Анализ «гранатового браслета» куприна

Анализ «Гранатовый браслет» Куприн

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе.

Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ.

Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гранатовый браслет.

Год написания – 1910

История создания – На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема – В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр – Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление – Реализм.

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова.

Обратите внимание

Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник.

Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ.

Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову.

В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» – безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками.

Важно

Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями – супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней.

В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев.

Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Совет

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка – получение Верой Николаевной подарка.

Развитие событий – рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьет только смерть.

Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

В канву основных событий автор вплел любовные истории, которые тоже помогают читателю понять смысл любви в человеческой жизни.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Гранатового браслета».

Жанр «Гранатового браслета» – повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/granatovyy-braslet/analiz-proizvedeniya-kuprina.html

Анализ повести Гранатовый браслет Куприна сочинение

Александр Иванович Куприн – русский писатель. Его рассказы и повести стали классикой литеры.

«Гранатов браслет» – это повесть о любви, неразделенный и изначально обреченной. Мелкий чиновник Желтков полюбил княгиню Веру Шеину. Он полностью отдается этому чувству, оно становится единственной радостью в жизни Желткова.

На именины он дарит княгине гранатовый браслет с запиской, в которой говорится, что украшение способно защитить мужчину от насильственной смерти, а женщину наделить даром предвидения.

Супруг Шеиной и ее брат, будучи возмущенными поступком чиновника решают поговорить с ним о том, чтобы Желтков перестал компрометировать княгиню в глазах общественности. Разговор заканчивается тем, что чиновник просит мужа Шеиной позволить написать женщине прощальное письмо.

Обратите внимание

На следующий день после вышеуказанных событий Желтков кончает жизнь самоубийством, жертвуя собой ради любимой. Он не хочет, чтобы Вера Шеина страдала из-за его действий.

После смерти Желткова княгиня Шеина по новому начинает ощущать жизнь: она хочет любить и быть любимой. Светлые и искренние чувства чиновника пробуждают в ней сильные эмоции, которые затрагивают душевное состояние героини.

Путь Веры, как отмечает старый генерал Яков Михайлович Аносов, пересекла любовь, « которой грезят женщины, и на которую не способны больше мужчины». 

Любовь – центральная тема всего повествования. Она изменяет характер рассказа: чувства княгини постепенно увядают, они медленно засыпают и перестают быть частью душевных волнений героини. Но возвышенная жертвенная и благородная  любовь Желткова с новой силой пробуждает их в сердце Шеиной.

В основу рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» легла реальная история из жизни. Небогатый телеграфный чиновник Желтиков полюбил замужнюю даму. Не в силах скрывать свои чувства он сделал княгини подарок: золотую цепочку с кулоном.

Позднее этот случай стал семейным анекдотом, который княгиня и ее родные охотно рассказывали своим гостям. Будучи приглашенным в их дом, Александр Куприн, как и многие, услышал рассказ о поступке чиновника Желтикова.

Он превратил его в произведении о высоких чувствах бескорыстной и жертвенной любви.

Сочинение по произведению Гранатовый браслет

“Гранатовый браслет” – произведение, написанное Александром Ивановичем Куприным в 1910 году. Основанием для написания послужила реальная история, случившаяся с писателем: в его жену был влюблён телеграфист Желтиков, подаривший супруге цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Для семьи эта ситуация была комичной, но в повести Куприна приобрела трагический характер.

Главной темой “Гранатового браслета” является тема любви. Чистой, покорной, но безответной. Идеей повести стала мысль о том, что раз в сто лет встречается в мире настоящая любовь, которую нельзя упускать.

События рассказа происходят в конце сентября на даче княжеской семьи Шеиных у Чёрного моря. Многие действия и герои книги интересуют, удивляют и озадачивают, но наиболее сильное впечатление произвели слова Аносова о том, что искренняя любовь всегда должна быть трагична.

Именно этот персонаж “открыл глаза” главной героине Вере на некоторые вещи и мотивы создания семьи, показал примеры истинной самоотверженной любви.

Важно

Вспоминая слова Якова, графиня понимает, что упустила именно те нежность и верность, о которых только могла бы мечтать любая женщина.

Также удивляет “пропитанность” книги символами и суевериями: число гостей на празднике – 13, являющееся несчастливым, подарок мужа – жемчужные серьги (жемчуг – знак недоброго предзнаменования), сам гранатовый браслет (гранат – камень, любви, гнева и крови), пасмурная погода накануне торжества.

Поражает ещё и сила любви Желткова. Он всегда оставался в стороне, не был навязчивым, внимал каждой просьбе Шеиной, и лишившись возможности видеть её, покончил жизнь самоубийством, потому что Вера была смыслом его жизни, и без наблюдения за ней он счёл своё существование бессмысленным.

После чего героиня не только огорчилась, но и поняла, что её сердце еще способно на страсть и любовь, а неинтересная и приевшаяся жизнь заиграла новыми красками и оттенками.

Она осознала искренность тёплых чувств и готовность жертвовать собой ради другого человека при отсутствии какой-то отдачи и взаимности.

“Гранатовый браслет” заставляет задуматься о настоящей любви и подводит к мысли, что это светлое ощущение и симпатия важна в жизни каждого, и если человек влюблён безответно, но очень крепко и глубоко, то даже наблюдение за предметом обожания на дистанции наполняет существование смыслом и может осчастливить его. Нужно уметь любить, не требуя ничего взамен, и не бояться казаться смешным и глупым из-за проявления своих чувств.

← Вера Алмазова в рассказе Куст сирени
← Герои повести Олеся Куприна↑ КупринАнализ рассказа Тапер →
Анализ рассказа Поединок →

  • Тема Родины в творчестве Цветаевой сочинение 11 класс
    Марина Ивановна Цветаева является одной из самых противоречивых и притягательных фигур в русской поэзии Серебряного века. Любившая Россию так сильно, как никто другой, волею судьбы Цветаева<\p>
  • Анализ романа Марка Твена Приключения Тома Сойера
    Произведение представляет собой приключенческую историю о двух американских мальчиках, описанных писателем в образах Тома Сойера и Гекльберри Финна и характеризующихся в качестве неутомимых искателей приключений.
  • Как мечта влияет на человека? Итоговое сочинеие
    Каждый человек о чем-то мечтает. Это не зависит от возраста, пола и положения в обществе. Начинают мечтать еще в раннем детстве. Первые желания чистые и наивные. Когда малыши мечтают, они верят, что все исполнится.
  • Сочинение Папа в армии (как мой папа служил в армии)
    Мой папа служил в армии с 1996 по 1998 год в Воронеже во внутренних войсках. Он сопровождал поезда, на которых перевозили преступников. Раньше служили 2 года, вернулся он в звании старшего сержанта.
  • Сочинение Известный успешный телеведущий (Максим Галкин)
    Наша страна насыщена огромным количеством талантливых личностей, которые радуют нас своим выступлением и появлением в разных городах и странах. Им удалось не только развить в себе этот талант,

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/kuprin/analiz-povesti-granatovyj-braslet

Анализ произведения Гранатовый браслет Куприна

Каждое поколение задает себе вопросы: Есть ли любовь? Какая она? Нужна ли она? Вопросы трудные и невозможно однозначно ответить на них. А.

Куприн непревзойденный мастер пера способный задавать такие вопросы, отвечать на них.  Куприн любит писать о любви, это одна из самых любимых его тем.

Чувство щемящей тоски и одновременно просветления наступает после прочтения «Гранатового браслета».

Совет

Скромный почтовый служащий самозабвенно любит княгиню. Семь долгих, томительных лет Желтков любит женщину, с которой даже ни разу не встретился. Он просто ходит за ней, собирает забытые ей вещи, дышит воздухом, которым дышит она.

А какие он пишет ей письма! В знак своей любви он дарит ей гранатовый браслет, который ему самому очень дорог. Но Вера Николаевна оскорблена и все рассказывает своему мужу, которого не любит, но очень к нему привязана.

Шеин, Муж Веры Николаевны, выясняет отношения с Желтковым. Он просит больше не докучать его жене письмами и подарками, но разрешает написать прощальное письмо с извинениями. Это явилось причиной самоубийства Желткова.

Осознание того, что он никогда не добьется любви своего идеала, что дни его будут пусты и холодны, толкнули Желткова на страшный поступок.

«Да святится имя твое!»,- с такими восторженными словами уходит Желтков из жизни. И разве не потеряла Вера Николаевна возможность любить? Любить дано не каждому. Только человек с чистой, незапятнанной душой может отдаться этому чувству.

Скромный Желтков, которого в толпе можно не заметить, противопоставлен богатым, черствым людям светского круга. Но душа, какая у него душа… Ее не видно, она не в одеждах. Ее можно только почувствовать, полюбить. Желткову не повезло.

Его душу не разглядел никто.

Я плакала, когда читала это произведение. Переживания Желткова перечитывала несколько раз. А его письма к любимой женщине? Их можно выучить наизусть. Какая глубина любви, самопожертвования и самоотречения.

Говорят, что сейчас так не могут любить. Наверное. Генерал Аносов в повести говорит, что нет любви, и в наше время не было. Получается, о вечной любви думают все поколения, но узнать ее удается единицам.

Обратите внимание

Куприн написал «Гранатовый браслет» в 1911 Году. До сих пор его произведение не потеряло актуальности и востребованности. Почему? Потому что тема любви вечна. Если не было бы любви, мы стали все черствыми, железными машинами без сердца и совести. Любовь спасает нас, делает нас людьми. Иногда, так получается, из-за любви проливается кровь. Это больно и жестоко, но это очищает нас.

Хочу в своей жизни испытать счастливую любовь. А если не будет взаимности, ну что ж. Главное, чтобы любовь была.

Вариант 2

В рассказе Александра Куприна с необычайной тонкостью и трагичностью описана истинная любовь, хотя и безответная, но чистая, бесспорная и возвышенная. Кому, как не Куприну писать об этом великом чувстве. «…Почти все мои сочинения – моя автобиография…» – замечал писатель.

…Главная героиня Вера Николаевна Шеина, выделявшаяся своей добросердечием, учтивостью, воспитанием, рассудительностью и особенной любовью к детям, которых, она не могла иметь. Она была замужем за князем Шеином, находившегося в состоянии банкротства.

На именины Вере супруг преподнес сережки, сестра – антикварный молитвенник, выполненный в виде записной книжке. На празднике находились лишь близкие родственники, вследствие этого праздник получился хорошим, все поздравляли княгиню. Но, на любом празднике может что-то произойти, так и здесь.

Главной героине приносят еще один презент и письмо. Этот дар – гранатовый браслет для писателя обладал огромным значением, так как он считал это знаком любви. Адресатом данного подношения был тайный поклонник княгини Г.С. Желтков.

Это был мужчина в возрасте тридцати пяти лет, худощавого телосложения с одутловатым лицом, трудился чиновником.

Его чувства к женщине бурлили на протяжении восьми лет, это была неразделённая любовь, доходящая до безрассудства, Желтков коллекционировал все предметы, которые принадлежали или держала в руках его любимая.

Своим презентом он показал свои чувства перед всем семейством Шеиных. Супруг и родственники решают, что нужно возвратить презент обладателю и растолковать, что с его стороны это неприличный поступок. Муж Веры в разговоре с поклонником показывает свое благородство, он видит, что чувства Желткова подлинные.

В скором времени, княгиня из газеты узнает о самоубийстве своего воздыхателя. У нее появляется желание посмотреть на человека, даже после его кончины.<\p>

Важно

Находясь в квартире почившего, Вера Николаевна осознает, что это был ее мужчина. Чувства к супругу давно угасли, осталось только уважение.

Немаловажным символом считается письмо, оставленное Желтковым возлюбленной. 

В художественной литературе тема любви считается основной, это одна из главных элементов социума.

Анализ рассказа для 11 класс

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/kuprin/analiz-proizvedeniya-granatovyj-braslet-kuprina-11-klass

Анализ рассказа “Гранатовый браслет”

Произведение “Гранатовый браслет”, анализ которого мы сейчас приведем в этой статье, читают все – и учащиеся, и взрослые, давным давно окончившие школу.

А всё потому, что Александр Иванович Куприн является большим мастером короткой прозы, его рассказы, так ярко описывающие самые светлые чувства, имеют свой неповторимый стиль и помогают разобраться в тонких нотках души русского человека.

Именно поэтому сейчас мы рассмотрим анализ рассказа “Гранатовый браслет”.

О чем рассказ

Основанием для сюжета рассказа стала настоящая история, которую узнал Куприн. Любовь одного телеграфного чиновника к замужней даме привела к тому, что он больше не мог скрывать свои чувства и решил сделать ей подарок.

Итак, главной героине, которую зовут Шеина Вера Николаевна, преподносят в подарок очень интересное украшение. Мало того, что судя по записке, подарок сделал тайный поклонник, там сказано о свойствах зеленого граната. А подарок – это гранатовый браслет.

Подаривший уверен, что обладательница этого камня получает возможность предвидеть.

В анализе рассказа “Гранатовый браслет” важно отметить, что зеленый гранат становится, как символ страстной любви и пылких чувств. Княгиня Шеина, получившая подарок, решает рассказать супругу о том, что она получила такой подарок и даже дает прочесть ему приложенную записку.

Читатель вскоре узнает, что тайным воздыхателем является герой рассказа Желтков. Он служит мелким чиновником и давно влюблен в княгиню.

Хотя после того, как о нем становится известно, Желтков получает угрозы от брата Шеиной и другие обидные слова, благодаря своей любви он всё терпит.

В конце концов, чтобы отвести позор от любимой, Желтков сводит счёты с жизнью. Даже не делая глубокого анализа рассказа “Гранатовый браслет”, видно, что княгиня только после этих печальных событий понимает, насколько глубоки и чисты были чувства бедного чиновника Желткова. Но она понимает не только это, но ещё кое-что важное.

Куприн раскрывает тему любви

Образ Желткова, который красной нитью проходит через всё повествование, показывает, какая беззаветная и самопожертвованная любовь может быть в сердце человека. Не предавая своих чувств, Желтков решает проститься с жизнью.

Однако происходят изменения и в княгине Шеиной, и это благодаря любви Желткова. Теперь Вера снова хочет почувствовать, что любят её и хочет любить сама, и это становится центральной темой рассказа “Гранатовый браслет”, анализ которого мы сейчас проводим.

Ведь за то время, что главная героиня замужем, она практически забывает о чувствах и плывет по течению.

Совет

Какой смысл Куприн вложил в символ гранатового браслета? Во-первых, благодаря этому браслету княгиня Вера поняла, что страсть и любовь снова можно испытать, а во-вторых, получив такой подарок, она расцвела и вновь полюбила жизнь, вновь ее дни наполнились красками и эмоциями.

Александр Куприн в своих произведениях огромное значение придавал теме любви, и как раз в “Гранатовом браслете” это хорошо видно. Любовь, как чистое чувство, должна быть в сердце человека. Хотя финал в рассказе печален, главная героиня осталась счастливой, потому что поняла, на какие чувства способна ее душа.

В этой статье мы познакомили вас с кратким анализом рассказа “Гранатовый браслет”, обязательно прочитайте также краткое содержание этого произведения, и ознакомьтесь с биографией Александра Куприна.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-rasskaza-granatovyy-braslet

Гранатовый браслет : анализ произведения Куприна

Анализ произведения “Гранатовый браслет” делался уже не раз известными литературоведами.

Еще Паустовский отметил необыкновенную силу и правдивость, которую Куприн сумел придать сюжету, появившемуся еще несколько веков назад в средневековых романах, а именно истории о великой и неразделенной любви.

Рассуждать о смысле и значении повести в художественной литературе можно очень долго, однако в этой статье собраны лишь наиболее важные для ее понимания и изучения детали.

Проводя кратко анализ “Гранатового браслета”, следует начать с описания общих художественных особенностей произведения. Наиболее яркими среди них являются:

  • Обилие и разнообразие тем, образов, сюжетов, в основе которых всегда лежит жизненный опыт. Практически все повести и рассказы Куприна основаны на событиях, действительно имевших место в реальности. Персонажи имеют реальные прототипы – по словам самого писателя, это Людмила Ивановна Туган-Барановская, в замужестве Любимова, ее муж, брат и отец И. Я. Туган-Барановский, участник Кавказской войны. Черты отца Любимовой нашли отражение в образе генерала Аносова. Чета Фриессе – это, по свидетельству современников, Елена Туган-Барановская, старшая сестра Людмилы, и ее муж, Густав (Евстафий) Николаевич Нитте.
  • Образ маленького человека, который писатель идейно унаследовал у Чехова. Он играет важную роль в анализе “Гранатового браслета”: Куприн исследует жизнь этого образа на фоне совершенно порочного, бессмысленного существования остального общества: писатель не идеализирует последнее, но создает один идеал, к которому стоит стремиться.
  • Романтизация, поэтизация прекрасного чувства (это следует из последних слов предыдущего пункта). Возвышенная, “не от мира сего” любовь ставится в противовес обыденности.
  • Обогащение событийным началом – не главная, но достойная упоминания при анализе “Гранатового браслета” черта прозы Куприна. Эта стилистическая особенность происходит из подлинности сюжетов и героев. Писатель не извлекает поэзию из мира вымыслов, но ищет ее в реальном мире, в обыденных, на первый взгляд, историях.

Начиная анализ “Гранатового браслета”, следует обратить внимание на детали. Повесть начинается с описания природы: приморская осень, увядающие цветы, тихая погода – во всем ровное, безразличное спокойствие.

Образ Веры Николаевны хорошо сочетается с этой погодой: ее “аристократическая красота”, сдержанность, даже некоторое высокомерие в обращении с людьми делает княгиню отчужденной, лишенной жизненной силы. Это же подчеркивается и в ее отношениях с мужем, которые давно уже остыли, превратились в ровную, никакими чувствами не омраченную дружбу.

Для Куприна, который считал любовь одним из важнейших чувств в человеческой жизни, отсутствие ее в браке – однозначный показатель холодности, бездушности героини.

Все, что окружает княгиню Веру Николаевну – имение, природа, отношения с мужем, образ жизни, характер – спокойно, мило, хорошо. Куприн подчеркивает: это – не жизнь, это лишь существование.

В анализе “Гранатового браслета” нельзя обойти образ сестры Анны. Он дан для контраста: ее яркая внешность, живая, подвижная мимика и манера речи, образ жизни – ветреность, непостоянство, легкомысленный флирт в замужестве – все противопоставлено Вере. У Анны двое детей, она любит море. Она – живая.

Княгиня Вера детей не имеет, и море надоедает ей быстро: “Я люблю лес”. Она холодна и рассудительна. Вера Николаевна не живая.

Именины и подарок

Проводя анализ “Гранатового браслета” Куприна, удобно идти по сюжету, постепенно раскрывающему детали истории. В пятой главе впервые говорится о таинственном поклоннике Веры Николаевны.

В следующей главе читатель узнает его историю: муж Веры, Василий Львович, преподносит гостям ее как курьез, насмехается над несчастным телеграфистом. Однако Вера Николаевна имеет несколько другое мнение: она сначала пытается попросить мужа не рассказывать и потом испытывает неловкость, судя по поспешному “Господа, кто хочет чаю?”.

Конечно, Вера все еще считает своего поклонника и его любовь чем-то нелепым, даже неприличным, однако она воспринимает эту историю более серьезно, чем ее муж, Василий Львович. Про красные гранаты на золотом браслете она думает: “Точно кровь!”.

Обратите внимание

Это же сравнение повторяется еще раз: в конце главы употребляется перифраз – и камни превращаются в “алые кровавые огни”. Куприн сравнивает цвет гранатов с кровью, чтобы подчеркнуть: камни – живые, как и чувство влюбленного телеграфиста.

Далее по сюжету идет рассказ старого генерала о любви.

Читатель познакомился с ним еще в четвертой главе, и тогда уже описание его жизни занимало больше места, чем описание жизни Веры – то есть история этого персонажа гораздо важнее.

В анализе повести “Гранатовый браслет” следует заметить: образ мыслей генерала Аносова достался ему от самого Куприна – в слова персонажа писатель вложил свое представление о любви.

Генерал считает, что “люди в наше время разучились любить”. Он видит вокруг себя лишь корыстные отношения, иногда скрепляемые браком, и приводит в пример свою жену.

Тем не менее он еще не утратил идеала: генерал верит, что та истинная, самоотверженная и прекрасная любовь существует, однако не ожидает увидеть ее в реальности.

То, что знает он – “два случая похожих” – жалко и нелепо, хотя в этой бытовой житейской нелепости и неуклюжести проглядывает искра истинного чувства.

Поэтому генерал Аносов, в отличие от мужа Веры Николаевны и брата Николая Николаевича, относится к истории с любовными письмами серьезно. Он уважает чувство таинственного поклонника, потому что за курьезом и наивностью сумел разглядеть образ истинной любви – “единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной”.

Желтков

“Увидеть” Желткова читателю удается только в десятой главе, и здесь в анализе “Гранатового браслета” дается его характеристика. Облик Желткова дополняет, раскрывает его письма и поступки.

Благородная внешность, разговор, а потом самое главное – то, как он держит себя с князем Шеиным и Николаем Николаевичем.

Сначала волновавшийся Желтков, когда узнает, что брат Веры Николаевны думает, что этот вопрос можно решить силой, что можно с помощью власти заставить человека отказаться от чувства, совершенно преображается.

Он понимает, что духовно выше, сильнее Николая Николаевича, что именно ему доступно понимание чувства. Отчасти это ощущение с Желтковым разделяет князь Василий Львович: он, в отличие от своего шурина, внимательно прислушивается к словам влюбленного и позже скажет Вере Николаевне, что поверил и принял историю необыкновенного по своей силе и чистоте чувства Желткова, понял его трагедию.

Заканчивая анализ “Гранатового браслета”, стоит сказать, что если для читателя вопрос о том, было ли чувство Желткова воплощением истинной любви или лишь маниакальной одержимостью, остается открытым, то для Куприна же все было очевидно.

И в том, как Вера Николаевна восприняла самоубийство Желткова, и в чувстве, и в слезах, которые были вызваны сонатой Бетховена из последнего его письма – это осознание того самого огромного, истинного чувства, которое “случается только один раз в тысячу лет”.

Источник: https://www.nastroy.net/post/granatovyiy-braslet-analiz-proizvedeniya-kuprina

Куприн А.И. “Гранатовый браслет” – проблемы произведения

Повесть великого гения любовной прозы А. И. Куприна «Гранатовый браслет» можно интерпретировать по — разному, рассуждая на тему, кто здесь настоящий герой.

Мнение критиков расходится в этом вопросе, одни считают героем Желткова, любыми способами старающегося доказать свою любовь, но и заявить о своем существовании, другие отдают предпочтение мужу героини, который просто желает, чтобы его супруга была счастлива.

Разобраться в этом поможет анализ произведения по плану. Данный материл можно использовать при подготовке к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Краткий анализ

Год написания — 1910 г.

История создания — За основу сюжета писатель взял реальную историю, рассказанную им одним из его друзей.

Тема — Главная тема этой повести — любовь, безответная и настоящая.

Композиция — В экспозиции начинается действие, знакомящие с героями повести, следом происходит завязка, когда Вера Николаевна получает в подарок гранатовый браслет. Особенности композиции в использовании символов, тайных смыслов.

Здесь и сад, который описан в пору увядания, и новеллы, сам браслет, главным символом является соната Бетховена, проходящая лейтмотивом повести.

Важно

Идет развитие действия, умирает Желтков, и кульминационным моментом звучит соната Бетховена, и — развязка.

Возможно, вам также будет интересна статья: Куприн «Олеся» (краткое содержание читать)

Жанр — Трудно определить жанровую сущность «Гранатового браслета» По своей композиции, состоящей из тринадцати глав, его можно отнести к жанру повести, а сам писатель считал, что «Гранатовый браслет» — рассказ.

Направление — В повести все подчинено направлению реализма, где ощущается легкий налет романтизма.

История создания

История создания повести имеет реальную основу. Когда — то писатель находился в гостях у своего знакомого, где они рассматривали семейные фотографии. Знакомый рассказал историю, которая случилась в его семье. Какой — то чиновник влюбился в его мать, он писал ей письма.

Однажды этот мелкий чиновник прислал в подарок любимой женщине какую — то безделушку. Выяснив, кто этот чиновник, ему сделали внушение, и он исчез с горизонта. Куприну в голову пришла идея приукрасить этот рассказ, более подробно охватив любовную тему. Он добавил романтических ноток, возвысил концовку и создал свой «Гранатовый браслет», оставив суть рассказа.

Год написания повести — 1910, а в 1911 году повесть была опубликована в печати.

Тема

Александр Куприн считается непревзойденным русским гением любовной прозы, им создано множество произведений, воспевающих любовь в любых ее проявлениях.

В «Гранатовом браслете» анализ повести подчинен этой любимой автором теме, теме любви.

В сущности, в этом произведении рассматривается нравственная проблематика отношений, связанных с любовными отношениями героев повести. В этом произведении все события связаны с любовью, в этом даже смысл названия этой повести, так как гранат — это символ любви, символ страсти, крови и гнева.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Сон смешного человека»

Писатель, давая такое название своему названию, сразу дает понять, чему посвящена основная мысль рассказа.

Он рассматривает различные формы любви, разные ее проявления. Каждый человек, описанный писателем, по — разному относится к этому чувству. Для кого — то, это просто привычка, социальный статус, поверхностное благополучие. Для другого — это то единственное, настоящее чувство, пронесенное через всю жизнь, ради которого и стоило жить.

Для главного героя Желткова, любовь — священное чувство, ради которого он живет, понимая, что любовь его обречена на безответность. Обожание любимой женщины помогает ему переносить все жизненные невзгоды, верить в искренность своих чувств.

Совет

Вера Николаевна для него — смысл всей его жизни.

Когда Желткову сказали, что своим поведением он компрометирует любимую женщину, чиновник сделал вывод, что проблемы социального неравенства будут стоять на его пути к счастью всегда, и покончил с собой.

Композиция

Композиция повести содержит множество тайных смыслов и символов. Гранатовый браслет дает яркое определение всепоглощающей теме страстной любви, определение его как крови, дает понять о том, что эта любовь может быть разрушительной и несчастной, гнев — привел к самоубийству Желткова.

Увядающий сад напоминает об увядающей любви Веры Николаевны к своему мужу. Рисунки и стихи в семейных записках ее мужа — история его любви, искренней и чистой, не претерпевшей никаких изменений за все время их совместной жизни. Несмотря на ее угасающую страсть и прохладное к нему отношение, он продолжает любить свою жену по — настоящему.

Генерал Амосов предпочитает делиться с собеседниками рассказами о любви, что тоже символично. Это единственный человек в произведении, правильно понимающий истинную сущность любви. Он — большой психолог, знаток человеческих душ, ясно видящий все их тайные и явные помыслы.

Возможно, вам также будет интересна статья:  «451 градус по Фаренгейту» — роман-антиутопия Рэя Брэдбери

Через все произведение красной нитью проходит вторая соната Бетховена, главный символ всей повести. На фоне музыки развивается действие. Финальное звучание сонаты является сильным кульминационным моментом. Произведение Бетховена раскрывает все недосказанности, все сокровенные мысли и чувства героев.

Завязка действия — Вера Николаевна получает подарок. Развитие действия — брат и муж идут выяснять отношения с Желтковым. Главный герой произведения, остающийся в стороне на протяжении всего повествования, заканчивает жизнь самоубийством. Кульминационный момент — звучит соната Бетховена, и к Вере Николаевне приходит осознание своей жизни.

Куприн мастерски заканчивает свою повесть, приведя все действия к развязке, где раскрывается истинная сила любви.

Под воздействием музыки просыпается спящая душа Веры Николаевны.

Обратите внимание

Она начинает понимать, что прожила, в сущности, бесцельную и бесполезную жизнь, все время создавая видимое благополучие счастливой семьи, а настоящая любовь, сопровождающая ее всю жизнь, прошла мимо.

То, чему учит творение писателя, каждый решает по — своему, здесь все зависит от читателя. Только он решает, в чью пользу сделать выбор.

Жанр

Произведение великого писателя состоит из тринадцати глав, относится к жанру повести. Писатель считал, что это — рассказ. Период происходящих событий длится на протяжении длительного времени, в нем задействовано большое количество персонажей, и оно полностью соответствует принятому жанру.

Источник: https://factstore.ru/granatovyy-braslet-problemy-proizvedeniya/

Открытый урок. “Великая сила любви” – по рассказу А.И.Куприна “Гранатовый браслет”- 11 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Тема урока: «Великая сила любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Задачи:

Обучающие: <\p>

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;

  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;

  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие: <\p>

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся; <\p>

  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения. <\p>

Воспитательные: <\p>

  • воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства); <\p>

  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;

  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход урока.

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

“Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества. <\p>

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский “Гранатовый браслет”

У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня. <\p>

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Беседа по содержанию рассказа.

Учитель:

В.

Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения. <\p>

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

2. Учитель: “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены.

Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата”, одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству.

Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. <\p>

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)<\p>

– Как входит в рассказ музыка? <\p>

(Эпиграф к рассказу – музыкальная фраза из второй сонаты Л. Бетховена, в финале звучит фрагмент из этого музыкального произведения.

Благодаря такой композиции возникает ощущение, словно рассказ пронизан музыкой, которая звучит в финале как гимн прекрасной душе и благородной любви). <\p>

(Прослушивание фрагмента сонаты Л. Бетховена “Largo Appassionato”). <\p>

– Какие чувства вызвала у вас музыка?<\p>

Какими качествами обладал Л.

Бетховен, создавший божественную музыку, волнующую сердца людей? <\p>

(Глубокими и масштабными чувствами и помыслами, талантом: только талантливое произведение может взволновать слушателей).

– Что такое талант? Любовь? <\p>

(Ответы учащихся). <\p>

– Обратимся к словарю С. И. Ожегова: <\p>

ТАЛАНТ – выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. <\p>

ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

– Объясните значение фразы “талант любви”. <\p>

(Врождённая выдающаяся способность к самоотверженной и глубокой любви). <\p>

– Кто из героев рассказа обладал таким талантом? <\p>

(Г. Желтков).

– Сегодня мы поговорим о силе и таланте любви в рассказе “Гранатовый браслет”.

– О чём произведение А. И. Куприна? Почему оно так названо? <\p>

(В рассказе “Гранатовый браслет” воспевается чувство “маленького человека”, телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события).

– Прочтите начало рассказа. Почему он открывается пейзажной зарисовкой? <\p>

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий.

Пейзаж вызывает ощущение увядающего мира, напоминает о быстротечности человеческого бытия. Жизнь Веры Николаевны сродни природе: холодная и спокойная.

<\p>

Внешняя недоступность заявлена её титулом – она жена предводителя дворянства).

– Как автор выявляет душевное состояние Веры? <\p>

(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада). <\p>

– Прочитайте описание осеннего сада.

Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она? <\p>

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием.

“Прежняя страстная любовь давно ушла”, может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с “чувством прочной, верной, истинной дружбы”. Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу “сводить концы с концами”).

– Выделите важные ключевые эпизоды рассказа и соотнесите с ними элементы сюжета. <\p>

(1. Именины Веры и подарок Желткова- завязка 2. Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым – кульминация. 3.СмертьЖелткова и прощание с ним – развязка).

– Почему эпизод, повествующий об именинах Веры, вы соотнесли с завязкой? <\p>

(Подарок Желткова всколыхнул тихую и спокойную жизнь семьи Шеиных, повлёк за собой необратимые изменения в душах и взаимоотношениях героев). <\p>

IV. Работа в группах.

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1. <\p>

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?<\p>

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?<\p>

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты. <\p>

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Важно

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Учитель: <\p>

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда. <\p>

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить.

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа:Способна ли она на пылкую, страстную любовь?(В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?(Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”.

Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – “исключительное, единственное по глубине произведение”.) <\p>

Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия? <\p>

Задание 3.

<\p>

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков. <\p>

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?(О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история.

Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4. <\p>

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?<\p>

Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?<\p>

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. “Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви.

Совет

Да и в мое время не видел”. Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – “желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной… К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо”. У мужчин другие мотивы – “усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах… от долгов, от бесцеремонных товарищей…

Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее… думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете… бывают иногда и мысли о приданом”. Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников…

Устами своего героя Куприн восклицает: “А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви “единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной”. Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно.

Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она “…должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”, не знающей компромиссов.

<\p>

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу.

Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

5. Работа с высказываниями героев повести.

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему? <\p>

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

V. Выразительное чтение учеником наизусть стихотворения (индивидуальное домашнее задание):

Обратите внимание

Сверток маленький хранил в себе футляр.Для княгини Веры Николаевны,В нем браслет гранатовый лежал,

К дню рождения подарок каменный…

В окаеме золотых оправ,Пусть дешевых, невысокой пробы,Камешек зеленый, словно граф,

Изумлял свечением особым…

Он скрывал в себе живой огонь -Оберег от смерти и обмана,Звал владельца: “Только пальцем тронь,

Будущее выйдет из тумана…”

Зазвучит бетховенский мотивТретьей части “Аппасионаты”,И слова: “Люблю, доколи жив!” –

Будут долго повторять гранаты…

VI. Итог урока.

1.Рефлексия:

– Какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ? <\p>

(Чувство просветления: он помогает понять, что мы можем лишиться, если вовремя не заметить большое, настоящее в жизни). <\p>

Купринская тема романтической любви глубока и притягательна. Несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и светлой.

2.Выставление оценок за урок.

3.Домашнее задание. <\p>

Подготовиться к сочинению. Темы:

  1. Мои мысли о прочитанном в рассказе А.И.Куприна « Гранатовый браслет».

  2. «… что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И.Куприна <\p>

« Гранатовый браслет».

Литература:

1.Вахненко Е.Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой»// Литература в школе. – 1995.-№ 1.- с. 37.

2. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы-М.: Художественная литература, 1984.-с. 335 (Классики и современники)

3. Макарова С.А. Изучение рассказа А.И.Куприна « Гранатовый браслет»// литература в школе.-2007.-№ 7.-с. 22-27.

4.Марценюк С.Ф. «Да святится имя Твое».// русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990.-№ 9- с.56-57.

5. Петрова Т.А. Рождение урока.//Литература в школе. – 1998.-№ 3.-с. 135.

6. Рассказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. – 2007.-№ 7. – с. 8-11.

Источник: https://infourok.ru/otkritiy-urok-velikaya-sila-lyubvi-po-rasskazu-aikuprina-granatoviy-braslet-klass-997159.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]