Презентация на тему: Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье
Презентация на тему: Рассказ А.П.
Чехова «О любви» как история об упущенном счастье
Скачать эту презентацию<\p> Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию<\p> № слайда 1
Описание слайда:
Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье
№ слайда 2
Описание слайда:
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. А.П.Чехов
№ слайда 3
Описание слайда:
Работа с текстом Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
№ слайда 4
Описание слайда:
Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца.
Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу».
«Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.
№ слайда 5
Описание слайда:
О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
№ слайда 6
Описание слайда:
Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери»
№ слайда 7
Описание слайда:
Как развивались отношения между героями?
№ слайда 8
Описание слайда:
Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа
Описание слайда:
Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?
№ слайда 10
Описание слайда:
Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, , которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.
№ слайда 11
Описание слайда:
Словарная работа. Что такое счастье? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». В «Советском энциклопедическом словаре» Счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».
№ слайда 12
Описание слайда:
Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? -Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? -Почему герои скрывали свои чувства?
№ слайда 13
Описание слайда:
На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним.
Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим.
Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».
№ слайда 14
Описание слайда:
Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
№ слайда 15
Описание слайда:
Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»
№ слайда 16
Описание слайда:
Какое значение имеют картины природы в рассказе? «Серое небо и деревья, мокрые от дождя»
Описание слайда:
Какое значение имеют картины природы в рассказе? Пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
№ слайда 18
Описание слайда:
Какое значение имеют картины природы в рассказе? 2.В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало».
№ слайда 19
Описание слайда:
Какое значение имеют картины природы в рассказе? Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.
№ слайда 20
Описание слайда:
Что мешает счастью героев? «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье. Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым. Л.Н.ТОЛСТОЙ.
Описание слайда:
О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»? К каким выводам вы пришли?
№ слайда 22
Описание слайда:
Домашнее задание: Написать сочинение – письмо в будущее «Остаться счастливым я смогу, если…»
№ слайда 23
Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).<\p> Получить доступ
<\p>
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/rasskaz-apchekhova-o-ljubvi-kak-istorija-ob-upushhennom-schaste.html
Чехов о любви
Одна из самых важных тем, тема, имеющая большую историю в литературе, это тема любви, тема взаимоотношений мужчины и женщины.
Любовь – слишком сложное, неоднородное, многоликое явление, чувство, феномен человеческой души. Тема любви – тема вечная. Каждая эпоха, каждый человек вырабатывает свою концепцию любви, свое понимание этого чувства.<\p>
Интерес к теме любви был велик в любую эпоху.
Особенно обостряется он во времена кризисов, когда чувство незащищенности, уязвимости, никчемности собственного “Я” является доминирующим для большинства людей. У Чехова свое понимание и свое отношение к этому вопросу.
В записной книжке он писал: “Любовь – это или остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, или же это часть того, что в будущем разовьется в нечто громадное, в настоящем же оно не удовлетворяет, дает гораздо меньше, чем ждешь”.
Любовь в жизни Чехова – тема, которая вряд ли когда-нибудь будет до конца исследована, описана, прокомментирована. Чехов останется для нас вечной загадкой.
Можно пытаться ответить на вопрос, кого же на самом деле любил Чехов: Мизинову, Авилову, Книппер? Какое место в его сердце занимали Эфрос, Яворская? Любил ли он вообще кого-нибудь или был, по мнению Лики Мизиновой, “кислятиной”, а не “живым человеком – мужчиной!”, человеком с “холодной кровью”, как написал о нем критик Н. К.
Михайловский в статье о сборнике рассказов Чехова “Хмурые люди”? Но вряд ли эти размышления приведут нас к пониманию творчества писателя. Лишь сошлемся на мнение Льва Шестова, который считал, что нет вернее способа “узнать”, чем положиться на чеховские произведения и на свою догадку.
Единственный факт, который хочется привести, говоря об образе Чехова-человека, это мнения Мережковского и Шестова, которые представляют собой некий обобщенный образ-впечатление или образ-символ русского писателя, полученный через призму их восприятия. Мережковский замечает такую “странную” особенность Чехова, как то, что он был всегда “одного и того же возраста, неопределенного, среднего”. Он никогда не казался ему молодым и не мог, соответственно, стареть.
Шестов обращает внимание на то, что “Чехов всегда ходит сгорбившись, понурив голову и никогда не обращает взоров к небесам, ибо там для него не начертаны знамения”.
Безусловно, что эти небольшие штрихи к портрету Чехова несут в себе определенную символическую нагрузку, отличаются долей условности, но ведь и то, из чего состоит произведение литературы, тоже по сути своей условно.
Тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве писателя занимает одно из значительных (если не главных) мест.
Более сорока произведений (рассказов, повестей, драм) описывают мозаику судеб, характеров, ситуаций, связанных с чувством любви, которая может принимать столь различные, иногда самые противоречивые и даже взаимоисключающие друг друга обличия (что в принципе не противоречит природе человека), что вспоминается легенда о Леонардо да Винчи, который с одного и того же человека писал Христа и Иуду.
Любовь тонкая, поэтичная, пронизывающая все художественное пространство произведения чистотой, искренностью, особой музыкальностью атмосферы, ощущается в рассказах “Дом с мезонином”, “Верочка”, “Дама с собачкой”, “О любви”.
Любовь, переродившаяся в скуку, поддавшаяся разлагающему действию обыденности, пошлости – в “Скуке жизни”, “Супруге”, “Дуэли”.
Любовь как способ манипулирования одного человека другим, когда сильная сторона, сама не испытывающая глубокого чувства, использует другую, зависимую от нее, именно потому, что та любит глубоко и серьезно (с точки зрения самоощущения героя), мы наблюдаем в рассказах “Володя большой и Володя маленький”, “Ариадна”, “Шуточка”, “Рассказ неизвестного человека”. Любовь как не реализовавшаяся возможность счастья для героев, возможность проникнуть в иное жизненное пространство, в котором возможна смена ролей на более удачные, привлекательные, находит свое воплощение в рассказах “На пути”, “У знакомых”, “О любви”, в пьесе “Вишневый сад” (отношения Лопахина и Вари). Предощущение новой, счастливой жизни, в которой угадывается далеко не последняя роль любви, и своеобразная ситуация ухода из жизни обыкновенной в мир, пока еще зыбко наметившийся в мечтах, реализовались в рассказах “Невеста”, “В родном углу”.
За внешним многообразием “трактовок” любви стоит вполне определенный, довольно грустный и пессимистичный взгляд автора на этот вопрос: на этом свете счастья нет, и счастливых людей нет, и счастливой любви нет.
Люди пока недостойны счастья и не способны быть счастливыми.
Возможно, что когда-нибудь настанут новые времена, жизнь найдет более совершенные формы (в это верят многие чеховские герои), и вопрос о счастье и любви будет лишен определения “больной”.
Источник: https://litra.bobrodobro.ru/9248
Тема любви в рассказе А. П. Чехова «О любви». Психологизм прозы Чехова
Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других.
Рто трагические истории Рѕ невозможности правильного выбора РІ построении отношений.
Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков.
В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых людей.
Начинается рассказ с разговора главного героя Павла Константиновича Алехина с его гостем Буркиным о тайне любви.
Рассказав историю, как в невзрачного пьяницу повара Никанора влюбилась красавица Пелагея, Алехин недоумевает, как можно было влюбиться в «это мурло».
Как зарождается любовь? При рассмотрении этого таинственного явления возникают только вопросы, на которые человечество не дало ни одного ответа, тем более что любовь индивидуальна в каждом отдельном случае, для каждой пары – своя. Собеседники приходят к выводу, что мы, русские, убиваем любовь «роковыми» вопросами: честно это или не честно, умно или глупо, к чему приведет эта любовь и так далее. «Хорошо это или нет, – говорит герой, – я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает – это я знаю».
Алехин рассказывает другу свою трагическую историю. После университета приехал он в имение отца, «на котором было много долгов».
Павел решил остаться в деревне и возродить имение, он чувствовал себя обязанным, так как отец много тратил, платя за его обучение.
Алехин развил бешеную деятельность: «Я не оставлял в покое ни одного клочка земли, я сгонял всех мужиков и баб из соседних деревень, работа у меня тут кипела неистовая; я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы».
Алехина выбрали в мировые судьи, пришлось выезжать в город, что было для него праздником после тяжелого сельского труда.
В одну из поездок Алехин знакомится с Лугановичем, товарищем председателя окружного суда, который пригласил его к себе обедать.
Так герой познакомился с Анной Алексеевной, женой Лугановича, которой было не более двадцати двух лет.
Сейчас, после многих лет, Алехин не может объяснить, что же такого было в этой женщине.
Он вспоминает: «Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то…»
Муж Анны был простодушный добряк, жили они мирно и благополучно, полгода назад родился ребенок. Алехина они принимали со всем возможным гостеприимством.
Уехав к себе в Софьино, Алехин все лето видел перед собой стройную белокурую женщину, Анну. Встреча глубокой осенью в театре еще более сблизила их.
Алехин стал часто бывать в доме Анны, стал там своим человеком, его любили и слуги, и дети Лугановичей. Герой с горечью говорит: «Есть пословица: не было у бабы хлопот, так купила порося.
Не было у Лугановичей хлопот, так подружились они со мной».
Новые друзья очень заботились об Алехине, жалели, что он, такой умный человек, вместо интеллектуального труда вынужден крутиться в деревне, вечно без денег, предлагали ему взять у них в долг, но Алехин не брал никогда.
Герой в тоске думает: что такого в муже Анны, человеке уже за сорок, примитивно мыслящем, скучном, вялом добряке? Почему Анна не встретилась ему, Алехину, почему произошла такая ошибка? Любовь Алехина взаимна. Анна с нетерпением ждет его приездов, но о своих чувствах герои не говорят. Алехин думает, что сломает жизнь Анны, ее мужа, детей. Куда приведет он ее? Кто он такой? Что он может ей дать? Что будет с ней в случае его болезни или если они разлюбят друг друга? � Анна рассуждала в том же духе.
А годы шли. Алехин и Анна ходили вместе в театр, о них говорили уже бог знает что, но после театра герои прощались и шли в разные стороны.
� Алехина, и Анну совершенно вымотали такие отношения, Анна нервничала и раздражалась. � тут пришло известие, что Лугановича переводят служить в другой город.
Анна уезжала в Крым, куда советовали ей ехать доктора, а ее муж оставался распродавать вещи, дачу и прочее. Когда Анна уже села в купе, Алехин вбежал, чтобы поставить на полку еще одну корзинку.
«Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить». Герой понял, что в рассуждениях о любви нужно исходить «из высшего, более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Поезд уже шел, герой поцеловал свою Анну в последний раз, и они расстались навсегда. Алехин зашел в соседнее пустое купе, сидел и плакал до первой остановки поезда, а потом пошел к себе в Софьино пешком.
Рассказ Чехова «О любви» не утратил актуальности и сегодня. В отношениях людей и в общественном мнении ничего не изменилось. Чудо любви – величайший дар Бога, редкие люди могут принять его и счастливо жить с ним.
Русская литература ХХ века
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 123 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.005 сек.)
Источник: https://mybiblioteka.su/11-37695.html
Тема любви в рассказе А. П. Чехова «о любви». Психологизм прозы Чехова – Философия
Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков.
В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых людей.
Начинается рассказ с разговора главного героя Павла Константиновича Алехина с его гостем Буркиным о тайне любви. Рассказав историю, как в невзрачного пьяницу повара Никанора влюбилась красавица Пелагея, Алехин недоумевает, как можно было влюбиться в «это мурло».
Как зарождается любовь? При рассмотрении этого таинственного явления возникают только вопросы, на которые человечество не дало ни одного ответа, тем более что любовь индивидуальна в каждом отдельном случае, для каждой пары – своя.
Собеседники приходят к выводу, что мы, русские, убиваем любовь «роковыми» вопросами: честно это или не честно, умно или глупо, к чему приведет эта любовь и так далее. «Хорошо это или нет, – говорит герой, – я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает – это я знаю».
Алехин рассказывает другу свою трагическую историю. После университета приехал он в имение отца, «на котором было много долгов». Павел решил остаться в деревне и возродить имение, он чувствовал себя обязанным, так как отец много тратил, платя за его обучение.
Алехин развил бешеную деятельность: «Я не оставлял в покое ни одного клочка земли, я сгонял всех мужиков и баб из соседних деревень, работа у меня тут кипела неистовая; я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы».
Алехина выбрали в мировые судьи, пришлось выезжать в город, что было для него праздником после тяжелого сельского труда. В одну из поездок Алехин знакомится с Лугановичем, товарищем председателя окружного суда, который пригласил его к себе обедать. Так герой познакомился с Анной Алексеевной, женой Лугановича, которой было не более двадцати двух лет.
Сейчас, после многих лет, Алехин не может объяснить, что же такого было в этой женщине.
Он вспоминает: «Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то…»
Муж Анны был простодушный добряк, жили они мирно и благополучно, полгода назад родился ребенок. Алехина они принимали со всем возможным гостеприимством. Уехав к себе в Софьино, Алехин все лето видел перед собой стройную белокурую женщину, Анну. Встреча глубокой осенью в театре еще более сблизила их.
Алехин стал часто бывать в доме Анны, стал там своим человеком, его любили и слуги, и дети Лугановичей. Герой с горечью говорит: «Есть пословица: не было у бабы хлопот, так купила порося. Не было у Лугановичей хлопот, так подружились они со мной».
Новые друзья очень заботились об Алехине, жалели, что он, такой умный человек, вместо интеллектуального труда вынужден крутиться в деревне, вечно без денег, предлагали ему взять у них в долг, но Алехин не брал никогда.
Герой в тоске думает: что такого в муже Анны, человеке уже за сорок, примитивно мыслящем, скучном, вялом добряке? Почему Анна не встретилась ему, Алехину, почему произошла такая ошибка? Любовь Алехина взаимна.
Анна с нетерпением ждет его приездов, но о своих чувствах герои не говорят. Алехин думает, что сломает жизнь Анны, ее мужа, детей.
Куда приведет он ее? Кто он такой? Что он может ей дать? Что будет с ней в случае его болезни или если они разлюбят друг друга? И Анна рассуждала в том же духе.
А годы шли. Алехин и Анна ходили вместе в театр, о них говорили уже бог знает что, но после театра герои прощались и шли в разные стороны. И Алехина, и Анну совершенно вымотали такие отношения, Анна нервничала и раздражалась. И тут пришло известие, что Лугановича переводят служить в другой город.
Анна уезжала в Крым, куда советовали ей ехать доктора, а ее муж оставался распродавать вещи, дачу и прочее. Когда Анна уже села в купе, Алехин вбежал, чтобы поставить на полку еще одну корзинку.
«Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить». Герой понял, что в рассуждениях о любви нужно исходить «из высшего, более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Поезд уже шел, герой поцеловал свою Анну в последний раз, и они расстались навсегда. Алехин зашел в соседнее пустое купе, сидел и плакал до первой остановки поезда, а потом пошел к себе в Софьино пешком.
Рассказ Чехова «О любви» не утратил актуальности и сегодня. В отношениях людей и в общественном мнении ничего не изменилось. Чудо любви – величайший дар Бога, редкие люди могут принять его и счастливо жить с ним.
Русская литература ХХ века
Источник: https://student2.ru/filosofiya/1680728-tema-lyubvi-v-rasskaze-a-p-chekhova-o-lyubvi-psikhologizm-prozy-chekhova/
«О любви», анализ рассказа Чехова
Рассказ А.П.Чехова был написан в 1898 году, является важной и завершающей частью «Маленькой трилогии». Опубликован в журнале «Русская мысль».
Жанр рассказа предполагает кратковременность изображаемых событий и малое число действующих лиц. Антон Павлович Чехов не зря выбрал данный способ изложения сложных перипетий жизни своих героев и описания их душевного состояния. Ведь особенностями рассказа являются также глубина подтекста и емкость детали. Последний нюанс очень хорошо прослеживается во всех малых произведениях автора.
В основу «Маленькой трилогии», созданную А.П.Чеховым, легли три истории, рассказанные друзьями друг другу на охоте. Это Буркин, Чимша-Гималайский и Алёхин — небогатый помещик, который поведал друзьям несчастливую историю своей любви.
Так случилось, что отец героя много задолжал, в частности, чтобы заплатить за обучение сына. Алехин, вернувшись на родину, решил частично вернуть долг. Для этого ему пришлось много работать, но усилия не пропали даром.
В первый же год он был выбран на место почетного мирового судьи. Алехина ждало немало встреч и знакомств, среди которых особое место в его жизни заняло знакомство с председателем окружного суда по фамилии Луганович.
В тот же день Алехин знакомится с его женой, Анной Алексеевной, в которую влюбляется с первого взгляда.
Алехин стал постоянным гостем в семье Лугановичей. Но, несмотря на это, при каждой новой встрече Анна Алексеевна и Алехин терялись, робели друг перед другом и холодно прощались. Герой чувствовал невероятную близость чувств, но боялся признаться.
Но всему приходит конец. Однажды Анна Алексеевна уезжала лечиться в Крым, и герой понял, что, возможно, это их последняя встреча. Он решил признаться, но было слишком поздно. Влюбленные расстались навсегда.
Как и в предыдущих рассказах трилогии, основная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что герои произведений закрылись от своих настоящих чувств, вместо того, чтобы дать волю эмоциям, ничего не страшась.
«Футлярность» каждого из них загубила их жизни и возможность счастливо и бескорыстно любить. Они своими же руками убили любовь, опустили ее до низменных чувств и потребностей, навеки сделав самих себя несчастными.
Рассказ «О любви» можно назвать вершиной эволюции человека, изображенного во всех трех произведениях трилогии. Это герой, который далеко не стар, он не умер, он просто осознал свою ошибку и идет дальше. Не опускает руки, а шагает, пусть еще не знает куда, но все же не стоит на месте.
Вся «Маленькая трилогия» автора пронизана драматизмом и надеждой на то, что у героев, настоящих или выдуманных все еще есть шанс спасти свою душу.
Кроме анализа рассказа «О любви» прочитайте и другие сочинения по произведениям Антона Павловича Чехова:
-
Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
-
«Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
-
«Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
-
«Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
-
«Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
-
«Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
-
«Хамелеон», анализ рассказа Чехова
-
«Студент», анализ рассказа Чехова
-
«Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
-
«Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
-
«Каштанка», анализ рассказа Чехова
-
Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
-
«Хирургия», анализ рассказа Чехова
-
«Палата №6», анализ повести Чехова
-
«Ванька», анализ рассказа Чехова
По писателю: Чехов Антон Павлович
Источник: https://goldlit.ru/chehov/282-o-lubvi-analiz
Рассказ Чехова О любви: анализ содержания
Антон Павлович Чехов – один из ярчайших представителей русской словесности. Его произведения отличаются своей краткостью, невероятной емкостью и богатством философского содержания, что подтверждает анализ Чехова. «О любви» полностью отражает писательскую манеру и содержит все основные художественные приемы автора.
Прежде чем начать анализировать рассказ Чехова «О любви», необходимо понять, что собой представляет жанр этого произведения.
Рассказ – это эпический жанр, отличающийся небольшим объемом и единством событий. Чаще всего рассказ повествует не обо всей жизни человека, а о каком-то конкретном ее моменте, повлиявшем на судьбу героя. Также автор в данном жанре всегда нацелен на максимальную краткость изложения своей идеи.
Краткое содержание произведения
Невозможно без описания содержания произведения начинать творческий анализ Чехова. «О любви», как и все рассказы писателя, отличается увлекательным и необычным повествованием.
У главного героя Алехина служит горничная Пелагея, влюбленная в хулигана и пьяницу Никанора – повара. Замуж девушка идти не хочет, а возлюбленный не может жить с ней во грехе из-за своей набожности. Это часто порождает ссоры между ними.
Являясь непосредственным свидетелем происходящего, Алехин пускается в рассуждении о любви. По его мнению, это чувство не терпит каких-либо законов и в каждой личности проявляется по-своему. Однако русский человек постоянно стремится все усложнять, поэтому не может просто любить и предпринимать попытки ввести какие-то правила.
Затем Алехин рассказывает о своей любви. Его история началась в имении Софьино, куда он приехал после окончания учебы. Однако отец оставил вместе с имуществом после своей смерти еще и немалый долг, поэтому Алехину приходится начинать работать.
Дела героя постепенно налаживаются, и его избирают в мировые судьи. Теперь Алехин часто ездит в город, что доставляет ему немалое удовольствие: общение с обществом привлекает его.
У Алехина даже появляется друг – Луганович, в чью жену, Анну Алексеевну, герой и влюбляется. В семье Лугановичей молодому человеку рады, он близко сближается с семейной парой.
Супруги проявляют о нем беспокойство и заботу, даже предлагают дать деньги взаймы, чтобы вернуть кредиторам. Однако Алехин отказывается.
Героя терзают мысли о том, как могла Анна Алексеевна выйти замуж за такого заурядного человека, как Луганович. Анна и сама влюбляется в молодого человека, но они оба вынуждены скрывать свои чувства. Со временем у семенной пары появляются дети, Алехин продолжает навещать друзей, ходит с Анной Алексеевной гулять и в театр, что вызывает нелицеприятные сплетни.
Характер Анны начинает меняться, женщина становится раздражительной, нервной, иронично-язвительной, она понимает, что обречена и на дальнейшую несчастную жизнь. Вскоре Лугановичи решают переехать в западную губернию. Анна едет первой, и Алехин вызывается ее проводить. Когда женщина заходит в поезд, герой понимает, что она забыла корзинку.
Он направляется в купе, чтобы вернуть оставленную вещь, и тут Анна целует его. Герои обнимаются, плачут и признаются в своих чувствах, они наконец понимают, что все препятствия, мешающие им быть вместе, смешны. Алехин проезжает с Анной одну станцию, потом выходит из поезда и возвращается домой.
С этого момента герой живет по-прежнему, много работает и не пытается сделать свое существование счастливым.
Главный герой
Необходимо также рассмотреть образ героя, прежде чем начинать анализ Чехова. «О любви» – это рассказ-монолог. Мы слышим лишь голос главного героя, автор же совсем себя не проявляет.
Главный герой рассказа – Павел Константинович Алехин. Он умный, порядочный и интеллигентный человек. Его жизнь безрадостна и одинока. В подтверждение своим рассуждениям о том, что любовь не имеет законов, герой рассказывает историю своей любви.
Именно нравственные законы и сомнения в правильности своих действий помешали ему и Анне быть вместе. Но все то время, пока семейная пара жила в городе, возлюбленные нестерпимо мучились и страдали.
А понимание того, что у любви нет преград, пришло слишком поздно и принесло только новую боль.
В этом рассказе трагичен жизненный реализм, как и во многих других, которые написал Чехов. Произведение «О любви» наполнено не радостью и счастьем, как представляется по названию, а одиночеством, болью и безысходностью.
Анализ произведения
Сложен и неоднозначен в понимании авторской позиции творческий анализ Чехова. «О любви» – рассказ, наполненный невероятным психологизмом. Его герой, пережив боль утраты, осознает свою вину в том, что все закончилось так печально.
Любовь не поддается никаким правилам, и здесь человеческий опыт совершенно бесполезен. И как всегда, Чехов остается верен себе, он никого ничему не учит. Писатель бесстрастно рассказывает истории человеческих жизней, а читатель вправе сам сделать вывод. Поэтому его авторскую позицию так сложно определить.
Рассматриваемый нами рассказ является частью целого, которым выступает трилогия Чехова. «О любви», наряду с произведениями «Крыжовник» и «Человек в футляре», входит в цикл, объединенный тремя героями-рассказчиками.
Вывод
Таким образом, рассказ Чехова «О любви» – это сложное философское произведение, раскрывающее смысл человеческих чувств, однако не дающее четкого ответа на вопрос о том, что такое любовь.
Источник: https://autogear.ru/article/173806/rasskaz-a-p-chehova-o-lyubvi-analiz-chehova-o-lyubvi/
Конспект урока по Литературе “А.П.Чехов. «О любви». История о любви и упущенном счастье»” 8 класс
Тема: А.П.Чехов. «О любви». История о любви и упущенном счастье»<\p>
Цель урока: попытаться понять некоторые черты мировоззрения А.П.Чехова на основе анализа языка его произведений, идею рассказа, продолжить обучать анализу художественного текста.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
- развивать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности
- воспитание интереса к литературе.
Предметные: <\p>
- Способствовать полноценному восприятию художественного произведения;
- Проверить знание рассказа;
- Формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении.
Метапредметные:
- развитие речи и творческого мышления обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Тип урока: комбинированный с элементами интеграции <\p>
Методы урока: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: групповая, коллективная.
Возрастная категория: 8 класс
Используемые образовательные технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, групповая
Предварительная подготовка: <\p>
– знакомство с биографией А.П.Чехова;
-чтение рассказов «О любви»,
«Человек в футляре», «Крыжовник» (летнее чтение)
-предварительное задание для групп (работа со словарём, биографией писателя, историей создания рассказа)
Оборудование: <\p>
-mp3- запись «Сладкие грёзы» П.И.Чайковского <\p>
-использование сетевых ресурсов – посещение виртуального музея Мелихово.
– компьютер, <\p>
– медиапроектор. <\p>
УМК:
— Литература.
— Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.
: Просвещение, 2011
— Поурочное планирование по литературе. 8 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 8 кл.» /О.А.Еремина. – М.
: Издательство «Экзамен», 2009
<\p>
Организационная структура урока:
Вступительное слово учителя: (обращение к сетевому ресурсу)
-Знакомо ли вам место, которое вы видите на экране? (Музей «Мелихово»)
-Кому принадлежит этот дом?
-Какие рассказы А.П.Чехова вам уже знакомы?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «О любви», заглянув в его творческую мастерскую. Если для художника важны кисти и краски, для композитора – звуки, а что же важно для писателя? (Слово). Через слово мы постигаем внутренний мир писателя, его мироощущение.
-Мы попытаемся понять, как Чехов работал со словом, как использовал средства выразительности для выражения своего отношения к героям рассказа.
-
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Вопросы классу:
-Что вспомнили о биографии писателя, что было уже знакомо из курса 6-7 класса?
(Ответы учащихся по домашнему заданию)
-Что дома вы узнали об истории создания рассказа?
(«маленькая трилогия»)
-Какие темы объединяют эти рассказы?
(Несовершенство жизни, людям часто приходится прятать свои мысли, чувства в «футляр»)
III. Анализ художественного произведения. <\p>
Работа в группах.
-Вам сегодня предлагается снова поработать в группах, с принадлежностью к которым вы заранее определились. Это группы «лингвистов», «исследователей», «биографов».
-Как развивается тема «футлярной жизни» в рассказе «О любви»? (Она распространяется на человеческие чувства – герои прячут свою любовь в «футляр»)
– Рассказ назван «О любви». Что значит слово любовь, группа «исследователей» дома работала со словарём и может дать определение.
Группа «исследователи» даёт определение слова «любовь» из « Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова. (Запись в тетради)
-В каком значении употребляет Антон Павлович Чехов это слово? (Сердечная привязанность двух героев рассказа (Алёхина и А.А.Луганович)
-Слово – это единство лексического и грамматического значения , мы с вами выяснили лексическое значение, назовите грамматическое, вопрос группе «лингвистов».
«Лингвисты» отвечают (Сущ.3-го скл.,ж.р.,им.п.).
-В какой форме употреблено это существительное в заглавии, как вы думаете, могло ли оно стоять в именительном падеже?
-Если оно стоит в родительном падеже, какие эпитеты вы могли бы добавить к этой форме о любви какой? (нежной, искренней, несчастной, запретной, скрытой)
-Мы с вами знаем, что в образе А.А.Луганович узнала себя писательница Л.А.Авилова, которую когда-то связывало нежное чувство любви с А.П.Чеховым.
-Группа «биографов» подготовила сообщение об истории создания рассказа.
Группа «биографов» зачитывает выразительно на фоне музыки Чайковского отрывок из текста («…мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали её робко, ревниво»). Рассказывают об истории писем Авиловой и Чехова.
-А теперь мы обратимся к тексту самого рассказа, и каждая группа получит задание для лингвистического эксперимента, ведь мы с вами сегодня – в творческой мастерской писателя.
Задание для группы «лингвистов» : найти в рассказе Алёхина о жизни в деревне «Я живу в Софьине и занимаюсь хозяйством…» слова из разных пластов лексики (просторечные слова, пословицы, книжные слова), ответить на вопрос: «Как характеризует речь Алёхина в рассказе о деревенской жизни?»
Задание для группы «исследователей»: определить, какие предложения повторяются в этом отрывке (рассказ Алёхина о своих чувствах к Анне Алексеевне «Я был несчастлив…») и с какой целью писатель так часто использует этот приём. (Записать 2-3 предложения, подчеркнув однородные члены предложения). Найдите повторяющиеся союзы, попробуйте прочитать предложения без них, что изменилось в тексте?
Задание для группы «биографов»: найдите и выпишите цитаты, подтверждающие, что Алёхин и Анна Алексеевна были глубоко несчастны (по 2 примера); ответить на вопрос: «Какими вопросами задаются герои рассказа?»
Отчёты групп о проделанном задании с записями в тетрадях.
«Лингвисты»: «Речь Алёхина богата, выразительна, правильна. Писатель в его речи использует просторечные слова «спаньё», «бабы», «в один присест», пословицы: «Не было у бабы хлопот, так купила порося».
Всё же больше в речи героя книжных слов «трактовать», «поэтизировать», «индивидуализировать».
Из этого можно сделать вывод : перед нами образованный, культурный человек, но жизнь в деревне меняет не только его «культурные привычки», но и речь».
«Исследователи»: «В отрывке много предложений с однородными членами предложения, что придаёт особый ритм повествованию. В предложении: «И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней…» повторяется сочинительный союз «и» и если его опустить меняется эмоциональная окраска в предложении. Ведь писатель подчёркивает неотвратимость мысли о любви к Анне Алексеевне».
«Биографы»: «О том ,что Алёхин был несчастлив он прямо говорит в своём рассказе «Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней…», «…о как мы были с ней несчастны!».
О чувствах героини мы узнаем лишь со слов Алёхина-рассказчика : «В последние годы Анна Алексеевна стала чаще уезжать то к матери, то к сестре…являлось сознание неудовлетворённой, испорченной жизни…» Герои рассказа переживали, мучились, честны ли их чувства, принесут ли им счастье?
IV. Подведение итогов урока.
-Действительно, основной и неразрешимый вопрос в рассказе для героев: «Честна ли их любовь?»
-Какой ответ звучит в конце рассказа? (Только , когда герои расстались, Алёхин понял: «…как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что нам мешало любить»)
-Как вы думаете, как сам А.П.Чехов относится к своим героям?
(Писатель симпатизирует главному герою, так как в произведении Алёхин изображен культурным, трудолюбивым, благородным человеком, ему жаль крестьянку Пелагею; он обязался выплатить долг отца за имение)
-Что помогло нам сегодня понять все вопросы рассказа «О любви»? (Слово).
-Которым мастерски владел Антон Павлович Чехов: «Умею кратко говорить о длинных вещах». Мы с вами попытались заглянуть в творческую мастерскую писателя и понять, какие приемы работы со словом использовал А.П.Чехов.
-Продолжите в тетради кратко предложение: «Сегодня на уроке я узнал(а), что…»
V. Дифференцированное домашнее задание.
1.Напишите мини-сочинение «О чём заставил задуматься меня рассказ А.П.Чехова «О любви»?
2.Составьте кластер «Композиция рассказа «О любви».
3.Найдите определение «психологизм» в литературоведческом словаре.
Использованы материалы с сайта: https://chehov.niv.ru
Сетевой ресурс: https://www.chekhov-melikhovo.com/
Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-apchehov-o-lyubvi-istoriya-o-lyubvi.html
Конспект урока по литературе на тему: А.П.Чехов. Анализ содержания рассказа « О любви»
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока по литературе на тему: А.П.Чехов. Анализ содержания рассказа « О любви».<\p>
Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ
Цели урока:
-
расширение представлений обучающихся о Чехове как человеке и писателе,
-
раскрытие особенностей художественного мастерства Чехова–рассказчика,
-
развивать умение анализа художественного текста;
-
воспитывать интерес к личности и творчеству А. П. Чехова, любовь к чтению, положительное отношение к предмету.
Формы организации работы учителя: аналитическая беседа, введение портрета и иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока:
1. Организационный момент.
– Сегодня наш разговор о Чехове. От Чехова идут все пути к новой литературе, к новой жизни, которая рождается на смену прошлого.
Объявление темы, целей и задач урока.
Чехов…Знакомый и незнакомый…Какие его произведения вы читали? В чём особенность его таланта?
2.Сообщение о писателе с презентацией
4.Сообщение об истории создания рассказа<\p>
Рассказ « О любви » был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия».
Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни. В героине рассказа себя узнала Л.А.Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с её слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем, у неё дети. Виделись они редко.
С 1898 г. появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой.
Сюжет: молодую замужнюю женщину, мать семейства, Анну Алексеевну Луганович, любит некий Алёхин – долго и довольно бестолково. Бывает в доме её постоянно, вздыхает, ни на что решиться не может. И она его любит. И ничего не происходит.
Наконец мужа переводят в дальнюю губернию, она уезжает с детьми предварительно в Крым, он её провожает на вокзал. И только тут уже, в вагоне, при третьем звонке, в первый и последний раз он целует её.
Поезд трогается, он до первой станции сидит в другом пустом купе и плачет.
5.Работа с текстом.
Блиц-опрос (тест) по содержанию рассказа (приложение №1)
– Ребята, а вам интересно было читать этот рассказ? О чем вы задумались, прочитав его? (Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека? Какую роль играет любовь в жизни человека? Всегда ли любовь может осчастливить человека?) <\p>
Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» – Что мы узнали об Алёхине, о его стремлении «жить по правде»? (Учащиеся зачитывают отрывки)
Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». <\p>
Он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести.
Ему чужда и неприятна его новая жизнь: он решает работать, но «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь много друзей. Единственные близкие знакомые его – семья Лугановичей.
Через некоторое время он понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алексеевну и любовь эта взаимна.<\p>
-Как представляет поначалу Алёхин свою жизнь в деревне?
-
Старался помирить работу с культурными привычками
-
Поселился наверху в парадных комнатах
-
Подавали кофе с ликёрами
-
Читал на ночь «Вестник Европы»
Но проходит всего лишь несколько месяцев и…
-
Стал обедать внизу, в людской кухне
-
Засыпал в сарае, в санях, в лесной сторожке.
– Один из приёмов характеристики действующего лица – его речь. Она помогает понять и его чувства, его социальное положение, уровень культуры…
Исследовательское задание:
Охарактеризуйте речь Алёхина с точки зрения лексики. (Общая характеристика: содержательна, точна, правильна, богата, выразительна).<\p>
Вывод: речь культурного, умного, образованного человека. Так ли это?
(Зачитываются примеры, доказывается использование различных пластов:
разговорно-бытовая лексика: холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня, почём говядина…
просторечные слова: спаньё в санях, мужики, бабы…
просторечно-вульгарные слова: мурло…
просторечные фразеологические обороты: говорил бог знает что, выпил в один присест, как белка в колесе…)
Вывод: вложив в уста героя просторечные слова и выражения, Чехов приземляет героя, не идеализирует.<\p>
Историю любви Алёхина и Анны Алексеевны. <\p>
-Расскажите, как Алёхин познакомился с семьёй Лугановичей?
В первые годы жизни в деревне Алёхина выбрали в мировые судьи. Кое – когда он выезжал в город и принимал участие в заседаниях суда. В городе Алёхин познакомился с Лугановичем, товарищем председателя окружного суда. Однажды Луганович пригласил Алёхина на обед. И тут ему представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича.
-Опишите Анну Алексеевну.
Она была ещё молода, не старше двадцати двух лет. Молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная женщина, какой он раньше не встречал. Стройная белокурая женщина.
• О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)
• Как развивались отношения между героями? Когда они встретились снова?
(«Воспоминания о стройной белокурой женщине остались во мне все дни; я не думал о ней, но точно лёгкая тень её лежала на моей душе».)
(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)
–Как Лугановичи принимали Алёхина у себя дома?
Дополните предложения:
Алёхин и Анна Алексеевна подолгу .., или она .. ему на рояле. Алёхин играл с .., лежал на диване и .. Встречал Анну Алексеевну с .. Они беспокоились, что он, образованный человек, .., много работает, но всегда без денег.
-Почему Алёхин был несчастлив?
(Он постоянно думал об Анне Алексеевне).
-Что он хотел понять? («Я старался понять … Я всё старался понять, почему ..»).
– Почему, по-вашему, герои не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за свое счастье? ( С одной стороны, страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой. С другой стороны – герои осознали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в обществе как высшие ценности)
• Что же изменилось, когда герой полюбил? Какие вопросы мучают Алёхина?
(Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство».
Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали.
Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.
Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?
-Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает?
(Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода, недостаточно трудолюбива и энергична» для Алёхина, «чтобы начать новую жизнь»)
– Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?
(На этот вопрос отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Но благородство было только внешним.
Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим.
Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Алёхин понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)
– Какова судьба их взаимного чувства?
( читается сцена расставания героев)
(В невозможности открыть чувства проходят годы. И лишь прощаясь навсегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить». Они сделали свой выбор).<\p>
Решение основной проблемы урока: Что мешает счастью героев?
-Что такое счастье?
«Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
– Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?<\p>
– Наши герои полюбили друг друга. В чем они похожи? Что натолкнуло их к этой любви? (Одиночество, неудовлетворенность жизнью)
Выводы:
Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
Любовь – самое чистое и прекрасное чувство, которое окрыляет человека. Но для героев этого произведения, любовь оказалась мимолетным, упущенным счастьем. Нужно не бояться быть счастливыми, бороться за свою любовь, не бояться изменить свою жизнь, и тогда всё в жизни будет хорошо.
Итоги урока: <\p>
– Как автор относится к своим героям? (Он рисует отношения героев с теплым чувством, приглашает нас к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне)
-О чём заставляет задуматься рассказ «О любви»?
К какому выводу он приходит в конце рассказа?<\p>
Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном счастье и призвании. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно. Любовь главных героев возникает от неудовлетворенности и одиночества каждого в своем мире.
Приложение 1. ТЕСТ
А1. Выберите, кто из героев лишний?
-
Пелагея
-
Анна Алексеевна
-
Бурмин
-
Луганович
-
Алехин
-
Никанор
-
Иван Иванович
А2. Почему служанка не вышла замуж за повара?
-
Она его не любила.
-
Он был пьяница и буйного нрава.
-
Она была влюблена в хозяина.
-
Хозяева были против их брака.
А3. Какая «неоспоримая правда была сказана о любви»?
-
«Тайна сия великая есть».
-
«Наслаждение сие великое есть».
-
«Благо сие великое есть».
-
«Наказание сие великое есть».
А4. Зачем в городе холостяки хотят в баню и в рестораны?
-
Помыться и поесть.
-
Познакомиться с новыми людьми.
-
Поговорить, излить душу.
А5. Кто главный герой, по его собственному мнению, по наклонностям?
-
Канцелярская крыса
-
Кабинетный человек
-
Птица вольная
-
Ломовая лошадь
А6. Как главный герой решил возместить долг, который был на имении, куда он приехал?
-
Продать часть земли.
-
Сдать в аренду соседям лес
-
Работать в поле вместе с батраками.
-
Удачно жениться и воспользоваться приданым невесты.
А7. Что решил регулярно делать главный герой, чтобы не утратить «культурные привычки»?
-
Читать классическую литературу.
-
После завтрака и обеда пить кофе с ликерами.
-
Раз в неделю обедать у соседей.
-
Регулярно принимать у себя гостей.
-
Читать на ночь «Вестник Европы».
А8. Как называлась деревня, куда приехал главный герой?
-
Софьино
-
Марьино
-
Переделкино
-
Ясная Поляна
Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-a-p-chiek.html