17. В чём заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Многие герои русской литературы наделены драматичной судьбой. Это и лермонтовский Печорин, и тургеневский Базаров, и даже гончаровский Обломов. Вот и А. С. Пушкин героя романа «Евгений Онегин» наделяет драматичной судьбой.
Любимец петербургского света, Евгений Онегин, даже не знает, что ему хочется, но, как сказал критик В.Г.Белинский, « он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”. И вот результат:
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу.
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел .
Казалось бы, безмятежное детство, беспечная юность должны сделать героя счастливым…Но нет… Онегина не удовлетворяет пустая жизнь дворянства, которое заглушает тоску развлечениями и «наукой страсти нежной». Развлечения ему опостылели, а в любви Евгений «считался инвалидом».
Вот поэтому, выделяя Татьяну на фоне Ольги, наш «инвалид» отвергает ее чувства, потому что еще не готов к серьезным отношениям, не готов проститься с размеренной и свободной жизнью.
В своей исповеди Онегин признается Лариной, что не сможет стать ей хорошим мужем и сделать ее счастливой:
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я, верно б, вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив… сколько мог!
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Вот он, первый шаг на пути к драме!
Могла бы спасти героя и дружба, но, желая мелочно отомстить Ленскому, он на именинах Татьяны начинает ухаживать за его ветреной невестой. Тот вызывает Онегина на дуэль. Роковой выстрел, и дуэль кончается смертью Ленского.
Онегин мог бы не принять вызова, однако он пошёл на поводу у общественного мнения — то есть мнения тех дворян, которых презирал! И как за это наказан!Не мог после этого Евгений оставаться в деревне, «где окровавленная тень ему являлась каждый день».
Вот он, второй шаг навстречу к драме!
Онегин уезжает путешествовать… Однако А. С. Пушкин не разбирает детально этот этап жизни Евгения, наверное, потому, что за этот период времени герой не изменился, не обрел ни смысла жизни, ни цели…Разве это не трагично?
Вернувшись в Петербург, Евгений впервые испытает истинное чувство, он влюбится в Татьяну, но злой рок преследует его и здесь: любовь обернется драмой, потому что Татьяна «другому отдана» и будет «век ему верна». Для Онегина, похожего в те минуты «на мертвеца», слова женщины звучат как приговор…
Таким образом, драматизм судьбы Онегина заключается в обречённости на вечное одиночество без любимой и друзей, на пустое времяпровождения, не имеющее ни цели, ни смысла.
Мадина
Источник: https://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/literatura-sochineniya/zadanie-17/2356-17-v-chjom-zaklyuchaetsya-dramatizm-sudby-onegina-po-romanu-a-s-pushkina-evgenij-onegin
Трагическая судьба Онегина (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
«Евгений Онегин» — не только гениальное творение великого поэта, но и, пожалуй, важнейший роман золотого XIX века русского искусства. Это первый реалистический роман в русской литературе.
Роман, изложенный стихами, писался поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в течение восьми лет (с 1823 по 1831 годы). Юный Пушкин взрослел и умнел, делал ошибки и исправлял их, как и его любимый герой Онегин.
Изображая и оценивая этого неплохого по натуре человека, Пушкин осуждает его, противопоставляя Татьяне, своему идеалу.
Воспитание Онегина пусто и бесплодно, потому как оно лишено национальных основ. Светское петербургское общество — это та среда, которая сформировала юношу. «Свет» делает Онегиных даже лучшими из людей. Чужестранные учителя, легковесное образование, балы и гулянья до утра не развили душу Евгения, а только оторвали его от всего русского, национального.
Либерализм преддекабристской поры Онегин воспринял не как дело жизни, а как моду. Когда он очутился в деревне, то сделал очередной несерьезный поступок: «ярем барщины старинной» «оброком легким» заменил.
Пушкин иронизирует по поводу либерализма Онегина. Шутливо он говорит об отношении к нему соседей:
…Пьет один
Стаканом красное вино,
Он дамам к ручке не подходит,
Все да, да нет,
Не скажет да-с иль нет-с.
Онегин не с теми, кто отдаст свою жизнь за свободу.
Поэт принадлежит к той же среде, что и его герой. Отсюда — любовь к балам, восхищенное описание веселья.
Но… Евгений скучает в деревне, а Пушкин полон творчества, свободолюбивых надежд, которые по-декабристски сильны.
Придет ли час моей свободы?
Пора, пора! — взываю к ней.
От нечего делать Онегин принялся за писательство: «высокой страсти» в нем нет, желания трудиться тоже.
В обычае светской среды — приятное ухаживание, легкий флирт. Здесь нет настоящего чувства. Онегин прекрасно усвоил «науку страсти нежной». Чувства остыли, скука стала обычным состоянием.
Мог бы герой Пушкина полюбить Татьяну? Наверное, мог бы, но среда, воспитавшая Евгения, не привила ему чувство ответственности за другого человека. Его представления о любви порочны. Поэтому он еще хорошо поступил, не применив своего искусства соблазнителя. Он обратил внимание на Татьяну, понял ее поэтическую натуру.
Неужто ты влюблен в меньшую?
А что? — Я выбрал бы другую
Когда б я был, как ты поэт!
В чертах у Ольги жизни нет…
Но… чувство мелькнуло и погасло. Он ничего не скрывает от девушки:
Я сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюбил тотчас.
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
Я буду лишь бесить его…
Вот и прошел Онегин мимо большой любви. Пушкин ставит своего героя в такие условия, что ему пришлось потом дорого заплатить за ошибку.
Испытания закаляют душу, делают человека отзывчивее. Поэт показал духовный рост Евгения Онегина.
Из-за пустяка он убил друга, юношу-поэта. Он поступил так, подчиняясь законам «света», как должно было поступить «мужу с честью и умом», испугавшись смеха глупцов.
В Онегине борется естественное человеческое чувство с чувствами ложными, прикрытыми искусственной средой.
В тоске сердечных угрызений
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений…
Поэт применяет к герою определение — убийца («Убийца юного поэта»).
Его мучит совесть, преследует образ Ленского. Тем самым Онегин отходит от прежней жизни: бежит из деревни, предпринимает путешествие.
Новый мир открылся перед Евгением: он знакомится с родной страной.
Оказавшись в Москве, он презрительно всматривается в барский круг.
На Волге Онегин слышит песни бурлаков о том, как «Стенька Разин в старину кровавил волжскую волну»… Итак, в восьмой главе появляется уже другой Онегин: чуждый воспитавшему его свету.
Для всех он кажется чужим,
Мелькают лица перед ним,
Как ряд докучных приведений.
Теперь он способен к любви: вырос духовно, приблизился к внутреннему миру Татьяны. Белинский замечает: «Онегину не суждено было умереть, не отведав из чаши жизни: страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в точке силы его духа».
Онегин стал читать серьезные книги по вопросам философии, истории. В его сознании возникают образы забытой человечности, чистоты и народности — идеала той душевной культуры, который был присущ Татьяне.
Привычные светские отношения стали тягостны. Появилось сознание ничтожности, пустоты прожитой жизни.
К Онегину пришла любовь. Ему вспоминается сельский домик, Таня…
Онегин любит ее прежнюю. Только через собственное перерождение он понял любовь Татьяны. Ему захотелось писать стихи. Свое письмо он начал в тонах любовных посланий: «Предвижу все, вас оскорбит печальной тайны объясненье…» Онегин говорит об «искре нежности», о случайной встрече.
Таня не знает перерождения Евгения Онегина. Там, в деревне, она поняла, что он не способен к большой любви. Она помнит, что он разрушил счастье Ольги и Ленского, а ей прочитал нравоучение. Теперь Татьяна говорит наставительные слова, напоминает, что он не оценил ее в деревне, потому что она далека была от «света».
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна,
Что я богата и знатна…
Онегина поразила победа Тани над петербургским «светом», ее умение остаться собой.
Трагизм положения Онегина в том, что Татьяна не может его понять, хотя и продолжает любить.
Уклад жизни общества исказил духовную природу героя, толкнул его на убийство, отнял у него любовь. Пушкин считает, что Онегин мог бы выйти на площадь четырнадцатого декабря. Не случайно поэт в X главе изобразил тайные общества декабристов и хотел привести туда своего героя.
Но Пушкин не мог открыто говорить о декабристах, он вынужден был расстаться со своим героем в «минуту злую» для него и «силы этой богатой натуры остались без применения…» (Белинский).
Источник: https://velib.com/sochinenie/tragicheskaja_sudba_onegina_po_romanu_a_s_pushkina_evgenijj_onegin/
Драма в судьбе Евгения Онегина
Первая четверть XIX века… Победоносно завершилась война 1812 года. Многие русские офицеры побывали в Европе. Они увидели высокий уровень политической жизни и достижения культуры. Впоследствии многие из, них стали декабристами.. Среди них прогрессивные деятели с трагической судьбой: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол.
Но были и другие — молодые, близкие ко двору карьеристы, умеющие жить в свое удовольствие и, не задаваясь «проклятыми вопросами».<\p>
Значительная же часть дворянской молодежи не способна была найти свой путь.
Честность и ум не позволяли им идти проторенной карьерной дорогой, а привычки, унаследованные от прошлых поколений, отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы. В результате — хандра, тоска и ощущение бесцельности существования. Этот третий путь для многих становился единственным до конца жизни.
Пушкин первым в русской литературе не только задумался о причинах такого явления, но и глубоко исследовал эту проблему. В «Евгении Онегине» он создал емкий образ молодого столичного аристократа, так и не нашедшего своего пути.
Воспитывался Онегин француженкой гувернанткой и гувернером, который «учил его всему шутя», «не докучал моралью строгой».
Чему же выучился Евгений? Он в совершенстве владел французским языком, «легко мазурку танцевал» и «кланялся непринужденно», в разговоре мог «коснуться до всего слегка», «бранил Гомера. Феокрита; зато читал Адама Смита и был глубокий эконом».
Таким образом, Онегин был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Его книжные знания были далеки от действительности, особенно от русской.
В течение восьми лет герой вел типичную для молодого аристократа того времени жизнь: рестораны, балы, прогулки, посещение театров. Он быстро пресытился этими развлечениями. Хандра овладела им. Почему его не удовлетворяет жизнь, которой так довольны все окружающие? Очевидно.
Онегин стремится к чему-то более высокому, к настоящему делу. Но почему же он нигде не служит, живет «без цели, без трудов». Может он ленив? Нет, дворянин мог числиться на службе, не особенно обременяя себя. Скорее всего, причины те же, что и у Чацкого, который тоже нигде не служит.
Критический ум Онегина, нежелание идти опробованными путями, чтобы добиться «славы, денег и чинов» — все это выделяет его из помещичьей среды. Поэтому соседи-крепостники признают его «опаснейшим чудаком», как и грибоедовского Чацкого — фамусовское общество.
Их страшит, что «задумал наш Евгений порядок новый учинить»: барщину оброком заменил. Но на большее Онегина не хватает. Вступать в конфликт с поместным дворянством он не хочет и просто избегает общения с соседями. И работа никакая у него не идет.
Таким образом, трагедия Онегина в том, что он не может найти надлежащего применения себе и своему образованию.<\p>
Ему не привили любовь к труду. Трагедия Евгения в том, что, будучи выше окружающих, он не способен им противостоять. Он хочет действовать, но не знает как.
Сословные предрассудки у Онегина настолько сильны, что он убивает своего друга на дуэли, так как «дико светская вражда боится ложного стыда», сплетен Зарецких. И наконец, трагедия Онегина в том, что, поняв ничтожность окружающего общества, он не может порвать с ним. Он даже не смог откликнуться на живое, искреннее чувство Татьяны.
По словам Герцена, Онегин относится к тем людям, которые берутся за все, кроме двух вещей: они «никогда не становятся на сторону правительства», но и не могут «стать на сторону народа».
В герое пушкинского романа трагически слились самые разные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов.
В Онегине зарождаются черты «лишнего человека», которые потом найдут свое и развитие, и новое освящение в персонажах Лермонтова, Герцена и Гончарова и других писателей.
Образ Онегина это сложное и противоречивое сочетание многих положительных качеств и многих недостатков. Наряду с ним образ Татьяны самый значительный и важный в романе. Отношения между ними составляют основную сюжетную линию пушкинского романа в стихах.
Татьяна также представительница новой, молодой России. Как Онегин, который “для всех кажется чужим” (письмо Татьяне), так и “она в семье своей родной казалась девочкой чужой”. Она влюбилась в Онегина потому что, как говорит поэт, ей пришла пора любить.
Но то, что Татьяна влюбилась в него, не случайно.
В отличие от столичного денди Евгения, Татьяна выросла в “глуши забытого селения”, в атмосфере преданий простонародной старины. Если сопоставить детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения, становится ясно, что они прямо противоположны друг другу. У Евгения – иностранцы-гувернеры; у Татьяны – простая русская крестьянка.
Она – “ранняя пташка”, просыпается на рассвете, подобно крестьянским девушкам. Татьяна – положительный, идеальный образ русской женщины. Она мечтает о настоящей большой любви, о единственном избраннике, а у Онегина “наука страсти нежной”, цепь легких и скоро надоевших побед.
Правда, на эти мечты, как и на формирование всего духовного мира Татьяны оказали большое влияние иностранные романы. Пушкин сообщает, что его героиня по-русски знала плохо, то есть, не владела русским литературным языком: письмо к Онегину она пишет по-французски. Под подушкой у Татьяны французская книжка, но видит она русские, “простонародные”, сны.
Она, выросшая в среде провинциального дворянства, не умеет лгать и притворяться. Ее любовь, естественная и живая, именно поэтому прекрасна. Она “любит не шутя”.
Другой! …Нет, никому на свете
Не отдала бы сердце я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя.
Вот мимо всего этого Онегин и проходит. Он испугался подлинных чувств, потому что привык к светской фальши, игре, а искренность Татьяны испугала, даже оттолкнула Евгения.
<\p>
Даже тогда, когда в последней главе в его охладевшем, давно “потерявшем чувствительность” сердце внезапно вспыхивает большое чувство, он увлекается не той Татьяной, какой она была в деревне, “в глуши лесов”, в окружении русской природы, “не этой девочкой несмелой, влюбленной, бедной и простой”.
Этой Татьяной Онегин пренебрегал, останься она в той же “смиренной доле”, пренебрег бы ею и сейчас. Он стал “томиться жаждою любви” к Татьяне, обрамленной великолепной блистательной рамой петербургских светских гостиных, “равнодушною княгиней”, “непреступною богиней роскошной царственной Невы”.
А ведь все лучшее в духовном облике Татьяны — ее высокое душевное благородство, искренность и глубина чувств, верность долгу, — связано с ее близостью к простому, народному. Ей самой “душно здесь”, в этой новой среде, в которой она стала так пленительна Онегину. Она ненавидит “волненье света”, презирает окружающую ее “постылой жизни мишуру”, “весь этот шум, и блеск, и чад”.
Вот почему Татьяна, продолжая любить Онегина, называет его вдруг загоревшуюся любовь к ней “мелким чувством”. Здесь она и права, и не права. Повод к внезапной вспышке этой любви был действительно мелок – “запретный плод вам подавай, а без него вам рай не рай”.
Но Онегин полюбил Татьяну искренне и беззаветно, уже поэтому он заслуживает некоторого снисхождения. Неожиданная страстная влюбленность в Татьяну произвела в нем переворот, вернула ту “чувствительность” его сердцу, порожденную разочарованием в любви.
Она омолодила преждевременно постаревшую душу, наполнила его пустое и праздное существование содержанием и смыслом. Влюбленный Онегин даже чуть было не сделался романтическим Ленским. Последние слова Татьяны, отняли у Онегина этот смысл, погасившие всякую надежду на личное счастье.
Именно чтобы подчеркнуть трагедию героя, Пушкин оставляет Онегина в состоянии сильнейшего нравственного потресения.
Несмотря на взаимную любовь, они не могут быть вместе, быть счастливыми. А винотваты в этом они сами, их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни и в этом заключается их трагедия.
Источник: https://www.rlspace.com/drama-v-sudbe-evgeniya-onegina/
В чем трагедия онегина?
«Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека,
это для него значит сделаться собой…»
В. Г. Белинский
Евгений Онегин — типичная фигура для дворянской молодежи двадцатых годов XIX века. А. С. Пушкин поставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души», которая стала основной чертой молодого поколения дворян.
Евгений Онегин — современник Пушкина и декабристов. Онегина, как и многих дворян, не удовлетворяла ни светская жизнь, ни жизнь помещика, ни карьера чиновника, Разочарованность — основная черта главного героя Пушкина, оказавшегося неспособным найти свой путь.
Честность и благородство Онегина, как и многих других молодых дворян, не позволяли им идти по проторенной дороге высшего света, а привычки, унаследованные от прошлых лет, и отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы. Отсюда — хандра, тоска и ощущение бесцельности своего существования. Пушкин первый в русской литературе задумался о причинах этого явления.
В романе «Евгений Онегин» он создал яркий и трагический образ молодого дворянина, так и не нашедшего своего назначения.
Воспитание Онегина было лишено национальных основ. Французские гувернеры учили его «всему шутя». Евгений, «забав и роскоши дитя», получил поверхностные, неглубокие знания. Но как мало надо было уметь и знать, чтобы считаться светским человеком:
Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Cвem решил,
Что он умен и очень мил.
Не обладая солидным образованием, Онегин имел критический ум, который помог ему постичь никчемность и пустоту светского общества. Он чувствовал себя чужим и лишним человеком в великосветских гостиных:
Ни сплетни света, ни бостон, Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.
Хорошие задатки Онегина были задавлены той средой, в которой он жил. Скука Евгения, его хандра, апатия есть своеобразный протест главного героя против образа жизни светского общества. Вот они — истоки той трагедии, которую начинает испытывать Онегин, отдаляясь от жизни света. Евгений предпринимает попытки что-то изменить в своем образе жизни, стремится к чему-то полезному:
Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся,
Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен…
Здесь очень четко прослеживается мысль Пушкина о том, что только в труде человек может проявить свои творческие способности. Отсутствие полезной деятельности опять подводит нас к ответу на вопрос, почему Евгений не был счастлив:
Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Онегин не отдался полезной деятельности, так как находился в обществе таких людей, которые отрицали ее необходимость. Облегчение участи крепостных крестьян, проведенное Онегиным, много значило для них, но для самого Евгения не казалось важным и великим делом.
Трагедия Онегина состоит в том, что, превосходя окружающих людей в честности, порядочности, благородстве, он не способен им противостоять. Онегин хочет действовать, но не знает как. «Видеть вокруг себя веселье, печаль, смех, слезы и осознавать себя чуждым жизни. В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, устать, ничего не сделав…», — писал В. Г. Белинский.
Сложность и противоречивость характера Онегина проявляются в сцене дуэли его с Ленским.
Куда подевались его порядочность, благородство? Боязнь общественного мнения одерживает верх над благородным умом Онегина.
Соблюдая негласный кодекс дворянской чести, установленный светским обществом, Евгений убивает Ленского. Опять главный герой романа сталкивается с трагедией, глубоко и искренне раскаиваясь в содеянном:
Он мог бы чувства обнаружить, А не щетиниться, как зверь; Он должен был обезоружить
Младое сердце…
Не откликнулся Онегин на живое, искреннее чувство Татьяны. Не разглядел он в начале их отношений своего счастья, так как не верил в любовь и не захотел променять «свою постылую свободу». А когда понял свою ошибку, было уже поздно.
Люди с чуткой душой, много думающие, обречены на страдания. Они, как Онегин, вынуждены томиться «в бездействии пустом».
Но Пушкин осуждает не столько своего главного героя, сколько светскую среду, сформировавшую характер Онегина, который был обречен на бездействие, не был способен ни на самоотверженную любовь, ни на настоящую дружбу.
Онегин, по справедливому замечанию Белинского, — «лишний человек», «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Он стал чужим для людей своего круга, но вынужден был жить в этом обществе, так и не найдя применения своим способностям.
Но также главный геой романа не нашел пути и к народу, нужды и чаяния которого были так далеки от него и ему не понятны, Вот поэтому и получился у Пушкина трагический герой.
«Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца!» (В. Г. Белинский.)
Источник: https://5litra.ru/soch/993-v-chem-tragediya-onegina.html
Сочинение на тему в чем заключается драматизм судьбы Онегина СРОЧНО
Расстаться со старыми привычками не хватало сил, но и прежняя праздность уже не вызывала радости. Такого потерянного для общества и самого себя человека изобразил АС Пушкин в лице Онегина.
Весь драматизм судьбы Евгения, несомненно, носит отпечаток детства. Отец его далеко не служит хорошим примером для подражания.
Праздный мот- вот как описывает его автор: «Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.»
Воспитывали мальчика гувернеры- французы, которые не уделяли должного внимания ребенку. Учили его «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь».
Таким образом, мальчик не приучился трудолюбию, терпению, усердию, не увлекся науками или творчеством, не сложилось у него и осознание ценности семейного очага и быта.
Так он рос себе предоставленным и никем не направляемый, что явилось предупреждением всех дальнейших событий, его поведения в тех ситуациях.
Итак, Евгений шел по стопам отца, уделяя все больше внимания светским балам, да молодым красавицам. И многие люди из высшего света жили так, но парадокс нашего героя в том, что ему эта жизнь наскучила.
Онегин понимает, что такая пустая жизнь не для него, но что для него? Тихая размеренная жизнь в деревне с умницей женой тоже его не привлекает. Драматизм жизни Онегина в том, что он повсюду чужой.
Как найти себе место, если даже не знаешь кто ты есть сам? Возможно, проявив немного терпения и настойчивости, какое- нибудь дело захватило бы его ум, ведь как писал АС Пушкин «Привычка свыше нам дана. Замена счастию она». Но это было не в характере героя, и он страдал.
Как трудно Онегину найти человека «по душе», но вот появляется Ленский и, кажется, жизнь должна стать приятнее. Однако и тут Онегин наказывает свое счастье, подшучивая над сердечной любовью друга. Герой не Ленского убивает на дуэле, а себя.
Его совесть мучается, не находит покоя, и он бежит «ото всего, что сердцу мило».
Конечно, Евгений мог вовремя остановиться в истории с дуэлью, он даже понимал, что это необходимо сделать, но легкомыслие и беспечность опять сыграли злую шутку в его судьбе.
Самая большая драма возникает в запоздалой любви Онегина к Татьяне. «Хороша ложка к обеду»- гласит русская поговорка.
Но кто же властен над своими чувствами и тем более над их своевременностью? Героя не пленила простота и наивность деревенской девушки, но он вспыхнул, видя Татьяну в более привычных для себя условиях, «поняв душой все ваше совершенство».
Чтобы показать весь драматизм ситуации, автор оставляет Онегина в момент его наивысшего разочарования, мы не знаем, что стало с героем дальше. Потому что судьба его как характер героя непредсказуемы.
Много упущенных возможностей хранила судьба Евгения. Но все драматические события, произошедшие с героем, явились только следствием его собственного поведения. Как бы то ни было следить за жизнью Онегина и внимать урокам, высказанными его непростой судьбой, стало простой обязанностью каждого руского человека.
Источник: https://koshkinsad.ru/37510/
Судьба главного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Судьба главного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Скачать сочинение |
“Евгений Онегин” — это произведение, в котором “отразился век”. Болезнью века, болезнью “лишних людей” была “русская хандра”. Исследованию этого явления и посвятил Пушкин свой роман. Главный герой романа, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти применения своим способностям в обществе, в котором он живет.
В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло? Для ответа на него поэт исследует и личность Онегина — молодого дворянина 10-х — начала 20-х годов XIX века, и среду, которая его сформировала. Поэтому в романе так подробно рассказывается о воспитании и образовании Онегина. Воспитание его поверхностно и бесплодно, лишено национальных основ.
В первой главе поэт детально описывает времяпрепровождение Онегина, его кабинет, даже его обед. Мы видим молодого дворянина, “забав и роскоши дитя”. Жизнь петербургского света “однообразна и пестра”, пуста и искусственна.
Онегин, будучи человеком достаточно умным и критически настроенным, способным судить себя и свет, разочаровался в светской суете, им овладела “русская хандра”. Такое критическое отношение к действительности ставит Онегина выше большинства людей его круга. Но Пушкин не принимает его пессимизма и “угрюмости”.
Стремление к свободе (личной и общественной), творчество, любовь могли бы быть доступны Онегину, но заглушены в нем средой, воспитанием, обществом.
Внешние обстоятельства — смерть дяди, необходимость вступать в права наследства — дают возможность Онегину сменить привычную обстановку.
Два дня ему казались новы.
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле…
Мгновенное охлаждение Онегина к сельской красоте передает его пресыщенность и утрату способности восхищаться прекрасным.
Однако, увидев первый раз сестер Лариных, он сумел разглядеть особую, скрытую красоту Татьяны:
…Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт.
Сойдясь с Ленским, Онегин размышляет об “общественном договоре” Руссо, о науке, религии, нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени.
Но Пушкин показывает сложное переплетение “старого” и “нового” в личности героя. Онегин, пойдя на дуэль с Ленским, оказался “не мужем с честью и умом”, он испугался “мненья света”, которое так презирал.
Убийство друга потрясло Онегина. Он почувствовал себя одиноким, опустошенным, у него возникла “охота к перемене мест”.
Путешествие изменило Онегина.
Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Теперь он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Для Пушкина любовь — это возможность “пробуждения души”.
После отказа Татьяны, после духовного перерождения, после нравственного потрясения Онегин должен начать новую жизнь, в прежнем направлении она развиваться уже не может.
Финал открыт. Будущее Онегина неизвестно. Ведь судьба человека зависит не только от особенностей его личности, его стремлений и идеалов, но и от внешних событий. Время изменяется, приносит много неожиданного. По-новому складываются общественные условия, и дальнейшая жизнь героя — возродится ли его душа или погаснет окончательно — остается за пределами романа.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Судьба главного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Смотрите также по произведению “Евгений Онегин”:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00071101184864049985
Жизнь и судьба Евгения Онегина (по одноименному роману А. С. Пушкина)
Жизнь и судьба Евгения Онегина. Русская литература XIX века — это созвездие ярчайших имен и талантливейших мастеров слова. Но именно А. С. Пушкина мы по праву считаем началом всех начал русской классической литературы.
Мы не перестаем удивляться его беспримерной созидательной мощи, многогранности писательского облика, небывалой стремительности творческого развития и творческой силе.
«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер. Сама его жизнь замечательно русская».
Пушкин не был революционером в прямом смысле слова. Но гордое стремление к свободе, неизменный протест против всего косного, рабского, мешающего расцвету личности, развитию народа — существенная сторона характера Пушкина и его творчества.
У Онегина — скучающая жизнь, полная тоски и лени. Жажда однообразных удовольствий при отсутствии реального, живого дела укоренилась в его психологии, он не в силах ее побороть: «труд упорный ему был тошен». Пушкин считает, что только в труде могли проявиться творческие силы личности, поэтому итог жизни Онегина безрадостен:
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел
Ничем заняться не умел.
В лице главного героя романа «Евгений Онегин» поэту удалось «сладить» с типичным характером представителя современной ему просвещенной Дворянской молодежи. Евгений Онегин — правдивый образ героя, который, будучи на голову выше окружающего его ничтожного общества, не находит применения своим силам и способностям и потому становится «лишним человеком».
В своем романе Пушкин раскрыл социальные причины появления в русском обществе подобных характеров и одновременно создал широчайшую художественную картину русской жизни своего времени.
Основной конфликт романа — глубокое противоречие между запросами пробуждающейся, осознающей себя личности и окружающей ее средой, так называемым обществом, застывшим в косной неподвижности, живущим по мертвым законам.
Увидев Татьяну, Онегин сразу же ее оценил: и ее неброскую внешнюю красоту, и ее богатый внутренний мир. Прочтя ее признание в любви, Евгений не обманул ее, не воспользовался «доверчивостью души невинной»: «не в первый раз он тут явил души прямое благородство».
Не обратив на Татьяну внимания во время получения письма, не способный тогда любить, испытав лишь невольное волнение, позже Онегин, вновь встретивший Татьяну, внезапно обрел способность к большому и сильному чувству.
В начале романа Онегин — человек рассудочный и притворный, умеющий обворожить, обольстить и казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить вершпь,
Казаться мрачным, изнывать…
Поэтому любовь прошла мимо Онегина.
Дуэль с Ленским, происшедшая вопреки желанию Онегина, была воспринята Евгением как преступление, как убийство. Именно поэтому «окровавленная тень» бывшего друга «ему являлась каждый день».
Переживания и раздумья, вызванные дуэлью, определили еще более серьезное восприятие жизни, чем то, которое было свойственно Онегину до поединка.
Но все глубже расходясь с людьми своего круга, превосходя их умом, образованностью, гуманностью, неясным стремлением клучшему, он оставался вместе с тем чуждым народу.
Герцен отмечал, что «он никогда не становится на сторону правительства» и «никогда не способен стать на сторону народа». Онегину скучно среди окружающих его людей, тоскливо ему и с самим собой. Ничего не делая, не принося никому пользы, он превратился, по словам Герцена, «в умную ненужность».
Онегин — аристократ по происхождению и воспитанию, индивидуалист и эгоист по своему нравственно-психологическому облику. Это «забав и роскоши дитя», законодатель мод, завсегдатай театральных кулис, искусный знаток «науки страсти нежной».
Но, будучи человеком беспокойного, острокритического, ищущего ума, он вскоре разочаровался во всем, что ему было близко и мило с детства, пресытился светской жизнью, стал читать, кроме художественной, русской и иностранной литературы, социально- политическую и даже экономическую литературу.
Это привело «молодого повесу» к недовольству окружающей действительностью, определило его оппозицию к господствовавшему тогда социальному правопорядку и быту высшего общества.
Образ Онегина, сложный и противоречивый, заключающий в себе и положительные признаки прогрессивности, гуманности, просвещенности, и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуалиста, практической бездеятельности, стал родоначальником так называемых «лишних людей» в русской литературе. Онегин, по определению В. Г.
Белинского, «страдающий эгоист», «эгоист поневоле», то есть человек прекрасных задатков, но испорченный светским воспитанием, обстоятельствами аристократической среды, презревший вкусы светской жизни и не нашедший истинного назначения и потому мучающийся своим одиночеством.
Герцен сказал: «Онегин… это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».
Источник: https://www.prepodka.net/zhizn-i-sudba-evgeniya-onegina-po-odnoimennomu-romanu-a-s-pushkina/