Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?

Метод проб и ошибок

Лекция №14. Методы решений творческих производственных задач.

Эвристические методы решения творческих задач – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и правила деятельности решающего творческие задачи, стимулирующие интуитивное мышление и генерирование новых идей, существенно повышающее эффективность решения определœенного класса творческих задач.

Человек размышляет, перебирает в уме без определœенных методов и планов какую-либо информацию. Рано или поздно он наталкивается на решение, отбросив предварительно много вариантов. Эмоциональная установка – желание найти решение. Этот метод одинаков, как для животного, пытающегося найти выход из клетки, так и для ученого, решающего абстрактную задачу.

Суть метода – последовательное выдвижение, рассмотрение всœевозможных вариантов решения и отбрасывание неудачных и субъективных.

Недостаток метода:

– Нет правил выдвижения идей;

– Критерии оценки субъективны;

– Для получения решения высокого уровня количество проб и ошибок должна быть неоправданными. Долгое время считалось, что это единственно возможный метод решения задач.

Причины – барьер специализации; инœерция традиционных представлений о механизме творчества.

Обратите внимание

Данный метод не может являться эвристическим, т.к. повышения эффективности решения творческих задач при данном методе не наблюдается.

В конце 19в. и начале 20-го, когда психология как наука выделилась из философии, появилось множество интересных предложений учёных-психологов по повышению эффективности решения творческих задач. Эти предложения можно отнести к категории эвристических методов.

· Метод мозгового штурма

Метод, о котором далее пойдет речь, более известен в литературе, как метод ʼʼмозгового штурмаʼʼ. Метод и термин ʼʼмозговой штурмʼʼ, ʼʼмозговая атакаʼʼ предложены американским ученым А.Ф.

Осборном, как улучшенный вариант эвристического диалога Сократа широким использованием свободных ассоциаций, одновременным созданием психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач.

А) Прямая коллективная ʼʼмозговая атакаʼʼ.

Прямая ʼʼмозговая атакаʼʼ как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачей был предположен А.Ф.Осборном. Цель этого метода состоит в сборе как можно большого количества идей, освобождение от инœерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

Основной принцип и правило этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всœевозможных реплик, шуток. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии (или, как его обычно называют, руководителя сессии).

Руководитель сессии должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики. Количество участников в сессии составляет от 4 до 15 человек, наиболее оптимальной считается группа от 7 до 13 человек.

Желательно, чтобы участники сессии были разного уровня образования, разных специальностей, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.

Важно

Длительность ʼʼмозговой атакиʼʼ варьируется от 15 минут до одного часа. Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. В начале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

Б) ʼʼМозговой штурмʼʼ – диалог с деструктивной отнесенной оценкой.

Этот метод был предложен советским исследователœем Е.А.Александровым и модифицирован Г.Я.Бушем. Сущность диалога в данном случае в активизации творческого потенциала изобретателœей при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контридей. Предусматривается поэтапное выполнения последующих процедур:

1этап – формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости;

2этап – создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной изобретательской задачи в общем виде, сообщение задачи вместе с описанием метода деструктивной отнесенной оценки всœем участникам диалога;

3 этап – генерирование идей по правилам прямой коллективной ʼʼмозговой атакиʼʼ (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденной обстановки);

4 этап – систематизация и классификация идей. Изучается признаки, по которым можно объединить комплексные идеи и, согласно этим признакам, идеи классифицируются в группы. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи;

5 этап – деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость в процессе ʼʼмозговой атакиʼʼ. ʼʼМозговая атакаʼʼ на этом этапе направлена только на всœестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей;

6 этап – оценка критических значений, высказанных во время предыдущего этапа и составление окончательного списка практически используемых идей. В список вносится только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также выдвинутых контридей.

Совет

Наиболее эффективные результаты достигаются в случаях, когда всœе участники мозговой атаки рационально распределяют на группы:

1) генерирование идей; 2) группа анализа проблемной ситуации и оценки идей; 3) группа генерирования контр идей.

Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на следующих педагогических закономерностях и соответствующих им принципах.

– Первая закономерность и соответствующий ей принцип сотворчества.

– Вторая закономерность и соответствующий ей принцип доверия творческим силам и способностям.

– Третья закономерность и принцип – ϶ᴛᴏ использование оптимального сочетания интуитивного и логического.

· Метод морфологического анализа.

Цель – систематически исследовать всœе возможные способы решения, найти неожиданные варианты, которые при использовании других методов были упущены.

Для работы этим методом крайне важно составить морфологический ящик:

1 шаᴦ. – Точно сформулировать задачу.

2 шаᴦ. – Составить список характеристик данной задачи.

3 шаᴦ. – По каждой характеристике проверить всœе возможные варианты.

4 шаᴦ. – Проанализировать возникшие сочетания.

5 шаᴦ. – Отобрать лучшие.

Пример:

1. Создание оригинального торта.

2. Характеристика торта:

– тестовый полуфабрикат

– сироп для промочки

– крем

– прослойка

– отделочный п/ф

3. Тестовый п/ф:

– бисквитный

– слоенный

– песочный

– и т.д.

3. Крем:

– ʼʼшарлоттʼʼ

– ʼʼгляссеʼʼ

– ʼʼпражскийʼʼ

– и т.д.

4. При решение этого шага крайне важно к каждой характеристике подобрать возможные сочетания (бисквит + ʼʼшарлоттʼʼ + и т.д.). Возникает огромное число вариантов.

5. Отобрать лучшие.

· Метод использования аналогий. Синœектика.

Основные особенности метода – задачи решают обученные специалисты разных профессий, состав 5-7 человек; работа в течение недели – пока не будет решена проблема; руководит – специалист-синœектик. В процессе работ используются: техническая литература, эксперты, изготовление моделœей и т.д.

Важным творческим процессом в синœектике является применение следующих видов аналогии.

1. Прямая аналогия Рассматриваемый объект сопоставляется с похожими объектами с других областей техники или живой природы. К примеру: мост- компьютер, паутина, радуга.

Обратите внимание

2. Личная или персональная (эмпатия) – отождествление себя с техническим объектом, ᴛ.ᴇ. ʼʼвживаниеʼʼ в образ совершенствуемого объекта͵ для того чтобы лучше представить механизм его работы. К примеру: дети показывают паровозик, змея, и т.д.

3. Символическая аналогия – техническому объекту крайне важно подобрать смысловую формулировку в виде парадоксального определœения, состоящего из существительного и прилагательного. К примеру: пламя – видимое тепло; прочность – принудительная целостность.

4. Фантастическая аналогия – задача может излагаться в виде сказок и мифов. Мысленно вводятся какие–либо существа и средства, выполняющие условия задачи.

Вывод: аналогии позволяют сделать незнакомое – знакомым и знакомое – незнакомым.

В первом случае обнаруживаемые сходства позволяют решить проблему известным способом, а во втором – появляется возможность с неожиданной стороны, что может подсказать новое оригинальное решение.

· Ассоциативные методы. Использование случайностей.

Метод основан на перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект.

Порядок применения М.Ф.О (метод фокальных объектов):

1 шаᴦ. – Выбор совершенствуемого Ф.О., К примеру: часы.

2 шаᴦ. – Выбор 3-4 случайных объектов из любой литературы, окружающей среды и т. д. К примеру: кино, змея, касса, полюс.

3 шаᴦ. – Составление списков признаков случайных объектов.

К примеру – кино: звуковое, широкоэкранное, цветное.

4 шаᴦ. – Генерирование идей путем присоединœения к фокальному объекту (часам) признаков случайных объектов. К примеру: звуковые часы, цветные часы.

5 шаᴦ. – Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. К примеру: широкоэкранные часы – вместо узкого циферблата взять широкий, а должна быть узкий циферблат иногда растягивается?

Важно

6 шаᴦ. – Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Здесь последнее слово за экспертом.

Область применения – поиск новых модификаций уже известных предметов.

· Метод эвристических вопросов.

Этот метод известен также как метод ʼʼключевых вопросовʼʼ. Метод эвристических вопросов целœесообразно применять для сбора дополнительной информации в самом процессе решения творческой задачи. Вместе с тем, эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи.

Следует заметить, что эвристические вопросы широко использовал в своей научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан.

Он рекомендовал своим ученикам для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой и ответить на следующие 7 ключевых вопросов (эвристических вопросов): Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? В случае если поставить эти 7 вопросов в виде матрицы взаимосвязи, то пересечение вопроса, к примеру 1-5, дает новый вопрос: кто – чем?

Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:

1. Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.

2. Дробление информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи).

3. Целœеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию – цель деятельности).

Совет

Метод проб и ошибок. – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Метод проб и ошибок.” 2017, 2018.

<\p>

  • – Метод проб и ошибок

    Сущность метода Суть метода следует из его названия и состоит в следующем: строится теоретическая модель (т.е.

    задаются координаты атомов ячейки), по которым рассчитываются структурные амплитуды, или, чаще, структурные факторы. Расчетные значения или сравнивают с… [читать подробнее].

  • – Метод проб и ошибок

    Описание метода: Суть МПиО заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении разнообразных вариантов решения. Идеи возникают на основе опыта, под влиянием психологической инерции по ассоциации и по аналогии.Если идея не проверку оказывается неудачной, ее… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/369015_metod_prob_i_oshibok

    Метод проб и ошибок – психология

    • Метод Проб И Ошибок — форма научения, описанная Э. Торндайком в 1898 г., основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается… …   Психологический словарь
    • МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — англ. method, trail and error; нем. Methode von Versuch und Irrtum. 1. Стихийный способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях, когда безуспешные попытки решения проблемы отбрасываются, а успешные закрепляются. 2. По Э. Торндайку… …   Энциклопедия социологии
    • метод проб и ошибок — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва] Тематики электротехника, основные понятия EN trial and error method …   Справочник технического переводчика
    • Метод проб и ошибок — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Метод проб …   Википедия
    • метод проб и ошибок — bandymų ir klaidų metodas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. cut and try method; hit and miss method; trial and error method; trial and error approach vok. empirische Erprobung, f; empirisches Ermittlungsverfahren, n; Versuch Irrtum… …   Automatikos terminų žodynas
    • метод проб и ошибок — метод последовательного приближения к оптимальному решению путем отклонения вариантов, не отвечающих определенным критериям выбора. См. также процесс поиска оптимального решения …   Толковый переводоведческий словарь
    • Метод проб и ошибок — это метод случайного подбора частных методов и приемов действий в расчете лишь на возможный успех. В обычной жизни его еще называют методом «тыка». Этот метод обеспечивает быструю педагогическую реакцию и быструю отдачу со стороны воспитанника.… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
    • МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок [66, c. 186; 67, c. 208; 80, c. 284; 82, c. 411] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
    • МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — один из видов научения, при к ром умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок …   Педагогический словарь
    • Метод проб и ошибок — это, по Э. Торндайку, форма научения, в результате которой закрепляются какие либо элементы поискового поведения в специфической ситуации. Торндайк придавал особое значение навыку, который, согласно его взглядам, образуется путем закрепления… …   Словарь дрессировщика
    Читайте также:  Герои романа толстого «война и мир» (система образов)

    Источник:<\p>

    Научение животных «методом проб и ошибок» по Эдварду Торндайку

    Эдвард Торндайк,  изучая поведение животных в проблемных ситуациях в своей докторской диссертации: «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных», сформулировал закон научения «методом проб и ошибок».

    Пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая для внешнего Наблюдателя видимость целесообразного поведения.

    Например, кошка, посаженная в специальную клетку и лишённая пищи, начинает  метаться по клетке, находит выход, выходит на свободу и: получает пищу.

    При  повторении опытов время, затрачиваемое животным на то, чтобы выйти из  клетки, постепенно, уменьшается…

    «Главная цель Торндайка была показать, что животные учатся, не понимая того, чему их учат, и даже после того, как они научатся выполнять новые действия, они выполняют их тоже без понимания. Он поставил три рода опытов с использованием так называемых проблемных клеток.

    Эти проблемные клетки применяются в экспериментах по психологии животных до сих пор. Помещённое в такую клетку животное должно было освободиться из клетки, выйти из нее. Для этого надо было открыть запор, который закрывал дверь клетки. Запоры были разные. В первом случае запор был совершенно простым.

    Животное видело этот запор и могло понять, при каком положении запора дверь закрыта, а при каком она открывается. Например, в первом случае клетка закрывалась крючком или задвижкой. Если ударить по крючку снизу, то он выйдет из петли и дверь откроется. Здесь всё ясно, всё открыто.

    Животное может действовать с пониманием.

    Во втором случае механизм запора был скрытым. В клетке помещалась пластина, которая была на пружине. Она поддерживалась в приподнятом состоянии. Если животное вскакивало на эту плоскость, то натягивался шнур и запор открывался. Таким образом, животное, вскакивая на пластину, открывало этот запор. Хотя механизм запора был скрыт, его связь с открыванием клетки тоже представлялась очевидной.

    В третьем случае животное помещалось в клетку, и экспериментатор выжидал, когда животное выполнит некое движение, к освобождению из клетки отношения не имеющее (например, почесывание), — тогда он отпирал клетку.

    В этом случае, в отличие от двух предыдущих, между действием животного и открыванием клетки никакой разумной связи не было. Это была совершенно условная, произвольно установленная самим экспериментатором связь.

    Торндайк дрессировал животных (кошек и собак), чтобы они научились отпирать запоры. Как же вели себя животные в этих трёх разных ситуациях?

    Торндайк установил, что животные во всех этих трёх разных ситуациях ведут себя совершенно одинаково.

    Обратите внимание

    Сначала они беспорядочно бросаются во все стороны, потом выделяют ближайшее поле деятельности, и постепенно находят то движение, которое нужно выполнить, — это удар лапой по крючку, вскакивание на дощечку, почёсывание. Животное начинает все чаще, все быстрее находить нужное движение и освобождается из клетки.

    Если взять животное в конце обучения, т. е. когда оно уже приобретет этот навык, то, находясь в клетке, оно ведёт себя как будто разумно: спокойно подходит к запору и ударяет по нему; подходит к дощечке, вскакивает на неё, ждёт, когда дверь откроется, и выходит из клетки.

    Поведение вроде бы весьма разумное и осуществляется без прежней суеты, с чувством собственного достоинства. Интересно тут вот что: противоречие между внешней разумностью поведения в конце обучения и способом решения задачи по освобождению из клетки. Способ явно прост, путём слепых проб.

    Он постепенно оттачивается, лишние пробы устраняются, и остаётся только полезное движение. И к концу обучения поведение животного кажется весьма разумным.

    Таким образом было доказано, что животное учится не разумно, а только отбирает нужные движения для полезного результата. Задачей Торндайка в этом случае было показать, что животное, научившись этому движению и выполняя его как бы разумно, на самом деле не понимает, что оно делает. И само это поведение разумно лишь внешне, а по сути оно всё равно остаётся неразумным.

    Для доказательства этого Торндайк лишь слегка изменял задачу: переносил запор на другое место клетки. Достаточно было, например, несколько задержать открывание двери, как восстанавливалась прежняя картина, и животное начинало прыгать в разные стороны, пытаясь открыть дверь клетки.

    Правда, эти попытки скорее оттачиваются, скорее приходит научение. Но сам характер поведения снова обнаруживает непонимание ситуации, тем более что очень часто животные подходят к месту, где раньше был запор, и по этому месту ударяют лапой.

    Но здесь уже нет запора, а животное тем не менее подходит и ударяет по тому же месту, где раньше был запор, по пустому теперь месту. Животное некоторое время стоит совсем в растерянности, потом начинаются беспорядочные движения, хотя запор находится рядом.

    Эти ошибки очень ясно показывают, что животное научилось выполнять какое-то движение, которое в прошлом приводило к полезному результату, но оно совершенно не учитывает, как воздействуют его движения на механизм запора».

    Важно

    Гальперин П.Я., Лекции по психологии, М., «Университет»; «Высшая школа», 2002 г., с. 88-90.

    В противовес гипотезе «проб и ошибок» и последующего научения,  в  опытах над человекообразными обезьянами выяснилось, что они способны найти  выход из проблемной ситуации не путём случайных проб, а мгновенно уловив  отношения между предметами – см. эксперименты Вольфганга Кёлера.

    Источник: https://obu4ayka.ru/stati/metod-prob-i-oshibok-psihologiya.html

    Селекция Привлекательных Состояний

    Что недоступно медицине, то возможно для медицины восприятий. Обычные болезни скоротечны, и ошибки в их излечении зачастую не дают возможности повторить опыт, попытаться найти другой способ излечения. Более того – ошибка в лечении может усугубить болезнь и ускорить разрушение тела.

    В медицине восприятий всё совершенно иначе. Болезни восприятий часто длятся с самого раннего детства и до смерти. Они убивают неотвратимо, но медленно, что оставляет возможность для самых широких экспериментов. Именно поэтому метод проб и ошибок является здесь самым эффективным – пробуешь – смотришь на результат – снова пробуешь и т.д.

    Разумеется, здесь тоже возможны осложнения и ухудшения состояний, и принцип «не навреди» остается в силе, но навредить в медицине восприятий довольно сложно, так что если принимать это во внимание, то тем более удивительным кажется то, что никто так и не попытался поставить на конвейер эксперименты с исправлением «вывихов» психики и излечением ее «опухолей». Наверное, причина именно в том положении дел, когда существующее ужасное состояние, которое влачит каждый человек с детства и до смерти, считается единственно возможным, правильным, нормальным и естественным.

    С другой стороны, в медицине мы имеем довольно четкие критерии излечения – можно убедиться в том, что температура нормальна, что покраснение кожи прошло, что настроение пациента улучшилось, что его аппетит стал хорошим, можно судить об излечении пациента по многочисленным и разнообразным анализам и прочее и прочее. Медицина восприятий лишена такого удобства. Имея преимущество в том, что ей доступны многократные и разнообразные попытки вылечить человека на протяжении многих лет, она имеет ужасный недостаток в виде отсутствия не только объективных, но и субъективных критериев выздоровления!

    Как? – спросишь ты, разве не заявлено, что медицина восприятий имеет своей целью сделать человека счастливым, и, стало быть, если он заявляет о том, что жить ему стало интереснее, приятнее, лучше, радостнее, то и лечение по определению может считаться достигшим результата?

    Так-то оно так, да не совсем.

    Что толку в заявлении слепого, что по его мнению картина, стоящая перед ним, некрасива? Что толку в заявлении глухого о чистоте издаваемого звука? Эти люди не могут видеть и слышать, кто же всерьез отнесется к их такого рода заявлениям?

    Читайте также:  Анализ произведения лескова «пугало»

    Но ведь и обычный человек поставлен в те же условия. Он лишен навыков различения своих восприятий не в меньшей степени, чем слепой лишен зрения.

    Совет

    Сказать-то он может что угодно, а что пользы в этом? Да ведь и сейчас многие из этих несчастных заявят совершенно уверенно о том, что довольны своей жизнью, что жизнь их даже прекрасна! Лицо его может при этом нести на себе неизгладимый отпечаток жалости к себе или ненависти, разложения от скуки и презрения к окружающим, но он будет твердить, что вполне счастлив. Жена, избиваемая мужем, может внушать себе, что она счастлива, так как ее муж еще не из самых плохих. Ребенок внушает себе, что его жизнь прекрасна просто потому, что слепо следует правилу говорить и думать о своей семье только в положительных, хвалебных тонах, да и другой жизни он не знает или знает едва, так что совсем несложно такому человеку с кастрированным жизненным опытом внушить всё, что угодно, особенно если подкреплять своё внушение вполне материальными угрозами. А разве самообман – это редкое явление? Желание принять желаемое за действительное, чтобы утешиться – разве это редкость? Сколько матерей считают добрыми своих детей-подлецов? Сколько детей считают добрыми своих подлецов-родителей?

    Всё это составляет важную проблему медицины восприятий – проблему определения настоящего результата.

    Даже при самолечении эта проблема остается, так как на самом деле мало кто обладает мужеством самому себе говорить правду, и все те, кто оправдывает подлецов в силу родственных связей с ними, врут в этом вполне успешно самим себе, и сами верят в эту ложь так неистово, что возненавидят всякого, кто скажет им что-то поперек их веры.

    Лечить обычного человека, не умеющего, да и не хотящего различать своих восприятий – всё равно, что лечить животное или младенца – о результатах можно судить только по очень косвенным признакам.

    (Примечание: говоря о том, что нет четких критериев выздоровления, я не утверждаю то, что теперь вообще надо опустить руки. Нет четких критериев? Черт с ними – следуй нечетким, а там видно будет. Я, к примеру, так и делаю, и добился отличных результатов.)

    Источник: http://bodhi.name/ru/izlechenie-razlichayushhego-soznaniya/metod-prob-i-oshibok-problema-vyyavleniya-rezultata/

    Метод проб и ошибок

    ⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 31Следующая ⇒

    Принцип “проб, ошибок и случайного успеха” объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития.

    Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе путями.

    Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.

    Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, а проблемную ситуацию, т. е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями.

    Итак, связь “ситуация – реакция” в отличие от рефлекса:

    1) исходный пункт – проблемная ситуация;

    2) организм противостоит ей как целое;

    3) он активно действует в поисках выбора

    4) выучивается путем упражнения

    Уотсон.

    Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти.

    Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (5), посредством которой индивид приспосабливается. Это совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, а также изменения желез, которые следуют в ответ на раздражитель.

    Таким образом, понятие поведения трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и выделение секрета железой, и сосудистую реакцию. В то же время это определение чрезвычайно узко, так как ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются как ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы.

    В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям.

    Обратите внимание

    Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

    Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами.

    Речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соеди няют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепен но у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а за тем он начинает произносить слово про себя.

    Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) есть не что иное, как мышление.

    Проблемы по Уотсону:

    «Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана»4.

    Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям:<\p>

    Виды реакций:

    1) наружные или видимые приобретённые (игра в теннис, двигательные навыки);

    2) внутренние или скрытые приобретённые (мышление – то есть внешняя речь в бихевиоризме);

    3) наружные или видимые наследственные (хватание, чихание, мигание, а также то, что обычно называют инстинкты и эмоции);

    4) внутренние или срытые наследственные (изменения реакции желёз)

    В результате в поведении выделяются реакции: наружные или видимые приобретенные (например, игра в теннис, открывание двери и т. п.

    двигательные навыки); внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя» речь); наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т. е.

    инстинкты и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций); внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии.

    Навык и научение:

    Важно

    Практически поведение является результатом обучения. Поэтому навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков.

    Развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период.

    Навык— это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке — это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом, чтобы произвести новую деятельность.

    Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Сначала преобладают случайные пробующие движения, много ошибочных и только некоторые — удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60 выстрелов идет быстро, затем медленнее.

    Наблюдаются периоды без усовершенствования — на кривой эти участки -называются «плато». Кривая оканчивается физиологическим пределом, свойственным индивиду.

    Удачные движения связываются с большими изменениями в организме, так что они лучше обслуживаются и физиологически « в силу этого имеют тенденцию закрепляться.

    Все наследственные реакции безусловными рефлексами, а приобретенные — условными.

    В бихевиоризме процесс образования навыков и научения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный.

    Существует и другой путь, в основе которого лежит управление процессом образования навыка: выделяется система условий, необходимых для действия, и организуется его выполнение с ориентировкой на эти условия.

    Уотсон утверждал, что можно управлять по заданной программе эмоциональным поведением.

    Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать.

    Опыт повторялся, и на третий-четвертый раз появление кролика даже в отдалении вызывало у большинства детей страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон пытался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику.

    Совет

    В этом случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды. В первый момент дети прекращали есть и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, оставаясь в конце комнаты, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался.

    После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе и ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку.

    Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, .и даже брали .его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.

    Вводится принцип обусловливания. Суть его. Безусловные рефлексы – это все наследуемые реакции. Условные рефлексы – это приобретённые реакции.

    Условие образования связи между ними – одновременность в действии условного и безусловного стимулов.

    ВАЖНО! Этим бихевиоризм отличается от школы Павлова, в которой не обязательно условие одновременности при выработки условного рефлекса.

    Критика Уотсона:

    Толмен: Если исключить из поведения его мотивационно-познавательные компоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность типа «человек строит дом», плавает, пишет письмо и т. п. Утверждение Дж. Уотсона о том, что бихевиорист интересуется поведением целого человека, никак не обеспечивается его механистически атомистической позицией и даже вступает в противоречие с ней, что он сам признавал.

    Читайте также:  Почему для человека важны не только победы, но и поражения?

    Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведенным до уровня физических раздражителей.

    Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно рефлекторную регуляцию эмоц онального поведения.

    Обратите внимание

    Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к ее новому варианту – необихевиоризму.

    Необихевиоризм

    Толмен

    Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен. Он показал, что экспериментальные наблюдения над поведением животных не соответствуют уотсоновскому молекулярному пониманию поведения по схеме стимул — реакция.

    Поведение, по Толмену, это молярный феномен, т. е.

    целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью, выражающейся в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями.

    Введение в характеристику поведения понятий цели (намерения), поля отражает позицию Толмена по отношению к другим направлениям в психологии: он признавал совместимость бихевиоризма с гештальтпсихологией, глубинной психологией.

    Убежденный в сложности детерминации поведения Толмен различал три разновидности его детерминант:<\p>

    – независимые переменные (первоначальные причины поведения): стимулы и исходное физиологическое состояние организма;

    – способности, т. е. видовые свойства организма;

    – вмешивающиеся внутренние переменные— намерения (цели) и познавательные процессы.

    ⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒

    Источник: https://mykonspekts.ru/2-39126.html

    Метод проб и ошибок | Мир Психологии

    Метод проб и ошибок (англ. trial-and-error learning) – форма научения, детально описанная в докторской диссертации Э. Торндайка (1898).

    Торндайк придавал доминирующее значение навыку, который, согласно его взглядам, образуется путем закрепления случайных двигательных и мыслительных актов, приводящих к достижению необходимых для живого существа результатов. Так, кошка, посаженная в т.н.

    проблемную клетку и лишенная пищи, начинает метаться по клетке, находит выход, выходит на свободу и получает пищу. При повторении опытов время, затрачиваемое животным на то, чтобы выйти из клетки, постепенно, хотя и с большими колебаниями, уменьшается.

    В конце концов животное открывает клетку сразу, что м. б. воспринято наблюдателем, не видевшим предшествующих опытов, как «догадка» животного.

    Важно

    Критики Метода проб и ошибок отмечали, что хаотические и нецелесообразные движения во время научения наблюдаются г. о. в ситуациях, когда проблема неадекватна уровню развития обследуемого (как животного, так и человека), чрезмерно трудна.

    При решении адекватной проблемы испытуемый прежде всего пытается применить прошлый опыт с учетом того нового, что содержится в проблеме. Тем не менее в процессе формирования новых форм поведения возникает экспериментальный поиск с последующей проверкой, предполагающей применение М. п. и о.

    в ограниченных пределах. (Ср. Теория поэтапного формирования умственных действий)

    Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

    Метод проб и ошибок – способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях. Метод проб и ошибок, широко используемый бихевиоризмом для объяснения научения как вероятностного процесса, получил распространение в психологии после работ Э.Л.

    Торндайка, согласно к-рым слепые пробы, ошибки и случайный успех, закрепляющий удачные пробы, определяют путь приобретения индивидуального опыта у животных и человека.

    Тем самым была выделена согласованность поведения со средой на вероятностной основе, что позволило при интерпретации категории действия выйти за пределы жесткой альтернативы: либо механистической, либо телеологической его трактовки. Гештальтпсихология подвергла М. п. и о.

    критике, противопоставив ему решение проблемы путем инсайта. Непродуктивность и теоретическая слабость такого противопоставления была показана И.П. Павловым.

    Свое значение Метод проб и ошибок сохранил лишь в узкой сфере искусственно создаваемых ситуаций; в частности, он вошел в состав конструктивных принципов кибернетических устройств.

    Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

    нет значения и толкования слова

    Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

    нет значения и толкования слова

    Оксфордский толковый словарь по психологии

    Научение путем проб и ошибок – научение, которое отличается пробами и ошибками в реагировании.

    Ход такого научения характеризуется постепенным устранением неэффективных реакций и усилением тех реакций, которые являются удовлетворительными.

    Торндайк в своих ранних рассуждениях по поводу окончания столетия, утверждал, что, этот процесс является главным при усвоении всех сложных действий, такая позиция сейчас полностью отвергнута.

    Противопоставляется инсайту и научению через наблюдение.

    предметная область термина

    Совет

    НАУЧЕНИЕ ПУТЕМ ПРОБ И ОШИБОК – принцип теории научения, первоначально сформулированный Эдвардом Торндайком. Этот принцип гласит, что реакции, не достигающие желаемого эффекта, постепенно затухают, а остальные реакции постепенно закрепляются.

    назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

    Источник: http://www.persev.ru/metod-prob-i-oshibok

    Долой метод проб и ошибок – Невероятно, но факт!

    Главная / Беседы об изобретательстве / Долой метод проб и ошибок

    — Как бы вы сегодня решали пресловутую задачу — во что бы то ни стало найти иголку в стоге сена?<\p>

    — Обычным и, по-моему, единственным путем: мучительно долго и мучительно скучно перебирать травку за травкой, пока не наткнешься на злополучную иголку.<\p>

    — Ошибаетесь.

    Есть и иные пути, более эффективные…<\p>

    Попробуем найти эти пути. Первое, что надо сделать, это использовать всю имеющуюся информацию о том, как попала иголка в стог сена.

    Случайно ли выпала из рук, брошена ли с размаху рукой человека, упала с вертолета, выпала из кармана спавшего в стоге… Эта информация позволит очертить наиболее вероятный участок стога, в котором находится иголка. Далее полезно установить хотя бы приблизительно размеры потерянной иглы.

    <\p>

    После этого можно поставить простой эксперимент: бросать того же типа иголку в стог и измерять глубину ее проскальзывания вниз. Бросив 20—30 раз, можно оценить наиболее вероятное ее погружение. Это позволит дополнительно уменьшить объем участка поиска.

    Как организовать сам поиск в очерченном, наиболее вероятном участке? Первое, что приходит в голову, это использование магнитных свойств иголки и полное безразличие сена к магнитным полям.

    «Беседы об изобретательстве», Н.Петрович

    Обилие вариантов

    Обилие вариантов — главный недостаток морфологического метода. Ведь при решении изобретательских задач в ящике могут оказаться сотни тысяч и миллионы вариантов.

    Попробуйте разберитесь в них, найдите наилучший! Далее, к сожалению, способ не дает возможности определить, все ли возможные параметры отложены на этих осях.

    Несмотря на недостатки, метод более эффективен, чем простой перебор вариантов. Здесь поиск…

    ЭВМ находит то, что было неизвестно человеку

    ЭВМ находит то, что было неизвестно человеку, то есть делает изобретение.

    Нельзя ли этот метод применить к более сложным устройствам, содержащим, скажем, десятки и более элементов? Принципиально можно, но с увеличением числа элементов объем вычислений и необходимый объем памяти катастрофически растет, и далее самые быстродействующие машины не могут использовать эту методику. Следовательно, нужен новый подход,…

    Группа обучаемая методике мозгового штурма

    Обратите внимание

    Группа, обучаемая методике мозгового штурма, имеет возможность накопить большой опыт, овладеть творческими приемами, что повышает эффективность ее.

    Процесс обучения, как сказано в рекламном проспекте фирмы, состоит в неограниченной тренировке воображения и развитии способности объединять несовместимые элементы.

    Приступив к работе, обученная синектическая группа тщательно изучает «проблему, как она дана». На основе ее анализа и уточнения формулируется…

    Решение найдено

    Но вот машина закончила расчет. Решение найдено. И да и нет. Машина предложила целый ряд решений, удовлетворяющих требованиям. Тогда конструктор ужесточает требования.

    Например: снижает вес, повышает надежность или вводит новое требование, скажем, ограничивает габариты. Это сразу уменьшает число допустимых технических решений. Может быть и обратная картина.

    Множество оказалось пустым (нет ни одного решения). Тогда конструктор…

    Синектический сеанс

    Синектический сеанс напоминает сеанс мозгового штурма, но он проводится более подготовленными и более тренированными специалистами. Тут также возникает цепная реакция идей, которая может принести неожиданное решение задачи.

    Ход заседания обязательно записывается на магнитофон для последующего анализа. — Несколько практических методик изобретательства разработано в Советском Союзе.

    Наиболее широкое распространение получила методика АРИЗ — Алгоритм решения изобретательских…

    Алгоритм изобретения

    Важно

    Если же говорить о решении сложных творческих задач, то число возможных вариантов сплошь и рядом настолько велико, что изобретателю и жизни может не хватить на то, чтобы рассмотреть их все. Даже самые быстродействующие ЭВМ не могут перебрать и сравнить все варианты решения многих задач. Разработка и совершенствование АРИЗ проводились более трех-десятилетий, при этом шел поиск…

    АРИЗ указывает последовательность шагов

    АРИЗ указывает последовательность шагов для определения идеальной машины или идеального конечного результата. При этом психологически очень важно заранее не загадывать, возможно ли достичь идеально го результата и каким путем.

    Далее, рекомендует АРИЗ, принципиально важно выявить технические противоречия в решаемой задаче всякое изобретение можно рассматривать как разрешение некоторого технического противоречия.

    Эта особенность изобретений была вскрыта еще…

    Принципы

    Изобретатель Ю. Чинов имел девять авторских свидетельств, но после освоения АРИЗ он получил еще три десятка их. Выявление и анализ технических противоречий стало одним из основных методов его работы. Об этом прекрасно говорит даже название его книги «Надо крутить и нельзя крутить». Имеются в виду препятствия на пути увеличения производительности машин для скручивания телефонных кабелей,…

    Принцип «обратить вред в пользу»

    Принцип «обратить вред в пользу» наглядно иллюстрирует такой пример. Еще в двадцатых годах известный советский ученый П. Вологдин пытался использовать токи высокой частоты для нагрева металла.

    Однако опыты показали, что металл прогревается лишь с поверхности. Токи высокой частоты никак не удавалось «загнать» в глубь заготовки, и опыты прекратили.

    Впоследствии этот «отрицательный эффект» был использован для…

    Принцип «самообслуживания»

    Принципом «самообслуживания» назван изобретательский прием, при применении которого объект частично или полностью сам себя обслуживает.

    Так, выдано авторское свидетельство на способ сооружения оросительных каналов из сборных элементов, при котором транспортировка их осуществляется по самому каналу.

    Совет

    Для этого после монтажа участка канала его торцы закрывают временными диафрагмами, заполняют водой и последующие элементы сплавляют по этому участку…

    Источник: https://www.poznovatelno.ru/talk/doloy_metod_prob_i_oshibok/

    Ссылка на основную публикацию