Калинов и его обитатели в пьесе островского «гроза»

Город Калинов и его обитатели в «Грозе»

Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все тёмные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину.

Критикуя Островского, Добролюбов указывал на его «народное» мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые способны тормозить естественный прогресс. Тема «тёмного царства» поднимается во многих драмах Островского.

В пьесе «Гроза» город Калинов и его обитатели показаны ограниченными, «тёмными» людьми.

Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те пороки, которые есть в этом городе, характерны для всех городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду. Добролюбов называет Калинов «тёмным царством».

Обратите внимание

Определение критика в полной мере характеризуют атмосферу, описанную в Калинове. Жителей Калинова стоит рассматривать в неразрывной связи с городом. Все обитатели города Калинова обманывают друг друга, обворовывают, терроризируют других членов семьи. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а власть городничего только номинальная.

Это становится понятно из разговора Кулигина. Городничий приходит к Дикому с претензией: мужики жаловались на Савла Прокофьевича, ведь он обсчитывал их. Дикой совершенно не старается себя оправдать, напротив, он подтверждает слова городничего, говоря, что если купцы воруют друг у друга, то нет ничего плохого в том, что купец крадёт у простых жителей.

Сам Дикой жадный и грубый. Он постоянно ругается и ворчит. Можно сказать, что из-за алчности у Савла Прокофьевича испортился характер. В нём не осталось ничего человеческого. Даже Гобсеку из одноимённой повести О. Бальзака читатель сочувствует больше, чем Дикому. К этому персонажу не возникает никаких чувств, кроме отвращения.

Но ведь в городе Калинове его обитатели сами потакают Дикому: они просят у него денег, унижаются, знают, что их оскорбят и, скорее всего, нужную сумму не дадут, но всё равно просят. Больше всего купца раздражает его племянник Борис, ведь ему тоже нужны деньги. Дикой открыто грубит ему, проклинает и требует, чтобы тот уехал. Савлу Прокофьевичу чужда культура.

Он не знает ни Державина, ни Ломоносова. Его интересует только накопление и приумножение материальных благ.

Кабаниха отличается от Дикого. «Под видом благочестия» она старается всё подчинить своей воли. Она воспитала неблагодарную и лживую дочь, бесхарактерного слабого сына. Сквозь призму слепой материнской любви Кабаниха, кажется, не замечает лицемерия Варвары, но Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, каким сделала сына.

К своей невестке Кабаниха относится хуже, чем к остальным. В отношениях с Катериной проявляется желание Кабанихи всех контролировать, воспитать в людях страх. Ведь правителя либо любят, либо бояться, а любить Кабаниху не за что.

Нужно отметить говорящую фамилии Дикого и прозвище Кабанихи, которые отсылают читателей и зрителей к дикой, животной жизни.

Глаша и Феклуша – низшее звено в иерархии. Они обычные жители, которые рады прислуживать таким господам. Есть мнение, то каждый народ заслуживает своего правителя. В городе Калинове это подтверждается многократно.

Важно

Глаша и Феклуша ведут диалоги о том, что в Москве сейчас «содом», ведь там люди начинают жить по-другому. Жителям Калинова чужда культура и образование. Они хвалят Кабаниху за то, что та ратует за сохранение патриархального строя.

Глаша согласна с Феклушей в том, что только в семье Кабановых сохранились старые порядки. Дом Кабанихи – рай на земле, ведь в других местах всё погрязло в разврате и невоспитанности.

Реакция на грозу в Калинове больше схожа с реакцией на масштабное стихийное бедствие. Люди бегут, спасая себя, стараясь спрятаться. Всё потому что гроза становится непросто природным явлением, а символом божьей кары. Так воспринимают её Савл Прокофьевич и Катерина.

Впрочем, Кулигин совсем не боится грозы. Он призывает людей не паниковать, рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот глух к просьбам изобретателя. Кулигин не может активно противостоять устоявшимся порядкам, он приспособился к жизни в такой обстановке.

Борис понимает, что в Калинове мечты Кулигина так и останутся мечтами. При этом Кулигин отличается от остальных жителей города. Он честный, скромный, планирует зарабатывать своим трудом, не прося богатых о помощи.

Изобретатель детально изучил все порядки, которыми живёт город; знает, что происходит за закрытыми дверями, знает об обманах Дикого, но ничего не может с этим сделать.

Островский в «Грозе» город Калинов и его обитателей изображает с негативной точки зрения. Драматург хотел показать как плачевна ситуация в провинциальных городах России, сделал акцент на том, что общественные проблемы требует немедленного решения.

Приведенная характеристика города Калинова и его жителей пригодится ученикам 10 класса при подготовке сочинения на тему «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»».
Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/gorod-kalinov-i-ego-obitateli.html

Город Калинов и его обитатели в пьесе Гроза Островского сочинение

Действие произведения происходит в небольшом уездном волжском городке под названием Калинов, который является собирательным образом провинциальных русских городов.

Писатель представляет город в виде тихого поселения, ведущего размеренный ритм жизни, который на все повествовании произведения является статичным и пустым, при этом автор четко не описывает город, представляя его посредством раскрытия сюжетной линии пьесы и характеров персонажей.

Городской пейзаж изображается в виде патриархальной провинции, являющейся образцом и апогеем застойного существования местных жителей, обособленных от окружающего мира и интересующихся исключительно зоной собственного комфорта и благосостояния. При этом представители богатого сословия Калинова отличаются постоянными распрями, враждой и злобой не только по отношению к обычным жителям, но и к друг другу.

Совет

Обитатели города Калинова описываются писателем в основном в негативных образах, поскольку живут по домостроевским законам и отличаются грубостью, невежеством и нагольной бедностью, не замечая даже великолепной природы, окружающей город.

Отличительными особенностями городского населения являются малообразованность, отсутствие широкого кругозора, нежелание повышать свой жизненный уровень, черпая новости о мировых событиях не из газетных и книжных источников, а со слов приезжих странниц.

Наиболее яркими представителями общественной жизни Калинова являются купец Дикой, один из персонажей, характеризующий общество самодуров, и Кулигин, представленный полной противоположностью местному населению, поскольку имеет прогрессивные взгляды на существующую непроглядную жизнь.  

На примере описываемых событий, происходящих в городке, писатель демонстрирует плачевную ситуацию, которая повсеместно распространяется в российских провинциальных глубинках, не желающих принимать необходимость в дальнейшем развитии и самосовершенствовании.

Поскольку писатель осознает неумолимое жизненное движение, основным смыслом пьесы автор называет скорое наступление грозы, которая непременно грянет и в захолустном Калинове, внеся в его размеренную жизнь глоток свежего и сильного воздуха, смывая гнилостное, грязное покрытие, а первой ласточкой, предвещающей грозового наступления, произведения представляет главную героиню Катерину Кабанову.

По мнению литературоведов, писателю удается передать истинную сущность Калинова, заключенную в его определении в качестве темного царства, где пробивается лучик теплого света.

Вариант 2

В вымышленном городе Калинове из пьесы А.Н.Островского «Гроза» проживают люди  с совсем не вымышленными пороками. Есть здесь и невежественный деспот – Дикой, и домашний тиран – Кабаниха, и безвольный любитель выпить – Тихон, сын Кабанихи, и врунья Варвара, дочь Кабанихи. Все характеры героев во взаимодействии друг с другом приводят к трагическим последствиям.

Уже само название города – Калинов – намекает на горечь, горькую, как ягоды калины, судьбу. Это тихий провинциальный город на берегу Волги, в котором из достопримечательностей только новый бульвар, по которому прогуливаются исключительно в праздники, да и то, не чтобы воздухом подышать и красотой природы полюбоваться, а чтобы наряды свои показать.

Изобретатель Кулигин  – единственный житель города, пытающийся сделать что-то во благо людей. Пытается изобрести вечный двигатель, и мечтает на полученный за него миллион привести город в порядок, или хочет установить громоотводы и солнечные часы. Он не боится грозы и понимает её истинную природу, в отличие от остального народа, который считает грозу карой небесной.

Обратите внимание

Семья Дикого – это настоящее поле брани, где каждый день происходят «военные действия», и где главным воином является Дикой. У него есть деньги, и в его понимании деньги – это власть. Ему никто не указ. Он «питается» гневом и руганью. Хотя сам же от этого страдает.

Единственный человек, способный его выслушать и немного присмирить, это Кабаниха. Сама же она, как представитель старшего поколения, считает своим долгом не давать спуску молодым – своим детям и невестке Катерине, требуя почета и уважения.

Каждая её фраза в адрес сына Тихона  – это попытка вывести его на конфликт. Но Тихон не способен конфликтовать. Такое имя автор присвоил ему не случайно.

Его воля полностью подавлена, а  единственная мечта – напиться и забыть о своём доме, и даже о любимой жене.

Варвара, сестра Тихона, обладая более твёрдым характером, выучилась врать. Это оберегает её от душевных переживаний. Она, в какой-то мере, является виновницей смерти Катерины, потому что помогла устроить их с Борисом свидание, тем самым подтолкнув Катерину к её главному страху – измене.

Катерина  – особенный персонаж в контексте остальных жителей города. Она «зародилась горячая», у неё светлая душа и по-настоящему волевой характер. Она предпочла смерть насмешкам людей и упрёкам свекрови, которые ожидали её после признания в измене. Замужняя жизнь была для неё заточением.

И даже обретя истинное чувство взаимной любви с Борисом, она испытывала отчаяние, потому что чувство это было греховным. Её жизнь в городе Калинове была обречена, и она это чувствовала. Калинов – чуждый светлым чувствам, подавляющий их.

Борис же приехал из другого города, поэтому Катерина смогла полюбить его.

А что же представляет собой Борис? Несмотря на положительный и интеллигентный облик, есть в нём черты алчности, ведь приехал он ради наследства, а в финале пьесы, когда Катерина, мучимая душевными терзаниями, просит Бориса забрать её с собой из города, он отказывается, побоявшись ослушаться дядю. Возможно, любовь к Катерине была для него не более чем временным развлечением.

Важно

Таким образом, кратко охарактеризовав каждого из главных героев, можно сделать вывод, что город Калинов  – это тихий омут, в котором нет места светлому и доброму. Его жители боятся всего нового, чужды науке.

Город Калинов противопоставляется Москве, а также странам Персии и Турции, со слов странницы Феклуши. Она осуждает другие законы, обычаи, жизненный уклад, и при этом говорит про Калинов, что «у вас в городе рай и тишина».

С ней соглашается Кабаниха.

Всё необычное для Калиновцев подвергается осуждению. Катерина тоже являлась исключением для этого города, поэтому её постигла трагичная судьба.

Сочинение про город Калинов и его обитателей

Чтобы подробнее говорить об обитателях города, в котором разворачивается действие пьесы «Гроза», важно упомянуть о самом Калинове. Это собирательный образ города, который стоит на берегу Волги и некоторые источники утверждают, что его прототипом послужили сразу 4 уезда: Кострома, Торжок, Кинешма и Осташков.

Объяснить такое количество населенных пунктов можно тем, что автор считал, что такие же проблемы и пороки есть повсюду. Духовная убогость его жителей противопоставляется красотам города, которые уже давно не радуют обитателей городка. Они предпочитают не покидать своих жилищ, а вся их жизнь ограничена только Калиновом.

О новостях из большого света они узнают от приезжих.

Самым богатым человеком в пьесе является Дикой. Это конфликтный человек, для которого унижение слабого — каждодневная радость. Дикого испортили деньги, он делает все, что хочет и знает, что никакого наказания за этим не последует. В нем не осталось никаких человеческих чувств, главное для него — капитал.

В отличие от Дикого, который даже не пытается скрыть свои мотивы, другая героиня — Кабаниха прячет неблаговидные намерения «под видом благочестия». Всех домашних она заставляет следовать обрядам и обычаям, которые она переделала на свой лад. Для нее главное не порядок в доме, а иллюзия его соблюдения.

Даже ее собственная дочь, живет по принципу «делай что хочешь — только бы шито да крыто было». Она привыкла врать и изворачиваться, на глазах матери она живет по ее законам, а сама делает все, что ей только захочется. И в конце пьесы сбегает с Кудряшом из «темного царства». Но воспитание, которое она получила, все равно оставило отпечаток на ее характере.

Муж Катерины Тихон — безвольный молодой человек с детства привыкший слушаться свою мать и беспрекословно выполнять любой приказ. Катерина совсем его не любит, она хочет настоящих чувств, которые никогда не испытывала.

И ее взгляд обращается в сторону Бориса. Он мало чем отличается от ее мужа, разве что более образован. От Дикого ему досталась любовь к деньгам, ради которых Борис пойдет на все.

Чувства и любовь он променял на наследство, которое осталось ему от бабушки.

Всему населению Калинова противопоставляется образ Катерины. Самой искренней, чистой душой и смелой девушки, которая устала от гнета Кабанихи и единственным выходом из этой ситуации видит свою смерть, так как она больше не способна вынести жизни в ее доме.

Совет

Все жители этого города — «темное царство», правила и порядки которого поддерживаются невеждами, живущими в Калинове и изменить их вряд ли кому-то удастся. Люди там привыкли жить в атмосфере лжи и зависти и не хотят менять привычный уклад жизни. Они верят сплетням, слухам и сами тонут в этом болоте. А тот, кто не может приспособиться — обречен на гибель.

Читайте также:  Разумихин и раскольников: дружба двух противоположностей

← Семейный и социальный конфликт в драме Гроза
← Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе↑ ОстровскийОбраз и характеристика Катерины в пьесе Гроза →
Характеристика героев в пьесе Гроза →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/gorod-kalinov-i-ego-obitateli-v-pese-groza

Город Калинов в пьесе “Гроза” Островского: образ города, быт и нравы обитателей

Город Калинов и его обитатели.
Художник С. В. Герасимов

Город Калинов является одним из центральных образов в знаменитой пьесе “Гроза” А. Н. Островского.

В этой статье представлено описание города Калинов в пьесе “Гроза” Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.

Смотрите: 
Краткое содержание пьесы “Гроза”
Все материалы по пьесе “Гроза” Действие драмы “Гроза” происходит в уездном городе Калинове, в прекрасной местности на берегу Волги:
“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.”
О нравах жителей города Калинов мы узнаем из слов мещанина Кулигина, одного из героев “Грозы”.

По его мнению, в городе царят “жестокие нравы”, “грубость и бедность”:

“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.”

Главными представителями дикости, невежества и жестокости в городе Калинов являются две яркие личности: купец Дикой и Кабаниха.

Купец Дикой – богатый и влиятельный, но невежественный и жестокий человек. Так например, Дикой убежден, что гроза посылается людям в наказание и что громоотводы не нужен. Это более чем невежественный подход:

“Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.” (слова Дикого)
Очевидно, что купец Дикой успешно ведет свое хозяйство и хорошо считает деньги, но этим его кругозор и ограничивается. Нет сомнений, что остальные купцы в городе похожи на Дикого. Малограмотный Дикой, например, называет электричество “елистричеством”. Судя по всему, он, как и большинство обитателей города, не знает об открытии электричества:
Кулигин . Электричество.  

Дикой (топнув ногой) . Какое еще там елестричество! 

Обитатели Калинова в своем большинстве – это малообразованные купцы, мещане и крестьяне. Даже богатые обитатели Калинова, которым доступны книги и газеты, не отличаются образованностью.

В Калинове влиятельные, богатые люди не уважают представителей власти. Так например, купец Дикой обращается с городничим как со своим приятелем:

“Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!”

Бедные слои населения в Калинове спят по 3 часа в сутки, потому что работают “день и ночь”:

“Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки.”
В городе Калинов люди с деньгами стараются “закабалить” бедных и еще больше разбогатеть за счет дешевой рабочей силы. Именно так поступает купец Дикой, который еще никому не платит жалованье без ругани:

“А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет…”

Купцы города Калинов враждуют между собой, строят козни и судятся, подкупая чиновников:

“А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям…”

Очевидно, высокое искусство не в почете у жителей города Калинова. Самоучка Кулигин не решается писать стихи, так как боится, что его “проглотят живым”:

Борис . А вы умеете стихами? Вы бы и написали. Это было бы интересно. 

Кулигин . Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят.

Город Калинов живет своей скучной и однообразной жизнью. Малограмотные жители Калинова получают сведения о мире не из газет и книг, а от странниц, таких, как, например, Феклуша. Она сообщает о том, что есть неведомые страны, где живут люди с собачьими головами и т.д.:

“Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.”

Невежественные обитатели Калинова охотно верят подобным “просветителям”. Жители городка, например, верят, что Литва упала с неба:

1-й . А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.  

Женщина . Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны. 

1-й . А что, братец ты мой! Ведь это так точно!

Богатые обитатели города не гуляют по вечерам по бульвару, а рано запираются дома и спускают собак в страхе, что их обворуют:

“А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены…”
Богатые жители Калинова “поедом едят” своих домашних и тиранят их, но делают это за своими заборами, чтобы никто не узнал. Конечно, речь идет, в первую очередь, о семьях Кабановых и Дикого:

“…Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет.” 
К счастью, во всей этой мрачной картине есть и светлые штрихи, например, влюбленные парочки, гуляющие ночью по городу:

“А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.” Это было описание города Калинов в пьесе “Гроза” Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.

Смотрите: Все материалы по пьесе “Гроза”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/06/gorod-kalinov-groza-ostrovskij.html

Калинов и его обитатели в пьесе Островского «Гроза» | Литерагуру

(376 слов) Находящийся где-то на берегу реки-кормилицы Волги, Калинов – среднестатистический провинциальный городок, которых не счесть на карте. Он ничем не примечателен, но в то же время обаятелен и не лишён своих прелестей.

Что же, собственно, представляет собой этот самый город на Волге? Какие люди в нём обитают? Ответить на приведённые вопросы читателю помогает не только сюжетная канва, но и сам  сценический характер произведения.

Калинов буквально отделён невидимой, но чувствительной стеной от остального, внешнего мира, большинство жителей здесь на редкость необразованные и невежественные ханжи, напрочь лишённые идеалов, потерявшие всякую надежду и отказывающиеся принимать нововведения.

Савел Прокофьевич Дикой — образец «дремучести», стремящийся то и дело унизить и оскорбить окружающих. Бытует мнение, что он использует брань сугубо с целью самозащиты. Естественно, это его не оправдывает.

  Жадный и грубый, Дикой бранится без остановки. По-видимому, именно из-за алчности у Савла Прокофьевича такой жестокий нрав. В нём уже не осталось практически ничего человеческого. Все мы знаем, что к Дикому давным-давно прочно приклеилось слово «самодур».

Пусть это архаично, зато актуально и точно.

Марфа Кабанова того же поля ягода – она традиционалист, человек, тормозящий прогресс, чей жизненный стиль и уклад попросту вынуждают членов её семьи слепо следовать устаревшим моделям поведения, традициям и обычаям.

Обратите внимание

Кабанова регулярно донимает домашних на редкость нелепыми просьбами и требованиями, которые противоречат здравому смыслу. Марфа Игнатьевна страшна тем, что выдаёт собственные наставления за благочестие, будучи ни на грамм не благочестивой.

Варвара, дочь Кабанихи, один из самых ярких и очевидных протагонистов в «Грозе». Хитрая и мудрая, она сумела вырваться из этого «тёмного царства», сумев подстроиться под его правила и требования.

Жертвами всеобщего самодурства являются бесхарактерный и безвольный Тихон, спивающийся сын Кабанихи, и Борис, «серый» и мягкотелый персонаж, де-факто ничем от Тихона не отличающийся.

Купец Кулигин, чьими устами Островский охарактеризовал быт и жизненный уклад Калинова, является для читателя неким подобием Чацкого, носителем «новых взглядов», чьё мировоззрение кардинально отличается от мировоззрения остальных. Кулигин готов практически безвозмездно трудиться на пользу общества и менять жизнь города к лучшему, однако все его потуги и порывы разбиваются о камни жестокой реальности.

Катерина, являющаяся главной героиней пьесы «Гроза», аккумулирует все лучшие черты души русского человека.

Именно она, по мнению Николая Добролюбова, и является «лучом света в темном царстве».

Её кончина станет некоей временной границей, перейдя которую, жители Калинова начнут-таки бороться против господствующей тирании. Смогут ли они бросить вызов судьбе и сломать оковы – неизвестно…

Источник: https://LiteraGuru.ru/kalinov-i-ego-obitateli-v-pese-ostrovskogo-groza/

Сочинение Город Калинов и его обитатели в пьесе Островского Гроза

Пьеса Александра Островского “Гроза” создавалась драматургом накануне реформы 1861 года. Уже назрела необходимость общественно-социальных перемен, идут споры, обсуждения, движение общественной мысли. Но есть в России места, где время остановилось, общество пассивно, перемен не хочет, боится их.

Таков город Калинов, описанный Островским в его пьесе “Гроза”. Город этот реально не существовал, это вымысел писателя, но тем самым Островский показывает, что в России немало ещё таких мест, где царят застой и дикость.

При всём том город расположен в прекрасной местности, на берегу Волги.

Окружающая природа просто кричит о том, что в этом месте мог бы быть рай! Но счастья, в полном понимании этого слова, у жителей этого города нет, и виной тому они сами.

Важно

Обитатели Калинова в большинстве своём люди не желающие никаких перемен, малограмотные. Одни живут упиваясь своей властью, которую дают им деньги, другие мирятся с унизительным положением своим и ничего не делают, чтобы из этого положения выйти. Тёмным царством назвал Калиновское общество Добролюбов.

Главные отрицательные герои пьесы Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

Дикой купец, важное лицо в городе. Если характеризовать его коротко, он самодур и жмот. Всех, кто ниже его по положению, он просто не считает за людей. Дикой может запросто обсчитать работника, а родному племяннику не хочет отдавать наследство, оставленное ему бабушкой. При этом такими своими качествами он очень гордится.

Богатая купчиха Кабаниха сущее наказание для своей семьи. От этой властной, сварливой особы нет покоя никому в доме. Она хочет, чтобы ей беспрекословно все подчинялись, жили по законам “Домостроя”. Кабаниха калечит жизнь своих детей и при этом ставит такое существование себе в заслугу.

Сын кабанихи смирный трусоватый Тихон боится лишнее слово сказать против властной матери и не может даже защитить свою жену, которую Кабаниха постоянно попрекает и унижает. Зато её дочь Варвара научилась врать и жить двойной жизнью, чтобы выйти из-под влияния мамаши, и её такое положение вещей вполне устраивает.

Борис, племянник Дикого, полностью зависит от своего дяди, хотя он получил образование, человек не глупый, не делает никаких движений, чтобы от этой зависимости освободиться. Своей несамостоятельностью и нерешительностью он губит любимую женщину.

Мещанин Кулигин, самоучка-изобретатель, человек умный, осознающий всю глубину застоя и дикости в обществе, но он тоже ничего не может поделать в этой ситуации и уходит от действительности, пытаясь осуществить невозможное, изобрести вечный двигатель.

Человек, который может дать хоть какой-то отпор хамству и самодурству Дикого, это его работник Ваня Кудряш, второстепенный герой пьесы, играющий, однако, значительную роль в разворачивающемся действии.

Совет

Единственный чистый и светлый человек в этом городе, невестка Кабанихи Катерина. Она не может жить в этом болоте, где не любви, нет нормальных человеческих отношений, где правят ложь и лицемерие. Против этого она протестует своей гибелью, решившись на этот страшный шаг, она, хоть на миг, обретает такую желанную волю.

Островский назвал свою пьесу “Грозой” не просто так, название осмысленно. Назревавшие перемены в обществе, как грозовые тучи собираются над головами обитателей “тёмного царства”. Катерина в своём смятении думает, что гроза послана ей, как наказание за измену, но на самом деле гроза должна, наконец, разрушить это засилье застоя, рабства и зла.

Образ города Каоинов, быт и нравы обителей

Все события в произведении драматического характера под названием «Гроза», написанного Островским, происходят на территории города Калинова. Город является уездным и располагается на одном из берегов Волги. Автор говорит о том, что местность отличается прекрасными пейзажами и радует взгляд.

Мещанин Кулагин рассказывает о нравах жителей города, его мнение заключается в том, что у каждого из жителей достаточно жестокие нравы, они привыкли быть грубыми и жестокими, такие проблемы часто порождала существующая бедность.

Центром жестокости становятся два героя – купец Дикой и Кабаниха, которые являются яркими представителями невежества и грубости, обращенной к окружающим людям.<\p>

Дикой, занимающий должность купца, достаточно богатый человек, скупой и обладающий большим влиянием в городе. Но при этом он привык держать в руках власть достаточно жестоко.

Он уверен в том, что гроза посылается людям каждый раз, как наказание за их неправильные поступки и поэтому они должны ее терпеть, а не ставить громоотводы на дома. Также из повествования читатель узнает, что Дикой хорошо ведет хозяйство, правильно относится к финансовым вопросам, но это все, что ограничивает его кругозор.

Читайте также:  Краткая биография и.с. тургенева: самое главное о писателе

При этом стоит отметить его необразованность, он не понимает зачем нужно электричество и как на самом деле оно работает.

Поэтому можно сделать вывод, что большинство купцов и мещан, живущих на территории городка, люди необразованные, не способные принимать новую информацию и менять свою жизнь в лучшую сторону. При этом, всем доступны книги и газеты, которые они могут регулярно читать и повышать свою внутреннюю интеллигенцию.

Обратите внимание

Все, кто обладает определенным богатством не привыкли с уважением относиться к любым чиновникам и представителям власти. Они относятся к ним с неким пренебрежением. А к городничему относятся как к соседу и общаются с ним по-приятельски.

Бедные слои населения привыкли спать не более трех часов в сутки, они работают дни и ночи на пролет. Богатые стараются всеми возможными способами закабалить бедных и получить еще больше денег за счет чужой работы. Поэтому и сам Дикой никому не платит за работу, а все получают жалование только через большую ругань.

При этом в городе часто происходят скандалы, которые не приводят ни к чему хорошему. Кулигин старается сам писать стихотворения, он является самоучкой, но при этом боится показывать свой талант, так как боится, что его поглотят живым.

Жизнь в городе течет скучно и однообразно, все жители привыкли больше слушать Феклушу, чем читать газеты и книги. Именно он рассказывает другим о том, что существуют такие страны, где есть люди, у которых голова собаки на плечах.

Вечером жители городка не выходят гулять по узким улочкам, они стараются запереть дверь на все замки и остаться внутри дома. Также они спускают собак, чтобы те защитили их от возможного грабежа. Они очень сильно переживают за свое имущество, которое порой достается им непосильным трудом. Поэтому стараются всегда находиться дома.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/gorod-kalinov-i-ego-obitateli-v-pese-ostrovskogo-groza

Город Калинов и его обитатели в пьесе А. Н. Островского “Гроза”

1. Общая характеристика места действия. 2. Калиновская “элита”. 3. Зависимость людей от самодуров.

4. “Вольные пташки” Калинова.

“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – так А. Н. Островский характеризует место действия пьесы устами одного из персонажей, наблюдательного и остроумного изобретателя-самоучки Кулигина.

Примечательно, что пьеса начинается со сцены, в которой этот же герой любуется видом на Волгу. Автор словно невзначай противопоставляет красоту природы, неохватность ее просторов ханжескому провинциальному быту.

Люди, имеющие вес в Калиновском обществе, в подавляющем большинстве стараются представиться в наилучшем свете перед посторонними, а “своих домашних едят поедом”.

Важно

Одним из ярких представителей калиновской “элиты” является богатый купец Савел Прокофьич Дикой. В семейном кругу он невыносимый тиран, которого все боятся.

Его жена каждое утро дрожит: “Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!” Однако Дикой способен рассердиться без особых причин: тогда он рад с руганью наброситься на своих <\p>

домочадцев и наемных работников. Всем, кто у него служит, Дикой постоянно недоплачивает, так что многие работники жалуются городничему.

На увещевания городничего, предложившего купцу платить своим работникам как положено, Дикой спокойно ответил, что из этих недоплат у него скапливаются значительные суммы, а городничему стоит ли беспокоиться о таких пустяках?

Низость натуры Дикого проявляется и в том, что неудовольствие, которое он не вправе выразить виновнику, бешеный купчина вымещает на безответных домашних.

Этот человек без зазрения совести готов отнять положенную долю наследства у своих племянников, тем более что в завещании их бабушки оставлена лазейка – племянники вправе получить наследство только в том случае, если они будут почтительны к дяде.

“…Хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?” – рассудительно говорит Борису Кулигин. Зная местные нравы, Кулигин убежден, что племянники Дикого останутся ни с чем – зря Борис терпит дядину ругань.

“Нашей бы хозяйке за ним быть, она б его скоро прекратила”, – полагает служанка в доме Кабановых, говоря о Диком и Кабанихе. В самом деле с Кабанихой Дикой беседует, как с равным человеком, с которым он может поделиться своими проблемами.

Дикой рассказывает Кабанихе о случае, который великолепно иллюстрирует сущность характера Дикого: сначала он обругал мужика, который потребовал у него деньги за привезенные дрова, а потом прилюдно кланялся мужику и просил прощения.

Дело в том, что эта неприятность произошла во время великого поста: обругав мужика, Дикой согрешил, хотя точно так же он грешит постоянно, не слишком этим озадачиваясь. Вообще Дикой, как легко заметить из текста пьесы, не слишком заботится о том, чтобы выглядеть пристойно.

Он ругает племянника прямо на улице, готов накричать на любого, где угодно.

Не такова Кабаниха – она тоже тиранит своих домашних, но “под видом благочестия”. Дом Кабанихи – рай для странников и богомольцев, которых купчиха радушно принимает согласно старинному русскому обычаю.

Откуда появился этот обычай? В Евангелии рассказывается, что Христос учил своих последователей помогать нуждающимся, говоря, что сделанное для “одного из малых сих” в итоге сделано как бы для Него Самого. Кабаниха свято хранит старинные обычаи, которые для нее являются чуть ли не основами мирозданья.

Но она не считает грехом то, что “точит, как ржа железо” своего сына и невестку. Дочь Кабанихи в конце концов не выдерживает и убегает с любовником, сын постепенно становится пьяницей, а невестка от отчаяния бросается в реку. Набожность и благочестие Кабанихи оказываются лишь формой без содержания.

Совет

По словам Христа, такие люди подобны гробам, которые аккуратно покрашены снаружи, а внутри полны нечистот.

Немало людей зависят от Дикого, Кабанихи и им подобных. Безрадостно существование людей, живущих в постоянном напряжении и страхе. Так или иначе в них поднимается протест против постоянного подавления личности. Только проявляется этот протест чаще всего уродливым или трагическим образом.

Сын Кабанихи, в семейном быту покорно терпящий назидательные поучения властной матери, вырвавшись на несколько дней из дома, забывает обо всем в беспробудной пьянке: “Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет”. Любовь Бориса и Катерины тоже своего рода протест против гнетущей обстановки, в которой они живут.

Не радость Приносит эта любовь, хоть она и взаимна: протест против лицемерия и притворства, обычного в Калинове, заставляет Катерину признаться перед мужем в своем грехе, а протест против возвращения к постылому образу жизни толкает женщину в воду.

Наиболее продуманным оказывается протест Варвары – она убегает вместе с Кудряшом, то есть вырывается из обстановки ханжества и тиранства.

Кудряш – личность по-своему примечательная. Этот ухарь никого не боится, даже грозного “воина” Дикого, у которого он работал: “…Я перед ним рабствовать не стану”.

Кудряш не обладает богатством, зато он умеет поставить себя в обществе людей, в том числе и таких как Дикой: “Я грубиян считаюсь, за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай он меня боится”.

Таким образом, мы видим, что у Кудряша развито чувство собственного достоинства, он человек решительный и храбрый. Конечно, он отнюдь не какой-то идеал. Кудряш тоже является продуктом того общества, в котором он живет.

“С волками жить – по-волчьи выть” – в соответствии с этой старинной пословицей Кудряш не прочь бы пообломать бока Дикому, если бы отыскалось несколько таких же отчаянных парней для компании, или же “уважить” самодура другим способом, соблазнив его дочь.

Обратите внимание

Другой тип человека, не зависящего от калиновских самодуров, являет собой изобретатель-самоучка Кулигин. Этот человек, как и Кудряш, превосходно знает, какова подноготная местных тузов.

Он не строит никаких иллюзий относительно своих сограждан и тем не менее этот человек счастлив.

Человеческая низость не заслоняет ему красоты мира, суеверие не отравляет его души, а научный поиск придает его жизни высокий смысл: “А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь”.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/gorod-kalinov-i-ego-obitateli-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza/

2 сочинения по теме «Город Калинов в пьесе Островского «Гроза»

статьи

школьная программа

Предлагаю вашему вниманию два школьных сочинения по теме города Калинова из пьесы Островского «Гроза». Первое под названием «Город Калинов и его обитатели», а второе – описание этого провинциального города в необычной форме, в формате письма другу от лица Бориса.

1-е сочинение, «Город Калинов и его обитатели»

Перед созданием пьесы Островский совершил путешествие по городам Поволжья в составе экспедиции, изучавшей быт и нравы этой провинции.

Поэтому образ города Калинова получился собирательный, основанный на наблюдениях писателя, и во многом напоминающий реальные города на Волге тех времен.

Не случайно за звание прообраза Калинова спорили почти все города Поволжья (Торжок, Кострома, Нижний Новгород, Кинешма и другие).

Калинов стал обобщённым образом русского провинциального города. Важна именно идея похожести на типичный русский городок, действие пьесы могло происходить в любом из таких мест.

Об это свидетельствует и тот факт, что в пьесе нет подробного описания города, судить о нём мы можем лишь из нескольких ремарок и косвенных описаний.

Так, ремаркой с описанием открывается сама пьеса: «Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой — сельский вид».

Калинов – это город с вымышленным названием, и для читателей очень полезно понять, почему город называется именно так.

Важно

С одной стороны, интересна сама семантика слова «калина» (т.к. суффикс «ов» типичен для названия русских городов, например, Псков, Тамбов, Ростов и т.д.) — это яркая, внешне очень красивая ягода (как и сам город, бульвар на высоком берегу Волги), но внутри она горькая и невкусная.

Это сходно с внутренней жизнью города, той самой, что скрыта за высокими заборами – это тяжёлая, и в чем-то даже страшная жизнь.

Характеристику Калинову даёт механик-самоучка Кулигин, восхищающийся красотами местной природы: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется», и одновременно признающий: «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие».

При всей внешней благоустроенности города там скучно, тоскливо, стоит душная и неприятная атмосфера. Одна из важнейших деталей города – бульвар, где никто не гуляет.

Обеспеченные же горожане предпочитают совсем иное развлечение – судиться и браниться с соседями, строить козни, да «пожирать» своих домашних.

Еще одним «развлечением» становится посещение храма, куда люди приходят не для искренних молитв и общения с Богом, а для обмена сплетнями и зрелищ.

Неудивительно, что город, в котором царит ханжество и лицемерие, хвалит такая же лицемерная Феклуша («Благолепный город»).

Днём Калинов полностью принадлежит чопорным людям, а по ночам гулять на бульвар выходят парочки, «ворующие» часок другой так, чтобы всё было «шито да крыто», чтобы ничто не нарушало внешнего благополучия города, жители которого живут в патриархальном укладе и читают «Домострой».

Совет

Калинов, по сути, не имеет постоянных связей с миром, он закрыт и замкнут в себе. В нём не читают газет, не узнают новостей о мире, тут с легкостью принимаются за чистую монету рассказы Феклуши о её странствиях.

Город выступает в чём-то символической силой, подпитывающей власть самодура Дикого (покидая город, он словно лишается своей силы). Бежать из города стремится Тихон, в Калинове он всегда забит и подавлен, но за его пределами пытается освободиться из оков. Даже чужак Борис ощущает давление провинциальных устоев.

Другая ассоциация, которую вызывает вымышленный город из пьесы Островского – это Калинов мост из русской сказки об Иване-крестьянском сыне и Чудо-Юде. Этот мост являлся местом, где сходились в борьбе добро и зло. Также и Калинов является сценой, где разворачивается трагедия личности Катерины, непримиримости её чистой и светлой души с порядками города, а также история её греховной любви.

Город вступает в сюжетное взаимодействие с персонажами, оттеняет их чувства и мысли. Так, в праздничный день посреди города Катерина кается в своих грехах перед всем миром, при этом фоном на стенах видны фрески страшного суда.

Ещё один элемент города – это сад, где Катерина встречается с Борисом. Он напоминает райский сад, здесь же, как и в известном библейском сюжете, совершается грехопадение Катерины.

Важную символическую роль играет и Волга, омывающая Калинов. В драме река олицетворяет собой силу, свободу, энергию, чистые чувства. Не случайно так стремится к воде Катерина (её убивает не вода, а якорь).

Город Калинов, очевидно, был нужен Островскому, чтобы показать уклад русской жизни в небольшом, провинциальном городе, которых так много в России, и любой из них, отчасти, напоминает Калинов.

Калинов выступает не просто фоном, на котором разворачиваются события, он также передаёт настроение своих жителей, помогает раскрыть их характеры, в чем-то берёт на себя символическую функцию, обогащающую пьесу.

Автор сочинения – Измайлова Е. А.

Сочинение «Характеристика города Калинова в форме дружеского письма»

Любезный мой друг!

Давно я не писал писем, но сейчас душа просит. Пишу к тебе, чтобы рассказать о своей жизни в городе Калинове, где нахожусь с недавнего времени.

Если ты вдруг задашься вопросом о том, как же я попал сюда, то могу уверить тебя, что это было не самым благополучным стечением обстоятельств. Не вызывает сомнений красота этого места, но люди тут — сброд. Приехал я сюда к своему дядюшке, Савелу Прокофьевичу.

Дядюшка по завещанию батюшки моего должен нам с сестрой некую сумму, которую мы получим только в том случаи, если будем к нему почтительны.

Обратите внимание

Милый друг, это кажется почти невозможным! Настолько он самодур, что только дай ему малейший повод для гнева — страдать будет все семейство и каждый, кого встретит он на своём пути. Рад, что сестра осталась дома и не поехала со мной, ей бы совсем худо было тут.

Читайте также:  Тема родины в «слове о полку игореве»

Калинов — заурядный провинциальный город, единственное, что, возможно, заставляет здесь душу шириться, так это вид на Волгу, но не более того. В остальном очень серо, скучно. Множество купеческих домов, бульвар, да церквушка — ничего кроме, здесь, пожалуй, ты не найдёшь.

Весь город как будто никого кроме двух купцов не видит: только дядька мой, да ещё одна купчиха — Кабаниха. Они здесь словно во главе всего, все подчинено им, а они, в свою очередь, никого ни во что не ставят: каждый должен их слушать и выполнять, что велено.

Время здесь будто совсем мертвое, люди узколобые, никто и представить себе не может, что за пределами их городка есть ещё мир, живой мир, который не стоит на месте. Они даже не осознают масштаба собственной катастрофы.

Стоит отдать им должное в том, что работают в большинстве своём не покладая рук, но ведь совсем замерли они в этом, увязли. Они невежды, верят во все, что сказано им, потому то так скучна и однообразна жизнь их.

Единственный, с кем я могу маломальски говорить о чем-либо — Кулигин, но он здесь пропадёт, растеряет все, что есть в его голове, чужой он тут.

Так вот и проживаю дни свои в этой трущобе. Силы выносить все это уже на исходе, да и бросил бы давно, не будь сестры со мной, а так терпеть приходиться, не могу я ее подвести.

У тебя как дела, милый друг? Все ещё пишешь свои романы, или совсем со службой забросил писательство? Расскажи мне обо всем, что у тебя на душе, хочу знать все до мельчайших подробностей!

До следующего письма, крепко обнимаю тебя.

С наилучшими пожеланиями,

Ваш преданный друг Борис Григорьевич.

Октября 14, 1859 года

Сочинение предоставлено Греховой Юлией.

Источник: https://chitatelnica.ru/stati/gorod-kalinov-ostrovskiy-groza.html

Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали.

«Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », — восторгается местный механик самоучка Кулигин.
Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне.

Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни, с одной стороны, и ограниченности быта в маленьком купеческом городке, с другой.

Важно

Великолепные картины волжского пейзажа органично вплелись в структуру пьесы. На первый взгляд, они противоречат ее драматической природе, но на самом деле — вносят в обрисовку места действия новые краски, выполняя тем самым важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начинается, ею же она и заканчивается.

Только в первом случае она рождает ощущение чего-то величественно-прекрасного и светлого, а во втором — катарсис. Пейзаж также служит для более яркой обрисовки действующих лиц — тонко чувствующих его красоту Кулигина и Катерины, с одной стороны, и всех, кто к нему равнодушен, — с другой.

Гениальный драматург так тщательно воссоздал место действия, что мы можем, зрительно представить себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе. Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами.

Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновс-кие улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь.

Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются «благородные семейства» и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка.

Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.

Жители Калинова ведут сонное, размеренное существовайие: «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать».

Обыватели суеверны и покорны, у них нет стремления к культуре, наукам, их не интересуют новые идеи и мысли. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие». Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! — говорит Кулигин, обращаясь к новому человеку в городе Борису. — В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба.

А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…» Говоря о толстосумах, Кулигин зорко замечает их взаимную вражду, паучью борьбу, сутяжничество, пристрастие к кляузам, проявление жадности и зависти.

Он свидетельствует: «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные клаузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям».

Совет

Ярким образным выражением проявления грубости и вражды, царящих в Калинове, становится невежественный самодур Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и «пронзительный мужик», как характеризуют его жители.

Наделенный необузданным нравом, он запугал своих домашних (разогнал «по чердакам и чуланам»), терроризирует племянника Бориса, который «достался ему на жертву» и на котором он, по словам Кудряша, постоянно «ездит».

Издевается он и над другими горожанами, обсчитывает, «куражится» над ними, «как его душе угодно», справедливо полагая, что «унять-то» его все равно некому. Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, — содержание всей его жизни.

Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова, «ханжа», как характеризует ее все тот же Кулигин. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Кабаниха твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен. Она не может смириться с тем, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Она не ругается, как Дикой.

У нее свои методы устрашения, она въедливо, «как ржа железо», «точит» своих близких.

Дикой и Кабанова (один — грубо и открыто, другая — «под видом благочестия») отравляют жизнь окружающим, подавляя их, подчиняя своим порядкам, уничтожая в них светлые чувства. Для них потеря власти — потеря всего, в чем они видят смысл существования. Поэтому они так ненавидят новые обычаи, честность, искренность в проявлении чувств, тяготение молодежи к «воле».

Особая роль в «темном царстве» принадлежит таким как невежественная, лживая и наглая странница-попрошайка Феклуша.

Обратите внимание

Она «странствует» по городам и весям, собирая нелепые россказни и фантастические истории — об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевел, об огненном змие.

Создается впечатление, что она нарочно перевирает услышанное, что ей доставляет удовольствие распространять все эти сплетни и нелепые слухи, — благодаря этому ее охотно принимают в домах Калинова и подобных ему городков.

Феклуша выполняет свою миссию не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят. Образ Феклуши, олицетворяющей зло, лицемерие и грубое невежество, был очень типичен для изображаемой среды. Такие феклуши, разносчицы вздорных вестей, затуманивающих сознание обывателей, и богомольцы были необходимы хозяевам города, так как поддерживали авторитет их власти.

Наконец, еще одним колоритным выразителем жестоких нравов «темного царства» является в пьесе полусумасшедшая барыня. Она грубо и жестоко грозит гибелью чужой красоте.

Это ее страшные пророчества, звучащие» словно голос трагедийного рока, получают в финале свое горькое подтверждение. В статье «Луч света в темном царстве» Н.А.

Добролюбов писал: «В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц»: без них Мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы…»

Дикой, Кабанова, Феклуша и полусумасшедшая барыня — представители старшего поколения — являются выразителями худших сторон старого мира, его темноты, мистики и жестокости. К прошлому, богатому своей самобытной культурой, своими традициями, эти персонажи отношения не имеют.

Но в городе Калинове, в условиях, подавляющих, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения.

Важно

Кто-то, как Катерина, тесно связанная укладом города и зависимая от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.

Тихон — сын Марфы Кабановой и муж Катерины — наделен от природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества. Он привык.

беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует, и не способен проявить неповиновение. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир.

Только в финале этот слабохарактерный, но внутренне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.

Борис, « молодой человек, порядочного образования », единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению.

Это душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек, к тому же своей образованностью, манерами, речью заметно отличается от большинства калиновцев.

Он не понимает местных обычаев, но не способен ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни «противиться пакостям, которые делают другие». Катерина сочувствует его зависимому, униженному положению.

Но и нам остается только посочувствовать Катерине — ей довелось встретить на своем пути человека безвольного, подчиненного капризам и прихотям своего дяди и ничего не предпринимающего для изменения такого положения. Прав был Н.А. Добролюбов, утверждавший, что «Борис — не герой, он далеко стоит от Катерины, она и полюбила-то его на безлюдье».

Совет

Веселая и жизнерадостная Варвара — дочь Кабанихи и сестра Тихона — жизненно полнокровный образ, но от нее веет какой-то духовной примитивностью, начиная с поступков и повседневного поведения и кончая ее рассуждениями о жизни и грубовато-развязной речью. Онаприспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Она во всем слишком земная.

Таков и ее протест — побег с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко» не задумываясь. Варвара, научившаяся жить, руководствуясь принципом: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было», на бытовом уровне выразила свой протест, но в целом живет по законам «темного царства» и по-своему обретает согласие с ним.

Кулигин, местный механик-самоучка, который в пьесе выступает «обличителем пороков», сочувствует бедным, озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, цолучив награду за открытие вечного двигателя.

Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно.
Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться.

Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.

Среди действующих лиц драмы нет никого, кроме Бориса, кто не принадлежал бы к калиновскому миру по рождению или воспитанию. Все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Но жизнь не стоит на месте, и самодуры ощущают, что их власть ограничивается. «Помимо их, не спросясь их, — говорит Н.А. Добролюбов, — выросла другая жизнь, с другими началами…»

Из всех действующих лиц только Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма — устремлена в будущее. Потому что, как отмечал академик Н.Н.

Скатов, «Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности». Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв.

Обратите внимание

Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, пусть и ценой собственной жизни, что близится конец «темного царства». Созданием такого выразительного образа А.Н.

Островский показал, что и в окостеневшем мире провинциального городка может возникнуть «народный характер поразительной красоты и силы», пера которого основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой то высшей правде.

Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное — эти начала парадоксально соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А.

Добролюбов, назвав этот мир «темным царством». Этот фразеологизм — сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы», мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке.

«Жестокие нравы» царят в этом городе, жестокие…

Характеристика героев в пьесе «Гроза»

Источник: http://resoch.ru/gorod-kalinov-i-ego-obitateli-v-pese-groza/

Ссылка на основную публикацию