Анализ стихотворения «Песня про купца Калашникова» Лермонтова
Поэму М. Ю. Лермонтова изучают в 8 классе на уроках литературы. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Песни про купца Калашникова” по плану. Эта информация поможет при подготовке к ЕГЭ, к написанию творческих работ и тестов.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня про купца Калашникова.
История создания – год написания:1837, год публикации: 1838. Это произведение открывало единственный сборник стихов М.Ю.Лермонтова.
Тема – быт и нравы народа времён правления Ивана Грозного, борьба добра со злом.
Композиция – традиционная для жанра исторической народной поэмы.
Жанр – историческая поэма в народном стиле.
Стихотворный размер – тонический стих, близкий к фольклорному сказовому стиху.
Метафоры – “косы русые по плечам бегут”, “горят очи”, “кровавая долина побоища”.<\p>
Эпитеты – “лихой боец”, “буйна головушка”, “кудрява борода”, “могутные плечи”.
Сравнения – “речи, будто острый нож”, “ходит плавно, будто лебёдушка”, “затряслась, как листочек осиновый”.
Это единственное произведение Лермонтова, написанное в фольклорном стиле, оно уникально тем, что подобной стилизации в литературе ближайшего периода не встречается ни у одного современника поэта.
Поэма написана в 1837 году, а опубликована в 1838 году в “Литературных прибавлениях к “Русскому инвалиду””. После ссылки поэт некоторое время не печатался, однако удивительную по своей самобытности поэму по некоторым сведениям опубликовали благодаря Жуковскому, который заступился за молодого опального поэта. Есть несколько версий создания поэмы.
По свидетельствам А. А. Краевского, Лермонтов написал “Песню…” во время пребывания на Кавказе от скуки. По другим сведениям, поэт проникся славянофильскими идеями своего родственника С. А.
Раевского и создал поэму на основе народного сюжета.
В любом случае сюжет поэмы взят поэтом из одной из хроник времён Ивана Грозного, в котором повествуется о роковом случае вопиющей несправедливости со стороны правителя.
“Песнь…” повествует о том, как хороший друг царя Ивана Грозного домогался замужней женщины, рассчитывая остаться безнаказанным. За честь Алёны Дмитриевны вступился её супруг, талантливый торговец, чудесный муж и отец, Степан Парамонович Калашников.
В кулачных боях он вступает в схватку с опричником царя, “с божьей помощью” побеждает его, опричник же погибает.
Царь не может оставить такое происшествие без наказания, не узнав истинной причины, по которой молодой купец решился на отчаянный поступок, он отправляет его на казнь.
Тема поэмы – жизнь и нравы народа во времена правления Ивана IV. Основная мысль произведения – защищать честь семьи нужно даже ценной своей жизни.
Проблематика – изображение самоволия верхов и приближённых к царю людей, несмотря на христианские и человеческие законы.
Борьба добра со злом не всегда заканчивается победой светлой стороны, чему учат народные сказки: иногда это закономерность не работает.
Фольклорные мотивы произведения определяют его композицию: она классическая для жанра исторической народной поэмы. Схема: экспозиция – завязка – развитие событий – кульминация – развязка – эпилог.
Перед каждой композиционной частью присутствуют своеобразные вставки фольклорного характера, придающие ей колоритность и исторический оттенок.<\p>
Историческая поэма в народном стиле.
Сам автор назвал произведение песней, что и отражает её жанровое своеобразие: оно очень напоминает русские народные исторические песни или эпические фольклорные сказания, которые на Руси исполнялись гуслярами.
Критика приняла произведение позитивно, высоко оценив мастерство автора, его стилизацию под народное творчество. Идея и смысл произведения очень близки для русского народа, оно бесценно и в историческом аспекте. Романтическое направление зрелого творчества Лермонтова подчёркивает его иносказательный характер: проблема столкновения личности и общества.
Художественные средства, которые использовал автор для написания поэмы близки народному творчеству: это повторы, сравнения, традиционно яркие эпитеты, олицетворения, анафора и эпифора.
Язык поэмы Лермонтова высок и торжественен, он прославляет подвиг человека выбравшего сторону правды.
Поэма украшена народными эпитетами: “лихой боец”, “буйна головушка”, “кудрява борода”, “могутные плечи” и метафоры “косы русые по плечам бегут”, “горят очи”, “кровавая долина побоища”.
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/pesnya-pro-kupca-kalashnikova.html
«Песня про купца Калашникова», анализ поэмы Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – историческая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, написанная им в 1837 году в народном стиле. Именно это лирическое произведение открывало первый сборник поэта, изданный при жизни.
Сюжет произведения разворачивается во времена эпохи правления Ивана Грозного. Поэма является своеобразной стилизацией русского народного эпоса.
Это проявляется во вступлении, когда гусляры, обращаясь к царю Ивану Васильевичу, предлагают послушать их песню, которую они сложили на старинный лад и «под гуслярский звон» ее «причитывали да присказывали».
Уникальность этой поэмы в том, что по своему художественному своеобразию она стала единственной в своем роде: ни у Лермонтова, ни у прочих русских поэтов ничего подобного больше не создавалось.
Прежде всего, необходимо отметить силу и цельность характера каждого из героев поэмы – недаром все они вынесены в название. И царь Иван Грозный, и опричник Кирибеевич, и купец Степан Калашников представлены крупным планом, но изображение при этом совершенно разнопланово: в каждом бушует пожар страстей, радость и подозрение, надежда и отчаяние могут проявиться в любую минуту.
Иван Грозный изображен в ореоле величия, согласно лучшим традициям народной поэзии:
Не сияет на небе солнце красное…
То за трапезой сидит … грозный царь Иван Васильевич.
Он находится в благодушном настроении и свой золоченый ковш с вином велит поднести не князьям да боярам, а своим верным опричникам.
Стоит только Кирибеевичу, одному из опричников, остаться равнодушным к знакам внимания со стороны царя, как самодержец закипает от гнева.
Иван Грозный подозревает своего верного слугу в черной зависти и даже в измене, ведь ему, развращенному властью и деньгами, представление о любовных переживаниях кажется совершенно чуждым.
А вот молодой Кирибеевич предстает в первой сцене очень противоречивым: охваченный страстью, юноша с подлинной поэтичностью, достойной уважения, признается в любви к Алене Дмитриевне, но боится сказать, что она уже замужем за купцом Калашниковым. По оценке автора, он ведет себя как «лукавый раб».
Во второй части поэмы мы знакомимся с жизненным укладом купеческой семьи, основанным на правилах Домостроя. Купец Калашников выступает здесь ярым их блюстителем: подозревая жену в неверности, он грозится упрятать ее «за железный замок, за дубовую дверь».
Однако за кажущейся суровостью Степана Парамоновича скрываются черты доброты и гуманности. Узнав об оскорблении, нанесенном его жене опричником Кирибеевичем, Калашников стремится защитить не красоту своей жены, а честь семьи, имени, рода.
Именно поэтому прямо посреди ночи зовет он своих братьев, чтобы восстановить справедливость: просит их в случае его смерти выйти на поединок, чтобы постоять за правду.
Для Алены Дмитриевны муж – «красно солнышко», «государь», речи его будто острый нож, а немилость его – страшнее смерти. Такое отношение к мужу складывается неспроста. Очень уж суровым был быт людей середины XVI века.
Поэтому и отношения между людьми были суровыми. Ожидая вечером свою жену, Калашников сразу подозревает ее в неверности, а увидев простоволосою, без фаты, грозит ей наказанием.
И если бы Алена Дмитриевна оказалась виновной, можно было бы не сомневаться, – осуществил бы свою угрозу.
В третьей части поэмы читатели из царских палат и купеческого дома переносятся на просторы Москвы-реки. Здесь и разыграется поединок Калашникова с Кирибеевичем: поединок правды с неправдою, чести с бесчестием, человеческого достоинства с произволом и своеволием.
И если опричник, вышедший на бой потешить батюшку-царя, кланяется в пояс только ему, то Степан Калашников, выходя на бой, поклонился Ивану Грозному, «после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», ведь он вышел не только отстоять честь семьи, но и доказать народную правду.
Он является перед Кирибеевичем как возмездие, как неотвратимый рок, судьба, поэтому побеждает морально, задолго до его физической смерти. Трагическая смерть вызывает печаль гусляров, но лишь на мгновение, потому что все их симпатии на стороне русского купца. Борец за правое дело, по сути, становится мучеником за правду.
Даже под угрозой казни он не признается, что же заставило его насмерть сразиться с любимым опричником царя. Современному читателю невдомек, почему честный купец так и не рассказал об истинных мотивах своего поступка: почему не признался, что убил его, защищая честь семьи.
Для автора поэмы ответ очевиден: его герой не хотел даже упоминать имя своей жены, до конца дней оставшейся бы в позоре.
Столкновение происходит между опричником и купцом, тогда почему в конце поэмы вновь появляется образ царя Ивана Грозного? Без его присутствия столкновение мужчин можно было бы расценивать как семейно-бытовую драму.
Присутствие же царя, покровителя опричника, заставляет воспринимать конфликт по-другому: Степан Калашников не просто мстит высокопоставленному обидчику, он выступает против несправедливости, произвола, насаждаемого самодержцем.
Окончательную оценку разыгравшейся трагедии дает народ. И хотя могила Калашникова затерялась «промеж трех дорог» (он преступник, и его не стали хоронить на кладбище), она не забыта народом – этот героический поступок навсегда остается в его памяти.
-
«Песня про купца Калашникова», краткое содержание по главам произведения Лермонтова
-
«Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
-
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
-
«Демон», анализ поэмы Лермонтова
-
«Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Утес», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Листок», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Дума», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Песня про купца Калашникова»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Источник: https://goldlit.ru/lermontov/836-pesnya-pro-kuptsa-kalashnikova
Анализ поэмы М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…”
«Песня про царя Ивана Васильевича…» — историческая поэма, написанная М.Ю.Лермонтовым в 1837 году. Белинский писал: Лермонтов в «Песне…» «как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности, со всеми ее оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других…»
В этом произведении нет идеализации прошлого. В «Песне…
» торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых каждое — тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность. Но не только это. История в «Песне…
» проходит перед нами в богатстве и роскоши щедро разбросанных подробностей жизни и быта, которые в сочетании с героями образуют целостную историческую картину.
В каждом герое поэмы поражает прежде всего сила и цельность характера. Грозный, Калашников, Кирибеевич — это люди, представленные поэтом крупным планом.
Но их цельность и полнота не однолинейны: в каждом бушует, затухает и возгорается с новой силой пожар страстей.
Горе, печаль, подозрение, радость, надежда и отчаяние, уверенность, бахвальство и страх — все это может пройти в герое целым циклом за минуту.
Образ лермонтовского Грозного отличается от образов, созданных другими писателями русской литературы. Его Грозный суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости опять-таки жесток.
До и после Лермонтова никто так Грозного не писал. Великий художник вводит нас в самую «механику» чувств Грозного, не только изображает «диалектику» его души, но и показывает обстоятельства, которые сделали его Грозным.
С каким художественным тактом поэт описывает пир Грозного, рассказывая, кто где сидит за столом!
Сидит грозный царь Иван Васильевич.<\p>
Позади его стоят стольники,<\p>
Супротив его все бояре да князья,<\p>
По бокам его все опричники…
Так искусно ввел нас автор в самую суть политической борьбы времен Грозного, которая много объясняет в его характере и поведении.
И слово «грозный» теряет свою самодовлеющую психологическую окраску, становясь чертой характера, исторически значимой и обусловленной и поэтому введенной в определенные исторические границы.
Это и дает художнику право, не греша против истины, развернуть другие возможности характера Грозного, противоборствующие первой. Он отстаивает свободу чувства любви, он не хочет и не может порабощать любовь человека, любовь женшины. Это и продиктовало его знаменитые слова:
Как полюбишься — празднуй свадебку,<\p>
Не полюбишься — не прогневайся.
Таков Грозный Лермонтова. Это сложная, богатая, противоречивая и объясненная в своей сложности личность. Здесь нет ничего наперед заданного, предвзятого, здесь все в естественном развитии действия объясняет самое себя.
Здесь все дышит историей, все живет историей. Лермонтовский историзм и его художественный гений торжествуют здесь полную победу. В обрисовке Грозного и в объяснении его эпохи Лермонтов как автор «Песни…
» выше всех своих современников — историков и писателей.
Говоря о героях «Песни…», нужно заметить, что они отличаются не только богатством содержания, но и тем, что каждый из них несет в себе себя другого, свое продолжение как некое свое отрицание.
Поэтому каждый лермонтовский образ есть противоречие, борение: развитие есть не одна, а ряд возможностей дальнейшего формирования личности в сфере определенных обстоятельств. У Лермонтова в «Песне…» герои не делятся на положительных и отрицательных.
Кирибеевич нагл, преступен, дерзок, но он ласков, нежен, готов на самоотверженность и самопожертвование. Грозный — неисчерпаем.
Алена Дмитриевна послушна, покорна, верна обрядам и обычаям старины.
Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил в то время народ.
В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы.
Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народными представлениями о чести, а воля Калашникова («Я убил его вольной волею…») с ними совпала.
«Песня про царя Ивана Васильевича…» и в наши дни остается непревзойденным образцом проникновения поэта в тайны и народной психологии, и поэтического склада народной речи.
Белинский так писал о поэме: «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение ее пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники ее духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, освоил себе его старинную речь, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства… — и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/437-carya_ivana_vasilevicha.html
“Песня про купца Калашникова”: анализ, образы героев, основные особенности поэмы
В полном заглавии поэмы в определенной последовательности названы её главные герои и косвенно обозначено время действия. Песню о них сложили и спели гусляры — народные певцы. Это их глазами мы увидели события давно минувших столетий.
Историческую основу для «Песни про купца Калашникова» Лермонтов, скорее всего, взял из « Истории государства Российского» Н. Карамзина. Возможно, он знал и фольклорные песни об Иване Грозном.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», анализ которой мы проведем, переносит читателя к XVI в., времена царствования Ивана Грозного, который часто был жестоким и безжалостным к своему народу. Для подавления возможного неповиновения Иван Грозный создал особое войско — опричнину.
«Песня…» привязана к конкретному времени. Царский и купеческий быт, картины жизни Москвы – всё это приметы эпохи. Но показаны они без подробностей, иногда косвенно.
Например, Кирибеевич, желая привлечь внимание Алёны Дмитревны, с гордостью сообщает ей, что он не «душегуб лесной», а из «славной семьи Малютиной». А она «испугалась…
пуще прежнего», потому что кто же не знал имени главного опричника Ивана Грозного Малюты Скуратова, известного своей жестокостью?
Но не эпоха и не деяния Ивана Грозного как государственного мужа в центре внимания поэта. Его интересуют характеры эпохи. Царь Иван Васильевич, опричник Кирибеевич, купец Калашников – все они разные, и все они ветви одного дерева, выросшего на почве российской истории XVI в.
Образ Кирибеевича в “Песне про купца Калашникова”
В центре поэмы конфликт между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. Конфликт трагический. Никто из героев не способен его преодолеть. Почему случился конфликт? Ответ – в характерах эпохи.
Сначала автор представляет Кирибеевича. Его имя, скорее всего, татарского происхождения (Кирибей) и указывает на то, что он чужой в стране, где служит.
Калашников назовет Кирибеевича «басурманским сыном», чуждым православной вере.
Царь Иван Васильевич называет Кирибеевича — «верный наш слуга». Да и сам он себя таковым считает: «Не кори ты раба недостойного», — просит он царя.
Кирибеевич «раб», но с завидным положением, о чём царь и не преминул ему напомнить: «Не истёрся ли твой парчёвый кафтан? / Не измялась ли шапка соболиная?» А завершает Иван Васильевич с открытой иронией: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою…
сын купеческий?» В вопросах царя, не требующих ответа, хорошо просматривается существующее в обществе противостояние: опричники — купеческие сыны.
Гусляры показывают Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова» настоящим молодцем, поэтому и рисуют его теми же красками, что и сказочных героев-богатырей. Он «удалой боец, буйный молодец». У него «очи чёрные», «руки сильные».
А ещё у Кирибеевича «кони лёгкие», «седельце браное черкасское», «наряды парчёвые» — всё это традиционные признаки доброго молодца. Но нет среди них одной и очень важной детали — красавица «не глядит на него», «не любуется». Царь готов помочь своему верному слуге и предлагает «перстенек…
яхонтовый», «ожерелье жемчужное», чтобы задарить «красавицу». Эти подарки тоже говорят об особом положении Кирибеевича при царе.
Но честен ли перед царём Кирибеевич? Ответ находим в песне гусляров. Они на всё смотрят со стороны и поэтому видят больше и дальше. Они знают, что он, хотя и «раб», но «лукавый», то есть хитрый и коварный. И дальше в песне прямо говорится, что он обманул царя:
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви Божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.
«Перевенчана» значит, что брак Алёны Дмитревны и Калашникова освящён Богом. Уточнение «по закону нашему христианскому» свидетельствует, что вера у женщины та же, что у всего народа.
Почему же Кирибеевич не сообщил царю столь важного факта? Возможно потому, что не считал его для себя важным, а возможно понимал, что государю нарушение закона будет не по нраву.
Но как бы там ни было, Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» показал презрение к христианским нормам. А Ивана Васильевича песня представляет как их блюстителя, хотя в действительности Иван IV Грозный таковым не был.
Но народу было чуждо своеволие, он его осуждал и в царе хотел видеть защитника порядка.
Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» дерзок в своих любовных притязаниях. Он бесчестит «верную жену» и его наказание справедливо в глазах народа.
Но почему же в песне с такой жалостью описана его смерть? Мы слышим интонацию печали в скорбном перечислении его чувств и движений: «застонал», «закачался», «упал», «повалился на холодный снег, на холодный снег».
Инверсия, повтор, скрытая антитеза («холодный снег» — горячая кровь) и сравнение — «будто сосенка» — это чувство усиливают. Песня жалеет о Кирибеевиче, потому что в «богатырском» бою погиб «удалой» молодец. А ведь мог бы он от боя и уклониться, когда понял, что это будет за бой. Но не уклонился, потому что собственная честь оказалась дороже царской милости.
Образ Калашникова в «Песне про купца Калашникова»
Наказал Кирибеевича Калашников. Купец – человек простой, что подчёркнуто его фамилией, которая происходит от слова «калач» – распространенный вид русского хлеба.
Занятие Калашникова тоже обычное, он купец уважаемый – зовут его по имени и отчеству Степаном Парамоновичем. Жизнь у Калашникова налажена и Богом освящена.
Но в один миг всё у него рухнуло — нашёлся человек (чужой!), который поломал уклад, создаваемый веками, — «опозорил семью нашу честную».
Поскольку Калашников главный в семье, ему и защищать её честь: «Буду насмерть биться… за святую правду-матушку», — решает он. Заметим, правда у него «святая», значит она от Бога и никто, даже опричник самого грозного царя, не имеет права её нарушать.
Перед боем Калашников сказал, в чём его правда. Высказывается он в форме противопоставления: «Я» и «Ты». Причем «Я» заявлено прямо. «Ты» подразумевается.
«Родился я от честнова отца». — А ты?
«Жил я по закону Господнему». — А ты?
«Не позорил я чужой жены». — А ты?
Купец Калашников — муж, отец, защитник своего дома, но он ещё и христианин, «на груди его широкий висел медный крест».
Песня рисует Калашникова как достойного защитника-мстителя. Он «добрый молодец», «молодой купец, удалой боец», «очи его соколиные», «могутные плечи». Постоянные эпитеты прямо указывают на родство Калашникова со сказочными богатырями.
Вспомним, что опричник Кирибеевич тоже своей силой и удалью походил на них. По не всегда и не всё решает сила физическая. У Калашникова в бою, как и в жизни, удар был ответный. Так песня снова, хотя и косвенно, называет виновника трагедии.
Калашников выполнил свою миссию — он защитил и честь своего имени, и закон, который определяет жизнь всех истинных христиан.
Но он же и нарушил закон, когда кулачный бой, устраиваемый для потехи, превратил в арену мести. Он задумывал свой бой как «последний». За это и был наказан — тоже смертью. Это произошло потому, что «Господний закон» не предусматривает никаких исключений ни для своих хулителей, ни для приверженцев.
Образ Ивана Васильевича в «Песне про купца Калашникова»
На страже царь Иван Васильевич. По какому праву? По праву хранителя православных законов: «Как возговорил православный царь». То есть, подчёркивается, что он не только царь — государственный муж, но и тот, кто служит Богу. Он его наместник на земле. Поэтому-то он «Иван Васильевич», а не «Иван Грозный».
И царь признаёт над собой верховность Бога. Он принимает слова Калашникова: «Скажу только Богу единому», почему убил Кирибеевича. Поступая с Калашниковым по справедливости, что не соответствовало обычаям реального Ивана Грозного, царь косвенно, через оказание милостей семье Калашникова, признает его правоту.
А как люди? Они запомнили Калашникова? Запомнили. Именно поэтому «Песня…» заканчивается не казнью героя, а поклонами его «могилке» «пройдет стар человек — перекрестится», «пройдёт молодец — приосанится».
Основные особенности «Песни про купца Калашникова»
Почему Михаил Юрьевич назвал поэму «Песней…»? В названии отмечена форма, в которой история царя Ивана Васильевича, опричника Кирибеевича и купца Калашникова дошла до слушателей. И ещё, если эти события стали песней и её поют и разносят по свету, это означает, что она уже вошла в память народа, стала его духовным достоянием.
Основные особенности «Песни про купца Калашникова» следующие:
- жанр: поэма;
- история как один из источников «Песни…»;
- близость к жанру фольклорной исторической песни;
- противостояние: опричнина — купечество;
- интрига в сюжете;
- присутствие героя — исторической персоны:
- наличие вымышленных героев;
- изложение от лица гусляров, выражающих народный взгляд;
- утверждение вечных нравственных ценностей народа;
- создание сильного национального характера;
- тема чести;
- трагический финал.
Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. – К.: Грамота, 2008
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/pesnja_pro_kupca_kalashnikova_analiz_obrazy_geroev_osnovnye_osobennosti_poehmy/54-1-0-1072
«Песня про купца Калашникова» – анализ
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – анализ который мы сейчас проведем, написана в жанре исторической поэмы великим русским писателем Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году. Этим произведением открывается первый сборник, который издали в годы жизни поэта.
Время, в которое разворачивались основные события, было непростым. Это эпоха Ивана Грозного. Народный стиль поэмы прослеживается еще со вступления, когда гусляры демонстрируют царю свое искусство.
Эта поэма поистине уникальна, ведь ее художественное своеобразие было новинкой для того времени, а Лермонтов был новатором в жанре русского эпоса.
Итак, читайте ниже анализ поэмы «Песня про купца Калашникова».
Герои поэмы
Каждый герой поэмы имеет свой характер, Лермонтов замечательно это задумал.. Основные герои поэмы «Песня про купца Калашникова»: Иван Грозный, опричник Кирибеевич, купец Степан Калашников. Их настроение меняется с каждой новой ситуацией – то они полны радости, то, наоборот, отчаяния.
Величество Ивана Грозного ярко выражено в характерной манере для данного стиля литературы. Но, несмотря на свой статус, царь приказывает преподнести ковш с вином своим воинам, а не достопочтеннейшим гостям. Это показало его со стороны хорошего военачальника, который дорожит своей боевой силой.
Грозный гневается от того, что Кирибеевич не проявил благодарности к благосклонности царя. Грозному кажется, что опричник ему не верен, завистлив. Он даже не может предположить, что Кирибеевича волнуют любовные терзания.
Кирибеевич же кажется нам противоречивым своим словам и действиям. В первой сцене Лермонтов называет его «лукавый раб», потому что он искренне испытывает чувства симпатии и уважения к Алене Дмитриевне, но знает, что она замужем.
Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» знакомит читателя с укладом семьи купца, которые построены на основах Домостроя. Калашников подозревает жену в измене, хочет спрятать ее от глаз людских.
Но несмотря на суровый характер, Степан Парамонович проявляет и доброту в некоторых ситуациях. Например, когда он узнает, что его жена была оскорблена, он защищает не свою жену, а честь своего рода и собственного имени.
Он просит своих братьев выйти на поединок, если купец погибнет.
Алена Дмитриевна любит своего мужа, порой боится его. Такое отношение сложилось благодаря нраву того века. В один вечер она пришла домой без фаты, с непокрытыми волосами, чем разгневала купца. Но, если бы вина ее была доказана, то наказания было бы не избежать.
Третья часть поэмы переносит читателя в Москву. Это место и становится локацией поединка купца и опричника.
Это не просто сражение двух людей, но и разных явлений: честь и бесчестие, достоинство и произвол, ложь и правда. На поединке Калашников представляет собой собирательный образ – образ народной правды.
В отличие от Кирибеевича он кланяется всем присутствующим без исключения, а опричник проявил свое уважение только царю.
Калашников победил соперника ещё до боя, в моральном противостоянии. Смерть Кирибеевича расстроила только гусляров, да и то на короткий промежуток времени. Калашников не поддался на угрозы казнью и до конца был верен своим словам. Он так и не назвал истинной причины поединка.
Анализ проблематики поэмы «Песня про купца Калашникова»
Многих читателей беспокоил вопрос: «Почему же Калашников промолчал? Не сказал, что защищал честь своего рода». Ответ прост. Он не хотел называть имя своей жены, дабы та не осталась жить в позоре и страхе до конца своих дней.
Почему же в конце поэмы появляется царь Иван Грозный? Лермонтов вводит такой образ, чтобы показать, что купец сражается не только с врагом и обидчиком, но и выступает против общей несправедливости. Заканчивается поэма гибелью Калашникова. Несмотря на то, что местоположение его могилы затерялось, его история навсегда осталась в сердцах народа.
Таким образом, Калашников – народный образ, выйдя на поединок, он отстаивал не только свои интересы, но и взгляды всего народа.
Вы прочитали краткий анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» Лермонтова, надеемся, он вам понравился и помог лучше понять задумку автора. Посещайте регулярно наш блог – там сотни статей на подобную тематику.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/pesnya-pro-kupca-kalashnikova-analiz
Анализ поэмы Лермонтова “Песня про купца Калашникова”
“Песня про купца Калашникова” (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны “Бородино” и “Смерть поэта”). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии.
Близость эта проявляется не просто в определенных формальных особенностях (в языке, стихе), но прежде всего в воспроизведении народного сознания. Замысел поэмы был связан с идеей, отразившейся в “Бородино”: восхищение героическими подвигами и личностями прошлых эпох и горечь при мысли о ничтожестве нынешнего поколения.
В “Песне…” выражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности, о правах человеческой личности. В частности, существует предположение, что в поэме нашли отражение раздумья автора о судьбе и причинах гибели Пушкина.
Смысл поэмы Белинский видел в том, что в нец “… поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее…
Два крупных, сильных характера, созданные Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу. Их основные свойства были уже намечены в лирике Лермонтова и его ранних поэмах.
Царский опричник Кирибеевич – продолжение романтического героя-индивидуалиста, не признающего для себя никаких нравственных запретов и готового принести в жертву своим страстям честь и достоинство других людей. Купец Калашников выражает народное начало, он продолжает линию лермонтовских героев-мстителей.
Калашников дорог поэту не только как борец против неправды и произвола. Не менее дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте.
С ним связано представление о твердых нравственных устоях, народной традиции. Он одерживает моральную победу над своим противником. Еще недавно Кирибеевич, обнаруживающий способность к сильной любви и во имя страстного чувства нарушающий общепринятые нормы, мог оказаться в центре поэмы как высокий романтический герой.
Теперь концепция Лермонтова заметно меняется. Байронический герой-индивидуалист развенчивается. В образе Кирибеевича есть свое поэтическое обаяние, он даже не лишен угрызений совести, но у Лермонтова он прямо противопоставлен Калашникову как носителю народного сознания и, несомненно, уступает ему в нравственном отношении.
В конце поэмы говорится о поклонении народа могиле Калашникова, но не Кирибеевича, хотя погиб и он. Важное место в системе образов поэмы занимает Иван Грозный. Он дан в духе народных представлений, зафиксированных во многих фольклорных произведениях, в которых отмечалось соединение в характере царя черт справедливости и вместе с тем деспотизма.
Так проявляется важнейший идейно-эстетический принцип Лермонтова: он смотрит на своих героев глазами народа, подвергает их контролю и суду с позиций народных представлений о долге, чести и нравственности.
Естественно, что в такой поэме Лермонтов широко использовал систему изобразительных средств, присущих народно-поэтическому творчеству. Но в “Песне про купца Калашникова” нет прямого, буквального заимствования из каких-то определенных фольклорных текстов.
Лермонтов творчески использует народную поэзию, свободно переплавляя ее в соответствии со своим замыслом. Мир устного народного творчества органически входил в художественный мир Лермонтова.
“Песня…” была опубликована анонимно (ссыльный поэт не мог подписать ее своей фамилией). Белинский уже в первом своем отзыве на поэму сразу же отметил появление нового таланта в русской поэзии: “Не знаем автора этой песни, но не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование”.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Анализ поэмы Лермонтова “Песня про купца Калашникова”
Другие сочинения по теме:
- Лиризация поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, написанпая Лермонтовым в 1837 году (эта дата проставлена в…
- Сравнительный анализ поэм “Мцыри” и “Песня про купца Калашникова” “Мцыри” и “Песня про купца Калашникова” с точки зрения жанра сходны – это поэмы. Первая представляет собой романтическую лирическую поэму,…
- “Песня… про купца Калашникова” – важный этап эволюции М. Ю. Лермонтова За свою короткую жизнь Лермонтов создал около 30 поэм – законченных и незавершенных; 6 относятся к позднему периоду, из них…
- Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…” Мятеж Калашникова неотделим от родовых интересов народа, но именно личность осознает эти интересы и выступает в качестве их защитника. В…
- Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа “Песня про купца Калашникова” написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году – в год написания “Бородино”. Она является результатом большой…
- Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Поэма (1838), в сокращении Список произведений в сокращении этого автора Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Поэма (1838) Тамбовская…
- Краткое содержание “Песни про купца Калашникова” Лермонтова Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив – князья да…
- Портретная характеристика образа купца Калашникова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) – важный этап в эволюции Лермонтова на пути…
- Трагедия Степана Калашникова в поэме Лермонтова В “Песне…” Лермонтов не избежал и некоторой идеализации старины. Совершенно ясно, что перед нами не реальная Россия XVI века и…
- Личная судьба Степана Калашникова в поэме Лермонтова Степану Парамоновичу как старшему брату и надлежит защитить честь жеиы, личную честь и честь семьи. Конфликт, следовательно, из чисто личного…
- Анализ реалистической поэмы Лермонтова “Демон” “Демон” (1829 – 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том,…
- Анализ поэмы Лермонтова “Исповедь” В поэме “Исповедь”, которая стала исходной для позднейших поэм – “Боярина Орши” и “Мцыри”, те же мотивы наказуемости любви на…
- Анализ поэмы Лермонтова “Хаджи Абрек” Цикл произведений с кавказской тематикой, написанных Лермонтовым до первой ссылки, завершается поэмой “Хаджи Абрек”, относящейся к 1833-1834 гг. Она была,…
- Анализ поэмы Лермонтова “Измаил-Бей” Как художественное целое, поэма “Измаил-Бей” отличается очень высокими красотами языка и образов, искусным построением фабулы. Помимо главного мотива – борьбы…
- Художественный анализ поэмы Блока “Песня Судьбы” “Песня Судьбы” – драма внутренне противоречивая и ироничная. Возникая из теургического мифа о слиянии искусства и жизни и символистской утопической…
- Язык поэмы М. Лермонтова. Позиция автора в произведении Цель: обратить внимание на близость поэмы фольклорным произведениям; продолжить формирование навыков групповой работы; практиковаться в публичных выступлениях; развивать наблюдательность и…
- Поэмы Лермонтова написанные в 1837-1841 годах За свою короткую жизнь Лермонтов создал около 30 поэм – законченных и незавершенных; 6 относятся к позднему периоду, из них…
- Развязка сюжета поэмы Лермонтова “Демон” Развязка сюжета оказалась трагической: Демон признал свои мечты “безумными” и проклял их. Продолжая анализ романтического индивидуализма, Лермонтов с глубокой психологической…
- Рабство и свобода – главные антиномии поэмы Лермонтова “Демон” Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели, счастья вне связи с общим миропорядком переключала сюжетно-психологическое и нравственно-философское содержание поэмы в иной…
- “Тамбовская казначейша” Лермонтова (1837 – начало 1838) В этой поэме Лермонтов вступает на путь последовательного реалистического изображения современной жизни. Нарочитой сниженностью тематики, сюжета, системы образов “Тамбовская казначейша”…
Источник: https://ege-russian.ru/analiz-poemy-lermontova-pesnya-pro-kupca-kalashnikova/
Методическая разработка по литературе на тему “Логико-смысловые модели для анализа поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня о … купце Калашникове” (7 класс)
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – историческая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, написанная им в 1837 году в народном стиле. Именно это лирическое произведение открывало первый сборник поэта, изданный при жизни.
Сюжет произведения разворачивается во времена эпохи правления Ивана Грозного. Поэма является своеобразной стилизацией русского народного эпоса.
Это проявляется во вступлении, когда гусляры, обращаясь к царю Ивану Васильевичу, предлагают послушать их песню, которую они сложили на старинный лад и «под гуслярский звон» ее «причитывали да присказывали».
Уникальность этой поэмы в том, что по своему художественному своеобразию она стала единственной в своем роде: ни у Лермонтова, ни у прочих русских поэтов ничего подобного больше не создавалось.
Прежде всего, необходимо отметить силу и цельность характера каждого из героев поэмы – недаром все они вынесены в название. И царь Иван Грозный, и опричник Кирибеевич, и купец Степан Калашников представлены крупным планом, но изображение при этом совершенно разнопланово: в каждом бушует пожар страстей, радость и подозрение, надежда и отчаяние могут проявиться в любую минуту.
Иван Грозный изображен в ореоле величия, согласно лучшим традициям народной поэзии:
Не сияет на небе солнце красное…
То за трапезой сидит … грозный царь Иван Васильевич.
Он находится в благодушном настроении и свой золочёный ковш с вином велит поднести не князьям да боярам, а своим верным опричникам.
Стоит только Кирибеевичу, одному из опричников, остаться равнодушным к знакам внимания со стороны царя, как самодержец закипает от гнева.
Иван Грозный подозревает своего верного слугу в черной зависти и даже в измене, ведь ему, развращенному властью и деньгами, представление о любовных переживаниях кажется совершенно чуждым.
А вот молодой Кирибеевич предстает в первой сцене очень противоречивым: охваченный страстью, юноша с подлинной поэтичностью, достойной уважения, признается в любви к Алене Дмитриевне, но боится сказать, что она уже замужем за купцом Калашниковым. По оценке автора, он ведет себя как «лукавый раб».
Во второй части поэмы мы знакомимся с жизненным укладом купеческой семьи, основанным на правилах Домостроя. Купец Калашников выступает здесь ярым их блюстителем: подозревая жену в неверности, он грозится упрятать ее «за железный замок, за дубовую дверь».
Однако за кажущейся суровостью Степана Парамоновича скрываются черты доброты и гуманности. Узнав об оскорблении, нанесенном его жене опричником Кирибеевичем, Калашников стремится защитить не красоту своей жены, а честь семьи, имени, рода.
Именно поэтому прямо посреди ночи зовет он своих братьев, чтобы восстановить справедливость: просит их в случае его смерти выйти на поединок, чтобы постоять за правду.
Для Алены Дмитриевны муж – «красно солнышко», «государь», речи его будто острый нож, а немилость его – страшнее смерти. Такое отношение к мужу складывается неспроста. Очень уж суровым был быт людей середины XVI века.
Поэтому и отношения между людьми были суровыми. Ожидая вечером свою жену, Калашников сразу подозревает её в неверности, а увидев простоволосою, без фаты, грозит ей наказанием.
И если бы Алена Дмитриевна оказалась виновной, можно было бы не сомневаться, – осуществил бы свою угрозу.
В третьей части поэмы читатели из царских палат и купеческого дома переносятся на просторы Москвы-реки. Здесь и разыграется поединок Калашникова с Кирибеевичем: поединок правды с неправдою, чести с бесчестием, человеческого достоинства с произволом и своеволием.
И если опричник, вышедший на бой потешить батюшку-царя, кланяется в пояс только ему, то Степан Калашников, выходя на бой, поклонился Ивану Грозному, «после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», ведь он вышел не только отстоять честь семьи, но и доказать народную правду.
Он является перед Кирибеевичем как возмездие, как неотвратимый рок, судьба, поэтому побеждает морально, задолго до его физической смерти. Трагическая смерть вызывает печаль гусляров, но лишь на мгновение, потому что все их симпатии на стороне русского купца. Борец за правое дело, по сути, становится мучеником за правду.
Даже под угрозой казни он не признается, что же заставило его насмерть сразиться с любимым опричником царя. Современному читателю невдомёк, почему честный купец так и не рассказал об истинных мотивах своего поступка: почему не признался, что убил его, защищая честь семьи. Для автора поэмы ответ очевиден: его герой не хотел даже упоминать имя своей жены, оберегая её от публичного позора.
(Аналогия: Пётр Гринёв в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Столкновение происходит между опричником и купцом, тогда почему в конце поэмы вновь появляется образ царя Ивана Грозного? Без его присутствия столкновение мужчин можно было бы расценивать как семейно-бытовую драму.
Присутствие же царя, покровителя опричника, заставляет воспринимать конфликт по-другому: Степан Калашников не просто мстит высокопоставленному обидчику, он выступает против несправедливости, произвола, насаждаемого самодержцем.
Окончательную оценку разыгравшейся трагедии даёт народ. И хотя могила Калашникова затерялась «промеж трех дорог» (он преступник, и его не стали хоронить на кладбище), она не забыта народом – этот героический поступок навсегда остается в его памяти.
СИНКВЕЙНЫ – план сравнительной ХАРАКТЕРИСТИКИ литературных героев
1
существительное
Купец Калашников
2
Какой?
2
прилагательных
Честный, отважный
3
Что делает?
3
глагола
Любит, защищает, жертвует
4
Что автор думает о теме?
Фраза
из 4 слов
«За святую ПРАВДУ-матушку!»
5
Кто? Что?
Новое звучание темы
1
существительное
Положительный герой –
ЗАЩИТНИК ЦЕННОСТЕЙ
1
существительное
Опричник Кирибеевич
2
Какой?
2
прилагательных
Лукавый, буйный
3
Что делает?
3
глагола
Завидует, посягает, проигрывает
4
Что автор думает о теме?
Фраза
из 4 слов
«Я слуга ЦАРЯ… грозного»
5
Кто? Что?
Новое звучание темы
1
существительное
Отрицательный герой – ВЕРОЛОМНЫЙ
АНАЛИЗ: логико-смысловая МОДЕЛЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ литературного героя
ИВАН Васильевич IV ГРОЗНЫЙ
Первый* в русской истории ЦАРЬ (16 век)
Князья, бояре, дружина, ОПРИЧНИКИ*
Подозрительный ГОСУДАРЬ
«Справедливый»* СУДЬЯ
Милостивый САМОДЕРЖЕЦ
ПОДОЗРЕВАЕТ в ИЗМЕНЕ:
«Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого»
КАЗНИТ:
«А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное*…
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью…”
ПОВЕЛЕВАЕТ:
«Твоим братьям велю… <\p>
по всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно»
ЖАЛУЕТ:
«Молодую жену и сирот твоих
из казны моей я пожалую»
ОБОБЩЁННЫЙ ОБРАЗСАМОДЕРЖЦА
Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции – исторических песен об Иване Грозном – и отчасти «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина
(АНАЛОГИЯ в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»)
Репродукция картины Виктора Васнецова «Царь Иван Грозный» из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.
АНАЛИЗ: логико-смысловая МОДЕЛЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ литературного героя
ОПРИЧНИК Кирибеевич
«ЛУКАВЫЙ раб»
«БУЙНЫЙ мОлодец»
ОБМАНУЛ царя<\p>
ПОБЕЖДАЛ в кулачных боях
ОПОЗОРИЛ чужую жену
«Как увижу её,
я сам не свой…
Помрачаются очи буйные…»
Я слуга царя, царя грозного…
А из славной семьи из Малютиной*…”
«Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать…»
«Повалился он на холодный снег… <\p>
Будто сосенка во сыром бору»
Образ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО героя – РАЗВРАЩЁННОГОВЛАСТЬЮ и ДЕНЬГАМИ
(АНАЛОГИЯ: Алексей Швабрин из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
(АНАЛОГИЯ: Анатоль Курагин из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)
АНАЛИЗ: логико-смысловая МОДЕЛЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ литературного героя
ПОЧТЕННЫЙ купец*
Законный* МУЖ Алёны Дмитриевны
ОТЕЦ «милых деточек»
удалой БОЕЦ
СТАРШИЙ брат
«Моё имя честноене порочила»
Он является перед Кирибеевичем как ВОЗМЕЗДИЕ,
поэтому побеждает морально, задолго до его физической смерти.
«Буду насмерть биться, до последних сил;
А побьет он меня – выходите вы
За святую правду–матушку!»
«Поклонился* прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всемународу русскому»
«Не шутку шутить,
не людей смешить…
Вышел я на страшный бой, на последний бой!”
Образ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО героя – ЗАЩИТНИКА
семейных, православных, общечеловеческих ЦЕННОСТЕЙ
Он вышел не только отстоять ЧЕСТЬ семьи, но и доказать народную ПРАВДУ
(АНАЛОГИЯ: Пётр Гринёв из исторической повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Эпиграф «Береги ЧЕСТЬ смолоду»)
СИНТЕЗ:логико-смысловая МОДЕЛЬ проблемного СОЧИНЕНИЯ <\p> Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)
«Песня* про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
(1837 года)
ТЕМА
ПРОБЛЕМА
Историческая поэма о России 16 века
Поединок ЧЕСТИ с бесчестием,
человеческого достоинства с произволом и своеволием,
правды с неправдою
СЮЖЕТ
Конфликт: человек из народа не просто мстит высокопоставленному обидчику – он выступает против несправедливости, произвола, насаждаемого самодержцем.
СИСТЕМА ОБРАЗОВ
Необходимо отметить силу и цельность характера каждого из героев поэмы – недаром все они вынесены в название,
представлены крупным планом, но изображение при этом совершенно разнопланово:
в каждом бушует пожар страстей, радость и подозрение, надежда и отчаяние могут проявиться в любую минуту
КОМПОЗИЦИЯ
1.Царские палаты.
2.Купеческий дом.
3.Просторы Москва-реки.
ПОЗИЦИЯ
АВТОРА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
СРЕДСТВА
В «Песне» отразились РАЗМЫШЛЕНИЯ Лермонтова онравственных и политических проблемах своей ЭПОХИ,
о судьбе и правах человеческой ЛИЧНОСТИ – в частности, о судьбе и трагической дуэли Пушкина.
«Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размёт его чувства…»
(В.Г. Белинский)
Поэма является своеобразной стилизацией русского народного эпоса.
Это проявляется во вступлении, когда гусляры, обращаясь к царю Ивану Васильевичу, предлагают послушать их песню, которую они сложили на старинный лад и «под гуслярский звон» её «причитывали да присказывали».
Уникальность этой поэмы в том, что по своему художественному своеобразию она стала единственной в своём роде: ни у Лермонтова, ни у прочих русских поэтов ничего подобного больше не создавалось.
ИДЕЯ
поэма датирована 1837 годом,
но возможно, что замысел её возник несколько раньше.
По содержанию она связана как со стихотворением «Бородино» (1836), пафос которого – <\p>
МЕЧТА о БОГАТЫРЯХ ДУХА,
так и с «Думой» (1838), исполненной негодования на больное, бездеятельное поколение.
Малюта Скуратов* – самый известный царский опричник.
Он происходил из худого рода, но сумел подняться на вершину опричной пирамиды.
Его стремительный взлёт прервала геройская гибель, но в народной памяти он все равно остался душегубом.
Неправильно видеть в Малюте одного лишь толкового палача. Он был хитрым и расчетливым придворным. После своего возвышения он выдал своих дочерей за представителей знатнейших фамилий. Одна дочь Скуратова стала женой князя Глинского, другая – Дмитрия Шуйского, брата царя Василия Шуйского. Третья дочь Мария вышла замуж за будущего царя Бориса Годунова и сама стала царицей.
Источник:
7 правдивых фактов о Малюте Скуратове
© Русская Семерка russian7.ru
Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-literature-na-temu-logikosmislovie-modeli-dlya-analiza-poemi-myu-lermontova-pesnya-o-kupce-kalashni-2786262.html