Оценка пугачевского бунта пушкиным и есениным

Герой и восстание в оценке Пушкина и Есенина

Данную тему очень трудно было бы осветить, если принимать к рассмотрению все творчество бессмертных гениев русской словесности. Логичнее всего было бы проанализировать их взгляды в контексте какого-то одного события, чтобы, так сказать, исторический первоисточник был неделимым.

Таким «опорным пунктом» для сравнения стало знаменитое восстание Емельяна Пугачева в конце восемнадцатого века.

Нельзя исключать из рассмотрения этого вопроса то время и те обстоятельства, при которых занимались этой темой А.С. Пушкин и С.А. Есенин.

В 1825 году произошло восстание декабристов, среди которых были друзья Александра Сергеевича, что, безусловно, делало его в известной мере сопричастным ему.

Сергей Александрович, в свою очередь, стал свидетелем великой Октябрьской революции, к которой практически нереально было не иметь никакого отношения, находясь, можно сказать, в эпицентре событий.

Обратите внимание

Перу А.С. Пушкина принадлежит знаменитая фраза: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный». Восстание лишено смысла для бунтовщиков, поскольку нет единой руководящей идеи, которая сплотила бы всех восставших поголовно.

Нет лидера, что смог бы не допустить «бунта внутри бунта»: для Пугачева оказалось невозможным обуздать толпу, которая, почуяв неладное, сочла за лучшее просто сдать его властям на растерзание.

Ну а беспощадным восстание является в той же мере, как и любая волна народного мятежа: при любом раскладе — сотни и тысячи жертв, зачастую случайных (это и к вопросу о бессмысленности относится).

Создается впечатление, что у А.С. Пушкина более рассудочный взгляд на события пугачевского бунта, более отстраненный. Он оценивает уже свершившуюся ситуацию, уже все позади. История перелистнула эту страницу, его Гринев с Пугачевым обменялись взглядами перед казнью — и все на этом.

У С.А. Есенина, как свойственно представителям имажинизма, в поэме «Пугачев» вообще не все просто. Создано весьма причудливое нагромождение образов, за которыми скрываются бунтовщики и предатели.

В целом настроение поэмы смутное и трагическое, вероятно, это след кровавых сполохов революции и общая тревога, сопровождающая любое восстание. И если для А.С. Пушкина все события уже свершились, то для С.А. Есенина, такое ощущение, что все еще кипит повстанческое напряжение.

Угол восприятия совершенно другой. Надлом, оголенные нервы, которые зашкаливают…

Возможно, отчасти играет свою роль то, что наши гении на момент написания своих строк о пугачевском восстании находились в разном возрасте: Есенину было около двадцати шести лет, Пушкину — примерно на десять лет больше.

Вполне возможно, что спустя десятилетие «поостыл» бы слог самого знаменитого русского хулигана. Или Александр Сергеевич в 1820х годах мог быть более велеречив в данном контексте… Впрочем, это лишь досужие домыслы.

Еще можно обратить внимание на чисто литературные различия между двумя произведениями.

Важно

У Пушкина повествование о восстании написано в прозе, что «Капитанская дочка», что «История Пугачева». У Есенина это пьеса, причем в стихах. Вернее, поэма в форме пьесы. Что позволяет периодически говорить за Пугачева от первого лица.

У Пушкина мы видим атамана лишь глазами Петра Гринева, с которым у того своя система взаимоотношений, хотя и очень любопытная. Герой Пушкина менее романтизирован и драматизирован, безусловно.

Ему присущи и понятие о чести (да, отличное от понятий того же Гринева, но тем не менее, перед собой этой человек честен, и своя мораль у него присутствует), и чувство юмора, и умение видеть больше того, чем ему показывают.

Конечно, в глубине души он не может не понимать, насколько рискованным для него самого является это восстание, но звучит фраза о предпочтении живой крови — падали. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

Это четкая позиция человека, принявшего для себя определенное решение. Решение, возможно, импульсивное, но — принятое рассудком.

Пушкинский Пугачев не захлебывается своими эмоциями — во всяком случае, на глазах читателя подобного не происходит.

Герой Есенина несравнимо более импульсивен, душевно тонок.

«Больно, больно мне быть Петром,/ Когда кровь и душа Емельянова…» И тут же через пару строк: «Но… к черту все это, к черту!/ Прочь жалость телячьих нег!» Это просто до боли напоминает переломные моменты в биографии самого Сергея Александровича, его душевные метания в осмыслении себя — в деревне, себя — в новой революционной действительности, себя же — в оказавшейся тесной Америке… Поневоле возникают ассоциации с другой его поэмой, «Черным человеком». Та же беспощадная безысходность, то же одиночество на грани мистики. Особенно остро ощущается это пугачевское одиночество на фоне его постоянного окружения мятежниками, то верными, то предателями…

Оба автора своим героям в той или иной мере симпатизируют. Во всяком случае, однозначного образа кровавого злодея-самозванца мы не видим ни у Пушкина, ни у Есенина.

Но у Пушкина будто бы менее лично выражено сочувствие к персонажу, нельзя сказать, что автор отождествляет себя с героем.

Совет

Чего не сказать о Есенине, для которого словно вся боль угнетенного народа проявилась в этом горе-бунтовщике…

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

В музее-заповеднике Константиново, на родине златовласого поэта, в одном из залов мемориальной экспозиции на заре XXI века (вероятно, сейчас тоже) можно было увидеть фрагмент киноленты, запечатлевший исполнение Есениным своего «Пугачева». Это незабываемо.

Как незабываем В.С. Высоцкий в роли Хлопуши — этот его монолог, наверно, превзошел в славе свой литературный первоисточник.

Все это окутано неким романтико-трагическим ореолом в целом, многое сплелось воедино, и сейчас уже не разорвать: драма Пугачева, драма Есенина, драма Высоцкого…

В целом, как мне кажется, — драма личности. В первую очередь – личности, затем — все остальное. У Пушкина же, на мой взгляд, основным героем является драма народа, конфликт бунтовщиков и властей. И уже в этом «беспощадном и бессмысленном» клубке — судьба человека.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/geroj-i-vosstanie-v-ocenke-pushkina-i-esenina.html

Герой и восстание в оценке Пушкина и Есенина

Роман «Капитанская дочка» и поэма «Пугачев» написаны авторами разных времен как описание предводителя крестьянского восстания и взаимоотношений с народом.

К образу Пугачева Пушкин возвращался дважды, во время работы над «Историей пугачевского бунта» и в момент написания «Капитанской дочки».

Пушкин неоднозначно относился к восстанию, его основными чертами он считал звериную жестокость и долговременную цель. Поэта интересовали истоки восстания, его участники, их психология и личность человека — Пугачева, который стал тем самым добрым царем.

Пугачев в его романе представлен по-разному, вот он вожатый, а вот смельчак- самозванец, выдающий себя за царя и в итоге преступник за железной решеткой клетки. Но при всем этом он выглядит как предводитель народного восстания, человек с сильнейшим темпераментом, сильной волей и противоречивым характером.

Обратите внимание

Читатель знакомится с Пугачевым во второй главе, и еще пока неизвестно что это он. Это пока случайный человек, «вожатый». Благодаря нему герои смоги добраться до дома, не погибнуть в пурге, а значит, он отнюдь не робок.

У Пугачева яркий язык, он иносказателен и постоянно блещет прибаутками и баснями. Пугачев предстает великой, могучей, сильной и вольной натурой, которой тесновато «мундире», одетым на него судьбой.

<\p>

Пушкин, в отличие от Есенина дает ему очень точное описание, особенное внимание, отдавая бороде и взгляду. Во время описания поэт использует простой народный язык, выразительность которому придают поговорки присказки. А когда Пугачев начинает говорить важно, то сразу выглядит смешно.

В нем просматривается детскость, желание подражать миру, против которого он решил восстать и наивность.

Потом Гринев встречает Пугачева в Белогорской крепости, тут уже по вине Пугачева гибнут люди. Видно, что он стал жестоким и скорее склонен казнить, чем миловать.

Но и тут видна его положительная сторона, он не может убить человека, сделавшего ему добро, и оставляет в живых Гринева и Савельича. А это уже благородный поступок. У Пушкина Пугачев предчувствует свое поражение и возможно он всегда понимал, что восстание обречено на провал. И оно его не обмануло.

Поэт не дает читателю внешнего описания Пугачева, картины действия и даже не дает понимания своего отношения к нему, обо всем читатель узнает из уст других персонажей. Последняя встреча с Емельяном состоится в день казни, в котором слышан монолог о сожалении былой молодости и непонимании того, за что его предали.

Оба произведения показывают благородство, смелость и в то же время жестокость героя. Может быть, именно она и погибшие безвинно люди оттолкнули народ от Пугачева. А человек в одиночестве не может сделать историю, ее может сделать только народ с человеком, который будет направлять его деятельность.

Важно

Он хотел стать личностью в истории, но его методы и способы достижения этого оказались неподходящими. В итоге восстание подавлено, а Емельян казнен.

Источник: http://liricon.ru/geroj-i-vosstanie-v-otsenke-pushkina-i-esenina.html

Герой и восстание в оценке Пушкина и Есенина | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом.

Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке».

Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль веры в доброго царя, личность человека, ставшего добрым царем – Пугачева.

Читайте также:  Как поражение может повлиять на человека

В романе Пугачев представлен с разных сторон: он то вожатый, которому Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку, однако автор составил образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента, сильной воли, человека противоречивого характера.

Знакомство с Пугачевым происходит во второй главе, однако еще неизвестно, что это Пугачев. Это случайный человек, посланный «в вожатые». Только благодаря ему герои смогли добраться до жилья, переждать пургу, следовательно, вожатый – человек бывалый, не робкого десятка.

Гринева в Пугачеве поразили «сметливость и тонкость чутья». Язык Пугачева отличался яркостью, иносказательностью, он пересыпан прибаутками, баснями. Это великая, могучая, сильная, вольная натура, которой тесно в «мундире», одетом судьбой.

В отличие от Есенина Пушкин дает внешнее описание предводителя: на вид ему лет сорок, он среднего роста, худощав, широкоплеч. Особое внимание Пушкин обращает на две детали: бороду и глаза. Борода черная, с проседью. Глаза выдают его, говорят, что он человек сильный, не лишенный наблюдательности.

Совет

Глаза «живые», «сверкающие», «ястребиные», «огненные». Лицо довольно приятное, но с плутовским выражением. Пугачев одет в оборванный армяк, татарские шаровары.

Пушкин использует речевую характеристику героя: когда он говорит простым народным языком, речь звучит плавно, красиво, выразительность придают ей присказки, поговорки. Как только Пугачев начинает говорить с «царской важностью» (по его мнению), он выглядит смешно.

Во всей его внешности просматриваются детскость, наивность, желание подражать другому миру, против которого восстал.

Другая встреча Гринева с Пугачевым состоялась в Белогорской крепости, здесь Пугачев – смертоубийца, по его вине гибнут невинные люди. Видна его жестокость, с которой он склонен скорее казнить, чем миловать.

Однако здесь видна и его положительная сторона: он не смог нанести обиду тому, кто сделал когда‑то добро, хоть противники и заслуживают такой же кары, как и другие. Он оставил в живых Гринева и Савельича. Этот поступок, кроме как благородный, иначе не назовешь.

Пугачеву ближе по духу Гринев, автор дает сцену разговора, где Пугачев рассказывает о своем жизненном принципе: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой крови». Этим он хочет сказать, что лучше прожить мало, но свободным, никому не подчиняясь. Возможно, его посещали мысли, что «жить убийством и разбоем значит… клевать мертвечину».

У Пушкина Емельян предчувствует поражение поднятого им бунта и свою казнь. Возможно, с самого начала понимал, что авантюра обречена на провал. «Улица моя тесна», – говорит он.

Предчувствия его не обманули, он был выдан соратниками.

Поэт не дает внешнего описания героя, картины действия, а также своей оценки этого героя; о его внутренних качествах узнаем из уст других персонажей. Нет и сцены казни, поэма заканчивается монологом Пугачева – призывом к своим соратникам, в котором чувствуются сожаление о былой молодости и, может быть, недоумение, непонимание за что его предали, ведь он хотел сделать народ свободным.

Обратите внимание

У Пушкина последняя встреча с казаком состоится в день казни. В этом момент Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, доброе, храброе сердце, Гринева.

В обоих произведениях прослеживается проблема героя и восстания. Оба автора показывают казака благородным, смелым, но жестоким человеком. Может быть, именно жестокость и пролитая кровь невинных людей оттолкнули народ от предводителя восстания.

Человек в одиночестве не делает историю, историю делает народ, а человек, даже если он историческая личность, может лишь направлять деятельность народа. Пугачев хотел стать исторической личностью, но его человеческие качества, методы и способы были неподходящими.

Восстание подавлено, а герой казнен.

Источник: http://resoch.ru/geroj-i-vosstanie-v-ocenke-pushkina-i-esenina/

Образ Пугачёва у Пушкина и Есенина

Чтобы рассмотреть образ Пугачёва в произведениях таких великих поэтов, как Александр Пушкин и Сергей Есенин, нужно сделать противопоставление.

Надо сказать, что русская литература изобилует примерами того, как исторические события и личности вдохновляли писателей и поэтов, что потом выливалось в серьёзные труды и становилось классикой.

И, конечно, порой не один автор пишет об одном и том же человеке, что даёт возможность со всех сторон увидеть, как происходили те или иные события.

Как раз если мы говорим об образе Пугачёва у Пушкина и Есенина, видно, что восстание этого человека описано очень точно, хотя определенные различия в повествовании, разумеется, есть.

Это не должно удивлять читателя, ведь у каждого автора есть своё отношение и свой взгляд не только на исторические события, но и на конкретных людей. Зато нам сегодня легче представить образ Пугачёва, описать его и сделать его анализ.

Сейчас рассмотрим жанровую характеристику произведений.

Жанр Пушкина и жанр Есенина

Александр Пушкин отразил образ Пугачёва в «Капитанской дочке», и мы знаем, что это произведение — исторический роман, то есть автор описал в нём конкретную историческую эпоху. Пушкин взглядом стороннего наблюдателя смотрит на развитие действия. А что можно сказать об образе Пугачёва в произведении Есенина?

Сергей Есенин ведёт повествование в несколько другом жанре — это драматическая поэма. Образно говоря, проникнувшись духом того времени, глубоко поразмышляв над личностью Пугачёва, Есенин восхищается им. Поэтому разница в жанрах произведений явно видна, хоть оба поэта отталкивались от одних и тех же исторических свидетельств.

Каким представляется Пугачёв у Пушкина

Пушкин описал Пугачёва в своем произведении «Капитанская дочка» с весьма интересной стороны.

Это не просто руководитель восстания, но скорее главарь разбойничей банды, который подражает Гришке Отрепьеву, жестокому авантюристу, который убивает всех подряд, и не терпит никого, кто переходит ему дорогу.

Пугачёв понимает, что от восстания не приходится ожидать победы, и чувствует себя загнанным зверем. Но стоит отметить, чем образ Пугачёва у Пушкина характерен — автор подчёркивает как великодушен и добр разбойник.

Важно

Вышеуказанный момент мы видим в сюжете, когда Пётр Гринёв был помилован, поскольку до этого оказал помощь Пугачёву.

Действительно, Пушкин говорит о зрелости и опыте этого человека, который может вести за собой людей, приказывать им и руководить, оставив неизгладимый след в истории.

Образ героя многогранен, и мы сегодня, как читатели, можем увидеть много ярких черт в этом образе, который создал Пушкин на основании исторических документов.

Каким увидел Пугачёва Есенин

Мы не сомневаемся, что Сергею Есенину довелось изучить те же самые исторические свидетельства, но вот что интересно — образ его Пугачёва вышел намного привлекательнее, и вызывает даже некоторое восхищение.

У главного героя в произведении Есенина есть такие черты, как стремление у воле и мечтательность. По сути, это романтический герой, у него душа романтика, хоть он и выступил лидером жестокого восстания.

Образ Пугачёва у Есенина наполнен добротой и прощением, ведь даже якобы друзья его, которые оказались предателями и выдали его, получили прощение главаря.

Хотя скажем, что из-за самоуверенности его личность несколько омрачена, ведь убежденность Пугачёва, что его везде ждут и радуются, не приводит ни к чему хорошему.

Поэма Есенина разъясняет, что людям нравится жестокий нрав этого человека, но его убийства, скорее всего, продиктованы чувством справедливости, в противном случае, он навевал бы на людей только страх.

Некоторые выводы при проведении сопоставления образов

Обсудим причины, почему так по-разному Пушкин и Есенин смотрели на одни и те же события.

Начнем с того, что Пушкин относился к дворянам, то есть был частью высшего сословия, и в его глазах восстание Пугачёва было прямой угрозой, поэтому и назвал его «бессмысленным и беспощадным» бунтом.

А поэт Сергей Есенин вышел из крестьянской среды, из деревни, и принадлежал к совсем другому сословию. Те, кто восстал вместе с бунтовщиком, были близки ему по происхождению и по духу, поэтому Есенин хорошо понимал, что служило целью и средствами этого восстания.

Совет

Теперь ясно, почему образ Пугачёва в произведениях Пушкина и Есенина получился таким разным. Пушкин показал его с негативной, тёмной стороны, а Есенин наоборот — с приятной и положительной.

Хотя есть тут еще важная деталь.

Пушкин и Есенин жили в разные эпохи, и через сто лет после Пушкина в России изменилось очень многое — было отменено крепостное право и царская власть, многие события истории были пересмотрены и переоценены.

Скорее всего, вас также заинтересуют статьи по теме:

  • Анализ поэмы «Пугачёв» Есенина
  • Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/obraz-pugachyova-u-pushkina-i-esenina

Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина: сопоставление

Искусство и развлечения 18 апреля 2015

В русской литературе существует немало примеров, когда деятели искусства вдохновлялись историческими событиями и личностями и писали о них свои произведения.

Причем нередко бывает и так, что несколько авторов пишут про одного человека. Так случилось и с восстанием, которое было выражено через образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина.

Сочинение-сравнение на эту тему часто задают писать школьникам.

Жанры произведений о Пугачеве Пушкина и Есенина

Два великих поэта, Пушкин и Есенин, каждый в свое время взялись за задачу освящения пугачевского восстания. Казалось бы, взгляд на одни и те же события должен быть одинаков, однако у них получилось немало различий. Среди прочего — использование для этой цели разных инструментов.

Читайте также:  Онегин и ленский: сравнительная характеристика

Пушкин использовал образ Пугачева в произведении «Капитанская дочка». Оно является историческим романом, т.е. в книге описывается конкретная историческая эпоха. Автор со стороны наблюдает за развитием действий.

Есенин выбрал для своего повествования жанр драматической поэмы. Он глубоко чувствовал дух того восстания и личность Пугачева, восхищался им.

Можно сказать, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина обретает разницу уже с жанров их сочинений, что удивительно, ведь оба изучали практически одни исторические свидетельства.

Пугачев в произведении Пушкина

Пугачев в «Капитанской дочке» Пушкина предстает больше похожим на главаря шайки разбойников, нежели на руководителя восстания. Он хочет быть похожим на Гришку Отрепьева, жестокого авантюриста. Готов убивать невинных людей, которые встают на его пути. Он вполне осознает, что восстание обречено на поражение, и от этого ведет себя как загнанный зверь.

Тем не менее даже Пушкин не может отрицать, что в Пугачеве есть великодушие и доброта. Так, например, он не смог причинить вреда Гриневу, который однажды помог лидеру восстания. Это зрелый, бывалый человек, которого люди готовы слушать и за которым готовы идти. Именно многогранность образа придает жизнь герою. Таким увидел Пушкин Пугачева, изучая исторические документы.

Видео по теме

Пугачев в произведении Есенина

Есенин также изучал именно исторические документы, однако его Пугачев получился куда более привлекателен. Есенин наделяет своего героя такой чертой, как мечтательность, Пугачев очень хочет в казахские степи на волю. Лидер восстания у поэта теперь уже обладает романтической душой. Он очень добр и прощает даже своих друзей-предателей, которые его и выдают властям.

Слегка портит образ у Есенина пугачевская самоуверенность. Он считает, что ему все и всегда рады. Также в поэме говорится, что люди любят его за буйство, но, очевидно, оно справедливо, иначе все попросту боялись бы его.

Сопоставление образа Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина

Сочинение на данную тему следует начинать с обзора образов по отдельности, что мы и сделали выше. Затем, уже по готовым описаниям, будет очень легко составить сравнительную характеристику.

Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина похож в некоторых чертах характера. Так, общими у них выступают жестокость к виновным и невиновным, а также иногда проявляющаяся доброта.

Оба поэта находят, что Пугачев является сильной, неординарной личностью, однако у Есенина он выступает почти гением.

Авторы наделяют Пугачева даром предвидения, герой точно знает, что его попытки создать восстание и освободить крестьян провалятся.

Отметим, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина имеет и довольно сильные отличия. Самое главное из них заключается в понимании роли восстания Пугачева. Пушкин не понимал и считал, что это лишь единичный случай, что восстание не могло закончиться по-иному.

Есенин же видел в Пугачеве всех россиян, крестьянство и чувствовал родство с ними, это было именно народное восстание. Не зря автор так много описывает природу, как будто соединяет восстание и Пугачева с ней.

У Есенина он наделен поэтической душой, в то время как у Пушкина он просто умный, но не слишком глубокий человек.

Причины таких разных мнений

Существует несколько причин, почему образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина получился по-разному.

Во-первых, Пушкин принадлежал к высшему, дворянскому сословию. Он смотрел на это восстание как на угрозу, на ошибку со стороны негодующих и не понимал, с какой целью это было сделано. Он так и называет этот бунт — «бессмысленный и беспощадный».

Есенин же вырос в деревне, среди крестьян, поэтому можно сказать, что он из низшего сословия, из которого и происходили восставшие. Именно поэтому ему близки и понятны и цель, и средства.

Обратите внимание

Это и объясняет, почему таким негативным вышел образ Пугачева в произведениях Пушкина, а у Есенина он гораздо более приятен.

Во-вторых, великие поэты жили с разницей в сто лет. За это время изменилась политическая ситуация, произошла отмена крепостного права и царской власти. В это время шел пересмотр всех исторических событий, в том числе и о восстании Пугачева. Его дело возвеличивалось и воспевалось, создавалось множество произведений на эту тему.

Пугачев в истории

Неполным был бы без исторического обзора образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина. Сочинение на эту тему вполне можно закончить краткой исторической справкой.

Емельян Иванович Пугачев родился в Донской области и обладал всеми чертами настоящего казака. Он всегда имел особые качества лидера, а также смекалку. Пройдя две войны, Пугачев отправился к реке Яик и там объявил себя убитым Петром III.

Место было выбрано с умыслом, потому что незадолго до этого в этом месте были жестокие столкновения крестьян и правящей верхушки. Можно сказать, что Пугачев лишь возглавил это восстание. Он смог собрать солидную армию, причем не один раз, однако организации войску явно не хватало.

В результате 9-тысячное войско мятежников было разгромлено всего 3 тысячами регулярных войск. Сам Пугачев был выдан властям своими же соратниками. Его казнили в 1775 году в Москве.

Образ Пугачева в произведениях Пушкина, Есенина может помочь лучше понять суть восстания и характер лидера при изучении исторического аспекта темы. Вообще, такие произведения позволяют взглянуть на события с другой, человеческой стороны.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/128211/

Сопоставление образа Пугачева в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина и в фольклоре

Сопоставление образа Пугачева в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина и в фольклоре
1. Пугачев — герой одноименной поэмы Есенина. 2. Пушкинский Пугачев. 3. Фольклорный образ Пугачева.

В поэме Сергея Есенина «Пугачев» главный герой предстает перед нами как романтический, трагически лирич­ный образ. Историческое лицо трансформировалось у Есенина в олицетворение русского бунта, как бы его духовная ипостась. Сам поэт называл Пугачева «почти гениальным человеком». Герой Есенина осознает, что он избран.

Яик, Яик, ты меня звал Стоном придавленной черни!

Пугачев расспрашивает сторожа из городка, как живется народу:

Слушай, отче! Расскажи мне нежно, Как живет здесь мудрый наш мужик? Так же ль он в полях своих прилежно Цедит молоко соломенное ржи? Так же ль здесь, сломав зари застенок, Гонится овес на водопой рысцой, И на грядках, от капусты пенных, Челноки ныряют огурцов? Так же ль мирен труд домохозяек, Слышен прялки ровный разговор?

Важно

Услышав, что народ ждет пришествия не кого иного, а Петра III, он решает принять его имя, хотя это для него «то же, что в гроб смердящий».

Больно, больно мне быть Петром, Когда кровь и душа Емельянова. Человек в этом мире не бревенчатый дом, Не всегда перестроишь наново… Но… к черту все это, к черту! Прочь жалость телячьих нег! Нынче ночью в половине четвертого Мы устроить должны набег.

Пугачев у Есенина — и дикарь, и светлый ум, и мечтатель, и мятежник. Как говорит Хлопуша, чернь любит Пугачева «за буйство и удаль». Автор показывает характер своего героя во всей полноте. Поняв, что его предали соратники, Пугачев все равно называет их «дорогими, хорошими».

Это означает прощение. Поэму даже называли «исповедью души Пугачева». Есенин создал драму одного героя, все остальные персонажи не сопровождают его на протяжении повествования, не выходят за пределы своих глав. В герое Есенина мы видим обреченность, трагическую предопределенность.

В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина картина Пугачевского восстания показана как стихийный крестьянский бунт. Пушкин написал свой исторический роман в форме мемуаров. До Пушкина эта тема считалась запретной, и ее изображение было достаточно однобоко.

Материалов по восстанию было мало, и Александр Сергеевич сам ездил в Оренбургскую область и записывал свидетельства очевидцев, изучал архивы. Пушкин в своем трактате «История Пугачевского бунта» наиболее объективно отразил все события. Но «Капитанская дочка», сохраняя принцип историзма как главный, сплетает судьбы вымышленных героев и реальных исторических лиц.

В сюжетную линию повести положены реальные события, и автор на примере своих героев показывает судьбу всего народа.

Рассказчик Петруша Гринев — непосредственный участник событий и свидетель истории. Он лично знаком с Пугачевым и не может не рассказать о нем и его окружении, потому что сам столкнулся с ним настолько близко, что от решения Пугачева порой зависела его жизнь и жизни дорогих ему людей.

Совет

Как дворянин Гринев принимает восстание как бессмысленный бунт, рассказывает о расправах пугачевцев, например, о расправе в Белогорской крепости. Но вместе с этим он говорит о широкой душе Пугачева, благородстве: три раза помиловал его Пугачев, избавил его невесту от надругательства Швабрина. Он живет по пословице «долг платежом красен».

Пугачев предстает перед читателем как антипод Гринева. Он и враг ему и друг. Когда Пугачев предлагает Гриневу служить ему, Петр отказывает потому, что уже дал присягу императрице. Он считает, что долг и офицерская честь — превыше всего. Его устами автор говорит: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Пугачев — это разрушение и гибель.

Характер Пугачева раскрывается по ходу повествования. Сначала мы видим его то ли беглым каторжником, то ли пропойцей, «мужичком» в пророческом сне Гринева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель. На военном совете у Пугачева Петрушу поражает песня, которую поют обреченные на виселицу люди.

Читайте также:  Сочинение на тему: лирика пушкина

Пушкинский герой решителен, суров и великодушен. Он борется не за себя, а за народ, чтобы облегчить его жизнь. Перед Гриневым он не таится, почти прямо говорит, что он самозванец. Пугачев знает, что совершает государственное преступление, но сознательно идет на жертву во имя людей.

Это исторически правдивый образ крестьянского вождя.

Пугачев у Пушкина во многом похож на Пугачева из фольклора, казацких песен и былин. Появление героя во время бурана предвещает бунт. Он безжалостен, но помнит добро, обладает по-царски широкой душой. Основным источником событий прошлого в то время были исторические песни, предания, легенды.

В фольклоре Пугачев — царь — избавитель, герой былин, песенный разбойник. Русский народ постоянно складывал легенды о том, что на землю придет истинный царь, настоящий, именно таким и считали Пугачева. Он ассоциируется в фольклоре с «законным царем» Петром Федоровичем, в отличие от Степана Разина.

В некоторых преданиях, как заметил исследователь Л. Элиасов, утверждается, что Пугачев был прямым преемником Степана Разина, который лично поручил ему продолжать крестьянское восстание. О Пугачеве народ сложил много легенд.

Гора Пугачева, речка Пугачевка, дуб Пугачева на Кленовой горе в Марий Эл, с которого он смотрел, далеко ли до Казани — все это, названное его именем, говорит о нем как о любимце народа.

Итак, Пугачев в литературе и фольклоре разный, герой отвечает требованиям того времени, в которое написано произведение, он зависит от личности автора. Но Пугачев везде — личность незаурядная, загадочная и по-своему благородная.

Источник: http://www.testsoch.com/sopostavlenie-obraza-pugacheva-v-proizvedeniyax-a-s-pushkina-s-a-esenina-i-v-folklore/

Пушкин А.С.: «Историю Пугачевского бунта»

Творчество Пушкина неразрывно связано с историей. Его интересовали важные переломные моменты истории: народные движения, историческая роль царей, столкновение государственного и личного. Пушкина привлекали яркие исторические личности и события.

Он является не только автор художественных произведений на историческую тему, его можно считать историком. Пушкин тщательно изучал исторические документы, летописи, исторические повести и даже устные исторические предания.  Он следил за современной ему исторической наукой, обращался к античной и всемирной истории. Это помогло ему осознать место России в мировом историческом процессе.

Событиями пугачевского бунта Пушкин был заинтересован с 1824 году. Он изучал газеты и книги, всё, что было обнародовано о Пугачёве.

Обратите внимание

В 1833 году Пушкин обратился к военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива.

Свое желание объяснил намерением писать «историю генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского».  Однако его интерес был направлен на «мужицкого царя» Емельяна Пугачёва.

Когда разрешение было получено, Пушкин познакомился с материалами Секретной экспедиция Военной коллегии, архивными материалами Главного штаба, а зачем приступил к «истории Пугачёва». Он побывал в местах Пугачевского бунта — в Нижнем Новгороде, Казани, Сибирский, Оренбурге, Уральске, где записывал рассказы, песни, предания свидетелей крестьянской войны.

В Петербурге Пушкин обратился в канцелярию его Императорского величества с письмом, в котором осмеливался просить дозволения представить, написанную им, историю Пугачёвщины на высочайшее рассмотрение. В рукопись были внесены 23 поправки и изменено название с «История Пугачёва» на «Историю Пугачевского бунта».

В декабре 1834 года «Историю Пугачевского бунта» увидела свет.  Книгу встретили холодно, а министра народного Просвещения Уваров С.С. взволновала, так как Пушкин пробил брешь в указе о предании вечному забвению самого имени Емельяна Пугачёва.

Пушкин создал первую в России научно-художественную летопись событий Пугачёвского бунта, которая и по сей день не утратила своего значения.

События и мятежники, изображённые Пушкиным, а значительно отличались от официальной точки зрения на восстания, потрясшее Россию.

Причины бунта Пушкин видел в произволе чиновников, утеснявших казаков, в жестоких действиях правительственной администрации, в отсутствие законов, в бесправии закрепощенного народа.

«История Пугачевского бунта» стала основанием исторического романа. В нем социальные проблемы и события отступают на второй план. Автора интересуют характеры людей, их взаимопонимание, представления о добре и зле, долге, чести, совести, о смысле жизни.

Роман «Капитанская дочка» неразрывно связан с «Историей Пугачевского бунта».

Источник: http://informic-doam.ru/pushkin-istoriya-pugachevskogo-bunta/

«Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина

Сергей Есенин исключительно тщательно приступил к сбору материалов перед написанием поэмы «Пугачёв».

Поэт решился осветить один из наиболее сложных этапов развития отечественной истории, хотел максимально правдиво рассказать о том времени. Все необходимые исторические сведения он собирал, исследовал не один год.

Непосредственно к работе над поэмой поэт приступает в 1921-м году, а в 1922-м она уже была опубликована отдельной книгой.

Важно

Сам Есенин говорил о своей работе над произведением И. Н. Розанову. Стоит отметить, что у Сергея Есенина любимым поэтом был Пушкин, однако к освещению данного восстания в произведениях великого поэта Есенин отнёсся критично.

Автор поэмы «Пугачёв» в процессе исследования исторических фактов пришёл к выводу, что, к сожалению, в текстах Пушкина многое оказалось искажёно.

В произведениях Пушкина совсем мало имён бунтовщиков, зато названо много людей, пострадавших от рук пугачёвцев, усмирителей восстания. Есенин замечает, что он постарался обрисовать не только самого Пугачёва, но и воссоздать ярко и объективно образы его сподвижников.

Кроме того, Сергей Есенин в своей поэме стремится придать действию динамизм, меняя героев в каждой сцене. Никто не повторяется, кроме самого Пугачёва. Этот приём создаёт акцент и на его образе.

Интересно, что именно монолог Хлопуши часто читал сам Есенин, сохранилась даже фонограмма с записью.

Композиция, сюжет, рифма и ритм

Поэма «Пугачёв» состоит из восьми частей. В них последовательно разворачивается картина крестьянского восстания. Сначала Пугачёв появляется в Яицком городке.

Там он разговаривает со сторожем и понимает, что именно он должен быть тем самым человеком, который «первым бросит камень». Далее описано бегство калмыков. Затем осенней ночью Пугачёв обсуждает восстание с Караваевым.

В следующей части читатели уже узнают о намерении Пугачёва назвать себя Петром. Он хочет объединить в восстании разные народы и надеется добиться успеха.

Совет

Хлопуша появляется перед читателями в главе «Уральский каторжник». Герой отмечает, что Пугачёва любят за удаль и буйство, для него не имеет большого значения, является ли бунтовщик Петром на самом деле.

Восставшие движутся к городам, но бунт подавлен. Пугачёв окружён казаками. Он не сумел удержать власть в своих руках, не смог изменить предначертанный ход истории.

Он снова один, без соратников, как и в самом начале поэмы, что создаёт своеобразную кольцевую композицию.

Написана поэма в традициях оригинального литературного направления. Здесь читатели сразу видят, что Есенин – представитель имажинизма.

Это заметно с первых строк: «Ржёт дорога в жуткое пространство», «Луна, как жёлтый медведь, в мокрой траве ворочается».

Рифма и ритм, размер здесь постоянно меняются, поэтому сложно обозначить всё едиными наименованиями. При этом общая ритмичность хорошо просматривается, слог Есенина очень лёгкий.

Тема и идея

В поэме «Пугачёв» бунтовщики предстают как смелые, отважные люди. Они уверены в своей правоте, готовы погибнуть, чтобы достичь цели. Сподвижники Пугачёва убеждены: нужно менять существующий порядок.

Они способны использовать разные методы и средства, не боятся боя. Разумеется, основной темой произведения стало крестьянское восстание. В нём проявилась в полной мере удаль, бесстрашие народа.

Можно отметить, что с самого начала легко предугадать, что восстание обречено. Есенин хорошо передаёт общую атмосферу, в которой практически невозможно представить себе счастливый исход бунта.

Художественные средства

В поэме «Пугачёв» Сергей Есенин широко использует символы и аллегории, сравнения, причудливые образы, характерные для имажинизма. Приведём несколько примеров: «жабьи глаза деревни», головы «прыгают с плеч жёлтыми кошками», «в груди, как в берлоге, ворочается зверёнышем тёплая душа», «глаза, как два цепных кобеля, ворочаются в солёной влаге».

Нередко применяет Есенин и троекратный повтор, который особенно остро звучит в конце поэмы.

В начале части «Конец Пугачёва» герой вопрошает: «Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!» Ближе к самому концу он говорит: «Что случилось? Что случилось? Что случилось?» Замкнутость сюжета, неизбежность краха восстания ярко проявляются в этих рефренах.

Обратите внимание

В своей знаменитой поэме «Пугачёв» Сергей Есенин с уважением, симпатией и сочувствием изображает крестьянское восстание, рисует образ исторической фигуры – Емельяна Пугачёва.

Сейчас мы можем иначе взглянуть на тот кровопролитный бунт, однако в произведении поэта перед читателями ярко встаёт именно своеобразие характеров, сила духа и удаль людей.

Даже с такими неординарными образами, средствами изобразительности поэма читается легко, что обеспечивает воздушный слог Сергея Есенина.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина

  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..

    », анализ стихотворения Есенина, сочинение

  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина

  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина

  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина

  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина

  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина

  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина

  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина

  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина

  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина

  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

  • «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Пугачёв»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/538-pugachev-analiz

Ссылка на основную публикацию