Почему трусость связывают с бесчестием?

Итоговое сочинение – Честь и бесчестие (примеры сочинений)

Примеры написания сочинений по литературе по направлению “Честь и бесчестие”. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения.

Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

  • Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.
    В. Г. Белинский
  • Честь — это желание снискать почести; соблюдать свою честь — это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.
    Ф. Вольтер
  • Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье.
    Б. Паскаль
  • Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
    А. П. Чехов
  • Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
    А. Шопенгауэр
  • <\p>

    Честь, достоинство, сознание своей личности, сила духа и воли – вот основные показатели действительно стойкого и сильного, волевого человека.

    Он уверен в себе, имеет собственное мнение и не боится его высказать, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Его трудно, а то и невозможно сломить, подчинить, сделать рабом. Такой человек неуязвим, это личность.

    Его можно убить, лишить жизни, однако лишить чести невозможно. Честь в данном случае оказывается сильнее смерти.

    Обратимся к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». В нём показана история простого русского солдата, даже имя его распространено – Андрей Соколов. Этим автор даёт понять, что герой рассказа – самый обычный человек, которому выпало несчастье жить во время Великой Отечественной войны.

    Обратите внимание

    История Андрея Соколова типична, но сколько же лишений и испытаний ему пришлось пережить! Однако он с честью и стойкостью перенёс все невзгоды, не потеряв мужество и достоинство. Автор подчёркивает, что Андрей Соколов – самый обыкновенный русский человек, именно этим показывая, что честь и достоинство – неотъемлемые черты русского характера.

    Вспомним поведение Андрея в немецком плену. Когда немцы, желая развлечься, заставили измученного и голодного пленного выпить целый стакан шнапса, Андрей сделал это. На предложение закусить он мужественно ответил, что русские после первой не закусывают никогда.

    Тогда немцы налили ему второй стакан, и, выпив его, он так же ответил, несмотря на мучивший голод. И после третьего стакана Андрей отказался от закуски. И тогда немецкий комендант с уважением сказал ему: «Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат! Я уважаю достойных соперников». С этими словами немец дал Андрею хлеба и сала.

    И эти угощения тот разделил поровну со своими товарищами. Вот пример, демонстрирующий мужество и честь, которые даже перед лицом смерти русский человек не утратил.

    Вспомним повесть Василия Быкова «Журавлиный крик». Самый молодой боец в батальоне – Василий Глечик – остался единственным выжившим против целого отряда немцев. Однако враги не знали этого и готовились нанести удар, собирая лучшие силы.

    Глечик понимал, что смерть неизбежна, однако он ни на секунду не допустил мысли о побеге, дезертирстве или сдаче в плен. Честь русского солдата, русского человека – вот, что нельзя убить. Он до последнего вздоха готов был защищаться, несмотря на жажду жить, ведь ему было всего 19 лет.

    Внезапно он услышал крик журавлей, посмотрел в небо, безграничное, бескрайнее, пронзительно живое, и проводил тоскливым взглядом этих свободных, счастливых птиц. Он отчаянно хотел жить.

    Пусть даже в таком аду, как война, но жить! И вдруг он услышал жалобное курлыканье, вновь взглянул вверх и увидел раненого журавлика, который силился догнать свою стаю, но не мог. Он был обречён. Злоба овладела героем, невыразимое желание жизни. Но он сжал в руке единственную гранату и приготовился к своей последней битве.

    Важно

    Приведённые аргументы красноречиво подтверждают постулат, заявленный в нашей теме – даже перед лицом неминуемой смерти у русского человека невозможно отнять честь и достоинство.

    <\p>

    В понятиях чести и достоинства выражается духовная связь человека с обществом. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».

    Собственная позиция: Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед.

    Для других – это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!» Для меня честь и достоинство не пустой звук. Еще рано говорить, что я живу по чести.

    Но надеюсь что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.

    В наше время кажется уже, что понятия “честь и достоинства” устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках.

    Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. ” Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России”, – говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести “Капитанская дочка”: “Береги честь смолоду”.

    Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль.

    Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе мир.

    «Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену», – как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придется решать, как жить – по чести или без нее.

    Всего: 302 слова

    <\p>

    В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения.

    В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства.

    Совет

    Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.По-моему, с мнением автора нельзя не согласиться.

    Ведь не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких.

    А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных.

    Так А.С. Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи.

    В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.

    Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием.

    Но, пока жив человек, жива и честь.

    Всего: 206 слов

    Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя : Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне.

    ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью.

    Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство».

    Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

    Обратите внимание

    Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь.

    Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова.

    Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

    По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных.

    Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу.

    Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

    Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

    Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага.

    Важно

    Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем.

    И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

    418 слов

    <\p>

    Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.

    Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.

    В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

    Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.

    Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.

    Честь и совесть – это важнейшие и ценнейшие качества человеческой души.

    Человек бесчестный может пройти по жизни, не испытывая муки совести за свои деяния. Вокруг всегда будут суетиться подхалимы и лицемеры, превозносящие его мнимые заслуги. Но никто из них не протянет ему руку помощи в трудную минуту.

    Человек бессовестный для достижения целей не пощадит никого на своем амбициозном пути. Ни преданная дружба, ни любовь к Родине, ни сострадание, ни милосердие, ни человеческая доброта не присущи такому человеку.

    Совет

    Каждому из нас хочется уважительного отношения и внимания со стороны окружающих. Но только тогда, когда мы сами станем толерантнее, сдержаннее, терпимее и добрее, мы будем иметь моральное право на ответное проявление перечисленных качеств.

    Читайте также:  Сочинение-рассказ от первого лица по картине фельдмана «родина»

    Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.

    Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

    Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.

    Всего: 426 слов

    <\p>

    Источник: http://7oom.ru/sochinenya/sochinenie-chest-i-beschestie.htm

    Направление «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ»

    Направление «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ»

    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

    Тема «Смелость и трусость» может рассматриваться в следующих аспектах:

    ► Смелость и трусость на войне

    ► Смелость и трусость в высказывании своей позиции, точки зрения, в отстаивании своих принципов, взглядов

    ► Смелость и трусость человека в любви

    СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели.

    Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий.

    Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

    Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

    Смелость

    ► Смелость – это способность человека, преодолевая страх, совершать отчаянные поступки, порой рискуя собственной жизнью.

    ► Смелость проявляет человек на войне, когда мужественно, храбро сражается с врагом, не допускает того, чтобы страх одолел им, думает о товарищах, близких, народе, стране. Смелость помогает ему преодолевать все тяготы войны, выйдя победителем или погибнув за родину.

    ► Смелость – это качество человека, выражающееся в том, что он всегда до конца отстаивает свои взгляды, принципы, открыто может высказать в глаза людям свою позицию, если не согласен с ними. Смелые люди способны отстаивать свои идеалы, двигаться вперёд, ведя за собой других, преобразуя общество.

    ► Профессиональная смелость толкает на риск, люди стремятся воплотить в жизнь свои проекты, мечты, порой преодолевая препятствия, которые могут чинить им представители власти.

    ► Смелость долго может не проявляться в человеке. Даже наоборот, он иногда внешне бывает очень скромным и тихим. Однако в трудную минуту именно смелые люди берут ответственность на себя, спасая других, помогая им. И часто это бывают не только взрослые, но дети, поражающие своей решительностью и смелостью, например, спасая тонущего друга.

    ► Смелые люди способны вершить великие дела. А если этих людей много или весь народ, то такое государство непобедимо.

    ► Смелость проявляется и в том, что человек непримирим к любой несправедливости как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. Смелый человек не будет смотреть равнодушно или безучастно на то, так унижают, оскорбляют других, например, сослуживцев. Он всегда вступится за них, так как не приемлет любое проявление несправедливости и зла.

    ► Смелость – одно из высших нравственных качеств человека. Необходимо стремиться к тому, чтобы в жизни быть поистине смелым во всём: делах, поступках, отношениях, думая при этом об окружающих.

    ТРУСОСТЬ – одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

    Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество. Трусость

    ► Трусость – это такое состояние человека, когда он боится буквально всего: новой обстановки, изменений в жизни, знакомства с новыми людьми. Страх сковывает все его движения, мешая жить достойно, радостно.

    ► В основе трусости часто бывает низкая самооценка человека, боязнь показаться смешным, оказаться в неловком положении. Человек лучше промолчит, постарается быть незаметным.

    ► Трусливый человек никогда не возьмёт ответственность на себя, будет прятаться за чужие спины, чтобы, в случае чего, не быть виноватым.

    ► Трусость мешает продвижению по службе, в осуществлении своей мечты, в реализации поставленных целей. Нерешительность, свойственная такому человеку, не позволит ему дойти до конца по намеченному пути, так как всегда найдутся причины, не позволяющие это сделать.

    ► Трусливый человек делает свою жизнь безрадостной. Он всегда словно зависти от кого-то и чего-то, живёт с оглядкой.

    ► Однако страшен трус во время трудных испытаний для народа, страны. Именно трусливые люди становятся предателями, так как они думают прежде всего о себе, о своей жизни. Страх толкает их на преступление.

    ► Трусость – одна из самых негативных черт характера человека, необходимо стараться изживать её в себе.

    Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности – от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству.

    1.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

    Остап и Андрий — два сына Тараса Бульбы, главного героя повести Н.В.Гоголя. Оба воспитывались в одной семье, учились в одной семинарии. Обоим с детства внушались одинаковые высокие нравственные принципы.

    Почему же один стал предателем, а другой –героем? Что толкнуло Андрия на низкий поступок — пойти против своих товарищей, своего отца? По сути, он стал трусом, так как не смог остаться верным тому, чему его учили, проявил слабость характера. А что это, как не трусость? Остап же героически принял мученическую смерть, смело глядя в глаза врагам.

    Обратите внимание

    Как тяжело было ему в последние минуты, так хотел он увидеть в толпе незнакомых людей близкого человека. Вот и крикнул он, превозмогая боль: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?». Отец, рискуя жизнью, поддержал сына, выкрикнув из толпы, что слышит его, своего Остапа.

    В основе поступков людей лежат те нравственные основы, которые составляют сущность его характера. Для Андрия всегда на первом месте был он сам. Ещё с детства пытался он увернуться от наказания, спрятаться за чужие спины.

    И на войне на первом месте были не его товарищи, не его родина, а любовь к молодой красавице — полячки, ради которой он предал всех, в бою пошёл на своих же. Как не вспомнить знаменитую речь Тараса о товариществе, в которой он преданность товарищам, боевым соратникам ставил на первое место.

    «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!» Не смог стать таким Андрий, трусливо в последние минуты жизни глядя в глаза своему отцу, которого он предал.

    Остап же всегда был гордым, независимым человеком, никогда не прятался за спины других, всегда смело отвечал за свои поступки, на войне оказался настоящим товарищем, которым мог гордиться Тарас. Оставаться смелым до конца, не проявлять трусость в своих делах и поступках — к такому выводу приходят читатели повести Н.В.Гоголя, «Тарас Бульба», понимая, как важно в жизни делать верные, обдуманные дела и поступки.

    2. М.А.Шолохов «Судьба человека»

    Война — серьёзное испытание для страны, народа, для каждого отдельного человека. Она проверяет, кто есть кто. На войне каждый раскрывается во всей своей сути. Здесь нельзя сыграть роль предателя или труса. Здесь становятся таковыми. Андрей Соколов.

    Его судьба — это судьба миллионов советских людей, переживших войну, выстоявших в страшнейшей схватке с фашизмом. Он, как и многие другие, остался Человеком — преданным, смелым, верным народу, близким, не потерявшим чувства доброты, жалости и милосердия к другим.

    В основе его поступков — любовь. Любовь к близким, стране, жизни вообще. Это чувство делает его смелым, мужественным, помогает пережить все суровые испытания, выпавшие на долю героя: смерть семьи, страшные бои, в которых он участвовал, ужасы плена, гибель товарищей.

    Сколько же надо иметь этой огромной любви, чтобы выстоять после всего этого!

    Смелость – это возможность преодолеть страх, который, конечно, был свойственен каждому на войне. Однако не все могли этот страх побороть. Тогда в сердце закрадывалась трусость — за себя, свою жизнь. Она буквально овладевала человеком, заставляя идти на предательство.

    Так и один из пленных, солдат Крыжнёв, который, как и Соколов, попал в руки фашистов, решил выдать взводного командира-коммуниста ( «…я за тебя отвечать не намерен«), чтобы спасти свою жизнь. Он ещё не пережил ужасов плена, но страх уже сделал его трусом, а трусость привела к мысли о предательстве.

    Важно

    Тяжело убивать своих, но Андрей сделал это, потому что этот «свой» перешёл черту, за которой – предательство, душевная гибель, смерть других людей.

    Оставаться человеком в нечеловеческих условиях, уметь преодолевать свой страх, проявляя смелость, отвагу, не становиться трусом и предателем — это нравственное правило, которому просто обязан следовать человек, как бы тяжело это ни было.

    Смелость и трусость в любви.

    Георгий Желтков – мелкий чиновник, чья жизнь посвящена безответной любви к княгине Вере. Как известно, любовь его зародилась задолго до ее замужества, но он предпочитал писать ей письма, преследовал ее. Причина такого поведения крылась в его неуверенности в себе и в страхе быть отвергнутым.

    Возможно, будь он смелее, то смог бы стать счастливым с женщиной, которую любит. Вера Шеина тоже боялась быть счастливой и хотела спокойного брака, без потрясений, поэтому вышла замуж за веселого и симпатичного Василия, с которым все было очень просто, но великой любви она не испытала.

    Читайте также:  Краткая биография м. и. цветаевой: только главное и интересное

    Только после смерти своего воздыхателя, глядя на его мертвое тело, Вера осознала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Мораль этой повести такова: нужно быть смелым не только в бытовой жизни, но и в любви, нужно рисковать, не боясь быть отвергнутым.

    Только смелость может привести к счастью, трусость и, как следствие, конформизм, приводит к большому разочарованию, как это и произошло у Веры Шеиной.

    Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.

    Произведения:

    § В.К. Железников «Чучело

    § М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»

    § Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

    § Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»

    § А.С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

    § В.В. Быков «Сотников

    § С. Коллинз «Голодный игры»

    § А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»

    § В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

    § Дж. Оруэлл «1984»

    § В. Рот «Дивергент»

    § М.А. Шолохов «Судьба человека»,

    § М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»

    § Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»

    § М. Горький «Старуха Изергиль»

    § А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

    Примерные темы:

    Что значит быть храбрым?

    Для чего человеку нужна смелость?

    К чему приводит трусость?

    На какие поступки толкает человека трусость?

    В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?

    Нужна ли смелость в любви?

    Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?

    Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?

    Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?

    Какие поступки можно назвать смелыми?

    В чем разница между наглостью и смелостью?

    Кого можно назвать трусом?

    Можно ли воспитать в себе смелость?

    Источник: vk.com

    Источник: https://vopvet.ru/news/napravlenie_smelost_i_trusost/2017-10-20-7150

    Темы итогового сочинения 7 февраля 2018 года

    Все темы второго этапа итогового сочинения.

     Открыть темы по направлениям:«Верность и измена»121. Надо ли хранить верность традициям?122. Всегда ли измена своим убеждениям – это измена самому себе?124. Измена близкого человека как горький жизненный опыт.125. Согласны ли Вы с мыслью, что предательство и измена – проявления слабости?126. Согласны ли Вы с Н.А. Заболоцким: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому»?127. Согласны ли Вы с утверждением О. де Бальзака: «Благородное сердце не может быть неверным»?128. Почему предательство обычно ищет для себя оправданий?129. Ценности, которым изменить нельзя.131. Что может меняться и что должно быть неизменным в человеке?132. Как связаны ложь и измена?133. Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?

    «Равнодушие и отзывчивость»

    221. В чём различие между равнодушием и спокойствием?222. Как связаны между собой равнодушие и жестокость?223. Равнодушие как путь к одиночеству.224. Когда равнодушие может стать преступлением?226. Какие профессии немыслимы без отзывчивости?227. Каковы причины человеческого равнодушия?228. Возможно ли равнодушие в дружбе и любви?229. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Эгоизм умерщвляет великодушие»?230. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Равнодушие смертоносно для души человека»?232. Как бороться с человеческим равнодушием?233. Согласны ли Вы с мыслью, что отзывчивость – признак душевной силы человека?

    «Цели и средства»

    321. Может ли достижение заветной цели привести человека к разочарованию?322. Каково Ваше отношение к выражению «цель оправдывает средства»?323. Все ли средства хороши для достижения цели?324. Какие средства для достижения целей осуждаются обществом?325. Важно ли осмысливать свои жизненные цели?326. Какую роль в достижении целей играет чтение книг?328. Нужны ли в жизни человека недостижимые цели?329. Как характеризуют человека средства, которые он выбирает для достижения своих целей?331. Какие жизненные цели Вы считаете ложными?332. Какую жизненную цель можно назвать благородной?333. Какие цели могут стать смыслом жизни?

    «Смелость и трусость»

    421. Можно ли проявить смелость в повседневной жизни?422. Нужна ли смелость в мирной жизни?423. Смелыми рождаются или становятся?424. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?425. Как смелость может проявиться в творчестве?426. Что такое истинная храбрость на войне?427. Почему смелость часто связывают с «силой духа»?430. Кого называют трусом?431. Почему трусом быть стыдно?432. Какую смелость можно назвать безрассудной?433. Почему трусость связывают с бесчестием?

    «Человек и общество»

    521. Всегда ли общество ценит достойных людей?522. Может ли один человек изменить общество?524. Что такое репутация человека в обществе?525. Когда человек становится личностью?527. Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?528. Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?529. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё»?530. Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «Созидается общество началами нравственными»?531. В чём состоят обязанности человека перед обществом?532. Может ли общество подавить в человеке индивидуальность?

    533. К каким последствиям могут привести общественные конфликты?

    Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

    121. Надо ли хранить верность традициям?223. Равнодушие как путь к одиночеству.329. Как характеризуют человека средства, которые он выбирает для достижения своих целей?430. Кого называют трусом?532. Может ли общество подавить в человеке индивидуальность?

    Приволжский федеральный округ

    Удмуртская Республика, Самарская область

    128. Почему предательство обычно ищет для себя оправданий?230. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Равнодушие смертоносно для души человека»?333. Какие цели могут стать смыслом жизни?423. Смелыми рождаются или становятся?525. Когда человек становится личностью?

    Северо-Западный федеральный округ

    Калининградская область

    133. Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?227. Каковы причины человеческого равнодушия?326. Какую роль в достижении целей играет чтение книг?421. Можно ли проявить смелость в повседневной жизни?533. К каким последствиям могут привести общественные конфликты?

    Уральский федеральный округ

    127. Согласны ли Вы с утверждением О. де Бальзака: «Благородное сердце не может быть неверным»?224. Когда равнодушие может стать преступлением?321. Может ли достижение заветной цели привести человека к разочарованию?432. Какую смелость можно назвать безрассудной?531. В чём состоят обязанности человека перед обществом?

    Сибирский федеральный округ

    Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

    124. Измена близкого человека как горький жизненный опыт.233. Согласны ли Вы с мыслью, что отзывчивость – признак душевной силы человека?331. Какие жизненные цели Вы считаете ложными?424. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?530. Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «Созидается общество началами нравственными»?

    Омская область

    132. Как связаны ложь и измена?228. Возможно ли равнодушие в дружбе и любви?324. Какие средства для достижения целей осуждаются обществом?422. Нужна ли смелость в мирной жизни?529. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё»?

    Иркутская область

    129. Ценности, которым изменить нельзя.226. Какие профессии немыслимы без отзывчивости?322. Каково Ваше отношение к выражению «цель оправдывает средства»?427. Почему смелость часто связывают с «силой духа»?521. Всегда ли общество ценит достойных людей?

    Забайкальский край

    131. Что может меняться и что должно быть неизменным в человеке?229. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Эгоизм умерщвляет великодушие»?332. Какую жизненную цель можно назвать благородной?425. Как смелость может проявиться в творчестве?528. Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?

    Дальневосточный федеральный округ

    Магаданская область

    125. Согласны ли Вы с мыслью, что предательство и измена – проявления слабости?222. Как связаны между собой равнодушие и жестокость?328. Нужны ли в жизни человека недостижимые цели?433. Почему трусость связывают с бесчестием?524. Что такое репутация человека в обществе?

    Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

    122. Всегда ли измена своим убеждениям – это измена самому себе?232. Как бороться с человеческим равнодушием?323. Все ли средства хороши для достижения цели?431. Почему трусом быть стыдно?527. Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?

    Камчатский край, Чукотский автономный округ

    126. Согласны ли Вы с Н.А. Заболоцким: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому»?221. В чём различие между равнодушием и спокойствием?325. Важно ли осмысливать свои жизненные цели?426. Что такое истинная храбрость на войне?522. Может ли один человек изменить общество?

    Как выглядит задание: temi-7f.docx

    Источник: https://4ege.ru/sochinenie/56045-temy-itogovogo-sochineniya-7-fevralya-2018-goda.html

    Трусость – самый страшный порок – Смелость и трусость – Итоговое выпускное сочинение 2017/2018 – ЕГЭ 2018 – Произведения школьной программы – сборник сочинений – подготовка к итоговому сочинению

    Трусость — это отрицательное нравственное качество, душевное свойство, боязнь, робость, отказ от решительных действий по причине страха. Это личностное свойство противоположно смелости, мужеству Трусость человек обнаруживает и в сражении, и в повседневной жизни, в условиях нравственного выбора. Размышления об этом часто встречаются в художественной литературе.

    Например, в романе «Война и мир» малодушие и трусость проявляет гусарский корнет Жерков, адъютант Багратиона, в Шенграбенском сражении. Багратион отправляет Жеркова на левый фланг с приказом об отступлении. Однако Жерков, испытывая непреодолимое чувство страха, не передает этот приказ в войска: «..

    .едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно.

    Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания…». В это время левый фланг атакуют французы: «…

    Совет

    Но левый фланг, который единовременно был атакован и обходим превосходными силами французов под начальством Ланна и который состоял из Азовского и Подольского пехотных и Павлоградского гусарского полков, был расстроен…».

    В финале из-за трусости Жеркова в войсках возникает сумятица: пехота бежит в лес, погибает множество людей, батарея Тушина, подвергаясь огню противника, вынуждена держать оборону. Гусары идут в атаку, в Шенграбенском сражении получает ранение Николай Ростов. Так трусость штабного офицера оборачивается гибелью людей.

    О нравственном выборе человека размышляет М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», замечая: «Трусость — самый страшный порок». Проблема трусости — одна из важнейших в произведении. Вспомним сюжет романа, созданного Мастером. Иуда доносит на Иешуа Га-Ноцри, и последнего доставляют к прокуратору Иудеи.

    Иешуа обвиняют в том, что он собирается разрушить Ершалаимский храм. Он пытается поговорить с Понтием Пилатом: «Добрый человек! Поверь мне… рухнет Храм старой веры и создастся Храм истины…», «злых людей на свете нет, есть люди несчастливые…».

    И слова Иешуа заставляют прокуратора задуматься, пробуждая все лучшее, что было в его душе. Понтий Пилат поставлен перед выбором: оправдать Иешуа, сохранить ему жизнь, пожертвовав своим положением, благополучием, возможно, собственной жизнью, или обречь Га-Ноцри на гибель.

    И прокуратор объявляет Иешуа преступником, выносит смертный приговор. Но, испытывая симпатию к арестанту, он обращается к первосвященнику Кайфе с просьбой о помиловании

    Иешуа в честь Пасхи. Однако председатель Синедриона Иосиф Кайфа настаивает на том, что нужно казнить Иешуа. Он требует освободить не Га-Ноцри, а разбойника и убийцу Варраввана. И Понтию Пилату приходится согласиться с ним, он уже не может спасти бродячего философа.

    В этой истории обнаруживается слабохарактерность Понтия Пилата, его малодушие, трусость, боязнь потерять свои привилегии, расположение великого кесаря. Прокуратор идет против собственной совести ради сохранения привычного благополучия. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя.

    «Никогда не идите против самого себя, собственной совести» — такова позиция писателя.

    Обратите внимание

    Таким образом, трусость — это большое зло, страшный порок, который может привести к трагедии, к мучительному душевному разладу.

    

    Источник: https://scribble.su/ege/final-essay-2017-18/26.html

    Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях

    Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера.

    Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие.

    Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дизертирства, предательства и т.д.

    4. Смелость и трусость в любви.

    СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели.

    Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий.

    Читайте также:   анализ романа пастернака «доктор живаго»

    Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

    Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

    ТРУСОСТЬ – одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

    Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество.

    Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению “Смелость и трусость”.

    · Будь смел на правду Кто смел, тот и съел (и на коня сел)

    · Смелость — начало победы. (Плутарх)

    · Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)

    · Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)

    · Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)

    · Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)

    · Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)

    · Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)

    · Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)

    · Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)

    · Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)

    · Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)

    · Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел) Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)

    · Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)

    http://rustutors.ru/vernost-izmena.html

    Примерные темы

    · Всегда ли трусость – удел слабых?

    · Любой ли смелый поступок рационален?

    · Трусость – одна из главных проблем человечества

    · Каким должно быть наказание за трусость?

    · Мужество и смелость – не одно и то же

    · Есть ли оправдание трусости?

    · Почему смелые поступки могут нести вред?

    · Всегда ли нужна смелость?

    «Мысли вслух…»

    Смелость– это сила духа, которая помогает человеку преодолеть страх при совершении опасного, но важного для людей дела. Смелость свойственна героям, на которых каждый хочет быть похожим. И истории нашего народа мною есть примеров замечательного героизма.

    Все, что окружает нас, что построено, возведено, добыто на свете, все сделали человеческие руки. Они управляются с пером и молотом. Они держат штурвал кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы.

    Важно

    Они способны бережно пбложить кусочек сахару в чашку чаю и увесистый кирпич в фундамент, нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из пальца. Ни для кого не является секретом тот факт, что человеку характерен страх. Вот только современные люди стали бояться слишком многого.

    В жизни существует много выдающихся людей, и многие из них вошли в историю благодаря своим смелым и отважным поступкам.

    Трусость — один из древнейших пороков человеческого рода. В истории России известно немало случаев малодушного поведения сильных мира сего. Вспомним деятельность Александра и Николая.

    Этих императоров объединяло желание отменить крепостное право.

    У них уже были готовы проекты освобождение крестьян, но из-за трусости они не были реализованы, поэтому «рабство» закончилось лишь во второй половине 19 века при Александре.

    Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает проблему трусости в романе «Мастер и Маргарита». С помощью сюжетной линии Понтия Пилата автор указывает на то, что из-за трусости людей порой происходят необъяснимые и безумные вещи.

    Примером подобных безумств является казнь невинного философа Иешуа Га-Ноцри. «Ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить…», — говорит писатель. М.А. Булгаков подводит читателей к одному из источников трусости — страху потерять что-либо.

    Понтий Пилат, к примеру, вынес, смертный приговор невиновному философу, так как боялся погубить свою карьеру. Несомненно, писатель считает, что трусость — это самый страшный порок. Трусость никогда не красила людей, наоборот, малодушие всегда губило их.

    Но хочется верить, что потомки учтут плачевный опыт предыдущих поколений и искоренят этот порок из своей жизни навсегда.

    Материалы к сочинению

    Трусость

    Трусость – древнейший человеческий порок, И надо тут особенно быть мудрым, Чтоб сделать через страх простой рывок И смелость сохранять в житейских буднях! И зависть уж давно пробралась в массы, Но неожиданный бывает поворот – Когда средь бела дня, кто недоласкан, Слепую чушь презрительно несет! И улыбаясь сам себе ехидно, Своим же жалом поперхнуться рад, Лишь только б никому было не видно –

    Душа пуста, и в сердце-то – разлад!

    Смелость
    Хорошо быть смелым, только страшно… Не бояться может сумасшедший, И ходить по краю, где опасно, Разве смелость это? Нет, конечно.

    Страх всегда присутствует в нас, в каждом, У кого-то ближе или дальше, Страх преодолев в себе однажды, Можно жить по чести и без фальши. И одернуть в электричке хама, Тонущего вытащить на берег, Слабого спасти от хулигана, Если человек в себя поверит.

    Страх не должен управлять рассудком, Чтоб потом над вами насмехаться, Потому нам каждую минутку

    Надо человеком оставаться

    .

    В. Железников «Чучело

    Совет

    В повести В. Железникова «Чучело» Димка Сомов, один из главных героев, в начале повествования кажется смелым и сильным человеком, но в ситуации, которая требует от него проявления мужества, он поступает низко. Боясь оказаться трусом в глазах учителя, выдаёт сбежавших с рока одноклассников.

    Их страха перед разоблачением предал своего другу – Лену Бессольцеву. Открыто встал на сторону одноклассников в эпизоде сожжение чучела, сам поднёс спичку. Примером умения преодолевать страх, брать на себя ответственность в сложных жизненных ситуациях является Лена Бессольцева.

    Взяв на себя вину Сомова, она дала ему шанс преодолеть страх и исправить свою ошибку.

    Василь Быков. «Сотников».

    Зима 1942 года… Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. На задание отправляются двое — Сотников и Рыбак. Рыбак — один из лучших солдат в партизанском отряде. Его практическая хватка, умение приспособиться к любым обстоятельствам жизни оказываются бесценными. Его противоположность — Сотников.

    Скромный, незаметный человек, без явных внешних признаков героя, бывший учитель. Почему, будучи слабым, больным, он пошел на ответственное задание? «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» — так думает Сотников перед уходом на задание. Когда Сотников и Рыбак попадают в плен, тогда проявляются по-настоящему их моральные качества.

    Ничто не говорило о том, что крепкий и здоровый Рыбак струсит и станет предателем. А измученный болезнью, ранением, побоями Сотников до последней минуты будет держаться мужественно и примет смерть без слабости и страха. «Я партизан… — не очень громко сказал Сотников. — Остальное ни при чем. Берите одного меня».

    Истоками его мужества являются высокая нравственность, убежденность в правоте своего дела, поэтому ему не стыдно было смотреть в глаза мальчика. «Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке».

    В повести В. Быкова нет абстрактного человека.

    В одном случае страх смерти уничтожает в человеке все человеческое, как это произошло с Рыбаком; в других случаях в тех же обстоятельствах человек преодолевает страх и выпрямляется во весь свой нравственный рост. Такими показали себя и Сотников, и староста Петр, и крестьянка Дёмчиха.

    Обратите внимание

    Повесть “Сотников” – повесть-рассуждение о вечных философских вопросах – цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве, – вопросах, со всей непримиримостью заданных героям Василя Быкова войной.

    Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя».

    Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам.

    Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины.

    Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством.

    Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве.

    Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне человека», — пишет автор.

    Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

    http://sochinyalka.ru/2016/12/problema-trusosti-v-proizvedenijah-russkoj-literatury.html

    Человек и общество

    1. Личность и общество (в согласии или в противостоянии).

    В рамках данного подраздела можно поговорить о следующих темах:

    · Человек как часть общества.

    · Невозможность существования человека вне социума.

    · Независимость суждения отдельно взятого индивидума.

    · Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы человека, его жизненную позицию.

    · Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности.

    · Желание человека стать особенным, оригинальным.

    · Противопоставление интересов человека и интересов общества.

    · Способность посвятить свою жизнь интересам общества, человеколюбие и мизантропия.

    · Влияние личности на общество.

    · Место человека в обществе.

    · Отношение человека к обществу, себе подобным.

    Источник: https://cyberpedia.su/9x10e45.html

    Ссылка на основную публикацию