Образ бирюка в одноименном рассказе тургенева

Жизненные принципы Бирюка в одноименном рассказе Тургенева – Cочинение по литературе

В 40-е – 50-е года XIX века И.С. Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник – «Записки охотника».

В отличие от большинства писателей, которые представляли крестьян безликой серой массой, автор в каждом очерке отмечает в жизни простого народа что-нибудь особенное, поэтому, когда все произведения были объединены в сборник «Записки охотника», крестьянский мир оказался описанным очень ярко и многогранно. Это принесло автору огромную известность. Во всех рассказах присутствует один и тот же главный герой – Петр Петрович. Это дворянин из села Спасского. Очень любит охоту, из-за чего много путешествует. Рассказывает о случаях, произошедших с ним. Причем Тургенев наделил его внимательностью, что помогает ему точнее разобраться в различных ситуациях и полнее передать их нам.

«Бирюк» – рассказ из «Записок охотника». Был написан в 1848 году. По своей композиции не отличается от других произведений сборника: с Петром Петровичем в очередной раз происходит интересная история, которую он рассказывает в форме монолога. Однажды вечером, возвращаясь домой с охоты, рассказчик попал под дождь.

Ехать дальше стало невозможно, и Петр Петрович серьезно задумался, где бы ему переждать непогоду. На его счастье, на пути ему попался лесник, предложивший пойти к себе в избу, пока дождь не кончится. В избе Бирюка (так прозвали лесника местные жители за угрюмость и нелюдимость) рассказчик узнал многое о его жизни.

Обратите внимание

Когда дождь прошел, гостеприимный хозяин услышал звук топора и решил поймать нарушителя. Тогда Петр Петрович предложил пойти вдвоем. Так они и сделали. Вором оказался «мужик, мокрый весь в лохмотьях с растрепанной бородой», который, по-видимому, не от хорошей жизни пошел на воровство.

Петр Петрович пожалел его и попросил Бирюка отпустить крестьянина, но тот не согласился и повел мужика к себе в избу. Однако после долгих просьб о пощаде и ходатайства со стороны Петра Петровича, лесник сжалился и отпустил его.

Бирюк – личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться.

В произведении показано, что большинство крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», – говорил мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост.

Конечно, главную роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не похож на них.

Он сам живет в глубокой бедности: «изба Бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок»,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «а ты все равно воровать не ходи». Он четко осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже.

Уверенный в своей правоте, он твердо шагает к собственной цели. Однако его уверенность иногда подрывается. Например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами.

Ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он часто идет на воровство от безнадежности. Фоме Кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами. Очерк «Бирюк» имеет много художественных достоинств.

Важно

Это и живописные картины природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев и многое, многое другое. Вклад Ивана Сергеевича в отечественную литературу бесценен. Его сборник «Записки охотника» стоит в ряду шедевров русской словесности.

А проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день.

Источник: https://schooltask.ru/zhiznennye-principy-biryuka-v-odnoimennom-rasskaze-turgeneva/

План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок в 7 классе “Образ Бирюка в рассказе И.С.Тургенева”

Образ Бирюка в рассказе И.С.Тургенева

ЦЕЛИ УРОКА: Ι. образовательные:

  1. проанализировать  рассказ «Бирюк», помочь учащимся через пейзаж, интерьер, портрет, поступки  раскрыть образ  и понять характер главного героя,
  2. выявить уровень знания учащимися текста произведения,
  3. помочь осознать тему и идею рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»,

                             ΙI. развивающие:

                                1)развивать и обогащать устную речь учащихся;

                                2) развивать навыки анализа образа литературного героя<\p>

                                3) развивать умения обобщать изученное;

                                4) развивать навыки анализа текста худож. произведения;

                           ΙII. воспитательные:

                                1) воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

                                2) воспитывать гуманное отношение к человеку;

                                3) формировать  чувство сострадания к чужой беде.

МЕТОДЫ: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Используемые технологии:

                                  • личностно-ориентированная;

                                  • проблемно-диалоговая

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: презентация, текст рассказа

Оформление доски: запись словарной работы: 

                                   образ –  это характер, искусственно создаваемый с целью донести

                                                 до читателя определенную информацию через  пейзаж,

                                                 портрет, поведение, мировоззрение героя.

                                   угрюмый – мрачный, неприветливый.

                                   гроза – 1. бурное ненастье с громом и молнией;

Совет

                                                2. о человеке, наводящем ужас, внушающем  сильный страх.

                                   крепостной (крестьянин) – зависимый и подчиняющийся помещику

                                   долг – обязанность.

                                   сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь<\p>

                                                            несчастьем, горем

Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.

Цель этапа:

обеспечить комфортную внешнюю обстановку для работы на уроке,

психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

Задачи:

Доброжелательный настрой учителя и учащихся.

Готовность класса и оборудования урока к работе.

Организация внимания всех учащихся

  1. Актуализация знаний. Мотивация. Создание проблемной ситуации
Учитель Учащиеся
Предъявление 1-го факта Кто главный герой рассказа «Бирюк»? Лесник, которого все называют Бирюк.
Предъявление 1-го факта Слово «бирюк» устаревшее. А что оно означает? Угрюмый, нелюдимый, одинокий, злой человек
Побуждение к осознанию Ребята, а вам самим понравился Бирюк? Да, понравился.
Побуждение к проблеме Какое противоречие, какая проблема налицо? Бирюк нам понравился, но само имя-слово означает плохие качества. /осознание противоречия/, т.е. совпадает ли  внешний вид Бирюка его внутреннему миру
Для того, чтобы разрешить  это противоречие, эту проблему, что мы должны раскрыть? Мы должны раскрыть образ Бирюка.
Итак, какая тема сегодняшнего урока? Образ Бирюка в  рассказе И.С.Тургенева.

          – Как мы можем раскрыть образ Бирюка, понять его внутренний мир? Что нам послужит помощниками в этом? (пейзаж, портрет, интерьер, его поступки, его отношение к работе, к  другим и отношение крестьян к Бирюку)

 III. Анализ рассказа. Раскрытие образа Бирюка.

  1. Диалог учителя с учащимися о роли пейзаже, об образах-символах.

– С какого описания  начинается повествование  рассказа? ( с описания  грозы, т.е. пейзажа)

– Представьте, что вы  художники, и вам  необходимо подготовить  иллюстрации к  рассказу. Какие бы цвета вы  выбрали для  иллюстрации? Почему? (Скорее всего, темные. Потому что<\p>

        а) в пейзаже  /в описании леса и грозы/ есть эпитеты, метафоры, помогающие представить темную картину:

       Эпитеты: лиловая туча, серые облака, столетние дубы; орешник, залитый  мраком.

         Метафора: тени густели;

        б) действие рассказа происходит ночью;

        в) изба  лесника)

– Помогает ли  пейзаж в начале  рассказе  угадать дальнейшие события рассказа? Какие именно события  помог предугадать описание грозы? ( Пейзаж помогает предугадать «темные» дела – воровство мужика-крестьянина, удержание, захват вора Бирюком).<\p>

 – Есть ли связь между  пейзажем в рассказе и  образом  Бирюка?  Если есть, то какая? (жизнь Бирюка также  безрадостна, темна, как описание грозы)

– Пейзаж  начинается с описания грозы. Прочитайте  толкование слова «гроза». В каком значении употреблено это слово в рассказе? (в прямом и переносном. Гроза не только явление природы, но и  образ-символ. Гроза – это сам Бирюк, наводящий ужас и страх)

   – Есть еще в рассказе образы-символы? (дождь – явление природы  и  слезы людей; ненастье – явление природы и  крепостное право).

   – До  финала  рассказа  ненастье продолжается. Как вы думаете, почему автор так описал до конца рассказа пейзаж – темным, мрачным…? (потому что крепостное право еще не свергнуто, жизнь простого народа все еще остается такой же мрачной, как в ненастье)

         2. Диалог учителя о роли портрета в раскрытии образа главного героя.

                – Вспомните или найдите  из  текста, как появляется в этом мрачном, темном<\p>

             описании главный герой? (фигура, словно выросла из-под земли; появляется как<\p>

             нечистая сила)

   –  А кто такой Бирюк? Какой он? (одинокий, угрюмый, нелюдимый, мрачный, неприветливый  человек) Найдите его портрет и прочитайте.

  – Можно ли что-нибудь сказать о внутреннем мире Бирюка из его портрета? (человек суровый, можно даже сказать грубый)

  – Я предлагаю прочитать  слова В.Г.Белинского и до конца урока подумать над этим вопросом великого русского критика: «…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?».

  1. Диалог учителя с учащимися с целью определения конфликта рассказа.

– Но такой ли в самом деле Бирюк? Почему вы так считаете? ( он добрый, отзывчивый, понимающий, старается помочь барину переждать ненастье)

– В  каком эпизоде ярче всего  проявляются  его  внутренний мир, качества характера? (при встрече с вором-порубщиком, при  конфликте Бирюка и вора-порубщика)

– Как ведут себя Бирюк и вор?  Отличается  ли  их  речь?

Бирюк Вор-порубщик
Железный голосТвердилПромолвил сурово Закричал жалобно, по-заячьиБормоталПовторил с унылым отчаянием

                                               ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

                                                           (АНТИТЕЗА)

– Почему Бирюку приходится сурово, порой жестоко обращаться с  порубщиками? (потому что он – крепостной крестьянин)

– А как  относятся к Бирюку мужики-крестьяне? (ненавидят его)

– Есть ли что-нибудь общего у  Бирюка  и  вора? (их бедность). Аргументируйте свой ответ.

Описание избы (интерьер) Бирюка Описание мужика
Закоптелая, низкая, пустая,грязная, душная Весь в  лохмотьяхНависшие бровиХудые члены (конечности)
Грудной ребенок в люльке, 12-летняя дочь Ворует с голодухи; чтобы детей кормить
Описание интерьера свидетельствует о крайней бедности, тяжелой жизни Описание свидетельствует о крайней бедности, нищете, тяжелом положении.

  –  А  отличается ли  Бирюк от порубщика? Чем? (своим внутренним миром, духовными  качествами)

  – Когда в полной мере проявляются внутренние качества  героев? (в последней части диалога)

  – Что происходит в последнем диалоге Бирюка и  вора? (столкновение, спор, конфликт).

   – Кто здесь в более  трудной ситуации, лесник или вор? Почему вы так считаете? (Лесник в более трудной ситуации: внутри Бирюка происходит борьба, он не может легко решиться, отпустить вора или нет).

   – Что ему препятствует отпустить вора? (его работа, долг, ответственность, честность)

    – Что помогло ему выйти из этой трудной ситуации? (его доброта, жалость, милосердие, понимание, сострадание)

    – В рассказе сколько противоборств (конфликта) можно заметить? (2)

    – Какие эти противоречия, какие виды конфликта?  (внешний конфликт = Бирюк и вор;  внутренний конфликт  (внутри самого героя) = чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания)<\p>

    – Какие высокие человеческие качества Бирюка отразились в рассказе? (человечность, гуманность, сострадание, но и принципиальность)

    – Что хотел сказать  нам  Тургенев своим рассказом? (1. человек красив душевными качествами, внутренним миром; 2. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким – бирюком)

  1. Определение темы и идеи рассказа (презентация)
  2. Ответ на вопрос В.Г.Белинского.
Читайте также:  Анализ стихотворения «родная земля» (а. а. ахматова)

                                         Но что может быть интересного

в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё

  то же, что и в образованном человеке.

                                                         В.Г.Белинский

– Какую проблему мы  поставили в начале урока? (совпадают ли прозвище, портрет, первоначальное представление  главного героя, Бирюка, с его внутренним миром)<\p>

 – Какой вывод можно сделать в  итоге анализа  рассказа, в итоге раскрытия образа  главного героя? (Внешний вид человека иногда может быть обманчив, часто  в жизни  за грубым, некрасивым внешним видом  может скрываться душевная красота человека, его богатый  внутренний мир, то есть ЧЕЛОВЕК  КРАСИВ И ПРЕКРАСЕН  ВНУТРЕННИМ МИРОМ, ДУХОВНЫМИ КАЧЕСТВАМИ)

– Есть такая тувинская пословица:<\p>

    V.  Оценки.  Домашняя работа.

       Сочинение «В чем истинная красота человека?»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/02/18/urok-v-7-klasse-obraz-biryuka-v-rasskaze-i-s-turgeneva

«Бирюк» – анализ рассказа Тургенева

Рассказ «Бирюк», анализ которого мы сейчас проведем, входит в цикл Тургенева «Записки охотника». Многие произведения создавались под впечатлением реальных событий и наблюдений автора. Так произошло и в данном случае. В имени матери писателя был лесник, которого убили крестьяне за притеснения.

Анализ образа главного героя в рассказе «Бирюк»

Слово «бирюк» в орловских диалектах означает «волк», а в некоторых местах так называют злого, нелюдимого, угрюмого человека. Именно таким предстаёт лесник.

В первую минуту знакомства с рассказчиком Бирюк появляется на фоне грозы, он разговаривает отрывисто и отвечает на вопросы неохотно и кратко. Портрет героя создаёт представление не только об одиноком и мрачном, но и о сильном человеке.

Его внешность напоминает богатырскую: высок ростом, плечист, «могучие мышцы», «суровое и мужественное лицо», смелый взгляд.

Автор описывает избу лесника, что немаловажно учесть, если вы делаете анализ рассказа “Бирюк”. В ней всё бедно, уныло, сразу понятно отсутствие хозяйки. В дальнейшем мы узнаём, что жена бросила его и детей, сбежав из дома с другим. Бирюк один пытается прокормить детей. Так читатель понимает, что герой силён как внешне, так и внутренне.

Все окрестные крестьяне боятся его «как огня» и даже собирались «сжить со свету», потому что он крепко следит за господским лесом, не позволяя мужикам воровать.

Бирюк, настоящее имя которого Фома Кузьмич, считает, что должен «справно» выполнять свои обязанности. Он ответственно подходит к делу, и даже в ужасную погоду никому не удаётся незаметно своровать. Именно в тот момент, когда лесник обнаруживает мужика, пытающегося украсть срубленное дерево, завязывается основной конфликт. Поговорим об этом ниже, продолжив анализ рассказа “Бирюк”.

Конфликт в рассказе «Бирюк» Тургенева

Автор показывает противостояние двух героев – Бирюка и бедного мужика. Крестьянин оправдывается, что пытался украсть «с голодухи». «Разорены…» – повторял он. Очевидно, что решиться на преступление ему пришлось оттого, что нечем кормить семью, а другого выхода он не нашёл.

Долго пытался несостоявшийся вор уговорить угрюмого лесника отпустить его, рассказывал о бедности и нужде. Автор показывает, как происходит борьба внутри главного героя. С одной стороны, ему жалко несчастного мужика.

С другой стороны, Фома Кузьмич считает, что воровать всё равно нехорошо, а главное – долг требует от него беречь хозяйский лес и строго наказывать тех, кто захочет украсть что-то. Писатель показывает, как нелегко даётся леснику решение.

Обратите внимание

Ведь он сам такой же крестьянин, так же бедно живёт, и кормить детей ему нечем, «окромя хлеба». Но он не нарушает закон.

Даже краткий анализ рассказа “Бирюк” помогает понять, что кульминацией конфликта становится момент, когда оборванный, грязный крестьянин, увидев, что уговоры ни к чему не ведут, обвиняет Бирюка в жестокости, обзывает его («кровопивец», «душегуб»).

Несчастный мужик настолько отчаялся, что готов поплатиться за свои слова и принять наказание. Но неожиданно лесник хватает его за плечи и выталкивает из избы. Когда рассказчик хочет похвалить Фому за доброту и называет «славным малым», тот перебивает его «с досадой».

Не для похвалы он это сделал, а потому что ему стало жалко крестьянина, тяжело смотреть надо, до чего беда довела человека.

Последняя фраза лесника в рассказе («Вишь, поплёлся, – пробормотал он, – да я его!..») говорит о том, что в душе герой понимает справедливость своего поступка. Пусть он не наказал вора, но он и не загубил окончательно жизнь человека, которому и так приходится нелегко.

Мы представили вам краткий анализ рассказа “Бирюк”, который написал Иван Тургенев. Надеемся, эта статья оказалась полезной для вас. Перейдите в раздел нашего сайта – Блог, чтобы найти еще больше материалов по этой и другим темам.

Также вам может быть интересно:

  • Краткое содержание рассказа “Бирюк”
  • Биография Ивана Тургенева

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/biryuk-analiz-rasskaza-turgeneva

Характеристика мужика из рассказа бирюк. Образ Бирюка в одноименном рассказе И. Тургенева. Художественные средства изображения главного героя

Просто, поэтично и с любовью показана Россия в «Записках охотника» И. С. Тургенева. Автор любует-ся нехитрыми народными характерами, полями, ле-сами, лугами России. Как бы ни относились к расска-зам, это в первую очередь поэзия, а не политика.

С большой любовью и наблюдательностью написан са-мый короткий рассказ цикла «Бирюк».

Глубина со-держания сочетается с совершенством формы, что го-ворит об умении писателя подчинять все компоненты произведения, все свои художественные приемы еди-ной творческой задаче.

Важно

Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. Лесник Фома одиноко жил в за-коптелой и низкой избушке с двумя малолетними деть-ми, жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Главным и единственным событием рассказа явля-ется поимка лесником бедняка-крестьянина, срубив-шего в барском лесу дерево. Конфликт произведения состоит в столкновении лесника с мужиком.

Образ Бирюка сложный и противоречивый, и что-бы разобраться в нем, обратим внимание на художест-венные средства, которыми воспользовался автор.

Описание обстановки, говорит о том, насколько бе-ден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заны-ло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

Психологический портрет лесника свидетельству-ет об исключительной силе Бирюка, становится по-нятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. …

Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — хороший и добрый.

И рассказчик явно любует-ся своим героем.

Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне. От них мы получа-ем косвенную характеристику лесника: «мастер сво-его дела»; «вязанки хворосту не даст утащить»; «си-лен… и ловок, как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».

Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встре-тил охотника во время грозы и помог ему; он же пой-мал крестьянина на месте преступления, а потом от-пустил его на свободу), раскрывает лучшие черты ха-рактера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по велению долга или пожалеть мужика. Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у лесника луч-шие чувства.

Совет

Природа в рассказе служит не просто фоном, она неотъемлемая часть содержания, помогающая рас-крыть характер Бирюка. Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, унылые картины при-роды подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».

Тургенев помог не просто увидеть быт крестьян, по-сочувствовать их бедам и нуждам, он обратил нас к ду-ховному миру русского мужика, заметил много непо-вторимых, интересных индивидуальностей. «Мне все-таки моя Русь дороже всего на свете…»,— напи-шет позже И. С. Тургенев. «Записки охотника» — это дань писателя России, своеобразный памятник рус-скому крестьянству.

Характеристика героя

Бирюк – личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться.

В произведении показано, что большинство крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», – говорил мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост.

Конечно, главную роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не похож на них.

Он сам живет в глубокой бедности: «изба Бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок»,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «а ты все равно воровать не ходи». Он четко осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже.

Уверенный в своей правоте, он твердо шагает к собственной цели.<\p>

Однако его уверенность иногда подрывается. Например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами.

Ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он часто идет на воровство от безнадежности. Фоме Кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами.<\p>

Обратите внимание

Очерк «Бирюк» имеет много художественных достоинств. Это и живописные картины природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев и многое, многое другое. Вклад Ивана Сергеевича в отечественную литературу бесценен. Его сборник «Записки охотника» стоит в ряду шедевров русской словесности. А проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день.

Сочинение на тему «Характеристика Бирюка»

Работу выполнил ученик 7 «В» класса Балашов Александр

Главным героем рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» является лесник Фома. Фома – очень интересная и необычная личность.

С каким восхищением и гордостью автор описывает своего героя: «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашкой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы».

У Бирюка было «мужественное лицо» и «небольшие карие глаза», которые «смело глядели из-под сросшихся широких бровей».

Автора поражает убогость избы лесника, которая состояла «из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей…», все здесь говорит о нищенском существовании – и «изорванный тулуп на стене», и «груда тряпок в углу; два больших горшка, которые стояли возле печки…». Тургенев сам подводит итог описания: «Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

Жена лесника сбежала с проезжим мещанином и бросила двоих детей; может, поэтому лесник был так суров и молчалив. Бирюком, то есть угрюмым и одиноким человеком, Фому прозвали окрестные мужики, боявшиеся его как огня. Говорили, что он «силен и ловок как бес…», «вязанки хворосту не даст утащить» из леса, «в какую бы ни было пору… нагрянет, как снег на голову» и не жди пощады.

Бирюк – «мастер своего дела», которого ничем не возьмешь, «ни вином, ни деньгами». Однако при всех своих горестях и бедах Бирюк сохранил в сердце доброту и милосердие. Он тайно сочувствовал своим «подопечным», но работа есть работа, и спрос за ворованное прежде всего будет с него самого.

Но это не мешает ему совершать добрые дела, отпуская наиболее отчаявшихся без наказания, а лишь изрядно припугнув.

Важно

Трагедия Бирюка заключалась от понимания, что вовсе не от хорошей жизни идут крестьяне воровать лес. Часто чувство жалости и сострадания одерживают верх над его принципиальностью. Так, в рассказе Бирюк поймал мужика, рубившего лес.

Одет тот был в драные лохмотья, весь мокрый, с растрепанной бородой. Мужик просил отпустить его или хотя бы отдать лошадь, ведь дома ребятишки, их нечем кормить. На все уговоры лесник твердил одно: «А ты воровать не ходи».

В конце концов Фома Кузьмич схватил вора за шиворот и вытолкнул за дверь, сказав: «Убирайся к черту со своей лошадью». Этими грубыми словами он словно прикрывает свой великодушный поступок. Так лесник постоянно колеблется между принципами и чувством сострадания.

Автор хочет показать, что у этого мрачного, нелюдимого человека на самом деле доброе, великодушное сердце.

Описывая подневольный народ, обездоленный и угнетенный, Тургенев особенно подчеркивает, что даже в таких условиях он смог сохранить свою живую душу, способность сопереживать и откликаться всем существом своим на добро и ласку. Даже эта жизнь не убивает в людях человечность – вот что является самым главным.

Настоящее имя героя – Фома, а Бирюк является его прозвищем:
“Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу – Бирюк*.”
(*бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый)

О внешности Бирюка известно следующее:
“Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из‑под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из‑под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.”

“…на дороге почудилась мне высокая фигура.”

Бирюк – крепостной крестьянин, лесник, охраняющий лес своего барина:
“…даром господский хлеб есть не приходится.”

“…я часто слышал рассказы о леснике Бирюке…”

“…Я здешний лесник.”

Бирюк один воспитывает двоих детей – 12-летнюю дочь Улиту и новорожденного сына. Жена Бирюка сбежала с прохожим мещанином:
“– Аль у тебя хозяйки нет? – спросил я его.

– Нет, – отвечал он и сильно махнул топором.”

“С прохожим мещанином сбежала, – произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девочка подошла к люльке.”

“…девочка, лет двенадцати, в рубашонке…”

Бирюк живет в простой крестьянской избе. Обстановка в его доме очень бедна:
“…увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем.”
“Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего.”
“Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста.”

Читайте также:  Юмористическая фантастика для самых остроумных читателей

Бирюк – строгий, непреклонный лесник, которого боятся все местные крестьяне. Бирюк не позволяет крестьянам воровать лес:
“…я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, – силен, дескать, и ловок, как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет – не дается».”

“…я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.”

Бирюк – ловкий и сильный мужчина:
“…силен, дескать, и ловок, как бес…”

Бирюк – добросовестный, ответственный работник:
“Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится.”

Бирюк хорошо знает лес, который охраняет:
“Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он останавливался только изредка…”

По мнению рассказчика-барина, Бирюк – славный человек:
“Ну, Бирюк, – промолвил я наконец, – удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый.”

Это был цитатный образ и характеристика Бирюка в рассказе “Бирюк” Тургенева: описание внешности и характера героя.

Источник: https://dosaaf-khab.ru/character-of-the-peasant-from-the-story-of-the-wagon-the-image-of-biryuk-in-the-eponymous-story-i.html

Сочинение на тему «И.С. Тургенев. Образ Бирюка» – Сочинения

Тургенев всегда с особой любовью описывал Россию в своих произведениях. Об этом свидетельствуют многие его произведения на эту тему. Но самым ярким стал рассказ «Бирюк». И в нем автор выделяет вовсе не любовь к отчизне, не политические вопросы, а моральные ценности.

О главном герое
Бирюком называли лесника. Именно так знали Фому в Орловской губернии. Автор описывает все беды, которые свалились на его голову. Жена ушла от главного героя, оставив на него двоих детей.

Человеком он был нерадостный, всегда угрюмый. Хотя чему радоваться? Он жил с детьми в обветшалой избушке, низкой и закоптелой.

Совет

Кажется, что жизнь наложила отпечаток не только на персонажа, но и на состоянии избы тоже.

Я попытаюсь оживить мораль остроумием и умерить остроумие моралью.

Бедность жизни лесника просматривается в описании избы. Нищета настолько крепко засела в его жилище, что гость Бирюка не рад был попасть ночью в избу мужика. Единственным событием, из которого можно было узнать характер Фомы, стала поимка бедного крестьянина, который срубил дерево в лесу барина.

Психологический портрет Бирюка
Мужиком он был сильным, все в округе трепетали от его вида и это не удивительно. Фома был высокого роста, с широкими плечами, его суровое лицо закрывала черная борода, из-под широких бровей смело глядели небольшие глаза. С описания внешности можно сделать вывод, что главный герой – строгий, злой и суровый, а на самом деле он был добрым.

Именно крестьяне дают его характеру целостное описание. Они говорили, что он был честным, сильным и своенравным. Бирюк не разрешал что-нибудь утащить, и ничем нельзя было его купить – ни деньгами, ни спиртным и ничем другим.

Поступок лесника
Когда Бирюк поймал вора, он не знал, что с ним делать. По правде он должен был его наказать, именно это он и сделал. Фома связал вора и привел к себе домой, поставил его в угол. А потом по доброте душевной отпустил крестьянина. Но глубоко в себе он все время сомневался, ведь Бирюк не понимал, как можно считать воровство обычным делом и спокойно к этому относиться.

Может быть, совесть источник морали. Но мораль никогда еще не была источником того, что по совести считают добром.

Тургенев показывает через образ Бирюка душу обычного русского мужика, который честно и добросовестно выполняет свою работу, беспрекословно занимается своим делом.

<\p>

В итоге
Можно сказать, что образ Фомы является однозначным. автор показывает доброту простого человека, который отягощен бременем жизни. Условия, которые создала для Бирюка жизнь, нельзя назвать замечательными.

Но он все равно остался русским человеком с широкой душой.

Источник: https://sochinenienatemu.com/turgenev/sochinenie-na-temu-i-s-turgenev-obraz-biryuka/

…………характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева

……………..характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева

Оборудование: 1. Портрет И.С.Тургенева

2. Раздаточный материал (у каждого ученика)

а) карточка №1: <\p>

«Ну, Бирюк, удивил ты меня…»

«Он был высокого роста, плечист и сложен на славу».

«Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету…»

«Я тоже человек подневольный: с меня взыщут».

б) карточка №2

Бирюк-1. Волк-одиночка. 2. Нелюдимый и угрюмый человек. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)

Бирюк-1. Зверь. 2. Нелюдимый и угрюмый человек. (В.И.Даль. Живой словарь великого русского языка)

Бирюк-одинокий и угрюмый человек (примечание автора).

в) карточка №3

Суровый Непреклонный

Загадочный Нежный

Ответственный БИРЮК Жестокий

Угрюмый Неподкупный

Строгий Властный

Безжалостный Мстительный

г) карточка №4

«Гроза надвигалась. Впереди______________туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился _____________холодом; тени быстро густели».

« Изба лесника состояла из____________________комнаты, ________________ и ________________, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина _______________________ на столе, ___________________ вспыхивая и _____________________.

На самой середине избы ________________ люлька, привязанная к концу длинного _____________________. Девочка погасила ________________, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой ________________ люльку, левой _________________ лучину.

Обратите внимание

Я посмотрел кругом,- сердце во мне ___________________: невесело войти ночью в _________________ избу».

д) карточка №5

1 строка: я увидел кого-то, что-то

2 строка: какого?

3 строка: как мне?

На доске тема урока прикрыта.

Цель: раскрыть через образ Бирюка противоречия крепостнических отношений; показать нравственную силу героя.

Ход урока

Целеполагание: Вы прочитали дома рассказ И.С.Тургенева. О каком герое, по-вашему, мы будем сегодня говорить на уроке? (о Бирюке). А точнее, мы будем говорить о его характере. (Открыть тему урока). Как видите, в теме урока пропущено одно слово-определение к слову характер. В конце урока каждый из вас должен будет вместо точек вставить подходящее слово.

Прежде чем перейти к теме урока, давайте подумаем, какая цитата рассказа могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Ребята работают с карточкой №1, выбирают эпиграф, крепим его на доску.

1. Тургенев, называя рассказ «Бирюк», тем самым определяет главного героя.

– А кто же такой бирюк? Прочитаем значение этого слова в нескольких словарях. (карточка № 2).<\p>

– Что мы можем записать в тетрадь? (нелюдимый, угрюмый человек)

– Докажите цитатами из текста, что Бирюк – нелюдимый и угрюмый человек (работа с текстом)

– Чем занимается Бирюк? (должен охранять господский лес от покушений крестьян, которые своего леса не имеют, но очень в нём нуждаются).

– Почему выбор барина пал на Бирюка? (честный, неподкупный): приводят цитаты из текста.

2. Автор подробно описывает избушку лесника. Найдите в тесте описание избушки Бирюка, впишите слова в материал карточки № 4.

– На какие выводы о жизни лесника наталкивает описание его избы? (семейное горе, тяжёлая жизнь, нищета, «невесёлая жизнь»). Интерьер помогает раскрыть характер героя.

3. А как в рассказе появляется Бирюк? Найдите в тексте.

Автор не сразу даёт нам портрет Бирюка. Сначала в рассказе описывается гроза, затем-избушка лесника и только потом – портрет главного героя. Найдите в тексте портрет Бирюка (работа с текстом).

-Какого тургеневского героя на поминает вам Бирюк? (Герасима)

-Что общего между ними? ( люди своего дела, на них можно положиться).

-Когда в рассказе появляется Бирюк? (во время грозы). <\p>

-Случайно ли это? (Бирюк-гроза крестьян)

4._Какой эпизод рассказа, по-вашему, важен? Почему? (поимка мужика)

-Выразительное чтение по ролям.

-Как ведёт себя мужик во время этого разговора? (обратить внимание на глаголы). Почему он так себя ведёт?

– А как ведёт себя Бирюк? Какие чувства борются в его душе? Сопоставьте описание грозы с поведением Бирюка: «гроза надвигалась» – пошёл в лес

«впереди облака» – поймал вора

«тревожно шевелились, лепетали» – борьба чувств: долга и жалости

«душный жар» – волнение

«внезапно» – решение отпустить

«тени густели» – будущее Бирюка

– Почему Бирюк отпускает мужика? В какой ситуации он находится?

В Бирюке борются противоречивые чувства: долг и человечность. Герой понимает, что жизнь крестьян полна трудностей и страдания, поэтому он с сочувствием относится к пойманному вору. Крепостное право не уничтожило в нём душу, Человечность.

-Посмотрите на слова из карточки №3. Какое слово, по-вашему, можно поставить в тему урока?

-Посмотрите на эпиграф, который мы с вами прикрепили на доску в начале урока. Точен ли этот эпиграф или нужно прикрепить другой?

5. Давайте подведём итог урока в виде маленького стихотворения- хайку.(карточка №5)

Домашнее задание: А) сочинение -миниатюра «Дальнейшая жизнь Бирюка»

Б) сочинение – миниатюра «Почему рассказ актуален в наше время?»

В) Кроссворд

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/kharaktier-biriuka-v-odnoimionnom-rasskazie-i-s-turghienieva

Методическая разработка урока на тему “Образ Бирюка в одноименном рассказе И.С. Тургенева”

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И.С.ТУРГЕНЕВА<\p>

1818-1883<\p>

Писатель<\p>

«Записки охотника»<\p>

Стихотворения в прозе<\p>

Жил за границей<\p>

Спасское- Лутовиново<\p>

Писал только на русском языке<\p>

ссылка<\p>

Тема угнетенности крестьянства<\p>

КЛЮЧ К ТЕСТУ ПО РАССКАЗУ «БИРЮК»<\p>

  • 1. – в
  • 2. – г
  • 3. – б
  • 4. – а
  • 5. – б

ТЕМА УРОКА:<\p>

И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк».<\p>

Характеристика литературного героя.<\p>

ДЕТАЛИ,ПОМОГАЮЩИЕ СОСТАВИТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕРОЯ<\p>

– портретное описание,<\p>

– описание помещения,<\p>

– отношение к людям,<\p>

– отношение к своему делу,<\p>

– отношение людей к герою<\p>

Значение слова «Бирюк» в разных толковых словарях<\p>

1. БИРЮ́К м. татарск.  оренб. сиб. астрах. вор.  зверь, серый,   новг.-бор.  шуточн. овчар; волк.  Глядеть бирюком, волком, угрюмо,<\p>

(Словарь В.И.Даля)<\p>

2.   1.Волк-одиночка (обл.).<\p>

2. перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разг.)<\p>

| прил. бирючий, -ья, -ье (к 1 знач.).<\p>

Смотреть ~бирюком. исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться. <\p>

( С.И.Ожегов,Н.Ю.Шведова  Толковый словарь русского языка)<\p>

3. 1) диал. ( волк-одиночка ) ( lone) wolf<\p>

2)  разг. ( нелюдимый и угрюмый человек ) lone wolf, loner; unsociable person<\p>

смотре́ть бирюко́м — look morose / sullen / surly<\p>

( перевод “бирюк” на английский язык в Большом русско-английском словаре )<\p>

портрет<\p>

интерьер<\p>

Отношение окружающих к герою<\p>

Отношение героя к своему делу<\p>

ОПИСАНИЕ ИНТЕРЬЕРА<\p>

1 . 1.1 Что такое интерьер?<\p>

1.2 Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы лесника. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.(художественный пересказ)<\p>

  • 1.2 Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы лесника. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.(художественный пересказ)

2. Какие слова в описании являются ключевыми? Для чего нужно в этом рассказе описание избы?<\p>

ПОРТРЕТ БИРЮКА<\p>

  • 1.Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?
  • 2.. Устно нарисуйте портрет Бирюка.(художественный пересказ)

ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ К ГЕРОЮ<\p>

Как относились мужики ближних деревень к Бирюку?<\p>

Отношение героя к своему делу<\p>

Как Бирюк относился к своему делу? Как характеризует лесника тот факт, что он на большом расстоянии услышал стук топора?<\p>

Домашнее задание<\p>

  • Составить характеристику вора-мужика
  • По желанию : поразмышлять над вопросом: Как вы считаете, изменится ли жизнь Бирюка после этого поступка?
  • Инд.задание : Ответить на вопрос: «На чьей стороне в этой ситуации Тургенев (Бирюка или мужика)? Почему?
  • 4. Письменный ответ на вопрос: Что привлекает и что отталкивает меня в Бирюке?

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-na-tiemu-obraz-biriuka-v-odnoimiennom-rasskazi.html

Рассказ «Бирюк»

Просто, поэтично и с любовью показана Россия в «Записках охотника» И. С. Тургенева. Во всех рассказах присутствует один и тот же герой — Пётр Петрович, дворянин из села Спасское. Какую роль он играет в произведении? Интерьер в рассказе Что такое ИНТЕРЬЕР? Пейзаж в рассказе «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающейся грозы.

Пейзаж в рассказе Что такое ПЕЙЗАЖ? Согласны ли вы с ним? Допишите рассказ И.С.Тургенева о жизни Бирюка.<\p>

Главным и единственным событием рассказа явля­ется поимка лесником бедняка-крестьянина, срубив­шего в барском лесу дерево. В рассказе «Бирюк» встречаем пример того и другого портрета. Пойманный Бирюком мужик «сидел на лавке неподвижно».

Вот мужик, наконец, решается заговорить и просит Бирюка отпустить его, но безуспешно.

Основу литературного произведения составляет сюжет — последовательность событий, в ходе развития которых проявляется характер героев. Он наблюдает за тем, как даже во время разбушевавшейся грозы Бирюк едет в лес, чтобы поймать с поличным воришку.

На протяжении всего развития действия бушует гроза, как будто проводя параллель с грозой в душе Бирюка. Но глубоко в себе он все время сомневался, ведь Бирюк не понимал, как можно считать воровство обычным делом и спокойно к этому относиться. Один из типов «хорошего» мужика выведен в рассказе «Бирюк».

Рассказ «Бирюк» Рассказ «Бирюк» был написан в 1847 г. Создавая это произведение, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии.

Важно

Конфликт рассказа Почему лесника Фому Кузьмича прозвали Бирюком? В чём заключается КОНФЛИКТ рассказа «Бирюк»?Конфликт рассказа «Бирюк» — внутри самого главного героя.

Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием и бедственным положением «вора».

О портрете литературного героя. портрет героя в рассказе и. с. тургенева «бирюк»

Найдите портрет лесника в рассказе «Бирюк»? В.Г. Белинский. Между какими героями возникает конфликт в рассказе? Чем вызваны озлобленность мужика-вора, его угрозы и ненависть к Бирюку? Каким же мы увидели лесника в начале рассказа? И.С.Тургенев показал художественного героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытается остаться человеком.

Читайте также:  Смысл песни оксимирона «переплетено»

1. Какое будущее главному герою рассказа И.С.Тургенева рисует литературовед С.М. Петров. И. С. Тургенев был одним из передовых людей своего времени. В сборнике рассказов «Записки охотника» описывается крестьянский мир очень ярко и многогранно.

Сочинение на тему «И.С. Тургенев. Образ Бирюка»

Как бы ни относились к расска­зам, это в первую очередь поэзия, а не политика. С большой любовью и наблюдательностью написан са­мый короткий рассказ цикла «Бирюк». Лесник Фома одиноко жил в за­коптелой и низкой избушке с двумя малолетними деть­ми, жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Конфликт произведения состоит в столкновении лесника с мужиком. С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — хороший и добрый. И рассказчик явно любует­ся своим героем.

Тургенев помог не просто увидеть быт крестьян, по­сочувствовать их бедам и нуждам, он обратил нас к ду­ховному миру русского мужика, заметил много непо­вторимых, интересных индивидуальностей.

Мне все-таки моя Русь дороже всего на свете…»,— напи­шет позже И. С. Тургенев.

Слайды и текст этой презентации

Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким.

В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Бирюк – личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться.

Например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами.

Фоме Кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами.

Это и живописные картины природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев и многое, многое другое. Вклад Ивана Сергеевича в отечественную литературу бесценен.

Бирюк не разрешал что-нибудь утащить, и ничем нельзя было его купить – ни деньгами, ни спиртным и ничем другим

Вот как описывается внешность Бирюка: «Редко мне случалось видеть такого молодца. Рубаха из домотканого полотна говорит и о социальном положении героя, и о его бытовой непритязательности.

Слово «молодец» выражает восхищение рассказчика лесником, выказывает его расположение к Бирюку.

На портрет героя наложили отпечаток относительно свободная, по сравнению с крепостными мужиками, жизнь и служба лесника, в портрете отразился внутренний мир героя произведения.

Совет

Эти замечания не собраны в одном месте, а рассыпаны по всему тексту рассказа. Волнение персонажа передано в портрете: «мужика подергивало, словно лихорадка его колотила.

Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска» – он готов излить на Бирюка свой гнев и ненависть. Портрет героя – только одно из средств создания его облика в произведении.

Когда в ходе развития действия сталкиваются интересы героев, их чувства, жизненные принципы, характеры, в литературоведении это столкновение называется конфликтом.

Источник: https://zdravbaza.ru/rasskaz-biryuk/

Характеристика героев рассказа бирюк. Образ Бирюка в одноименном рассказе И. Тургенева. Художественные средства изображения главного героя

06.09.2018

Просто, поэтично и с любовью показана Россия в «Записках охотника» И. С. Тургенева. Автор любует-ся нехитрыми народными характерами, полями, ле-сами, лугами России.

Как бы ни относились к расска-зам, это в первую очередь поэзия, а не политика. С большой любовью и наблюдательностью написан са-мый короткий рассказ цикла «Бирюк».

Глубина со-держания сочетается с совершенством формы, что го-ворит об умении писателя подчинять все компоненты произведения, все свои художественные приемы еди-ной творческой задаче.

Вся сцена кинотеатра собралась на конференцию, чтобы обсудить ошибки Эйзенштейна. Там Шумяцкий обвинил его в том, что он проигнорировал критику. Отрывок из самокритики Эйзенштейна является иллюстративным. Психологическая проблема отца, убившего ребенка, стала центром внимания.

И эта обобщенная проблема отбросила центральную задачу на задний план: портрет борьбы кулаков с колхозами.<\p>

Важны важные пробелы культурного сопротивления, заметки Кагарлицкого. Но в середине тридцатых годов и особенно для режиссера картина была очень мрачной.

Быть радикальным, говорит Маркс, – «схватить вещь из корня». Но для человека корень – это сам человек. Чаплин никогда не был марксистом. Однако мы показываем в самых разнообразных формах, насколько они могут. воспользоваться новыми техническими возможностями кино. исправить, как он, к сожалению, сделал.

образ человека в опасности, его борьбы за себя. сохранены, разоблачения всего. противостоит и скрывает это человечество.<\p>

Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека.

Обратите внимание

Лесник Фома одиноко жил в за-коптелой и низкой избушке с двумя малолетними деть-ми, жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Главным и единственным событием рассказа явля-ется поимка лесником бедняка-крестьянина, срубив-шего в барском лесу дерево. Конфликт произведения состоит в столкновении лесника с мужиком.

Если, с одной стороны, появление современности грубо трансформировало опыт повседневной жизни, в том же процессе и как на другой стороне той же монеты, формы восприятия реального и исторического были преобразованы.

Кинематографическое искусство, искусство, доступное только в эпоху технической воспроизводимости и рожденное в разгар прогресса науки и техники, находится на перекрестке.<\p>

Лукач обратил внимание на эмансипационные возможности этого нового массового искусства. Но он также предупредил о скрытых опасностях.

В то время, когда область искусства попала в сферу манипуляции, кино как массовое искусство по-прежнему является эффективным средством манипулирования сознанием. Лукас сказал, что в руках великих капиталистических держав кинематографическое производство может быть способом этого превосходства.

<\p>

Образ Бирюка сложный и противоречивый, и что-бы разобраться в нем, обратим внимание на художест-венные средства, которыми воспользовался автор.

Описание обстановки, говорит о том, насколько бе-ден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заны-ло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

Важно

Российское и советское дело и взгляд на аграрный мир в трансформации интересны в нескольких плоскостях. Отчуждение, отчужденность. Подход Дранкова к Толстому и интерес автора к изображению форм сельской жизни в Исной Поляне стремились спасти крестьянскую Россию, которая осталась натиском современности.

Но эти взгляды, казалось, были портретами этого «другого», которого больше не видно.<\p>

На каких уровнях кинематографическое представление работает при построении этих тождеств? Вернемся к предложению Пола Рикюра, когда он указывает, что акт бытия является передним по отношению к его представлению.

Идея современной и городской России наряду с ее противоположной, отсталой и аграрной Россией. Поле появляется как экзотическое, как «фактор отсталости», который записывается камерами как документ прошлого. Интересно, что этот антагонизм воссоздан в контексте России, которая по-прежнему была в основном крестьянством.

<\p>

Психологический портрет лесника свидетельству-ет об исключительной силе Бирюка, становится по-нятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. …

Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — хороший и добрый. И рассказчик явно любует-ся своим героем.

Позже советский кинематограф предоставит возможность контрастировать, чтобы объяснить его путь этих противоположных представлений. Даже на эстетическом уровне были очень интересные дебаты. Настолько, что считалось, что сельский материал не был «фотогеничным». Спустя годы оператор Эйзенштейна сказал.

<\p>

До сих пор, как здесь, так и на Западе, культивировалось мнение, что сельский материал не является «фотогеничным». Эйзенштейна и Тиссе исследовали в сельской местности, ища эстетику сельского. Так было, в разной степени, Довженко и Медведкин. Это приводит нас к второй области отражения.

Совет

Мы видели, что все фильмы, затрагивающие аграрный вопрос во время коллективизации, имели большие проблемы с властями. Отчасти это говорит нам о государстве, которое стремится ориентировать определенное восприятие аграрных отношений.<\p>

Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне.

От них мы получа-ем косвенную характеристику лесника: «мастер сво-его дела»; «вязанки хворосту не даст утащить»; «си-лен… и ловок, как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».

Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встре-тил охотника во время грозы и помог ему; он же пой-мал крестьянина на месте преступления, а потом от-пустил его на свободу), раскрывает лучшие черты ха-рактера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по велению долга или пожалеть мужика. Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у лесника луч-шие чувства.

Это говорит нам, короче говоря, о давлениях государства на культуру. Но культурная сфера, как отмечает Кагарлицкий, трудно сдержать в одномерном пространстве. По своей природе художественная деятельность пориста к сложности реального.

В начале этой работы мы возвращаемся к обсуждению аграрной ситуации и возможных путей перехода к социализму. У фильмов, отличных друг от друга, есть некоторые точки соприкосновения. Первое ключевое: общественная форма исчезла из сельской традиции досоветской России.

<\p>

Муджик представлен как наивное и индивидуалистическое существо. Однако это не похоже на реликвию прошлого. Хотя в области – городские отношения, город является носителем прогресса и его технических средств, осознание необходимости перемен возникает в самом аграрном контексте.

Новое сознание Марии, Хмыра и Василия подпитывается динамикой классовой борьбы в сельской местности. Впоследствии вмешательство партии.<\p>

Природа в рассказе служит не просто фоном, она неотъемлемая часть содержания, помогающая рас-крыть характер Бирюка.

Обратите внимание

Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, унылые картины при-роды подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».

Тургенев помог не просто увидеть быт крестьян, по-сочувствовать их бедам и нуждам, он обратил нас к ду-ховному миру русского мужика, заметил много непо-вторимых, интересных индивидуальностей. «Мне все-таки моя Русь дороже всего на свете…»,— напи-шет позже И. С. Тургенев. «Записки охотника» — это дань писателя России, своеобразный памятник рус-скому крестьянству.

С другой стороны, хотя фильмы иллюстрируют процессы аграрной коллективизации, они делают это совсем по-другому, чем тот, который был разработан Сталиным. Его план перехода, который он наложил на кровь и огонь, не имел ничего общего с тем, что Маркс выразил в своем письме к Вера Зазулич. Он также не имел никакого отношения к планам Ленина. В ленинском «плане сотрудничества» это рассматривалось в долгосрочной перспективе, а не в краткосрочной перспективе, в убеждении, а не в насилии. После кампании тысяч рабочих процесс был осуществлен на основе насильственной экспроприации и принудительного перемещения.<\p> Настоящее имя героя – Фома, а Бирюк является его прозвищем:
“Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу – Бирюк*.”
(*бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый)

О внешности Бирюка известно следующее:
“Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из‑под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из‑под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.”

“…на дороге почудилась мне высокая фигура.”

Бирюк – крепостной крестьянин, лесник, охраняющий лес своего барина:
“…даром господский хлеб есть не приходится.”

“…я часто слышал рассказы о леснике Бирюке…”

“…Я здешний лесник.”

Бирюк один воспитывает двоих детей – 12-летнюю дочь Улиту и новорожденного сына. Жена Бирюка сбежала с прохожим мещанином:
“– Аль у тебя хозяйки нет? – спросил я его.

– Нет, – отвечал он и сильно махнул топором.”

“С прохожим мещанином сбежала, – произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девочка подошла к люльке.”

“…девочка, лет двенадцати, в рубашонке…”

Бирюк живет в простой крестьянской избе. Обстановка в его доме очень бедна:
“…увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем.”
“Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего.”
“Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста.”

Бирюк – строгий, непреклонный лесник, которого боятся все местные крестьяне. Бирюк не позволяет крестьянам воровать лес:
“…я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, – силен, дескать, и ловок, как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет – не дается».”

“…я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.”

Бирюк – ловкий и сильный мужчина:
“…силен, дескать, и ловок, как бес…”

Бирюк – добросовестный, ответственный работник:
“Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится.”

Бирюк хорошо знает лес, который охраняет:
“Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он останавливался только изредка…”

По мнению рассказчика-барина, Бирюк – славный человек:
“Ну, Бирюк, – промолвил я наконец, – удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый.”

Это был цитатный образ и характеристика Бирюка в рассказе “Бирюк” Тургенева: описание внешности и характера героя. <\p>

Источник: https://realartist.ru/characteristics-of-the-heroes-of-the-story-is-a-turkey-the-image-of-biryuk-in-the-eponymous-story-i.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]