Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля
Центральная тема стихотворения «Родная земля» (1961) — тема Родины. Эпиграфом в «Родной земле» являются строки известного ахматовского стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю». В нем также звучит тема родины и очерчиваются основные черты русского национального характера:
И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
В таком контексте очень органично звучат начальные строки стихотворения, в которых снимается восторженное и благоговейное отношение к родной земле:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Далее тема родины развивается еще более необычно: речь идет о родной земле в буквальном смысле этого слова:
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.<\p>
Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом уровне. Земля — неотъемлемая часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телесно слиться с ней после смерти:
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Родная земля»
Анна Ахматова навсегда связала свою жизнь с Россией, не покинула страну, а покорно приняла все испытания.
Она подвергалась цензуре, ее отказывались печатать, сына дважды арестовывали, а первого мужа расстреляли, но эти обстоятельства не угасили в ее сердце любви к своей стране. Она не захотела уезжать в Европу ни в 1917, ни позже, когда ее звал к себе Николай Гумилёв.
Она не понимала, как можно обрести счастье в чужой стране и оставалась патриоткой до конца жизни. Чтобы донести смысл любви к родине, она напишет стихотворение «Родная земля».
Здесь нам показываются два значения слова «земля»: родина, на которой человек родился и живет и почва, которая нас кормит.
Они не противостоят друг другу, а наполняют дополнительным смыслом и содержанием. В каждой строчке перекрестно раскрывается то одно значение слова «земля», то другое.
Но для самой поэтессы эти два понятия едины и неразделимы, потому что одно невозможно без существования другого.
Отметим необычность стихотворного размера в этом произведении. Открывает стихотворение пятистопный ямб, сменяющийся трёхстопным анапестом, а последние две строки – четырёхстопный анапест.
Для чего такое переключение ритма стихотворения? Чтобы разделить на разные эмоциональные части и логически закончить естественным выводом: «…ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею».
Стихотворение начинается строчкой: «В заветных ладанках не носим на груди». В старину землю называли Святая земля, носили на груди как оберег во время дальних странствий.
Изменилось отношение людей к своей земле, после революции такое понятие как святость вышло из употребления, и все мистические свойства предметов подвергались опровержению.
Родину стали любить как отчизну и родной край, а земле отводилась роль плодородной почвы, которая давала урожай.
Обращаясь к смыслу строк: «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи». Их модно объяснить следующим образом.
Земля стала принадлежать всему народу, а не собственнику и отношение людей к ней стало другим.
Несмотря на это каждый человек продолжал любить свою родину, был привязан к ней, отдавал жизнь за родину во время Отечественной войны, ни пускал на нее врага и проливал свою кровь.
Не только для самого автора, но и для многих людей, кто подвергся гонениям и преследованиям, жизнь на родине не была «обетованным раем», но в этом нет вины самой земли, а только людей, которые правят страной и меняют исторические события.
А земля остается только грязью на обуви и «хрустом на зубах», она бездушна и проста, у нее есть физическая форма и она дает жизнь всему живущему и произрастающему на ней, ибо без нее эта жизнь невозможна. В последних строчках Ахматова передает неизбежность всей нашей жизни и наше единство с землей, которая станет нашим последним пристанищем.
Но смерть превратит нас в эту же землю, которую мы топчем ногами, прах станет прахом, поэтому мы имеем право считать ее своей.
«Родная земля» А.Ахматова
«Родная земля» Анна Ахматова
И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
Анализ стихотворения Ахматвой «Родная земля»
После революции у Анны Ахматовой было довольно много возможностей покинуть мятежную Россию и перебраться с сытую, благополучную Европу.
Однако каждый раз, когда поэтесса получала подобное предложение от родственников или же друзей, то испытывала чувство досады. Она не могла понять, как можно жить в другой стране, где все кажется чужим и непонятным.
Поэтому еще в далеком 1917 году она сделала свой выбор, заявив, что намерена разделить участь собственной родины.
Первые послереволюционные годы превратились для Ахматовой в настоящий кошмар.
Пережив арест и расстрел своего бывшего супруга Николая Гумилева, а также потерю многих друзей, которые погибли в лагерях, Ахматова, тем не менее, отказалась покидать Россию.
Здесь она пережила арест собственного сына, встретила своих последующих супругов и воочию убедилась, что внешний враг может сплотить русский народ, превратив в мужественных воинов даже женщин, детей и стариков.
Пережив ужасы блокадного Ленинграда, голод, смертельную опасность и даже угрозу репрессий, в 1961 году Анна Ахматова написала стихотворение «Родная земля», приуроченное к 20-летию начала Великой Отечественной войны.
В нем речь идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе — плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем.
Однако в советские времена отношение к земле было несколько иным, поэтому поэтесса пишет, что ее « в заветных ладанках не носим на груди, о ней стихи навзрыд не сочиняем».
Действительно, к 60-м годам прошлого века традиция поклоняться родной земле осталась в прошлом. Однако Ахматова была убеждена, что в душе каждого человека жива этническая память, которая аккумулировалась многими поколениями.
Да, люди, привыкшие работать в поле, попросту не обращают внимание на землю, которая забирает у них так много сил. «Для нас это грязь на калоши», — убеждена поэтесса. Однако она также прекрасно осведомлена, что без этой самой «грязи» ни один русский человек не представляет своей жизни.
Хотя бы потому, что после окончания жизненного пути именно земля принимает в себя тела людей, становясь для них вторым домом. «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею», — отмечает Ахматова.
И в этих простых строках заключен высший смысл, так как совсем не нужно петь дифирамбы родной земле, достаточно лишь помнить о том, что она является частичкой всеобъемлющего понятия «родина».
«Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
Анализ стихотворения «Родная земля»
Стихотворение А.Ахматовой “Родная земля” отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной земли не как возвышенное, святое понятие. а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, то, что используется как некий предмет для жизни.
Стихотворение философское. Название идёт вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово “родная”. “Ложимся в нее и становимся ею”- пишет автор.
“Становимся”- значит сливаться с ней в одно целое, как и были люди, ещё не родившись, одним целым с родной матерью в её утробе. Но пока не придёт это слияние с землёй, человечество не видит себя её частью. Человек живёт не замечая того, что должно быть дорого сердцу.
И Ахматова не судит человека за это.
Она пишет “мы”, она ничем себя не возвышает над всеми, как будто впервые появившаяся мысль о родной земле заставила её написать стихотворение, призвать и всех остальных остановить ход своих обыденных мыслей и задуматься о том, что Родина- всё равно, что мать родная. А если так, то почему “В заветных ладанках не носим на груди”, т.е. не принимается земля как святое, ценное?
С болью в сердце А. Ахматова описывает человеческое отношение к земле: “для нас это грязь на калошах”. Как же считается грязью то, с чем человечество в конце жизни сольётся? Значит и человек тоже станет грязью? Земля не только грязь под ногами, земля – нечто, что должно быть дорого, и каждому стоит отыскать для неё место в своём сердце!
Помимо анализа «Родной земли» прочитайте другие сочинения:
Стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, толкование, оценка)
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Стихотворение «Родная земля» было написано А.А. Ахматовой в 1961 году. Оно вошло в сборник «Венок мертвым». Произведение относится к гражданской лирике. Основная тема его – ощущение поэтом Родины.
Эпиграфом к нему послужили строки из стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…»: «И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас». Это стихотворение было написано в 1922 году. Между написанием этих двух произведений прошло около сорока лет.
Многое изменилось в жизни Ахматовой. Она пережила страшную трагедию – ее бывший муж, Николай Гумилев, был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в 1921 году. Сын Лев несколько раз был арестован и осужден. Ахматова пережила войну, голод, болезни, блокаду Ленинграда.
С середины двадцатых годов ее перестали издавать. Однако тяжелые испытания, утраты не сломили дух поэтессы.
Мысль ее по-прежнему обращена к Родине. Ахматова пишет об этом незамысловато, скупо, искренно. Начинается стихотворение с отрицания пафосности патриотического чувства. Любовь лирической героини к Родине лишена внешней экспрессивности, она тиха и проста:
В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Исследователи неоднократно отмечали смысловое и композиционное сходство этого стихотворения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Поэт также отрицает казенный, официальный патриотизм, называя свою любовь к Родине «странной»:
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Официальной, государственной России Лермонтов противопоставляет Россию природную и народную – ширь ее рек и озер, красоту лесов и полей, жизнь крестьянства. Ахматова также стремится избежать патетики в своем произведении.
Для нее Россия – это место, где она хворает, бедствует, испытывает лишения. Россия – это «грязь на калошах», «хруст на зубах».
Но вместе с тем это Родина, которая бесконечно дорога ей, лирическая героиня словно срослась с ней:
Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею.
Оттого и зовем так свободно – своею.
Здесь нам невольно вспоминаются пушкинские строчки:
Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. (На них основано от века По воле бога самого Самостоянье человека,
Залог величия его).
Точно так же и у Ахматовой самостоянье человека основано на неразрывной, кровной связи его с Родиной.
Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отказывается от излишней экспрессии и патетики в проявлении своего чувства к России. Во второй она обозначает то, чем является для нее Родина. Героиня ощущает себя органичной частичкой единого целого, человеком поколения, родной земли, неразрывно связанным с Отчизной.
Двухчастность композиции нашла свое отражение в метрике стихотворения. Первая часть (восемь строк) написана вольным ямбом. Вторая часть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Поэтесса использует перекрестную и парную рифмовку.
Мы находим скромные средства художественной выразительности: эпитет («горький сон»), фразеологизм («обетованный рай»), инверсию («не делаем ее в душе своей»).
Стихотворение «Родная земля» было написано в заключительный период творчества поэтессы, в 1961 году. Это был период подведения итогов, воспоминаний о прошлом. И Ахматова в этом стихотворении осмысливает жизнь своего поколения на фоне жизни страны. И мы видим, что судьба поэта тесно связана с судьбой ее Отчизны.
МегаШпора в соцсетях:
Послушать стихотворение Ахматовой Родная земля
Темы соседних сочинений
← Реквием↑ АхматоваС самолета →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatovoj/rodnaya-zemlya
Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля
Одну из главных тем среди стихотворений Анны Ахматовой занимают Родина и любовь к земле. Поэтесса Серебряного века все больше задумывается о связи с природой и родной землей. Именно мысли о единстве с природой, ее значимость и подтолкнули Ахматову взяться за написание стихотворения “Родная земля”. Многие ее произведения не публикуют, но она не унывает.
Проанализировав ее работы можно сказать, что Анна человек с сильным внутренним духом, большой силой воли и мужеством.
Как и многие поэты того времени Анна могла покинуть голодную Россию, но она этого не сделала. Поэтесса, несмотря на все тяготы судьбы, считала, что это ее родина, какой бы она не была.
Только русский народ, перенесший невзгоды может смело подняться и выступить против несправедливости.
Достаточно актуальной темой тех времен стали послереволюционные мотивы. Слишком часто раскрывается тема изгнания, жалость и сострадание к людям, которые покинули родные края. Программа репрессий сильно проредила поэтические ряды. Сама же Ахматова, пережившая голод, все по-прежнему обращается к своей Родине.
Стихотворение передает читателю некоторые значения земли. Не понимая ее ценности и святости, землю сравнивают с вещью, с грязью на обуви, и все это из-за суматохи и обыденности. Данное произведение описывает не страну в целом, а лишь только плодородие и силу земли. Наша земля не только дает нам кров над головой, она еще всех кормит и поит, хоть это и не ценится.
Земля и ее бескрайние богатства изображены здесь слишком просто, но в произведении Ахматовой земле отведена большая и важная роль. Да здесь совсем не рай, о котором мечтается, слишком много горя, боли и страданий – но человек все выдержит, все стерпит, он на родной земле. Лишь прочитав стихотворение можно открыть для себя истину, заложенную в него автором.
Через строки в своем стихотворении Анна Ахматова пытается донести, что земля это совсем не грязь, а наоборот, священная частичка, которая должна быть в сердце у каждого человека. Мы становимся едины с нашей родной землей лишь только после смерти. Человек и земля это единое целое. Каждый рожденный на земле человек все равно уходит в нее, постепенно превращаясь в прах. Таковы реалии жизни.
Анализ стихотворения Родная земля Ахматовой
Стихотворение Анны Ахматовой « Родная земля», было написано в 1961 году на двадцатилетие Великой Отечественной войны. В этом произведение поэтесса, ведет речь о родной земле как таковой.
В образе писательницы земля представляет собой часть бытия обычных людей, что она и доказывает в своем стихотворение. Ее стих наводит на нас приземленные чувства, которые испытываешь, слушая разговоры старых, мудрых людей.
В нашем воображение, смешиваются картины, полей и труд крестьян, для которых земля это предмет работы, но в тоже время подниматься вопрос родины и отношения к земле как своему дому.
Так в первых строчках Ахматова, создает нам представление о людях, не имеющих особых отношений и чувств к земле. Построение такого начала объясняется тем, что автор хочет донести до нас понятие земли, в точке зрения людей того времени, что для них она не является предметом восклицание или превозношения.
В дальнейшем эта тема развивается и у нас создается впечатление и взгляд простого народа, который прижился с ней как со своим домом, это заметно в строчке « Да, для нас это грязь на калошах », приведенные слова наиболее полно отражают мысли крестьянского человека.
За чередой убедительных образов до нас доходит понимание, о том, что земля представляет бытие человека, который является ее неотъемлемой частью.
В последних словах поэтесса, подводит итог всей своей мысли, приводя пример смертного конца каждого из нас, тем самым приводя ярчяйшее доказательство, неотъемлемой близости человека и земли, и роли последнего приюта, который она выполняет.
В заключение, можно обособить все вышенаписанное и сделать вывод, что Анна Ахматова, очень тонко и ясно продемонстрировала родства человека и земли, как его матери, из которой он вышел и в которую вернётся после своей смерти. Стихотворение мне очень понравилось, за глубокий смысл, и актуальную тему, затронутую в произведение, Ахматова приблизила нас к таким важным понятиям как родная земля.
По плану
- Анализ стихотворения Блока О весна без конца и без краю
Александр Александрович Блок – замечательный поэт, удивительный человек, с тонкой и чувствующей душой. Каждое его произведение пронизано эмоциями, чувствами, глубоким смыслом. Сегодня более подробно хочется поговорить о произведении - Анализ стихотворения Некрасова Соловьи 6, 5 класс
Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт позапрошлого века. Являясь потомственным дворянином, ему были небезразличны судьбы крестьянства. Диалектика души поэта находит свое отражение во множестве написанных произведений, - Анализ стихотворения Есенина Голубая кофта синие глаза
Под конец своей жизни Есенин начал писать маленькие стихотворения. Насчитывается больше десятка таких маленьких произведений, одним из них является стихотворение «Голубая кофта…». - Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый дом
Тоска по родине вдохновила автора Сергея Есенина на написания столь трогательного стихотворения « Я покинул родимый дом». В данном произведении автор пытается донести до читателя свою глубокую тоску по прошлому по отчиму дому, - Анализ стихотворения Фета В душе измученной годами
Стихотворение Фета “В душе измученной годами” речь идет о юной красивой девушке которая свела его сума. Он описывает, как она вошла в его душу и осталась там на долгие года. Он не может забыть ее улыбку, глаза и нежный образ.
Источник: https://analiz-stihov.ru/ahmatova/rodnaya-zemlya
«Родная земля» А. Ахматова
«Родная земля» Анна Ахматова
И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
<\p>
После революции у Анны Ахматовой было довольно много возможностей покинуть мятежную Россию и перебраться с сытую, благополучную Европу. Однако каждый раз, когда поэтесса получала подобное предложение от родственников или же друзей, то испытывала чувство досады.
Она не могла понять, как можно жить в другой стране, где все кажется чужим и непонятным. Поэтому еще в далеком 1917 году она сделала свой выбор, заявив, что намерена разделить участь собственной родины.
Первые послереволюционные годы превратились для Ахматовой в настоящий кошмар.
Пережив арест и расстрел своего бывшего супруга Николая Гумилева, а также потерю многих друзей, которые погибли в лагерях, Ахматова, тем не менее, отказалась покидать Россию.
Здесь она пережила арест собственного сына, встретила своих последующих супругов и воочию убедилась, что внешний враг может сплотить русский народ, превратив в мужественных воинов даже женщин, детей и стариков.
Пережив ужасы блокадного Ленинграда, голод, смертельную опасность и даже угрозу репрессий, в 1961 году Анна Ахматова написала стихотворение «Родная земля», приуроченное к 20-летию начала Великой Отечественной войны.
В нем речь идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе — плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем.
Однако в советские времена отношение к земле было несколько иным, поэтому поэтесса пишет, что ее « в заветных ладанках не носим на груди, о ней стихи навзрыд не сочиняем».
Действительно, к 60-м годам прошлого века традиция поклоняться родной земле осталась в прошлом. Однако Ахматова была убеждена, что в душе каждого человека жива этническая память, которая аккумулировалась многими поколениями.
Да, люди, привыкшие работать в поле, попросту не обращают внимание на землю, которая забирает у них так много сил. «Для нас это грязь на калоши», — убеждена поэтесса. Однако она также прекрасно осведомлена, что без этой самой «грязи» ни один русский человек не представляет своей жизни.
Хотя бы потому, что после окончания жизненного пути именно земля принимает в себя тела людей, становясь для них вторым домом. «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею», — отмечает Ахматова.
И в этих простых строках заключен высший смысл, так как совсем не нужно петь дифирамбы родной земле, достаточно лишь помнить о том, что она является частичкой всеобъемлющего понятия «родина».
Источник: https://pishi-stihi.ru/rodnaya-zemlya-ahmatova.html
Анна Ахматова – Родная земля: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой
В последние годы жизни в творчестве Ахматовой появляются темы глубокого философского анализа собственной судьбы, которая была очень непростой. Поэтесса принадлежала к старому, сметенному советской властью, миру.
Она резко отрицательно отнеслась к революции, но, даже предчувствуя будущие страдания, не пожелала покинуть Россию. Верность Родине обернулась расстрелом мужа и ссылкой любимого сына. Творчество Ахматовой не признавали, она постоянно чувствовала на себе пристальное внимание карательных органов.
Все эти беды не поколебали безграничного патриотизма поэтессы. В тяжелые годы Великой Отечественной войны произведения Ахматовой вновь появляются в печати и пользуются огромной популярностью.
К очередной годовщине начала самого страшного в истории страны испытания поэтесса написала стихотворение «Родная земля» (1961 г.), в котором дала свое объяснение патриотизма.
Эпиграфом к произведению Ахматова сделала заключительные строки из собственного стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…». Спустя сорок лет поэтесса продолжает начатую очень давно тему. Она имеет в виду людей, для которых политический режим не имеет никакого значения перед главной ценностью – родной землей.
Такие люди не смогли покинуть страну, даже испытывая ненависть к советскому строю. Они пренебрегали собственным благополучием и жизнями ради своей земли. Их патриотизм лишен патетики и героизма. Такие люди не стремятся во всеуслышание заявить о своих чувствах, рассчитывая на одобрение («стихи навзрыд не сочиняем»).
Ахматова намекает на тех лжепатриотов, которых полным-полно как за рубежом, так и в Советском союзе. Их восторженные признания в любви к Родине основаны только на материальной выгоде. Россия стала для них «предметом купли и продажи».
Так уж сложилось, что самые страшные бедствия раскрывают истинную сущность людей. Во время Великой Отечественной войны многие противники советской власти оставили свои убеждения и выразили полную поддержку русскому народу. Большое число людей вернулось в Россию, чтобы вступить в ряды ее бойцов.
Своим примером они подтвердили мысли Ахматовой об истинных патриотах.
Для поэтессы Родина – сама русская земля в буквальном смысле («грязь на калошах», «хруст на зубах»). Только по-настоящему ощутив, насколько эта земля может быть дорога, можно считать ее своей. Ахматова считает, что русский человек должен умирать на родной земле. Тем самым он становится ее частью, и даже после смерти приобщается к Родине.
Трагическая судьба Ахматовой позволяет ей с полным правом называть русскую землю своей. Ее жизнь – образец настоящего патриотизма, который заслуживает большого уважения.
Популярные тематики стихов
Читать стих поэта Анна Ахматова — Родная земля на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/anna-axmatova-rodnaya-zemlya/
“Родная земля” Ахматовой: анализ, особенности :
Тема родины в произведениях Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест.
Поэтесса нередко задумывалась над тем, что человек может обладать принадлежностью к чему-то большему, чем является он сам. И в частности он связан незримыми узами со своей родной землей.
Подобные мотивы и подвигли поэтессу написать произведение «Родная земля» в 1961 году. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой.
Произведение об отношении к земле
Анализ «Родной земли» Ахматовой можно начать с того, что с первых строк произведение провоцирует недоумение у читателя. Ведь патриотичное название абсолютно идет в разрез с его содержимым. В нем нет никаких хвалебных од, а главный образ – родная земля – сравнивается с грязью, прилипшей к калошам.
Однако это сравнение говорит намного громче и значимее, чем любая похвала в адрес родины. Анализ стиха «Родная земля» Ахматовой демонстрирует, что поэтесса не выделяет себя из русского народа, и она пишет о том, что среди широких народных масс понятие «Родина» стало обесцениваться.
Люди забывают о том, что для них должна значить родная земля, не осознают ее святости и воспринимают ее как нечто само собой разумеющееся. Родина сравнивается с грязью на калошах.
Перемена отношения к святыне
Стихотворение нельзя назвать замысловатым. Оно написано простым, однако искренним языком. Анализ «Родной земли» Ахматовой показывает: в начале стихотворения поэтесса отмечает, что землю люди не носят в «заветных ладанках».
Когда-то в древние времена землю именовали «святой», однако в послереволюционные времена отношение к ней стало другим. Все, что наделялось мистическим смыслом, опровергалось.
Саму родину народ стал любить как родной край, а земле отводилась роль плодородной почвы.
К началу 60-х годов прошлого столетия традиция поклонения родной земле осталась в прошлом. Однако поэтесса напоминает нам, что почитание родной земли должно жить в каждом человеке. Невозможно истребить этническую память, которая накапливалась столетиями.
Конечно, те люди, которые не работают в поле, не обращают внимания на землю. Но без этой самой «грязи», приставшей к калошам, жизнь невозможна. И землю нужно почитать хотя бы по той причине, что после смерти каждый человек возвращается в нее, отдает ей свое бренное тело.
В простых словах Ахматовой заключается глубокий сакральный смысл.
Обличение
Проводя анализ «Родной земли» Анны Ахматовой, школьник может указать: произведение достаточно короткое, однако оно обладает мощной обличительной силой. Заключительные строки раскрывают важнейшую философскую истину об отношении к родной земле. Человек снова становится одним целым со своей родной землей после того, как умирает.
Он превращается в ее часть, и в этих словах поэтесса раскрывает глаза на то, что земля не является обычной грязью. Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой по плану должен содержать в себе указание на то, что произведение это отражает тему родины. Эта тема была важнейшей для поэтессы.
Родина должна обладать священным статусом, о ней должен памятовать каждый, кто имеет представление о своей сути и своем призвании.
Отношение поэтессы к родным краям
Анализ «Родной земли» Ахматовой можно дополнить информацией о том, как относилась к родине сама поэтесса. Ахматова была истинной патриоткой.
Она навсегда связала свою жизнь с родной Россией и не покинула страну даже после тяжелых испытаний, которые выпали на ее долю. Ее произведения отказывались печатать, два раза ее сын был арестован. Первого супруга Ахматовой расстреляли.
Однако даже все эти страшные обстоятельства не смогли угасить в ее сердце любви к родным краям.
Ахматова не стала переезжать в Европу ни в 1917 году, ни позднее, когда ее настойчиво звал с собой Н. Гумилев. Она не осознавала, как можно быть счастливой в чужих краях.
Поэтесса пережила все ужасы блокадного Ленинграда, смертельную опасность. Ахматова даже находилась под угрозой репрессий.
И в своем произведении она пишет о земле как о плодородном черноземе, который и по сей день почитается хлеборобами.
Два значения слова «земля»
В анализе «Родной земли» Ахматовой можно указать, что в произведении раскрываются два значения слова «земля» – с одной стороны, это родина, на которой человек рождается, живет и умирает; с другой – это почва, благодаря которой кормится народ.
И данные значения не противостоят друг другу. Напротив, они дополняют друг друга своим смыслом и содержанием. В каждой из строк произведения раскрывается то одно значение этого понятия, то другое.
Но для самой Ахматовой эти слова являются неразделимыми, ведь одно невозможно без другого.
Не только для поэтессы, но и для других людей родная земля не стала обетованным раем. Многие во времена Ахматовой были подвергнуты гонениям, преследованиям.
Земля оставалась «хрустом на зубах», однако ее вины в бедах простых людей нет – ведь исторические события создаются теми, кто управляет народом. Земля же представляет собой физическую форму, способную давать жизнь.
В заключительной части произведения указывается, что рожденный на земле человек в конце жизни становится ее частью. И это важнейшие события в круге жизни, что и придает земле статус святыни.
Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой: размер стихотворения
Также особенно стоит отметить необычность размера, которым написано поэтическое произведение. Начинается оно пятистопным ямбом.
Затем этот размер сменяет трехстопный анапест, а после этого – четырехстопный анапест.
Зачем же поэтессе оказалось необходимым подобное переключение ритмов? Это нужно для того, чтобы разделить стихотворение на разные по смыслу эмоциональные части и логическое завершение произведения.
Источник: https://www.syl.ru/article/367527/rodnaya-zemlya-ahmatovoy-analiz-osobennosti
Родная земля Ахматовой: анализ стихотворения
Эпатажная, неординарная, талантливая – таков образ Анны Ахтматовой, оставшийся в наследие потомкам. Её темы были различными: гражданскими, философскими, лирическими. Но есть в её творчестве одно малоизвестное произведение, выпадающее из обоймы типичных для неё творений. Темой его стала родная земля.
Анна Ахматова
Анализ – метод логический, можно ли с его помощью изучать столь тонкие и порой мистические вещи, как стихи? Попытаемся.
Простая украинская фамилия Горенко была у Ани в детстве. Именно стремление к творчеству подвигло её взять родовую фамилию бабушки – татарской княжны: так она исхитрялась прятать от отца свои опубликованные стихи под фамилией Ахматова.
https://www.youtube.com/watch?v=Py2BAdRaivY
Анна была обычным ребёнком с типичными для её возраста наклонностями и интересами. Не давали ей покоя лишь стихи, которые рождались из сердца. Она писала на те темы, к которым была неравнодушной, на которые отзывалась душа.
Ей довелось побывать в самых разных точках планеты, видеть самые различные национальные и культурные традиции, наводившие на размышления о судьбах мира. Любовь, влюблённость, поклонники, переживания и впечатления рождали стихотворную лирику, выходившую из-под её пера. Источниками вдохновения для неё были Пушкин и Державин.
Но одна тема долгое время ей была чужда – есенинское язычество, природопоклонство, ощущение вечной связи с окружающим миром и бесконечности жизни.
А был ли есенин?
Ахматова никогда не упоминала о какой-либо симпатии к Есенину или склонности к его поэтическим образам. Да и на первый взгляд поэты отличались стилем и тематикой своих произведений. Но не сыграл ли свою роль в более позднем мировоззрении Анны “опыт, сын ошибок трудных”?
Ахматовой выпало на долю немало испытаний: война, голод, потеря любимого мужа, арест сына, гонения и несправедливость в отношении неё. Блеклая тень дорогого сердцу Ленинграда встретила её после войны. Всё это обрушилось на поэтессу и, несомненно, навеяло размышления и повлияло на мировоззрение.
Ахматова на протяжении лет размышляла о судьбах человечества в тоне гражданском, социальном, но вряд ли можно найти в её ранних работах даже намёк на поклонение природе. Родина гражданская не отождествлялась в её молодом уме с землёй-матушкой. И совсем иное впечатление оставляет анализ стиха Ахматовой “Родная земля”.
Язычество в творчестве Анны Ахматовой
В 1961 году увидел свет несколько нелогичный и нетипичный стих “Родная земля” Ахматовой. Анализ этого небольшого произведения проводился не раз, и обычно специалисты относили его к так называемой гражданской лирике. Вероятно, такие выводы навеяны образом родины, которую игнорируют, не замечают и топчут, считая чем-то само собой разумеющимся.
Под иным углом зрения может производить и другое впечатление “Родная земля” Ахматовой: анализ мыслей “между строк” заставляет утверждать, что этот текст прекрасно иллюстрирует многовековое язычество, свойственное всем рождённым на Руси.
Что же есть язычество? Это одушевление и обожествление сил природы, восприятие ее явлений как проявлений извечного, выходящего за рамки человеческого понимания и жизни. Где же в строках Ахматовой всё это?
“Родная земля” Ахматовой
Анализ этого стиха непрост, как и сам текст. По сути, здесь происходит прославление от обратного: поэтесса показным цинизмом и равнодушием словно понижает уровень святости родной земли. “В заветных ладанках не носим на груди”, – холодно констатирует автор, озвучивая современного человека. Что слышно в этих словах: грусть, сожаление, тоска? Кажется, что одно равнодушие.
Дальше – больше. Ахматова изрекает: “Да, для нас это грязь на калошах”, – тем самым полностью нивелируя значение страны-родины и земли как родины для миллиардов людей.
Добившись от читателя 3D-эффекта, ощущения присутствия, поэтесса внезапно бьёт в самое сердце, идёт вглубь страха каждого – напоминает о неминуемом конце.
Всего несколькими словами она добивает гордого и равнодушного современника: “Но ложимся в неё и становимся ею”.
Именно в этих нескольких строках кроется суть стихотворения: наружу выходит глубинное языческое мироощущение, представляющее землю вечным живым существом, праматерью и могилой всего сущего.
И перед этим последним безжалостным ударом по современному бездушию поэтесса словно невзначай бросает строчку о безгрешности земли, её святости: “Тот ни в чем не замешанный прах”. Такой исход раскрывает перед нами Ахматова. “Родная земля”, анализ стихотворения демонстрирует это, предстаёт многоплановой картиной бытия. Мастерица слова и язычница!
Земля-матушка
Так к гражданской ли лирике относится “Родная земля” Ахматовой? Анализ, приведённый выше, достаточно субъективен, однако имеет право на существование, особенно сегодня, в век бездумного потребительского отношения к окружающей среде и одновременного открытия сокровенных знаний о происхождении и предназначении человека.
Земля испокон веков была символом плодородия, рождения и материнства. Да так оно и есть: из земли произрастает и проистекает всё насущно необходимое для человека. Как же так выходит, что жители прекрасной планеты Земля остаются равнодушными к своей кормилице, а порой и жестокими? Об этом и заставляет поразмыслить стихотворение.
“Что же есть источник нашей жизни и прибежище в смерти?” – спрашивает Ахматова. Родная земля! Анализ строк поэтессы не оставляет сомнений в ответе.
Источник: https://autogear.ru/article/191/720/rodnaya-zemlya-ahmatovoy-analiz-stihotvoreniya/
Анна Ахматова. Критика. Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой
Г.Ю. Сиднев, И.Н. Лебедева
Тема Родины — сквозная в творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Это многолетний внутренний спор поэта — и с идейными оппонентами, и с собственными сомнениями. В этом диалоге можно отметить три заметные вехи — «Мне голос был…
» (1917), откуда прослеживается весь дальнейший творческий путь Ахматовой: «Не с теми я, кто бросил землю…
» (1922) как продолжение и развитие гражданской линии; «Родная земля» (1961), где подводится итог длительному философскому спору о том, что есть Родина, о сложной сути эмоциональных и нравственных взаимоотношений с ней.
Предметом рассмотрения предлагаемой статьи является стихотворение «Родная земля»; совершенство его формы и естественность звучания достигаются большой, не видимой читателю работой. Представить себе процесс и объем этой работы не только интересно, но и необходимо для постижения всего богатства содержания и мастерства большого поэта.
Родная земляИ в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.
1922
В заветных ладанках не носим на груди,О ней стихи навзрыд не сочиняем,Наш горький сон она не бередит,Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своейПредметом купли и продажи,Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,О ней не вспоминаем даже.Да, для нас это грязь на калошах,Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошимТот ни в чем не замешанный прах.Но ложимся в нее и становимся ею,Оттого и зовем так свободно — своею.
(«Бег времени»)
Избрав традиционную форму сонета, А.А. Ахматова обогащает ее смелыми новаторскими находками. Философская заданность, ямбическое начало напоминают о сонетах Шекспира.
Сохраняется соотношение строф, подчеркивающее художественную логику развития мысли: первый катрен — тезис (завязка); второй катрен—развитие тезиса; третий катрен — антитезис (кульминация); заключительное двустишие—синтез (развязка).
Однако ритмическое разнообразие, интонационное богатство и образное содержание стихотворения свидетельствуют о том, что это сонет нового типа, уникальное творение яркого и самобытного поэта. Вот почему особенно интересным представляется то, как Ахматова, доводя до гармонического совершенства форму, строит ритмику и работает над словом.
Прежде всего необходимо напомнить, что размер и ритм не одно и то же. Размер — это форма, объединяющая множество силлабо-тонических стихов с однотипно упорядоченными ударными и безударными слогами, и в каждом конкретном случае он несет в себе строго индивидуальный ритм, который является смыслообразующим элементом стиха.
Семантика того или иного стихотворного размера зависит от смысла и ритма фраз, составляющих размер. Но часто бывает, что один ритм способствует развитию доминирующего настроения в стихах, другой нет. У Ахматовой сложный интонационный орнамент подчеркивает, усиливает смысловую ассоциативность.
Все стихотворение представляет собой ритмический монолит с очень подвижными ритмикосмысловыми и ассоциативными соединениями, образующими опорные ритмические параллели.
Подлинное мастерство автор сонета обнаруживает в том, что ритм стихотворения существует не сам по себе, он обеспечивает исключительный простор для развития лирического сюжета. Строгий ямб первых двух катренов свидетельствует об экспрессии, усиленной подчеркнутым лаконизмом.
Каждый катрен традиционного сонета графически отделяется от остальных. Ахматовский сонет в этом не нуждается.
В идейном раскрытии темы можно отметить и следующую ритмосмысловую связь: количеством слогов и расположением последних ударений строки последнего двустишия ритмически перекликаются с шестистопными ямбическими строками, что подчеркивает следующий ход мысли: «В заветных ладанках не носим на груди» — «Но ложимся в нее и становимся ею». Отрицание переходит в утверждение качественно новой мысли.
Взаимосвязь всех структурных элементов сонета явственно вводит его в тематическую общность со всем патриотическим творчеством Анны Ахматовой. Начиная с эпиграфа, ритмически как бы продолженного в стихотворении, смысловая связь постоянно поддерживается грамматическими параллелями: нет людей бесслезней — стихи навзрыд не сочиняем; надменнее и проще нас — оттого и зовем так свободно…
Наконец читатель, знакомый с поэзией Ахматовой, легко обнаружит структурную (а следовательно, и художественную) связь концовки сонета с вариантом концовки стихотворения, вынесенного автором в эпиграф: «Но ложимся в нее и становимся ею…» — «и в мире нет людей бесслезней…».
Возникший в самом начале «поэтический резонанс» достигает наивысшей точки, что и позволяет в заключительных строках, внешне лишенных экспрессии, произвести подлинный эмоциональный взрыв. Этот художественный эффект — результат неуклонного следования поэта двум важнейшим стилевым принципам. Первый из них — лаконизм.
Ахматова была твердо убеждена, что каждое, даже небольшое стихотворение, должно нести огромную эмоциональную, нагрузку — образную, смысловую, интонационную. Второй — ориентация на живой разговорный язык, обусловливающая ту естественность поэтической речи, которая в русской поэзии в первую очередь связана с именем Пушкина.
Создается ощущение, что автор без видимых усилий использует и сталкивает различные речевые стили: традиционной возвышенно-поэтической лексике противопоставлены слова с нарочито сниженной специфической эмоциональной окраской. Торжественность же размышлений с последующим значительным выводом зачастую создается как бы вопреки употребленной сниженной лексике.
Ахматова не боится рифмовать (а рифмы у большого поэта всегда являются смысловыми центрами) калошах и крошим. Напротив, эта рифма необходима ей — для того, чтобы взорвать ее патетически-возвышенным: на зубах — прах. Отметим, что данная рифма увенчивает третий, кульминационный, катрен, подготавливающий развязку-синтез.
Интересно употребление в этом стихотворении тропов — слов с переносным значением. Метафора вообще редко присутствует в стихах Ахматовой. Одним из главных элементов образности для нее является эпитет, обновление которого идет в ее поэзии издавна. Вспомним хотя бы такие строки из стихотворения «Слушая пение»:
Женский голос, как ветер, несется,
Черным кажется, влажным, ночным…
Здесь при помощи эпитетов переданы новые, неожиданные свойства слышимой музыки, выражено неземное ощущение реальности. И естественно было бы ожидать аналогичный художественный прием в «Родной земле».
Однако вместо этого обнаруживаем вполне традиционные, ставшие поэтическим штампом «заветные ладанки», «обетованный рай» — да еще соседствующие с выражениями: «грязь на калошах», «мелем, и месим, и крошим».
Сочетание в одном стихотворении таких противоречащих друг другу образов — это не внешний прием смешения высокого стиля с низким, не просто противопоставление разных начал, противоположных мироотношений, а новая гармония, позволяющая органически связать традиционно-поэтическое с обыденным, неброским, но истинным в своей глубине чувством.
Стремясь к предельному лаконизму выражения этого чувства, Ахматова прибегает к «смысловому наложению», отчего слово обретает особую емкость и многозначность.
Так, сразу в нескольких значениях выступает ключевое слово земля, причем его семантическая доминанта от строки к строке постоянно движется, изменяется и усложняется, поскольку семантическое поле этого слова не поддается четкому разграничению на основную и периферийную части.
Это и символический атрибут (ладанка) принадлежности человека к тому краю, где он родился, и обобщенное его значение — Родина, страна, государство, и почва, поверхность нашей планеты. Наложению смысла способствует то, что само слово земля упоминается только в заглавии стихотворения. В дальнейшем это слово заменяется на местоимения она или это.
Ассоциативные связи обеспечиваются подбором слов-сигналов, образующих необходимый контекст: рай, грязь, хруст, прах. Кроме того, ключевое слово, в связи с той или иной его семантической доминантой, объединяет различные по отношению к нему действия: не носим, не вспоминаем, мелем, и месим, и крошим. И в заключительной части стихотворения все значения объединяются на качественно новом смысловом уровне:
Но ложимся в нее и становимся ее,
Оттого и зовем так свободно — своею.
Или:
Наш горький сон она не бередит…
Обращают на себя внимание следующие словосочетания: горький сон и не бередит сон. Горькими могут быть слезы, обиды, воспоминания или доля; бередить можно раны, в том числе душевные.
Слово сон, следовательно, выступает в необычных для него сочетаниях. Но психология художественного восприятия исключает лингвистические недоумения.
Прозрачность отмеченного художественного образа позволяет избегнуть его перетолкования.
Аналогичной контаминации смыслов подвергается слово в строке: о ней стихи навзрыд не сочиняем… Здесь объединяются словосочетания: плакать навзрыд и сочинять стихи — создавать поэтические обращения к Родине, проникнутые слезной сентиментальностью.
В еще более сложные ассоциативные связи вступают слова в следующих строках стихотворения:
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Эпитет не замешанный выступает в значении не виновный, о чем свидетельствует и контекст: ни в чем не замешанный. Однако глагол месим в предшествующей строке вызывает ассоциативное значение не замешенный, т. е. не превращенный в вязкую массу.
Особый эффект данный прием должен произвести именно в поэзии, рассчитанной на прочтение вслух, на звучание стиха. Остается добавить, что именно здесь, в кульминационном месте сонета, где в тугой узел завязываются все ритмико-интонационные и семантико-ассоциативные линии, отмеченное смысловое наложение окончательно формирует тему сложных взаимоотношений человека и родины.
Л-ра: Русский язык в национальной школе. – 1990. – № 6. – С. 31-33.
Биография
Произведения
Критика
Ключевые слова: Анна Ахматова, акмеизм, поэты серебряного века, критика на творчество Анны Ахматовой, критика на стихи Анны Ахматовой, анализ стихов Анны Ахматовой, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, русская литература 20 века<\p>
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20160726-rodnaya-zemlya-anny-ahmatovoj-lingvostilisticheskij-analiz
Анализ стихотворения Ахматовой “Родная земля”
Серебреный век .
Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля.
Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра любовного дневника, жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории. Ахматова написала о А.С.
Пушкине: Он не замыкается от мира, а идет к миру. Это была и ее дорога к миру, к ощущению общности с ним. Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.<\p>
В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой Родная земля вынесены две финальные строчки стихотворения, сочиненного самой Ахматовой в послереволюционные годы.
А начинается оно так:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзания врагам.<\p>
А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом. Дело в другом.
Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным народом, она сможет сохраниться как личность и как поэт. И это предчувствие оказалось вещим. В тридцатые шестидесятые годы ее поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением общечеловеческих страданий.
Стихотворение Родная земля подводит своеобразный итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет двойной смысл. Земля – это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто почва, по которой ходят люди. Ахматова как бы возвращает значению утраченное единство.
Это позволяет ей ввести в стихотворение замечательные образы: грязь на калошах, хруст на зубах, – получающие метафорическую нагрузку. В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни грани сентиментальности.
Первое четверостишие построено на отрицании тех действий, которые принято связывать с проявлением патриотизма:<\p>
В заветных ладанах не носим на груди,<\p>
О ней стихи навзрыд не сочиняем ….<\p>
Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого, мужественного взгляда на Россию.
Анна Ахматова не воспринимает свою страны как обетованный рай – слишком многое в отечественной истории свидетельствует о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия, которые родная земля приносит живущим на ней. Есть гордая покорность той доле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет никакого вызова.
Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом слабость патриотизма Ахматовой. Любовь к России не является для нее итогом пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь дана ей изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоком и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим коррективам. Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телесно слиться с нею после смерти:
Но ложимся в нее и становимся ею,<\p>
Оттого и зовем так свободно своею.<\p>
В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически. Первые восемь строк построены, как цепь параллельных отрицательных конструкций.
Концы фраз совпадают с концами строк, что создает мерную настойчивую информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба. После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена размеров на протяжении одного стихотворения явление достаточно редкое в поэзии.
В данном случае этот ритмический перебой служит для противопоставления потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки воспринимается коллективным лирическим героем родная земля.
Заявление это носит достаточно сниженный характер, что усиливается анафорическим повтором:<\p>
Да, для нас это грязь на калошах,<\p>
Да, для нас это хруст на зубах ….
И, наконец, в финале трехстопный анапест сменяется четырехстопным. Такой перебой метра придает двум последним строкам широты поэтического дыхания, которые находят опору в бесконечной глубине заключенного в них смысла.
Поэзия Анны Андреевны Ахматовой питалась – даже в первоначальных стихах чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче … О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа. (К. Чуковский)
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Июль 1922
Петербург
Источник: https://www.studsell.com/view/11248/