«хорошее отношение к лошадям»: анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта.

В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений.

Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.

История создания – произведение было написано в 1918 году, когда другие поэты, захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ, от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – лесенка.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок”.

Метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы – “клешить”, “ржанула”.

Обратите внимание

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу.

Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”.

Стихотворение, очевидно, было написано после мая – тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского – он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает.

Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям.

При этом поэт подчеркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

Важно

И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла.

Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны.

Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.

Это облеченный в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает ее – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю – в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся революционному обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но все же решил продолжать работать для людей – в этом смысл стиха.

Это лирическое стихотворения, но, как и все произведения Маяковского, не совсем типичное для этого жанра. Оно воспринимается иначе из-за разговорного стиля, в котором написано, который делает его не похожим на традиционную лирику.

Особую роль в создании настроения играет и используемый Маяковским нетрадиционный стихотворный размер – лесенка. Также поэт применяет неточную рифму, которая помогала ему создавать необычные ситуации, образы, идеи.

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок” – и метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”, они все же играют не главную роль в художественной концепции.

Совет

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб“.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/mayakovskiy/horoshee-otnoshenie-k-loshadyam.html

Анализ стихотворения Маяковского Хорошее отношение к лошадям

Маяковский был неординарной личностью и выдающимся поэтом. Он часто поднимал, в своих произведениях простые человеческие темы. Одна из них жалость и участие к судьбе лошади, которая упала посреди площади, в его стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». А вокруг спешили и бежали люди. Им нет дела до трагедии живого существа.

Автор же рассуждает о том, что стало с человечеством, которое не сострадает бедному животному, куда подевались все лучшие качества, которые присущи человечеству. Она лежала посреди улицы и смотрела вокруг печальными глазами.

Маяковский сравнивает людей с лошадью, подразумевая, что такое же может случиться с любым из общества, а вокруг, по-прежнему будут нестись и мчаться, сотни людей и никто не проявит сердобольность. Многие просто пройдут и даже не повернут головы.

Каждая строка поэта наполнена грустью и трагическим одиночеством, где сквозь смех и голоса слышен как бы стук лошадиных копыт, удаляющийся в серую поволоку дня.

У Маяковского свои художественно-выразительные средства, с помощью которых нагнетается атмосфера произведения. Для этого литератор использует особую рифмовку строк и слов, что было ему так свойственно.

Он, вообще был великий мастер придумывать новые слова и средства, для более четкого и нестандартного выражения своих мыслей. Маяковский использовал точные и неточные, богатые рифмы, с женским и мужским ударением. Поэт использовал свободный и вольный стих, что дало ему возможность точнее выразить нужные мысли и эмоции.

Он призвал на помощь- звукопись, фонетическое речевое средство, которое придало произведению особую выразительность.

Обратите внимание

В строках часто повторяются и противопоставляются звуки: гласные и согласные. Использовал аллитерацию и ассонанс, метафоры и инверсию.

Когда в конце стихотворения, рыжая лошадь, собрав свои последние силы, вспомнив себя маленькой лошадкой, поднялась и пошла по улице, гулко цокая своими копытами.

Ее как бы поддерживал лирический герой, который посочувствовал ей и осудил тех, кто над ней смеялся. И появилась надежда на то, что будет добро, радость и жизнь.

Анализ стихотворения Хорошее отношение к лошадям Маяковского

Стихотворение В.В.Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” одно из самых пронзительных и жизнеутверждающих стихотворений поэта, любимое даже теми, кому не нравится творчество поэта.
Начинается оно словами:

“Били копыта, Пели будто: -Гриб. Грабь. Гроб. Груб- Ветром опита, льдом обута

улица скользила”.

Чтобы передать атмосферу того времени, тот хаос, который царил в обществе, Маяковский употребляет такие мрачные слова для начала своего стихотворения.

И сразу представляешь себе булыжную мостовую в центре старой Москвы,. зимний холодный день, повозку с рыжей лошадью в упряжке и снующих по своим делам приказчиков, мастеровых и прочий деловой люд. Все идет свои чередом….

И. о ужас” “Лошадь на круп грохнулась, и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились…”

Возле старой кобылы тут же собралась толпа, хохот которой “зазвякал” на весь Кузнецкий.
Здесь Маяковский хочет показать духовный облик огромной толпы. Ни о каком сострадании и милосердии не может быть и речи.

А что же лошадь? Беспомощная, старая и без сил, лежала она на мостовой и все понимала. И лишь один (!) человек из толпы подошел к лошади и заглянул в “глаза лошадиные”, полные мольбы, унижения и стыда за свою беспомощную старость. Сострадание к лошади было столь велико, что человек заговорил с ней человеческим языком:

“Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте чего вы думаете, что вы сих плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему

лошадь.”

Здесь Маяковский дает понять, что люди, глумившиеся над упавшей лошадью, ничуть не лучше самих лошадей.
Эти человеческие слова поддержки сотворили чудо! Лошадь, как будто их поняла и они придали ей сил! Лошадь вскочила на ноги, “ржанула и пошла”! Она уже не чувствовала себя старой и больной, она вспомнила молодость и казалась себе жеребенком!

“И стоило жить и работать стоило!” – этой жизнеутверждающей фразой Маяковский заканчивает свое стихотворение. И как-то становится хорошо на душе от такой развязки сюжета.

<\p>

Важно

О чем же это стихотворение? Стихотворение учит нас добру, участию, неравнодушию к чужой беде, уважению к старости.

Вовремя сказанное доброе слово, помощь и поддержка тем, кто в этом особенно нуждается, способно многое перевернуть в душе человека. Даже лошадь поняла искреннее сострадание человека, обращенное к ней.

Как известно, Маяковский в своей жизни пережил гонения, непонимание, отрицание своего творчества, поэтому можно предположить, что он представлял себя той самой лошадью, которая так нуждается в человеческом участии!

Анализ стихотворения Хорошее отношение к лошадям по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/mayakovskij/horoshee-otnoshenie-k-loshadyam

«Хорошее отношение к лошадям», анализ стихотворения Маяковского

Как часто в жизни человек нуждается в поддержке, хотя бы просто в добром слове. Как говорится, доброе слово и кошке приятно. Однако порой очень сложно найти взаимопонимание с окружающим миром.

Именно этой теме – противостояния человека и толпы – были посвящены ранние стихи поэта-футуриста Владимира Маяковского.

В 1918 году, во время суровых испытаний для молодой советской республики, в дни, когда другие поэты, такие, как Александр Блок, призывали:

Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

– именно в такое время Маяковский пишет стихотворение с неожиданным названием  – «Хорошее отношение к лошадям», которому и посвящен анализ.

Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации.

В основе сюжета – падение старой лошади, вызвавшее не просто живое любопытство толпы, а даже смех окруживших место падения зевак.

Поэтому аллитерация помогает услышать и цокот копыт старой клячи («Гриб. Грабь. Гроб. Груб.»), и звуки толпы, жаждущей зрелища («Смех зазвенел и зазвякал», «за зевакой зевака»).

Важно отметить, что звуки, имитирующие тяжелую поступь клячи, одновременно несут и смысловую окраску: особенно явственно воспринимается своеобразный призыв «Грабь» в сочетании со словами «гроб» и «груб».

Точно так же звякающий смех зевак, «штаны пришедших Кузнецким клёшить», сливается в единый вой, напоминающий стаю волоков.

Вот тут-то и появляется лирический герой, который «один голос свой не вмешивал в вой», герой, который посочувствовал лошади, не просто упавшей, а «грохнувшейся», потому что он увидел «глаза лошадиные».

Совет

Что увидел в этих глазах герой? Тоску о простом человеческом участии? В произведении М.

Горького «Старуха Изергиль» Ларра, отвергший людей, так как сам был сыном орла, не стал жить без них, а когда захотел умереть – не смог, и автор написал: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». Возможно, именно столько же ее было и в глазах несчастной лошади, но окружающие этого не видели, хотя она плакала:

За каплищей каплища по морде катится,

прячется в шерсти…

Сочувствие в герое оказалось таким сильным, что он ощутил «какую-то общую звериную тоску». Вот эта всеобщность и позволяет ему заявить: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Действительно, разве не бывали у каждого дни, когда неудачи преследовали одна за другой? Разве не хотелось бросить все и опустить руки? А кому-то руки даже на себя хотелось наложить.

Как помочь в такой ситуации?  Поддержать, сказать слова утешения, сочувствия, что и делает герой.

Конечно, произнося свои слова ободрения, он осознает, что «может быть, старая и не нуждалась в няньке», ведь не каждому приятно, когда есть свидетели его минутной слабости или неудачи.

Однако слова героя подействовали чудесным образом: лошадь не просто «встала на ноги, ржанула и пошла». Она еще и хвостом помахивала («рыжий ребенок»!), потому что вновь ощутила себя жеребенком, полным сил и будто заново начинающим жить.

Поэтому и заканчивается стихотворение жизнеутверждающим выводом: «И стоило жить, и работать стоило».  Теперь ясно, что название стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» воспринимается совсем по-другому: Маяковский, конечно, имел в виду хорошее отношение ко всем людям.

В 1918 году, когда вокруг царили страх, ненависть, всеобщее озлобление, только поэт мог ощутить дефицит внимания друг к другу, недостаток любви, нехватку сочувствия и милосердия. Недаром  в письме к Лиле Брик в мае 1918 года он так определил замысел своего будущего произведения: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувственное про лошадь».

Обратите внимание

Стихотворение на самом деле получилось очень прочувствованным, во многом благодаря традиционным для Маяковского художественным средствам. Это и неологизмы: «опита», «клёшить», «каплища», «плоше». Это и метафоры: «улица опрокинулась», «смех зазвякал», «тоска вылилась».

И, конечно же, это рифма, прежде всего, неточная, так как именно ее предпочитал Маяковский. По его мнению, неточная рифма всегда рождает неожиданный образ, ассоциацию, идею.

Вот и в этом стихотворении рифмы «клёшить – лошадь», «шерсти – шелесте», «плоше – лошадь» порождают бесконечное количество образов, вызывая у каждого читателя свое восприятие и настроение.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского

  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

  • «Облако в штанах», анализ поэмы Владимира Маяковского

  • «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского

  • «А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского
  • «Письмо Татьяне Яковлевой», анализ стихотворения Владимира Маяковского

  • «Ночь», анализ стихотворения Маяковского

  • «Нате!», анализ стихотворения Маяковского

  • «Вам!», анализ стихотворения Маяковского

  • «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», анализ

  • «О дряни», анализ стихотворения Маяковского

  • «Юбилейное», анализ стихотворения Маяковского

  • «Левый марш», анализ стихотворения Маяковского

  • «Люблю», анализ поэмы Маяковского

  • «Что такое хорошо и что такое плохо», анализ стихотворения Маяковского

По произведению: «Хорошее отношение к лошадям»

По писателю: Маяковский Владимир Владимирович

Источник: https://goldlit.ru/mayakovsky/482-horosheie-otnoshenie-k-loshadyam-analiz

«Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковский

«Хорошее отношение к лошадям» Владимир Маяковский

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу

глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,

прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.

И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,

и работать стоило.

Несмотря на широкую известность, Владимир Маяковский всю жизнь чувствовал себя неким изгоем общества. Первые попытки осмысления этого феномена поэт предпринял еще в юношеском возрасте, когда зарабатывал себе на жизнь публичным чтением стихов.

Его считали модным литератором-футуристом, однако мало кто мог предположить, что за грубыми и вызывающими фразами, которые автор бросал в толпу, скрывается очень чутка и ранимая душа. Впрочем, Маяковский умел прекрасно маскировать свои эмоции и очень редко поддавался на провокации толпы, которая порой вызывала в нем отвращение.

И лишь в стихах он мог позволить быть самим собой, выплескивая на бумагу то, что наболело и накипело на сердце.

Революцию 1917 года поэт воспринял с энтузиазмом, считая, что теперь его жизнь изменится к лучшему. Маяковский был убежден, что является свидетелем зарождения нового мира, более справедливого, чистого и открытого.

Важно

Однако очень скоро он понял, что государственный строй изменился, однако сущность людей осталась прежней.

И неважно, к какому социальному классу они относились, так как жестокостью, глупость, вероломство и беспощадность были присущи большинству представителей его поколения.

В новой стране, пытающейся жить по законам равенства и братства, Маяковский чувствовал себя вполне счастливым. Но при этом люди, которые его окружали, нередко становились предметом насмешек и язвительных шуток поэта. Это была своеобразная защитная реакция Маяковского на ту боль и обиды, которые причиняли ему не только друзья и близкие, но и случайные прохожие либо посетители ресторанов.

В 1918 году поэт написал стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», в котором сравнил себя с загнанной клячей, ставшей предметом всеобщих насмешек.

По утверждению очевидцев, Маяковский действительно стал очевидцем необычного происшествия на кузнецком мосту, когда старая рыжая кобыла, поскользнулась на обледеневшей мостовой и «грохнулась на круп».

Тут же сбежались десятки зевак, которые тыкали пальцем в несчастное животное и смеялись, так как его боль и беспомощность доставляли им явное удовольствие. Лишь Маяковский, проходивший мимо, не присоединился к радостной и улюлюкающей толпе, а заглянул в лошадиные глаза, из которых «за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти».

Автора порази не то, что лошадь плачет совсем, как человек, а некая «звериная тоска» в ее взгляде. Поэтому поэт мысленно обратился к животному, попытавшись его взбодрить и утешить. «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь», — принялся уговаривать автор свою необычную собеседницу.

Рыжая кобыла словно бы почувствовала участие и поддержку со стороны человека, «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла». Простое человеческое участие дало ей силы справиться с непростой ситуацией, и после такой неожиданной поддержки «все ей казалось – она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило».

Совет

Именно о таком отношении со стороны людей к себе мечтал и сам поэт, считая, что даже обычное внимание к его персоне, не овеянное ореолом поэтической славы, придало бы ему силы для того, чтобы жить и двигаться вперед.

Но, к сожалению, окружающие видели в Маяковском прежде всего известного литератора, и никого не интересовал его внутренний мир, хрупкий и противоречивый. Это настолько угнетало поэта, что ради понимания, дружеского участия и сочувствия он готов был с радостью поменяться местами с рыжей лошадью.

Потому что среди огромной толпы людей нашелся хотя бы один человек, которые проявил к ней сострадание, о чем Маяковскому оставалось лишь только мечтать.

Источник: https://pishi-stihi.ru/horoshee-otnoshenie-k-loshadyam-mayakovskij.html

Анализ стихотворения Майкова Хорошее отношение к лошадям

Как часто писатели и поэты переносят острые жизненные переживания, драмы на животный мир. Взять хотя бы знаменитые басни Крылова или те же русские народные сказки.

С помощью такого приёма любая ситуация выглядит не такой злой, сарказм превращается в иронию, и вроде как в итоге даже никому и не обидно. Стихотворение Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» из той же «оперы».

Казалось бы, налицо бытовая послереволюционная ситуация: забитая постоянной работой и жизнью впроголодь лошадь упала. Но о кобыле ли речь?

Разумеется, нет, пока в условиях возникновения новой страны из руин старой, одни поэты призывали поддержать власть, немногие, в числе которых и был Маяковский, обращались к общечеловеческим проблемам.

Драма лошади – драма несчастного всеми забитого и покинутого человека. Животное любопытство людей, отсутствие сострадание и желание всего лишь поглумиться над бедой другого – всё это жестоко презирается поэтом в лице лирического героя, пришедшего на выручку лошади.

Иногда простое сочувствие способно возродить человека из пепла.

Всё стихотворение строится на аллитерации: сочетание звуков «г», «р» создают ощущение присутствия лошади за спиной у читателя, буквально слышится цокот копыт. «Смех зазвенел и зазвякал» – звуки «с», «з» придают безжалостности, злости и грубости толпе, жаждущей только «хлеба и зрелищ».

Автор использует гиперболу: «Деточка, все мы немножко лошади», чтобы противопоставить поступок лирического героя и толпы. Индивидуум идёт против жестокого общества.

Обратите внимание

Наверное, у любого человека была ситуация, когда уже готовы были опустить руки, но кто-то вдруг вселил надежду и придал второе дыхание.

То же самое произошло и с несчастной лошадью, которой достаточно оказалось всего лишь сказать пару сочувствующих фраз и быть с ней участливым.

Метафоры: «Улица опрокинулась», «улица скользила» передаёт состояние человека, оказавшегося в беде, когда весь мир от него отвернулся. Зеркальный повтор: «Лошадь упала, упала лошадь» рисуют суету, которую развернули люди, когда увидели трагедию. В этих же строчках слышится такое средство художественной выразительности, как ассонанс.

Неологизмы Маяковского: «клёшить», «опита», «плоше» делают лирического героя исключительным, не таким, как все, личностью.

Главный вывод, сделанный Маяковским в лице лирического героя: «И стоило жить, и работать стоило». Несмотря ни на что, всегда нужно находить в себе силы двигаться дальше и никогда не перед кем и не перед чем ни опускать руки.

Анализ стихотворения Хорошее отношение к лошадям Майкова

Стихотворение Маяковского было написано в 1918 году когда в стране бушевала революция, царствовали беспорядки и разруха, и на фоне всего нарастающего хаоса было написано произведение которое отражало преобладающие чувства того времени.

Поэтому ознакомившись с произведение можно сразу определить основную мысль и тему заключившиеся в чувстве сострадания к животному, которое переплетается одновременно с чувством одиночества.

Образ животного в стихотворение ассоциируется не только с лошадьми, на место старой клячи, Маяковский ставит самого себя, поэтому главная тема сострадания является такой яркой и понятной, ведь писателю была знакомо чувство одиночество. Насколько мы знаем, писателя считали знаменитым поэтом футуристом, но мало кто пытался понять, что скрывается у него в душе.

Важно

Ведь одиночество исчисляется не количеством физически окружающих людей, а численностью людей, которым можно излить душу. А таких у Маяковского никогда не было, поэтому писатель так умело смог воссоздать, свое жизненное положение на примере лошади, и провести линию между одиночеством и состраданием.

Анализируя стихотворение можно заметить, как хорошо прорисовывается общий сюжет происходящего, и эта простота и ясность сюжета необходима, чтобы каждый читатель смог поставить себя на место лошади и понять скрытый смысл который кроется за каждым поворотом сюжетной линии.

На основе первых строчек, мы без усилий можем создать картину скользкой мостовой и упавшую лошадь вокруг которой толпились люди. Но некоторые слова имеют весомый смысл, как например употребление слово зеваки вместо просто людей, что может нам говорить о бессознательном, сонном состоянии граждан, которые не могут банально проявить чувство жалости и сочувствия.

В середине произведения, наблюдается прямое обращение лирического героя к лошади, он мысленно сочувствует животному,  и она все понимает и от этой искры милосердия, загорается большое пламя, дающее бедняжке силы, как будто она жеребенок и снова молода.

Этим Маяковский подчеркивает, какой силой может обладать простое понимание и сочувствие в жизни всего живого, и какой большой ценой обладает эта капля понимания, что покрывает всю жизнь и все страдания.

  • Анализ стихотворения Фета Зреет рожь над жаркой нивой
    Серебряный век. В этот период были написаны самые яркие стихотворения и именно в это время жили одни из самых известных писателей. Во второй половине, все великие поэты боролись между собой. Были два направления: «Натуральная
  • Анализ стихотворения Некрасова Дедушка
    «Дедушка» Некрасова – одно из лучших стихотворений в творчестве писателя. Оно рассказывает о дружбе внука и деда, относящихся к разным поколениям, молодому и пожилому. Маленький мальчик Саша с нетерпением ждет
  • Анализ стихотворения Брюсова Люблю одно
    Поэты Серебряного века русской литературы, к которым относится и Валерий Яковлевич Брюсов, одной из своих целей ставили назначение человека как структурной единицы в обществе, его положение и исторический смысл. Постепенно эти поиски
  • Анализ стихотворения Некрасова Поэт и гражданин
    Н.А. Некрасов родился в сложное время, эпоху перемен в политической и духовной жизни России. Середина 19 века была переломным моментом для страны. Многие его произведения имеют острую социальную направленность
  • Анализ стихотворения Есенина Не напрасно дули ветры
    Есенин очень любил природу и часто писал стихи, связанные со временами года и красотой бескрайних полей и лесов. Есенин родом из деревни детство и юность он провел там и видел много проявлений природы. В данном стихотворении Есенин

Источник: https://analiz-stihov.ru/majkov/xoroshee-otnoshenie-k-loshadyam

Анализ стихотворения В.Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”

Анализ стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (Восприятие, истолкование, оценка)

Ощущение боли, тоски возникло у меня при первом прочтении стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Я услышала шум улицы с её грохотом, злым смехом. Улица эта бездушна, «льдом обута». Ощущение боли усиливается с падением лошади. Я поняла, что это стихотворение об одиночестве в толпе, о невозможности сочувствия.

  С этой точки зрения я попробую проанализировать это стихотворение. В основе сюжета лежит случай. Но этот случай Маяковским переосмысливается. Речь идёт о «хорошем» отношении не только к лошадям, но и к людям.<\p>

   Основная тема стихотворения заключается в словах:<\p>

                            …все мы немножко лошади,

                            каждый из нас по-своему лошади.

Совет

Итак, давайте посмотрим, как развивается эта тема в композиции стихотворения. Стихотворение начинается с описания общей картины мира, многое идёт как от сказки, так и от жизни. На Кузнецком мосту, в Москве, помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский. А в кафе и на улице масса праздношатающихся: те самые зеваки, которых упоминает поэт.

                           …за зевакой зевака,

                           штаны пришедшие Кузнецким клёшить

                           сгрудились,

                           смех зазвенел и зазвякал…

   Далее описывается случай, который увидел Маяковский. Заканчивается стихотворение описанием тех мыслей, чувств, ощущений, которые испытал поэт.

   Кульминационный момент стихотворения:

                            Подошёл и вижу –

                            за каплицей каплица<\p>

                            по морде катится,

                            прячется в шерсти…

Стихотворение метафорично. Первоначальное название «Отношение к лошадям» поэт изменил на «Хорошее отношение к лошадям». В самом названии содержится ирония. Метафора «льдом обута» передаёт восприятие лошади: улица обута льдом, улица(а не лошадь) скользит.

Каково же мировоззрение и мироощущение автора? Голос автора слышен не только в заключительной части. Мир, описываемый поэтом, страшен: « били копыта», «ветром опита», «льдом обута». Звуки передают мерный, тяжёлый  осторожный шаг старой лошади по скользкой, звонкой, льдистой мостовой.

Паузы в конце каждой строки позволяют читателю почувствовать, как нарастает напряжение. Грубые предостерегающие звуки: «Грабь, гроб, груб,»-словно предвещают близящуюся опасность. Действительно, опасность оказывается реальной. Толпа не принимает ни страданий лошади, ни страданий героя.

Он пытается успокоить своё сердце. Слова:

                          и стоило жить,

                          и работать стоило,- соединяют ощущение лошади и лирического героя. Конфликт между миром развязался. Образ жеребёнка оставляет надежду на спасение.

   Это стихотворение даёт возможность поразмышлять о воззрении Маяковского о смысле жизни, о смысле бытия. «Я люблю всё живое. Моя душа и сердце обнажены, чтобы горе сделать своим,»- писал Маяковский.

В стихотворении продолжается тема толпы, поэта и мира людей. «Лошадь, слушайте,»- созвучно с названием стихотворения. «Послушайте»- всплеск, доведённый до шёпота. Маяковский остаётся в русской традиции сочувствующим поэтом, готовым на помощь.

Но мир не всегда готов был повернуться к нему лицом.

   Ещё в 1916 году в стихотворении «Надоело» Маяковский писал:

                                   Нет людей

                                   Понимаете

                                   крик  тысячедневных мук?

                                   Душа не хочет немая идти,

                                   а сказать кому?<\p>

И в стихотворении «Дешёвая распродажа»:

                                   Слушайте ж:

                                   всё, чем владеет моя душа,

                                   – а её богатства пойдите смерьте ей!…

                                  Сейчас отдам

                                  за одно только слово

                                   ласковое,

                                   человечье…

Обратите внимание

Да, человеку нужно только доброе слово сочувствия. Стихотворения Маяковского актуальны и в наши дни. Ведь человек готов горы свернуть, может встать на ноги, осознать свою надобность только за одно «ласковое, доброе, человечье» слово.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2011/08/30/analiz-stikhotvoreniya-vmayakovskogo-khoroshee-otnoshenie

Анализ стихотворения Маяковского В.В. «Хорошее отношение к лошадям»

Наверное, нет людей, кому бы ни нравилась поэзия. Читая стихотворения поэтов, мы видим их настроение, мы читаем их мысли, которые говорят нам о прошлом и настоящем, о печали и радости, восторге, любви, переживании, о мечтах. Поэтическое слово как можно лучше передает глубокий смысл и эмоциональную окраску произведениям.

Благодаря стихотворениям, мы можем раствориться в переживаниях писателя, наслаждаясь сюжетом стиха, поддерживая героя и созданные образы. Стихи дают возможность узнать личность поэта и его настрой.

Так в работе Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», автор размышляет над пороками людей, над их недостатками и при этом он показывает с помощью лирического героя то, какими мы должны быть, учит нас сопереживанию, сочувствию, состраданию.

Стихотворение Маяковского хорошее отношение к лошадям

В стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» писатель рассказал историю лошади, что «грохнулась», описывая реакцию толпы на случившееся.

Маяковский – замечательный писатель, который может несколькими словами дать нам полное описание явлений, что происходят в жизни людей, используя звукоподражание, повторы, звукопись, ассонанс, аллитерацию.

Именно благодаря умению применять различные поэтические средства в произведении «Хорошее отношение к лошадям», в том числе и метафоры, писатель помогает нам, как читателям, не только видеть картину, но и слышать все происходящее, тот же цокот копыт, тот же смех и тому подобное. Он может несколькими словами передать нам полную картину.

Так, всего несколько слов об улице, зато какая полная картина предстает перед нами.<\p>

Только «ветром опита», «льдом обута», «улица скользила», а наше воображение позволяет нам увидеть улицу морозным ветреным днем, которая полностью покрыта льдом. И вот по этой ледяной дороге скачет лошадь, которая споткнулась и упала.

В этот момент, по идее, все должны спохватиться и прийти на помощь. А, нет. Прохожие «сгрудились», да не просто собрались толпой зевак, а еще и смеяться стали. Смех их звенел и звякал. И к таким вот зевакам автор относится пренебрежительно, говоря нам, что их смех «звякает», их голоса, что вой.

И только один герой стихотворения подбежал к упавшей лошади. Подбежал и увидел «глаза лошадиные», из которых падали слезы, нет, «каплища», что скатывались «по морде». Не остался герой равнодушным, нашел утешительные слова: «Деточка, все мы немного лошади». Увидев поддержку, понимание, животное приободрилась, поверила в себя и «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла», «пришла веселая» и поняла «стоило жить и работать стоило».

Далее, работая над сочинением «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского и делая его анализ, хочется сказать, это не бессмысленное произведение.

Важно

Работа под названием «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского несет в себе глубокий смысл и здесь стоит понимать хорошее отношение к людям, к ближним. Автор призывает нас научиться сочувствию к ближнему, поддержке, переживанию, пониманию.

Все может случиться в жизни и только поддержка окружающих, доброе слово, слова утешения творят чудеса, заставляют двигаться вперед, «не вешать нос».

Хорошее отношение к лошадям Маяковский слушать

Источник: http://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-mayakovskogo-v-v-xoroshee-otnoshenie-k-loshadyam.html

Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Владимир Маяковский известен нам как поэт-футурист, и все мы знаем, что большинство его стихотворений написано о революции и про неё. Читатели, знакомые с малой частью произведений этого величайшего поэта, считают его грубым и даже злым человеком, разрушающим всё на своем пути.

Вспомним хотя бы «Я люблю смотреть, как умирают дети» или «радостно плюну… в лицо вам…». Но они забывают, что в раннем творчестве Владимир Маяковский руководствовался манифестом Маринетти, прославляющим агрессию и удар кулака. Это и дань эстетике, и поиски своего, особого пути в искусстве.

Владимир Владимирович необыкновенно чувственный человек, поэт напряженного острого лиризма. Лирический герой Маяковского – одиночка, бросающий вызов сытым, пошлым, безжалостным – тем, кого он называет «толпой старых редисок», «зеваками», «стоглавой вошью». Вы можете сказать, что на одно «доброе» стихотворение десять «злых» о революции, о борьбе.

Но это не так. Нужно читать, погружаясь в художественный мир поэта, чтобы найти в нем человека, свет его души, любовь.

Можно подумать, что произведение описывает лишь обыденную картину, но не следует делать поспешных выводов. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» композиция условно делится на три части. Исследуя особенности первой части, можно отметить жесткость преданную звуками [гр], [б].

Били копыта. Пели будто: – Гриб. Грабь. Гроб.

Груб..–

Тажке звук [з] создает атмосферу холода, пронзительности, придавая остроту и напряженность.

и сразу, за зевакой зевака

смех зазвенел и зазвякал

Уже эти слова создают атмосферу, пропитанную ненавистью, смертью и хамством. Они как будто окунают нас в грязь и мерзость этого мира. Эту картину дополняет жесткостью строки:

Ветром опита, Льдом обута, Улица скользила. И в этом мареве: Лошадь на круп

Грохнулась…

Использование в синтаксисе инверсий создают картину опрокинутого, злого мира.

штаны пришедшие Кузнецким клешить Улица опрокинулась,

течет по-своему..,

Совет

Особая строфика стихотворения, где каждое слово вынесено в отдельную строку, придает остроту обстановки.

Но во второй части автор специально переставляет слова для того, чтобы мы не прошли мимо этой лошади, чтобы обратили свое внимание. И что мы видим… Толпа зевак смеется…

Один Маяковский «голос свой не вмешивал в вой ему», Кузнецкому – так использование метонимии позволяет превратить поэту зевак в неодушевленные существа. Там, где толпа, – души нет. У одного него проснулось чувство жалости к этому бедному животному…

Лишь он проникся любовью и нежностью к этой лошади. Его слова обращены к ней:

«Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте –

Чего вы думаете, что вы их плоше?»

Жесткие, холодные звуки [з], [гр] сменяются мягкими, теплыми [ш], [щ'], наделяющими мир любовью и нежностью. Строки становятся длинее, что придает плавность стихотворению.

Автор обращается к лошади на «Вы». Ведь, действительно, мы все равны. Любой мог оказаться в этой ситуации: «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». И порой нам надо совсем малое, чтобы кто-нибудь сказал доброе слово, утешил.

В третей части появляется динамика, желание жить, детская резвость. Мир преобразился: тепло и свет одного человека растопили замерзшую ледяную глыбу людского безразличия и злости. И «лошадь рванулась, встала на ноги ржанула и пошла». Слова Маяковского перенесли это животное в мир детства, где царили доброта и любовь матери. После чего «и стоило жить, и работать стоило».

В конце стихотворения лирический герой и образ лошади уже над толпой. Они вне её. Любовь подняла их над миром хаоса, темноты, человеческого холода.

И никогда не надо нападать на слабого, только потому, что он слабый. Маяковский добр и искренен. Его миропонимание учит нас быть центром Вселенной. Ведь нельзя постоянно быть в стаде пошлых, злых, «старых редисок».

Источник: http://litera.su/learner/all-works/mayakovsky-v-v/analysis-of-the-poem-good-attitude-to-horses

Анализ стихотворения “Хорошее отношение к лошадям” Маяковский

Хорошее отношение к лошадям (1918)

Стихотворение написано в период Гражданской войны. Это было время разрухи и голода, революци­онного террора и насилия. Произведение Владимира Маяковского – призыв к милосердию и восстанов­лению человеческих отношений. Упавшая лошадь заставляет вспомнить забитую клячу из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, сим­волизирующую положение “униженных и оскорб­ленных “.

Начало стихотворения можно назвать камертоном, который настраивает восприятие читателя: “Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб”. Подчеркнутая аллитерация этих строчек вызывает ассоциации со смертью, гра­бежами, жестокостью и грубостью. В то же время это звукопись, изображающая цокот лошадиных подков.

События, описанные в стихотворении, можно пересказать в нескольких словах. В Москве, возле Кузнецкого моста (это название улицы), поэт увидел лошадь, которая упала на скользкой мостовой. У собравшихся зевак происшествие вызвало злорад­ный смех, и лишь поэт посочувствовал несчастному животному.

От ласкового слова лошадь нашла в себе силы подняться и идти <\p>

дальше.

В стихотворении можно четко выделить вступле­ние, основную часть и заключение.

Обратите внимание

В самом начале использована необычная метафора, которая изображает место происшествия – улицу:

Ветром опита, льдом обута, улица скользила.

“Ветром опита” – это улица, напоенная сырым, холодным воздухом; “льдом обута” – означает, что лед покрыл улицу, как бы обул ее, поэтому она стала скользкой. Использована еще и метонимия: на самом деле не “улица скользила”, а поскальзы­вались прохожие.

Следует отметить также, что улица в раннем твор­честве Маяковского часто была метафорой старого мира, обывательского сознания, агрессивной толпы (например, в стихотворении “Нате!”).

В рассматриваемом произведении поэт изображает уличную толпу еще и праздной, и разодетой: “штаны пришедшие Кузнецким клешить”.

Клешитъ – неологизм Маяковского от слова “клеш”. Клеш (то есть модные в то время широкие брюки) служит средством социальной характери­стики толпы.

Поэт изображает сытых обывателей, ищущих развлечений. Просторечное слово сгрудились озна­чает: собрались в кучу, как стадо. Страдания жи­вотного вызывают у них лишь смех, их выкрики подобны вою.

Далее автор использует антитезу, противопостав­ляя лирического героя толпе:

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему.

Поэт удручен увиденным. Его взволнованность передана паузами: “Подошел / и вижу / глаза ло­шадиные…”. Тоска переполняет душу лирического героя.

Противопоставление поэта толпе не случай­ное – Маяковский рассказывает не только о про­исшествии на Кузнецком мосту, но и о себе тоже, о своей “звериной тоске” и об умении преодолевать ее. Плачущая лошадь – своеобразный двойник автора. Измученный поэт знает, что нужно найти в себе силы продолжать жить. Поэтому он обращается к лошади как к товарищу по несчастью:

Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.

Основную нагрузку в стихотворении несут на себе глаголы действия. Весь сюжет можно описать с помощью цепочки глаголов: грохнулась – сгруди­лись – подошел – рванулась – пошла – пришла – стала (в стойло).

Оптимистичны завершающие строки стихотво­рения:

И все ей казалось – она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило.

Важно

Через нехитрый сюжет Маяковский раскрывает одну из важнейших тем поэзии – тему одиночества.

Но поэт делает это по-своему – в системе эстетики футуризма, нарушавшей все привычные законы стихосложения.

Стихи, с помощью графики разбитые на инто­национные отрезки, получают свободную непри­нужденность.

Автор использует самые разные виды рифм: усе­ченные неточные (плоше – лошадь; зевака – за­звякал); неравносложные (в шерсти – в шелесте; стойло – стоило); составные (в вой ему – по-своему; один я – лошадиные; в няньке – на ноги).

Есть омонимическая рифма: пошла (краткое прилагатель­ное) – пошла (глагол). Есть и звуковая перекличка внутри строки (голос свой не вмешивал в вой). Эти рифмы как бы оттеняют два мира – мир поэта и мир равнодушной, черствой толпы.

Ритм стихотворения тоже разнообразный – от громкого скандирования до негромких лирических отступлений.

Глоссарий:

  • хорошее отношение к лошадям анализ
  • анализ стихотворения хорошее отношение к лошадям маяковский по плану
  • Краткий анализ хорошее отношение к лошадям

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-xoroshee-otnoshenie-k-loshadyam-mayakovskij/

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Как часто в жизни человек нуждается в поддержке, хотя бы просто в добром слове. Как говорится, доброе слово и кошке приятно. Однако порой очень сложно найти взаимопонимание с окружающим миром.

Именно этой теме – противостояния человека и толпы – были посвящены ранние стихи поэта-футуриста Владимира Маяковского.

В 1918 году, во время суровых испытаний для молодой советской республики, в дни, когда другие поэты, такие, как Александр Блок, призывали:

    Революцьонный держите шаг!

    Неугомонный не дремлет враг!- именно в такое время Маяковский пишет стихотворение с неожиданным названием  – «Хорошее отношение к лошадям», которому и посвящен анализ.Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации. В основе сюжета – падение старой лошади, вызвавшее не просто живое любопытство толпы, а даже смех окруживших место падения зевак. Поэтому аллитерация помогает услышать и цокот копыт старой клячи («Гриб. Грабь. Гроб. Груб.»), и звуки толпы, жаждущей зрелища («Смех зазвенел и зазвякал», «за зевакой зевака»).Важно отметить, что звуки, имитирующие тяжелую поступь клячи, одновременно несут и смысловую окраску: особенно явственно воспринимается своеобразный призыв «Грабь» в сочетании со словами «гроб» и «груб». Точно так же звякающий смех зевак, «штаны пришедших Кузнецким клёшить», сливается в единый вой, напоминающий стаю волоков. Вот тут-то и появляется лирический герой, который «один голос свой не вмешивал в вой», герой, который посочувствовал лошади, не просто упавшей, а «грохнувшейся», потому что он увидел «глаза лошадиные».Что увидел в этих глазах герой? Тоску о простом человеческом участии? В произведении М. Горького «Старуха Изергиль» Ларра, отвергший людей, так как сам был сыном орла, не стал жить без них, а когда захотел умереть – не смог, и автор написал: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». Возможно, именно столько же ее было и в глазах несчастной лошади, но окружающие этого не видели, хотя она плакала:

    За каплищей каплища

    по морде катится,
    прячется в шерсти…Сочувствие в герое оказалось таким сильным, что он ощутил «какую-то общую звериную тоску». Вот эта всеобщность и позволяет ему заявить: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Действительно, разве не бывали у каждого дни, когда неудачи преследовали одна за другой? Разве не хотелось бросить все и опустить руки? А кому-то руки даже на себя хотелось наложить.Как помочь в такой ситуации?  Поддержать, сказать слова утешения, сочувствия, что и делает герой. Конечно, произнося свои слова ободрения, он осознает, что «может быть, старая и не нуждалась в няньке», ведь не каждому приятно, когда есть свидетели его минутной слабости или неудачи. Однако слова героя подействовали чудесным образом: лошадь не просто «встала на ноги, ржанула и пошла». Она еще и хвостом помахивала («рыжий ребенок»!), потому что вновь ощутила себя жеребенком, полным сил и будто заново начинающим жить.Поэтому и заканчивается стихотворение жизнеутверждающим выводом: «И стоило жить, и работать стоило».  Теперь ясно, что название стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» воспринимается совсем по-другому: Маяковский, конечно, имел в виду хорошее отношение ко всем людям.В 1918 году, когда вокруг царили страх, ненависть, всеобщее озлобление, только поэт мог ощутить дефицит внимания друг к другу, недостаток любви, нехватку сочувствия и милосердия. Недаром  в письме к Лиле Брик в мае 1918 года он так определил замысел своего будущего произведения: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувственное про лошадь».Стихотворение на самом деле получилось очень прочувствованным, во многом благодаря традиционным для Маяковского художественным средствам. Это и неологизмы: «опита», «клёшить», «каплища», «плоше». Это и метафоры: «улица опрокинулась», «смех зазвякал», «тоска вылилась». И, конечно же, это рифма, прежде всего, неточная, так как именно ее предпочитал Маяковский. По его мнению, неточная рифма всегда рождает неожиданный образ, ассоциацию, идею. Вот и в этом стихотворении рифмы «клёшить – лошадь», «шерсти – шелесте», «плоше – лошадь» порождают бесконечное количество образов, вызывая у каждого читателя свое восприятие и настроение.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

Били копыта,

Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,

течет по-своему…

Подошел и вижу —

За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая

звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-stikhotvorenij-v-v-mayakovskogo/5788-khoroshee-otnoshenie-k-loshadyam-analiz-stikhotvoreniya-v-v-mayakovskogo

Анализ стихотворения Владимира Маяковского Хорошее отношение к лошадям

Учитель русского языка и литературы Антонова Оксана Викторовна

Били копыта,

Пели будто:

-Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.-

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким

клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

-Лошадь упала!-

-Упала лошадь!-

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошёл

и вижу

глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,

течёт по-своему…

Подошёл и вижу-

за каплющей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти…

И какая-то общая

звериная тоска, плеща,

вылилась на меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте-

Чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть-

старая-

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя

казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала,

рыжий ребёнок.

Пришла весёлая,

стала в стойло.

И всё ей казалось-

она жеребёнок,

и стоило жить,

и работать стоило.

1918г.

Били копыта,

Пели будто:

-Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.-

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким

клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

-Лошадь упала!-

-Упала лошадь!-

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошёл

и вижу

глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,

течёт по-своему…

Подошёл и вижу-

за каплющей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти…

И какая-то общая

звериная тоска, плеща,

вылилась на меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте-

Чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть-

старая-

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя

казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала,

рыжий ребёнок.

Пришла весёлая,

стала в стойло.

И всё ей казалось-

она жеребёнок,

и стоило жить,

и работать стоило.

1918г.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В.МАЯКОВСКОГО

«ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ»

Цели: познакомить с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;

показать бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя;

Ил. А. Г. Тышлера.

I. Вступительное слово учителя.

«Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго ещё будет нас ждать», — писала о поэте Марина Цветаева. И сегодня мы как раз заворачиваем за тот поворот, за которым нас ждёт Маяковский. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» автор размышляет о пороках современного ему общества, недостатках людей.

Удивительную злободневность приобретают его стихи сегодня.

II. Учитель читает стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

III. Анализ стихотворения.

– Что происходит в стихотворении? (Поскользнулась и упала лошадь).

– Как описывает автор гололёд? ( Ветром опита, льдом обута, улица скользила).

Словарная работа

Круп – задняя часть тела животных, обычно лошадей.

Зевака – тот, кто «зевает» — слоняется без дела.

Кузнецкий – улица Кузнецкий мост, одна из центральных улиц Москвы.

– Что делают зеваки на Кузнецком? ( Штаны пришедшие на Кузнецкий клёшить).

– Как автор даёт понять своё отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое это отношение?

(«смех зазвенел и зазвякал»).

– Как вы понимаете слова: « Улица опрокинулась, течёт по-своему»…? ( В глазах лошади изображение вверх ногами).

– Какие слова подчёркивают большие размеры лошади? ( «Лошадь грохнулась»; «течёт за каплищей каплища»).

Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? ( И какая-то общая звериная тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте»).

– Какое свойство своей души приоткрывает лирический герой в обращении к лошади? (Нежность, неловкость при виде чужих слёз, желание утешить, ободрить).

– Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки? («Рыжий ребёнок», «пришла весёлая»).

– Какие слова герой нашёл для своего сочувствия? (« Деточка, все мы немножко лошади»).

– Как вы понимаете эти слова? (Все мы – живые. Каждый может оступиться, у каждого случаются беды, каждый нуждается в поддержке, каждый из нас знает, что такое боль).

– О чём это стихотворение? ( О человеческом сочувствии живому существу, попавшему в беду).

-Какими словами заканчивается стихотворение? ( « И стоило жить, и работать стоило»).

– Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу героя.<\p>

– Какова же главная мысль стихотворения? ( Каждое существо на земле нуждается в сочувствии и понимании).

– Эта мысль была важна во времена Маяковского и остаётся важной и в наше время. Автор противопоставляет смех зевак — обывателей, для которых упавшая лошадь – развлечение, глубокому пониманию и сочувствию, который проявляет лирический герой.

– Прочтите описание звука копыт так, чтобы можно было услышать, ощутить стук копыт по мостовой.

БиЛи КоПыТа,ПеЛи БуДТо:- ГРиБ.ГРаБь.ГРоБ.ГРуБ. –

-Какие звуки помогают создать эту иллюзию?

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

-Употребление этих согласных звуков создаёт картину движения лошади, она идёт, цокая копытами.

Это звукоподражание ( подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы) несёт у Маяковского ещё и смысловую нагрузку «Гриб. Грабь. Гроб. Груб», помогает представить реальность того времени: грабежи, грубость, смерть.

– Прочитайте следующие строки, выделяя указанные звуки. Что передают они?

ЛоШаДь на КРуПГРоХНуЛаСь…… СГРуДиЛиСь…

… и СРаЗуЗа ЗеваКой ЗеваКа,ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…

-Эти звуки передают шарканье ног по тротуару. Метафора (ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…) даёт ощущение бесконечного движения любопытных по Кузнецкому мосту.

– Прочитайте следующие строки. Что мы слышим, выделяя голосом гласные звуки?

– ЛошАдь УпАлА! –УпАлА лошАдь!

– Мы слышим выражение боли, которую испытала лошадь, когда упала (звук «у»), звук «а» — это крик самой лошади и восклицания прохожих.

Ассонанс –  повторение гласных звуков в слове, фразе.

– Обратите внимание ещё раз на эти строки из текста. Это зеркальный повтор помогает нам понять, что не только зеваки смотрят на лошадь, но и лошадь видит их, слышит их смех, испытывая при этом сильнейшую физическую боль и душевную, так как ждёт помощи, сочувствия.

– Если обратить внимание на рифмы по всему стихотворению, то они здесь разные:

Совет

усеченные неточные (плоше — лошадь, зевака – зазвякал), неравносложные (в шерсти – в шелесте, стойло — стоило), составные ( в вой ему — по-своему, один я – лошадиные, в няньке — на ноги).

– Обратите внимание на графику стиха – деление текста на интонационные отрезки. Строчки в стихотворении располагаются свободно по замыслу поэта.

Лирика В. Маяковского отличается от привычных нам стихотворений. XX век- эпоха коренной переделки мира, затронувшей и поэзию: «рубленый стих», «лесенка», необычные метафоры. Но всё же это – лирика с её страстным желанием раскрыть собственную душу.

– В заключительных строках стихотворения

встала на ноги, ржанула и пошла.Хвостом помахивала.Рыжий ребенок.Пришла веселая,Стала в стойло.И все ей казалось –Она жеребенок,И стоило жить,И работать стоило.

Маяковский говорит о том, что человеческое сочувствие, внимание и любовь – это то, ради чего стоит жить и работать, при этом поэт говорит не только о животном: это утверждение справедливо и для человека.

IV. Домашнее задание.<\p>

Подготовить выразительное чтение стихотворения ( наизусть – по выбору) « Хорошее отношение к лошадям».

.


Источник: http://aplik.ru/ref/1212/

Ссылка на основную публикацию