Основные темы творчества и. бунина

Основные мотивы лирики И. А. Бунина

Свой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали русскую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину. Бунина не прельщали эксперименты, поиски новой техники стихосложения.

Тематика бунинской поэзии не очень разнообразна. В основном это стихи о природе. Стихи на крестьянскую тему почти отсутствуют, если не считать “Деревенский нищий”, в центре которого – образ бездомного старика, замученного нуждой. Редки и гражданские мотивы (“Джордано Бруно”, “Поэт”, “Над могилой С. Я. Надсона”).

Ведущее место в поэзии Бунина занимает пейзажная лирика. В ней он отразил приметы природы Орловского края, который страстно любил поэт. Стихи о природе написаны в нежных, мягких тонах и напоминают живописные пейзажи Левитана.

Обратите внимание

Яркий пример словесного пейзажа – стихотворение “Русская весна”. Наблюдательностью, верностью в передаче света, запаха, цвета примечательно стихотворение “Высоко полный месяц стоит…”.

Пейзажная лирика Бунина выдержана в традициях русской классики (“Осень”, “Осенний пейзаж”, “В степи”).

Ранние стихи Бунина полны ощущения радости бытия, своей соединенности, слитности с природой. В стихотворении “Оттепель” передана гармония поэта и мира:

И, упиваясь красотой,Лишь в ней дыша полней и шире,Я знаю, – все живое в миреЖивет в одной любви со мной.

Внешнее описание у Бунина не отличается яркими красками, но насыщено внутренним содержанием. Человек является не наблюдателем, созерцателем природы, а, говоря словами Тютчева, “мыслящим тростником”, частью природы:

Нет, не пейзаж влечет меня,Не краски жадный взор подметит,А то, что в этих красках светит:Любовь и радость бытия.

Бунина привлекает не статичность, Застылость пейзажа, а вечное изменение состояния. Он умеет уловить красоту отдельного мгновения, само состояние перехода. Причем в этом отдельном мгновении поэт прозревает вечность и неуничтожимость природы (“Зарницы лик, как сновиденье…”, поэма “Листопад”),

Любовь к природе нераздельно связана с любовью к родине. Это не открытый, Декларативный патриотизм, а лирически окрашенное, разлитое в описаниях картин родной природы чувство (“Родина”, “Родине”, “В степи”, цикл “Русь”).

Важно

В более поздних стихах отчетливо проступает характерная для бунинской поэзии черта:

… в радости моей – всегда тоска, в тоске всегда – таинственная сладость.

Эта тоска по красоте, гармонии, которых все меньше в окружающей жизни. Образы ночного сумрака, тоски осенней слякоти, печали заброшенных кладбищ постоянны в стихах, тема которых – разорение дворянских гнезд, гибель барских усадеб (“И снилось мне…”, “Мир опустел… Земля остыла…”).

Не только природа, но и древние легенды, мифы, религиозные предания питают бунинскую поэзию. В них Бунин видит мудрость веков, находит первоосновы всей духовной жизни человечества (“Храм Солнца”, “Сатурн”),

В поэзии Бунина сильны философские мотивы. Любая картина – бытовая, природная, психологическая – всегда включена во всеобщее, в мироздание. Стихи пронизаны чувством удивления перед вечным миром и пониманием неизбежности собственной смерти (“Одиночество”, “Ритм”).

Стихи Бунина кратки, лаконичны, это лирические миниатюры. Его поэзия сдержанна, как будто “холодна”, но это обманчивая “холодность”. Скорее, это отсутствие патетики, позы, которые внешне выражают “пафос души”.

Источник: https://www.sochuroki.com/osnovnye-motivy-liriki-i-a-bunina/

Тематика, проблематика и художественные особенности рассказов И. А. Бунина

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И.А.Бунин

Действительно мы можем сказать, что имя Ивана Алексеевича Бунина навсегда останется в истории мировой литературы. Он был не только поэтом, чьи стихи любят и знают многие поколения людей, но и писателем.

Идеи, проблемы и самый материал действительности послуживший основой его произведения, уже принадлежат историк, но вопросы, поставленные в них, волнуют нас и по сей день.<\p>

Совет

Бунин был дворянином по происхождению, поэтому в ранней его прозе особенно ярко подчеркнута тема уходящего дворянского прошлого России.

Появляются такие произведения как «Антоновские яблоки», «Новая дорога», а позже «Деревня» и «Суходол». В них писатель сожалеет о гибели старого уклада, грустит о романтике дворянских гнезд.

Эти произведения похожи на эпитафии, ведь в них писатель ищет причину такой быстрой и неизбежной гибели дворянских гнезд, пытается уловить ход истории, и вместе с тем все эти произведения не просто эпические, а в них присутствуют и поэтические образы, и пейзажи.

Так, в рассказе «Антоновские яблоки» Бунина привлекает и красота природы, и красота и простота патриархальной жизни и быта. Вот тут-то и проявляется импрессионистическая манера изображения Бунина. У писателя поэзия прошлого заключается в близости жителей деревни к природе, в их простоте и здоровье.

Бунинские образы крестьян и крестьянок наделены такими чертами индивидуальности, что мы забываем, что это литературные персонажи, плод фантазии автора. Жизнь предков сохраняет свое былое очарование, влечет к себе Бунина. Но иные, жесткие черты проступают на лицах фамильных портретов, до тех пор «кротко» глядевших на него со стен.

В суходольских жителях, помещиках и дворовых, Бунин стремится выявить прежде всего исконно русские, «общедеревенские», мужицкие черты. Картиной полузаброшенного кладбища оканчивается эта повесть о русском усадебном дворянстве, рассказ «Антоновские яблоки» Бунин завершает так: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб.

Эти дни были так недавно, а меж тем, мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие». Здесь рассказ Бунина перекликается с «Вишневым садом» Чехова, с его главной мыслью.

Как и образ сада хранит в своей глубине идею времени, точнее — идею человеческой жизни, текущей из рода в род, так и залах антоновских яблок хранит память о прошлом, об уходящих, разоряющихся дворянских усадьбах и поместьях.

Обратите внимание

Но в середине 10-х годов тематика произведений Бунина меняется. Писатель переходит от темы патриархально-помещичьей России к теме критики буржуазной действительности того времени. Ярким произведением этого периода является рассказ «Господин из Сан-Франциско».

С мельчайшими подробностями, перечислял каждую мелочь, описывает Бунин роскошь, являющую собой истинную жизнь господ нового времени. Этим людям ничто не может доставить удовольствия, их мир абсолютно бездуховен, это мир кукол и механизмов.

Самого же героя рассказа писатель почти не наделяет внешними приметами, он даже не называет его, герой не достоин называться человеком.

«Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие, приобретение которого и обладание которым поглощало человека, а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть», — напишет Бунин много лет спустя.

В этом рассказе Бунин показывает что он настоящий писатель. В произведении присутствуют аллегории, множество ассоциаций я символов. Корабль «Атлантида» представлен как символ цивилизации, а бушующий океан — символ реальной, действительной жизни.

В цикле рассказов «Темные аллеи» Бунин раскрывает перед нами самые различные моменты и оттенки в отношениях мужчины и женщины. Смерть и любовь — почти неизменные мотивы бунинской прозы этого периода.

Любовь, причем любовь земная, телесная, человеческая — может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты обманчивости и горечи жизни. Любовные сюжеты у Бунина чаще всего разрешаются смертью.

Бунин развивает свою философию. Так перед лицом любви и смерти все равны, на задний план отходят все преграды, разделяющие людей в жизни.

Толстой писал: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, — цените их, живите ими». Такими «зарницами» счастья, озаряющими жизнь человека, Бунин считает любовь. Любовь по Бунину — не придумана людьми, она встречается и, может быть, не столь уж редко.

Важно

Она — огромное счастье, но счастье недолгое, порою — мгновенное. Трагедийность бунинской любви именно в том, что она слишком сильна, чтобы продлиться. Обрыв встречи закономерен и неизбежен.

Более того: оба любящих знают, что, продлись их встреча, соединись их жизни — и чудо, озарение, «солнечный удар», поразивший их, уничтожатся.

Во многих рассказах этого цикла Бунин не называет имена главных героев. Он, как и Чехов, пленяет нас иными средствами, чем внешняя занимательность, «загадочность» ситуации, заведомая исключительность персонажей.

Бунин приковывает вдруг наше внимание к тому, что как бы совершенно обычно, доступно будничному течению нашей жизни; мимо чего мы столько раз проходили, не остановившись и удивившись, итак бы и не отметили для себя никогда без подсказки.

По части красок, звуков и запахов, «всего того, — выражаясь словами Бунина, — чувственного, вещественного, из чего создан мир», предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайщих и разительнейших подробностей, деталей, оттенков.

Книга «Темные аллеи» стала той неотъемлемой частью русской и мировой литературы, которая, пока живы люди на земле, не забудется и навсегда останется в их памяти.

похожие материалы

Источник: https://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/bunin/313-tematika.html

Основные темы в творчестве И. Бунина — вечные темы: природа, любовь, смерть

Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет”, — писал Александр Блок в 1907 году.

Читайте также:  Золотая пора детства в произведении л. н. толстого «детство»

Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений “Листопад”, воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое.

“На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба”.

Осень — “тихая вдова” — необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. “Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье”. Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи.

Совет

Вот начало его знаменитого рассказа “Антоновские яблоки”: “Помню раннее, свежее, тихое утро…

Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…” И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях как память о родине.

“Но по вечерам, — пишет Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, — средней полосе России.

А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы”. Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня.

В повести “Деревня” автор описывает двор богатой крестьянской семьи и видит “мрак и грязь” — и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни. Бунин пишет: “Лежит старик, помирает.

Он еще жив — а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб?

Чем оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжили попреками со свету, изморили голодом”. А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян: “— А не знаешь, зачем суд приехал? — Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить. — Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?

— А чума их знает…” Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему.

Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: “Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и воду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля, всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, — царство голода и смерти..

.” Тема смерти получит в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы (“Преображение”, “Митина любовь”).

Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” глубже всех, наверное, понял Твардовский: “Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, — перед ними все равны.

Обратите внимание

Аверкий из “Худой травы” умирает в углу своей бедной избы; безымянный господин из Сан-Франциско умирает, только что собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью.

Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех смертного итога”.

Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истинном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.

До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: “…

карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю…

”. Это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием.

Ведь “вечер был непоправимо испорчен”, хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет “все зависящие от него меры” к устранению неприятности.

Всё решают деньги: гости хотят получать удовольствие за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти, а значит, и нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.

Мертвенность буржуазного общества символизирует “тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке — красавец, похожий на огромную пиявку”. И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что находится под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти.

Важно

Теме любви посвящены многие произведения И. А. Бунина и весь цикл рассказов “Темные аллеи”.

“Все рассказы этой книги только о любви, о ее “темных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”, — писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Иван Алексеевич воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом.

Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она — озарение, “солнечный удар”, нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется (“Старый порт”), и где томится, неузнанная (“Ида”), и где переходит в страсть (“Убийца”).

Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека, но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться — и навсегда. Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешиваются рок, судьба: кто-то из любящих погибает.

Повесть “Митина любовь” кончается самоубийством героя.

Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви. О творчестве Ивана Алексеевича Бунина можно рассказывать бесконечно: в его произведениях отразилось необычайное жизнелюбие их автора.

Источник: https://www.school-essays.info/osnovnye-temy-v-tvorchestve-i-bunina-vechnye-temy-priroda-lyubov-smert/

Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина – вечные темы: природа, любовь, смерть

Сочинение по произведению на тему: Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина – вечные темы: природа, любовь, смерть

Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет”, – писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 г.

была присуждена Бунину за сборник стихотворений “Листопад”, воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. “На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба”.

Осень – “тихая вдова” необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. 'Томит меня родная тишина, томит меня гнез-JO родного “Помню раннее, свежее, тихое утро…

Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…

” И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях и в столицах мира как память о Родине: “Но по вечерам, – пишет Бунин, – я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, – средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы”.

Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести “Деревня” он описывает двор богатой крестьянской семьи и видит “мрак и грязь” – ив физической, и в умственной, и в нравственной жизни” (Воровскш).

Бунин пишет: “Лежит старик, помирает. Он еще жив — а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб? Чём оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них сжили попреками со свету, изморили голодом”. А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян:

– А не знаешь, зачем суд приехал?

-Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить.

-Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?

-А чума их знает…

Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему,

Совет

Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: “Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и во ду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля,' всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, – царство голода и смерти…”<\p>

Читайте также:  Образ человека в творчестве гоголя

Тема смерти получат в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей все? Противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы (“Преображение”, “Митина любовь”).

Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” глубже всех понял Ал. Т.Твардовский: “Перед лицом любви и смерти, по Бунину. стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, – перед ними все равны.

Аверкий из “Худой травы” умирает в углу своей бедной избы: безымянный господин из Сан-Франциско умирает только что собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью.

Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лшом одинакового для всех смертного итога”.

Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истин” ном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.

“До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: …

карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято – называть флиртом, а четвертые – стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю…1 – это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое способность к Сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием. ведь “вечер был непоправимо испорчен”, хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет “все зависящие от него меры” к устранению неприятности. Все решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к

смерти, а значит, нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.

Мертвенность буржуазного общества символизирует “тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изяшнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке – красавец, похожий на огромную пиявку”. И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что стоит под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти.

Обратите внимание

Теме любви посвящены многие произведения И. А.Бунина и весь цикл рассказов “Темные аллеи”. “Все рассказы этой книги только о любви, о ее “темных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”, – писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом.

Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она – озарение, “солнечный удар”, нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется (“Старый порт”), и где томится не узнанная (“Ида”), и где переходит в страсть (“Убийца”).

Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека – но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться – и навсегда, Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть “Митина любовь” кончается самоубийством героя.

Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.

О творчестве Александра Ивановича Куприна можно рассказывать бесконечно: в его произведениях отразилось необычайное жизнелюбие их автора.

“В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей”. На этот праздник жизни приходят герои его произведений.

“Среди них и несчастные, среди них и проститутки, и забитые солдаты, писа…

bunin/raznoe_56/

Источник: https://www.testsoch.info/osnovnye-temy-v-tvorchestve-ivana-alekseevicha-bunina-vechnye-temy-priroda-lyubov-smert/

Сочинение по литературе. Основные темы в творчестве И. Бунина — вечные темы природа, любовь, смерть

    Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет”, — писал Александр Блок в 1907 году.

Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений “Листопад”, воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое.

“На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба”. Осень — “тихая вдова” — необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. “Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье”.

Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вот начало его знаменитого рассказа “Антоновские яблоки”:

    “Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…

” И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях как память о родине. “Но по вечерам, — пишет Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, — средней полосе России.

А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы”.

    Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести “Деревня” автор описывает двор богатой крестьянской семьи и видит “мрак и грязь” — и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни. Бунин пишет: “Лежит старик, помирает.

Он еще жив — а уже в сенцах гроб приготовлен, уже пекут пироги на поминки. И вдруг старик выздоравливает. Куда было девать гроб? Чем оправдать траты? Лукьяна лет пять проклинали потом за них, сжили попреками со свету, изморили голодом”.

А вот как описывает Бунин уровень политического сознания крестьян:

    “— А не знаешь, зачем суд приехал?

    — Депутата судить… Говорят, реку хотел отравить.

    — Депутата? Дурак, да разве депутаты этим занимаются?

    — А чума их знает…”

    Точка зрения Бунина на народ полемично заострена против тех народолюбцев, которые идеализировали народ, льстили ему.

Важно

Гибнущая русская деревня обрамлена унылым русским пейзажем: “Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и воду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля, всю эту великую пустыню с ее снегами, лесами, селениями и городами, — царство голода и смерти…”

    Тема смерти получит в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы (“Преображение”, “Митина любовь”).

    Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” глубже всех, наверное, понял Твардовский: “Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, — перед ними все равны.

Аверкий из “Худой травы” умирает в углу своей бедной избы; безымянный господин из Сан-Франциско умирает, только что собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью.

Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех смертного итога”.

    Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истинном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть.

    До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: “…

карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю…”. Это не жизнь, это форма жизни, лишенная внутреннего содержания. Общество потребления вытравило из себя все человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием. Ведь “вечер был непоправимо испорчен”, хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет “все зависящие от него меры” к устранению неприятности. Всё решают деньги: гости хотят получать удовольствие за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти, а значит, и нравственное падение общества, дегуманизация в ее крайнем проявлении.

Читайте также:  Сочинение: моя любимая книга (для школьников)

    Мертвенность буржуазного общества символизирует “тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке — красавец, похожий на огромную пиявку”. И никто не знал, как надоело этой паре притворяться влюбленными. И того, что находится под ними, на дне темного трюма. Никто не думает о тщете жизни перед лицом смерти.

Совет

    Теме любви посвящены многие произведения И. А. Бунина и весь цикл рассказов “Темные аллеи”. “Все рассказы этой книги только о любви, о ее “темных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”, — писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству.

Иван Алексеевич воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она — озарение, “солнечный удар”, нередко приводящий к гибели.

Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется (“Старый порт”), и где томится, неузнанная (“Ида”), и где переходит в страсть (“Убийца”). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека, но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться — и навсегда.

Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешиваются рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть “Митина любовь” кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.

    О творчестве Ивана Алексеевича Бунина можно рассказывать бесконечно: в его произведениях отразилось необычайное жизнелюбие их автора.

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/0613.html

Особенности творчества Бунина кратко

Иван Алексеевич Бунин – ярчайшая фигура в литературной среде, выдающийся писатель реалистического направления, талантливый поэт, настоящий художник русского слова.

Человек творческий и тонко чувствующий, Иван Алексеевич умел предвидеть масштабные события, влекущие серьезные изменения в обществе.  Ему пришлось стать свидетелем происходивших на тот момент злодеяний, процветающей жестокости и невежества.

С ужасом ожидая развала великой страны, он окончательно определился со своим отношением к революции, ставшей причиной кровопролитной братоубийственной войне. Сложившаяся ситуация стала причиной того, что в скором времени Бунин был вынужден покинуть родную страну.

Обратите внимание

Все эти события оказали значительное влияние на творческую деятельность русского писателя, обозначив ее особенности на многие годы вперед.

К числу наиболее известных произведений, посвященных теме революции 1917 года, следует отнести роман «Жизнь Арсеньева». История выглядит невероятно правдивой, реалистичной. Бунин является одним из немногих авторов, который остался верен собственным убеждениям, отказавшись принять новый порядок, продиктованный революцией.

В конце 80-х годов XIX века Бунин начинает активную литературную деятельность. Первые шаги в творческом пути писателя ознаменовались такими рассказами как «На чужой стороне», «Кастрюк», «На хуторе» и т.д.

Центральной темой этих произведений явилась проблема бедности русских крестьян.

Тяжесть момента разлуки и драматизм внутренних переживаний автор ярко демонстрирует в рассказе «На краю света», в основе сюжета которого  лежит переселение крестьян Украины в Уссурийский край.

В 90-е годы авторский стиль Бунина подвергается некоторым изменениям. Основными чертами произведений того времени становится демократизм, прослеживается знание жизни простых людей, народа. В этот период писатель знакомится с другими авторами, представляющими старшее поколение.

Помимо реалистического направления Бунин в своей работе начинает прибегать к новым необычным для него ранее приемам и построению текста. Например, в созданных на тот произведениях автора прослеживаются некоторые черты импрессионизма.  Фабула размыта, в рассказах четко вырисовывается музыкальный ритм.

В частности, рассказ «Антоновские яблоки» наполнен, казалось бы, не связанными друг с другом эпизодами, отражающими постепенное угасание дворянского уклада и окрашенными легкой романтической грустью и тоской. Помимо этого в рассказе присутствуют удивительной красоты пейзажи, наполненные нежностью и любовью к родине. 

И все же центральной темой произведений Ивана Бунина остаются проблемы социального характера.

Важно

В рассказе «Мелитон» речь идет о тяжелой судьбе бывшего солдата Мелитона, которому пришлось пройти через суровое солдатское испытание (его прогнали сквозь строй), а затем лишиться семьи.

Или, к примеру, такие рассказы как «Новая дорога», «Руда», «Эпитафия», в которых автор нарисовал обличительные картины социального неблагополучия – страшные картины голода.

Безусловно, в творческой коллекции писателя присутствует множество талантливых произведений, посвященных вечным проблемам жизни и смерти. К таким произведениям Ивана Бунина можно отнести рассказы «Туман», «Тишина». В них также ярко показана неувядающая красота русской природы.

Таким образом, творческий путь знаменитого писателя и поэта был разнообразным, многогранным, философским и социально значимым. Он сделал большой вклад в развитие художественной литературы Серебряного века, оставив в общей коллекции великих произведений отечественного «производства» целый кладезь житейской мудрости, красоты и бесконечного таланта.

← Тема любви в рассказе Чистый понедельник
← Своеобразие рассказов Бунина↑ БунинЖизнь и смерть господина из Сан-Франциско →
Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказу →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bunin/osobennosti-tvorchestva-bunina

Основные темы бунинской поэзии

Иван Алексеевич Бунин 1870-1953.

Вошел в литература как лирик.

1) Тема природы. Приносит свою разработку темы. Жипописует раннюю осень – Золотая осень. Русская природа многоцветна. Излюбленный прием – поэтическая персонификация. Оживляет все неживое. Осень – живой человек, вдова.

В полях сухие стебли кукурузы,

Следы колес и блеклая ботва.

 В холодном море — бледные медузы

 И красная подводная трава.

Поля и осень. Море и нагие

 Обрывы скал. Вот ночь, и мы идем

 На темный берег. В море — летаргия

 Во всем великом таинстве своем.

«Ты видишь воду?» — «Вижу только ртутный

 Туманный блеск…» Ни неба, ни земли.

 Лишь звездный блеск висит под нами — в мутной

 Бездонно-фосфорической пыли.

2) Тема одиночества. Специфическая бунинская тема. Эстетизация одиночества. Бунин полагает, что человек всегда одинок. Даже любовь не спасает его от одиночества. Всегда одинок, если он художник, творческая личность.

Нынче ночью кто-то долго пел.

Далеко скитаясь в темном поле,

Голос грустной удалью звенел,

Пел о прошлом счастье и о воле.

Я открыл окно и сел на нем.

Ты спала… Я долго слушал жадно…

С поля пахло рожью и дождем,

Ночь была душиста и прохладна.

Что в душе тот голос пробудил,

Я не знаю… Но душа грустила,

И тебя так нежно я любил,

Как меня когда-то ты любила.

Творческая личность одинока всегда. Любовь редко освпадает во времени. Бессонница – излюбленное состояние героя, если он влюблен. Финал у Бунина меняет читательское представление, несет особую смысловую нагрузку.

Поэзия не признает языковых норм.

«Одиночество»

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой…

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один — без жены…

Сегодня идут без конца

Те же тучи — гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила — и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

Осень, грустно, тоскливо. Художник один за мольбертом. Приезды любимой женщины стали случаться все реже. 1 строка с трехчленными эпитетами вводит читателя в атмосферу.

3) Тема эстетизации уходязего мелкопоместного дворянского быта.

Класс Бунина. Субъективно – все красиво, все дорого. Прием анафоры, прием строфического цольца.

Люблю цветные стекла окон

И сумрак от столетних лип,

Звенящей люстры серый кокон

И половиц прогнивших скрип.

Люблю неясный винный запах

Из шифоньерок и от книг

В стеклянных невысоких шкапах,

Где рядом Сю и Патерик.

Люблю их синие странички,

Их четкий шрифт, простой набор,

И серебро икон в божничке,

И в горке матовый фарфор,

И вас, и вас, дагерротипы,

Черты давно поблекших лиц,

И сумрак от столетней липы,

И скрип прогнивших половиц.

Источник: https://students-library.com/library/read/46204-osnovnye-temy-buninskoj-poezii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]