Герой нашего времени — лишний человек

«Лишний человек» – Печорин (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Лишний человек» – Печорин (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» – роман М. Ю. Лермонтова – необычен тем, что состоит из пяти частей, каждая из которых может существовать самостоятельно, но вместе с тем все они объединены образом главного героя – Григория Александровича Печорина.

Сам автор в предисловии романа говорит, что его образ собирателен: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Лермонтов рисует нам главного героя как человека среднего роста, стройного, с широкими плечами и узкой талией, с маленькими руками, светлыми волосами.

Но подчеркивает ряд деталей: во-первых, он не размахивает руками при ходьбе, что указывает на скрытность, а во-вторых, автор обращает наше внимание на его глаза.

«Они не смеялись, когда он смеялся! Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

«Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лу кавстве: я стал скрытен.

Обратите внимание

Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.

Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли.

Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я неутомимо добивался.

И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины».

Печорин страдает от одиночества. Он сожалеет, что нет на земле человека, который мог бы его понять. Делая записи в своем дневнике, он сам пытается разобраться в себе, безжалостно описывая все свои недостатки. Он не обманывает себя, что уже не так просто для человека.

Главный герой быстро всем пресыщается, как увлечениями, так и людьми. Он делает несчастными многих женщин, безжалостно ломая им жизнь. Он осознает это, но изменить никак не может: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?..

А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в своей душе силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни.

И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…

Важно

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья, – и никогда не мог насытиться».

Вера – единственная из всех его женщин, с которой ему не стало скучно. Он по-прежнему нежно любит ее и страдает, когда та уезжает.

у своей скуки.

Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало…» В этом и заключается главное отличие Печорина от Онегина. Тот ошибочно полагал, что уже все пережил, и ему больше ничего не было нужно, кроме покоя и уединения.

– самый главный подвиг героя нашего времени.

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-literature/3/2360.htm

Шпаргалка: Печорин как лишний человек

Автор: Лермонтов М.Ю.<\p>

Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.

<\p>

В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ — «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом.<\p>

В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.

<\p>

Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» — баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности.

Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал». Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее.

Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.<\p>

Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей.

Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.<\p>

Совет

На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого.

Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.<\p>

Также слаб он и в психологическом плане.

Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.<\p>

Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость.

Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.<\p>

Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.<\p>

Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире».

Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.<\p>

У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.<\p>

Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.<\p>

Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

Источник: https://ronl.org/shpargalki/literatura-i-russkiy-yazyk/797785/

Печорин как представитель “лишних людей” (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

А, верно, она существовала и, верно, было мне Назначение высокое, потому что я чувствую В душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени “Герой нашего времени” – первый русский реалистический психологический роман в прозе.

В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и “вянут без борьбы” в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в.

В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа… “ Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий.

Обратите внимание

Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман.

Особое место в романе занимают последние три повести – это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история представлена в виде дневника (“Княжна Мери”), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время. Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и “беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”. Печорин – “лишний человек”. Поведение его непонятно ‘окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” – Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу “лишних людей”, то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорине: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Герцен тоже назвал Печорина “младшим братом Онегина”. В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они – представители высшего светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждение к ним, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям. Но на этом сходство заканчивается. Печорин – иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он живет в других социально-политических условиях. Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин – человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что “Онегин скучает, Печорин глубоко страдает”. Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо “полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов”. Печорин – сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, – “нравственный калека”. Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью. Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина “не смеялись, когда он смеялся”. Лермонтов говорит: “Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти… ” ‘ “Взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен”. Походка Печорина “была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера”. С одной стороны, у Печорина “крепкое сложение”, с другой – “нервическая слабость”. Печорину около тридцати лет, а “в его улыбке что-то Детское”. Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: “В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один… “. Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, “болезнь” поколения того времени. “Целая моя жизнь, – указывает сам Печорин, – была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”. В чем же они проявляются? Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин – скептик, разочарованный человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни и деятельности. Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства: “Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия”. Но у Печорина горячее сердце, Способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, “какая бы горесть ни лежала на сердце, – говорит он, – сакое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко”. Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, “есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, – говорит он далее, – подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?” Но Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокие чувства. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, “как безумный, выскочил крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… Одну минуту, еще одну минуту [ видеть ее, проститься, пожать ее руку… При возможности потерять ее навеки, – пишет он, – Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!” Оставшись без коня в степи, “он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал”. Эта противоречивость не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как “нравственного калеку”, у которого “высохла, испарилась, умерла” лучшая половина души. Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов в свое время поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов же страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, который заботится только о том, чтобы “сделаться героем романа”, старается “производить эффект”. Печорин одинок среди таких людей как Грушницкий, которые в молодости разыгрывают разочарованных, а под старость “делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда – тем и другим”. Накануне дуэли, вспоминая всю свою прожитую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая, он пишет в своем дневнике: “А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”. Но Печорин не нашел этого своего “высокого назначения”, не нашел деятельности, достойной его “необъятных сил”. Он тратит богатые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь “честных контрабандистов”, похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Вот оно, самое страшное противоречие: “необъятные силы души” и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится “любить весь мир” и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни и полная безнадежность, сознание своей обреченности. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в “умную ненужность”, в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: “Во мне душа испорчена светом”, то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли”.

Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из этого общества вышли декабристы. Дело в том, что Печорин – человек 30-х годов, типичный представитель своего времени. Время это поставило его перед выбором: “или решительное бездействие, или пустая деятельность”.

В нем кипит энергия, ему хочется активного действия, он понимает, что у него могло быть “предназначение высокое”.

Но в том и трагедия Печорина, что он так и не нашел главной, достойной его цели в жизни, так как приложить свои силы к общественно-полезному делу в его время было невозможно.

(No Ratings Yet)
Loading…

Твір на темуукраїнська пісенна лірика.

Ви зараз читаєте: Печорин как представитель “лишних людей” (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)« Твір на тему: Берег дитинстваДуховные искания и открытия князя Андрея Болконского »

Источник: https://ukr-lit.com/pechorin-kak-predstavitel-lishnix-lyudej-sochinenie-rassuzhdenie-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени, Печорин – тип «лишнего человека»

Лермонтов М. Ю.

Сочинение по произведению на тему: Печорин – тип «лишнего человека»

“Герой нашего времени” – первый реалистический социально-психологический роман в русской литературе, в котором внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на “истории души человеческой”.
Роман М. Ю.

Лермонтова состоит из пяти повестей, каждая из которых имеет свое название, свой законченный сюжет, но все они объединены образом главного героя – Печорина.
Главный герой романа живет в тридцатые годы XIX века, в период жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после разгрома декабрьского выступления 1825 года.

В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Черты характера этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александровича Печорина, пояснив, что “Герой нашего времени” – это портрет, составленный из пороков всего.

поколения, в полном их развитии”, поколения тридцатых годов XIX века.
Печорин – дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице. Он получил типичное для тогдашней молодежи образование и воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено гоняться за наслаждениями и удовольствиями, которые можно было достать за деньги.

Автор прибегает к любимой форме повествования – исповеди. Из журнала Печорина читатель узнает о его жизни в большом свете, о том, как он влюблялся в светских красавиц и был любим. О внешности героя мы можем судить из рассказа проезжего офицера в главе “Максим Максимыч”.

По своему культурному уровню рассказчик близок Печорину, что сказалось на его восприятии характера героя романа. Особое внимание в своем описании он уделяет глазам Печорина: “.они не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском.

То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный.”
Возникает образ человека, много пережившего и опустошенного. Этим портретом были намечены противоречия как во внешнем, так и во внутреннем мире Печорина.

Им частично приоткрылась завеса тайны характера героя, намеченная в главе “Бэла”, в которой портрет героя дан глазами Максима Максимыча, для которого Печорин — загадка. Впервые в русской литературе автор дает глубокий психологический портрет своего героя. Он представлен в повести “Княжна Мери”. Характер главного героя раскрывается через систему персонажей этой повести.

Однако в композиции романа отразилось стремление автора раскрыть внутренний мир героя. Кульминацией всего произведения является понимание Печориным своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти, перед дуэлью: “.зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные.” Но герой не может найти своего места в жизни.

Главное противоречие натуры Печорина – в способности действовать и в ничтожности действий. В этом и заключается его трагедия.
Характер героя крайне противоречив. Одной из главных его черт является, по мысли В. Г. Белинского, “рефлексия”. Печорин сделал из себя объект для наблюдений, он постоянно анализирует каждый свой поступок, мысль, чувство (“Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив”). В нем как бы живут два человека: “один действует, а другой судит его поступки”.
Автор помещает героя в различные среды, но везде он оказывается одинок, не в силах применить свои силы, оказаться нужным кому-нибудь, найти цель в жизни.
Ему быстро наскучила светская жизнь. Он уже все испытал, все познал, всем пресытился и разочаровался. Печорин осознает, что “счастливы невежды, а слава'- удача”. В этом смысле понимание жизни Печориным сродни мировоззрению лирического героя стихотворения “Дума” (1838): И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь горит в крови. Герой пытается заняться наукой, читает книги, но ему вскоре все надоедает и становится скучно: Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным нам ум не шевелят. Он отдает себе отчет в том, что в обществе, где он находится, он никогда не обретет себе друзей, что он так и останется непонятым: Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей. Герой романа признается: “Во мне душа испорчена светом”. Попав на Кавказ, он надеется, что “скука не живет под чеченскими пулями”. Но к свисту пуль он очень быстро привыкает. Он остается непонятым и в водяном обществе Пятигорска. А ведь герой стремится “любить весь мир”, но оказывается одинок.
Положение Печорина трагично. Он действительно “лишний человек”. Таковым он становится, потому что в своем развитии идет дальше большинства, развиваясь в личность, обреченную жить в “стране рабов, стране господ”.
Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те причины, которые повлияли на становление характера Печорина. Всем людям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нравственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, применения своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин – лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.

http://vsekratko.ru/lermontov/gerojnashegovremeni68

Источник: https://www.school-essays.info/lermontov-m-yu-geroj-nashego-vremeni-pechorin-tip-lishnego-cheloveka/

Герой нашего времени. Проблема лишнего человека

Историю
жизни “лишнего человека”, человека
способного на многое и не свершившего
ничего, продолжил великий преемник
А. С. Пушкина — Михаил Юрьевич Лермонтов,
создав роман “Герой нашего времени”.

Лермонтов в романе выносит суровый приговор
своему поколению, упрекая его в равнодушии,
бездействии, в неспособности “к
великим жертвам ни для блага
человечества, ни даже для собственного
счастья”. Вслед за А. С. Пушкиным
Лермонтов делает героем романа
типичного представителя образованной
дворянской молодежи.

 Раздумывая о
людях предшествующих поколений, полной
веры, жажды свободы, страстных и
пламенных, Печорин причисляет себя к
их жалким потомкам, которые скитаются по
земле без гордости и убеждений. Отсутствием
веры в подвиг, любовь и дружбу и порожденная
этим скука лишают для Печорина жизнь
всякой ценности.

Важно

 Печорин ощущает в
душе своей “силы необъятные”, и в
то же время он не знает, зачем живет, для
какой цели родился. Трагедия молодого
человека усугублялась тем, что он
вынужден жить в среде, которую презирал
и отвергал. Передовой человек 30-х
годов XIX века чувствовал себя “лишним”
в своей стране и даже в целом мире.

 “Рожденный для высокой цели”,
он вынужден жить в томительном бездействии
или растрачивать свои силы на поступки,
недостойные настоящего человека

Гоголь «Мертвые души»

В
центре внимания не индивидуальные
личностные черты, а типические черты
социальных групп и лиц, как их
представителей.<\p>

Конфликт
– исполинские духовные силы народа и
его закобаленность.<\p>

За
портретами помещиков в поэме следует
изображение верхушки губернского
чиновничества. Чиновничьи круги,
подменявшие правосудие бумажной
волокитой. Г.

с изумительной силой
обнажает пустоту губернского общества.<\p>

Гоголь
все время подчеркивает пропасть между
помещиками, чиновниками-бюрократами и
народом. На протяжении всей поэмы
утверждение простого народа как
положительного ее героя сливается с
прославлением родины. Поэма завершена
гимном русскому народу, его могучим
возможностям, его великому будущему.

<\p>

Картины
природы в поэме скудны, но горячая любовь
к природе прорывается в мотиве дороги,
проходящем через всю поэму. Этот образ
несомненно способствует усилению
эмоциональности и динамичности поэмы.
Дорога убегающая вдаль – это необъятные
просторы родины, ее непрерывное движение
вперед. Пользуясь этим образом, писатель
выражает и свою ненависть к застою, и
свою устремленность вперед.

Образ дороги
противостоит мертвому застою русской
обыденности.<\p>

Пушкин Капитанская дочка

Идея
– путь молодого человека, как путь утрат
многих иллюзий, предрассудков, а вместе
с тем обогащение его внутреннего мира.

Идея
человеческой связи всех людей без
различия сословий и положений, идея
того, что творить милостыню – одно из
лучших проявлений человеческого духа,
а прочное основание человеческого
общежития – не жестокость и насилие, а
добро и милосердие.

<\p>

Двойственность
Пугачева: с одной стороны – беспощадный
жестокий злодей. С другой – смелый и
дерзкий человек, талантливый военоначальник,
любимец народа.

Совет

Пугачев – человек,
способный к состраданию, способный на
добро отвечать добром, умеющий защитить,
человек чуткий, проницательный, мудрый

Благотворное
влияние семьи не было решающим в
становлении характера Евгения. Он
считал, что “Всякий человек сам себя
воспитать должен …”. Годы упорного
труда сделали его образованным человеком.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4466132/page:11/

Печорин – тип «лишнего человека»

Коллекция сочинений: Печорин – тип “лишнего человека»

“Герой нашего времени» – первый реалистический социально-психо­логический роман в русской литературе, в котором внимание автора со­средоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на “истории души человеческой».

Роман М. Ю. Лермонтова состоит из пяти повестей, каждая из кото­рых имеет свое название, свой законченный сюжет, но все они объединены образом главного героя – Печорина.

Главный герой романа живет в тридцатые годы XIX века, в период жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после разгро­ма декабрьского выступления 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам.

Неверие, сомнение, отрица­ние стали особенностями сознания молодого поколения.

Черты характе­ра этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александрови­ча Печорина, пояснив, что “Герой нашего времени» – это портрет, состав­ленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии», поколения тридцатых годов XIX века.

Печорин – дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице. Он получил типичное для тогдашней молодежи образование и воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено гоняться за наслаждениями и удовольствиями, которые можно было дос­тать за деньги. Автор прибегает к любимой форме повествования – испо­веди.

Из журнала Печорина читатель узнает о его жизни в большом свете, о том, как он влюблялся в светских красавиц и был любим. О внешности героя мы можем судить из рассказа проезжего офицера в гла­ве “Максим Максимыч». По своему культурному уровню рассказчик бли­зок Печорину, что сказалось на его восприятии характера героя романа.

Особое внимание в своем описании он уделяет глазам Печорина: “…они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак – или злого нрава, или глу­бокой постоянной грусти.

Из-за полуопущенных ресниц они сияли ка­ким-то фосфорическим блеском… То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный…»

Обратите внимание

Возникает образ человека, много пережившего и опустошенного. Этим портретом были намечены противоречия как во внешнем, так и во внут­реннем мире Печорина.

Им частично приоткрылась завеса тайны харак­тера героя, намеченная в главе “Бэла», в которой портрет героя дан глаза­ми Максима Максимыча, для которого Печорин — загадка. Впервые в рус­ской литературе автор дает глубокий психологический портрет своего героя.

Он представлен в повести “Княжна Мери». Характер главного героя раскрывается через систему персонажей этой повести.

Однако в композиции романа отразилось стремление автора раскрыть внутренний мир героя.

Кульминацией всего произведения является пони­мание Печориным своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти, перед дуэлью: “…зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высо­кое, потому что я чувствую в душе силы необъятные…» Но герой не может найти своего места в жизни.

Главное противоречие натуры Печорина – в способности действовать и в ничтожности действий. В этом и заключается его трагедия.

Характер героя крайне противоречив. Одной из главных его черт яв­ляется, по мысли В. Г. Белинского, “рефлексия». Печорин сделал из себя объект для наблюдений, он постоянно анализирует каждый свой поступок, мысль, чувство (“Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив»). В нем как бы живут два человека: “один действует, а другой судит его поступки».

Автор помещает героя в различные среды, но везде он оказывается одинок, не в силах применить свои силы, оказаться нужным кому-нибудь, найти цель в жизни.

Важно

Ему быстро наскучила светская жизнь. Он уже все испытал, все по­знал, всем пресытился и разочаровался. Печорин осознает, что “счастли­вы невежды, а слава’- удача». В этом смысле понимание жизни Печори­ным сродни мировоззрению лирического героя стихотворения “Дума» (1838):

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь горит в крови.

Герой пытается заняться наукой, читает книги, но ему вскоре все на­доедает и становится скучно:

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным нам ум не шевелят.

Он отдает себе отчет в том, что в обществе, где он находится, он никог­да не обретет себе друзей, что он так и останется непонятым:

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Герой романа признается: “Во мне душа испорчена светом». Попав на Кавказ, он надеется, что “скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он очень быстро привыкает. Он остается непонятым и в водяном обществе Пятигорска. А ведь герой стремится “любить весь мир», но оказывается одинок.

Положение Печорина трагично. Он действительно “лишний человек». Таковым он становится, потому что в своем развитии идет дальше боль­шинства, развиваясь в личность, обреченную жить в “стране рабов, стране господ».

Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те при­чины, которые повлияли на становление характера Печорина.

Всем лю­дям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нрав­ственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, примене­ния своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин – лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.

Источник: http://www.slavkrug.org/pechorin-tip-lishnego-cheloveka/

“Лишний человек” – Печорин (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

“Герой нашего времени” – роман М. Ю. Лермонтова – необычен тем, что состоит из пяти частей, каждая из которых может существовать самостоятельно, но вместе с тем все они объединены образом главного героя – Григория Александровича Печорина.

Сам автор в предисловии романа говорит, что его образ собирателен: “Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.

Лермонтов рисует нам главного героя как человека среднего роста, стройного, с широкими плечами и узкой талией, с маленькими руками, светлыми волосами. Но подчеркивает ряд деталей: во-первых, он не размахивает руками при ходьбе, что указывает на скрытность, а во-вторых, автор обращает наше внимание на его глаза.

“Они не смеялись, когда он смеялся! Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти”.

Печорин не видит для себя цели в жизни, и в этом его главная трагедия. Вот как он описывает становление своего характера: “Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых <\p>

не было; но их предполагали – и они родились.

Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.

Совет

Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я неутомимо добивался.

И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой.

Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины”. Печорин страдает от одиночества. Он сожалеет, что нет на земле человека, который мог бы его понять.

Делая записи в своем дневнике, он сам пытается разобраться в себе, безжалостно описывая все свои недостатки. Он не обманывает себя, что уже не так просто для человека. Главный герой быстро всем пресыщается, как увлечениями, так и людьми. Он делает несчастными многих женщин, безжалостно ломая им жизнь.

Он осознает это, но изменить никак не может: “Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?..

А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в своей душе силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни.

И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья, – и никогда не мог насытиться”. Вера – единственная из всех его женщин, с которой ему не стало скучно. Он по-прежнему нежно любит ее и страдает, когда та уезжает. В чем-то его можно сравнить с Онегиным: того тоже одолевает постоянная хандра, он тоже устал от светской жизни. Но если Онегин меняется к концу романа, преображается, то Печорин так и остается в плену у своей скуки. Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия: “Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало…” В этом и заключается главное отличие Печорина от Онегина. Тот ошибочно полагал, что уже все пережил, и ему больше ничего не было нужно, кроме покоя и уединения.

Печорин – натура сильная, цельная, самодостаточная. Он человек громадных душевных сил, и то, что он тратит их на похищение Бэлы, роман с княжной Мери, единоборство с Грушницким, а не на выслугу перед чиновниками, – самый главный подвиг героя нашего времени.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/lishnij-chelovek-pechorin-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Печорин как тип лишнего человека в романе М. Лермонтова “Герой нашего времени”

Печорин как тип лишнего человека в романе М. Лермонтова “Герой нашего времени”

Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе “Герой нашего времени” он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи.<\p>

Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств становится “лишним человеком”. Писатель раскрывает причины сделавшие Печорина “земной ненужностью” на этом свете.<\p>

Трагедия его состоит в том, что несмотря на свои способности, герой не может найти себе место в жизни у него нет цели. И его силы находятся на приключения. Критики, сравнивая Печорина с Онегиным, говорили: “Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает. “<\p>

Обратите внимание

Это объясняется тем, что “герой нашего времени” живет во время жестоких гонений всего передового, которые наступили после разгрома декабристов. Онегин может отдать свои силы на борьбу за народное дело, но он не делает этого. Печорин такой возможности не имеет.<\p>

Свои богатые духовные силы он растрачивает по мелочам: разрушает жизнь честных контрабандистов, приносит горе Вере и княжне Мери, по его вине убивают Бэлу, Грушницкий погибает от его руки.<\p>

Но Печорин стал таким не по своей воле. Таким его сделало общество. В дневнике он пишет, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над ним смеялись, и он стал злым. Печорин хотел увлечься литературной работой, но это ему надоело. Надоело ему и светское общество. И Печорин пускается в странствия.<\p>

Лермонтов показывает читателю лишь некоторые эпизоды его жизни, когда его характер уже сформировался. Писатель прямо не осуждает своего героя, но он показывает всю несостоятельность этого образа. Она подчеркивается портретом Печорина, его характером, поступками.<\p>

Максим Максимович вспоминает, что душа Печорина состояла из одних противоречий. У него крепкое телосложение, но появляется непривычная слабость, ему тридцать лет, но в лице есть что-то детское, когда но смеялся, его глаза оставались грустными. Печорин погибает. Этим Лермонтов показал, что человек, который живет без цели в жизни, не нужен обществу.<\p>

Своим романом автор хотел вывести молодежь на путь борьбы, говоря ей: “как жизнь скучна, когда боренья нет!” Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман “Герой нашего времени”. Показывая, что его герой характерное явление для России того времени.<\p>

Источник: https://doc4web.ru/literatura/pechorin-kak-tip-lishnego-cheloveka-v-romane-m-lermontova-geroy-.html

Печорин-лишний человек | Инфошкола

27 Сентябрь 2016       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   2959

Лишним можно считать человека, который не вписывается в традиционное понимание того, какой должна быть личность человека.

 Любая эпоха, любое общество имеет такие неписаные, но, тем не менее, серьезные и часто обязательные к исполнению правила, невыполнение которых влечет за собой особые последствия, своеобразные санкции, которые часто выливаются в страдания для человека.

Впрочем, в любом обществе всегда существовали такие люди, которых можно считать лишними. Человек очень индивидуален, не бывает такого, чтобы под определенные правила подходили абсолютно все люди без каких-либо исключений.

Важно

Думается, что с уверенностью можно сказать это о главном герое произведения Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина.

Этот молодой человек вырос в хорошей семье и достаточно рано узнал, что такое высшее общество и какие правила в нем господствуют. Тем не менее, он почему-то не смог быстро стать таким, какими были члены этого общества, хотя все возможности для этого он имел.

 Стоит заметить, что такая невозможность стала причиной своеобразного отчуждения Печорина, он перестал считать себя полноценной частью того общества, в котором ему приходилось жить. Проблем у него было много, в основном это касалось отсутствия нормального взаимопонимания между ним и всеми теми, кто его окружает.

 Они думали о нем лишнее, он отвечал им взаимностью.

Сначала Печорин хотел, чтобы люди его любили, но он не получил этого. По этой причине он постепенно озлобился и стал ненавидеть практических всех окружающих его людей. Печорин почти не имел друзей, потому что он боялся потерять внутреннюю свободу и стать зависимым от кого-то.

  Понимая, что в тогдашнем обществе не могло быть никакого равноправия, он избегал любых коммуникаций и незаметно отдалялся от всего общества. Изоляция от окружающего мира сделала Печорина злым, поэтому он захотел подчинить себе все, что было вокруг него.

 Его вполне можно назвать человеком, сочетающей в своей душе тяжелые для объединения вещи — холодное равнодушие и пламенную страсть. Все это, безусловно, делало его лишним человеком.

С одной стороны, жаль, что существуют такие вот лишние люди. Им и самим плохо, и общество лишено столь полезного, благодаря своим талантам, человека. С другой стороны, быть лишним человеком — это быть не таким, как все.

 Это неизбежно, это характерно для любого времени со своими уникальными, но в то же время глупыми правилами, которые существуют для удобства людей, но некоторым из них наносит вред и неприятности.

Совет

 Печорин вполне заслуживает называться лишним человеком, но в этом статусе и названии есть что-то пикантное и интересное, что делает человека особенным.

Источник: https://info-shkola.ru/pechorin-lishnij-chelovek/

Печорин – “лишний человек” (по роману “Герой нашего времени”)

Проблема героя является центральной в романе, на что указывает его название — «Герой нашего времени». Однако когда роман создавался, он назывался по-другому — «Один из героев начала века». Различие между этими названиями имеет принципиальный характер. Если бы Лермонтов оставил черновое название, его герой был бы поставлен в ряд многих других героев.

Печорин же, как утверждает автор в окончательном варианте названия, обобщает тип современного героя, вбирая в себя черты персонажей предшествующей литературы, начиная с немецких писателей Гёте и Шиллера, английских — Байрона и Вальтера Скотта, французских романтиков Р. Шатобриана и В. Гюго и, конечно, русских писателей А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и других.

Григорий Александрович Печорин — представитель своего времени, тип героя, в котором отразились эпохальные перемены, происшедшие в мире к началу XIX века.

Эти перемены затронули мировоззрение нового человека, его жизненные ценности, вывели на иной уровень отношения личности и общества, сделали внутреннюю жизнь человека более глубокой.

Лермонтовский герой стал в этом отношении героем, воплощающим черты нового человека.

В обществе, естественно, возникала ситуация, когда отдельные наиболее талантливые личности опережали в своём развитии и поведении значительную часть общества, инертную и отстающую от темпа перемен. Они часто не могли найти себя в общей жизни, их взгляды и позиция вызывали подозрение, и консервативное общество зачастую отторгало их от себя, защищая таким образом свой привычный образ жизни.

В этих обстоятельствах рождалась литература о «лишних людях». Поначалу героями были романтические личности, изгнанные обществом или бежавшие от него, что объясняет такую распространённость в романтизме мотивов бегства и изгнанничества. Позже причины разрыва личности с обществом стали изображаться более объективно, то есть реалистически, учитывая социальную природу и психологию человека.

Обратите внимание

Произведений о «лишних людях» было написано немало. «Лишними» можно считать ещё гётевского Вертера или байроновского Чайльд Гарольда, однако в русской литературе это особый тип героя.

Термин «лишние люди» возник значительно позже самого литературного явления.

Вернее, явление было отмечено ещё Пушкиным в черновых вариантах «Евгения Онегина», а словосочетание стало популярным после повести «Дневник лишнего человека» (1849) И.С. Тургенева.

«Лишних людей» в русской литературе традиционно представляли триадой героев — Чацкий, Онегин, Печорин. «Лишний человек» — это тип героя-дворянина, отчуждённого от своей социальной среды, то есть фигура, отражающая исторические реалии. Тем не менее, называя этих героев «лишними людьми», следует помнить, что подобное определение значительно упрощает сложность и богатство этих образов.

Тенденция воспринимать литературный образ суженно, то есть проецировать его на условия и обстоятельства реальной личной жизни читателя и критика, проявилась сразу же после выхода романа «Герой нашего времени».

Героя попросту не «узнали», воспринимая его как прославление безнравственности и гордыни или клевету на добропорядочное общество и его мораль. Более тонкие читатели, такие как В.Г.

Белинский, видели в Печорине «болезнь времени», но не в полной мере осознавали, что Печорин — это не отдельный человек, а литературный тип.

Такое восприятие романа современниками побудило Лермонтова написать «разъяснение» в предисловии ко второму прижизненному изданию 1841 года: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

При анализе образа главного героя романа следует исходить из соображения, что Печорин — это человек в самом широком смысле слова.

В этом герое мы непременно обнаружим черты, свойственные нашему поведению, поведению и как частных людей, и как членов общества, то есть в социально-историческом контексте, а также поступки и жизненный выбор, присущие человеку любо/о исторического времени.

Важно

На этих уровнях и следует понимать образ Печорина, и если мы предпочтём один уровень чтения другому, то непременно исказим мысль, которую вкладывал автор в своё произведение.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/pechorin_lishnij_chelovek_po_romanu_geroj_nashego_vremeni/54-1-0-1965

Ссылка на основную публикацию