Краткий анализ «бородина» лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Поле Бородина»

  • Штыки вострили да шептали
  • «Поле Бородина» – патриотическое стихотворение, написанное не вслед за громкими одами, но в духе новой традиции, основоположником которой был Денис Давыдов.

    Личное знакомство Лермонтова с Давыдовым документально не подтверждено, но биографы, ссылаясь на косвенные материалы, полагают, что юный поэт мог встретить героя Отечественной войны в 1830 году у Аф. А. Столыпина или у Н. И. Поливанова.

    Пребывание в гвардейском гусарском полку позволяло много узнать о гусаре Денисе Давыдове, чьи подвиги и удаль чтились среди гусарской молодежи. «Посвящение» к «Тамбовской казначейше» обращено к сотоварищам по гусарскому полку.

    Эмма Герштейн пишет: автор поэмы «одобрения ожидает не от слушательниц, а от тех, кто, «наблюдая древний обычай», вместе с автором запивают стихи «благодетельным вином». С этим образом ассоциируется поэтическая стихия Дениса Давыдова, имя которого нередко упоминалось в лейб-гусарском полку».

    Обратите внимание

    Давыдов шел вслед Державину и песенной традиции конца XVIII века, которая была многим обязана тому же Державину. Предметом стихов Давыдова также стала будничная жизнь обыкновенного человека.

    Многое в застольных и военных песнях, которые печатались в песенниках, было для Давыдова близким – интерес не к батальной стороне войны, а к ее быту, не изображение героев и царей, а раскрытие чувств реального русского воина-офицера, его готовности искать славы на поле боя и веселья с друзьями после сражения.

    Привлекала Давыдова в этих застольных песнях и живая интонация рассказа, и бытовая и военная лексика, и, главное, оптимистический взгляд на жизнь героя.

    Бесспорно отличное знание Лермонтовым стихов Давыдова – его военных песен и элегий. Творческая перекличка с этими песнями давно замечена в гусарских стихах Лермонтова.

    Вспомнились Лермонтову военные песни Давыдова и в 183! году, когда он впервые решил написать военное стихотворение, посвященное великому событию Отечественной войны.

    «Поле Бородина» продолжало традицию сниженного изображения военной жизни и жарких сражений, созданную Денисом Давыдовым.

    Рекомендуем почитать ►

    Изложение – Весна

    К теме Бородинского сражения Лермонтов обращался дважды – в 1830-1831 годах было написано «Поле Бородина», в 1837-м – «Бородино». Необходимость вторичного обращения к этой теме – написание нового стихотворения: «Бородино» – вызвана эволюцией Лермонтова, которая и определила принципиально новую трактовку великой битвы под Москвой.

  • По вот наступило утро, «пробили зорю барабаны».
  • Рука бойцов колоть устала,
  • Гора кровавых тел.
  • Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали».
  • «Вождь сказал перед полками:
  • Шесть раз мы уступали поле Врагу и брали у него,
  • В дыму огонь блестел,
  • без палаток, без огней,
  • «Противник отступил», на поле спустилась ночь, смертельно уставшие бойцы заснули: «И крепко, крепко наши спали», заснул и рассказчик, «На труп застывший, как на ложе …голову склонил».

    В лермонтовском стихотворении нет Давыдовской удали, но война также показана как обыкновенное дело солдат и офицеров, как тяжелая работа на поле боя, когда исполнение долга обрушивает на каждого беспримерные испытания, преодоление которых связано с ранениями, часто смертельными.

  • И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой».
  • И закипел жестокий, кровавый бон:
  • И ядрам пролетать мешала
  • «Поле Бородина», как и все ранние стихотворения, Лермонтов не напечатал. К теме Отечественной войны, к сражению под Москвой Лермонтов вернулся в 1836 году, написав стихотворение «Бородино». Это было программно новое произведение, которое явилось этапным в дальнейшем развитии творчества поэта.

  • И мы погибнуть обещали,
  • Традиции помогала Давыдову не только воссоздать поэтический облик обыденной жизни и быта гусара, но и решить главную проблему – создание образа лирического героя, самоотверженного поэта-воина, мужественного офицера – патриота и гражданина, исполнившего свой долг в годину испытаний его родины. Рассказ о Бородинском сражении у Лермонтова ведет его участник офицер. В стихотворении воссоздается бытовая атмосфера в канун битвы:

    Рекомендуем почитать ►

    Листопад – явление природы

  • «Ребята, не Москва ль за нами?
  • Совет

    1836 год занимает важное место в эволюции Лермонтова, существенным моментом которой было обостренное внимание к реалистическим произведениям Пушкина.

    В 1835-1836 годах Лермонтов интенсивно работал над драмой «Маскарад».

    Как мы знаем, концепция драмы и судьба главного героя Арбенина во многом определялись усвоенным пушкинским раскрытием трагизма романтического героя, философии человека романтизма.

  • Молитву родины своей.
  • На пушки конница летала,
  • Всю ночь у пушек пролежали
  • Источник: http://www.getsoch.net/analiz-stixotvoreniya-lermontova-pole-borodina/

    Анализ стихотворения Лермонтова “Поле Бородина”

    К теме Бородинского сражения Лермонтов обращался дважды – в 1830-1831 годах было написано “Поле Бородина”, в 1837-м – “Бородино”. Необходимость вторичного обращения к этой теме – написание нового стихотворения: “Бородино” – вызвана эволюцией Лермонтова, которая и определила принципиально новую трактовку великой битвы под Москвой.

    “Поле Бородина” – патриотическое стихотворение, написанное не вслед за громкими одами, но в духе новой традиции, основоположником которой был Денис Давыдов.

    Личное знакомство Лермонтова с Давыдовым документально не подтверждено, но биографы, ссылаясь на косвенные материалы, полагают, что юный поэт мог встретить героя Отечественной войны в 1830 году у Аф. А. Столыпина или у Н. И. Поливанова.

    Пребывание в гвардейском гусарском полку позволяло много узнать о гусаре Денисе Давыдове, чьи подвиги и удаль чтились среди гусарской молодежи. “Посвящение” к “Тамбовской казначейше” обращено к сотоварищам по гусарскому полку.

    Важно

    Эмма Герштейн пишет: автор поэмы “одобрения ожидает не от слушательниц, а от тех, кто, “наблюдая древний обычай”, вместе с автором запивают стихи “благодетельным вином”. С этим образом ассоциируется поэтическая стихия Дениса Давыдова, имя которого нередко упоминалось в лейб-гусарском полку”.

    Бесспорно отличное знание Лермонтовым стихов Давыдова – его военных песен и элегий. Творческая перекличка с этими песнями давно замечена в гусарских стихах Лермонтова.

    Вспомнились Лермонтову военные песни Давыдова и в 183! году, когда он впервые решил написать военное стихотворение, посвященное великому событию Отечественной войны.

    “Поле Бородина” продолжало традицию сниженного изображения военной жизни и жарких сражений, созданную Денисом Давыдовым.


    Обратите внимание

    Давыдов шел вслед Державину и песенной традиции конца XVIII века, которая была многим обязана тому же Державину. Предметом стихов Давыдова также стала будничная жизнь обыкновенного человека.

    Многое в застольных и военных песнях, которые печатались в песенниках, было для Давыдова близким – интерес не к батальной стороне войны, а к ее быту, не изображение героев и царей, а раскрытие чувств реального русского воина-офицера, его готовности искать славы на поле боя и веселья с друзьями после сражения.

    Привлекала Давыдова в этих застольных песнях и живая интонация рассказа, и бытовая и военная лексика, и, главное, оптимистический взгляд на жизнь героя.

    Традиции помогала Давыдову не только воссоздать поэтический облик обыденной жизни и быта гусара, но и решить главную проблему – создание образа лирического героя, самоотверженного поэта-воина, мужественного офицера – патриота и гражданина, исполнившего свой долг в годину испытаний его родины. Рассказ о Бородинском сражении у Лермонтова ведет его участник офицер. В стихотворении воссоздается бытовая атмосфера в канун битвы:

    Всю ночь у пушек пролежали без палаток, без огней, Штыки вострили да шептали Молитву родины своей. По вот наступило утро, “пробили зорю барабаны”. “Вождь сказал перед полками: “Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали”.

    И мы погибнуть обещали, И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой”.

    И закипел жестокий, кровавый бон: Шесть раз мы уступали поле Врагу и брали у него, В дыму огонь блестел, На пушки конница летала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

    “Противник отступил”, на поле спустилась ночь, смертельно уставшие бойцы заснули: “И крепко, крепко наши спали”, заснул и рассказчик, “На труп застывший, как на ложе…голову склонил”.

    В лермонтовском стихотворении нет Давыдовской удали, но война также показана как обыкновенное дело солдат и офицеров, как тяжелая работа на поле боя, когда исполнение долга обрушивает на каждого беспримерные испытания, преодоление которых связано с ранениями, часто смертельными.

    “Поле Бородина”, как и все ранние стихотворения, Лермонтов не напечатал. К теме Отечественной войны, к сражению под Москвой Лермонтов вернулся в 1836 году, написав стихотворение “Бородино”. Это было программно новое произведение, которое явилось этапным в дальнейшем развитии творчества поэта.

    Совет

    1836 год занимает важное место в эволюции Лермонтова, существенным моментом которой было обостренное внимание к реалистическим произведениям Пушкина.

    В 1835-1836 годах Лермонтов интенсивно работал над драмой “Маскарад”.

    Как мы знаем, концепция драмы и судьба главного героя Арбенина во многом определялись усвоенным пушкинским раскрытием трагизма романтического героя, философии человека романтизма.

    (No Ratings Yet)
    Загрузка…

    Анализ стихотворения Лермонтова “Поле Бородина”

    Другие сочинения по теме:

    1. Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет…
    2. Анализ стихотворения Лермонтова “Тучи” Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и…
    3. Анализ стихотворения Лермонтова “Парус” Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, с которым я познакомился еще в детстве, было стихотворение “Парус”….
    4. Анализ стихотворения Лермонтова “Думы” В центре внимания Лермонтова (как и Пушкина) – судьбы передовой дворянской молодежи, ее настроения, мысли, чувства. Поколение Лермонтова отличалось большой…
    5. Краткий анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Краткий анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта”. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще…
    6. Измаил и Бородино славные этапы жизни народа-патриота (по лирике Лермонтова и Пушкина) Русский солдат. Героизм и самоотвержение русских солдат делало их богатырями, похожими на тех богатырей, которых народ воспел в былинах. Пушкин…
    7. Анализ цикла стихотворений Блока “На поле Куликовом” При анализе поэтики Блока нужно учитывать, что 1908 год был годом мрачнейших переживаний поэта – личных и общественных. Поэтому и…
    8. Сочинение анализ стихотворения Лермонтова на тему: Свободный дух Мцыри О Кавказе Лермонтов написал не одно произведение и упоминание этого края, где живут гордые и свободолюбивые люди, встречается на всем…
    9. Сочинение на тему: Анализ исторической теме в творчестве М. Ю. Лермонтова Время в общественной жизни России, когда довелось жить и творить Михаилу Юрьевичу Лермонтову, называют “безвременьем”. Причиной этому послужил назревший конфликт…
    10. Анализ стихотворения Пушкина “Клеветникам России” Стихотворение это чрезвычайно важно для понимания развития пушкинской народности. Но традиционно оно рассматривается (и то бегло) в плане “утверждения идеи…
    11. Анализ поэмы Лермонтова “Песня про купца Калашникова” “Песня про купца Калашникова” (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны “Бородино”…
    12. Основные мотивы и образы лирики Лермонтова (на примере стихотворения “Дума”) Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой…
    13. Анализ стихотворения Пушкина “Наполеон” Портретно-исторический тип элегии представляет собой стихотворение “Наполеон” (1821). Ее содержание – раздумье над историческим значением и исторической судьбой великой и…
    14. Анализ лирических мотивов в произведении Лермонтова “Герой нашего времени” М. М. Ю. Лермонтов – поэт поколения 30-х годов XIX века. “Очевидно,- писал Белинский,- что Лермонтов поэт совсем другой эпохи…
    15. Анализ стихотворения “Silentium” (“Молчание”) В 1830 году Тютчев пишет стихотворение “Silentium” (“Молчание”). Ведущая тема “Silentiuma” связана с внутренним миром человека, это повествование о тайне…
    16. Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого “Завещание” Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те…
    17. Подтекст стихотворения “Парус”; Лермонтова Подтекст через смысловые предвестники выливается в философско-этическую формулу, которая приобретает обычную для Лермонтова форму антиномии: Он, мятежный, просит бури Как…
    18. Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы” и стихотворения Ф. И. Тютчева “Silentium” При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к…
    19. Анализ поэмы Лермонтова “Хаджи Абрек” Цикл произведений с кавказской тематикой, написанных Лермонтовым до первой ссылки, завершается поэмой “Хаджи Абрек”, относящейся к 1833-1834 гг. Она была,…
    20. Анализ стихотворения Блока “О доблестях” Стихотворение “О доблестях…” поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как “Я вас любил…” Пушкина. И все-таки нельзя…

    Источник: https://ege-russian.ru/analiz-stixotvoreniya-lermontova-pole-borodina/

    Анализ стихотворения Лермонтова “Поле Бородина”

    Юный автор, интересовавшийся знаменитым сражением 1812 г. обращался к свидетельствам старших современников-участников события, а также самостоятельно изучал ход битвы.

    Первая попытка поэтического осмысления исторического боя датирована 1830 – 31 гг.

    Поэма Скотта “Поле Ватерлоо” и торжественная лирика поэта-гусара Давыдова послужили источниками, повлиявшими на художественный стиль лермонтовского произведения.

    “Поле Бородина” – своеобразный набросок, эскиз к известному творению “Бородино”, которое появилось шестью годами позднее. Перенеся в последнее наиболее удачные фрагменты раннего варианта, поэт поступил подобно художнику, отрабатывающему детали большого полотна на отдельных набросках.

    Читайте также:  Сочинение 15.3 «что такое материнская любовь?» по тексту яковлева

    В обоих стихотворениях роль повествователя отведена лирическому персонажу-очевидцу сражения. Образ рассказчика, яркий и самобытный в “Бородино”, в ранней версии лишен оригинальных черт. Остается неизвестным и звание, и род войск, к которому относится воин: солдат или офицер, пехотинец или артиллерист.

    Нерешенные противоречия, существующие на уровне образа, отражены стилистикой поэтического текста. В первой строфе рассказчик вместе с другими “вострит штыки”, изъясняясь как рядовой, выходец из народа. Затем он неожиданно прибегает к книжной лексике, начиная выражаться романтическим слогом: герой предлагает другу послушать дикую “песнь свободы”, которую поет “непогода”.

    В этом случае персонаж больше похож на офицера, знакомого с литературными новинками своего времени.

    Подобная разница обнаруживается и при сопоставлении неконкретизированного образа “вождя” в раннем варианте и реалистичного облика “отца”-полковника в “Бородино”.

    Доминантами батальной картины становятся звуки и цвет – визг и грохот, блеск огня. Отдельного упоминания заслуживает группа лексики, обозначающая огромное количество жертв.

    Однако картину битвы часто заслоняют личные эмоции персонажа: леденящий страх и отчаяние, жажда мщения, ощущение игры со смертью.

    Романтик, сменивший длинный плащ на армейский мундир, остается главным лицом в сценах сражения.

    Обратите внимание

    Завершающие строки содержат торжественное обращение героя к “моим товарищам” – павшим воинам. В речи провозглашаются громкая слава и вечная память, которые останутся в сердцах современников-“сынов полночи” и их потомков. Анафора “скорей… чем” приближает возвышенную речь к формуле патриотической клятвы.

    (Пока оценок нет)
    Loading…

    Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Лермонтова “Поле Бородина”« Образ защитника отечества в литературеКраткое содержание “Звезда полей” Рубцова »

    Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-lermontova-pole-borodina/

    Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»

    Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Но впервые к этой теме поэт обратился еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» в 1830 году.

    Из этой первоначальной зарисовки Бородинского сражения и выросло знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора к современному ему поколению.

    Вместе с тем стихотворение «Бородино» стало новым этапом в развитии поэзии Лермонтова, связанным с появлением в нем реалистических тенденций. С этой точки зрения очень показательно сравнение его со стихотворением «Поле Бородина», написанным шестнадцатилетним поэтом-романтиком. Там еще чувствовались отголоски классической оды, но в целом стиль его был приподнято-романтическим.

    Так, явно под влиянием стилистики торжественной оды дается общая оценка исторического значения Бородинской битвы:

    Однако же в преданьях славы

    Все громче Рымника, Полтавы

    Гремит Бородино.

    Скорей обманет глас пророчий,

    Скорей небес погаснут очи,

    Чем в памяти сынов полночи

    Изгладится оно.

    В этом юношеском стихотворении чувствуется склонность к эффектным положениям, столь характерным для романтических поэм. Ночь перед битвой представляется в шуме бури, которая «дика, как песнь свободы»; после страшного сражения герой склоняет голову «на труп застывший, как на ложе». Один из эпизодов битвы передается рассказчиком в таких ярко романтических красках:

    Мой пал товарищ, кровь лилася,

    Душа от мщения тряслася,

    И пуля смерти понеслася

    Из моего ружья.

    Ничего подобного уже не будет в стихотворении 1837 года, где точность описания каждой детали боя создает подлинно реалистическую картину.

    Более того, вместо неопределенно-романтического образа «вождя» из раннего стихотворения в «Бородине» мы видит конкретный и достоверный образ «полковника», который получает емкое определение «слуга царю, отец солдатам», показывающее основные черты этого характера. Также вместо неопределенного «противника» в позднем стихотворении появляется вполне реальный противник – «француз».

    Важно

    Но самое главное изменение касается центрального образа героя-рассказчика. В раннем стихотворении это романтический персонаж, вполне соотносимый с романтическим лирическим героем ранней лирики Лермонтова. Достаточно привести в качестве примера характерной для него приподнято-возвышенной, эмоциональной речи следующие строки:

    «Брат, слушай песню непогоды:

    Она дика, как песнь свободы».

    Вместо подобных патетически-возвышенных выражений в стихотворении «Бородино» звучит простая народно-разговорная речь, присущая обычному русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии. Именно с ним связана в стихотворении патриотическая тема и проблема национального характера.

    Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности.

    Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:

    Да, были люди в наше время,

    Не то, что нынешнее племя:

    Богатыри – не вы!

    Как справедливо отмечал Белинский, «вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата… Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».

    И все же тринадцать из четырнадцати куплетов стихотворения – это и есть «ответ старого солдата», эпически спокойно, даже несколько сурово, и вместе с тем трогательно и задушевно ведущего свой рассказ о битве, в которой он принимал непосредственное участие.

    Для него это не просто яркое воспоминание, это «звездная минута» его жизни. Как потом покажет в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой, Бородинское сражение стало такой «звездной минутой» для всей русской нации в целом.

    Недаром писатель, создавший огромное полотно романа-эпопеи, утверждал, что именно небольшое стихотворение Лермонтова явилось ее зерном.

    Вот почему в стихотворении «Бородино» мы видим как бы сплетение двух стилистических тенденций.

    Совет

    С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, прозаизмами и фразеологическими оборотами («у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и др.).

    С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации («поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и др.).

    Эту стилистическую особенность очень хорошо уловил Белинский: «Стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

    Такому звучанию способствует и стихотворная форма, использованная Лермонтовым: четырехстопный ямб чередуется с трехстопным, который с безупречной точностью появляется в каждой третьей и седьмой строках. Это позволяет выделить важные в смысловом отношении строки и в то же время сообщает всему стихотворению характер живой, непринужденной разговорной речи.

    Психологически точен Лермонтов и в использовании местоимения «мы»: действительно, в стихотворении возникает не просто образ отдельного человека, но коллективного героя – русского народа, частью которого и ощущает себя «дядя»-рассказчик: «мы долго молча отступали»; «и вот нашли большое поле»; «тогда считать мы стали раны» и т.д.

    Лишь тогда, когда рассказчик описывает свои чисто индивидуальные действия, он употребляет местоимение «я»: «забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» и под.

    Но и в этих немногочисленных случаях его образ является типизированным, собирающим в себе все самые главные качества русского солдата: храбрость, отвагу, преданность командирам и непоказную любовь к родине – ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой потом будет писать Толстой.

    Как и все русские люди, этот солдат расстроен долгим отступлением армии: «Досадно было, боя ждали». Он радостно-возбужден, когда, наконец, найдено место для решающего сражения – «есть разгуляться где на воле».

    Обратите внимание

    Он спокоен перед боем, в котором, может быть, ему суждено умереть, и даже шутит: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат, мусью!».

    Но при этом солдат трезво оценивает силы противника, отдает ему должное: «Сквозь дым летучий /Французы двинулись, как тучи».

    Эта последняя особенность очень важна, поскольку позволяет Лермонтову, который сам участвовал во многих сражениях русской армии на Кавказе, передать не абстрактное представление, а реальное ощущение участника боя. Именно ему, солдату, защищающему свой редут, представляется, что вся мощь противника устремлена на него:

    Уланы с пестрыми значками,

    Драгуны с конскими хвостами,

    Все промелькнули перед нами,

    Все побывали тут.

    Но это отнюдь не узость взгляда, а точность оценки и видения поля сражения. Всю его грандиозную мощь и грозную силу прекрасно осознает этот рядовой участник сражения, как и всякий другой русский солдат:

    Вам не видать таких сражений!..

    Рука бойцов колоть устала,

    И ядрам пролететь мешала

    Гора кровавых тел. …

    Земля тряслась – как наши груди,

    Смешались в кучу кони, люди,

    И залпы тысячи орудий

    Слились в протяжный вой…

    Это они, простые русские солдаты и офицеры, подобные полковнику, готовому умереть за родину и призывающему своих «ребят»: «Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» – все они воплотили в себе тот героический дух русского народа, который позволил ему одолеть страшного противника. Это действительно было «могучее, лихое племя», настоящие «богатыри».

    Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, в которых дается сопоставление двух поколений русских людей – прежних «богатырей», одержавших великую победу на Бородинском поле, и современников Лермонтова – так не похожих на этих стойких и мужественных солдат. Стихотворение получает четкое обрамление, а его главная мысль логическое завершение.

    «Бородино» Лермонтова стало подлинным шедевром русской поэзии и не только отразило патриотические чувства поэта, но и явилось настоящим гимном русской нации и русскому народу.

    Источник: https://school-essay.ru/stixotvorenie-lermontova-borodino.html

    Сравнительный анализ стихотворений «Бородино» и «Поле Бородина» М.Ю. Лермонтова

    «Бородино» – одно из самых патриотических стихотворений в русской поэзии.

    Изображая народ в качестве главного героя Отечественной войны 1812 года, поэт утверждает, что именно народ решил судьбу Бородина и России.

    И в стихотворении» Бородино» и «Поле Бородина» историческое событие было увидено глазами самого народа, рассказ о Бородинской битве ведет рядовой ее участник – русский солдат, от имени которого говорит Лермонтов.

    Впервые к теме Отечественной войны юноша Лермонтов обратился в 1830 году в стихотворении «Поле Бородина». (Чтение строф I- IV).

    Всю ночь у пушек пролежали Мы без палаток, без огней, Штыки вострили да шептали Молитву родины своей. Шумела буря до рассвета; Я, голову подняв с лафета, Товарищу сказал: «Брат, слушай песню непогоды: она дика, как песнь свободы». Но, вспоминая прежни годы, Товарищ не слыхал.

    Пробили зорю барабаны, Восток туманный побелел, И от врагов удар нежданный На батарею прилетел. И вождь сказал перед полками: «Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали». И мы погибнуть обещали, И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой.

    Что Чесма, Рымник и Полтава? Я, вспомня, леденею весь, Там души волновала слава, Отчаяние было здесь. Безмолвно мы ряды сомкнули, Гром грянул, завизжали пули, Перекрестился я. Мой пал товарищ, кровь лилася, Душа от мщения тряслася, И пуля смерти понеслася Из моего ружья. Марш,марш! пошли вперед, и боле Уж я не помню ничего.

    Шесть раз мы уступали поле Врагу и брали у него. Носились знамена, как тени, Я спорил о могильной сени, В дыму огонь блестел, На пушки конница летала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала

    Гора кровавых тел.

    Важно

    От чего имени описываются события Бородинского боя в стихотворениях «Бородино» и «Поле Бородина»?

    В обоих стихотворениях о Бородинском сражении рассказывают его участники – простые русские солдаты-артиллеристы.

    Сравните, как начинаются эти стихотворения?

    В Стихотворении «Бородино» молодой солдат обращается к старому с просьбой рассказать о «дне Бородина», который «недаром помнит вся Россия». Рассказ старый солдат начинает с раздумья о людях, вместе с которыми воевал, об их судьбе.

    Стихотворение «Поле Бородина» начинается рассказом о ночи перед Бородинском сражением.

    Прочитайте вторую строфу в стихотворении «Бородино» и первую строфу в стихотворении «Поле Бородина». Обратите внимание на то, как звучит речь солдата в обоих стихотворениях.

    В стихотворении «Поле Бородина» рассказ звучит несколько необычно. В речи рассказчика есть приподнятые, торжественные обращения, выражения:

    ШепталиМолитву родины своей… Брат, слушай песню непогоды:

    Она дика, как песнь свободы.

    В «Бородино» рассказ солдата звучит неторопливо, спокойно. Видно, что он хорошо понимает значение сражения, в котором участвовал со своими товарищами.

    Из стихотворения «Бородино» можно взять вторую строфу или последнюю. Спокойно, сосредоточенно вспоминает солдат о прошлом:

    Да, были люди в наше время…

    Совет

    Как описываются приготовления к бою, его ожидание в этих двух стихотворениях? Обратите внимание на I и II строфы стихотворения «Поле Бородина» и IV –VIII строфы стихотворения «Бородино». Как вы представляете русских солдат перед боем? Их поведение в бою?

    Читайте также:  Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке…

    В стихотворении «Поле Бородина» темная холодная ветреная ночь. «Шумела буря до рассвета», – рассказывает солдат. Он рядовой участник боя, он точит штык и шепчет молитвы. Он его самого представить трудно, потому что он использует такие выражения, которые простые люди обычно не употребляют:

    Душа от мщения тряслася…
    Я спорил о могильной сени…

    В стихотворении «Бородино» как будто наяву видишь солдат, которым надоело отступать, и которые с нетерпением ожидают боя с французами. «Есть разгуляться, где на воле», – говорит рассказчик о поле будущего сражения.

    В самые тяжелые дни отступления солдаты не теряют бодрости, чувства юмора. Рассказчик ярко и образно вспоминает о дне, когда произошло Бородинское сражение:

    Забил заряд я пушку туго И думал: Угощу я друга!

    Постой-ка, брат мусью!

    Задумчиво, спокойно вспоминает солдат о том, как со своими товарищами мужественно готовился к смертному бою:

    … Тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито,

    Кусая длинный ус.

    Каким представлен в стихах командир? Какие слова в его речи вам особенно запомнились? Как вы понимаете выражения: хват, сражен булатом?

    В стихотворении «Поле Бородина» он назван вождем. И хотя его представить трудно, чувствуется, что это мужественный, отважный человек. К солдатам он обращается с горячим призывом защищать Москву.

    В стихотворении «Бородино» полковника представляешь лучше. Он смелый, ловкий человек – «хват», заботливый командир – «отец солдатам», и они искренне скорбят о его смерти.

    «Сражен булатом» можно сказать о человеке, который погиб, как герой, о человеке, который сражался до последнего дыхания.

    Обратите внимание

    Слова вождя из стихотворения «Поле Бородина» без изменения перенесены в стихотворение «Бородино». Они давно уже стали крылатыми:

    Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой,

    Как наши братья умирали!

    Как звучат стихи о полковнике?

    Торжественно.

    Чем такая торжественность достигается?

    Описывая полковника, поэт использует слова молвил, сверкнув вместо обычных слов сказал, блеснув. У полковника не глаза, а очи – «сверкнув очами».

    А как нужно читать эти строки?

    В них ощущается твердость, решимость бороться и, если нужно, умереть за родину. Эти слова надо читать неторопливо, твердо, торжественно.

    А как нужно читать ответ солдат полковнику?

    Слова:

    И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали

    Мы в Бородинский бой.

    Звучат кратко, мужественно, в них слышится чувство собственного достоинства и гордость за солдат-товарищей, с честью сдержавших свою «клятву верности».

    Как представляете вы Бородинский бой по «Полю Бородина»?

    В «Поле Бородина» даны отдельные описания боя:

    Безмолвно мы ряды сомкнули, Гром грянул, завизжали пули… Шесть раз мы уступали поле Врагу и брали у него. Носились знамена, как тени, Я спорил о могильной сени, В дыму огонь блестел, На пушки конница летала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала

    Гора кровавых тел.

    Это яркая картина. Вначале все тихо :безмолвно мы ряды сомкнули .потом грянул залп пушек и послышался свист пуль .везде дым, сквозь которой видны мчащиеся всадники со знаменами в руках, кругом трупы погибших. Но отдельные выражения затрудняют восприятие боя.

    А как изображено сражение в «Бородино»?

    В стихотворении «Бородино» слышишь и видишь истинную картину боя. Грозной силой двинулись французы в бой, и началось сражение, подобных которому в истории не было:

    Вам не видать таких сражений!..

    В описании сражения Лермонтов использует многие строки из стихотворения «Поле Бородина»:

    Важно

    Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди; И залпы тысячи орудий

    Слились в протяжный бой.

    И здесь мчатся всадники со знаменами в руках. И здесь все в дыму. Дрожит земля. Блестит огонь, слышится звон стали, визг пуль, вой тысячи орудий. И всюду трупы погибших – русских и французов.

    – В этом описании все точно, образно. Картину видишь как нарисованную и слышишь все звуки боя.

    А теперь еще раз перечитайте отрывки из первого и второго стихотворения. Как раскрыл поэт чувства участников боя? Где рассказ солдата звучит правдивее, проще? Приведите примеры.

    В стихотворении «Поле Бородина» рассказчик и его товарищи решают до последней капли крови защищать родину:

    И мы погибнуть обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Солдат готов мстить за гибель товарищей: Душа от мщения тряслася, И пуля смерти понеслася

    Из моего ружья.

    Отчаянно сражались русские солдаты: шесть раз поле переходило из рук в руки. Многие из них погибли, и рассказчик со скорбью говорит об этом:

    Мои товарищи, вы пали!
    Но этим не могли помочь.

    Но в рассказе солдата не все описывается простым, народным языком. Есть такие выражения, которые простой человек не может использовать в своей речи.

    В стихотворении «Бородино» чувства рассказчика переданы глубже и правдивее. Уже в самом начале рассказа мы чувствуем и гордость, и печаль, с которой солдат вспоминает о своих товарищах, и осуждение современных людей:

    Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя:

    Богатыри – не вы!..

    Совет
    Обратите внимание

    Мужество русских солдат, их готовность не пожелать своей жизни за родину переданы народным языком:

    [/su_box]

    Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою

    За родину свою!

    И только вечером, когда битва окончилась, солдаты стали считать свои раны и оставшихся в живых товарищей. А завтра утром вновь они готовы начать бой «и до конца стоять».

    Как можно объяснить такие выражения, как «ломить стеною», «постоим …головою», «до конца стоять»? Как они помогают понять чувства участников боя?

    «Ломить стеною» – идти вперед, не останавливаясь перед препятствиями, не боясь ничего; «постоим головою» – не пожалеем жизни, пожертвуем всем; « до конца стоять»

    – защищаться до последней возможности, выстоять перед всеми трудностями, погибнуть, но не сдаваться.

    – Все эти выражения помогают понять, как беззаветно смелы и мужественны были защитники России, как они были полны решимости до последнего дыхания защищать родину.

    Стихотворение «Бородино» в годы Великой Отечественной войны зазвучало с новой силой. Послушайте высказывания поэтов , участвовавших на Великой Отечественной войне 1941- 45гг.

    «… Был суровый 1943 год. Стояла наша часть в обороне в лесах Смоленщины… Нас, солдат, в часы затишья, такие часы иногда случались, тянуло в лес. Вот в один из таких дней мы, трое солдат, и отправились в ближайший лес. Саша Попов … достал из вещевого мешка потрепанный томик и начал читать «Бородино». Мы слушали, затаив дыхание.

    Умолк чтец. Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк. Может быть, обстановка – короткое затишье между боями – делала мужественные стихи Лермонтова такими живыми, такими от сердца идущими, будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших». (Таджикский поэт Мухитдин Фархат.)

    Главная мысль «Бородина» – это жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих дел. А это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышится солдат, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

    Источник: http://iumka.ru/literatura/analiz-stihov/item/22640/

    Анализ стихотворения — Бородино — Лермонтова

    Ведущая тема стихотворения Сюжет стихотворения «Бородино» Композиция лирического произведения Художественно-выразительные средства стихотворения Идея стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова

    Ведущая тема стихотворения

    Традиционным для творчества М. Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М. Ю.

    Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами.

    Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

    Сюжет стихотворения «Бородино»

    Сюжет стихотворения — это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

    «Скажи-ка, дядя, ведь не даром

    Москва, спаленная пожаром,

    Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

    «Да, были люди в наше время,

    Не то, что нынешнее племя:

    Обратите внимание

    Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

    Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

    Композиция лирического произведения

    Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения — рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию.

    Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты.

    Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался — восхищением подвигом солдат во имя Родины:

    «Да, были люди в наше время,

    Могучее, лихое племя:

    Богатыри — не вы.

    Плохая им досталась доля:

    Немногие вернулись с поля.

    Когда б на то не божья воля,

    Не отдали б Москвы!»

    Художественно-выразительные средства стихотворения

    выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение — разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

    При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

    Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

    Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

    «Ведь были ж схватки боевые,

    Да, говорят, еще какие!

    Недаром помнит вся Россия

    Про день Бородина!»

    Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри — не вы!».

    При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

    В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени».

    Важно

    И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

    Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

    «Рука бойцов колоть устала,

    И ядрам пролетать мешала

    Гора кровавых тел. «

    В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

    Идея стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова

    Подробный анализ «Бородино» Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения.

    Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории.

    Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года — заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

    Краткий анализ, описание композиции и разбор художественно-выразительных средств стихотворения, могут быть использованы учениками 5 класса при подготовке к уроку или написании сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»».

    Читайте также:  Образ матрены в поэме «кому на руси жить хорошо»

    Другие работы по этой теме:

  • Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова«Бородино» (1837). Стихотворение написано к 25-й годов­щине Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. Впервые с такой очевидностью в яркой художественной форме выражен главный победитель.

  • О стихотворении «Бородино»Создание стихотворения «Бородино» связано с 25-летием Отечественной войны 1812 года, важнейшим событием которой была Бородинская битва. Элегическая интонация звучит в первых строках «Бородино» и связана.
  • Сочинение на тему: КАКИМИ М. Ю.

    ЛЕРМОНТОВ ПОКАЗЫВАЕТ СОЛДАТ В СТИХОТВОРЕНИИ «БОРОДИНО»Повествование в стихотворении ведется от лица участника Бородинского сражения. Вспоминая пере­житое, старый солдат называет воинов своего времени богатырями: Да, были люди в наше время, Не.

  • Анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова«Поэт» (1828).

    Уже в этом раннем стихотворении Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, Как он пером своим прольет Всю душу;.

  • Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова«Молитва» (1837). По мнению С. Наровчатова: «Молит­ва» — шедевр любовной лирики Лермонтова.

    В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть назва­ны.

  • Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова«Тучи» (1840). У поэта тучи ассоциируются со странничест­вом, с изгнанничеством: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники.
  • Анализ стихотворения Лермонтова. Бородино.

    Смерть поэта. Часть 5. (Лермонтов М. Ю.)1837-1841 Бородино.-Написано, по-видимому, в январе 1837г. как отклик на двадцатипятилетие Отечественной войны 1812 г. Здесь, как и в раннем стихотворении «Поле Бородина», Лермонтов попытался воспроизвести.

  • Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…» Лермонтова«Нет, я не Байрон, я другой…» (1832).

    В этом стихотворении отразились романтические устремления юного Лермонтова. Поэт на примере судьбы Байрона как бы предугадывает будущий конфликт.

  • Анализ стихотворения «Монолог» Лермонтова«Монолог» (1829). Уже в раннем творчестве Лермонтов об­ращается к теме поколения, пытаясь пробудить его гражданский дух, заронить мысль о необходимости деятельности. В данном стихотворении поэт.

    Свежие записи

    Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!

  • Источник: http://rus-poetry.ru/analiz-stihotvoreniya-borodino-lermo/

    Сравнительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова “Бородино” и “Поле Бородина”

    “Бородино” – одно из самых патриотических стихотворений в русской поэзии.

    Изображая народ в качестве главного героя Отечественной войны 1812 года, поэт утверждает, что именно народ решил судьбу Бородина и России.

    И в стихотворении” Бородино” и “Поле Бородина” историческое событие было увидено глазами самого народа, рассказ о Бородинской битве ведет рядовой ее участник – русский солдат, от имени которого говорит Лермонтов.

    Впервые к теме Отечественной войны юноша Лермонтов обратился в 1830 году в стихотворении “Поле Бородина”. .

    Всю ночь у пушек пролежали Мы без палаток, без огней, Штыки вострили да шептали Молитву родины своей.

    Шумела буря до рассвета; Я, голову подняв с лафета, Товарищу сказал: “Брат, слушай песню непогоды: она дика, как песнь свободы”. Но, вспоминая прежни годы, Товарищ не слыхал.

    Совет

    Пробили зорю барабаны, Восток туманный побелел, И от врагов удар нежданный На батарею прилетел. И вождь сказал перед полками: “Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой,

    Как наши братья умирали”.

    И мы погибнуть обещали, И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой. Что Чесма, Рымник и Полтава? Я, вспомня, леденею весь, Там души волновала слава, Отчаяние было здесь. Безмолвно мы ряды сомкнули, Гром грянул, завизжали пули, Перекрестился я. Мой пал товарищ, кровь лилася, Душа от мщения тряслася, И пуля смерти понеслася Из моего ружья. Марш, марш! пошли вперед, и боле Уж я не помню ничего. Шесть раз мы уступали поле Врагу и брали у него. Носились знамена, как тени, Я спорил о могильной сени, В дыму огонь блестел, На пушки конница летала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала

    Гора кровавых тел.

    От чего имени описываются события Бородинского боя в стихотворениях “Бородино” и “Поле Бородина”?

    В обоих стихотворениях о Бородинском сражении рассказывают его участники – простые русские солдаты-артиллеристы.

    Сравните, как начинаются эти стихотворения?

    В Стихотворении “Бородино” молодой солдат обращается к старому с просьбой рассказать о “дне Бородина”, который “недаром помнит вся Россия”. Рассказ старый солдат начинает с раздумья о людях, вместе с которыми воевал, об их судьбе.

    Стихотворение “Поле Бородина” начинается рассказом о ночи перед Бородинском сражением.

    Прочитайте вторую строфу в стихотворении “Бородино” и первую строфу в стихотворении “Поле Бородина”. Обратите внимание на то, как звучит речь солдата в обоих стихотворениях.

    В стихотворении “Поле Бородина” рассказ звучит несколько необычно. В речи рассказчика есть приподнятые, торжественные обращения, выражения:

    Шептали Молитву родины своей… Брат, слушай песню непогоды:

    Она дика, как песнь свободы.

    В “Бородино” рассказ солдата звучит неторопливо, спокойно. Видно, что он хорошо понимает значение сражения, в котором участвовал со своими товарищами.

    Обратите внимание

    Из стихотворения “Бородино” можно взять вторую строфу или последнюю. Спокойно, сосредоточенно вспоминает солдат о прошлом:

    Да, были люди в наше время…

    Как описываются приготовления к бою, его ожидание в этих двух стихотворениях? Обратите внимание на I и II строфы стихотворения “Поле Бородина” и IV – VIII строфы стихотворения “Бородино”. Как вы представляете русских солдат перед боем? Их поведение в бою?

    В стихотворении “Поле Бородина” темная холодная ветреная ночь. “Шумела буря до рассвета”, – рассказывает солдат. Он рядовой участник боя, он точит штык и шепчет молитвы. Он его самого представить трудно, потому что он использует такие выражения, которые простые люди обычно не употребляют:

    Душа от мщения тряслася…
    Я спорил о могильной сени…

    В стихотворении “Бородино” как будто наяву видишь солдат, которым надоело отступать, и которые с нетерпением ожидают боя с французами. “Есть разгуляться, где на воле”, – говорит рассказчик о поле будущего сражения.

    В самые тяжелые дни отступления солдаты не теряют бодрости, чувства юмора. Рассказчик ярко и образно вспоминает о дне, когда произошло Бородинское сражение:

    Забил заряд я пушку туго И думал: Угощу я друга!

    Постой-ка, брат мусью!

    Задумчиво, спокойно вспоминает солдат о том, как со своими товарищами мужественно готовился к смертному бою:

    … Тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито,

    Кусая длинный ус.

    Каким представлен в стихах командир? Какие слова в его речи вам особенно запомнились? Как вы понимаете выражения: хват, сражен булатом?

    {module 54}

    В стихотворении “Поле Бородина” он назван вождем. И хотя его представить трудно, чувствуется, что это мужественный, отважный человек. К солдатам он обращается с горячим призывом защищать Москву.

    Важно

    В стихотворении “Бородино” полковника представляешь лучше. Он смелый, ловкий человек – “хват”, заботливый командир – “отец солдатам”, и они искренне скорбят о его смерти.

    “Сражен булатом” можно сказать о человеке, который погиб, как герой, о человеке, который сражался до последнего дыхания.

    Слова вождя из стихотворения “Поле Бородина” без изменения перенесены в стихотворение “Бородино”. Они давно уже стали крылатыми:

    Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой,

    Как наши братья умирали!

    Как звучат стихи о полковнике?

    Торжественно.

    Чем такая торжественность достигается?

    Описывая полковника, поэт использует слова молвил, сверкнув вместо обычных слов сказал, блеснув. У полковника не глаза, а очи – “сверкнув очами”.

    А как нужно читать эти строки?

    В них ощущается твердость, решимость бороться и, если нужно, умереть за родину. Эти слова надо читать неторопливо, твердо, торжественно.

    А как нужно читать ответ солдат полковнику?

    Слова:

    И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали

    Мы в Бородинский бой.

    Звучат кратко, мужественно, в них слышится чувство собственного достоинства и гордость за солдат-товарищей, с честью сдержавших свою “клятву верности”.

    Как представляете вы Бородинский бой по “Полю Бородина”?

    В “Поле Бородина” даны отдельные описания боя:

    Безмолвно мы ряды сомкнули, Гром грянул, завизжали пули… Шесть раз мы уступали поле Врагу и брали у него. Носились знамена, как тени, Я спорил о могильной сени, В дыму огонь блестел, На пушки конница летала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала

    Гора кровавых тел.

    Это яркая картина. Вначале все тихо :безмолвно мы ряды сомкнули. потом грянул залп пушек и послышался свист пуль. везде дым, сквозь которой видны мчащиеся всадники со знаменами в руках, кругом трупы погибших. Но отдельные выражения затрудняют восприятие боя.

    А как изображено сражение в “Бородино”?

    В стихотворении “Бородино” слышишь и видишь истинную картину боя. Грозной силой двинулись французы в бой, и началось сражение, подобных которому в истории не было:

    Вам не видать таких сражений!..

    В описании сражения Лермонтов использует многие строки из стихотворения “Поле Бородина”:

    Совет

    Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди; И залпы тысячи орудий

    Слились в протяжный бой.

    И здесь мчатся всадники со знаменами в руках. И здесь все в дыму. Дрожит земля. Блестит огонь, слышится звон стали, визг пуль, вой тысячи орудий. И всюду трупы погибших – русских и французов.

    – В этом описании все точно, образно. Картину видишь как нарисованную и слышишь все звуки боя.

    А теперь еще раз перечитайте отрывки из первого и второго стихотворения. Как раскрыл поэт чувства участников боя? Где рассказ солдата звучит правдивее, проще? Приведите примеры.

    В стихотворении “Поле Бородина” рассказчик и его товарищи решают до последней капли крови защищать родину:

    И мы погибнуть обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Солдат готов мстить за гибель товарищей: Душа от мщения тряслася, И пуля смерти понеслася

    Из моего ружья.

    Отчаянно сражались русские солдаты: шесть раз поле переходило из рук в руки. Многие из них погибли, и рассказчик со скорбью говорит об этом:

    Мои товарищи, вы пали!
    Но этим не могли помочь.

    Но в рассказе солдата не все описывается простым, народным языком. Есть такие выражения, которые простой человек не может использовать в своей речи.

    В стихотворении “Бородино” чувства рассказчика переданы глубже и правдивее. Уже в самом начале рассказа мы чувствуем и гордость, и печаль, с которой солдат вспоминает о своих товарищах, и осуждение современных людей:

    Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя:

    Богатыри – не вы!..

    Совет
    Обратите внимание

    Мужество русских солдат, их готовность не пожелать своей жизни за родину переданы народным языком:

    [/su_box]

    Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою

    За родину свою!

    И только вечером, когда битва окончилась, солдаты стали считать свои раны и оставшихся в живых товарищей. А завтра утром вновь они готовы начать бой “и до конца стоять”.

    Как можно объяснить такие выражения, как “ломить стеною”, “постоим. ..головою”, “до конца стоять”? Как они помогают понять чувства участников боя?

    “Ломить стеною” – идти вперед, не останавливаясь перед препятствиями, не боясь ничего; “постоим головою” – не пожалеем жизни, пожертвуем всем; ” до конца стоять” – защищаться до последней возможности, выстоять перед всеми трудностями, погибнуть, но не сдаваться.

    – Все эти выражения помогают понять, как беззаветно смелы и мужественны были защитники России, как они были полны решимости до последнего дыхания защищать родину.

    Стихотворение “Бородино” в годы Великой Отечественной войны зазвучало с новой силой. Послушайте высказывания поэтов, участвовавших на Великой Отечественной войне 1941- 45гг.

    “… Был суровый 1943 год. Стояла наша часть в обороне в лесах Смоленщины… Нас, солдат, в часы затишья, такие часы иногда случались, тянуло в лес. Вот в один из таких дней мы, трое солдат, и отправились в ближайший лес. Саша Попов. .. достал из вещевого мешка потрепанный томик и начал читать “Бородино”. Мы слушали, затаив дыхание.

    Умолк чтец. Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк. Может быть, обстановка – короткое затишье между боями – делала мужественные стихи Лермонтова такими живыми, такими от сердца идущими, будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших”.

    Главная мысль “Бородина” – это жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих дел. А это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышится солдат, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии”.

    Сравнительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова “Бородино” и “Поле Бородина”

    Источник: https://home-task.com/sravnitelnyj-analiz-stixotvorenij-m-yu-lermontova-borodino-i-pole-borodina/

    Ссылка на основную публикацию