Краткое содержание рассказа «дом с мезонином» (а. п. чехов)

Дом с мезонином

Рассказчик (повествование идёт от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин «вставал очень рано, ходил в поддёвке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия». Рассказчик — художник, но летом так обленился, что почти ничего не писал.

«Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь». Так он забрёл в незнакомую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна «постарше, тонкая, бледная, очень красивая» и вторая — «молоденькая — ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами». Оба лица почему-то показались давно знакомыми.

Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон.

Вскоре в имении Белокурова появилась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая. Она приехала с подписным листом просить деньги для крестьян-погорельцев. Подписавшись в листе, рассказчик был приглашён в гости посмотреть, по выражению девушки, «как живут почитатели его таланта».

Белокуров рассказал, что ее зовут Лидией Волчаниновой, живёт она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника.

Обратите внимание

Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, Лида работала учительницей, получая двадцать пять рублей в месяц.

Продолжение после рекламы:

В один из праздников они поехали к Волчаниновым. Мать и дочери были дома. «Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи».

Лида рассказывала Белокурову, что председатель управы Балаган «все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет». «Молодёжь должна составить из себя сильную партию, — сказала она, — но вы видите, какая у нас молодёжь.

Стыдно, Петр Петрович!» Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так «мисс», свою гувернантку) казалась совсем ребёнком. Во время обеда Белокуров, жестикулируя, опрокинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказчика, казалось, не заметил этого.

Когда они возвращались, Белокуров сказал: «Хорошее воспитание не в том, что не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. 

Рассказчик стал бывать у Волчаниновых. Ему понравилась Мисюсь, она тоже симпатизировала ему. «Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке 

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она провожала его до ворот усадьбы. Она ответила ему взаимностью, но тут же побежала все рассказать матери и сестре. «Мы не имеем тайн друг от друга…

» Когда на следующий день он пришёл к Волчаниновым, Лида сухо объявила, что Екатерина Павловна с Женей уехала к тёте, в Пензенскую губернию, чтобы затем, вероятно, отправиться за границу. По дороге обратно его нагнал мальчишка с запиской от Мисюсь: «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами…

Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!» Больше он не видел Волчаниновых. Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Белокурова, и тот сообщил, что Лида по-прежнему живёт в Шелковке и учит детей.

Важно

Ей удалось сплотить возле себя «сильную партию» из молодых людей, и на последних земских выборах они «прокатили» Балагина. «Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где».

Постепенно рассказчик начинает забывать про «дом с мезонином», про Волчаниновых, и только в минуты одиночества он вспоминает о них и: «…мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?»

Источник: https://briefly.ru/chehov/dom_s_mezoninom/

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова

Молодой художник гостил у своего друга. Рисовать ему не хотелось. Чтобы как-то скоротать время, он целый день бродил и любовался округой. Как-то гуляя, он попал в чужую усадьбу.

В старом заброшенном парке он прогулялся по липовой аллее, а потом вышел к помещичьему дому. У ворот он увидел двух девушек. Они были молодые, красивые, и оставили в душе художника приятные воспоминания.

Ему очень захотелось познакомиться с ними.

Вечером друг рассказал, что в той старинной усадьбе живёт семья Волчаниновых: мать с двумя дочерьми. Старшая дочь Лида работала учительницей в деревенской школе и очень гордилась, что живёт на свои заработанные деньги.

Прошло несколько дней, и друзья поехали в соседнюю усадьбу знакомиться. Из всех членов семьи художнику больше всех понравилась младшая дочь, Женя. Мать и старшая сестра относились к ней, как к ребёнку. У неё даже прозвище было – Мисюсь.

Так она обращалась в детстве к своей гувернантке. Вместе с Женей художник рассматривал фотографии, гулял по саду, играл в крокет.

У него появилось чувство, что он знает эту семью очень давно, так приятно было с ними просто пить чай и разговаривать.

С тех пор художник часто приходил в эту усадьбу. Его принимали радушно, особенно Женя. У художника с девушкой было много общего. Жили они беззаботно, много читали, гуляли, собирали грибы, катались на лодке по реке. Вместе им было интересно, даже просто молчать.

Такой образ жизни художника не нравился старшей сестре Лиде. Она не высказывала вслух своего мнения о нём. Но по лицу её было видно, что она его презирала, считая бездельником.

Сама Лида была занята с утра до вечера: лечила крестьян, работала в школе, ездила с какими-то прошениями в уезд. Мать с младшей сестрой гордились ею и никогда не вмешивались в её жизнь. Женя не могла понять, почему два таких хороших человека не могут понять друг друга.

Совет

Художник пытался объяснить девушке, что нельзя помогать людям и, в то же время, не любить и презирать их.

В одну из таких встреч художник признался Жене в любви, и девушка ответила взаимностью. Но предупредила о том, что расскажет об этом матери и сестре. Когда на следующий день художник пришёл делать официальное предложение, в доме его встретила Лида. Она сообщила, что мать с сестрой уехали к тёте в Пензу, а потом поедут за границу.

Когда художник возвращался в усадьбу друга, его догнал мальчик с запиской. В ней Женя сообщала, что сестра против этого брака, и потребовала, чтобы они уехали.

Художник вернулся в Петербург и больше никогда не встречался с этой семьёй. Но в минуты одиночества и грусти ему вспоминался дом с мезонином и свет в его окошках.

Рассказ учит не быть пассивным, отстаивать своё мнение и бороться за свои чувства до конца.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/anton-pavlovich-chekhov/dom-s-mezoninom-kratko

Краткое содержание Чехов Дом с мезонином для читательского дневника

Произведение А.П. Чехова «Дом с мезонином» посвящено несостоявшейся любви молодого художника и провинциальной чистой девушки по имени Женя. Молодой человек не понравился ее старшей сестре, Лиде, так как не оценил ее общественной деятельности в земстве, и она заставила их расстаться.

Много лет спустя художник узнал о том, что старшая девушка продолжает жить в поместье и заниматься просветительской деятельностью среди крестьян, а Женя уехала из родительского дома и живет неизвестно, где. Главный герой рассказа всю жизнь с тоской вспоминает Женю и тревожится за ее судьбу.

Основной идеей рассказа является то, что есть разряд людей, которые считают себя правыми во всем. Они гордятся тем, что всегда поступают так, как положено, и считают себя просвещенными и передовыми. При этом они не подозревают, что способны покалечить и растоптать чужую жизнь.

Читать Краткое содержание рассказа Дом с мезонином Чехова

Рассказ А.П. Чехова начинается с того, что молодой перспективный художник приехал летом в деревню на этюды. В деревне он случайно видит двух очень красивых девушек. Они сестры. Старшую сестру зовут Лидия. Она в семье занимает главное положение, потому что у нее очень сильный характер и очень твердые убеждения.

Младшую сестру зовут Женя. В семье к ней относятся как к ребенку и называют детским прозвищем «Мисюсь». Так она называла свою гувернантку-англичанку еще в детстве, когда не могла выговорить слово «мисс». Мисюсь и художник сблизились и полюбили друг друга. Ему льстило то восхищение, с которым Мисюсь относилась к его картинам, это заставляло его верить в то, что он очень талантлив.

Понравился молодой художник и матери Лиды и Жени, Екатерине Павловне. Они подолгу разговаривали о живописи. Единственный человек, с кем он не нашел общего языка в этой семье, была Лида. Несмотря на то, что семья Волчаниновых имела неплохие средства, Лида работала в земской школе учительницей, получала двадцать пять рублей и гордилась тем, что тратила на себя только эти деньги.

Обратите внимание

Кроме просвещения, Лида занималась и общественной деятельностью. Она пыталась влиять на местную политику, лечила крестьян и была убеждена, что художник обязан писать исключительно на народные темы, чтобы привлечь интерес общественности к нуждам и бедам крестьянства.

Главный герой не разделял убеждений Лиды. Между ними часто разгорались споры о том, нужно ли вообще заниматься крестьянскими нуждами, ведь, по его мнению, это еще больше порабощало этих забитых людей.

Лида сердилась на художника и за то, что он не хочет примкнуть к ее партии из местных молодых людей, чтобы лишить власти местного земского председателя, деятельность которого она считала неправильной.

Когда молодой человек и Мисюсь объяснились в любви, она сочла себя обязанной рассказать об этом матери и Лиде. Автор не повествует о том, какая сцена разыгралась в той семье. Он говорит лишь о том, как на следующий день художник пришел в дом к Волчаниновым и не застал там ни Жени, ни Екатерины Павловны.

Лида сухо объявила ему об отъезде матери и сестры. Было понятно, что инициатором их бегства была именно она. Позже молодой человек получил записку от Жени, где она писала, что не может противиться воли сестры, которая категорически требует от нее расстаться с художником.

Много лет спустя уже немолодой человек узнал о том, что Мисюсь уже не живет с матерью и сестрой, а Лида все продолжает учить и лечить в своем земстве, и что ей даже удалось свергнуть неугодного ей земского деятеля.

Данное произведение имеет весьма обширную проблематику. Читатель невольно задается вопросом о том, где та грань, которая разделяет ответственность за близких, и желание властвовать их судьбами. Лида, много делая для людей, сочла, что имеет право распоряжаться их жизнями.

Актуален и вопрос о том, что представляет собой интеллигентный человек. В начале сюжета художник проливает соус за столом.

Его радует тот факт, что никто не обратил на это внимание, и он считает именно это признаком интеллигентности.

А позже молодому человеку еще предстоит убедиться в том, что интеллигентность не в манерах и вежливости, а в уважительном отношении к чужому мнению, чужой позиции, чужой жизни.

Данной произведение не потеряло своей значимости и по сей день, так как оно говорит о вечных человеческих ценностях.

Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/dom-s-mezoninom

Дом с мезонином — рассказ А.П.Чехова. Краткое содержание. Пересказ — Библиотека для детей

Герой рассказа, художник-пейзажист, гостил в имении молодого помещика Белокурова. Подолгу прогуливаясь по окрестностям, он однажды вечером забрёл на незнакомую помещичью усадьбу.

Посреди неё стоял белый господский дом с мезонином (небольшой надстройкой над средней частью).

У ворот двора художник мельком увидел двух красивых молодых барышен: одну, постарше, со строгим и настойчивым выражением лица, а вторую, совсем молоденькую, лет 17-18-ти, наивную и конфузливую.

Важно

Старшая из девушек вскоре приехала на коляске в имение Белокурова. С весьма серьёзным и деловитым видом она стала рассказывать, что занимается общественным делом – собирает пожертвования в помощь крестьянам-погорельцам соседнего села. Получив лепту, она пригласила Белокурова и художника бывать в своём доме.

Когда девушка уехала, Белокуров рассказал: её зовут Лидия Волчанинова, она, её мать и младшая сестра живут в той самой усадьбе с мезонином. Семья очень богата, ибо умерший отец девушек имел высокий чиновный ранг.

Однако Лидия, личность весьма «прогрессивная» и деятельная, добровольно работает учительницей в земской школе, получает там 25 рублей в месяц и горда тем, что живёт лишь на эти деньги.

Через несколько дней Белокуров и художник отправились в дом с мезонином и были приняты там очень хорошо.

Мать семейства, Екатерина Павловна, уже пожилая, больная женщина, имела ласковый характер, но заметно подчинялась влиянию волевой старшей дочери.

Младшая дочь, Женя, которую родные, как маленькую, называли Мисюсь, потому что в детстве она называла так мисс (свою гувернантку), сразу вызывала симпатию добротой и юной непосредственностью.

Чехов «Дом с мезонином», глава 2

Художник часто стал бывать в доме с мезонином. Сестры относились к нему по-разному. Энергичная Лида днем принимала больных, раздавала книжки, а вечером громко говорила о земстве, о школах. Художнику вся эта её кипучая деятельность казалось отчасти наигранной.

Екатерина Павловна тоже считала, что Лида впадает в крайность: ей давно пора подумать о самой себе, в 23 года она ещё не замужем, и рискует так и не увидеть жизнь за книжками и аптечками.

Но мать побаивалась строгой Лидии, которую считала выдающейся личностью, не решалась высказать ей эти свои затаённые мысли.

Совет

Лидия заметила, что художник относится к ней несколько иронически, и начала сама выказывать сильную неприязнь к нему, как к человеку праздному, чуждому «общественных интересов». Женя-Мисюсь была совсем другой. Девушка романтичная, любившая много читать в уединении, она с детским восхищением глядела на то, как художник писал деревенские пейзажи.

Между ними двумя завязалась горячая дружба. Они вместе ходили гулять и собирать грибы. Женя с подростковой непосредственностью рассказывала своему новому другу все деревенские новости и даже некоторые семейные секреты. К Лиде Мисюсь, как и мать, испытывала немое благоговение и тоже часто говорила, что её старшая сестра – замечательный человек.

Чехов «Дом с мезонином», глава 3

Раздражение вскоре довело Лидию до словесной перепалки с гостем. Раз она стала резко порицать художника за то, что тот лишь рисует пейзажи и ничего не делает для улучшения жизни народа. Тот возразил, что общественный вопрос его, напротив, очень волнует.

Читайте также:  Анализ стихотворения «я пришел к тебе с приветом…» (а. а. фет)

Но он предпочитает улучшать не материальное, а духовное бытие людей. Народ подавлен непосильным трудом, из-за которого некогда подумать о душе. Между тем, высшее призвание всякого человека – в постоянном искании правды и смысла жизни. Нужно облегчить ярмо низших классов.

Нужно, чтобы все городские и деревенские жители согласились поровну поделить между собою труд, который затрачивается человечеством на удовлетворение физических потребностей. Тогда на каждого, может, пришлось бы не более двух-трех часов в день, а всё остальное время можно было потратить на возвышение красоты жизни.

Нынешняя же деятельность «прогрессивных материалистов» почти бесполезна. Мужикам суют книжки с жалкими наставлениями и прибаутками, но вся эта грамотность позволяет читать только вывески на кабаках да изредка книжки, которых в деревне не понимают.

Медицинские пункты в сёлах примитивны, но и за книжки, и за фельдшеров крестьянам приходится дополнительно платить. От этого растёт объём их труда, который порождает больше болезней, чем излечивают фельдшера.

https://www.youtube.com/watch?v=9vob5NO_SKg

Лида слушала художника недовольно, но возразить нашлась лишь обвинением, что «подобные вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие». Гость простился и пошёл домой.

Чехов «Дом с мезонином», глава 4

Было уже темно. Женя, ждавшая художника у ворот дома, пошла проводить его. По пути она сказала: ей кажется, что он прав в споре с Лидией.

Отойдя немного, Мисюсь стала прощаться. Художнику было грустно и жутко от мысли, что он останется один. Простая и искренняя Женя давно уже нравилась ему, и теперь он обнял ее и стал осыпать поцелуями ее лицо, плечи, руки.

Мисюсь обняла его, но потом осторожно освободилась. Сказав, что у них с матерью и сестрой нет секретов друг от друга, и она должна будет рассказать им о происшедшем, Женя побежала домой. Постояв немного в раздумье, художник пошёл назад к дому с мезонином. В окнах горел свет, а в мезонине слышался разговор…

Обратите внимание

На другой день художник вновь пришёл к Волчаниновым. Ни Мисюсь, ни её мать не вышли к нему навстречу. Было тихо, лишь из одной комнаты раздавался голос Лиды, читавшей деревенским детям басню «Ворона и лисица».

Услышав шаги, она вышла и сухо сообщила: Мисюсь с матерью уехали в Пензенскую губернию, а потом, вероятно, поедут за границу. Когда художник побрёл обратно, его нагнал деревенский мальчишка и подал записку от Жени: «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами. Я была бы не в силах огорчить ее неповиновением. Простите меня. Я и мама горько плачем!»

Больше он уже никогда не видел Мисюсь, узнав лишь, что в доме с мезонином она больше не живёт. Однако в минуты, когда художника томило одиночество, он всегда вспоминал юную Женю – и ему казалось: она тоже где-то вспоминает его, и они когда-нибудь встретятся…

Краткое содержание других рассказов Чехова
Полный текст рассказов Чехова

Источник: https://skazkii.ru/archives/19780

Краткое содержание Дом с мезонином Чехов

Рассказчик (повествование идет от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин “вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия”. Рассказчик – художник, но летом так обленился, что почти ничего не писал.

“Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь”. Так он забрел в незнакомую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна “постарше, тонкая, бледная, очень красивая” и вторая – “молоденькая – ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше – тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами”. Оба лица почему-то показались давно знакомыми.

Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон.

Вскоре в имении Белокурова появилась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая. Она приехала с подписным листом просить деньги для крестьян-погорельцев. Подписавшись в листе, рассказчик был приглашен в гости посмотреть, по выражению девушки, “как живут почитатели еготаланта”.

Белокуров рассказал, что ее зовут Лидией Волчаниновой, живет она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника.

Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, Лида работала учительницей, получая двадцать пять рублей в месяц.

В один из праздников они поехали к Волчаниновым. Мать и дочери были дома. “Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи”.

Лида рассказывала Белокурову, что председатель управы Балаган “все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет”. “Молодежь должна составить из себя сильную партию, – сказала она, – но вы видите, какая у нас молодежь.

Стыдно, Петр Петрович!” Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так “мисс”, свою гувернантку) казалась совсем ребенком. Во время обеда Белокуров, жестикулируя, опрокинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказчика, казалось, не заметил этого.

Важно

Когда они возвращались, Белокуров сказал: “Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. Да, прекрасная, интеллигентная семья…”

Рассказчик стал бывать у Волчаниновых. Ему понравилась Мисюсь, она тоже симпатизировала ему. “Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке Или я писал этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением”. Его особенно привлекало то, что в глазах юной провинциалки он выглядел талантливым художником, знаменитой личностью. Лида невзлюбила его.

Она презирала праздность и считала себя трудовым человеком. Ей не нравились его пейзажи потому, что в них не показывались народные нужды. В свою очередь Лида не понравилась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благотворительная работа с крестьянами не только не приносит пользы, но и вредна.

“Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину”. Лидин авторитет был непререкаем.

Мать и сестра уважали, но и боялись ее, взявшей на себя “мужское” руководство семьей.

Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она провожала его до ворот усадьбы. Она ответила ему взаимностью, но тут же побежала все рассказать матери и сестре.

“Мы не имеем тайн друг от друга…” Когда на следующий день он пришел к Волчаниновым, Лида сухо объявила, что Екатерина Павловна с Женей уехала к тете, в Пензенскую губернию, чтобы затем, вероятно, отправиться за границу.

По дороге обратно его нагнал мальчишка с запиской от Мисюсь: “Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами… Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!” Больше он не видел Волчаниновых.

Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Белокурова, и тот сообщил, что Лида по-прежнему живет в Шелковке и учит детей. Ей удалось сплотить возле себя “сильную партию” из молодых людей, и на последних земских выборах они “прокатили” Балагина.

“Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где”. Постепенно рассказчик начинает забывать про “дом с мезонином”, про Волчаниновых, и только в минуты одиночества он вспоминает о них и: “…мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?”

Вариант 2

Автор повествования, молодой художник, когда-то гостил в имении Белокурова. Когда он гулял по окрестностям, то дошел до какой-то усадьбы, где увидел двух девушек: одна из которых, что постарше, очень красивая и тонкая, а младшая – с большими глазами и такая же красивая, лет восемнадцати.

Вскоре Белокуров с рассказчиком были приглашены в гости, а перед этим Белокуров рассказал, что старшая девушка, Лидия Волчанинова, живет с матерью и младшей сестрой Женей. Отец их, бывший в чине тайного советника, уже умер. Лида работает учительницей.

На праздник они и отправились к Волчаниновым. Мать, стареющая женщина, с остатками былой красоты, говорила о живописи. Лида посвятила свой разговор проблеме с председателем управы Балаганом, раздавшем все сытные места в управе своим родным.

Женя казалась совсем ребенком. Белокуров случайно опрокинул соусницу, но никто за столом и виду не подал, что заметили это. Лишь по пути домой Белокуров отметил, что это благородные и воспитанные люди, раз не позволили себе делать замечания.

Рассказчик стал навещать Волчаниновых. Лида его невзлюбила из-за того, что он праздно проводит время, не показывает в своих картинах нужды народа. У него с ней как-то возник спор на тему улучшения жизни трудового народа. А Женя гуляла с ним, смотрела на то, как он рисует и проявляла к нему симпатию.

Художник делает признание полюбившейся Жене. Она тоже влюблена и бежит с сообщением своей матери и сестре, так как у них не было секретов.

А когда он на следующий день пришел к ним, то узнает от Лиды, что Женя с матерью уехали.

Совет

Получает записку от Жени со словами извинений за то, что она с матерью не в силах сопротивляться воле Лиде, которая против их отношений. Волчаниновых он больше не видел.

Прошло какое-то время и он в поезде встречает Белокурова, от которого узнает, что Лида так же учит детей, сплотила партию, которая противостоит Балагану. А про Женю ничего ему не было известно.

Рассказчик постепенно забывает про Волчаниновых и про тот дом с мезонином, в котором жила Женя.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-dom-s-mezoninom-chexov/

Краткое содержание “Дом с мезонином” Чехова А.П

I

«Это было шесть-семь лёт тому назад, когда я жил в одном из уездов Т-ой губернии, в имении помещика Белокурова, молодого человека, который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия.

Он жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме, в громадной зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на котором я спал, да еще стола, на котором я раскладывал пасьянс.

Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией».

Как-то, возвращаясь домой, главный герой забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Здесь, пройдя по старым аллеям, он дошел до белого дома с террасой и с мезонином. У белых каменных ворот, которые вели со двора в поле, у старинных крепких ворот со львами, стояли две девушки.

«Одна из них, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом, имела строгое выражение и на меня едва обратила внимание; другая же, совсем еще молоденькая — ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами, с удивлением посмотрела на меня, когда я проходил мимо, сказала что-то по-английски и сконфузилась, и мне показалось, что и эти два милых лица мне давно уже знакомы. И я вернулся домой с таким чувством, как будто видел хороший сон».Вскоре после этого, когда главный герой и Белокуров гуляли около дома, въехала во двор рессорная коляска, в которой сидела одна из тех девушек. Старшая из сестер приехала с подписным листом просить на погорельцев. После того как Оба подписались, она пригласила Петра Петровича и главного героя в гости.Когда она уехала, Петр Петрович сказал, что эта девушка из хорошей семьи. Ее имя — Лидия Волчанинова. Имение, в котором она живет с матерью и сестрой, называется Шелковкой. «Отец ее когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, лето и зиму, и Лидия была учительницей в земской школе у себя в Шелковке и получала двадвать пять рублей в месяц. Она тратила на себя только эти деньги и гордилась, что живет на собственный счет».Вскоре оба отправились в Шелковку. «Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же… больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи». «Лидия, или, как ее звали дома, Лида, говорила больше с Белокуровым, чем со мной. Серьезная, не улыбаясь, она спрашивала его, почему он не служит в земстве и почему до сих пор не был ни на одном земском собрании ».От Лидии герой узнал о том, что весь уезд находится в руках Бала-гина, председателя управы, и его родственников. Лидия считает, что с этим надо бороться, создать сильную молодежную партию.«Младшая сестра, Женя, пока говорили о земстве, молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь, потому что в детстве она называла так мисс, свою гувернантку. Все время она смотрела на меня с любопытством и, когда я осматривал в альбоме фотографии, объясняла мне: «Это дядя… Это крестный папа», — и водила пальчиком по портретам, и в это время по-детски касалась меня своим плечом, и я близко видел ее слабую, неразвитую грудь, тонкие плечи, косу и худенькое тело, туго стянутое поясом».

Возвращаясь домой, друзья говорили об этой «прекрасной, интеллигентной» семье. Главный герой же думал про Белокурова, что тот «тяжелый и ленивый малый».

IIГлавный герой часто стал бывать у Волчаниновых. Он привык к тому, что «Лида принимала больных, раздавала книжки и часто уходила в деревню с непокрытой головой, под зонтиком, а вечером громко говорила о земстве, о школах». Лида считала, что у них с главным героем нет общих интересов.

Читайте также:  Уроки мармеладова в романе достоевского «преступление и наказание»

«Она не любила меня за то, что я пейзажист и в своих картинах не изображаю народных нужд, и что я, как ей казалось, был равнодушен к тому, во что она так крепко верила».«А ее сестра, Мисюсь, не имела никаких забот и проводила свою жизнь в полной праздности, как я.

Вставши утром, она тотчас же бралась за книгу и читала, сидя на террасе в глубоком кресле, так что ножки ее едва касались земли, или пряталась с книгой в липовой аллее, или шла за ворота в поле.

Она читала целый день, с жадностью глядя в книгу, и только потому, что взгляд ее иногда становился усталым, ошеломленным и лицо сильно бледнело, можно было догадаться, как это чтение утомляло ее мозг». Она всегда была рада видеть главного героя.Однажды, собирая грибы, главный герой и Женя разговорились. Девушка спросила, почему они с Лидой все время спорят.

«Потому что она неправа», — ответил он. После все встретились на террасе. Герой отметил, что Екатерина Павловна и Женя обожали друг друга. И к людям они относились одинаково, «Екатерина Павловна также скоро привыкла и привязалась ко мне, и когда я не появлялся два-три дня, присылала узнать, здоров ли я.

На мои этюды она смотрела тоже с восхищением, и с такою же болтливостью и так же откровенно, как Мисюсь, рассказывала мне, что случилось, и часто поверяла мне свои домашние тайны».Все снова стали говорить о Лиде. Мать сказала, что ее старшей дочери пора подумать о себе. Замуж нужно.Возвращаясь домой, главный герой спросил у Белокурова, почему тот до сих пор не влюбился в одну из сестер.

Обратите внимание

Тот ответил, что любит другую — Любовь Ивановну, которая живет с ним вместе во флигеле. Это была очень полная, пухлая, важная дама. «Она была старше его лет на десять и управляла им строго, так что, отлучаясь из дому, он должен был спрашивать у нее позволения. Она часто рыдала мужским голосом, и тогда я посылал сказать ей, что если она не перестанет, то я съеду с квартиры; и она переставала».Главный герой предположил, что Лида может полюбить только земца, увлеченного так же, как она, больницами и школами. «А Мисюсь? Какая прелесть эта Мисюсь!»

III

В следующий раз главный герой и Лида снова заспорили. Теперь о том, нужен ли медицинский пункт в Малоземове. Лида уверяла, что если бы были такие пункты, то смертность бы уменьшилась. А главный герой на это отвечал, что такие люди «…

болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блекнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх.

Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своем образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за мушки и за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину».

Лида обиделась и сказала, что нельзя сидеть сложа руки, но и освободить людей от труда невозможно. Тогда главный герой предложил Лиде взять на себя долю их труда. После долгой перепалки он понял, что пора идти домой.

IV

«На дворе было тихо; деревня по ту сторону пруда уже спала, не было видно ни одного огонька, и только на пруде едва светились бледные отражения звезд. У ворот со львами стояла Женя неподвижно, поджидая меня, чтобы проводить». Это была грустная августовская ночь. Женя сказала, что считает главного героя правым в его убеждениях. Он был слишком раздражен, чтобы остаться одному. Главный герой попросил Женю задержаться.«Я любил Женю. Должно быть, я любил ее за то, что она встречала и провожала меня, за то, что смотрела на меня нежно и с восхищением. Как трогательно прекрасны были ее бледное лицо, тонкая шея, тонкие руки, ее слабость, праздность, ее книги. А ум? Я подозревал у нее недюжинный ум, меня восхищала широта ее воззрений, быть может, потому, что она мыслила иначе, чем строгая, красивая Лида, которая не любила меня. Я нравился Жене как художник, я Победил ее сердце своим талантом, и мне страстно хотелось писать только для нее, и я мечтал о ней, как о своей маленькой королеве, которая вместе со мною будет владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею, этою природой, чудесной, очаровательной, но среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным». В порыве чувств главный герой стал осыпать Женю поцелуями. Она убежала в дом. Долго молодой человек ждал ее возвращения, а потом отправился домой.На другой день после обеда главный герой снова пришел к Волчаниновым. Оказалось, что Екатерина Павловна с Женей уехали к тете, в Пензенскую губернию. А зимой, вероятно, они поедут за границу.«И я ушел из усадьбы тою же дорогой, какой пришел сюда в первый раз, только в обратном порядке: сначала со двора в сад, мимо дома, потом по липовой аллее… Тут догнал меня мальчишка и подал записку. «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами, — прочел я. — Я была бы не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!»Придя домой, главный герой уложился и вечером уехал в Петербург.Больше он уже не видел Волчаниновых. А через время, по дороге в Крым, он встретил в вагоне Белокурова. Стало известно, что имение свое он продал и купил другое, поменьше, на имя Любови Ивановны. Лида жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей, собрала около себя кружок симпатичных ей людей, которые составили из себя сильную партию и на последних земских выборах «прокатили» Балагина, державшего до того времени в своих руках весь уезд. Где теперь была Женя, никому не известно.«Я уже начинаю забывать про дом с мезонином, и лишь изредка, когда пишу или читаю, вдруг ни с того ни с сего припомнится мне то зеленый огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюбленный, возвращался домой и потирал руки от холода. А еще реже, в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся…

Мисюсь, где ты?»

Источник: https://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_Dom_s_mezoninom_Chehova_A_P

А. П. Чехов, “Дом с мезонином”: краткое содержание :

В 1896 году в журнале была опубликована пьеса “Дом с мезонином”, краткое содержание которой представлено ниже. В ней Антон Павлович выстраивает не только любовную линию, но и затрагивает проблему земств. Характеры героев пьесы были списаны Чеховым со своих знакомых. В этой пьесе писатель отразил свой жизненный опыт и впечатления.

История написания

Прежде чем начать описывать краткое содержание “Дом с мезонином”, нужно ознакомиться с историей создания этой пьесы. В записях Антона Павловича были найдены заметки, свидетельствующие о том, что сюжет произведения развивался постепенно. Основная сюжетная линия окончательно была сформирована к весне 1895 года.

В одном из своих писем Чехов отмечает, что работает над рассказом “Моя невеста”, в котором он сообщил, что его невесту звали Мисюсь, ее он сильно любил. Литературоведы так и не пришли к единому мнению: было ли это сказано про героиню “Дома с мезонином”, краткое содержание которого представлено ниже, или же речь шла о реально существовавшей женщине, которая была очень дорога Чехову.

Антон Павлович планировал отправить рукопись в печать еще в декабре, но все постоянно откладывалось. Сначала из-за того, что в процессе написания замысел пьесы стал более обширным. Потом у него гостило много людей. И лишь весной 1896 года пьеса была опубликована в журнале.

Действующие лица: “Дом с мезонином”

Главные герои – художник и две юные особы. От лица художника ведется повествование. Он рисует пейзажи, ведет довольно праздный образ жизни.

Лидия Волчанинова – девушка 23 лет. Работает учительницей в земской школе. Волевая личность, стремится улучшить жизнь крестьян.

Важно

Женя Волчанинова – младшая сестра Лидии. Наивная, непосредственная девушка. Восхищается пейзажами художника, благоговеет перед своей сестрой.

Екатерина Павловна – мать семейства, вдова. Любит своих дочерей, ласкова и заботлива. Подвержена влиянию старшей дочери.

Знакомство с Волчаниновыми

Продолжим рассматривать краткое содержание. “Дом с мезонином” начинается с того, что художник приезжает в гости к молодому помещику Белокурову.

Во время одной из своих окрестных прогулок он видит прекрасную усадьбу с мансардой (это небольшая пристройка над средней его частью).

Художник увидел двух милых барышень: одна была постарше, имела строгое и волевое выражение лица. Другой девушке было лет 17-18, и имела она немного сконфуженный вид.

Старшая барышня приехала к Белокурову. Она стала серьезно и по-деловому рассказывать о своей общественной деятельности.

Она занималась сбором пожертвований в помощь крестьянам-погорельцам, жившим в соседнем селе. Получив помощь, молодой хозяин рассказал своему гостю, что это была старшая из сестер Волчаниных, Лидия.

Она вместе со своей сестрой и матерью живет в том самом красивом доме с мансардой.

Семейство было богато, но Лидия была весьма незаурядной личностью. Она отличалась прогрессивными взглядами, энергичностью, по собственному желанию работала в земской школе, получала жалованье и гордилась тем, что жила на эти деньги.

Совет

Помещик и художник нанесли визит Волчаниновым. Их приняли там хорошо. озяйкой была Екатерина Павловна, уже пожилая женщина, заботливая, но под сильным влиянием старшей дочери. Меньшую звали Женя, но для всех родных она была Мисюсь.

Она сразу расположила к себе гостей своей непосредственностью и добротой.

Отношение сестер

Продолжим изучать краткое содержание. “Дом с мезонином” Чехова раскрывает характеры сестер Волчаниных. Главный герой стал частым гостем в имении сестер. Деятельная Лидия занималась больными, раздавала книжки крестьянам, а по вечерам только и говорила, что о земстве и о школах.

Художник считал, что ее деятельность имела наигранный характер. Ее мать тоже считала, что в стремлении приносить пользу Лида доходила до крайности. Ей уже нужно было задумываться о семье, иначе она рисковала остаться в одиночестве с книгами да аптеками. Но Екатерина Павловна робела перед дочерью и потому ничего ей не говорила.

Лидия почувствовала, что художник несколько пренебрежительно относится к ней. Поэтому девушка стала отвечать ему неприязнью. Она считала, что он ведет слишком праздный образ жизни. Мисюсь совсем была не похожа на сестру.

Она была романтична по своей натуре, мечтательна. Женя часто читала в одиночестве и восхищалась тем, как художник пишет пейзажи. Они стали настоящими друзьями: много гуляли вместе, девушка делилась с гостем всем.

Женя восхищалась своей сестрой, но, как и мать, робела перед ней.

Конфликт между Лидой и художником

В произведении “Дом с мезонином” происходит развитие конфликта между старшей сестрой Волчаниной и гостем. Лидия стала порицать гостя за то, что он только и делает, что пишет пейзажи, которые никак не улучшают условий крестьянского быта.

Художник ответил, что ему очень важен общественный вопрос. Но он считал, что важнее улучшить духовную жизнь крестьян. Герой считал, что жители деревни должны делить поровну труд, чтобы у них оставались силы для того, чтобы заниматься прекрасным.

Обратите внимание

А “прогрессивные мыслители” ничем не помогают. Их попытки смешны: простым мужикам заумные книжки не помогут. Медицинские больницы в селах примитивны, но и за них, и за книжки крестьянам нужно платить дополнительные деньги. Поэтому трудиться им приходится еще больше.

Лидии не понравились рассуждения художника. Но она лишь смогла ему возразить тем, что так говорят лишь те, кто пытается оправдать свое равнодушие и бездействие. Художник попрощался и отправился домой.

Признание Жени

Женя, подойдя попрощаться к художником, призналась ему, что ей понравилось, как он отвечал ее сестре. Художнику давно нравилась простая и искренняя Мисюсь. И он стал целовать ее на прощание. Женя сказала, что обо всем расскажет матери и сестре, потому что от них у нее секретов нет.

На следующий день художник пришел к Волчаниным, но к нему вышла только Лидия. Она церемонно и сухо сказала ему, что мать и Мисюсь уехали. По дороге героя догнал мальчишка и передал ему записку от Жени. В ней она сообщала, что Лида настаивает на том, чтобы они прекратили с ним общаться. Они с мамой не посмели ее ослушаться, хотя это решение далось им нелегко.

Читайте также:  Любовь в романе «герой нашего времени»

Больше художник не видел Мисюсь. Он знал только, что она больше не живет в том доме. Иногда он вспоминал эту милую девушку и ему казалось, что она тоже думает о нем.

В литературном творении “Дом с мезонином” Чехова герои отличаются тем, что их характеры отмечены психологическим аспектом. Несмотря на простоту повествования, сюжет пьесы затрагивает важные социальные вопросы, связанные с крестьянами и земствами. В этом произведении ирония сочетается с обыденностью повествования.

Источник: https://www.syl.ru/article/359352/a-p-chehov-dom-s-mezoninom-kratkoe-soderjanie

Краткое содержание «Дом с мезонином» Антона Чехова

В 1896 г. вышла повесть А.П.Чехова «Дом с мезонином». Повествование оформлено как воспоминание о пережитом; рассказчик (художник – человек, как бы близко знакомый автору) доверительно делится с слушателем о том, как 6 или 7 лет назад, он проживал в усадьбе Белокурова.

В повести 5 основных персонажей:

Рассказчик – художник, пожелавший отдохнуть в деревне от городской суеты;

Белокуров – провинциальный помещик, приятель рассказчика, к которому последний и приехал в гости;

Волчанинова Екатерина Павловна – провинциальная помещица, вдова тайного советника, проживающая с семейством (2 дочери) в имении по соседству с Белокуровым;

Волчанинова Лида – старшая дочка Екатерины Павловны, особа деятельная и активная, сторонница методики «малых дел» и, если верить словам рассказчика, красавица;

Волчанинова Женя – младшая дочка Екатерины Павловны

Краткое содержание повести

1 глава

Рассказчик, интеллигентный человек, художник-пейзажист, приезжает на отдых в имение своего приятеля Белокурова. Здесь он, незаметно для себя, окончательно обленился и, проживаяв праздности, картин почти не писал: часами он смотрел из окон на небо, листал книги, дремал. Временами выходил на прогулки и допоздна ходил по окрестностям .

Совершая по обыкновению бесцельную проминку, он набрел на незнакомое имение, посреди которого стоял белый дом с мезонином (называемой иногда в простонародье «полужильем»). У ворот художник приметил молоденьких девушек и их лица показались ему знакомыми и милыми…

Вскоре в усадьбу Белокурова приезжает одна из девушек. Она обстоятельно говорит, что сейчас занимается важным социальным проектом – собирает по подписному листу средства на помощь крестьянским погорельцам ближайшего.

Важно

От Белокурова художнику становиться известно, что приезжавшая к ним барышня – Волчанова Лидия, она, с мамашей и меньшей сестрой, проживает в соседнем поместье.

Лидия оказывается девушкой чрезвычайно «прогрессивной»: она добровольно отказывается существовать на средства семьи, устроилась преподавателем в школе, за 25 «рублев».
Через некоторое время, Белокуров и рассказчик поехали к Волчаниновым. Приняли их очень тепло.

Лидия, разговорившись, критиковала деятельность председателя управы, рассуждала о земстве и школьных библиотеках. Женя же показалась художнику совсем ребенком…

2 глава

Рассказчик становится частым гостем в семье Волчановых. Особенно он сближается с Женей, милой Мисюсь: вдвоем они совершают прогулки, он снова пишет этюды и Мисюсь восторженно наблюдает за ним …

Отношения с Лидой не складывались; ей не нравилось «праздное» занятие рассказчика – ведь рисованием пейзажей нельзя содействовать народным нуждам. «Прогрессивная» девушка всецело занималась «малыми делами»: принимала больных, давала книги для прочтения, спорила о школах, библиотеках и земстве…

Екатерина Волчанинова, как и рассказчик, осознавала, что ее старшая дочь заигралась до крайности и пора задуматься и о себе), однако возражать не смела, побаиваясь ее строгости. Мисюсь, подобно матери, относилась к Лидии благоговейно…

3 глава
Однажды Лидия взялась упрекать рассказчика, что он ничегошеньки не сделал ради благополучия народа. Он сказал, что вопрос народного благополучия, как раз, его сильно волнует. Вот только улучшать то следует не материальную жизнь (что бессмысленно), а духовное бытие.

В народе все порабощены и измождены трудом, задуматься о духовном им уже не по силам. А ведь изначальное назначение каждого человека – искание высшей правды, смысла жизни. Помочь нуждающимся, в представлении художника, возможно лишь смягчением трудового ярма. Деятельность же современных «материалистов» бесполезна и вредна. Выговорившись, художник простился и пошел к себе…

4 глава
Мисюсь, вышедшая проводить рассказчика, несколько робко признает Лидию не правой в споре. Художник внезапно обнимает и целует Женю, Женя, осторожно обняв художника, сообщает, что в их семье не имеют секретов и спешит поделиться своим счастьем «Мама…любит вас, но Лида!»- произносит Мисюсь и, простившись, убегает к воротам…

Следующим днем рассказчик приходит к Волчановым. Никто не выходит ему на встречу. В странной тишине до художника доносится лишь голос Лидии, читающей где-то в дальних комнатах опустевшего дома басню деревенским детишкам… Наконец, Лидия, услышав шаги, окликает рассказчика: оказывается, мать с сестрой поехали к тете в П-кую губернию…

Совет

Рассказчик с Волчановыми уже не видался. Лидия, как и раньше, живет в имении и воспитывает деревенских детей. Вокруг нее собралась «сильная партия» из числа местной молодежи. О Жене ничего толкового узнать не удалось: дома она больше не бывала и проживала неведомо где…

Со временем, воспоминания художника о доме с мезонином как бы затуманились, и лишь в горькие часы одинокости он припоминает смутно о них.

О «творческом методе Чехова

Антон Чехов тонко и мудро обрисовывает перед читателем «кусочки» (сценки) из жизни своих персонажей, при этом совершает это очень своеобразно и сам практически никогда не встает на ту, или иную сторону; более того, в его произведениях читатель не находит, характерные для других, авторские размышления, ремарки. Сами персонажи, своими действиями, ставят перед читателем целую вереницу вопросов, ответить на которые не так просто.

В качестве примера можно взять рассказчика: вроде бы не глупый, интеллигентный человек, но как-то постепенно становится понятно, что художник он, вероятно, посредственный, да и в жизни мало на что путное (хорошее и доброе) способный человек.

Вот промелькнула светлым и счастливым лучиком Мисюсь, скрылась – и рассказчик захандрил, захлопнулся в каких-то воспоминаниях.

7 лет незаметно пролетело, а он так и не заглянул в себя, не понял, кем же для него была Женя: всепоглощающей любовью, быстро проходящей влюбленностью, или юношеским вожделением…

Художник – философ-идеалист, но идеалист исключительно рассудочный.

Он не понимает и не любит жизнь, не понимает и не любит себя, какое дело ему до людей… Рассказчик даже не задумывается, что причинил (вольно и невольно) боль и страдание; а ведь можно же было попытаться все исправить… Но сердце рассказчика не холодно и не горячо – оно теплохладно… И снова перед читателем возникает следующий вопрос: а почему так?…

Краткий анализ повести «Дом с мезонином»

«Дом с мезонином» – повесть о несбывшимся человеческом счастье: у всех персонажей книги в жизни все вышло как-то не так, как могло было бы быть.. Жизнь штука трудная, но ее надо любить; лишать счастья себя, или своих близких (пусть даже и кратковременного, преходящего) – преступно и несправедливо.

Автор повести прорисовывает перед читателем два способа понимания жизни: «материалистическую» – концепцию «малых дел» – справедливо критикует художник, но сам (будучи лишь рассудочным, внешним идеалистом с теплохладным сердцем) ничего реально полезного предложить не может и ограничивается праздными общими философскими рассуждениями. Как же правильно жить человеку, если вокруг он видит сплошную несправедливость, серость, нищету, болезни и смерти?!.

Любая, пусть даже самая благая «идея» (как в случае с Лидой) не должна причинять людям вред. Помогая материально «дальним» Лидия Волчанова оказалась тираном своих «ближних» родных.

Возлюбить ближних (понять, принять, помочь, простить) «материалистичная» Лидия, увы, не способна… А вот нужна ли людям, пусть даже и «дальним», такая «материалистичная» забота, без чувства духовной любви – это очень трудный вопрос…

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-dom-s-mezoninom-antona-chexova.html

Краткое содержание

А.П. Чехов — рассказ «Дом с мезонином». Тему несостоявшегося счастья А.П. Чехов развивает в рассказе «Дом с мезонином». Сюжет — несостоявшаяся любовь, бессильная против обстоятельств и противостояния окружающих людей. Герой рассказа — художник, приехавший на лето в именье к своему знакомому.

В соседней усадьбе, в доме с мезонином, живет семья: старушка-мать и две девушки-сестры. Старшая, Лида, увлечена общественной деятельностью. Она работает учительницей в земской школе и гордится тем, что «живет на собственный счет».

Она целиком поглощена своей деятель­ностью, и кроме этих интересов — школ, аптек, медицинс­ких пунктов — для нее ничего не существует. В семье ее ува­жают и, пожалуй, боятся. Строгая, умная, красивая, она ка­жется матери и сестре особенным, недосягаемым существом.

Обратите внимание

Младшую же сестру считают ребенком, ее домашнее про­звище — «Мисюсь» (так в детстве Женя называла свою гу­вернантку).

Юная, наивная девочка Мисюсь — один из самых обая­тельных женских образов Чехова. Между художником и Же­ней завязываются отношения, дружба, влюбленность. Они близки друг другу непосредственностью, поэтическим вос­приятием жизни, простотой.

Автор дает нам понять: эти герои могли бы быть счастливы вместе. Но Лида не переносит ху­дожника из-за его безыдейности. В результате она разрушает это намечавшееся, хрупкое счастье. Она отсылает мать с сес­трой к тетке, в Пензенскую губернию.

Когда художник при­ходит в дом с мезонином, то там уже нет Жени. Потрясенный, он возвращается домой. По дороге дворовый мальчик вручает ему записку Мисюсь: «Я все рассказала сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами… Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением.

Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!»

Рассказ заканчивается тем, что прошло много лет после случившегося и художник (он же герой-рассказчик) начина­ет забывать про «дом с мезонином»: «и лишь изредка, когда пишу или читаю, вдруг ни с того ни с сего припомнится мне то зеленый огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюбленный, возвращался домой и по­тирал руки от холода. А еще реже, когда меня томит одиноче­ство и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?»

«Дом с мезонином» — это рассказ о доброй и спасительной силе любви. Художник у Чехова находится в состоянии ду­шевного кризиса, глубокого нравственного разлада, который лишает его желания работать.

Ему невыносимо сознавать, что он всего лишь создает удобства жизни, между тем «до правды еще далеко, и человек по-прежнему остается самым хищным и самым нечистоплотным животным, и все клонится к тому, чтобы человечество в своем большинстве выродилось и утеря­ло навсегда всякую жизнеспособность». Но любовь к Ми­сюсь исцеляет его душу.

Художник испытывает к этой девуш­ке трогательную нежность. «Худенькое тело», «тонкие плечи», «бледное лицо с большим ртом и большими глазами» — этот портрет передает хрупкость, трепетность героини, ее детскость. Женя верит художнику, и он видит в ней своего доброго гения.

Важно

Однако сам тон повествования говорит о том, что эта история не будет иметь счастливого конца. Грустный финал предваря­ют описания увядающей природы в начале произведения. По мере того как рождается любовь, подспудно нарастает и тревожное чувство, и ощущение неизбежной драмы.

В лице Лиды и художника Чехов представляет нам два раз­личных миросозерцания. Эти герои ожесточенно спорят о том, какая деятельность является достойной, в чем состоит народ­ное счастье. Лида — убежденный защитник популярной в те времена теории «малых дел».

Она занимается благотворитель­ностью, пытается помогать крестьянским семьям, собирает на погорельцев, воюет с председателем земской управы.

Ху­дожник же считает, что вопрос о народном счастье нужно рас­сматривать в глобальном плане: «все эти Анны, Марфы, Пе­лагеи с раннего утра до потемок гнут спины, болеют от непо­сильного труда… рано блекнут, рано старятся и умирают в гря­зи и вони, их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже живот­ных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх…» Герой смотрит на жизнь шире, он говорит о прекрас­ном будущем, в котором соединятся духовный и физический труд. И это столкновение взглядов заканчивается неприми­римой враждой.

Авторское отношение к героям проявляется в использова­нии Чеховым определенных художественных деталей, в ав­торских описаниях. Так, Лида Волчанинова говорит всегда серьезно, не улыбаясь, не глядя на собеседника. Мать и Женя постоянно повторяют о том, что она замечательный человек.

Но мы видим, что она держит всю семью в беспрекословном повиновении. Мы часто слышим громкий, самоуверенный голос Лиды. Характерно описание девушки: Лида, «стоя около крыльца с хлыстом в руках, стройная, красивая, осве­щенная солнцем, приказывала что-то работнику».

А следом за этим она, «торопясь и громко разговаривая», принимает двух-трех больных. Здесь отчетливо видно авторское отноше­ние к героине, чувствуется тонкая авторская ирония.

Лида Волчанинова — самоуверенная и высокомерная девушка, не чуждая аристократической спеси, при всей ее земской дея­тельности. Этот хлыст в руках остается в памяти читателя.

Совет

Характерна и финальная сцена повести. Лида диктует кре­стьянской девочке басню Крылова «Ворона и Лисица».

На минуту отвлекаясь, она небрежно отвечает художнику, что мать с сестрой уехали к тетке, а зимой — уедут за границу.

Душев­ная холодность, отсутствие чуткости подчеркиваются тем, что текст басни умертвляется громкой, монотонной диктовкой, и тем, с какой торжествующей самоуверенностью вершит она человеческие судьбы.

Душевное потрясение героя Чехов обозначает через незна­чительные детали: художник смотрит, ни о чем не думая, на пруд и на деревню, и ему по-прежнему становится «скучно жить».

Рассказ завершается «открытым» финалом. Мы не знаем, встретится ли художник с Мисюсь. Но в жизни человека не­пременно должна быть надежда, мечта — таков смысл чехов­ского финала.

Источник: https://Sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-dom-s-mezoninom-chehov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]