Судьба поколения в стихотворении лермонтова «дума»

Поколение 30-ых годов глазами М. Ю. Лермонтова

Во многих своих произведениях М. Ю. Лермонтов рассказывает о поколении 30-ых годов, о своем отрицательном отношении к их привычкам и ценностям. Рассуждение о судьбах своего поколения – сквозная тема в лирике поэта, прошедшая через всю его жизнь.<\p>

Например, в стихотворениях «Бородино» и «Дума» поэт осуждает то поколение, к которому он принадлежит. Эти стихотворения связаны одной общей мыслью – упреком к поколению 30-ых годов XIX века. Поэт сравнивает людей прошлого и настоящего, его расстраивает существенная разница между ними. Раньше люди были храбрые, не боялись постоять за свою родину, а нынешнее поколение думает больше о себе и своих удовольствиях, чем о чувствах других:<\p>

Да, были люди в наше время,<\p>

Не то, что нынешнее племя:<\p>

Богатыри – не вы!<\p>

В войне 1812 года, описанной в стихотворении «Бородино» участвовали обычные люди, патриоты, любящие свою страну: «Уж постоим мы головою за родину свою!» За смелость, проявленную в битве они стали героями. Поколение Лермонтова, наоборот “к добру и злу постыдно равнодушны”, “перед опасностью позорно-малодушны и перед властию – презренные рабы”.<\p>

Обратите внимание

В 30-ые годы люди не смогли бы стать героями, не смогли бы победить ни в одной войне, ведь каждый защищал бы только себя, «тая завистливо от ближних и друзей» все свои мысли чувства. Лермонтов хочет сказать, что нельзя быть такими малодушными, нужно оглянуться назад и посмотреть на людей прошлого поколения, «могучее, лихое племя», сплоченных и единодушных. Посмотреть на бойцов, которые как братья защищали друг друга и в самых тяжелых ситуациях не теряли бодрости духа, и на разобщенных людей настоящего, которые состарятся в бездействии, так и не принеся пользы не себе, не своему народу.<\p>

Ведь были ж схватки боевые,<\p>

Да, говорят, еще какие!<\p>

Недаром помнит вся Россия<\p>

Про день Бородина!<\p>

Герои, участвовавшие в Бородинской Битве, навсегда останутся в памяти народа. Они, правда, были героями: сильными, храбрыми, мужественными. Через сотни лет миллионы людей будут помнить великую битву. Бесцельное и бездействующее поколение 30-ых годов не оставит за собой никакой памяти:<\p>

Толпой угрюмою и скоро позабытой<\p>

Над миром мы пройдем без шума и следа,<\p>

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,<\p>

Ни гением начатого труда.<\p>

Любимыми героями Лермонтова всегда были смелые, мужественные свободолюбивые люди, любящие родину, люди с героическими характерами. В своем поколении он уже не надеется найти героя, стих «Дума» пропитан печальным настроением безысходности, показывающим разочарование романтика – Лермонтова в своем поколении, а «Бородино», наоборот, показывает, какими должны быть люди, по мнению поэта.<\p>

Источник: https://all-the-books.ru/articles/pokolenie-30-yh-godov-glazami-m-yu-lermontova.html

Тема судьбы поколения в поэзии лермонтова

Тема судьбы поколения в поэзии лермонтова

Центральный образ лермонтовской лирики юношеского периода – образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. Это душа мятежная, романтическая, страдающая. Он всегда властвует над событиями и явлениями жизни.

Не жизнь подчиняет его себе, а он стремится переделать ее по идеальному образцу. Но вскоре он осознает полную бесплодность своих попыток изменить устоявшийся порядок жизни, и его душу наполняют разочарование, тоска, печаль и осознание бессмысленности происходящего.

Но кто способен услышать поэта? Поколение “лишних людей” бесстрастно и равнодушно.

Для лермонтовской лирики характерно сочетание размышления о судьбе поколения и о своей собственной. Страницы юношеских тетрадей поэта напоминают стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и прошлом:

Слова, которые могли

Меня тревожить в те года,

Пылают предо мной вдали,

Хоть мной забыты навсегда.

И там скелеты прошлых лет

Стоят унылою толпой;

Чувствуя себя бесконечно одиноким, Лермонтов осознавал, что не он один такой, а целое поколение молодых людей, сильных, умных, целеустремленных. И все они обречены на бездействие. Вот что пишет он в одном из своих программных стихотворений “Дума”:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Эта мысль пронизывает очень многие произведения поэта. Жизнь похожа на ровный путь, в конце которого нет определенной цели. Будущее – или пусто, или темно. Новое поколение томится ошибками отцов, но само старится в бездействии. В равнодушном сердце не зажжется огонь борьбы.

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию – презренные рабы.

Поэт сравнивает свое поколение с плодом, созревшим до времени. Надежды на лучшее, благородство пали перед силой страстей. Плен наслаждений принес пресыщение. Время скоротечно, но человек не находит своего поля деятельности, он не способен раскрыть свою бессмертную сущность. В крови его кипит огонь, но в душе царствует холод, в груди хранится бесполезный клад – остаток нерастраченных чувств:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Важно

В изображении Лермонтова угрюмая толпа живых мертвецов проходит свой путь и исчезает в бесконечности безвременья.

Как будущие поколения будут отзываться о своих отцах, не оставивших “ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”? Скорбная и суровая мысль о поколении, которое обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытеснила из поэзии Лермонтова юношескую мечту о романтическом подвиге.

Лермонтов уже не восторженный юноша, остро переживающий душевные волнения, но суровый обличитель, который пришел, чтобы сказать своему современнику – малодушному, безвольному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее правду о бесславном состоянии его духа и совести.

Современники не понимали поэта, видели в его интонациях только озлобленный взгляд на жизнь. Не только враги, но даже те, ради которых он говорил эту правду, обвиняли его в клевете на современное общество. Недаром герой-писатель поэтического диалога “Журналист, читатель и писатель” произносит приговор всему своему творчеству:

К чему толпы неблагодарной

Мне злость и ненависть навлечь,

Чтоб бранью назвали коварной

Мою пророческую речь?

Несмотря на столь глубокое разочарование в своем поколении, а также на негативную оценку его деяний и мыслей, в горьких словах Лермонтова сквозит человеческое достоинство.

Ведь равнодушный ко всему не стал бы так тревожиться о судьбе молодого, но неумолимо стареющего поколения, о судьбе своей страны.

Многим произведениям Лермонтова характерно противопоставление “деятельного”, героического прошлого России и бездеятельности современного ему поколения, мотив, так много значащий в понимании творчества поэта…

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/tema-sudby-pokoleniya-v-poezii-lermontova/

Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова

Автор: Лермонтов М.Ю.

На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М.Ю.Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.

Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения.

Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «… его грядущее – иль пусто, иль темно…», – потому что человек не может быть свободен от общества.

Совет

С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», – мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта.

Оно малодушно и холодно (« … в бездействии состарится оно», «… и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», « … ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»).

Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова ( «Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию ( «…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы», « К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.

Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей,

мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», – таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке.

Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине».

В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: « …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.

Обратите внимание

Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» (« И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, – такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»

(« В наш век изнеженный…»).

Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал своё поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.

Источник: http://MirZnanii.com/a/357166/sudba-pokoleniya-1830-kh-godov-v-lirike-myulermontova

Лермонтов – Дума: Стихотворение “Печально я гляжу на наше поколение”, читать стих Михаила Лермонтова – РуСтих

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты — его паденья час!

Читайте также:  Образ ноздрева в поэме «мёртвые души» (н. в. гоголь)

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Стихотворение «Дума» относится к вершине философской и гражданской лирики Лермонтова. Он написал его в 1838 г., когда уже был знаменит своим обличительным стихотворением «Смерть поэта».

Произведение сразу же обратило на себя пристальное внимание цензуры. При жизни поэта не были опубликованы строки, касающиеся царской власти: «Перед опасностью… рабы». Тем больше было восторженных откликов со стороны демократических и революционных деятелей. Очень высокую оценку дал произведению Белинский.

«Дума» представляет собой суровый обличительный приговор поколению Лермонтова. В нем содержится скрытое сравнение с декабристами, которые отдали свои жизни ради высокой справедливой цели.

После подавления восстания декабристов последовала незамедлительная реакция. В николаевской России небывалую власть и полномочия получила цензура. Все проявления независимости и самостоятельного мнения безжалостно искоренялись. Общество было пропитано мрачной атмосферой безверия.

Важно

Лермонтов считает, что такая ситуация самым пагубным образом отразилась на новом поколении. Оно росло в условиях подавляющего личность гнета. Это воспитало в молодых людях постоянный страх за свое благополучие и задушило их возвышенные стремления. Люди устают жить с самого рождения. Отсутствие высоких идеалов приводит к праздному существованию, не приносящему никакой пользы.

В обществе царит равнодушие, ценится только холодный рассудок. Любовь и ненависть исчезли, люди не испытывают потребности в сильных страстях. Их вполне заменили грубые физические наслаждения, которые ставят человека на уровень животного.

Лучшие достижения человеческой мысли и произведения искусства больше не производят никакого впечатления на души людей. Их сердца зачерствели и не откликаются ни на что.

Лермонтов осуждает современников за их эгоизм. Они недостойны великой славы своих предшественников. Их падение зашло так далеко, что «предков… роскошные забавы» никого уже не интересуют.

Общество получает прекрасное образование, но не имеет возможности и желания проявить себя в каком-либо настоящем деле. Полученные знания попусту растрачиваются на бесполезный мертвый анализ и получение практической выгоды.

Стихотворение пропитано духом пессимизма. Лермонтов уверен, что его поколение, отвергнув прошлое и ничего не добившись в настоящем, не имеет права на будущее. Далекие потомки, достигнув когда-нибудь счастья и гармонии в жизни, смогут вспомнить поколение Лермонтова лишь «презрительным стихом».

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Дума на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/mixail-lermontov-duma/

Тема поколения в лирике Лермонтова

Тема поколения в лирике М. Ю. Лермонтова

Тема поколения очень широко представлена в лирике Лермонтова. Она раскрывается во многих стихотворениях, например таких как «Дума» (1838) и «И скучно, и грустно» (1840).

В стихотворении «Дума» «я» лирического героя переходит в «мы» (то же встречается у Пушкина в стихотворении «К Чаадаеву»). Это инвектива (грозное обличение) поколения, Лермонтов предъявляет строгий счет своим современникам, он отмечает свое время как «безвременье», прочерк в истории.

Он обличает вялость, безыдейность и безынициативность людей своего времени, их равнодушие, унылую покорность и нежелание что-либо менять:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

Совет

Поэт считает, что его поколению не суждено ничего сделать для страны, и понимал, насколько глубокая пропасть лежит между его поколением «реакции» и пушкинскими современниками, пылающими вольнолюбием, стремлением к переменам и жаждой нового. Пушкин в свое время призывал к борьбе, считал, что его поколению суждено сделать что-то очень важное для России и оставить свой след в истории:

И на обломках самовластья Напишут наши имена!

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву» (1818) Люди лермонтовского поколения, чей расцвет пришелся на годы «реакции» (снижения градуса общественного напряжения и разочарования в идеях гражданского гуманизма), должны были все вопросы решать заново, пересматривать свое отношение к реальности и систему ценностей.

Если в лирике Пушкина жизнь часто преподносится как праздник, как бокал вина, как роман, то у Лермонтова повторяется только один образ — пир, но пир на празднике чужом («Как часто, пестрою толпою окружен», 1840 год).

Для лермонтовского лирического героя жизнь — бокал, из которого пьешь не в полную силу, а скупо и опасливо; жизнь не приносит никакой радости, в ней нет веры, творчества, любви, нет цели и смысла.

Лермонтовское поколение получило наследство, которое не может не только использовать по назначению, но и сохранить, оно его просто растрачивает. Лермонтов, понимая это, задумывается о том, как отнесутся к этому потомки, и выносит жестокий вердикт:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Это достаточно строгий суд, но Лермонтову дает право так говорить то, что лирический герой судит себя так же, вместе со всеми. Об этом говорит лирическое «мы», подразумевающее под собой все поколение в целом.

Источник: http://sochynenie.ru/tema-pokoleniya-v-lirike-lermontova/

Горькая судьба поколения в лирике Лермонтова Лермонтов М. Ю

Горькая судьба поколения в лирике Лермонтова Стихотворение было опубликовано в январском номере “Отечественных записок” за 1839 год. Основная мысль произведения — размышления о судьбах поколения.

11 сентября 1842 года Герцен записывает в своем “Дневнике”: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, — а между тем наши страдания — почка, из которой разовьется их счастие.

Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего ищем всяких наслаждений, пьем вино и пр.? Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?.. О, пусть они остановятся с мыслью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть…

” Действительно, время написания стихотворения — одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность.

В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. Стихотворение Лермонтова — не взгляд на поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего поколению: “Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…”, “Я знал одной лишь думы власть — одну, но пламенную страсть…” “Дума” — горькая поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная.

Обратите внимание

Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишии высказывается общее суждение о поколении 30-х годов, которое живет без активного действия и не верит в его пользу: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно…

В этом стихотворении поэт размышляет о судьбе своего поколения. Выросшее в условиях мрачной реакции, оно отошло от участия в общественно-политической жизни.

С горечью поэт замечает, что оно проявляет позорное малодушие перед опасностью, что его не тревожат вопросы добра и зла.

Он говорит, что потомки не простят им бездействия: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом… Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”.

Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Какая ирония звучит в словах!

Мы жалко бережем в груди остаток чувства… Мы иссушили ум наукою бесплодной… К добру и злу послушно равнодушны… “Дума” — это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.

Источник: http://historylib.net/gorkaya-sudba-pokoleniya-v-lirike-lermontova-lermontov-m-yu/

Стихотворение Лермонтова “Дума”

Стихотворение Лермонтова “Дума”

Стихотворение было опубликовано в январском номере Отечественных записок* за 1839 год. Основная мысль стихотворения – размышления о судьбах поколения.

11 сентября 1842 года Герцен записывает в своем Дневнике: Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, – а между тем наши страдания – почка, из которой разовьется их счастие.

Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего ищем всяких наслаждений, пьем вино и пр.? Отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуту восторга не забываем тоски?..

Важно

О, пусть они остановятся с мыслью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть…

Действительно, время написания стихотворения – одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.

Стихотворение Лермонтова не взгляд на поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего поколению: Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…, Я знал одной лишь думы власть – одну, но пламенную страсть… и т. д.

Поскольку поколение лишено возможности действовать,

…под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

Тон Думы, потрясший современников, воспроизводит эмоцию социального отчаяния. Анализируя свое поколение, Лермонтов видит конфликт между разумом и страстью:

…И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Это приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональностью отдельного слова. Хотя многие строки афористичны (И ненавидим мы, и любим мы случайно…) и законченны, они не способны в полной мере вместить авторские эмоции.

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию – презренные рабы –

фраза законченная, но за ней идут стихи, продолжающие ее эмоционально:

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

Читайте также:  Анализ стихотворения «друзьям» (а. с. пушкин)

Логическая связь между четверостишиями и частями стихотворения заметно ослаблена и фактически поддерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие – законченное предложение. Голос рассудка звучит открыто, страсти – приглушенно.

Этот противоречивый поток прекрасно отражает сознание поэта, контраст между высотой чувства и отрицающей мыслью.

На этом фоне слово часто функционирует в переносном значении: состариться означает не только физическую, но и духовную старость, ровный путь без цели – знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры (старость души, жизнь-путь и т. д.).

Совет

В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут традиционные слова элегического романтизма (печально, томит, вянем) и слова философского и общественно-политического значения (познанья, сомненья, добру, злу, рабы и пр.). Выразительны резкие оценочные эпитеты (постыдно, позорно). Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть: Так тощий плод…

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается игрой прозаизмов и поэтизмов (остаток – чувства), которая поддержана употреблением контрастирующих слов: ненавидим – любим, холод – огонь. Романтика сменяется реквиемом.

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: ни мысли плодовитой, судья, гражданин и т. д. Чем более убедительно развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.

Все вышесказанное позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание Думы не вмещается в границы какого-либо определенного жанра, ибо гражданская тема становится глубоко личной.

Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов я и вы, но есть слово мы. Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии времени, поколения и страны.<\p>

Источник: https://www.studsell.com/view/171296/

Сочинение на тему «Раздумья о судьбе поколения в стихотворении «Дума»»

Мемуарные свидетельства донесли к нам довольно противоречивые описания поэта.

Современники, которые мало или поверхностно знали Лермонтова, отмечали его трудный, упрямый характер, отчужденность, обостренное самолюбие, желание первенствовать и въедливую насмешливость, которая проявлялась еще в пансионе и университете.

Женщины, которые знали его смолоду, писали о «байронической позе» (Е. А. Сушкова, Е. П. Ростопчина). Отношения с узким кругом друзей были другими — простыми и доверчивыми. В. С. Межевич вспоминал: «некоторые из студентов видели в нем доброго, милого товарища».

В восприятии А. О. Смирновой-Россет, которой поэт посвятил несколько стихов, Лермонтов был совсем не дерзким человеком, он лишь маскировал свою естественную стыдливость притворной дерзостью.

Обратите внимание

Отклики однокашников Лермонтова по школе юнкеров двузначные: подчеркивая «злословие», насмешливость, стремление избирать постоянную жертву для шуток, почти все они говорят о товарищеских отношениях, о том, что его любили и что душу он имел добрую.

Особенно хорошо отзывались о Лермонтове его сослуживцы на Кавказе, которые высоко ценили дух общительности, военной чести, храбрость в «деле».

Вот некоторые из этих оценок: «чрезвычайно честный малый, замечательный товарищ», «знаменитый малый, честная, откровенная душа», «мы с ним подружились и расстались со слезами на глазах». Лермонтов не терпел мелодраматизма, неестественности, натянутости в поведении (отношение Печорина к Грушницкому).

Иногда он производил нехорошее впечатление при первой встрече, стремясь под маской иронии и скептицизма спрятать от окружающих свой внутренний мир. Извне это нередко выражалось в стремлении уклониться от разговора на серьезные темы, в ироническом отношении к увлеченности.

Такая манера держать себя в 1837 году разочаровала Белинского, который привык к горячим и заинтересованным спорам в дружеских кругах. Людей декабристского поколения отталкивал скептицизм поэта, его социальный пессимизм, придирчивая ирония.

Для самого Лермонтова встречи и разговоры становились творческим материалом: он получал возможность осмыслить социально-психологические признаки своего поколения. Результаты этих наблюдений будут обобщены в образе Печорина и в «Думе».

Стих имеет два смысловых центра: «я» (поэт, тот, кто произносит весь взволнованный монолог) и «поколение». Сначала «я» противопоставлено поколению, поэт смотрит на него извне, с гневом и печалью, судит его как посторонний.

«Такая позиция позволяет совершать суд и отношение поэта к этому поколению сатирическое. Но одновременно поколение охарактеризовано как «наше».

Итак, «я» входит в «мы» как часть! И Поэт является частью того поколения, которое он сам же так резко осуждает. Он …

Важно

вершит суд над самим собой». Все недостатки поколения присущи и автору, и это делает его изобличение особенно горьким. Образ поколения приобретает трагический характер. Однако лирическое «я» не полностью растворилось в инертном «мы», в нем просматривается непокорность, непримиримость, неравнодушие, душевное мучение.

Выступая одновременно судьей и подсудным, «я» сознает бесполезность личных усилий, в нем контрастно соединяются протест, порыв к борьбе и обреченность, чувство личной исключительности и переживание ее потери.

Возникает конфликт не только между «я» и поколением, но и внутри самого «я».

В финале стиха на первый план выдвигается третья коллизия — между нынешним поколением (которое станет уже поколением родителей) и потомками, которые выносят ему свой приговор.

Начав с элегической интонации, с печального раздумья о судьбе поколения, автор переходит к пасмурному трагическому обобщению, высокая романтическая нота уступает местом скорбной и горькой иронии.

Основная эмоционально-смысловая нагрузка в первой части несут слова из словаря элегического романтизма: грустно, постареть, томит, вянем.

Другой стилистический пласт представляет лексика флософско-этичного содержания: познание, сомнения, бездеятельности, добра, зла, что предоставляет элегическому зачину признаки философского соображения.

Третий пласт — общественно-политическая лексика и слова ораторского стиля: борьба, власть, рабы, позорно, мерзкие, что продолжают традицию декабристского романтизма.

Во второй части ораторский стиль вытесняется элегическим. Однако «поэтизмы» постоянно снижаются «прозаизмами»: мечты поэзии, создание искусства, увлечение сладким — не растрогают; чувство — остаток; в гробу — насмешливо. Ореол высокой романтики исчезает, скорбный реквием переходит в смех поколения над самим собой.

Совет

В последней части снова появляются слова ораторского стиля (судья, гражданин, обидит, презрительным). Элегичность исчезает, зато вводится бытовой, повседневный план («Насмешкой горькой обманутого сына над промотавшимся отцом»). Романтическая идеализация исчезает.

Чем больше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль, не лишенный, однако, ораторского воодушевления. В характеристике поколения все громче звучат ноты осуждения, чувство горечи и насмешки, ирония и даже сарказм.

Эмоциональное движение достигает высочайшей точки в заключительной строфе, там, где срывается романтическая маска и появляется голая и незатейливая правда.

«Объединение в «Думе» разных стилистических пластов лексики, изменение интонаций заставляют говорить о жанровой своеобразности стиха. Перед нами явилась не традиционная элегия, для которой характерны единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода, а лирический жанр, который совмещает признаки разных жанров романтической лирики и тем самым разрушает незыблемую жанровую целостность. Содержание поэзии не вписывается в границы определенного жанра. Гражданская тема в стихе становится глубоко личной темой, зависимой не от того или иного лирического состояния поэта,- она вырастает из его видения мира. Это и предоставляет стиху целостности и завершенности».<\p>

Источник: https://schoolsochinenie.ru/razdumyya-o-sudybe-pokoleniya-v-stihotvorenii-duma.html

Сочинение по произведению М.Ю. Лермонтова “Дума” – Сочинения

Лермонтов «Дума»

Михаил Лермонтов – прекрасный поэт, его стихи полны смысла и настоящей жизни. Не исключение и стихотворение «Дума», написанное в 1938 году.

Тема и главная мысль стихотворения

Стихотворение «Дума» – это размышление автора о будущем молодого поколения, о гражданской и общественной позиции молодежи. Уже в первых строчках видны пессимистические взгляды поэта, его разочарованность в происходящем.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

В данном произведение очень хорошо чувствуется печаль автора, ведь все происходящее противоречит его собственному внутреннему миру. Поэт пытается донести нам, что нельзя жить в стадном инстинкте, жить «толпой угрюмою и скоро позабытой» – это путь в никуда. Лермонтов высмеивает человеческую безликость, порицает равнодушие его поколения ко всему происходящему.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию — презренные рабы.

Таким образом, главной мыслю произведения «Дума» есть то, что нельзя жить бездейственно, пассивно, просто плывя вдоль течения.

Лермонтов со всем свойственным ему пылом пытается донести нам, что нужно бороться со своим неудовлетворением, нужно жить ярко, давать волю своим чувствам, а не спрятав голову в песок, ведь каждое поколение строит платформу для будущего, для своих детей. Нужно жить так, чтобы оставить хоть какой-то след после себя. Иначе

«прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом»

Прогнозы Лермонтова и настоящее

Обратите внимание

176 лет прошло со дня написания Лермонтовым стихотворения «Дума». Уже не одно поколение сменилось за это время.

И все время были люди, которым нравилось жить, закованными в цепи и малодушно соглашаться со всем происходящим, но в тоже время находились борцы за свою свободу, в первую очередь, внутреннюю.

Люди, которые не боялись гнева власти, которые с поднятой головой отстаивали свои права – это именно те, кто заслуживает уважения.

Современное поколение выглядит именно так, как хотел его видеть Михаил Лермонтов. Это парни и девушки, которые знают, чего хотят, которые не боятся открыто заявить о своей позиции, хотя в то же время осознают, что могут понести наказание. Это люди рожденные в период развала СССР, поэтому жажда перемен у них в крови.

Главное, что каждый должен понимать, что именно он строит свою судьбу и судьбу своей страны.
Как пример полного опровержения «Думы» можно привести события в Украине 20 февраля 2014 года на Майдане, когда молодые ребята не просто не были «перед опасностью позорно малодушны», а храбро шли под снайперские пули, чтобы спасти раненых, совершенно не знакомых им людей.

Поэтому я думаю, что Михаил Лермонтов гордился бы нынешним поколением.

(37

Источник: https://sochinenienatemu.com/duma-lermontov/sochinenie-po-proizvedeniyu-m-yu-lermontova-duma/

Судьба поколения 30- х годов в лирике М. Ю. Лермонтова. Подготовка к классному сочинению. – презентация

1 Судьба поколения 30- х годов в лирике М. Ю. Лермонтова. Подготовка к классному сочинению <\p>

2 Цель урока Обучение анализу стихотворения Обучение анализу стихотворения Анализ стихотворения « Дума » Анализ стихотворения « Дума » Рекомендации по подготовке к сочинению Рекомендации по подготовке к сочинению <\p>

3 Эпиграф к уроку Печально я гляжу на наше поколенье… М.Ю.Лермонтов <\p>

4 Работа с опорной схемой Судьба поколения 30-х годов в лирике Лермонтова Узко литературный Историко-культурная контекст перспектива Общий романтический Расцвет творчества конфликт Мечты и Лермонтова приходится Реальности на эпоху «безвременья» (А.И.Герцен), это ощущается (А.И.Герцен), это ощущается поэтом как личная трагедия поэтом как личная трагедия <\p>

Важно

5 Реализация домашнего задания Расшифруйте аллегорию, содержащуюся в стихотворении « Поэт ». Расшифруйте аллегорию, содержащуюся в стихотворении « Поэт ». Как автор показывает, что бытие « толпы » достойно глубокого осмысления ? Как автор показывает, что бытие « толпы » достойно глубокого осмысления ? <\p>

6 Анализ стихотворения «Дума» Задание: составить цитатную характеристику поколения. «Богаты… ошибками отцов» «К добру и злу постыдно равнодушны» «Перед опасностью… малодушны» «Перед властию… рабы» «Иссушили ум наукою бесплодной» «И ненавидим мы, и любим мы случайно» <\p>

7 В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о поколении 30х годов: В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о поколении 30х годов: Печально и гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. В бездействии состарится оно. <\p>

8 Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и поздним их умом ». Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и поздним их умом ». <\p>

9 С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений: С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений: <\p>

10 Толпой угрюмою и скоро позабытой, Над миром мы пройдем без шума и следа, Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Ни гением начатого труда. <\p>

11 Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков. Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков. <\p>

12 Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять. Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять. <\p>

Совет

13 « Дума » звучит как призыв к активной интеллигенции, к пробуждению гражданской совести у своего поколения. Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. « Дума » звучит как призыв к активной интеллигенции, к пробуждению гражданской совести у своего поколения. Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. <\p>

14 Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество, стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса, его усилия были тщетны. Таких людей он не нашел. Лермонтов пишет стихотворения, в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших поколений. Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество, стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса, его усилия были тщетны. Таких людей он не нашел. Лермонтов пишет стихотворения, в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших поколений. <\p>

15 Вопросы для беседы Какая жизнь такое поколенье ? Какая жизнь такое поколенье ? Относит ли себя лирический герой к этому поколению ? Относит ли себя лирический герой к этому поколению ? <\p>

16 Вывод Самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию. Самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию. Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста. Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста. <\p>

17 В « Бородине » впервые в русской истории, историческое событие было увидено глазами русского народа, Бородинская битва пережита и осмыслена рядовым и основным ее участником – русским солдатом, от имени которого говорит Лермонтов. Читая, живо представляешь себе простого русского солдата: В « Бородине » впервые в русской истории, историческое событие было увидено глазами русского народа, Бородинская битва пережита и осмыслена рядовым и основным ее участником – русским солдатом, от имени которого говорит Лермонтов. Читая, живо представляешь себе простого русского солдата: <\p>

18 Забил заряд я в пушку туго И думал : угощу я друга ! И думал : угощу я друга ! Постой-ка, брат, мусью ! Постой-ка, брат, мусью ! Что тут хитрить, пожалуй к бою ; Что тут хитрить, пожалуй к бою ; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою Уж постоим мы головою За родину свою. За родину свою. <\p>

19 « Бородино » – глубоко русское произведение. В нем автор воскресил великие понятия родины и народа, чести и долга в их первоначальном значении « Бородино » – глубоко русское произведение. В нем автор воскресил великие понятия родины и народа, чести и долга в их первоначальном значении <\p>

20 Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей, Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей, мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», – таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», – таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. <\p>

Обратите внимание

21 Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». <\p>

22 В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: « …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей. В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: « …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей. <\p>

23 Рекомендации по подготовке к классному сочинению – рассуждению Тема для сочинения : Тема для сочинения : Поколение 30- х годов влирике М. Ю. Лермонтова ( сопоставительный анализ стихотворений « Дума », « Бородино » и « Как часто пестрою толпою окружен …» » Поколение 30- х годов влирике М. Ю. Лермонтова ( сопоставительный анализ стихотворений « Дума », « Бородино » и « Как часто пестрою толпою окружен …» » <\p>

24 План для обсуждения I. Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения – сквозная тема в лирике М. Ю. Лермонтова. II. В стихотворении « Дума », « Бородино », <\p>

25 Завершающие вопросы Правильно ли определена взаимосвязь между частями сочинения ? Правильно ли определена взаимосвязь между частями сочинения ? Чем определяется полнота и глубина в раскрытии каждой части сочинения ? Чем определяется полнота и глубина в раскрытии каждой части сочинения ? <\p>

26 Домашнее задание Составить черновой вариант работы. Составить черновой вариант работы. <\p>

27 Использованные ресурсы Литература, 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1 и 2/ под редакцией В. Коровиной Литература, 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1 и 2/ под редакцией В. Коровиной Сборники сочинений М. Ю. Лермонтова. Сборники сочинений М. Ю. Лермонтова. И. В. Золотарева, О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, Поурочные разработки по литературе, 9 класс, М., Просвещение », И. В. Золотарева, О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, Поурочные разработки по литературе, 9 класс, М., Просвещение », 2008. <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/311567/

Анализ стихотворения Лермонтова Дума

Автор: Лермонтов М.Ю.

Стихотворение «Дума» по своему жанру является такой же элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов. <\p>

Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым Характеристике поколения 30-х годов.

Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10—20-х годах, не поколение «отцов», т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов…»).

Важно

Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство.

Участь их безотрадна: <\p>

Толпой угрюмою и скоро позабытой <\p>

Над миром мы пройдём без шума и следа, <\p>

Не бросивши векам ни мысли плодовитой, <\p>

Ни гением начатого труда. <\p>

Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта.

Для него, который ещё юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека.

<\p>

Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.

Лермонтов, выступая в роли обвинителя, в этом перекликается с Рылеевым, который с таким же обличением обратился к уклоняющимся от политической борьбы своим современникам в стихотворении «Гражданин».

<\p>

• Насколько справедлива и точна была характеристика поколения 30-х годов, данная Лермонтовым в «Думе», лучше всего говорят свидетельства глубоко чувствовавших весь ужас своей эпохи его современников — Белинского и Герцена. Белинский писал о «Думе»: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа. Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдёт в нём разгадки собственного уныния, душевной <\p>

апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, своим стоном?» А Герцен говорил об этой эпохе: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?.. Поймут ли они… отчего руки не поднимаются на большой труд, отчего в минуту восторга не забываем тоски?»

Источник: https://doc4web.ru/literatura/analiz-stihotvoreniya-lermontova-duma.html

Ссылка на основную публикацию