Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни такие 6 класс
Ахматова написала стихотворение между февралём и мартом 1915 года. В то время она и её муж Николай Гумелёв были в родовом имении мужа, деревня Слепнево. Имение появилось под влиянием одной из немногочисленных подруг Анны. Эта подруга, Надежда Чулкова, муж которой быт известный литератор, участвовала в творчестве Анны и помогла ей издать первые сборники.
Поэтесса посвятила стихотворение именно Чулковой. Этим Анна своеобразно ответила на недопонимания среди подруг. Дело в том, что Чулкова настаивала на пейзажный характер лирики, а Анна не разделяла с ней интерес к пейзажной лирике. Позиция Чулковой не была не обоснованной: замужная Ахматова признавалась в любви вымышленным персонажам.
Анна приезжает в имение Гумелёвых и приступает к написанию данного стихотворения, как и рекомендовала Чулкова. Анна не интересовалась пробуждением природы, её переходом из зимы в весну, поэтому переход она описывает за три первые строчки. Её больше интересуют чувства, эмоции. Поэтому далее стихотворение посвящено эмоциям автора, когда она наблюдает природное пробуждение.
Анна замечает, что, наблюдая за природой, особенно за её пробуждением, мир переосмысливается, меняется отношение к многому, если не ко всему.
По мнению Ахматовой, предугадать пробуждение можно исключительно с помощью новых этих духовных ощущенях.
Изменённое настроение, новые душевные чувства меняют поэтессу глубоко внутри неё самой, а также наполняют её радостными, счастливыми, приключенческими чувствами.
За один день в стихотворении сама героиня ощущает это обновление, пробуждение мира. Она понимает, что старое уходит, что-то новое, пробуждающееся приходит на место старого. Благодаря такому обновлению мировоззрение изменится, и то, что надоело, вполне сможет заиграть новыми красками, стать интересным.
Как часто это бывает с произведениями Анны, стихотворение короткое, всего восемь строк, но, как часто это бывает, стихотворение гениально. Анна гений своего дела. Негромоздкое произведение содержит глубокий смысл, тонко передаёт духовную окраску.
Чтобы проявить чувства и эмоции, Ахматова воспользовалась олицетворением, метафорой, анафорой. Начальная часть стихотворения короткая, сдержанная. Тут поэтесса использовала простые конструкции, не акцентируя внимание на начальную часть.
Вторая же часть длинная, поскольку она содержит суть произведения. От неё веет радостью и умиротворённостью.
Прочитав произведение, понимаешь, что надо радоваться, не задумываться о прошлом, стремиться в будущее.
Анализ стихотворения Перед весной бывают дни такие Ахматовой
Анна Ахматова в предпочтениях дружбы большую роль отводила общению с мужчинами, к женщинам она относилась немного скептически, так как считала их немного глупыми, завистливыми и корыстными личностями. Это, конечно же, не говорит о том, что она не дружила с женским полом.
В ее жизни появилась та, которая стала для нее подругой. Этой женщиной была супруга русского литератора Надежда Чулкова. Именно с Надеждой Анна делилась многим, особенно творческими планами. Это время сыграло положительными моментами для пейзажной лирики поэтессы.
Она написала стихотворение “Перед весной бывают дни”, которое посвятила подруге Надежде.
Стихотворение было написано в 1925 году, в то время, когда Анна находилась в родовом поместье мужа. Прекрасная весенняя обновленная природа положительно сказалась на работе поэтессы.
Достаточно точно, с помощью различных художественных средств Ахматова описывает приближение весны.
“Перед весной бывают дни” показывает читателям гениальность творца, отличающегося гениальными замыслами и лаконичностью.
Произведение описывает то время года, где на смену суровой, холодной зиме, приходит теплая, мягкая весна. Хоть видны еще сугробы, это не значит, что природа не готова проснуться от долгого зимнего сна, она так жаждет пробудиться. Сухие, еще холодные деревья готовятся выпускать свои почки, но еще немножко рановато.
Все же зима закончилась, чувство тепла пронзает воздух и на душе становится приятно. Для поэта не столь важны детали пробуждения природы, ее больше интересует чувство, то волнение, которое возникает от понимания того, что природа оживает, медленно снимая “зимние оковы”.
Наблюдая изменения природы, героиня словно приобретает умиротворение, чувствует себя намного счастливее, забывая о всех прежних жизненных проблемах.
Сама Анна признает, что именно в такие дни и она сама, ощущая окружающую действительность, некоторым образом менялась, начинала все воспринимать абсолютно в другом свете.
Заново воспринималась окружающая ее действительность, даже привычные обыденные вещи и явления казались немного другими.
Стихотворение дает понять, что прошлая жизнь отходит на второй план, на смену ей, постепенно, приходит что-то новое и неизведанное. Судьба приобретает очередной поворот, происходит обновление души.
Ахматова олицетворяет весну с большими душевными переживаниями, которые будто разрывают ее изнутри. Наступает осознание того, что жизнь быстротечна и стоит переосмыслить некоторые свои поступки. Появляются новые надежды, которые дают силы двигаться и жить дальше.
Предчувствие перемен природы, ожидание, волнение и радость, это ощущается достаточно глубоко. На первый план выходят чувства наблюдателя за происходящим и радость новым ощущениям. Весна Ахматовой это время осознания всего происходящего, что было и что предстоит пережить.
Данное произведение показало критикам, что Анна не ограничивается только любовной лирикой
Своим произведением поэтесса смогла доказать критикам, что своим талантом она не ограничена только любовной лирикой, Анна способна раскрывать даже самые сложные жизненные темы.
Вариант №3
Подруг у Ахматовой было мало. Дружба с женщинами была ей в основном неизвестна, потому что Анна считала их злыми, глупыми, корыстными. Женщины были ей отвратительны. Но была в её жизни одна, с которой Ахматова могла более-менее дружить и даже назвать своей подругой. Это Надежда Чулкова.
Чулкова была женой человека, помогавшего Ахматовой составлять сборники поэзии. Анна без страха могла посвятить Надежду в свои планы насчёт творчества. Однажды у подруг разгорелся спор, и во время него Чулкова предложила подруге написать пейзажную лирику.
Чулкову смущало то, что женщина, у которой есть хороший муж, пишет стихотворения о любви к мужчинам. Более того, эти мужчины были всего лишь выдумкой! Ахматова приняла вызов и написала стихотворение «Перед весной бывают дни такие». Посвящено оно Надежде Чулковой. О чём это стихотворение?
Сначала идёт описание природы. Описание того, как она ещё отдыхает под снегом. Нет весеннего солнца, и нет смысла пробуждаться от зимнего сна. Деревья сухие, и в то же время они веселы, будто предчувствуют наступление праздника воскресающей жизни. А ветер уже тёплый. Он нежный и упругий, его уже можно назвать весенним.
Затем идёт описание внутренних переживаний. Весна наступает, и пробуждается не только природа, но и душа, и даже тело. Оно настолько лёгкое, что это удивляет. Будто на теле была гора снега, а оно его сбросило.
Дом переменился, и его не узнать. Солнце ли светит иначе или же снег уже начал оттаивать? Даже песня, которая раньше надоела, теперь поётся по-новому. Радость в душе просыпается и стремится наружу. Радость пробуждается и вокруг.
Ахматова описала, как всё живое предвкушает появление весны. Скоро запоют птички, и станет весело и хорошо. Не в первый раз происходит это чудо. Наступает весна, будьте готовы.
6 класс по плану, кратко вывод
- Анализ поэмы Лермонтова Мцыри
Каждый второй писатель XIX века обращался к теме Кавказа и его великолепной природы. Чарующая местная атмосфера не оставила равнодушным и Михаила Лермонтова. Можно сказать, что он был поражен местностью даже больше чем кто-либо. - Анализ стихотворения Северянина Увертюра
Интересна история создания этого стихотворения. Оно было написано в 1915 году. Оно полностью отражает дух того времени. Смутное, непонятное, оно так и подталкивало уйти в другие миры, другие измерения. Или отправиться на фронты - Тютчев
Тютчев Фёдор Иванович – сверкающая звезда XIX-го века в историй русской литературе. Свой вклад, великий поэт выразил в стихах, обусловленные описанием жизни за рамки реальности, хоть не представлял себя в роли профессионала. - Анализ стихотворения Тютчева Лебедь
В данном произведении автор сопоставляет два мира, и два типа людей, которые в них живут. Важно заметить, то, что стихотворение состоит из трёх строф, в первой строфе идёт повествование о том мире, который, автор считает плохим, - Анализ стихотворения Блока Русь
У какого поэта или писателя не болело бы сердце за свою Родину? Такие, если и есть, то их очень мало. А как же талантливый человек с писательским даром изливает свои переживания? Он создаёт новое произведение.
Источник: https://analiz-stihov.ru/ahmatova/pered-vesnoj-byivayut-dni-takie-6-klass
«Перед весной бывают дни такие…» А. Ахматова
«Перед весной бывают дни такие…» Анна Ахматова
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой.
Это – надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники.
Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».
Поводом для написания этого произведения стал давний спор между Ахматовой и Чулковой, во время которого супруга литератора предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, чтобы объективно оценить свой творческий потенциал.
Чулкову смущал тот факт, что Ахматова, будучи замужней женщиной, пишет стихи о любви к другим мужчинам, которые существуют лишь в ее воображении.
Поэтому ранней весной 1915 года, находясь в имении Слепнево, которое принадлежало семье Николая Гумилева, супруга поэтессы, Ахматова решила последовать совету своей подруги. Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки.
Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на Лу, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.
В такие дни, как призналась поэтесса, ее мировосприятие становится совершенно иным, словно бы она по-новому ощущает все то, что ее окружает. «И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь», — отмечает Ахматова.
Именно такие изменения в душе, а отнюдь не теплый и ласковый ветер, являются верным признаком наступающей весны, которая словно бы обновляет поэтессу изнутри, наполняя непонятной радостью и ожиданием чуда.
Именно в такие дни Ахматова чувствует себя иной и понимает, что жизнь делает очередной виток, а прошлое уходит без сожаления. И даже старая песня, «что прежде надоела», теперь звучит совсем по-новому и наполняется совершенно другим смыслом, которые созвучен настроению и ощущениям.
Для Ахматовой весна, в первую очередь, ассоциируется с глубокими душевными переживаниями, в которых есть место осознанию быстротечности жизни, переосмыслению собственных поступков, новым идеям и надеждам.
И именно это дает ей силы для того, чтобы жить дальше, не оглядываясь назад и не укоряя себя в тех ошибках, которые уже невозможно исправить.
Источник: https://pishi-stihi.ru/pered-vesnoj-byvayut-dni-takie-ahmatova.html
Урок-презентация. А.А. Ахматова. Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие»
Цели урока: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения.
Цели урока:
Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение схемы, фронтальный опрос, синквейн.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Настрой на работу.
3. Определение темы урока, постановка целей.
Работа с эпиграфом урока. (слайд № 2)
Учащиеся читают и объясняют высказывание: «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» Ф.М. Достоевский.
– В этих словах Ф.М. Достоевского заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?
– Ответы учащихся.
– Учитель обобщает сказанное и четко формулирует тему, отмечая, что разговор будет посвящен человеку и природе.
– Определив тему занятия, учащиеся с помощью учителя пробуют сформулировать цели работы.
1. Определение взаимоотношений человека и природы.
2. Анализ стихотворения
Учитель подводит итоги, записывает тему и цели работы на доске.
4. Работа по реализации целей урока.
– Ребята, как вы понимаете эту фразу «Человек и природа находятся в теснейшей взаимосвязи»? Предлагаю вашу мысль доказать, используя иллюстрации с картин художников: какое время года запечатлено на них, по каким приметам вы это определили? Что вы чувствуете, глядя на эти картины?
– Ответы учащихся.
Учитель подводит итоги выступлений: человек понимает природу, чувствует и откликается на все изменения в ней. Не только художники, но и поэты размышляли в своих произведениях о природе. Писала пейзажные стихи и А.А. Ахматова.
– знакомство с историей создания стихотворения (слайд 8-9)
– Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (слайд10)
Впечатления от стихотворения. (Слайд 11)
О чем же размышляет автор в своем стихотворении?
Какое настроение оно передает?
Каким чувством оно пронизано?
Объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; легкости своей дивится тело.
Какую роль они играют?
Ответы учащихся: слушая стихотворение, учащиеся определяют, кто является героями стихотворения, делятся своими впечатлениями:
-стихотворение А.Ахматовой состоит из восьми строчек;
-оно несет в себе сложное поэтическое настроение;
-ирическая героиня радуется наступлению весны, видит ее особые приметы;
-изображаются конец февраля и начало марта;
-видим луг, отдыхающий под плотным снегом.
– Учитель подводит итог, говоря, что в стихотворении два героя: человек и природа.
Учитель и ученики, опираясь на текст стихотворения чертят таблицу, выписывают словосочетания, предложения, рисующие два мира: мир природы – отдыхает луг; шумят деревья; ветер нежен и упруг; мир человека: легкость тела; старую песню поет, как новую; не узнает дома. (Слайд 12). Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что человек откликается на все изменения в природе.
Костюкова Людмила Тихоновна, учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 6 классе
Тема: А.А. Ахматова. Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие». <\p>
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Цели урока:
Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.
ΙI.Развивающие:развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные:воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: самостоятельно формулироватьтему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
- познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
- коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение схемы , фронтальный опрос, синквейн.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Настрой на работу.
3. Определение темы урока, постановка целей.
Работа с эпиграфом урока. (слайд № 2)
Учащиеся читают и объясняют высказывание: «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» Ф.М. Достоевский.<\p>
– В этих словах Ф.М. Достоевского заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?<\p>
– Ответы учащихся.
– Учитель обобщает сказанное и четко формулирует тему, отмечая, что разговор будет посвящен человеку и природе.
– Определив тему занятия, учащиеся с помощью учителя пробуют сформулировать цели работы.
1. Определение взаимоотношений человека и природы.
2. Анализ стихотворения<\p>
Учитель подводит итоги, записывает тему и цели работы на доске.<\p>
4. Работа по реализации целей урока.
– Ребята, как вы понимаете эту фразу «Человек и природа находятся в теснейшей взаимосвязи»? Предлагаю вашу мысль доказать, используя иллюстрации с картин художников: какое время года запечатлено на них, по каким приметам вы это определили? Что вы чувствуете, глядя на эти картины?<\p>
– Ответы учащихся.<\p>
Учитель подводит итоги выступлений: человек понимает природу, чувствует и откликается на все изменения в ней. Не только художники, но и поэты размышляли в своих произведениях о природе. Писала пейзажные стихи и А.А. Ахматова.
– знакомство с историей создания стихотворения (слайд 8-9)
– Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (слайд10)
Впечатления от стихотворения. (Слайд 11)
О чем же размышляет автор в своем стихотворении?<\p>
Какое настроение оно передает?<\p>
Каким чувством оно пронизано?<\p>
Объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; легкости своей дивится тело.
<\p>
Какую роль они играют?<\p>
Ответы учащихся: слушая стихотворение, учащиеся определяют , кто является героями стихотворения, делятся своими впечатлениями:<\p>
-стихотворение А.
Ахматовой состоит из восьми строчек;<\p>
-оно несет в себе сложное поэтическое настроение;
-ирическая героиня радуется наступлению весны, видит ее особые приметы;
-изображаются конец февраля и начало марта;<\p>
-видим луг, отдыхающий под плотным снегом.<\p>
– Учитель подводит итог, говоря, что в стихотворении два героя: человек и природа.
Учитель и ученики, опираясь на текст стихотворения чертят таблицу, выписывают словосочетания, предложения, рисующие два мира: мир природы – отдыхает луг; шумят деревья; ветер нежен и упруг; мир человека: легкость тела; старую песню поет, как новую; не узнает дома. (Слайд 12) .
Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что человек откликается на все изменения в природе.<\p>
Два мира | |
Человек | Природа |
легкость тела | отдыхает луг |
старую песню поет, как новую | шумят деревья; |
не узнает дома | ветер нежен и упруг |
Вывод: человек откликается на все изменения в природе |
Учитель: А. Ахматова в описании природы и человека и сдержанна, и радостна. Для этого она использует средства выразительности. Учащимся предлагается определить тропы.(Слайд 13). Эпитеты.. олицетворения…
Проблемная ситуация: какой приём использует поэтесса, повторяя союз «и» в начале строк»? Ответ находим в списке средств выразительности (работа с конспектом по литературе)
-Четыре строчки начинаются с «и». Какова роль «и»? Как называется этот приём?
? <\p>
И теплый….
И легкости…
И дома….
Работа в парах с таблицей «Средства выразительности. Самостоятельно, в парах находят термин «анафора», объясняют его назначение: союз выполняет усилительную роль (повтор усиливает впечатления). Этот прием называется анафорой.
Всё стало другим: новым, чистым, свежим…Даже знакомая песня воспринимается как новая. Выразить состояние души помогает слово «волнение». Интонация стихотворения сдержанно-радостная – так воспринимает мир лирическая героиня Анны Ахматовой.
5. Подведение итогов урока.
– После работы с текстом учитель возвращается к целям, которые поставили учащиеся в начале урока. Подводя итог, педагог еще раз отмечает, что человек-часть природы, поэтому он живет по ее законам.
Для стихотворения характерна сдержанно-радостная интонации. Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны Ахматовой. В этом своеобразие её восприятия мира, самобытность поэтического мира.
<\p>
– Завершается работа синквейном, который начинается словами: ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК. (слайд 12)
Пример:
Природа и человек.
Сильные, связанные.
Живут, взаимодействуют, влияют.
Связь.
Завершая урок, учитель возвращается к целям, которые ставили ученики в начале урока. Ребята сами определяют уровень достижения поставленных целей (достигли, не достигли, частично достигли).
Домашнее задание: 1. Приготовить выразительное чтение стихотворения. – «3»
2. Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой – «3» – «4»<\p>
3. Написать свое стихотворение о природе и человеке – «4» – «5
АННА АНДРЕЕВНА<\p>
АХМАТОВА<\p>
Перед весной бывают дни такие<\p>
Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Ф.М. Достоевский.<\p>
– В этих словах Ф.М. Достоевского заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?<\p>
Тема: человек и<\p>
природа<\p>
Целеполагание<\p>
- – Определив тему занятия, попробуйте сформулировать цели работы .
ЦЕЛИ УРОКА<\p>
(1. Определение взаимоотношений человека и природы.<\p>
2. Анализ стихотворения, выявление отношений человека и природы в стихотворении А.Ахматовой<\p>
Какое время года запечатлено на иллюстрациях? По каким приметам вы это определили? Что вы чувствуете, глядя на эти картины?<\p>
АННА АНДРЕЕВНА<\p>
АХМАТОВА<\p>
Перед весной бывают дни такие<\p>
Из истории создания стихотворения<\p>
Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой. Это – Надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Чулкова предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».<\p>
Ранней весной 1915 года, Ахматова решила последовать совету своей подруги.<\p>
Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на луг, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.<\p>
Перед весной бывают дни такие :<\p>
Под плотным снегом отдыхает луг,<\p>
Шумят деревья весело-сухие,<\p>
И теплый ветер нежен и упруг.<\p>
И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь. 1915<\p>
Впечатления от стихотворения<\p>
Итак, о чем же размышляет автор в своем стихотворении? Какое настроение оно передает? Каким чувством оно пронизано? Объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; легкости своей дивится тело. Какую роль они играют?<\p>
Стихотворение А.Ахматовой состоит из восьми строчек.<\p>
Оно несет в себе сложное поэтическое настроение. Лирический герой радуется наступлению весны, видит ее особые приметы.<\p>
В начале стихотворения изображаются конец февраля и начало марта.<\p>
Видим луг, отдыхающий под плотным снегом.<\p>
Работа с таблицей<\p>
Два мира<\p>
Человек<\p>
Природа<\p>
легкость тела<\p>
отдыхает луг<\p>
старую песню поет, как новую<\p>
шумят деревья;<\p>
не узнает дома<\p>
ветер нежен и упруг<\p>
Вывод: человек откликается на все изменения в природе<\p>
Какие поэтические приемы использует автор?<\p>
С какой целью?<\p>
Луг «отдыхает» – олицетворение,<\p>
«шумят» – олицетворение,<\p>
деревья «весело – сухие» – метафора.<\p>
Эти поэтические приемы позволяют поэту представить и луг, скрытый под снегом, и голые деревья, ожидающие наступление весны.<\p>
Проблемная ситуация: какой приём использует поэтесса, повторяя союз «и» в начале строк»?<\p>
И теплый….<\p>
И легкости…<\p>
И дома….<\p>
Ответ находим в списке средств выразительности (работа с конспектом по литературе). АНАФОРА<\p>
Анализ первой строфы<\p>
1.Какое настроение выражается в первом четверостишии?<\p>
Какая интонация преобладает?<\p>
В первом четверостишии выражается настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация<\p>
Как меняется настроение лирического героя во втором четверостишии? Как меняется лексика?<\p>
и легкости своей дивится тело (глагол «дивится» – высоко – поэтическое) в сочетании с существительным «легкость» (от прилагательного «легкий») и нейтральным «тело» создают особое настроение умиротворения. <\p>
Работа с таблицей «Средства выразительности. Самостоятельно, в парах находят термин «анафора», объясняют его назначение.<\p>
– Четыре строчки начинаются с союза «и». Какова его роль? Как называется этот поэтический приём?<\p>
Усилительную роль. Этот прием называется анафорой .<\p>
Как вы понимаете строку : и дома своего не узнаёшь?»<\p>
– Всё стало другим: новым, чистым, свежим…<\p>
Что еще волнует душу поэта?<\p>
– Знакомая песня, которая воспринимается им как новая.<\p>
– Какие слова помогают выразить состояние души поэта? –<\p>
Волнение<\p>
Определите размер стихотворения, способ рифмовки.<\p>
Подведение итогов урока .<\p>
Что открыли для себя на уроке?<\p>
Какие выводы сделали?<\p>
Для стихотворения характерна сдержанно-радостная интонации. Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны Ахматовой. В этом своеобразие её восприятия мира, самобытность поэтического мира.
<\p>
Синквейн<\p>
ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК<\p>
Сильные, неразрывны е.<\p>
Живут, взаимодействуют, влияют.<\p>
Связь .<\p>
Домашнее задание<\p>
Домашнее задание:<\p>
1. Приготовить выразительное чтение стихотворения. – «3»<\p>
2. Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой – «3» – «4»<\p>
3. Написать свое стихотворение о природе и человеке – «4» – «5»<\p>
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/urok_priezientatsiia_a_a_akhmatova_analiz_stikhotvorieniia_pieried_viesnoi_byvaiut_dni_takiie
Конспект урока по литературе А.А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие»
Цель деятельности учителя | Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов <\p> |
Тип урока | Урок чтения и изучения произведения |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. Предметные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. Метапредметные: <\p> регулятивные: самостоятельно формулироватьтему и цели урока; иметь способность к целеполаганию. коммуникативные: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других. |
Методы и формы обучения | Проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (опорный конспект). |
Основные понятия | Анализ стихотворения |
Наглядно-демонстрационный материал | Портрет писателя, учебник-хрестоматия, опорный конспект, карточки с заданиями. |
Урок_____ по литературе, 6 класс. А.А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие».
ХОД УРОКА.
I. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о
у ч и т е л я.
– Добрый день, ребята! Рада вас приветствовать!
– Сегодня у нас необычный урок. Необычность его в том, что работать мы будем по опорным конспектам, которые находятся у каждого из вас на парте. В этих конспектах есть как необходимые подсказки, так и задания, которые мы будем выполнять. <\p>
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Фронтальная
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)
2.Постановка цели и задач.
– Но для начала послушаем стихотворение наизусть, и мне бы очень хотелось, чтобы за время урока содержание стихотворения открылось для вас своей новой гранью, то есть будем пытаться в привычном, знакомом искать что-то новое, особенное.
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
– Какие задачи перед собой поставим?
А кто мне скажет как можно постигать красоту во всем? (Читая стихотворения, любуясь природой, посещая музеи, выставки…). Поэтому одной из задачи перед нами будет стоять научиться постигать красоту во всем, уметь видеть прекрасное.
– И поможет нам в этом, конечно, поэзия, а именно стихотворение Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966), которое поэтесса написала, когда ей было 26 лет. <\p>
– Поэтесса прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.
Сообщение о биографии А.А. Ахматовой (подготовленным учащимся).
Дополнения о биографии:
А. Ахматова:
«Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Л.Н. Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота.
Годовалым ребенком я была перевезена на Север – в Царское Село.
Мои первые впечатления – Царскосельское зелёное великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое».
Отец узнав, что его дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, он потребовал, чтобы дочь «не позорила славной фамилии…». Ахматова взяла псевдоним, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова.
Ахматова говорила:
«Среди моих предков по маминой линии был Ахмат-Хан, потомок Чингиза – последнего правителя Золотой Орды. Я очень гордилась, что я чингизка».
Для русского слуха её фамилия звучит экзотично, на восточный лад, но пять открытых «а» завораживали. Она прочно утвердилась в начале русского поэтического алфавита. <\p>
К. И. Чуковский:
Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвёл её ко мне её муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилёв. Тоненькая, стройная, похожая на робкую 15-летнюю девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда при первом знакомстве, назвал её своей ученицей. Прошло 2-3 года, и в её осанке наметилась главная черта её личности – величавость.
Формулируют тему, цель учебной деятельности в диалоге с учителем; воспринимают на слух информацию, осваивают термины. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи.
Фронтальная, индивидуальная.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные:
Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные:
планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные:
строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
3.Организация познавательной деятельности
– Возвращаемся к нашему стихотворению.
О чем это стихотворение? Какова его тема? (Стихотворение о весне, о пробуждении природы и души человека весной)
Какова идея стихотворения, что хотел сказать автор? (Весной все изменяется, обновляется, выглядит другим. Это касается как изменений в природе, так и перемен в душе человека)
-
Вы уже знаете, что такое композиция, изобразительно-выразительные средства (тропы).
Напомните определения знакомых понятий. <\p>
Композиция – построение.
Метафора – скрытое сравнение.
Эпитет– образное определение.
Олицетворение– наделение неживых предметов свойствами живых.
Сравнение– сопоставление одного предмета с другим при помощи союзов как, будто, словно, как будто, точно.
Познакомимся еще с новыми выразительными средствами, которые помогут проанализировать стихотворение.
Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков.
Ассонанс– повторение одинаковых гласных звуков.
Принимают участие в работе, отвечают на вопросы.
Фронтальная, индивидуальная.
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные:
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
4.Стадия осмысления.
– Я даю вам время, чтобы вы вгляделись в стихотворение и поискали какой-либо ключ к его истолкованию, можете применить названные понятия…
– состоит из 2 предложений (композиция), в одном речь о природе, в другом – о человеке и его душе;
– эпитеты;
– начало и конец…
– А теперь проведем несколько наблюдений вместе. Если бы я попросила вас нарисовать иллюстрацию к стихотворению, какие слова помогли бы вам? (Луг, снег, деревья, дом, ветер) Это весна? (Нет)
– А откуда же в стихотворении такое сильное ощущение весны, ожидание перемен? (В стихотворении передаются чувства. Здесь много движения)
– Назовите слова, содержащие движение. (Шумят, ветер, дивится, волнение, поешь). Вот теперь весна чувствуется)
– Предположите, какое слово в стихотворении будет являться своеобразным золотым сечением? (Слово «легкость») <\p>
– Ничего себе легкость. Все под снегом, люди в теплых одеждах…, и откуда-то легкость.
Это слово связано с чувствами человека. <\p>
Легкость связана с ожиданием чего-то нового, какой-то простор открывается в душе от одного только ожидания.
Вспомните свои ожидания дня рождения, или как все ждут Нового года, или какой-либо праздник…)
Участвуют в работе с текстом произведения. <\p>
Делают анализ по плану.
Фронтальная, групповая.
5.Предъявление результатов работы.
Заглянем в мастерскую поэтессы. <\p>
– Проведем небольшой эксперимент, посчитаем использование поэтессой слов разных частей речи. <\p>
Глаголов – 7, существительных – 10, прилагательных – 7. Служебные части речи: союзов – 6, предлогов – 3.
– В чем особенность использования глаголов и с чем она связана? (Все глаголы, кроме одного – «надоела» – стоят в форме настоящего времени. Настоящее дышит жизнью, полно движения, а «надоела» – в прошлом).
– Понаблюдаем, где, в каких строчках мы встречаемся с предлогами. (В 1, 2 и в последней. В 1 и 2 строках встречаем предлоги «перед» и «под», свидетельствующие о начале перемен, а в последней – предлог «с», указывающий на соединение, объединение).
– Всего в стихотворении 8 строк и 6 союзов. Это много или мало? Много. <\p>
– Причем союзы всегда соединяют, связывают. Что соединяют союзы в рассматриваемом стихотворении? (Жизнь природы и жизнь человека).
6.
Ассоциации. – Посмотрите на свои опорные конспекты и прочитайте определение ассоциации. <\p>
– Представим, что стихотворение – это картина, живописное полотно.
Художник работает при помощи кисти и красок, он создает образы, рисуя линии, фигуры и используя определенные цвета. По ассоциативным связям предположите, какими деталями или образами на картине могут стать союзы, учитывая их функцию – соединение.
(Дорогами, реками – они тоже соединяют) Это небольшое открытие помогло сделать нам стихотворение А.А.Ахматовой.
7. – Выберите пейзаж к стихотворению, объясните свой выбор.
8. – Вернемся к союзам еще. Какое место в стихотворении, с точки зрения употребления союзов, концентрирует наше внимание, останавливает его? (Повтор союза «и» в 4,5,6 строках) <\p>
– Когда каждая следующая строка начинается с одного и того же слова, мы имеем дело с анафорой.
– Волшебный, троекратный повтор союза «и» в середине стихотворения что-то меняет … и привычное, надоевшее обретает новое звучание. Докажите. (Ребята читают последние четыре строки)
9. Пунктуация.
– Мы знаем, что в стихотворении нет ничего случайного. Понаблюдаем за знаками препинания.
– Мы не увидим разнообразия. Есть (.), (,), (:), вовсе нет (!),(?),(-).
– В этом и есть гениальное мастерство Ахматовой, когда все обыкновенное: слова, предметы, знаки препинания… и в то же время необыкновенное.
Задания по вариантам. <\p>
1 вариант: найдите пример аллитерации в 1 части стихотворения. («под плотным снегом отдыхает луг» – аллитерация на «п», «т», «д»; <\p>
2 вариант: найдите ассонанс во 2 части стихотворения2 вариант – («и дома своего не узнаешь» – ассонанс на «о» и на «а»; «как новую, с волнением поешь» – на «о») .
Тема в стихотворении развивается, в восьмистишии есть движение, и это видно на примере звукописи: от аллитерации к ассонансу, от согласных к гласным, к звонкости, прозрачности, чистоте.
11. – Все и просто и сложно одновременно. Одно переходит в другое: зима в весну, ночь в утро, – все находится в движении.
–Найдите в стихотворении главное слово, способствующее движению, изменению. (Волнение)
–Нарисуйте в своих опорных конспектах волнение. (Учащиеся могут нарисовать волну, могут цветок…) <\p>
–Волнение предшествует переменам.
Работа с текстом (опорный конспект), материалами в тетради.
Дополнение написанного.
Фронтальная, групповая.
6.Рефлексия
Еще раз сделаем вывод. С помощью природы, описания пейзажа передаются чувства и переживания человека.
Учитель: Продолжите, пожалуйста, фразу: <\p>
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно …
Было трудно …
Я понял, что …
Я почувствовал, что…
Я смог…
Я попробую …
Я доволен тем, что…
Мне захотелось…
Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Высказывают и аргументируют свое мнение, делятся впечатлениями.
Фронтальная.
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные:
Строят небольшие монологические высказывания.
7.Домашнее задание: <\p>
1 – написать свое стихотворение или несколько прозаических предложений об ожидании весны и чувствах, связанных с этим ожиданием;
Например,
Вместо пасмурных деньков
Солнышко стремится
Осветить, согреть снега, землю и деревья.
Души наши растопить
Жаркими лучами.
Ждем весны прихода мы-
Она не за горами.
2 – ответить на вопросы, которые помещены в табличке ваших опорных конспектов, рассказав о стихотворении А.А.Ахматовой, которое мы рассматривали на уроке.
Записывают домашнее задание в дневник.
Индивидуальная.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тест
Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.
1) Почему конь остался в деревне?
А) Его ранили.
Б) Так захотел Панкрат.
В) Конь не захотел идти дальше.
2) Какая кличка была у Фильки?
А) «Ничего не знаю».
Б) «Да ну тебя!».
В) «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата.
Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?
А) Началась метель.
Б) Было наводнение.
В) Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупал свою вину?
А) Он не хотел меняться.
Б) Накормил всех.
В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:
А) злобу людскую
Б) ненависть народную
В) грубость человеческую
7) Как Филька помирился с конем?
А) Попросил у него прощения.
Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
В) Он покормил его морковкой.
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Кто? (Кто автор произведения?)
Что?
Когда?
Как зовут …?
Было ли …?
Где? <\p>
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему, вы думаете …?
Почему вы считаете …?
В чём различие …?
Предположите, что будет, если …?
Что, если …?
Согласны ли вы …?
Верно ли …?
Продолжите, пожалуйста, фразу: <\p>
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно …
Было трудно …
Я понял, что …
Я почувствовал, что…
Я смог…
Я попробую …
Я доволен тем, что…
«Дорога к доброте» Фильки <\p>
«Мельник Панкрат и раненый конь», <\p>
«Мальчик Филька»
«Беда в Бережках»
«Филька осознает ошибку»
«Искупление греха»
Критерии по которым вас будет оценивать другая группа. <\p>
(знание текста, умение ориентироваться в тексте, умение делать выводы, аккуратность, смогли ли отразить характер героя).
(красный – 5 баллов, зеленый – 4 балла, желтый – 3 балла)
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-aa-ahmatova-stihotvorenie-pered-vesnoy-bivayut-dni-takie-1772714.html
Анна Ахматова – Перед весной бывают дни такие: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой
В раннем творчестве А. Ахматовой редко встречались описания каких-то конкретных вещей. Поэтесса большей частью изображала свой внутренний мир, который был насыщен фантастическими мечтами и надеждами.
Немалая часть произведений была посвящена вымышленным любовным образам, не имеющим никакого отношения к действительности. За это Ахматову часто упрекали знакомые и близкие, так как знали о ее непогрешимой верности мужу. Близкая подруга поэтессы Н.
Чулкова предложила ей написать стихотворение в жанре пейзажной лирики, чтобы проверить свои творческие силы. Ответом Ахматовой и стало произведение «Перед весной бывают дни такие…» (1915 г.).
Поэтесса с честью выдержала предложенное испытание. Ее стихотворение написано с большим художественным мастерством. Собственно пейзажу отводится первая часть произведения. В нем изображены последние дни уходящей зимы.
Ахматова не случайно выбрала это пограничное состояние природы. Многие поэты с восторгом описывали первые приметы весны. Для внутреннего мира поэтессы гораздо важнее тот момент, когда природа как бы замирает перед своим пробуждением.
Снег еще даже не начал таять, поэтому земле не тягостно его бремя («отдыхает луг»). Противоречивый эпитет «весело-сухие» подчеркивает, что деревья уже готовятся к весеннему движению соков, которое вот-вот начнется.
Первый «теплый ветер» уже сменил жестокие холодные порывы. Он еще не насыщен весенними ароматами, но приносит значительное облегчение.
Во второй части описаны ощущения самой героини, вызванные этим состоянием природы. Во всем организме появляется удивительная легкость. До бурного всплеска жизненных сил еще далеко.
Природа дает всем существам небольшую передышку, чтобы скинуть с себя накопленный за зиму груз и подготовиться к стремительному весеннему пробуждению. В это время можно освободиться от тяготящих мыслей и переживаний, очистить душу для новых радостных впечатлений. Поэтому героиня утверждает, что «дома своего не признаешь».
Все окружающее она воспринимает в совершенно новом свете. Ахматова символически сравнивает такое состояние с надоевшей песней, которая поется по-новому.
Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» доказывает мастерство Ахматовой в несвойственном для нее жанре пейзажной. Поэтесса не только удачно описала интересное состояние природы, но и напрямую связало его с человеческими ощущениями и мыслями.
Популярные тематики стихов
Читать стих поэта Анна Ахматова — Перед весной бывают дни такие на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/anna-axmatova-pered-vesnoj-byvayut-dni/
Тема: Родная природа в стихотворениях поэтов XX века ( А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», Н.М.Рубцов «Звезда полей») Урок литературы в 6 классе. – презентация
1 Тема: Родная природа в стихотворениях поэтов XX века ( А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», Н.М.Рубцов «Звезда полей») Урок литературы в 6 классе Филиал МБОУ «СОШ 18 п.Теплоозёрск» «ООШ20 п.Лондоко-завод» Учитель Ольховая В.Э. <\p>
2 Анна Андреевна Ахматова (Горенко). Стихи Анна Ахматова начала писать рано, в 11 лет. Отец не одобрял это её Увлечение, и, когда ей исполнилось 17 лет, Андрей Антонович сказал дочери: «Не срами моё имя». Анна решила изменить фамилию – она стала Ахматовой. По материнской линии фамилия происходила от предка – хана Ахмата. <\p>
3 Родилась Анна Ахматова в Одессе, затем семья переехала в Царское Село, пригород Петербурга. Среди зелени парков прошло её детство. В 1912 году была опубликована её первая книга стихов «Вечер». В лирике А. Ахматовой все более и более настойчиво проявляется тема природы. Природа описана с удивительной нежностью и любовью. А Родина в глазах стоит берёзкой И призрачною далью синих рек, И чёрным паучком в янтарной слёзке? И Богом, и цветами будто снег. <\p>
4 Прочитайте стихотворение в учебнике на стр.201. Подумайте, в чём необычность построения стихотворения? Одно развёрнутое сложное предложение. Почему всего одно предложение? Что этим хотел сказать автор? Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И лёгкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь. На одном дыхании передано ощущение весеннего пробуждения природы. <\p>
5 «Ключевые слова» : человек и природа. Герой лирического произведения Весна «лёгкости своей дивится тело» «…песню…, как новую с волнением поёшь» «дома своего не узнаёшь» «Шумят деревья весело – сухие» «…песню…, как новую с волнением поёшь» «И тёплый ветер нежен и упруг» Весеннее пробуждение обновление природы и человека. <\p>
6 Какие у вас возникли ассоциации после прочтения стихотворения А.А.Ахматовой? Лирический герой вспоминает о былых переживаниях «песню…прежде надоела» «как новую с волнением поёшь». <\p>
7 «Шумят деревья весело – сухие» -слуховые впечатления Лирический герой вспоминает о былых переживаниях «песню…прежде надоела» «как новую с волнением поёшь». Деревья весело-сухие. Тёплый ветер нежен и упруг. Песня новая. Отдыхает луг. Дивится тело. И тёплый… И лёгкости… И дома… Эпитеты Олицетворения Анафора (единоначатие) Звукопись (аллитерация) (согласные) Весна – ощущение чуда. <\p>
8 Николай Рубцов – поэт самобытнейшего дарования и редкой по нашим временам трагической судьбы. Он из поколения детей Великой Отечественной войны. Она во многом определила его судьбу: он вырос в детском доме, мечтал о море. На флоте и началась его литературная жизнь – он печатался во флотской газете. Николай Михайлович Рубцов (1936 – 1971) <\p>
9 Небесное светило. Планета. Библейский образ Вифлеемской звезды, указывающей путь к богу. Вера. Надежда. Любовь. Звезда? О чём вам говорит это слово? Послушайте стихотворение Н. М. Рубцова «Звезда полей». Ваши ассоциации? Это что? Н. М. Рубцова «Звезда полей». Звезда полей, во мгле заледенелой Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою… Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром… Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей… <\p>
10 Словарная работа. Заледенелый заледеневший, покрывшийся льдом. Полынья незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря. Потрясение 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего- нибудь. Угасать то же, что и гаснуть. <\p>
11 Жанр стихотворения – элегия (стихотворение, проникнутое грустью). Найдите строчки, подтверждающие эти чувства поэта? Восхищённая нежность Взволнованная радость Тихая грусть «Звезда… смотрит» «Минуты потрясений» «Сон окутал родину мою….» «Она горит» «…горит не угасая…» «Золотом осенним»«Я вспоминал…» «Восходит ярче и полней» «Зимним серебром» «Лучом приветливым» <\p>
12 Поэзия Николая Рубцова относится к «тихой». Как вы думаете, почему критики дали такое определение? Рубцов говорит о своих чувствах и мыслях негромко, без восклицаний и призывов. Но тихо произнесённые, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренностью любви к родине, близким людям. Он может быть счастлив до тех, пока над горит звезда полей. <\p>
13 Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом осенним. Звезда.., остановившись, смотрит в полынью; своим лучом приветливым касаясь. Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон окутал родину мою. Она горит…. Она горит… Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды противопоставлена мгла заледенелая, полынья. Какие художественные приёмы помогают автору передать взволнованность и любовь к родной земле? Эпитеты Олицетворения Метафора Анафора Контраст антитеза <\p>
14 Красота Родина Добро Жизнь Огонь Тепло Вера Рефлексия. Кластер «Звезда». Изменилось ли ваше понимание образа Звезды ? <\p>
15 Использованные материалы: 1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе (6 класс). 2. Учебник. Коровина В. Я. Литература. 6 класс club.ru/index.php?topic= https://forum.poets- club.ru/index.php?topic= Спасибо за урок! Ольховая Валентина Энгельсовна <\p>
Источник: https://www.myshared.ru/slide/1143659/