Базаров герой своего времени в романе «Отцы и дети» – Школьные Знания.com
Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году. В нем Иван Сергеевич Тургенев стремился показать особенности русского общества конца 50-х годов XIX столетия и конфликт того времени.
Произведение отражает эпоху, предшествующую отмене крепостного права в России, когда страна была уже расколота на два противоборствующих лагеря. Один состоял из либерально настроенных дворян, старых аристократов, второй – из молодежи, революционных демократов-разночинцев.
Представителем последнего течения в романе выступает Евгений Базаров, ярый нигилист. Это довольно противоречивый, но интересный персонаж, отрицающий все духовное, что нельзя «потрогать руками».
Что делает Базарова героем своего времени в романе Тургенева, и какого персонажа можно отнести к такой категории? Безусловно, здесь важно умение отражать в своем характере основные черты той эпохи. Насколько удалось писателю передать всю трагичность и важность личности Базарова, можно судить по следующим критериям.
Необходимость радикальных перемен не вызывала сомнений ни у кого из представителей общества того времени. Однако оба лагеря понимали их совершенно по-разному.
Демократические взгляды молодежи были несколько более радикальными, что отражалось во всех сферах жизни общества и вызывало главный конфликт.
В кризисной обстановке того далекого времени в России резко обострились отношения двух поколений, их споры о жизни, народе, религии, искусстве и общественном строе в целом. В то же время зародилось понятие нигилизма, отрицания всего, что не имело каких-либо конкретных доказательств или фактов.
Образ Базарова занимает центральное место в романе и является наиболее интересным, сложным и противоречивым.
Сюжетная линия произведения выстроена таким образом, что главный герой постоянно находится в центре событий, а другие персонажи сгруппированы вокруг него и помогают более четко отразить особенности его характера.
Тургенев показывает читателю Базарова как волевую, трудолюбивую, целеустремленную личность. Однако, будучи человеком в возрасте, сам писатель оценивает Евгения с позиции «отцов» и разделяет его взгляды и суждения не в полной мере.
Это можно утверждать исходя из того, что в романе главный персонаж постоянно попадает в довольно сложные ситуации. Автор словно дает возможность читателю составить собственное мнение о Базарове. Он подчеркивает его душевную силу, принципиальность, твердость характера, умение отстаивать свои убеждения и добиваться желаемого.
Следует сказать, что Евгений является наиболее демократичным персонажем всего романа. В отношении крестьян и слуг он чужд высокомерия и прямолинеен, в нем нет пафоса или гордыни. Тургенев описывает его как простого парня, далекого от аристократических замашек людей того времени. Об этом говорит и его незамысловатая манера одеваться, красная кожа рук, не знавшая модных перчаток.
Это человек, который, несмотря на свой молодой возраст, уже прошел школу лишений, сложностей и постоянной работы. Писатель показывает Базарова как активного, самостоятельно мыслящего и независимого малого: он много работает и всего в жизни привык добиваться своим трудом. Обучение в университете он оплачивал сам, не взяв у родителей ни копейки, да и сейчас содержит себя самостоятельно.
Негативной чертой героя является отрицание им всего того, что ему не дано понять. Он не признает искусство, поэзию, потому что не видит в них смысла, равнодушен к красоте природы, считая, что это всего лишь «мастерская», где человек может и должен работать.
Евгений не ценит талант и труд других людей, занимающихся духовным развитием, что нельзя считать правильным, поскольку искусство делает жизнь яркой и красочной. Однако хоть Базаров и относит себя к демократам-разночинцам, все отрицающим, но главный смысл его жизни состоит в работе.
Он постоянно находится в поиске чего-то нового, экспериментирует, «режет лягушек» и проводит опыты, находится в поисках новых идей, ведь Евгений – врач и он лечит людей. Он признает только естественный жизненный опыт.
Ну и, конечно же, главный герой романа остается верен себе, у него слова не расходятся с действиями. Другие персонажи Ситников, Кирсанов и Кукшина противопоставлены автором образу Базарова. На фоне ярого нигилиста они выглядят жалкой пародией, что еще больше подчеркивает зрелость ума Евгения, глубину его суждений и открытую ненависть к рабству и барству.
Заканчивая сочинение, хочется отметить, что смерть героя подчеркивает трагизм его жизни. Евгений осознает тщетность своего существования и задается вопросом, насколько важен и нужен он был России. В своем образе Базаров отразил основные черты, ошибки и заблуждения той эпохи, что дает право называть его героем своего времени
Источник: https://znanija.com/task/22193439
Тургенев Отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев был дворянином, чьё состояние не вызывало сожаления. Он имел стабильный, постоянный доход и писательской деятельностью занимался для собственной реализации. Долгое время автор ограничивался написанием рассказов и небольших повестей.
Он словно копил силы и жизненный опыт для своих романов, которые принесли ему всемирную славу. Даже свой первый роман «Рудин», писатель поначалу определил как повесть. Позже у автора стало всё складываться с романами, и он один за другим, за десять лет написал шесть произведений.
<\p>
История создания романа «Отцы и дети»
Свои романы Тургенев стал публиковать начиная с 1856 года, и все его произведения стали неотъемлемой и важной частью русской литературы.
Тургеневский роман «Отцы и дети» стал четверым романом в литературной деятельности писателя.
Годы его создания 1860-1861 год, когда писатель стал чувствовать себя увереннее. По праву этот роман считается вершиной его творчества, где прекрасно видны все писательские манеры.
И на сегодняшний день этот роман является самым известным произведением Ивана Тургенева, а популярность его растёт до сих пор, так как в сюжете подняты очень важные проблемы, которые актуальны и в наши дни.
Автор многое пытался донести до читателя. Он прекрасно изображал, как складываются отношения между людьми, относящимся к разным социальным слоям. Старался отражать современную действительность, и затрагивал те темы, которые интересуют людей до сих пор.
Но тут же сам Иван Сергеевич не раз подчеркивал, что ему очень важно показать в книге свое писательское мастерство, а не просто завоевать известность и популярность на обсуждении насущных проблем. Ярким примером этого является его роман «Отцы и дети», который уже в 1862 году вышел в свет.
В это время политическая обстановка в стране была напряженной. Наконец-то было отменено крепостное право, Россия и Европа стали сближаться. Отсюда и разные философские течения, которые стали возникать в России.Однако основное действие романа относится еще к тому времени, пока в России не произошли реформы.
Примерно действия тургеневского романа можно отнести к 1859 году. Именно Иван Тургенев впервые вводит такое понятие, как «нигилизм», который становится новым направлением в общественной жизни страны и получает популярность. Главный герой тургеневского романа – Евгений Базаров. Он как раз и является нигилистом.
Молодые люди того времени приняли его как пример для подражания, выделяя в нем такие нравственные качества, как
бескомпромиссность, отсутствие какого – либо уважения или преклонения перед тем, что говорят пожилые или авторитетны люди.<\p>
Тургеневский герой ставит свои взгляды превыше всего.
Всё, что может быть полезным или прекрасным, но не совпадает с его мировоззрением, всё, отступает на второй план. Это было необычно для литературы того времени, поэтому и явление, изображенное автором, нашло такой живой отклик среди читателей.
Сюжет тургеневского произведения «Отцы и дети»
Действие происходит в 1859 году. Два друга – нигилиста приезжают в имение Кирсановых, которое находится в Марьино. Аркадий познакомился со своим новым другом Евгением Базаровым в институте, где обучался на лекаря. Этого приезда с нетерпением ждал Николай Петрович, который сильно скучал по сыну.
Но к сожалению, отношения Евгения со старшим Кирсановыми не ладятся, и Евгений решает покинуть их гостеприимный дом и переехал в небольшой город губернии.
С ним уезжает Аркадий. Вместе они прекрасно проводят время в обществе молодежи и красивых девушек. Но однажды на балу они знакомятся с Одинцовой, оба влюбляются в нее и едут в ее имение, приняв приглашение.
Некоторое время они живут в Никольском, но объяснения Евгения не получает взаимности, поэтому он уезжает. На этот раз он отправляется к своим родителям, с ним едет и Аркадий. Но любовь старых Базаровых скоро начинает раздражать Евгения, поэтому они опять возвращаются в Марьино в семейство Кирсановых.
Базаров, который пытается найти выход любви, которую он питает к Анне Сергеевне, целует Фенечку. Это видит Павел Петрович и вызывает его на дуэль. Всё это привело к скандалу, и друзья расстаются.
Но Аркадий, который уже давно гостит в Никольском и увлечен Катенькой, однажды встречает там и Базарова. После объяснения Аркадия и его признание в любви в Катеньке, Базаров возвращается к своим родителям. Он решает забыть Одинцову, поэтому начинает действовать решительно и помогает отцу лечить больных тифом.
Однажды он заразился, когда вскрывал умершего крестьянина от тифа. Он старался изобрести препарат, который бы мог всех излечить. Долго болеет, а потом умирает. Перед самой смертью он просит приехать Одинцову и та исполняет его просьбу. Аркадий женится на сестре Одинцовой, а Николай Кирсанов наконец-то решается узаконить отношения с Фенечкой.
Его старший брат навсегда покидает страну и поселяется за границей.
Герои тургеневского романа «Отцы и дети»
В романе Тургенева «Отцы и дети» большое количество героев. Среди них есть главные герои, которые влияют на весь сюжет романа. Есть эпизодические, которые внося колорит, и позволяют автору выразить свои мысли ещё ярче и доступнее. К главным героям произведения «Отцы и дети» можно отнести следующих лиц:★ Базаров.
★ Братья Кирсановы: Николай Петрович и Павел Петрович. ★ Аркадий Кирсанов. Базаров – студент, нигилист. Он в будущем собирается стать врачом. Евгений Васильевич практически не имеет друзей. Но вот он знакомится с семейством Кирсановых.
Так, он сначала знакомится с Аркадием, который легко поддается влиянию, поэтому он и старается ему навязать свои взгляды нигилиста. Он не понимает и совсем не желает принимать людей старшего поколения, не считается с мнением своих родителей. Базаров — разночинец, то есть человек оторвавшийся от своей ранее привычной среды.
Но влюбляясь в Одинцову вдруг меняет свои взгляды, а вскоре выясняется, что в душе его живет настоящий романтик. После его смерти над телом его совершают религиозный обряд, как простому и обычному человеку.
Николай Петрович – один из главных героев тургеневского романа. Кирсанов – помещик и отец Аркадия.
Он придерживается консервативных взглядов, поэтому и не принимает нигилизм Базарова. Его жена давно умерла, но есть другая любовь в его жизни – к Фенечке, крестьянке. В конце романа он, несмотря на все условности общества, женится на ней. Он романтичен, любит музыку и хорошо относится к поэзии.
Старший брат его, Павел Петрович, по характеру сильно отличен. Павел Петрович некогда был офицером, но теперь находится в отставке. Он аристократичен, самоуверен, горд. Он любит рассуждать об искусстве и науке. Когда-то он был влюблен, но любовь закончилась трагедией. Отношение к другим героям у него разное: он любит своего племянника и брата.
К Фенечке тоже относится хорошо, потому что она напоминает ту женщину, княгиню, в которую он некогда был влюблен. А вот Базарова он открыто ненавидит и за его взгляды, и за поведение, даже вызывает того на дуэль. В этой битве Павел Петрович получил легкое ранение.
Аркаша Кирсанов – это друг Базарова и сын меньшего брата Кирсановых. Он тоже в будущем станет врачом, а пока только является студентом. Нигилист Базаров оказывает на него огромное влияние и на какое-то время он придерживается его взглядов и идей, но, попав в родительский дом, отказывается от них.
<\p>
Есть в тургеневском романе и другие действующие лица, которые невозможно отнести к эпизодическим, но и главную роль для раскрытия сюжета они не имеют: ⇒ Базаров, отец нигилиста Евгения. Василий Иванович когда-то был хирургом в армии, а в настоящее время находится в отставке. Он образован и умен, но небогат.
Любит сына, но взглядов его не разделяет, придерживаясь все-таки консервативных идей. ⇒ Арина Власьевна – это набожная женщина мать Базарова. У нее есть небольшое имение, которым управляет муж и человек 10-15 крепостных. Суеверная и мнительная, она сильно переживает из-за сына. ⇒ Одинцова.
Предпочитает Анна Сергеевна спокойную и размеренную жизнь. Когда она слушает признание в любви от Базарова, то отказывает ему, хотя он все-таки был ей симпатичен. Она богата, и это богатство унаследовала от своего мужа. ⇒ Катенька Локтева – тихая и практически незаметная девушка, находящаяся всегда в тени своей сестры Одинцовой.
В нее влюблен Аркадий, который не сразу смог разобраться в своих чувствах, из-за увлечения Одинцовой Анной. Катенька выйдет замуж за Аркадия.
Эпизодических лиц в тургеневском романе много: • Виктор Ситников – приверженец нигилизма. • Кукшина – нигилистка, но придерживается Евдоксия этих идей лишь только для своего блага.
• Фенечка. Она родила своему хозяину ребенка, а затем стала его женой. Из-за нее дерется старший из Кирсановых и Базаров. • Дуня, служанка Фенечки. • Петр, слуга в доме Кирсановых. • Княгиня Нелли Р, в которую некогда был влюблен старший Кирсанов. • Колязин – городской чиновник.
• Локтев – отец двух молодых и прекрасных героинь тургеневского романа. • Авдотья Степановна – тетка молодых героинь, княжна, но злая и очень вредная старуха.• Тимофеевич, приказчик.
Критические отзывы и оценки
Тургеневское произведение было воспринято по-разному. Например, читатели не одобрили главного героя тургеневского романа, который переступал через многие ценности.
Но молодежь, наоборот, всячески старались его поддержать, считая, что главный герой произведения – это яркое отражение того мира, в котором они живут.
Также разделились и мнения цензоров. Необычный и бурный спор разгорелся на страницах журналов «Современник» и известного «Русского слова».
В это время в городе на Неве случились беспорядки, когда неизвестные агрессивно настроенные молодые люди устроили погром. В результате беспорядков погибли люди.
Многие посчитали, что виноват в этом и Иван Тургенев, который написал роман «Отцы и дети», ведь только его новое явление, как нигилизм могло привести к такому результату. Некоторые даже считали, что тургеневский роман нельзя назвать художественным произведением.
Но были и те, кто защищал писателя и его роман, считая, что эти беспорядки состоялись бы и без тургеневского произведения.
Источник: https://gfom.ru/turgenev_ottsi_i_deti.php
Чем интересен роман «Отцы и дети» и его герой?
Роман «Отцы и дети» Тургенева можно отнести к вечным произведениям, ведь центральная проблема, поднимаемая в нем, касается взаимоотношений представителей разных поколений.
А время, как бы того не хотелось, остановить невозможно: все дети рано или поздно взрослеют, а им на замену приходят уже другие дети, которые строят свои планы, мечтают и стремятся вперед, и эти их желания не всегда совпадают с мнением старшего поколения.
И они стараются отстоять свои новоиспеченные традиции, часто просто отвергая на корню все положительное, что было сохранено их предками.
Эта проблема так или иначе была затронута писателями разных лет. Но наиболее ярко и запоминающееся она была описана именно Тургеневым.
Главный герой романа Евгений Базаров старается отстоять свои взгляды на жизнь. Он старается доказать, что не останавливающееся время ведёт к радикальным изменениям в обществе, а значит все идеи и стремления, коими живет старшее поколение, сильно устарели и требуют замены.
Базаров — нигилист, то есть человек, который не принимает все то, что кажется ему не полезным и скучным. Для Евгения этот список возглавляет искусство, а именно стихи и музыка. Он признает только то, что возможно ощутить тактильно.
Другими словами, потрогать. Базаров — материалист. Даже пользу природы он видит лишь том, что она дает материалы, из которых можно выстроить дом или что-то подобное.
Он искренне не понимает, как можно получать эстетическое наслаждение от любования природой.
Базаров — типичный демократ-разночинец. Он очень трудолюбивый, не может и минуты просидеть без дела. Базаров — реалист и практик. Все свои идеи он старается проверить опытным путем. Поэтому даже находясь на отдыхе в имении отца его однокурсника, он каждый день проводит исследования. Все эти качества возможно отнести к положительным, что доказывает, что молодые могут принести пользу людям.
У главного героя произведения огромная сила воли, сформировавшийся характер, развитый ум, редчайшая любовь к труду. Но при этом в его образе сосуществуют немало отрицательных черт.
К тому же автор осознано сгущает краски, дабы четко показать негативные стороны характера Базарова, а, следовательно, и недостатки нового поколения разночинцев конца 19 века. К ним можно отнести показное безразличие к некоторым вещам, например, к поэзии.
Не является украшением этого поколения и открытое неприятие чувств, любви. В поведении таких, как Базаров, присутствует эгоизм и даже жестокость.
В произведении образ молодого нигилиста противопоставлен образу Павла Петровича Кирсанова, человека в возрасте, воспитанного по другим канонам. Он явный идеалист, представитель либерального дворянства. Много лет назад он влюбился в некую княгиню.
Эти искренние чувства породили драму, изменившую всю его жизнь, любовь забрала силы у некогда открытого активного человека.
Когда Евгений узнал историю Павла Петровича, то дал ей лишь жестокую характеристику, не желая вникать в то, что в душе человека может до сих пор таиться боль по утраченному.
Базаров не принимает романтизм, смеется над сентиментальностью, сводит все к разуму и материализму. Чуткий Павел Петрович сразу же не принимает Базарова, видя в нем своего антипода. Их споры, столкновения, которые демонстрируют два типа людского видения жизни, обязательно вызовут интерес.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
У каждого из поколений есть своя точка зрения, которую они готовы отстаивать. Спор между Евгением и Павлом Кирсановым дают читателю понять, что консенсус между разными поколениями невозможны. Они будто живут в разных мирах.
Конечно, старшее поколение имеет опытом, знания, но нельзя отвергать, что время каждый день движется вперед, и все же последнее слово говорит поколение «детей». Необходимо лишь научится сохранять лучшее и проносить его вперед через годы и даже столетия, отряхивая всю ненужную негативную мишуру.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/06/chem-interesen-roman-otcy-i-deti-i-ego-geroj.html
История создания романа “Отцы и дети” Тургенева от замысла до публикации: интересные факты
Роман “Отцы и дети”. Первая страница автографа |
Роман “Отцы и дети” – одно из самых известных произведений И. С. Тургенева наряду с рассказом “Муму”, повестью “Ася”, романом “Дворянское гнездо” и т.д. По сравнению с другими романами, знаменитый роман “Отцы и дети” был написан Тургеневым достаточно быстро.
Вся работа от замысла до первой публикации заняла менее 2 лет. Ниже представлены этапы истории создания романа “Отцы и дети”: история написания и публикации, интересные факты о работе над романом и т.д.
Смотрите:
– Краткое содержание романа
– Все материалы по роману “Отцы и дети”
Замысел романа (август 1860 г.
)
Замысел романа «Отцы и дети» появился у Тургенева в 1860 г. во время пребывания в Вентноре на острове Уайт (Англия):
“…Я брал морские ванны в Вентноре, маленьком городке на острове Уайте,- дело было в августе месяце 1860 года,- когда мне пришла в голову первая мысль “Отцов и детей”…” (И. С. Тургенев, “По поводу 'Отцов и детей'”)
На начальном этапе Тургенев называет свое новое сочинение “большой повестью”:
“…Я начал понемногу работать; задумал новую большую повесть – что-то выдет?..” (письмо И. С. Тургенева к графине Е. Е. Ламберт, 6 (18) августа 1860 г.)
По словам Тургенева, прототипом Базарова стал молодой провинциальный врач:
“…Я встретился с ним на железной дороге и, благодаря случаю, мог узнать его. Наш поезд от снежных заносов должен был простоять сутки на одной маленькой станции. Мы уж и дорогой с ним разговорились, и он меня заинтересовал, а тут пришлось даже ночевать вместе в каком-то маленьком станционном чуланчике. Спать было неудобно, и мы проговорили всю ночь…” (И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. М., 1969. Т. II, с. 69)
“…Точно то же произошло и с “Отцами и детьми”; в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма…” (И. С. Тургенев, “По поводу 'Отцов и детей'”)
Начало работы (Париж, осень 1860 г.)
Осенью 1860 г., приехав в Париж, Тургенев составляет план “повести” и принимается за написание текста:
“…Я нанял квартиру… и поселился там с моей дочкой и прекраснейшей англичанкой-старушкой… Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей – и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет – не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию…” (письмо И. С. Тургенева к П. В. Анненкову, 30 сентября (12 октября) 1860 г., Париж)
В течение зимы в Париже Тургенев пишет первые главы произведения. К весне 1861 г. он дописывает первую половину романа:
“…в течение зимы я написал первые главы..” (И. С. Тургенев, “По поводу 'Отцов и детей'”)
“…В Париже не работается, и вся штука застряла на половине…” (письмо И. С. Тургенева к Л. Н. Толстому, 14 (26) марта 1861 г, Париж)
Завершение работы (июль 1861 г., село Спасское)
Приехав в Россию, Тургенев заканчивает свой роман в июле 1861 г.:
“…окончил повесть уже в России, в деревне, в июле месяце…” (И. С. Тургенев, “По поводу 'Отцов и детей'”)
“…Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово. Работал я усердно, долго, добросовестно: вышла длинная вещь… Цель я, кажется, поставил себе верно, а попал ли в нее – бог знает…” (письмо И. С. Тургенева к П. В. Анненкову, 6(18) августа 1861 г., село Спасское)
Внесение правок (осень-зима 1861 г.)
В сентябре 1861 г. Тургенев приезжает в Париж, где читает свой роман друзьям — В. П. Боткину и др.:
“…Осенью я прочел ее некоторым приятелям, кое-что исправил, дополнил…” (И. С. Тургенев, “По поводу 'Отцов и детей'”)
По просьбе Тургенева его друг П. В. Анненков читает рукопись романа и присылает тому свои замечания в Париж. На основе этого детального отзыва Тургенев вносит исправления в текст:
“…Со всеми замечаниями Вашими я вполне согласен… и с завтрашнего дня принимаюсь за исправления и переделки, которые примут, вероятно, довольно большие размеры…” (письмо И. С. Тургенева П. В. Анненкову, 1(13) октября 1861 г., Париж)
В то же время Тургенев вносит и свои собственные правки, а также правки Каткова – редактора “Русского вестника”, в котором должен печататься роман. Работа с исправлениями занимает три с половиной месяца.
Публикация в “Русском вестнике” (март 1862 г.)
Наконец в марте 1862 г. роман “Отцы и дети” выходит в свет в журнале “Русский вестник”:
“…и в марте 1862 года “Отцы и дети” явились в “Русском вестнике”…” (И. С. Тургенев, “По поводу 'Отцов и детей'”)
Отдельное издание романа “Отцы и дети” (сентябрь 1862 г.)
После публикации в журнале “Русский вестник” Тургенев готовит “Отцы и дети” к отдельному изданию. Для этого писатель снова редактирует текст романа, в том числе убирает некоторые неприглядные черты Базарова. В результате образ Базарова становится менее отталкивающим, чем он выглядел в “Русском вестнике”. В сентябре 1862 года отдельное издание “Отцы о детей” выходит в свет. Тургенев посвящает его критику Белинскому. После этого роман больше не редактируется.
Это были основные этапы истории создания романа “Отцы и дети” Тургенева от замысла до публикации, интересные факты из истории написания романа и т.д.
Смотрите: Все материалы по роману “Отцы и дети”
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/05/istorija-sozdanija-roman-otcy-i-deti.html
Герой своего времени или “лишний человек” своей эпохи (по роману И.Тургенева “Отцы и дети”)
Сочинения › Тургенев И.С. › Отцы и дети
Готовые Домашние Задания
Русская литература XIX века оказала огромное влияние на общественную российскую жизнь, являясь практически единственной выразительницей ее социальных бед и чаяний. Квинтэссенцией общественных проблем, носителем новых идей и веяний русской жизни становится главный герой литературных произведений — герой своего времени, он же, как правило, “лишний человек” своей эпохи.
Литература XIX века представила галерею людей такого типа, мятущихся, с большим духовным потенциалом, но слабой жизненной потенцией, рафинированных, рефлектирующих и ничего не делающих. Бурный XIX век, ломающий столетиями установившийся уклад российской жизни, богатый на различные политические веяния, рождал своих “героев”, которые так ими и не становились.
В противовес либерально-демократическому движению появился художественный образ нигилиста Базарова. Тургеневу, чуткому ко всему новому, нарождающемуся в общественной жизни России, виделась фигура бунтарская, исполинская, как бы наполовину выросшая из народа, этакий интеллектуальный Пугачев.
Кто же все-таки он, новый герой 60-х годов?
Убежденный материалист до мозга костей, проповедующий новые немецкие истины отцов русского нигилизма Молемотта и Фогота, отрицающий все и почитающий отрицание за двигатель общественного прогресса, презревший идеализм как шелуху уходящего времени, а вместе с ним размягченные идеализмом и старостью пресловутые “принсипы” отцов, или бунтарь, мятущаяся душа, жаждущая перемен и чувствующая их приближение, сложная противоречивая личность, заплутавшая в себе и обстоятельствах, изначально обреченная на гибель в силу своей незрелости и необозначенности путей дальнейшего развития.
Большой и чуткий художник рисует нам не схему, а живого, полнокровного человека со всеми противоречиями его натуры — характерный продукт своей эпохи. В поведении Базарова есть та двойственность, которая переходит в надрыв к финалу романа.
И способность любить, и “романтизм”, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию в тургеневском “нигилисте” скрывается за преувеличенной резкостью и жестокостью нападок на оппонента. Внутренний конфликт героя особенно ярко прорывается в его чувстве к изнеженной аристократке Анне Сергеевне Одинцовой.
Базаров, так активно проповедующий отсутствие духовной основы любви, любые романтические порывы, становится жертвой своих же “принципов”: “Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.
Жизнь оказалась сложнее того, что узнал о ней “физиолог”. Еще в своей статье “Что такое обломовщина” Н. А. Добролюбов обратил внимание, что все “герои своего времени” в русской литературе XIX века страдают одним и тем же пороком — неспособностью по-настоящему любить женщину.
Как бы они ее ни боготворили, как ни возвышенны были бы их чувства к любимому человеку, но стоит женщине достаточно серьезно отнестись к их чувству, как почитатели высокого демонстрируют полное фиаско. Великая ответственность пугает наших героев. Правда, в отношениях Одинцовой и Базарова это чувство “непонятного испуга” испытывает Анна Сергеевна.
Уроки любви привели к кризису в душе Евгения. Вставшие перед Базаровым вопросы о смысле жизни опровергают его прежний, упрощенный взгляд на человека. Бессмертный вопрос о неповторимой ценности каждой человеческой личности влечет за собой критику самой идеи прогресса.
Бесконечные и непростые мысли возникают в голове Базарова, и эти “проклятые” вопросы делают его человечнее и душевно богаче. В нем просыпается “пресловутый” романтизм.
Воистину поэтично звучат его последние слова: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Так “нигилист” Базаров прощается с бренной жизнью.
Цветы на его могиле призывают нас к “вечному примирению и к жизни бесконечной”, к вере во всесилие святей преданной любви.
Своим романом в ту непростую пору С. Тургенев пытался примирить два враждующих лагеря — либералов и демократов. Ему этого не удалось. “Отцы и дети” еще более углубили пропасть. И только время выявило всю пророческую мудрость и удивительную интуицию автора. Роман, написанный на злобу дня, стал непреходящей ценностью русской литературы.
Сочинения по теме:
- Роль природы в романе “Отцы и дети” И.Тургенева сочинение
- Конфликт поколений в романе И.Тургенева “Отцы и дети” сочинение
- Нигилизм – как способ выхода из общественного кризиса (по р оману И.С. Тургенева “Отцы и дети”) сочинение
- Столкновение старого и нового в романе И.Тургенева “Отцы и дети” сочинение
Источник: https://1soch.ru/turgenev-is/otcy-i-deti/geroy-svoego-vremeni-ili-lishniy-chelovek-svoey
“Отцы и дети”. И. С. Тургенев
Романы Тургенева характеризует особый тип времени и пространства, в рамки которого заключены события произведения. Как правило, это один-два летних месяца, время расцвета природы и чувств человека. Тургенев во всех своих романах следует принципу, избранному еще в пору становления своего как писателя, проводя зримую параллель жизни человека и природы.
В основе сюжета – рассказ об испытаниях героев любовью: способность героев к глубокому чувству г важная черта характеристики персонажа.
Не случайно ключевые в смысловом отношении эпизоды объяснения между героями происходят в разгар лета, на открытом воздухе: в саду (Лиза и Лаврецкий), около пруда (Наталья и Рудин), у открытого в сад окна (Одинцова и Базаров), в роще (Марианна и Нежданов). Символическая роль отводится Тургеневым и времени суток.
Как правило, это вечер или ночь, когда чувства человека особенно обостряются и момент духовного единения или разлада мотивирован более глубоко. В этих сюжетных узлах повествования отчетливо проявляется мысль Тургенева о человеке как части природы и об активной роли ее в формировании духовного начала личности.
Особенности хронотопа определяют и композицию образов, способы их психологической характеристики. Тургенева интересует сам процесс переживания.
Он не наделяет своих героев склонностью анализировать переживания, предоставляя читателю право самому судить о масштабе чувств, которые испытывает герой.
Завершая сцену признания в любви Базарова Одинцовой, Тургенев кратко замечает: “Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна”.
Он задыхался; все тело его видимо трепетало… это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей”. Эмоциональная рефлексия, считал Тургенев, таит в себе большие познавательные и эстетические возможности, чем анализ ее. Поэтому такую важную роль в раскрытии внутреннего мира героев играют описательные элементы: портрет и пейзаж.
Тургенев – мастер портретной характеристики. Он считает необходимым дать читателю представление о внешнем облике даже незначительного (в сюжетном отношении) персонажа.
Необязательным может показаться подробное описание внешности слуги Николая Кирсанова (“бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения…”), которое “открывает” роман “Отцы и дети”.
Но дело в том, что контрастное сопоставление скромного внешнего облика Кирсанова и “вызывающе” эффектной внешности его слуги, человека “новейшего, усовершенствованного поколения”, как пишет Тургенев, уже обозначило главную проблему всего романа, проблему поколений, “отцов” и “детей”, аристократии и демократии.
Представляя читателю своих героев, Тургенев считает обязательным дать характеристику их внешности еще и затем, чтобы подготовить восприятие читателя, настроить его на соответствующий лад. Портрет становится формой выражения авторской позиции. Первое впечатление от героя в романах Тургенева, как правило, не меняется, подтверждаясь его поступками.
Принципы характерологии вырабатываются Тургеневым в процессе работы над первым романом “Рудин” (1849). В образе Пигасова автор запечатлел тип озлобленного помещика-глупца с претензией на острослова.
В самой последовательности знакомства читателя с Пигасовым заключена важная закономерность: Тургенев начинает с характеристики внешнего облика героя, манеры его поведения, затем дает сведения о биографии Пигасова и напоследок сталкивает этого деревенского философа в споре с Рудиным.
Поверхностность подчас метких житейских суждений доморощенного философа обнаруживается с первых же минут его разговора с Рудиным, плавно перешедшего в спор. Предметом осмеяния становится сам тип критического отношения к действительности, в дальнейшем разработанный в образе Евдоксии Кукшиной (“Отцы и дети”).
В 1862 г. писатель публикует свой самый знаменитый роман “Отцы и дети”, вызвавший наибольшее количество весьма противоречивых откликов и критических суждений. Популярность романа у широкой публики не в последнюю очередь объясняется его острой злободневностью. События, в нем изображенные, относятся к лету 1859 г.
Это время, когда в ожидании приближающейся отмены крепостного права, первой “великой реформы” Александра II, особенно накалились страсти в русском интеллигентном обществе и произошло его размежевание на три враждебных друг другу лагеря: дворян‑крепостников, противников замышлявшейся реформы; дворянских либералов, или либералов‑западников, ее принципиальных сторонников; и довольно многочисленной группы, в основном представленной молодыми, демократически настроенными разночинцами, которые так же, как “крепостники”, в целом не симпатизировали готовящейся реформе, но, в отличие от них, критиковали ее не “справа”, а “слева”, считая, что она проводится в интересах не народа, а государства, пекущегося о своих выгодах. Тургенев, как западник‑либерал, принадлежал ко второму лагерю. Его отношение к “крепостнической” партии было последовательно бескомпромиссным: они не имеют права диктовать условия обновляющейся России. Отношение же его к партии разночинцев и их позиции было сложным. С одной стороны, они привлекали его своими широкими демократическими требованиями, и одно время он даже видел в них благородных Дон Кихотов, пришедших на смену вялым дворянским Гамлетам. С другой – писатель отнюдь не считал, что Дон Кихоты должны вообще вытеснить Гамлетов из русской жизни; он мечтал, скорее, о союзе просвещенного и культурного дворянского ума с умелым и “энергическим” действием разночинцев (мысль о том, что нужны и те, и другие есть и в его докладе “Гамлет и Дон Кихот”). Между тем сами разночинцы думали по‑другому. В ответ на либеральный, и в частности тургеневский, идеал консолидации лучших сил общества в борьбе с общим врагом они выдвинули свой идеал – идеал конфронтации, противопоставив себя всему дворянству как таковому, как консервативному, так и либеральному, а заодно и всей дворянской культуре, считая ее чрезмерно утонченным, а потому болезненным и чуждым народу продуктом творчества незнакомых с настоящим трудом людей. Такой точки зрения придерживались признанные вожди разночинской партии Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, с которыми Тургенев, как и многие другие знаменитые дворянские писатели, сотрудничал в некрасовском журнале “Современник”. В 1859 г. в “Современнике” происходит окончательный раскол: под нажимом разночинцев дворянские писатели (среди них такие значительные авторы, как А. А. Фет, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович) покидают журнал; последним в 1860 г. уходит Тургенев.
Все это нашло отражение в романе. Его главный герой – Евгений Базаров – характерный представитель разночинной идеологии рубежа 1850-1860 гг. (резкостью своих суждений, а также рядом внешних примет – высокий рост, бакенбарды – напоминающий Добролюбова).
Его идейными противниками в романе, в соответствии с реальной раскладкой исторических сил, выведены либеральные дворяне – братья Павел и Николай Кирсановы.
Причем если Николай Кирсанов, подобно Тургеневу, пытается наладить контакт и найти общий язык с молодым разночинцем, то его брат Павел, в котором живы аристократические сословные предрассудки, сразу занимает позицию обороны и нападения.
Для Базарова же они, прежде всего, баре и “феодалы”, быт, образ жизни и культура которых, отравленные “праздностью”, подлежат полному и безоговорочному отрицанию. Отсюда название его идеологической позиции – “нигилизм”. По Тургеневу, в антидворянской установке Базарова есть своя, очень существенная правда.
Аристократическая надменность, или барская спесь, – вот основная психологическая черта людей старого иерархического общества, где “высшие” подавляют “низших”, – черта, остро улавливаемая Базаровым с его разночинным, “плебейским” происхождением.
Правоту Базарова, обличающего “барские” привычки дворян, признают и молодая богатая помещица Анна Одинцова, которой увлекается Базаров, и его главный враг Павел Кирсанов, в конце романа разрешающий своему брату Николаю жениться на “неровне” – мещанке Фенечке. Однако другие стороны базаровского “нигилизма” Тургенев решительно не принимает.
Его не устраивает ни социальный радикализм Базарова, в котором он видит угрозу европейским нормам цивилизованного существования, ни его – и это, пожалуй, главное, за что автор упрекает своего героя, – агрессивно‑разоблачительное отношение к духовным и эстетическим ценностям, выработанным культурой не одного “праздного” дворянского сословия, но и всего человечества.
По своим взглядам Базаров, медик по профессии, – убежденный “позитивист”, сторонник эмпирической науки, с точки зрения которой все, что не проверено опытом и не имеет опоры в материальных, физических процессах, включая сюда религию, традиционную философию и искусство, признается “пустыми” формами человеческого сознания, не нужными для практической жизни.
Для Базарова все, что имеет хотя бы отдаленное отношение к “духовному” и “возвышенному”, определяется бранным в его устах словом “романтизм”.
“Романтизмом” объявляются вся поэзия (если Чернышевский и Добролюбов недолюбливали Пушкина, то тургеневский герой испытывает к этому имени чувство, близкое к ненависти), музыка, живопись (“Рафаэль гроша медного не стоит”), преклонение перед природой и восхищение ее красотой и, наконец, любовь, если она понимается как “высокое” чувство, не сводимое к физиологическим переживаниям. Конечно, Базаров не просто разночинец и не просто “позитивист”.
За этими социальными и идеологическими масками скрывается не кто иной, как былой тургеневский кумир – новый “необыкновенный” человек, возвышающийся над обычными людьми с их рабской привязанностью к условным моральным нормам, образ, который то возвеличивался писателем в виде цельной личности Андрея Колосова и его подобий от Павлуши из “Бежина луга” до Инсарова, то развенчивался как мрачный, холодный и внутренне разорванный байронический герой, окутанный демонической дымкой. Поскольку в образе Базарова и тот, и другой психологический тип оказываются слиты воедино, постольку за героем, несущим какую‑то новую правду, нужную людям, порабощенным традиционным укладом жизни и бессильным преобразить или отринуть его, все время проглядывает зловещая фигура демонического отрицателя, ищущего разрушения ради разрушения и отвергающего все духовное, потому что оно предполагает покорность Высшему Началу, как бы оно ни называлось – Богом, Судьбой или Мировой Волей.
Таким образом устанавливается принципиальная общность двух типов, прежде представлявшихся Тургеневу противоположными: то, что Андрей Колосов как цельная личность противостоит байроническому герою как личности “разорванной”, не отменяет того, что в них обоих присутствует сильное эгоцентрическое начало – фиксация на своем “я” как на основополагающей ценности.
Именно эту черту в личности Базарова отмечает в романе его друг Аркадий, сын Николая Кирсанова, называя ее – в момент, когда уже начинает охладевать к так увлекавшим его прежде идеям “нигилизма”, – “бездной базаровского самолюбия”.
За охлаждением Аркадия к своему другу стоит охлаждение самого Тургенева к подобного типа личности – личности новейшего образца, не боящейся бросить вызов Судьбе, от века предопределившей ход человеческого, в том числе исторического, существования.
Все попытки Базарова, называющего себя “гигантом”, встать, опираясь исключительно на силу своего “я”, над маленькими радостями и горестями обыкновенных людей заканчиваются крахом. Сила Судьбы и сила Традиции оказываются сильнее бунтаря-одиночки.
Если героям с “восточными” душами и героям, сознательно выбравшим аскетический долг, удается ценой отказа от своего “я” спасти себя, то Базаров гибнет. Его смерть от случайного заражения, так же как и смерть Инсарова от чахотки, есть реалистически-бытовое проявление мистического возмездия Мировой Воли, причем орудием возмездия, как и в повестях, становится любовь.
Отрицание Базаровым любви как стихии, порабощающей человека, внешне напоминает отвержение ее людьми долга. Как и для них, для него человек, “поставивший всю свою жизнь на карту женской любви”, как отзывается он о Павле Кирсанове, долгие годы после смерти своей “роковой” возлюбленной Нелли Р. продолжающем мечтать о ней и поэтизировать ее образ, – проявляет постыдную слабость.
Но если те боролись с любовью, отрекаясь от себя и принося жертву, то Базаров борется с ней, ничем не жертвуя, а, наоборот, все больше замыкаясь в своем эгоцентризме. Поэтому он не только не спасается от любви, но сам становится ее жертвой. Он попадает в ловушку любви, разрушающей все его “нигилистические” теории.
Презиравший дворянский аристократизм и “барство”, женскую красоту и “романтическую” поэтизацию любовного чувства, он неожиданно для самого себя, одновременно возвышенно и страстно, влюбляется в Одинцову – богачку, аристократку и к тому же обворожительно красивую женщину.
Отказ Одинцовой ответить на его чувства болезненно ударяет по базаровской гордости, и в какие-то моменты он, к своему ужасу, видит себя ничтожной частицей огромного мироздания, законов которого ему – такому же смертному созданию, как и все остальные люди, – все равно не удастся преодолеть. “…Попробуй отрицать смерть.
Она тебя отрицает, и баста!” – восклицает Базаров, ясно понимая, что болезнь его прогрессирует и конец неотвратим. Признание, пусть и подневольное, своей ограниченности пробивает брешь в базаровском эгоцентризме, и перед смертью он несколько смягчается. Нежность, граничащая со смирением, слышится в его последних (и, что немаловажно, по стилю близких “красивой” дворянской речи) словах, обращенных им к Одинцовой, приехавшей проститься с умирающим: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. То, что должен был, но до конца так и не смог понять Базаров, договаривает за него автор в проникновенном лирическом пассаже, завершающем роман и дающем ключ к пониманию финальной сцены, изображающей престарелых родителей Базарова, плачущих на могиле сына.
В этом эпизоде поставлены в связь слезное обращение базаровских родителей к Богу как Высшей Силе, управляющей всем существующим, и навеваемая прекрасной в своей умиротворенности природой, осеняющей могилу Базарова, мысль о “вечном примирении и о жизни бесконечной”.
Высший покой нисходит на тех, кто отказался от бунта и сопротивления, как в социальном, так и в более высоком – метафизическом смысле, – такова главная идея финала, в которой шопенгауэровская философия отречения поворачивается, в отличие от финалов предыдущих романов, не столько своей пессимистической, сколько просветляюще-примиряющей стороной.
Здесь очевидно влияние гармонического, уравновешивающего крайности пушкинского взгляда на вещи. От Пушкина идет и пронизывающая весь роман атмосфера приятия и благословения вечного круговорота жизни, где победителем оказывается не тот, кто вырывается из него, а тот, кто легко и радостно подчиняется ему и живет в одном с ним ритме.
Из этого “пушкинского” круговорота в “Отцах и детях” явно выпадают, помимо Базарова, такие психологически родственные ему герои, как Павел Кирсанов и Одинцова.
Все они по-своему горды, самолюбивы и в силу этого не мягки и не открыты миру, что проявляется, в частности, в их общей нечувствительности к красоте природы и искусства.
Противостоят же им мягкие, кроткие, не мудрствующие лукаво герои, не любящие и не умеющие конфликтовать с жизнью как таковой и, как правило, одаренные эстетическим чувством и живо реагирующие на красоту окружающего мира.
В противоположность первым, героям‑одиночкам, последние объединены писателем в семейные пары – это родители Базарова, Николай Кирсанов и Фенечка, Аркадий и Катя, младшая сестра Одинцовой.
Три счастливые семейные пары, относящиеся, соответственно, к старшему, среднему и младшему поколению, символически выражают идею мирного течения жизни, всегда прокладывающей себе дорогу в обход крайних, взрывных и разрушительных по результатам решений, которые скорее мешают, чем помогают движению вперед. Так, с опорой на Пушкина, в “Отцах и детях” утверждается тургеневский либеральный идеал срединного пути и, одновременно, находит разрешение болезненный конфликт между Историей и Вечностью, гуманистическим радикализмом и Традицией, свойственный прежним романам.
Источник: https://goldsoch.info/otcy-i-deti-i-s-turgenev/
Статья: Герой времени в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С.<\p>
В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев описывает русское общество 1859-60-х годов. В это время в России особенно обострились противоречия между революционными демократами, которых представляли разночинцы, и либеральными дворянами. Тургенев описывает также новое общественное движение — нигилизм.
<\p>
Нигилисты — это люди, отрицающие авторитеты и идеалы, не принимающие на веру ничего, что не подтверждено реальными фактами. Они противостоят либералам. Их цель — место расчистить, сломать существующие порядки, чтобы потом построить на ровном месте новые. Но, отрицая и ломая старое, нигилисты не предлагают ничего взамен. Их задача -сломать, а уж созидать будут другие.
<\p>
Главный герой романа, Евгений Базаров, является представителем этого течения. Он сын полкового лекаря, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся естественными науками и медициной, в которую, впрочем, он и сам не верит. Автор показывает Базарова в оторванности от единомышленников.
Его мнимые ученики -Аркадий и Ситников — не являются самостоятельными носителями идей нигилизма: первый лишь увлекся модным движением, не разделяя полностью его идей, а второй и вовсе клоун, копирующий все, перед чем преклоняется. Идеи Базарова раскрываются в противоречиях с дворянской средой, в которую автор помещает своего героя.
<\p>
Уже при описании внешности героя заметна его отчужденность от дворян. Евгений одет в “балахон”, “одежонку”, немыслимую для аристократа, он не носит перчаток, а его рука — красная рука труженика, а не холеная ручка дворянина. Базаров действительно любит труд.
На протяжении всего романа он постоянно занят, занимается медициной, ставит опыты…<\p>
Базаров отличается от дворян не только одеждой, но и своими манерами. Он очень небрежен в отношениях с окружающими. Например, молодой человек может позволить себе разговаривать, потягиваясь, с дворянином, отцом своего друга, с человеком, которого едва знает.
И эта невежливость проявляется во всем, доходя порой до грубости.<\p>
Базаров уверен в себе. По его словам, он сам себя воспитал и очень этим гордится. Он ставит себя выше других. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю мнение о самом себе”. Он не признает никаких принципов и не уважает убеждения других людей.
Ему абсолютно безразлично отношение к нему окружающих. “Настоящий человек об этом не должен заботиться”, — говорит он.<\p>
Отношение Базарова к общественным вопросам проявляется в его спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, отставным полковником, живущим в деревне, убежденным аристократом и либералом.
<\p>
Базаров считает, что любой институт в России заслуживает самого “полного и беспощадного отрицания”, что дворянство — отживший класс, неспособный к действию. За дворянами нет будущего, они не способны вести Россию вперед.<\p>
Евгений- убежденный материалист, и главный критерий для него при оценке чего бы то ни было — полезность.
Все, что не приносит ощутимой, материальной пользы, он считает “романтизмом, чепухой, гнилью, художеством”. Поэтому он отрицает религию, семью, брак, родственные отношения. Ему ничего не стоит уехать от родителей через три дня после трехлетней разлуки, несмотря на то что, как он говорит, он их любит.
Герой отрицает любовь, объясняя отношения между мужчиной и женщиной лишь физиологией, отрицает культуру.<\p>
У Базарова особое отношение к народу. С одной стороны, он работает и живет ради народа, ради общественной пользы, а с другой — он признается Аркадию, что возненавидел бы того мужика, ради блага которого ему бы пришлось “из кожи вон лезть”.
И сам же лечит этого мужика.<\p>
Отношение народа к герою тоже двойственно. С одной стороны, когда Базаров предстает в роли гостя в доме Кирсановых, слуги принимают его за “своего брата, не барина”, несмотря на то, что он “не потакал им и обходился с ними небрежно”.
С другой стороны, когда Евгений у себя дома и предстает в роли барина, его попытки бесед с мужиками приводят к тому, что последние принимают его за “шута горохового”.<\p>
В романе Базаров и его идеи проходят испытание любовью.
Влюбившись в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдовую помещицу, умную и красивую, герой, всегда отрицавший любовь и считавший романтизм белибердой, сам стал с бешенством замечать в себе романтика. Он дошел до того, что признался в своем чувстве, но потерпел неудачу. Базаров пытался убить в себе любовь, но его нигилизм не имел больше силы над его душой, над его чувствами.
После этого молодой человек утратил прежнюю уверенность в себе, стал пессимистом, его начали посещать мысли о смысле бытия, о его ничтожестве по сравнению со всем миром… Базаров теряет прежний интерес к жизни. На него нападает хандра. Сама его смерть кажется нелепой. Да он и сам не ожидал ее так рано.
Перед смертью в герое проявляются все его лучшие качества: мужество, сила воли, нежность к родителям, поэтическая любовь к Одинцовой… В нем остается все меньше того, что так отталкивало от него. Он начинает говорить красиво: “Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет…” Его мечты об общественной деятельности не оправдались. “ Я нужен России… Нет, видно, не нужен…”, — говорит он.<\p>
В конце романа Базаров умирает, потому что нигилизм — зарождающееся движение. И неизвестно, как проявят себя молодые отрицатели в будущем. Поэтому герой показан только в настоящем.<\p>
В Базарове автор обобщил многие типические черты разночинцев-демократов 60-х годов, но писатель преувеличил некоторые отрицательные черты своего героя, потому что сам не разделял идей нигилистов. В конце концов, сам Тургенев уже не знал, любит он или ненавидит своего героя.
Источник: https://ronl.org/stati/literatura-i-russkiy-yazyk/797358/