Что такое гонзо-журналистика?

Что такое гонзо-журналистика?

Начнём с того, что гонзо — это определённое направление современной журналистики, главным отличием которой являются собственные переживания и умозаключения журналиста. «Не события создают репортёра, а репортёр события».
Прибавьте сюда репортёра с крайне радикальными взглядами на всё, что происходит вокруг! Ломающего стереотипы жизни, что было довольно сложно в бунтующие 60-е!<\p>

Представьте, что Вы — уважаемый доктор журналистики! Что Вас направили делать репортаж на ежегодный саммит полицейского управления! Представьте, что главной темой саммета является борьба с незаконным оборотом наркотиков! Представьте, что у Вас в руках чемоданчик, доверху набитый всеми известными наркотическими веществами! Представили? Значит, Вы на минутку побывали в шкуре Хантера Томпсона!<\p>

Гонзо — это очень честно. Крайне субъективно, но по своей сути выражает общее мнение. Гонзо — это дерзкий репортаж без всяких правил. Репортаж, который противоречит Системе. Репортаж, который ведётся там, где даже нет событий для репортажа!
Четкую характеристику этому направлению дать крайне трудно. Чётких границ жанра просто не существует. Вот пример, как рождаются гонзо-репортажи:<\p>

Обратите внимание

Дорогое издание решает осветить на своих страницах популярное соревнование тех лет. Мотоциклетная гонка по раскалённым пескам американской пустыни. Ничего сверхъестественного, заурядное мероприятие, многодневная гонка. Молодой журналист Томпсон отправляется в Колорадскую пустыню налегке, взяв с собой лишь пишущую машинку и небольшой чемоданчик. Будни гонзо-репортёра начинаются в баре у отеля. После долгих бесед с завсегдатаями заведения, после нескольких стаканов виски и таблеток из чемоданчика, пишущая машинка начинает без устали щёлкать клавишами. Постепенно, абзац за абзацом, страсти трассы уступают место страстям политическим. Поднимается песчаная буря! Банальное совпадение, стечение обстоятельств, но Генри Киссинджер — лидер гонки, носит такое же имя, что и советник национальной безопасности США. Воспалённый мозг доктора, «подогретый» амфетамином, мескалином и виски, цепко ухватился за эту параллель.<\p>

«Отчаяная гонка свиней, рвущихся к самолюбованию и кровавому материальному благополучию, наконец представила своего единственного лидера! Вся пост-вьетнамская никсоновская грязь зловонным потоком из Вашингтона бросилась в Колорадскую глубинку! И всё для того, чтобы этот жалкий червяк Генри выиграл гонку тщеславия, гонку семидесятых! Грязь коррупции и насилия накрывает с головой всех участников заезда! Вонючая, липкая, она забивается в выхлопные трубы, в радиаторные щели, в глаза, в уши! Забирается глубже внутрь, в самые мозги и отчаянные гонщики перестают гнаться за неуловимым Генри! Всё, теперь они его слуги, его свиньи!..»<\p>

Гонзо, как стиль журналистики, нашел своих поклонников и подражателей. На сегодняшний день «репортёров-анархистов» довольно много. Ярким примером может служить украинское товарищество гонзо-журналистов. Мировое сообщество так и не принимает всерьёз этот вид подачи информации. Ни в одном университете журналистики не преподают гонзо. Хотя многие последователи Томпсона всерьёз борются за это право.<\p>

Говоря о развитии этого оригинального направления, нельзя не отметить, что за 40 лет его существования, единственным общепризнанным владыкой «гонзо-пера» является всё тот же Хантер Томпсон. Многие пытались подражать ему. Многие добились многого, подражая ему. Но всё это уже было вторично. И не нужно быть матёрым критиком, чтобы заподозрить очередного «доктора Гонзо» в плагиате. Хантер создал целый мир, одной печатной машинкой и маленьким чемоданчиком. Это его мир. Он, и только он один, мог творить в мире гонзо.<\p>

Вопрос: «Что такое гонзо-журналистика?»
Ответ: «Это Хантер Стоктон Томпсон».<\p>

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/3678/

Гонзо-журналистика – История США

Илющенко Г.

Наверняка, многие слышали этот термин, возможно, некоторые даже вспомнят некоего Хантера Томпсона и что он «как-то связан с Джонни Деппом». Но точное определение понятию «гонзо-журналистика» редко кто может дать. В этом вам поможет данная статья.

Кулак Гонзо. Символ гонзо-журналистики и Томпсона в частности

Начать стоит с объяснения значения загадочного слова «гонзо». Споры по этому поводу не утихали с самого момента первого употребления слова редактором Boston Globe Биллом Кардосо в 1970 году. В его рецензии на статью Хантера С.

Томпсона, самого основоположника гонзо-журналистики, «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» промелькнула фраза «это чистый Гонзо журнализм». Позже Кардосо объяснил, что это слово из ирландского сленга и обозначает последнего стоящего на ногах человека после пьянки.

Также редактор заявил, что корни слова гонзо – gonzo – исходят из искаженного французского gonzeaux, обозначающего в дословном переводе «сияющий путь».

<\p>

Еще одно объяснение можно отыскать в устной биографии Томпсона, где говорится о том, что слово «гонзо» было взято у соответствующего названия песни нью-орлеанского джазового исполнителя Джеймса Букера, которое, в свою очередь, пришло из имени одного из героев фильма «Торговец Наркотиками» (англ. «The Pusher» – сленг.нарк. «толкатель, тот, кто продает наркотики») 1960 года.

Все, кто связывает понятие «гонзо-журналистика» с Хантером Томпсоном, будут правы. Ведь именно американский журналист впервые использовал стиль «гонзо» в написании статьи, а именно – «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» о скачках в Луисвилле, родном городе Томпсона.

Особенность ее заключалась в следующем: Хантер Томпсон, работавший тогда на скачках с художником Ральфом Стедманом, столкнулся с двумя факторами, предопределившими содержание и стилистику статьи.

<\p>

Важно

Фактор первый: со своих мест Томпсон и Стедман просто не видели саму гонку лошадей, поэтому им пришлось работать с тем, что происходило вокруг скачек – вечеринки, пьянки, орущая толпа, погрязшая в разврате и тому подобное.

В статье Томпсон писал, что им со Стедманом пришлось окунуться в эту атмосферу с головой, чтобы составить образ того слоя общества, на который они изначально планировали карикатуры.<\p>

Второй фактор: дедлайн, к которому Томпсон не успевал, и в итоге ему пришлось отдать редактору на верстку блокнот с отрывочными записями о скачках.

Записи эти были наполнены субъективизмом настолько, что сама статья, в конце концов, не была похоже на журналистскую вообще. Кстати, есть теория, что Хантер Томпсон намеренно не писал чистовик статьи, ограничившись набросками в блокноте и сюрреалистическими скетчами Стедмана, чтобы как можно точнее отобразить атмосферу скачек. Как бы то ни было, начало гонзо-журналистике было положено.

Вообще, Хантер Томпсон был интереснейшей личностью. Информационной деятельностью он начал заниматься еще во время службы в армии на авиабазе во Флориде. Далее всего за несколько лет Томпсон сменил множество мест работы, занимаясь в основном независимой журналистикой для американских газет. В 1963 году он женился на Сандре Коллин, с которой его связывали давние романтические отношения. Через год у пары родился сын Хуан.<\p>

Одной из главных вех в его карьере стала книга о байкерах мотоклуба Ангелы Ада, с которыми он находился в тесном контакте до тех пор, пока те не избили его без каких-либо явных причин. Расцвет же карьеры Томпсона пришелся на период работы в журнале Rolling Stone. Именно в нем были опубликованы две пожалуй самые главные книги писателя – «Страх и Ненависть в Лас Вегасе», по которой много позже был снят блестящий фильм с Джонни Деппом и Бенисио Дель Торо в главных ролях, а также «Страх и Ненависть на Предвыборной кампании 72»/.<\p>

Первая книга посвящена знаменитой гонке на мотоциклах Минт-400 в пустыне Невада, проходившей под Лас Вегасом, а также полицейской наркологической конференции. Отличительная черта произведения – не просто субъективное описание опыта участия в происходящих событиях, а описание действий, совершенных под наркотиками, которые, между прочим, играли большую роль в формировании Томпсона как гонзо-журналиста.<\p>

Источник: https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/237-gonzo-zhurnalistika

Что такое гонзо-журналистика?

Гонзо-журналистика – это направление журналистики, появившееся в США в 60-х годах 20 века, которое характеризуется отражением глубоко субъективного мнения журналиста на какое-либо событие.

Происхождение гонзо-журналистики

Термин «гонзо» впервые был использован в 1970 году Биллом Кардосо, редактором журнала The Boston Globe, в его рецензии на статью «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» Хантера С.Томпсона.

Новаторство Хантера С.Томпсона

Свою статью, которая должна была стать репортажем со скачек в Луисвилле, Хантер писал в компании с художником Ральфом Стедманом, который также работал на этом мероприятии.

Особенность повествования заключалась в том, что сам автор вместе со Стедманов не присутствовал на гонках лошадей, зато он полностью окунулся в атмосферу вокруг проходящих скачек, состоящую из орущей толпы, развратных вечеринок, гулянок и пьянок.

Кроме того, есть мнение, что к положенному сроку Хантер не смог привести наработанный материал к целостному виду и сдал статью о скачках в виде блокнота с записями.

Совет

Заметки Хантера были очень субъективными, перемежались с набросками Стедмана. Некоторый считают, что журналист намеренно отдал свою статью именно в таком виде.

Эта статья, содержащая довольно жесткие высказывания и очень субъективную окраску, получила большой общественный резонанс.

Термин «гонзо»

Билл Кардосо в своей рецензии на работу Хантера употребил фразу «это чистый Гонзо-журнализм». Впоследствии редактор пояснил, что слово «гонзо» было взято им из ирландского сленга, где «гонзо» – это человек, который последним из компании устоял на ногах после ночных алкогольных возлияний.

Также Кардосо упоминал, что корни слова «гонзо» можно найти в искаженном французском gonzeaux, что в дословном переводе означает «сияющий путь».

Кроме того, в устной биографии Томпсона говорится, что слово «гонзо» было взято из названия песни Нью-орлеанского джазового музыканта Джеймса Букера.

Согласно другой версии, этот термин может происходить от испанского gonzagas, что означает «я тебя одурачил», «нелепости».

Символика гонзо-журналистики

Знак гонзо-журналистики был введен Хантером С. Томпсоном в начале 70-х годов 20 века как символ свободного образа жизни и свободной литературы. Это шестипалый кулак, в котором зажат цветок пейота — кактуса, из которого производят мескалин. Кулак переходит в меч, гардой которого является слово Gonzo.

Отличительные черты гонзо-журналистики

Гонзо-журналистику можно распознать по некоторым выдающимся чертам. Так, повествование в стиле гонзо, будет вестись от первого лица, с агрессивной ноткой, сарказмом и преувеличением.

Зачастую, автор повествования является непосредственным участником описываемых им событий, а иногда и героем повествования.

Гонзо – это, как правило, репортаж, для которого неважно есть или нет событие на месте его проведения. Стиль гонзо отличается отсутствием цензуры, правил и ограничений.

Обратите внимание

Текст репортажа пишут, невзирая на каноны и рамки, он может не иметь структуры, пестрить цитатами, неприкрытыми обвинениями, сарказмом. Это может быть сумбурный пересказ или отрывочные воспоминания. Главное для стиля гонзо – это свобода.

Гонзо-журналистика, в отличие от классической журналистики, не стремится запечатлеть событие, главное для гонзо – это передать эмоции, чувства, атмосферу, окунуть читателя в происходящее через призму впечатлений автора.

Авторы и произведения

Чтобы познакомиться со стилем гонзо можно прочитать работы Хантера С. Томпсона:

  • Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas. A Savage Journey to the Heart of the American Dream) (1971)
  • Ангелы Ада (Hell’s Angels. A Strange and Terrible Saga of the Outlaw Motorcycle Gangs) (1967)
  • Ромовый дневник (The Rum Diary. A Novel) (1999 издана; написана 1960)

Из последователей Хантера можно отметить писателя из США Тома Вульфа, Джорджа Плимптона, прославившегося своими спортивными репортажами, Терри Саутерна, Лестера Бэнгса, известного рок-критика 70-х, а также Джона Бирмингема, публициста-современника, выросшего во времена расцвета гонзо-культуры.

Источник: https://helperia.ru/a/chto-takoje-gonzo-zhurnalistika

Гонзо-журналистика. В противовес «Американской мечте»

В 1931 году Джеймс Адамс официально ввёл понятие Американской мечты в своей книге «The Epic of America», под которым понималась страна, где каждому живётся хорошо, где у каждого есть возможность самореализоваться, добиться всего собственными усилиями, «пользоваться жизнью» в полной мере, извлекать из неё максимальную пользу, выгоду.

Одновременно с расцветом «американской мечты» в 1940-1950-е годы появляется движение битников, ставших оппозиционерами существующим в американском обществе ценностям и образу жизни: «конформизму, «промывке мозгов» масс-медиа, лицемерию и ханжеству американского «общественного мнения» и «общественной морали»». Политические воззрения представителей бит-поколения выражались в острой критике «общества мейнстрима», общества с нехваткой спонтанности и умения радоваться, с его конформизмом и репрессивностью, с предчувствием обречённости и, в особенности, с его милитаризмом холодной войны. Все это выражалось в произведениях писателей и поэтов бит-поколения, главными фигурами которого были Джек Керуак, Уильям Берроуз и Аллен Гинзберг. А так же Грегори Корсо, Диана Ди Прима, Гари Снайдер и многие другие. Каждый из них работал в разной манере, но вместе они передавали социальные и политические проблемы поколения.

                                             Представители битничества: Аллен Гинзберг, Джек Керуак, Грегори Корсо.

Берроуз демонизировал администрацию Ричарда Никсона, считая, что та стремится монополизировать частную жизнь граждан страны:<\p>

«Мы разрушаем понятие частной жизни, которую рьяно пытается монополизировать администрация Никсона.

Не станет частной жизни — не станет стыда, и мы вернемся в райские кущи, где Бог не пасет нас, словно штатный сыскарь с магнитофоном. Книги и фильмы откровенного содержания — первый шаг в верном направлении. Стыд и страх — это оружие в лапах Никсона, средство политического контроля.

Поэтому власти и стараются сохранить понятие частной жизни».

Гинзберг также проявлял большую политическую активность и гражданскую позицию. Много лет он участвовал в выступлениях за свободу слова, права ЛГБТ и декриминализацию марихуаны, а также в ненасильственных политических протестах против значительного числа явлений, начиная от войны во Вьетнаме и заканчивая цензурой, полицейским насилием и кампанией по борьбе с наркотиками.

В отличие от своих товарищей разбитого поколения Керуак не пытался изменить политики страны, а стремился найти в ней свое место, скитаясь по просторам Америки.

Важно

В какой-то момент это привело к отрицанию ценностей 1950-х годов, и в его творчестве проявилось желание вырваться на свободу из социальных шаблонов и найти смысл жизни.

 Спонтанный исповедальный язык Керуака вдохновил таких авторов Том Роббинс, Ричард Бротиган, Кен Кизи, Уильям Гибсон, Боб Дилан и Хантер Томпсон. Последний из них и стал создателем гонзо-журналистики.

Хантер Стоктон Томпсон начал свою карьеру журналиста уже будучи не в ладах с законом.

Когда ему было девять лет, в его дом пришли двое агентов ФБР и выдвинули против него обвинения в «Деле о вышвыривании ящика Федеральной Почты под колеса мчащегося на полной скорости автобуса» и пригрозили тюремным заключением.

Томпсон, все же совершивший это преступление со своими друзьями, сумел дать отпор агентам и обвинил их отсутствии свидетелей. С тех ранних лет он получил для себя отличный урок не верить словам полицейских и противостоять тому, что было ему не по духу.

Так происходило и во взрослой жизни журналиста и писателя. Он всем своим образом жизни давал понять, что не намерен подстраиваться под обычных обывателей. Томпсон не боялся показать в своих репортажах настоящие лица политиков, полицейских и даже своих коллег журналистов.

Ему приходилось заниматься журналистикой, чтобы заработать, но он всегда говорил о ней в негативном тоне: «Великая американская пресса — да это чушь собачья, построенная на сплетнях и клише империя, куда стекаются торговцы слухами и напыщенные болваны».

Однако, несмотря на такую критику профессии, его книги походили на большие репортажи, зачастую автобиографичные.

Совет

Свою первую статью «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» в стиле гонзо он написал в 1970 году. Она была опубликована в американском журнале «Scanlan’s Monthly» и представляла собой наброски, перепечатанные с присланных в редакцию блокнотных листков.

Оставив в стороне сам забег, Хантер Томпсон вместе с британским художником Ральфом Стедманом сосредоточились на атмосфере мероприятия, посещая бары, пресс-бокс, закрытую для обычных посетителей площадку клабхауса и даже друзей Томпсона, пробивая себе путь баллончиком Мэйса сковозь хаос и толпы людей и вооружившись ударными дозами алкоголя.

В конце выходных Стедман сказал Томпсону:<\p>

«Мы приехали сюда, чтобы посмотреть на это ужасное зрелище: люди трогаются умом и блюют на себя и все такое… и знаешь что? Мы же сами такие..»

Все эти безумные описания выходных в Кентукки попали без редактирования в журнал и очень ярко иллюстрируют гонзо-журналистику. В таком репортаже главную роль играют эмоции и мысли автора, само событие отходит на второй план и полностью раскрывается то, что происходит вокруг репортера: обстановка, люди и их поведение.

Том Вульф, отец новой журналистики, назвал стиль гонзо «маниакальным, полным адреналина от первого лица, в котором доминирую собственные эмоции Томпсона».<\p>

Гонзо не содержит регламентированных норм, а манера изложения полностью зависит от автора.

Его отличают: использование цитат, юмора, преувеличений, сарказма и даже ненормативной лексики; зачастую, в нем отсутствуют четкие сюжетные ограничения. Все это помогает показать, как это ни парадоксально, самую правдивую версию происходящего, лишенную пестрой обертки суть вещей.

При этом читатель видит наличие художественного вымысла, помогающего более точно рассказать, что же происходило на самом деле.

Большинство лучших работ Томпсона было опубликовано в журнале Rolling Stone. На его страницах появился «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Безумная поездка в сердце Американской мечты», самый известный роман писателя, написанный в 1971 году.

Обратите внимание

Он являлся своего рода отчётом от первого лица журналиста о поездке в Лас-Вегас с адвокатом «Доктором Гонзо», целью которой было освещение легендарной гонки на мотоциклах «Минт 400», а затем полицейской наркоконференции.

И хотя сам Томпсон однажды назвал его «неудачным экспериментом в гонзо-журналистике», многие критики, да и сам автор признают книгу шедевром.» Это довольно чистый реальный опыт, немедленно конвертированный в литературу, — говорит о книге Хантер Томпсон.

– он не уступает «Великому Гетсби» и лучше Хемингуэевского «И восходит Солнце». «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» по праву можно считать летописью Смерти Американской Мечты.

Шестидесятые годы двадцатого века были преисполнены веры в свободу и возможность быть услышанными.

В то время между гражданами и государством шел некий диалог, так что сам акт протеста, пусть даже сопровождаемый насилием, в конечном итоге можно было рассматривать как демонстрацию исполненной оптимизма веры в правительство, способное изменить положение.

Таково была ситуация до появления у власти Никсона, президента, действия которого неоднократно критиковал Томпсон. В своих мемуарах «Царство Страха» он писал:

«Эти ублюдки так никого и не поняли самого главного – «Движение» выражало глубокую, беззаветную веру в Американскую мечту. Люди, которые «боролись» в те годы, не были жестокими и циничными чудовищами. Которыми их делал официоз.

На самом деле в демонстрациях участвовали среднестатистические отцы семейств, которых лишь немного встряхнули, ненадолго оторвали от вредных привычек, от их ленивой, косной. Повернутой на деньгах жизни..

и, уже однажды осознав свою внутреннюю уверенность, они, несомненно, поступали правильно».

К концу 60-х гг. всем становится понятно, что новые материалы Томпсона отличаются от произведений его коллег по перу, работавших в стиле нового журнализма, как его понимал Т. Вулф.

«В то время как Гэй Тейлизи, Джимми Бреслин, Труман Капоте, Том Вулф, Норман Мейлер и Терри Сауферн, обслуживая растущий спрос на новую журналистику, окопались в Esquire и нью-йоркской Herald Tribune, Томпсон, предпочитавший термин «импрессионистская журналистика», не купился на этот размытый и во многом ограниченный «интеллектуальными» рамками феномен, — подчеркивает Дуглас Бринкли. — Томпсон восхищался, как Эрнест Хемингуэй, Стивен Крейн и Марк Твен комбинировали технику художественной прозы и репортажа, подчеркивая степень авторского участия при описании новостных событий».

Важно

Сам Томпсон высоко ценил работы многих своих современников — представителей нового журнализма. С большинством из них он был знаком лично, поддерживал регулярную переписку. Однако, по мнению Томпсона, ни один из них не смог ухватить взрывной смысл личного журналистского приключения, отличавшего произведения таких выдающихся писателей, как Дж. Оруэлл, Дж. Лондон и Э. Хемингуэй.

<\p>

«Отличие Хантера Томпсона от Тома Вулфа в том, что если последний напоминал стрелка, только рассматривавшего жертву в прицел снайперской винтовки, то первый бросался в штыковую атаку с одной саперной лопаткой. Он вышел за предел, до которого так и не смог добраться Норман Мейлер и у которого остановился Вулф», — подчеркивает в этой связи критик и переводчик А. Керви.

Стиль Хантера Томпсона можно и в наше время считать ярчайшим примером гонзо-журналистики.

Даже если добавить в обычную статью те особенности языка, отличающие данный стиль повествования, – сарказм, просторечия, цитаты, щедро приправить ненормативной лексикой или вести репортаж в состоянии алкогольного опьянения, он не сможет стать настоящим гонзо-репортажем. Фигура автора является несомненно важным критерием успеха.

За свою журналистскую деятельность Томпсон баллотировался в мэры города, жил среди байкеров, летал в сотни командировок по заданию журнала Rolling Stone, с которым сотрудничал многие годы. При этом он всегда оставался самоироничным и мудрым, даже рассекая в кабриолете по шоссе на полной скорости.

Его умение различать в калейдоскопе слов и поступков власти голую правду и приглашать читателя взглянуть на мир его глазами, не принуждая верить его точки зрения, стало главным слагаемым успеха в карьере. О своем творчестве Хантер Томпсон говорил:<\p>

«Я совсем одинок тут, на баррикадах, посреди опускающейся тьмы.

Демонизация также превратила мое творчество в своего рода подпольные, подрывные записки, а меня самого сделала неожиданно богатым. Всю свою жизнь я воюю с мстительными ретро-фашистами из истеблишмента, которые постоянно преследовали меня. Эта война сделала меня мудрым, проницательны и вконец сумасшедшим.

Меня поймет только тот, кто сам познал такую борьбу»

Сочинения Томпсона, как подметил американский публицист Тимоти Феррис, «проложили дорогу в журналистику сияющим потоком дикарской мудрости и беспардонного напора, которыми теперь может воспользоваться любой журналист, у которого хватит ума учиться на опыте Томпсона, а не пытаться в точности воспроизвести его стиль».

Источник: https://youngspace.ru/wastedyouth/gonzo-zhurnalistika-v-protivoves-amerikanskoj-mechte/

Гонзо-журналистика: с чем её едят

Ниже можно ознакомиться с сокращённым текстом лекции moscowhite о гонзо-журналистике:

Хантер Томпсон – писатель и журналист, прославившийся как книгами, так и репортажами, которые были революционными для своего времени. Ещё в молодости он начал писать для армейской газеты, но в итоге был уволен из армии за неблагонадёжность.

В Нью-Йорке Томпсон окончил журналистские курсы, сотрудничал с рядом изданий, но нигде не мог ужиться. В 1970 году по заданию одного из журналов он отправился в Кентукки на скачки.

Совет

Употреблённые Томпсоном вещества и алкоголь не позволили написать полноценную статью, сроки поджимали, и в редакцию были отправлены листки из блокнота с набросками статьи. Редактор это опубликовал под заголовком “Дерби в Кентукки упадочно и порочно” и материал вызвал массу эмоций.

Именно тогда и появился термин гонзо-журналистика. Позднее эта тема получила развитие в книге Хантера Томпсона “Страх и ненависть в Лас-Вегасе”.

Книгу о поиске американской мечты читали далеко не все присутствующие в зале корреспонденты Ридуса, а вот фильм с Джонни Деппом смотрело подавляющее большинство.

Кстати, перу Хантера Томпсона принадлежит и серия репортажей, которые были объединены в книгу о байкерах “Ангелы ада”.

Писатель несколько месяцев жил среди самых злобных байкеров в мире (такая уж слава у этой группировки), а закончилось для него дело больничной койкой. Можно сказать, что гонзо – тема небезопасная.

Что же такое гонзо-журналистика? Обычно говорят о субъективности автора и о проникновении в эпицентр события или даже участии в событии. Но это не главное. И информация не главное, мозг и так блокирует лавину информации. Принципиально другое – вывести человека на эмоции.

Эмоции – дорогой товар, ради эмоций существует всё искусство, и вызвать эмоции (гнев, восхищение, ярость, обожание…) у людей очень трудно. Среди прототипов гонзо можно упомянуть “Репортаж с петлёй на шее” Юлиуса Фучика, эта книга была написана в фашистской тюрьме.

В нашей стране традиций гонзо не было, высказывать субъективное мнение стало возможным только с появлением блогосферы.

Обратите внимание

Несколько лет назад приёмы гонзо использовал журналист Константин Кондрашов (АиФ), который пытался трудоустроиться то вышибалой, то стриптизёром, он преображался то в Деда Мороза, то в уличного художника, сам создавая ситуации и выводя на эмоции.

Прежде чем делать гонзо-репорт, надо определиться с темой, которая должна быть интересной и небанальной. Тема изначально должна брать людей за душу и блогер (в отличие от профессиональных журналистов, которым платят за работу) сам выбирает тему, зачастую, провокативную.

Например, всем известно, как сотрудники полиции не любят фотографироваться, хотя это не запрещено и даже поощряется руководством страны, исходя из принципов открытости МВД. Блогеры частенько обращаются к этой теме. При этом действовать надо в рамках закона и раскрыть тему, тогда репорт оценят. Не нужно бояться, всегда нужно лезть в самое пекло, в гущу события.

Если вас заберут на акции оппозиции, то можно заодно написать сюжет про КПЗ. Да, фотографу могут разбить технику, но это издержки.

Вообще надо постоянно смотреть по сторонам, потому что сюжет можно найти, просто прогуливаясь по улице. Так, в окрестностях ЦДХ была обнаружена скульптурная группа с бюстами и надписями. На табличках неких малоизвестных людей было написано “выдающийся деятель России ХХ-ХХI века”.

Естественный интерес “кто все эти люди?” удовлетворил гугл. Оказывается, на всеобщее обозрение выставлены бюсты генеральных директоров всевозможных компаний, делающие взносы на благотворительность.

Дальше уже можно связываться с этими компаниями и выяснять подробности этой “ярмарки тщеславия”.

После того как родился замысел, его надо реализовать. Даже если вы выбрали неинтересную тему, спасёт стилистика репортажа. В её основе всегда должен быть конфликт, это самое важное. Даже домохозяйки не станут смотреть кино, где все добрые и милые.

Важно

То же и в репортаже. “Вот сходил я на выставку ми-ми-мишных кошек, они такие клёвые!” Ситуацию надо создать, сдвинуть с места, усугубить и в итоге вызвать эмоции.

Надо придерживаться правильной стилистики, удерживаясь между “унылым говном” и маргинальщиной.

Есть несколько правил:

Никогда не надо врать, врать вообще нехорошо, читатель сразу чувствует фальшь, он не любит когда его водят за нос. Преувеличивать можно и нужно, но не впадая в крайность, гипербола не должна граничить с неправдой.

Людей очень сильно раздражает высокомерная позиция “я самый умный, крутой, великий, пуп Земли”. Даже если вы так думаете, это вызовет отторжение читателя. Не надо возвышаться над толпой. Автор неинтересен читателю.

Зачастую авторы хотят быть, “как большие” и впадают в грех шаблона, используя журналистские штампы. Надо почувствовать атмосферу события, передать читателю своё видение.

Надо избегать бессвязного “потока сознания”, когда человек описывает некие бессвязные образы и это никому не понятно и не вызывает эмоций.

Вы же хотите, чтобы репортажи были прочитаны?

Многие просто не знают русского языка, в репортажах встречается чудовищная неграмотность. Человек, называющий себя журналистом, обязан знать правописание и орфографию.

Больше читайте, особенно русскую классику! Мозг подсознательно воспринимает прочитанное и грамотность будет расти.

А самое главное: даже не пытайтесь всем понравиться. “Я не червонец, чтобы всем нравиться”. Не бойтесь нормально и интересно писать нелицеприятные вещи. И с вами будут спорить.

Другой вопрос: стоит ли переходить на оскорбления? В профессиональной журналистике это не поощряется, запрещено журналистской этикой. В гонзо оскорбления не приветствуются, но и не запрещаются.

Совет

Это не самоцель, при этом надо помнить, что за слова придётся отвечать, возможно, в суде или просто кто-то даст в морду. Последствия надо осознавать.

Критично относитесь к своим материалам, не обращайте внимания на восхищённые каменты в блоге. Восторженные отзывы – это зачастую вариант, когда “Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку”. Будущее гонзо за пользователями интернета, за блогерами, за теми, над кем не довлеет мнение редактора или издателя.

Автор в ЖЖ:
http://moscowhite.livejournal.com/

Скучать на лекции не приходилось, потому что соглашаться с мнением спикера иногда категорически не хотелось. На мой взгляд, фоторепортаж может быть либо скучным, либо смотрибельным. В жизни и так вполне хватает конфликтных ситуаций, необязательно их умышленно провоцировать. Вполне хватает трагических судеб даже в благополучной сытой Москве и достаточно показать жизнь, как она есть.

Зачастую, персонаж не хочет попасть в кадр, но по задумке напрашивается крупный план. Зачем с ним конфликтовать, если есть уловки и разводы.

Проявляя искренний интерес, можно начать с ним общаться, не забывая нажимать на кнопку камеры. А вообще редко встретишь отвратительного персонажа. Как-то видел сюжет с зоны, где фотограф показал человеческие лица зэков.

И это цепляет больше, чем чернуха. Может, попробовать любить своих героев, а не воевать с ними?

У любого автора свой субъективный взгляд на событие, но фотограф может избегать принимать чью-то сторону и оставаться объективным.

Футбольный арбитр может с детства болеть за “Спартак” или даже в своё время играть в этой команде, но он поставит пенальти “Спартаку”, если этого требуют правила игры. В этом случае у него не должно быть выбора.

Обратите внимание

А фоторепортаж может объять необъятное, когда автор отснимет коммунистов, которые отмечают ДР Сталина и тут же пойдёт очиститься в музей ГУЛАГа.

Фотография процесс довольно затратный и доходы никогда не бывают лишними. В “Страхе и ненависти” не слишком понятно, получили ли мескалиновые герои гонорар от редакции за сюжеты из Лас-Вегаса.

Это литература, кино, а в реальной жизни автор хочет кушать, а редактору не нужен в кадре жесткач.

Блогеры, привыкшие к гонзо-журналистике и однажды перешедшие в СМИ, испытают культурный шок, когда бильд им предложит отснять в репортаже со стройплощадки “рабочего славянской внешности не старше 30 лет”.

Гонзо может приносить доход, наверное, в случае с папарацци, которые охотятся на селебров, вторгаются в их личное пространство и получают эксклюзив в обмен на тумаки охраны. Правоверные гонзо могут откреститься от такого “жёлтого” сравнения, но методы работы схожие.

Получается, что гонзо это больше хобби и весёлая движуха, результаты которой украсят фотовыставки и портфолио, но в определённый момент взросления этому стилю придётся изменить в пользу чего-то более прагматичного. Ну а пока есть возможность – почему бы не делать то, что нравится?

Евгений Чесноков.

Источник: https://www.ridus.ru/news/8613

Русское гонзо

На мой взгляд, первая версия больше подходит к американскому «гонзо», а вторая – к русскому.
Если все-таки разрешить нашим героическим журналистам называть себя этим красивым словом, то надо признать, что на российской почве «гонзо» трансформировалось до неузнаваемости.

Американский гонзо-журналист исполнен не только сарказма, но и самоиронии. Он не навязывает читателю свои глаза, он лишь предлагает надеть очки, которые своеобразно преломляют действительность.

Там этот стиль знает свое место, он осознает себя скорее культурным феноменом, нежели инструментом отражения объективной реальности. Русский гонзо-репортер на полном серьезе ощущает себя очень честным, принципиальным и бесстрашным. Свои репортажи он мыслит как истину в последней инстанции.

Важно

Его мнение – самое правильное на свете, и происходящие вокруг события в очередной раз это подтверждают. А если не подтверждают, то он их просто не заметит. Причем совершенно искренне.

Раз уж пошла такая пьянка, то далее попробую поупражняться в гонзо-стиле сам.

Наши гонзо — это фарисействующие борзописцы. В основном, бабы и, как правило, незамужние, либо пребывающие в состоянии перманентного развода. У них развита редкая разновидность дальтонизма: они видят только красное, черное и белое. Остальные оттенки и полутона их глаз не ловит.

Недостаток профессионализма восполняется героической интонацией, нехватка информации – избытком эмоций, отсутствие взвешенности – дурной искренностью. Хуже всего, когда гонзо-журналист еще и талантлив. В этом случае он становится абсолютно неадекватным.

Пьяный проспится, поэт – никогда.

Сходить и узнать альтернативное мнение противоположной стороны? Да о чем с ними говорить – они же козлы! Элементарно проверить информацию? Мне ее сообщили порядочные люди, которые не могут врать! Что? Вы не будете это печатать? Ну, да, я понимаю, текст слишком смелый, куда вам…

Пока я был просто репортером, я отвечал только за себя, и на проблемы журналистики мне было плевать. Но с тех пор, как перешел на редакторскую работу, обилие героев и недостаток профессионалов начинает бесить. Гонза лезет отовсюду – правозащитники, блогеры, литераторы – все, у кого есть неуемные амбиции и гражданская позиция устремились насиловать действительность.

Им объясняешь, что журналистика – это не война, а хирургия, что главные добродетели – спокойствие и выдержка, что скальпель – не боевой меч, а очень тонкий и опасный инструмент. Они кивают и опять за свое: «Давайте напишем, какая Кадыров сука!» – «А ты думаешь, там все так просто?» – «Мне ребята из «Мемориала» сказали».

– «А других ребят ты послушать не хочешь?» – «Они этого не заслуживают».

Случай из практики, после которого я готов идти за альтернативным мнением хоть к Кадырову, хоть к Евсюкову, хоть к черту в ступе. 1999 год, поселок Советский Ленинградской области, бунт на местном ЦБК.

Рабочие захватили завод и не пускают туда очередного собственника, потому что — доколе?! В течение дня к проходной съезжаются репортеры всех серьезных СМИ. В эфире и на печатных полосах — горящие глаза, поднятые вверх в знак победы кулаки, речи, крики.

Совет

Журналисты единогласны: свершилась маленькая пролетарская революция, теперь рабочие будут сами управлять комбинатом и это — новое слово в российском бизнесе. Гонзо-журналистам оказалось просто в лом пойти и поговорить с изгнанными менеджерами, которые сидят по своим квартирам и боятся нос на улицу показать.

Зачем? Эмоций через край, картинка сложилась, журналистскую совесть уже торкнуло – пора витийствовать. До «буржуев» добрались считанные единицы. И узнали, что никакой революции нет, а есть лишь рейдерский захват выборгских бандитов — братьев Рубинчиков. Вот документы, вот видеозаписи, вот логика происходящего.

Местные журналисты, которые знали, что происходит на самом деле, были в шоке от своих столичных коллег: как так можно работать? А вот так!
По-моему, наш доморощенный гонзо — хуже папарацци. И даже хуже продажного журналиста. Первый – знает, что делает грязное дело и не претендует на роль праведника.

Второй — может за деньги написать что угодно, но получится неталантливо, потому что джинса — удел неудачников. Ложь, которую талантливо и искренне напишет гонзо-журналист, прочитают многие, будут ею восхищаться и требовать на основании этой лжи принимать какие-то серьезные решения.

«Я считаю, что правдивая история о чем угодно складывается вовсе не из объективных фактов, – пишет в журнале «Сноб» известный российский гонзо-журналист Валерий Панюшкин. – Правдивая история складывается из веры автора в то, что он говорит».

Детский сад? Да, вот только дети очень опасны. Особенно если они взрослые.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: https://ria.ru/20090728/178891630.html

Всё о гонзо-журналистике

Верхний постpapasha_gonzoApril 28th, 2020Блог посвящен гонзо-журналистике, а так же всему, что с ней связано.

Гонзо-журналистика представляет собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий.

Использование цитат,сарказма, юмора, преувеличения и даже не нормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля.Некоторые источники утверждают, что впервые термин “гонзо” был использован Биллом Кардозо, редактором Boston Globe, после прочтения статьи “Дерби в Кентукки: Упадочно и Порочно”, написанной в 1970 г.Хантером С.

Томпсоном, который позднее популяризовавл стиль гонзо, и занимался этим всю оставшуюся жизнь. Если заинтересовало – милости просим.
Интервью с Гонзо-Королем. 2004 г.papasha_gonzoMay 6th, 2010Гонзо – журналист Dr. Hunter S. Thompson – последний из могикан.

За 40 лет карьеры Thompson многое пережил: тусы с Hell’s Angels, вражду с Richard’ом Nixon’ом, обвинение в сексуальных домогательствах, дело о наркотиках… И все это в период пожирания огромных доз драгсов и алкоголя.

В возрасте 65 лет титан, перевернувший мир книгой “Страх и отвращение в Лас-Вегасе”, создатель “Ромового Дневника”, борется, покуривает травку, читает лекции, периодически представляет на суд общественности свои рукописи: Kingdom of Fear: Loathsome Secrets of a Star-Crossed Child in the Final Days of the American Century. Его оружие – слово, его жертвы – те, кто сомневается в действительности осуществления Американской Мечты. В своем интервью он говорит обо всем, что действительно его волнует: вражде, политике, войне и законе…

( читать!Collapse )

Оскар Зета Акоста. Also known as Attorney…papasha_gonzoApril 7th, 2010Оскар Зета Акоста (8 апреля 1935 – 1974?) – американский адвокат, автор, политический деятель, и активист-чикано. Он известен своим появлением в книге Томпсона, «Страх и отвращение в Лас Вегасе» в качестве адвоката-самоанца, Доктора Гонзо… Акоста родился в Эль-Пасо, Техасе, вырос в маленьком сельском городе около Модесто, Калифорния. Отец Оскара был призван на Вторую Мировую войну, поэтому молодой Оскар должен был заботиться о семье. Время от времени, он чувствовал себя подобно постороннему, его чувства отчуждения, недоверия, и дислокации проявляются в его школьных работах. Он был и интеллектуальным и чувствительным подростком.  После окончания средней школы, Акоста записался в Американские Воздушные Силы. Работал и посещал юридическую школу, и пересдал Калифорнийский экзамен Бруска в 1966 году. В 1967, Оскар начал работать как направленный на борьбу с бедностью в Окленде…  

( читать больше…Collapse )

«Оскар не был в серьезным уличным бойцом, но он был адом на колесах. Любая комбинация 250-фунтового [113-килограммового] мексиканца и ЛСД – потенциальная угроза для чего угодно» – Hunter S. Thompson, Rolling Stone #254, Dec. 15, 1977Hunter S. Thompson, Rolling Stone #254, Dec. 15, 1977

Хантер и Оскар

Гонзо-интервью с Джонни Деппом, 1998 г.papasha_gonzoMarch 15th, 2010Двадцать семь лет назад Хантер С. Томпсон сел в свой большой кабриолет, чтобы написать обзор гонки мотоциклов вблизи Лас-Вегаса. Однако его гораздо больше заинтересовали люди, которых он встретил в дороге, а также различия между кучей наркотиков, которые он глотал со своим адвокатом, таким же чудаком, как и он сам (и любителем пить лосьон от загара вместо пива). В итоге он напишет о гонке только три строчки. Во многом благодаря его убийственному реализму по отношению к американским мифам и иллюзиям 70-х годов, “Страх и ненависть в Лас-Вегасе (сумасшедшая поездка в сердце американской мечты)” стала литературным памятником поп-культуры. Этот образчик “гонзо-журналистики” (которая больше внимания уделяет личному бреду автора, нежели описываемому им сюжету) опрокинул все правила и стал культовой книгой. Кто лучше, чем Джонни Депп, голливудский мятежник, мог воплотить создателя сего творения в глазах режиссера, сюрреалиста и юмориста Терри Гиллиама?  Получить право на это интервью с Джонни Деппом перед премьерой фильма стоило нам большой борьбы. Однако вовсе не из-за капризов звезды, как вы могли бы подумать (поскольку его часто несправедливо представляют как своенравного, упрямого и беспокойного парня). Просто Джонни, который не был в отпуске в течение нескольких последних лет, хотел передохнуть немного перед поездкой на Каннский фестиваль, чтобы затем присоединиться к Роману Поланскому в Париже на съемках нового фильма. Понедельник, полдень: Ну вот мы и здесь! После того, как мы провели кучу дней, договариваясь, надеясь, организуя, отменяя и снова договариваясь, мы получили информацию, что он наконец предложит нам два своих часа. Завтра, в 14:00. Вторник, 13:30: Я приезжаю в фотостудию на углу бульвара Санта-Моники и улицы Ла Брэ. Место мне не совсем незнакомо. Несколько месяцев назад внезапно вспыхнувшее чувство ответной благодарности привело меня сюда, чтобы помочь ассистенту, который должен был просмотреть шесть дюжин моделей за один день. Я потерял здесь некоторые иллюзии, я узнал, как можно перейти от состояния волнующего возбуждения (для первых 30-ти моделей) к самой жуткой мировой скуке (во время просмотра следующих 70), и я обнаружил, что девушки иногда бывают *вынуждены* улыбаться вам. Убийственный реализм, “сумасшедшая поездка в сердце американской мечты”: я уже был внутри. 

( читать дальше…Collapse )

Хантер С.Томпсон – Эй, лох! Я тебя люблюpapasha_gonzoFebruary 25th, 2010Жуткие размышления о горючке, безумии и музыке Перевел М.Немцов

Пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях; и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукой своею, будет успокаивать тебя.<\p>

1 книга Царств, 16:16

 Сейчас воскресное утро, и я сочиняю любовное послание. За окошком моей кухни яркое небо и сталкиваются планеты. Голова моя в горячке и разыгрались нервишки. Мозг мой начинает работать, как движок, у которого замкнуло проводку зажигания. Всё вокруг уже не то, что было раньше. В телефонах завелись привидения, а животные шепчут мне что-то из своих невидимых нор. Вчера ночью в бассейне на меня попытался прыгнуть огромный черный кошак, а потом неожиданно исчез. Я нырнул еще разок и заметил трех мужиков в защитных шинелях — они наблюдали за мной из дальней двери. Оп-ля, подумал я, тут происходит какая-то жуть. Лежи в водичке тихо и постарайся незаметно доползти до середины бассейна. Держись подальше от бортиков. Постарайся, чтобы тебя не придушили сзади. Будь начеку. Козни Дьявола никогда не разгадаешь до полуночи. Вот примерно тогда-то я и подумал о своем любовном письме. Стеклянный потолок бассейна весь затянуло паром, в густой и полной тьме шевелились какие-то странные растения. Другого края бассейна совсем не различить. Я пытался сохранять спокойствие и не волновать воду. В какую-то минуту мне показалось, что в бассейн зашел еще кто-то, но наверняка сказать сложно. Спазмы ужаса заставили меня погрузиться еще глубже и принять стойку карате. На свете есть всего две или три вещи ужаснее внезапного осознания того, что ты наг и совсем один, а на тебя по темной воде надвигается что-то огромное и агрессивное.

Источник: https://papasha-gonzo.livejournal.com/

Гонзо-журналистика

гонзо-журналистика
Гонзо-журналистика (англ.

 Gonzo — «рехнувшийся, чокнутый, поехавший») — направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий. Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля.

Этот стиль можно считать ответвлением так называемой новой журналистики, движения 60-х, основоположником которого был Хантер Томпсон, чьи идеи были подхвачены Лестером Бэнгсом и Джорджем Плимптоном. Хантер С. Томпсон считал объективность в журналистике мифом, следуя мысли Уильяма Фолкнера, что придуманные факты зачастую лучше правды.

Гонзо-журналистикой занимались также писатели Джорбан Кобос, Уильям Гудвин, Мэтт Тайбби, Алан Кабал.

История термина

Впервые термин гонзо был использован редактором американского журнала The Boston Globe, Биллом Кардозо после того, как он прочитал опубликованную в журнале Scanlan’s Monthly в 1970 году статью «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» (англ.

 The Kentucky Derby Is Decadent and Depraved), написанную журналистом Хантером Томпсоном, позже популяризовавшим стиль гонзо, и проиллюстрированную английским художником Ральфом Стедманом. Томпсон был отправлен редактором в Кентукки для освещения известных лошадиных скачек (дерби).

Присутствуя на скачках, Томпсон был впечатлён поведением зрителей, являвших собой жалкое сборище пьяниц и матершинников, о чём он подробно написал в дневнике. Когда срок сдачи статьи подошёл к концу, она ещё не была готова.

И Томпсон отправил редактору страницы, вырванные из своей записной книжки, наброски в которых были крайне жёсткими и имели глубоко субъективную окраску. Опубликованная статья вызвала большой общественный резонанс.

Кардозо утверждал, что словом Gonzo в ирландских кругах Южного Бостона называют человека, который последним из всей компании сможет стоять на ногах после ночного алкогольного марафона. Согласно другой версии, этот термин может происходить от испанского gonzagas, что означает «я тебя одурачил», «нелепости».

См. также

Ссылки

  • «Хантер Томпсон: гонзовый век» на сайте Rolling Stone Russia
  • Дерби в Кентукки: Упадочно и Порочно. Хантер С. Томпсон
  • Каноны (гонзо) журналистики: Хантер Стоктон Томпсон (часть 1, часть 2)
  • «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» в библиотеке Максима Мошкова

гонзо-журналистика

Гонзо-журналистика Информацию О

Гонзо-журналистика

Гонзо-журналистика

Гонзо-журналистика Вы просматриваете субъект
Гонзо-журналистика что, Гонзо-журналистика кто, Гонзо-журналистика описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: “что вы искали?”вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.

Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.

На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-3004.html

Журналистика

Новости и общество 18 июля 2016

Иногда из уст представителей медийного мира можно услышать словечко «гонзо». Что такое означает данный термин, понятно немногим.

И это несмотря на то, что данному явлению в нашей стране уже более сорока лет. К счастью или к сожалению, но сегодня не очень распространено понятие «гонзо». Что такое оно означает, тоже ведомо не всем.

И это, несомненно, вызывает интерес.

Немного истории

Зарождение такого явления, как «гонзо-журналистика», относят к шестидесятым годам прошлого столетия. Большинство искусствоведов связывают его появление с некой историей.

Говорят, что в это время в Америке жил и творил писатель и журналист Х. С. Томпсон. Один раз редактор издания Rolling stone отправил его сделать материал со скачек. Но Хантер Томпсон провалил задание, так как не смог уложиться в отведенный срок.

Собственно, и саму гонку он не видел. Чтобы как-то выкрутиться из ситуации, корреспондент прислал своему шефу так называемые заметки на полях – сделанные в записной книжке зарисовки не столько скачек, сколько действующих вокруг лиц – зрителей.

Обратите внимание

Невыполненное задание редактор расценил по-своему. Заметки на полях пришлись ему по нраву, ведь они были написаны интересно, по-новому.

Журналистское присутствие чувствовалось в каждой строчке, поднимались поведенческие проблемы (писатель отмечал мошенничество и пьянство среди наблюдателей зрелища).

Читателям новая подача материала тоже понравилась, хотя они и были несколько шокированы стилистикой.

Журналистский материал «гонзо»

Что такое факты, но «завёрнутые» в оболочку субъективной интерпретации? Как назвать рассказ о событии, произведении искусства или фотовыставке, который ведётся корреспондентом от первого лица и где возможно присутствие ненормативной лексики? Какое определение подходит более всего к репортажу, в котором автор не только освещает происходящее, но прибегает к гиперболе, преувеличению и даже сарказму?

Для несведущих людей станет понятно, что такое гонзо-журналистика, если они сумеют собрать все эти определения воедино.

Перевод термина на русский язык

Поможет понять, «gonzo» – что такое, перевод этого слова с английского языка. Словари открывают завесу: данный термин обозначает такие определения, как «рехнувшийся», «чокнутый» или «безумный».

И в самом деле, многие журналисты, особенно, людям старой формации, консерваторам, представляются этакими эпатажными неадекватами, даже отчасти психически нездоровыми.

Действительно, как можно серьёзно воспринимать ведущего канала ютуб «Плюс сто-пятьсот» Макса, который строит рожицы, насмехается, используя ненормативную лексику, и над героями видео, и где-то над самим собой? Это – тоже гонзо-журналистика. Ведь ведущий освещает события, пусть и запечатлённые на видео роликах. И делает это по всем правилам нового течения.

Стоит отметить, что большая часть молодёжи с упоением смотрит все его передачи. И уж если видео попало на глаза Максу, то известность ролику обеспечена.

Тенденции «гонзо»

В традиционной прессе факты часто подаются однотипно и без изюминки. Стиль же «гонзо» противопоставляет этому застою креативную подачу материала с огромной долей экспрессии. Манера журналиста, его личность, его взгляд и оценка происходящего, эффект присутствия и погружения вызывают неподдельное любопытство.

События здесь происходят как бы вокруг автора, обволакивают его, делают героем. Рамок практически нет. Задача представителя масс-медиа стиля «гонзо» – удивить или шокировать читателя, произвести своим вступлением эффект. Чем больший – тем лучше.

СМИ, работающие в этом стиле

Необычная подача материала используется во многих СМИ. И если они не полностью являются приверженцами самобытного стиля, то уж некоторые рубрики изданий тяготеют к нему точно. Так происходит и на радио, и на телевидении, и в газетах, и в интернет-пространстве.

Известное издание «Lenta.ru» с разделом «Офтопик», журнал «YE!NOT», ресурс о мире рок-музыки и кино «Rock-Review.Ru», журналы «Афиша», «Русский репортер», интернет-передача «Минаев LIVE».

Современные литературоведы и считают, что гонзо-журналистика появилась лишь во второй половине прошлого столетия. На самом же деле уже и в девятнадцатом веке можно заметить первые шаги корреспондентов по этой дорожке.

Важно

Например, опыты Марка Твена на журналистском поприще – чем не гонзо? Что такое это направление, тогда никто, конечно, не знал.

Но его рассказ «Журналистика в Теннеси» – образец гротеска, сарказма, основанный на реальных событиях, очевидцем которых был сам корреспондент.

Томас Вульф – один из самых ярких представителей направления.

Особенности гонзо-журналистики

У этого направления можно выделитьосновные признаки:

  • Материал предстаёт перед читателем в жанре репортажа.
  • Журналист фокусирует внимание на себе.
  • Автор высказывает субъективный взгляд на событие.
  • В материале изобилует авторская, а иной раз и ненормативная, жаргонная лексика.

Этот самобытный стиль далеко неоднозначен. Он уходит от рамок традиционной журналистики, которая базируется на правдивости, доказательности и беспристрастности. Все это весьма настораживает. И поднимается вопрос: а есть ли у этого направления будущее?

Приверженцы журналистики такого типа утверждают, что гонзо, как образ жизни, сегодня уже не такая и редкость. В реальности данный стиль существования можно охарактеризовать как отсутствие условностей и правил, идеалов и ответственности. И поэтому гонзо будет развиваться, завоёвывая всё больше поклонников.

Действительно, трудно не заметить и не отметить как положительные качества новизну, свежий взгляд на события и предметы, оригинальную и интересную подачу материала.

Но вот самолюбование, подменяющее зачастую беспристрастное освещение события, дурной тон, выражающийся в использовании нецензурных слов и жаргонизмов, выбор фактов подчас аморальных, шокирующих, подчёркивающих безнравственность современных граждан, или просто чисто физиологических ляпсусов – все эти сопутствующие отличительные черты гонзо претят людям культурным.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/164476/

Ссылка на основную публикацию