Образ народа в лирике некрасова

Тема народа в лирике некрасова

Судьба крестьянина-труженика волновала Некрасова в течение всей его жизни, он горячо сочувствует народу, рисуя вопиющие контрасты жизни и городской бедноты, и нищету и горе крестьянского быта.

Он открыл читателю новую реальность, главным лицом которой явился русский народ – сеятель, хранитель, кормилец.

Уже в первом сборнике (1856, не считая юношеского «Мечты и звуки») Некрасов стремился дать как можно больше типов, охватить всю полноту народной жизни – драматичной, исполненной страдания и борьбы за выживание.

Обратите внимание

Здесь нет призыва к бунту. Он просто открывает читателю ежедневное бытие, в котором нет ничего, кроме непосильной работы и несправедливости.

Главные и самые необычные для русского читателя герои – это жители деревни.

В поэзии Некрасова впервые мужик заговорил своим языком – непридуманным, стилизованным под народное звучание, а тем самым – настоящим, подлинным. Это тоже стало одним из некрасовских достижений.

В безыскусных исповедях его героев постоянно присутствует одна и та же тема: тема мучительной жизни, изменить которую нельзя.

Стихотворение«В дороге» повествует о нелегкой доле крестьянина, при этом «мужик» сам рассказывает о своей жизни. Какие возможности открывала такая форма изложения? Рассказ человека о себе самом позволял глубже раскрыть особенности его миропонимания, его психологии.

Новаторство стихотворения:

а) изображение в лирике внутреннего мира человека из народа, мужика;

б) главный предмет изображения – жизнь народа;

в) необычность композиции: образ Груши возникает косвенно, в рассказе ямщика, а его рассказ дается в обрамлении;

г) авторское отношение к героям и их судьбам не выражено прямо, а осознается в результате «сложения» нескольких точек зрения (ямщика, Груши, барина);

д) особенности языка и интонации;

е) богатый подтекст и объемность лирического повествования.

Со стихотворением и дополнительным анализом можно ознакомиться тут:

«В дороге» Н. Некрасов

В стихотворении «Тройка»Некрасов видит две жизненные дороги, открывающиеся перед красавицей – крестьянской девушкой: «легкий путь» эксплуатации ее красоты и прямой торговли ею и «тяжелый», где нет ничего, кроме работы, «черной и трудной».

Внешне эти дороги противоположны, открыто контрастны. В скачке бешеной тройки и хмельном угаре ямщика угадываются мотивы будущего «страшного мира». Этот мир несет гибель живой душе.

При всей своей поэтической прелести «Тройка» – одно из самых грустных, безысходных стихотворений Некрасова, рождающих внутреннюю тревогу и тоску.

Со стихотворением и дополнительным анализом можно ознакомиться тут:

«Тройка» Н. Некрасов

Стихотворение «Родина» – это воспоминания о помещичьей усадьбе, где провел свое детство поэт; гневное обличение несправедливости общественного строя (название стихотворения приобретает более широкий смысл: не только место рождения, а Отечество, страна, гражданином которой является поэт).

Скупыми, точными эпитетами поэт срывает покровы с «роскошных» картин дворянской усадьбы, какие рисовали поэты-романтики: жизнь отцов бесплодна и пуста, бессмысленное чванство, грязный разврат, мелкое тиранство, рой подавленных и трепетных рабов. Именно здесь, в помещичьем «гнезде», лирический герой получил первые жизненные уроки, научился ненавидеть.

Чувства тоски, хандры владеют лирическим героем. Такова экспозиция стихотворения.

Важно

Вторая (основная) часть контрастно рисует трагизм бесправного положения «рабов». Прежде всего, возникает воспоминание о «болезненно-печальном» облике матери. Молчаливая и покорная раба мужа – угрюмого невежды, для поэта всегда оставаясь гордою и прекрасною.

Няня, утешавшая мальчика в тяжелые минуты, – тихая, ласковая, добрая женщина. Сейчас, став взрослым, лирический герой понимает бессмысленность и вредность такой доброты. Злу надо противопоставлять не кротость, а ненависть и непримиримую вражду. И теперь уже не хандра, а жажда борьбы, мятежа против крепостничества владеет им.

Сложные душевные движения, глубокая взволнованность переданы стихом энергичным, суровым, словами резкими, негладкими. Слова, выражающие контрастные чувства, поставлены в начале строк. Прием контраста, наличие элементов ораторского стиля (церковнославянизмы, риторические вопросы и восклицания, повторы и т.д.

), точные и острые эпитеты, сравнения, метафоры – все ведет читателя к раздумьям о народе и Родине.

Со стихотворением и дополнительным анализом можно ознакомиться тут:http://pishi-stihi.ru/rodina-nekrasov.html

Образ героя в творчестве Некрасовапостоянно меняется: ведь меняется время, меняется Россия, меняется и сам поэт. Особые черты обретает этот герой в пореформенную эпоху, в некрасовском творчестве 60-х годов.

В некрасовской лирике появляются размышления о том, что даст народу свобода, как он примет ее, как осознает. Персонажи Некрасова– подчеркнуто безответные, забитые люди, безропотно принимающие любые унижения.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/33798.html

Народ в лирике Некрасова

Внутри каждого раздела сборника 1856 года стихи располагались в продуманной последовательности. В поэму о народе и его грядущих судьбах превращался у Некрасова весь первый раздел сборника.

Открывалась эта поэма стихотворением “В дороге”, а завершалась “Школьником”. Стихи перекликались друг с другом.

Их объединял образ проселочной дороги, разговоры барина в первом стихотворении – с ямщиком, в последнем – с крестьянским мальчуганом.

Совет

Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам, действительно погубившим его несчастную жену Грушу. Но сочувствие это сталкивается с глубоким невежеством ямщика: он с недоверием относится к просвещению и в нем видит пустую господскую причуду:

На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку…

Иногда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку:

Учит грамоте, моет, стрижет…

И вот в заключение раздела снова тянется дорога – “небо, ельник и песок”. Внешне она так же невесела и неприветлива, как и в первом стихотворении. Но в народном сознании совершается между тем благотворный переворот:

Вижу я в котомке книжку.

Так, учиться ты идешь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Тянется дорога, и на наших глазах изменяется, светлеет крестьянская Русь, устремляясь к знанию, к университету. Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова не только бытовой, но и условный, метафорический смысл: он усиливает ощущение перемены в духовном мире крестьянина.

Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые совершаются в народной среде. В его стихах крестьянская жизнь изображается по-новому, не как у предшественников и современников.

На избранный Некрасовым сюжет существовало много стихов, в которых мчались удалые тройки, звенели колокольчики под дугой, звучали песни ямщиков.

В начале своего стихотворения “В дороге” Некрасов именно об этом и напоминает читателю:

Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку…

Но сразу же, круто, решительно, он обрывает обычный и привычный в русской поэзии ход. Что поражает нас в этом стихотворении? Конечно же, речь ямщика, начисто лишенная привычных народно-песенных интонаций.

Кажется, будто голая проза бесцеремонно ворвалась в стихи: говор ямщика коряв и груб, насыщен диалектизмами.

Обратите внимание

Какие новые возможности открывает перед Некрасовым-поэтом такой “приземленный” подход к изображению человека из народа?

Заметим: в народных песнях речь, как правило, идет об “удалом ямщике”, о “добром молодце” или “красной девице”. Все, что с ними случается,<\p>

приложимо ко многим людям из народной среды. Песня воспроизводит события и характеры общенационального значения и звучания.

Некрасова же интересует другое: как народные радости или невзгоды проявляются в судьбе именно этого, единственного героя. Его привлекает в первую очередь личность крестьянина. Общее в крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное, неповторимое.

Позднее в одном из стихотворений поэт радостно приветствует деревенских друзей:

Все-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Так ведь и случается в его поэзии, что ни мужик, то неповторимая личность, единственный в своем роде характер.

Пожалуй, никто из современников Некрасова не дерзал так близко, вплотную сойтись с мужиком на страницах поэтического произведения. Лишь он смог тогда не только писать о народе, но и “говорить народом”, впуская крестьян, нищих, мастеровых с их разным восприятием мира, разным языком в свои стихи.

И такая поэтическая дерзость Некрасову дорого стоила: она явилась источником глубокого драматизма его поэзии.

Драматизм этот возникал не только потому, что было мучительно трудно извлекать поэзию из такой жизненной прозы, в которую до Некрасова никто из поэтов не проникал, но еще и потому, что такое приближение поэта к народному сознанию разрушало многие иллюзии, которыми жили его современники.

Подвергалась поэтическому анализу, испытывалась на прочность та “почва”, в незыблемость которой по-разному, но с одинаковой бескомпромиссностью верили люди разных направлений и партий.

Важно

Чернышевский и Добролюбов укрепляли свою веру в крестьянскую социалистическую революцию, идеализируя общинный уклад народной жизни, связывая с ним социалистические инстинкты в характере русского мужика. Толстой и Достоевский верили в незыблемость иных, патриархально-христианских начал народной нравственности. Не потому ли народ в их больших романах – целостное единство, мир, от которого неотделимы ни “круглый” Платон Каратаев, ни цельная Сонечка Мармеладова.

Для Некрасова народ тоже был “почвой” и “основой” национального

существования. Но там, где его современники останавливались, поэт шел дальше, отдавался анализу и открывал в народе такое, что заставляло его мучиться и страдать:

Что друзья? Наши силы неровные,

Я ни в чем середины не знал,

Что обходят они, хладнокровные,

Я на все безрассудно дерзал…

Его вера в народ подвергалась гораздо большим искушениям, чем вера Толстого и Достоевского, с одной стороны, или Добролюбова и Чернышевского – с другой.

Но зато и народная жизнь на страницах его поэтических произведений оказалась более многоцветной и разноликой, а способы ее поэтического воспроизведения – более многообразными.

В первом разделе поэтического сборника 1856 года определились не только пути движения и роста народного самосознания, но и формы изображения народной жизни. Стихотворение “В дороге” – это начальный этап: здесь лирическое “я” Некрасова еще в значительной степени отстранено от сознания ямщика.

Голос ямщика предоставлен самому себе, голос автора – тоже. Но по мере того как в народной жизни открывается поэту высокое нравственное содержание, преодолевается лирическая разобщенность. Прислушаемся, как звучат те же голоса в стихотворении “Школьник”:

– Ну, пошел же, ради Бога!

Небо, ельник и песок –

Невеселая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Чьи мы слышим слова? Русского интеллигента, дворянина, едущего по невеселому нашему проселку, или ямщика-крестьянина, понукающего усталых лошадей? По-видимому, и того и другого, два эти голоса слились в один:

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Так мог бы сказать об отце школьника его деревенский сосед. Но говорит-то здесь Некрасов: народные интонации, сам речевой склад народного языка принял он в свою душу.

О ком идет речь в стихотворении “Несжатая полоса”? Как будто о больном

Совет

крестьянине. Даже приметы осеннего пейзажа – “поля опустели” – схвачены здесь глазами пахаря. И беда осмыслена с крестьянской точки зрения: жаль неубранной полосы, несобранного урожая. По-крестьянски одушевляется и земля-кормилица: “Кажется, шепчут колосья друг другу…

” “Помирать собрался, а рожь сей”,- говорили в народе. И с наступлением смертного часа крестьянин думал не о себе, а о земле, которая останется без него сиротою. Но читаешь стихотворение и все более и более ощущаешь, что это очень личные, очень лирические стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя.

Так оно и было. “Несжатую полосу” Некрасов писал тяжело больным, перед отъездом за границу на лечение в 1855 году. Поэта одолевали грустные мысли; казалось, что дни уже сочтены, что в Россию он может не вернуться.

И тут мужественное отношение народа к бедам и несчастьям помогало Некрасову выстоять перед ударом судьбы, сохранить духовные силы.

Образ “несжатой полосы”, как и образ “дороги” в предыдущих стихах, обретает у Некрасова переносный, метафорический смысл: это и крестьянская нива, но и “нива” поэтического труда, тяга к которому у больного поэта сильнее смерти, как сильнее смерти любовь хлебороба к труду на земле, к трудовой ниве.

В свое время Достоевский в речи о Пушкине говорил о “всемирной отзывчивости” русского национального поэта, умевшего чувствовать чужое как свое, проникаться духом иных национальных культур.

Некрасов многое от Пушкина унаследовал. Муза его удивительно прислушлива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далеким от поэта характерам людей.

Читайте также:  Лирический герой в стихотворениях есенина

Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/<\p>

Источник: http://diplomba.ru/work/99301

Народ в поэзии Некрасова – сочинение по лирике Николая Некрасова

Народ в поэзии Некрасова – сочинение по лирике Николая Некрасова

Поэзия Н. А. Некрасова – поэзия жизни, в которой нет ничего надуманного, вымышленного, нереального, а есть только совершенно новый взгляд поэта на трудный характер судьбы простого человека, на его проблемы и заботы, на человеческие страдания и людскую боль. Главный герой Некрасова – народ, самые обычные, простые русские люди.

А суть поэзии Некрасова наиболее точно отражена в одной его строке: «Я лиру посвятил народу своему». И главная задача для поэта была не в том, чтобы скорбеть о порабощённом народе и сокрушаться о его печальной судьбе, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свою поэзию его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением его мыслей и чувств.

Основным источником этой поэзии было сочувствие угнетаемым людям:

Иди к униженным, Иди к обиженным –

Там нужен ты.

Эту свою заповедь Некрасов не нарушал никогда. И в этом основное его отличие от всех других русских поэтов той эпохи. Жалеющих народ было много, но говорить от лица народа умел в ту пору один лишь Некрасов.

Обратите внимание

Ему, выросшему в дворянской среде, необходимо было пережить страшную ломку, чтобы сделать «мужицкие очи» своими, и научиться глядеть на мир и на самого себя этими очами. Его сердце было ранено ещё в самом начале жизни, в нём с детства укрепилась боль за страдания своего народа. Ведь уже в те ранние годы поэт до мельчайших подробностей знал жизнь крепостного крестьянства.

Он часто тайком убегал к деревенским ребятам, удил с ними рыбу, купался в реке, ходил в лес за грибами. Их усадьба стояла у самой дороги, которая в ту пору была многолюдной и бойкой. Здесь мальчик встречался со всяким рабочим народом: с печниками, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню. Будущий поэт с увлечением слушал их рассказы.

Водился мальчик и с рыбаками на Волге. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил позднее поэт. Но именно здесь, на этой реке, ему довелось испытать первое глубокое горе, когда он увидел бурлаков, стонавших от непосильной работы.

Потрясённый, испуганный мальчик долго бежал вслед за ними и услышал, как один из них без всякой жалобы, очень спокойно сказал, что ему хотелось бы скорей умереть. Эти слова ужаснули Некрасова:

О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз её назвал

Рекою рабства и тоски!..

Этому дворянскому подростку открылось «зрелище бедствий народных», к которому были так нечувствительны многие другие дворянские дети. Но не жалость, а протест вызывали в нём эти бедствия. И уже став взрослым, поэт по-новому прочувствовал впечатления детства, вспомнил горькую жизнь крестьян и решил посвятить своё творчество борьбе за народное счастье.

Разве смог бы он написать «Коробейников», «Крестьянских детей», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», если бы не провёл своё детство в непосредственной близости к родному народу. По этим произведениям можно изучать жизнь и быт крестьян, их верования, обычаи, народный язык.

В них вершина некрасовского мастерства. Так поэма «Крестьянские дети» полна самобытности, лиричности, которая придаёт повествованию характер восторженной песни о русском народе, у которого «привычка к труду благородная» начинается уже с шестилетнего возраста.

Важно

Основой этого произведения можно считать диалог маленького мальчика с незнакомым прохожим. Уже с первых его слов автор показывает нам, как чувствует себя этот «мужичок с ноготок», как великолепно умеет он постоять за себя и дать отпор всякому, кто вздумает обидеть его.

Вековое рабство не растлило народ, чувство свободы и чести сохранилось даже в малолетних его представителях:

В рабстве спасённое Сердце свободное – Золото, золото

Сердце народное!

Но поэт не довольствуется только изображением крестьян, он пытается говорить от их лица, воспроизвести в поэзии их подлинный голос. Такова поэма «Коробейники», в ней все эпизоды, предметы и лица представлены так, как их видят герои: Ванька, Катерина, Тихоныч.

Конечно, в характере этих людей есть немало отрицательных черт, объясняемых их темнотой, но в основном они человечны, талантливы, полны бодрого, житейского юмора, помогающего им нести свои тяготы. Нравственная сила героини поэмы заключается в том, что она видит своё право на жизнь в труде. Труд для Катерины – норма её бытия. Трудом определяется вся её личность.

Даже любовь к «сердечному дружку», коробейнику Ваньке, выражается у этой труженицы в готовности облегчить своему будущему мужу его нелёгкую жизнь, стать его помощницей и другом. Да и сами коробейники- это типичные « пахари», уходящие из дому на временный промысел. Как и всё к угнетающему их строю.

Горестные картины русской действительности, звучащие в рассказах Тихоныча, болью отзываются в сердце поэта, но его душа полна глубокого, искреннего уважения к простому человеку.

Наиболее полное слияние с народными массами мы чувствуем в поэме « Мороз, Красный нос». Она словно продиктована поэту народом.

Особенно это выражается в том « внутреннем монологе», который произносить героиня поэмы, когда бежит поздней ночью сквозь лесную чащу по безлюдной тропе, чтобы спасти своего гибнущего мужа.

Совет

Поэт словно говорит от её лица и живёт её жизнью. Он преклоняется перед простотой и в тоже время величием русской женщины.

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц, –

таков женский образ у Некрасова. Его женщины способны «коня на скаку» остановить, в «горящую избу » войти. Это женщины труженицы:

В ней ясно и крепко сознанье, Что всё их спасенье в труде, И труд ей несёт воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде…

Все образы поэма « Мороз, Красный нос » – яркое свидетельство того, что народ, у которого даже его «слабая половина» так мужественна, так богата духовными силами, так устойчива и крепка, невозможно сломить.

Хотя в творчестве поэма иногда слышатся и нотки сомнения по поводу будущего русского народа, его размышления о том суждено ли ему всегда быть таким бесправным, угнетённый, или же он воспрянет. Так в « Размышлениях у парадного подъезда » автор обращается к народу с вопросом: « Ты проснёшься ль, наполненный сил?» И вновь сомнения:

Иль судеб повинуясь закону,
Всё, что ма, ты уже совершил.

Но как бы ни было ужасно положение народа, Некрасов верит в лучшее будущее для него. Этой верой наполнена поэма «Кому на Руси жить хорошо». Героем этой поэмы автор избрал не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ, всё «мужицкое царство», всю «сермяжную Русь».

С первого взгляда народная жизнь, изображённая в этой поэме, представляется очень печальной. Уже названия деревень- Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Нелово, Неурожайка – говорят о безрадостном существовании их жителей.

Обратите внимание

И хотя одна из глав поэты изображается деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», но на самом деле эти «счастливые» глубоко несчастны. Это замученные нуждою, больные, голодные люди. И вот среди этих людей назревает бурный протест.

В главе «Крестьянка» перед нами престаёт Савелий «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слов трудового крестьянства, которые уже не желают мириться с помещичьим гнётом. Создавая образ народного мстителя, Некрасов показывает, что народ собирает силы для борьбы:

Рать подымается- Неисчислимая! Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Савелий не единственный богатырь на Руси.

Рядом ним в поэме встают такие же величавые образы русских крестьян: Якима Наголо – вдохновенного защитника чести трудового народа, Ерлилла Грина – деревенского праведника, обладающего чувством ответственности, справедливости, умом и бескорыстной преданностью простым людям.

А образ Матрены Корчагиной сумевшей отстоять своё человеческое достоинство в условия произвола и рабства. И, наконец, единственный истинный «счастливец» в поэме – Григорий Добросклонов, для которого главная цель жизни заключается в служении Григория трагично:

Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Но предстоящая испытания не пугают его, потому что он твёрдо верит в торжество своего дела. Появления в народной массах таких нравственно сильных людей служило для поэта порукой будущей победны народа:

Сила народная, Сила могучая – Совесть спокойная,

Правда живучая!

Вера в народ была для Некрасова источником вдохновения. Его стихи помогали читателю ещё глубже, как не необходимо по – настоящему любить свой народ, свою родину. И когда в стихотворении «Железная дорога» Некрасов обращался к молодому поколению, мне кажется, что он обращался именно к нам.

Ведь не так уж и много изменилось за столько десятилетий, много общего можно найти в жизни народа того и теперь. Сменялись власть и правители, но русский народ оставался прежним .

Поэтому и сейчас, когда наша страна переживает трудные времена, только вера в народ даёт нам надежду на лучшее будущее.

Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет всё, что господ ни пошлёт! Вынесет всё – и широкую, яснею

Грудью дорогу проложить себе.

Важно

Поэзия Некрасова, полная горячей любви к народ, с его огромной жаждой иной, лучшей жизни, заставляет и нас трудится, бороться, отдавать свои силы тяжёлому дню настоящего во имя света завтрашнего дня.

Николай Некрасов Лирика Стихотворение Сочинение Школьная программа<\p>

Источник: http://vse-provse.ru/mult/73/

Народ и россия в лирике н. а. некрасова

Я лиру посвятил народу своему

Н. А. Некрасов

Тема России и положение русского крестьянства волновали многих писателей и поэтов. Еще Пушкин показал тяжелое положение крестьянства в бесправной и голодной России. Четко изобразил ситуацию в России Лермонтов: “страна рабов, страна господ”.

Некрасов в своей лирике отражает свой взгляд на положение народа в современной ему России. Он осмелился взглянуть в глаза правде и во весь голос заявить о страдании народа, о его безграничном терпении и подлинном благородстве.

Дворянин по происхождению, Некрасов, как никто другой, сумел понять душу русского человека и проникнуться уважением к народу. Поэтому все свое творчество он посвятил служению народу.

Поэт говорил: “Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ”.

Недаром образ Музы Некрасов взял не из античной мифологии, к которой обращались многие его предшественники, а из народной жизни. В 1848 году Некрасов пишет стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом…”, где показывает образ своей Музы:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: “Гляди!

Сестра твоя родная!..”

Муза Некрасова – Муза бедняков, гордая и прекрасная в своем страдании, призывающая к отмщенью. Тот же образ “кнутом иссеченной Музы” повторился потом и в стихотворении “О Муза! я у двери гроба…”, написанном поэтом за несколько дней до смерти.

Горечью и страданием за судьбу народа проникнута вся лирика Некрасова. Где бы ни трудился русский человек, везде его унижали и презирали. Бесправный труд стал нормой жизни. Поэт не может не ужаснуться, видя чудовищные страдания бурлаков на Волге:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки,

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик, –

И сердце дрогнуло во мне.

Читая эти строки, мы ясно видим все те мучения, которые выпали на долю бурлаков. Они показаны со страшной, неприукрашенной правдой. И эта правда, как тот стон, который “песней зовется”, слышится повсюду, где трудится, страдает и просто влачит свое жалкое существование русский мужик.

Совет

Те же картины нищеты и бесправия мы видим в селах, где от зари до зари работает на своей полосе крестьянин-труженик. Безотрадны картины деревенской жизни (стихотворения “В деревне”, “Несжатая полоса”). Умер сын-кормилец, и старуха мать вынуждена идти по миру. Надрывает душу тоскливый осенний пейзаж, заброшенная полоса, с которой не в силах убрать урожай изнуренный болезнью пахарь.

Читайте также:  Аргументы из литературы на тему: человек вне общества

Русский человек везде бесправный и несчастный. Недаром в стихотворении “Размышления у парадного подъезда” поэт говорит:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал.

Некрасов не только описывает тяжелое положение народа, но и осуждает его бесконечное терпение. В поэме “Железная дорога” поэт показывает рабский труд крестьян и в то же время подчеркивает их безропотность: Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда…

Все претерпели мы, божий ратники,

Мирные дети труда!

Мужик покорно сносил все унижения и издевательства, никого в своей нужде и бесправии не обвиняя, кроме самого себя:

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,

И за что тебе вечно маяться!

Показывая бесправие народа, Некрасов противопоставлял его паразитической, роскошной жизни богачей и вельмож. Эта мысль отражена в стихотворении “Размышления у парадного подъезда”. Стихотворение начинается с описания Петербурга, сцен, ежедневно происходящих “у парадного подъезда”, там, где решаются судьбы просителей.

Но высокомерная и корыстная верхушка столицы безразлична к народному горю: “наш не любит оборванной черни”. На фоне нищих, оборванных крестьян выделяется “владелец роскошных палат”, вершитель людских судеб. Некрасов острым сатирическим пером рисует портрет вельможи, проведшего жизнь “в волокитстве, обжорстве, игре”.

Некрасов жалеет крестьян, которые от безысходности пьют, пропивают последнюю копейку в харчевнях. Но поэт не идеализирует мужиков. Его отношение к народу чуждо и сентиментальности.

Изображая народную жизнь, Некрасов смотрел “изнутри”, стараясь понять психологию крестьянина, Такие стихотворения, как “Крестьянские дети”, “Похороны”, “Дума”, “Деревенские новости”, правдиво, во всей ее неприглядности, показывают жизнь деревни.

Обратите внимание

Некрасов очень точно рисует безысходный трагизм положения крестьянина, темные стороны его быта и психологии, закоренелое вековое рабство и угнетение. Но у этого приниженного народа уже появляются яркие, сильные личности, настоящие герои.

Таковы Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, которые в будущем способны стать настоящими народными вожаками. Поэт восхищается их богатырской силой, трудолюбием, но показывает и отрицательные стороны их жизни. Так, Яким Нагой говорит о себе, что он “до смерти работает, до полусмерти пьет”.

Однако большая часть крестьян сохранила достоинство. Даже Яков Верный, который считался “примерным холопом”, решился на протест, пусть даже и поплатился за это собственной жизнью.

Некрасов верит, что, несмотря на, казалось бы, беспредельное терпение народа, он поднимется на борьбу. Призывом к борьбе служит “Песня Еремушке”, где поэт провозглашает:

Необузданную, дикую

К угнетателям вражду

И доверенность великую

К бескорыстному труду,

Глубокой верой в народ, в его творческие силы, в его талантливость наполнено стихотворение “Школьник”. Деревенский паренек, школьник напоминает поэту о славной судьбе Ломоносова. Некрасов верит, что именно из народа придут новые, яркие таланты, которые прославят Россию:

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то и знай…

Поэзия Некрасова – поэзия жизни. Ее суровая правдивость сочетается с высоким мастерством и совершенством формы.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/narod-i-rossiya-v-lirike-n-a-nekrasova/

Народ в лирике М.О. Некрасова

Я лиру посвятил народу своему. М. А. Некрасов Тема России и состояние русского крестьянства волновали многих писателей и поэтов. Еще Пушкин показал тяжелое состояние крестьянства в бесправном и голодной России. Четко изобразил ситуацию в России Лермонтов: «страна рабов, страна господ». Некрасов в своей лирике отражает свой взгляд на состояние народа в современной ему России. Он осмелился взглянуть в глаза правде и во весь голос заявить о страданиях народа, о его безграничное терпение и настоящую благородство. Дворянин по происхождению, Некрасов, как никто другой, сумел понять душу русского человека и проникнуться уважением к народу. Поэтому все свое творчество он посвятил служению народу. Поэт говорил: «Я призван воспеть твои страдания, терпением впечатляющий народ». Недаром образ Музы Некрасов взял не из античной мифологии, к которой обращались многие из его предшественников а из народной жизни. В 1848 году Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом …», где показывает образ своей Музы:<\p>

Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенном; Там били женщину кнутом, крестьянка молодую … Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя … И Музе я сказал: «Смотри! Сестра твоя родная! ..»<\p>

Муза Некрасова — Муза бедняков, гордая и прекрасная в своем страдании, призывающий к мести. Тот же образ «кнутом высеченной Музы» повторился затем и в стихотворении «Муза! я у двери гроба … », написанном поэтом за несколько дней до смерти. Горечью и страданием за судьбу народа проникнута вся лирика Некрасова. Где бы ни трудилась русский человек, везде его унижали и презирали. Бесправная труд стал нормой жизни. Поэт не может не ужаснуться, когда видел удивительные страдания бурлаков на Волге: Почти пригнувшись головой<\p>

Важно

До ног, обвитым канатом, обутых в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки, И был невыносимо дикий И страшно ясен в тишине Их мерный похоронный крик, И сердце дрогнуло во мне.<\p>

Читая эти строки, мы ясно видим все те мучения, которые выпали на долю бурлаков. Они показаны со страшной, неприукрашеный правдой. И эта правда, как стон, «песней зовется», слышится повсюду, где трудится, страдает и просто тянет свое прозябание русский мужик. Те же картины нищеты и бесправия мы видим в селах, где от зари до зари работает на своей полосе крестьянин-труженик. Безотрадное картины сельской жизни (стихи «В деревне», «несжатый полоса». Умер сын-кормилец, и бабка иметь вынуждена идти по миру. Надрывает душу тоскливый осенний пейзаж, заброшенная полоса, из которой не в силах забрать урожай истощен болезнью пахарь. Русский человек везде бесправная и несчастная. Недаром в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» поэт говорит:<\p>

Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал.<\p>

Некрасов не толькоописывает тяжелое состояние народа, но и осуждает его бесконечное терпение. В поэме «Железная дорога» поэт показывает рабский труд крестьян и в то же время подчеркивает их покорность:<\p>

Грабили нас грамотеи-десятники, секли начальство, давил нужда … Все претерпели мы, божьи ратники, Мирные дети труда!<\p>

Мужик безропотно сносил все унижения и издевательства, никого в своем нужды и бесправии НЕ обвиняя, кроме самого себя:<\p>

Ой, мужик! мужик, ты гришнише всех, И за что тебе вечно маяться!<\p>

Показывая бесправие народа, Некрасов противопоставлял его паразитического, роскошном жизни богачей и вельмож. Эта мысль отражена в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Стихотворение начинается с описания Петербурга, сцен, ежедневно происходят «у парадного подъезда», там, где решаются судьбы просителей. Но высокомерная и корыстная верхушка столицы безразлична к народному горю: «наш не любит оборванной черни». На фоне нищих, оборванных крестьян выделяется «владелец роскошных палат», вершитель человеческих судеб. Некрасов острым сатирическим пером рисует портрет вельможи, который провел жизнь «в ухаживания, обжорства, игре». Некрасов жалеет крестьян, от безысходности пьют, пропивают последнюю копейку в харчевнях. Но поэт не идеализирует мужиков. Его отношение к народу не признает сентиментальности. Изображая народную жизнь, Некрасов смотрел «изнутри», пытаясь понять психологию крестьянина, Такие стихи, как «Крестьянские дети», «Похороны», «Дума», «Сельские новости», правдиво, во всей ее неприглядности, показывают жизни села. Некрасов очень точно рисует безысходный трагизм положения крестьянина, темные стороны его быта и психологии, закоренелые возрастное рабство и угнетение. Но у этого униженного народа уже появляются яркие, сильные личности, настоящие герои. Такие как Каким Нагоя, Ермил Гирин, Савелий, которые в будущем способны стать настоящими народными вожаками. Поэт восхищается их богатырской силой, трудолюбием, но показывает и отрицательные стороны их жизни. Так, Каким Нагоя говорит о себе, что он «до смерти работает, до полусмерти пьет». Однако большая часть крестьян сохранила достоинство. Даже Яков Верный, который считался «образцовым холопом», решился на протест, пусть даже и поплатился за это собственной жизнью. Некрасов верит, что, несмотря на, казалось бы, безграничное терпение народа, он поднимется на борьбу. Призывом к борьбе служит «Песня Ерьомушци», где поэт провозглашает:<\p>

Необузданную, дикую К угнетателям вражду И доверенность большое К бескорыстной работы …<\p>

Совет

Глубокой верой в народ, в его творческие силы, в его талантливость наполнен стихотворение «Школьник». Сельский мальчик, школьник напоминает поэту о славной судьбе Ломоносова. Некрасов верит, что именно из народа придут новые яркие таланты, которые прославят Россию:<\p>

Не бездарный и природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных, то и знай …<\p>

Поэзия Некрасова — поэзия жизни. Ее суровая правдивость сочетается с высоким мастерством и совершенством формы.<\p>

p><\p>

Не бездарный и природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных, то и знай …<\p>

Поэзия Некрасова — поэзия жизни. Ее суровая правдивость сочетается с высоким мастерством и совершенством формы.<\p>

Источник: http://www.1kessay.ru/read/2073

Образ народа в творчестве Н.А. Некрасова

    В творчестве любого писателя непременно проступает печать времени. Время Н.А. Некрасова – это 50-70 годы 19 века. В его лирике отразились настроения, думы, идеалы целой эпохи. Вторая половина 19 века – период расцвета революционной демократии. Это пореформенное время характеризуется подъемом народного крестьянского движения по всей России.

Это питало надежду прогрессивных людей эпохи на возможность крестьянской революции, упрочняло веру в скрытые в народе силы. Некрасов, как истинный патриот, был погружен в злободневную современность. Поэт первым ввел в русскую поэзию новые темы, на что, по словам В. Брюсова, способны лишь «исключительные таланты».

На волне общей демократизации литературы Некрасов поставил в своём творчестве новый вопрос: вопрос о народе. Жизнь народа, думы и надежды, страдания и борьба – вот основная тема его творчества.

    Свой творческий путь Н.А. Некрасов начал стихотворением «В дороге». В.Г.

Обратите внимание

Белинский приветствовал появление этого стихотворения словами: «Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный?». В стихотворении противопоставлены два мира: господа-владыки мира, по прихоти которых гибнут ни в чем не повинные жертвы и бесправные крепостные крестьяне, не могущие распоряжаться своей судьбой. В этом заключен идеологический смысл произведения.

Однако смысл не только в изображении этих общественных отношений. Поэт рисует внутренний мир крепостной крестьянки Груши, обнажая духовную сторону драмы. Господа дали Груше образование, а затем, не посчитавшись с её желанием, отдали замуж.

Девушка, научившись «на варгане играть и читать», пробудилась духовно, в ней проснулось стремление к осмысленной жизни, поиску. В итоге она оказывается замужем за ямщиком, который называет её «белоручка», «белоличка» и вынуждена нести бремя тяжелого физического труда. Муж жалел её:

    Как дрова или воду несла,

    Как на барщину шла – становилось
    Инда жалко подчас…

    Но трагедия вовсе не в том, что молодой жене приходится работать. Она «на какой-то патрет всё глядит да читает какую-то книжку»., «украдкой ревет, как шальная». Героиня одинока духовно, и это страшнее, чем тяготы труда. 

    О Грушиной судьбе поэт рассказывает устами её мужа, который не способен разглядеть страданий молодой женщины, не способен её понять. В этом заключается новаторство Некрасова: ямщик, представитель народа, показан как личность, наделенная чувствами, переживаниями. Он глубоко несчастен рядом с женой, даже то, что Груша заботится о сыне, воспринимается им как «дворянское баловство». Ямщик сам страдает рядом со «злодейкой-женой», при этом неосознанно жалея её: «без пути уважал, не бранил, то ись вот как…». Но он не понимает всей трагичности происходящего с Грушей. 
    Из-за прихоти господ рядом оказались пусть равные по происхождению, но такие разные по богатству души, не способные понять друг друга люди. В этом заключается вся трагичность происходящего. 
    В стихотворении показаны все стороны этой трагедии: горе мужика, которого мучает «злодейка», горе несчастной Груши, необходимость жесткости самого мужика и их страдания «от горя народной жизни» (Скатов Н. Н.). В несчастье конкретной крестьянской семьи Некрасов видит нелегкую долю всего народа.

    В 1858 году поэт создает стихотворение «Размышления у парадного подъезда». В нем описание положения крестьян приобретает более широкую направленность, масштабно показывая бесправие народа.

Эта социальная ситуация показана через конкретную жизненную сцену: «деревенские русские люди» с выраженьем «надежды и муки» пришли в город к вельможе, который даже не принял просителей, так как «не любит оборванной черни».

«Что тебе этот бедный народ?» – вопрошает Некрасов, с иронией добавляя: 

    Впрочем, что ж мы такую особу

    Беспокоим для мелких людей?

    Когда читаешь описания страданий крестьян, «надрывается сердце от муки». Нет такого уголка на Руси, «где бы русский мужик не стонал». Очень символично сравнение «скорби народной» с Волгой.

Волга – великая река, воплощение мощи Руси, но она не так многоводна, как полна земля страданиями крестьянина. Поэт жалеет странников, стонет вместе с ними, но не оправдывает их.

Важно

Обращаясь к народу, он вопрошает: «Ты проснешься ль, исполненный сил?». В последних строках звучит трагическая нота:

    Иль, судеб повинуясь закону,

    Все, что мог, ты уже совершил?

    Некрасов с горечью признает пассивность и бездействие крестьянства, неспособность подняться на борьбу за свободу. Эти черты появляются в народном образе в дальнейшем творчестве Некрасова.

    Итогом всего творчества поэта является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 года. Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». Её создание связано с осмыслением Некрасовым значения реформы 1861 года. 

    Автор задался вопросом: принесла ли она счастье крестьянству? Чтобы найти ответ, Некрасов отправляет семерых временнообязанных мужиков в долгое путешествие по России в поисках счастливого. Начало поэмы приковывает внимание к их бедственному положению. Они родом из:

    Подтянутой губернии,

    Уезда Терпигорева,
    Пустопорожней волости,
    Из смежных деревень-
    Заплатова, Дырявина, 
    Разутова, Знобишина,
    Горелова, Неелова, 
    Неурожайка тож.

    С первых строк возникают мысли об их нелегкой судьбе. Это отражается даже в описании пейзажа.

Здесь Некрасов прибегает к приему противопоставления: «широкая» дороженька, но «песчана и глуха»; весенняя природа «хороша», но «невесело глядеть» на поля с «бедными всходами»; избы «новые нарядны», но смотреть на них больней, чем на старые. Картина заканчивается горьким вопросом: «Какое ж счастье тут?..»

    Своеобразна речевая сторона повествования: просторечные формы, повторы роднят поэму с народной поэзией. Это и глаголы на –ся («протянулася»), повторы (“стоят деревни старые, стоят деревни новые»), краткие прилагательные («нарядны», «песчаны»). В тексте можно выделить загадки, прибаутки – примеры русского народного творчества:

    Никто его не видывал,

     А слышать всякий слыхивал,
    Без тела, а живет оно, 
    Без языка – кричит.

    Такая связь с народным творчеством придает поэме истинно народное звучание.

    В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянина, кормильца и хранителя родной земли. Поэма отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, крестьянскую жажду воли и счастья. Мужицкое «счастье» «дырявое, с заплатками, горбатое, с мозолями», но крестьяне не отчаялись найти: 

    Непоротой губернии, 

    Непотрошенной волости,
    Избыткова села.

    Искателей правды в поэме много. Ярко проходит перед нами образ Якима Нагого. Он гордый, дерзкий, не поддакивает барину, отстаивает крестьянскую честь. Это тип крестьянина, который поднимается до осознания своего бесправного положения. Ни тюрьма, ни лишения не сломили его духа. Судьба многих крестьян сходна с его:

    Он до смерти работает,

    До полусмерти пьет.

Совет

    Образ Якима даёт отповедь тем, кто считает крестьян «быдлом», не понимающим искусства. «Картиночки» оказались для мужика важнее, чем «целковых тридцать пять».

    В образе Савелия, «богатыря святорусского», «сермяжного», поэт олицетворяет могучие силы, упорство и богатырскую стойкость русского народа, его скрытую мощь, которая начинает пробуждаться. Под плетями помещика закаляется характер Савелия. Он отказывается платить оброк и решает: 

    Как не дери, собачий сын,

    А всей души не вышибешь.

    «Клейменный, да не раб», Савелий – настоящий бунтарь. Он открыто протестует, подтрунивая над «либеральными» односельчанами»: «Эх вы, Аники-воины!». Бунтарские настроения крестьянства находят воплощение и в образе разбойника Кудеяра, вонзившего нож в грудь «первого в той стороне» пана. Убийство угнетателя – святое дело.

    После смерти Савелия дух бунтарства остался жить в сердце Матрены Тимофеевны, жены его внука. «По пятому годку» она уже трудится, ее жизнь полна лишений, но это не убивает в ней лучшие черты: твердость воли, нравственную чистоту и сознание человеческого достоинства. Если уж в душе женщины, самого забитого существа царской России, созрела гроза, то, возможно, близко переустройство жизни.

    В поэме появляется еще один образ – образ «народного заступника» Гриши Добросклонова , который, если бы поэма была закончена, видимо, занял бы в ней центральное место как образ счастливого. Семинарист Гриша воплотил в себе черты народного заступника, революционера-разночинца. Он

    Лет пятнадцать твердо знал уже,

    Что будет жить для счастия 
    Убогого и темного родного уголка.

    Гриша счастлив, потому что борется за справедливость. Но крестьяне не могли ещё этого осознать. Они не нашли ответ на свой вопрос, так как не знали, «что творится с Гришею». 

    Русский народ представлен в поэме как богатырь, еще не поднявшийся с колен. Автор не питает иллюзий по поводу скорого пробуждения крестьянства, но все одиннадцать лет, пока писалась поэма, он страстно желал его пробуждения, веря в то, что:

    Еще народу русскому 

    Пределы не поставлены:
    Пред ним широкий путь.

    В этих строках заключена истинная любовь к народу и всей земле Русской. 

    Во времена Некрасова через отношение к народу определялась социальная и нравственная значимость любого творца. Сам поэт восклицал : «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». С этой точки зрения Некрасов являлся и поэтом, и гражданином.

    Читая Некрасова, удивляешься, сколько же много общего в жизни русского народа тогда и теперь. И понимаешь, что есть он все же «национальный русский характер! И верить хочется, что судьба русского народа будет счастливой.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/nekrasov-n-a/raznoe/5289-obraz-naroda-v-tvorchestve-n-a-nekrasova

Судьба народа в творчестве Некрасова

Сочинения › Некрасов Н.А.<\p> Готовые Домашние Задания

Глубокая любовь к почве звучит в произведениях

Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь…

Одинаково любит он эту почву и тогда,

когда говорит о ней с искренним лиризмом,

и тогда, когда рисует мрачные или грустные

картины.

А Григорьев

Некрасов смотрел на мир глазами народа. В стихотворении “Родина” он не может найти ничего положительного в крестьянской жизни из-за “глухого и вечного гула подавленных страданий”:

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор —

В томящий летний зной защита и прохлада.

Поэт понимает, что народ сам не может выбрать правильный путь борьбы за счастье и справедливость. В своих произведениях он хочет указать на все тяготы, несправедливость быта, жизни, направить развитие мысли народной в верное русло.

И для того чтобы донести до народа свои мысли, Некрасов обращается к лирической форме. В стихотворении “В дороге” он опирается на собственную основу, немыслимую для поэтического произведения, показывает характерную крестьянскую речь: “слышь ты”; “зна-мо-де”; “девка”…

Обратите внимание

Некрасов рисует всю убогость, серость и душевную неразвитость русского крестьянина. Он настолько привык жить в рабстве, постоянном угнетении, что даже не помышляет о возможности другой жизни. Идея этого стихотворения: всевластие, произвол дворянства, как в добре, так и в зле.

Но трагедия народа не только в этом непонимании.

В стихотворении “Забытая деревня” поэт говорит о том механизме, который работает и без помещика. Этот механизм заложен системой деспотизма, и поэтому у крестьян складывается ложное восприятие жизни.

В менталитете русского народа закреплено понятие преданной веры в кого-нибудь.

Русский крестьянин должен на кого-то опираться, должен во что-то и в кого-то верить, и поэтому жизнь от рождения до смерти, проведенная в рабском, изнуряющем труде, порождает веру в неизбежность жестокой системы, убивающей в человеке личность.

Но в то же время у Некрасова есть и оптимистические стихотворения, например, “Школьник”, в котором автор создает образ отца, готового отдать последний грош на образование сына, чтобы тот стал настоящим, свободным человеком:

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездонна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то и знай, —

Сколько добрых, благородных,

Сильных, любящих душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” Некрасов сопоставляет два мира: мир богатых, праздных и мир трудящихся, где царит “скорбь народная”.

Поэт показывает презрение вельмож к народу: “Гони! Наш не любит оборванной черни!” Чувства народа гораздо сложнее. Они никак не могут переступить через свою веру в доброго царя и доброго хозяина.

Они послушно уходят, даже не осмеливаясь судить этого барина.

С сатирой и в другом стиле описывает Некрасов безмятежную старость вельможи. И как заклятие пишет строки:

И со славой умрешь!

Совсем иначе звучит последняя часть стихотворения, где рассказывается о народе. Эта часть написана как народная песня, которая передает стон, страдания:

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.

Важно

На мой взгляд, самые сложные размышления поэта о народной жизни изложены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Автор понимает, что это риторический вопрос, но очень хочет указать путь к счастью для всех людей. Русский крестьянин — главный герой этой поэмы. В ней множество крестьянских портретов — групповых и индивидуальных. Самый типичный портрет русского крестьянина — это Яким Нагой:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот, у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле,

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.

Поэт, смотревший на мир глазами народа, находит яркие сравнения, выразительно передает облик крестьянина. Сами названия деревень, в которых живут крестьяне: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, — характеризуют условия жизни в них.

В поисках счастья семь мужиков встречаются со многими людьми, и этим Некрасов показывает, что во всей России царят бедствие и страдание. Века крепостной жизни не прошли бесследно для крестьян. Некрасов с горечью отмечает, что многие из них, сломленные тяжелой жизнью, становятся слепыми исполнителями барской воли. Наряду с ними Некрасов показывает немногих протестующих крестьян.

В эпилоге в образе Гриши Добросклонова Некрасов показывает, что молодежь мыслит по-новому. Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее. Автор не сомневается, что у русского народа огромный потенциал.

Он видит, что сознание крестьян, хотя и медленно, но меняется. Этой поэмой Некрасов хотел сказать, что русский народ созрел для осознания необходимости другой жизни, что можно и нужно стремиться к счастью.

Сочинения по теме:

  • Как видит гражданственность в своих произведениях Некрасов сочинение
  • Сравнительный анализ произведений Тютчева Предопределение и Некрасова Я не люблю иронии твоей сочинение
  • Некрасов о Родине сочинение
  • Отображение русской природы в лирике Некрасова сочинение

Источник: http://1soch.ru/nekrasov-na/raznoe-533/sudba-naroda-v-tvorchestve-nekrasova

Ссылка на основную публикацию