Герои пьесы чехова «вишневый сад»

«Вишневый сад». Пьеса А. П. Чехова. Характеристика героев

Меню статьи:

А. П. Чехов вошел в русскую литературу как писатель, соединивший французское изящество и тонкость, субтильность русской души вместе с ее жестокими, острыми противоречиями. Безусловно, пьеса «Вишневый сад» – это одно из наиболее известных произведений А. П. Чехова, с которым часто ассоциируют его имя.
<\p>

Особенности персонажей пьесы

Это произведение относится к тем редким текстам, в которых крайне сложно, а порой даже невозможно выделить героев первого и второго плана. Здесь никто не находится в центре, между тем, критерием разграничения действующих лиц выступает отнюдь не внимание к ним автора и не позиция в тексте, но их социальный статус.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа А. П. Чехова “Студент”, который входит в число немногих, особенно любимых автором.

Мы могли бы охарактеризовать всех героев как главных, ведь даже самый незначительный персонаж, как оказывается впоследствии, играет весомую роль для сюжета текста.

Обратите внимание

Наверное, здесь очевидно, как именно работает фраза «встречают по одежке, провожают по уму»: в своем восприятии других людей мы подвержены стереотипам, на формирование которых влияет, например, социальное положение, статус, общественная значимость другого человека.

Учитывая то, что это пьеса, характер героев выстраивается автором не через описания, а через речь, реплики, что очень рационализирует само произведение. Однако теперь стоит более детально рассмотреть специфику выбранных нами персонажей.
<\p>

Любовь Андреевна Раневская

Эта героиня разрывается между тем, что велит ей сердце, и между тем, к чему толкают ее жизненные обстоятельства. По происхождению она – аристократка, но судьба распорядилась так, что после кончины мужа она осталась одинока, а компанию ей составляли в основном неоплаченные долги.

Само ее имя – Любовь – намекает нам на то, что женщине были необходимы новые чувства и впечатления. Она страстно ищет их, но плата за такой поиск высока – она теряет не только супруга, но и своего маленького сына.

После этого трагического случая Раневскую постоянно мучит совесть, она пытается уединиться за границей, впрочем, любовник-альфонс находит ее и там, принося разорение за разорением – как сердечное, так и материальное.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа “Беззащитное существо” А.П. Чехова.

Любовь ищет покоя, но найти его в суете и постоянном напряжении от долговой ямы не представляется реальным.

У нее есть выбор – она может спасти свое имение и свой сад, который так сильно любит, но за это Любовь должна стать женой Лопахина.

Это означает прерывание традиции, ведь линия наследования имения прервется, так как Лопахин не подходит ей по статусу. Раневская оказалась в плену собственных, возможно, навязанных обществом культурных кодов и стереотипов.
<\p>

Леонид Андреевич Гаев

У героини также есть брат – Леонид Андреевич Гаев. Он, так же, как и сестра, имеет все черты аристократов: он тонко чувствует прекрасное, Леонид щедрый и отзывчивый, прекрасно образованный человек.

Но, как это часто случается, преимущества переходят в пороки: ведь на самом деле мы имеем дело с одними и теми же качествами, просто, например, лишенная середины щедрость оборачивается ее крайним проявлением – транжирством, а отзывчивость и доброта переходят в безволие и излишнюю мягкотелость.
<\p>

Ермолай Алексеевич Лопахин

Если остальных персонажей пьесы отличает многословие и лишь малая толика действия, но в случае Лопахина все наоборот: он, пожалуй, единственный по-настоящему действующий человек.

Он представляет сословие не аристократов, а купцов. В нем можно заметить все черты, отличающие идеал протестантизма: человека делает себя сам, а успех в делах свидетельствует о поддержке Бога.

Чутье, упорство, целеустремленность, ум и деловая хватка – вот те черты, которые позволили отпрыску крепостных стать богачом.

Важно

Но деньги в этом обществе – это еще не все. Лопахин имеет множество ярких и положительных качеств, однако он не владеет тем языком, который понимают люди, в общество которых тот стремится. Это язык и код социального статуса, определяемого в ту эпоху все же происхождением.

Лопахин, между тем, обладает и тонким мироощущением. Он – ценитель красоты, которая далеко не всегда очевидна. Так, герой видит прекрасное в саду Раневской, но она, к сожалению, не способна оценить это по достоинству. Слепота социальных ролей – то, что видит здесь читатель.
<\p>

Петр Трофимов

Возможно, Петя также ведет свое происхождение из дворянского рода. Но теперь он бедный и «облезлый» студент, которого можно назвать барином лишь в шутку. У Пети нет дома, он – носитель идей о всеобщем благе и счастье, доступном всем людям без исключения.

Проблема Петра состоит в том, что он тоже является человеком слов, а не дела. Красиво и увлекательно он высказывает свои идеи о благе, однако, вместе с тем, воплощает собой полную пассивность в ее реализации.

Петр живет в мире собственных мечтаний. Он – человек-номад, вечно путешествующий и переходящий с места на место. Такая жизнь отличает несчастных людей, для которых углубление в мечты является своего рода эскапизмом.
<\p>

Анна

Мечты Петра, между тем, вдохновляют и увлекают дочь Раневской – Анну. Аня воспитывалась своим дядей, которому была оставлена матерью.

Когда Аня была подростком, она по большей части жила своим внутренним миром, что обусловило некоторую ее наивность в юношеские годы.

Девушка также наследует лучшие качества аристократов, но ее черты – по причине ее молодых лет – еще не переходят в крайности.
<\p>

Варя

Раневская также имела приемную дочь – Варю. Однако на деле девушка следила за имением, она была ответственна за слуг, а также заботилась о хозяевах поместья. У Вари нет возвышенных идей: ее жизнь оборачивается вокруг быта, но именно этот быт является базисом, освобождающим время для других персонажей, чтобы те могли устремляться мыслями в высокие материи.

Варя мечтает уйти в монастырь и посвятить жизнь Богу, однако ее желания и мысли никому не интересны. Раневская хочет, чтобы Варя стала супругой Лопахина, но тот не выказывает никаких чувств к нет.
<\p>

Симеонов-Пищик

Это равный по статусу Раневской помещик. Так же, как она, он погряз во множестве долгов. Симеонов – оптимист, он легко адаптируется к изменчивым обстоятельствам, тогда как персонажи, собранные вокруг «вишневого сада» живут консервативными ценностями и понятиями.
<\p>

Яша

Несмотря на то, что Яша только лакей, он отличается изрядной долей высокомерия и гордыни. Яша не чувствует ни привязанности, ни уважения. Статус для него – условность, теряющаяся в его самолюбии.
<\p>

Дуняша

Эта героиня является образом ветрености и беззаботности. Она живет лишь настоящим, как бабочка-однодневка, предаваясь лишь романтическим мечтам.
<\p>

Епиходов

Несчастный служащий конторы, который воплощает не только хронические неудачи жизни, но и ее пустоту, бессмысленность и тщетность.
<\p>

Шарлотта Ивановна

Многословная гувернантка. Но, в общем, ее образ очень комичный.
<\p>

Фирс

Этот герой – трагическая фигура, которая представляет всех тех крепостных, которые не знали, что им делать без хозяев.

Многие крепостные имели младенческое сознание (несмотря на то, что они могли при этом быть довольно преклонного возраста) и хозяйская семья для них была словно семья собственная.

Когда крепостное право отменили, все эти крепостные ощутили пустоту и беспомощность, будто остались без отца.

Фирс – очень символичный персонаж. Он умирает в опустевшем поместье, а на улице при этом рубят деревья – прекрасного вишневого сада больше нет – так же, как нет и старого порядка.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/vishnevyj-sad-geroi.html

А.П. Чехов. Герои пьесы «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» была создана Чеховым в 1903 году, поставлена в 1904 году, на сцене Московского Художественного театра.

«Вишневый сад» называют пьесой о закате поместнодворянской жизни, но прежде всего, это пьеса о Родине, о мнимых и подлинных хозяинах Русской земли, о наступющем обновлении России.

Россия отжившего прошлого представлена в пьесе образами Раневского и Гаева. Этим героям вишневый сад дорог как память, как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, о своей легкой и изящной жизни. В представленной автором дворянской усадьбе мы в первую очередь видим культурное гнездо.

А теперь давайте перейдем к анализу героев пьесы Чехова.

Раневская Любовь Андреевна – помещица, душа прекрасного дома, его хозяйка. 5 лет жила за границей, в Париже. Много тратила денег,  вела расточительный образ жизни, ни в чем себе не отказывала. К ней постоянно тянутся люди несмотря на все ее пороки и легкомыслие. Раневская сентиментальна, проста в общении.

Совет

Ее переполняются чувства радости, когда вернулась домой, плачет при виде детской. Для нее слово ответсвенность ничего не значит, когда нужно было решать проблему с Вишневым садом, она наивно думала, что все пройдет само собой и уложится. Когда Раневская потеряла свое имение, она не переживает ни какой драмы по этому поводу.

Она возвращается в Париж к своей нелепой любви, к которой, видимо, они и без того бы вернулась, несмотря на все ее громкие слова о невозможности жить далеко от Родины. Героиня не испытывает ни каких серьезных переживаний, она легко может переходить от состояния беспокойства, озабоченности к веселому и беззаботному оживлению.

Так произошло и на этот раз. Она быстра успокоилась по поводу постигшей ее утраты…

Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, сын и внук крепостного крестьянина. Многим обязан Раневской, так как она много ему помогала, любит ее как родную.

В новых условиях Лопахин разбогател, но остался, по его собственному выражению, «мужик мужиком». Лопахин желает помочь Раневской, отдать землю под дачи, но для этого необходимо вырубить сад, для него Вишневый сад просто «большой». он глубоко страдает от двойственности.

Вырубает вишневый сад, и может показаться, что грубый, необразованный купец уничтожил красоту, не задумываясь над тем, что он делает, только лишь ради своей прибыли. Но на самом деле Лопахин делает это не только ради наживы и для нее. Есть другая причина, намного важнее собственного обогащения — это месть за прошлое.

Он вырубает сад, прекрасно осознавая, что это «имение, лучше которого нет ничего в мире». Таким образом он пытается убить память, которая против его воли постоянно напоминает ему, что он «мужик», а разорившиеся владельцы вишневого сада — «господа». Ему любыми способа, всеми своими силами хочется стереть эту грань, отделяющую его от «господ».

В Лопахине просматриваются черты хищного зверя. Деньги и власть, приобретенная вместе с ними, калечат его душу. В нем живут и борются два человека: один — «с тонкой, нежной душой», другой — «хищный зверь».

Обратите внимание

Аня – дочь Раневской. Девушка 17-ти лет, именно с ней связана тема будущего России. Влюблена в Петю Трофимова и находится под его влиянием. Полностью разделяет идею Пети о том, что все дворянство виновато перед Россией.

Хочет покинуть родной дом и отправиться с Петей хоть на край света. В А. есть вера в счастье, в свои силы, в другую жизнь. Она говорит матери после продажи имения: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого» и искренне радуется отъезду из родительского дома.

Но, возможно, ее ждет разочарование, ведь Петя больше говорит, чем делает.

Трофимов Петя – разночинец 27-ми лет. 

Петя – вечный студент, который никак не закончит курса. Судьба бросает его с места на место. Этот герой проповедует веру в лучшее будущее. Для этого, по его мнению, «надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину». 

Трофимов критикует всю российскую власть, так как считает, что именно она не дает развиваться всей России, ругает за – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает.

Но герой не замечает, что сам он яркий представитель такой интеллигенции: только красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Трофимого фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти» (до «высшей правды»). Он отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным».

Он лишь призывает Аню верить ему, так как он предчувствует счастье. Раневская упрекает Петю в холодности, когда он говорит, что нет никакой разницы, продано имение или нет. Вообще Раневская недолюбливает героя, называет его недотепой и гимназистом второго класса.

В финале пьесы Петя разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его никчемной, хоть и освещенной красивыми словами, жизни.

Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, помещик. Жалкий аристократ, спустивший все свое состояние. Сентиментален и чувствителен. Очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, герой «защищается» рассеянным поведением и словечками вроде «кого?», «от шара направо в угол» и т.д. Совершенно не приспособлен к жизни в новых условиях, не способен к самостоятельной жизни.

Он строит нереальные планы спасения вишневого сада (вдруг кто-нибудь оставит им наследство, вдруг Аня выйдет замуж за богача, вдруг тетушка из Ярославля даст им денег). Но этот герой и пальцем не пошевелил, чтобы действительно спасти свое имение, свою «родину».

Важно

После продажи вишневого сада устраивается на работу в банк, на что Лопахин с сомнением замечает: «только ведь не усидит, ленив очень…»

Фирс – лакей в доме Раневской, старик 87 лет. Он представляет собой тип слуги старого времени. Фирс безгранично предан своим хозяевам и заботится о них, как о собственных детях. Так, встречая Раневскую, Фирс  плачет от радости. 

После отмены крепостного права он «не согласился на волю, остался при господах». Фирс постоянно вспоминает прошлое, когда барин «ездил в Париж…на лошадях…» и когда все было понятно: «мужики при господах, господа при мужиках». 

Читайте также:  Измена близкого человека как горький жизненный опыт

Старый слуга уже не в состоянии прислуживать, он почти ничего не слышит, постоянно оговаривается. Но сидеть без дела Фирс не может. Он родился для господ и умрет, ухаживая за ними. Почти так и происходит. После продажи имения уезжающие хозяева забывают Фирс в заколоченном доме, где преданный этому дому слуга и умирает.

Яша – молодой лакей. Хам, невежественный, но очень довольный собой и преклоняющийся перед всем иностранным. 

Яша – циничный и жестокий человек. Когда к нему из деревни приходит мать и целый день ждет его в людской, лакей пренебрежительно заявляет: «Очень нужно, могла бы и завтра прийти». Наедине с Фирсом Яша говорит старику: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох».

Яша очень хочет казаться образованным и щеголяет «умными высказываниями»: «По-моему так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная». Молодой лакей очень гордится тем, что жил за границей. Иностранным лоском он покоряет сердце горничной Дуняше, но пользуется ее расположением для своей выгоды.

После продажи имения Яша просит Раневскую снова взять его с собой в Париж. В России ему оставаться невозможно: «страна необразованная, народ безнравственный, притом скука…»

Для бывших хозяев имения и их окружения — Раневской, Вари, Гаева, Пищика, Шарлотты, Дуняши, Фирса — с гибелью вишневого сада заканчивается привычная жизнь, а что будет дальше — весьма неопределенно.

Совет

И хотя они и продолжают делать вид, что ничего не изменилось, такое поведение кажется смешным, а в свете сложившейся ситуации, — даже глупым и неразумным.

Трагедия этих людей не в том, что они потеряли вишневый сад, разорились, а втом, что их чувства стали весьма измельченными…

Источник: http://5litra.ru/soch/59-ap-chexov-geroi-pesy-vishnevyj-sad.html

Герои пьесы «Вишневый сад»

В пьесе Чехова «Вишневый сад» нет положительных или отрицательных персонажей — каждый герой по-своему уникален, у каждого своя история и характер, а также своя судьба после переломного момента — вырубки сада. По мере прочтения и анализа пьесы можно заметить явное разделение героев на три группы — по их отношению к времени прошлому, настоящему и будущему.

Первая группа — это представители прошлого. Это владелица вишневого сада Любовь Андреевна Раневская, её брат Гаев, слуга Фирс, Шарлотта Ивановна.

Это тонко чувствующие люди, добрые и отзывчивые, но именно их бездействие и неспособность к принятию решений становится губительной для прекрасного вишневого сада.

Основное действие разворачивается вокруг помещицы Раневской — хорошо воспитанной представительницы аристократического круга, однако порочной и безалаберной.

Полной противоположностью является другое действующее лицо, определяющее судьбу сада, — купец Ермолай Лопахин.

Его жизнь неразрывно связана с семьей Раневских, и именно он вершит кульминацию пьесы — после долгих попыток спасти сад и помочь Любови Андреевне (к которой Лопахин испытывает самые трепетные чувства) купец покупает и вырубает участок. Вместе с вырубкой вишневого сада наступает конец дворянской эпохи, это меняет жизнь всей семьи и их окружения.

Лопахин — человек настоящего, в отличие от представителей прошлого, он делает, а не размышляет; его действия и вносят перелом в размеренное течение жизни семьи. Третьим основным персонажем является Петя Трофимов — он нарисован автором как представитель будущего России, однако будущее это весьма размыто и неясно. Мысли Пети — это планы и мечты, однако претворять их в жизнь он не спешит.

Обратите внимание

Чехов не делил героев «Вишневого сада» на основных и второстепенных — здесь важна каждая роль. В произведении присутствует немало других лиц — например, старый слуга Фирс, смерть которого стала олицетворением кончины дворянства, наряду с вырубкой сада.

Шарлотта Ивановна — персонаж, придающий ситуации черты нелепости и комичности (всё же Чехов писал именно комедию). Подобную роль играет неудачник Епиходов.

Дочь Раневской Аня — единственная, кто желает перемен и не жалеет о продаже вишневого сада, она ждет будущего, стремится к нему.

По-своему складывается судьба каждого персонажа после вырубки сада.

Для одних начало нового времени — это новые возможности, другие относятся к этому болезненно, пытаясь найти утешение в воспоминаниях, не желая оставить прошлое.

Характеристика каждого героя пьесы — это частичка, из которых и складывается общая мысль произведения, тема времени, сочетания прошлого, настоящего и будущего не просто одного поместья, а всей России, стоящей на перепутье.

Название произведения:

Источник: http://po-literature.ru/geroi-pesy-vishnevyy-sad.html

Характеристика пьесы «Вишневый сад» | Инфошкола

А.П. Чехов. “Вишневый сад”. Общая характеристика пьесы. Анализ третьего акта.

Чехов переносит на сцену повседневность — без эффектов, красивых поз, необычных ситуаций. Он считал, что в театре должно быть все так же просто, и в то же время сложно, как бывает в жизни. В обыденности он видит и красоту, и значительность. Этим объясняется своеобразная композиция его драм, простота сюжета, спокойное развитие действия, отсутствие сценических эффектов, «подводное течение».

«Вишневый сад» — единственная пьеса Чехова, в основе которой можно увидеть, хоть и не вполне отчетливо, социальный конфликт. На смену обреченному на гибель дворянству приходит буржуазия. Хорошо это или плохо? Некорректный вопрос, считает Чехов. Это — факт.

«Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс», — писал Чехов. По мысли Белинского, комедия обнаруживает, насколько реальная жизнь уклонилась от идеала.

Не это ли было задачей Чехова в «Вишневом саде»? Жизнь, прекрасная в своих возможностях, поэтическая, как цветущий вишневый сад, — и бессилие «недотеп», не способных ни сохранить эту поэзию, ни пробиться к ней, увидеть ее.

Особенность жанра — лирическая комедия. Герои рисуются автором с легкой насмешкой, но без сарказма, без ненависти. Герои Чехова уже ищут свое место, но еще его не находят, все сценическое время они куда-то собираются. Но никогда не могут собраться.

Важно

Трагедия чеховских героев — от неукорененности в настоящем, которое они ненавидят, которого они боятся. Подлинная жизнь, реальная, кажется им чужой, неправильной.

Выход из тоски повседневности (а причина ее все-таки кроется в них самих, поэтому выхода и нет) они видят в будущем, в той жизни, которая должна быть, но которая никак не наступает. Да они и не делают ничего, чтобы она наступила.

Один из главных мотивов пьесы — время. Начинается с опоздавшего поезда, заканчивается опозданием на поезд. А герои не чувствуют, что время изменилось,. Вошло в дом, где (как кажется Раневской) ничего не меняется, и опустошило, разрушило его. Герои отстали от времени.

Образ сада в пьесе «Вишневый сад»

Композиция “Вишневого сада”: 1 акт — экспозиция, приезд Раневской, угроза потери имения, выход, предлагаемый Лопахиным. 2 акт— бессмысленное выжидание хозяев сада, 3 акт — продажа сада, 4 акт — отъезд прежних хозяев, вступление во владение нового, вырубка сада. То есть 3 акт— кульминация пьесы.

Сад должен быть продан. Ему суждено погибнуть, на этом настаивает Чехов, как бы он к этому ни относился. Почему это произойдет — достаточно ясно показано в 1 и 2 актах. Задача 3 акта — показать как.

Действие происходит в доме, ремарка вводит зрителя на вечеринку, о которой говорили во 2 акте.

Раневская называет ее балом и очень точно определяет, что “бал мы затеяли некстати” — из слов Пети зритель узнает, что именно в это время происходят торги, на которых решается судьба имения.

Поэтому настроение этой сцены — контраст между внешним благополучием (танцы, фокусы, необязательные “бальные” разговоры) и атмосферой тоски, скверного предчувствия и вот-вот готовой истерики.

Совет

Как Чехов создает эту атмосферу? Идиотские выступления Симеонова-Пищика, на которые никто не реагирует, словно так и надо, то и дело прорываются разговоры хозяев дома о своем невеселом, словно им не до гостей.

Когда никому не нужный бал выдыхается, появляются Гаев и Лопахин с сообщением о продаже имения.

“Выступление” Лопахина в новой роли оставляет сложное, скорее тяжелое впечатление, но заканчивается акт на оптимистической ноте — репликой Ани, обращенной к Раневской: “Мама, у тебя осталась жизнь…” Смысл в этом оптимизме есть — самое невыносимое для героев пьесы (выбор, необходимость решать и брать на себя ответственность) позади.

Что нового мы узнаем о героях в 3 акте?

Раневская.

Оказывается, она способна не только бесить своей непрактичностью, она еще и неглупа. Кажется, что на этом бале она проснулась — здравые замечания о ярославской бабушке, о том, что такое для нее вишневый сад.

В разговоре с Петей она даже мудра, очень точно определяет сущность этого человека, и без красивостей и игры с собой говорит о себе и своей жизни.

Хотя, конечно, остается собой — правдивые до резкости слова она говорит Пете, чтобы сделать больно еще кому-то, потому что ей самой больно.

Но вообще это пик ее отражения жизни, уже в самом начале 4 акта она продолжит играть, как актриса, которой важна только собственная роль и недоступна пьеса целиком. А сейчас она принимает известие о продаже имения не мужественно, но достойно, без игры, ее горе неподдельно и потому некрасиво: “Сжалась вся и горько плачет”.

Гаев.

Его в этом акте почти нет, и ничего нового мы о нем не узнаем. Все, что он может сказать:“Сколько я выстрадал!” — в общем, опять “Я”. Утешить его в горе очень просто — стуком бильярдных шаров.

Лопахин.

Вот это неожиданность. До сих пор мы его знали добрым другом этой семейки, которая такого друга не заслуживала. О спасении вишневого сада он беспокоился больше, чем все эти балбесы вместе взятые.

Обратите внимание

И мысли не возникало, что он сам хочет купить сад, что для него это не просто очередная сделка, а акт торжества справедливости. Поэтому теперь его честность стоит подороже.

Еще мы не знали о нем, что он способен увлекаться, забываться, радоваться до безумия, такой он был ровный и спокойный до сих пор. И какая “генетическая” ненависть в нем к бывшим хозяевам — не лично к Гаеву и Раневской, а к классу: ”…Дед и отец были рабами,..

их не пускали даже в кухню…” А еще он слабый, потому что задумывается о жизни: “Скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…” , а чем задумываться — маловато: “Пускай все, как я желаю!”

Петя Трофимов.

Он здесь больше, чем прежде, ранимый ребенок — дразнит Варю, хвастает тем, что “выше любви”, не способен в принципе понять правду о себе, жалеет до слез Раневскую, падает с лестницы и т.п.

Аня.

Толком проявляется только в последней реплике, но зато очень повзрослевшей. Она предлагает матери реальный психологический выход — свою любовь (в каждом ее предложении несколько ласковых слов) и осознание того, что вишневый сад потерян и, стало быть,. уже не нужно томиться неизвестностью и принимать решения.

Источник: https://info-shkola.ru/xarakteristika-pesy-vishnevyj-sad-analiz-komedii/

В чем трагизм большинства героев пьесы чехова «вишневый сад»?

«Вишневый сад», являющийся одним из последних творений А.П. Чехова, – очень глубокое произведение, где за иронической насмешкой автора над героями почти всегда угадывается трагизм их положений. Так, например, тяжелы судьбы представителей уходящей эпохи, Гаева и Раневской.

Оба они достойные уважения, умные, интересные люди, но обоих их можно назвать словом, произнесенным в одной из сцен Фирсом: «недотепы».

Все в их жизни как-то не складывается, и в конце концов Гаеву и Раневской приходится расстаться с самым дорогим, что у них еще оставалось: домом и вишневым садом, который они не в состоянии спасти из-за своей бездеятельности. Для них вишневый сад – не просто земля и деревья, приносящие плоды, а гораздо больше.

Сад – символ детства, символ красоты, духовности; лишившись сада, дворяне лишаются своего прошлого, своей родины. Ведь недаром в последней сцене Раневская собирается в Париж, ее «родину» вырубают, она не в силах уже что-либо изменить, поэтому и бежит во Францию.

Трагедия же Лопахина, думается, заключается в его неспособности увидеть эту символику в вишневом саду. Он боготворит Раневскую, но сам не может и никогда не станет на одну духовную ступень с ней.

Он не понимает, почему та не соглашается отдать сад под дачные участки, но ведь как можно спасти Россию, вырубив ее, поделив на куски?! Все время находясь в окружении истинных дворян, Лопахин подсознательно пытается откреститься от своего купеческого начала: он тянется к образованию (в первом действии мы его видим с книгой в руках), но засыпает над книгой, он проводит время в обществе культурных людей, которых практически и содержит, и в этом проявляется его несомненное благородство, но все-таки его купеческое происхождение дает о себе знать в кульминационной сцене. Он смеется, хохочет, произнося: «Вишневый сад мой! мой! Я купил!». Но, даже став владельцем этого сада, он никогда не сможет понять его истинную ценность. Таким образом, даже купив себе «сходство» с аристократией, что, по его мнению, должно приблизить его к ним, он не становится настоящим дворянином, его натура дельца неискоренима, и не его в этом вина.

Студент Петя Трофимов тоже по-своему несчастен, он никак не может найти себе место в жизни, он «вечный студент», идеолог нового времени, но совершенно бездейственный идеолог, умеющий только красиво говорить; он идеальный теоретик. За свою жизнь он так и не совершил ничего стоящего, его трагедия в его бесполезности.

Важно

Сложна и трудна и будущая судьба дочерей Раневской; тот мир, в котором они родились, рушится, им будет очень сложно узнавать и приспосабливаться к новой жизни, хоть Аня и говорит, что готова к ней и ждет ее прихода, она, на самом деле, ничего о ней не знает и ждет ее просто как что-то любопытное.

Читайте также:  Крестьянская русь в поэме н.в. гоголя «мертвые души»

Основная линия пьесы связана с Лопахиным, а также его взаимоотношениями с Варей. Что такое Варя по своей сути?

Ее роль в пьесе велика, мы часто можем слышать ее речь, но она не отличается разнообразием тем. Варя – ординарная и даже ограниченная девушка. Вспомним, о чем говорят они с Лопахиным в знаменитой сцене объяснения: о погоде, о разбитом градуснике – и ни слова о столь важном для них в ту минуту.

Варя не пара Лопахину, ее мир ограничен хозяйственными заботами, с которыми она, стоит сказать, очень хорошо справляется. И ее несчастье в том, что она сознает, что не стоит такого человека. «У него дела много, ему не до меня»; «Он или молчит, или шутит. Я понимаю, он богатеет, занят делом, ему не до меня».

Она даже не понимает, почему и к чему он что-либо делает или говорит, у нее нет широты мышления, присущего Лопахину. Ее трагедия в понимании безнадежности своего положения.

Так, например, в первом действии Аня и Варя вначале говорят о том, заплачено ли за имение, затем – собирается ли Лопахин сделать Варе предложение, а под конец и вовсе о брошке в виде пчелки. Смысл этой сцены, во-первых, в том, что любая из тем разговора интересуют их в равной степени.

Во-вторых, Чехов вставил ремарку о том, что Аня говорит «печально». О чем это? Да о том, что они знают, что ни на одно из упомянутых важных событий они не могут оказать решающего влияния, и предпочитают перевести разговор на нейтральную тему брошки.

Вообще, трагизм всех героев этого произведения в чем-то схож.

Если в пьесах Островского конфликт зарождается на почве различий в сословном положении героев, разницы в их мировоззрениях, всегда присутствует своеобразная жертва и ее угнетатель, то пьеса Чехова построена на единстве ее персонажей. У Чехова нет персонажа, выражающего авторскую позицию, она выявляется в общей структуре произведения.

Совет

К каждому персонажу на протяжении пьесы прилагается одна и та же фраза в разных вариациях. В виде общей схемы ее можно было бы изобразить так: «Ты (вы, она) все такая (такой) же!».

Любовь Андреевна, пять лет не видевшая дочь, замечает, что та как прежде «на монашку похожа», Варя также отмечает, что матушка не изменилась, Фирс сокрушается: «Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!». В этой ироничной фразе заключается глубокий трагизм.

Проходят годы, а эти люди, это общество не меняется, они остаются такими же беспомощными, наивными и неспособными к самостоятельности, какими бывают дети.

Такой синтез вроде бы современных взрослых людей с постоянным присутствием упоминания о времени, древности, уходящих годах создает трагикомический эффект.

Застывшие в своей неизменности, герои постоянно говорят о том, как бежит время. Оно, получается, как бы пробегает мимо них.

Очень тонкой символизацией этого существования вне времени является в последней сцене Фирс, забытый в заколоченном, оставленном всеми доме.

Так что же является основной трагедией персонажей пьесы «Вишневый сад»? Неизменность, бездеятельность, они все замечательные теоретики, но это не может их спасти. При этом они не слышат, что говорят окружающие, они как бы наслаждаются своими печалями и страданиями, не желая замечать реального выхода из тяготящей их ситуации.

Источник: https://school-essay.ru/v-chem-tragizm-bolshinstva-geroev-pesy-chexova-vishnevyj-sad.html

Персонажи пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Сочинения › Чехов А.П. › Вишневый сад

Готовые Домашние Задания

Современникам пьесы Чехова казались необычными. Они резко отличались от привычных драматических форм. В них не было казавшихся необходимыми завязки, кульминации и, строго говоря, драматического действия как такового. Сам Чехов писал о своих пьесах: “Люди только обедают, носят пиджаки, а в это время решаются их судьбы, разбиваются их жизни”.

В чеховских пьесах есть подтекст, который приобретает особую художественную значимость. Как же передается читателю, зрителю этот подтекст? Прежде всего с помощью авторских ремарок. Такое усиление значения ремарок, расчет на прочтение пьесы приводят к тому, что в пьесах Чехова происходит сближение эпического и драматического начал.

Даже место, где происходит действие, имеет порой символическое значение. “Вишневый сад” открывается выразительной и пространной ремаркой, в которой мы находим и следующее замечание: “Комната, которая до сих пор называется детскою”.

Обратите внимание

Сценически эту ремарку воплотить невозможно, да она и не рассчитана на сценическое воплощение и служит не указанием постановщику пьесы, а сама по себе имеет художественный смысл. У читателя, именно у читателя, сразу возникает ощущение, что время в этом доме застыло, задержалось в прошлом.

Герои выросли, а комната в старом доме — все еще “детская”. На сцене это можно передать только путем создания особой атмосферы, особого настроения, атмосферы, которая сопровождала бы все действие, создавая своеобразный смысловой фон.

Это тем более важно, что в дальнейшем в пьесе несколько раз возникнет уже драматический мотив уходящего, ускользающего времени, которое оставляет героев за бортом. Раневская обращается к своей детской, к своему саду. Для нее этот дом, этот сад — ее драгоценное, чистое прошлое, ей чудится, что по саду идет ее покойная мама.

Но Чехову важно показать невозможность возврата к счастливому прошлому, и действие четвертого акта пьесы происходит в той же детской, где теперь сняты занавески на окнах, картины со стен, мебель составлена в один угол, а посреди комнаты лежат чемоданы. Герои уезжают, и образ прошлого исчезает, не претворившись в настоящее.

С помощью ремарок Чехов передает смысловые оттенки диалогов действующих лиц, даже если ремарка содержит всего лишь одно слово: “пауза”. Действительно, беседы в пьесе ведутся неоживленные, часто прерываемые паузами.

Эти паузы придают разговорам действующих лиц “Вишневого сада” какую-то хаотичность, бессвязность, словно герой не всегда знает, что он скажет в следующую минуту. Вообще диалоги в пьесе очень необычны по сравнению с пьесами чеховских предшественников и современников: они напоминают, скорее, диалоги глухих.

Каждый говорит о своем, как будто не обращая внимания на то, что говорит его собеседник. Так, реплика Гаева о том, что поезд опоздал на два часа, неожиданно влечет за собой слова Шарлотты о том, что ее собака и орехи кушает.

Все словно противоречит законам драматургии, выработанным всей мировой драматургической реалистической литературой. Но естественно, что за этим у Чехова стоит глубокий художественный смысл. Такие разговоры показывают своеобразие отношений между героями пьесы, вообще своеобразие чеховских образов.

Важно

На мой взгляд, каждый персонаж “Вишневого сада” живет в своем замкнутом мире, в своей системе ценностей, и именно их несовпадение друг с другом и выходит на первый план в пьесе, подчеркивается автором.

То, что Любовь Андреевна, которой угрожает продажа ее имения с торгов, раздает деньги первому встречному, призвано ли у Чехова только продемонстрировать ее расточительность как черту характера взбалмошной барыньки или свидетельствовать о моральной правоте экономной Вари? С точки зрения Вари — да; с точки зрения Раневской — нет. А с точки зрения автора — это вообще свидетельство отсутствия возможности у людей понять друг друга. Любовь Андреевна вовсе не стремится быть хорошей хозяйкой, во всяком случае Чехов этого стремления не изображает и за отсутствие его героиню не осуждает. Он вообще говорит о другом, что лежит за пределами хозяйственной практики и к ней не имеет никакого отношения. Так и советы Лопахина, умные и практичные, неприемлемы для Раневской. Прав ли Лопахин? Безусловно. Но права по-своему и Любовь Андреевна. Прав ли Петя Трофимов, когда он говорит Раневской, что ее парижский любовник — негодяй? Прав, но для нее его слова не имеют никакого смысла. И Чехов вовсе не ставит себе целью создать образ упрямой и своевольной женщины, не прислушивающейся ни к чьим советам и губящей собственный дом и семью. Для этого образ Раневской слишком поэтичен и обаятелен. Видимо, причины разногласий между людьми лежат в пьесах Чехова вовсе не в области практической, а в какой-то другой сфере.

Смена тематики разговоров в пьесе тоже могла вызывать недоумение. Кажется, что никакой логической связи между сменяющими друг друга беседующими группами нет. Так, во втором акте на смену беседующим о смысле жизни Раневской Гаеву и Лопахину приходят Петя и Аня, люди далекие от того, что заботит старших, волнует их.

Такая “мозаичность” сцен обусловлена своеобразием системы образов и драматургического конфликта у Чехова. Собственно говоря, драматургический конфликт в привычном смысле в пьесах Чехова отсутствовал, действие не строилось на противоборстве персонажей, да и персонажи перестали делиться на “хороших” и “плохих”, “положительных” и “отрицательных”.

В “Вишневом саде” разве только Яша выписан явно иронически, остальные же никак не укладываются в традиционные категории отрицательных персонажей. Скорее, каждый герой по-своему несчастен, даже Симеонов-Пищик, но и те персонажи, на стороне которых авторская симпатия, все равно не выглядят однозначно “положительными”.

Неподдельно грустно звучит обращение Раневской к ее детской комнате, подняться до подлинно трагического звучания Чехов ему не дает, нейтрализуя трагическое начало комическим обращением Гаева к шкафу. Сам Гаев и смешон в своих напыщенных и нелепых монологах, но в то же время и искренне трогателен в бесплодных попытках спасти вишневый сад.

То же — “смешон и трогателен” — можно сказать и о Пете Трофимове.

Одна и та же черта делает героя и привлекательным, и смешным, и жалким. Это, пожалуй, та черта, которая объединяет их всех, независимо от внешнего положения.

Намерения, слова героев — замечательны, результаты расходятся с намерениями, то есть все они до некоторой степени “недотепы”, если использовать словечко Фирса. И в этом смысле не только комическое значение приобретает фигура Епиходова, .

Совет

который как бы концентрирует в себе это всеобщее “недотепство”. Епиходов — пародия на каждого персонажа и в то же время проекция несчастий каждого.

Здесь мы подходим к символике “Вишневого сада”. Если Епиходов — собирательный образ, символ поступков каждого персонажа, то общий символ пьесы — уходящая в прошлое, ломающаяся жизнь и неспособность людей изменить это.

Потому так символична комната, которая “до сих пор называется детскою”. Символичны даже некоторые персонажи, Шарлотта, например, которая не знает своего прошлого и боится будущего, символична среди людей, теряющих свое место в жизни.

Люди не в силах переломить ее ход в свою пользу, даже в мелочах. В этом и заключается основной пафос пьесы: конфликт между героями и жизнью, разбивающей их планы, ломающей их судьбы.

Но в событиях, которые происходят на глазах у зрителей, это не выражено в борьбе против какого-либо злоумышленника, поставившего себе целью погубить обитателей имения. Поэтому конфликт пьесы уходит в подтекст.

Все попытки спасти имение оказались тщетными. В четвертый акт Чехов вводит звук топора, стучащего по дереву. Вишневый сад, центральный образ пьесы, вырастает до всеобъемлющего символа, выражающего неизбежную гибель уходящей, распадающейся жизни.

Все герои пьесы виноваты в этом, хотя все они искренни в своем стремлении к лучшему. Но намерения и результаты расходятся, а горечь происходящего в состоянии подавить даже радостное чувство Лопахина, оказавшегося в борьбе, к победе в которой он не стремился.

Обратите внимание

И лишь один Фирс остался до конца преданным той жизни, и именно поэтому он оказался забытым в заколоченном доме, несмотря на все заботы Раневской, Вари, Ани, Яши. Вина героев перед ним — это тоже символ всеобщей вины за гибель прекрасного, что было в уходящей жизни.

Словами Фирса пьеса заканчивается, а дальше слышен только звук лопнувшей струны да стук топора, вырубающего вишневый сад.

Сочинения по теме:

  • Временные линии в произведении А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сочинение
  • Новые люди для процветания вишнёвого сада по произведению А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сочинение
  • Описание природы в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сочинение
  • Вера в будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сочинение

Источник: http://1soch.ru/chehov-ap/vishnevyy-sad/personaji-pesy-a-p-chehova-vishnevyy-sad

Герои пьесы А. Чехова «Вишневый сад» как представители прошлого, настоящего и будущего

Сочинения по литературе: Герои пьесы А. Чехова «Вишневый сад» как представители прошлого, настоящего и будущего Пьеса «Вишневый сад» занимает особое место в творчестве А. П. Чехова.

До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекли их на положение жертвы.

В «Вишневом саде» действительность выражается в ее историческом развитии.

Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами. На смену дворянству идут люди деловые и практичные, они — настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколениям принадлежит право изменить эту «нескладную, несчастливую жизнь».

Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии, призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости. Эта идея раскрывается в ясной группировке основных образов пьесы.

Прошлое России представляет поместное дворянство — неразумные владельцы вишневого сада Гаев и Раневская; русскую буржуазию — купец Лопахин. Аня, дочь Раневской, и студент Петя Трофимов — будущее страны.

Вера в будущее России, в неограниченные возможности народа, который создаст новые сады, — вот авторское отношение к жизни, идейная основа глубокого лиризма пьесы. Заброшенная часовенка, около которой могильные плиты, а за ней «далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город», напоминает об умирании прошлого и рождении будущего, нового.

Читайте также:  Биография анны ахматовой: жизнь и творчество

Ощущение близкой катастрофы владельцев вишневого сада, их унылое, подавленное настроение передает двукратное повторение отдаленного звука лопнувшей струны, «замирающего, печального». Мечте о будущем противостоит уродливая жизнь людей-«недотеп».

Причем Чехов сознательно обнажает столкновение мечты и действительности. Создавая характеры людей, которым присущи типические черты той или иной общественной группы, писатель избрал наиболее трудный путь. Неизбежность крушения прошлого становится совершенно очевидной, когда мы видим не худших, а лучших его представителей.

Важно

По своим личным качествам и Раневская, и Гаев, и Симеонов-Пищик — люди скорее хорошие, чем плохие. И все-таки все они «существуют неизвестно для чего», так как их общие, наиболее характерные черты присущи отживающей паразитической жизни. «Хороший она человек. Легкий, простой человек», — говорит о Любови Андреевне Лопахин.

И действительно, внешне она добра, обаятельна, непосредственна. Когда слышишь ее трогательное обращение к детству, чистоте, саду, то веришь в искренность ее слов. Речь героини изобилует эмоциональными выражениями, эпитетами и сравнениями. Но эмоциональность часто переходит в излишнюю манерность и чувствительность.

Эта особенность ее речи не оставляет сомнения в том, что Раневская не способна на действительно глубокое чувство. На Раневскую похож ее брат Гаев. Перед лицом жизни он слаб и беспомощен. Он не понимает происходящих изменений, умеет говорить только юбилейные речи и этим пустым фразерством создает иллюзию яркой и полезной жизни.

И брат, и сестра непрактичны, неспособны к делу, но очень любят высокие слова. Итак, все органически присущие представителям дворянского мира качества оказываются той причиной, благодаря которой становится естественным процесс его отмирания как класса.

Новую силу, которая пришла на смену дворянству, представляет Лопахин — делец, коммерсант, практик.

И опять Чехов сознательно изображает лучшего, наиболее симпатичного представителя русской буржуазии. Лопахин выгодно отличается от Раневской и Гаева своей энергией и деловыми качествами. Ему присущи облагораживающие черты раздумья, он тонко чувствует красоту мира.

Параллельно с этим автор обнажает хищническую сущность лопахиных: ведь рубит же в конечном счете купец вишневый сад. Лопахины — настоящее, но они необходимы России лишь на определенном этапе развития.

«Вечный студент», разночинец, сын лекаря, Петя Трофимов представляет демократические силы страны, которые противостоят и паразитизму барства, и разрушительной деятельности новых хозяев жизни.

Героя отличает горячая вера в торжество справедливой социальной жизни в недалеком будущем. Вот почему этот человек исключительно честен, не скован традициями и предрассудками, лишен меркантильных интересов. В нем отражаются революционные настроения демократического студенчества. С другой стороны, в образе Пети присутствует та же «недотепистость», что и в персонажах «прошлого».

Совет

Так Чехов выражает некоторое сомнение в способности героя к чему-либо, кроме красивых речей.

Но так или иначе, а своей критикой несправедливой жизни, защитой человеческого достоинства, призывами к свободной жизни Петя содействует пробуждению сознания юной Ани, зарождает в ней жажду разумного, духовно богатого, светлого мира. Идеи Трофимова падают на благодатную почву. Аня доверчиво впитывает их в себя.

Но путь Ани к новой жизни труден. По складу характера она во многом близка к матери: питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы девушка беспечна, быстро переходит от озабоченности к легкомысленному веселью. Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне.

Но все это не мешает Ане порвать со старым жизненным укладом. Ее эволюция происходит на наших глазах. Новые взгляды героини еще наивны, но она навсегда прощается с прошлым. Уходя вместе из старого дома, Петя и Аня говорят: «Прощай, старая жизнь!

«, «Здравствуй, новая жизнь!» И им хочется верить… В пьесе «Вишневый сад» показаны три поколения, противоборствующие друг с другом. В этой сложной борьбе побеждает молодость — будущее России.

Источник: http://historylib.net/geroi-pesy-a-chexova-vishnevyj-sad-kak-predstaviteli-proshlogo-nastoyashhego-i-budushhego/

ВИШНЁВЫЙ САД. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ ПЬЕСЫ

ВИШНЁВЫЙ САД. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ ПЬЕСЫ

Изображая в пьесе быт дворянской усадьбы, Чехов выводих на сцену и целую группу лиц, связанных с усадьбой.

Это наряду с камердинером Фирсом лакей Яша, конторщик Епиходов, горничная Дупяша, экономка Варя.

Образы их важны в том отношении, что, с одной стороны, дорисовывают картину быта старого дворянского гнезда, с другой — показывают разлагающее влияние этого быта на тех, кто с ним был связан.

Приступая к работе над «Вишнёвым садом», Чехов мечтал написать «смешную пьесу», весёлую комедию. Этим объясняется обилие комического элемента в пьесе, в частности в образах Яши, Епиходова и Дупяши. Особенно комическое впечатление производит стремление усадебных слуг подражать внешней, показной культуре своих господ.

Горничная Дуняша говорит о себе: «Нежная стала, такая деликатная, благородная». Подражая манерам нежной барышни, Дуняша, здоровая и весёлая девушка, жалуется на свои расстроенные нервы. Кокетливая и жеманная, с неизменным зеркальцем и пудреницей в руках, Дуняша вся во власти любовных мечтаний. Фирс не без оснований предупреждает её: «Закрутишься ты…»

Если образ Дуняши вызывает добродушную улыбку и опасение за судьбу этой девушки, то образ Яши производит отталкивающее впечатление. Это — развращённый сытым бездельем и жизнью в Париже лакей. Россия для него — «страна необразованная». «Насмотрелся на невежество — будет с меня»,- заявляет он, прося Раневскую снова взять его в Париж.

Восклицание его: «Вив ла Франс!» (Да здравствует Франция!) вызывает и смех, и презрение. Яша, по парижской привычке, курит сигары и пьёт шампанское, а дома, на родине, грубо кричит на Фирса и не желает видеть свою крестьянку-мать. Его образ — злая пародия на распущенных господ, утерявших чувство родины.

Обратите внимание

Особенно комичное и в то же время грустное впечатление производит в пьесе образ Епиходова, конторщика вишнёвого сада. Епиходов считает себя «развитым человеком», читает «разные замечательные книги», но с трудом выражает свои мысли.

Претензии его выражаться «по-книжному» приводят к построению самых сумбурных фраз, состоящих из вводных слов и лишённых всякого смысла: «Конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние чувства». Простодушная Дуняша даёт по-своему удачную характеристику бессвязного языка Епиходова: «Хорошо и чувствительно, только непонятно».

Епиходов всё делает невпопад, неуклюже, за что получил прозвище «двадцать два несчастья». Эпитет недотёпа, не раз встречающейся в пьесе, больше всего подходит к Епиходову.

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/63-chehov-a-p-russkaya-literatura/365-vishnyovyj-sad-vtorostepennye-personazhi-pesy.html

Герои пьесы «Вишневый сад», как представители трех разных эпох

«Вишневый сад» — последнее произведение А. П. Чехова. Писатель был неизлечимо болен, когда писал эту пьесу. Он сознавал, что скоро уйдет из жизни, и, наверное, поэтому вся пьеса наполнена какой-то тихой грустью и нежностью.

Это прощание великого писателя со всем, что ему было дорого: с народом, с Россией, судьба которой волновала его до последней минуты. Наверное, в такой момент человек думает обо всем: о прошлом — вспоминает все самое важное и подводит итоги, — а также о настоящем и будущем тех, кого он оставляет на этой земле.

В пьесе «Вишневый сад» как будто произошла встреча прошлого, настоящего и будущего.

Создается впечатление, что герои пьесы принадлежат трем разным эпохам: одни живут вчерашним днем и поглощены воспоминаниями о давно прошедших временах, другие заняты сиюминутными делами и стремяться извлечь пользу из всего, что имеют на данный момент, а третьи обращают свои взоры далеко вперед, не принимая во внимание реальные события.

Таким образом, прошлое, настоящее и будущее не сливаются в одно целое: они существуют по сдельности и выясняют между собой отношения.

Яркими представителями прошлого являются Гаев и Раневская. Чехов отдает дань образованности и утонченности русского дворянства. И Гаев, и Раневская умеют ценить красоту. Они находят самые поэтичные слова для выражения своих чувств по отношению ко всему, что их окружает, — будь то старый дом, любимый сад, словом все, что им дорого с детства.

Даже к шкафу они обращаются, как к старому другу: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости…» Раневская, оказавшись дома после пятилетней разлуки, готова целовать каждую вещь, напоминающую ей о детстве и юности.

Дом для нее — это живой человек, свидетель всех ее радостей и печалей.

 У Раневской совершенно особое отношение к саду — он как будто олицетворяет все самое лучшее и светлое, что было в ее жизни, является частью ее души.

Важно

Глядя на сад в окно, она восклицает: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось». Жизнь Раневской была не из легких: она рано потеряла мужа, а вскоре после этого погиб ее семилетний сын.

Человек, с которым она попыталась связать жизнь, оказался недостойным — изменял ей и транжирил ее деньги. Но вернуться домой для нее все равно что припасть к живительному источнику: она вновь чувствует себя молодой и счастливой.

Вся боль, накипевшая в ее душе, и радость встречи выражаются в ее обращении к саду: «О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы не покинули тебя…» Сад для Раневской тесно связан с образом покойной матери — она прямо видит, как мать в белом платье идет по саду.

Ни Гаев, ни Раневская не могут допустить, чтобы их усадьба была сдана дачникам в аренду. Они саму эту мысль считают пошлой, но при этом не желают глядеть в лицо реальности: приближается день аукциона, и имение будет продано с молотка.

Гаев проявляет полную инфантильность в этом вопросе (ремарка «Кладет в рот леденец» как будто подтверждает это): «Проценты мы заплатим, я убежден…» Откуда у него такая убежденность? На кого он рассчитывает? Явно не на себя. Не имея на то никаких оснований, он клянется Варе: «Честью моей клянусь, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! …

Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!» Красивые, но пустые слова.

Иное дело — Лопахин. Этот человек на ветер слов не бросает. Он искренне пытается растолковать Раневской и Гаеву, что есть реальный выход из создавшегося положения: «Каждый день я говорю все одно и то же.

И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, — аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтобы были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены». С таким призывом «настоящее» обращается к «прошлому», но «прошлое» не внемлет. «Окончательно решить» — это непосильная задача для людей такого склада.

Им проще пребывать в мире иллюзий. Зато Лопахин времени даром не теряет. Он просто покупает это имение и ликует в присутствии несчастной и обездоленной Раневской. Покупка имения для него имеет особое значение: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». Это — гордость плебея, который «утер нос» аристократам.

Ему только жаль, что отец и дед не видят его торжества.

Совет

Зная, что значил вишневый сад в жизни Раневской, он буквально пляшет на ее костях: «Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!» И тут же сочувствует рыдающей Раневской: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Но это — минутная слабость, ведь он переживает свой звездный час. Лопахин — человек настоящего, хозяин жизни, но вот за ним ли будущее?

Может быть, человек будущего — Петя Трофимов? Он — правдолюб («Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза»). Его не интересует собственная внешность («Я не желаю быть красавцем»). Любовь он, видимо, считает пережитком прошлого («Мы выше любви»).

Все материальное его тоже не привлекает. Он готов разрушить и прошлое, и настоящее «до основанья, а затем…» А что затем? Разве можно вырастить сад, не умея ценить красоту? Петя производит впечатление человека несерьезного и поверхностного.

Чехова, видимо, совсем не радует перспектива такого будущего для России.

Остальные герои пьесы тоже являются представителями трех разных эпох. Например, старый слуга Фирс весь из прошлого. Все его идеалы связаны с далекими временами. Реформу 1861 года он считает началом всех бед. Ему не нужна «воля», поскольку вся его жизнь посвящена господам. Фирс — очень цельная натура, он — единственный герой пьесы, наделенный таким качеством, как преданность.

Лакей Яша сродни Лопахину — не менее предприимчивый, но еще более бездушный человек. Как знать, может, и он скоро станет хозяином жизни?

Прочитана последняя страница пьесы, но нет ответа на вопрос: «Так с кем же писатель связывает свои надежды на новую жизнь?» Появляется ощущение какой-то растерянности и тревоги: кто будет решать судьбу России? Кому под силу спасти красоту?

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Герои пьесы «Вишневый сад», как представители трех разных эпох. И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/geroi-pesy-vishnevyj-sad-kak-predstaviteli-trex-raznyx-epox/

Ссылка на основную публикацию