Что делает базарова героем своего времени?

Базаров “Герой своего времени” сочинение

В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” показано русское общество конца 1850-х годов. Это час в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права.

Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер.

Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал тот самый процесс.

Обратите внимание

Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было появление нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов.

Главный герой романа Евгений Базаров – персонаж чрезвычайно занимательный, порой противоречивый. По сути, он один представитель нового поколения в романе.

Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно “напяливает” на себя базаровские идеи. Он вечно говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нем ложность его нигилизма.

Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует “романтизмом”. Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока.

Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то час как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров – нигилист по духу, Аркадий – на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны.

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся.

Базаров часто употребляет слово “мы”, но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество.

Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге.

Важно

Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след.

Так что же? Неужели Базаров “Прошел над миром без шума и следа?” Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на тот самый вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил забежать в будущее. На вопрос тот самый ответила история.

Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, еле-еле ли не один представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики.

Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь довольно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим.

Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы.

Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России?

Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как ведать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров – человек своего времени, причем неблизко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, “На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно надобно. Если базаровщина – болезнь, то она – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. “

Источник: https://schoolessay.ru/bazarov-geroj-svoego-vremeni-sochinenie/

Был ли Базаров героем своего времени? [сочинение]

(Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Был ли Базаров героем своего времени? Я счи­таю, что да. За такими, как он, — будущее России. Это можно доказать, проследив его жизнь, поступки, взаимоотношения с людьми, соотнеся его взгляды на жизнь с проблемами, волновавшими русское обще­ство в 60-е годы XIX века, когда был написан Роман.

Тургенев всегда точно обозначает время действия в своих произведениях. Так, события в Романе «Отцы и дети» начинаются 20 мая 1859 года и заканчива­ются зимой 1860 года. В это время резко обостряет­ся борьба между революционерами-демократами и либералами за выбор путей развития России. Кре­постническая система изжила себя.

На арену обще­ственной борьбы выходит новый тип борцов — раз­ночинцы-демократы. Тургенев уловил и изобразил в «Отцах и детях» нарождающееся в обществе дви­жение. Его Евгений Базаров — центральный герой романа — представитель этого прогрессивного движения.

Это человек действия, не любящий пустых фраз и рассуждений о благе Отечества.

При первом же появлении героя бросается в глаза его резкое отличие от дворян-помещиков Кирсановых. Он прост, об этом говорит его непритязательная одежда, небрежная прическа, народное «Евгений Ва­сильевич», когда он представляется Кирсанову.

Большую роль в раскрытии характера и взгля­дов Базарова играют споры между ним и его идей­ными противниками. Особенно острый конфликт возникает между Базаровым и аристократом Пав­лом Петровичем Кирсановым.

«Павел Петрович всеми силами души вознена­видел Базарова». Эта ненависть происходит от того, что «молодой нигилист», отрицатель, перечеркнул всю его жизнь. Старший Кирсанов считал себя до­стойным уважения, но Евгений называл подобных ему людей «дрянью, аристократишками».

Совет

Между представителями старого и нового поколений назре­вает конфликт. Схватка произошла за вечерним чаем. В ней выразились идейные разногласия ан­тагонистов по поводу насущных проблем русской жизни. Павел Петрович вынуждает Базарова вы­сказаться.

«В теперешнее время полезнее всего отри­цать», — так выражает Евгений то, в силу чего дей­ствуют нигилисты. Он считает, что до всего надо доходить путем эксперимента и исследования, что прежде чем строить новое, надо «место расчистить».

Он презирает в народе патриархальность и религи­озность, отсталость, но, несомненно, ближе к нему, чем воинствующий аристократ.

«Мой дед землю пахал. Спросите любого из ва­ших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете», — говорит Базаров. И в этом он прав.

Тургенев показывает не всю биографию своего героя, а только ее основные моменты. Его прошлое нам неизвестно, но мы знаем, что личность Евгения формировалась в условиях общественного и научного подъема. «Главный предмет его — естественные науки. Да, он всё знает», — так отзывается о друге Аркадий Кирсанов. Евгений осведомлен в ботанике, медицине, зоологии, химии, физике.

Бекетов, Сече­нов, Боткин, Менделеев — эти имена появились в русской науке во второй половине XIX века. Они определили интерес молодежи к естественным на­укам. На смену идеалистическим представлениям о жизни приходит материализм.

Взгляды Евгения на жизнь, науку, религию, государство, народ во мно­гом совпадают со взглядами подлинных революцио­неров-демократов: Добролюбова, Чернышевского, Писарева.

В споре с оппонентом-аристократом видны ум, уверенность в себе, прогрессивность мировоззрения Базарова. Павел Петрович так и не сумел доказать правомерность своих взглядов на государство, пра­во, авторитеты и т. д.

Читайте также:  Герой нашего времени — лишний человек

К концу спора он был взбе­шен, а Базаров — спокоен. Он лишь пожалел, что «рассиропился», слишком «распространился» перед этим аристократом.

Базаров отвергает крепостниче­скую систему, грубое суеверие, иностранные авто­ритеты (Павел Петрович — приверженец всего анг­лийского), он стоит за просвещение народа.

Обратите внимание

Схватку, конечно, выиграл нигилист, так как взгляды Кирсанова устарели, он не знает жизни, но за то, к чему привык, за свой комфорт стоит на­смерть. Его подробно рассказанная биография гово­рит о том, что он потратил свою жизнь на романти­ческую любовь к некой Р. Не таков Базаров.

Он за­нимается делом, наукой, лечит людей, помогает отцу. И в любви к Одинцовой проявилась не слабость, а сила его характера.

Хотя он отвергает любовь, ис­кусство, поэзию, Рафаэля, что в духе времени (ког­да рождается новое, всегда бывают какие-то переги­бы), перед смертью Евгений заговорил как роман­тик: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

В этих словах нежность к любимой и такой далекой от него Анне Сергеевне, испугавшейся его страсти, его искренних чувств, подобных буре. Умереть так, как умер Базаров, означает совершить подвиг». Невозможно опровергнуть это мнение Пи­сарева.

Евгений, зная, что он заражен, ведет себя мужественно, старается утешить родителей-стари­ков. Жалеет лишь о том, что не успел осуществить желаемое. Тургенев не говорит, как могла бы сло­житься судьба его героя, если бы он не умер. Веро­ятно, Базаров посвятил бы себя революционной де­ятельности. Ведь не случайно Тургенев в одном из писем заметил, что если его герой называется «ни­гилист», то надо читать «революционер».

Добролюбов говорит, что люди базаровского скла­да решаются «ступить на дорогу беспощадного от­рицания для отыскания чистой истины», что их цель — «принесение возможно большей пользы че­ловечеству».

Тургенев полагал, что время базаровых еще не настало, но его произведение сказало боль­ше: России нужны реалисты, деятели, революцио­неры в области мысли.

Всегда вначале рождается новая идея, а затем появляются люди, которые во­площают эту идею в жизнь.

Я считаю, что в своем отрицании Базаров захо­дит иногда далеко. «Природа не храм, а мастер­ская, и человек в ней работник», — утверждает он. Это односторонний взгляд на природу. Природа — и храм, и мастерская.

Важно

Она — часть мироздания, она — наше спасение! Надо не только брать у природы, но и щадить ее. Что, как не природа врачует истомлен­ные цивилизацией души? И без поэзии, живописи, музыки невозможно представить нормальную жизнь.

Гораздо проще торговать, из всего извлекать при­быль, как в наше «переходное время». Но как мель­чает человек, замыкаясь в заботах только о хлебе насущном! Базаров, возможно, не это имел в виду, когда резко отрицал всё старое.

Может быть, он и не знал подлинного искусства: слишком занят был своим делом. И всё же, хотя он высказывает много спорного, это передовой человек своего времени, ге­рой своего времени. За такими всегда будущее.

В каждом мыслящем, деятельном человеке есть частичка Базарова.

Скачать сочинение »Был ли Базаров героем своего времени?» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Отцы и дети, Тургенев

Источник: http://www.testsoch.info/byl-li-bazarov-geroem-svoego-vremeni-sochinenie/

Что делает Базарова героем своего времени? – сочинение

Герой – полностью отражает события эпохи, в которой живет. Главный герой – является нигилистом, интересным, но довольно противоречивым человеком, отрицающим всё духовное вокруг. Считая себя представителем нового поколения, он критикует культуру, духовность и искусство.

Герой предпочитает до самого конца отстаивать свои убеждения и идеи. Желает оставаться верным себе, не предавая собственные идеалы. Если понадобится, он пожертвует собой ради своих убеждений.<\p>

Молодого студента по праву можно считать героем времени.

Это достойный, скромный парень, который и одевается очень просто. Ему не нужны чьи-либо одобрения, он не стремится произвести впечатление ни на кого, так как не желает быть тем, кем он на самом деле не является. Ему не стыдно показывать свои недостатки. Его убеждения прогрессивны, хотя и немного циничны.

Занимаясь медициной и наукой, он не забывает заниматься активным саморазвитием, а также следит за своим здоровьем.

В существующем обществе он все же является лишним человеком, белой вороной среди остальных, так как у него не получилось подстроиться к обществу этого времени. Ему скучно от того, что в жизни он не имеет возможности применять свои способности. Базаров критикует и высмеивает свое окружение, не имея единомышленников.

Образ героя конечно – собирательный. В нем отражаются образы нескольких молодых людей: таких же талантливых и амбициозных, но являющихся изгоями в обществе. По вине Базарова представители старого (Павел Петрович) и нового (Евгений Базаров) поколений конфликтуют на тему проблем русской жизни.

В процессе конфликта с оппонентами, заметны ум, уверенность, прогрессивность героя. Он одолел оппонента в споре. К концу спора Павел Петрович пришел в ярость, а Евгений был совершенно спокоен. Автор объясняет читателю, что под понятием «нигилист» правильнее представлять «революционера».

Совет

Можно предположить, что, если бы главный герой не умер, он бы скорее всего посвятил себя революционной деятельности.

Без сомнений, Евгений – герой своего времени. За такими людьми – будущее. Он вступает в споры со всеми без исключения, никто не спрячется от его критики. Он такой единственный.

Сочинение 2

В нашем обществе, так или иначе, рождаются люди, которые отличаются за время своей жизни каким-либо подвигом или достижением, за что их можно впоследствии назвать героями своего времени.

Их достижения могут касаться абсолютно любой области, главное чтобы она принесла какую-то пользу человечеству, или же просто была очень храбрым поступком, который, возможно, мотивирует людей на последующие действия.

Обычно такими героями становятся люди, которые предлагают что-то раньше не виданное, что-то такое, чего раньше никто и никогда не создавал, и потому многие люди называют их героями, так как они являются первопроходцами в каком либо деле, в котором они не побоялись порицания. Отличным примером послужит произведение “Отцы и дети”.

В данном произведении одной из центральных тем является конфликт поколения старшего, и конфликт поколения младшего. Поколение старшее просто не понимает новых устоев и понятий поколения младшего, а поколение младшее не желает мириться с навязыванием им идей от поколения старшего, из-за чего и выходит такой некий конфликт двух сторон.

Также в произведении очень часто затрагивается тема науки и научных достижений. Автор говорит о том, что если люди ещё не отошли от своих религиозных бредней, то называться современным обществом мы не имеем права.

Люди ещё могли спихивать любое природное явление на гнев бога, когда ещё люди не могли измерить это, увидеть физически, однако после всех достижений техники это является настоящим мракобесием.

В произведении также присутствуют образы, которые, так или иначе, подтверждают мнение автора, и в данном произведении это образ Базарова. Базаров человек, который решил пойти наперекор всему обществу, и сказать нет религиозным догмам, и сказать да научному просвещению.

Обратите внимание

Для Базарова нет ничего ценнее научных знаний, и он также привык получать подтверждение чего-либо только на основе научных исследований и фактов. Однако энтузиазма Базарова никто не поддерживает. Все считают его странным и даже опасным.

Но, Базаров не слушает то, что говорят окружающие, и просто делает своё дело, наперекор мнению большинства, и именно это и делает Базарова героем своего времени.

Базаров не побоялся дать отпор такому многочисленному количеству религиозных фанатиков, он не побоялся дать им возможность просвещаться, и потому заслужил звание героя своего времени.

Читайте также:  Кратчайшее содержание пьесы «маскарад» для читательского дневника (м. ю. лермонтов)

`

Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/literatura/turgenev/chto-delaet-bazarova-geroem-svoego-vremeni

Сочинение на тему «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети»

Наша кнопка

Скачать материал<\p>

Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением.

В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению.

Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой – либералы.

    Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость.

Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..

” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х – начала 60-х годов, являлся материалистом.   

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству .

Важно

В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы.

Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.

Но есть и другая сторона – это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист.

“Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, – заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма.

Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден.

Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.

    Искусство, религия, природа, мир прекрасного – все это чуждо Базарову. “Природа – не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Мы видим, что Базаров – это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения.

Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх.

Совет

После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.

    Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой.

Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров – все равно, что сделать великий подвиг”.

<\p>

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России.

Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

<\p> Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-bazarov-geroy-svoego-vremeni-po-romanu-turgen.html

Сочинение на тему Базаров герой своего времени по роману Тургенева Отцы и дети

Сочинение
на тему: «».

Роман
И. С. Тургенева
“Отцы и дети”,
написанный
в 1861 году, по праву
считается одним
из самых известных
произведений
великого романиста.
Тургенева
всегда отличало
удивительное
умение увидеть,
распознать
героя эпохи,
прочувствовать
настроение
общества. Роман
“Отцы и дети”
не стал исключением.

В то время, когда
он создавался,
в стране шла
упорная
общественно-политическая
борьба между
разночинцами-демократами
и либеральными
дворянами. И
те, и другие
понимали
необходимость
проведения
реформ, но относились
по-разному к
их проведению.

Демократически
настроенная
молодежь выступала
за коренные
изменения в
России, либералы
предпочитали
путь постепенных
реформ. В результате
в русском обществе
произошел
раскол: на одной
стороне были
революционеры-демократы,
на другой – либералы.


    Писатель
верно заметил
этот процесс
и отразил его
в своем произведении,
Он решил обратиться
к началу противостояния
— концу 50-х годов.
Не случайно
действие романа
происходит
в 1859 году.

Обратите внимание

В
этом произведении
главный герой
Базаров несомненно
является выдающейся
личностью,
обладающей,
прежде всего,
широкими познаниями
в естественных
науках. Он привык
трудиться и
не мыслит своей
жизни без труда,
который дает
ему самостоятельность
и независимость.

Его поведение
и речи иной раз
перерастают
в “безмерную
гордость” и
самолюбие.
“Когда я встречу
человека, который
не спасовал
бы передо мною,
тогда я изменю
свое мнение
о самом себе”.
Базаров ставит
себя очень
высоко. “Ситниковы
нам необходимы.
Мне нужны подобные
олухи. Не богам
же… горшки
обжигать!..


Базаров, подобно
многим передовым
людям конца
50-х – начала 60-х
годов, являлся
материалистом.   

В
спорах Павла
Петровича
Кирсанова и
Базарова наиболее
ясно отражены
их взгляды.
Ведь, как известно,
в спорах двух
сильных личностей
рождается
истина. Основное
направление их споров –
это их отношение
к дворянству, аристократическим
принципам,
природе, нигилизму,
искусству .

Читайте также:  Сочинение 15.3 «что такое внутренний мир» по тексту волковой

В
вопросе об
отношении к
дворянству,
аристократизму Павел Петрович считал, что
главная миссия
в развитии
России, в ее
будущем отводится
им, аристократам.
В то время как
Базаров полностью
отрицал аристократические
принципы.

Его
слова «Исправьте
общество, и
болезней не
будет» или «Это
уж не наше дело
… сперва надо
место расчистить»
дают нам понять,
что Базарова
не устраивает
то общество,
в котором он
находится.

Но есть
и другая сторона
– это базаровские
принципы, которые ничего кроме
отрицаний в
себе не заключают,
они ничего
России не могут
дать. Такое
течение приобрело
название нигилизм,
которое полностью
невзлюбилось
и отрицалось
Тургеневым
в его произведениях.
Но здесь опять
же существует
такое понятие
как нигилист.

“Нигилист – это
человек, который
не склоняется
ни перед какими
авторитетами,
который не
принимает на
веру ни одного
принципа, каким
бы уважением
ни был окружен
этот принцип”,
– заявляет Аркадий,
явно со слов
Базарова. Который
отрицает все:
и государственную
систему, и религии,
и общественный
порядок, а так
же старые морали
и нравственные
категории
аристократизма.

Со стороны же
Павла Петровича отношение к
нигилизму
следующее:
«Аристократизм
– это принцип,
а без принципов
в наше время
могут они
безнравственные
или пустые
люди». Что касается
народа, то Базаров
верит, что он
суеверен,
патриархален,
не может жить
без веры, но
одновременно
с этим он и осуждает
русский народ,
понимает, что
он неоднороден.

Но дело в том,
что в последствии
и выяснится,
что Базаров
так же далек
от народа, как
и Павел Петрович.

Важно

    Искусство,
религия, природа,
мир прекрасного
– все это чуждо
Базарову. “Природа
– не храм, а мастерская”.
“Рафаэль гроша
медного не
стоит”.

Мы видим,
что Базаров
– это сильная
личность. При
любых обстоятельствах
он не отступает
от своих принципов.
Но в продолжение
романа Тургенев
решает преподнести
своему герою
очередное
испытание. До
встречи с Одинцовой
ничто не может
поколебать
базаровские
убеждения.

Но
здесь в герое
начинают происходить
изменения.
Жизнь для него
оказывается
сложнее всех
его теорий. Базарова охватывает
чувство любви,
тот романтизм,
который он
отрицал во
всех, стал
проявляться
и в нем. Его естество
брало над ним
верх.

После
признания Анне
Сергеевне в
любви Евгений
терпит поражение,
но, не унижаясь,
он оставляет
ее в покое и
уезжает.

    Неразделенная
любовь отчасти
разрушила
идейные убеждения
Базарова. Он
впадает в пессимизм,
нигде не может
найти себе
места. Но как
человек огромной
силы воли, он
пытается побороть
в себе романтика,
взять себя в
руки, но ему не
удается стать
таким, каким
он был до встречи
с Одинцовой.

Утратив смысл
жизни, потерпев
фиаско в любви,
поступившись
многими своими
убеждениями,
герой в конце
романа умирает,
но не как нигилист,
а как обыкновенный
человек. Перед
лицом смерти
проявляется
до конца недюжинная
сила этой натуры.
Писарев писал:
“Умереть так,
как умер Базаров
– все равно, что
сделать великий
подвиг”.

<\p>

Итак,
Базаров Тургеневым
описан как
личность, имеющая
на все собственные
взгляды, мнения.
Но так как Базаров
– это человек
нового времени,
о котором общество
19 столетия еще
не имеет понятия,
то мы видим,
что он не является
во многом нужным
человеком для
России.

Он не
нужен как нигилист,
но необходим
как сильная,
титаническая
личность, в
которой были
живы вечные
человеческие
ценности. Таким
образом мы
можем сделать
вывод, что все
это делает
Базарова героем
своего времени.

Источник: http://bumli.ru/op/172838

Готовые школьные сочинения

Окт
01 2014

Базаров — герой своего времени

Базаров — герой 60-х годов. Исторически сложилось так, что 50-е годы выдвигают новое течение — разночинство.

После подавления восстания декабристов, николаевских репрессий, идеалистической эпохи 40-х годов наступает период действия. В 60-е годы происходит отмена крепостного права, обостряется борьба либералов с демократами.

Не последнюю роль в обществе играет и подъем естественных наук, надежды на разумное устройство мира.

Совет

Базаров — разночинец. Разночинцы — люди из разных сословий. Это студенты, земские врачи, журналисты, литераторы.

Ленин писал о том времени: «…Оживление демократического движения в Европе… требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России «Колокола», могучая проповедь Чернышевского…

студенческие беспорядки — при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание опасностью весьма серьезной».

Тургенев хотел создать образ человека нового типа, способного сменить пассивных дворян Руди-на и Лаврецкого, время которых прошло. Писарев писал, что у Печориных есть воля без знания, у Ру-диных знание без воли, а в Базарове есть и знание и воля. Базаров критикует бездействие поколения 40-х годов.

Он отрицает старые принципы либералов-дворян, критикует аристократизм и барство, «стремится расчистить место для новой будущей жизни».

Тургенев не верит в перспективность позиций Базарова. Тургенев как бы относит себя к «отцам» и оценивает Базарова с точки зрения «отцов». QH специально ставит Базарова в сложные ситуации, чтобы читатель мог сам оценить Базарова. Тургенев, выделяя характерные черты, пишет, что у Базарова есть воля, целеустремленность, незаурядный ум, а главное — трудолюбие.

«Я придерживаюсь отрицательного направления в силу ощущений. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен, и баста! Отчего мне нравится химия?

Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощущения — это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут.

Не всякий тебе это скажет; да и я в другой раз тебе этого не скажу». Базаров — нигилист, он отрицает искусство, красоту природы, любовь. «— В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.

— Все? — Все. — Как? Не только искусство, поэзию… но и… Страшно вымолвить. — Все, — с невыразимым спокойствием повто Рил Базаров». Базаров отрицает любовь, но, увидев Одинцову, он поступается своими принципами и поддается романтическому чувству.

Обратите внимание

После неудачи с Одинцовой он начинает ухаживать за Фенечкой, чтобы компенсировать себе эту неудачу, но ведь Фенечка нравится и Павлу Петровичу, и Николаю Петровичу. И в этой ситуации Тургенев противопоставляет поколения 40-х и 60-х годов. Это чувство долга перед братом у Павла Петровича и противоположное чувству Базарова.

Одна из главных линий романа — это отношение Базарова к народу. Если Павел Петрович презирает народ, то Базаров считает себя частицей народа. «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника.

Вы и говорить-то с ним не умеете». Базаров гордится своим происхождением. Так же allsoch. ru 2001-2005 интересно отношение Базарова к природе. Он говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Тургенев отрицает этот тезис Базарова и не случайно в эпилоге описывает могилу Базарова, где цветут красивые деревья, зеленеют растения. Тургенев пишет о красоте, о поэтичности, об искусстве.

Образ Базарова Тургеневу подсказала сама жизнь. В некоторых изречениях Базарова прослеживаются мысли Добролюбова, Чернышевского, русских естествоиспытателей.

Базаров говорит: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», а у Чернышевского — «…

только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро». В эту эпоху было немало людей, подражавших Базарову. В романе это Ситников и Кукшина. Они только поддаются модному течению, и поэтому все их действия и высказывания смешны. Писарев писал, что базаровщина — болезнь времени, подобно холере, и ее невозможно остановить.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Базаров — герой своего времени . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/bazarov-geroj-svoego-vremeni/

Ссылка на основную публикацию