Добро и зло в романе булгакова «мастер и маргарита»

Сочинение «Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Михаил Афанасьевич Булгаков — великий мастер, своим талантом несущий свет, не скрывая при этом тьмы… Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм пыталось скрыть от современников это время, в котором жил и творил автор.

Время пыталось скрыть и самого Булгакова как автора. В тридцатые годы он был из числа “запрещенных”. После публикации начала “Белой гвардии” до конца жизни ему не удалось опубликовать ни одного значительного произведения.

И только через много лет, после смерти автора, его творения в полном объеме стали доступны читателю.

Обратите внимание

Долгое время оставалось “в тени” последнее произведение Булгакова “Мастер и Маргарита”. Это сложное, многогранное произведение. Жанр его был определен самим автором как “фантастический роман”.

Посредством сочетаний реального и фантастического Булгаков в своем произведении поднимает много проблем, показывает нравственные изъяны и недостатки общества.

Смех и печаль, любовь и нравственный долг я вижу, читая страницы романа.

Одной из основных тем, мне кажется, является извечная тема добра и зла. Пока существует на земле человек, будут существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро.

А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда будет происходить борьба добра со злом. Очень своеобразно и по-мастерски изобразил эту борьбу в своем произведении Булгаков.

Дьявольская свита вихрем проносится по Москве.

По той Москве, в которой существует ложь, недоверие к людям, зависть и лицемерие. Эти пороки, это зло обнажает перед читателями Воланд — художественно переосмысленный образ сатаны.

Его фантастическое зло в романе показывает зло реальное, нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев, значимая личность в культурных и высоких кругах Москвы, — пьяница, развратник, опустившийся бездельник. Никанор Иванович Босой — выжига и плут, буфетчик варьете — вор, поэт А. Рюхин — закоренелый лицемер.

Таким образом, Воланд называет всех своими именами, указывая, кто есть кто. На сеансе черной магии в московском варьете он раздевает в прямом и переносном смысле гражданок, позарившихся на дармовое добро, и с грустью делает вывод: “Любят деньги, но ведь это всегда было…

Ну, легкомысленны… ну, что… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…” А какими же были они, эти прежние? Автор переносит нас в далекий Ершалаим, во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно”.

Важно

Прокуратор живет по своим законам, согласно им мир делится на властвующих и подчиняющихся, раб подчиняется своему господину — это незыблемый постулат. И вдруг появляется тот, кто мыслит иначе.

Человек лет двадцати семи, у которого связаны руки и который физически абсолютно беспомощен. Но он не боится прокуратора, он даже смеет ему возражать: “…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”.

Это человек — Иешуа убежден, что злых людей нет на свете, есть только люди “несчастливые”. Иешуа заинтересовал прокуратора.

Понтий Пилат хотел и даже попытался спасти Иешуа от горькой участи, но тот не мог отказаться от своей истины: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.

Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Но прокуратор не может смириться с этим, это явное противоречие его идеологии. Иешуа казнен. Казнен человек, который нес людям праведный свет истины, добро было его сущностью. Этот человек был духовно независим, он отстаивал истину добра, внушал веру и любовь.

Понтий Пилат понимает, что его величие оказалось мнимым, что он трус, его мучает совесть.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-dobro-i-zlo-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Сочинение на тему «Добро и зло в романе Мастер и Маргарита»

Данная тема весьма популярна и всегда останется актуальной не только в произведении «Мастер и Маргарита». Тема добра и зла присутствует практически во всех литературных произведениях.

«Мастер и Маргарита» — роман не просто историко-философский. В некотором роде он считается мистическим. Здесь удивительным образом сочетается реальность и мистика, фэнтези, фантастика и философия. И где уж как не в нем присутствовать и добру, и злу.

Главный герой романа, вокруг которого все крутится, Воланд. Именно он связывает две части романа, два события, которые происходят в разное время и в разных местах. Не меняется в нем одно — разные глаза. Воланд может появляться в разных обликах. Он и его шайка — настоящее зло.

Самого Воланда можно было бы сравнить с настоящим дьяволом. Но так кажется почему-то только на первый взгляд. То зло, которое он мог бы совершить, он совершать не стал. Кого-то он наказывает, кого-то учит, чтобы те переменили свои взгляды. Один из таких людей, которых научил Воланд — Иван Бездомный.

Совет

Есть в этом романе и другие герои — Маргарита и Мастер. Маргарита — жена богатого мужчины, которая безумно любит Мастера. А Мастер писатель, он пишет роман о Христе.

И ради своей любви Маргарита становится ведьмой, продав свою душу. Она согласилась отказаться от всего своего богатства, только чтобы быть рядом с Мастером.

И в конце романа, после долгих испытаний, Воланд поможет влюбленным соединиться.

В романе Булгакова как бы два романа. Один — самого Булгакова, другой — Мастера. Тот самый роман, который Мастер пишет о Христе.

В обоих романах показана жизнь общества, его недостатки, проблемы, любовь и долг, дружба, печаль и смех. Пока на земле есть человек, тема добра и зла будет существовать. Одно не может жить без другого. Именно благодаря злу, мы сможем понять, что же такое добро.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Начинается все, когда Воланд со свитой появляется в Москве. Нам показана Москва во всей ее «красе», со всеми пороками, такими, как зависть, лицемерие, недоверие к людям, ложь. Воланд все называет своими именами.

И на сеансе черной магии он удивляется тому, что люди нисколько не изменились. Они по-прежнему любят деньги, они по-прежнему легкомысленны. И лишь иногда бывают милосердными. Как в те самые времена, которые описывает в своем романе Мастер.

Именно о них и вспоминает тогда Воланд.

Роман Булгакова поможет взглянуть людям на мир по-новому. Именно он помогает понять, что добро и зло неразрывно существуют в мире и понять: где одно, а где другое.

Источник: https://sochinyalka.ru/2014/01/dobro-i-zlo-master-i-margarita.html

Сочинения на Getsoch.ru

Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

«Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Мефистофель, «Фауст»

       Проблемы таких категорий философии как добро и зло волновали умы писателей всех времен. Каждый автор по-своему старался представить себе, что же представляет из себя добро, а что можно отнести к категории зла. И М.Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» также обращается к этим вечным вопросам.

      На мой взгляд, у М.Булгакова четкое разделение мира на добро и зло отсутствует, в отличие от произведений многих других писателей. Более того, в мире романа происходит борьба не столько внешних сил, сколько борьба внутри самого человека. Тем самым поднимаются такие вопросы, как индивидуальный выбор человека, его собственная вера в себя, внутренняя борьба.

      Итак, роман хронологически разделен на две части: во-первых, это главы, описывающие Москву 30-х гг; во-вторых, это ершалаимские главы, действие которых происходит в начале нашей эры.

Обратите внимание

     Олицетворением зла, как кажется на первый взгляд, выступают в московских главах Воланд и его свита. Воланд – это булгаковский Сатана, вскрывающий людские пороки и подталкивающий москвичей на их свершение.

Чего только стоят сеанс «черной магии» в Варьете, проделки кота Бегемота, Азазелло с Лиходеевым, Босым, Рюхиным. С появлением Воланда, кажется, что Москва перевернулась с ног на голову.

Однако, если внимательно присмотреться, не Воланд стал причиной распространения подобного проявления «зла»: корысти, честолюбия, жадности, алчности. Они жили в московском обществе. Он их лишь обнажил.

      С другой стороны, вернемся на «двенадцать тысяч лун» назад. Понтий Пилат – это также явное проявление Зла. Иудейский прокурор осуждает Иешуа Га-Ноцри. Однако, внутри Понтия Пилата борются два начала. Ему хочется сделать добро. Он искренне считает, что Иешуа не виновен.

Но Пилат не может противостоять своему сану. Он остается на стороне зла, и именно это становится причиной его внутреннего конфликта.  Он ищет его разрешения в отмщении за Иешуа. Он приказывает убить Иуду. Он хочет искупить свою вину.

Но, в конце концов, Пилат смог обрести покой только тогда, когда искренне раскаялся в содеянном.

      С другой стороны обратимся к образам Мастера и Маргариты. Они – воплощение добра, любви, чистоты, света. Но даже Мастер, которому открылась истина, который написал вечное произведение, отвержен обществом. Не сумев противиться общественной критике, он поддался своим внутренним страхам, он сбежал от этого мира.

      Что же касается Маргариты – она, по М.Булгакову, представляет собой идеальный образ женщины. Но именно она пошла на соглашение с силами Зла. Именно она жестоким образом отмстила тем, кто отверг Мастера. Она пытается бороться методами зла – со злом.

Важно

      Таким образом, на судьбах нескольких персонажей М.Булгаков показывает читателям сущность Добра, которое не может существовать без Зла, и наоборот. Одно не может жить без другого. Вечная борьба, как в обществе, так и внутри одного человека никогда не сможет завершиться победой одной стороны. И именно поэтому проблемы Добра и Зла также останутся вечными.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/silver-age/116-dobro-i-zlo-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita.html

Добро и зло в романе м. булгакова “мастер и маргарита”

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро… Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро.

А. П. Чехов

Тема добра и зла волновала многих замечательных писателей во все времена. Недаром Ф. М. Достоевский писал в романе “Преступление и наказание” о том, что мы перестаем видеть грань между хорошим и плохим. Как же относился к этой теме М.

Булгаков? Спустя двадцать пять лет после его смерти, где-то с середины шестидесятых годов, началась бурная публикация произведений этого писателя.

В течение всего нескольких лет одно за другим в свет выходят такие произведения, как “Записки юного врача” (1963 год), “Белая гвардия” (1966 год), “Мастер и Маргарита” (1966-1967 годы).

Романами Булгакова зачитывались пенсионеры и студенты, ученые и рабочие, многие цитировали отрывки его произведений наизусть. Судьба Булгакова подтвердила неожиданный афоризм предсказания Воланда о том, что “рукописи не горят”.

Будто заранее было предсказано, что паренек, родившийся в Киеве в семье преподавателя духовной академии, пройдя через такие испытания эпохи, через войны и революции, голод и бедствия, станет мужчиной, известным драматургом, узнает вкус славы и гонения, а спустя четверть века вернется к нам своими книгами.

“Добро и зло” – понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро будет “открываться” человеку, освещая ему путь к истине. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”.

Своеобразие романа заключается в том, что перед нами два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы 20-х годов двадцатого века, другой – с жизнью Иисуса Христа. Булгаков создал как бы “роман в романе”, и оба эти романа объединены одной идеей – поиском истины.

Булгаков создавал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, поэтому роман стал для нас, русских, уникальнейшим документом той эпохи. И в то же время этот роман обращен в будущее. Творческая мысль Булгакова как бы опережала время.

Совет

Есть даже основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.

В романе “Мастер и Маргарита” царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман.

Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20- 30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме.

“Мастер и Маргарита” и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

Читайте также:  143. возможно ли в жизни подчиняться только голосу разума?

Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Перед прокуратором предстал человек 27 лет, обвиняемый в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, у которого руки “связаны за спиной, под левым глазом синяк”.

Звали его Иешуа. Он не боится возражать прокуратору, у него своя жизненная философия: “Злых людей нет, есть люди несчастливые”.

Понтий сразу же убедился в невиновности арестанта, кроме того, он понял, что Иешуа обладает загадочной силой, ведь он умеет лечить.

Поэтому прокуратор задумал спасти этого таинственного человека: объявить его сумасшедшим и выслать на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Однако осуществить эту идею не удалось.

Иуда из Кариофа за 30 сребреников предал Иешуа, представив показания, по которым арестанта следовало немедленно казнить. Да и сам Иешуа не захотел отрекаться от истины.

Обратите внимание

Он считал, что “всякая власть – насилие над людьми”, что “настанет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины”.

Итак, Иешуа казнен. Но почему же мучается Понтий Пилат? Иешуа нес людям добро, у него был высокий уровень сознания и чистая душа. Он, и только он отважился сказать свое слово о добре и истине. Значит, душа его была свободна. А могущество Понтия оказалось мнимым. Он трус, он раб своей должности и карьеры.

Он всего лишь пешка в руках императора. И хотя у Понтия Пилата было желание спасти Иешуа, однако преступить цепи рабства выше его сил. Где же победитель? Иешуа казнен, Понтий лишен покоя. Но у Учителя остался ученик, продолжающий дело его, – Левий Матвей. Значит, истина, свет, добро и правда все же победили.

События в “Мастере и Маргарите” начинаются “однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах”. В столице появляются сатана и его свита.

Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в “Мастере и Маргарите”, играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротеско-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности.

Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.

Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской.

Воланд появился в Москве, чтобы “испытать” героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед судом преисподней.

По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы восстановить справедливость.

Важно

Вершителем правосудия в романе является Воланд. Он судит жителей города по совершенным ими поступкам. И самоуверенный Берлиоз, и Варенуха-доносчик, и пьяница Степа Лиходеев – все получают по заслугам.

Но вот в чем загадка: совершил ли Воланд благо? Конечно, он наказывает, карает, творя справедливость, “он не совершает ни одного плохого деяния”, но это жестоко, так как Воланд вершит правосудие, рассматривая поступки человека, а не самого человека и его внутренний мир.

На мой взгляд, от дел сатаны в городе ничего не изменилось к лучшему, так какое же это благо?

Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия.

Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом – вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными интересами сегодняшнего дня.

Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью, Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, лагунских, майгелей, никаноров Ивановичей и прочих.

Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле “раздевает” некоторых граждан из зала. В Москве есть только одно заведение, где люди остаются самими собой – клиника Стравинского, сумасшедший дом.

Именно там Бездомный излечивается от навязчивых догм Берлиоза, где он прозревает и становится последователем и учеником Мастера.

Совет

Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом.

На мой взгляд, М. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки порождают зло.

“Мастер и Маргарита” – сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. О “Мастере и Маргарите” еще много будут думать, много писать. “Рукописи не горят”, – произносит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть.

Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира. Ныне творчество Михаила Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все в нем осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.

Источник: https://goldsoch.info/dobro-i-zlo-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita/

Добро и зло в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

Сочинение ученицы 11 класса Макиевской Кьяры на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова»В романе “Мастер и Маргарита” М.А. Булгаков поднимает множество интересных, актуальных и важных для общества проблем.

В своём произведении автор задумывается о роли настоящей любви в жизни и творчестве, о храбрости и трусости, об истинных и ложных жизненных ценностях, о вере и безверии и о многих других вечных вопросах, но больше всего в романе меня заинтересовала проблема добра и зла.В отличие от многих других классических авторов М.А.

Булгаков не проводит очевидную и четкую грань между добром и злом, подчеркивая неоднозначность данной проблемы. М.А. Булгаков наводит читателя на эту мысль ещё с самой первой страницы романа, а именно с эпиграфа, представленным цитатой из “Фауста”: “Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.

 Именно эта фраза замечательно характеризует образ одного из ключевых героев романа – Воланда.

Воланд является булгаковской интерпретацией Сатаны, настоящим представителем зла, но можно ли утверждать, что Воланд является самым страшным злом, описанным на страницах произведения? С первых глав у читателя может создаться именно такое представление, но с каждой новой страницей и каждым новым эпизодом образ Воланда раскрывается все сильнее и сильнее.

В основном из московских глав мы узнаем, что в действительности Воланд не совершает никаких жестоких злодеяний, он лишь обнажает истинный облик москвичей, срывает с них маски и демонстрирует все их главные пороки: алчность, зависть, жадность, лицемерие, жестокость и эгоизм.

Автор наглядно показывает это в эпизоде сеанса чёрной магии в театре Варьете, где Воланд и его свита проводят череду своеобразных фокусов, в ходе которых открываются истинные лица москвичей. Тогда Воланд отметит: “Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…

Обратите внимание

Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

” В то же время некоторых героев Воланд не просто проучил, а смог научить чему-то важному, повлиять на судьбу и поменять жизнь в лучшую сторону. Сразу же вспоминается история жизни поэта Ивана Бездомного.

Встреча с Воландом повлекла за собой для Ивана множество бед, главной из которых стало пребывание в больнице для душевнобольных, однако именно там судьба Ивана колоссально меняется, ведь там он знакомится с Мастером.

Мастер стал для Бездомного мудрым учителем, способным научить Ивана различать ложные и истинные жизненные ценности и сумевшим помочь ему выбрать верный жизненный путь. Также нельзя не отметить роль зла и нечистых сил в жизни Мастера и Маргариты.

Ведь в конечном итоге Воланд помог влюблённым воссоединиться и обрести покой и счастье, для Мастера и Маргариты Воланд и его свита по-настоящему “совершили благо”. 

Интересен и тот факт, что и добро в понимании М.А. Булгакова не так уж однозначно. Например, если вспомнить жизненный путь Маргариты, нельзя не обратить внимание на то, что жизнь её не была праведной, ведь Маргарита не была верной женой, согласилась стать настоящей ведьмой, гневно и беспощадно отомстила литературным критикам и приняла помощь от самого Сатаны, однако несмотря на все эти факты Маргарита представляется нам исключительной и идеальной женщиной, в душе которой есть место искренней любви, милосердию и храбрости. Маргарита обладает верными взглядами на жизнь, она ценит духовность, а не что-то материальное и пустое. На страницах романа среди москвичей возможно найдётся множество порядочных семьянинов и сдержанных и интеллигентных людей, однако этого совершенно недостаточно для того, чтобы считаться человеком, несущим в себе лишь добро, особенно если за маской порядочности и интеллигенции скрываются ненависть и зависть, именно поэтому Маргарита значительно сильнее располагает к себе читателя, нежели, к примеру, члены МАССОЛИТа. 

Проблема неоднозначности добра и зла также поднимается автором и на ершелаимских страницах романа. В ершелаимских главах ещё сильнее ощущается условность таких понятий, как “добрый человек” и “злой человек”.

С первого взгляда может показаться, что нельзя рассуждать о доброте Понтия Пилата, ведь он не смог найти в себе смелости побороть страх перед ответственностью из-за своей должности, вследствие чего Иешуа приговорили к смертной казни. Понтий Пилат всей душой ощущал, что Иешуа невиновен, но он не смог помешать исполнению приговора.

Из-за Понтия Пилата умер невиновный человек, казалось бы, как можно после этого искать что-то светлое в его душе? Но, раскаявшись, Понтий Пилат смог обрести прощение и свободу.

Его неравнодушие и муки совести означали наличие света и чистоты в душе, именно поэтому Понтий Пилат все-таки  смог взойти на лунную дорогу и проследовать по ней вместе с Иешуа и своим самым дорогим земным существом – любимым псом. В то же время сразу хочется обратиться к образу Иуды.

Важно

И на его душе лежит тяжкий грех за смерть Иешуа, разница лишь в том, что Иуда не сожалел о содеянном, в его сердце не было места милосердию и совести, ради денег он смог легко обречь человека на смерть и дальше думать о своей личной жизни, строить планы и жить спокойной и довольной жизнью. Равнодушие и жестокое хладнокровие – вот что отличает Иуду от Понтий Пилата.

Именно поэтому Иуда не заслужил спасения и был лишён своей жизни. 

Таким образом, по мнению М.А. Булгакова, нельзя разделять мир на добро и зло, хороших людей и плохих. Жизнь невероятно сложна, поэтому нельзя судить о человеке, не попробовав разобраться в его характере, ничего не узнав про его судьбу и прошлое. Устами Воланда в разговоре с Левием Матвеем А.М.

Булгаков выразил очень важную мысль: “Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ.

Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?” М.А. Булгаков отмечает важность и зла, и добра в жизни людей, ведь одинаково в жизни важны как и свет, так и тень.

Добро и зло  являются неотъемлемыми частями жизни всех людей в целом, а в отдельности – души каждого человека, но лишь сам человек способен выбрать путь, по которому ему предстоит идти. Именно поэтому М.А. Булгаков не даёт четких ответов и не внушает какую-то определенную точку зрения, в романе “Мастер и Маргарита” он лишь показывает возможные дороги на жизненном пути, а читатель самостоятельно должен сделать выводы для себя лично. Именно поэтому спустя столько лет роман “Мастер и Маргарита” остаётся таким же актуальным и интересным для людей, ведь каждый читатель способен найти и увидеть в нем часть себя, после чего он уже никогда не сможет остаться равнодушным к великому творению М.А. Булгакова.

Читайте также:  Верная любовь помогает переносить все тяготы

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/03/07/dobro-i-zlo-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita

Добро и зло в романе Мастер и Маргарита сочинение

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова – это фантастически красивый роман, те, кто его хоть раз читал, перечитывают потом не один раз. Великий роман «Мастер и Маргарита» – является одним из самых известнейших романов во всём мире.

Это настоящий шедевр и сокровище мировой классической литературы.

В романе затронуты важнейшие темы библии, проблемы всего общества, морали, человеческих и семейных ценностях и тема извечной борьбы между злом и добром … И это не весь список вопросов, которые затрагиваются в романе.

При создании этого величайшего произведения, Булгаков Михаил Афанасьевич, вложил всю свою душу и знания. Роман «Мастер и Маргарита», несравним ни с каким другим произведением. Булгаков отнёс роман к «фантастике и мистике». Конечно, в произведении есть и нотки юмора, также в ней присутствует и некие критические моменты. Этот великий роман многогранный.

Самой главной темой в романе «Мастер и Маргарита», является добро и зло. В книге автор показал, неразделимость добра и зла, что они всегда идут плечо к плечу, пока существуют люди. Из-за того, что есть зло, существует понятие о том, что такое добро и какое оно. И есть обратная сторона, с помощью добра, можно узнать зло.

Ведь вечная борьба добра и зла видна читателям, и они прекрасно наблюдают это в самом произведении. В романе, Воланд появляется в городе Москва, для того чтоб разоблачить человеческое зло, обман, жадность и двуличие.

В произведении автор плавно перемещается в древнейший город Ершалаим, про который писал сам герой романа Мастер, там он смог более точнее описать и показать борющее между собой добро и зло.

Иешуа Ганоцри, является чистым и светлым образом, которого противопоставили Понтию Пилату, всегда страдающему постоянной головной болью, его терзали душевные страдания и его постоянно мучала совесть. Он был трусом, и за это его душа была наказана, ей просто не было покоя.

Когда Ганоцри ушёл из жизни, он смог показать, что нужно верить в добро. А сам Мастер смог оставить несгораемую рукопись и роман о древнейшем городе Ершалаим и его прокуратора. С помощью него невольно задумываешься об настоящих побуждениях. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» навсегда останется вечным, как и те вопросы, которые были затронуты в нём.

Сочинение  на тему Добро и зло в романе Мастер и Маргарита

Добро- это одно из главных понятий нравственности. Понятие добро принадлежит к культуре человечества, люди развивались, развивалось с ними и понятие добра. Сколько времени существует культура людей, столько же времени в ней существует понятие добра. Возможно, нет в мире писателя, который не коснулся бы этой темы.

Итак, что же вкладывает в это понятие Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита»? Тема добра, как и тема зла, здесь ключевая. Во второй главе автор знакомит нас с Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри.

Первое, что произносит Иешуа, это слова «добрый человек, поверь мне», хотя он знает, что обращается к прокуратору. В образе Иешуа Булгаков представил идеал добра. Человек, который не боится говорить правду, не боится смерти, кажется, для него нет понятия страха.

Говорит открыто о своих взглядах на жизнь, на власть, на людей.

Совет

Фраза о том, что добрые люди изуродовали Крысобоя, звучит нелепо, но Иешуа твердо верит, что все люди добрые. На его веру в людей не влияют обстоятельства, его не мучает совесть, он никогда не стоит перед выбором между добром и злом, потому что добро в нем- это его вера, это его сила, это его свет. Он идет по пути добра во что бы то ни стало.

В прокураторе так же есть и добро, хоть его и называют свирепым чудовищем. Его начинает мучить совесть за то, что, поддавшись трусости, он приговорил к смерти Га-ноцри.

Он раскаивается, поэтому приказывает палачу убить философа на кресте, избавив его от мучений. Прокуратор предлагает помощь Левию Матвею.

Тот, ненавидя прокуратора за убийство своего учителя, все же смягчается, видя, что Пилат переживает о его смерти. Идеи Иешуа о добре нашли отклик в их сердцах.

Добро есть в каждом, как и зло, человек осознанно делает выбор в какую либо сторону. На этот выбор влияют другие люди, обстоятельства, деньги, власть – такое оправдание придумывают себе персонажи в романе, да и люди в реальной жизни, которые встали на сторону зла. Идти по пути добра легко, но, к сожалению, это может быть смертельно.

Добро и зло в романе Мастер и Маргарита

Сейчас читают:

  • Мои любимые страницы романа Герой нашего времени сочинение
    Всегда при чтении любой книги ваши любимые страницы ее напрямую связаны с основными действующими лицами, их характерами, особенностями сюжетных перипетий. Так и с текстом Михаила Юрьевича «Герой нашего времени». Интересные страницы этого шедеврального
  • Обломов Испытание любовью Обломова ( по роману Гончарова) сочинение
    Настоящая любовь невозможна без преодоления преград. К сожалению, счастье быть рядом с любимым человеком не всегда безоблачно. Прекрасные, возвышенные чувства требуют постоянной духовной борьбы, к которой главный герой произведения
  • Сочинение на тему 22 марта всемирный день воды
    Одной из работ организации по защите чистоты водных ресурсов является направления писем в день воды, всем президентам для определенных действий по защите чистоты местных водных источников.
  • Сочинение на тему Счастливая жизнь
    Пожалуй, каждый человек хоть раз в своей жизни задумывался о том, какой же должна быть настоящая счастливая жизнь.
  • Образ солнца и огня в живописи, литературе, музыке – сочинение, реферат, доклад
    Солнце и огонь издавна почитались нашими предками, так как даруемые ими свет и тепло были очень ценными ресурсами, без которых жизнь была невозможна
  • Сочинение по картине Репина Стрекоза 6 класс
    Знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин за свою творческую жизнь написал немало картин. Часто сюжетом его творений становились исторические события того времени или события, значимые для отдельных семей и людей.<\p>

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/dobro-i-zlo-v-romane-master-i-margarita

Добро и зло в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

В 1966-1967 года впервые вышел в свет роман “Мастер и Маргарита”. Роман вызвал бурный интерес, потому как был полон разнообразными литературными жанрами: реализмом, фантастикой, гротеском.

Я считаю, что центральное место в романе занимают философские проблемы: мысли о добре и зле, а также о выборе каждого человека. В романе этот выбор делают все герои. Каждый персонаж, независимо от того, нравится это ему или нет, стоит перед вечной проблемой выбора, и в итоге сам выбирает свой дальнейший путь, от которого и зависит его жизнь.

В романе Иешуа Га-Ноцри –Иисус был показан в виде самого обычного человека с собственными страхами и слабостями. Его порой можно назвать слабым человеком, если бы не его вера. Его сила заключается в следующем – он выбрал путь, и не при каких обстоятельствах не отступил от него.

Обратите внимание

Иешуа был уверен в том, что абсолютно все люди появляются на свет добрыми, и только лишь жестокое отношение может сделать бездушным, суровым и мстительным. Он говорит так обо всех, включая даже своих врагов: Иуду и палача Крысолова.

Иешуа были произнесены слова о будушем царстве “истины <\p>

и справедливости”, которое было открыто для всех.

Полная противоположность Иешуа Га-Ноцри – это Понтий Пилат, который наделен властью за что его почитают и в то же время побаиваются. Однако, даже его не миновала судьба встать перед выбором. Прокуратор стремился сделать добро – помиловать ни в чем неповинного Иешуа, однако вынужден был утвердить приговор, так как опасался доноса.

У Понтия Пилата не хватило силы духа сделать добро, что и привело к тому, что он остался на стороне зла. Однако смерть невинного Иешуа навсегда становится огромным грузом для совести Пилата, что в итоге привело к раскаянию. Пилат наконец-то понимает справедливость учения Иешуа Га-Ноцри и организует убийство Иуды. Однако и этот поступок не снял бремени с совести прокуратора.

И только искреннее раскаяние в содеянном приносит Пилату прощение.

Писатель также поставил перед выбором – добро или зло – ведущего персонажа – Мастера. Герой в конечном итоге оказывается на стороне зла, но не из-за трусости, а потому что им движут малодушие и слабость.

Персонаж не был готов к борьбе, так как был всего лишь художником и поэтому вынести все испытания, которые выпали на его долю, Мастеру не удалось.

Однако ое единственный кто остался самим собой— воплощением безмерной силы и безмерной слабости творчества.

Однако далеко не все герои романа выбирают зло, руководствуясь страхом и трусостью. Такой предстает перед нами Маргарита, пытавшаяся вести борьбу, от которой отказался Мастер. Но когда Маргарита силами зла была наделена сверхъестественными качествами – летать и быть невидимой, она решила использовать это для мести.

И только угроза жизни ребенка останавливают её в самый последний момент. Я считаю Маргарита, как и Иешуа, сделала правильный выбор. Да, она оказывается на стороне зла, однако её выбор никому не принес ни горя, ни страдания. У Маргариты нет веры, у неё есть огромная любовь к Мастеру.

Важно

Что и сделало её прекрасным обобщенным поэтическим образом любящей женщины.

В романе “Мастер и Маргарита” никто не совершает грехов и преступлений с чьей-нибудь подачи. Все выбрали свой путь сами, что и вызывает восхищение. Собственные грехи, собственные преступления, аналогичны собственному подвигу, который каждый совершает по своему душевному побуждению. За что каждый герой и в ответе.

Глоссарий:

  • добро и зло в романе мастер и маргарита сочинение
  • добро и зло в романе мастер и маргарита
  • образ маргариты в романе мастер и маргарита
  • сочинение на тему образ маргариты в романе мастер и маргарита
  • добро и зло в романе булгакова мастер и маргарита сочинение

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/dobro-i-zlo-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Добро и зло в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на Сёзнайке.ру

Михаил Афанасьевич Булгаков – великий мастер, своим талантом несущий свет, не скрывая при этом тьмы…

Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм пыталось скрыть от современников это время, в котором жил и творил автор. Время пыталось скрыть и самого Булгакова как автора. В тридцатые годы он был из числа «запрещенных». После публикации начала «Белой гвардии» до конца жизни ему не удалось опубликовать ни одного значительного произведения.

И через много лет, после смерти автора, его творения в полном объеме стали доступны читателю. Долгое время оставалось «в тени» последнее произведение Булгакова «Мастер и Маргарита». Это сложное, многогранное произведение. Жанр его был определен самим автором как «фантастический роман».

Посредством сочетаний реального и фантастического Булгаков в своем произведении поднимает много проблем, показывает нравственные изъяны и недостатки общества. Смех и печаль, любовь и нравственный долг я вижу, читая страницы романа. Одной из основных тем, мне кажется, является извечная тема добра и зла. Пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло.

Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда будет происходить борьба добра со злом.

Очень своеобразно и по-мастерски изобразил эту борьбу в своем произведении Булгаков. Дьявольская свита вихрем проносится по Москве. По той Москве, в которой существует ложь, недоверие к людям, зависть и лицемерие. Эти пороки, это зло обнажает перед читателями Воланд – художественно переосмысленный образ Сатаны.

Его фантастическое зло в романе показывает зло реальное, нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев, значимая личность в культурных и высоких кругах Москвы, – пьяница, развратник, опустившийся бездельник. Никанор Иванович Босой – выжига и плут, буфетчик варьете – вор, поэт А. Рюхин – закоренелый лицемер.

Таким образом, Воланд называет всех своими именами, указывая, кто есть кто.

Совет

На сеансе черной магии в московском варьете он раздевает в прямом и переносном смысле гражданок, позарившихся на дармовое добро, и с грустью делает вывод: «Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…»

А какими же были они, эти прежние? Автор переносит нас в далекий Ершалаим, во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно». Прокуратор живет по своим законам, согласно им мир делится на властвующих и подчиняющихся, раб подчиняется своему господину – это незыблемый постулат.

И вдруг появляется тот, кто мыслит иначе – Человек, лет двадцати семи, у которого связаны руки и который физически абсолютно беспомощен. Но он не боится прокуратора, он даже смеет ему возражать: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Это человек – Иешуа убежден, что злых людей нет на свете, есть только люди «несчастливые».

Иешуа заинтересовал прокуратора. Понтий Пилат хотел и даже попытался спасти Иешуа от горькой участи, но тот не мог отказаться от своей истины: «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.

Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Но прокуратор не может смириться с этим, это явное противоречие его идеологии. Иешуа казнен. Казнен человек, который нес людям праведный свет истины, добро было его сущностью. Этот человек был духовно независим, он отстаивал истину добра, внушал веру и любовь.

Понтий Пилат понимает, что его величие оказалось мнимым, что он трус, его мучает совесть. Она наказан, его душа не может обрести покой, но Иешуа – воплощение нравственной силы добра в романе – прощает его. Он ушел из жизни, но живы зерна добра, оставленные им. И вот уже сколько столетий люди верят в Иисуса Христа, прообразом которого и является Иешуа.

И вечное стремление к добру неодолимо. Мастер пишет роман о Христе и Пилате. В его понимании Христос – личность мыслящая и страдающая, несущая в мир непреходящие ценности, неисчерпаемый источник добра. Истина открылась Мастеру, он уверовал и все-таки выполнил миссию, ради которой он жил. Он пришел в эту жизнь, чтобы написать роман о Христе.

Мастер, как и Иешуа, дорого платит за право провозгласить свою истину. Пророки находят свое место в сумасшедшем доме. И мир, увы, оказывается таким, что в роли судьи выступает дьявол. Именно он и платит всем по заслугам. Мастер уходит от людей, обретая покой и счастье. Но на земле остается его бессмертное произведение. Борьба добра и зла продолжается.

Из поколение в поколение люди ищут и будут искать нравственный идеал, решать этические противоречия, искать истину, бороться со злом.

Я думаю, таким борцом является сам Булгаков. Его роману суждена долгая жизнь, я верю, что он не потеряется во времени, а будет служить источником нравственных идей еще многим и многим поколениям.

Обратите внимание

Проблема добра и зла – это вечная проблема, которая волновала и будет волновать человечество. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Как известно, две противоположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, поэтому вечна борьба между добром и злом.

Наиболее остро конфликт между этими силами отразился в романе «Мастер и Маргарита». Итак, перед нами Москва конца двадцатых – начала тридцатых годов. В жаркий и душный вечер на Патриарших прудах появляется господин, похожий на иностранца: «…ни на какую ногу он не хромал, и росту был не маленького и не огромного, а просто высокого.

Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях… По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый.

Брови черные, но одна выше другой…» Это Воланд – будущий виновник всех беспорядков в Москве.

Сомнений нет в том, что Воланд – представитель «темной» силы. (Воланд переводится с древнееврейского как «черт».) Важно обратить внимание на эпилог к роману. Это слова Мефистофеля из «Фауста» Гете: «Я – часть этой силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Мефистофель в Фаусте – Сатана, который карает грешников, устраивает беспорядки. Нет, Воланд не похож на Мефистофеля. Его сходство с ним ограничено лишь внешними признаками! Острый подбородок, скошенное лицо, кривой рот. В действиях же Воланда нет стремления наказать погрязших в грехах москвичей.

Он явился в Москву с одной целью – узнать, изменилась ли Москва с того дня, когда он был в ней последний раз. Ведь Москва претендовала на звание Третьего Рима. Она провозглашала новые принципы переустройства, новые ценности, новую жизнь.

Важно

Но что же видит Воланд, когда устраивает в театре варьете сеанс черной магии для москвичей? Алчность, зависть, стремление нажить «легкие» деньги. И Воланд делает такой вывод: «Ну что же… Они – люди как люди.

Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

Прибытие Воланда в Москву сопровождается беспорядками: умирает под колесами трамвая Берлиоз, сходит с ума Иван Бездомный, сгорает «Дом Грибоедова». Но разве это дело рук самого Воланда? Нет. Отчасти в бедах москвичей виновата свита Воланда! Коровьев и кот Бегемот.

Но более всего в своих несчастьях виноваты сами москвичи. Ведь это они создали вокруг себя мир, похожий на ад, населенный злобой, пьянством, ложью, развратом. Заглянем хотя бы в ресторан «Дома Грибоедова», где проводят свое свободное время члены МАССОЛИТа.

Здесь, «оплывая потом, официанты несли над головами запотевшие кружки с пивом», «плясал какой-то очень пожилой с бородой, в которой застряло перышко зеленого лука», «грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню».

Вся атмосфера в ресторане напоминает преисподнюю, описанную в Библии, одним словом «ад».

Попадая на бал Сатаны, мы можем убедиться в том, что человечество всегда жило по одним и тем же законам, всегда совершало зло. Перед нами и Маргаритой проходит госпожа Минхина, сжегшая своей горничной лицо щипцами для завивки, молодой юноша, продавший любившую его девушку в публичный дом. Но при этом мы понимаем, что все эти люди мертвы.

Значит, в «ведомство» Волана, в «ведомство» «тьмы» попадают только умершие. Только тогда, когда человек мертв, его душа, отягощенная грехами, попадает под власть Воланда. Вот тогда наступает расплата за все то зло, которое человек совершил при жизни.

Совет

В «ведомство» Воланда попадают и Берлиоз, и Мастер с Маргаритой, и Понтий Пилат, жестокий прокуратор Иудеи.

Как много людей, попавших под власть Сатаны! Кто же может вступить в борьбу со злом, кто из героев романа достоин «света»? На этот вопрос отвечает роман, написанный Мастером. В городе Ершалаиме, погрязшем, как и Москва, в распутстве, появляются два человека: Иешуа Га-Ноцри и Левий Матвей.

Первый из них считает, что злых людей не бывает и что самый страшный грех – это трусость. Вот это тот человек, который достоин «света». Впервые он предстает перед Понтием Пилатом «в стареньком и разорванном хитоне. Голова его был прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной.

Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью». Можно ли говорить о том, что Иешуа Га-Ноцри – это Иисус Христос? Судьбы этих людей схожи, они оба умерли на кресте. Но стоит заметить, что Иешуа было двадцать семь лет, а Иисусу – тридцать три года, когда их распяли.

И Иешуа – самый обыкновенный человек, сирота, а Иисус Христос – «сын Божий». Но дело не в этом. Главное, что Иешуа несет в своем сердце добро, он никогда в своей жизни не сделал ничего плохого, он пришел в Бршалаим, чтобы учить людей добру, чтобы излечить их тела и душу. Он спаситель человечества.

Но, к сожалению, человечество не нуждается в спасении. Наоборот, оно стремится избавиться от Иешуа, как от преступника и вора. И это тоже борьба добра со злом.

Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представлено в конце романа, когда Воланд со своей свитой покидает Москву. Что же мы видим? «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа.

Все, что может Иешуа, – это попросить Воланда о том, чтобы тот дал Мастеру и его возлюбленной вечный покой. А Воланд исполняет эту просьбу. Таким образом, мы приходим к выводу, что силы добра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом.

Обратите внимание

И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха; и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро. Мир – это своеобразные весы, на чашах которого лежат два груза: добро и зло.

И, как мне кажется, пока сохраняется равновесие, мир и человечество смогут существовать.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» помогает взглянуть на окружающий мир по-новому. Я считаю, что этот роман помогает найти и распознать, что есть добро и что есть зло.

Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8129-dobro-i-zlo-v-romane-mihaila-bulgakova-master-i-margarita

Мастер и Маргарита, Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение по произведению на тему: Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

В булгаковском романе четко прослеживаются различия между двумя этими силами. Добро и зло здесь персонифицированы: олицетворением добра выступает Иешуа Га-Ноцри, а воплощением зла — Воланд.

Иешуа — это воплощение чистой идеи. Он — философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: «Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые».

«Добрый человек», — обращается он к прокуратору, и за это его избивает Крысобой. Но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра.

Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус — жив в душах людей. Мастер, главный герой романа, пишет роман о Христе и Пилате.

Мастер пишет роман, восстанавливая евангельские события, придавая им статус реальных. Через него Добро и Истина снова приходят в мир и снова остаются неузнанными.

<\p>

Воланд, как Мефистофель и Люцифер, является воплощением зла. Считается, что главное занятие Сатаны — неутомимое сеяние соблазнов и разрушения.

Но, вчитываясь внимательно в роман, можно убедиться, что Воланд для этого как-то слишком гуманен.

Важно

Мне кажется, что Воланд, олицетворяя зло, явился в данном случае посланником добра. Во всех поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия (эпизоды со Степой Лиходеевым, Никанором Босым), или стремление доказать людям существование и связь добра и зла.

Поэтому Воланд в художественном мире романа — не столько противоположность Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро и зло в жизни удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах.

Когда Воланд в сцене в Варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег.

Думается, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда — не цель, а средство справиться с людскими пороками.

На первый взгляд, итоги романа неутешительны. И в романе мастера, и в романе о мастере добро в борьбе со злом терпит поражение: распят Иешуа, сожжен роман.

Столкновение творческого духа с неправедной реальностью заканчивается страданием и смертью. Но Воланд говорит: «Все будет правильно. На этом построен мир». Это значит, что действительность существует все-таки ради добра.

Мировое зло и страдание — нечто преходящее, они закончатся вместе со всей драмой бытия.

Но в жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя путать. Трусость, предательство — самые тяжкие человеческие пороки.

Совет

Роман «Мастер и Маргарита» — роман об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.

bulgakov/master_i_margarita_37/

Источник: https://www.testsoch.info/master-i-margarita-dobro-i-zlo-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]