Анализ произведения «над пропастью во ржи» (сэлинджер)

Анализ «Над пропастью во ржи» Сэлинджер

Американский писатель Джером Дэвид Сэлинджер прославился на весь мир благодаря своему роману «Над пропастью во ржи», в котором удивительно тонко описал сложный внутренний мир взрослеющего подростка. Предлагаем познакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе и предстоящему ЕГЭ.

Год написания – 1951 год.

История создания – Сэлинджер посвятил написанию своего романа 10 лет. Его публикация вызвала неоднозначную реакцию в литературном мире. Произведение стало одним из самых популярных в 20 столетии, и было переведено на многие языки.

Тема – Автор раскрыл в романе множество важных тем, среди которых любовь, одиночество, взаимоотношения в семье, ответственность. Большое внимание он уделил проблемам, с которыми неизменно сталкиваются взрослеющие подростки.

Композиция – Композиция последовательная, все события развиваются в хронологическом порядке в течение трех дней. Повествование ведется от лица подростка Холдена Колфилда. Эпилог – знакомство с главным героем, завязка – исключение его из школы, развитие событий – «взрослая» жизнь в Нью-Йорке, кульминация – прогулка с сестрой под дождем, развязка – лечение в санатории.

Жанр – Роман.

Направление – Роман-исповедь, роман-взросление.

Над своим романом Сэлинджер трудился почти 10 лет, закончив его в 1951 году. Его публикация вызвал огромный резонанс в американском обществе, разделив его на два лагеря: одни были в восторге от произведения, другие – предавали его беспощадной критике. Прежде всего, это было связано с большим количеством жаргонизмов и нецензурной лексики, которыми писатель щедро сдобрил свою книгу.

Но, вместе с тем, глубокий психологизм, поднятие насущной проблематики подрастающего поколения, актуальность и полное соответствие духу времени сделали роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» одной из самых популярных книг ХХ столетия. Он был переведен на множество языков, и в некоторых странах включен в обязательную школьную программу.

Смысл названия романа перекликается с Библией, указывая на ловца человеческих душ. Главный герой – подросток Холден Колфид – отождествляет себя с таким ловцом и видит свое жизненное предназначение в том, чтобы уберегать чистые и невинные детские души от всей грязи «взрослого» мира, не дать им сорваться в пропасть и погибнуть в бездне черствости, лжи и лицемерия.

Центральная тема произведения – становление личности подростка, его столкновение с «взрослой» жизнью и постепенное взросление. На долю Холдена выпадает масса искушений и испытаний, и зачастую он принимает неверные решения, но только так приобретается столь необходимый жизненный опыт.

Будучи, в силу своего возраста и характера, отчаянным максималистом, главный герой не приемлет ни в каком виде лжи и лицемерия, он не закрывает глаза человеческие недостатки и пороки.

Обратите внимание

Неудивительно, что он далеко не со всеми может найти общий язык, порой, ему попросту не с кем поговорить по душам.

Так автором поднимается тема одиночества, которая особенно опасна в подростковом возрасте.

Не менее важна тема взаимоотношений в семье. Холден остро чувствует нехватку родительской любви и заботы, в которой так нуждается. Как следствие, у него возникает озлобленность в отношении мира взрослых, которых он откровенно презирает.

Но, несмотря на все противоречия и сложности окружающего мира, главный герой не утрачивает своей душевной чистоты, оставаясь все тем же наивным и скромным мальчиком.

Основная мысль произведения заключается в том, чтобы уберечь детей от слишком раннего знакомства с испорченным и циничным миром взрослых.

Находить радость в любви и добродетели, оставаться самим собой – то, чему учит роман Сэлинджера.

Подвергая роман «Над пропастью во ржи» анализу, следует отметить его интересное композиционное решение. Сюжет охватывает всего лишь три дня – субботу, воскресенье и понедельник, но за это короткий промежуток времени перед читателем открывается полная картина жизни главного героя, его характер, привычки, внутренние терзания, отношение к жизни.

Композиция разворачивается последовательно, в хронологическом порядке, с детальным описанием бытовых мелочей. Роман состоит из 26 глав.

В эпилоге автор знакомит читателя с главным героем – Холденом Колфилдом, который во время пребывания в санатории решает рассказать брату историю, приключившуюся с ним прошлым Рождеством. Завязка – очередное исключение Холдена из школы.

Важно

Развитие событий – приключения главного героя в Нью-Йорке, его первое знакомство с «взрослой» жизнью. Кульминация – прогулка с младшей сестрой Фиби в зоопарке и ее катание под дождем на карусели.

Развязка – болезнь Холдена и его лечение в санатории.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Над пропастью во ржи».

Произведение написано в жанре романа с характерной исповедальной тональностью. По сути, это личный дневник, который многие подростки стесняются вести в силу своего возраста.

По отношению к роману Сэлинджера «Над пропастью во ржи» литературоведы склонны использовать такой термин как «роман-взросление», поскольку он как нельзя более точно раскрывает идею книги.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/nad-propastyu-vo-rzhi/analiz-proizvedeniya-selindzhera.html

«Над пропастью во ржи», художественный анализ романа Сэлинджера

Вышедший в 1951 году роман Д.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» представляет собой рассказ семнадцатилетнего американского школьника Холдена Колфилда, исключённого перед Рождеством из школы Пэнси за неуспеваемость.

Основная идея романа – неприятие лжи, проявляющейся как в моральных нормах, бытующих в обществе, так и в людях, событиях, предметах – тесно связана с образом главного героя.

Холден Колфилд знакомит читателя не только с внешней, событийной стороной своей жизни (хронотоп романа состоит из трёх дней, один из которых герой проводит в Пэнси, а остальные два – в своём родном городе Нью-Йорке), но и внутренними представлениями о знакомых ему людях, тех или иных жизненных ситуациях, собственном характере.

Главный герой ведёт себя, как и положено семнадцатилетнему подростку: бесшабашно, импульсивно, с вызовом.

Всё, о чём он говорит, преподносится им с максимальной откровенностью: школа Пэнси, в которой учатся дети богатых родителей, видится Холденом, как место, в котором много жулья и совсем мало «смелых и благородных юношей», как гласит рекламная надпись этого учебного заведения в журнале; учитель истории, старик Спенсер нагоняет на него тоску своим жалким, потрёпанным халатом, просвечивающими сквозь вырез старческими рёбрами и лекарствами от простуды.

Общение со взрослыми людьми не доставляет Холдену особого удовольствия. Он не раз замечал, что когда вёл себя, как ребёнок, взрослые поучали его, при этом они ни разу не отметили тех случаев, когда он вёл себя, как взрослый. Размышляя об этом, главный герой приходит к простому и страшному выводу о том, что люди «вообще ни черта…

не замечают»: они не видят ни сути обсуждаемого вопроса, ни других людей.

К примеру, когда старик Спенсер пытается убедить Холдена в том, что «жизнь – это честная игра», последний совершенно естественным образом раскрывает эту ассоциацию с точки зрения командной игры, которая может либо помочь человеку выдвинуться вперёд, либо утопит его вместе с «мазилами».

Разговаривая с учителем истории, герой сразу же соглашается с тем, что за время учёбы в Пэнси он ничего не учил, но старик Спенсер, как будто и не слышит этого: он входит в раж и никак не может остановиться в своих поучениях, хотя даже подростку очевидно, что это всё ни к чему, раз человек уже признал свою ошибку.

Совет

Говоря о том, что его раздражает в окружающих, Холден с беспощадной прямотой указывает на те мелкие детали, о которых большинство людей даже и не задумывается, но тем не менее раздражается не меньше героя романа: прикосновение к личным вещам (привычка Роберта Экли из школы Пэнси), мнимая чистоплотность (в отличие от внешне нечистоплотного Экли, сосед Холдена по комнате, красавчик Стрэдлейтер, для приведения своей внешности в порядок пользуется грязными предметами), внимание к внешним деталям и пренебрежение к истинной сути предмета (Стрэдлейтер считает, что не умеет писать из-за того, что не знает, как правильно ставить запятые), крепкое, показное рукопожатие (капитан Блоп – кавалер бывшей девушки Д.Б. Лилиан).

Сильнее всего в людях Холдену не нравится их желание быть тем, кем они на самом деле не являются: главного героя тошнит от «искреннего голоса» Стрэдлейтера, охмуряющего в машине девушек; он плохо относится к тому, что его старший брат Д.Б.

– променял свой литературный талант на Голливуд; он насквозь видит снобизм чернокожего пианиста Эрни, притворяющего скромным малым; он не любит театр из-за того, что актёры ведут себя слишком непохоже на людей, а когда всё-таки становятся похоже (хорошие актёры), то всё портится из-за того, что они начинают задаваться, осознавая свой талант; он не может понять даму из кинотеатра, плачущую над выдуманной историей, но полностью игнорирующей своего маленького сына, просящегося в туалет.

Видя недостатки других людей (как телесные, так и душевные), Холден Колфилд не закрывает глаза и на свои собственные изъяны: он знает, что он – лгун, потому что в разговорах со взрослыми (старик Спенсер, мать Эрнеста Морроу и др.) беззастенчиво врёт им, говоря то, что они хотят услышать; понимает, что он – трус, когда он размышляет о своём неумении ударить человека по лицу; наконец, он спокойно говорит о том, что когда волнуется, то хочет в туалет.

При этом Холден – глубоко чувствующая натура. Он любит читать хорошие книги, главным мерилом качества которых для него является желание сделать их авторов лучшими друзьями. Он – девственник, и только потому, что всегда останавливается на самом интересном месте по просьбе девушки.

Он – любит свою младшую сестрёнку Фиби за то, что она всё понимает, как надо, и младшего брата Алли, умершего от белокровия. Он ценит в людях их сильные стороны: например, умение танцевать в глупых, помешанных на голливудских актёрах, девушках.

Он склонен к философским размышлениям – в то время, как окружающих волнует их эго, Холден может размышлять о том, что происходит с утками из Центрального парка зимой, или мечтать о том, чтобы время остановилось, как это произошло с экспонатами Этнографического музея, в который он ходил с раннего детства.

Он ценит не только физическую сторону любви, но и духовную: вспоминая свои взаимоотношения с Джейн Галлахер, Холден думает прежде всего о том, насколько естественно и приятно ему было держаться с ней за руки.

Главный герой романа – умеет логически мыслить, имеет на всё свою точку зрения, но в некоторых жизненных вопросах оказывается удивительно наивным: он не знает, сколько зарабатывает его отец, корпоративный юрисконсульт; он не сразу разбирается в начитанной Салли Хейс.

Обратите внимание

Ненавидя нью-йоркскую жизнь, Холден видит только один способ покончить с окружающей его ложью, – побег. Молодой человек мечтает о спокойной работе на автостоянке.

Он фантазирует, что мог бы притвориться глухонемым, чтобы не общаться с людьми; он представляет себе, как построит хижину, в которой не будет никакой «липы», то есть лжи. Сбежать из Нью-Йорка Холдену не удаётся.

С одной стороны, его держит любовь к младшей сестрёнке Фиби, решившей отправиться в путь вместе с ним; с другой – в нём нет сильного внутреннего стержня для полного изменения жизни.

Холден Колфилд лишь мечтает о том, что лучшее из занятий – стеречь маленьких ребят над пропастью во ржи. На деле же ему суждено жить в той среде, в которой он рождён, и пытаться подстроиться под неё, как он это делал на протяжении всего романа.

По произведению: «Над пропастью во ржи»

По писателю: Сэлинджер Джером

Источник: https://goldlit.ru/salinger/396-nad-propastiu-vo-rji-analiz

«Над пропастью во ржи» краткое содержание книги Дж.Д. Сэлинджера

Краткое содержание романа Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» может помочь в написании различных работ и при подготовке к урокам по внеклассному чтению.

Читайте также:  Значение «слова о полку игореве» в литературе

Кроме пересказа текста даны материалы для характеристики героев и анализа произведения.

Оглавление:

  • «Над пропастью во ржи» Джером Дэвид Сэлинджер — описание и история создания
  • Главные герои
  • Второстепенные персонажи
  • Краткое содержание
  • Анализ произведения
  • Цитаты из «The catcher in the rye»
  • Отзывы критиков
  • Экранизация книги
  • Заключение

«Над пропастью во ржи» Джером Дэвид Сэлинджер — описание и история создания

Год написания романа, сделавшего автора знаменитым – 1951. Сэлинджер работал над ним почти 10 лет и включил в сюжет ранее написанные рассказы.

Джером Дэвид Сэлинджер (1919-2010)

Почему роман называется «Над пропастью во ржи»? Это измененная строчка из стихотворения Роберта Бернса, которая стала детской песенкой. Образ поля высокой ржи, в которой гуляют маленькие дети, главный герой использовал, когда рассказывал о своей мечте.

Изменив в названии цитату, автор определил главную мысль произведения. Герой мечтал быть ловцом детских душ, спасая их от бездны взрослой жизни со всеми ее пороками.

Многие интересуются, сколько глав в произведении «Над пропастью во ржи»? Всего их 26.

Жанр романа можно определить, как роман-исповедь. Повествование — это рассказ юноши, отчисленного за неуспеваемость из школы и впервые столкнувшегося с жестокими реалиями жизни.

Главные герои

Холден Колфилд – подросток, умеющий остро и саркастически судить обо всем, способный очень тонко чувствовать фальшь и лицемерие в отношениях между людьми.

Холден и сам не прочь приврать, но это скорее мальчишечьи фантазии.

Наблюдательный и пытливый юноша. Даже незначительные детали в поведении других раскрывают ему истинные качества и черты характера.

Максималист во всем и бунтарь. Нетерпим к окружающим, но искренне привязан к сестре и братьям.

У него удивительно богатый и интересный внутренний мир. Это видно из отрывка, в котором Холден рассуждает о своем предназначении. Он мечтает спасать чистые детские души.

Второстепенные персонажи

Фиби – десятилетняя сестренка Холдена. Непосредственна, прилежна, хорошо учится. Любит своего брата и хорошо понимает его. Своим участием спасает Холдена от опрометчивых поступков.

Д. Б. – старший брат, успешный сценарист и писатель, который растрачивает свой талант в Голливуде, своеобразный двойник Холдена, только приспособившийся к реальности.

Алли – умерший брат Холдена, который по нему очень скучает. Был образован, увлекался поэзией. Даже на бейсбольной перчатке записывал стихи.

Роберт Экли — школьный приятель, поражает Холдена гнусными привычками постоянно прилюдно стричь ногти или давить прыщи, пользоваться чужими вещами как своими, и поразительной нечистоплотностью. Завистлив и лицемерен.

Стрэдлейтер — его сосед по комнате, раздражает главного героя своей кажущейся чистоплотностью. Всегда чисто выбрит, но бреется грязной и ржавой бритвой. В ухаживаниях за девушками обольстителен, но пренебрежительно отзывается о них в разговорах с приятелями.

Спенсер – учитель истории, пытающий наставлять Холдена. Неряшливо одетый в заношенный халат, не прикрывающий его старческое тело, но читающий нотации, он смешон. Добр, справедлив к ученикам, но труслив перед начальством.

О Джейн Галлахер мы узнаем из воспоминаний главного героя, который влюблен в нее. Тонко чувствующая и романтическая девушка. Но и немного наивная, потому что решила встречаться с похотливым и циничным Стредлейтером.

Антолини – бывший преподаватель, понимающий Холдена, который напоминал собственную юность. Предостерегая от ошибок, советует обратиться к смиренной и зрелой жизни. Сам приспособился к действительности с помощью алкоголя.

Салли Хейс – начитанная, но с весьма поверхностными познаниями, любящая развлечения особа, красива и любит внимание к себе в обществе.

Краткое содержание

Холден Колфилд лечится в санатории от туберкулеза и вспоминает, что произошло с ним год назад, под Рождество.

Его отчислили из школы Пэнси, потому что Холден завалил пять экзаменов. До этого выгнали из другого учебного заведения Элктон-хилл.

Холдена это не огорчает, потому что раздражают ученики и преподаватели, юноша чувствует показушность и фальшь в том, как ведут себя окружающие, тонко подмечая все нелепые привычки своих приятелей, их притворство.

Отношения у Холдена не складываются, потому что он привык решать все по-своему. Пишет сочинение для Стрэдлейтера, пока тот был на свидании с девушкой, которая нравилась Холдену. Но отклонившись от темы, рассказывает о бейсбольной перчатке умершего брата, исписанной стихами.

Из-за испорченного задания и нелицеприятных разговоров о Джейн, вспыхивает ссора. Подравшись со Стрэдлейтером, собирает вещи и уезжает, не дождавшись начала каникул.

Приехав в Нью-Йорк, решает не появляться дома раньше среды, когда придет письмо родителям об его исключении.

По пути в отель пристает к удивленному таксисту со странным вопросом про уток в Центральном парке. В отеле понимает, как ему одиноко и идет в ночной клуб. Заказывает спиртное, но получает отказ.

Знакомится с тремя женщинами, угощает их коктейлями и танцует. Юношу смешит их провинциальность и глупость.

Важно

Выйдя из отеля, вспоминает историю своего знакомства с Джейн. Решив все-таки выпить, идет в другой бар, где бывал с Д. Б. В такси опять задает водителю вопрос про уток. В баре сталкивается с морским офицером, знакомым своего брата. Ему неприятно это общение, и он возвращается в отель.

Лифтер Морис предлагает ему проститутку за пять долларов. Холден согласился, но, когда девица явилась к нему в номер, передумал. Ему одиноко и хочется общения, но она не разделяет его желания и требует оплаты в десять долларов.

Холден отказывается, и тогда проститутка приводит лифтера, который его шантажирует и бьет, а девица забирает деньги из бумажника. Оставшись один, представляет себя раненым, с пулей в животе.

Утром, созвонившись с Салли Хейс, приглашает пойти в театр на дневной спектакль. Уезжает из отеля, пристраивает чемоданы на хранение.

Решив позавтракать в вокзальном буфете, знакомится с двумя монахинями, которые работали учительницами в интернате. Поговорив о литературе, делает пожертвование.

Купив билеты в театр, бродит в своей любимой охотничьей шапке по улицам в ожидании встречи с Салли, покупает для сестренки пластинку с ее любой песней.

В театре его раздражает глупая постановка, слишком хорошая игра знаменитых актеров и восторженная публика. Театралка Салли ему становится несносна. После спектакля девушка предлагает покататься на коньках.

Плохо катаясь, намучившись на катке, молодые люди идут в бар.

Холден выплескивает свои эмоции говорит, что ненавидит все окружающее его: Нью-Йорк, его жителей, театры, кино, машины, лифты, примерку костюмов, свои школы.

Ему неинтересно и скучно. Хочется свободы, уехать куда-нибудь. Салли не понимает его и напугана. Они ссорятся и расстаются. Холден пытается дозвониться Джейн, но напрасно. Думая, с кем провести вечер, звонит приятелю Карлу Льюсу. Договорившись о встрече, идет в кино. Там смотрит перед сеансом рождественскую пантомиму и фильм с глупейшим сюжетом.

Совет

Встреча с приятелем тоже приносит разочарование. Карл Льюс, студент Гарвардского университета, сразу предупреждает, что у него есть всего минутка. Карл не хочет проявить сочувствие и все время пытается прекратить разговор.

После его ухода Холден, напившись, звонит Салли, чтобы попросить прощения. После идет в Центральный парк посмотреть на уток, но их нет. Случайно роняет пластинку Фиби и подбирает осколки.

Замерзнув, решается заглянуть домой, чтобы повидать Фиби. Уже поздней ночью, надеясь, что родители спят, пробирается в кабинет Д. Б., находит спящую сестренку, будит и дарит осколки. Узнает, что родители уехали в гости. Фиби рада видеть брата, но догадывается о причине его внезапного приезда.

Девочка очень переживает за него. Холден рассказывает о школе, как было невыносимо терпеть всеобщее притворство. Фиби просит вспомнить кого-нибудь, кого он любит. Холден вспоминает Алли, двух монахинь, с которыми говорил в вокзальном буфете, и одноклассника Джейса Касла, выпрыгнувшего из окна, отказавшись извиняться перед подонком.

Фиби допытывается, кем ему хочется быть. Холден не знает, но говорит, что мечтал бы спасать маленьких детей, играющих на поле во ржи у пропасти.

Возвращаются родители, и Холден, взяв в долг у сестренки деньги, уходит к своему бывшему преподавателю Антолини, который пытается помочь разобраться в проблемах и оставляет ночевать. Почувствовав, что Антолини гладит его спящего по голове, испугался и уходит ночевать на вокзал.

Утром решается уехать и пишет Фиби записку. На встречу девочка приходит с чемоданом и просит взять с собой. Отговорив от этого и обещая вернуться домой, ведет Фиби в зоопарк.

В заключении романа выздоравливающий Холден ждет возвращения домой.

Анализ произведения

В сюжете дано описание всего трех дней из жизни героя, наполненных нелепыми поступками, попытками по-взрослому напиться до забытья, чтобы не думать о своих проблемах.

В поисках понимания и сочувствия, подросток знакомится с людьми, пытается встречаться со знакомыми, но большинство из них ему неприятны и раздражают своими недостатками.

Интересны его критическое отношение к всему увиденному, внутренние монологи и мысли. Во взрослой жизни он видит только конформизм, практицизм, манипулирование другими людьми, разврат и полное равнодушие.

Ему ненавистна благополучная и размеренная жизнь, хочется свободы во всем. В конце романа герой стоит перед выбором, стать ли ему похожим на остальных или противостоять этому.

Цитаты из «The catcher in the rye»

Вот несколько строк, описывающих состояние и чувства героя:

  • «С людьми тяжело, без них — невыносимо»;
  • «Проклятое кино! Вот, что оно делает с человеком»;
  • «Плохо то, что иногда всякие глупости доставляют удовольствие»;
  • «Будь я Богом, ни за что бы не захотел, чтобы меня любили сентиментальной любовью».

Отзывы критиков

Книгу критика приняла неоднозначно. Одни восторженно отмечали новаторство автора, другие обвиняли в пропаганде своеволия, разнузданности и вседозволенности, требовали установить возрастные ограничения.

Стоит отметить: проблематика романа до сих пор вызывает споры.

Сэлинджер был против экранизации своей книги.

Ни один из знаменитых режиссеров, даже Спилберг, не получили согласия автора. Хотя попытки все же предпринимались.

Но непонятно, как визуально в фильме возможно изобразить размышления главного героя, которые составляют основу повествования, не искажая смысл и главную мысль произведения.

Заключение

До сих пор в аннотации каждого нового издания вы прочитаете, что это самый популярный и продаваемый роман. «Над пропастью во ржи» не перестают читать во всех странах мира как на английском, в оригинале, так и на других языках.

Источник: https://1001student.ru/literatura/nad-propastyu-vo-rzhi.html

Формирование личности американского школьника (По роману Дж. Сэлинджера “Над пропастью во ржи”)

 Творчество американского писателя Дж. Сэлинджера приходится на середину XX века, но его произведения близки и понятны современной молодежи. Сэлинджера очень волновала проблема становления молодого человека, его сложного духовного мира.

 Роман “Над пропастью во ржи” полностью посвящен анализу жизни и поступков главного героя, юноши Холдена Кол-филда, пытающегося найти свое место в жизни. Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые. Он уже был исключен из трех колледжей за неуспеваемость.

Холден не хочет учиться лишь для того, чтобы “работать в какой-нибудь конторе, зарабатывать уйму денег и ездить на работу в машине или в автобусах по Медисон-авеню, и читать газеты, и играть в бридж все вечера, и ходить в кино…”. Жизнь большинства обеспеченных американцев неприемлема для Холдена, так как она, по его мнению, ненастоящая и иллюзорная.

Обратите внимание

Юноша много читает, пытаясь в книгах найти ответы на свои вопросы. “Вообще, я очень необразованный, но читаю много”, — исповедуется Холден. Но все равно столкновения с реальной жизнью не избежать, и Холден конфликтует с учителями, родителями, одноклассниками. Он очень стеснителен, обидчив, нелюбезен, зачастую бывает просто груб, насмешлив.

Такой характер складывается у Холдена из-за душевного одиночества, из-за того, что его жизненные ценности не совпадают с критериями взрослых. Холдена возмущает “показуха” и отсутствие самой элементарной человечности. Кругом обман и лицемерие: лгут в привилегированной школе, уверяя, что воспитывают хороших людей.

Лжет учитель Спенсер, заявляя, что жизнь одинакова у всех людей. Пытаясь уйти от лжи, недоверия между людьми, Холден выстраивает собственный мир.

 Поездка в Нью-Йорк сыграла огромную роль в формировании Холдена как личности. Он с удивлением замечает, что сутенерство, проституция, насилие и обман сосуществуют с милосердием и добротой. Две монахини, встреченные Хол-деном в поезде, не только учат детей, но и собирают милостыню для бедных.

Холден много думал над этим, постепенно понимая, как важна осмысленная, имеющая цель жизнь. “Эти две монахини не выходили у меня из головы. Я все вспоминал эту старую соломенную корзинку, с которой они ходили собирать лепту, когда у них не было уроков”, — с грустью думал Холден, понимая, что его знакомые никогда не отважатся на такую жизнь.

Холден мечтает спасти детей от пропасти взрослой жизни, где царят лицемерие, ложь, насилие, недоверие. “Мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа.

Читайте также:  Анализ рассказа «чистый понедельник» (и. бунин)

Стеречь ребят над пропастью во ржи”, — таково заветное желание Холдена Колфилда. Холден становится терпимее и рассудительнее, он формируется как личность.

 Роман Сэлинджера вышел в свет в 1951 году и через несколько месяцев занял первое место в списке американских бестселлеров. В настоящее время этот роман стал классикой не только американской, но и мировой литературы. Становление личности, формирование нравственного мира подростка — эти проблемы всегда волновали людей.

Источник: http://www.rlspace.com/formirovanie-lichnosti-amerikanskogo-shkolnika-po-romanu-dzh-selindzhera-nad-propastyu-vo-rzhi/

Сэлинджер, “Над пропастью во ржи”: отзывы, краткое содержание, анализ :

Произведение Джерома Сэлинджера сегодня популярно по всему миру, в ряде стран оно даже входит в обязательную школьную программу.

Но самое большое влияние оказала на молодежь ХХ столетия книга «Над пропастью во ржи». Отзывы с момента публикации романа и до сегодняшнего дня были самые разнообразные: начиная от восторга и заканчивая запретами.

Именно этому неоднозначному произведению и будет посвящена наша статья.

История создания

Предшественниками романа были рассказы, где уже поднимались темы, позже более основательно раскрытые в произведении «Над пропастью во ржи».

Отзывы критиков свидетельствуют о том, что некоторые рассказы даже стали частями романа. Так, очерк «Легкий бунт на Мэдисон-авеню» превратился в семнадцатую главу нового произведения.

Именно в этом рассказе впервые возник персонаж с именем Холден Колфилд.

Еще один рассказ под названием «Сумасшедший» содержит наметки двух сцен из романа: прощание с преподавателем истории и разговор с родителями одного из одноклассников. В 1949 году Сэлинджер принес редактору рукопись, главным героем которой также был Холден Колфилд, но она так и не была издана – автор забрал ее. И лишь в 1951 году в свет вышел окончательный вариант произведения.

«Над пропастью во ржи»: краткое содержание

Роман начинается с обращения к читателю подростка Холдена Колфилда. Он обещает рассказать одну историю, не совсем обычную, которая произошла с ним в прошлое Рождество. Мальчик не будет в подробностях описывать биографию или обсуждать родителей, которые предпочитают не ворошить «грязное белье».

Сам же Холден в данный момент пребывает в санатории в Голливуде, неподалеку от того места, где живет его старший брат Д. Б.

Исключение из школы

Удивительно, что книга изначально была рассчитана на взрослую аудиторию, несмотря на главного героя, что выбрал Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (краткое содержание только начинается) повествует об американском подростке, который учился в закрытой школе Пэнси, находящейся в штате Пенсильвания.

Какое-то время Холден был капитаном фехтовальщиков, но его исключили из школы, когда он провалил зачеты по четырем предметам. И вот, перед отъездом домой, Колфилд наблюдает за игрой в футбол, прощается с запомнившимися местами. Единственным учителем, с которым он приходит поговорить напоследок, оказывается старый преподаватель истории Спенсер.

Больной гриппом старик недоволен своим учеником, расспрашивает его о причинах исключения, ругает за пренебрежительное отношение к собственной жизни. Колфилду не нравится Спенсер, и он уже начинает жалеть, что решил с ним проститься. Слушая нравоучения старика, мальчик вспоминает, как покинул школу Элктон-Хилл. Там ему не нравилось потому, что все делалось напоказ.

Общежитие

Наверное, именно простота и бесхитростность изображения так очаровывают читателей в романе «Над пропастью во ржи». Краткое содержание направлено на описание поступков и мыслей обычного американского подростка, который пытается наладить диалог с жизнью.

Холден возвращается в школьное общежитие. В своей комнате он достает книгу «В дебрях Африки» и начинает ее читать.

К нему заходит противный как внутренне, так и внешне (с прыщами по всему лицу и гнилыми зубами), старшеклассник по имени Роберт Экли. Он зашел попросить ножницы для стрижки ногтей.

Важно

Холден отрывается от книги и говорит, что сосед Экли по комнате Стрэдлейтер ему противен, потому что на днях издевался над главным героем и просил хоть изредка чистить зубы.

В комнату приходит Стрэдлейтер и прогоняет Экли, а сам идет в ванную комнату бриться. Холден следует за ним.

Они болтают, в разговоре Стрэдлейтер постепенно переходит к учебной теме и просит главного героя за него написать по английскому сочинение.

Сам же Стрэдлейтер сделать этого не успевает – он отправляется на свидание с девушкой по имени Джейн Галлахер. Эта новость приводит Холдена в волнение – эту девушку он давно знает, когда-то они жили по соседству и были лучшими друзьями.

Проходит обед, и Колфилд с Экли и друзьями отправляются в Эгерстаун. Наступает вечер и Холден принимается за написания сочинения. Задание было описать комнату, но вместо этого он описывает бейсбольную рукавицу своего братишки Алли, который умер от рака крови.

Со свидания возвращается Стрэдлейтер. Холден выспрашивает, как все прошло. Когда сосед начинает рассказывать о том, как тискал девушку в машине, главный герой злится. Вспыхивает ссора, и парни начинают драку, которая приводит к разбитому носу Холдена. Кровотечение оказалось настолько сильным, что кровь заливает лицо и пижаму подростка.

Побег

Описывает в своем романе достаточно близкие чувства каждому подростку Сэлинджер. «Над пропастью во ржи», краткое содержание может это подтвердить, обращается к тому этапу жизни, когда человек особенно остро подвержен эмоциональным всплескам, чувству одиночества, ощущению враждебности окружающего мира.

Холден идет к Экли в комнату, ложится на кровать. Его не могут оставить мысли о том, что произошло между Стрэдлейтером и Джейн. Эти видения продолжают мучить Холдена, и он приходит к решению уехать отсюда в Нью-Йорк.

Подросток садится на поезд, с ним рядом оказывается мама Эрнеста Морроу, которого главный герой считает одним из самых отвратительных учащихся Пэнси. Однако он не говорит об этом миссис Морроу, напротив, всю дорогу Холден описывает, какой добрый, скромный и воспитанный ее сын.

Нью-Йорк

Не может охватить данная статья всех нюансов, так как описываемое содержание романа «Над пропастью во ржи» краткое. Отзывы, однако, можно составить уже и по нему.

Итак, наш герой приезжает в Нью-Йорк и заселяется в отель «Эгмонт». Устроившись, он решает позвонить одной знакомой – Фей Кэвендиш.

Совет

Холден приглашает ее выпить по коктейлю, но девушка отказывается, объясняя, что устала и хочет спать. Юноша кладет трубку и начинает вспоминать о своей маленькой десятилетней сестренке Фиби.

Даже хочет позвонить ей домой, но опасается, что к телефону могут подойти родители.

Холден идет на первый этаж гостиницы в «Сиреневый» зал. Здесь юноша пытается заказать себе виски с содовой, но официант отказывается его обслуживать из-за того, что он несовершеннолетний.

Тут герой замечает симпатичную блондинку лет тридцати, которую приглашает на танец. Женщина соглашается, они начинают танцевать, Холден узнает, что приехала он из Сиэтла и что зовут ее Бернис.

Танцует она замечательно, но совершенно не может поддержать беседу.

Здесь Бернис не одна, с ней две подруги – Лаверн и Марти. Обе также хороши, но танцуют хуже. Оказывается, что троица просто помешана на знаменитостях, а в особенности на актерах. И сегодня они пришли сюда именно для того, чтобы увидеть какую-нибудь голливудскую звезду.

Ресторан закрывается, и новые знакомые уходят. Холден остается один в холле, он снова охвачен воспоминаниями. Вот они с Джейн играют в шашки, вот она плачет, а он целует ее лицо, а теперь они идут в кино, где девушка с нежностью погладила героя по голове.

Холден решает отправиться в кабак, принадлежащий негру Эрни, виртуозно играющему на рояле. Юноша ловит такси и по дороге беседует с водителем, пытаясь у того выяснить, что случается с утками, обитающими в Центральном парке, зимой, ведь озеро замерзает. Таксисту разговор неприятен, но он продолжает его поддерживать, постепенно пытаясь сменить тему.

Многие критиковали за излишнюю откровенность роман «Над пропастью во ржи». Отзывы даже современных читателей грешат этим. Между тем необходимо отдать должное автору, описавшему действительность без прикрас.

У Эрни наш герой встречает Лилиан Симмонс в компании морского офицера. Эта девушка когда-то встречалась с его братом Д.Б. Холдену становится неприятно подобное соседство, и он уходит. Оказавшись на улице, юноша бредет, не зная куда, размышляя о своей трусости.

Обратите внимание

Холден возвращается в отель, здесь лифтер предлагает ему на ночь взять девочку. Удивленный Холден соглашается от неожиданности. Вернувшись в номер, юноша начинает нервничать – он еще никогда не был с женщиной, а куртизанка должна вот-вот прийти.

Вот в номер приходит молоденькая девушка Санни. Холден отказывается от ее услуг, пытается с ней заговорить и в итоге платит назначенные лифтером деньги – пять долларов. Девушка уходит.

На рассвете она возвращается вместе с лифтером. Они вдвоем начинают вымогать у Холдена еще денег. Юноша ничего им не хочет давать, тогда лифтер хватает его, а Санни вынимает из бумажника деньги.

Перед уходом лифтер сильно бьет Холдена в живот за оскорбление.

Блуждания

Продолжают разворачиваться действия романа «Над пропастью во ржи» (краткое содержание по главам продолжается). Холден просыпается утром и сразу же звонит Салли Хейс, своей девушке, договаривается о встрече в театре.

Затем выписывается из отеля и отправляется на Центральный вокзал, где завтракает неподалеку от двух монашенок. За едой между ними начинается беседа, Холден жертвует на благотворительность десять долларов.

Когда завтрак окончен, юноша звонит Джейн, которой не оказывается дома. После этого в надежде встретить Фиби он отправляется в парк. Но там не оказывается его маленькой сестренки, и герой бездумно бродит по улицам.

Вечером Холден с Салли идут на спектакль, после которого отправляются гулять. В небольшом кафе герой предлагает Салли сбежать вместе с ним, но девушка отказывается. После этого пара ругается.

На следующий день Холден встречается со старшеклассником Карлом Льюисом, который когда-то был его репетитором. Парни выпивают несколько бокалов мартини, старый знакомый рассказывает о своей жизни с тридцатилетней скульпторшей. Когда Карл уходит, Холден напивается в одиночестве.

Возвращение домой

В свое время вызвал очень много споров своим произведением Джером Сэлинджер («Над пропастью во ржи»). Отзывы диаметрально противоположные, одни восхищались книгой, другие нещадно ругали, единственное, чего не вызвал роман, – безразличия.

Холден решает пробраться домой, чтобы поговорить с Фиби, но так, чтобы не заметили родители. Юноша проникает в дом, находит сестренку спящей в кабинете Д.Б. и будит. Проснувшись, девочка рассказывает о школьном представлении, которое состоится в Рождество, пересказывает недавно просмотренный фильм.

И тут Фиби понимает, что Холден вновь вылетел из очередной школы. Тогда юноша начинает объяснять, что в Пэнси было невыносимо. Фиби возмущена и говорит брату, что ему вообще ничего не нравится. Брат и сестра танцуют под музыку и болтают до тех пор, пока Холден не уходит из-за того, что вернулись родители.

Мистер Антолини

Подходит к концу роман «Над пропастью во ржи». Краткое содержание, отзывы (более подробно представлены ниже) и личные впечатления могут уже сейчас способствовать формированию личного мнения относительно книги.

Читайте также:  Образ митрофанушки в пьесе фонвизина «недоросль»

Холден идет в гости к своему старому учителю мистеру Антолини, которому рассказывает о своих неудачах в бывшей школе.

Учитель не находит для юноши совета, но опасается, что тот несется к пропасти, которая может его поглотить. Юноша остается ночевать в квартире учителя.

Важно

Но ночью он просыпается оттого, что Антолини гладил его по голове. Назвав старика психом, Холден уходит и ночует на вокзале.

Наутро герой идет гулять по городу и решает уехать на Запад. Рядом Фиби, которая тоже хочет с ним. Юноша успокаивает сестренку, и они вместе идут гулять. Начинается дождь, Холден промокает, потом заболевает, родители отправляют его выздоравливать в санаторий.

«Над пропастью во ржи»: отзывы

После выхода и первой популярности книга начала всячески порицаться. Гонения начались в 1961 году и продолжались до 1982 года. Причин для такого отношения нашлось множество:

  • язык романа был назван «грубым»;
  • непозволительные и откровенные разговоры о сексе;
  • многие критики назвали главного героя дурным примером для молодого поколения.

Бурю эмоций в ХХ веке вызвала книга «Над пропастью во ржи». Отзывы критиков в основном сводились к тому, что роман называли пропагандой пьянства, бунтарства, насилия и разврата. Но жесткий запрет привел к совершенно противоположному результату, у молодежи книга стала пользоваться небывалой популярностью.

Примечательно то, что несмотря на тенденцию включать произведения в основную школьную программу, некоторые страны и отдельные учебные заведения до сих пор исключают роман из списков рекомендованной литературы.

Что же касается мнений современных читателей, то они столь же противоречивы, что и полвека назад. Одни говорят о невероятном положительном влиянии, что оказала на них книга, а другие видят в ней всего лишь описание инфантильных страданий не очень умного подростка.

Автобиография в романе

Многие отмечают, что во многом биографичным получилось произведение «Над пропастью во ржи» (Д. Сэлинджер). Отзывы критиков и биографов автора сходятся во мнении, что прототипом семьи Холдена стала семья самого писателя. А в образе брата главного героя Д.Б. угадывается сам Сэлинджер, также побывавший на войне и участвовавший в 1945 году в высадке в Нормандии.

А со своим героем писателя роднит то, что он и сам был в школе капитаном фехтовальной команды.

Идея

Обратимся же теперь к замыслу, который вложил в свое творение Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (анализ и содержание это подтверждают) – произведение, посвященное подростковому мировосприятию.

Особенно ярко такое мироощущение проявляется в отношении ко лжи. Главный герой не приемлет ее в любом виде: моральные нормы, события, люди, предметы.

Именно против всех этих проявлений лжи направлен бунт главного героя, который не может с этим смириться.

Трагедия

Изображает ситуацию, в которой герой уже не может избежать конфликта с миром, Джером Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи», отзывы многих критиков это подмечали, роман, основанный на трагическом и невыносимом столкновении человека с действительностью.

И что примечательно, бунт Холдена не выливается в открытое противостояние с системой. Нет, юноша не готов сражаться, он просто хочет сбежать и найти для себе тихий уютный уголок, где бы его не касалась злая и лживая реальность.

Именно в этих противоречивых мыслях и поступках главного героя и заключена трагедия романа.

Образ главного героя

Итак, после знакомства с романом «Над пропастью во ржи» (краткое содержание, анализ) можно перейти к рассмотрению образа главного героя. Итак, это семнадцатилетний юноша с обычным для этого возраста поведением. Он импульсивен, бесшабашен, склонен к идеализму. Все его поступки и слова максимально откровенны, он не лукавит и действует сообразно велению своего сердца.

Холдену трудно находить общий язык со взрослыми, которые стремятся только поучать, но никогда не заметят, если ведешь себя по-взрослому.

Размышления о подобных вещах приводят героя к выводу, что люди вообще ничего не замечают вокруг себя. Но больше всего в окружающих претит их желание быть другими, стараться казаться не теми, кем они на самом деле являются.

Именно поэтому его так тянет к своей младшей сестренке, наделенной детской бесхитростностью и прямотой.

Заключение

Таким образом, очень неоднозначным и многоплановым получился роман, что создал Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (отзывы и краткое содержание подтверждают эту мысль) во многом поднимает вопросы, связанные с самой природой человека, с его внутренними противоречиями, особенно сильно проявляющимися в подростковом возрасте.

Источник: https://www.syl.ru/article/193209/new_selindjer-nad-propastyu-vo-rji-otzyivyi-kratkoe-soderjanie-analiz

Символика предметных образов в романе Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»



В статье рассматриваются предметные образы романа Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи, имеющие в тексте романа символическое значение. Также определяется символическое содержание этих образов и характер их связи с внутренним миром персонажа.<\p>

Ключевые слова: Джером Дэвид Сэлинджер, символ, «Над пропастью во ржи»<\p>

Джером Дэвид Сэлинджер — американский писатель, один из самых известных в мире и один из самых влиятельных писателей литературы США XX века. Многие произведения данного автора стали предметом подробного литературного анализа и были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык.<\p>

Безусловно, самым известным произведением Сэлинджера становится опубликованный в 1951 году роман «Над пропастью во ржи». Это произведение довольно быстро занимает место среди самых читаемых книг Соединенных Штатов Америки. В России эта книга впервые была издана в 1960 году и с тех пор является одним из самых известных произведений американской литературы. Читающей публике полюбился главный герой этой книги, Холден Колфилд, который с беспрецедентной искренностью посвящает нас во все тайны внутреннего мира подростка. Но что же сделало этот роман таким популярным? Значительная часть смыслов этого романа замаскирована автором под видом простых предметов внешнего мира, таких как бейсбольная перчатка, охотничья шапка, пруд в Центральном парке и т. д. Таким образом, эти предметы становятся символами, которые несут большую смысловую нагрузку.<\p>

Совет

Это связано, в первую очередь, с тем, что герой Сэлинджера сталкивается с непониманием окружающих его людей, он не может объяснить, что именно с ним происходит, ведь сам не до конца осознает свои внутренние проблемы — проблемы, с которыми многие подростки встречаются в период становления личности и осознания своего места в жизни. Чтобы в той или иной мере донести до читателя переживания главного героя, Сэлинджер использует символы, ведь именно они способны назвать то, к чему крайне сложно подобрать точное объяснение, особенно если дело касается каких-либо внутренних чувств. И в романе символы являются способом выражения для Холдена своих эмоций и волнений. Символы являются ключом ко внутреннему миру Холдена, ко всем его тревогам, страхам и беспокойствам.<\p>

Как известно из биографии Дж. Д. Сэлинджера, он участвовал во Второй Мировой войне и принимал активное участие в высадке союзнических войск на побережье Нормандии в 1944 году. Впоследствии он также участвовал в освобождении нескольких концлагерей. Учитывая то, что сам автор был еврейского происхождения, увиденное им могло произвести на него крайне тягостное впечатление. Эта психологическая травма, по-видимому, осталась с ним на всю жизнь. Многие критики считают, что его творчество является попыткой преодолеть эти воспоминания и, справившись со своим прошлым, шагнуть в будущее. Интересно, что героями многих его рассказов являются подростки и молодые люди. Возможно автор, увидевший все ужасы Второй Мировой войны, был эмоционально не готов к этому и поэтому в своих произведениях он часто описывает свой внутренний опыт столкновения юношеского сознания с жестоким и безразличным миром. Именно из-за этого многие его произведения кажутся так глубоко личными.<\p>

Тема отчуждения, внутреннего конфликта с самим собой, а вследствие этого, и с окружающим миром прослеживается во многих произведениях Сэлинджера, но именно благодаря использованию автором предметной символики в романе «Над пропастью во ржи» читателю удается прочувствовать и понять состояние героя намного сильнее и ярче, чем в каком-либо другом произведении. Само понятие символ является достаточно многогранным и неоднократно исследовалось учеными, такими как Ф. В. Шеллинг, Г. Шоу, А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, Н. Н. Рубцов и др.<\p>

Внешняя форма символа не позволяет нам судить о его внутреннем содержании. Об этом очень убедительно говорится в определении, которое дает символу американский исследователь Г. Шоу: «symbol is a word, phrase, or other expression having a complex of associated meanings; in this sense, a symbol is viewed as having values different from those of whatever is being symbolized» [4, p. 85]. Как видим, Г. Шоу акцентирует внимание на том, что форма выражения символа не всегда бывает напрямую связана с его содержанием. Именно этим обусловлены те функции, которые символ выполняет в литературном произведении. Литературный символ — это больше, чем символ в его практическом, бытовом понимании. Это может быть предмет, человек, ситуация, действие или элемент сюжета, который имеет буквальный смысл, но одновременно с этим выражает эмоциональное состояние героя или передает дополнительные смыслы.<\p>

К примеру, пруд в центральном парке в глазах Холдена становится прообразом всего мира, ведь вода — знаковый символ, олицетворяющий поток жизни. Согласно Платону, вода — источник и гробница всего сущего во вселенной, символ непроявленного, первичной материи, «жидкость все проверяющая». Вода обладает столь мощными энергетическими свойствами, что облегчение может принести и простое ее созерцание — будь то пруд, водопад, морская гладь или небольшой фонтан. В романе нам представлен пруд. Пруд — это образ стоячей, недвижимой воды. Он и заморожен наполовину, и наполовину нет. Пруд находится в переходном периоде между двумя состояниями, так же, как Холден находится в переходном периоде между детством и взрослой жизнью. Холден боится перемен, взросления, однако именно пруд в центральном парке доказывает, что некоторые изменения носят лишь временный характер. Пруд для Холдена — символ гармонии и спокойствия.<\p>

Интересно, что образ музея в романе также имеет двойственное содержание. Этнографический музей олицетворяет для Холдена статичность, постоянство его внутреннего мира. Экспонаты музея заморожены и неизменны: «the best thing, though, in that museum was that everything always stayed right where it was. Nobody’d move. Nobody’d be different» [3, p. 122]. Холден боится перемен, он хочет, чтобы все было легко, понятно и вечно неподвижно, как статуи эскимосов и индейцев в музее. Как точно подметил в своем исследовании С. С. Савинич: «в этом месте он чувствует себя по-настоящему уютно, поскольку сюда можно прийти в любое время, и здесь все будет по-прежнему. Здесь нет стремительного течения человеческой жизни, нет необходимости постоянно меняться и приспосабливаться к изменениям, которые происходят в окружающих людях» [2, с. 167]. Вместо того, чтобы признать, что взрослая жизнь его пугает и интригует, Холден уходит в мир фантазий. С одной стороны, Холдена смущает тот факт, что он сам меняется каждый раз, когда возвращается в музей: «the only thing that would be different would be you» [3, p. 123]. Но с другой стороны, Холдену комфортно в музее именно из-за его статичности.<\p>

Кроме того, говоря о функциях символа, стоит отметить, что одной из основных функций символа является выражение сущности и идеи предметов. Так, по выражению Н. Рубцова «Символ — это вершина или наиболее совершенное и законченное проявление образного познавательного отношения к действительности» [1, с. 39]. Другими словами, это всегда завершенное, целостное образование, осуществляющее функцию человеческого познания. Эта функция символа очень часто используется для того, чтобы описать эмоциональное состояние героя или некую ситуацию художественной действительности, которую сложно или невозможно описать словами естественного языка. Именно тогда автор и прибегает к использованию языка символических образов для более точного художественного отражения внутреннего мира персонажа.<\p>

Источник: https://moluch.ru/archive/152/43131/

Ссылка на основную публикацию