Анализ стихотворения «ангел» (м. ю. лермонтов)

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова

Стихотворение “Ангел” изучается на уроках литературы в 7 классе. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Ангел” по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ангел.

История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери.

Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы и веры.

Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы.

Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”.

Эпитеты – “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”.

Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая”.

Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловне, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь.

Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 год) стихотворение, поэт отобрал для печати в своём единственном сборнике стихотворений. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые опубликовано оно было в 1839 году.

Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.<\p>

В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера.

Обратите внимание

Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта.

Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении.

Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок.

Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.<\p>

Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета.

В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “внимают” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений. Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся.

В заключительной строфе сосредоточена нерешаемая проблема: этот человек будет всю свою жизнь томится в поисках: “и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли”. Стихотворение написано в форме, характерной для романтического направления.<\p>

Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии. Это подтверждается наличием возвышенного стиля, аналогичной лексики, песенность и общим пафосом стиха. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка – парная (ААВВ). Такое сочетание рифмовки и размера очень музыкальное, отличается мягкостью и песенностью. Не зря произведение положено на музыку многими композиторами.

Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу”, именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи.

Важно

В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”.

Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”. Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”.

Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/angel.html

Анализ стихотворения Ангел Лермонтова по плану
«Ангел» Михаил Лермонтов
По небу полуночи – Школьные Знания.com

1)”Ангел” автор Михаил Юрьевич Лермонтов.

2)Написано в 1831 году, юный ,16-ти летний поэт посвятил стихотворение памяти матери-Марии Михайловне,которую он потерял в три года.

Колыбельная,которую пела поэту мать,навеяла написание стихотворения,поэтому оно очень напевно и легко ложится на музыку.

Поводом для написания послужил замысел поэмы “Демон”,автор противопоставил будущую поэму  образу херувима.<\p>

3)Тема стихотворения:Рождение человека,одиночество и вера Богу.

Душа падает в мир,рождается человек,но его не понимают,людям чужд райский язык.Одиночество поэта-изгнание и непонимание людьми.Вера Всевышнему есть только у Ангела,он верит и славит Бога.Его песнь-призыв о спасении,но его не слышат люди,поэтому по ночам Ангел приносит души,они как посланники Бога,которые продолжат идеи Ангела.

Идея:показать миссию поэта-пророка,который должен нести слово Божье людям,но обречён на непонимание людей и страдания.

Главная мысль:Поэт может быть отвергнут людьми и обречён на непонимание,изгнание,но его слова останутся навечно в сердцах людей,как и память о нем,несущим светлую песню.

4)Автор использует красочные эпитеты,который создают особую атмосферу происходящего,создают нежный и чистый образ Ангела,новой души,помнящей песнь:тихая песня,святая песня, безгрешные духи,непритворная хвала,душа младая,великий Бог,желание чудное,скучные песни земли,звуки небес.

Метафоры рассказывают смысл,вложенный автором в образы:небо полуночи;толпа туч,звёзд;кущи райских садов;мир печали и слёз,живая песнь без слов.

Олицетворения оживляют душу,мир природы:месяц, звезды, и тучи внимали песне;звук  песни остался — без слов, но живой;душа томилась.

Совет

Противопоставление неба и земли,ира людей и небес:антитеза небо- земля,скучные-святые,звук песни -без слов,но живой.Инверсия-нарушение порядка слов,автор привлекает внимание к главному слову.Анафора,повторение звуков” И тихую…И месяц,И долго,И звуков..”,автор подчёркивает бесконечность души,временность пребывания на земле и логически завершает произведение.

Романтизм Лермонтова ярко выражен в этом стихотворении. Лирический герой оторван от мира,вымышленный мир и мифические персонажи.Душа страдает,одиночество и противопоставление обществу-все признаки романтизма.Элегия ,с возвышенной атмосферой стихотворения.

5)Стихотворение написано четырёхстопным и трёхстопным  амфибрахием.Амфибрахий-это трёхсложная стропа с ударением на средний слог,короткий трёхстопный,средний-четырёхстопный. Чередование короткого и среднего размера строф делают произведение музыкальным,напевным.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший,поделённых по смыслу и продолжающих друг друга.В первой строфе – образ небес, вторая строфа -смысл песни,третья -описание будущей жизни. Последняя строфа-придаёт возвышенность и покой стихотворению, логически завершает произведение,делает вывод.В ней заключена нерешаемая проблема-томится на земле и тосковать по звукам неба.

Композиция четверостиший-рифма парная,мужская.Каждая строфа несёт законченный смысл и дополняет  основную мысль.Развитие смысла идёт постепенно,из первого вытекает второе,смысл строф сопоставлен.

6)Автор использует литературную,книжную лексику,употребляя устаревшие слова,что придаёт особый возвышенный смысл произведению.Райские кущи,непритворна песнь,душа младая,внимали песнь,чудно желание.

7)Образ лирического героя-это Ангел Хранитель.Ангел несёт веру,вдохновляет людей песней.Автор говорит об Ангеле в третьем лице,ведя повествование от своего имени.Ангел противопоставлен скучному миру людей,небеса-земле.

Источник: https://znanija.com/task/19525920

«Ангел» М. Лермонтов

«Ангел» Михаил Лермонтов

По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой

Остался — без слов, но живой.

Обратите внимание

И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери. Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание.

«Ангел» — эпическое и очень романтичное произведение, которое состоит из четырех четверостиший. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет.

Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами.

Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь.

Стихотворение «Ангел» отличается особой мелодичностью и нежностью. Этого эффекта Михаилу Лермонтову удалось добиться за счет тщательного подбора слов, в которых преобладают мягкие шипящие и свистящие звуки.

Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям.

Неудивительно, что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными.

Используя противопоставление небесной и земной жизни, Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью.

Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист.

Важно

Он убежден, что человек приходит в этот мир для того, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае она может вернуться туда, откуда принес ее ангел, обретя вечный покой.

И для того, чтобы человек стремился жить по Божьим законам, в его душе, словно чарующее наваждение, остается воспоминание о песни ангела, которое дарит ему ощущение радости и бесконечности бытия.

Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо», которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим не только бренность существования, но и завершение человеческой жизни.

При этом своеобразный рефрен в виде последней строчки каждого четверостишья словно бы напоминает о том, что пребывание человека на земле в телесной оболочке – лишь временное явление, и к смерти нужно относиться с легкостью, без страха и печали.

Ведь жизнь души вечна, и изменить подобный порядок вещей никто не в состоянии. Здесь же прослеживается едва уловимое сравнение с колыбельной, пение которой малышам является незыблемым ритуалом, который своей цикличностью напоминает процесс совершенствования души.

Однако даже самая волнующая и нежная колыбельная не в состоянии по красоте соперничать с песней ангела, являясь ее бледной копией и напоминанием о том, что рай все же существует.

Источник: http://pishi-stihi.ru/angel-lermontov.html

План-конспект урока на тему: Конспект урока – Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова “Молитва”, “Ангел”

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова “Молитва”, “Ангел”<\p>

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Технология: мастерская, диалоговая.

Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов.

Х О Д У Р О К А

Эпиграф урока: 

Лермонтов безмерно рисковал,Вызывая недругов к барьеру.И когда не принимал похвал

И не ставил в грош свою карьеру.

Рисковал над начатым листом,Чтоб душой с другими поделиться.Но особый риск таился в том,

Чтоб в себе хранили те страницы.

Поразивший смертью напоследок.

Андрей Дементьев.

1. Слово учителя.<\p>

(Читаю эпиграф урока).

Эпиграфом к  теме нашего урока мы возмём слова  Андрея Дементьева  “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание

Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения М.Ю. Лермонтова “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.

Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт – юноша. Еще свежи воспоминания детства.

“Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта.

Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.

Выразительное чтение стихотворения.

По небу полуночи ангел летелИ тихую песню он пел;И месяц, и звезды, и тучи толпойВнимали той песне святой.Он пел о блаженстве безгрешных духовПод кущами райских садов;О боге великом он пел, и хвалаЕго непритворна была.

Он душу младую в объятия несДля мира печали и слез,И звук его песни в душе молодойОстался – без слов, но живой.И долго на свете томилась она,Желанием чудным полна;И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

– Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?<\p>

(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)

“Ангел”

Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…

Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа  томится, вспоминая о них.

Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” – ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник.

Обратите внимание

Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

– Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.

Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.

Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан

3. Работа с печатной тетрадью.

Стихотворение Строфа Основная мысль Настроение
По небу полуночи ангел летелИ тихую песню он пел;И месяц, и звезды, и тучи толпойВнимали той песне святой. 1 Ангел летел и пел. Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти
Он пел о блаженстве безгрешных духовПод кущами райских садов;О боге великом он пел, и хвалаЕго непритворна была. 2 Песня ангела о Боге. Печальное, легкая грусть,
Он душу младую в объятиях несДля мира печали и слез,И звук его песни в душе молодойОстался – без слов, но живой 3 Ангел несет на землю душу Теплое. Уютное, немного тревожное
И долго на свете томилась она,Желанием чудным полна;И звуков небес заменить не моглиЕй скучные песни земли. 4 Душа помнит песню ангела Печаль о прошлом.

– С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?

(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)

Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.

– Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.

– Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий)

– Определите рифму (мужская)

– Какая рифмовка стихотворения? (смежная)

4. Культуроведческий аспект.

Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)

Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве.

Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи.

Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти.

Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.

Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет.

Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы.

И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

– Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?

– Откройте, пожалуйста, учебник на странице, прочитайте из критической статьи высказывания поэта И.Бунина. (Ребята читают абзац)

– И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.

) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина.

Важно

В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)

За все тебя, Господь, благодарю!Ты, после дня тревоги и печали,Даруешь мне вечернюю зарю,Простор полей и кротость синей дали.Я один и ныне – как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,И тает в ней Вечерняя Звезда,Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой,И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю – с тобой.

5. В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска.

Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.<\p>

В минуту жизни труднуюТеснится в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть сила благодатнаяВ созвучье слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,Сомненье далеко –И верится, и плачется,

И так легко, легко…

– Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

– В каком случае человек обращается к молитве?

– Давайте посмотрим толкование этого слова.

Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.

– Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)

Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).

Итог урока.

– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.

– А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?

Совет

В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.

Домашнее задание:<\p>

  1. Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть.
  2. Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.

Список литературы:<\p>

  1. Энциклопедия для детей Аванта + по литератуте.
  2. М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Сост. И.И.Подольская. Серия “Классическая гимназия”. М.Лайда, 1993 г.

Республика Марий Эл

МУ «Отдел образования» администрации

МО «Оршанский Муниципальный район»

МОУ «Лужбелякская основная общеобразовательная школа»

План урока составила Чепайкина Любовь Петровна

Учитель русского языка и литературы

Источник: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2016/05/10/konspekt-uroka-analiz-stihotvoreniy-m-yu

Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

Произведение “Ангел” относят еще к раннему периоду работы Лермонтова. Дата его написания-1831 год.

Основой данной работы является колыбельная песня, которую Михаил Юрьевич помнил с детства, так как его мать часто её напевала. Хотя по сути из детской песни остался только размер, а суть была изменена.

Стихотворение “Ангел” можно выделить, как одно из самых романтичных произведений, в его основе лежит четыре четверостишья.

Сюжет заключается в рассказе о зарождении новой человеческой жизни, ангелу велено нести душу ребенка, чтобы соединить её с телом. Показана дорога ангела, во время которой он поет песню и вещает будущему ребенку спокойную жизнь.

Но к сожалению, на самом деле, у родившегося ребенка всё будет не так сладко, как предвещал ангел. Малышу предстоит столкнуться с обидой, слезами и унижением.

Единственной радостью этого человека, на всю жизнь будет оставшаяся в душе песня ангела, которая будет идти с ним до последних дней.

Данное стихотворение Лермонтова отличается от других своей мелодичностью, оно звучит как песня, которую хочется пропустить через себя. Такая мелодичность может быть связана с определенным подбором шипящих и свистящих звуков.<\p>

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова 9 класс

  1. История создания произведения
  2. Тема и идея стихотворения
  3. Художественно-изобразительные средства
  4. Образ лирического героя

История создания произведения

Стихотворение «Ангел» было написано в 1831 году и оно стало одним из не многих ранних произведений, которое было опубликовано при жизни автора в сборнике 1840 года «Одесского альманаха».

Кто бы ни проводил анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова – маститый литературовед или студент филфака – все сходятся во мнении, что оно было написано в память о покойной матери – Марии Михайловне и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую она пела своему сыну.

А ведь вполне возможно, что оно – предчувствие скорой смерти отца, Юрия Петровича, скончавшегося в октябре 1831 года в возрасте 44 лет, с которым Михаил очень мало общался, но, несомненно, сильно любил, ведь отец был одним из немногих, кто очень рано понял, насколько одарен его сын.

Тема и идея стихотворения

В стихотворении, состоящем из четырех четверостиший, описан полет ангела, несущего «душу младую», перед ее рождением в этом мире «печали и слез». Путешествие сопровождается тихим ангельским пением, славящим безгрешные души, рай и Бога, которое слышит и понимает не только душа, но «и месяц, и звезды, и тучи…».

И эта песня, которую человеку невозможно высказать, остается в принесенной на землю душе, постоянно терзая его в земном существовании необъяснимым «желанием чудным» вновь ее услышать.

Обратите внимание

Ведь ангельская песня – это музыка небес, которую обыденная жизнь заслонить не в состоянии: «И звуков небес заменить не могли/Ей скучные песни земли».

Повествование о небесном полете в объятиях ангела и описание испытаний, которые ждут невинную душу, делят стихотворение поровну.

Художественно-изобразительные средства

Как же получилось создать столь мелодичное стихотворение, которое напоминает песнь ангела и заставляет погрузиться в раздумья о вечном? Если обратить внимание на синтаксис, то видно, что все четверостишия – это самостоятельные предложения, связанные между собой, оканчивающиеся точкой.

Для того чтобы передать торжество момента переноса души из одного мира в другой, песне ангела Лермонтов дает эпитеты «тихая» и «святая». Небесным «кущам райских садов» противопоставлено земное существование человека, и для этого использованы последние строки второго четверостишия: «…и хвала/ его непритворна была».

Эти строки как будто меняют настроение, торжество сменяется грустью и обреченностью по утраченной близости к божественному. Размер – трехстопный амфибрахий, в котором ударные слоги, сопровождаемые безударными, звучат очень мягко, придавая плавность всему тексту.

В стихотворении «Ангел» Лермонтова анализу необходимо подвергнуть и звуковую сторону, так как аллитерация, ассонанс и подбор слов с преобладающими в них мягких шипящих и свистящих звуков передают ощущение воздуха, рассекаемых крыльями ангела.

Читайте также:  Уроки мармеладова в романе достоевского «преступление и наказание»

Образ лирического героя

Как и в большинстве ранних произведений юного гения, в стихотворении «Ангел» прослеживается влияние западной литературы на его творчество, а именно влияние лирики Байрона.

Чувство избранности, противопоставления себя окружающему миру, одиночество свойственно всей ранней лирике Лермонтова.

А этот небольшой романтический набросок стал одним из первых, в котором поэт пытается понять и объяснить, в первую очередь самому себе, почему он чувствует себя столь одиноким и не понятым среди окружающих его людей.

Важно

Тоска по чему-то неосознанному, по тому, что нельзя увидеть или услышать, крепкой нитью свяжет все произведения Михаила Юрьевича.

Итоги и выводы, полученные во время анализа данного стихотворения, пригодятся учащимся 7 классов при подготовке сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»».

Самые популярные материалы февраля для 7 класса:

Не понравилось? – Напиши в комментариях чего не хватает.

Анализ стихотворения лермонтова «ангел»

Анализ стихотворения лермонтова «ангел». 7 КЛАСС.

Стихотворение Лермонтова «Ангел» (1831) некоторые исследователи считают ключом ко всей его поэзии.

Да и сам поэт, по всей видимости, придавал ему особое значение: ведь это одно из немногих юношеских стихотворений, которое включено им в сборник произведений 1839 года, а Лермонтов был очень строг к их отбору.

Значит, «Ангел» чем-то дорог ему. И в самом деле, в этом стихотворении много «знаков» лермонтовского мироощущения и мировосприятия.

Действо его совершается в необъятных просторах Вселенной и прежде всего в небесах, хотя устремлено оно к земле. Участники этого действа: месяц, звёзды, тучи, ангел, духи, душа.

За ними угадывается Творец, объединяет их «тихая святая» песня ангела «о Боге великом» и «о блаженстве безгрешных духов / Под кущами райских садов».

В этой песне вся суть жизни, она определяет тот пик совершенства, к которому должна устремляться душа человека. Отсюда и томления её в «мире печали и слёз».

К образу ангела не раз обращались и художники слова, в том числе и замечательный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

Совет

Этот образ возникает во многих его произведениях, но мы обратимся к одному из ранних, юношеских стихотворений, созданному в 1831 году.

Поэту не исполнилось тогда ещё и семнадцати лет … Некоторые считают, что в нём ключ ко всей поэзии Лермонтова. Следовательно, и для нас понимание его очень важно.

История создания стихотворения «Ангел».

Никто не знает точной истории создания этого стихотворения, но многие соотносят его с воспоминаниями поэта о рано ушедшей из жизни матери. Лермонтов не помнил её облика: ему было всего три года, когда она умерла.

Но помнил её голос и мелодию колыбельной песни, которую она певала над ним. «Когда я был трёх лет, — вспоминал поэт, — то была песня, от которой я плакал … Её певала мне покойная матушка».

Это воспоминание согревало его в дни одиночества и печали.

А теперь познакомимся со стихотворением «Ангел». (Стихотворение выразительно читает учитель.)

Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему?

Детям стихотворение нравится своей мелодичностью. Они замечают, что настроение его меняется от начала к концу произведения: если вначале оно радостное, умиротворённое, светлое, то к концу становится печальным, в чём-то даже безысходным.

Какие картины вам представлялись, когда вы читали и слушали стихотворение? Каким вам видится «небо полуночи»?

Сравните словосочетание небо полуночи с возможным небо полночи. Некоторым семиклассникам представляются райские сады, где ангел, играя на арфе или лире, поёт нежные песни.

Но большинство рисует звёздное небо, по которому плывет лёгкое белое облачко; приближаясь, оно всё больше принимает очертания грациозной фигуры ангела с младенцем на руках … Голова склонена к младенцу, кудри касаются его щеки.

«Небо полуночи» учащимся кажется праздничным, сияющим мириадами звёзд, которые, словно свита, сопровождают посланца Бога, а месяц стелет ему похожий на кисейное покрывало путь. Небо не мрачное, не чёрное,скорее оно напоминает тёмно-синий бархат, в котором, словно корона, сверкает золотой месяц. Небо исполнено благоговейного внимания к песне ангела.

Небо полночи, наверно, выглядело бы по-другому: непредсказуемое, настораживающее, полное страшных тайн и снов.
Почему так отчётливо, так ясно видится в ночном небе ангел? Он светлый и потому особенно выделяется в темноте ночи и становится ещё ярче в свете звёзд и месяца.

Откуда и куда держит путь ангел? Какова его цель?

Ангел спускается с неба на землю, куда он несёт «душу младую». Обратите внимание на первое и последнее слово стихотворения. (Небо и земля.). Эти слова расширяют пространство произведения до космического, вселенского и чётко обозначают небесный и земной миры.

От кого мы узнаём о небесном мире? Каким вам представляется небесный мир?

Попробуйте доказать, что он воплощение гармонии. О небесном мире поёт ангел. Из его песни этот мир предстаёт перед нами прекрасным и гармоничным — в нём под райскими кущами блаженствуют безгрешные духи, а на них с радостью взирает Бог. Вся Вселенная внимает этой песне.

Какими эпитетами охарактеризована песня ангела? (Тихая, святая.)

Найдите в стихотворении контекстный синоним к слову песня. (Хвала.) Значит, песня хвалебная, а хвалебная песня, как мы знаем, — это гимн или, может быть, ода. Гимн — песня торжественная, обычно поэтому достаточно громкая, величественная.

Но у Лермонтова она тихая. Почему? Для кого она поётся и зачем?

Песня поётся для «младой души», которую ангел несёт на землю. Поэтому песня тихая, как колыбельная для младенца, и одновременно святая, потому что она «о Боге великом» и о

«блаженстве безгрешных духов» в раю: «младая душа» должна знать, откуда она вышла, к чему ей надо стремиться и куда вернуться. Песня — «хвала». Объясните слова «И хвала / Его непритворна была». Песня ангела искренна, полна любви к небу и Богу. Песню слушает не только «младая душа», но и небеса.

Каким словом Лермонтов подчёркивает особое внимание небес к песне ангела? (Внимали.

) Что значит внимать? В чём отличие этого слова от слова слушать?

Внимать — осторожно слушать, прислушиваться, жадно поглощая слухом; усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это волю свою.

Обратите внимание

То есть «месяц, и звёзды, и тучи толпой» не просто слушают, а вбирают в себя каждое слово песни ангела. Она важна не только для «младой души», но для всех. Почему? Это песня о совершенстве небесном, о гармонии, блаженстве, о которых мечтает и к которым стремится каждый.

Обратите внимание, что в одной строфе душа названа сначала младой, а затем — молодой. Почему? На первый взгляд, это одно и то же слово, но первое взято из старославянского языка, второе — из современного.

Какой оттенок звучания при одном и том же лексическом значении приобретает в каждом случае слово? Старославянский язык — язык церковный. В первом случае использовано слово младая: ведь в этот момент душа в объятиях ангела, а значит, ещё чиста и невинна.

Молодой, приземлённой она стала уже на земле, в «мире печали и слёз», где ею может овладевать множество соблазнов, вместе с которыми приходят и грех, и скорбь …

Что осталось от небес в этой душе?

Звук песни ангела. Слов нет — есть только мелодия. Между прочим, поэты-романтики, к которым на раннем этапе творчества принадлежал и Лермонтов, придавали особое значение музыке и считали, что только она может в полной мере выразить душу человека.

Какое чувство вызывает песня у души? Почему?

Песня возвращает душу туда, откуда она спустилась на землю, — к небесам, к миру гармонии и блаженства. Она вызывает у неё томление по этой утраченной гармонии, рождает «желание чудное» вернуться к истокам.

А вы чувствуете, слышите звук чудесной песни ангела? Какова её мелодика? Что помогает её создавать? Да, мы слышим эту песню в удивительном слиянии гласных (а, о, э, и, у), сонорных согласных (л, м, н), глухих звуков (п, т, х, с), которые создают ощущение плавных переливов тихой песни: По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.

Лермонтов здесь использовал приёмы аллитерации и ассонанса. Песня томит душу, противопоставляя небесную гармонию земному миру.

Каким он предстаёт перед нами? Чьими глазами мы его видим? Какие детали помогают его
увидеть? В земном мире нет гармонии и блаженства, он назван миром «печали и слёз», пребывание в нём кажется неимоверно долгим (

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontova/angel-7-9-klass

Анализ Стихотворения Лермонтова «Ангел» – Сочинение

Стихотворение «Ангел».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Ангел» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. Замысел его возник в связи с детским впечатлением мальчика от песни рано умершей матери.

Первоначальная редакция стихотворения на­зывалась «Песнь ангела». В 1839 году это произведение появи­лось в «Одесском альманахе на 1840 год».

«Ангел» — единствен­ное из юношеских стихотворений Лермонтова, опубликованное им при жизни с подписью своего имени.

Жанр произведения — лирическая миниатюра, стиль — ро­мантический, мы можем отнести его к философской лирике.

Стихотворение построено на основе антитезы земли и неба. Композиционно мы можем выделить в нем две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Здесь обозначен мир небесный.

Он покойный, радостный, безгрешный, правдивый. Мы слышим прекрасную «тихую песню» ангела, которой внима­ют и месяц, и звезды, и тучи, и «душа младая».

Ангел возносит искреннюю, горячую хвалу Богу, безгрешным духам, и песнь его навеки остается в юной душе:

Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой.

В последней строфе обозначен образ земли, противопостав­ленный небесам. Душа, воплотившись, долго томилась на свете, потому что слишком сильна в ней была тяга к Божественному, слишком незабвенна память о святой песне ангела:

И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.

Важно

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным амфибрахием, катренами, рифмовка — смежная.

Поэт исполь­зует различные средства художественной выразительности: эпи­теты («песне святой», «желанием чудным»), олицетворение и многосоюзие («И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой»), метафору («И долго на свете томилась она»), ал­литерацию («И звуков небес заменить не могли Ей скучные пес­ни земли»), ассонанс («По небу полуночи ангел летел»).

Стихотворение имеет большое значение для всего творчества М.Ю. Лермонтова. Мы можем рассматривать его в контексте лирических размышлений поэта о вечности, о земном и небес­ном — стихотворений «Земля и небо», «Небо и звезды», «Я не для ангелов и рая…», «Когда волнуется желтеющая нива…».

Здесь искали:

  • анализ стихотворения ангел
  • анализ стихотворения ангел лермонтова
  • анализ стихотворения лермонтова ангел

Источник: http://Sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-lermontova-angel/

Анализ стихотворения Лермонтова “Ангел”: тема и идея :

Стихотворение “Ангел” М. Ю. Лермонтов написал в 1831 году, будучи совсем юным – в возрасте шестнадцати лет. Источником его возникновения служит память о колыбельной, которую он в детскую пору слышал от мамы.

Анализ стихотворения Лермонтова “Ангел”

Стих слагается из четырех строф, каждая из которых является одной фразой, по смыслу независимой, однако вместе с тем согласованной с остальными выражениями по правилу сходства или антитезы.

Первые две строфы являются изображением полночного неба и песни, которую напевает ангел. Автор использует прилагательные “медленная”, “священная”, описывая песню. Полярная конфронтация мира божьего всему мирскому случается в голове читателя после окончания второй строфы: “хвала его непритворна была”.

Подобная фраза возникает до такой степени внезапно, что вызывает противоречие по отношению к мелодии, зародившейся под воздействием ангельского пения. Такое несоответствие формируется как словарным значением слова, так и фонетическим смыслом. В третьей и четвертой строфе говорится не только о небесах, но и о земной тверди.

Читайте также:  Тургеневская девушка в «асе» тургенева

Земной мир противоположен господнему как мир горести и уныния. Автор высказывает собственную позицию фразой “скучные песни земли”. Лермонтов неспроста избирает красочное слово “томилась”, имея в виду душу, принесенную на землю ангелом-хранителем. Таким глаголом он еще и выражает свою оценку мира земли. Произведение на редкость звучно.

Мелодичность, слаженность выделяются расположением слов: стих складывается из предложений с прямым размещением главных членов в трех первоначальных кусках. И лишь для заключительной строфы применен перевернутый порядок. Данное стихотворение наделяют особенной звучностью не только темп, рифмы, расположение слов и их выбор, но и систематический повтор согласного “л”.

Помимо нейтральных фраз, автор использует слова лирические, возвышенные: “внимать”, “хвала”, “небеса”. Подобные слова делают произведение музыкальным, оживленным, торжественным. Антонимичные слова “земля” и “небо” имеют ключевое значение в стихе, укрепляя антитезу противоположных образов (произведение берет свое начало со слова “небо”, а “земля” же завершает его).

Стиль

Жанр стихотворения — поэтическая миниатюра, стиль — возвышенный, можно причислить его к философской поэзии.

Произведение создано по признаку противопоставления неба и земли. Мы можем распределить его по структуре на две части. Первая часть состоит из первоначальных трех четверостиший. В ней изображен мир неба.

Совет

Он размеренный, веселый, непорочный, подлинный. До нас доносится чудесная “тихая песня” ангела, в которую вслушиваются луна, звезды, облака.

Ангел возвышает неподдельное, жаркое восхваление Богу, невинным душам, и песня его навсегда поселяется в его сердце.

Значение

Данное произведение играет значимую роль в творчества Лермонтова. Можно понимать его в качестве поэтических раздумий автора о постоянстве, бытие и Боге.

Стих рождает чувства отзывчивости, сострадания, торжества, гармонии, спокойствия и свободы.

В действительности это факт из жизни. Ангел приносит душу с целью поселить ее в обычного человека, и поет свою песнь. Душа не сохранила в памяти данную песню, однако же чувство ее утратилось. И теперь звуки на земле не способны стать заменой небесных. Душа мучается, погружаясь в воспоминания.

Однако разве не так и мама, юная, прекрасная, чуткая женщина, баловала своей песней душу ребенка, подготавливая его к тяжелой и безжалостной жизни, к земному пути? Сделав анализ стихотворения Лермонтова “Ангел”, мы убеждаемся в том, что это знак к осмыслению практически всей лирики поэта. Собственно он – изначальный источник. Затем включатся в поэтическое течение новые строки: нежные, бесстрастные, общественные, однако ключевой мотив прячется тут.

Тема “Ангела” Лермонтова

Тематика произведения – возникновение нового человека, новой души. Данная восторженная и эпическая история о появлении на свет нового жителя земли.

Ангел приносит его душу для объединения с телом. Душа в период перемещения слышит удивительную песнь о великолепных красотах небес.

Невинной душе открывается бесконечный рай, и такие познания подсознательно сопутствуют ее целую жизнь на земле.

В ней совсем немного схожего с негой небес, правда была таковой, что уныние и грусть, обиду и отчаяние мальчик испытал еще в детскую пору. Однако сквозь целую яркую жизнь в душе поэт сохранил мотив красивой мелодии.

В анализе стихотворения Лермонтова “Ангел” мы видим, насколько контрастно проявляется черта сопоставления жизни на земле и на небе. Это получилось у поэта весьма просто и изысканно – два антипода делятся четкой границей между этими мирами, и переход случается только в период появления на свет и угасания.

Идея

Ключевой идеей “Ангела” Лермонтова сквозь все стихотворение тянется мысль о том, что все земные песни тоскливы рядом со звуками неба. Это бесспорно убеждает, что юный поэт был мечтателем. Анализ стихотворения Лермонтова “Ангел” дает нам понять, что это воспоминания о песни, сохраняющейся в памяти, чтобы он не потерял тоску по обители блаженных и неизменному чувству радости.

Источник: https://www.syl.ru/article/356503/analiz-stihotvoreniya-lermontova-angel-tema-i-ideya

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова

Необычное и лирическое стихотворение «Ангел» было написано поэтом в 1831 году, когда самому автору едва исполнилось шестнадцать лет. Это стихотворное лермонтовское произведение относят к раннему поэтическому периоду жизни поэта, когда он пытался еще только найти себя, стараясь писать о том, что так близко было ему и то так волновало его душу.

В основу своего необычного и прекрасного стихотворения «Ангел» поэт решил положить колыбельную песню, которая некогда маленькому Михаилу пела и его мать. Она так трагично ушла из жизни поэта, но оставила в его сердце и в душе глубокую рану.

У детской нежной песенки автор лишь только взял размер, а все остальное он решил изменить, поэтому сюжет совсем другой, нежели в колыбельной.

Стихотворение «Ангел» — романтическое лермонтовское произведение, которое можно смело назвать и эпическим. По своей композиции оно состоит из четверостиший, всего их четыре.

Обратите внимание

В нем рассказывается о том, как на свет появляется новый маленький человек, а душу, которая предназначена для него, сам ангел приносит в этот мир, желая, чтобы она смогла соединиться с телом новорожденного еще до того, как он появиться на этот белый свет.

Путешествие этого прекрасного ангела может длиться долго, но всегда будет таинством, от которого веет загадка и волшебство. Но самое интересное, что этот ангел непросто летит по небу, а делает это красиво и музыкально.

Такой необычный полет с душой сопровождается прекрасной и удивительной песней, в которой прославляется праведная жизнь человека. Ангел в своей песне сообщает, что малыш, которому лишь только предстоит появиться на белый свет, обретет вечный рай. И ангел рассказывает о том, как прекрасен этот рай.

Но жизнь на земле совсем не похожа на ту жизнь, которую бы можно было сравнить с блаженством. Ведь ребенок уже с детских лет должен будет привыкнуть, что его будут обижать и унижать, что слезы, горе и печаль всегда будут рядом с ним.

И эта песня ангела, которая звучит так ясно и так красиво, всегда будет жить в душе человека, который будет нести ее всю свою жизнь.

Необычное стихотворение Михаила Лермонтова не может не понравиться читателю, так как оно нежное и мелодичное, успокаивает и в то же время заставляет задуматься над философскими и вечными проблемами и темами. Во многом такой эффект воздействия на читателя стихотворения «Ангел» удивителен.

Автор умело и точно подбирает выразительные средства. Они позволяют ему создавать насыщенный художественный текст. Прежде всего, он подбирает слова, задумываясь над каждым его лексическим значением.

В этих лермонтовских словах большое количество шипящих звуков, которые прекрасно дополняются и шипящими звуками.

Важно

Они необходимы поэту, чтобы создать общий звуковой фон, в котором бы читатель смог различить, как колеблется воздух, когда ангел не просто перемещается, а он по-настоящему летит. Этот фон из звуковых шумов позволяет поэту и показать то, насколько изящна и удивительна песня, которую поет ангел.

Но содержание не столь понятно, поэтому читатель может лишь только догадываться о том, что может звучать в его песнях.

Но уже становится понятно, что это некий гимн, в котором прославляет божественный мир, но попасть туда может не каждый человек, а лишь только те люди, которые смогут оставаться чистыми и безгрешными на протяжении всей свой жизни, какой бы долгой она не была.

И эта песня адресована этим людям, чья душа пока еще томится и она чувствует, что ждет ее совсем иной и чудный мир, но пока она вынуждена томиться на земле, где даже песни ей кажутся чуждыми и скучными.

И поэт желал добиться полного контраста между этими двумя мирами: земным и невероятно прекрасным небесным. Но этот контраст автор выполнил мягко и очень легко.

Но автор не смешивает эти два мира, четко прочерчивает грань между ними, чтобы не было никакого смешения.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Из сюжета стихотворения заметно, что его автор — идеалист, который сильно страдает. Он считает, что человек приходит в этот земной мир, чтобы как-то очистить свою душу. И если он сможет это выполнить, то тогда вернется туда, откуда когда-то принес его душу ангел. И душа такого человека получить покой и спокойствие.

Совет

В душе человека, который очищается, наступает радость и счастье. Интересно, что первое слово, которое использует автор в своем сюжете — это небо. Это символ неба, божества, которым обычно заканчивается обычная жизнь человека.

Поэт пытается всех уверить в том, что смерть не страшна и к ней нужно относиться легко и просто, не стоит из-за нее печалиться и бояться.

Смерть для автора сравнивается с колыбельной песенкой, которая поется малышам и это пение такой же ритуал, как и смерть. Поэтому душа в этом мире идет по цикличному кругу, который ритуален. Но даже самая лучшая и нежная песня для малыша, которую поет мама, не сможет сравниться с той песней, которую поет ангел. Она словно ее копия, помогающая человеку на земле.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/analiz-stihotvorenija-angel-lermontov.html

TESTSOCH.RU

         Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова мы начинаем изучать еще в начальной школе. Каждый год узнаем все больше о его жизни и читаем его произведения. Темы творчества поэта очень разнообразны.

Это и тема любви, и тема природы, и тема Родины, и тема одиночества, смерти.<\p>

        Мы рассмотрим произведение М.Ю.

Лермонтова «Ангел» и попробуем дать анализ его содержания, формы и идеи, а также изобразительно-художественных средств.

        Написано стихотворение в 1831 году, когда поэту было всего 16 лет. Говоря об истории создания «Ангела», исследователи творчества Лермонтова упоминают о том, что написал поэт его в воспоминание о своей матери. Лермонтова воспитывала бабушка, потому что мать умерла, когда поэту было три года.

И те колыбельные песни, которые он слышал в детстве от матери, и послужили материалом для создания данного стихотворения.<\p>

        Тема этого стихотворения уже заявлена в названии. Автор рассказывает об ангеле, который летал над землей и пел святую песню о добре и умиротворении: «По небу полуночи ангел летел…» Можно отнести стихотворение к философской лирике.

Автор размышляет о небесном бытии и земном существовании.<\p>

        В основе произведения лежит антитеза – сопоставление неба и земли. Интересно, что стихотворение начинается с фразы «По небу…», а заканчивается словом земля. Ангел нес «младую душу» с небес на землю.

Душа еще не рожденного человека спускается в земной мир, который автор называет миром «печали и слез». Как хорошо на небе, и как скучно, печально на земле!<\p>

Обратите внимание

        Стихотворение можно разделить на две части. Первая занимает три строфы. Песня ангела звучит о Боге, о райских садах, о небесном блаженстве. Она названа святой.

Вторая часть состоит из одной строфы – последней. В ней главная мысль заключается в том, что земная песня не сможет заменить чудесную песню ангела, жизнь на земле не всегда радостна и свободна.<\p>

        Поэт использовал выразительные художественные средства для создания образа ангела, несущего добрую, вечную, благую песнь.

Эпитеты «тихая», «святая» песня, «младая» душа, «чудное» желание, «живой» звук делают текст очень мелодичным, действительно, похожим на песню. Метафора «душа томилась» переплетается с олицетворением: само существование души и ее полет в объятиях ангела.

        Автор использует устаревшую лексику: «внимали» в значении вслушивались, соглашались, принимали, «младую» в значении молодую. Кстати, поэт употребляет слова и «младую» и «молодую» в соседних строчках.

Это говорит о связи времен, связи мира небесного – высшего и земного – обыденного. В тексте много книжных слов: «томилась», «блаженство», «чудное», «великий», «непритворна». Это дает ощущение небесной жизни, неземной, гармоничной, свободной.

Созвучие мягких шипящих и свистящих звуков «ж», «ш», «щ’», «ч’», «з», «с» создает ощущение полета.

        Стихотворение написано чередующимся трехстопным и четырехстопным амфибрахием и имеет смежную рифмовку.<\p>

Важно

        Произведение «Ангел» очень дорого М.Ю.Лермонтову. Поэт связывает с его личными детскими переживаниями. Но в нем есть и грусть души человека по какому-то идеалу, по небесной жизни – светлой и чудесной.

Источник: https://testsoch.ru/analizy-stihotvoreniy/lermontov/analiz-stixotvoreniya-lermontova-myu-angel.html

Ссылка на основную публикацию