Образ главной героини из рассказа «матренин двор»

«Матренин двор» главные герои

Тема праведников в литературе не нова, и всё же в рассказе Солженицына она раскрыта особенно правдиво. Главные герои “Матрёнин двор” простые крестьяне, жизнь которых не похожа на сказку, описание деревенского быта – может повергнуть в шок современного читателя.

Чего стоит в произведении картина раздела имущества живой и здоровой женщины: родственники торопят её расстаться с земными благами, как бы намекая, что она задержалась на этом свете. Главная героиня – человек огромной духовной силы: смерть детей, неудавшийся брак, одинокая старость – ничего из этого не сломило женщину.

Анализ рассказа позволяет увидеть правдивую, далёкую от морали и красоты, картину жизни и мировоззрения простого деревенского народа.

Это автобиографичный образ. Автор возвращается из мест, в которых задержался… Его никто не ждёт, поэтому решено остановится в средней полосе России. Ему хочется поработать учителем где-нибудь в глубинке, и несмотря на его прошлое, каким-то чудом, его отправляют в глухую деревню. Образ рассказчика очень прост, чем и интересен: он спокойный, терпеливый, неприхотливый, мудрый человек. Умеет слушать и видеть то, что не говорят вслух, замечает важные вещи. Он рассмотрел в Матрёне Васильевне человека глубокого, душевного, сильного своей простотой. Именно он отмечает, что грехов у неё поменьше, чем у хромой кошки (ведь она ест мышей!). После смерти Матрёны жилец понимает, что она была праведницей, несмотря на замечания родни, плохо отзывающейся об ушедшей родственнице и её образе жизни.
Простая женщина из маленькой деревеньки. Все шестеро детей Матрёны умерли в младенчестве. Её муж не вернулся с войны, спустя много лет она перестаёт его ждать и привыкает к одиночеству. Жизнь крестьянки насыщена делами и заботами, она очень глубокий, чистый человек. Её быт строится на народном календаре, поверьях. Не лишена Матрёна Васильевна чувства прекрасного, ей чуждо современное искусство, но услышав по радио романсы Глинки, женщина прослезилась. Свой особый взгляд у хозяйки дома на жизнь, политику, работу. Она никого не осуждает, много молчит, радуется каждому дню.
Высокий крепкий старик, его не тронула седина, несмотря на возраст. Брат Матрёниного мужа. Он собирался жениться на Матрёне, но пропав на войне, несколько лет добирался домой. Матрёна была вынуждена выйти замуж за его брата. Фаддей вернулся живым, нашёл женщину с именем Матрёна и женился на ней. Он уговаривает Матрёну разобрать часть дома, что в итоге привело к её смерти. Несмотря на трагедию, приходит делить имущество в день похорон.
Дочь Фаддея, которую “выпросила” Матрона у супругов, чтобы воспитать её, как родную. Кира любит вторую маму, передаёт ей продукты, помогает время от времени. Но Кирина спешка с разделом дома приводит к трагедии.
Такие же корыстные люди, как и другие родственники. Были у сестры всего один раз за год, приходили ругаться, когда она отдала часть дома молодым.

В произведении “Матрёнин двор” герои раскрывают свою натуру в полную силу именно в переломный момент, когда случается несчастье. Даже рассказчик Игнатьич начинает по-настоящему понимать Матрону только после её смерти.

Характеристика героев у Солженицына состоит из массы мелких деталей, поступков и нечаянно сказанных слов. В этом особенность писателя, он искусный мастер художественного слова.

В списке произведений автора о русской душе этот рассказ, пожалуй, самый пронзительный и яркий.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/matrenin-dvor/glavnye-geroi-harakteristika.html

Матрена в рассказе “Матренин двор” Солженицына: образ и характеристика, описание внешности и характера, портрет

Матрена. Рассказ “Матренин двор”.
Художник В. Бритвин

Матрена в рассказе “Матренин двор” Солженицына является главной героиней произведения.

 
В этой статье представлен цитатный портрет, образ и характеристика Матрены в рассказе “Матренин двор”, описание внешности и характера героини.

Смотрите: Все материалы по рассказу “Матренин двор”

Полное имя героини – Матрена Васильевна Григорьева:

“…Так и поселился я у Матрены Васильевны…”
“…Товарищ Григорьева? Надо будет помочь колхозу!..”

Возраст Матрены – около 60 лет:

“…жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти…”

Матрена – простая деревенская женщина:

“…Мне просто хотелось в среднюю полосу — без жары, с лиственным рокотом леса…”
“…накрытая неопределенным темным тряпьем, таким бесценным в жизни рабочего человека…”

Матрена – одинокая вдова: 

“…по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать…” “…Была она одинокая кругом…” “…живет она одна и никто ей не помогает…” “…мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны…”

Матрена живет в деревне Тальново где-то в средней полосе России:

“…И я попросил мою новую знакомую отвести меня после базара в Тальново и подыскать избу, где бы стать мне квартирантом…”

Внешность Матрены:

“…кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее…”
“…Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены…”
“…от морщин, от будничного небрежного наряда…”
“…обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала…”
“…Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица…”
“…Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой…”
“…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…” (о лице Матрены)
“…разъясняла Матрена, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе…”
“…Заказала себе Матрена скатать новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто из ношеной железнодорожной шинели Деревенский портной-горбун подложил под сукно ваты, и такое славное пальто получилось, какого за шесть десятков лет Матрена не нашивала…” (Матрена шьет новое пальто, когда наконец получает пенсию)
“…Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах…”

Матрена – больная женщина. У нее случаются приступы какой-то болезни: 
“…врывалась временами тяжелая немочь, Матрена валилась и сутки-двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти Сама Матрена не пила, не ела и не просила ничего…”
“…она была больна, но не считалась инвалидом…” “…недуг налетал на нее не каждый месяц, но, налетев, — …держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею…”

Матрена – бедная женщина. Только к концу жизни у нее появляется пенсия: 

“…с тех пор, как стала сильно болеть — и из колхоза ее отпустили…” “…год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало…” “…Всё же к той зиме жизнь Матрены наладилась как никогда. Стали-таки платить ей рублей восемьдесят пенсии. Еще сто с лишком получала она от школы и от меня…”

Матрена живет в старом скромном доме: 

“…Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша…”

Матрена – сердечная и простая женщина:
“…И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала…”

Матрена – общительная женщина:
“…схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный…”

Матрена – праведная душа:

“…Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша…”

Матрена – безгрешная душа: 
“…Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та — мышей душила…”

Матрена – деликатная, воспитанная женщина:

“…Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?..”

Матрена – совестливый человек. Она в ладах со своей совестью:

“…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…”

Матрена не гонится за деньгами и имуществом:

“…за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила…”
“…Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…”
“…Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…”

“…она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…”

Матрена – вежливая женщина: 
“…тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь…”
“…Мне почти не слышались ее утренние хлопоты…”

Матрена – доброжелательная женщина: 

“…И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках…”

Матрена – нежадная женщина: 

“…избу бы не жалко, живите…”
“…Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда…”

Матрена – отзывчивая женщина. Она помогает людям бесплатно:

“…глупая, помогала чужим людям бесплатно…”
“…по-глупому работающая на других бесплатно…”
“…Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила:
— Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать.
И Матрена не могла отказать…”

Матрена – независтливая женщина:

“…еще говорила без тени зависти:
— Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!..”

Матрена – бескорыстная женщина. Она не берет денег за свою помощь:

“…— Что ж, платили вы ей? — приходилось мне потом спрашивать.
— Не берет она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь…”

Матрена – трудолюбивая женщина. Труд помогает ей забыть о бедах:

“…Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес…”
“…Спина у меня никогда не заживает. Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда…”

Матрена встает рано – в 4-5 утра:

“…Матрена вставала в четыре-пять утра…”

Матрена держит кошку, которую подобрала из жалости: 

“…Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы…”
“…Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась…”

Матрена любит комнатные цветы – фикусы: 

“…оттесняя от света любимые Матренины фикусы…”
“…была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой…”
“…И вот всю толпу фикусов, которых Матрена так любила…”

Матрена держит козу: 

“…ходила доить козу (все животы ее были — одна эта грязно-белая криворогая коза)..” “…раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы…”

У Матрены есть огород, где она выращивает картошку:

“…Крупной же картошки огород ее песчаный, с довоенных лет не удобренный и всегда засаживаемый картошкой, картошкой и картошкой, — крупной не давал…” “…Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовало за забором…”

Матрена всегда чем-то занята:

“…я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят…”

Матрена – верующая, но суеверная женщина:

“…Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия Сколько жил я у нее — никогда не видал ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!» Может быть, она и молилась, но не показно…”

Матрена боится пожаров, молний и поездов:

“…Но отнюдь не была Матрена бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то — поезда…”

Матрене нравятся романсы Глинки, но не нравятся песни Шаляпина:
“…Передавали как-то концерт из романсов Глинки. И вдруг после пятка камерных романсов Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах:
— А вот это — по-нашему… — прошептала она…”

У Матрены есть близкая подруга Маша:
“…В такие дни Маша, близкая подруга Матрены с самых молодых годков, приходила обихаживать козу да топить печь…”
“…ее полувековая подруга, единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне…”

У Матрены есть три родные сестры:

“…с тремя Матрениными родными сестрами, звавшими Матрену как старшую — лёлька или нянька…”
Это был цитатный образ и характеристика Матрены в рассказе “Матренин двор” Солженицына, цитатный портрет, описание внешности и характера героини.

Читайте также:  Анализ стихотворения иосифа бродского «комната»

Смотрите: Все материалы по рассказу “Матренин двор”

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/02/Matrena-Matrenin-dvor-Solzhenicyn-obraz-harakteristika.html

Образ главной героини в рассказе «Матренин двор»

Образ главной героини в рассказе «Матренин двор».

 Повествование в рассказе «Матренин двор» ведется от первого лица, очень неспешно и несколько напоминает зарисовку с натуры, то есть кар­тину жизни людей в данном населенном пункте.

Но уже в самом начале рассказчик указывает на 40, что какое-то событие, из-за которого, по его словам, замедляют ход проезжающие поезда, имело место. Он буквально интригует читателя, говоря таким образом о важности происшедшего.

Характерно, что указано место и время событий; следовательно, писатель не претендовал на выдумку. Но в общую ткань повествования вклиниваются факты из прошлого — воспоминания рассказчика и Мат­рены Васильевны. Они уносят читателя на несколько десятков лет на­зад.

Обратите внимание

Биографические факты рассказчика малочисленны и нужны авто­ру, по всей видимости, лишь для того, чтобы подчеркнуть уникальность и красоту Матрениного двора, ведь именно о такой жизни мечтал рас­сказчик — бывший лагерник, по всей видимости. О Матрене же узнает­ся многое: о ее юности, замужестве, о ее родных.

Все это нужно для глу­бокой трактовки кульминации рассказа, к чему и стремится автор.

Так как повествование ведется от лица рассказчика, то основная ха­рактеристика всем героям дается через его восприятие. Главных героев всего двое.

Матрену мы видим глазами рассказчика, он описывает не­большое количество деталей ее портрета, из которых, впрочем, можно сделать вывод, что она — типичная деревенская пожилая женщина. Об этом говорит и обстановка ее дома. Вся имеющаяся в ее доме живность — это хромая кошка, коза и тьма тараканов.

Но и это все создает вокруг нее атмосферу тепла, доброты, неспешности. Рассказчика привлекает ее речь — доверчивая, чистосердечная, с обилием устаревших или непра­вильно произносимых слов.

Речь же рассказчика выдает скорее усталость, перенесенные тяготы жизни. О портрете его, конечно, говорить нельзя, но, понятно, что он мужчина немолодой. По тому, что он предпочитает слушать, а не расска­зывать о себе, видна привычка держать язык за зубами. Кстати, и Мат­рена не отличается болтливостью: как бы ни интересовались ее посто­яльцем окружающие, она не разносчица сплетен.

С Солженицына, как считается, началась «деревенская проза» — подробное изображение быта, нравов, обычаев и, главное, представите­лей деревни. Сделав своей героиней «старинную старуху» (по В.

Распу­тину), Солженицын таким образом обратился к идее единства, общно­сти, что так часто в русской литературе показывается именно на примере деревни и ее жителей.

Одна из идей его повести — то, что деревня явля­ется последним источником «живой» души, чистой и бескорыстной, как Матрена, помогающая всем: будь то соседка, которая просит помочь с картошкой, или колхоз, сзывающий всех на уборку безвозмездно.

Важно

Мат­рена является также носителем такой идеи, как чувство родины, родно­го места и любви к нему. Потому-то ей так тяжело отдавать пристрой­ку: пусть даже родным людям, но все же часть своей жизни, как бы часть себя вместе с ней придется оторвать от сердца.

Эта идея переплетается с идеей неуклонной деградации, происходя­щей в деревне, ее жители становятся все более жестокими, жадными, теряют элементарные представления о нравственности: нанятый для перевозки тракторист поленился съездить дважды и решил увезти все за один присест.

Из-за этой лености и происходит трагедия.

Но и тут, ког­да, в принципе, стоило остановиться и хорошенько задуматься о произо­шедшем и его причинах, волна жадности захлестывает родных сестер Матрены: они начинают делить ее имущество, еще не успев ее похоро­нить, даже над гробом делая искусственно-скорбные лица.

Читая рассказ, читатель окунается в мир истинно русского, добро­го, теплого, и создается ощущение, что изображенное Солженицыным бесконечно ему дорого, он скорбит о том, что это все уходит. Это свет­лое чувство сродни тому, какое навевают «Записки охотника» И.С.

Тур­генева, и это сравнение, несомненно, добавляет колорита главной геро­ине, обогащает ее образ. У Солженицына присутствует и персонаж, яв­ляющийся носителем идеи народного духа — идеи, сходной с той, которую пропагандировал Л.Н. Толстой в «Войне и мире».

По мнению обоих авторов, народ является единственным островком патриотизма и своеобразной самобытной культуры.

Солженицын показывает в своем произведении, что несмотря на все увеличивающийся хаос, но неуклонное отмирание старого, все же суще­ствуют на свете «праведники» вроде Матрены, а значит не все потеря­но.

Произведение мрачное и в какой-то степени даже трагичное, «пра­ведница» Матрена погибает и остается только жадность, ни капли не раскаивающаяся в том, что не считает нужным хотя бы почтить память покойницы. Однако, как ни странно, по прочтении мы чувствуем пе­чаль, но скорее светлую, чем тяжелую.

Совет

Мы радуемся тому, что еще встре­чаются такие искренне добрые люди, с которыми можно, подобно рас­сказчику, отдохнуть, залечить свои застаревшие душевные раны, ни о чем не беспокоясь, не боясь, что покой будет нарушен.

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-glavnoj-geroini-v-rasskaze-matrenin-dvor/

Образ главной героини в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”

| Печать |

Рассказ А. И.Солженицына “Матрёнин двор” затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. “Матрёнин двор” написан целиком о простой русской женщине. Несмотря на множество не связанных с ней событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа.

В центре внимания Солженицына, простая деревенская женщина – Матрена Васильевна, живущая в нищете и проработавшая всю жизнь в совхозе. Матрена вышла замуж еще до революции и с первого же дня принялась за домашние хлопоты.

Наша героиня – одинокая женщина, потерявшая своего мужа на фронте и похоронившая шестерых детей. Матрена жила одна в огромном доме. “Строено все было давно и добротно, для большой семьи, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти”.

Центральная тема в этом произведении — тема родного дома и очага.

Матрена, несмотря на все тяготы повседневной жизни, не утратила способности откликаться на чужую беду душой и сердцем.

Она является хранительницей очага, но это ее единственная миссия, которая приобретает масштабность и философскую глубину.

Матрена все же не идеальна, советская идеология проникает в жизнь, в дом героини (признаки этой идеологии – плакат на стене и вечно не умолкающее радио).

Мы знакомимся с женщиной, пережившей очень многое в жизни и даже не удостоившейся заслуженной пенсии: “Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века отработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то есть за утерю кормильца”. Такая несправедливость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для своей страны, не ценится в государстве, его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь заслужила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и осталась без пенсии. Эта нелепость законов скорее вгонит в гроб человека, чем обеспечит его материальное положение.

Обратите внимание

Главная героиня не имеет кроме козы никакого скота: “Все животы ее были – одна грязно-белая коза”. Ела она в основном одну картошку: “По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун – мне, один – себе, один – козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо”.

Хорошей жизни не видно, когда людей засасывает болото бедности. Жизнь очень не справедлива к Матрене. Бюрократический аппарат, который работает не для человека, вместе с государством совсем не интересуется, как живут такие люди, как Матрена. Перечеркнут лозунг “Все для человека”. Богатство больше не принадлежит людям, народ – крепостные у государства.

И, на мой взгляд, именно эти проблемы затрагивает Солженицын в своем рассказе.

Образ Матрены Васильевны – воплощение лучших черт русской крестьянки. У нее непростая трагическая судьба. Ее “дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый”. Все в деревне решили, что в ней — порча.

Матрена не знает счастья в личной жизни, но она вся не для себя, а для людей. Десять лет, работая бесплатно, женщина воспитывала Киру, как родную, вместо своих детей. Помогая ей во всем, никому не отказывая в помощи, нравственно она гораздо выше своих корыстных родственников.

Жизнь нелегкая, “густая заботами”, — Солженицын не прячет этого ни в одной детали.

Я считаю, что Матрена – жертва событий и обстоятельств. Нравственная чистота, бескорыстие, трудолюбие – черты, привлекающие нас к образу простой русской женщины, потерявшей в своей жизни все и не ожесточившейся. В преклонном возрасте, больная, она лечит душевные и физические недуги свои.

Труд составляет счастье, цель, ради которой она живет. И все же, если внимательно приглядеться к образу жизни Матрены, то можно увидеть, что Матрена — рабыня труда, а не хозяйка.

Потому-то односельчане, а больше всего родственники, бессовестно эксплуатировали ее, она же покорно несла свой тяжкий крест. Матрена, по замыслу автора, — идеал русской женщины, первооснова всего бытия.

“Все мы, — заканчивает свое повествование о жизни Матрены Солженицын, — жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

Важно

Похожие сочинения: Русская деревня. (“Матренин двор” А. Солженицына) Женские образы в творчестве А. И.Солженицына Рассказ Александра Исаевича Солженицына “Матренин двор” Еще сочинения:
“Матренин двор” Солженицына. Проблема одиночества среди людей Рекомендуем:

Комплексный анализ произведения “Матренин двор” А. И. Солженицына Рассказ Солженицына “Один день Ивана Денисовича”

архипелаги” а. и. солженицына”>Следующая страница

Источник: https://www.school-essays.info/obraz-glavnoj-geroini-v-rasskaze-a-i-solzhenicyna-matrenin-dvor/

Сочинения на тему Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» по литературе

В центре произведения А.И. Солженицына «Матренин двор» простая деревенская женщина – Матрена Васильевна, которая проработала всю жизнь в совхозе и прожила в нищете.

Замуж героиня вышла еще до революции. С первого дня супружеской жизни она принялась за домашние хлопоты. Но на долю женщины выпало много страданий: она потеряла своего мужа на фронте и похоронила шестерых детей.

Матрена была одинокой, жила сама в большом доме: «Строено все было давно и добротно, для большой семьи, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». Несмотря на все тяготы повседневной жизни, Матрена не утратила души и сердца.

Она всегда откликалась на чужую беду и старалась помочь. Женщина является хранительницей очага.

Главная героиня пережила в жизни многое и даже не удостоилась заслуженной пенсии: «Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века отработала в колхозе, но потому, что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то есть за утерю кормильца». В то время во всех уголках России царила несправедливость. Тогда человек, который своими руками делал добро для своей страны, не ценился в государстве, кроме того, его всячески пытались втоптать в грязь. Матрена заслужила пенсию за свой тяжкий труд, но ее ей не дают, так как она в колхозе получала палочки, а не деньги. Чтобы добиться пенсии за своего мужа, героиня потратила много сил и времени. Она очень долго и мучительно собирала все бумаги, но все было напрасно – денег так и не удалось получить.

У главной героини не было большого хозяйства, только коза. Ела женщина в основном одну картошку. Хорошего в ее жизни было мало. Образ Матрены Васильевны – это воплощение лучших качеств русской крестьянки.

У нее трагическая судьба. Ее дети умирали, не доживая и до трех месяцев. Все в деревне тогда решили, что на ней порча. В личной жизни счастья она не знала.

Проработала десять лет бесплатно, всегда помогала всем, думала не о себе, а о людях.

Совет

Я считаю, что Матрена является жертвой событий и обстоятельств того времени. Простая русская женщина привлекает своей бескорыстностью, трудолюбием и большой душой. Она жила ради того, чтобы работать, приносить пользу колхозу, но в итоге все начали бессовестно эксплуатировать ее. Главная героиня по задумке автора – это воплощение идеала русской женщины. 

Читайте также:  Можно ли идти к цели любым путём?
<\p>

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/464

Солженицын «Матрёнин двор» – образ главной героини – Русская историческая библиотека

В образе Матрены [см. полный текст, краткое содержание и анализ рассказа «Матренин двор»] воплощены некие общие черты, искони присущие русской крестьянке. Справедливо отмечалось ее сходство с тургеневской Лукерьей из рассказа «Живые мощи»[1], с праведниками Лескова[2].

Можно бы и расширить литературную родословную солженицынской героини. Так, многое роднит ее с Платоном Каратаевым.

Та же беспредельная доброжелательность к людям, те же незлобивость, простодушие, мудрое сердце, привычка к труду, певучая образная речь. Светлые грани народной души, столь любовно отраженные Толстым в его герое, горят-переливаются и в Матрене.

Есть даже нечто общее в их внешнем облике: вспомним ее «круглое» лицо (эпитет этот повторяется не раз), ее «лучезарную добрую» улыбку.

Александр Солженицын. Матренин Двор. Читает автор

Матрену, однако, не назовешь безропотной страдалицей. Она ощущает несправедливость, царящую вокруг. «Притесняют меня, Игнатич», – жалуется она своему постояльцу.

Кассиров, не хотевших продавать билеты на поезд, называет «паразитами несочувственными»; тех, кто ловит баб, ворующих торф, – врагами. Но говоря о них, Матрена улыбается. И именно эта улыбка характерна: злобы нет в ее душе.

Ей просто присущи здравый смысл, интуитивное неприятие нелепых порядков.

Эти черты отчетливо проявляются в неподцензурной редакции «Матренина двора»[3]. Вот, например, как изменился рассказ Матрены о работе в колхозе: «А только ни к столбу, ни к перилу у них работа: станут бабы, об лопаты опершись, и ждут, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать /…

/ По мне работать – так чтоб звуку не было…» (журнальный текст). В подлинной редакции эти слова Матрены выглядят совсем иначе: «Станешь, об лопату опершись, и ждешь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать /…/ Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было…»[4].

Обратите внимание

Героиня Солженицына остро ощущает разницу между нынешней и доколхозной жизнью и сердится на кого-то неведомого: «Как лошадей не стало, так чего на себе не припрешь, того и в дому нет. Спина у меня никогда не заживает». [См. статью Деревня в «Матренином дворе».]

В окончательном тексте рассказа восстановлены штрихи, свидетельствующие об отношении Матрены и к другим явлениям советской действительности.

«В тот год повелось по две – по три иностранных делегации в неделю принимать, провожать и возить по многим городам, собирая митинги /… / Матрена хмурилась, неодобрительно вздыхала: “Ездят-ездят, чего-нибудь наездят” /…

/ Еще в тот год обещали искусственные спутники Земли. Матрена качала головой с печи: “Ой-ой-ойиньки, чего-нибудь изменят, зиму или лето”».

Темная тальновская крестьянка чует какое-то неблагополучие вокруг. «Но лоб ее недолго оставался омраченным», – отмечает автор. И свой крест несет она тихо, спокойно, мужественно. Сохранять душевное равновесие помогает Матрене работа.

Ей присуща не только удивительная духовная сила, но и физическая. «Все мешки мои были», – вспоминает она о том, как работала в молодости.

И хотя она вовсе не отличается бесстрашием (боится пожара, молнии, поезда), в ней живет отважная, решительная душа.

Как о чем-то вполне заурядном, рассказывает Матрена про «стихового коня»: «Раз с испугу сани понес в озеро, мужики отскакивали, а я, правда, за узду схватила, остановила».

В другой раз, когда загорелась ночью изба, Матрена не растерялась и кинулась спасать свои любимые фикусы.

Как не вспомнить тут с детства знакомые строки Некрасова:

Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет…

Но рядом с некрасовскими возникают в памяти и слова Наума Коржавина – об извечно печальной судьбе русской женщины:

А кони все скачут и скачут,
А избы горят и горят…

Важно

В этих, казалось бы, удивительно простых словах заключена столь же глубокая скорбь, как и в рассказе Солженицына. «Матренин двор» – плач по праведнику, без которого не стоит село, но который в своем родном селе обречен на одиночество и гибель.

Отрывок из книги М. Шнеерсон «Александр Солженицын. Очерки творчества».

[1] Е. Траубер. «Матренин двор» Солженицына и «Живые мощи» Тургенева. «Грани», № 55, 1964.

[2] Л. Ржевский. Творец и подвиг. Цит. изд., с. 70-71. См. также: Р. Плетнев. Со всей искренностью. «Новое русское слово», 27 апр., 1969; М. Залуцкая. Матрена и ее двор. «Новое русское слово», 28 сент. 1969; Елена Костич. Две стороны идеи. «Новое русское слово», 19 марта 1969 г.

[3] В «Новом мире» был напечатан «облегченный» текст рассказа. Изначальный авторский текст впервые восстановлен в зарубежных изданиях (ИМКА-пресс, 1973; «Посев», 1976).

[4] «Новый мир», № 1, 1963, с. 49.

Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/5161-solzhenitsyn-matrjonin-dvor-obraz-glavnoj-geroini

«Матренин двор»: главные герои рассказа А. Солженицына

Меню статьи:

Это произведение – второе в списке опубликованных автором, главным диссидентом Александром Солженицыным. «Матренин двор», главные герои которого будут охарактеризованы ниже, имеет любопытную историю публикации.

Название, под которым вышел рассказ, – не «родное» для творения писателя. Изначально Солженицын дал произведению наименование «Не стоит село без праведника», но редакция не пропустила текст в печать: цензура.

Что такое «деревенская литература»?

Диссидент, литературовед и критик Андрей Синявский назвал «Матренин двор» произведением, лежащем в основе явления, названного впоследствии «деревенской литературой». Поэтому стоит дать и краткую характеристику, дефиницию того, что такое «деревенская литература».

Дорогие читатели! Предлагаем проследить за жизнью Матрены в рассказе А. Солженицына “Матренин двор”

Это литературное направление в России, которое родилось в 1950-х годах и было популярно вплоть до 1980-х годов. «Деревенская литература» отличалась вниманием к ценностям традиционного уклада жизни, быту деревни, обычаям села. Частые темы этого направления следующие: драма раскулачивания, осмысление опыта формирования и функционирования колхозов, последствия коллективизации…
<\p>

«Матренин двор» и ключевые персонажи рассказа

Предыстория

Солженицын написал это произведение, пребывая в Крыму, куда писателя пригласили друзья. Рассказ автор закончил довольно быстро: работа над текстом продолжалась с августа по декабрь. Когда Солженицын обратился к Александру Твардовскому с просьбой об издании рассказа, тот сначала отказал: редактор журнала «Новый мир» был уверен, что цензура не пропустит текст.

Однако сохранилось множество положительных откликов на «Матренин двор». Например, Лидия Чуковская (редактор и поэтесса) даже писала, что «вторая вещь» известного диссидента понравилась ей куда больше, чем первая. Чуковская огорчалась, что второй текст писателя могут не пропустить в печать.

Тогда Твардовский предложил поработать над сменой названия рассказа. Позже, после утверждения редакционной комиссией произведения, Солженицын с юмором отметил, что с названиями в «Новом мире» ему постоянно не везет.

Итак, это была предыстория появления на свет «второй вещи» Александра Солженицына. Прежде чем перейти к характеристике главных героев «Матрениного двора», следует сказать несколько слов о сюжете произведения.
<\p>

Сюжетная карта рассказа Солженицына

Рассказ начинается словами, что в 1956 году на некой железнодорожной станции (в русской глубинке) оказывается пассажир: мужчина только что приехал. Часто читатели замечают, что мужчина, появившийся на станции, похож на писателя – прежде всего, витками биографии.

Герой, о котором идет речь, как и Солженицын, побывал в ссылке, прошел лагеря. Теперь мужчина, уставший от жизни, хочет осесть в российской глухой деревушке, чтобы быть подальше от цивилизации. Устраиваясь на работу, мужчина переживает унижение: вся его биография прощупывается до мелочей. Отсюда читатель узнает о его непростой судьбе и испытаниях, выпавших на долю персонажа.

Умненькие вы наши! Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием повести “Один день Ивана Денисовича”, которую написал Александр Солженицын

Совет

Изначально рассказчик желает работать учителем: ему приглянулось село с красивым названием Высокое Поле. Но деревня испытывала серьезные проблемы с пропитанием: доставка продуктов осуществлялась из более крупного центра. Это огорчило нашего героя. И он продолжил поиски подходящего места дальше. В конце концов судьба приводит мужчину в село, именованное Тальновым.

Рассказчик находит жилье у некой Матрены. Женщина вечерами иногда говорит с постояльцем о жизни, рассказывает о себе. Впрочем, Матрена не считает, что ее рассказы интересны интеллигентному жильцу. Вокруг событий жизни Матрены и оборачивается дальше рассказ… Читатель понимает – после этого краткого обзора, – отчего редакция дала рассказу такое название.
<\p>

Теперь – непосредственно об основных героях рассказа «Матренин двор»

Люди, которых писатель, помещает на сцену – не великие личности. Это «малые» люди, которые живут незаметной жизнью, которая, впрочем, не менее трагична, чем судьба полководцев, ученых и художников.

Герои «Матрениного двора» – крестьяне, тяжелая жизнь которых и представляется глазу читателя на страницах рассказа. Солженицын обращается к теме праведников, и в этом писатель не оригинален.

Но оригинальность произведения определяется не темой, не сюжетом, но формой, особенностью литературного языка и изложения, атмосферой, в которую погружается читатель.
<\p>

Рассказчик

Здесь можно выделить несколько центральных героев: первый из них – это рассказчик по имени Игнатьич.

Неслучайно читатель заприметил схожесть между персонажем и автором. Игнатьич – творение автобиографическое. Герой, как и писатель, возвращается из ссылки: из мест, где он засиделся, задержался. Он понимает: его нигде не ждут и возвращаться ему некуда. Все старое и былое кануло в Лету, а значит – правильно выбрать новое место, чтобы начать новую жизнь.

Мужчина выбирает одно из сел, находящихся в российской глуши. Игнатьичу посчастливилось: с таким прошлым, как у рассказчика, чудо, что ему удалось осуществить мечту и уехать в деревню для работы учителем.

Персонаж описывается просто: писатель наделяет героя чертами спокойствия, терпения и принятия судьбы, непритязательности и мудрости. Это человек, много повидавший, а поэтому спокойно воспринимающий события. Это наблюдатель, созерцатель. Слушатель. Рассказчик показывает себя благодарным слушателем другой центральной героини рассказа – Матрены.

В хозяйке жилья, где рассказчик остановился, Игнатьич видит женщину простую и сильную. Матрена Васильевна в глазах мужчины предстает человеком исключительной душевности и глубины. Матрена – праведница, ведь даже кошка имеет большее количество грехов. Кошка поедает мышей.
<\p>

Матрена Васильевна

Женщина прожила тяжелую жизнь. Сразу скажем: в конце Матрена умирает. Хозяйка дома, где остановился рассказчик, последует за детьми, ведь все они умерли в раннем детстве.

Родственники отзывались о Матрене не слишком лестно, и больше интересовались имуществом, оставшимся после покойницы, чем самой умершей.

Рассказчик осознает: Матрена – истинная праведница, а слова родни не имеют значения.

Обратите внимание

Супруг женщины не вернулся с войны: долгое время Матрена ждала, что тот придет, но муж так и не пришел. Женщина со временем прекратила ожидание. По ее словам, мужа Матрена любила по-своему, ведь тот относился к супруге хорошо, не поднимал на жену руку. Другие мужчины в деревне часто избивали жен, а потому Матрена ценила супруга за его нежное отношение к ней.

Муж Матрены любил жену, но женщина относилась к супругу скорее с благодарностью, чем с любовью: она готовилась стать женой старшего брата пропавшего мужа – Фаддея. Но Фаддей тоже пропал, не вернувшись с фронта. Поэтому Матрена вышла замуж (из-за давления родни) за брата суженого – Ефима.

Однако жизнь иногда поворачивается к людям неожиданными сторонами: с фронта внезапно возвращается Фаддей. В ярости, тот чуть было не убил Матрену и Ефима, но остановился, ведь Ефим – его младший брат.

Фаддей испытывал к Матрене сильные чувства: в жены мужчина выбирает девушку тоже с именем Матрена. Девушка родила Фаддею шестеро детей, а у Ефима все дети умерли, не прожив и трех месяцев. Жена Ефима решила, что испорчена. Поэтому Матрена берет на воспитание одну из дочерей Фаддея. Девочка (Кира) воспитывается в семье Ефима десятилетие, а потом уезжает, выйдя замуж.

Матрена никогда не жила «для себя». Постоянно жертвуя собой – ради колхоза, детей, мужа, родственников и соседей – женщина не знала, что такое забота о себе.

Работа Матрены была тяжелой, «мужицкой», но помощь женщина просить не привыкла. Кроме силы физической, рассказчик отмечает в героине силу внутреннюю. Матрена принадлежит к когорте женщин, которые могут «остановить коня на скаку и войти в горящую избу».

Но Матрена – не неотесанная крестьянка. Героиня – простая, но тонко чувствующая мир женщина. Она плачет, когда слышит музыку Глинки, проявляет мудрость в молчании и немногословии. Женщина также имеет собственные взгляды на мир, жизнь, политическое и экономическое развитие общества.
<\p>

Читайте также:  Образ пиковой дамы в повести а.с. пушкина

Роль праведника

Характеристика Матрены ведет нас к необходимости упомянуть идею праведности. Солженицын, словами рассказчика, делает вывод, что на праведниках, жертвующих собой, отдающих себя другим, и стоит Россия.
<\p>

Судьба праведника и гибель Матрены

Матрена любит Киру – девочку, которую воспитала. Погибает женщина глупой смертью: героиня надрывается в попытке перевезти через рельсы свою избу (точнее часть дома), чтобы помочь Кире.
<\p>

Фаддей

Обозленный на Матрену – невесту, по случайности доставшуюся младшему брату, – мужчина. Фаддей испытывает к Матрене страсть, которая перерождается в жестокость. Гибель героини связана с желанием Фаддея взять завещанное дочери – Кире – имущество до того, как умрет Матрена. Женщина, стараясь привезти часть дома девушке, получает увечье и умирает.

Примечательно, что на похоронах Матрены родня женщины плакала из вежливости и традиции, но не от искренности. Родственники тоже ждут раздела имущества. А Фаддей не посещает и поминки бывшей невесты.

Фаддей описан как стойкий, крепкий мужчина. На нем не сказался возраст.

Это – характеристика центральных героев рассказа «Матренин двор». Но есть также и второстепенные фигуры.
<\p>

Персонажи второго плана

Кира

Не имея собственных детей (ведь все новорожденные умерли в младенческие годы), Матрена, несчастная женщина, просит у Фаддея и его супруги отдать ей девочку – на воспитание. Кира – это приемная дочь главной героини.

Кира искренне относится к приемной матери, а та часто передает девочке подарки, продукты, а также завещает дочери часть имущества.
<\p>

Матренина сестра

Пример родственницы, которую интересует лишь наследство.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/aleksandr-solzhenicyn/matrenin-dvor-glavnye-geroi.html

Образ главной героини в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”

Повествование в рассказе “Матренин двор” ведется от первого лица, очень неспешно и несколько напоминает зарисовку с натуры, то есть картину жизни людей в данном населенном пункте. Но уже в самом начале рассказчик указывает на то, что какое-то событие, из-за которого, по его словам, замедляют ход проезжающие поезда, имело место.

Он буквально интригует читателя, говоря таким образом о важности происшедшего. Характерно, что указано место и время событий; следовательно, писатель не претендовал на выдумку. Но в общую ткань повествования вклиниваются факты из прошлого – воспоминания рассказчика и Матрены Васильевны. Они уносят читателя на несколько десятков лет назад.

Биографические факты рассказчика малочисленны и нужны автору, по всей видимости, лишь для того, чтобы подчеркнуть уникальность и красоту Матрениного двора, ведь именно о такой жизни мечтал рассказчик – бывший лагерник, по всей видимости. О Матрене же узнается многое: о ее юности, замужестве, о ее родных.

Все это нужно для глубокой трактовки кульминации рассказа, к чему и стремится автор.<\p>

Важно

Так как повествование ведется от лица рассказчика, то основная характеристика всем героям дается через его восприятие. Главных героев всего двое.

Матрену мы видим глазами рассказчика, он описывает небольшое количество деталей ее портрета, из которых, впрочем, можно сделать вывод, что она – типичная деревенская пожилая женщина. Об этом говорит и обстановка ее дома. Вся имеющаяся в ее доме живность – это хромая кошка, коза и тьма тараканов. Но и это все создает вокруг нее атмосферу тепла, доброты, неспешности.

Рассказчика привлекает ее речь – доверчивая, чистосердечная, с обилием устаревших или неправильно произносимых слов.<\p> Речь же рассказчика выдает скорее усталость, перенесенные тяготы жизни. О портрете его, конечно, говорить нельзя, но, понятно, что он мужчина немолодой.

По тому, что он предпочитает слушать, а не рассказывать о себе, видна привычка держать язык за зубами. Кстати, и Матрена не отличается болтливостью: как бы ни интересовались ее постояльцем окружающие, она не разносчица сплетен. С Солженицына, как считается, началась “деревенская проза” – подробное изображение быта, нравов, обычаев и, главное, представителей деревни.

Сделав своей героиней “старинную старуху” (по В. Распутину), Солженицын таким образом обратился к идее единства, общности, что так часто в русской литературе показывается именно на примере деревни и ее жителей.

Одна из идей его повести – то, что деревня является последним источником “живой” души, чистой и бескорыстной, как Матрена, помогающая всем: будь то соседка, которая просит помочь с картошкой, или колхоз, сзывающий всех на уборку безвозмездно. Матрена является также носителем такой идеи, как чувство родины, родного места и любви к нему.

Потому-то ей так тяжело отдавать пристройку: пусть даже родным людям, но все же часть своей жизни, как бы часть себя вместе с ней придется оторвать от сердца.

Эта идея переплетается с идеей неуклонной деградации, происходящей в деревне, ее жители становятся все более жестокими, жадными, теряют элементарные представления о нравственности: нанятый для перевозки тракторист поленился съездить дважды и решил увезти все за один присест. Из-за этой лености и происходит трагедия.

Но и тут, когда, в принципе, стоило остановиться и хорошенько задуматься о произошедшем и его причинах, волна жадности захлестывает родных сестер Матрены: они начинают делить ее имущество, еще не успев ее похоронить, даже над гробом делая искусственно-скорбные лица.

Совет

Читая рассказ, читатель окунается в мир истинно русского, доброго, теплого, и создается ощущение, что изображенное Солженицыным бесконечно ему дорого, он скорбит о том, что это все уходит. Это светлое чувство сродни тому, какое навевают “Записки охотника” И. С. Тургенева, и это сравнение, несомненно, добавляет колорита главной героине, обогащает ее образ.

У Солженицына присутствует и персонаж, являющийся носителем идеи народного духа – идеи, сходной с той, которую пропагандировал Л. Н. Толстой в “Войне и мире”. По мнению обоих авторов, народ является единственным островком патриотизма и своеобразной самобытной культуры.

Солженицын показывает в своем произведении, что несмотря на все увеличивающийся хаос, но неуклонное отмирание старого, все же существуют на свете “праведники” вроде Матрены, а значит не все потеряно. Произведение мрачное и в какой-то степени даже трагичное, “праведница” Матрена погибает и остается только жадность, ни капли не раскаивающаяся в том, что не считает нужным хотя бы почтить память покойницы. Однако, как ни странно, по прочтении мы чувствуем печаль, но скорее светлую, чем тяжелую. Мы радуемся тому, что еще встречаются такие искренне добрые люди, с которыми можно, подобно рассказчику, отдохнуть, залечить свои застаревшие душевные раны, ни о чем не беспокоясь, не боясь, что покой будет нарушен.

(No Ratings Yet)
Loading…

Максим гоголь біографія.

Ви зараз читаєте: Образ главной героини в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”« Леонід Кисельов – додомуТвір на тему: Земля у творах українських письменників »

Источник: https://ukr-lit.com/obraz-glavnoj-geroini-v-rasskaze-a-i-solzhenicyna-matrenin-dvor/

«Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

«Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»<\p>

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы И.А. Мельникова<\p>

Март, 2017 год<\p>

Об авторе<\p>

«Спрашивают: «Откуда вы черпали жизненные силы , какая вера вела вас по жизни?» Я верил в то, что я служу России. И: что я делаю – поможет русской истории. И это давало мне постоянный заряд.<\p>

Еще и – любовь к литературе. Это давало мне пружину, постоянную пружину, которая меня двигала. Мне не нужно было никогда, я не помню случая за все годы моей жизни…чтобы я себя принуждал к работе, которую делаю. Мне принуждения не надо, и я не нуждаюсь в отдыхе. Просто всегда работаю, постоянно. Я думаю, что в этом сила».<\p>

«Не стоит село без праведника…»<\p>

По рассказу А.И.Солженицына<\p>

«Матрёнин<\p>

двор»<\p>

Как вы понимаете значение слова “праведник”?<\p>

1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью.<\p>

2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.<\p>

(по словарю С.И. Ожегова)<\p>

Эпиграф<\p>

«И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа».<\p>

А. И. Солженицын .<\p>

Главный вопрос урока:<\p>

заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше.<\p>

жизнь русской деревни 50-х годов ХХ века<\p>

Работа с текстом<\p>

  • Главная героиня рассказа – крестьянка Матрёна. В переводе с латинского языка «Матрёна» обозначает – мать. Героиня несёт в себе спасительное начало.

Образ Матрёны<\p>

  • Интерьер как способ создания характера.

Заполнение таблицы<\p>

Изба<\p>

Изгнила щепа, посерели бревна, Просторная, дом темноватый, серый, изгнивающий<\p>

Фикусы<\p>

Заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой<\p>

Кошка<\p>

Колченогая, немолода, подобранная из жалости<\p>

Мыши<\p>

Нагло шуршали, редкое быстрое шуршание<\p>

Тараканы<\p>

Кишели по ночам. Слитный, единый непрерывный, как шум океана, шорох, в нем не было ничего злого, не было лжи<\p>

Коза<\p>

Грязно-белая<\p>

Образ Матрёны<\p>

Портрет как способ создания характера.<\p>

Ничего, по сути, не имея, эта женщина умеет многое отдавать.<\p>

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».<\p>

Образ Матрёны<\p>

Речь как способ создания характера.<\p>

«Не умемши, не варёмши – как утрафишь?»<\p>

«А завтрак вам приспе-ел».<\p>

Картовь или суп картонный<\p>

«На чём? На своём на добром?»<\p>

«Ну, а к ужоткому, что вам приготовить?»<\p>

Речь Матрёны носит истинно народный характер.<\p>

Смысл повседневного существования Матрёны<\p>

«Мне почти не слышались её утренние хлопоты».<\p>

«… на каждый день у неё приходилось и какое-нибудь другое немалое дело…<\p>

«Общение» с Богом (отношение к православной вере)<\p>

  • «Не сказать, однако, чтобы Матрёна верила как-то истово».
  • «Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та – мышей душила…»

Отношение окружающих к героине<\p>

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрёне на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжёлая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.<\p>

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо.<\p>

Настоящая жизнь Матрёны<\p>

Что было в её жизни?<\p>

Чего не было в её жизни?<\p>

Настоящее Матрёны<\p>

Что было в её жизни?<\p>

Чего не было в её жизни?<\p>

Страшная болезнь<\p>

Пенсии<\p>

Одиночество<\p>

Семьи<\p>

Тяготы жизни<\p>

Помощи родственников<\p>

Несправедливое отношение общества<\p>

Понимания односельчанами<\p>

Хлопоты с пенсией<\p>

Бедность<\p>

Убогость<\p>

Приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину<\p>

«Разочтя, я понял, что чёрный настойчивый этот старик – родной брат мужа её, без вести пропавшего».<\p>

Фаддей Миронович<\p>

Что пришлось испытать Матрёне в прошлом?<\p>

счастье<\p>

горе<\p>

Любовь к Фаддею<\p>

Разбитая любовь<\p>

Здоровье, сила<\p>

Потерянное в колхозе здоровье<\p>

Смелость «коня на скаку остановит»<\p>

Замужество без любви, муж пропал на войне<\p>

Замужество, рождение детей<\p>

Смерть шестерых детей<\p>

Воспитание Киры<\p>

Горькая обида на колхоз, который оставил её без поддержки<\p>

Завещание Матрёны<\p>

Причины гибели Матрёны<\p>

Гибель дома предрешила и смерть Матрёны.<\p>

С её гибелью разорвалась тонкая ниточка, соединявшая Матрёну – праведницу с другими жителями деревни.<\p>

Уроки нравственности<\p>

“Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.<\p>

(Д.И. Фонвизин)<\p>

«И отпущено каждому живущему только:<\p>

свой труд – и своя душа».<\p>

А. И. Солженицын.<\p>

Прав ли Солженицын, назвав Матрёну праведником?<\p>

  • Праведник – это человек с чистой совестью и душой. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)
  • Праведник – праведно живущий; во всём по закону Божьему поступающий, безгрешник. (С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
  • Праведник (у верующих)

– человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов.<\p>

-человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.<\p>

Выводы<\p>

Нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем.<\p>

Смысл человеческого существования – в доброте, бескорыстии и том сиянии, которое человек может излучать, освещая судьбы других людей.<\p>

Задание<\p>

Напишите эссе на тему «Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?»<\p>

А.И.Солженицын<\p>

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/obraz-praviednitsy-v-rasskazie-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor-1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]