Помещики в «мертвых душах» сочинение

Сочинение на тему: образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

В 1841 году выходит первый том поистине замечательного произведения, написанного Гоголем. Это был первый том Мертвых душ. Того самого произведения, которое потрясло всю страну, как позже скажет Герцен. Гоголь раскрывает образы помещиков в поэме Мертвые души, представляя нам их портреты, рисуя их характеры, разговаривая их словами, показывая мысли и поступки.

Образы помещиков кратко

Чтобы показать нам бесчеловечность крепостников — дворян той России, Гоголь в Мертвых душах и создает образы помещиков. С ними мы знакомимся постепенно, путешествуя с героем Чичиковым, что задумал скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах, помещики прошлого времени, которое описывает автор, узнавали себя.

Кто-то в себе увидел Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Давайте же поближе познакомимся с портретными характеристиками героев поэмы, сделав анализ их образов в Мертвых душах и написав наше сочинение. Так как на уроке мы подробно рассмотрели работу Мертвые души, то и охарактеризовать образы будет просто.

Начнем с первого героя — Манилова.

Образ помещика Манилова

Когда Чичиков задумал свой план по скупке мертвых душ, то он направился в уездный город, дабы реализовать задуманное. Вот он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд — это человек добрый, заботливый и правильный.

Но это всего лишь первое впечатление, а на деле все по-другому. Только на словах он хороший, на деле у него нет заботы ни к близким, ни к крепостным. Любезность и добропорядочность напускная и делает он это ради того, чтобы найти свое место под солнцем.

Вся его приятность не более как маска, за которой прячется пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в повалившейся беседке, которую он называет храмом уединения и размышления.

Вся усадьба заброшенная, крестьяне живут в нищете, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает, как он построит мост через пруд.

Образ помещицы Коробочки

Дальше Чичиков встречает Коробочку. Уже по ее фамилии мы видим, что это недалекая женщина. Как автор ее назовет дубинноголовая. По характеру — это помещица накопительница, ведь она то и дело копит и копит.

Накопительство ее страсть, поэтому в нем она полностью погрязла, как и в мелких жизненных интересах. Ей не интересно, что там за пределами, главное не продешевить и не обмануться.

Вот и мертвые души она не соглашается продать, вдруг они ей еще пригодятся или какой-то другой купец цену лучше предложит. Ее ограниченность и узкость интересов налицо.

Образ помещика Ноздрева

Следуя за нашим героем Чичиковым, мы попадаем к следующем помещику. И здесь, в образе бразе Ноздрева мы видим расточительного человека, игрока, который врет без зазрения совести.

Это человек, который без проблем надует в карты, поменяется на что попало и все спустит. Человек, который живет бесцельно, проматывая бессмысленно свое состояние.

Беспорядочность его натуры читается не только в образе героя, но и в его хозяйстве.

Образ помещика Собакевича

Дальше автор нас знакомит с образом Собакевича в своей работе. Анализируя героя, мы видим в Собакевиче накопителя, у которого и хозяйство обустроено, и в остальном все прочно. Но сам он, что медведь — грубый и неотесанный.

Он никому не доверяет, придерживаясь мнения, что в мире мошенник на мошеннике. Продавая души, он еще и нахваливает их, ведь хочет продать подороже товар. Это человек, чьей главной чертой была нажива. И таких было очень много. Эта страсть уродовала душу и топтала нравственность человека.

Автор так и написал, человек, у которого не было души, а если и была, но не там, где следует.

Образ помещика Плюшкина

Образ помещика Плюшкина в поэме — это последний завершающий образ, который создает автор. И здесь мы видим полнейшую деградацию человека, которого до крайности довела его скупость. Этот герой все тянет в дом.

Живет, как нищий, в то время как полно запасов и сбережений. Как хозяин, да и как отец, он деградировал.

Крестьяне мрут, многие в бегах, нет у него человеческих и отцовских чувств, само хозяйство в запущении, а он все копит и копит.

Значение образов в работе Мертвые души имеет огромное, ведь с помощью созданных героев автор показал нам картину помещичьей жизни, а описанная крепостная жизнь была подобно вызову царствующей России и ее правительству.

  • Коробочка
  • сочинение на тему чичиков в гостях у 2 любых помещиков

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-obrazy-pomeshhikov-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi.html

Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с «Божественной комедией» Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России.

Даже жанр произведения автор обозначает необычно — поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни.

Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России.

Обратите внимание

Уже с первой главы автор знакомит нас с не очень высоким и не очень низким, с не совсем толстым и вовсе не тонким господином, внешность которого не столь красива, но и не уродлива. Он въезжает в ворота губернского города N, и до конца произведения читатель не узнает, откуда этот господин взялся и зачем ему нужны мертвые души.

Гоголь рассматривает путешествие Чичикова по помещичьим усадьбам как путешествие по российскому аду. Манилов — это первый помещик, которого посетил наш герой. Все помещики у Гоголя как будто отражаются в окружающих вещах, усадьбах. Это человек, лишенный отрицательных качеств, но в нем также нет ничего положительного.

Гоголь рассказывает читателю, что в первую минуту общения с Маниловым складывается впечатление, что он очень любезный человек, во вторую минуту — стоит присмотреться к нему получше, а на третьей минуте разговора совсем не понимаешь, что этот помещик из себя представляет.

На самом деле, Манилов в своей жизни не совершил ничего предрассудительного просто потому, что он вообще ничего не совершал. Его характер очень сентиментален, он живет только мечтами и проектами. Со своей женой Манилов сохранил самые нежные отношения.

Он живет утопической мечтой и даже Чичиковупредлагает построить такой дом, с балкона которого можно рассмотреть Москву и Петербург, пить чай в дружеской обстановке и беседовать о высоких материях. Все в доме Манилова выкрашено в голубую и серую краску, что соответствует его характеру.

Далее путь Чичикова направлен к помещице Коробочке, Анастасии Петровне, которая полностью растворилась в быту жизни. Ее мышление настолько конкретно, что она даже не может представить себе продажу мертвых душ. Если жизнь Манилова вне времени, то уКробочки время замедлено.

На это указывает такая деталь как змеиное шипение часов. Анастасия Петровна — хорошая хозяйка, ее двор полон живности, а крестьяне живут достаточно зажиточно. Она не может сразу разобраться, выгодно ей или не выгодно продавать мертвые души. Она боится продешевить.

Она размышляет над тем, что может быть ей кто-то больше за них даст.

По широте своей души Ноздрев оказался самым русским помещиком. У него нет ни прошлого, ни будущего. Он живет только настоящими мгновениями. Он всегда готов заняться чем угодно, однако ни одно начатое им дело никогда не было доведено до конца. Это объясняется тем, что все его начинания изначально были лишены какой-либо определенной цели.

Важно

Крепостные крестьяне своим изнурительным трудом создают материальные блага, освобождая помещика от забот. В его жизни все превращается в праздник. Пьяный разгул, карточная игра и псовая охота — вот любимые и естественные занятия Ноздрева. Он обманывает всех, кто встречается на его пути. У него нет никаких моральных принципов, а его появление всегда предвещает скандал.

Автор иронически называет героя «историческим человеком».

Собакевич — это патриот русского желудка. В душе этого помещика все тяжело и основательно. В общении с людьми он полностью противоположен Манилову. Если Манилов отзывается обо всех чиновниках города N как о прекрасных людях, то Собакевичутверждает, что они все мошенники, а прокурора называет порядочной свиньей.

Хоть он и говорит обо всех негативно, в нем есть одно положительное качества — он любит вкусно поесть. Мышление и рационализм переполняют его. Если Манилов готов отдать Чичикову души бесплатно, то Собакевич предлагает по 100 рублей за штуку. В отличие от Манилова и Плюшкина Собакевич — крепкий хозяин.

Все, начиная с мебели и заканчивая домом, похоже на самого хозяина: крепкое, устойчивое на века. Он неуклюж и груб, но всегда знает цену копейке. Он не разоряет своих крестьян, ему это не выгодно. Хотя он и является мошенником в душе, но в обществе о нем отзываются как о добропорядочном человеке. О городском начальстве говорит скверно.

Девизом его жизни является то, что все в мире покупается и продается, именно поэтому он сразу смекнул, что нужно Чичикову.

Последний помещик, которого посетил Чичиков, особенно удивил героя. Он будто бы оказался в самом низу жизни. Путешественник до последнего не мог понять, кто его встречает, мужик или баба, ключница или дворник.

Однако, несмотря на скверную жизнь Плюшкина у него было счастливое прошлое, но, к сожалению, уже никогда не будет хорошего будущего. Об этом свидетельствуют остановившиеся часы в его комнате, которые уже давно заросли паутиной. «Заплатанный» — так называют его крестьяне. Духовные уничтожения довели Плюшкина до состояния нищего.

Его деревня запущена, смертность крестьян очень высокая, многие сбежали и так далее. Все его богатство покрылось плесенью и трухой. Дом рисуется темными красками, в нем нет жизни, она остановилась. Только запущенный дикий сад напоминает окружающим о существовании Плюшкина.

Совет

Это единственный помещик, который имеет хоть какую-то историю. Он замыкает всех виновных, он виновнее всех, так как ему были предоставлены все прелести жизни, а он все утратил.

Используя различные образы помещиков, Гоголь сумел отчетливо создать атмосферу пошлости и ничтожества, гиперболизируя человеческие пороки. Он показывает, что пошлость может принимать разные формы.

Однако сверхзадачей писателя была мысль о возможности духовного перерождения самых пустых, огрубевших и одичавших душ.

Он хотел оградить людей от всего ничтожного для того, чтобы те устремили свои души к истинному.

Характеристика помещиков в «Мертвых душах» в таблице ЗДЕСЬ

Источник: https://resoch.ru/obrazy-pomeshhikov-v-poeme-myortvye-dushi-sochinenie/

Сочинения на Getsoch.ru

Образ помещиков в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       На сегодняшний день произведение Гоголя «Мертвые души» является очень актуальным.

Ведь главную задачу, которую поставил перед собой автор, был не просто рассказ о жизни определенных людей, а реалистический анализ сословия помещиков.

Для того чтобы хорошо более детально раскрыть сущность жизни помещиков, Гоголь в своем произведении приводит несколько примеров.

       В первую очередь автор подчеркивает тот момент, что каждый помещик считает себя выше всех остальных людей. Это отлично проявляется у Манилова. Его дом расположен в очень неудобном месте, где он постоянно поддается атакам ветров и дождей.

Но для Манилова это не проблема, ведь так его жилище находится на самом высоком месте, и каждый, кто будет проезжать мимо, обязательно сможет увидеть всю эту красоту. Сам Манилов по себе очень ленив. Он не любит заниматься делами, то привело к упадку деревни, дал детям имена героев Древней Греции, для того чтобы стать еще более уникальным.

Манилов постоянно мечтает, но все это пустые размышления, ведь он ничего для этого не делает. Большую часть времени он думает о том, что для нет занятия, и что именно это является причиной его бездействия. Еще одна особенность Манилова – это лесть. Он постоянно красиво общается с людьми. Но это нисколько не говорит о том, что он испытывает теплые чувства к окружающим.

Просто так удобнее. Сам автор отзывается о Манилове: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». 

Обратите внимание

       Второй образ – это Коробочка. Здесь автор показывает, что страсти у помещиков немного различаются. Так, например, если Манилов все время тратит деньги, то Коробочка, наоборот, постоянно копит их. Эта страсть научила ее вести свое хозяйство. Она умеет торговать абсолютно всем, ее дом хорошо устроен.

 К деньгам она относится бережно. Аккуратно складывает их в мешочки и прячет. В ее характере постоянно присутствует страх что-то потерять. Это мы видим в разговоре с Чичиковым. Когда тот предлагает Коробочке продать своих душ, она задумывается над тем, а вдруг они ей еще пригодятся.

Читайте также:  Образ вареньки добросёловой в романе достоевского «бедные люди»

Тем самым она старается выбить как можно больше денег. В главе про Коробочку автор говорит очень интересную фразу: ” Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”.

Тем самым Гоголь обращает наше внимание, что про Коробочку он говорит не как про одну женщину, а как про большое количество помещиков, которые слишком жадны, чтобы здраво рассуждать. 

       В этих двух героях мы видим, что их черты характера приводят к тому, что они становятся на краю пропасти. Манилов – доходит до такой лени, из которой вылезти одному невозможно. Коробочка – замкнутая старуха, которая накопила много, а толку мало. 

       Следующий образ – это Ноздрев.  Этот человек показан нам, как очень тяжелая личность. Ему доставляет большое удовольствие вредить другим. Он любит выпить, соврать и поскандалить.

Вот, что автор говорит про таких людей как Ноздрев: «Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами…». Характер Ноздрева показывается и в его доме. В некоторых местах ремонт еще не закончен, все внутри расставлено как попало.

На обед у него пища, которую обычно гостям стыдно показать. Но его это мало волнует. Главное, что спиртного много. 

Важно

       Особенно выделяется среди помещиков Собакевич.  Он, как и Коробочка, любит копить. Все у него и в доме, и в деревне обустроено правильно и с достатком. Интересный момент в том, что Гоголь не описал глаз Собакевича. Обычно этому моменту придают большого значения, ведь в глазах видна душа.

Так что такое упущение со стороны автора может говорить только о том, что тот хотел подчеркнуть полное отсутствие души у помещика. Продавая души, он торгуется так, как будто продает действительно что-то ценное. Пытается постоянно нахваливать свой товар, поговаривая, что его души лучшие.

Но как можно судить об умерших людях? 

       Рассматривая помещиков, последним перед нами открывается Плюшкин. В этом тоже есть особый смысл. Этот помещик отлично показывает нам конечный итог такой праздной жизни. Плюшкин очень богат. Но место, в котором он живет, больше похоже на домик для нищих.

 Эта страсть к накоплению привела к тому, что у него много еды, которая гниет, а  ест он корочку хлеба, которую давно пора выкинуть, но тот себе такого не позволит. Все его хозяйство превратилось в хлам. Он Плюшкин видит в этом богатство. Своих крестьян он постоянно морит голодом.

Он может дать людям многое, ведь они в этом нуждаются. Но он держит все у себя в руках и не выпускает. В итоге, он сам этим не пользуется, и другим не дает. Даже, имея дочь, он не любит ее так, как должен любить отец.

Это говорит о том, что та жизнь, которую он вел, привела его к полной душевной пустоте. 

       Используя нескольких героев, Гоголь сумел показать важную сторону жизни России. Он показал, как жизнь с крепостным правом сгубила сотни человеческих жизней. Даже название говорит не просто об умерших крестьянах, а мертвых душах помещиков, тела которых еще живы.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/78-sochinenie-na-temu-obraz-pomeshchikov-v-mertvykh-dushakh-gogolya.html

Помещики в “Мертвых душах” Гоголя

Первый, к кому в поместье приезжает Чичиков, — Манилов. Похоже, что он родом из XVIII века: в нём много карамзинской сентиментальности, и даже жену зовут Лизанькой, как самую знаменитую героиню Карамзина. Однако в поместье у него время остановилось.

Найдите приметы остановившегося времени в деталях интерьера, и вы поймёте, насколько выпал Манилов из российской истории. Отношения между ним и женой могли бы называться идиллическими, но в идиллиях главными персонажами были юные пастухи и пастушки, а никак не давно вступившие в брак взрослые люди, имеющие двух сыновей.

Утопии Манилова — найдите в тексте его утопические проекты — тоже не имеют никаких шансов на воплощение. Манилов, как говорится в романе, — ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; чёрт знает что такое. Черт тут тоже помянут неспроста. Для Гоголя борьба за душу человека — это борьба с чёртом, с бесовскими искушениями.

Совет

Искушения Манилова — самые невинные: то мост через пруд, то бельведер, с которого Москву будет видно, то… В общем, не суждено сбыться ни одному маниловскому плану, ибо только планами, сменяющими друг друга, и живёт этот человек.

Чичиков лжёт, когда говорит: «Я немею перед законом». Манилов ничего плохого не совершил, законов не нарушал, ему вовсе незачем делать такие заявления. Он вообще ничего не совершает и ничего не делает: всем ведает сытый управляющий. Манилов — человек без прошлого и без будущего, человек, выпавший из настоящего, таким видит его Чичиков.

Поместье за поместьем — это круг за кругом ада, в который погружается Чичиков. Но уже в первом круге ему встречается душа, которую невозможно вернуть к жизни.

Характеры помещиков, изображённых в поэме, отражаются в вещах, которые их окружают. Обратите внимание: от «сладкого» сентиментального Манилова даже уехать непросто. Он находится вне времени и пространства.

С него и начинаются чичиковские неприятности: он хочет выехать к Собакевичу, а попадает к Коробочке, затем — к Ноздрёву, а ведь именно эти двое и разрушили общественное мнение о нём и погубили все его задумки! Ну можно ли говорить после этого о безобидности Манилова?!

Помещица Настасья Петровна Коробочка — следующая персона, оказавшаяся на пути Чичикова по случайности. Кучер Селифан напился перед отъездом из поместья Манилова и пропустил несколько поворотов.

Всё нездорово в доме помещицы: подозрительная «потьма», змеиное шипение часов, и вновь — «окаянный чёрт», который недавно снился Коробочке всю ночь, а наутро — мухи, множество мух, которые у Гоголя всегда — свидетельства остановившегося времени, бездуховной атмосферы.

Обратите внимание и на другие приметы остановившегося времени: старые портреты, один из них — Кутузова, а другой — старика в военной форме устаревшего образца.

Умом Коробочка не блещет, поэтому и задаёт Чичикову всякие несуразные вопросы.

Обратите внимание

Однако суть проблемы она схватывает очень быстро: появился покупатель — надо продать товар! Мы видим, что она куда живее Манилова — там вообще ничего никогда не происходит.

Именно «дубиноголовая» Коробочка и приедет в город, чтобы узнать, «почём ходят мёртвые души», именно с неё начнётся закат предприятия Чичикова. И всё же она, как и её поместье, — вдали от столбовой дороги воскрешения.

Третий помещик, с которым встретился Чичиков, — Ноздрёв. Его главная черта — необузданность натуры. Все рассказы — цепь невероятных происшествий или преувеличений.

Зайцев у него ловят руками, щуки в пруду такие, что вытаскивать их можно только вдвоем; дома висят «турецкие кинжалы» (правда, подойдя к одному из них, Чичиков видит надпись «мастер Савелий Сибиряков»); а стоя у пограничной межи, Ноздрёв говорит: «…

всё, что ни видишь по эту сторону, всё это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и всё, что за лесом, всё моё».

«Говорун, кутила, лихач» Ноздрёв меняет правила на ходу: играя в шашки с Чичиковым, он сдвигает обшлагом три шашки и таким образом проходит в дамки. Чичиков смешивает все шашки и чуть было не оказывается побит: спасает его только неожиданный приезд капитана-исправника.

Болтливость Ноздрева в конце концов причиняет неприятности Чичикову — он публично кричит при виде его: «А, херсонский помещик, херсонский помещик! Он торгует мёртвыми душами!» После он распространяет небылицы о Чичикове, утверждая, что тот одновременно фальшивомонетчик, шпион, который собрался увезти губернаторскую дочку и даже с попом договорился о венчании за 75 рублей, и вообще Чичиков — Наполеон. Конечно, не Ноздреву быть выразителем авторской мысли о том, что эпоха романтического зла («наполеонического зла») завершилась — наступила эра зла «среднего», с виду вежливого и тем более опасного, что распознать его трудно. Безудержность и неуёмность Ноздрева, его бьющая через край энергия оставляют читателю некоторую надежду на его последующее воскрешение.

Собакевич – самый жизнелюбивый и жизнерадостный из галереи гротесковых типажей-помещиков. Он ни разу в жизни даже не болел.

В нём много «нечеловеческого» — одежда (носит фрак «совершенно медвежьего цвета»), внешность (похож на «средней величины медведя»), порции у него нечеловеческих размеров — ест осетра весом в девять пудов, индюка величиной с телёнка, ватрушки размером больше тарелки.

Собакевич очень современен, он весь в настоящем, ему не нужна история, у него нет времени мечтать о будущем.

Важно

Придёт это будущее, непременно придёт, лишь бы жизненной энергии хватило на всё, а мёртвые души — всего лишь товар: «Впрочем, и то сказать: что это за люди? мухи, а не люди».

Конечно, Собакевича нужно лишь «очеловечить», вдохнуть в него живую струю, напомнить ему, что он создан по образу и подобию Божию, и тогда ему будет уготовано место в будущей России.

Последний из помещиков, с которым встречается Чичиков, — Степан Плюшкин, которого Гоголь именует «прорехой на человечестве». При встрече с Плюшкиным Чичиков испытывает потрясение, узнав, что стоящая перед ним баба, завёрнутая в дырявое тряпьё, — богатый помещик, владеющий тысячью крепостных. Плюшкин поглощён страстью накопительства.

Она уничтожила в Плюшкине всё человеческое (даже отчество) — достаточно рассмотреть повнимательнее его внешность. Хозяйством он занимается на самом примитивном уровне — следит, не выпили ли наливку, в то время как его крепостные «мрут, как мухи».

Народ, попросту «клеймивший» его прозвищем «заплатанный», которое Чичиков слышит от случайно встреченного крестьянина, вызывает эмоциональный авторский отклик: специальное лирическое отступление о мудрости русского народа, живости ума и меткости русского слова.

Но у Плюшкина когда-то была живая душа: не случайно угощает он Чичикова сухариком от принесённого дочерью кулича — символа воскресения; вдруг вспомнит во время разговора своего школьного товарища, который может посодействовать с оформлением сделки, и лицо его озарится «бледным отражением чувства».

Только у Плюшкина и у Чичикова есть «настоящие» биографии. В мире Гоголя биография — свидетельство укоренённости героя в этом мире.

Источник: Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/pomeshhiki_v_mertvykh_dushakh_gogolja/35-1-0-2177

Образы и характеристики помещиков в “Мертвых душах” в таблице: описание характера, усадьбы, крестьян

Чичиков у Манилова.
Художник В. Андреев

В поэме “Мертвые души” господин Чичиков посещает помещиков в окрестностях города N.

 
Характеристика помещиков как из описания внешности и характера, так и из описания усадьбы, хозяйства, крестьян, дома каждого из героев.

В таблице ниже представлены образы и характеристики помещиков из поэмы “Мертвые души”: краткое описание личности и характера, хозяйства и усадьбы каждого героя.

Помещики в поэме «Мертвые души» (образы и характеристики)
1. Манилов

(глава II)

Приятный, но скучный и ленивый мужчина средних лет. Мало занимается своей усадьбой. В его деревне 200 крестьянских изб. Крестьяне Манилова ленивы, как и сам хозяин. Манилов любит сидеть в своем кабинете и мечтать целый день, куря трубку. Романтичный и чувствительный мужчина, любящий свою семью. 

Читать еще >>

2. Коробочка

(глава III)

Старая вдова. Она – хорошая хозяйка, бережливая и запасливая, глуповатая и подозрительная старуха. В ее деревне всего 80 душ. Крестьяне Коробочки работают исправно, а хозяйство хорошо отлажено. Избы и постройки в усадьбе Коробочки целые и крепкие. Коробочка торгует товарами, которые производят ее крестьяне. 

Читать еще >>

3. Ноздрев

(глава IV)

Молодой вдовец, 35 лет. Бойкий, веселый и шумный. Любит развлекаться и пьянствовать. Не может сидеть дома более одного дня. Мало занимается своей усадьбой и крестьянами. Не занимается своими двумя детьми. Держит целую стаю собак и любит их больше, чем своих детей.  

Читать еще >>

4. Собакевич

(глава V)

Возраст от 40 до 50 лет. Женат. Внешне похож на медведя. Здоровый и крепкий. Неуклюжий, грубый и прямолинейный. Основательно занимается своим поместьем. У его крестьян избы крепкие и надежные. Любит хорошо поесть. Зажиточный помещик.

Читать еще >>

5. Плюшкин

(глава VI)

Богатый помещик. У него около 1000 душ. У него много мертвых и беглых душ. Плюшкин живет как нищий человек: ходит в обносках и питается сухарями. Он ничего не выбрасывает. Его крестьяне живут в старых, ветхих домах. Он завышает цены и не продает товары купцам, поэтому товары гниют в кладовых.<\p>

Читать еще >>

Это были образы и характеристики помещиков из поэмы “Мертвые души” в таблице: краткое описание личности и характера, хозяйства и усадьбы каждого из помещиков.

Смотрите: Все материалы по поэме “Мертвые души”

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/06/pomeshhiki-obrazy-harakteristika-mertvye-dushi-tablica.html

Образы помещиков в “Мертвых душах” Гоголя

Мертвые души… Это словосочетание можно написать без кавычек – и тогда оно будет подразумевать не только умерших крестьян, усердно скупаемых Павлом Ивановичем Чичиковым, но и омертвение всех основных персонажей поэмы, доказывающих омертвение человечества.

Композиция “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека.

“Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”, – отмечает писатель.

В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван “прорехой на человечестве”.

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации. В тех случаях, когда это необходимо, предстает перед нами и биография персонажа.

Совет

В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя. Он пошл и глуп, реальных духовных интересов у него нет. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”.

Пошлость семейной жизни – отношения с женой, воспитание детей, притворная слащавость речи (“майский день”, “именины сердца”) подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает никчемность жизни Манилова.

За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.

Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе.

Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком.

Это особый художественный прием, позволяющий с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников.

Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно.

Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняют то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь помещика абсолютно бездуховна.

В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья…” Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились.

Обратите внимание

Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для художественного постижения образа Собакевича. Описание деревни и хозяйства помещика свидетельствуют об определенном достатке. “Деревенские избы мужиков срублены были на диво… все было пригнано плотно и как следует”.

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению – сравнению помещика с медведем. Собакевич – чревоугодник, однако ему присуща некоторая хозяйственная жилка: он не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души.

Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от “бережливого” хозяина к полусумасшедшему скряге. Плюшкин – ничтожный раб собственных же вещей.

Он живет хуже, чем “последний пастух Собакевича”. Невольно обращает на себя внимание и нищенский вид Плюшкина… Грустно и предостерегающе звучат слова Гоголя: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!..

Все может статься с человеком”.

Миру мертвых душ противопоставлена в произведении неискоренимая вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможности духовного воскресения человечества.

Источник: https://home-task.com/obrazy-pomeshhikov-v-mertvyx-dushax-gogolya/

Сочинение «Образы помещиков и сравнение их с Чичиковым(«По поэме «Мёртвые души»)»

Образы помещиков и сравнение их с Чичиковым(“По поэме “Мёртвые души”) “Мёртвые души” – одно из ярчайших пр-ий русской и мировой лит-ры, вершина худ. мастерства Гоголя. Одной из основных тем в тв-ве Гоголя явл. тема о русском помещичьем классе, о русском дворянстве как господствующем сословии, о его судьбе и роли в общественной жизни.

Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гголя явл. сатира. В образах помещиков отражается процесс постепенной дуградации помещичьего класса, выявляются все его опроки и недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией и “Бьёт прямо в лоб”.Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст.

Поэма построена как история похождения Чичикова, чиновника, скупающего “мертвые души”.

Важно

Композиция поэмы позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика.

Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным.

В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскуднения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества Открывает портретную галерею помещиков Манилов(Iглава).

Уже в самой фамилии проявляется его характер. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая “немногих могла заманить своим местоположением”. С иронией описывает автор господский двор, с претензией на ” англицкий сад с заросшим прудом”, жиденький кустиками и с бледной надписью “Храм уедимнённого размышления”.

Говоря, о Манилове автор восклицает: ” Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова”. Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но всё это приняло у него уродливые формы. Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности.

Отношения между людьми представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знал жизни, реальность подменялась у него пустой фантазией. Он любил поразмышлять и помечтать, при это иногда даже о вещах, полезных для крестьян.

Но его прожекторство было далеко от запросов жизни.

О действительных нуждах крестьян он не знал и никогда не думал.(илиМ.

живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное удовольствие, он является сентиментальным фантазёром, не способным к практическому действию) Манилов мнит себя носителем духовной культуры.

Когда-то в армии он считался образованнейшим человеком. Иронично автор высказывается об обстановке дома Манилова, в котором “вечно что-нибудь недоставало”, о его слащавых отношениях с женой.

В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивался со слишком умным министром.

В сравнении с другими помещиками Манилов и в самом деле кажется человеком просвещённым, но это лишь одна видимость Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех “небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!” (или М. с Коробочкой являются в некотором роде антиподами: маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.

Главная цель её жизни – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-obrazy-pomeshhikov-i-sravnenie-ix-s-chichikovym-po-poeme-myortvye-dushi/

Помещики в Мертвых душах Гоголя

Многие слышат о помещиках в Мертвых душах, которых так ярко изобразил Николай Гоголь, однако не все знают, для чего были созданы эти персонажи, и как их можно охарактеризовать.

Итак, помещики в Мертвых душах – положительные или отрицательные характеры? В поэме Мертвые души Николай Гоголь изобразил, какими бывают русские помещики, с помощью пяти характеров.

Образ помещика Манилова в Мертвых душах

Первый, к кому обращается Чичиков со своим смутным предложением купить мертвые души, является обходительный Манилов. Приторными, вызубренными за много лет пустого существования речами он располагал к себе нового знакомого.

Бесчувственный Манилов любил предаваться мечтам, которые никуда не вели. Он жил в своём безмятежном мире, в мире без проблем и страстей.

Образ помещицы Коробочки в Мертвых душах

Далее дорога завела Чичикова к Коробочке, очень бережливой пожилой помещице. Это весьма интересный персонаж. Она ведет дела с умом и мелкой расточительностью, поэтому деревня пребывает в неплохом состоянии. Однако в то же время Коробочка медленно соображает, боится перемен: время в её доме будто застыло.

Всё это не дало Чичикову возможность сходу договориться о сделке. Помещица Коробочка жутко боялась продешевить, ведь не могла понять цель покупки мертвых душ.

Образ помещика Ноздрева в Мертвых душах

Следующий, кому предложили избавиться от них, стал помещик Ноздрев. Этот безумный человек полон энергии, страсти, однако направляет свой бурный поток не в то русло.

И снова Николай Гоголь заставляет читателя удивляться никчемности жизни помещика, потому что ложь и хвастовство помещика Ноздрева не имеют ни предела, ни смысла.

Хотя этот и другие помещики в Мертвых душах Гоголя являются очень яркими характерами, их объединяет одно – душевная пустота.

Образ помещика Собакевича в Мертвых душах

В деревне Собакевича каждое строение прочно и неуклюже, что под стать самому хозяину. Но мощь крепко сложенного помещика увядает, пропадает впустую. Ей негде развернуться, поэтому душа Собакевича тоже не знает развития.

Опять же за внешней оболочкой всего лишь пустота.

Образ помещика Плюшкина в Мертвых душах

Пожалуй, самый ужасающий образ в поэме – образ помещика Плюшкина. Человек, который когда-то вёл светлую, полноценную жизнь, превратился в фанатичного собирателя, стремящегося властвовать над всем, что попадается ему на глаза. Фамилия Плюшкин говорит о нездоровой страсти иметь каждую мелочь, считая её некой плюшкой, то есть полезной.

Из-за такого кощунственного отношения сильно страдают крестьяне: им приходится смотреть на горы гниющего зерна, когда у самих на тарелке ничего нет.

В итоге, помещики в Мертвых душах Гоголя являются очень яркими характерами, которых невозможно спутать. Но всех их объединяет одно – душевная пустота.

Предлагаем вашему вниманию также краткое содержание поэмы Гоголя Мертвые души.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/pomeshchiki-v-mertvyh-dushah-gogolya

Доклад: Образы помещиков в Мертвых душах

Автор: Гоголь Н.В.<\p>

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” — величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей — помещиков, чиновников, Чичикова — писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу.

<\p>

Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека.“Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”,— отмечал писатель.

В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван “прорехой на человечестве”.

<\p>

Совет

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновниках и мертвых душах). При необходимости дается и биография персонажа.<\p>

В образе Манилова запечатлен тип праздного, мечтателя, “романтического” бездельника.

Хозяйство помещика находится в полном упадке. “Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается по дуть…” Ворует ключница, “глупо и без толку готовится на кухне”, “пусто в кладовой”, “нечистоплотны и пьяницы слуги”.

А между тем воздвигнута “беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”. Мечты Манилова вздорны и нелепы. “Иногда… говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…” Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет.

“В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”. Пошлость семейной жизни (отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи (“майский день”, “именины сердца”) подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа.

“В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что такое!” — и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную”. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни.

За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.<\p>

Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип — “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые… набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве.

“Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову “мертвые души”. Любопытна “немая сцена”,.которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком.

Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия, позволяющая с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, о незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.<\p>

Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев.

Как и другие помещики, он внутренне пуст, возраст не касается его: “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками… Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”.

Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без “истории”. Жизнь помещика абсолютно бездуховна.

Обратите внимание

В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья…” Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились.<\p>

Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева — роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну.

Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, “почем ходят мертвые души”, подтверждает слова лихого “говоруна”.<\p>

Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира.

Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.<\p>

Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для художественного восприятия образа Собакевича. Описания деревни и хозяйства помещика свидетельствуют об определенном достатке.

“Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности… Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво… все было пригнано плотно и как следует”.<\p>

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению: сравнивает помещика с медведем. Собакевич — чревоугодник.

В своих суждениях о еде он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!” Впрочем, Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства.

Важно

других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка: он не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.<\p>

Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина.

Биография персонажа позволяет проследить путь от “бережливого” хозяина к полусумасшедшему скряге. “А ведь было время, когда он… был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать… навстречу выходили две миловидные дочки… выбегал сын… Сам хозяин являлся к столу в сюртуке… Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешла к нему.

Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее”. Вскоре семья полностью распадается, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность. “… Сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве”. Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения.

Перед нами трагедия (именно трагедия!) одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.<\p>

В деревне Плюшкина Чичиков замечает “какую-то особенную ветхость”. Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин живет хуже, чем “последний пастух Собакевича”, хотя он не беден. Предостерегающе звучат слова Гоголя: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!.. Все может статься с человеком”.<\p>

Таким образом, помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы великим писателем, если бы ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней, психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.<\p>

Миру мертвых душ противопоставлена в произведении неискоренимая вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В ее неукротимом движении писатель видит великое предназначение России, духовное воскресение человечества.

Источник: https://www.ronl.ru/doklady/literatura-i-russkiy-yazyk/799564/

Готовые школьные сочинения

Сен
25 2014

Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Мертвые души… Это словосочетание можно написать без кавычек — и тогда оно будет подразумевать не только умерших крестьян, усердно скупаемых Павлом Ивановичем Чичиковым, но и омертвение всех основных персонажей поэмы, доказывающее омертвение человечества. Композиция «Мертвых душ» (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека. «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», — отмечает писатель.

В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван «прорехой на человечестве».

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации — изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговоры о городских чиновниках и мертвых душах… В тех случаях, когда это необходимо, предстает перед нами и биография персонажа.

Совет

В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, «романтического бездельника». Хозяйство помещика находится в полном упадке.

«Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть…» Ворует ключница, «глупо и без толку готовится на Все права защищены и охраняются законом &copy 2001-2005 олсоч. ру кухне», «пусто в кладовой», «нечистоплотны и пьяницы слуги».

А между тем воздвигнута «беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»… Мечты Манилова вздорны и нелепы. «Иногда… говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост…

» Гоголь показывает, что Манилов пошл и глуп, реальных духовных интересов у него нет. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».

Пошлость семейной жизни — отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса, притворная слащавость речи («майский день», «именины сердца») — подтверждает проницательность портретной характеристики персонажей.

«В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает, что такое!

» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота. Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех «привлекательных» черт, которые отличают Манилова.

И снова перед нами тип — «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые… набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. «Крепколобая» и «дубинноголовая» Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души.

Любопытна «немая сцена», которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия: она позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников.

В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и иной аристократической дамой. Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста.

♦ Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять». Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками…

Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки).

Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь помещика абсолютно бездуховна.

Обратите внимание

В кабинете «не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья…» Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено.

Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились. Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева — роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну.

Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, «почем ходят мертвые души», подтверждает слова лихого «говоруна». Образ Ноздрева не менее типичен, чем образы Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: «Ноздрев долго еще не выведется из мира.

Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком».

Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для художественного постижения образа Собакевича. Описание деревни и хозяйства помещика свидетельствует об определенном достатке.

«Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянного решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности…

Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво… все было пригнано плотно и как следует». Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению — сравнению помещика с медведем. Собакевич — чревоугодник.

В своих суждениях о еде он поднимается до своеобразной «гастрономической» патетики: «У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» Впрочем, Собакевичу, и этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков, кроме разве что Коробочки, присуща некоторая хозяйственная жилка: не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян. Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии — более тысячи крепостных — Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от «бережливого» хозяина к полусумасшедшему скряге. «А ведь было время, когда он… был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать…

навстречу выходили две миловидные дочки…, выбегал сын… Сам хозяин являлся к столу в сюртуке… Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее». Вскоре семья полностью распалась, и в Плюшкине развились невиданные мелочность и подозрительность, «…

Важно

сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве». Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения. Перед нами разыгрывается трагедия (именно трагедия!) одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.

В деревне Плюшкина Чичиков замечает «какую-то особенную ветхость». Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама… Плюшкин — ничтожный раб собственных же вещей. Он живет хуже, чем «последний пастух Собакевича».

Бесчисленные богатства пропадают зря… Невольно обращает на себя внимание и нищенский вид Плюшкина… Грустно и предостерегающе звучат слова Гоголя: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!., все может статься с человеком».

Таким образом, помещиков в «Мертвых душах» объединяют многие общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы, как мне кажется, великим писателем, если бы ограничился лишь «социальным» объяснением причин духовной несостоятельности персонажей.

Он, действительно, создает «типические характеры в типических обстоятельствах», но «обстоятельства» могут заключаться и в условиях внутренней психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика.

Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?

Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю. Миру мертвых душ противопоставлена в поэме вера в «таинственный» русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки.

В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможности духовного воскресения человечества.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» . Литературные сочинения!

Источник: https://www.testsoch.net/obrazy-pomeshhikov-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi-2/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]