Проблема мести и великодушия. Аргументы к сочинению
Проблема мести и великодушия важнейшая во многих произведения как русской, так и зарубежной художественной литературы.<\p>
Источником мести всегда выступает гордыня человека, заставляющая думать, что он лучше и выше других, что обида, нанесённая ему, не может быть прощена, но только отомщена, очень часто жизнью обидчика.
Великодушие, напротив, это умение прощать, способность откликнуться на просьбу о помощи и добровольно отказаться от собственных благ в пользу других – словом, всё то, что принято называть душевным благородством.
Так,<\p>
мы видим, что главный герой не хочет проявить великодушие и простить своего товарища – Владимира Ленского – за маленький обман, когда тот, приглашая Онегина на именины Татьяны Лариной, говорит, что будут лишь близкие люди, тогда как на праздник уже приглашены все соседи и дальние родственники.
Евгений Онегин затевает игру и весь вечер флиртует с Ольгой Лариной – невестой Владимира Ленского. Итогом этой «мести» был вызов на дуэль, от которой главный герой не в силах отказаться. Онегин не может признать свою неправоту и попросить прощения. Его страшит «мненье света», который непременно осудит его за слабость и отказ от поединка.
<\p>
Переполнен местью и другой герой А.С. Пушкина.<\p>
не может простить главного героя – Петра Гринёва – за то, что тот оказался счастливее его и Маша Миронова отдала сердце не ему, Швабрину, а именно Гринёву. Швабрин вызывает Гринева на дуэль, где, воспользовавшись невнимательностью соперника, подло ранит его.
В дальнейшем Швабрин силой удерживает Машу Миронову у себя, принуждая её выйти за него замуж и грозясь в противном случае выдать её Пугачеву как дочь коменданта Белогорской крепости, оказавшего повстанцам сопротивление и за это повешенного.
Не прощает герой Гринёву и того, что тот, обратившись за помощью к Пугачеву, вызволяет Машу из плена Швабрина. Мы можем догадаться, что это именно Швабрин пишет донос на Гринёва, где сообщает, что тот якобы перешёл на сторону Пугачева и пользуется расположением главаря бунтовщиков.
В результате этого доноса Гринёв арестован и его ждет неминуемая смерть за предательство, от которой его спасает лишь любовь Маши и великодушие самой императрицы, которую растрогал рассказ героини обо всём случившемся, и она решает помиловать Гринёва.
Великодушным в повести оказывается и сам Емельян Пугачёв. Так, он не забывает милости, оказанной ему Петром Гринёвым, когда тот дарит Пугачеву шубу как благодарность за своё спасение во время метели. Пугачёв узнаёт Гринёва и его дядьку Савельича и отпускает Гринёва на все четыре стороны даже после того, как главный герой в категоричной форме отказывается присягать бунтовщику на верность.
Великодушен лирический герой стихотворения<\p>
Он влюблён в женщину, но, зная, что сердце возлюбленной не может ему принадлежать, не хочет огорчать её непрошеными чувствами и лишь желает, чтобы её когда-нибудь любили так же нежно и искренне, как сейчас любит её он сам.
Ещё одну героиню произведения А.С. Пушкина терзает чувство мести. Вернее, даже не героиню, а её призрак.
Это графиня<\p>
Она жестоко мстит Германну за свою смерть и за обман, на который пошёл герой ради получения сведений о трёх заветных картах.
Призрак графини зло смеётся над Германном, когда в игре ему выпадает не желанный туз, а дама. В результате герой сходит с ума и заканчивает свои дни в лечебнице для душевнобольных.
Проблема великодушия и мести играет важную роль и<\p>
Грушницкий не может простить счастливого соперника Печорина за то, что княжна Мери отдаёт ему предпочтение. Он желает мстить и выбирает для этого очень некрасивый способ – клевету. Он обвиняет Печорина в том, что тот тайно посещает княжну Мери по ночам.
Конечно же, после таких слов, сказанных прилюдно, Печорин не мог не вызвать Грушницкого на дуэль. Но и во время дуэли Грушницкий продолжает вести себя подло, с помощью секундантов он решает дать своему сопернику пистолет с холостыми патронами, но Печорин по счастливой случайности узнаёт об этом.
Во время поединка, когда наступает очередь стрелять Печорину, главный герой просит заменить пистолет и, проявляя таким образом великодушие, обращается с призывом к Грушницкому отказаться от клеветы в свой адрес и примириться. Но обида Грушницкого так велика, что он отказывается признавать свою вину.
Для него лучше принять смерть, поэтому он говорит Печорину, что если тот оставит его в живых, то он встретит его однажды и посчитается с ним окончательно.
Страшная месть за предательство своих земляков и Родины, да ещё и не просто от кого-то, а от рук собственного отца, ждала героя<\p>
Сын главного героя Андрий влюбляется в польскую панночку и ради неё предаёт казаков, перейдя в стан врага. Тарас Бульба не может простить сыну измены, для главного героя честь превыше всего, поэтому он убивает собственного ребёнка.
проявляет великодушие к своему идеологическому сопернику – Павлу Петровичу Кирсанову.
На дуэли, на которую Базарова вызвал Кирсанов, якобы оскорбившись отношением главного героя к Фенечке, Павел Петрович получает ранение.
Но Базаров проявляет великодушие и, вместо насмешек над неудачливым соперником, помогает ему. Перевязав рану Кирсанова, Евгений, не сказав о происшествии ни слова, уезжает из поместья.
мы видим, как Андрей Болконский страдает, желая отомстить Анатолю Курагину, уговорившему Наташу Ростову на побег и незаконный брак. Все мысли Болконского только о том, какое наказание он изберёт для своего соперника. Но всё меняется, когда во время Бородинского сражения Андрея тяжело ранят и он, лежа в лазарете, вдруг осознаёт, что, несмотря ни на что, любит Наташу, а вместе с нею и весь мир.
И, даже увидев на соседнем койке раненого Анатоля Курагина, не чувствует к нему прежних чувств вражды и мести. Вместо этого в его сердце пришла любовь, о которой так много говорила сестра Марья и которую прежде Андрей понять не мог. Эта любовь ко всем ближним, к угнетающим и оскорбляющим нас, любовь, что заставляет подставлять правую щеку, когда ударят по левой, та любовь, которой учит Бог.
Великодушен и другой герой романа – Пьер Безухов. Он знает об изменах своей жены Елен, но продолжает содержать её и оплачивать безумные расходы на туалеты и драгоценности. Пьер не может по-другому, ведь для него брак – это в первую очередь ответственность.
И пусть жена перестала быть ему по-настоящему женой, перед Богом и людьми они венчаны, поэтому его долг быть с ней до конца. Пьер вызывает на дуэль любовника Елен Долохова, ранит его, но потом глубоко раскаивается в своём поступке, ему нестерпимо больно, что он мог опуститься до подобного, пусть даже его честь глубоко задета.
Великодушие Безухова проявляется и тогда, когда он всеми усилиями пытается спасти Наташу Ростову от позора после неудавшегося побега с молодым Курагиным: он ездит по знакомым и на все расспросы о случившемся отвечает, что было лишь предложение руки и сердца, на которое Наташа ответила отказом.
Он же даёт Анатолю деньги, лишь бы тот уехал подальше от Москвы и не подогревал интерес к произошедшему.
Проблема великодушия занимает важнейшее место и<\p>
Недаром писатель избирает в качестве эпиграфа фразу из Евангелия «Мне отмщение и аз воздам», что значит – не мстите за себя, но предоставьте это дело Господу.
Муж Анны – Алексей Александрович Каренин – хочет простить жену за измену, но делает это больше умом, чем сердцем. Только однажды он по-настоящему чувствует прощение по отношению к Анне: во время её родов, когда она, умирая, просит мужа простить её и позаботиться о новорожденной дочери.
Сердце Алексея Александровича наполняется любовью и милосердием к страданиям жены. Но длится это недолго: Каренин так и не смог до конца открыть свою душу состраданию, он запрещает Анне видеться с сыном Сергеем, а мальчику говорит, что мать умерла.
Сам же надевает маску глубоко обиженного человека, чтобы хоть как-то смягчить позор и склонить общественное мнение на свою сторону.
Великодушен<\p>
Ценой собственной жизни он спасает мальчика больного дифтерией, отсасывая у него из горла дифтерийные плёнки, чтобы ребёнок не задохнулся. Дымов мог этого не делать, но долг врача и человеколюбие не позволили ему поступить иначе.
Ещё одного литературного героя, но тоже доктора, также можно назвать человеком с большой душой. Это<\p>
Пирогов с радостью откликается на слова другого персонажа произведения – отца семейства Мерцаловых, доведенного до отчаяния бедностью и болезнями детей и уже готового наложить на себя руки.
После осмотра доктор выписывает маленькой дочери Мерцалова рецепт, тайком оставляет крупную сумму денег и даже не называет своего имени.<\p>
также можно назвать великодушным человеком. Он любит свой народ и хочет вывести его из смрадных болот, где люди живут после, как их загнало туда более сильное и смелое племя.
Данко не щадит собственного сердца, которое вырывает из груди, чтобы оно могло осветить путь соплеменникам, сбившимся с пути.
Великодушен главный герой<\p>
Егор не выдаёт своего родственника Федора Ипатовича Бурьянова, когда тот с дружками избивает его до полусмерти за то, что, став вместо Бурьянова егерем, он запрещает охотиться и рыбачить в заповедном лесу. Бурьянов не может простить Егору обиду.
Сам, будучи человеком алчным, готовым за лишний рубль и всю липовую рощу на лыко ободрать, и рыбу динамитом глушить, Федор Ипатович не может понять бедного родственника Полушкина, за собственные деньги покупающего лебедей, чтобы вновь заселить их на Чёрном озере, отказывающийся от «дармовой», легкой наживы.
И Бурьянов мстит Егору за все – за потерю теплого местечка (хотя Полушкин никоим образом не напрашивался на место егеря), за наказание, что ждёт Бурьянова, если не предоставит начальству документы на лес, использованный при строительстве нового дома. Застигнутый Полушкиным во время того, как он с подельниками убивает лебедей на озере, Бурьянов избивает Егора.
Но даже при смерти Егор не выдаёт никого: он знает, что дома Бурьянова ждут маленькие дети, а может, надеется, что страх и раскаяние заставят Федора переосмыслить свою жизнь, стать другим человеком.
Проявляют великодушие и героини<\p>
прощая маленькой Люсеньке то, что она съела единственную отраду девочек из детского дома – золотых аквариумных рыбок.
В голодные годы Великой Отечественной войны в детском доме Люсенька была самой младшей, и старшие девочки мало интересовались, чем она живёт, что её волнует.
Узнав, что золотые рыбки пропадают по вине Люсеньки, девочки вначале злятся, но потом, хорошенько разглядев тонкую, почту прозрачную кожицу Люси, через которую просвечивают голубые жилки, прощают её и просят у нянечки кусочек хлеба, чтобы покормить ребенка, буквально умирающего от голода.
Источник: https://literarus.ru/russkiy-yazyk/podgotovka-k-ege-2/problema-mesti-i-velikodushiya/
Тема чести в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Тема чести в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Скачать сочинение |
В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, хотя понимает, что в случае огласки се репутации будет нанесен непоправимый урон.
По этическим нормам современной Пушкину эпохи, любовное послание незамужней девушки к малознакомому мужчине должно было расцениваться как опасный и безнравственный поступок.
Однако автор горячо вступается за свою героиню, говорит о глубине и искренности ее переживаний, о невинности се души:
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства…
Защищая честь Татьяны, Пушкин ставит героиню на недосягаемую для светских красавиц высоту. На ее стороне – подлинность чувства, внутренняя чистота, готовность пожертвовать собой ради любимого.
Для Татьяны честь – это, прежде всего, внутренняя правда и верность себе (вспомним, что уже ребенком героиня избегала демонстративного проявления чувств – «ласкаться не умела»).
Став княгиней, Татьяна отвергает ухаживания Онегина, которого все еще любит, поскольку верность согласуется с ее душевным строем, является ее внутренней потребностью, а не правилом, навязанным извне:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Если сюжетные ситуации, связанные с Татьяной, заключают в себе только предположительную возможность утраты героиней «чести», то в событиях, связанных с дуэлью между Онегиным и Ленским, проблема чести выходит па первый план и выступает главной движущей силой, определяющей действия героев.
Поступок Онегина (ухаживание за Ольгой на балу) представляется Владимиру черным предательством. Вызывая своего вчерашнего друга па дуэль, юноша полагает, что защищает собственную честь и честь своей невесты:
Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал…
Благородство и пылкость героя направлены на ложные цели.
Во-первых, чести Ольги ничто не угрожает (у Онегина и в мыслях не было всерьез ухаживать за Ольгой), а во-вторых, эпизод на балу обнаружил не столько коварство Онегина, сколько женское тщеславие Ольги, се неверность и отсутствие глубоких
чувств к жениху.
Но Владимир упорно рассматривает произошедшее сквозь призму знакомых ему литературных штампов: Ольга («двухутренний цветок») – невинная жертва коварного «развратителя» – Онегина. Урок, который намеревался преподать Онегин своему юному другу, не был тем усвоен.
Так и не расставшись с романтическими иллюзиями, Ленский гибнет напрасно, однако готовность героя защитить свои идеалы ценой собственной жизни не может не вызвать сочувствия. Ленский, при всей его наивности, безусловно, олицетворяет собой лучшие черты дворянской молодежи пушкинского времени (к числу которых относится и бескомпромиссность в вопросах чести).
Главного героя романа – Онегина – автор ставит перед лицом трагически неразрешимой ситуации: с одной стороны, Евгений, «всем сердцем юношу любя», не желает смерти друга, но, с другой стороны, отказ Онегина от дуэли навсегда обесчестил бы его в мнении «света», сделал бы посмешищем в глазах «глупцов».
Онегин, в отличие от Ленского, рассматривает возникший конфликт с позиций здравомыслящего и умудренного опытом человека. Он во всем обвиняет себя и сожалеет, что из-за минутной вспышки гнева «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно». Однако как для героя, так и для читателя – современника Пушкина – очевидно, что пути назад нет, отказ от дуэли немыслим:
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Не снимая ответственности с Онегина за смерть Ленского (Евгений «должен был обезоружить младое сердце»), автор указывает подлинных виновников трагедии – Зарецкого, светских «глупцов».
В пушкинском романс идея чести в ее традиционном толковании соотносится с нравственным содержанием происходящего, с реальной жизнью, и оказывается, что это фундаментальное (в системе этики русского дворянского общества) понятие нуждается в серьезной переоценке. Автор не низводит идеал чести до уровня «практической целесообразности», но всеми средствами (ходом развития сюжета, через внутренние монологи персонажей, путем непосредственного авторского комментария) доказывает: подлинное достоинство человека не может быть оценено посредством формальных критериев чести, оно не должно обесцениваться из-за обывательских предрассудков или «болтовни глупцов». Идеал чести имеет смысл только в контексте целостной системы нравственных ценностей, восходящей к народным этическим основам, в противном случае этот идеал превращается в механическое правило поведения и умерщвляет все лучшее в человеке.
44741 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p> |
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Тема чести в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Смотрите также по произведению “Евгений Онегин”:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00072201184864176283
Нравственные проблемы в романе Евгений Онегин
Работа Александра Сергеевича Пушкина над произведением «Евгений Онегин» происходила в сложный для России период. Написание романа продолжалось восемь лет.
За это время один правитель государства сменился другим, общество находилось в процессе переосмысления ключевых жизненных ценностей, изменялось мировоззрение и самого автора.
Отсюда и следует то, что в произведении подняты многие важные нравственные вопросы.
Во-первых, Пушкин затронул тему поиска смысла существования людей. В романе мы можем наблюдать жизнь персонажей в динамике, путь их духовного становления. Некоторым героям удалось найти истину, распознать правильные идеалы, пройдя через испытания. Другие последовали по неверной дороге, расставив приоритеты ошибочно, но так и не поняв этого.
В светском обществе тех времен бытовали свои законы. Молодые люди не стремились сделать существование осмысленным.
Они были заняты бессмысленной тратой родительских денег, праздным образом жизни, балами и развлечениями, постепенно деградируя, развращаясь, становясь похожими друг на друга.
Чтобы заслужить признание среди окружающих, достаточно было следовать веяниям моды, хорошо танцевать, говорить по-французски, уметь галантно общаться. И все.
Во-вторых, в произведении прослеживается тема отношения к браку. Сначала молодежь, в том числе и Оненин, тяготится серьезными отношениями, считает семейную жизнь нудной, непривлекательной, бесперспективной. Вот и Евгений пренебрег чувствами юной Татьяны, выбрав свободу, а не любовь скромной провинциалки.
Лишь по прошествии времени стабильные отношения стали для главного героя желанными. Он хотел, страстно желал покоя, уюта, тепла, тихого семейного счастья, домашней жизни. Однако возможности для этого были безвозвратно упущены по его же вине. Если бы Онегин «созрел» вовремя, то мог не только стать счастливым сам, но и осчастливить романтичную Татьяну.
В-третьих, в романе присутствует тема дружбы. Светские молодые люди абсолютно не способны на преданные и настоящие дружеские отношения. Все они просто приятели, поддерживают общение «от делать нечего». Но помощи в сложной ситуации, поддержки, понимания от них ждать бессмысленно. Вот и Ленский с Онегиным вроде бы были добрыми друзьями, однако из-за какой-то глупости один убил другого.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
В-четвертых, Пушкин упоминает вопрос долга и чести. Эту тему полностью раскрывает Татьяна Ларина. Она была, как и Евгений, дворянского происхождения, получила поверхностное воспитание в домашних условиях.
Однако нравы света не повлияли на ее чистую и невинную душу. Она безумно любит Онегина, однако ставит свой долг перед мужем, хоть и нелюбимым, превыше всего.
Даже страстная тирада героя не склонила ее поменять принятое решение.
Общество, погрязшее во лжи, лицемерии, ошибочных ориентирах, не может найти истинного смысла жизни, поэтому и не ценит ее. Евгений поставил светскую честь выше нравственного долга, убив романтичного приятеля. Подобное смещение идеалов выглядит абсурдным, но, увы, такова суровая действительность.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/01/nravstvennye-problemy-v-romane-evgenij-onegin.html
Проблема чувства и долга в романе “Евгений Онегин” Пушкина А. С
Главная задача Пушкина в романе “Евгений Онегин” – описать свое время через образ заглавного героя – своего современника; важнейшими событиями, в которых проявились характер и убеждения Онегина, становятся история его любви к Татьяне и история его дружбы с Ленским.
Поэтому закономерно, что в романе проблема выбора между чувством и долгом встает перед тремя героями (Онегиным, Татьяной, Ленским) и они демонстрируют разные решения этой проблемы. Онегин ищет, но не может найти счастье в жизни, потому что сам хорошо не понимает, в чем оно, его счастье. Герой тратит свою молодость бесцельно и бесполезно.
Обычные жизненные интересы русского дворянства (деньги, карьера, семья или прожигание жизни) его не привлекают: очень быстро Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели… (1, XXXVII)
Однако найти другую, высокую цель он не может. Хотя, откровенно говоря, Онегин никогда серьезно и не искал ее.
Для этого нужны “воля и рассудка власть” (5, XXX), а в характере героя нет этих важных черт, <\p>
ни врожденных, ни воспитанных. Так он становится “лишним человеком”.
Кроме того, Онегин не чувствует ни перед кем моральных обязательств. Он уверен, что никому ничего не должен: ни родным, ни семье, ни друзьям.
Такой эгоизм (предпочтение собственных чувств и желаний) породил абсолютную свободу, из-за которой герою стало неинтересно жить: Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобно английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу… (1, XXXVIII) Татьяна демонстрирует в романе совсем другую жизненную позицию: в ее душе чувство и долг не противопоставляются, того, кого она любит и уважает, она должна поддерживать и в радости, и в горе. Любовные приключения ее не интересуют, хотя она безотрывно читает о них в книгах. Она хочет быть женой любимого человека. Такой взгляд на счастье делает Татьяну близкой к простым (без модных светских затей) русским людям, например к няне Филипьевне. Достаточно сравнить высказывания обеих героинь. Няня рассказывает Татьяне о своей юности (“В эти лета Мы не слыхали про любовь” 3, XVIII) и о свадьбе (“Так, видно, Бог велел” 3, XVIII) – Татьяна в письме к Онегину пишет о том же: То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой… (3, XXXI) Внешне Онегин был как раз человеком из ее мечты, то есть был похож на героя французского или английского романа, и она влюбилась, первая призналась в любви, молча выслушала в саду отказ вместе с нравоучением. Ею, каки Онегиным, овладела тоска, правда, другого рода, чем онегинская, – тоска от неразделенной любви. В несчастье проявился сильный и цельный характер героини: она не позволила, чтобы чувство неразделенной любви сломало ее жизнь. Наоборот, ее мозг и душа начали работать более активно, чтение книг из библиотеки Онегина углубило ее понимание жизни и людей. Мечтательная и восторженная девушка превращается в серьезного человека: И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее – слава Богу – Того, по ком она страдать Осуждена судьбою властной… (7, XXIV) Чувство долга в Татьяне, в отличие от Онегина, чрезвычайно развито: в ней очень гармонично сочетаются личные желания и обязанности по отношению к семье и близким. Она, как и ее мать, как и Ольга, выходит замуж без любви, то есть по расчету, но это не мешает ей осознать свой моральный долг перед мужем. Трижды в романе Онегин сталкивается с проблемой выбора: что предпочесть – чувство или долг? Сначала она встает перед заглавным героем, когда он неожиданно получает любовное послание от провинциальной барышни, которую видел один раз мельком в соседнем имении. Он, известный дамский угодник, “живо тронут был” (4, XI) письмом Татьяны и сразу понял, что барышня доверчива, неопытна, по-детски непосредственна. Скучающий в деревенской глуши Онегин могбы разогнать свою тоску очередным любовным приключением, которое, возможно, доставило бы ему несколько счастливых мгновений, но погубило бы наивную барышню, тем более что она и сама была готова погибнуть от любви, как героини ее романов: “Погибну, – Таня говорит, – Но гибель от него любезна. Я не ропщу: зачем роптать? Не может он мне счастья дать”. (6, III) В сложившейся “чувствительной” ситуации Онегин выбрал долг (человеческий и сословный) и поступил действительно порядочно. Правда, этот благородный поступок дался ему без особого труда: ведь барышня ему не нравилась: Быть может, чувствий пыл старинный Им на минуту овладел; Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной. (4, XI) Вторая ситуация выбора между чувством и долгом возникает для Онегина в ссоре с Ленским. Здесь Онегин ведет себя, не думая о последствиях, а руководствуясь только мелким чувством досады. Евгений “надулся” (5, XXXI) на молодого приятеля за то, что тот привез его на “глупый” деревенский бал к Лариным: и вот Онегин, негодуя, Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить. (5, XXXI) Наутро после бала Онегин начал анализировать свое поведение и Наедине с своей душой Был недоволен сам собой. (6, IX) Но это позднее раскаяние ничего уже не могло исправить. Легкомысленный поступок Онегина привел к трагедии: Ленский погиб на дуэли, а Онегин, выполняя требования сословного долга (дворянской чести), убил юного поэта и совершил непоправимое, с этого момента он постоянно чувствовал тяжелые угрызения совести. Ленский в той же ссоре с Онегиным демонстрирует свой выбор между чувством и долгом. Вернее, Ленский, как и Татьяна, не разделяет для себя долг и чувство, он вызывает Онегина на дуэль, соблюдая рыцарский долг перед прекрасной дамой: он хочет защитить от коварного соблазнителя любимую девушку (у Ольги нет ни отца, нибрата, кто бы вступился за ее честь): Он мыслит: “Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал…”. (6, XV)
В третий раз проблема выбора между чувством и долгом возникает перед Онегиным, когда он и Татьяна встречаются в Петербурге после странствий героя по России и свадьбы героини.
Для Онегина любовная история в восьмой главе принципиально отличается от короткого любовного приключения, бывшего с ним в деревне несколько лет назад, теперь он вроде бы по-настоящему влюбляется в Татьяну – блестящую княгиню, и она продолжает любить Онегина, хотя в ее душе уже нет прежнего наивно-восторженного отношения к нему.
И вот, когда любовь серьезно затронула душу героя, Онегин опять, как и в ссоре с Ленским, слушается только своего эгоистического чувства и легко переступает через все моральные (общечеловеческие) препятствия. Он преследует замужнюю женщину, всячески демонстрируя ей свою любовь, ставя ее в ложное положение перед светским обществом, забрасывая любовными письмами.
Ему безразлично, что подумают светские сплетники, наблюдая его ухаживания за Татьяной, самое главное – его страстные чувства. С начала романа он многое пережил и, конечно, изменился, но долг (моральный, а не долг чести) так и остался для него второстепенным понятием.
А Татьяна, как и прежде, чувствует моральный долг перед собой и семьей, поэтому и не соглашается на предложение Онегина разделить его любовь. Дело не в том, что она не верит в искренность его любви, что предвидит скорое его охлаждение, – она считает, что ее главный долг – быть верной мужу, нарушить его для героини невозможно.
Благодаря правильному выбору, Татьяна достойно выходит из запутанного положения: Я вас люблю (к чему лукавить?). Но я другому отдана; Я буду век ему верна. (8, ХLVII) Такой выбор и такая любовь поражают Онегина. Недаром Пушкин пишет: Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен.
(8, ХLVIII) Герой не обиделся, не разозлился на Татьяну, но искренно удивился, что долг перед кем-то может быть важнее собственных желаний. Подводя итог, следует подчеркнуть, что Пушкин в своем романе представил, как принято выражаться, “национальную картину мира”, то есть взгляд русских на окружающую жизнь и нравственные ценности.
Татьяна, Ленский, няня Филипьевна в любви видят судьбу, назначенную свыше, и, следовательно, долг перед Богом и людьми. А если уж приходится выбирать, то они предпочитают долг, так как для русского человека любовь – важное чувство, а долг – важней шее. Автор-рассказчик разделяет эту точку зрения: эгоистическое поведение Онегина он противопоставляет любви-долгу Татьяны и Ленского.
Автор одобряет последний решительный поступок Татьяны (разрыве Онегиным); благородный поступок Ленского, стоивший молодому поэту жизни.
В любви, что понятно из пушкинского романа, русский человек очень ценит духовность, то есть понимание характера любимого человека, великодушие (прощение его недостатков), жертвенность. Именно духовность отличает любовь Татьяны к Онегину от любви ее матери к Ларину-отцу или Ольги к Ленскому, а потом улану. Мать и Ольга не способны глубоко любить и понять близкого человека, но вполне могут привыкнуть и приспособиться к мужчинам, которые “волею судьбы” стали их мужьями.
Источник: https://ege-essay.ru/problema-chuvstva-i-dolga-v-romane-evgenij-onegin-pushkina-a-s/
Сочинения на тему Тема любви в романе «Евгений Онегин» по литературе
Любовь – самое нежное, светлое и высокое чувство в мире. Во все времена писатели и поэты возвышали ее и посвящали ей свои литературные шедевры.
В романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» тема любви является ведущей. Человеческая натура измеряется автором способностью героев любить искренне и предано.
Сам Пушкин был убежден, что именно любовь является смыслом нашей жизни.
С юных лет Евгений Онегин был частью высшего общества, в котором процветали лицемерие и ложь. Поэтому о благородных поступках и помыслах он знал только понаслышке. Люди высшего света достаточно неприятны. В их кругах важно уметь производить приятное впечатление.
Внутренний мир и духовная красота человека не интересуют никого. В таком обществе легко находиться поверхностным людям. Интриги, флирт и многочисленные романы – основные развлечения людей высшего света.
Такая жизнь быстро надоела Онегину, и он разочаровался в ней и своем окружении.
До того, как главный герой романа встретился с Татьяной, он жил без цели и не задумывался о смысле своего существования. Однако искренние чувства девушки затрагивает его душу. Татьяна интересует Онегина, но он не уверен, что способен ответить ей взаимностью. Она отличалась умением сильно и искренне любить.
Следуя примерам из любимых романов, влюбленная девушка пишет возлюбленному письмо. Татьяна представляет Евгения Онегина героем своего романа, но на самом то деле она не знает, какой он. Получив письмо, главный герой прежде всего задумывается о себе, а не о чувствах Татьяны. Поэтому он решает преподнести девушке урок и отвергает ее.
Читатель понимает, что о любви здесь не может быть и речи. Ведь влюбленный человек никогда не обидит чувства другого.
Вскоре Татьяна выходит замуж, однако в книге не говорится о любви к мужу. Спустя время, преобразовавшаяся Татьяна встречает Онегина. Он удивляется ее изменениям. Герой начинает ухаживать за девушкой и пишет письмо. Но, теперь она отказывает ему отвечая: «Я вас люблю, Но я другому отдана; Я буду век ему верна.»
Несмотря на все его недостатки и слабую сущность, Татьяна любила и продолжает любить Онегина. Это чувство и помогло ей измениться и стать сильнее.
Меня, как читателя, на протяжении всего романа волновал один вопрос: «Умеет ли Евгений Онегин любить?». Мне кажется, что общество, в котором он вырос оказало негативное влияние на его судьбу и способность выражать чувства.
<\p>
Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/358
Проблема чувства и долга в романе Евгений Онегин Пушкина А. С.. Фразы
Главная задача Пушкина в романе “Евгений Онегин” – описать своё время через образ заглавного героя – своего современника; важнейшими событиями, в которых проявились характер и убеждения Онегина, становятся история его любви к Татьяне и история его дружбы с Ленским.
Поэтому закономерно, что в романе проблема выбора между чувством и долгом встаёт перед тремя героями (Онегиным, Татьяной, Ленским) и они демонстрируют разные решения этой проблемы. Онегин ищет, но не может найти счастье в жизни, потому что сам хорошо не понимает, в чём оно, его счастье.
Герой тратит свою молодость бесцельно и бесполезно.
Обычные жизненные интересы русского дворянства (деньги, карьера, семья или прожигание жизни) его не привлекают: очень быстро Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели…
(1, XXXVII) Однако найти другую, высокую цель он не может. Хотя, откровенно говоря, Онегин никогда серьёзно и не искал её.
Для этого нужны “воля и рассудка власть” (5, XXX), а в характере героя нет этих важных черт, ни врождённых, ни воспитанных. Так он становится “лишним человеком”.
Кроме того, Онегин не чувствует ни перед кем моральных обязательств. Он уверен, что никому ничего не должен: ни родным, ни семье, ни друзьям.
Такой эгоизм (предпочтение собственных чувств и желаний) породил абсолютную свободу, из-за которой герою стало неинтересно жить: Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобно английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу…
(1, XXXVIII) Татьяна демонстрирует в романе совсем другую жизненную позицию: в её душе чувство и долг не противопоставляются, того, кого она любит и уважает, она должна поддерживать и в радости, и в горе. Любовные приключения её не интересуют, хотя она безотрывно читает о них в книгах.
Она хочет быть женой любимого человека.
Такой взгляд на счастье делает Татьяну близкой к простым (без модных светских затей) русским людям, например к няне Филипьевне. Достаточно сравнить высказывания обеих героинь.
Няня рассказывает Татьяне о своей юности (“В эти лета Мы не слыхали про любовь” 3, XVIII) и о свадьбе (“Так, видно, Бог велел” 3, XVIII) – Татьяна в письме к Онегину пишет о том же: То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой…
(3, XXXI) Внешне Онегин был как раз человеком из её мечты, то есть был похож на героя французского или английского романа, и она влюбилась, первая призналась в любви, молча выслушала в саду отказ вместе с нравоучением.
Ею, каки Онегиным, овладела тоска, правда, другого рода, чем онегинская, – тоска от неразделённой любви. В несчастье проявился сильный и цельный характер героини: она не позволила, чтобы чувство неразделённой любви сломало её жизнь.
Наоборот, её мозг и душа начали работать более активно, чтение книг из библиотеки Онегина углубило её понимание жизни и людей.
Мечтательная и восторженная девушка превращается в серьёзного человека: И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее – слава Богу – Того, по ком она страдать Осуждена судьбою властной… (7, XXIV) Чувство долга в Татьяне, в отличие от Онегина, чрезвычайно развито: в ней очень гармонично сочетаются личные желания и обязанности по отношению к семье и близким.
Она, как и её мать, как и Ольга, выходит замуж без любви, то есть по расчёту, но это не мешает ей осознать свой моральный долг перед мужем.
Трижды в романе Онегин сталкивается с проблемой выбора: что предпочесть- чувство или долг? Сначала она встаёт перед заглавным героем, когдаон неожиданно получает любовное послание от провинциальной барышни, которую видел один раз мельком в соседнем имении.
Он, известный дамский угодник, “живо тронут был” (4, XI) письмом Татьяны и сразу понял, что барышня доверчива, неопытна, по-детски непосредственна.
Скучающий в деревенской глуши Онегин могбы разогнать свою тоску очередным любовным приключением, которое, возможно, доставило бы ему несколько счастливых мгновений, но погубило бы наивную барышню, тем более что она и сама была готова погибнуть от любви, как героини её романов: “Погибну, – Таня говорит, – Но гибель от него любезна. Я не ропщу: зачем роптать?
Не может он мне счастья дать”. (6, III) В сложившейся “чувствительной” ситуации Онегин выбрал долг (человеческий и сословный) и поступил действительно порядочно.
Правда, этот благородный поступок дался ему без особого труда: ведь барышня ему не нравилась: Быть может, чувствий пыл старинный Им на минуту овладел; Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной.
(4, XI) Вторая ситуация выбора между чувством и долгом возникает для Онегина в ссоре с Ленским. Здесь Онегин ведёт себя, не думая о последствиях, а руководствуясь только мелким чувством досады.
Евгений “надулся” (5, XXXI) на молодого приятеля за то, что тот привёз его на “глупый” деревенский бал к Лариным: и вот Онегин, негодуя, Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить. (5, XXXI) Наутро после бала Онегин начал анализировать своё поведение и Наедине с своей душой Был недоволен сам собой.
(6, IX) Но это позднее раскаяние ничего уже не могло исправить. Легкомысленный поступок Онегина привел к трагедии: Ленский погиб на дуэли, а Онегин, выполняя требования сословного долга (дворянской чести), убил юного поэта и совершил непоправимое, с этого момента он постоянно чувствовал тяжёлые угрызения совести.
Ленский в той же ссоре с Онегиным демонстрирует свой выбор между чувством и долгом. Вернее, Ленский, как и Татьяна, не разделяет для себя долг и чувство, он вызывает Онегина на дуэль, соблюдая рыцарский долг перед прекрасной дамой: он хочет защитить от коварного соблазнителя любимую девушку (у Ольги нет ни отца, нибрата, кто бы вступился за её честь): Он мыслит: “Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель Огнём и вздохов и похвал Младое сердце искушал…
“. (6, XV) В третий раз проблема выбора между чувством и долгом возникает перед Онегиным, когда он и Татьяна встречаются в Петербурге после странствий героя по России и свадьбы героини.
Для Онегина любовная история в восьмой главе принципиально отличается от короткого любовного приключения, бывшего с ним в деревне несколько лет назад, теперь он вроде бы по-настоящему влюбляется в Татьяну – блестящую княгиню, и она продолжает любить Онегина, хотя в её душе уже нет прежнего наивно-восторженного отношения к нему.
И вот, когда любовь серьёзно затронула душу героя, Онегин опять, как и в ссоре с Ленским, слушается только своего эгоистического чувства и легко переступает через все моральные (общечеловеческие) препятствия. Он преследует замужнюю женщину, всячески демонстрируя ей свою любовь, ставя её в ложное положение перед светским обществом, забрасывая любовными письмами.
Ему безразлично, что подумают светские сплетники, наблюдая его ухаживания за Татьяной, самое главное – его страстные чувства. С начала романа он многое пережил и, конечно, изменился, но долг (моральный, а не долг чести) так и остался для него второстепенным понятием.
А Татьяна, как и прежде, чувствует моральный долг перед собой и семьёй, поэтому и не соглашается на предложение Онегина разделить его любовь. Дело не в том, что она не верит в искренность его любви, что предвидит скорое его охлаждение, – она считает, что её главный долг – быть верной мужу, нарушить его для героини невозможно.
Благодаря правильному выбору, Татьяна достойно выходит из запутанного положения: Я вас люблю (к чему лукавить?). Но я другому отдана; Я буду век ему верна. (8, ХLVII) Такой выбор и такая любовь поражают Онегина. Недаром Пушкин пишет: Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражён.
(8, ХLVIII) Герой не обиделся, не разозлился на Татьяну, но искренно удивился, что долг перед кем-то может быть важнее собственных желаний. Подводя итог, следует подчеркнуть, что Пушкин в своём романе представил, как принято выражаться, “национальную картину мира”, то есть взгляд русских на окружающую жизнь и нравственные ценности.
Татьяна, Ленский, няня Филипьевна в любви видят судьбу, назначенную свыше, и, следовательно, долг перед Богом и людьми. А если уж приходится выбирать, то они предпочитают долг, так как для русского человека любовь – важное чувство, а долг – важней шее. Автор-рассказчик разделяет эту точку зрения: эгоистическое поведение Онегина он противопоставляет любви-долгу Татьяны и Ленского.
Автор одобряет последний решительный поступок Татьяны (разрыве Онегиным); благородный поступок Ленского, стоивший молодому поэту жизни. В любви, что понятно из пушкинского романа, русский человек очень ценит духовность, то есть понимание характера любимого человека, великодушие (прощение его недостатков), жертвенность. Именно духовность отличает любовь Татьяны к Онегину от любви её матери к Ларину-отцу или Ольги к Ленскому, а потом улану. Мать и Ольга не способны глубоко любить и понять близкого человека, но вполне могут привыкнуть и приспособиться к мужчинам, которые “волею судьбы” стали их мужьями.
Вы прочитали материал на тему: Проблема чувства и долга в романе Евгений Онегин Пушкина А. С.
Источник: https://www.cka3ku.com/problema-chuvstva-i-dolga-v-romane-evgenij-onegin-pushkina-a-s/