Тема семьи в романе «преступление и наказание» (ф. м. достоевский)

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Семья Раскольниковых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Фёдор Михайлович Достоевский – один из великолепнейших представителей плеяды русских классиков. Его произведения отличаются глубоким психологизмом и философскими рассуждениями на «вечные» темы.

Он автор многочисленных произведений, но самым популярным и узнаваемым является его роман «Преступление и наказание». Это не просто роман, в нём описана история преступления, мук совести, раскаяния и воздаяния за совершённое. Приступая к работе над этим произведением, Ф.М.

Достоевский главным в романе ставил вопрос о моральном праве человека совершить насилие в отношении другого человека. Пусть даже отвратительного, мерзкого создания.

Обратите внимание

Оправдывают ли благие, высокие цели такой поступок? Сможет ли преступник жить с лёгким сердцем после содеянного? Ответы на эти вопросы Достоевский даёт путём описания мыслей главного героя – Родиона Раскольникова. А он, в свою очередь, раскрывается через людей, окружающих его.

       В становлении любой личности первостепенную роль играет семья, взаимоотношения родных людей. В «Преступлении и наказании» автор знакомит нас с членами семейства Раскольникова. Это его матушка, Пульхерия Александровна, и сестра Авдотья.

  Представители этой фамилии поражают читателя своей привязанностью друг к другу, готовностью пожертвовать собой ради счастья близкого. Семья Родиона существует в бедственном положении. Его отец умер за много лет до описываемых событий, оставив жену с двумя детьми на руках.

Пульхерия Александровна являет собой образ истинной, любящей беззаветно матери. Она обожает своих детей. Страдает от того, что не может помочь сыну справиться с нуждой. Из своего небольшого пенсиона изрядную долю денег она отправляет сыну, чтобы он мог учиться в университете.

Материнское сердце чувствует беду, надвигающуюся на сына, и в своём письме к Роде мать напоминает ему о Боге, о необходимости держать его в своём сердце.

       Дуня – младшая и горячо любимая сестра Родиона Раскольникова. Автор отмечает их внешнее сходство и крепкую моральную связь. Это прекрасный образ чистой, светлой девушки, которая не поступается своей честью. Попав в неприятную ситуацию в доме господ Свидригайловых, Дуня вынуждена продолжать там работать, чтобы получить деньги.

Но она твёрдо отвергает ухаживания Свидригайлова. Она принимает предложение о замужестве от Лужина, ужасного человека, который ей противен, лишь потому, что надеется на помощь жениха её брату – поспособствует продвижению его карьеры. Но, к счастью, этот брак не состоялся. Родион предотвратил его.

И Дуня находит своё счастье с другом брата, Разумихиным.

       Раскольников же задумывает убить гадкую старушку, дающую денежные займы под проценты. Ему кажется, что, убив её, он решит все свои проблемы, спасёт своих близких людей от мучений и позора нищеты.

Важно

Письмо матери, в котором она сообщает о скорой свадьбе Дуни, убеждает его в необходимости совершения убийства процентщицы. Он чувствует себя зверем, загнанным в угол.

  Не желая, чтобы Дуня жила в несчастливом браке, он решается на преступление.

       Семейная связь Раскольниковых поражает своей крепостью. Они любят друг друга безмерно, стараются уберечь от тягот жизни и защитить. Представители этого семейства честны и обладают чувством чести. Но именно любовь к близким становится одним из главных толчков, направивших Родиона Раскольникова к совершению преступления.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/444-sochinenie-na-temu-semya-raskolnikovykh-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

«Образ семьи Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько они находятся в зависимости от общих условий жизни.

Писарев Д. Н. Борьба за жизнь.

Тема «униженных и оскорбленных» — одна из основных тем творчества Ф. М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» изображение мира «униженных и оскорбленных» занимает ведущее место.

Все действие произведения происходит в бедных районах Петербурга, отличающихся нищетой, грязью, отвратительными запахами: «жара… страшная»; «духота, толкотня»; «нестерпимая… вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество»; «пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время».

Обитатели «бедного Петербурга» очень разные, у каждого их них своя судьба и своя история, однако всех их отличает безысходность, надорванность, неверие в себя и в жизнь. Они, в полном смысле слова, «униженные и оскорбленные». Типичным примером таких людей является семья Мармеладовых.

Ее глава — Семен Захарович Мармеладов — отставной чиновник, когда-то существовавший довольно благополучно. Однако со временем он полностью опустился — в социальном и нравственном смысле, превратился в жалкого и беспомощного человека, отбирающего у своей семьи последнюю копейку, живущего за счет «падения» своей дочери.

Даже внешность героя, с которым Раскольников знакомится в распивочной, заключает в себе дисгармонию: «Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».

Мы узнаем, что порок Мармеладова заключается в его страшном пьянстве, из-за которого он лишает последнего куска хлеба своих маленьких детей и больную жену.

Совет

Герой пропивает буквально все: свои башмаки, косынку и чулки Катерины Ивановны, последние тридцать копеек, выпрошенные у его дочери Сони, которая, из-за ужасающего материального положения семьи, вынуждена была «пойти по желтому билету».

Семен Захарович осознает, что на нем лежит вина и за падение дочери ((«Соня! Дочь! Прости!»), и за болезнь жены, и за отсутствие будущего у детей: «…осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?» Однако, безмерно страдая, он не может что-либо изменить.

Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно — Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека.

И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди «нормальных». Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: «В бедности, — говорит он Раскольникову, — вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто.

За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было…» И человек перестает уважать самого себя: «И отсюда питейное». А это уже верный признак деградации личности, потери своего нравственного и морального облика. Недаром сам Мармеладов говорит, что он давно уже скот, «звериный облик имеет».

Но, что самое страшное, нищий человек лишается поддержки и уважения в собственной семье. Так, потеряв место титулярного советника, Семен Захарович окончательно лишился уважения своей жены. Именно тогда он «сорвался» после долгого периода воздержания и «пустился во все тяжкие». Мармеладов страдает от своего «скотского» положения, однако изменить что-либо не в силах.

Этому человеку нужна поддержка — уважение и сострадание: «Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели». Однако в мире «униженных и оскорбленных», где царит равнодушие и злоба, это невиданная роскошь.

Именно поэтому Мармеладов опускается все ниже, отсюда, как мне кажется, и черты безумия в его облике: «Что-то было в нем очень странное; …был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Его единственный выход — это смерть. И этот герой, следуя логике своего характера, гибнет, пьяный, под копытами лошади. Трагична и судьба жены Мармеладова.

Обратите внимание

Катерина Ивановна — женщина благородного происхождения, повторно вышедшая замуж за Семена Захаровича. Прекрасно образованная, гордая, тщеславная, она вынуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. Все это толкает героиню на бессмысленный бунт, скандалы, которыми она, однако, усугубляет свое и без того бедственное положение. В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки. Погибла бы, по крайней мере, нравственно, и дочь Мармеладова — Соня. Ведь она была вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью. Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно погружаться, от того унижения, что она терпит. Однако от безумия и самоубийства ее спасает вера в Бога («Что ж бы я без Бога была?») и сострадательная любовь к близким («С ними-то что будет?»)

Таким образом, на примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, буржуазное общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души.

Источник: https://www.allsoch.ru/sochineniya/2531

Сочинение на тему: Трагедия семьи Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Характерной чертой произведений Ф. М. Достоевского является глубокий психологизм. Так проникать в сокро­венные уголки человеческой души, освещать «потемки» этих душ светом великого евангельского человеколюбия не умел ни один писатель.

С особенным пристальным вниманием и состраданием рисует Достоевский души маленьких людей, представи­телей «дна». К ним принадлежит семья Мармеладовых.

Именно Семен Захарыч Мармеладов «посылается» Раскольникову в момент его лихорадочных раздумий над сво­ей теорией сверхчеловека, чтобы еще более укрепить бо­лезненную уверенность Родиона в своей правоте.

И имен­но Соня Мармеладова до последних страниц романа со­провождает Раскольникова с единой целью — разубедить его в этом, пробудить в нем раскаяние и смирение.

Семья Мармеладовых, кажется, впитала все беды и несчастья петербургского «дна». Болезни, ссоры, бес­просветная нужда, алкоголизм, проституция, смерть… Никакое горе не пожелало обойти стороной эту много­страдальную семью.

Слабый душою Семен Захарыч ищет забытья в кабаках, в одном из которых и встречается с Раскольниковым, рассказывая ему историю своей не­приглядной, маленькой жизни.

Не пытаясь себя обелить, он предстает во всей своей ничтожности — ворующим у жены и клянчащим у дочери-проститутки денег на опохмелку.

И этот потерявший всякое человеческое лицо несчаст­ный просит только одного: шанса на прощение.

Важно

И, жал­кий до омерзения поначалу, постепенно, по мере расска­за, начинает он вызывать острое сочувствие и снисхож­дение, ведь видно: за всей порочностью, обезобразившей его внешность, сквозит человечность; не от врожденной гнилости душевной, а от безысходного существования уткнулся он в рюмку, опустился до уровня «скота».

Читайте также:  Разносторонне развитый человек — это …

Супруге его, Катерине Ивановне, дворянке по проис­хождению, приходится едва ли не хуже. Она не может ни в чем найти себе утешения, каждое мгновение сталкивает ее с болью, несправедливостью, нищетой…

И, возможно, прав муж ее, говоря, что не со зла, а лишь не в силах более глядеть на голодных детей, сама от своих слов терзаясь, вынуждает она падчерицу Соню выйти на улицу, чтобы торговать собой.

И Соня в ужасе и со слезами, но молча и покорно выполняет приказ мачехи, отдав свое «сокро­вище», как презрительно выразилась Катерина Иванов­на, — девичью честь — на попрание ради куска хлеба.

Но грязь, в которую окунается Соня Мармеладова, не липнет к чистой, невинной душе, омываемой источником утешения — святой молитвой. Соня глубоко, искренне и бесхитростно верит в Бога, являя собой трогательный образец христианского смирения, кротости и велико­го человеколюбия.

Именно она, тихая, скромная, хруп­кая, смогла почерпнуть в своей вере столько силы, чтобы и самой остаться чистой, и спасти погибающую душу Раскольникова.

Она не отвернулась от убийцы, не осудила, не прокляла; она наставила Родиона на путь покаяния; она всю свою любовь отдала ему, без колебаний поехав вместе с ним в Сибирь, чтобы быть ближе, иметь возмож­ность навещать осужденного.

Именно в вере утешается и возвышается над тяготами слабая и уязвимая Соня, и именно неверие сталкивает в пропасть сильную и волевую Катерину Ивановну Мармеладову.

Соня не обвиняет никого, ни на что не жалу­ется, принимая Господню волю такой, какой бы она ни была, — и ей легчает.

Совет

Несчастная мачеха ее не может смириться со своим жребием, ищет виноватых, ненави­дит саму себя — и делает свою участь еще горше.

Трагедия семьи Мармеладовых — одна из тысяч по­добных трагедий, разыгрывавшихся в 60-е годы XIX сто­летия в Петербурге, декорациями для которой стали ни­щие трущобы, в то время как на соседних чистеньких проспектах припеваючи жили, подчас ни о чем не ведая, а чаще не задумываясь, сильные мира сего. Именно в та­кой среде назревала богоборческая теория Раскольникова, именно такая безысходность порождала преступников. Но Достоевский показывает выход из духовного тупика, и имя ему — любовь. Любовь к Богу, к ближнему своему, ко всем людям.

Источник: http://lit-helper.com/p_Sochinenie_na_temu_Tragediya_sem-i_Marmeladova_po_romanu_F__M__Dostoevskogo_Prestuplenie_i_nakazanie

Семья Мармеладовых в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» – презентация

1 Семья Мармеладовых в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»<\p>

2 Семья Мармеладовых (одна из подобных ей семей бедняков) Семен Захарович Мармеладов Катерина Ивановна Мармеладова Соня Мармеладова<\p>

3 Семен Захарович Мармеладов Опустившийся, утративший всякое человеческое достоинство, отставной чиновник. Его пьяная исповедь в кабаке о своей судьбе – это жизненная драма человека, которого раздавил жестокий мир. Он любит жену и детей (после смерти у него в кармане нашли мятного петушка). Но душа совестливого человека не может вынести ежедневных унижений. Мармеладов знает, что его дочь, чистая и светлая Соня, живет по желтому билету. Перед нами – полностью раздавленный нищетой и собственным бессилием человек.<\p>

4 Катерина Ивановна Мармеладова До предела измученная женщина – мачеха Сони. Она благородного происхождения (из разорившейся дворянской семьи), поэтому ей гораздо тяжелее, чем падчерице и мужу. И дело не в житейских трудностях, а в том, что у нее нет никакой отдушины (Соня находит утешение в Библии, в молитвах, Мармеладов забывается в кабаке). Катерина Ивановна – натура страстная, гордая, бунтарская. Все, что ее окружает, кажется ей адом, и она не умеет смиряться, терпеть и молчать, как Соня. Измученная нищетой, она умирает от чахотки.<\p>

5 Соня Мармеладова Соня – 18-летняя девушка, все образование которой – несколько книг романтического содержания. С ранних лет видела вокруг себя лишь пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и человеческое горе. Соня – «блудница», как пишет о ней Достоевский. Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Чтобы помочь мачехе и ее детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Ее душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.<\p>

6 Главные черты Сони Мармеладовой Самопожертвование Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся ее жизнь – самопожертвование. Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственном достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что буде?». Любовь к ближним лишает ее даже такойго выхода, как смерть. Смирение Девушка не возмущается и не протестует – она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога. Всепрощение Именно Соне обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним. В сущности, отношение Сони к Раскольникову – это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения нравственных проблем, а Соня несет в себе Божественное начало.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/325728/

Семья Мармеладовых в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Особе место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование, всем им «идти больше некуда». «Бедность не порок… — говорит Мармеладов Раскольникову. — Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с.

В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». От горькой нищеты глава семейства становится пьяницей, а когда судьба улыбнулась ему, слишком поздно, и он получил место, он не смог удержаться на нем долго — у него не было сил противиться своему недугу.

Из-за всего этого Мармеладов ходит из кабака в кабак и пропивает последние гроши.

https://www.youtube.com/watch?v=xaH-yS_fJMs

Его жена, Катерина Ивановна, — немолодая женщина, болеющая чахоткой, много выстрадала в своей жизни. Она очень гордая. По словам Сонечки, «Катерина Ивановна справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает.

Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Какребенок, как ребенок!» Но судьба распоряжается иначе, жизнь с такой же варварской бессмысленной жестокостью расправляется с людьми, как пьяный Миколка со своей лошаденкой: умирает Мармеладов, а затем и Катерина Ивановна.

Соня — сильный по своей натуре человек, но она неизбежно должна была пойти по пути «продажной» женщины. Мысли о позорном и бесчестном положении терзали ее с чудовищной болью.

Обратите внимание

Но что же останавливало ее, чтобы не покончить жизнь самоубийством или окончательно не дать разврату властвовать над собой? Для нее очень много значила «мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою».

Мне кажется, у Сони было настоящее «золотое сердце», ведь мачеха и ее дети для нее совершенно чужие, а она только ради них, только чтобы они не умерли с голоду, пошла на самое: грязное и самое последнее дело.

Уже давно заведено, что семью должен обеспечивать мужчина, а отец Сони был не в состоянии делать этого, он был зависим от алкоголя, поэтому ответственность за содержание легла тяжелым грузом на хрупкие плечи Сони.

Больно и тяжело читать те эпизоды в романе, где Достоевский рассказывает о детях Катерины Ивановны.

Писатель настолько правдоподобно описывает облик, поведение и страдания этих маленьких существ, что можно реально представить их переживания и чувства в той обстановке, которая окружала их.

А жизнь была не сахар: нищенское существование семьи, порой нечего было есть, вечные перебранки между пьяным отцом и чахоточной матерью, ужасные жилищные условия.

Я считаю, если дети с раннего детства наблюдали такие безобразные сцены, то в будущем у них это может проявиться в виде отчуждения от людей, озлобленности. Ребенок очень болезненно воспринимает и переживает разногласия между родителями, у него в душе остается неприятный осадок после этого, он может вспоминать об этом и во взрослой жизни. Мать умирает, оставляя детей на голод, пороки и преступления.

Безнадежность — вот рок людей, перешедших за грань, отделяющую «приличную» бедность от нищеты. Но кто же виноват в этом безграничном ужасе? Мы не можем назвать определенное лицо. Некоторые даже пытались помочь несчастным — Раскольников, отдавший им свои последние деньги, хозяйка дома, где они жили.

«Не отдельные злые люди виноваты в судьбе Мармеладовых, а тот безликий и неумолимый «процент», о котором говорит Раскольников. Но ведь статистический «процент» — зеркало общества, социального строя.

Важно

Именно он оказывается виноватым в безнадежной нищете, безмерном горе, разврате и в возникновении таких «идей», которые толкают Раскольникова на преступление.

В своем романе Достоевский раскрывает не только социальные, но и психологические и нравственные проблемы.

(15 votes, average: 4.13

Источник: https://school-essay.ru/semya-marmeladovyx-v-romane-fedora-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Сочинение на тему: Семья Мармеладовых в романе Преступление и Наказание, Достоевский

­Семья Мармеладовых

Федор Михайлович Достоевский был мастером социально-философского романа. Одним из его лучших произведений считается “Преступление и наказание”.

В нем писатель красноречиво передал атмосферу общественных отношений, бытующих в стране в середине 19-го столетия. В период коренного излома, ведущего к повальному капитализму, процветали болезни и нищета.

Именно подобные социально-бытовые факторы толкнули Главного героя Достоевского на преступление, которое он совершил.

Помимо этого Раскольниковым двигало желание доказать себе, что он не относится к “обыкновенным” людям, не совершающим ничего ради дальнейшего развития общества.

По его теории простые люди не способны были на дерзкие поступки, меняющие ход истории, а такие как Наполеон могли убивать сотни тысяч людей ради достижения своей цели. Теория главного героя, как показывает впоследствии писатель, была ошибочной.

Потому что не в гордости ума крылось спасение человечества, а в смирении сердца и гармонии души. Именно для того, чтобы доказать эту истину он ввел в сюжет семью Мармеладовых,

в частности их старшую дочь Соню.

Соня довольно рано начала заниматься “непристойной” работой для того, чтобы прокормить свою семью и младших детей. Мать девушки Екатерина Ивановна была тяжело больна, а отец титулярный советник Семен Захарович спился.

Совет

Таким образом, у девушки не оставалось другого выхода, как торговать своим телом. По сути, героиня была полной противоположностью Раскольникова.

Соня была малообразованна, почти безграмотна, но при этом умела любить людей сердцем и душой.

Благодаря силе своего характера, она смогла передать это умение Раскольникову. В конце произведения мы видим, что она убедила героя в несостоятельности его теории и бесполезности гордости ума. Так он смог найти мир в себе и открыться людям.

Именно эта героиня последовала за ним в Сибирь, куда его отправили на каторгу. Несмотря на его мрачность и необщительности, она регулярно его навещала и поддерживала морально. Три тысячи рублей, которые ей пожертвовал Свидригайлов для начала новой жизни, она использовала со всей женской мудростью.

В результате девушка оставила свою постыдную работу и стала швеей.

(Пока оценок нет)
Loading…

Сравнение хоря и калиныча.

Сочинение на тему: Семья Мармеладовых в романе Преступление и Наказание, Достоевский

Categories: Сочинения на определенные темы

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-semya-marmeladovyx-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskij/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, развенчивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа.

Мир Достоевского принципиально противоречив, «за» и «против» постоянно борются в душах героев.

    Особое место в романе занимает семья Мармеладовых.

В чём трагедия каждого из членов этой семьи? Все они имеют свои слабости и странности: Мармеладов – пьяница, у Катерины Ивановны болезненная мания самоутверждения, у Сонечки – романтические любовные фантазии.

Жизнь безжалостна по отношению к героям, благополучны лишь подлецы типа Лужина или преодолевающие отчаяние любовью и наивным искренним чувством (Разумихин, Соня).

    Вглядимся в портрет Мармеладова: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухлыми веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки”. Достоевский пишет, что было в нем что-то очень странное, во взгляде его светились восторженность, смысл и ум, но, в то же время, мелькало и безумие. Мармеладов страстно хочет исповедаться, но хихиканье окружающих сопровождает его признание. Даже выясняется, что он бесконечно добр, любит и жену и детей, но оказывается причиной несчастий их жизни. «Бедность не порок…- говорит Мармеладов Раскольникову. – Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто.» От горькой нищеты глава семейства становиться пьяницей, а когда судьба улыбнулась ему, было слишком поздно. Он получил место, но не смог удержаться на нем долго – у героя уже не было сил противиться своему недугу. Из-за всего этого Мармеладов ходит из кабака в кабак и пропивает последние гроши.     Герои, у которых есть сердце, у Достоевского непременно страдают или сочувствуют страданию. Мармеладова мучает его вина, и он не может простить себе, что, когда Соня послана была на панель, он «лежал пьяненькой-с».     В Мармеладове Достоевский открывает искажение человека. И причины этого искажения не только в нищете и бесправии. Социальные обстоятельства и равнодушие имперского Петербурга к «маленькому человеку» откровенно губительны.

    Столь же противоречиво представлена в романе и Катерина Ивановна: самоотверженность и властность, великодушие и раздражение, чистоплотность и грубость, гордость и унижение себя и других, в котором она доходит до крайности, заставляет детей просить милостыню, дворянское тщеславие и дерзкое обнажение язв собственной жизни, презрение и любовь к мужу и т.д.

Катерина Ивановна – немолодая женщина, болеющая чахоткой – много выстрадала в своей жизни. По словам Сонечки, «Катерина Ивановна справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… и хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается.

… Как ребенок, как ребенок!»

    Соня – сильный по своей натуре человек, но она должна была пойти по пути «продажной» женщины. Мысль о позорном и бесчестном положении терзали ее, причиняя чудовищную боль. Соня Мармеладова преступила нравственный закон. Но она это сделала во имя детей Катерины Ивановны, во имя жизни, принеся себя в жертву. Но есть в Соне и нравственная ясность. Есть в ней «ненасытимое страдание», лишенное всякого ожесточения.     Соня не умеет сердиться. У нее настоящее «золотое сердце», ведь мачеха и ее дети для девушки совершенно чужие, а она только ради них, только чтобы они не умерли с голоду, пошла на самое грязное и самое последнее дело. Уже давно заведено, что семью должен обеспечивать мужчина, а отец Сони был не в состоянии этого сделать, поэтому ответственность за содержание тяжелым грузом легла на хрупкие плечи Сони. Раскольников испытал Соню и убедился, что истоки великой жалости и сострадания к ближнему – в ее глубокой вере. Герой почувствовал, что Бог Соню поддерживает. Он поверил Сонечке, потому что убедился, что ее любви, жалости и сострадания хватит и на то, чтобы принять участие в его трагедии.     Тяжело читать в романе эпизоды описания детей Катерины Ивановны. Жизнь для них была не сахар: нищенское существование семьи, порой нечего было даже есть, вечные скандалы между пьяным отцом и чахоточной матерью, ужасные жилищные условия. Ребенок болезненно переживает разногласия между родителями, у него в душе остается неприятный осадок, и только это он будет помнить во взрослой жизни.

    Но кто же виноват в этом безграничном ужасе? В своем Романе Достоевский раскрывает не только социальные, но и психологические, и нравственные проблемы, которые лежат в основе всех действий его героев, людей «униженных и оскорбленных». Не отдельные злые люди виноваты в судьбе Мармеладовых, а тот безликий и неумолимый «процент», о котором говорит Раскольников.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/dostoevskij-f-m/prestuplenie-i-nakazanie/2712-v-chjom-tragediya-semi-marmeladovykh-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Семья Мармеладовых и ее роль в романе “Преступление и наказание”. Сочинение. Литература. 2009-01-12

Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание – одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей – матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.

Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.

Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в “Преступлении и наказании” много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.

Семья Мармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

Обратите внимание

Да, Соня – “блудница”, как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее.

А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно.

Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой – “несколько, книг содержания романтического”, видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?

Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями.

Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими детьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах.

Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.

Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникава происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовав в свою “наполеоновскую” теорию. Родион находится в каком-то лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но как бы в нереальности: он почти ничего не видит и не слышит.

Мозг сверлит только один вопрос: “Быть или не быть?” Для Раскольникова Мармеладов – просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием.

Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Семене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то человеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положение.

Важно

Он не винит жену в том, что она, может быть, сама того не желая (“не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле…”), толкнула Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще считает святой.

Семен Захарыч раскаивается в своей “слабости”, ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную Катерину Ивановну, в запальчивости он кричит: “…Я прирожденный скот!” Мармеладов – слабый, безвольный человек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость.

Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.

Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и хотя бы попытались понять.

Соня смогла понять убийцу-Раскольникова, значит и Мармеладов заслуживает если на оправдания, то по крайней мере сострадания. Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу.

Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же – натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая.

Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня.

Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.

Совет

О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор “Преступления и наказания” рассказывает для того, чтобы читатель почувствовал ту душную, тесную, невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятых годов девятнадцатого столетия, в которой вынуждены были жить социальные низы общества.. А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и теория “сверхчеловека” родилась именно в такой обстановке.

Широко известен термин “Петербург Достоевского”. В “Преступлении и наказании” “Петербург Достоевского” – это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: “пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных…”, комнаты – “гробы” в полуразвалившихся домах.

Семья Мармеладовых – одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако роль семьи Мармеладовых не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась трагедия преступления Родиона Раскольникова.

Ф.М.

Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых, читатель ясно видит Достоевского – гуманиста с его любовью к “маленьким людям” и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=80293

«Бедные люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Бедные люди». В своем гениальном романе Федор Достоевский изобразил людей, униженных, задавленных тяжелей­шими условиями жизни. Но, невзирая на все тяготы бытия, эти люди сохранили в себе человечность, чув­ство собственного достоинства, чести. Как бы трудно им ни приходилось, они не становились на путь лжи, подлости, бесчестия.

История семьи Мармеладовых — это своего рода роман в романе. Достоевский иллюстрирует ею губи­тельное влияние громадного бездушного города, в котором, как в джунглях, способны выжить только самые сильные (в контексте романа к таковым отно­сятся безнравственные, лживые, хитрые, цепкие лю­дишки).

Сам порок пьянство — Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленнос­ти, приниженности, которые приносит ему нищета.

“Милостивый государь, — начал он почти с тор­жественностью, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же — никогда и ник­то” .

Мармеладов — человек, которому «некуда идти». Он все дальше катится вниз, но и в падении он сохра­нил лучшие человеческие порывы, способность силь­но чувствовать. По словам Д. И. Писарева, «ему не изменила естественная деликатность и чуткость глу­боко нежного характера».

Последнее душевное движение Мармеладова — это мольба к Катерине Ивановне и Соне о прощении. Да, действительно, всю жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения.

Нужда, нищета давят семью Мар­меладова, доводят Катерину Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства.

Сам Достоевский говорит о ней: «А Катерина Ива­новна была сверх того и не из забитых, ее можно бы­ло совсем убить обстоятельствами, но забить ее нрав­ственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было».

Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство — доброта. Она старается оправдать своего мужа, говоря: «Вооб­разите, Родион Романович, в кармане у него прянич­ного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про де­тей помнит».

Обратите внимание

Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить ее от обвинений Лужи­на, говорит: «Соня! Соня! Я не верю!» В поисках спра­ведливости Катерина Ивановна выбегает на улицу.

Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним.

Глубоко трагична сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, («уездили клячу», «на­дорвалась»), перекликаются с образом замученной, забитой до смерти клячи, которая когда-то присни­лась Раскольникову.

Образ надорвавшейся лошади у Ф. М. Достоевско­го, стихотворение Н. А. Некрасова об избиваемой кляче, сказкаМ. С. Салтыкова-Щедрина «Коняга» — это обобщенный, трагический образ замученных жизнью людей. В лице Катерины Ивановны запечат­лен трагический образ горя. Этот образ заключает в себе огромную силу протеста. Он встает в ряд веч­ных образов мировой литературы.

Источник: https://www.prepodka.net/bednye-lyudi-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Ссылка на основную публикацию