помогите написать, “Анализ произведения, Человек на часах. помагите!
помогите написать, “Анализ произведения, Человек на часах. помагите!
- марина
- а примеры
- а по меньше написать нельзя?
- Н. А. Лесков. “Человек на часах. “
Рассказ Лескова Человек на часах был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом .
В своем рассказе Лесков затрагивает много важных проблем. Все они заставляют о многом задуматься. Что же произошло?Ночью часовой Постников стоял на своем посту. И вдруг он услышал, что человек попал в полынью и тонет. Перед часовым встает проблема. Он думает, спасти ли ему утопающего или же остаться на посту.
Ведь Постников солдат. Это значит, что ему нельзя нарушать присягу. Он клялся императору в своей верности, клялся перед российским флагом на Библии.
Лесков заставляет задуматься, что же важнее: жизнь человека или верность присяге.
Обратите вниманиеПостников знал, что если о его нарушении узнают, то ему грозит много бед. Этого героя могли сослать на каторгу и даже расстрелять. Все же Постников принял решение спасти утопающего.
Правильно ли он поступил? Жизнь людей важнее формальности? Военное начальство должно ценить тех солдат, кто жертвует собой ради спасения других людей.
Этот поступок Постникова показывает, что герой умеет принимать решения, умеет действовать решительно, по ситуации.
Однако, военное руководство не оценило героического поступка часового. Оно не только посадило Постникова в карцер, но и назначило ему наказание за нарушение устава. Герою всыпали двести ударов розгами.
Сам подполковник Свиньин (очень говорящая фамилия! ) пришел убедиться, что нервный Постников был сделан как следует . После порки герой лежал в лазарете. Но самое удивительное, что он был благодарен судьбе и начальству, что легко отделался.
Каким же нужно было быть запуганным человеком, чтобы подумать такое!
В забитости солдат во многом виновато их начальство. И Лесков ясно нам это показывает. Узнав о подвиге Постникова, все военное начальство всполошилось. Но по какой же причине? Чтобы не дошло до государя императора, что один солдат нарушил присягу.
Подполковник Свиньин волнуется, что это отразится на его карьере. Генералу Кокошкину просто все равно, потому что это происшествие его не касается. Генерал улаживает дельце . Лжеспаситель получит медаль за спасение утопающего, а спаситель двести розог.
Лесков показывает, что армейское начальство это мертвые люди. Вся их жизнь подчинена присяге. Для них она дороже живых людей. Редкое исключение составляют такие офицеры, как Миллер. Но их не любят и ругают за гуманизм . Не только армейская жизнь пронизана несправедливостью, черствостью и злом.
ВажноЖизнь в мире подчинена тем же законам. В конце рассказа писатель показывает нам это. Священник, до которого дошла история с Постниковым, подробно расспросил обо всем у Свиньина. Но и он не осудил никого из служак, не пожалел Постникова. Этот владыка отделался мудреными фразами.
Он просто утолил свое любопытство, послушав о мирских делах .
Рассказ Лескова Человек на часах заставляет о многом задуматься. Человеческая жизнь важнее присяги, дороже слов, пусть даже произнесенных и самому царю. Анализ рассказа – в мир.
Источник: https://4u-pro.ru/obrazovanie/estestvennie-nauki/lingvistika/pomogite-napisat-analiz-proizvedeniya-chelovek-na-chasah-pomagite
Анализ рассказа Н. Лескова «Человек на часах» (сочинение) – На 5 баллов
В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Человек на часах» лежит нравственная проблема. Это проблема человеческого долга.
Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, оказывается перед сложнейшим выбором. Стоя на часах у будки, он видит тонущего в ледяной воде Невы человека. Кругом ночь.
Долг человечности и людской совести зовут солдата спасти тонущего. «Непослушное сердце» – так ощущает его Постников.
Но покидать пост часовому ни в коем случае нельзя. Его ждут суровое наказание, трибунал, каторга, вплоть до расстрела. Во времена царя Николая I России в войсках были приняты такие правила. Долг службы и страх держат солдата на месте. В итоге солдат не выдерживает, вытаскивает тонущего из воды, и, разумеется, попадается начальству.
Композиция рассказа Н. Лескова «Человек на часах» построена хронологически. Сначала это ощущения самого Постникова, стоящего перед выбором. Затем описываются дальнейшие действия его начальства.
Автор иронично пишет, как воспринимают известие о спасении человека: «Беда! Страшное несчастие постигло!».
И начинается возня карьеристов, для которых главное – не наградить спасителя, а скрыть сам случай того, что солдат покинул пост.
Художественными приемами Лескова преимущественно являются ирония, иногда сарказм.
Идея рассказа Н. Лескова «Человек на часах» – нелепость и бесчеловечность системы, которая построена на страхе и «показухе». В такой системе живое, человеческое отступают на задний план, а главное – формальности, «вид».
Бессовестным образом полицмейстер и подполковник, Кокошкин и Свиньин «заметают следы» подвига часового. Медаль о спасении присваивается другому человеку. Это офицер, который «засек» Постникова «на месте преступления». Они обманывают даже самого спасенного, который хочет помолиться за спасителя в храме.
Тема рассказа Н. Лескова «человек на часах» – тема совести, тема человечности, тема свободы, тема бездушного формализма.
Центральные образы рассказа «Человек на часах»: это образ самого Постникова, человека, верного как долгу, так и человечности.
Он по-христиански смирен и терпелив, видимо, даже его фамилия выбрана автором не случайно. Постников способен жертвовать собой ради другого.
Это простой и забитый человек, он искренне считает, что «Богу и государю виноват», отойдя от никому не нужной караульной будки и спасши человеческую жизнь.
Также интересен образ Свиньина. Это тип человека, погрязшего в формализме. Его фамилия тоже из разряда «говорящих». Больше всего Свиньина интересуют карьера и мнение о нем начальства.
Он сначала сажает Постникова в карцер, а потом приказывает наказать палками: мол, и так легко отделался. Спасение человека он презрительно называет «гуманерией».
Свой абсурдный приказ подполковник покрывает пустословием: «нечего разводить либеральные идеи!».
Вынужден повиноваться ему и капитан Миллер. Этот умный человек, один из окружающих его военных туполобов, уважает подвиг Постникова, может быть, больше, чем сам солдат. Но формальный долг опять-таки велит ему слушаться старших по званию, и он наказывает Постникова. Уважение к формализму власти в конце рассказа проявляет и епископ, духовное лицо.
Схожие материалы:<\p>
Источник: https://na5bal.narod.ru/load/literatura/analiz_rasskaza_n_leskova_chelovek_na_chasakh/16-1-0-9279
Проект урока литературы в 6 классе по теме “Проблема нравственности в рассказе Н.С.Лескова “Человек на часах”” | Открытый класс
Урок литературы в 6-м классе
Тема: «Проблемы нравственности в рассказе Н.С.Лескова «Человек на часах»
«Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»
Н.С.Лесков
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом «Человек на часах», его проблематикой; способствовать формированию представления о Н.С.Лескове как о талантливом русском писателе, значении его творчества.
Тип урока: урок-исследование.
Вид урока: традиционный.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Н.С.
Лескова как талантливого русского писателя; познакомиться с рассказом «Человек на часах», рассмотреть его проблематику, идейное содержание; уметь различать образ рассказчика и автора в произведении, создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ произведения;
ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к произведениям Н.С.Лескова; Приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; уметь давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции; владеть навыками вдумчивого чтения;
коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа, устные характеристики героев), индивидуальная( рассказ, сжатый пересказ, сообщение, презентации), групповая (чтение по ролям).
Оборудование: портрет Н.С.Лескова, книжная выставка «Чтоб в человеке человеческое торжествовало», выставка рисунков детей к рассказу «Человек на часах»; эпиграф урока записан на доске: «Чтоб в человеке человеческое торжествовало».
Основные понятия и термины: честь, сострадание, искушение, гуманизм, гуманность, ирония.
Цели урока:
- привлечение внимания воспитанников к проблеме нравственного выбора “ в борьбе между служебным долгом и состраданием”.
Задачи урока:
- показать, что мотивы поведения героев обусловлены не только личностными особенностями, но и реалиями жизни, историческим укладом, “духом времени”;
- продолжить работу по формированию умения анализировать эпический текст;
- создать условия для развития у учащихся умений определять авторскую позицию, давать оценку героям, формировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её;
- воспитывать уважение к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки и стремление жизнь посвятить добру.
Ход урока
I. Организационный момент. Погружение в тему урока.
1.Вступительное слово учителя.
– Ребята, на предыдущих уроках мы изучали сказ Н.С.Лескова “Левша” и говорили о талантливых русских мастерах. У Лескова есть много других интересных произведений – выставка книг перед вами.
А сегодня мы проведём необычный урок. Это будет небольшое расследование одного происшествия, которое очень детально описал в своём рассказе Н.С.Лесков «Человек на часах».
Армия – основа государства, и поэтому проблему человека в армии поднимали многие писатели и поэты: Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов и другие. На примере рассказа Н. С.
Лескова мы поговорим о людях, которые служили в армии, узнаем, какова роль и судьба простого человека, в каком состоянии находилась армия в годы правления Николая 1; постараемся выяснить, какую роль сыграло происшествие в раскрытии характера героя, а также попробуем разобраться в понятиях «добро» и «зло» и ответим на вопрос «Всегда ли человек получает награду за добро и должны ли мы только лишь за вознаграждение делать добрые дела?»
2.Работа с эпиграфом
– Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
– Для чего нужен эпиграф? (в нём заключена главная мысль)
– Как вы понимаете слова Лескова? (сострадание к ближнему, доброта)
В.И.Даль в своём словаре так определяет понятие “человек”: высшее из земных созданий, озарённое разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем.
– Посмотрим, выдержит ли проверку на человечность герой рассказа “Человек на часах”.
– Откройте тетради, запишите число, тему, эпиграф.
– На столах у вас толковые словарики к рассказу, которые помогут нам в работе, в них же домашнее задание к следующему уроку.
2. Беседа по вопросам.
– Как автор называет историю, о которой собирается рассказать?
(Анекдот)
– Каково значение слова “анекдот”?
(Анекдот-происшествие, событие необычного характера). Лесков пишет:
“исторический анекдот, недурно характеризующий нравы, направление эпохи тридцатых годов девятнадцатого столетия”.
– Лесков указывает почти точную дату начала событий: начало 1839 года, то есть время правления Николая I. Имя этого российского императора мы уже встречали в сказе «Левша».
– Об особенностях характера императора красноречиво говорит прозвище: Николай Палкин. При его правлении в стране, а особенно в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, современной, общечеловеческой точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.
Но, оказывается, за оставление поста его могло ждать самое суровое наказание.
– Какое? (“гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа а,может быть, даже и расстрел”).
Чтобы понять, почему Постников так долго не решался броситься на помощь, давайте посмотрим презентации по теме: «Воинский устав 19 века» (Приложение 1.) и «Измайловский полк» (Приложение №2)
– Что такое щпицрутены, мы узнаем подробнее из сообщения и презентации
(Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”) – длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701году. Предварительно шпицрутены вымачивались в солёной воде.
Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста восьмисот солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.
Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов). В России шпицрутены отменены 17 апреля 1863 года.
3. Об этом жестоком наказании солдат напишет в 1903 году и Лев Николаевич Толстой в рассказе “После бала”. Мы его будем читать в 8-м классе. А сейчас пока рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу.
– А вот замечательные рисунки к рассказу “Человек на часах”, которые вы выполнили Что на них изображено? (1-солдат Постников на посту, 2-офицер инвалидной команды подхватил спасённого и повёз его к приставу (участковому)
4. Восстановим сюжет рассказа “Человек на часах”, опираясь на схему
Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера) –глава 2
Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (стр.156)
Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: спасать – не спасать)
– 4 глава.
Кульминация (всё-таки спасает) – 5 глава
Развитие действия (гуманный капитан Миллер-карьерист подполковник Свиньин-хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14.
Развязка (солдат получает 200 розг, а обманщик-офицер – медаль. Все довольны.) – 15-18.
5. Теперь давайте пристальнее посмотрим на главного героя.
– Случайно ли автор даёт ему фамилию “Постников”?
В словаре В.И.Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.
– Какие значения отражает фамилия героя ?(И воинскую должность, и воздержание).
– Что за человек солдат Постников? Найдите и прочитайте в главе 4 абзацы 1,2(: “…из дворовых господских людей…человек нервный и очень чувствительный…солдат умный, исправный, с рассудком ясным…”).
– Но более подробно рассказано в этой главе о том, что испытал солдат
Постников, стоящий в этот момент на посту.
– Что он испытал, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”? (приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.)
– Видим, что Постников мечется, что он начал борьбу с самим собой, которая длится полчаса, что за это время “человек истерзался сердцем”.
– Прошу прочитать об этом с доски так, чтобы присутствующие почувствовали, что это мука, страдание.
Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает… …так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей… …страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи… | …помнит и службу, и присягу… …ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки… …отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд. |
Физминутка.
Ребята! Вы, наверное, немножко подустали. Давайте проведём физминутку.
– Сформулируйте проблему, вставшую перед Постниковым. (Как поступить: спасти
человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.
– Как вы, ребята, понимаете выражение “ нравственный выбор”? (Когда мы выбираем, как поступить, прислушиваясь к своей совести).
– Вспомните, кому из героев других изученных нами произведений приходилось тоже делать нравственный выбор? (Маша Троекурова из романа А.С.Пушкина “Дубровский”, Сильвио из повести “Выстрел”).
– Итак, “Человек не выдержал и покинул свой пост”.
– Можно ли сказать, что он совершил подвиг? (Да).
– Тогда почему героя наказали, а обманщика – офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?
(боялись за своё благополучие, за свою карьеру)
Вывод: в государстве, построенном на насилии и страхе, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло.
– Фразеологизм “выйти сухим из воды” неоднократно используется автором в этом рассказе. Что он означает? (благополучно выйти из неприятной ситуации).
– Кто же не сумел сухим выйти из воды и понёс наказание? (Солдат Постников, получил 200 розг).
Все довольны. И Постников остался доволен.
– Чем? Почему? Найдите в главе 15 ответ на этот вопрос (стр.170)
– Как награждает Свиньин Постникова? (фунтом сахару(410 граммов) и четвертью фунта чаю (103 грамма)
– Как принимает эту награду солдат? (он был доволен “ за отеческую милость”).
– Чем больше всего доволен Постников? (что не получил худшего наказания, что совесть его чиста).
– А автор доволен? Каково отношение автора к происходящему? Найдите в главе 18 (стр.173).
Вывод:
“Я думаю, о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа.”
6. Подведем итоги.
– Продолжите предложения.
Автор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)
Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных солдат живо ещё человеческое)
7. Первоначально Н.С.Лесков назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”.
– Почему автор изменил название? Почему, например не назвал “Солдат на часах”? (Главное слово в этом названии -“человек”, не солдат, не караульный, а человек. Даже стоя на часах, солдат Постников оставался человеком.) Автору важно, чтоб “в человеке человеческое восторжествовало”.
Народом сложено много пословиц и поговорок о чести и достоинстве. Презентация «Пословицы и поговорки о чести и достоинстве. Приложение 3.
8.Рефлексия: Как вы думаете, прав ли Постников или нет? Кто считает – да, прикрепите на караульную будку (рисунок караульной будки прикреплён к доске) зелёный кружок, кто нет – синий кружок.
9. В заключении урока обратимся к мудрым словам писателя “…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя” (Н.С.Лесков).
– Скажите, помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? ( Да, потому что он нам напоминает, чтобы мы оставались прежде всего людьми НЕ важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми).
10. Домашнее задание: напишите ответ на вопрос: Н.С.Лесков заставляет нас задуматься над вопросом, что важнее: долг или совесть…. Я бы в похожей ситуации поступил так:….
11. Оценки за урок:
За словарик
За пересказ
За иллюстрации к рассказу
За презентации
За знание текста
За участие в анализе и обсуждении рассказа
Источник: https://www.openclass.ru/node/501826
Презентация на тему “Н.С, Лесков «Человек на часах»”
- Слайд 1 Учитель : Светлана Тимофеевна Лапшина.
- Слайд 2 «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»Н.С Лесков
- Слайд 3
- Рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1887 году (№ 4) под названием «Спасение погибавшего».
- В основе сюжета лежит реальный факт: об этом сообщает автор в первой главе, об этом же свидетельствуют мемуары тех лет.
- В рассказе действуют реальные исторические личности: Н.И. Миллер (генерал-лейтенант, директор Александровского лицея), С.А. Кокошкин (в 30-е годы петербургский обер-полицмейстер), подполковник Н.П. Свиньин.
- В сборнике «Повести и рассказы», изданном С.Н. Шубинским в 1887 году, рассказ «Человек на часах» по просьбе автора был напечатан вместе с другими рассказами «о праведниках».
- Слайд 4
(1831 – 1895)
«Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России».
(Автор)
- Слайд 5
- Действие происходит в Петербурге зимой 1839 года.
- Рядовой Постников, нёсший службу на посту у Невы перед Зимним дворцом, слышит крики утопающего о помощи. Но он в карауле!
- После долгих колебаний солдат решается оставить пост и спасти человека.
- Проезжавший мимо офицер инвалидной команды забрал пострадавшего и объявил себя его спасителем, чтобы получить награду.
- Постникова же приговорили к наказанию розгами за нарушение караульного устава.
- Слайд 6
- Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом? Каково значение слова анекдот”?
- Почему «анекдот» возник во время правления императора Николая I?
- Слайд 7
- При Николае I (Палкине) в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, обывательской, точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.
- Но, оказывается, и тогда и теперь за невыполнение приказа, устава караульной службы, за оставление поста его ждало самое суровое наказание.
- Какое?
- Слайд 8
- Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий.
- В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году. Предварительно пруты – шпицрутены вымачивались в солёной воде.
- Слайд 9
Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста – восьмисот солдат, которые прутьями били по спине приговорённого.
- Слайд 10
- В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.
- Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов).
- В Российской армии шпицрутены были отменены 17 апреля 1863 года
- Слайд 12
- Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341)
- Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (С.343)
- Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: что делать: спасать – не спасать?) – 4 глава
- Кульминация (решение спасти) – 5 глава (С.344)
- Развитие действия (гуманный капитан Миллер, карьерист подполковник Свиньин, хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14. (С.345-355)
- Развязка (солдат получает 200 розог, а обманщик-офицер – медаль) – 15-18.
- Слайд 13
- Случайно ли автор даёт ему фамилию Постников”?
В словаре В.И. Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.
- Какие значения отражает фамилия героя?
(И воинскую должность, и воздержание).
- Что за человек солдат Постников? Что говорит о нём автор-повествователь?
Найдите и прочитайте в главе 4.
- Слайд 14
- Что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”?
(приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.)
- Слайд 15
Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает…
- …так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…
- …страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…
- …помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…
- …отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.
- Слайд 16
Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым:
– спасти человека и нарушить воинскую присягу?
– или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек.Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.
- Слайд 17
- За что ругает Миллера Свиньин и какие чувства при этом испытывает?
- Почему Свиньин сам навещает в госпитале Постникова после наказания и почему дарит своему провинившемуся подчинённому подарки?
- Слайд 18
- Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг?
- Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили?
- Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?
- Слайд 19
- Постников понёс наказание, но остался доволен. Почему?
- Чем награждает Свиньин солдата?
- Как принимает эту награду солдат?
- Слайд 20
…наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе…
Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас –подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг.
… Воину перетерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть, гораздо полезнее, чем превозноситься знаком…
- Слайд 21
мы помним рассуждения о том, как сложно следовать тем прекрасным и вечным заповедям любви к ближнему, милосердия и добра, о которых мы читаем в Священном Писании, рискуя своей жизнью, благополучием и карьерой.
- Слайд 22
В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»?<\p>
Ведь Лесков называет героя не «караульным», не «солдатом», а именно «человеком» Механическое начало, точность, исполнительность часового механизма и та лёгкость, с которой действует механизм, для обычного человека оказываются во сто крат тяжелее.
- Слайд 23
- «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…
Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа»”
- Слайд 24
Продолжите предложения:
(бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)
(среди замуштрованных солдат живо ещё что-то человеческое)
- Слайд 25
Не важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.
- Слайд 26
«…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя» (Н.С. Лесков)
Помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра?
- Слайд 27
Спасибо за работу
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/literatura/n-s-leskov-chelovek-na-chasah
Человек на часах (сочинение)
На уроках литературы мы проходили рассказ Николая Лескова «Человек на часах». Я не могу сказать, что произведение мне очень понравилось – ведь в нем автор показывает плохие вещи.
Большинство героев – мелкие, трусливые, лицемерные люди. Но рассказ заставил меня о многом задуматься. В том числе, и о своем поведении, и о поведении своих знакомых, друзей и родных.
Главный герой произведения Лескова – часовой Постников. Он несет службу в дворцовом карауле. Его обязанность – стоять на часах, и ни при каких обстоятельствах не покидать свою будку. В этом он клялся самому царю! А за нарушение клятвы в те времена могли и в Сибирь отправить на каторгу, и даже расстрелять.
И вот солдат Постников оказывается перед очень трудным выбором. На его глазах в полынье тонет человек, и спасти его можно, но для этого придется покинуть будку… И нарушить клятву.
Что делать в такой ситуации? Как быть? Спасти другого и рисковать своей жизнью? Или позволить человеку утонуть, но уберечь себя от неприятностей? Караульный все-таки выбирает первое.
Он бросается на помощь утопающему и благополучно вытаскивает его на сушу. Но что же происходит дальше?
О поступке Постникова узнает его командир – подполковник Свиньин. И этот случай начальство называет «бедой» и «караулом». Причем, не то, что чуть не утонул человек, а то, что часовой покинул будку… Все очень боятся, что о нарушении узнает царь и другие главные начальники.
Пытаются скрыть случай, и назначают Постникову двести ударов розгами, а потом тихонько запихивают его в лазарет. Вот такую награду получает главный герой за свою смелость и человечность! Да еще и рад, что отделался так легко.
А медаль за спасение получает совсем другой персонаж, присвоивший себе заслугу.
Я считаю Постникова хоть и отзывчивым человеком, но все-таки глупым и ограниченным. Он, конечно, поступил правильно, но так и не понял, в какой ужасной системе он живет. Часовой радуется розгам… Это же каким запуганным нужно быть?
А вся система царской армии насквозь пропитана ложью, фальшью и лицемерием. Тупые офицеры не видят дальше своего носа и не ценят ничего выше, чем приказ. Это не люди, а марионетки, не способные на обычные человеческие чувства и переживания. Материал с сайта //iEssay.
ru<\p>
Автор высмеивает эту систему, а я не вижу в этом ничего смешного. И считаю, что в наше время тоже есть такие люди, как Свиньин и его сослуживцы. Для них самое главное – работа, долг, обязанности. А все остальное – не важно.
Конечно, у каждого есть какие-то обязанности, и их нужно выполнять, потому что иначе начнется бардак. Но если речь идет о человеческой жизни, то правила можно и нарушить. Это мое мнение, и я надеюсь, что все люди когда-нибудь это поймут.
Наверное, для того Лесков и писал свое произведение «Человек на часах»!
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/l/leskov/sochineniya/chelovek-na-chasah/chelovek-na-chasah-sochinenie
Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах»
Работа с текстом
Работа со 2 главой:
Что мы узнаём об условиях караульной службы Постникова?
Работа с 4 главой:
Как оценивает Лесков эпоху царствования Николая 1?<\p>
В чём заключалось для Миллера «страшное несчастье»?
Какая черта характера Постникова заставила его покинуть пост и спасти тонущего?
Может ли такими качествами обладать военный? (По мнению автора и по мнению других героев рассказа)
Как называет Свиньин таких людей?
Знакомство с понятием «гуманизм». Подберите синоним.
На чьей стороне автор?
Тогда определите позицию автора по отношению к выбору героя.
А как вы считаете, прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас утопающего? Почему?
Анализ образов других героев:
Чем озабочены Миллер, Свиньин и Кокошкин? Что их объединяет?
Какой выход был найден?
Зачем Кокошкин пошёл на хитрость, ложь, передёргивание фактов?
Что означает данный фразеологизм?
Кто на самом деле вышел сухим из воды (в прямом и переносном смысле этого фразеологизма)?
А кто понёс наказание?
Почему Свиньин беспокоится, чтобы Постников прошёл через строй молодых солдат?
Над чем иронизирует в финале истории автор?
В чём заключается ужас ситуации?
А какова позиция автора? (18 глава)
«Пора была самая тихая и безмятежная»
«Страшное несчастье» (3 глава)
Караульный покинул пост (пусть даже тот, которому ничто не угрожало)
«Очень чувствительный», «сердце очень непокорное», «истерзался сердцем»,<\p>
Автор с тоской говорит, что «гуманность» Миллера «вредила ему по службе во внимании высшего начальства» (глава 2), без симпатии даёт обличительную характеристику «службисту» Свиньину (7 глава). Лесков показывает, что хорошую военную карьеру делают только те, кто не заражён «гуманизмом».
«слабые офицеры», «люди распущены»
Человеколюбие, сострадание.
На стороне Постникова.
Человек может утонуть, а будка не убежит.
Прав, т.к. хоть и понимал, что спасая жизнь тонущему, губит себя, но иначе поступить не может. И не прав, т.к. нарушил присягу, оставив свой пост.
Как представить случившееся с наименьшими для себя отрицательными последствиями.
Награждение другого, офицера инвалидной роты, воспользовавшегося ситуацией в угоду себе.
Из страха перед царём. Хотел «выйти сухим из воды».
Благополучно для себя завершить какую-либо неприятную историю и суметь доказать свою непричастность и невиновность.<\p>
Лжегерой-офицер, получивший награду за подвиг; Миллер и Свиньин, которые отделались лёгким испугом; Кокошкин, удовлетворённый тем, что к нему, как к влиятельному лицу, обратились и он всех «прикрыл».
Постников наказан в полной мере<\p>
Они не испорчены либерализмом
Сцена в госпитале – ложная забота о солдате
Постников в самом деле доволен и благодарен, потому что, сидя 3 дня в карцере, он ожидал гораздо худшего.
«Я думаю о тех людях, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было»
«Рассказ о святом порыве любви и не менее святом терпении»
Слайд 4.
Прочитать (глава 14)
Объяснить слово «либерализм»
Слайд 5.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/nravstvennye_problemy_rasskaza_n_s_leskova_chelovek_na_chasakh
Сочинение ЕГЭ по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах». №1
Сочинение
Рассказ Лескова «Человек на часах» был написан в 1887 году. Автор ставит перед нами проблему нравственного выбора.
Лесков раскрывает эту проблему в сцене, когда главный герой Постников находится на посту и слышит крики умирающего о помощи. Постникова долго мучают сомнения.
С одной стороны, если он покинет пост, то он нарушит военный устав, и его будет ждать наказание. С другой стороны, если он не спасёт утопающего, его будет мучить совесть, а это страшнее военного наказания.
Всё же Постников делает свой выбор и спасает тонущего, после чего попадает к военному начальству.
Автор заставляет нас задуматься, что важнее – человеческая жизнь или солдатский долг. И показывает нам, что человеческая жизнь важнее.
С этим нельзя не согласиться, ведь Постников нарушил присягу ради благого дела, однако, военное руководство не оценило этого поступка и наказало Постникова.
Армейское начальство показано нам как «Мёртвые люди» – для них слова на бумаге важнее, чем человеческая жизнь. Исключением является офицер Миллер, но таких людей не любят «за гуманизм».
В доказательство всего вышесказанного, приведу пример. Вспомним рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», а именно легенду о Данко: Данко так же, как и Постников, оказывается перед выбором и совершает подвиг самопожертвования. Он вырывает своё сердце, и оно освещает путь племени. Однако, подвиг Данко остался незамеченным. Более того, нашёлся человек, который наступил на сердце ногой.
Данко сделал свой выбор и спас племя. Постников и Данко возможность спасения чужой жизни ставили выше, чем стремление к сохранению своей собственной жизни.
И в наше время есть место подвигу. Не так давно, погибший при теракте в Волгограде полицейский Дмитрий Маковкин, остановил террариста при входе в здание вокзала.
Благодаря его действиям, удалось избежать большого количества человеческих жертв.
Дмитрий, так же, как Постников и Данко, оказался перед выбором: он мог не решиться и не остановить террориста, но, благодаря своему мужеству, он спас большое количество людей, и, к сожалению, поплатился своей жизнью.
Всех названных выше героев объединяет мужество, храбрость, способность принимать смелые решения и умение ставить жизнь окружающей выше своей.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод: рассказ Лескова учит, что человеческий долг важнее всего. Он не всегда может быть оценен по достоинству, но ведь это не главное. Главное – всегда поступать так, как велят тебе совесть и честь.
Текст для сочинения здесь
Экспертная оценка сочинения № 1
Рассказ Лескова (уместно было бы привести инициалы автора) «Человек на часах» был написан в 1887 году. Автор ставит перед нами проблему нравственного выбора.
(Второе предложение должно в данном контексте иметь местоименную связь с первым – грамматическая ошибка, к тому же словосочетание «ставит перед нами проблему» лучше заменить на «поднимает проблему» – речевой недочёт, начало могло бы выглядеть так: В рассказе Н.
С. Лескова «Человек на часах», написанном в 1887 году, поднимается проблема нравственного выбора.)
Лесков (нет инициалов) раскрывает эту проблему в сцене, когда главный герой Постников находится на посту и слышит крики умирающего о помощи. Постникова долго мучают сомнения.
С одной стороны, если он покинет пост, то он (речевая ошибка: повтор слова) нарушит военный устав, и его будет ждать наказание. С другой стороны, если он не спасёт утопающего, его будет мучить совесть, а это страшнее военного наказания.
Всё же Постников делает свой выбор и спасает тонущего, после чего попадает к военному начальству.
Автор заставляет нас задуматься, что важнее – человеческая жизнь или солдатский долг. И показывает нам, что человеческая жизнь важнее.
С этим нельзя не согласиться (это предложение нужно было начать с нового абзаца), ведь Постников нарушил присягу ради благого дела, однако, (пунктуационная ошибка: после слова «однако» не нужна запятая) военное руководство не оценило этого поступка и наказало Постникова.
Армейское начальство показано нам как «Мёртвые люди» (грамматическая ошибка) – для них слова на бумаге важнее, чем человеческая жизнь. Исключением является офицер Миллер, но таких людей не любят «за гуманизм» (логическая ошибка в продолжении предложения, которое не связано с предыдущим текстом и предлагает новую тему для рассуждений).
В доказательство всего вышесказанного (выше было сказано, что таких людей, как Миллер, не любят за гуманизм…
, автор сочинения, видимо, отсылает нас к началу третьего абзаца, но мы не должны догадываться об этом, логическая связь не должна нарушаться), (пунктуационная ошибка: запятая не нужна) приведу пример (а надо не приводить пример, а создавать доказательную базу к выдвигаемому тезису). Вспомним рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», а именно легенду о Данко: Данко так же, как и Постников, оказывается перед выбором и совершает подвиг самопожертвования. Он вырывает своё сердце, и оно освещает путь племени. Однако, (пунктуационная ошибка: после слова «однако» не нужна запятая) подвиг Данко остался незамеченным. Более того, нашёлся человек, который наступил на сердце ногой.
Данко сделал свой выбор и спас племя. Постников и Данко возможность спасения чужой жизни ставили выше, чем стремление к сохранению своей собственной жизни (речевая ошибка – плеоназм: достаточно было употребить слово «своей» или «собственной» ).
И в наше время есть место подвигу. Не так давно, (пунктуационная ошибка: запятая не нужна) погибший при теракте в Волгограде полицейский Дмитрий Маковкин, (пунктуационная ошибка: запятая не нужна) остановил террариста (орфографическая ошибка: террориста) при входе в здание вокзала.
Благодаря его действиям, удалось избежать большого количества человеческих жертв.
Дмитрий, (пунктуационная ошибка: запятая не нужна) так жбу как Постников и Данко, оказался перед выбором: он мог не решиться и не остановить террориста, но, благодаря своему мужеству, он спас большое количество людей, и, к сожалению, поплатился своей жизнью.
Всех названных выше героев объединяет мужество, храбрость, способность принимать смелые решения и умение ставить жизнь окружающей (грамматическая ошибка: правильно – «жизнь окружающих» ) выше своей.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод: рассказ Лескова учит, что человеческий долг важнее всего. Он не всегда может быть оценен по достоинству, но ведь это не главное. Главное – всегда поступать так, как велят тебе совесть и честь.
Источник: https://referat.hhos.ru/2017-06-22-12-16-17/6756–l-r-1.html
“Человек на часах”: герои рассказа (краткая характеристика)
Владыко — епископ, которому подполковник Свиньин рассказывает историю спасения утопающего часовым Постниковым.
Владыко оправдывает наказание Постникова Свиньиным и лицемерно обнаруживает торжество высшей божественной справедливости, проявление провидения в отвратительной истории с Постниковым.
Владыков в рассказе «Человек на часах» воплощает официозное начало в православии эпохи Николая I, освящая мерзкие действия власть имущих. Владыко — реальное историческое лицо, митрополит Московский Филарет (Дроздов), отрицательное отношение к которому высказано еще в нескольких произведениях Лескова.
Кокошкин — петербургский обер-полицмейстер; выступает как спаситель и благодетель подполковника Свиньина и его подчиненного капитана Миллера, парадоксально совмещая роль милосердного благодетеля и неправедного сановника. Желая уберечь от неприятностей Свиньина и Миллера, Кокошкин награждает за спасение утопающего не подлинного спасителя Постникова, а офицера. Кокошкин — реальное историческое лицо.
Миллер Николай Иванович — капитан Измайловского полка, ротный командир рядового Постникова, рассказывающий его историю.
Гуманный Миллер противопоставлен службисту Свиньину, лишенному сострадания к несчастному Постникову. Доброта Миллера из рассказа «Человек на часах» бессильна против жестокого, железного следования букве воинского устава.
Миллер — реальное лицо, знакомый Лескова, от которого писатель узнал рассказанную в «Человеке на часах» историю.
Офицер — офицер инвалидной команды, охраняющей царский дворец; свидетель спасения утопающего часовым Постниковым, он выступает в функции ложного спасителя, ложного героя.
Офицер приписывает себе спасение утопающего, надеясь получить награду; однако сбивчивость рассказа вызывает недоверие у полиции.
Желание подполковника Свиньина избежать недовольства государя за воинский проступок Постникова (покинувшего ради спасения человека свой пост возле царского дворца) и стремление обер-полицмейстера Кокошкина угодить государю, отличив военного, служащего в охране дворца, приводят к награждению Офицера.
Постников — рядовой Измайловского полка; после долгих колебаний между соблюдением устава и человеческим долгом спасает от смерти утопающего, покидая свой пост возле царского дворца. Выступает в парадоксальной роли военного преступника и героя одновременно.
Вместо награды за спасение человека, которую получает офицер, Постников, чудом избегший жесточайшего наказания шпицрутенами, приговаривается подполковником Свиньиным к двумстам ударам розгами.
История этого героя рассказа «Человек на часах» свидетельствует о жестокости и абсурдности армейских порядков в эпоху Николая I, основанных на беспрекословном исполнении всех положений воинского устава в любых ситуациях.
Абсурдность ситуации усугубляется благодаря уверенности Постникова в справедливости наказания и радости, что экзекуция оказалась не столь жестокой.
Свиньин — подполковник Измайловского полка, батальонный командир, в подчинении у которого состоит Постников.
Этот герой рассказа «Человек на часах» представлен в противоречивой роли одновременно спасителя и палача Постникова: желая избежать неприятностей, он скрывает проступок-подвиг Постникова, но лично отдает приказ о его наказании.
Свиньин — истовый службист, в котором верность предписаниям устава подавляет доброту и сострадание.
Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 1997
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/leskov_n_s/chelovek_na_chasakh_geroi_rasskaza_kratkaja_kharakteristika/78-1-0-1547
Сочинения по рассказу Лескова «Человек на часах»
Сочинение по рассказу Лескова «Человек на часах»
Рассказ Николая Семеновича Лескова «Человек на часах» это не просто передача информации о некотором стародавнем происшествии, это вдумчивое рассмотрение морально – нравственных типажей в человеческом обществе. Похожая ситуация могла произойти в любое историческое время, при любом политическом строе.
Часовой, разрываясь между моральными законами и воинским долгом, все-таки выбирает первое – спасает человека, зная, что губит себя. Приведенная в действие русская поговорка – сам погибай, а товарища выручай.
Вышестоящие командиры, которые по всем правилам обязаны были жестоко наказать часового, относятся к нему с пониманием. Поступок Постникова им понятен, оказавшись на его месте, они поступили бы так же.
Даже Свиньин, переживающий, прежде всего, о себе и своей карьере, беседуя с владыкой, одобряет действия подчиненного.
Рассказ, изначально названный «Спасение погибающего», был переименован в «Человек на часах».
Мне кажется, смена названия рассказа очень верна – в нужное время, в нужном месте на посту оказался не просто покорный винтик государственной машины, а сильная личность.
В.И.
Даль в своем словаре дает таким людям, как постников емкое и точное определение: «Человек – высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем».
Во время чтения рассказа, я очень переживал за судьбу главного героя. И я рад, что сердечность возобладала над бездушностью государственных законов и правил.
Сочинение «Человек на часах» по рассказу Н. Лескова
Когда я читал произведение Николая Лескова «Человек на часах», то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям жизнь. Но иногда начинается перебор. Тогда правило становится важнее человека. Все стараются любой ценой его соблюдать, забыв про смысл, про других людей.
Такой же абсурд происходит и в рассказе Лескова. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, бросает свою караульную будку и спасает человека, тонущего в ледяной воде Невы.
Хотя покидать пост часовому ни в коем случае нельзя. Спеша на помощь, часовой знал, что за это нарушение его ждут трибунал, каторга, вплоть до расстрела.
Во времена царя Николая I России в войсках были приняты такие правила.
Лесков иронично пишет, как воспринимает начальство солдата известие о спасении им человека: «Беда! Страшное несчастие постигло!». После этого подполковник Свиньин и полицмейстер Кокошкин стараются скрыть то, что часовой ушел с поста. Поэтому медаль о спасении дают вообще постороннему человеку, а Постникова сажают в карцер.
Идея рассказа Н. Лескова «Человек на часах» – нелепость и бесчеловечность системы, которая построена на страхе и «показухе». В этом произведении раскрыты тема совести, тема человечности, тема свободы выбора, тема бездушного формализма.
Подполковник Свиньин погряз в формальностях, как в грязи. Не зря он носит такую фамилию. Свиньина интересуют только собственная карьера и мнение о нем начальства, чтоб не сказали: «Свиньин слаб». В итоге солдат, совершивший подвиг, получает двести палок, и еще «доволен», что наказание такое «мягкое».
Начальство после наказания присылает Постникову в лазарет чай и сахар: «отдыхай, мол». Хоть это хорошо. Но это и показывает лицемерие: военные делают не то, что думают про себя. «Картинка для виду» для них важнее настоящей жизни.
Над чем меня заставляет задуматься рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах»
Рассказ Лескова «Человек на часах» был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет «отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом». Но, я думаю, в своем рассказе Лесков затрагивает много важных проблем. Все они заставляют меня о многом задуматься. Что же произошло? Ночью часовой Постников стоял на своем посту.
И вдруг он услышал, что человек попал в полынью и тонет. Перед часовым встает проблема. Он думает, спасти ли ему утопающего или же остаться на посту. Ведь Постников – солдат. Это значит, что ему нельзя нарушать присягу. Он клялся императору в своей верности, клялся перед российским флагом на Библии.
Лесков заставляет задуматься, что же важнее: жизнь человека или верность присяге. Но Постников знал, что если о его нарушении узнают, то ему грозит много бед. Этого героя могли сослать на каторгу и даже расстрелять. Все же Постников принял решение спасти утопающего. Я думаю, что он сделал очень правильно. Мне кажется, что жизнь людей важнее всего.
А военное начальство должно ценить тех солдат, кто жертвует собой ради спасения других людей. Этот поступок Постникова показывает, что герой умеет принимать решения, умеет действовать по ситуации. Но военное руководство не оценило героического поступка часового. Оно не только посадило Постникова в карцер, но и назначило ему наказание за нарушение устава.
Герою «всыпали» двести ударов розгами. Сам подполковник Свиньин (очень говорящая фамилия!) пришел убедиться, что «нервный Постников был «сделан как следует». После порки герой лежал в лазарете. Но самое удивительное, что он был благодарен судьбе и начальству, что легко отделался.
Каким же нужно было быть запуганным человеком, чтобы подумать такое! В забитости солдат во многом виновато их начальство. И Лесков ясно нам это показывает. Узнав о подвиге Постникова, все военное начальство всполошилось. Но по какой же причине? Чтобы не дошло до государя императора, что один солдат нарушил присягу.
Подполковник Свиньин волнуется, что это отразится на его карьере. Генералу Кокошкину просто все равно, потому что это происшествие его не касается. Генерал улаживает «дельце». Лжеспаситель получит медаль за спасение утопающего, а спаситель – двести розог. Лесков показывает, что армейское начальство – это «мертвые» люди. Вся их жизнь подчинена присяге.
Для них она дороже живых людей. Редкое исключение составляют такие офицеры, как Миллер. Но их не любят и ругают за «гуманизм». Но не только армейская жизнь пронизана несправедливостью, черствостью и злом. Жизнь в сете подчинена тем же законам. В конце рассказа писатель показывает нам это.
Священник, до которого дошла история с Постниковым, подробно расспросил обо всем у Свиньина. Но и он не осудил никого из служак, не пожалел Постникова. Этот владыка отделался «мудреными» фразами. Мне кажется, он просто утолил свое любопытство, послушав о «мирских делах».
Рассказ Лескова «Человек на часах» заставил меня о многом задуматься.
Я решил, что человеческая жизнь дороже слов, пусть даже произнесенных и самому царю. Нужно делать то, что ты считаешь нужным и не жалеть об этом. Нужно нести ответственность за свои поступки. Еще я считаю, что нельзя терпеть несправедливость и жестокость. Нельзя превращаться в «мертвых» людей. Всегда нужно помогать другим, быть к ним внимательным и чутким.
Русский народный характер в рассказе Лескова «Человек на часах»
Произведения Николая Семеновича Лескова посвящены народу. Он писал о судьбе талантливых инеобычных представителей народа, но писал и об обычных. Эти люди воплощают в себе все лучшие черты русского характера. Лесков очень любил народ и хорошо его знал. В его произведениях люди как будто сами рассказывают о себе.
В небольших рассказах писатель показывает благородство, мужество и силу духа русского человека. В произведении «Человек на часах» мы видим солдата Постникова, который стоит на посту в Петербурге. Он слышит крики о помощи – кто-то провалился под лед. В нем борются разные чувства – желание помочь и чувство долга.
Он должен стоять на часах, потому что нельзя бросать пост, но ведь человек погибнет Несмотря ни на что, Постников спасает утопающего и возвращается на свое место. Лесков подчеркивает, что этот поступок очень важен. Почему? Потому что, если узнают, то солдата будут судить и могут сослать на каторгу. Так и получается: Постникова наказывают.
Но он не жалеет о своем поступке, ведь он спас человека. Писатель обращает наше внимание на терпение и безропотность русского человека. Солдат переносит все испытания: и розги, и боль, и унижения. А когда подполковник Свиньин дарит ему фунт сахару и четверть фунта чаю, то он сильно радуется, что так легко отделался.
Таков русский человек: он терпит и не жалуется. А еще русский человек мужественный, сильный, честный, он сочувствует слабым и готов помочь в беде. Рассказ «Человек на часах» показал нам также порядки, которые были тогда в армии. Рядовые не имели никаких прав, а офицеры могли сделать все что угодно. Ведь офицеры были все из дворян.
Лесков показывает, что они были слабые, лживые и выслуживались перед начальством. Конечно, нам больше нравится Постников, который рисковал своей жизнью, чтобы спасти человека.
Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/svobodnaja-tema/sochinenija-po-rasskazu-leskova-chelovek.html