Сочинение: гражданская война в романе «тихий дон»

Сочинение: Гражданская война, как трагедия народа по роману Шолохова «Тихий Дон»

Тихий Дон под авторством Шолохова это произведение исторического характера, раскрывающее тему гражданской войны и отношение к ней простых людей.

Автор изобразил казаков, как отважных солдат и защитников Родины. Жили они своим привычным укладом, трудились, уважали отцов, почитали родственные связи, преданно служили царю и вели семейное хозяйство.

Да только перемены, которые ворвались в страну, перевернули их жизнь.

Трагедия гражданской войны на примере одной семьи

Роман Шолохова «Тихий Дон» поразил многих правдивостью, многоплановостью и своими масштабами. Он изобразил жизнь людей во время Первой мировой войны, охватил период двух революций и гражданскую войну. И пусть события в романе происходят на примере одной семьи, но мы понимаем, что трагедия героев была подобно зеркалу, которое отражало историю целого народа.

В доме семьи Мелеховых царила атмосфера уважения, любви, понимания и терпения. Но война все разрушила. Она уничтожила родственные связи и погасила братские чувства, разделив родных на белых и красных, и заставив брата идти против брата.

Обратите внимание

На примере одной семьи автор показал разные взгляды на события гражданской войны. Петр Мелехов искал выгоду и рассчитывал на будущие перспективы. Такие, как Григорий Мелехов, не могли принять войну, стараясь избегать несправедливости. Но невозможно было остаться в стороне от происходящих событий. Война заставляла убивать и тех, кто по натуре был совсем не жесток.

В жестокое время гражданской войны ожесточались даже женские сердца. И они воевали по-своему. Дарья мстит за своего мужа, и убивает Котлярова. Героиня романа Даша снабжает патронами казаков и выходит замуж за своего возлюбленного, несмотря на то, что тот жестокий убийца.

Отличие гражданской войны и отношение народа

Рассказывая читателю о жизни семьи Мелеховых и поднимая тему революции и гражданской войны, Шолохов показал все противоречия, что рождались среди общества того времени и перемены, что происходили среди людей. Не обошел стороной автор и бессмысленность гражданской войны, которая беспощадно затрагивала каждую семью. Разгоревшийся конфликт ставил людей перед выбором противоборствующей стороны.

Гражданская война поделила людей на друзей и врагов, заставляя воевать сына против отца, и брата против брата. Стали не важны родственные связи. Теперь важно кто ты: красный или белый.

Гражданская война порождала врагов в одной семье, и от этого становится страшно. Повсюду мародерство, насилие, пьянство и полная бессмысленность и бесполезность этой войны, которую сразу заметила мать Мелеховых Ильинична.

Ведь для нее и белые, и красные были чьими-то детьми.

Каково было отношение народа к гражданской войне также хорошо видно в романе. Народу тяжело, и особенно сложно казакам, ведь какую сторону ни выбери, везде знакомые лица обращенные друг против друга с желанием убивать. Везде ложь, кровь и стремление к власти.

Благодаря роману Тихий Дон, читатель увидел трагедию всех, кому было непонятно пришествие революции, которая бесповоротно изменила судьбы людей. Увидели всю трагедию гражданской войны и мы.<\p>

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-grazhdanskaya-vojna-kak-tragediya-naroda-po-romanu-sholoxova-tixij-don.html

Гражданская война в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Сочинение по литературе

Есть времена, отмеченные особой трагичностью, катастрофическим разрушением. Время, изображённое Михаилом Александровичем Шолоховым в романе «Тихий Дон», стало трагедией целого народа.

На примере отважного, самодостаточного казачества показано, как революция и гражданская война разрушили судьбу смелого народа – защитника. Война прошла через мелеховский двор, разбросав родных людей по разные стороны баррикад. Но семья есть отражение судьбы всего народа.

Станичники, хуторяне стали заложниками дележа власти вновь пришедших большевиков и представителей белой гвардии. Шолохов рисует трагедию времени через призму восприятия Григория Мелехова.

Важно

Почему именно Григория? Почему малообразованному казаку дана такая честь – пройти через все испытания и потери страшной войны и остаться в живых?

Может быть, всё дело в генезисе семьи? Дед Прокофий Мелехов, вставший против всего своего сообщества в борьбе за любовь… Не напоминает ли вам это судьбу Григория, который идёт против устоев казачества и уходит с любимой женщиной в услужение к помещику, лишь бы остаться с дорогим человеком, не идти против своего выбора.

А может, и потому, что Григорий всегда был против бессмысленных убийств. Он хотел найти истину, такую правду, которая не принадлежит одному человеку, одному сообществу, а такая, которая станет выше всех правд. Такой правдой становится милосердие. Но в разорванном времени мало кто понимает и бережёт подобное отношение к жизни.

Всеми людьми руководит месть. Каждый герой старается страшнее и больнее отомстить своему врагу. Такой логике следует Митька Коршунов, убивая родных Мишки Кошевого. Так же поступает Мишка, зарубив деда Гришаку из желания отомстить Коршунову. Так поступает злобная, лишённая мужа Дарья Мелехова.

И лишь Григорий судит себя самым жестоким образом, когда коршуном налетает на матросов, которые так и не смогли ввести в строй свой пулемёт, чтобы его убить, совсем так же, как во время первого убийства австрийцев: «Муть свинцом налила темя».

И хотя со временем страх и жалость, сострадание отходит на второй план, но он не хочет, чтобы были растерзаны коммунисты, отпускает на свободу пленных.

Далеко не так смотрят на мир сторонники крайних мер: большевики или белые. Даже казаки способны истерзать тело молодого красного командира Лихачева, надругавшись над всем его естеством, зарубить под конец. Чем они лучше Подтёлкова, расстрелявшего отряд Чернецова без суда и следствия.

Сам Подтёлков, оказавшись перед лицом смерти, выражает свою ненависть Григорию, который бросает: «Помнишь, как офицеров стреляли? По твоему приказу стреляли! А-а? Теперича тебе отрыгивается!» Да, малообразованный, мало что понимающий в политике, Григорий знает такую правду, которая понятна единицам. Штабной офицер Копылов пытаясь высмеять Григория, унизить его, говорит: «Даже нося офицерские погоны, ты остаёшься, прости, неотёсанным казаком. Ты не знаешь приличных манер, неправильно и грубо выражаешься, лишён всех тех необходимых качеств, которые присущи воспитанному человеку».

Совет

Но Григорий – человек! Он – казачий Гамлет, который рождён в страшное время, чтобы восстановить мир, совсем как Гамлет Шекспира. Время прошло, заросли холмики с захоронениями десятков тысяч убиенных в той войне, не над каждой могилой сохранилось надгробье… А Григорий по-прежнему ищет истину, желает соединить разорванное время, учит нас милосердию и любви…

Источник: http://litera.su/learner/all-works/sholokhov-m-a/civil-war-in-the-quiet-don-novel

Изображение гражданской войны в романе «Тихий дон» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года.

Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. Оказавшись у красных, Григорий видит жестокость, непримиримость, жажду крови врагов.

Война разрушает все: налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Герои Шолохова Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой, практически все мужское население втянуты в битвы, смысл которых им непонятен. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей.

Война же – только лишения и смерть.

Большевики Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв, где люди – как оловянные солдатики в чужой игре, где жалость к человеку – преступление. Тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей; голодать и умирать – им, а не комиссарам.

Бунчук устраивает самосуд над Калмыковым, а в свое оправданье говорит: «Они нас или мы их!.. Середки нету». Ненависть ослепляет, никто не хочет остановиться и подумать, безнаказанность развязывает руки.

Григорий становится свидетелем того, как комиссар Малкин садистски издевается над населением в захваченной станице. Видит страшные картины разбоя бойцов Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии, которые грабят хутора и насилуют женщин.

Как поется в старинной песне, мутным стал ты, батюшка тихий Дон. Григорий понимает, что на самом деле не правду ищут обезумевшие от крови люди, а творится на Дону настоящая смута.

Обратите внимание

Мелехов не случайно мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять. Подтелков приказывает казнить пленных, и казаки, забыв про воинскую честь, рубят безоружных людей. Они выполнили приказ, но когда Григорий понял, что рубил пленных, он впадает в исступление: «Кого же рубил!..

Совет

Братцы, нет мне прощения! Зарубите, ради бога… в бога мать… Смерти… предайте!» Христоня, оттаскивая «взбесившегося» Мелехова от Подтелкова, с горечью говорит: «Господи Боже, что делается с людьми?» А подъесаул Шеин, уже понявший суть происходящего, пророчески обещает Подтелкову, что «казаки очнутся – и тебя же повесют».

Мать упрекает Григория за то, что он участвовал в казни пленных матросов, но он и сам признается, каким жестоким стал на войне: «детву и ту не жалею». Уйдя от красных, Григорий прибивается к белым, где видит казнь Подтелкова. Мелехов говорит ему: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли?..

По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель Донского совнаркома!»

Война озлобляет и разъединяет людей. Григорий замечает, что из сознания исчезают понятия «брат», «честь», «отечество». Распадается веками крепкое сообщество казаков. Теперь – каждый за себя и за свою семью.

Кошевой, пользуясь своей властью, решил казнить местного богатея Мирона Коршунова. Сын Мирона, Митька, мстит за отца и убивает мать Кошевого. Кошевой убивает Петра Мелехова, его жена Дарья застрелила Ивана Алексеевича.

Кошевой за смерть матери мстит уже всему хутору Татарскому: уезжая, поджигает «подряд семь домов». Кровь крови ищет.

Вглядываясь в прошлое, Шолохов воссоздает события Верхне-Донского восстания. Когда восстание началось, Мелехов воспрянул духом, решил, что теперь все изменится к лучшему: «Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…» Чуть не загнав коня, он мчится сражаться с красными.

Важно

Казаки протестовали против разрушения своего уклада жизни, но, стремясь к справедливости, пытались решить проблему агрессией и конфликтом, что приводило к обратному результату. И здесь Григория ждало разочарование. Пристав к коннице Буденного, Григорий не находит ответа на горькие вопросы.

Он говорит: «Все мне надоело: и революция, и контрреволюция… Хочу жить возле своих детишек».

Писатель показывает, что правды быть не может там, где смерть. Правда – одна, она не бывает «красной» или «белой». Война убивает лучших. Осознав это, Григорий, бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей.

Герою нет еще и 30 лет, но война превратила его в старика, отняла, выжгла у него лучшую часть души. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью.

Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…»

В романе-эпопее Шолохов создал грандиозное историческое полотно, подробно описав события гражданской войны на Дону. Писатель стал для казаков национальным героем, создав художественный эпос о жизни казачества в трагическое время исторических перемен.

Источник: http://resoch.ru/izobrazhenie-grazhdanskoj-vojny-v-romane-tixij-don/

Сочинение «Гражданская война в «Донских рассказах» и романе «Тихий Дон»»

Тот беззаконен, безроден, скиталец бездомный на свете, Кто междоусобную брань, человекам ужасную, любит.
Гомер

Рассказ-предварение — один из излюбленных приемов Михаила Александровича Шолохова. Так, в конце первой главы пятой части романа мы читаем: «До января и на хуторе Татарском жили тихо. Вернувшиеся с фронта казаки отдыхали возле жен, отъедались, не чуяли, что у порогов куреней караулят их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне».

Гражданская война — самое страшное, что может произойти в истории Отечества. Она затрагивает всех и каждого, калечит судьбы людей, заставляет отца убивать сына, а мужа — поднимать руку на жену. Михаил Александрович Шолохов как никто другой смог показать драматизм этой войны в своих произведениях.

«Тихий Дон» — одна из величайших книг автора, в которой отразилась вся история трагедии русского народа. Однако писатель начинает свой роман с показа мирной жизни, задолго до ужасных событий: он стремится поделиться с нами особенностями быта и хозяйства казачьего хутора.

Совет

Крестьянский труд, гармония героев с окружающей природой Дона — все это приводит Михаила Шолохова к мысли о вечности, устойчивости мира, о незыблемости нравственных истин. Мелеховы — типичная семья станичных жителей, в которой отразилась трагедия всей страны.

Для них, как и для всех казаков, характерны любовь к земле, труду, к тихому Дону; они своенравны, независимы и отважны. Но вот приходит война, и сыновей Пантелея Прокофьевича Мелехова забирают на службу, где те показывают настоящую отвагу. Однако в отличие от Петра Григорий очень неординарная личность: он противится убийству, справедлив, но невежествен.

Читайте также:  Анализ рассказа ивана бунина «цифры»

Все же, несмотря на его храбрость в боях и сражениях, мужчина, как и все казаки, хочет одного: прекращения войны, ведь именно она внесла разногласия в его семью — самое ценное в его жизни.

Писатель гениально показал все перипетии жизни человека на изломе истории на примере жизни Григория Мелехова. Он говорит о жизни: «…ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться… Блукаю я, как метель в степи…»

Однако трагедия и Григория, и всего народа в том, что никто не видит выхода из этого ужаса, который разрушает казачий мир изнутри и снаружи. Никакая власть не может дать им землю, свободу, необходимые как воздух.

Гражданская война уничтожает нравственные устои, и это прежде всего отражается на тех, кто не сражается и не рвется к власти, кто стремится сохранить домашний очаг, детей.

Становится ясно: о будущем больше всего думают не белые, не красные, а жены и матери, которые вопреки горю готовы понять многое. Так, Ильинична фактически прощает Кошевого, убийцу ее сына и жениха ее дочери.

Но, несмотря на весь ужас Гражданской войны, казаки сохранили веру в лучшее будущее, волю к жизни, истинную любовь к близким людям и местам. Вернувшись ранней весной в хутор, младший Мелехов понимает: «Что же, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий.

Обратите внимание

Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». А.

Серафимович писал о героях «Тихого Дона»:«…люди у него не нарисованные, не выписанные, — это не на бумаге».

Жестоким опытом Гражданской войны, ее кровью и порохом пропитан цикл «Донские рассказы» М. А. Шолохова. Это ранние произведения, темой которых стала классовая борьба на великой реке: «Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебные стороны».

И правда, в это ужасное время творятся жуткие дела: отец, не ведая того, воюет против сына и в конечном счете убивает его, а узнав, накладывает на себя руки, как в рассказе «Родинка». В «Червоточине» семья, можно сказать, отрекается от чада, которое «вступило в комсомолы», а тот не желает примириться с тем, что отец скрывает излишки земли.

Все это кончается трагически: родные убивают юного активиста. Ненависть приводит к необратимым последствиям, но Михаил Шолохов уверен, что где-то в глубине души людей все же сохранились справедливость, милосердие и жалость. Так, комиссар Бодягин подбирает замерзающего в сугробе мальчонку, не думая о приближении врагов («Продкомиссар»).

Жертвуя собой, спасает невинное животное красноармеец Трофим в рассказе «Жеребенок».

Небольшой рассказ «Судьба человека» — осуждение войны как явления, никак не совместимого с человеческой цивилизацией. Это рассказ о человеке, воине, который сумел вытерпеть все тяготы и страдания войны.

И опять, как в «Тихом Доне», рядом с поседевшим от горя мужчиной — маленький мальчик.

Важно

два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой вопи, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Таким образом, становится ясно, что Гражданская война — это трагедия всего народа, и каждый решает для себя сам: остаться благородным и чистым душой или променять все светлое и доброе на алчность и предательство.

Михаилу Александровичу Шолохову за роман-эпопею «Тихий Дон» вручили Нобелевскую премию. При ее вручении М. А. Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, «чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».

«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества», — говорил Михаил Александрович Шолохов. Как-то накануне 75-летнего юбилея М. А. Шолохова писателю задали вопрос: какой могла бы быть дальнейшая судьба главных героев его произведений, если бы они остались живы? Просто и мудро ответил Шолохов: «Они бы все сражались за Родину».<\p>

Источник: http://litsochinenie.ru/grazhdanskaya-voyna-v-donskih-rasskazah-i-romane-tihiy-don.html

Шолохов М.А. “Тихий Дон” Гражданская война

«Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемешом. Чортова жизня и время страшное!»

Все рядком лежат –

Не развесть межой.

Погляди: солдат

Где свой, где чужой?

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть побелила.

М. Цветаева

К. Федин дал высокую оценку творчеству М. Шолохова вообще и роману “Тихий Дон” в частности. “Громадна заслуга Михаила Шолохова, — писал он, — в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий…

Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего. И я невольно вспоминаю завет Льва Толстого, данный им самому себе еще в молодости, завет не только не лгать прямо, но не лгать и отрицательно — умалчивая.

Шолохов не умалчивает, он пишет всю правду”. 

  Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года.


   Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. Оказавшись у красных, Григорий видит жестокость, непримиримость, жажду крови врагов.

Война разрушает все: налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Герои Шолохова Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой, практически все мужское население втянуты в битвы, смысл которых им непонятен. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей.

Война же – только лишения и смерть.
   Большевики Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв, где люди – как оловянные солдатики в чужой игре, где жалость к человеку – преступление. Тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей; голодать и умирать – им, а не комиссарам.

Бунчук устраивает самосуд над Калмыковым, а в свое оправданье говорит: «Они нас или мы их!.. Середки нету». Ненависть ослепляет, никто не хочет остановиться и подумать, безнаказанность развязывает руки. Григорий становится свидетелем того, как комиссар Малкин садистски издевается над населением в захваченной станице.

Видит страшные картины разбоя бойцов Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии, которые грабят хутора и насилуют женщин. Как поется в старинной песне, мутным стал ты, батюшка тихий Дон. Григорий понимает, что на самом деле не правду ищут обезумевшие от крови люди, а творится на Дону настоящая смута.

   Мелехов не случайно мечется между двумя воюющими сторонами.

Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять. Подтелков приказывает казнить пленных, и казаки, забыв про воинскую честь, рубят безоружных людей. Они выполнили приказ, но когда Григорий понял, что рубил пленных, он впадает в исступление: «Кого же рубил!..

Совет

Братцы, нет мне прощения! Зарубите, ради бога… в бога мать… Смерти… предайте!» Христоня, оттаскивая «взбесившегося» Мелехова от Подтелкова, с горечью говорит: «Господи Боже, что делается с людьми?» А подъесаул Шеин, уже понявший суть происходящего, пророчески обещает Подтелкову, что «казаки очнутся – и тебя же повесют».

Мать упрекает Григория за то, что он участвовал в казни пленных матросов, но он и сам признается, каким жестоким стал на войне: «детву и ту не жалею». Уйдя от красных, Григорий прибивается к белым, где видит казнь Подтелкова. Мелехов говорит ему: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли?.. По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель Донского совнаркома!»

   Гражданская война, как, впрочем, и любая другая, проверяет сущность человека. Дряхлый дед, участник турецкой войны, поучая молодых, советовал: «Помните одно: хочешь живым быть, из смер­тного боя целым выйти — надо человечью правду блюсти*. «Чело­вечья правда» — порядок, который веками был выверен казаками: «Чужого на войне не бери — раз.

Женщин упаси бог трогать, и ишо молитву такую надо знать». Но на гражданской войне все эти запо­веди нарушаются, еще раз подчеркивая ее античеловеческую при­роду.

Ради чего совершались эти ужасные убийства? Ради чего брат шел на брата, а сын на отца? Одни убивали, чтобы жить на своей земле так, как привыкли, другие — чтобы установить новый строй, казавшийся им более правильным и справедливым, третьи — ис­полняли свой воинский долг, забыв о главном человеческом долге перед самой жизнью — просто жить; были и такие, кто убивал ради воинской славы и карьеры.

Была ли правда на чьей-либо стороне? Шолохов в своем произведении показывает, что и красные, и белые одинаково жестоки и бесчеловечны. Сцены, изображающие зверства тех и других, как бы зеркально повторяют и уравновешивают друг друга.
   Война озлобляет и разъединяет людей. Григорий замечает, что из сознания исчезают понятия «брат», «честь», «отечество».

Распадается веками крепкое сообщество казаков. Теперь – каждый за себя и за свою семью. Кошевой, пользуясь своей властью, решил казнить местного богатея Мирона Коршунова. Сын Мирона, Митька, мстит за отца и убивает мать Кошевого. Кошевой убивает Петра Мелехова, его жена Дарья застрелила Ивана Алексеевича.

Кошевой за смерть матери мстит уже всему хутору Татарскому: уезжая, поджигает «подряд семь домов». Кровь крови ищет.
   Вглядываясь в прошлое, Шолохов воссоздает события Верхне-Донского восстания.

Обратите внимание

Когда восстание началось, Мелехов воспрянул духом, решил, что теперь все изменится к лучшему: «Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…» Чуть не загнав коня, он мчится сражаться с красными. Казаки протестовали против разрушения своего уклада жизни, но, стремясь к справедливости, пытались решить проблему агрессией и конфликтом, что приводило к обратному результату.

И здесь Григория ждало разочарование. Пристав к коннице Буденного, Григорий не находит ответа на горькие вопросы. Он говорит: «Все мне надоело: и революция, и контрреволюция… Хочу жить возле своих детишек».
   Писатель показывает, что правды быть не может там, где смерть. Правда – одна, она не бывает «красной» или «белой». Война убивает лучших.

Осознав это, Григорий, бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. Герою нет еще и 30 лет, но война превратила его в старика, отняла, выжгла у него лучшую часть души. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…»

   В романе-эпопее Шолохов создал грандиозное историческое полотно, подробно описав события гражданской войны на Дону. Писатель стал для казаков национальным героем, создав художественный эпос о жизни казачества в трагическое время исторических перемен.

Вывод

Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война».

От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни.

В. Кожинов пишет о том, что «Тихий Дон» чаще всего пытались истолковать как воссоздание смертельной битвы красных и белых. Шолохов обвинялся в белогвардейщине.

Ягода подписал указ о расстреле казака Харлампия Ермакова — главного реального прототипа Григория Мелехова.

Третью книгу «Тихого Дона», посвященную Верхнедонскому восстанию казаков в 1919 году, отказывались публиковать: жалеть «реакционеров» как живую часть единого народа, жалеть их семьи, их детей не полагалось.

Важно

Шолохов встречался и беседовал со Сталиным, который требовал «ужесточить» образ Корнилова, обвинял Шолохова в сочувствии белогвардейцам. Правда, Сталин согласился с писателем в том, что «изображение хода событий в третьей книге «Тихого Дона» работает на нас» (изображение разгрома белогвардейцев на Дону и Кубани).

Шолохову пытались рекомендовать «перевоспитать», «перековать» Григория Мелехова в большевика, свести его с пролетариатом, как «перевоспитал» своего героя, белого офицера Вадима Рощина Алексей Толстой в «Хождении по мукам». Автор романа «Тихий Дон» проявил стойкость и мужество, отстояв художественную и жизненную правду. Роман был закончен в 1940 году и удостоен Государственной премии.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «что такое материнская любовь?» по тексту яковлева

Роман обращен не к сегодняшнему, а к вечному противостоянию, считает В. Кожинов. Извечная «битва дьявола с Богом» обостряется во время революции, представляющей собой обнажение трагедийной основы человеческой жизни. В романе предстает жестокий, чудовищный лик Революции. Причем жестокость эта показана как естественная реальность человеческой жизни в революционную эпоху.

Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/sholokhov_m_a_tikhij_don_grazhdanskaja_vojna/85-1-0-906

Трагедия гражданской войны в романе Шолохова «Тихий Дон»

Шолохов властно вошел в XX век со своими идеями, образами и населил литературу живыми человеческими характерами. Они пришли словно из самой жизни, ещё дымящейся пожарищами войн, развороченной бурными переменами революции.

Истоки, жизненная основа творчества, развороченное революцией время определили и эстетические принципы художника, которому удалось с такой мощной художественной силой выразить самый дух революции.

Делая самые первые шаги в литературе, Шолохов ступал по горячим, опаленным дыханием времени следам событий. Его «Донские рассказы» тематически связаны с годами Гражданской войны, но большинство из них – об исходе этой войны, о трудном становлении новой жизни на Дону.

По изображаемому времени эти рассказы близки к роману-эпопее «Тихий Дон», широкому эпическому повествованию о судьбе казачества в эпоху величайших революционных потрясений.

В «Тихом Доне» революционная борьба за социализм представлена в эпическом размахе, сама эпоха выражена в психологической и драматической глубине сложных человеческих отношений и противоречий.

Начиная с развала империалистической войны, с бурного разворота революционных событий в России нет ни одного сколько-нибудь заметного события тех лет, которое не нашло бы какого-либо отклика в романе.

Развал фронта и июльские события в столице, московское государственное совещание и контрреволюция, корниловский мятеж и бунт казачьих полков, революция в Петрограде и бегство корниловцев на Дон, вступление «перекипавшей в боях России» в Гражданскую войну и ход сражений на Дону, резкое столкновение мира революции и контрреволюции – отображение этих и других событий в романе обусловило своеобразие «Тихого Дона» как исторического повествования. Писатель резко переносит описание событий с одного участка фронта на другой, из ставки – в столицу, из донских хуторов и станиц – в Ростов и Новочеркасск… В повествование вовлекаются десятки эпизодических героев, прежде всего революционеров. В конкретных лицах предстает и мир контрреволюции, и не только в своей генеральской верхушке, но и в рядовых живых персонажах.

Совет

Два мира, две силы, упорные в достижении своих целей – победить во что бы то ни стало, – действуют в эпопее, сталкиваясь лицом к лицу. Каждая из этих сил несет свою правду, и противостояние этих сил достигает наивысшей силы в сценах расправы над врагами.

Страшное впечатление производит сцена убийства Подтелковым белогвардейского офицера Чернецова. Столкнув разъяренных боем противников лицом к лицу, Шолохов показывает, до какой степени доходит ненависть классовых врагов.

Потерявший самообладание от брошенных ему Чернецовым слов: «Изменник казачества! Под-лец! Предатель!» – Подтелков устраивает самосуд над Чернецовым и его карательным отрядом. Зарубив Чернецова, он кричит выдохшимся лающим голосом: «– Руби-и-и-и их… такую мать!! Всех!..

Нету пленных… в кровину, в сердце!!» Все увиденное надолго врежется в память Григорию, вызывет в нем неприятие происходящего вокруг: «…не мог ни простить, ни забыть Григорий гибель Чернецова и бессудный расстрел пленных офицеров». Григорий действительно не забывает увиденное.

«В самый разгар борьбы за власть на Дону» он покидает Подтелкова и встречается с ним уже у виселицы, в бешенстве напоминает бой под Глубокой и расстрел офицеро: «По твоему приказу стреляли? А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи!..

Ты, поганка, казаков жидам продал! Понятно? Ишо сказать?» Расправа контрреволюции над подтелковцами предстает в романе в открытой авторской характеристике как «отвратительнейшая картина уничтожения», как «безмерно жуткое, потрясающее зрелище». В изображении с криками в голос разбегающихся от такого зрелища людей и казачек, закрывающих детям глаза, выражение народной оценки происходящей жестокой расправы.

Яростное столкновение полярных миров – самоубийство Каледина, трагическая гибель Подтелкова и судьба «заблудившегося» в борьбе Григория – исполнено глубокого историзма и воплощает всю остроту и непримиримость, историческую конкретность и размах Гражданской войны.

Трагизм Гражданской войны на Дону показан Шолоховым и в среде казачества, где отношение к власти определяло выбор жизненной позиции. Третью книгу романа Шолохов начинает сообщением о том, что в апреле 1918 года «на Дону завершился великий раздел».

Значительная часть «верховских» казаков, особенно фронтовиков, ушла с отступающими красногвардейскими отрядами, «низовские» же казаки преследовали их, оказавшись и на этот раз, как неоднократно в прошлом, на стороне старого мира.

Обратите внимание

Гражданская война, вступая в казачьи курени и развертываясь уже на казачьих землях, еще более усиливает этот «великий раздел», размежевывает казаков по разным лагерям, несет перемены в их сознание. Страшное впечатление производит сцена расправы с пленными красноармейцами на хуторе Татарском.

Оказавшись в толпе родных хуторян, Иван Алексеевич Котляров не видит ни в одном лице сочувствия и жалости. Чувствуя негласную поддержку односельчан, Дарья берет ружье и стреляет в Ивана Алексеевича. Его добивают свои же односельчане.

Драматизм Гражданской войны раскрывают и бытовые картины, массовые сцены, связанные с хутором Татарским и судьбой Григория Мелехова. Разительные изменения происходят в быту, меняется характер бытовых сцен в романе.

Это в основном похоронные сцены, изображение гибели тех, кто защищает старый мир, запустения казачьих куреней. Когда Кошевой приезжает в Татарский, его поражает «не свойственное хутору великое безмолвие»: «У куреней были наглухо закрыты ставни, на дверях кое-где висели замки, но большинство дверей было распахнуто настежь.

Словно мор прошел черными стопами по хутору, обезлюдев базы, пустотой и нежилью наполнив жилые постройки».

В годы Гражданской войны рушились семейные связи. Мишка Кошевой, женившись на Дуняшке, сестре Григория Мелехова, видит в нем прежде всего своего классового врага.

Он не может и не хочет верить вернувшемуся домой Григорию, так истосковавшемуся по дому и земле, по детям, что тот навсегда порвал со своим прошлым. Не испытывая ни малейшего чувства сострадания, он говорит Дуняшке, что Григория ждет трибунал и готов сам арестовать его.

В полном отчаянии, окруженный недоверием, Григорий делает очередной неверный шаг в своей жизни и в пору нового глухого брожения на Верхнем Дону оказывается в банде Фомина.

Важно

Трагична и судьба главного героя Григория Мелехова. Противоречивая и запутанная дорога жизни Григория – путь подъемов и падений, надежд и разочарований, завершающийся трагическим финалом.

С черной, выжженной пожарами степью сравнивает автор жизнь Григория в конце его пути.

Гибнут все близкие и дорогие его сердцу люди, и последняя сила, удерживающая его в этом мире – это подрастающий сын Мишатка.

В своем романе «Тихий Дон» Шолохов изображает жизнь в борьбе разных начал, в кипении чувств, в радости и страданиях, в надежде и горестях. Жизнь неостановима, и все свершающееся в ней – лишь звено в цепи вечного движения бытия. Устойчива красота, и неколебимо величие природного мира.

Но для художника-гуманиста высшей красотой обладают ценности, которые в жестоких испытаниях выстрадали люди: человеческое достоинство и великодушие, свобода и патриотизм, доброта и нежность, любовь и доверчивая привязанность ребенка. Что бы ни происходило в мире, эти ценности надо беречь, за них надо бороться.

Иначе жизнь лишится смысла, а человек духовно оскудеет. И в этом великий гуманизм Шолохова.

(2 votes, average: 3.00

Источник: https://school-essay.ru/tragediya-grazhdanskoj-vojny-v-romane-sholoxova-tixij-don.html

Гражданская война и ее отображение в романе «Тихий Дон»

В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Семьи их жили своим трудом, в достатке и уважении.

Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает революция.

И перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить – красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа Бога; или белым, тем, кому служили верой и правдой еще их деды и прадеды.

Совет

Но нужна ли народу эта революция и война? Зная, какие жертвы нужно будет принести, какие трудности преодолеть, народ, наверное, ответил бы отрицательно. Мне кажется, никакая революционная необходимость не оправдывает всех жертв, сломанных жизней, разрушенных семей. И вот, как пишет Шолохов, «в смертной драке брат идет на брата, сын на отца».

Даже Григорий Мелехов, главный герой романа, ранее противившийся кровопролитию, сам легко решает чужую участь. Конечно, первое убийство человека глубоко и больно поражает его, заставляет провести немало бессонных ночей, но война делает его жестоким.

«Я сам себе страшный стал…В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе»,- признается Григорий. Жестокими стали все, даже женщины. Вспомнить хотя бы сцену, когда Дарья Мелехова без раздумий убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны.

Неужели «на потребу богатым гонят на смерть»? Или же отстаивать права, общие для всех, смысл которых не очень – то понятен народу. Простой казак может только видеть, что война эта становится бессмысленной, ведь нельзя же воевать за тех, кто грабит и убивает, насилует женщин и поджигает дома.

А такие случаи были как со стороны белых, так и со стороны красных. «Все они одинаковы…все они – ярмо на шее казачества», – говорит главный герой.

На мой взгляд, главную причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого в те времена, Шолохов видит в драматизме перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни. Сталкиваются два мира: все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а новое еще нужно принять и привыкнуть к нему.

Еще не до конца разгадана тайна бессмертия великих творений человеческого разума и сердца. По-прежнему зачарованно смотрит мир на улыбку Джоконды, по-прежнему манит за собой загадочная «незнакомка», по-прежнему спорят критики о том, осуждает ли Шолохов своего Григория Мелехова или сочувствует ему.

Не до конца еще разгадана тайна великих творений, но велик подвиг тех, кто сумел увидеть и запечатлеть вечное в современном, навсегда соединив их.

К таким бессмертным творениям и относится роман Шолохова «Поднятая целина» — боевая, страстная книга о переломном этапе в истории нашей родины, о том, как в борьбе и муках с тяжелыми потерями рождается новое.

Обратите внимание

С большим мастерством Михаил Александрович выводит в своем романе группу матерых врагов социалистического государства — есаула Полов-цева, поручика Лятьевского, кулака Островнова, Лапшинова, Бородина и других. Это кучка преступных отщепенцев, внутренне опустошенных и обреченных на разгром и гибель.

Но так ли просты эти, по замыслу Шолохова, обреченные, какими нарисовал он врагов? Ведь в 1937 году он писал: «Врагов у нас показывают плакатно и примитивно». Да, действительно, в романе все гораздо трагичнее и глубже.

Вот перед нами встает Половцев: «Из-под крутого, волчьего склада, лысеющего лба он бегло оглядел комнату и, улыбчиво сощурив светло-голубые глазки, тяжко блестевшие из глубоких провалов глазниц, поклонился».

Где Половцев, там льется кровь, готовятся убийства и диверсии, он вдохновитель мести и преступлений. Но при есем этом Половцев — смелый и умный враг. Он бесстрашно появляется в хуторе, зная, что за ним по пятам следуют работники государственной безопасности, смело идет на такой шаг, как убийство Хопрова.

Он хорошо разбирается в людях, подобных Островнову, знает, как привлечь их на свою сторону. Половцеву не откажешь в природном уме, решительности, готовности погибнуть за свои идеалы.

И тем разительнее удивительная легкость, с какой он выдает в конце романа всех своих сообщников, понимая, что все равно будет расстрелян. Шолохова враги советской власти интересуют не только как враги, но и как люди, поэтому он видит, что Тит Бородин совсем не похож на Островнова или Лапшинова и Лятьевский совсем другого склада, нежели Половцев.

Яков Лукич Островнов по природе своей умный человек, любящий и умеющий трудиться. Его объяснения Давыдову, как вести хозяйство, не могут не подкупить, потому что за ними угадывается и в самом деле знающий человек. Губят Якова Лукича стремление к богатству и трусость.

Автор показывает, как постепенно вырождается его герой: от убийства Хопрова он пришел к самому страшному и подлому преступлению — убийству своей матери.

Важно

И лишь только заканчивается этот страшный путь вырождения, Шолохов сразу же и расстается со своим персонажем, исчерпавшим в себе остатки человеческого, что было заложено в нем от природы. Таков же и конец Половцева.

Казалось бы, абсолютно понятен образ Тимофея Рваного, соучастника убийства Никиты Хопрова, беглого ссыльного, покушавшегося на жизнь секретаря парторганизации. Но вот автор описывает его мертвым: «Он и мертвый был красив, этот бабий баловень и любимец, на не тронутый загаром, чистый и белый лоб упала темная прядь волос…

И легкая тень улыбки запряталась в цветущих губах, всего лишь несколько дней назад так жадно целовавших Лушку». Чего больше в этих словах: торжества при виде поверженного врага или жалости при виде до поры оборванной жизни? Скорее — жалости. Так можно говорить только о жертве.

Читайте также:  Образ маргариты в романе булгакова «мастер и маргарита»

Тимофей и был жертвой тех сил, что ввергли его в борьбу с народом, с самой жизнью.

Гуманизм писателя-коммуниста обязывает Шолохова до конца верить в хорошее в человеке, заставляя ненавидеть не людей, а те силы, которые их калечили. И только тогда становилась безоговорочной ненависть автора, когда личная злоба и жестокость персонажа окончательно губили в нем все человеческое, когда распад личности завершался, достигал своего предела.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/grazhdanskaya-vojna-i-ee-otobrazhenie-v-romane-tixij-don/

Трагедия революции и Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Вариант 1<\p>

«Тихий Дон» – роман-эпопея, в которой М. Шолохов, опираясь на строго выверенный материал истории, воспроизводит истинную картину донской жизни в бурное время с 1912 по 1922 годы. Дей­ствительность России предоставила в распоряжение автора конф­ликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основа­ния разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. «Тихий Дон» называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер – Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело. Это трагедия революции и Гражданской войны, раскрытая через судьбы героев романа.<\p>

Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье – вот ос­новная тема раздумий писателя. Как революция меняет не только общественный строй, но и сознание людей, как отражается на их судь­бе – вот вопросы, на которые отвечают герои романа и автор.<\p>

«Мелеховский двор – на самом краю хутора», – так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но от­чий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома предста­ет в переплетении противоречий, притяжений и борьбы. Можно ска­зать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых стол­кновений оказалась вся семья Мелеховых. Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождают­ся новые мораль и нравственность. Автор «Тихого Дона» раскрывает внутренний мир человека из народа, воссоздает русский национальный характер эпохи революционного разлома.<\p>

Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы накануне Первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясений. Жизнь казачьего хутора Татарский течет мирно и спо­койно. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности. Мир, в котором живет казачество, наполнен красками, насыщен красотой родной природы.<\p>

Главные герои романа — люди с яркими индивидуальными ха­рактерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Григорий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь по­казаны в романе наиболее глубоко, не случайно занимает централь­ное место в романе. В его жизненных исканиях отразилась судьба всего донского казачества в это нелегкое время.<\p>

С самого детства Григорий впитывает в себя тягу к свободному крестьянскому труду, заботу об укреплении хозяйства, о семье. С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер  Григория Мелехова. Он – одаренный человек, даже в своих заблуждениях он искренен и честен. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь,  Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на . земле. Вина его несомненна. Он сам осознает ее. Однако к Григо­рию нельзя подходить однозначно. С особым проникновением Шолохов показал сложный путь главного героя. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень – веселый, сильный, красивый.  Григорий – исключительно цельная, чистая натура. Он освещен  светом, как бы исходящим из разных .источников, – тут и кодекс  казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачье­му фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по  отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятель­ствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности. Григорий Мелехов – гордая, вольнолюбивая личность и вместе  с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим кодом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта. <\p>

Совет

На страницах романа Шолохов показывает примеры классового противостояния. Мы видим, как расходятся жизненные пути бывших друзей Григория Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политическими взглядами большевиков. В отличие от Григория он не испытывает сомнений и колебаний. Идея справедли­вости, равенства и братства настолько овладевает Кошевым, что он уже не считается с дружбой, любовью, семьей. Несмотря на то, что Григорий – его старый друг и браг его жены, он настаивает на его аресте. А, сватаясь к сестре Григория Дуняшке, он совершенно не обращает внимания на гнев Ильиничны. А ведь он расстрелял ее сына Петра. Для этого человека не остается ничего святого. Он даже не позволяет себе расслабиться и насладиться красотой родной земли. «Там люди свою и чужую судьбу решают, а я кобылок пасу. Как же так? Уходить надо, а то засосет», – думает Мишка, когда работает отарщиком. Такое фанатичное служение идее, непоколебимая уве­ренность в правоте своих мыслей и поступков свойственна и другим героям, изображенным Шолоховым в романе. Иной Григорий Меле­хов. Это незаурядная личность, думающий, ищущий человек. Во вре­мя* Первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже по­лучил Георгиевский крест. Он честно исполнил свой долг. Последо­вавшие затем Октябрьская революция и Гражданская война привели шолоховского героя в смятение. Теперь он уже не знает, кто прав, на чьей стороне сражаться. Он пытается сделать свой выбор. И что же? Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных плен­ных отталкивает его. А когда большевики приходят на его родину, он яростно борется с ними. Но поиски истины этим шолоховским геро­ем так ни к чему и не приводят, превращая его жизнь в драму. Мы видим человека, потерявшегося в круговороте событий.<\p>

Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, которое отталкивает его и от красных, и от белых. «Все они одинако­вы! – говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. – Все они ярмо на шее казачества!» И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он высту­пает на стороне бунтовщиков. Теперь он думает: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внут­ренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, – в поис­ках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмеш­ливой, мудро-простой». Григорий приходит к пониманию, что «у каж­дого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь – всегда боролись люди и будут бороться… Надо бить­ся с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее». Но и такая правда жизни все-таки ему не по нутру. Он не может равнодушно смотреть на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от непосильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную войну. Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для семьи? Этим вопросом задается Григорий Мелехов и в его лице – все казачество, мечтающее о вольном  труде на родной земле. Григорий ожесточается, впадает в отчаяние. Он насильственно отторгнут от всего, что ему дорого: от дома, семьи, любящих людей. Он вынужден убивать людей за идеи, которые не может понять… Герой приходит к осознанию того, что «неправильный у жизни ход», но он не может ничего изменить. Хотя он всем своим сердцем хочет, чтобы в казачьем мире был лад.<\p>

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоря­жаться даже во имя самых благородных и высоких идей. К такому выводу пришел герой в результате жизненных мытарств. К этой же мысли приводит читателя Шолохов, который возвращает нас своим романом к трагическим страницам российской истории. В романе «Тихий Дон» автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях-. Именно эти ценности лежат в основе нравственности казачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана Шолоховым в его замечательном романе. Трагедия революции, ви­димо, заключается в том, что, ставя перед собой цель – осчастливить всех, она разрушает счастье семьи, дома. Гражданская война усугуб­ляет трагизм ситуации тем, что ставит лицом к лицу людей, которые раньше были близкими, родными, заставляет воевать их друг против друга. В полной мере весь этот трагизм пришлось пережить Григо­рию Мелехову и другим героям романа.<\p>

Вариант 2<\p>

    Михаил Александрович Шолохов в романе-эпопее “Тихий I Дон” создает широкую картину исторических перемен в жизни донского казачества.<\p>

    Главная тема романа – судьба народа в годы революции и гражданской вины. В шатаниях казачества между революцией и контрреволюцией проявилась действенная природа психологии мелкого собственника, который тяготеет невольно и неизбежно то к буржуазии, то к пролетариату. Самостоятельной “линии” у него экономически быть не может. Его прошлое влечет его к буржуазии, его будущее к пролетариату. Его рассудок тяготеет к последнему, его предрассудок к первому.<\p>

    У казачества колебания, свойственные среднему крестьянству, проявились с особой силой. Если в остальных районах России основой союза крестьянства с пролетариатом была борьба за землю, то на Дону казачество, в своей массе, имело достаточно земли. Белогвардейцы запугивали казаков слухами, будто бы большевики хотят отнять у них землю и отдать ее “мужикам”. Эти провокационные слухи рождали среди казаков слепую ненависть, толкали их на борьбу за свою “делянку земли”. Спровоцированные белыми на восстание против Советской власти, казаки с тоской думали о весенней пахоте, об оставленном хозяйстве, отказывались отходить далеко от родных хуторов. В привязанности казаков к своему хозяйству проявилась и душа труженика, и психология собственника. Чувства усталости, вины и раздражения особенно сильно овладевают казаками после соединения их с прорвавшейся на Дон белой армией. Даже у хозяйственного Пантелея Прокофьевича Мелехова, истого хранителя казачьего духа, воодушевлявшего еще недавно своих сыновей на войну с большевиками, резко меняется настроение. “Война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла у него старшего, внесла разлад и сумятицу в семью. Прошла она над его жизнью, как буря над делянкой пшеницы, но пшеница и после бури встает и красуется под солнцем, а старик подняться уже не мог. Мысленно он махнул на все рукой – будь что будет!” Казаки все больше отходили от белого командования, и после разгрома белой армии оставшиеся в живых стали воз- вращаться в родные хутора. Не все и не сразу признали Советскую власть. Первое время многие поддерживали бандитов и помогали им в борьбе с продотрядами, но постепенно казаки поняли, что этим они мешают установлению нормальной жизни, и решительно стали на сторону советов. Сама жизнь разбила иллюзии казаков. Им стала ясна нелепость затеи организовать “свою республику из десяти станиц”. Либо возвращаться к старой жизни: тянуться перед офицерами, гнуть спину на кулаков и помещиков, либо идти вслед за большевиками. Третьего пути нет. И подавляющая масса казачества повернула на путь строительства новой жизни.<\p>

    В романе представлены и те, кто хотел удержать старые порядки, потопить в крови народную власть. Это семейство хуторских богатеев Коршуновых, купец Мохов, помещик Листницкий, генералы и офицеры белой армии, иностранные интервенты. Выразительны в романе портреты Корнилова, Каледина, Краснова. Как собаки, дерущиеся за кость, они в борьбе за власть злобно обличают друг друга. Иностранная помощь не спасла белых генералов. На Дону, очищенном от белогвардейцев, начинается строительство новой жизни.<\p>

    При всем многообразии героев Шолохову удалось наделить каждого героя “собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний человечий строй”.<\p>

    Роман Шолохова получил международное признание, а автор – Нобелевскую премию.<\p>

  ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://www.soch67.info/index.php/sochineniya-po-literature/sbornik-sochinenij-5-11-klass/3779-tragediya-revolyutsii-i-grazhdanskoj-vojny-v-romane-m-a-sholokhova-tikhij-don

Ссылка на основную публикацию