Анализ стихотворения «письмо к матери» (с. есенин)

Анализ стихотворения “Письмо к матери” Есенина – Сочинение

Письмо к матери (1924)

Стихотворение «Письмо к матери» посвящено не только и не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери- Родине. Сергей Есенин создал культ родного дома как единственного надёжного пристанища в этом страш­ном мире и культ матери как единственно родной и преданной души. Для любого человека мать — это и есть родина, начало всех начал.

В этом стихотворении поэт обращается к известной библейской теме — возвращению блудного сына. Но, в отличие от библейского сюжета, у Есенина речь идёт о возвращении сына не к отцу, а к матери, и к тому же возвращение — это всего лишь мечта, которая вряд ли сбудется:

Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад…

Образ сада — символ детства и юности, куда воз­врата быть не может.

Сын разочарован в жизни, он потерял веру, ис­пытал «слишком раннюю утрату и усталость». Все мечты обманули, кроме единственной: «Чтоб ско­рее от тоски мятеяснои / Воротиться в низенькии наш дом».

Обратите внимание

У лирического героя стихотворения осталась по­следняя надежда, последняя опора в жизни:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Автор включает в текст риторические вопросы («Ты жива ещё, моя старушка?»), пожелания («Пусть струится над твоей избушкой / Тот вечерний не­сказанный свет»), обращения («Ничего, родная! Успокойся.»).

Намеренно введены в стихотворение просторечные слова: старушка, избушка, шибко. Эта лексика по­могает читателю проникнуться атмосферой русской деревни, домашнего уюта, самобытности.

Эпитеты (вечерний несказанный свет; низенький наш дом), передают сыновнюю любовь и нежность к родному дому. В эпитетах словосочетания «в старо­модном ветхом шушуне» звучит душевная боль лирического героя, оттого что состарилась без него мать, и чувство вины перед нею.

Автор использует анафоры (не буди; не волнуй; не сбылось; не учи; не надо; не грусти; не ходи). Этот приём, прежде всего, передаёт печаль души лириче­ского героя, его разочарование, тоску по матери.

Стихотворение имеет кольцевую композицию: мы видим практически полное повторение фразы в на­чале и в конце («Что ты часто ходишь на дорогу / В старомодном ветхом шушуне» — «Не ходи так часто на дорогу / В старомодном ветхом шушуне»).

Сознание своей вины перед матерью, надежда на её прощение знакомы очень многим людям, поэтому так трогают эти стихи.

Самые сокровенные чувства поэт выражает в про­стых, всем понятных словах.

Здесь искали:

  • письмо матери есенин анализ
  • анализ стихотворения письмо матери
  • анализ стихотворения есенина письмо матери

Источник: https://Sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-pismo-k-materi-esenina/

Письмо матери

Предлагаю анализ стихотворения Сергей Есенина «Письмо матери», в котором поэт обращается к маме перед визитом в Константиново летом 1924 года.

Отношения Сергея Есенина с матерью всегда были тёплыми и искренними, что подтверждает откровенность и душевность этих строк, написанных перед поездкой в родное село Константиново.

«Письмо матери» – это откровение, которое поднимает в душе Сергея волны воспоминаний перед встречей с мамой после 8-летней разлуки. Это стихотворение одновременно исповедь и обращение, подготовка к реальной встрече, которая не могла не волновать поэта.

За 8 лет, проведённых вне Константиново, в судьбе Есенина произошло немало событий. Теперь он известный поэт – это хорошо, но имеет не совсем лестную репутацию – это плохо.

Важно

Он побывал уже в Америке и Европе – это хорошо, но растерял многих друзей в России – это плохо.

Сергей не может не знать, что мать переживает о нём и ждёт сына:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне.

Обращение к матери

И до Константиново докатываются слухи о бесшабашной жизни поэта, его кабацких посиделках, ночных гуляниях, алкоголе и уголовных делах. Сергей этого ничего и не скрывает, но и не стыдится – это часть его жизни, остов, на котором пишутся стихи, почитаемые простыми читателями. Более для самого себя, чем для матери он пишет:

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Есенин знает, что он не совсем оправдал ожидания матери, но стыдится ему нечего, ведь он:

Не расстреливал несчастных по темницам.

Показательны строки:

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

Что подразумевается под утратой и усталостью? Возможно, утрата – это понимание того, что добиться всего в жизни ему не удастся, ориентиры меняются и тут Есенин уже не романтик, ведь он научен горьким опытом предательств. Слишком много чувств уже брошено на плаху любви и неизвестно будет ли ещё возможность побывать во власти Амура.

В суете жизни

Усталость? Возможно, это просто усталость от того бешеного темпа жизни, который взял Сергей.

Кабаки сменяются поэтическим вечерами, поездки снова приводят в кабак, любовь ведёт к разлуке и так по кругу. Есенин редко когда бывает один, он всегда в центре внимания, но оно уже не такое дружелюбное.

От этого тоже усталость, ведь оправдываться желания нет, но и не хочется видеть, как чернят твоё имя.

Обращение Есенина к матери за год с хвостиком до смерти – это покаяние за неоправданные надежды и заверение в любви, которой не страшны жизненные переплёты, предательства и измены. Сергей ещё не знает, что это последняя встреча с мамой, поэтому сложно не поверить в искренность строк.

Ты жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,Загрустила шибко обо мне,Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мракеЧасто видится одно и то ж:Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Совет

Ничего, родная! Успокойся.Это только тягостная бредь.Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том,Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветвиПо-весеннему наш белый сад.Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,Не волнуй того, что не сбылось,-Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!К старому возврата больше нет.Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,Не грусти так шибко обо мне.Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

                                   1924 год

Стихотворение “Письмо к матери” читает Наталья Савченко.

Источник: https://stihirus24.ru/izbrannye-i-redkie-stikhi-sergeya-esenina/161-pismo-materi.html

Есенин Письмо матери

Сергей Александрович Есенин за время своей жизни писал произведения на различные темы. Своим родным он посвящал поистине эксклюзивные шедевры. Большая часть произведений пользуется популярностью и в настоящее время, восхищая своей современностью.

Ярким примером может служить стихотворение «Письмо матери», которое посвящено самому родному человеку в его жизни.Создано данное творение в 24-м году прошлого века и является одним из ярчайших стихотворений поэта. Тематика уже ранее использовалась Есениным и была заявлена при создании произведения «Русь советская», которое вызвало бурный ажиотаж у читателей.

И вот, тема возвращается в новом формате. Это своеобразное продолжение начатого ранее цикла произведений.<\p>

Что побудило поэта к созданию стиха?

После того как в 17 лет Сергей уехал из родного села, он редко появлялся на своей малой родине. И его приезд в 1924 году очень порадовал мать и сестрёнок. Здесь он и написал стихотворение полное нежности и теплоты.Такая встреча была весьма значимой для Есенина, поэтому он отразил её в своём творчестве.

Сергей переживал непростой этап в своей жизни и связь с родной землёй и родными людьми очень его оживила. Правда, драматических событий ему избежать не удалось — переломная эпоха смогла подмять под себя многих талантливых людей.

Каждое отдельное стихотворение Сергея Есенина – это своеобразный роман с лирической направленностью.

В сюжете стихотворений всегда отслеживаются особенности его биографии, и именно те моменты, которые встречались на его жизненном пути. Произведения Есенина – это история жизни поэта.

Более полно тематика родины описана в произведении «Возвращение на родину», но и в произведении «Береза» отражено не меньшее количество наиболее значимых для поэта моментов.

Анализ шедевра «Письмо матери»

Данное произведение создано в особенном жанре, оно представляет собой определенное послание к самому родному в его жизни человеку. Такое направление использовали многие поэты того времени, к примеру, Александр Сергеевич Пушкин написал стих «К Чаадаеву».

Сергей Есенин сумел передать данный жанр максимально нежно и просто, выражая в строках только искренние эмоции.Следует отметить, что данное стихотворение создано таким образом, что послание стало максимально похожим на настоящее письмо. В строках присутствуют только доверительные эмоции и переживания.

Правдоподобность в данном стихе создана с помощью использования точного настроения, а также правильно подобранных речевых оборотов при изложении мыслей.

В произведении в полной мере применяются просторечия, которые позволяют удержать интригу во время прочтения:

«…Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне…»

Практически каждое четверостишие содержит такие особенные слова, К примеру, «…Это только тягостная бредь…»Творения Сергея Есенина имеют множество разговорных форм. Не лишены произведения и вульгаризма, жаргонизма.

Эти особенности указывают на то, используемая лексика в стихотворении весьма привычна самому поэту и он пользуется ею в жизни:

«…Будто кто-то мне в кабацкой драке саданул под сердце финский нож…Не такой уж горький я пропойца…»

Обратите внимание

Само стихотворение написано в доверительной манере. В строках выражается нежная искренность. Такое обращение может быть применено только к самому родному человеку, а разговорный стиль подчёркивает чувственность:

«…Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!…»

Стоит рассмотреть эти строки более подробно, так как они по-своему интересны. Здесь имеется и выделяется обращение к своей маме – «…Ты жива ещё, моя старушка…», имеются также тематические призывы к действиям – «…ничего, родная! Успокойся…» Стихотворение полно и всяческих восклицательных моментов – «..

и молиться не учи меня. Не надо!» Поэт ласково напоминает, что он давно вырос, и сам знает чем ему заниматься. В произведении нет ничего случайного, все литературные обороты направлены на то, чтобы создать у читателя ощущение полного доверия.

Стилистические обороты уже при начальном восприятии создают впечатление, что читателю представлен разговор между отдельными личностями, главными героями самого сюжета.В произведении имеется не только обращение к родному человеку.

Сергей Есенин в строках вспоминает свой родной дом и сад из многочисленных яблонь.

Для выражения таких мыслей поэт использовал в стихотворении различные метаморфические олицетворения, к примеру:

«…Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад…»<\p>

В строках поэтом используются и разнообразные эпитеты:

«…Пусть струится под твоей избушкой тот вечерний несказанный свет…»
«…Чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом…»

Помимо вышеописанных особенностей, стихотворение переполнено разнообразными синтаксическими словосочетаниями, а также фразеологизмами, используемыми только в книжном стиле написания произведений, к примеру:

«…К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…»<\p>

В этой работе Сергеем Есениным используются два стилевых плана, присущих единичным произведениям того времени. Сюжет создается таким образом, что интимная единоличная беседа постепенно переходит в напряженный монолог с лирической направленностью.

Важно

Жизненные факты, используемые в тексте, постепенно начинают приобретать общественную значимость. В строках описаны человеческие ценности, которые имеются у каждого. Они постепенно перерастают в нечто высокое и прекрасное, олицетворяя высокую значимость происходящего. Имеются в произведении и анафорические повторения, к примеру, «…ты одна мне…».

Такие особенные словосочетания по-своему усиливают имеющуюся во фразах экспрессию, позволяя звучать ей еще более печальней.Особенно выделяется в строках стихотворения «Письмо матери» надежда, что в скором времени будут преодолены раздирающие душу поэта противоречивые особенности.

По мнению автора, это возможно только после личностного прикосновения с жизненно важными святынями – домом, любовью матери, особенной красотой природы в родных местах, к примеру:

«…Я по-прежнему такой же нежный и мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом…»

Стихотворение Сергея Есенина имеет и тревожные ноты в строках, слегка интригуя читателя. Автор указывает, что надежды и его жизненные цели практически несостоятельны. И ключевая причина такого исхода скрывается в нем самом, так как он уже давно перестал управлять своей судьбой и потерял над ней контроль:

«…Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось…»<\p>

Данные строки намекают читателю, что жизненные события, происходящие в жизни поэта, не слишком радуют его. Автор разочарован. Всё сложилось не так, как задумывалось и это печалит его. Это проявляется в боли и горечи, которая звучит во многих строках произведения:

«…Не буди того, что отмечталось, не волнуй того, что не сбылось…»<\p>

В конце стиха имеется фраза «…к старому возврата больше нет…». Это своеобразный аккорд, который заканчивает молодость поэта и его детские и ранние мечтания.Стих-обращение «Письмо к матери» — это настоящее признание в любви взрослого сына к женщине, которая подарила ему жизнь, вырастила и воспитала, которая скучает по нём, вглядываясь вдаль. Это чувственное признание и своеобразная работа над ошибками в отношениях с родным человеком. Поэт и желает долгой жизни своей маме: «Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет», и просит не волноваться: «Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь», и просит не бередить прошлого: «Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось».

Читайте также:  Куда выходит один лирический герой лермонтова?

Никто ещё не знал, что через год поэт расстанется с жизнью. Но он успел объясниться со своей мамой и выразить ей свою признательность, благодарность и сыновью любовь.<\p>

Источник: https://gfom.ru/esenin_pismo_materi.php

Анализ стихотворения С.А.Есенина “Письмо к матери” (10 класс)

Я считаю, что невозможно правильно проанализировать стихотворение «Письмо к матери», не зная истории его написания.

Все началось с того, что после многолетней разлуки С.А.Есенин собирался в родную деревню навестить мать, и пригласил с собой двух товарищей, вдохновлённых его рассказами о красоте и поэтичности тех мест. Добираться нужно было по железной дороге, и на вокзале вся компания ждала прибытия поезда в буфете.

Разговоры и вино скрашивали ожидание, но вскоре деньги у друзей закончились. Тогда один из них предложил сдать свой билет, продолжить посиделки и проводить товарищей. Через время от поездки отказался и второй друг, решили отправить только С.А.Есенина. Но разгул получился масштабным: сдал свой билет и он, хотя знал, что мать ждёт его.

А наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение.

Совет

К 1924 году поэт уже был широко известен, в его творчестве появилась особая отточенность языка и образов. Но «Письмо матери» при первом прочтении кажется скорее живым разговором, а не поэтическим произведением. Обилие просторечных и диалектных слов, часто повторяемое обращение к собеседнику упрощают стихотворение, но глубина и пронзительная печаль содержания уравновешивают впечатление.

В первой строфе — приветствие, не отягощённое тоской, доброе пожелание. Настроение в начале «Письма» умиротворённое, и вторая строфа написана так же. «Пишут мне, что ты… загрустила обо мне»— на вряд ли кто-то мог сообщить С.А.

Есенину такие сведения, скорее, это видение — матери, высматривающей на дороге сына — подсказало поэту его сердце.

И начиная с этой строфы, он как бы отрекается от своей славы и образа богемного поэта, становясь простым парнем из деревни, непутёвым, но любящим мать.

 «Шибко»«шушуне»«саданул» — диалектные слова обнажают натуру поэта, не изменившуюся за время его жизни вдали от родного дома. Покаянное письмо призвано успокоить мать, но сквозь утешительные слова проглядывает самая страшная горечь: разочарования, губящего жизнь.

«Не такой уж горький я пропойца» — зная, какая идёт о нём слава, С.А.Есенин пытается хоть отчасти отречься от неё. И далее строки, обращённые к матери, становятся разговором с самим собой.

Признание в том, что душа его осталась такой же нежной, какой была много лет назад, что в вихре столичной жизни и известности таится отравляющая тоска, и спасение от неё — лишь в тишине родных мест, становится откровением.

Где здесь поэт-щёголь в цилиндре и с тросточкой?! Этот образ смыт искренностью, и обнажённое страдающее сердце ищет успокоения у единственного человека, который может помочь, — у матери.

Седьмая строфа — кульминационная, здесь горечь разочарования чувствуется в полной мере. Автор просит не пытаться оживить угасшую душу и вернуть ему радость жизни — «утрата и усталость» слишком сильны.

И дальнейшие слова, обращённые к матери, проникнуты уже не печалью, а безнадёжностью. Её образ С.А.Есенин здесь ставит даже выше Бога, по крайней мере, выше религии и её утешения. «Молиться не учи меня.

Не надо!» — такое отречение может исходить лишь из полностью перегоревшей души…

Композиция стихотворения закольцована — пожелание из первой строфы («пусть струится несказанный свет») становится утверждением в предпоследней («ты одна мне несказанный свет»), и в промежутке настроение автора переходит от ласково-утешительного к горькому и разочарованному.

Обратите внимание

Но мать, её образ остаётся неизменным: и в начале произведения, и в конце она выходит на дорогу «в старомодном ветхом шушуне», высматривая сына.

Это повторение ещё раз подтверждает незыблемость опоры — материнского сердца, которое и в поэте, и в кабацком завсегдатае и хулигане видит лишь своё любимое дитя.

Размер стихотворения — пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строках. Чёткий ритм и перекрёстная рифмовка делают произведение лёгким для запоминания, так же, как и его простые и доходящие до души любого читателя слова.

«Письмо матери» останется одним из лучших стихов С.А.Есенина, до тех пор, пока на свете есть матери, прощающие и любящие своих сыновей, и повзрослевшие дети, уставшие и разочарованные жизнью.

Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-saesenina-pismo-k-materi-klass-3002378.html

Анализ стихотворения Есенина “Письмо матери

В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное “Письмо матери” , которое в наши дни является программным стихотворением и одним из наиболее ярких образцов есенинской лирики.

Творчество этого поэта весьма многогранно и незаурядно. Однако отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен.

Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненные путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты. “Письмо матери” в этом смысле не является исключением.

Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.

Литературная известность пришла к Есенину довольно быстро, и еще до революции он был достаточно хорошо известен читателям благодаря многочисленным публикациям и сборникам лирических стихотворений, поражающих своей красотой и изяществом. Тем не менее, поэт ни на миг не забывал о том, откуда он родом, и какую роль в его жизни играют близкие ему люди – мать, отец, старшие сестры.

Однако обстоятельства сложились так, что долгие восемь лет у любимца публики, ведущего богемный образ жизни, не было возможности побывать в родном селе. Вернулся туда он литературной знаменитостью, однако в стихотворении “Письмо матери” нет и намека на поэтические достижения.

Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком.

Важно

Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – “не буди того, что отмечталось”.

Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде – богемный образ жизни лишил его духовной чистоты, веры в искренность и преданность.

Поэтому Сергей Есенин с затаенной грустью обращается к матери со словами: “Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет”.

Что кроется за этой теплой и нежной фразой? Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно – слишком тяжел груз совершенных ошибок, исправить которые невозможно.

Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он – практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остается единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все еще ждут, несмотря ни на что.

Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны.

Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: “Не грусти так шибко обо мне”.

В этом строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-esenina-pismo-materi/

Анализ стихотворения “Письмо матери” С. А. Есенина

Сергей Александрович Есенин… Что-то чистое, ясное, русское слышится в его имени. Простой парень с голубыми глазами и пшенично-русыми волосами посреди березовой рощи – именно таким я представляю себе великого русского поэта при чтении его произведений.

И стихи его простые и милые, каков сам; тихая, нежная любовь к родным просторам читается в каждой строфе, в каждой строке, согревает душу читателю, никого не оставляет равнодушным.

Да и может ли быть иначе, если любовь эта идет от самого сердца, струится как бы из глубины России… Таковы, пожалуй, все стихотворения Есенина, но самым любимым, самым дорогим для меня стало “Письмо матери”, написанное в 1924 г.

Когда я впервые прочитала его, я была потрясена мастерством автора, той простотой, с которой он мог выразить свои чувства, огромной силой его любви к самому близкому и дорогому человеку на свете:

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Из самого потаенного уголка сердца поэта вырываются эти слова, обращенные к той, что дала ему жизнь, к матери. Это как бы сама собою изливающаяся нежность.

Совет

Все слилось в этих заветных строках: и сыновнее чувство, и время, минувшее со дня последней встречи матери с сыном, и пространство, их разделяющее, и бедность ее жилища, и благоговение сына перед отчим домом… Перед нами предстает образ матери – дорогого до слез человека. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение – все это обобщено в образе матери. Много волнений приносит сын, но все прощает материнское сердце. В стихотворении чувствуется вина сына перед матерью за долгое отсутствие, за легкомысленный образ жизни, за время, проводимое в кабаках… А сколько боли и душевного надрыва слышится в словах:

Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Сын пытается успокоить тревогу и грусть своей матери, говоря, что остался таким, каким она знала его:

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Развитие лирической темы связано с образом возвращения. В жизни, ставшей “тягостной бредью”, поэт надеется на возрождение.

“Тоске мятежной” противопоставлен спокойный и прочный “низенький дом”, цветущий “белый сад”, весна, рассвет. Все это типично есенинские символы. Кажется, что можно отбросить нынешнее и вернуть старое.

Но тут же вносится маленькая поправка, которая показывает, что все изменилось:

Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Из прямого смысла глагола “не буди” вырастает переносный: “Не буди того, что отмечталось…” Жизнь прошла. Много юных, свежих сил было растрачено попусту, бесцельно. Сколько планов и надежд осталось неосуществленными, сколько разочарований и ударов судьбы выпало на долю поэта:

…Не волнуй того, что не сбылось, – Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

“…К старому возврата больше нет”, – звучит резкий и категоричный вывод поэта. Но как бы там ни было, любовь к матери осталась в сердце Есенина, пережив рухнувшие Веру и Надежду. Мать для Есенина – единственный человек, которому он может доверить свои самые сокровенные мысли и чувства:

Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

“Несказанный свет” – это свет любви поэта к матери, образ которой сливается с образом Родины.

Как же Есенину удалось создать такое “живое” стихотворение, которое современные исследователи его творчества ставят рядом с пушкинским “Няне”? По словам Сергея Есенина, для поэта живой разговорный язык очень важен. Именно из разговорного языка поэт черпает новые интонации, сочные и яркие эпитеты и метафоры.

“Письмо матери” написано повествовательным стихом со всеми характерными для письма стилистическими особенностями. Рифма Есенина становится проще и естественной. Огромное влияние на восприятие стихотворения читателем оказывает кольцевое оформление.

Последнее четверостишие повторяет вторую строфу с небольшими изменениями, подчеркивая настроение лирического героя претерпевшего крушение надежд, утраты, душевную усталость. Это придает стихотворению особую эмоциональность.

Светлый образ матери проходит через все творчество Есенина. Любовь к родному крову, к близким, к родным и любимым людям – вот, без сомнения, самая исповедальная тема есенинской лирики. Любовь, несущая свет и надежду, умножающая силы, открывающая неоглядные просторы. Силу произведений поэта невозможно передать словами – ее можно только чувствовать.

Обратите внимание

И если любовь к Родине начинается с любви к матери, то возможно ли после прочтения “Письма матери” сомневаться в самозабвенной любви Есенина к России? И возможно ли не восторгаться этим прекрасным стихотворением, к которому с полным правом можно отнести слова А.

Серафимовича: “Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших – ни у кого у современников…”

Анализ стихотворения “Письмо матери” С. А. Есенина

Источник: https://home-task.com/analiz-stixotvoreniya-pismo-materi-s-a-esenina/

Тропинка к Есенину

Нафедзова Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы 

Тема: Тропинка к Есенину

Цели урока:<\p>

Образовательные. Подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина. Пробудить интерес к личности Есенина.<\p>

Развивающие: Обучить умению находить “ключ” к пониманию личности поэта, научить создавать текст рассуждения.<\p>

Воспитательные. Воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека.

Эпиграф: “Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами”. Уолт Уитмен

Опережающие задания:

  1. Посмотреть телевизионный художественный фильм “Есенин”.
  2. Прочитать стихотворение С. А. Есенина “Письмо матери”.

Оборудование урока: Слайды, видеозапись, томик стихотворений С. А. Есенина.

Читайте также:  Разумихин и раскольников: дружба двух противоположностей

Ход урока

1. Вводное слово учителя

Дорогие ребята, каждую неделю мы проводим уроки литературы. Для многих – это форма учебы, для кого-то, смею надеяться, это кусочек вашей школьной жизни. Сегодня я рискну с вашего позволения предложить 25 минут жизни провести со мной и Поэтом. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора “Тропинка к Есенину”.<\p>

2. Анализ первых впечатлений от просмотра фильма “Есенин”

(На экране слайд портрет Есенина, эпиграф урока.) В прошлом году страна отмечала 115-летие со дня рождения Сергея Есенина. Отмечают юбилей: (ответы учащихся):

– если человек достоин этого;

– если это великий поэт.

К юбилею были показаны документальные фильмы, художественный фильм “Есенин”. Каковы ваши первые впечатления от фильма, ваши чувства? Ответы учащихся: “Если раньше Есенин был для нас великий русский поэт, то после просмотра фильма в душе царит хаос”. Сложился следующий образ поэта:<\p>

– непонятный,

– много пьющий,

– скандальный,<\p>

– глубоко любящий свою Родину,

– очень талантливый.

3. Составление синквейна “Есенин”

Попробуем выразить свои впечатления в синквейнах. (На слайде образец составления синквейна, учащиеся работают в тетрадях).

Синквейн учительницы на слайде.

Есенин.

Непонятный и великий.

Пьет, скандалит, творит.

Вот задача: что за человек?!

Океан.

(Учащиеся читают свои синквейны)

Воспевают все, что вечно ново, И хотя не совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою… Слово это – зов и заклинанье, В этом слове – сущего душа Это искра первого сознанья, Первая улыбка малыша. Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо. В нем – исток всего, Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: МАМА! (Р.Гамзатов)<\p>

Учитель. Мама, мамочка… Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится, оберегает нас и всегда ждет.

Важно

Есть особые произведения в русской литературе, живописи, музыке, дорогие, близкие каждому человеку. Вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть эту тему на примере стихотворения С.Есенина «Письмо матери», вспомним правила переписки и попробуем сами написать письмо.

<\p>

 Если мы говорим о маме, какие строки вспоминаются первыми? Запишите 3-5 разных строчек, слов, словосочетаний, которые всплывают в памяти.<\p>

Попробуем разобраться вместе в наших чувствах, войти в мир Есенина, проникнуть в его душу, попытаться понять через стихотворение “Письмо матери” (На слайде портрет Матери)

Послушаем притчу о материнском сердце. “Жил на свете юноша. Влюбился в красивую девушку. Красивая девушка потребовала сердце матери в знак доказательства любви.

Бедный юноша пришел к матери, рассказал ей о своих страданиях. Мать отдала сыну свое сердце. Сын, дрожа, нёс на ладони сердце матери, споткнулся о камень и упал.

Сердце матери спросило: “Тебе больно, сынок?” (Беседа по содержанию притчи)

(На слайде рисунок “Сердце на ладони”)<\p>

Высказывание Антуан де Сент – Экзюпери Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Слова только мешают понимать друг друга” пишут в тетрадях.<\p>

Вывод: Матери болеют душой за своих детей, какими бы они ни были.

В минуты душевного кризиса каждый человек обращается к самому близкому человеку – матери, как к живительному источнику.<\p>

Читая есенинские произведения, видишь: поэт рос вместе со временем. Углубление миропонимания вело к утверждению в его стихах пушкинской простоты, классической ясности художественных средств.

Все больше влияние пушкинских произведений чувствуется у С. Есенина в лирике последних лет. В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С.

Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери, В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к “милой, родной старушке”.

Совет

Его строки годны такой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность: Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

На память приходят опять пушкинская лирика и его задушевное поэтическое произведение “Няне”. Оно так же доброжелательно, проникнуто сыновним чувством вины за долгое молчание, признанием того, как много поэт причинил беспокойства родному человеку: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

5. Анализ стихотворения “Письмо матери” с нравственной точки зрения

(Ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”)

Вопрос: Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?

Ответы учащихся:<\p>

– он любящий сын,

– остро чувствует тоску, боль матери,

– с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет,

– раскаивается: “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”,<\p>

– нежно относится к матери: “Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть”.

Беседа по вопросам. 

1) Это стихотворение – одно из самых любимых у С.Есенина.

О чем оно? Как вы поняли его смысл? («От бесчинной и отравленной жизни, от среди больших пропойц… горько и жалобно льнул он к миру близких и любимых людей… Любовь ко всему родному… – это самая светлая, безнадрывная тема есенинской лирики…» – писал исследователь Марк Щеглов)<\p>

2) Что мы узнаем о лирическом герое стихотворения? (Попытка уйти «от тоски мятежной», лирический герой вспоминает старушку-мать и «низенький … дом». Таким образом, в центре внимания автора – возвращение героя к истокам, попытка понять, что с ним стало.)<\p>

3) Разберемся в лирическом сюжете. На какие смысловые части можно разделить стихотворение? О чем говорится в каждой из частей? (1 часть (первая – третья строфы) – обращение к матери, воссоздание ее образа (мать тревожится о сыне, выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне»), 2 часть – рассказ о настоящем лирического героя, о внешней его жизни («горький пропойца») и жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты, уставший от жизни, одинокий.)<\p>

4) Какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя? («Над избушкой… вечерний несказанный свет», «низенький дом», «белый сад» – все это напоминает о прошлой жизни, а в настоящем – кабак, финский нож и тоска – контрастные образы.)<\p>

5) В чем трагизм положения лирического героя? (В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что отмечталось…», «И молиться не учи меня. Не надо!» Причем «не надо!» стоит в сильной позиции – в конце строки – и дополнительно выделено восклицательным знаком.)<\p>

6) Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет? (К матери: «ты одна мне … помощь … отрада… свет», к родному дому: «я вернусь…», т.е. идеалы молодости лирический герой сохранил.)<\p>

7) Итак, рассмотрев композицию стихотворения, мы выяснили, что это письмо. А что вы знаете о письме, об эпистолярном жанре? Приведите примеры.<\p>

Обратите внимание

8) А какие правила переписки вам известны? (Правила обсуждаются в группах 3-5 мин., затем зачитываются классу), (смотри приложение №3)<\p>

Какие вопросы по анализу стихотворения вы предложили бы своим одноклассникам? (Вопросы обсуждаются в группах и зачитываются на уроке. Другие группы дают ответы на вопросы.) 

6. Гармония мира. Доброе и злое начала в человеке

В Есенине живут два начала: доброе и злое, черное и белое. (На слайде символ гармонии). Зло – это его кабацкие драки.

Злое начало Доброе начало
Горький пропойца<\p>Кабацкая драка Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умеретьЯ по-прежнему такой же нежный<\p>

(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)

7. Последствия “злого” начала. Продолжение анализа стихотворения

Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала

Пропойца 1. “… в кабацкой драке саданул под сердце финский нож”
2. Слухи пошли: скандальный поэт
3. Страдает мать от этого
4. Муки совести.
5. “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”

(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)

8. Составление синквейна “Письма”

Письмо матери… В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в надежде быть услышанным, быть понятым…<\p>

Письма… В век – телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми людьми.

Письма… они сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают нас в любое время. (Учитель читает отрывки из писем дорогих ему людей, в зависимости от того, насколько они воспринимаются тепло учащимися).

<\p>

Составляем синквейн (коллективно составленный синквейн):

Письма.

Добрые, нежные.

Греют. Ласкают. Любят.

Как мне не хватает вас.

Солнышко.

Выводы: То, что Есенин пил, скандалил – это только внешняя маска. Под этой маской мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни, – это страдание матери, самого близкого человека.

Обратите внимание

Но общение с нею, даже в мыслях, помогает Есенину преодолевать трудности жизни. Поэт пишет:<\p>

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать мне не дает

Как сказали, в человеке живут 2 начала: черное и белое. М. Горький сказал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе. Но помни:

Жизнь – возможность, используйте её.Жизнь – красота, восхищайтесь ею.Жизнь – блаженство, вкусите его.Жизнь – мечта, осуществите её.Жизнь – вызов, примите его.Жизнь – долг, исполните его.Жизнь – игра, сыграйте в него.Жизнь – богатство, дорожите им.Жизнь – любовь, наслаждайтесь ею.

Важно

Жизнь – тайна, изучайте её.Жизнь – шанс, воспользуйтесь им.Жизнь – горе, превозмогите его.Жизнь – борьба, выдержите его.Жизнь – приключение, решитесь на него.Жизнь – трагедия, проделайте её.Жизнь – счастье, сотворите его.

Жизнь слишком прекрасна, не губите её; жизнь это жизнь. Боритесь за неё.

(Мать Тереза)

10. Общие выводы по уроку

Итак, вернемся к эпиграфу урока. (На слайде эпиграф урока)

Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта. Пусть сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место.

Прослушайте, пожалуйста, песню на стихи поэта.

11. Домашнее задание:

Написать письмо – исповедь самому близкому человеку (матери, другу, учителю …)

Готовить материалы к сочинению “Мой Есенин”

Использованная литература

1. Столбунова С. В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Лекция 3 Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – М.,: “Первое сентября ”, “Русский язык” №19 2005, с. 10-15

Источник: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/04/18/tropinka-k-eseninu

Школьные сочинения

В автобиографии Есенин писал, что вырос он в атмосфере народной поэзии и к устному народному творчеству пронес благоговейную любовь через всю свою жизнь.

Неоценимую роль в этом процессе сыграла мать будущего поэта, которая знала неисчислимое множество народных песен.

По воспоминаниям Александры Есениной, младшей сестры поэта: «Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать».

Но, изливая свою душу в песне, бедная крестьянка, очевидно, и предположить не могла, какая судьба уготована ее блудному сыну.

Доля поэта в этом мире нелегка, особенно если его мысли чисты, а стихи очень многих отрезвляют и «приводят в себя».

Р’ жизни Есенина были периоды тяжелых потрясений, глубоких душевных РєСЂРёР·РёСЃРѕРІ, РєРѕРіРґР° жизненные противоречия казались ему неразрешимыми. Очевидно, РѕРґРёРЅ РёР· таких моментов продиктовал поэту нежное обращение Рє самому СЂРѕРґРЅРѕРјСѓ Рё близкому человеку – маме:

  • РўС‹ жива еще, РјРѕСЏ старушка? Р–РёРІ Рё СЏ.
  • Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой
  • РўРѕС‚ вечерний несказанный свет.

Такое нежное, ностальгическое послание отчасти было продиктовано и теми чувствами, которые появились после поездки Есенина по городам Германии, Франции, �талии, США:

  • «Был СЏ Р·Р° границей – тошнит меня РѕС‚ заграницы. РЇ РЅРµ РјРѕРіСѓ без Р РѕСЃСЃРёРё. РЇ СЃРґРѕС…РЅСѓ там. РЇ Р±СѓРґСѓ волноваться. РњРЅРµ надо РІ деревню, РІ Рязанскую губернию, РїРѕРґ РњРѕСЃРєРІСѓ РєСѓРґР°-РЅРёР±СѓРґСЊ… Р—Р° границей РјРЅРµ ничего РЅРµ написать, РЅРё РѕРґРЅРѕР№ строчки!В»

Каждая строка письма проникнута сыновней любовью, заботой: «Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне».

Сын понимает, как тяжело даются матери эти горькие периоды разлуки, переживаний.

Он пытается убедить, что, несмотря на слухи, его сердце по-прежнему остается чистым, а цель жизненного пути видится ему ясно.

� пусть попусту не тревожится мать, которой синий мрак рисует картины одна другой страшнее.

Совет

Взрослый мужчина в душе остался таким же нежным мальчиком, а не горьким пропойцей, способным умереть, не простившись с матерью.

Мы видим, что лирического героя тяготит его нынешнее положение, разлука с милым домом, матерью, отцом. Находясь далеко от родного гнезда, он изнывает от мятежной тоски и мечтает поскорее вернуться в низенький, но очень уютный дом. Он живет воспоминаниями о недавнем счастье, о белом по-весеннему саде и ласке той, которая подарила ему жизнь.

Но вместе с тем в стихотворении ясно ощутима грустная, печальная нота. Это чувство связано, в частности, с раздумьями о прошедшей жизни, о пережитом, о долге поэта.

Всего себя поэт отдает людям. Всю свою жизнь, весь свой дар приносит служению им.

Но возврата к прошлому нет, так как в душе поэта, лирического героя, уже давно созрело осознание своего призвания.

�, быть может, на раннем этапе служение поэтическому творчеству воспринималось им в радужном свете, вызывало мечты, которым не дано было осуществиться:

  • РќРµ Р±СѓРґРё того, что отмечталось.
  • РќРµ волнуй того, что РЅРµ сбылось,
  • Слишком раннюю утрату Рё усталость
  • Р�спытать РјРЅРµ РІ жизни привелось.

Эти строки звучат пророчески в свете дальнейшей судьбы поэта.

« Ранняя утрата и усталость, в конце концов, сыграли свою роль: в ночь с 27-гона 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» Есенин покончил жизнь самоубийством. Три дня спустя его хоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. Поэта в последний путь провожала многотысячная процессия почитателей его таланта. Материнская молитва, помощь матери, ласковое слово поддержки важны ему и сейчас:

  • РўС‹ РѕРґРЅР° РјРЅРµ помощь Рё отрада.
  • РўС‹ РѕРґРЅР° РјРЅРµ несказанный свет.

Но в конце стихотворения все нерадостные мысли снова сменяются нежной печалью и заботой о родном человеке.

В письме Есенин использует такое построение, когда одна из первых строф повторяется как завершающая, последняя.

Это давало возможность только в перемене интонации раскрыть особую душевную наполненность, строй поэтической мысли.

� если во второй строфе лирический герой недоуменно спрашивает, зачем мать так часто выходит на дорогу «в старомодном ветхом шушуне», то в последней строфе сыновний долг диктует заботливое, но все же приказание:

  • Так забудь же РїСЂРѕ СЃРІРѕСЋ тревогу,
  • РќРµ грусти так шибко РѕР±Рѕ РјРЅРµ.
  • РќРµ С…РѕРґРё так часто РЅР° РґРѕСЂРѕРіСѓ
  • Р’ старомодном ветхом шушуне.

Есенин был прекрасен и гениален во всем: и в творчестве, и в любви, и в жизни, и в сыновней заботе.

Он отдавал себя без остатка всем чувствам когда-либо полонившим его, именно поэтому обаяние его стихов не минует никого.

В 

Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки – » Анализ стихотворения Есенина «Письмо Рє матери». Восприятие, истолкование, оценка . Это нужно, ведь РЅРµ потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: https://soch-russ.narod.ru/index-2347.htm

Конспект урока на тему : ” С.Есенин. Письмо к матери.”

Тема урока С.Есенин «Письмо к матери»

Цель урока. В ходе урока показать основные формы и методы работы по теме «Жизнь и творчество С.А. Есенина»,познакомить учащихся со стихотворением «Письмо к матери»

Задачи:

образовательные:<\p>

Рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта; <\p>

развивающие:<\p>

1.развитие интереса к личности и творчеству С.

Есенина; <\p>

2.развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта; <\p>

3.развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности;; <\p>

4.совершенствование навыков самостоятельной работы.

воспитательные:<\p>

1.воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;

2. воспитание чувства восхищения родной природой.

Методические приёмы:<\p>

  • лекция с элементами беседы, <\p>

  • аналитическое чтение. <\p>

Оформление доски:

1. Портрет 2. Картины природы <\p>

Учебные задачи для учащихся (в форме вопросов, на которые нужно ответить в процессе урока):

  • Каковы главные темы стихов С. Есенина? <\p>

  • Какие изобразительные средства поэтического языка характерны для лирики поэта? <\p>

  • Что волнует, радует и огорчает лирического героя поэзии С. Есенина?<\p>

Наглядность

  • фотографии, <\p>

  • портреты поэта, <\p>

  • иллюстрации к стихотворениям, <\p>

  • песни и романсы на стихи Есенина,<\p>

  • сборники стихов поэта

Оборудование:<\p>

  • ПК. <\p>

  • Мультимедийный проектор.

    <\p>

Методические приемы:<\p>

  • Живое слово учителя<\p>

  • Беседа<\p>

  • Обучение анализу поэтического текста<\p>

  • Подготовленные сообщения учащихся<\p>

  • Просмотр слайдов, прослушивание текстов стихотворений и песен с DV-ROM

Ход урока

Здравствуйте. Сегодняшний урок мы посвящаем изучению жизни и творчества великого русского поэта, поэта «страны березового ситца» С.А. Есенина. Попробуем разобраться вместе в наших чувствах, войти в мир Есенина, проникнуть в его душу, попытаться понять через стихотворение “Письмо матери”.

(Чтение стихотворения «Письмо матери»)

Учитель приводит притчу о материнском сердце.

Притча о материнском сердце.

Запись в тетради:

Вывод: Матери болеют душой за своих детей, какими бы они ни были. В минуты душевного кризиса каждый человек обращается к самому близкому человеку – матери, как к живительному источнику.<\p> Анализ стихотворения “Письмо матери” с нравственной точки зрения.

(Ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”)

Вопрос: Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?

Ответы учащихся: <\p>

– он любящий сын,

– остро чувствует тоску, боль матери,

– с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет,

– раскаивается: “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”,<\p>

– нежно относится к матери: “Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть”.

Гармония мира. Доброе и злое начала в человеке.

В Есенине живут два начала: доброе и злое, черное и белое. (На слайде символ гармонии). Зло – это его кабацкие драки.

Злое начало

Доброе начало

Горький пропойца<\p>

Кабацкая драка

Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть

Я по-прежнему такой же нежный<\p>

(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)

Последствия “злого” начала. Продолжение анализа стихотворения.

Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала

Пропойца

1. “… в кабацкой драке саданул под сердце финский нож”

2. Слухи пошли: скандальный поэт

3. Страдает мать от этого

4. Муки совести.

5. “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”

(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)

Составление синквейна “Письма”

Письмо матери… В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в надежде быть услышанным, быть понятым…<\p>

Письма… В век – телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми людьми.

Письма… они сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают нас в любое время. (Учитель читает отрывки из писем дорогих ему людей, в зависимости от того, насколько они воспринимаются тепло учащимися).

<\p>

Составляем синквейн (образец синквейна):

Письма.

Добрые, нежные.

Греют. Ласкают. Любят.

Как мне не хватает вас.

Солнышко.

Выводы: То, что Есенин пил, скандалил – это только внешняя маска. Под этой маской мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни, – это страдание матери, самого близкого человека.

Обратите внимание

Но общение с нею, даже в мыслях, помогает Есенину преодолевать трудности жизни. Поэт пишет:<\p>

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать мне не дает

Как сказали, в человеке живут 2 начала: черное и белое. М. Горький писал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе. Но помни:

9. Мысли вслух после просмотра видеозаписи “Закат солнца”.<\p>

Есенин писал очень много о природе. Любимый поэтический образ Есенина – русская береза: <\p>

Я навек за туманы и росыПолюбил у березки стан, И её золотистые косы

И холщовый её сарафан.

Можно открыть наугад любую страницу есенинских книг и встретить русскую природу в узнаваемом, но каждый раз по-особому, зорким взглядом поэта замеченном облике:

Заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот.

Или:

Выткался на озере алый свет зари

У Есенина есть строки про женщину:

… былаНа закат розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла

Предлагаем вашему вниманию видеозапись заката солнца, снятую группой учащихся.<\p>

Попробуем понять красоту есенинского сравнения.<\p>

Ответы учащихся:

– Закат солнца – очень красивое зрелище, поэтому Есенин сравнивает женщину с этим явлением.

– Закат солнца навевает на человека тоску. Есенин много любил, но рядом с ним не было любимой женщины.

– Женщина, источник поэтического вдохновения поэта, уйдет из его жизни так же красиво, как закат солнца.<\p> – Есенин мечтал о семейном уюте, о женской любви, но все его любимые женщины исчезали .

Закрепление изученного материала

Продолжи стихи

  1. Белая береза под моим окном<\p>

(Принакрылась снегом, точно серебром)

2. Ты жива еще,  моя старушка.<\p>

 (Жив и я, привет тебе, привет)

3. Если крикнет рать святая:<\p>

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

(Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»)

Мир родной природы в произведениях С.А.Есенина”.

Ребятам раздаются карточки с отрывками из стихотворений, в которых пропущены эпитеты. Побеждают те, кто вспомнят “есенинские” слова.<\p>

  1. Выйду на озеро в ….. гать,
    К сердцу …….. льёт благодать.<\p>

  2. И в душе, и в долине прохлада,….. сумрак как стадо овец,За калиткою ……… сада

    Прозвенит и замрёт бубенец.

    <\p>

  3. Вижу сад в ……. накрапах,Тихо август прилёг ко плетню.Держат липы в ……. лапах

    Птичий гомон и щебетню.<\p>

  4. Этой грусти теперь не рассыпать……. смехом далёких лет.Отцвела моя белая липа,

    Отзвенел ………. рассвет.<\p>

ОТВЕТЫ.

  1 – синюю, вечерняя; 2 – синий, смолкшего; 3 – голубых, зелёных; 4 – звонким, соловьиный.

«Флора и фауна в произведениях Есенина”.

Многообразен у Есенина мир растений, например, деревьев. Назовите их:<\p>

  1. Словно белою косынкой подвязалася …..<\p>

  2. Отцвела моя белая ….<\p>

  3. Как метель, …….. машет рукавом.<\p>

  4. Сторожит голубую Русь
    Старый …. на одной ноге.<\p>

  5. Облетевший …… серебрист и светел.

    <\p>

  6. Отрок – ветер по самые плечи
    Заголил на ……. подол.<\p>

Угадайте птиц, “летающих” в поэтическом мире Есенина:<\p>

  1. Тенькает …… меж лесных кудрей.<\p>

  2. Полюбил я седых …….. с их курлыканьем в тощие дали.<\p>

  3. Только серые …… расшумелись на лугу.

    <\p>

  4. А над самою макушкой долбит ….. на суку.<\p>

С животными поэт сравнивает месяц и луну. Вспомните их:<\p>

  1. ……… кудрявый месяц гуляет в голубой траве.<\p>

  2. Золотою …….. луна распласталась на тихой воде.<\p>

  3. Луна, как жёлтый ……., в мокрой воде ворочается.

    <\p>

ОТВЕТЫ.

Деревья: 1 – сосна, 2 – липа, 3 – черёмуха, 4 – клён, 5 – тополь, 6 – (на) берёзке.
Птицы: 1 – синица, 2 – журавлей, 3 – вороны, 4 – дятел.
Животные: 1 – ягнёночек, 2 – лягушкой, 3 – медведь.

  “Россия – Русь в творчестве Есенина”.

Продолжите строки из стихотворений Есенина о Родине:<\p>

  1. О Русь – малиновое поле и …<\p>

  2. А Русь всё так же будет жить, …<\p>

  3. На сердце день вчерашний, …<\p>

  4. Если крикнет рать святая:…<\p>

  5. Я покинул родимый дом,…<\p>

  6. Радуясь, свирепствуя и мучась,…<\p>

ОТВЕТЫ.<\p>

  1. … синь, упавшая в реку…<\p>

  2. … плясать и плакать у забора.<\p>

  3. …а в сердце светит Русь.<\p>

  4. … “Кинь ты Русь, живи в раю!”…<\p>

  5. …голубую оставил Русь.<\p>

  6. …хорошо живётся на Руси

Афоризмы”.

У С.А.Есенина много строк, ставших афоризмами.

Вспомните их и продолжите данные предложения:<\p>

  1. Так мало пройдено дорог,…<\p>

  2. Лицом к лицу лица не увидать…<\p>

  3. Жить нужно легче, жить нужно проще,…<\p>

  4. Если б не было ада и рая,…<\p>

  5. Коль нет цветов среди зимы,…<\p>

ОТВЕТЫ.<\p>

  1. …так много сделано ошибок.<\p>

  2. …Большое видится на расстоянье.<\p>

  3. …всё принимая, что есть на свете.<\p>

  4. …их бы выдумал сам человек.<\p>

  5. …то и жалеть о них не надо.

Венок Есенину”.

На доске символический венок с прорезями для других цветов (нарисованный или выполненный с помощью аппликации).Раздаются карточки со строками из стихотворений поэта, в которых пропущены слова с названиями цветов. Нужно угадать, о каком растении идёт речь.

Если ответ правильный, команда, взяв на столе учителя изображение цветка, “вплетает” его в венок (вставляет его в прорезь).<\p>

  1. Ах, ………..!Твой ли пылМне в душу песней позвонилИ рассказал, что ……..

    Очей любимых далеки.<\p>

  2. В сердце ……. вспыхнувших сил.<\p>

  3. Лепестками …. расплескалась. ОТВЕТЫ.

    <\p>

  1. Колокольчик, васильки,<\p>

  2. Ландыши, 3.Роза

Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!”

( На специально оборудованном стенде или на классной доске помещены репродукции полотен известных русских художников, иллюстрации). <\p>

Какие строки из поэтических произведений С.А.Есенина вспоминаются вам, когда вы смотрите на эти полотна и иллюстрации?

После четырёх – пятиминутной подготовки ребята делятся своими впечатлениями, читают наизусть стихи. Обобщение

Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта. Пусть сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место.

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,Как будто он не в силах их понять.Уходят лучшие, не спев последних песен,

Осиротив родную Землю-мать,

Мы перечитываем созданное имиИ жжёт глаза горячая строка.Уходят лучшие, своё оставив имя,

Утраты боль и память на века.

<\p>

И как обобщение звучат слова С. Кошечкина: «Как бы ни было трудно, что бы ни случилось с тобой – не падай духом, не теряй надежды и будь благодарен судьбе, даровавшей тебе ни с чем не сравнимое счастье целовать любимого человека, валяться на траве, мять цветы и видеть эти златящиеся во мгле ивы… И – всегда люби Родину, умножай её славу своими деяниями. Так говорит поэт.”

Домашнее задание:

Написать письмо – исповедь самому близкому человеку (матери, другу, учителю).

Средняя общеобразовательная школа №41

Тема урока :С.Есенин«Письмо к матери»

Урок литературы в 11 «Б» классе

Провела : учитель

русского языка и<\p>

литературы<\p>

СШ №41 г.Актобе

Нуранова Г.С.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-s-iesienin-pis-mo-k-matieri

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]