Отзыв о пьесе «гроза» для читательского дневника (а. островский)

Отзыв о спектакле по пьесе Островского «Гроза»

Отзыв о спектакле по пьесе Островского «Гроза». Пьеса А. Н. Островского «Гроза»  не раз ставилась на сцене русского театра. Каждый из режиссеров и актеров хотел донести до зрителя свое понимание конфликта пьесы.

О разных интерпретациях одних и тех же образов, об актерах,и отзыв о спектакле по пьесе Островского «Гроза» , я хочу написать в этом сочинении.

Размышляя над пьесой, нельзя не учитывать, что это драматургическое произведение, рассчитанное на сценическое воплощение.

Обратите внимание

И как бы ни были многочисленны авторские ремарки, помогающие читателю увидеть многие детали, а порой и саму суть той или иной сцены, окончательное решение — за режиссером и актером.

В их власти заставить нас относиться более или менее снисходительно к отрицательному герою. Во многом от них зависит, будем ли мы восторгаться положительным героем, сострадать ему.

Этим летом Малый театр, в котором так много и плодотворно работал А. Н. Островский, ставил «Грозу». Спектакль транслировался по телевидению. И хотя пьеса была мне хорошо знакома, я увидела совершенно новые, даже незнакомые образы. Только реплики персонажей были привычными.

Удивила, даже поразила меня трактовка образа Катерины. Поразила настолько, что я даже не запомнила фамилии актрисы, ее сыгравшей. Но это было не то, что называется «приятно поразить». Напротив.

В каком-то смысле это была больше Катерина «по Писареву», чем Катерина «по Добролюбову». Катерина выходит на сцену — восторженная, добрая, прекрасная, но она не понимает, куда попала и что ее ждет.

Все свои беды: и тиранию Кабанихи, и безволие Тихона, и непонимание ее Борисом в сцене прощания — она сознает и поначалу принимает как небесную кару.

К концу пьесы, не выдержав мысли о каре, Катерина, ни в ком не найдя поддержки, постепенно начинает сходить с ума. В сцене с сумасшедшей барыней она впадает не только в отчаяние. В ее исступленных метаниях появляется что-то нереальное, неестественное, жуткое, не свойственное психически здоровому человеку.

В сцене самоубийства Катерина произносит свои последние слова: «Под деревом могилушка… Как хорошо! Солнышко ее греет, дождичком мочит… весной на ней травка вырастает, легкая такая…» После каждой фразы — пауза. Катерина смотрит в одну точку. Слабо улыбается.

Важно

Мне видится неестественный румянец, лихорадочный блеск в глазах. Катерина усмехается, но этот смех не грустный. Это смех веселый, искренний. Наверное, так смеются в детстве. В глазах появляется безумие. Становится страшно.

Хочется подальше отодвинуться от телевизора.

«Цветочки расцветут, желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие». Голос, которым произнесла актриса эти слова, убеждает: Катерина — жертва. Ибо не может быть победителем человек, сошедший с ума.

Конечно, такая трактовка образа оказывает огромное влияние на зрителя. Суть «темного царства» в этой интерпретации лучше всего раскрыта в эпизоде признания Катерины. Она мечется от одного человека к другому в отчаянии и страхе.

А все свидетели ее горя стоят молча, неподвижно. Что они слушают? Грозу? Или ждут признания Катерины? Одна лишь Варвара пытается остановить ее.

Наверное, кто-то и поддержал бы несчастную женщину, но как можно? Ведь рядом — Кабаниха, и все превращены в статистов.

И вот в этом мире холода и равнодушия погибает Катерина. В мире, где каждый может быть пассивным свидетелем любых издевательств, любой тирании, если прикажут. Если третьего не дано, порядочнее быть жертвой, чем глухонемым статистом — пассивным свидетелем страданий других людей.

Перечитываю последнюю страницу. Нет, как ни сильна по воздействию такая трактовка, Островский стремился к другому. Стремился, наверное, подсознательно, так как не был революцио-нером-демократом. Нет, не только сострадание и жалость должна вызывать Катерина. Она должна быть победителем.

Конечно, в том смысле, в каком это возможно при таких обстоятельствах. Катерина должна осознавать свое самоубийство, свой протест.

Осознавать, конечно, не как протест против самодержавия (этого она знать не могла), но хотя бы как протест против Кабанихи и дома, где «все как будто из-под неволи», и ради этого преодолеть в себе страх, имеющий глубочайшие корни.

Совет

В этом смысле мне представляется совершенной игра Аллы Тарасовой в старой постановке Малого театра. Ее героиня до последнего мгновения осознает каждое свое желание, каждый поступок.

А в эпизоде прощания с Борисом Катерина, как ей ни хочется видеть возлюбленного прекрасным, угадывает его малодушие, слабость, зависимость от Дикого. Героиня Тарасовой задумывается над этой зависимостью.

Конечно, эти мысли теряются в глубоком страдании любящей женщины, принужденной жить среди тех, кто ей ненавистен. «Возьми меня с собой отсюда!» — эти слова произносятся тихо, с опущенной головой, без всякой надежды на желанный ответ.

Значит, Катерина понимает, почему Борис не ответит ей согласием, раз смогла предугадать ответ. И еще задолго до того Катерина Тарасовой подсознательно решила, что покончит с собой, если ничего не изменится. А измениться ничто не могло. И долго после ее смерти не менялось ничего в русской действительности.

Игра Тарасовой убеждала, что Катерина гибнет из-за своего полного одиночества, совершенно лишенная поддержки.

В «темном царстве» все поддерживают друг друга: Кабаниха, Феклуша, Дикой… Все они, стоя на разных ступенях социальной лестницы, крепко держатся один за другого. У Катерины нет поддержки.

Но в игре Тарасовой есть ощущение времени: живи Катерина чуть позже — она бы эту поддержку нашла. Ощущение времени. Может быть, это именно отличает игру хорошего, думающего, талантливого актера.

Спектакль по пьесе А. Островского «Гроза» заставил меня по-другому увидеть судьбы героев пьесы и еще раз доказал, что разные поколения артистов, читателей и зрителей могут по-разному интерпретировать содержание классических произведений.

Источник: https://www.prepodka.net/otzyv-o-spektakle-po-pese-ostrovskogo-groza/

Краткое содержание пьесы Островского «Гроза» по действиям, характеристика героев и анализ произведения

Островский написал драму под названием «Гроза» после поездки по городам Поволжья. Он отразил в произведении нравы, быт и обычаи жителей многих провинций.

Драма написана в 1859 году. В этот период было отменено крепостное право. Но автор не упоминает об этом событии. Основной акцент делается на конфликт, который возник в середине 19 века.

История создания

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» нравится многим людям. Автором является крупный культурный деятель. Его творчество навсегда закрепили в литературе.

Он вложил неоценимый вклад в развитие. Пьеса «Гроза» написана после длительного путешествия по Волге.

Благодаря морскому министерству была организована поездка, с Островским. Главной задачей этнографической экспедиции было изучить обычаи и нравы населения Российской Федерации.

Обратите внимание

Прототип города Калинов – многие приволжские населенные пункты. Они похожи друг на друга, но есть и уникальные черты.

Островский является опытным исследователем, и наблюдения и мысли он заносил в собственный дневник.

Особое внимание он уделял быту русских провинций, характеру людей. На основании этих записей и была написана драма «Гроза».

Обратите внимание! Длительное время люди считали, что история создания драмы основана на реальных событиях.

В 1859 году, когда Островский написал свою книгу, пропала коренная жительница Костромы. Ранним утром она ушла из дома, а потом ее достали из Волги.

Следствие выяснило, что в семье была напряженная обстановка. У девушки складывались напряженные отношения со свекровью, а муж не мог противостоять матери, поэтому не помогал разрядить обстановку.

В Костроме произведение «Гроза» издавали в виде отдельной книги. Во время постановки актеры старались максимально вжиться в образ, чтобы быть похожими на главных героев – Клыковы.

Местные жители старались определить то место, с которого девушка спрыгнула в воду. С.Ю. Лебедев является известным исследователем литературы, поэтому он нашел одинаковые совпадения.

Краткое описание героев для читательского дневника

В рассказе Островского описано не так много главных героев.

Важно! Читателям важно ознакомиться с характеристикой каждого персонажа для читательского дневника, чтобы правильно написать сочинение и сделать краткий анализ.

Рассмотрим:

Имя персонажа Краткая характеристика героев
Катерина Это главная героиня. Девушка рано вышла замуж по воле родителей. Ее воспитывали по строгим традициям, поэтому она считала, что жена должна обязательно уважать мужа и покоряться ему.
 
Первое время девушка пыталась полюбить своего мужа, но кроме жалости у нее не возникало больше никаких чувств.
 
Катерина была скромной, но ее сила характера не остается без внимания во время прочтения книги.
 
Она не боялась противостоять Кабанихе, которая при любом удобном случае старалась нападать на девушку
Варвара Это дочь Кабанихи. Она умеет ловко лгать и изворотливо выходить из разных ситуаций. Но читатели все равно симпатизируют ей.
 
Варвара не похожа на других жителей города, старается жить так, как хочется ей, а не навязывает общество
Кабаниха Это мать мужа Катерины. Она деспотичная, сильная женщина, держит в страхе семью. Она не любила свою невестку
Тихон Кабанов Образ полностью соответствует имени. Мужчина слабого характера, не защищал жену
Кулигин Это механик-самоучка. В драме он выступает в роли экскурсовода.
 
Кулигин является добрым человеком, который постоянно думает о всеобщем благе и честном труде. Но его желания так и остались мечтами
Дикий Это приказчик, который не боится купца и в удобный момент высказывает мнение. Это простой и добродушный человек
Борис Это гость провинциального городка, который приехал наладить отношения с Диким. Его главная цель – получение завещанных денег
Феклуша и Глаша Это странница и служанка. Они необразованные и темные люди, которые судят необъективно, а порой и абсурдно. Женщины говорят про нравственность и мораль по искаженным понятиям
Читайте также:  Полная биография булгакова: жизнь и творчество

Содержание по главам

События драмы происходят в середине 19 века, в городе Калинов. Он расположен рядом с рекой Волга. Произведение разделено на несколько глав.

Кратчайший пересказ по действиям:

  1. В 1 действии жители города слышали о злом и жадном купце Диком. Он ругает племянника Бориса. Юноша признается, что терпит дядю ради его наследства.
     
    Борису нравится Катерина Кабанова, которая вышла замуж за Тихона. В это время на прогулку вышла купчиха Кабаниха с дочерью, сыном и невесткой.
     
    Она упрекает Тихона в том, что когда он женился, то мать отошла на второй план. Он успокаивает маму, и она уходит домой, а Тихон направляется в гости к Дикому.
     

    Когда девушки остаются одни, Катерина признается, что втайне любит другого человека, считает это большим грехом.

  2. Тихон собирается уехать в город на 15 дней, и Катерина просит его остаться дома или взять ее с собой. Когда они прощаются, Тихон уезжает.
     
    Варвара всеми силами пытается помочь Катерине, чтобы она встретилась с Борисом. Она изловчается и ворует у матери ключи от калитки.
     

    Катерина воспитывалась в строгости и не хочет обманывать своего мужа, но она имеет большого желания встретиться с Борисом.

  3. В гости к Кабанихе приходит купец Дикий. Он хочет выговориться. Купец признается, что ему жалко дарить деньги работникам, даже когда они их заработали честным путем.
     
    Борис втайне подходит к дому Кабанихи, чтобы увидеть Катерину. Варвара передает ему, что девушка ждет его возле оврага.
     

    Когда юноша приходит в намеченное место, он видит Катерину. Молодые люди признаются друг другу, что любят друг друга.

  4. Через 10 дней Варвара встречает Бориса и передает ему, что Тихон вернулся домой раньше. В это время Кабаниха, Тихон и Катерина прогуливаются по городу и встречают Бориса.
     
    Когда девушка видит своего возлюбленного, то начинает плакать. Варвара намекает Борису, что ему лучше уйти.
     
    Люди на улице предупреждают, что в скорости начнется сильная гроза, которая может привести к пожару. Когда Катерина слышит эти слова, то говорит мужу, что сегодня гроза убьет ее.
     

    Рядом проходит женщина, которая называет девушку грешницей, и она признается, что 10 ночей ходила к Борису.

  5. Тихон встречается с Кулагиным, рассказывает о новости. Варвара сбегает из дома с Кудряшом, Бориса отправляют в другой город на 3 года.
     
    Кулигин советуют Тихону простить жену, но купчиха против. Служанка объявляет, что Катерина ушла из дома.
     
    Девушка встречает Бориса на улице, который прощается с ней и уезжает в Сибирь.
     

    Тихон видит свою жену в речке, хочет ее спасти, но мать запрещает ему это сделать. Тело Катерины выносят на берег, Тихон винит мать в гибели своей жены.

Источник: https://LadyVapm.com/house/groza-kratkoe-soderzhanie-pesy-po-dejstvijam.html

Все отзывы о спектакле «Гроза» – Афиша-Театры

Иван Панаев

9

“Гроза” погружает в себя с первых минут. И остается внутри тебя. Потрясающая работа режиссера Никиты Бетехтина и художника Нади Чехович. Необыкновенное сочетание магии света, пронзительной музыки и диалогов.

Актеров нет – есть живые люди: Катерина и Борис, Кабаниха и Тихон, Кулигин, Варвара…Все они здесь, рядом с нами.

“Студии” удалось сделать почти невозможное: сохранив дух пьесы, найти свой язык, понятный любому зрителю, и наполнить постановку чем-то хрупким и неуловимым. Тем, что касается тонких струн в каждом из нас.

21 июня 2016

Кирилл Цепкин

9

Для поклонников Дикого хочу сказать,что его здесь нет.

Но в атмосфере спектакля,ты четко ощущаешь,что он может тебе двинуть сзади, потому как Борис влетает из фойе с грохотом !И ты только можешь представить себе этого инфернального Дикого,от которого “шарахается” весь Калинов.

Для поклонников Кабановой хочу сказать,что ее играет молодая красотка в солнечных очках и ты можешь только представить, как глаза ее горят красным цветом,когда она смотрит на свою сноху!Для поклонников Екатерины хочу сказать,что у нее короткие волосы,и становится ясно,что жизнь ее коротка так же,хотя она выглядит старше Кабановой.Но и это объяснимо,ведь года к лицу прибавляют не только возраст,но и бессоные ночи с нелюбимым мужем и нервные дни под тиранией своей свекрови. Рекомендую всем любителям хороших режиссерских решений.

6 декабря 2016

Таня Николаева

9

Важно

Были в восторге от такой “Грозы”, стилизованной и вне времени. Время уходит, а мы,люди, не меняемся и сталкиваемся с одними и теми же проблемами и вопросами.

24 января 2017

Александра Lain

7

Отчего люди не летают?
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь! Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…Попробовать нешто теперь?!

Казалось бы, все мы со школы помним эти выученные наизусть строки, но не тут то было. В прекраснейших декорациях, в пелене кружевных костюмов мы оказываемся в театре с “двухуровневой” сценой. Режиссерские находки покорившие мое сердце: бумажные птицы,постановка драки прямо у моих ног (я сидела на 1 ряду) и песня под шаманский бубен.

7 апреля 2016

Дмитрий Николаев

9

Спектакль, которого мало.В этом его прелесть. Текст Островского порезан и адаптирован,но все в меру и со вкусом.

8 февраля 2017

Аленка Барабанова

9

Великолепный спектакль “Гроза” от студии 25 ряд. Я получила колоссальное удовольствие! Спасибо за искрометный умор и легкую подачу.<\p>

7 апреля 2016

Olga Gerasimova

7

Всегда сложно ставить, переигрывать классические произведения! Спектакль понравился, правда, поспорили бы с выбором актрисы на роль Катерины (играла великолепно, но вот по возрасту Кабаниха явно моложе Катерины)! Хороший спектакль, рекумендую!

6 апреля 2016

Лина Семенова

7

Спектакль для подготовленного зрителя! Да и что говорить,эту историю знают даже те,кто не читал пьесу.Режиссер не даёт возможности увидеть все подробности . С моей точки зрения, это имеет место быть потому,как в самом начале спектакля с Катериной что-то не так. А дальше все стремительно по нотам идёт к ее смерти. Она и сама это чувствует…<\p>

28 июля 2017

Полина Крашенинникова

9

Сильная и стильная постановка. Спектакль начинается с праздника и заканчивается смертью. Феклуше с бубном отдельная благодарность. Это было потрясающе!

12 марта 2017

Светлана Родионова

9

Совет

Отличный режиссерский спектакль, актеры с удольствием “купаются” в его форме. Возникает абсолютный ансамбль! Такие спектакли обречены на долгую жизнь.

19 января 2017

Марго Кириллова

7

Это из тех спектаклей,которые must see. Очень смелая интерпретация классики. Солнечные очки, падуга которую то опускают,то поднимают сами персонажи, падающие ласточки,барыня с вуалью,красным шаром и санками,которая нашептывает в микрофон пророчество. Все это нагнетает трагическую атмосферу.Очень круто!

20 января 2017

Вика Давыденко

9

Очень сильный спектакль.До слёз,мы с подругой плакали. Хотя давно все знают,что Катерина умрет,все же очень хочется,чтобы она осталась жива.Но Островский решил, что смерть это единственный выход ,чтобы не предать свою истинную любовь,не предать себя.

15 января 2017

Любовь Николаева

9

Потрясающий спектакль. Очень много смешных моментов, вплоть до финала.Актеры смело импровизируют,что не может не радовать зрителя своей неожиданностью.

8 апреля 2017

Анна Молчанова

9

Впечатляющая постановка вечной классики! Причем атмосфера изначально очень напряженная,хотя начинается праздником. На стене сменяются изображения Богородицы, Кулигин,Кудряш,Шапкин, пьют водку,глядя на Волгу. Дальше все очень стремительно идет к финалу. И ты только, затаив дыхание, наблюдаешь , как Катя идет к своей смерти.

24 марта 2017

Надежда Крылова

9

Очень вкусная постановка! Грозу трудно испортить, поскольку Островский очень хорошо все написал,но я была в восторге от увиденного.Это новая Гроза для меня!

16 февраля 2017

Евгения Трофимова

9

Браво!Стильный жесткий спектакль. Очень понравился финал,как Катерина бежит с балкона за барыней в черном и с красным шаром, за своей смертью. Для нее это единственный выход. Это было очень сильно!

27 января 2017

Екатерина Павлова

7

Спектакль сильно сжат, поэтому, если кто-то не читал Островского, то рекомендую сделать это перед спектаклем и бежать смотреть его.

5 января 2017

Natalya Mishina

9

Обратите внимание

Труппа театра – большие молодцы! Вам удалось невозможное – переменить мнение моего сына-подростка о классической литературе! Придем к вам еще!

Читайте также:  Образ человека в творчестве гоголя

15 июня 2016

Татьяна Ра

7

Впечатления самые приятные. Я поверила актерам. Мы были втроем – у всех ёкнуло. Спасибо, жаль был не полный зал. Этих ребят нужно поддержать!

7 апреля 2016

Галина Иванова

9

Хорошая постановка, хорошая игра актёров. стереотипы сломаны Кабанихой – а суть донесена филигранно! После спектакля пошла в библиотеку и заново перечитала Грозу, увидела вещи с другой стороны, не как преподавали в школе!!! прям открытие……..

6 апреля 2016

Georgiy Kuravkin

9

Интересное видение. Я поставлю 6 из 10. Сказались завышенные ожидания, слишком уж сладкие рецензии. Постановка неровная, но хорошо раскрыт смысл конфликта с другой позиции. В целом идти можно.<\p>

13 января 2019

Рита Кравцова

9

С самого начала чувствуется атмосфера смерти,к чему собственно все очень стремительно и идёт,не без юмора,за что огромное спасибо. Режиссер умело использовал все главное в пьесе,порезав ее.

8 декабря 2017

Елизавета Федорова

9

Не думала,что Грозой еще можно удивить, но в глубине души надеялась, поскольку слышала отзыв от знакомых. За эти полтора часа я действительности пережила Грозу . Это было сильно! Спасибо за спектакль артистам и,конечно же,режиссеру!

16 сентября 2017

Ирина Анисимова

9

Искренне хотела понять,что хотел сказать спектаклем режиссёр и зачем он так порезал гениальный текст великого автора,но это не далось мне

6 июня 2017

Источник: https://www.afisha.ru/performance/116799/reviews/

Островский «Гроза», краткий пересказ пьесы

В пьесе А.Островского «Гроза» события разворачиваются в вымышленном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В статье вы найдете очень краткий, буквально тезисный, пересказ этого известного произведения. Подходит для использования в читательском дневнике.

В самом начале автор описывает, как житель города, механик-самоучка Кулигин, мечтающий изобрести вечный двигатель, на набережной любуется волжскими пейзажами.

Вместе со своими знакомыми, Кудряшом и Шапкиным, он обсуждает крутой нрав купца Дикого, который беспрестанно ругается и с домочадцами, и с посторонними людьми. Они называют его «пронзительным» мужчиной и «воином».

Важно

Вскоре к ним присоединяется племянник Дикого Борис, приехавший из Москвы получить наследство умершей бабушки.

Он ежедневно вынужден терпеть нападки Дикого и смотреть, как семья прячется от гнева хозяина дома по чуланам и чердакам. Борис с сестрой в одночасье остались сиротами, потеряв во время эпидемии холеры отца и мать.

На свою беду, в Калинове Борис влюбляется в молодую женщину Катерину. Она тоже с первого взгляда очаровывается родственником Дикого, хотя замужем за Тихоном Кабановым, находящимся в полном повиновении у своей властной матери Марфы Игнатьевны. Она любит поучать молодых и ревнует своего сына к молодой жене. Тихон слушается ее беспрекословно и буквально ходит перед ней по струнке.

Кроме Тихона у Марфы Игнатьевны, которую в городе прозвали «Кабанихой», есть еще взрослая дочь Варвара.

Она узнает о взаимной симпатии Катерины и Бориса и во время отъезда брата по купеческим делам устраивает влюбленным встречу. Сама же Варвара бегает на свидания к Ивану Кудряшу, конторщику Дикого.

Катерина понимает, что поступает непорядочно по отношению к своему мужу, но не может справиться с нахлынувшими сильными чувствами.

Вскоре после возвращения Тихона Катерина, впечатленная встречей с полусумасшедшей старухой, предрекающей красивым молодым девушкам гореть в аду, не выдерживает душевного смятения и признается мужу в измене. Любящий Тихон готов простить согрешившую жену, но его мать считает, что Катерину нужно живой закопать в землю.

Когда тайное становится явным, Варвара, пособница встреч молодых людей, бежит из Калинова с Кудряшом. Бориса в наказание Дикой отправляет работать к своему другу-купцу в бурятский город Кяхту.

Совет

Катерине удается проститься с Борисом, которого она страстно любит и без которого не представляет себе жизни.

Тяжелые предчувствия одолевают отъезжающего Бориса, но он не может воспротивиться воле дяди.

Надвигается гроза, во время которой происходит страшная трагедия: Катерина бросается с обрыва в Волгу. Тихон плачет над телом жены и обвиняет в случившемся свою деспотичную мать.

Краткое содержание предоставлено Коровиной Мариной.

Советую почитать другие отзывы и статьи:

Источник: https://chitatelnica.ru/pereskazy/groza-ochen-kratkoe-soderzhanie.html

Анализ произведения А.Н. Островского «Гроза»

Многие читают литературные произведения, и вот я решил написать сочинение на тему этого замечательного произведения. Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Это самое лучшее произведение писателя. В своем произведение автор изображает «темное царство».

Среди героев драмы, безусловно главное место занимает героиня Катерина. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающих ее среды. Катерина — молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабалова. Она живет со своим мужем в доме свекрови, которая управляет всеми ее жителям, а к Катерине относится как к вещи.

Катерина — честная, правдивая, искренняя женщина, привыкшая к воле, чтоб ею никто не управлял, не приказывал. Она была очень небожна. В детстве, по утрам она молилась богу, носила воду из ключа.

В этой драме Катерина против устоев крепостничества. Она – луч в «тёмном царстве».

Она не выносит не забываемые правила Кабанихи, которая в пьесе самодур, деспот, ни с кем не считается, не идет на уступки, всех загнала в доме.

Тихон – муж Катерины. Он во всем повинуется воли своей матери: «Я, кажется, мальчишка, из вашей воли ни на шаг». Он не может что-то сделать против Кабанихи, он не борется с жителями «темного царства». Главное правило Варвары: «делай, что хочешь, только бы все шито крыто было». Хоть она и любит Катерину, уважает ее, она тоже ничего не может сделать.

Она тайно встречается с Кадряшом, который уже может постоять за себя. Его боится Дикой. Они всегда спорят. А Дикой – настоящий самодур. Его жена бегает по утрам, чтоб ему никто не перечил, не спорил, а то настроение испортят, весь день будет злой. Он очень жадный человек, как и все помещики. Он никогда не отдаст денег Борису, которому завещала их бабушка.

Обратите внимание

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Борис любит Катерину, а она его нет. Но он никогда не пойдет против воли своего дядюшки Дикого. Он старается ему во всем угодить, лишь бы Дикой дал денег. Он настоящий трус. Когда Бориса Дикой постлал в Сибирь, он не захотел взять с собой Катерину.

Он боялся. Катерина не видела ни в ком поддержки. Она не знала, кому можно довериться, кто мог бы ей помощь. И поэтому она решается уйти из этой жизни. Она решается продолжать жить в обществе, в которое она попала. В ее смерти виноват ее муж Тихон.

Пьеса «Гроза» учит нас о том, что нужно бороться против несправедливости. И чем терпеть унижения лучше победить и умереть.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/02/analiz-proizvedenija-ostrovskogo-groza.html

Гроза. А.Н. Островский

Прочность человеческого духа, думал я, определяется его отношением к хрупким вещам. Чем сильнее человек – тем более хрупким представляется ему мир, и тем осторожней он с этим миром обращается. Сила проявляется в трепетном отношении; слабость же, напротив, груба и невнимательна.
Настоящий художник отражает не красоту мира, но его хрупкость.

Смешно получается: все мы жалуемся, мол, из жизни уходят красота и волшебство, мир обесцвечивается. Но… проблема в том, что красота никогда не уходит сама; чтобы она ушла, нужно быть равнодушным к ней – перестать бороться за нее. Или обменять ее на практичность.

Алексей Поляринов. Пейзаж с падением Икара.

Предисловие

С “Белого парохода” Чингиза Айтматова практикую чтение книг в рамках программы по литературе вместе с дочкой, чтобы потом обсуждать их вместе, оказывая посильную помощь в первых шагах понимания хороших литературных произведений, коими изобилует школьная программа.

Для меня огромная загадка – по какой причине включено то или иное произведение в школьную программу.

Особенно непонятно как определяется возраст, в котором великое (а в программе в основном они – великие) литературное произведение будет понято учениками средней (жаль, что не великой) школы.

На мой взгляд, система образования – яркое доказательство того, что все самое прекрасное и хорошее, обретая черты системы (организации) превращается в нечто невообразимо ужасное.

В конце октября пришел черед изучения пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Признаюсь, каким-то образом она прошла мимо меня в школе (может, я болела в то время). Помню только набившее оскомину “Катерина – луч света в темном царстве”, и что она протестует против чего-то там плохого в империалистическом строе.

Важно

Анечка нервно сказала, что вообще не может понять эту Катерину, и в чем вообще суть проблемы? А еще поведала,  что кто-то из учениц взялся изучать историю Катерины с точки зрения библейских 10 заповедей, т.е. они стали считать какие именно заповеди нарушила бедная Катерина и, кажется, какие наказания ей полагались по Закону Моисея… Я просто ужаснулась – что там в головах у этих бедных детей?

Читайте также:  Анализ стиха «выхожу один я на дорогу» (лермонтов)

Поэтому однажды вечером взяла в руки изрядно потрепанный томик произведений Островского.

Впечатления

Небольшая пьеса. Читается легко и на одном дыхании. Но после прочтения я сидела и думала: о чем же она? И дело не в том, что сюжет непонятен.

Напротив, обезоруживает то, насколько хорошие книги живут вне времени.

Меняются декорации, политические режимы, борьба за права женщин, технический прогресс шагает семимильными шагами, а истории, описанные классиками, продолжают происходить с завидным постоянством.

Девушка выходит замуж не по любви, но и не силком, а просто потому что надо выходить замуж. Предложение сделал человек из порядочной семьи, и маменька, естественно, дала согласие – время такое было. Обыкновенно не приходило в голову людям задумываться о том, подходят ли парень с девушкой друг другу, любят ли, брак был, скорее, финансовым мероприятием.

И вот эта девушка искренне старается любить мужа, быть хорошей снохой и т.п. Ну а потом она влюбляется в другого человека (лучше ли он или хуже мужа – не совсем очевидно). Она ему тоже нравится. Они встречаются. Потом под давлением совести и своей веры она признается во всем мужу и свекрови.

И, не выдержав давления прежде всего внутри самой себя – заканчивает жизнь самоубийством. Все.

Обычная история.

Но вот это странное чувство недоумения вызывает сама Катерина (центральный персонаж) – что ж она все так близко к сердцу принимает?! Зачем не скрыла роман свой, а пошла и призналась, обрекая тем самым, на большие проблемы не только себя, но и своего возлюбленного Бориса, мужа, свояченицу Варвару. В конце концов, коли совесть замучила совсем, можно было разорвать связь и все. Зачем вещать об этом всему миру?

Совет

И вот читатель сидит недоуменно и думает: “Эх, Катерина, зачем же ты все слишком близко к сердцу принимаешь? Ведь не по здравому смыслу это…” А по здравому смыслу этому живут миллионы людей испокон веков: мужья изменяют женам, жены – мужьям, вера – больше как традиция, главное – чтоб шито-крыто и не принимать все слишком всерьез, даже собственную жизнь. Не по здравому смыслу это.

А меня вот удивляет другое. Как так получается, что среди миллионов, живущих по здравому смыслу, рождаются такие души, задающиеся вопросом: “Отчего люди не летают так,  как птицы?” Люди, воспринимающие все всерьез: и веру, и любовь, и жизнь. И происходит в них это не от великого ума, совсем нет. Просто души такие.

И даже не хочется кого-то осудить в данной истории: ни свекровь Катерины (как бы ужасна она ни была), ни мужа ее слабовольного, ни Варвару, ни Бориса. В общем-то, по большому счету, никто из них не виноват в ее смерти.

Просто очень уж она отличается и не подходит к этой жизни, к ее объективной реальности.

Вот простой диалог между Борисом и Катериной, где они признаются друг другу в любви – насколько диаметрально противоположный взгляд у них обоих:

Борис. Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!<\p>

Катерина. Э! Что меня жалеть, никто не виноват, – сама на то пошла. Не жалей, губи меня. Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?

Эпилог

Хорошие книги о жизни оставляют в нас эти вопросы… Иногда их трудно сформулировать, даже взрослым людям, имеющим жизненный опыт (про подростков я вообще молчу). Основная задача этих вопросов – не немедленный логичный ответ, а процесс, работа души. Потому что иногда ответам тесно в рамках наших вопросов. Ведь мир много шире и просторнее, чем мы привыкли думать.

Мой вопрос, который задала мне “Гроза” А.Н. Островского – откуда и зачем приходят в наш мир такие люди, которые спрашивают себя:

Обратите внимание

Я говорю, отчего люди не летают так,  как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и  тянет лететь. Вот так бы  разбежалась, подняла руки  и полетела. Попробовать нешто теперь?

А перед глазами вот уже несколько дней картина Питера Брейгеля “Пейзаж с падением Икара”.

Источник: http://yuol.ru/groza-a-n-ostrovskij/

Отзыв о драме «Гроза» г. Островского (Гроза Островский А. Н.)

Вменив себе в особенную честь предложение императорской Академии наук, сообщенное Вашим превосходительством,1 в отношении от 2 минувшего февраля, рассмотреть препровожденную ко мне драму г.

Островского “Гроза” и сказать о ней свое мнение, я располагал сделать полный, отчетливый, по крайнему моему разумению, разбор этого произведения и ждал только облегчения от болезни, которою страдаю с осени.

2 Но облегчения до сих пор нет, и я, опасаясь без пользы продлить время, спешу в нескольких словах изложить свое мнение о драме “Гроза”.

Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было.

Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам.

С какой бы стороны она ни была взята,- со стороны ли плана создания, или драматического движения, или, наконец, характеров, всюду запечатлена она силою творчества, тонкостью наблюдательности и изяществом отделки.

Прежде всего она поражает смелостью создания плана: увлечение нервной, страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины,- все это исполнено живейшего драматического интереса и ведено с необычайным искусством и знанием сердца.

Важно

Рядом с этим автор создал другое типическое лицо – девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто. Мастерское сопоставление этих двух главных лиц в драме, развитие их натур, законченность характеров,- одни давали бы произведению г. Островского первое место в драматической литературе.

Но сила таланта повела автора дальше. В той же драматической раме улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью.

Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни, облитый ярким колоритом поэзии и художественной отделки, начиная с богатой вдовы Кабановой, в которой воплощен слепой, завещанный преданиями деспотизм, уродливое понимание долга и отсутствие всякой человечности,- до ханжи Феклуши. Автор дал целый, разнообразный мир живых, существующих на каждом шагу личностей.

Язык действующих лиц в этой драме, как и во всех произведениях г. Островского, давно всеми оценен по достоинству, как язык художественно верный, взятый из действительности, как и самые лица, им говорящие.

Не распространяясь далее в справедливых похвалах этому высокому, классическому произведению, в заключение долгом считаю присовокупить, что, по моему мнению, драма г.

Островского, на основании ї 9 пункта 4 Положения о наградах графа Уварова,3 заслуживает премии, независимо от всех прочих достоинств, и потому, что в ней исчерпан и разработан богатый источник русского современного народного быта.

КОММЕНТАРИИ

И. А. Гончаров

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) – замечательный русский писатель, был в то же время и тонким, глубоким критиком. Ему принадлежат классическая статья о “Горе от ума” “Мильон терзаний”, несколько автокомментариев к собственным романам. Помимо публикуемого письма собирался написать большую статью об Островском (1874), материалы к которой опубликованы посмертно.

Отзыв о драме “Гроза” г. Островского

Впервые опубликовано: Отчет о четвертом присуждении наград графа Уварова. 25 сентября 1860 года. СПб., 1860.

Печатается по изданию: Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1955. Т. 8. С. 136-137.

Совет

1 Отзыв адресован непременному секретарю Академии наук К. С. Веселовскому и датирован 8 марта 1860 г.

2 В прошении об увольнении со службы, которое Гончаров подал в январе 1860 г., он указывал на свою болезнь: “…хронический ревматизм в висках и во всем лице” (Алексеев А. Д. Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова. М.; Л., 1960. С. 103).

3 Пункт 4 ї 9 “Положения о наградах гр. Уварова” гласил: “Драматические сочинения должны обличать в писателе несомненный литературный талант и добросовестное изучение представленной им эпохи.

По слогу и ходу пьеса должна быть созданием художественным и следовательно соответствовать главным требованиям драматического искусства и строгой критики; а потому, при присуждении награды, надо иметь в виду не относительное значение представленных к соисканию драматических сочинений, а безусловные литературные их достоинства” (Отчет о втором присуждении наград графа Уварова. СПб., 1858. С. 86).

Источник: http://historylib.net/otzyv-o-drame-groza-g-ostrovskogo-groza-ostrovskij-a-n/

Ссылка на основную публикацию