Анализ рассказа «попрыгунья» (а. п. чехов)

Анализ «Попрыгунья» Чехов

Многие сюжеты рассказов А. П. Чехова подсказаны самой жизнью. Не исключение и «Попрыгунья». В этом произведении интересно все: история написания, сюжет, система образов.

Кроме того, автор мастерски переплел иронический и трагический тон. Изучают Попрыгунью» в 10 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку или освежить память перед ЕГЭ.

<\p>

Год написания – 1891 г.

История создания – К написанию произведения А. П. Чехова подтолкнули наблюдения за Кувшинниковых и жизнью художника Левитана. Последний был одним из лучших друзей Антона Павловича.

Тема – В произведении можно выделить несколько ключевых тем – любовь и измена, потеря любимого человека.

Композиция – Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История написания произведения тесно связана с жизнью друзей А. П. Чехова. Известно, что Антон Павлович был хорошим товарищем художника Левитана, также он дружил с Софьей Кувшинниковой.

Обратите внимание

Эта женщина интересовалась искусством, была замужем за полицейским врачом. В доме Кувшинниковой часто собирались выдающиеся личности, в том числе и Левитан. Сама женщина особыми талантами не блистала.

Ходили слухи о Левитане и Кувшинниковой.

Друзья Чехова стали прототипами главных героев «Попрыгуньи» Не узнать их было сложно, поэтому публикация рассказа стала причиной серьезного скандала. Антон Павлович едва не поссорился с Левитаном.

Написал Чехов “Попрыгунью” в 1891 году.

Мотив любовного треугольника издавна распространен в литературе. А. П. Чехов раскрыл его в анализируемом произведении. Писатель смог показать, как счастливый брак может закончиться трагедией.

В центре произведения несколько тем – любовь и измена, потеря любимого человека. В контексте этих тем формируется моральная проблематика. Система образов неразветвленная. Главную роль играют Дымов, Ольга Ивановна и Рябов. Внешности героев писатель уделяет мало внимания, так как сосредоточен на их переживаниях.

Из первых трех частей читатель узнает о счастливом браке Ольги Ивановны и Дымова. Мужчина очень любит свою супругу, готов работать ради нее на нескольких работах. Ольга Ивановна считает себя незаурядной талантливой личностью, пытается окружить себя такими же людьми. Постепенно ее интерес к приземленному Дымову угасает.

Вскоре Ольга Ивановна заводит роман с художником Рябовским. О законном муже пытается даже не вспоминать. Рябовский – полная противоположность Дымова. Он лентяй, который «отдается» только искусству.

Дымов вскоре замечает раскол в отношениях, догадывается об измене, но вида не подает. Все свое свободное время мужчина проводит с коллегой Шреком. Ольге их ученные разговоры неинтересны.

Роман Ольги Ивановны и Рябовского глупо обрывается. Дымов же заражается дифтеритом, спасая мальчика. Герой умирает, и Ольга только теперь понимает, как любила мужа, но исправлять что-либо уже поздно.

Смысл названия становится понятным после прочтения рассказа. Попрыгунья – Ольга, которая думала лишь о себе, отдаваясь глупым забавам. Название невольно ассоциируется с басней о попрыгунье-стрекозе, главная героиня которой очень напоминает Ольгу.

Идея рассказа ­– показать, как человек, ослепленный эгоизмом, может лишиться счастья, а необдуманные поступки могут привести к трагедии.

Для понимания того, как раскрываются проблемы произведения, в «Попрыгунье» анализ следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из восьми глав.

Важно

Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение. Важную роль в рассказе играют психологические детали.

Черту под описанными событиями подводит фраза Коростылева. Она заставляет читателя задуматься над идеей рассказа, сделать определенные выводы.<\p>

План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику.

Жанр «Попрыгуньи» – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Дымова и Ольги Ивановны, главных героев всего два. Направление рассказа А.

Чехова «Попрыгунья» – реализм, так как в нем описаны правдивые события.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/poprygunya/analiz-rasskaza-chehova.html

«Попрыгунья», анализ рассказа Чехова

Рассказ «Попрыгунья» был написан Чеховым в 1892 году. Главная героиня – Ольга Ивановна выходит замуж за Осипа Степановича Дымова. На самой свадьбе Ольга Ивановна ведет себя немножко странно: она как будто оправдывается за свой выбор мужа перед гостями. Дело в том, что она выходит замуж за (как ей кажется) человека серого, ничем не примечательного.

Осип Степаныч был врачом и еще имел чин титулярного советника. Вел он спокойную, размеренную жизнь. Тогда как все друзья героини были не совсем обыкновенные люди: знаменитости и подающие большие надежды в творчестве. Ольга Ивановна постоянно вращалась в кругах творческих людей.

Причем, одни знаменитости сменялись другими, стоило кому-нибудь прославиться хоть немножко, чтобы о нем только начали говорить, как Ольга Ивановна была тут как тут: сразу же находила повод познакомится, сразу же приглашала в гости. Сама Ольга Ивановна занималась всем по не многу: пела, аккомпанировала, читала стихи, писала этюды.

Совет

Ее знаменитые знакомые отмечали творческие способности, говорили ей, что если бы она занялась чем-то серьезно, не ленилась, то из нее бы тоже был толк.

Осип Степанович всю жизнь занимался медициной и естественными науками, его не интересовало искусство. Муж ни в чем не перечил жене, по средам у не были вечеринки, на которых он прислуживал гостям жены.

Гости, глядя на него, думали: «Славный малый!», и тут же забывали о нем, так ка он для них был неинтересен. Но такой образ жизни устраивал обоих супругов и их семейная жизнь поначалу была счастливой.

В поездке на Волгу у Ольги Ивановны случился роман с молодым художником Рябовским. Но вскоре художник охладел к ней. Женщина же сама умоляла его о любви. Муж вскоре стал догадываться об измене жены, но при этом ни словом ее не упрекнул. Вскоре всем своим знакомым Ольга Ивановна говорила о Дымове: — Этот человек гнетет меня своим великодушием!

Однажды Осип Степанович сильно заболел. Возле больного круглосуточно дежурили, сменяя друг друга, доктора. Друг Дымова – Коростылев был при нем постоянно, только жена, боясь заразиться, не заходила к нему в комнату.

Уже перед самой смертью Осипа Степановича, понимая, что друг умирает, Коростылев в отчаянии рассказывает, каким же на самом деле был Дымов, что он подавал большие надежды в науке, был одаренным ученым, прекрасным доктором и добрым, чистым человеком.

И Ольга Ивановна вспомнила, как к нему относился ее покойный отец и все его товарищи – доктора, поняла, что все они видели в нем будущую знаменитость, а она – прозевала!

Казалось бы, горе, пережитое героиней, должно было убедить ее в том, как она была не права, когда делила людей на знаменитых и не знаменитых.

Обратите внимание

Но на самом деле она оплакивала не потерю любящего и верного мужа, а будущую знаменитость, не замеченную ею.

«Прозевала! Прозевала!», — лучший показатель, что ее горе не подлинное, что она по-прежнему ценит в людях их внешнее положение и степень их знаменитости.

А. П. Чехов в своем произведении, помогая читателю лучше представить происходящее, использует следующие художественные методы: сравнения и красноречивые эпитеты.

Например, о Рябовском — «жизнь его похожа на жизнь птицы», а об умирающем Дымове – «молчаливое существо», а Коростылев «смотрел на жену своего друга, как будто она и есть настоящая злодейка». Особый подтекст спрятан и в самом названии «Попрыгунья». Само слово уже указывает на неумение сосредоточиться на чем-то одном и на легкомыслии героини.

К тому же слово «Попрыгунья» каждому образованному человеку напоминает басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», в которой прямо осуждается праздность и ветреность.

«Попрыгунья» — одно из произведений А. П. Чехова, в котором он продолжает исследовать женскую душу и непредсказуемый женский характер. Его героиня, Ольга Ивановна, эгоистичная, лживая, подлая. Но в тоже время она не корыстолюбивая, иногда бывают моменты, когда она переживает из-за своей измены.

Она поверхностна, не умеет выделить важное от второстепенного, чем и вызывает жалость и по отношению к себе и по отношению к окружающим ее людям. Ведь она ценит людей не за их человеческие качества, а только за их достижения.

Писатель не делает никаких прямых заключений и выводов в конце рассказа, он предоставляет возможность читателю задуматься о прочитанном и сделать выводы каждому для себя.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • «О любви», анализ рассказа Чехова

  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова

  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова

  • «Студент», анализ рассказа Чехова

  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова

  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова

  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова

  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова

  • «Палата №6», анализ повести Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Источник: https://goldlit.ru/chehov/286-poprygunia-analiz

Анализ рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья»

/ Сочинения / Чехов А.П. / Попрыгунья / Анализ рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья»

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Сюжет рассказа «Попрыгунья» (1892) построен так, что вначале ничто не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, вышедшая замуж за доктора Дымова, окружена талантливыми людьми: это актёр драматического театра, певец из оперы, литератор, музыкант, помещик, несколько художников, среди которых и молодой красавец Рябовский.

Все за ней ухаживают, учат своему искусству, и Ольга Ивановна увлечена ими. «Среди этой артистической, свободной и избалованной судьбой компании, правда, деликатной и скромной, Дымов казался чужим, лишним и маленьким, хотя был высок ростом и широк в плечах».

Гоняясь всю жизнь за знаменитостями и собирая их у себя в доме, Ольга Ивановна не разглядела замечательного таланта самоотверженной души своего мужа. Когда он, заразившись дифтеритом от больного ребёнка, умирает и товарищи врачи говорят о нём как о редком, замечательном человеке, Ольга Ивановна сожалеет, что «прозевала знаменитость».

Важно

Дымов изображён мягким, интеллигентным человеком, любящим свою жену. Но, видя вокруг себя, в своём доме эту духовно ограниченную компанию, он не может, в силу своих понятий о культуре, выразить недовольство, не сопротивляется, мирится с бесцеремонностью жены.

Даже когда стало ясно, что жена изменяет ему, он не решается объясниться, надеясь, что ужасная драма разрешится сама собой. В пору этих тяжёлых переживаний Дымов умирает.
     Особенности стиля. В рассказе «Попрыгунья» отчётливо выразился художественный стиль, которым овладел Чехов к концу 80-х-началу 90-х годов.

Авторская ирония проглядывает в том, как сочетаются и соотносятся детали картины, отбору которых писатель придаёт важное значение.

На своей свадьбе Ольга Ивановна как бы демонстрирует мужа своим знаменитым друзьям: «Посмотрите на него: не правда ли, в нём что-то есть,- говорила она, кивая на мужа и как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека ».

     Здесь же она, «хватая за руку» собеседника, повторяя «слушайте, слушайте», рассказывает, как «Дымов врезался по самые уши», а она «всю ночь проплакала и сама влюбилась адски». Грубая, примитивная лексика выдаёт Ольгу Ивановну с головой. Она не стыдится говорить чужим людям о своих отношениях с мужем.

     Детали поведения и речь рисуют человека поверхностного, легкомысленного, невоспитанного. Чехов не оставляет у читателя никаких сомнений насчёт характера и нравственных качеств Ольги Ивановны. Тут же, на свадьбе, она ещё раз демонстрирует мужа, как экспонат: «Не правда ли, в нём есть что-то сильное, могучее, медвежье? Теперь его лицо обращено к нам в три четверти, плохо освещено, но когда он обернётся, вы посмотрите на его лоб. Рябовский, что вы скажете об этом лбе? Дымов, мы о тебе говорим!- крикнула она мужу.- Иди сюда. Протяни свою честную руку Рябовскому… Вот так. Будьте друзьями ».

Добавил: Liczeist

41099 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

Смотрите также по произведению «Попрыгунья»:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00888431257158718872

А. П. Чехов «Попрыгунья». Анализ

  Привет всем, кто читает данный пост! Сразу хочу извиниться за свое длительное отсутствие. Все это время я готовилась к конкурсу по пению, который проходил в НГЛУ им.

Добролюбова, куда собираюсь поступать после 11 класса 🙂

   Сегодня речь снова пойдет о творчестве А. П. Чехова. И темой моего выпуска является анализ рассказа «Попрыгунья». Я неслучайно вновь пишу о Чехове и его творчестве.

Дело в том, что в настоящее время мы проходим этого замечательного писателя по школьной программе литературы. Очередным заданием стал анализ одного из произведений писателя.

Мне и моей группе из 2 человек досталось произведение «Попрыгунья«, о котором я обмолвилась в начале поста. Но, прежде чем начать анализировать рассказ, я бы хотела привести план, которого мы будем придерживаться на протяжении выполнении работы:

1) История.2) Тема.3) Краткое содержание.4) Система образов.5) Символика.6) Проблематика.7) Основная идея.8) Образ автора.

9) Художественные особенности.

Во время работы в группе, выяснилось, что не все пункты мы сможем раскрыть. Поэтому мы решили немного сократить список, и в конечном итоге, план выглядит следующим образом:

1) История.2) Тема.3) Краткое содержание.4) Систематические образы.5) Проблематика.6) Основная идея.

7) Художественные особенности.

Вдобавок к письменному анализу мы выполнили презентацию. Поэтому в некоторых пунктах основные мысли будут отображены на слайдах.

1. История создания.

   Рассказ «Попрыгунья» был написан в ноябре 1891 года. Первая публикация рассказа состоялась в журнале «Север» в 1892 году.    В августе 1891 года Чехов рассказал о замысле нового произведения поэту и переводчику Фёдору Червинскому; тот, в свою очередь, поделился информацией с Виктором Александровичем Тихоновым, только что возглавившим журнал «Север». В письме Чехову, датированном 12 сентября, Тихонов просил сообщить «хотя бы заглавие» будущего произведения, чтобы опубликовать анонс для читателей. В ответ писатель признался, что рассказ пока безымянный и прокомментировал следующим образом: «Назвать его теперь так же трудно, как определить цвет курицы, которая вылупится из яйца, которое еще не снесено».
   Сохранившийся черновик рассказа свидетельствует о том, что поначалу он назывался «Великий человек». Рукопись была передана в «Север» в конце ноября. Однако через две недели Чехов отправил редактору письмо, в котором предложил назвать свой «маленький чувствительный роман для семейного чтения» «Попрыгуньей».
2. Тема.

   Основная тема в том, что нельзя порхать по жизни мотыльком, нельзя думать только о своих удовольствиях и надо быть внимательнее к людям, живущим рядом. Только когда теряешь преданного человека, понимаешь тщетность суеты.


3. Краткое содержание.

   Став женой доктора Осипа Степаныча Дымова, 22-летняя Ольга Ивановна рассказывала друзьям, что их знакомство произошло в больнице, где работал её отец. После его смерти Дымов иногда навещал молодую женщину, потом сделал предложение, и она ответила согласием.    Дымов мало напоминал людей, входивших в ближний круг Ольги Ивановны. Она общалась в основном с теми, кто был если не знаменит, то хотя бы достаточно известен: артистом драматического театра, художником-пейзажистом, талантливым виолончелистом, подающим надежды литератором.    Осип Степаныч в этой компании выглядел человеком чужим. С утра он уезжал в больницу и работал допоздна. Ольга Ивановна, проснувшись часов в одиннадцать, обычно играла на рояле, рисовала, затем отправлялась к портнихе, в мастерскую к какому-нибудь художнику или к знакомой актрисе, готовой поделиться последними театральными новостями. По средам в доме Дымовых устраивались вечеринки с участием приглашённых знаменитостей; летом Ольга Ивановна отдыхала на даче.    В июле художники поехали на этюды. Путешествие на волжском пароходе сблизило Ольгу Ивановну с художником Рябовским; он укрывал её плащом, признавался в любви — устоять перед этой пылкостью молодая женщина не сумела. Зимой Дымов стал догадываться, что жена его обманывает; видя, как Ольга Ивановна мечется от ревности и унижений, он мягко её успокаивал.    В один из вечеров Осип Степаныч позвал жену и, не позволив войти в кабинет, попросил пригласить своего коллегу — доктора Коростелёва. Тот, обследовав Дымова, сообщил, что у больного тяжёлая форма дифтерита: он заразился от пациента. Для Ольги Ивановны стало открытием известие о том, что её «ничем не примечательный» муж считался одним из светил медицины. Мысль о том, что она «прозевала» великого человека, жившего рядом с нею, заставила женщину вбежать в кабинет Дымова: ей хотелось объяснить, что всё можно изменить и исправить. Но лоб и руки Осипа Степаныча были уже холодны.


4. Система образов.

   Главными героями рассказа являются Осип Степанович Дымов – местный врач, его жена – Ольга Ивановна и художник – пейзажист Рябовский.    · «…Осип Степанович Дымов, был врачом и имел чин титулярного советника. Служил он в двух больницах: в одной сверхштатным ординатором, а в другой – прозектором. Частная практика его была ничтожна, рублей на пятьдесят в год».
   · Ольга Ивановна: «Она пела, играла на рояле, писала красками, лепила, участвовала в любительских спектаклях, но все это не как – нибудь, а с талантом…».
   · «…анималист и пейзажист Рябовский, очень красивый белокурый молодой человек, лет двадцати пяти, имевший успех на выставках и продавший свою картину за пятьсот рублей…».

   Ольга Ивановна внешне напоминает Софью Петровну Кувшинникову, которая также занималась музыкой и живописью. Их сближает общность взглядов и настроений, манера поведения, горячее желание окружать себя «интересными людьми».    Дом Кувшинниковых считался открытым. Частыми гостями были живописцы Алексей Степанов, Николай Досекин, Фёдор Рерберг, артисты Большого и Малого театров, писатели, поэты. Хозяйка дома, как и героиня «Попрыгуньи», ездила с художниками на теплоходе по Волге и брала уроки рисования у Левитана.
   По свидетельству современников, знавших Кувшинникову, Софья Петровна была «гораздо глубже своей героини». Её занятия музыкой и особенно живописью были не столь поверхностными, как у Ольги Ивановны; Софья Петровна участвовала в выставках, одна из её работ была приобретена Павлом Третьяковым. Однако Чехов, бывавший у Кувшинниковых, считал, что интерьер квартиры, наличие в ней «музейного чучела с алебардой, щитов и вееров на стенах» характеризуют хозяйку не самым лучшим образом.

   Рябовский в первоначальной версии рассказа имел весьма заметное сходство с Левитаном.

Однако в процессе редактирования Чехов внёс изменения в образ героя, стремясь как можно дальше отвести друг от друга Рябовского и его вероятного прототипа.

Совет

Внешность и возраст персонажа также стали иными: в рассказе действует 25-летний голубоглазый мужчина, мало напоминающий 32-летнего брюнета Левитана.

   Тем не менее некоторые черты, присущие художнику, замаскировать не удалось, — прежде всего это касается «томности», которую Чехов обозначил как штрих к портрету Рябовского в рассказе и наблюдал у Левитана — в жизни. Кроме того, автор сделал акценты на резких и быстрых сменах настроения, депрессиях и меланхолии, которые были свойственны и герою, и его прототипу.

   Осип Дымов мало походил на Дмитрия Павловича Кувшинникова, рядового врача без блестящих перспектив в науке.

<\p>
   Поневоле оказавшись включённым в «романтический треугольник», Кувшинников вёл себя точно так же, как Дымов в «Попрыгунье»; догадываясь об отношениях жены и Левитана, он «молча переносил свои страдания».

   После публикации рассказа Левитан хотел вызвать Чехова на дуэль и несколько лет не знался с ним; Кувшинникова отношения с Чеховым разорвала навсегда. Сам автор к происходившему отнесся довольно холодно, лишь отметив, что «главная улика» против него – «внешнее сходство».

   5. Проблематика

   В своем произведении Чехов откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания — мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности. Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. В сюжетах из жизни интеллигенции Чехов высказал свои самые сокровенные мысли о современной ему действительности, о настоящем и будущем России, о нравственной позиции человека. Автор показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции. Одним из таких людей является доктор Дымов. Он принадлежит к той части русской интеллигенции, которой Чехов восхищался. В образе доктора Дымова соединились и героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благородная любовь к Родине. Его жена Ольга Ивановна посвятила свою жизнь поискам «великого человека». С ее образом связана тема пошлости, бессмысленности обывателей, а, по словам Горького, пошлость была врагом Чехова. Ольга Ивановна так и не увидела рядом с собой человека, которого она искала, не поняла силы и красоты Дымова. Его талант и замечательные душевные качества были замечены только после смерти. Ольга Ивановна так и не поняла, что ценность человеческой жизни в ней самой, а не в ложном величии.

   6. Идея.

   В рассказе присутствует один момент, к которому автор подводит с самого начала повествования. Именно в нем выражается идея произведения. Идея рассказа, как и тема, кроется в его названии. А ответ на вопрос о заглавии кроется в 8 главе: “Ольга Ивановна вспомнила всю свою жизнь с ним (Дымовым) от начала до конца, со всеми подробностями, и вдруг поняла, что это был, в самом деле, необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек. И, вспомнив, как к нему относились её покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нём будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа и ковёр на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: «Прозевала! прозевала!» ” Насмешливое “прозевала” в контексте чеховского рассказа по смыслу близко слову “пропрыгала”, а отсюда и однокоренное “попрыгунья”. Само толкование слова указывает на неумение сосредоточиться на чём-то одном, на неосновательность и легковесность героини.

   7 . Художественные особенности.

   В своем произведении А. П. Чехов использовал различные художественно – выразительные средства: сравнения, красноречивые эпитеты, риторические вопросы и восклицательные предложения, иносказательные выражения, простые рифмовки; встречается даже детская скороговорка.

   Сравнения: «…жизнь его похожа на жизнь птицы» (о Рябовском), «…молчаливое существо…» (об умирающем Дымове), а Коростылев «…смотрел на жену своего друга, как будто она и есть настоящая злодейка».

   Эпитеты: «колдовская вода», «бездонное небо», «задумчивые берега».
   Риторические вопросы: «Я красив?», «Да что тут спрашивать?».
   Восклицания: «Будь оно все проклято!», «Да, редкий человек!».
   Иносказания: «Nature morte», «…непременный член сосьете (от фр. Societe — общество)…».
   Рифмы: «Nature morte…первый сорт , курорт…черт…порт…», «Шрек, грек, врек…крек».
   Скороговорка: «Осип охрип, а Архип осип».    Также особый подтекст содержится и в самом названии произведения – «Попрыгунья». Само слово указывает на неумение сосредоточиться на чем – то одном, подчеркивает легкомыслие героини: «…при ее талантах, вкусе и уме, если она не разбросается, выйдет большой толк. Она пела, играла на рояле, писала красками, лепила, участвовала в любительских спектаклях…», «Она боготворила знаменитых людей, гордилась ими и каждую ночь видела их во сне. Она жаждала их и никак не могла утолить своей жажды. Старые уходили и забывались, приходили на смену им новые, но (Ольга Ивановна) жадно искать новых и новых великих людей , находила и опять искала.», «…теперь она осталась без мужа и без Рябовского…».

   Вот, собственно, и весь анализ. Надеюсь, что он Вам пригодился 🙂


Желаю всем мира, Сафина Эльвира.

Источник: http://visokayal.blogspot.com/2016/05/blog-post_14.html

Сочинение Анализ рассказа Попрыгунья Чехова

Чехов пишет о сочетании радости и пошлости, надежды и полной безнадежности, печальном итоге. Человеческое существование в каком-то смысле ограничено, в том числе и другими людьми, рамками собственной культуры и другими подобными факторами, к примеру, собственными моральными нормами.

Дымов – один из главных героев, он становится супругом для главной героини Ольги Ивановны. У этого героя, подобно многим чеховским, говорящая фамилия. Он в итоге развеется как дым, он напоминает читателям об эфемерности всего в этом бренном мире, а также является своеобразным символом бренности.

Как остаток огня – дым только напоминание о былом тепле, только намек на какой-то процесс, а сам по себе упадок. Подобно этому доктор Дымов тоже полон своеобразного декаданса, который в действительности пронизывает и весь рассказ.

Чехов описывает творческое общество как довольно пошлое и упадническое. Эти люди склонны к простым развлечениям, им просто нравится называться творческими людьми. Они также наслаждаются своим тщеславием, как Ольга Ивановна наслаждается сбором таких людей в собственном доме, для того чтобы потешить свое самолюбие.

Дымов является заложником собственных моральных устоев, даже, когда супруга ему изменяет он не начинает выяснять с ней отношения и искренне надеется на возможность разрешить ситуация как-то гладко, на благоразумие самой супруги.

Тем не менее, эти ожидания совершенно напрасны, Дымов не понимает сути собственной супруги, хотя и понимает о культуре и нравственности.

В целом, этот человек является носителем идеалов, живого огня, он служит человечеству и фактически гибнет в героическом подвиге, когда лечит ребенка.

Обратите внимание

Тем не менее, Дымов развеивается как дым, он представляет собой довольно печальный финал истории. Человек полный надежд оставляет этот мир, причем самый близкий человек поминает его только как «незамеченую знаменитость».

Ольга Ивановна в свою очередь представляет олицетворение всего пошлого и низкого в обществе.

Чехов как грамотный психолог великолепно обрисовывает эту личность мелкими деталями и фразами, которые позволяют характеризовать главную героиню.

Внешне она является склонной к искусству, но в действительности не обладает какими-то духовными идеалами и искусство явно понимает тоже только на поверхностном уровне.

Сочинение по произведению Попрыгунья

В рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» описана жизнь главной героини – Ольги Ивановны. Она постоянно вращается в высших кругах. Ее друзья знаменитые и творческие натуры.

Будущий супруг женщины, Осип Степанович Дымов обычный человек, по профессии врач. Он обычный, спокойный человек, ведущий размеренный образ жизни, советник.

Перед своими друзьями, известными людьми, Ольга оправдывается за свой выбор.

У Ольги Ивановны постоянно появляются новые и новые друзья. Как только человек приобретает популярность, она пытается найти любой выход, чтобы с ним познакомиться и позвать его к себе домой.

Что касается самой женщины, она занималась всем и понемногу. Например, аккомпанировала, немного пела, писала этюды и любила читать стихи.

Большая часть ее знакомых сходилась во мнении, что если бы Ольга не ленилась и начала серьезно заниматься каким то одним делом, то у нее многое могло получиться.

Ее муж, Осип Степанович, не понимал толк в искусстве. Единственным его интересом в жизни была медицина. Он любил свою жену, ни в чем ей не отказывал.

Когда к Ольге приходили ее друзья, Осип Степанович брал на себя всю работу, по обслуживанию пришедших гостей. Знакомые Ольги относились к ее супругу спокойно, с безразличием.

Важно

Они считали его славным малым, на этом заканчивался их интерес и общение с ним. Первое время такая жизнь обоих супругов вполне устраивала, можно сказать, они были счастливы.

Однажды Ольга Ивановна отправилась в поездку по Волге и там познакомилась с Рябовским, молодым художником. Женщина потеряла голову, она влюбилась в него. Но Рябовский быстро потерял к ней интерес.

Ольга не хотела это принимать, постоянно навязывала себя ему, просила встреч и любви. Ее супруг, увидев о произошедших переменах с ней, стал догадываться об измене.

Но решил не рассказывать жене о своих догадках.

Осипа Степановича настила тяжелая болезнь. Его состояние постоянно контролировал консилиум врачей. Из близких людей его навещал только близкий друг, Коростылев. Жена его не навещала, она боялась заразиться и так же заболеть.

Перед самой смертью, поняв, что Осип Степанович вот-вот умрет, Коростылев пошел к его супруге, в надежде вразумить ее и навестить умирающего мужа. Он с болью в сердце рассказал о том, какой был ее супруг на самом деле. Он был настоящим доктором, подавал большие надежды в медицине, мог стать знаменитым ученым.

Разгоряченные слова подействовали на Ольгу отрезвляюще. Она внезапно вспомнила, как сильно любил и с каким трепетом относился к ней муж.

Казалось бы, Ольга, наконец, осознала, что потеряла близкого и любимого человека. Но на самом деле, она просто сожалела о том, что не заметила будущую знаменитость в нем.

Ольга Ивановна – это эгоистичная, лживая и себялюбивая натура. Ей чуждо все, что не касается ее собственного «я».

Совет

Самое неприятное, что раскрывает перед читателем автор – больше половины людей в этом мире такие же, как Ольга Ивановна. Они думают только о себе, им чужда чужая боль.

← Анализ пьесы Вишневый сад
← Образ Рагина в повести Палата номер 6↑ ЧеховАнализ рассказа После театра →
Анализ рассказа Душечка →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/analiz-rasskaza-poprygunya

Анализ рассказа Чехова Попрыгунья сочинение 10 класс

В 1892 году Антон Павлович Чехов написал свой удивительный рассказ. Сюжет произведения выстроен таким образом, что в его начале ничего не предвещало трагического конца.

Его главная героиня, Ольга Ивановна, стала женой молодого и способного врача Дымова. Она постоянно окружена местными знаменитостями. Все эти гениальные личности волочились за ней, добивались её внимания, пытались учить каждый своему искусству.

Находиться среди постоянного веселья и шума для Ольги Ивановны было смыслом жизни.

Её муж, Осип Степанович, был прекрасным врачом, но для жены он был простым, ничем не примечательным человеком. Зато друзья героини подавали большие надежды. Притом, одна знаменитость уступала место другой и незамедлительно оказывалась в гостиной Дымова.

Конечно, и сама Ольга Ивановна была не лишена способностей. Она неплохо пела и аккомпанировала себе на фортепиано, читала стихи и писала неплохие этюды.

Её талантливые друзья постоянно твердили, что если бы у неё хватало терпения заниматься каким-либо делом, то она добилась больших успехов.

Дымов был её противоположностью. Он увлекался медициной и высоко ценил естественные науки. Мир искусства ему был неинтересен. Ему нравилась спокойная и размеренная жизнь, но с женой он никогда не спорил и спокойно обслуживал её гостей.

Обратите внимание

Автор описал Дымова, как мягкого и интеллигентного человека, который искренне любил свою жену и высоко ценил свою профессию. У него хватало такта и воспитанности не выражать недовольства при появлении этой компании.

Даже узнав об измене жены, Осип Степанович не смог объясниться с ней, ни одним словом не упрекнул её за такое поведение. Он даже утешал Ольгу Ивановну, которая плакала из-за измен художника Рябовского.

Когда Дымов тяжело заболел, возле него дежурили коллеги по работе. Зато Ольга Ивановна, чтобы не заразиться, боялась даже зайти в его комнату. Перед смертью друг Дымова – врач Коростелёв, высоко оценил его профессиональные и человеческие качества.

От него Ольга Ивановна узнала, что её муж был не только добрым и честным человеком, но и талантливым учёным. Ведь не зря отец Ольги и его коллеги по работе прочили ему большое будущее. А она, его собственная жена, прозевала то, что Дымов достоин её талантливого окружения. Но Ольга Ивановна оплакивала не любимого человека, а погибшую знаменитость.

И проявление горя у неё ненастоящее, потому что она по-прежнему делила людей по месту их положения.

Чехов был прекрасным прозаиком, поэтому в своём рассказе сумел доказать, что каждая личность ценится за свою индивидуальность. Авторская оценка ощущается не только в названии произведения, но и в его деталях, описаниях природы, обстановки, отдельных моментов в поведении героев.

Примитивная лексика главной героини рассказа явно обнаруживает её недалёкость, а детали поведения – легкомыслие и невоспитанность.

Раскрывая образ Ольги Ивановны, автор не делает прямых умозаключений в конце произведения, он предоставляет возможность каждому читателю поразмышлять о судьбах его героев и оценить их человеческие качества по достоинству.

10 класс

  • Сочинение Слуга Петр в романе Отцы и дети Тургенева
    Роман «Отцы и дети» является актуальным и по сей день благодаря своей проблематике, которая, собственно, раскрывается в названии романа. Тургенев показывает нам противостояние поколений
  • Характеристика и образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина Уроки французского сочинение
    Лидия Михайловна – один из ключевых персонажей в рассказе В. Распутина. Молодая, двадцати пяти лет, учительница французского со слегка косящими глазами оказывается своего рода ангелом-хранителем для главного героя рассказа.
  • Сочинение на тему Россия, устремлённая в будущее
    Наша страна, я вижу, уважает своё прошлое, живёт настоящим, но, конечно, устремлена в будущее. В очень хорошее будущее.
  • Сочинение Платон Михайлович в комедии Горе от ума Грибоедова
    Платон Михайлович – для читателя это самый запоминающийся герой второго плана в повествовании комедии «Горе от ума». Он часто приходит в гости к Фамусовым, все потому что он давний друг и знакомый Чадского
  • Образ и характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение
    Павел Петрович это один из ведущих персонажей произведения Отцы и дети. Он высокий, гордый и самолюбивый, родился в дворянской семье. В произведении его образ создан как пример аристократа либеральных взглядов.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/chexov-a.p/analiz-rasskaza-chekhova-poprygunya-10-klass

Урок литературы в 9 классе по рассказу А.П.Чехова «Попрыгунья»

Тема: «Маленькие семейные тайны» героев произведений А.П. Чехова» (На примере рассказа «Попрыгунья») (УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ)

Цели: учить формулировать свою мысль, доказывать собственную точку зрения; учить характеризовать героев произведений; вырабатывать навыки анализа художественного произведения; развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, культуру речи, воспитывать любовь к чтению, формировать вдумчивого читателя, собеседника, развивать нравственные качества личности, учить слушать друг друга, вести диалог. Оборудование: <\p>

-портрет А.П.Чехова;

-мультимедийная установка для демонстрации презентации, просмотра отрывка из кинофильма.

ХОД УРОКА 1.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

(Слайд 1)

Сегодня наш урок мы построим не так, как обычно. Опираясь на знания о браке и семье из уроков обществознания, мы приоткроем занавес семейной жизни героев изучаемого нами произведения. А в конце занятия сделаем вывод о том, что такое настоящая, крепкая семья, и каким нужно быть, чтобы создать в будущем именно такую семью.

( Звучит музыка)

Учитель:

Ежегодно миллионы пар с сияющими глазами приходят в загс и церковь и в торжественной обстановке клянутся любить друг друга до конца жизни. Для некоторых брак действительно становится бесценным приобретением. Для других он просто терпим. Через короткий промежуток времени они начинают понимать, что совершенно не выносят совместную семейную жизнь.
– В чём же дело? Попробуем разобраться.

2.Беседа по вопросам:

‒ Ребята, а что такое семья? (Люди, состоящие в браке, имеющие много общего: взгляды, отношение к жизни, традиции, общий дом, детей). <\p>

— А любовь должна быть в семье?

Но любовь многогранна: она бывает взаимной и неразделённой (в том числе и в семье).

— Какая любовь взаимная, а какая — неразделённая?

— Как ведёт себя человек в том и другом случае? ( Если любовь взаимная, радуется человек, счастлив, а если неразделенная, то страдает, переживает)

— А на чём, по-вашему, должна строиться настоящая семья? (. Все члены семьи должны любить друг друга, беречь, ценить и заботиться друг о друге. Тогда они будут жить счастливо. И это настоящая семья.)

— Итак, посмотрим на выведенную нами «формулу» семьи.(Слайд 2)

3.Проверка домашнего задания. . Вы ещё очень юны, но тоже являетесь членами какой-то семьи. У вас есть свои наблюдения и мысли насчёт того, какой должна быть семья.

Важно

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы составляли «формулы» настоящей семьи. Это можно было выразить разными формами прозы и стиха. Послушаем, что же у вас получилось.

Продолжение беседы по вопросам.

-Кто же составляет семью? (Жена, муж, дети)

— Какой, по-вашему, должна быть идеальная жена? (Верной, заботливой, настоящей хозяйкой в доме, должна любить своего мужа)
‒ А идеальный муж? (Опора и защита своей семьи, должен обеспечивать свою семью, любить жену).

— Как вы считаете, обязательно ли муж или жена должны быть красивы внешне, талантливы? (Нет)

-А могут ли создать семью обычный человек и талантливый?

— Что нужно, чтобы такая семья стала настоящей?
‒ Допустимы ли в браке измены? (Не допустимы, так как измена — это , прежде всего, предательство по отношению к тому, кому ты по-настоящему дорог, кто тебя любит). <\p>

4.Изучение новой темы.

Учитель. Хорошо, все ваши высказывания верны. Теперь я предлагаю перейти к теме урока. <\p>

(Видеоклип)

-Портрет какого писателя вы увидели?

-Как вы думаете, случайно ли я показала вам этот клип?

-Произведение какого писателя мы сегодня будем анализировать?

Определение целей и задач урока.(Слайд 3)

На сегодняшнем уроке мы раскроем « маленькие семейные тайны» героев рассказа. А.П.Чехова «Попрыгунья». .А анализируя отношения главных героев произведения, попытаемся найти ответы на непростые вопросы: <\p>

— Какой семейный союз можно назвать настоящим?

– Как обрести любовь и счастье?
– Почему в браке важно стать достойной женой, а не легкомысленной «попрыгуньей»?

Слово учителя о Чехове и его особенности как писателя рассказчика.

В рассказах А.П. Чехова проявилась особенность его как писателя-рассказчика – психологизм (полное, подробное и глубокое изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя) (Записать в словарь литературоведческих терминов). А. П.

Чехов стремится в своих рассказах  проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Его интересует обыденная, каждодневная жизнь обыкновенных людей.

Но ведь обыденность и «творит личность», и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы «маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь человеку жить осознанно.

Сам Чехов редко давал высокие оценки своим произведениям. Известно, что в большинстве случаев он отзывался о них либо шутливо, либо пренебрежительно. «Маленький, чувствительный роман для семейного чтения» – этот иронический отзыв относится к рассказу «Попрыгунья».(Слайд 4)

Физминутка для глаз.

    -Скажите, ребята, с каким образом в русской литературе ассоциируется у вас название рассказа «Попрыгунья»? (С образом легкомысленной стрекозы из басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»)

— А почему в басне Стрекоза названа « попрыгуньей»? (Так Стрекозу позволяет назвать её легкомысленный, паразитический образ жизни: «…лето красное пропела..» и просит трудолюбивого Муравья не обрекать её на голодную смерть зимой.

— Как отражает заглавие чеховского рассказа суть того, что происходит с главной героиней, Ольгой Ивановной.

Ответ на этот вопрос находим в тексте (8 глава): (“Ольга Ивановна вспомнила всю свою жизнь с ним (Дымовым) от начала до конца, со всеми подробностями, и вдруг поняла, что это был в самом деле необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек.

И, вспомнив, как к нему относились её покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нём будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа и ковёр на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: «Прозевала! прозевала!»”

Учитель: Насмешливое “прозевала” в контексте чеховского рассказа по смыслу близко слову “пропрыгала”, а отсюда и однокоренное “попрыгунья”. Сама семантика слова указывает на неумение сосредоточиться на чём-то одном, на неосновательность и легковесность героини.)

Учитель. <\p>

— Кратко своими словами охарактеризуйте главную героиню Ольгу Ивановну Дымову.( Ольга молода, 22 лет, красива, умна, талантлива, замужем за Осипом Ивановичем Дымовым).(Слайд 5)

-Как героиня познакомилась со своим будущим мужем?( « Мой отец служил вместе с Дымовым в одной больнице. Когда бедняжка отец заболел, я не спала ночи и сидела возле него… Дымов тоже по целым дням и ночам дежурил около его постели, а потом – бац! – врезался в меня по самые уши и сделал предложение… как снег на голову…»)(Слайд 6)

-Какой образ жизни она ведёт? (Ежедневно, встав часов в 11, играет на рояле или, если было солнце, пишет масляными красками этюды. Потом едет к портнихе, затем к какой-нибудь знакомой актрисе.

Совет

Для неё очень важно вовремя узнать все театральные новости и достать билетик к первому представлению новой пьесы! Далее обычно заезжает в мастерскую художника или на картинную выставку, затем – к кому-нибудь из знаменитостей, чтобы просто поболтать, или отдать визит, или пригласить к себе.

Часов в 5 обедает с мужем, а вечером – в театр, или на концерт, или на вечеринку. Около полуночи возвращается домой). <\p>

-По какому принципу Ольга Дымова выбирает свое окружение?

( Это должны быть люди прославленные, пусть даже немножко: актеры, музыканты, художники, чтецы, литераторы… Для неё всякое новое знакомство – праздник! Боготворит знаменитых людей и гордится ими! )

— А Осипа Степановича Дымова можно отнести к этим людям?

(Слайд 7)

(Нет, это обычный человек, не художник и не писатель, он врач, зато очень талантливый, подающий большие надежды учёный).

-Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из фильма, поставленного по рассказу, и ответить на мои вопросы. (Отрывок из к.ф)

-Обратимся к главной героине рассказа А.П.Чехова. <\p>

— Скажите, как относится О.И. к своему мужу? <\p>

-Что говорит героиня друзьям о своём муже? Не унижает ли она Осипа Степановича?

(Унижает. Она словно оправдывается перед друзьями в том, что она, незаурядная личность, сделала такой выбор.)

— Почему Дымов решился сделать предложение Ольге Ивановне?

( Ольгапоказалась ему особенной, не совсем обыкновенным человеком. Кроме того, Осип Степанович всю жизнь занимался только естественными науками и медициной, а она интересовалась искусствами и была, как утверждали ее знакомые, необыкновенно талантлива. Он влюбился! )

— Интересно ли ему богемное окружение Ольги? <\p>

-Как Осип Степанович относится к увлечениям своей жены?

(Не интересно, но он считает, у каждого свое. Ему чужды интересы окружения Ольги, но, хотя он и не понимает их споров о пейзажах и операх, театре и литературе, рассуждает так: если одни умные люди посвящают искусству всю свою жизнь, а другие умные люди платят за него громадные деньги, то, значит, они нужны.)

-Что предпринимает герой для того, чтобы обеспечить достойное существование своей жене? <\p>

(Служит в двух больницах: в одной сверхштатным ординатором, а в другой –прозектором; принимает ежедневно больных. Завел небольшую частную практику. )

-Любит ли Дымов свою жену? Можно ли его назвать идеальныи мужем?

(Да, любит, он идеальный муж).

-Снова вернёмся к главной героине рассказа. Было ли у неё намерение стать самой профессиональной художницей, или певицей, или актрисой?

( Наверное, нет. Но многие говорили ей, что она подаёт блестящие надежды. Певец из оперы утверждал, что может стать замечательной певицей; виолончелист откровенно признавался, что Ольга Ивановна- замечательный аккомпаниатор, литератор хвалил её пьески, а уроки живописи героине давал молодой талантливый художник Рябовский. Дымова думала, что была его Музой.

Что сталоитогом «уроков» живописи? ( Стала преступная связь замужней дамы с подающим надежды художником Рябовским.(Слайд 8)

-Как сказалось это на муже Ольги Ивановны и на их семейной жизни?( Это нарушило душевное равновесие Осипа Дымова, мужа героини, а также бросило тень на их семейную жизнь) .

-Догадывался ли Дымов о том, что жена его обманывает?

( Да, но по своей доверчивости он долго этого не замечает… А когда заметил, перестал смотреть ей в глаза, словно у него самого совесть была нечиста…) <\p>

Часто ли Ольга ставила мужа в неловкое положение, выставляя напоказ свою ревность и увлеченность Рябовским?

( Часто. Однажды ему даже пришлось утешать свою жену, рыдающую из-за неверности этого художника…)(Слайд 10)

-Что же стало с семейной жизнью наших героев?(Она распалась)

— Что произошло с Осипом Степановичем Дымовым?

(Осип Дымов был невнимателен при исполнении служебных обязанностей. Дымов заразился дифтеритом, высасывая у больного через трубочку дифтеритные палочки, и умер.)

-Можно ли обвинять героиню рассказа А.П.Чехова в смерти мужа?

( Отчасти, т.к. жене нужно было покупать наряды, угощать её друзей, а для этого нужны деньги. Осип Иванович, наверное, торопился, ведь он имел и другую работу. Хотя, по мнению Коростелева, одного из сослуживцев Дымова, виноват сам Дымов, т.к. «тех, кто на рожон лезет, по-настоящему под суд отдавать надо»).

— Судит ли сама себя Ольга Ивановна за произошедшее? В чём она раскаивается?(Глава 8)

-Можно ли назвать Ольгу Ивановну Дымову идеальной женой? (Нет.)

— Можно ли сказать, что у героев рассказа А.П.Чехова был настоящий семейный союз?

Почему? <\p>

Учитель: (Слайд 11)

-А сейчас предлагаю вам прочитать правила поведения, выведенные мной как результат нашего сегодняшнего разговора.

Их надо соблюдать для того, чтобы ваша будущая семья стала действительно настоящей, чтобы в ней царили любовь и счастье.

• научитесь ценить друг друга; • оказывайте друг другу знаки внимания; • будьте вежливы, общительны; • помните только хорошее;

• берегите здоровье своё и своих близких;

• не пытайтесь перевоспитать друг друга; • не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних; • умейте прощать.Согласны ли вы с такими утверждениями?

5. Подведение итогов урока.

Итак, подводя итоги нашего урока, мы должны решить те задачи, которые были поставлены вначале:

— Какую семейный союз можно назвать настоящим?– Как обрести любовь и счастье? (ответили, утвердив правила поведения в семье)– Почему в браке важно стать достойной женой, а не легкомысленной «попрыгуньей»?

-Пригодится ли опыт, полученный вами на этих уроках литературы, в дальнейшей жизни?

— Поставьте оценку нашему сегодняшнему уроку.

6.На дом:

Составьте синквейн на тему «Образ главного героя рассказа А. П.Чехова «Попрыгунья» (на выбор)

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-po-rasskazu-apchehova-poprigunya-750777.html

Главная мысль произведения и анализ Чехова «Попрыгунья»

Русский писатель, прозаик и драматург Чехов за четверть века своего творчества написал более 300 великолепнейших произведений.

Это были и юмористические рассказы, и повести, и рассказы, и пьесы, многие из которых стали классикой мировой литературы.

Особенное внимание обратили на себя такие произведения, как «Вишневый сад», «Палата № 6», «Дядя Ваня», «Дуэль», «Чайка», «Три сестры» и другие.

Ольга Ивановна

К самым разным мыслям приводит любое прочтение его произведения, а тем более — глубокий анализ. Чехова «Попрыгунья», например, как и «Дама с собачкой», и «Душечка» и т. д. – рассказы, созданные им в 90-х годах. В них писатель занимается исследованием характера женщин современного ему времени, их помыслов, интересов, и, наконец, смысла жизни.

Иногда писатель кажется жестоким и безжалостным, он часто обделяет своих персонажей духовностью, умением любить и сострадать. И очень даже полезным может стать этот показательный и своеобразный разбалованных женских душ анализ Чехова.

«Попрыгунья» — это произведение, в самом названии которого определяется основная характеристика главной героини Ольги Ивановны, которую Чехов описывает как особу легкомысленную и пустую, даже несмотря на то, что окружает она себя людьми совсем не простыми. Каждый из ее свиты был чем-нибудь примечателен, считался какой-нибудь знаменитостью или подавал блестящие надежды.

Но на самом деле вся эта толпа живет пустой и лишенной какого бы то ни было смысла жизнью. Из года в год они пишут, поют и играют одно и то же, создавая тем самым для себя богемную обстановку.

«Попрыгунья»: Чехов, анализ рассказа

Изначально он назвал свой рассказ «Великий человек», но затем оно ему не понравилось, и он исправил его на «Попрыгунью». Таким образом он сместил акцент с героя на героиню и этим подчеркнул скромные достоинства своего героя.

Хозяйка дома Ольга Ивановна тоже по чуть-чуть занимается музыкой, живописью и пением, однако так и остается во всех этих делах большой дилетанткой.

Однако, если продолжить этого известного произведения анализ, Чехова «попрыгунья» своего мужа доктора Дымова Осипа Степановича ставит ниже всех, если не сказать, что презирает. Она не понимает его гениальности и душевности. В самом начале сюжет построен так, что вроде бы ничего не предвещает трагической развязки.

Обратите внимание

Ольга Ивановна, будучи замужем за Дымовым, окружила себя актерами, певцами, литераторами, музыкантами и художниками, все ее учат своему искусству, она очень увлечена этим процессом и, конечно же, гостями. Роковой красавец, молодой человек Рябовский, стал тем, на кого положила глаз сама хозяйка дома.

Ее муж в этой компании оказался маленьким, чужим и лишним, хоть и был высокого роста и широк в плечах.

Видео: Ёжик в тумане

Смерть Дымова

Можно и дальше в том же духе продолжать анализ. Чехова «попрыгунья» напоминает ту неуемную и беззаботную стрекозу из басни Крылова «Стрекоза и Муравей».

Совсем не зря он ее так называет, ведь Ольга Ивановна, занимая себя своими постоянными гостями, и собирая их у себя, просто не замечала доброй и самоотверженной души своего мужа. Но однажды он лечил больного ребенка от дифтерита и сам заразился той смертельной болезнью.

Когда он умирал, друзья говорили о нем как об очень редком и замечательном человеке. И только тогда его жена поняла, кого она потеряла.

Видео: М. Лермонтов: «МЦЫРИ» (чит. Марина Павленко — 4 года)

Ольга Ивановна растратила всю свою любовь и нежность не на мужа — интеллигентного, мягкого и любящего ее человека — а на того, кто привык забавляться и менять своих пассий как перчатки и кому она очень быстро стала глубоко безразлична.

Видя всю эту любовную игру и принимая в своем доме духовно ограниченных людей, Осип Степанович, в силу своих понятий о культуре, не позволяет себе выразить любое недовольство, он даже не сопротивляется и просто мирится с бесцеремонностью своей жены, которой готов простить все. Даже узнав о том, что его жена ему изменяет, он не решается на какие-то объяснения, глубоко в душе надеясь, что эта ужасная драма сама разрешится. Но в этот самый момент Дымов покидает этот свет и Ольга Ивановна остается одна.

Стиль

Анализ «Попрыгуньи» Чехова очень привлекательно показывает уже достаточно отчетливый художественный стиль, которым он прекрасно овладел к тому времени.

Писатель великолепно иронизирует над своей главной героиней Ольгой Ивановной, которая поклонялась пустым идолам и совсем не понимала, что все ее счастье было в умном, чутком и добром Осипе Степановиче.

Безропотное, доброе, молчаливое, бесхарактерное, кроткое и слабое существо глухо переносило свои человеческие страдания, оно лежало где-то там у себя на диване и не жаловалось. А если б и пожаловалось, даже в бреду болезни, то дежурные доктора сразу бы узнали, что причина таких физических расстройств заключается не только в дифтерите.

Расплата

Анализ рассказа «Попрыгунья» Чехова можно понимать и таким образом, что к героине прозрение приходит слишком поздно, когда ничего уже нельзя изменить. Она вдруг понимает, что именно ее невнимание привело семью к этой трагедии.

Она плачет и сильно жалеет, но не мужа, в первую очередь ей обидно за себя, за то что она теперь осталась в полном бессилие и одиночестве.

Ведь Ольга Ивановна уже вряд ли найдет такого бескорыстно любящего человека, который терпеливо выполнял все ее поручения и прихоти, не жалея на них всех своих средств.

Видео: ДУБРОВСКИЙ. Александр Пушкин

Очень ярко позицию самого Чехова высказывает один из коллег и друзей Дымова Коростелев, который говорит с большой горечью, что «Оська Дымов пожертвовал собой…, какая же это потеря для науки…, какие дарования…, если всех нас сравнить с ним, то он был необыкновенный и великий человек…, ученый, которого днем с огнем не найдешь…, ай-ай!» И тут приговор автора начинает сурово звучать, так как Чехов начинает серьезным образом обличает глупость, бездушие и бездуховность Ольги Ивановны.

Итог

Русь всегда славилась женщинами, умеющими любить ближнего и сострадать ему. Так что же произошло с современницами писателя? Анализ «Попрыгуньи» Чехова открывает личное отношение автора к такого рода женщинам, как Ольга Ивановна. Он начинает осуждать свободу таких женщин, их излишнюю самостоятельность и самовольность, так как не видит в этом ничего хорошего и положительного.

Related News

Источник: http://prochekhov.ru/1845-glavnaya-mysly-proizvedeniya-i-analiz-chehova-poprygunyya-9

Ссылка на основную публикацию