контролируя каждый его шаг.

Совет

В поэзии Пушкина дом, семейный очаг всегда символизировал защиту от жизненных невзгод и ударов судьбы. Создавшиеся же натянутые отношения с семьей вынуждали поэта уходить из дома, проводя время у соседей или на природе.

Это настроение не могло не отразиться на его стихах.

Примером является стихотворение «Зимний вечер». В стихотворении два героя — лирический герой и старушка — любимая няня поэта, Арина Родионовна, которой и посвящено стихотворение. В стихотворении четыре строфы , каждая из двух четверостиший.

В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира.

Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью.

 И внезапно, в третьей строфе появляются  светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь.

В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.

Одиночество в Михайловском , так угнетавшее поэта, имело и положительные стороны. Позже поэт будет вспоминать это время с любовью, и желать вернуть его назад.

В тишине и покое,  на природе поэта посетило вдохновение, обострились чувства и рождались новые яркие образы, великолепные краски и эпитеты, которые мы встречаем, например,  в его описаниях картин природы.

 Примером является стихотворение Зимнее утро.

   Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Обратите внимание

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Стихотворение Зимнее утро — светлое и радостное, от него веет бодростью и оптимизмом. Впечатление усиливается от того, что все оно построено на контрастах.

 Стремительное начало стихотворения «Мороз и солнце, день чудесный», нежные поэтические образы красавицы — героини стихотворения, к которой автор обращается с призывом выйти на прогулку, уже создают радостное и светлое настроение.

И вдруг, во второй строфе — описание пасмурного вчерашнего вечера , бури за окном, печального настроения героини. Пушкин здесь использует мрачные краски (мутное небо, мгла,  бледным пятном сквозь мрачные тучи желтеет луна). И вновь, по контрасту, в третьей строфе — описание блистающего сегодняшнего утра.

Яркие и сочные эпитеты (голубые небеса, великолепными коврами, речка блестит и т.д.) создают образ великолепного искрящегося зимнего пейзажа, передают бодрое, веселое настроение. Автор, будто заявляет, никогда не нужно предаваться унынию, невзгоды преходящи, за ними обязательно последуют светлые и радостные дни.

Описав прелести природы, герой вновь обращает свой взор на комнату   в четвертой строфе стихотворения. Комната эта уже не уныла,  как накануне, она озарена золотым, манящим «теплым янтарным светом». Уют и тепло манят остаться дома, но не нужно поддаваться лени , на волю, на свежий воздух! — призывает автор.

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь.

Источник: http://kid-mama.ru/analiz-proizvedenij-po-literature/a-s-pushkin-zimnij-vecher-zimnee-utro-analiz-stixotvorenij/

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», история создания

Если провести анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро», не останется сомнений в приподнятом настроении поэта в тот момент, когда написаны эти строки. Благодаря метафорам, отчётливо угадываются неприятные события недалёкого прошлого, которые пришлось пережить поэту.

История создания стихотворения «Зимнее утро»

Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 года, в то время, как поэт гостил в имении своего приятеля В. И. Вульфа. К приятелю поэт заехал после своей поездки на Кавказ и уже возвращался в Москву.

Предыдущий год для Пушкина был неудачным. Его поэма «Полтава» была принята очень плохо, и подверглась критике, хотя сам поэт считал её лучшей, что он писал. Читатели не приняли более зрелого поэта и считали, что поэт исписался.

Весной 1829 года поэт влюбился в юную красавицу Наталью Гончарову и сделал ей предложение руки и сердца, на что получил отказ.

Важно

Терзаясь своими неудачами в личной жизни и работе, поэт отправился на Кавказ развеяться. Это путешествие наполнило его новыми впечатлениями, и набравшись свежих сил, он решил вернуться в Москву, по дороге заезжая к приятелям, которых он не видел так долго.

Идея стихотворения «Зимнее утро» родилась внезапно, под влиянием восторга от скорой встречи с Натальей Гончаровой, и прекрасного пейзажа, внезапно раскинувшегося за окном. Ещё вчера вокруг была серая осенняя слякоть и морось, а наутро всё оказалось укрыто снегом, блестящим на ярком солнце.

Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро» 6-й класс

Краткий анализ стихотворения «Зимнее утро» раскрывает романтическое настроение поэта, и желание слиться с природой. Несмотря на все неприятности, опалу царя, заговоры, титулы и балы, поэт видит больше радости в простых вещах. Тёплая лежанка с затопленной печкой, лошадка, запряжённая в сани, всё это воодушевляет поэта, а не столичная суета.

В первых же строчках поэт будит неизвестную красавицу, чтобы поделиться с ней радостью и восторгом от прекрасного утра. Вместе с ней он хочет отправиться навстречу Северной Авроре, которая символизирует новый этап в жизни поэта.

Свои прошлые неприятности Пушкин описывает как «вчерашний день». Вьюга, тучи, луна – это символы холода и одиночество души, которые внезапно развеялись.

В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин одушевляет предметы и природные явления. «Вьюга злилась», «печь весело трещит» и т. д. Этим самым подчёркивается гармоничность и единение с природой.

Смысл стихотворения в том, чтобы показать простые вещи, найти прелесть в мелочах. Всё в мире проходит и за каждым ненастным днём придёт светлый день, нужно только верить.

<\p>

«Взоры», «сомкнуты», «вечор» – неправильные и устаревшие даже на то время речевые обороты поэт использовал намеренно, для создания атмосферы деревенской простоты.

Стихотворение построено на антитезах (контрастах), для большей выразительности. Четырёхстопный шести строчный ямб со смешанной рифмовкой, читается легко, на одном дыхании.<\p>

Чередование рифмованных строк придаёт стихотворению динамику и воодушевление.

От него веет силой, движением и уверенностью, что вчерашние горести ушли и нужно смотреть вперёд, и двигаться в чудесный день. Поэт верит, что его путешествие в Москву закончится удачно, и он сможет вернуться в родные места, уже вместе со своей невестой.

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/analiz-stikhotvorenija-pushkina-zimnee-utro.html

«А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

Урок литературы в 6 классе на тему «А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

Цели и задачи урока: продолжить знакомство с пейзажной лирикой А.С.

Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными средствами литературы; нравственное и эстетическое воспитание учащегося, воспитание читательской культуры.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, альбомы художников-пейзажистов, текст стихотворения, карточки.

^Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II.Опрос домашнего задания.

  1. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утёс», «На севере диком» наизусть.

III. Сообщение темы и цели урока.

1. Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина. Нам предстоит отработать навык анализа лирического произведения, повторить художественно-изобразительные средства литературы, научиться находить их в тексте стихотворения и определять их роль.

2. Чтение стихотворении учителем.

ЗИМНЕЕ УТРО.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –<\p>

А нынче….. погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня. (1829)

III. Словарная работа.Аврора – утренняя заря (по имени древнегреческой богини утренней зари).Вечор – вечером (наречие).Янтарный – жёлтый, солнечный.

IV. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

1) Дата написания и публикация.

        Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение. 

2) Художественный метод. 

       Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм. 

3) Выбор жанра традиции. 

       Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика. 

4) Основная тема. 

       Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой. 

5) Смысл названия. 

       Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом. 

6) Лирический сюжет и его движение. 

Совет

       Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию. 

7) Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части. 

       На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:

                      «Мороз и солнце; день чудесный! 

                      Еще ты дремлешь, друг прелестный — 

                      Пора, красавица, проснись: 

                     Открой сомкнуты негой взоры 

                     Навстречу северной Авроры,

                     Звездою севера явись!» 

Читайте также:  Рецензия на фильм «общество мертвых поэтов»

       Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала: 

                     «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, 

                     На мутном небе мгла носилась; 

                     Луна, как бледное пятно, 

                     Сквозь тучи мрачные желтела, 

                     И ты печальная сидела…» 

       А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения: 

                     «Под голубыми небесами 

                     Великолепными коврами, 

                     Блестя на солнце, снег лежит…»; 

                     «Вся комната янтарным блеском 

                     Озарена…». 

       Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность: 

                     «Приятно думать у лежанки. 

                     Но знаешь: не велеть ли в санки 

                     Кобылку бурую запречь?» 

8) Основные настроения. Тональность стихотворения. 

       Читая данное произведение, сердце и душа наполняются положительными эмоциями. Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворение. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки. 

9) Ритм, размер. 

       Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

10) Рифмовка, характер рифмы. 

       Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская. 

11) Лексика. Языковые средства выразительности. 

       Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег». 

Обратите внимание

       Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые». 

       Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение. 

       Метафора: «луна желтела». 

       Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась». 

       Сравнение: «Луна, как бледное пятно». 

12) Поэтический синтаксис.

        Анафора: 

                      «И ель сквозь иней зеленеет, 

                      И речка подо льдом блестит». 

        Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!» 

       Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица». 

13) Звукопись. Фонетическая окраска стиха. 

       Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза). 

14) Идея стихотворения, выявленная в процессе анализа.  

       Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

– Это стихотворение относится к пейзажной лирике. Что такое пейзаж? /Это картина природы.- Что такое тема и идея? /Тема – это то, о чём рассказывает автор, что он изображает: события, факты, явления жизни. Идея – основной смысл художественного произведения/- Итак, какова тема и идея стихотворения? /Тема – рассказ о наступающем зимнем утре.

Идея – воспевание красоты, прелести зимнего утра, и не только.

Это гимн русской природе/- Каким настроением проникнуто стихотворение? /Автор хочет донести до нас радостное, бодрое настроение, вызванное таким чудесным днём/- Какими языковыми средствами автор передаёт нам это настроение? /эпитетами, антитезой, обращениями, восклицательными предложениями, устаревшими словами, олицетворениями/- Меняется ли в стихотворении настроение? /Да, утро – вечер – утро; настроение: прежде весёлое – грустное – вновь весёлое/- Но если стихотворение посвящено чудесному утру, зачем Пушкин вспоминает о вечере, когда «вьюга злилась»? /Чтобы, используя приём контраста, подчеркнуть красоту наступившего утра и дня/- Обратите внимание на первую строчку. Каков её смысл? /Эта строчка вводит в тему и раскрывает идею, а остальной текст комментирует «чудесность» наступающего утра/

– Каким настроением проникнута эта часть? А как автор передаёт это настроение? /Настроение радостное, восторженное. Для его передачи автор использует эпитет чудесный (день); обращение: друг прелестный, красавица; восклицательные предложения; устаревшие слова: сомкнуты негой взоры/

– Далее идёт описание вечера. /Хмурое, печальное. Вьюга – злилась, небо – мутное, луна – как бледное пятно… желтело, мгла – носилась, тучи – мрачные, ты – печальная/- В конце стихотворения автор описывает зимнее морозное утро. Каким настроением это описание проникнуто? /Чувство его восторженное, радостное/- Какими словами начинается эта часть? /А нынче…/- Какой это союз и какова его роль? /Он помогает противопоставить две противоположные картины, чтобы усилить художественное впечатление. Противопоставление в литературе называется антитезой/

– Найдите в стихотворении эпитеты к словам небеса, снег, бес, ель, речка, блеск, треск, печь, лежанка, поля, леса.

– Почему автор использовал слово небеса, а не небо? /Может быть, от большого количества солнца и света небо словно уходит ввысь, оно бесконечно, это уже не небо, а именно небеса/

– Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит».- Как называется художественное средство, использованное автором? /Теоретик: сравнение/- Почему снег как ковёр? /Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр!/- Настроение у автора улучшается, распространяется на всё окружающее. Автору тесно в комнате, его тянет куда-то. Куда? /На мороз и солнце, на улицу… На простор/-Почему автора тянет на простор? /Чувства его переполняют, он летит по утреннему снегу и навещает поля, леса, берег. Ему всё это дорого. И он берег называет «милый»/- Только ли берег мил автору?/Мило и дорого всё, что его окружает/-Вот что делает с человеком обыкновенное зимнее утро, один обыкновенный чудесный день! А ваше настроение изменилось или нет после нашего урока? /Да, изменилось. Сегодня день, к сожалению, пасмурный, а когда прозвучало это стихотворение, я сразу представил себе морозный солнечный день, и настроение улучшилось/

V. Итог урока. В завершение этой работы я хочу предложить вам творческое задание. Оно направлено на тренировку памяти и усвоение понятия «эпитет».

VI. Выставление оценок с комментарием.

VII. Домашнее задание

. Всем – наизусть стихотворение. Отдельным учащимся – нарисовать иллюстрацию к стихотворению.<\p>

Карточка №1
Вставьте пропущенные эпитеты.Под________________________ небесами_______________________ коврами,Блестя на солнце,Снег лежит._________________________ лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.

Карточка №2(для менее подготовленных учащихся)Подчеркните в отрывке эпитеты.Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/a-s-pushkin-zimnieie-utro-2

Анализ Стихотворения «Зимнее утро» – Сочинение

Стихотворение «Зимнее утро».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года в селе Пав­ловском Тверской губернии, куда А.С. Пушкина пригласила П.А. Осипова-Вульф. Поэт очень любил эти места, был дружен с детьми Осиповой — Алексеем, Анной и Евпраксией.

Стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его — романтический. Основная тема — соотношение настрое­ний человека и природы, смена контрастных состояний в при­роде и человеческой душе.

В основе композиции стихотворения лежит антитеза. Откры­вается оно прелестным зимним пейзажем и обращением к лю­бимой:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Важно

Антитезу мы имеем уже в первой строчке стихотворения — «мороз» (скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солн­це» (тепло, жизнь, любовь). В этой же строфе представлен образ героини — это красавица, «звезда севера», холодная, гордая и неприступная.

Она погружена в негу, спокойствие, сон, ей труд­но «пробудиться к жизни». Образ героини здесь сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же, напро­тив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету.

И уже в этом мы видим определенное противопоставление.

Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт со­здает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, —

А нынче… погляди в окно…

Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя.

Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична.

Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизнен­ных бурь и безоблачного счастья в жизни человека.

В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, про­зрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.

В четвертой строфе мы видим описание комнаты, перено­симся в атмосферу тепла, уюта, света. Душа героя распахнута на­встречу будущему — новому прекрасному дню:

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Совет

Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, поко­ем, неподвижностью. «Энергия огня здесь противопоставлена инертности быта».

В последней строфе возникает мотив движения, бега в проти­вовес покою и неподвижности в застывшей зимней природе:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Здесь герой говорит о местах, близких его сердцу. Он словно приглашает свою возлюбленную разделить с ним его привязан­ность.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, секстина­ми. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («друг прелестный», «тучи мрачные», «нетерпеливому коня»), олицетворение («вьюга злилась»), срав­нение («луна, как бледное пятно»), намеренную тавтологию и аллитерацию («Веселым треском трещит затопленная печь»).

Таким образом, природа в этом произведении созвучна на­строению человека, испытывающего удивительное чувство ра­дости и полноты жизни.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения зимнее утро
  • зимние утро описание стиха по этапам
  • сочинение по стихотворению зимнее утро

Источник: http://Sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-zimnee-utro/

Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро»

А.С. Пушкин – русский поэт, человек редкого дарования, благородных убеждений.

Какие чудные картины создавал он своей мощной кистью, сколько задушевности и теплоты разлито в его поэтических описаниях.

Но не только сам поэт умел наслаждаться прекрасным, не только выражал свой восторг, он умел при этом передавать своё восхищение другим. Стихи Пушкина отличает глубокое философское видение мира.

Лирическое произведение «Зимнее утро» удивляет своей оригинальностью, художественностью. Картина морозного утра ярка и эффектна. Какова же история создания стихотворения «Зимнее утро»? Оно было написано А.С.Пушкиным в 1829 году. Этот год складывался для поэта непросто. Шеф жандармов Александр Бенкендорф всё время беззастенчиво напоминал ему о поднадзорности.

Обратите внимание

Были переживания и по поводу понимания его творчества. Поэма Пушкина «Полтава», опубликованная в 1829 году, была принята не всеми читателями. Это не могло не сказаться на настроении Александра Сергеевича. Проблема заключалась в том, что Пушкин, выразитель национального и универсального духа, «перерос интересы и вкусы своих читателей».

Поэт становился более зрелым, чувства менялись, произведения, песни его уже не те. А читатели требовали знакомого и привычного. Отдохнуть от тревожных мыслей, вдохновенно работать, забыть на время столичную суету получалось у поэта в обществе старых друзей. 3 ноября 1829 года, находясь в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии (владения Петра Ивановича Вульфа), А.С.

Пушкин пишет ставшее впоследствии знаменитым произведение «Зимнее утро».

Основная тема стихотворения «Зимнее утро» – человек и природа, взаимосвязь человеческой души с миром природы. Достоверные и красочные образы солнечного зимнего утра соединены в поэтической работе с любовными мотивами.

Характерной особенностью стихотворения «Зимнее утро» является то, что за простотой, доступностью слога скрывается глубокий философский и общечеловеческий смысл.

Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, её состояние оказывает влияние на эмоциональный настрой лирического героя.

Поэту удалось достичь своей цели: показать типичный характер русской природы, с которой разумный человек живет в мире и согласии. Поэт ценит человека и природу в гармоническом единстве.

Композиционно стихотворение Зимнее утро; состоит из пяти строф. В каждой строфе шесть строк.

В первом шестистишии налицо яркая панорама зимнего пейзажа, типичные красоты среднерусской полосы. Лирический герой обращается к красавице, которая ещё не знает о прелести зимнего утра. Он очарован картиной утренней зари и спешит поделиться с красавицей своими впечатлениями.

Важно

Далее развитие сюжета потребовало раздвижения временных границ, лирический герой напоминает прелестной особе о вчерашних проказах погоды. Всё было не радужно, печально и уныло: «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Эта напряженность в природе сказалась на настроении красавицы: «И ты печальная сидела…». Человеческое сердце бьется в унисон природе.

Читайте также:  Список литературы для итогового сочинения 2018-2019 года

Преобладающее настроение третьей строфы – радостное, почти праздничное. Детали пейзажа выразительны, оригинальны. Сколько радостного упоения и прославления природы, жизни в строках поэта. Красочные описания природы в стихотворении – это не фон; пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя.

Но вот картины природы на время уступают место картине деревенского быта. Комната, трещит печь своим весёлым треском привычная и в то же время чудная деревенская зарисовка.

В черновике поэта последний стих четвертой строфы выглядел так: Коня черкасского запречь;.

Но окончательное стихотворное решение стало иным Кобылку бурую запречь;, что указывает на стремление Пушкина к реалистическому стилю.

Пятая строфа самая динамичная. В ней появляются мотивы дороги, бега. Лирический герой приглашает свою красавицу навестить места знакомые, милые. В последней строфе появляется новый персонаж – «нетерпеливый конь». Конь – символ движения, стремления вперёд. В энергичном движении слиться с природой, насладится и восхититься ею – это ли не чудные реалии жизни?

Одним из средств речевой выразительности стихотворения «Зимнее утро» является антитеза. Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов. Начальная строка стихотворения «Мороз и солнце…» первая наблюдаемая антитеза. «Мороз» (холод, беспристрастие, обездвиженность) и «солнце» (пробуждение, тепло, развитие). Образы героев стихотворения «Зимнее утро» также контрастны.

Лирический герой активен, полон сил и жизни, а красавица дремлет, она находится во власти сна, забытья, апатии. Во второй и третьей строфах автор вновь прибегает к антитезе, показывает на контрасте картину ушедшего ненастного вечера и нового чудесного утра.

«Мутное небо» и «голубые небеса», «вечор» и «день чудесный», великолепные ковры снега и чернеющий лес – всё это антитезы, умело расставленные автором.

Совет

Проводя анализ стихотворения «Зимнее утро», можно заметить, что в произведении сочетаются такие восхитительные выражения как «сомкнуты негой взоры», «северная Аврора» с определенно прозаическими трещит затопленная печь;, кобылку бурую запречь;. При этом не страдает единство художественного впечатления от стихов, напротив, благодаря этому рождается особая прелесть и выразительность стихотворения.

Средства художественной выразительности стихотворения «Зимнее утро» следующие:

эпитеты (образные определения) «друг прелестный», «день чудесный», «мутном небе», «прозрачный лес», «поля пустые», «янтарным блеском», «нетерпеливого коня», «милый друг»,

метафоры «вьюга злилась», «мгла носилась», «великолепными коврами снег лежит», веселый треск;

сравнения «луна, как бледное пятно».

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

В шестистрочных строфах стихотворения автор применил особую схему рифмовки: первая строка рифмуется со второй, третья с шестой, а четвертая с пятой. Схема рифмовки выглядит следующим образом: аабввб. В этом стихотворении преобладающей является женская рифма. Это строки первая, вторая, четвертая, пятая. Третья и шестая строки – мужская рифма.

Стихотворение «Зимнее утро» мне понравилось звучностью и гармоничностью слога, богатством впечатлений, умением схватывать характерные детали. Лирический герой искренен, полон жизненных сил, он с радостью приветствует рождение нового дня и призывает к тому же свою любимую.

В этом стихотворении ощущаются движение, динамика, изменения, причём касаются они и природы, и человека. Стихотворение «Зимнее утро» побудительного плана.

Так и хочется, следуя призывам лирического героя, запрячь в санки бурую кобылку, и, предавшись бегу нетерпеливого коня, навестить пустые поля, ещё недавно густые леса и берег. Пушкин зорко вглядывался во внешний мир и показывал его таким, каким он предстаёт в данный момент.

Стихотворение «Зимнее утро» написано живыми; красками чувствуешь и видишь этот «мороз и солнце; день чудесный», этот снег, блестящий на солнце, чернеющий лес, речку, блестящую подо льдом.

Источник: http://rk-ekvator.ru/na-zametku/analiz-stixotvoreniya-pushkina-zimnee-utro

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» | Разработка урока | Педагогическое мастерство / конкурсы для педагогов и воспитателей

Автор: Евтеева Елена Владимировна

Организация: МКОУ «Кондровская СОШ №1»

Населенный пункт: Калужская область, г. Кондрово

Цель:

Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С. Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста;

Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова замечательного поэта   Николая Рыленкова.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Ход урока

Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило.

Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо.

Обратите внимание

Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу.

Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра.

Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам.

Ваш  одноклассник приготовил выставку зимних пейзажей.

Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей Шишкина , Васильева, Степанова, Юона.

Вот так художники видели красоту природы, а хотите узнать, каким увидел зимнее утро замечательный поэт А.С. Пушкин?

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Пушкина «Зимнее утро».

Прослушайте сообщение (ученик)

Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой- студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной Николаевной , Евпраксией  Николаевной – Пушкин подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 г.

  1. Выразительное чтение стихотворения (прослушивание аудиозаписи)

Внимательно прослушайте аудиозапись. Прислушайтесь, как звучит начало и конец стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение?

– Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко- голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

– Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?

– Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперьбезжизненны. «Милый берег» далек. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.

– Как называется такой прием в литературе, основанный на противопоставлении?

  • На подобных  контрастах построено все произведение. В чем смысл этих противопоставлений? На этот вопрос мы ответим в ходе анализа стихотворения.

– Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра.   Чтение вслух.

– А теперь, ребята, проведем лексическую работу.

  1. Лексическая работа.  (подготовленный ученик)

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть –  приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (диал.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

– А теперь непосредственно анализ стихотворения.

Для начала проследим смену эмоционального состояния лирического героя. Проследим  смену эмоциональных состояний.  Для начала определимся с количеством строф в стихотворении. Заполним таблицу.

Эмоциональные состояния

1 строфа

Радость, воодушевление

2 строфа

Воспоминания о ненастном вечере

3 строфа

Спокойная картина безбрежных снегов

4 строфа

Уют комнаты

5 строфа

Порыв к движению, полноте бытия.

  • Как меняется время изображения событий?

Контраст времени

1 строфа

настоящее

2 строфа

«Вечор»

3 -4 строфа

«Нынче»

5 строфа

Будущее и прошлое

– Для чего поэт использует контрасты?

Великолепие зимнего утра ощущается еще острее по сравнению со вчерашней бурей.

  • Вернемся к 1 строфе.    Назовите контрастные образы?

Мороз и солнце

Северная Аврора (богиня утренней зари) – северная звезда

Дремлешь- проснись

– В чем смысл этих противопоставлений?

Солнце и мороз – столкновение скованности, сурового величия зимы и безудержного света, энергии человеческого чувства. Северная пылающая заря противопоставлена холодной далекой звезде.

Чувствуется восторг поэта дремоте «друга прелестного».

Таблица.

– К кому обращается лирический герой? (красавица) . Какие знаки препинания помогают нам увидеть обращение?

Присмотримся к строчке

Открой сомкнуты негой взоры.

– Как вы понимаете?

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

  • Составьте ассоциативный ряд к слову звезда. Звезда – яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная…
  • Почему поэт называет красавицу «звездою севера»?

Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега- ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.

Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы.

Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.

Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепенением героини.

Еще контрастные образы

Вчера вьюга злилась, мгла носила, луна желтела, а нынче…

– Как вам кажется для чего нужен такой контраст?

Важно

Последней строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья.Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

– Прочитайте выразительно  третью строфу. Назовите контрастные образы? В чем смысл противопоставлений? Великолепными коврами снег лежит, лес чернеет, речка подо льдом блестит.

– Мы видим великолепие зимнего пейзажа.  А рядом скованность зимней жизни. ( лес чернеет, потому что нет листочков, речка блестит, но подо льдом).

Лес «чернеет», ель «зеленеет», и «речка подо льдом блестит». Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой..

Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни сродни. А поэт стремится к теплу огня,  к радости жизни.

  • Прочитаем выразительно 4 строфу.
  • Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию?  Веселому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.

Энергия огня противопоставлена инертности быта.

Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск) Блестя, блестит.

«Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится.

  • Прочитаем выразительно пятую строфу. Назовите контрастные образы.  Они обозначены в действиях лирического героя.  Давайте разберемся, в чем смысл этих противопоставлений?

Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить “поля пустые», «леса, недавно столь густые». Но самое главное…. «берег, милый для меня».

– Как вы понимаете эпитет?

Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный  смысл произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего “друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом.

– А теперь все сказанное мы обобщим виде таблицы «Контрасты эмоционального состояния во внутреннем строении строф».

– В чем смысл подобных композиционных противопоставлений? С какой целью используется контраст?

Поэт хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.  В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение “Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Конкурс чтецов.

–  Переходим к выразительному чтению стихотворения «Зимнее утро»

– С каким настроением будем читать 1 строфу?   ( бодро, весело, с чувством радости)

– Как и почему меняется настроение во 2 строфе? (создается мрачное настроение, печально)

Пояснение учителя: стихи здесь будут звучать немного монотонно, глуховато, картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации: вьюга, мгла, луна… А после слов «и ты печальная сидела наступает  перелом. Его надо подчеркнуть паузами:

И ты печальная сидела (пауза) –

А нынче (пауза) погляди в окно …

(от печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости)

– С каким чувством мы прочитаем 3, 4 5 строфы? (светло и радостно, волшебство, блеск, все сверкает…)

Пояснение учителя: Далее чувство радости растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места.

Вернемся к эпиграфу. Как слова Николая Рыленкова можно связать с нашим уроком?

Домашнее задание:

Выучить это стихотворение наизусть.

Нарисовать иллюстрацию к произведению.

Охарактеризовать пушкинское стихотворение по плану? Стр . 156-157 (учебник Меркина Г. С.).

Источник: http://www.pedm.ru/categories/1/articles/916

Ссылка на основную публикацию