Как в лирике лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?

Как в лирике М.Ю. Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?

Надо отдать должное, тема эта — одна из наиболее ярких в творчестве поэта. Собственно, именно с этого острого явления и началось литературное становление юного Лермонтова в широком кругу.

Как известно, общественность узнала поэта в тот момент, когда он бесстрашно обвинил ее во всех смертных грехах, приведших к гибели А.С. Пушкина. В недвусмысленных выражениях досталось всем, включая высшие эшелоны власти. Слава Богу, политика 30-х гг.

XIX века была относительно лояльной к подобным вспышкам, благодаря чему мы сегодня имеем возможность наслаждаться и другими произведениями вечно юного романтика-обличителя.

Обратите внимание

Поэт у Лермонтова всегда против. Против всего, по большому счету. Свет ему не мил, развлечения пошлы и скучны, общество в целом – главный враг героя.

Это вечное противопоставление, причем порой довольно насмешливое и агрессивное, хотя, безусловно, в известной степени трагическое.

Невольно напрашивается одно несколько циничное выражение, которое сейчас нередко употребляется в описании перипетий западных киношедевров: «Меня в детстве не любили, вот и вырос я плохой».

Лермонтовский поэт — и жертва, и палач одновременно. Все-таки и тут сквозит печоринское двуличие. Рассмотрим некоторые строки:

Укор невежд, укор людей

Души высокой не печалит;

Пускай шумит волна морей,

Утес гранитный не повалит.

Это из стихотворения «Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть»… Нескромно, да. Мол, что нам за дело до презренной толпы: собака лает – ветер носит.

Есть и другие пылкие выражения. Например, «пускай толпа растопчет мой венец…» Очевидно, что речь не только о конфликте лично Михаила Юрьевича с определенным кругом лиц, а подразумевается некоторое обобщение.

«Как часто, пестрою толпою окружен…» — снова противопоставление.

Но тепла-то хочется! «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…»

Из произведения «Журналист, читатель и писатель»:

К чему толпы неблагодарной

Мне злость и ненависть навлечь,

Чтоб бранью назвали коварной

Мою пророческую речь?

Это слова писателя. В принципе, можно с чистой совестью распространить это высказывание и на поэта…

Но пред судом толпы лукавой

Скажи, что судит нас иной

И что прощать святое право

Страданьем куплено тобой.

Важно

Поэт явно не принадлежит к этому бренному миру. Да и к Всевышнему он, судя по всему, как-то ближе… Особенно четко это прослеживается в концовке стихотворения «Нет, я не Байрон…»

По совести сказать, вся эта юношеская пылкость на грани максимализма выглядела бы смешной, если бы за ней не стояла подлинная человеческая трагедия, история одинокой и отверженной души, которая столь часто озлобляется именно по причине непринятия миром. Кто тут виноват — та самая пресловутая толпа или все же и гордый поэт тоже — вопрос сложный. Это всегда палка о двух концах.

И Лермонтов-то прекрасно это понимает. Да, его Поэт почти всегда обличитель, а толпа — синоним праздной пустоты, но хуже от этого все же Поэту. Толпа переживет, ничего ей не сделается.

А восставший против общественного мнения раздираем как чисто внешними проявлениями конфликта, так и в еще большей степени — терзаниями душевными.

Никакая чернь его не растерзает, он с этим великолепно справляется сам.

Вообще если здесь уместно было бы проведение аналогий, можно было бы отметить очень похожие взаимоотношения того же Печорина (вот она, квинтэссенция лермонтовского мировосприятия) и так называемого «водяного» общества. Да, он язвит, наблюдает, констатирует, издевается над своим окружением, но над собой он склонен измываться еще хлеще.

Колоссальная потребность в выражении взаимопонимания, любви, ласки… причем, любви безусловной, материнской (и снова — в детство поэта!). Но что лермонтовский Поэт, что Печорин — личности уже в значительной мере искалеченные. Они не могут принимать ту самую, столь необходимую им любовь, они не могут ни оценить, ни «ожить» от нее.

Просто потому что уже поздно…

Образ поэта, как и многое у Лермонтова, трагичен. Временами — до нелепости, до абсурда. Но трудно всерьез упрекать в излишней романтизации героев автора, не дожившего даже до тридцати.

Конфликт поэта и толпы сложен тем, что сам Михаил Юрьевич не уверен на сто процентов, кто в нем подлинно виноват. Вернее, ясно, что оба виноваты. Ясно и то, что Лермонтову ближе позиция отверженного творца, нежели сытого скучающего читателя.

Совет

Но он не был бы сам собой и уж явно не мог бы создать первого в русской литературе психологического романа, занимай он однозначно непримиримую позицию… Что было раньше: курица или яйцо? Общество породило злого (в прямом смысле) гения или он своим язвительным пером намеренно лишает себя права на взаимопонимание и поддержку?.. Вопрос открыт по сей день…

Лидия Рыжова

Источник: http://bacenko.ru/lirike-lermontova-konflikt-poeta-i-tolpyi/

Сочинение за 10 класс на тему: ” Как в творчестве М. Ю. Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы? “

  • Образ поэта занимает особое место в лирике Лермонтова.

    Обращаясь к традиционной в русской литературе теме поэта и поэзии, он создает художественный образ, отражающий действительность 30-х годов девятнадцатого века с ее трагическими противоречиями наружного рабства и стремлением к внутреннему освобождению .

    Следуя традиции Пушкина, Лермонтов говорит об уникальности личности поэта, который непохож на окружающих его людей. Лермонтовский поэт тоже сын небес , томящийся на земле и тоскующий по небесным звукам. Однако небесное и земное в лирике Лермонтова противопоставлены более резко, чем у Пушкина.

    В стихотворении Ангел речь идет о младой душе , возможно, душе поэта, которую ангел нес из небесных сфер на землю, для мира печалей и слез . Запомнив ангельские песни о блаженстве безгрешных душ в райских садах, эта душа долго томилась на свете, мечтая освободиться от земного плена.

    Поэт Лермонтова, как и поэт Пушкина, осознает, что на земле он выполняет определенную миссию, возложенную на него самим Богом. Его назначение в современном обществе быть пророком. Библейские пророки, водимые Божьим Духом, провозглашали истину, и Бог имел возможность говорить их устами.

    Лермонтовское стихотворение Пророк сюжетно продолжает одноименное стихотворение Пушкина. Получив дар всеведения и поручение от Всевышнего глаголом жечь сердца людей , поэт-пророк, верный своему призванию, начинает провозглашать любви и правды чистые ученья .

    Однако люди полностью отвергают его слово, побивают его камнями, и он вынужден, покинув человеческое общество, удалиться в пустыню. Так, используя легенду, Лермонтов говорит о трагическом противоречии, возникшем между поэтом и обществом в современном мире.

    Поэт как личность обречен на одиночество, непонимание и даже гибель.

    В стихотворении Смерть поэта , написанном в 1837 году по поводу гибели Пушкина, Лермонтов показал реальную судьбу русского поэта, пережившего гонения, злобные насмешки светской толпы, предательство и безвременную смерть.

    В последних строках этого стихотворения говорится, что истинным убийцей поэта, направлявшем руку стрелявшего, было светское общество, та его часть, которая непосредственно приближена к трону царя. Именно они стали палачами Свободы и Гения .

    Собственные горестные переживания трагической неразрешимости конфликта между поэтом и светским обществом Лермонтов воплощает в стихотворении Как часто пестрою толпою окружен… . Лирический герой этого стихотворения поэт, осознающий себя абсолютно чужим в толпе, веселящейся на бале-маскараде.

    Обратите внимание

    Его окружают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски , лишенные внутреннего содержания, человеческого тепла, любви, сочувствия. Его протест против этого общества выражается в желании смутить веселость их , бросив им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью .

    Итогом философских размышлений поэта о состоянии современного общества и судьбе того поколения, к которому принадлежал он сам, явилось стихотворение Дума . В числе недостатков и даже пороков, в которых он обвиняет современное ему поколение, упоминаются бездействие и бесплодие, равнодушие к добру и злу, рабская покорность перед властью. .

    http://znanija.com/task/6320195

  • Источник: https://4u-pro.ru/drugoe/sochinenie-za-10-klass-na-temu-kak-v-tvorchestve-m-yu-lermontova-otrazilsya-konflikt-poeta-i-tolpi

    В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике а.с. пушкина?

    27.04.2017

    В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике а.с. пушкина?

    • У Пушкина, как и у многих других поэтов есть произведения, в которых они размышляют над тем, что может изменить поэт в жизни. Для чего нужна поэзия в жизни общества.Я думаю, что суть конфликта, возможно, заключается в том, что поэт пытается изменить отношение общества к жизни с помощью искусства слова, поэзии. Об этом он размышляет в таких известных стихах и его произведении, стихотворении quot;Пророкquot;.
    • Суть конфликта заключается в том, что Пушкин не понимал действия и поступки людей. И поэтому он у своих стихотворениях и романах создавал свой сказочный мир в котором все было хорошо и все жили долго и счастливо.
    • В лирике Александра Сергеевича Пушкина ярко и разносторонне показан конфликт поэта с толпой.Будучи юношей, у Пушкина было ярое желание служить своей стране, своей отчизне. Об этом нам говорят строчке из его известного стихотворения quot;К Чаадаевуquot;:quot;Мой друг, отчизне посвятимДуши прекрасные порывы!quot;.Но по мере взросления, по мере становления его творчества поэт понимает, что он не может работать и творить так, как ему хочется, в полную силу, не может быть свободным. Он и его творчество может подвергаться гонениям. Об этом говорит в своих стихотворениях Ф.Н.Глинке и В.Ф.Раевскому.Поэт был преследован не только властями, но и цензором, который по словам Пушкина называл белое черным. Об этом он говорит в стихотворении quot;Послание цензоруquot;.Поэт не был до конца удовлетворен, так как он вынужден был держать себя в рамках, он протестует против общества и толпы.
    • Одна из основных особенностей характера Александра Сергеевича Пушкина является его свободолюбие, постоянное стремление к свободе во всех е проявлениях. В поклонении и признании quot;толпыquot; его лирический герой-поэт не испытывает никакой нужды. Сочинение можно построить на основе анализа текста стихотворения quot;Поэт и толпаquot;, его можно найти здесь. Мы видим нелицеприятные эпитеты, которыми Поэт награждает толпу (которую именует quot;Черньюquot;), герой обвиняет е в приземлнности, глупости, склонности к рабству, отсутствии чувства прекрасного, злобе, непонимании – он возносит Поэта над толпой. Вот тут есть неплохой материал по данной теме, не забываем вставлять цитаты в текст сочинения
    • Суть конфликта поэта и толпы в лирике Александра Сергеевича Пушкина выражена в его стихотворении quot;Поэт и толпаquot;, а именно то, что поэт считает себя Сыном небес, очень возвышенным созданием, а толпу очень приземленными людьми, которым обязательно указать на то, что его стихотворения им недоступны для понимания из-за того, что толпа всегда корыстна и ищет пользу во всем.А толпа ему отвечает на эти обвинения в непониманииДругими словами, если ты, Поэт, действительно Небес Посланник, и у тебя есть поэтический дар, то помоги нам своими стихами очистить Душу и мысли, научи нас любить других.Но поэт в своем высокомерии не слышит простой народ, а говорит:Поэтому получается, что суть конфликта поэта и толпы состоит в том, что поэт так возвеличил себя из-за посланного ему Дара Слова, что забыл зачем ему Бог дал этот дар.А ведь такой Дар дается человеку, чтобы очистить Души других и научить их любить.Но высокомерие поэта не дало его Дару принести пользу людям, так как на высокомерие люди всегда отвечают презрением и непониманием, а если бы поэт обратился к толпе с любовью, то возможно бы толпа ему бы и ответила по другому и конфликта бы никакого бы не было.а вот как ребенок увидел суть этого конфликта:)
    • В произведениях Пушкина часто показан конфликт поэта и толпы в лирике А.С. Пушкина который состоит в том, что толпа не понимает и не может понять высокие духовные стремления поэта, которые обусловлены стремлением поэта показать что-то поистине высокое, но толпа не соглашается с ним. Толпа хочет чтобы труд поэта был направлен на служение обществу, то есть поэт должен писать о том, что хочет получить толпа. Но поэт не согласен с ней очень огорчен тем, что толпа не может понять его.
    • Тема поэта и толпы в творчестве А.С. Пушкина занимает чуть ли не главную роль, автор часто возвращался к этой теме, потому что очень ценил труд поэта, отождествлял поэта с божественностью(например, quot;Пророкquot;, в стихотворении говорится о том, что поэт- лучше других, выше толпы, и поэт выполняет высшую миссию, неведанную обычным людям, творя стихотворения). Другими словами, поэт, если получается у него складывать строчки, он просто обязан писать.Поэта очень огорчает то, что люди, то есть толпа, не понимают,не ценят его стараний, ведь он хочет донести до народа все то необыкновенное, божественное.Поэтому творец всегда одинок, и с этим он почти смирился.
    • У Пушкина часто менялось отношение к миссии поэта. Он считал,что поэзия,не может и не должна служить даже самым благородным начинаниям. Искусства для какой-либо возвышенной цели.в стихотворенииquot;я памятник себе воздвиг нерукотворныйquot; Пушкин подводит итог своего творчества и считает своей заслугой то,что в жестокий век восславил свободу,то есть боролся против самодержавия и крепостного права за освобождение народа. В своей лирике Пушкин обращался ко всем сторонам жизни,искренний,правдивый,глубокий человек,он заложил основы русской литературы,определив ее жанрово-идейное своеобразие на много лет вперед.
    • В известном стихотворении А.С. Пушкина quot;Поэт и толпаquot; мы наблюдаем конфликт поэта и quot;Черни тупойquot;-толпы, которая не понимает свободолюбивого нрава поэта, его гения. Поэт не собирается подчиняться воле толпы и писать то, что ей заблагорассудится. Толпа хочет, чтобы лирика поэта служила для исправления пороков общества, но чтобы завоевать любовь народа, поэту необязательно жертвовать свободой выбора. В стихотворении явно прослеживается тема непонимания, неприятия поэта, стремление подчинить его лиру.
    Читайте также:  Сочинение «гранатовый браслет: тема любви»

    В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике а.с. пушкина? Ссылка на основную публикацию <\p>

    Источник: http://8.orange3.ru/11750/

    Экзаменационные билеты по литературе 9 класс

    Тема поэта и толпы в лирике М. Ю.

    Лермонтова Следуя прежде всего Пушкину и декабристам, поэт с самого начала и до конца творческого пути воссоздает облик народного поэта – пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина, патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу.

    Тема поэта и поэзии – одна из центральных в лирике Л. «Смерть поэта», «Поэт», «Не верь себе», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк»

    «Смерть поэта» написано 28 января 1837 г. «под свежим еще влиянием истинного героя и негодования, возбужденного в нем святотатственным убийством» (А. Шан-Гирей) и стало выражением общего горя и потрясения.

    В несколько дней оно тысячами рукописных списков распространилось по Петербургу. Последние 16 строк неделей позже: в этих строках в полную силу прозвучало гневное обличение светского общества – палачей Свободы, Гения и Славы, допустивших убийство великого поэта и защищающих убийцу.<\p> Эпиграф взят из трагедии фр.

    Драматурга Ротру (1609 – 1650) «Венцеслав» Еще до появления заключительных строк шеф жандармов Бенкендорф доложил Николаю Первому о «непозволительных стихах корнета Лермонтова»; Николай получил их по почте с надписью «Воззвание к революции» 21 февраля Л. был арестован, 25 – переведен в Нижегородский драгунский полк (на Кавказ) в военную часть, действовавшую против горцев.

    Стих. впервые напечатано в «Полярной звезде» (1856) А. Герцена и Н. Огарева, выходившей в Лондоне. В Росси впервые, не полностью, – в 1858 г. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова» (А. И. Герцен) «Есть основания думать, что довести до Третьего отделения (высшая тайная полиция) полный текст с эпиграфом стремился сам Л.

    Упоминание о троне, окруженном жадной толпой палачей свободы, напоминание о грядущей расплате касались не только придворных сановников, но и самого императора. Эпиграф должен был смягчить смысл последней строфы: ведь если поэт обращается к императору с просьбой о наказании убийцы, следовательно, Николаю незачем воспринимать стих. в свой адрес.

    В то же время среди широкой публики стих. ходило без эпиграфа» (И. Л. Андроников) «Этот эпиграф прокладывал дорогу знаменитой концовке, к которой он ближе всего… Ведь эпиграф только по форме был мольбой о царской милости. По существу же требования и по пафосу его – это ультиматум…» (Вл.

    Важно

    Архипов) Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример. «Жуковский… сказал: «… в смерти Пушкина повинен не только шеф жандармов (А. Х. Бенкендорф), но и распорядитель судеб России – государь.

    Поэт убит человеком без чести, дуэль произошла вопреки правилам – подло» Л. прямо назвал настоящих убийц поэта, направивших пистолет Дантеса, и открыл людям истину о трагической гибели П. В стих. сплелись 2 темы и 2 поэтические интонации: лирически проникновенная там, где воспевается П., и ораторская, обличительная, гражданская, когда речь идет о его убийцах. Для Л.

    Пушкин – идеал поэта и человека, в высшем значении этого слова. Еще при жизни увенчанный «торжественным венком» славы, он вызывает благоговение, этот «дивный гений», с «чудной силой» таланта и «чудными песнями» (характерна эмоциональная напряженность окраски, эпитетов в этих образах). Особенно восхищает Л.

    та особенность его поэтического дара, которая подчеркнута эпитетами «свободный, смелый» Независимость, смелость Л. видит не только в творчестве, но и в самом характере поэта: он «гордый», у него «вольное сердце», он восстает «против мнений света», в нем живет чувство чести. Образ П. человечен и как бы «высветлен» пронизывающей скорбью утраты.

    Сочетание гениальности, смелости, свободолюбия, гордости, высокого достоинства и в то же время доверчивости, детской чистоты, незащищенности особенно приближает поэта к читателю и рождает острое чувство сострадания к нему. Совершенно иные чувства возникают по отношению к убийцам П. Вначале Л.

    слишком поглощен горем, и мысли о гонителях поэта возникают пока как бы между прочим: «оклеветанный молвой», «позором мелочных обид» и т. д. Чувство скорби так велико, что гнев на какое-то время отступает. Но постепенно все откровенней и презрительней Л. говорит о светском обществе.

    Это общество «клеветников ничтожных», мелких завистников, где царят неискренность, фальшь, лицемерие. Невежественное и злобное, такое общество не способно понять и оценить гения, оно преследует его, но не открыто, а исподволь, клеветой и «мелочными обидами» и в то же время лицемерно маскирует свое злобное гонение «словами и ласками ложными» Л.

    называет венок, которым общество венчает поэта, «венцом терновым» – венцом мученика и страдальца, хотя терновые шипы и прикрыты лицемерно лавром – символом почестей и славы. Под стать этому обществу и непосредственный убийца поэта. Л. пишет о нем с величайшим презрением. За его рукой Л. видел главных организаторов и виновников убийства. Заключительная часть стих.

    Совет

    стала обвинительной речью всему придворному обществу, переходящей в прямую угрозу. Гениальность П. выступает в стих. еще ярче, благодаря показу нравственного благородства и красоты его личности. Гонители же его низки и ничтожны. Это «наперсники разврата», надменная и «жадная толпа», клеветники. История русской поэзии еще не знала стихов подобной силы с таким обнаженным политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Как свободный гений и прекрасная человеческая личность, Поэт противоположен свету, рабскому в своей жажде власти, ничтожному в своих мыслях и делах, пошлому и фальшивому. Эта мысль подчеркнута антитезой – резким противопоставлением поэта и общества. Раскрывая трагедию одиночества поэта в таком обществе, Л. верит в наступление часа расплаты за его гибель. Взволнованная и негодующая интонация сменяется торжественной и грозной (со слов: «Но есть и Божий суд…»), и заключительные строки стих. звучат как пророчество о возмездии.

    «ПОЭТ» (1838)

    Стих. представляет собой намеренное и сознательное возвращение к темам и образам декабристской поэзии. Об этом ясно говорит и общий смысл поставленного вопроса о роли поэта в обществе, и упоминание вечевого колокола – символа древнерусской свободы в представлении декабристов, – и утверждение необходимости участия поэта в общественной борьбе.

    Сблизив образы поэта и кинжала, Л. впервые высказал мысль о том, что поэзия подобна оружию. Построив стих. на развернутом сравнении, он в первых 6 строфах рассказал историю кинжала, а в последующих 5 – высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Основной смысл истории кинжала – показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой.

    Изменение интонации и словаря от строфы к строфе позволяет почувствовать сожаление автора о таком превращении. В первых 6 строфах почти нет метафор, редки сравнения. Широко прибегает Л. лишь к эпитетам: «надежный», «таинственный», «постыдный», – затем: «золотая игрушка», «походная лавка» и т. д.

    Отношение автора к кинжалу – в эпитетах «бесславный» и «безвредный» Несомненен «восточный колорит» 1 части. История кинжала как бы овеяна воспоминанием о свободолюбивом и воинственном Кавказе, откуда совсем недавно вернулся поэт и где он видел жизнь, исполненную борьбы и мужества. Затем Л.

    отказывается от аллегории и прямо осуждает поэта, променявшего былую славу и власть над людьми на покой и «злато». Повествовательность первых строф сменяется ораторским пафосом.<\p> 8 и 9 строфы являются идейным центром стих. В них Л., высказывая свой взгляд на роль и назначение поэзии, создает величественный образ поэта.

    Предпоследняя строфа контрастна предыдущей. Истинные поэты не признаны «ветхом мире». В последней строфе – обращении – призыв: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» Заключительная метафора «ржавчина презренья» скрепляет стих., объединяя аллегорический образ кинжала с образом поэта-пророка. Взгляд на поэзию, выраженный в стих.Л.

    , близок пушкинскому: «глаголом жечь сердца людей» (П.) и «воспламенять бойца для битвы» (Л.)Но сам образ поэта у Л. проще, чем пушкинский «Пророк»: он теряет библейскую величественность и становится ближе людям.

    «ПРОРОК» (1841)

    Это стих. – пример частого в лирике Л. возвращения к темам и образам Пушкина. «Пророк» Л. является как бы дополнением и развитием «Пророка» П. Пушкин в своем «Пророке» утверждает великое общественное значение поэзии, видит в ней могучее средство воздействия на умы и сердца людей. Л. сопоставил своего поэта-пророка с современным обществом и показал, какая судьба ждет поэта, посмевшего выступить с критикой общественной лжи и несправедливости. В центре – поэт-пророк. Он постиг людей, хочет пробудить в людях стремление к лучшей жизни. Не найдя отзыва у людей, он чувствует себя свободно в мире природы, однако не может полностью удовлетвориться ею. Его влечет к людям, хотя он и «не ужился с ними» Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в образе Пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ во имя служения этой цели. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек: С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. В основе стих. лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение Пророка не признается толпой. Толпа эгоистична и мелочна, она жестоко преследует, глумится и унижает Пророка: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Пророк уходит в пустыню, он остается в одиночестве, т. к. толпа не приняла его ученья. В этом стих. показан трагический конфликт между поэтом, проповедующим «любви и правды чистые ученья», и презирающим его обществом.

    БИЛЕТ № 14

    1. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Значение эпиграфа к поэме.

    Поэма появилась в 1840г. Тема поэмы – любовь к жизни, к свободе, к родине. Основной идейный пафос ее – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе. Для человека, рожденного свободным, любые оковы несут в себе гибель. Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит: Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. С детских лет, попав в плен, мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям. По духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, «люди вольны, как орлы» и где его ждут счастье и воля: Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря – символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для мцыри – это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину – одна из его целей, наравне с познанием мира. Бросив вызов самой судьбе, мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад» В течение «трех блаженных дней», проведенных мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи: … О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил… Исключительные черты личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Л. исключает из поэмы, т. к. любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти с ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации – в ситуации выбора, мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу. И еще одно испытание предстояло пройти мцыри – схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Л. находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Противоречивость образа мцыри в пафосе жизнеутверждения при обреченности на гибель. С одной стороны, в мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая, как сталь, воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность. Его гордое одиночество в монастырском плену – средство самозащиты, выражение протеста. С другой стороны, герой романтической поэмы Л. необычен тем, что перед нами человек, не бегущий от мира людей, а, наоборот, открытый миру и людям. Он стремится найти родственную душу, но не находит ее среди людей. Этот вольнолюбивый герой близок к природе, но единение с природой приводит к борьбе с ней. Мцыри – абсолютно положительный герой, наделенный могучим духом, жаждой борьбы, физической подвижностью, и при этом «он страшно бледен был и худ» «и слаб и гибок, как тростник» Подробная психологическая обрисовка внутреннего облика мцыри, изображение обстоятельств, сформировавших его характер, – все это реалистические тенденции поэмы. Образ мцыри – художественное обобщение. В нем воплотилось недовольство прогрессивных людей самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест и стремление к свободе. Но образ мцыри стал и упреком этому же поколению 30-х годов 19 века, которое «вянет без борьбы»

    Читайте также:  Сочинение 15.3 на тему: что такое лебединая верность

    ЭПИГРАФ: «Вкушая, вкусих мало меда, се аз умираю» <\p> Первоначально эпиграфом к поэме Л. хотел избрать фр. изречение «Родина бывает только одна», но затем поэт отказался от такого эпиграфа отказался и обратился к Библии. Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец.

    «Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый. В лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его» Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть» Но народ сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он» <\p>

    Источник: http://lib.znate.ru/docs/index-244918.html?page=7

    Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова

    Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

    С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жесткое, лицемерное.

    И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, так как у этих людей были маски, а в маскараде неузнанные, они выступали без масок, в обнажении неизменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать им все, что думал о них.

    Обратите внимание

    Он грозил им народной расправой и указал на их связь с императорским троном. Он неуклонно шел по избранному пути. И ненависть к «стране господ» только обостряла его любовь к «печальным деревням» и к «холодному молчанию» русских степей.

    Одиночество характерно для всего творчества Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть».

    Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль — вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова.

    Он чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

    «Один среди людского шума

    Возрос под сенью чуждой я».

    В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова — одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

    Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

    Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

    Лирика Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

    Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

    В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным («Маскарад»), он все равно возвышается над толпой и толпа не смеет судить его.

    Важно

    Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая «героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какая она есть на самом деле.

    Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

    Особенно ярко проблема этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено камнями». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

    Тема поэта и общества появляется и становится главной в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель, и писатель» и т. д.

    Стихотворение «Смерть поэта» прославило Лермонтова и изменило его судьбу, за него он был сослан на Кавказ. В этом стихотворении он ругает тех, кто стоит на троне, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. И именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» — стали причиной смерти поэта.

    В стихотворении «Поэт» взаимоотношения поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрываются по-другому. Стихотворение можно раздробить на две части.

    В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта.

    Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги забыты, толпа презирает его.

    Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

    Источник: http://shkolyaru.ru/klassicheskaya/lermontov/915-poet-i-obshhestvo-v-lirike-m-yu-lermontova.html

    Общая характеристика поэзии М. Ю. Лермонтова в сопоставлении с поэзией А. С. Пушкина

    Конфликт мечты и реальности – основа романтического мировосприятия поэта. Лермонтов на протяжении всего творчества сохранял верность романтизму. В романтизме же наиболее актуально для него влияние Дж. Байрона. О «байронизме» Лермонтова писали многие критики той эпохи.

    Этот «байронизм» мог восприниматься как негативно (так, С. Шевырев пишет, что он вреден для молодежи и чужд национальному духу, называет его поэзией даже не разочарования, а какого-то «безочарованья»), так и очень положительно (В. Г.

    Белинский тоже говорит о «безочарованье», но это определение в его устах не несет отрицательной нагрузки). Сравним лирику Лермонтова и Пушкина. Для лирического героя Пушкина время и связанные с ним понятия (движение, развитие, эволюция, смена поколений, смена жизненных циклов) всегда наполнены положительным смыслом (см.

    «Телега жизни», «Воспоминание»). Для героя Лермонтова время – всегда отрицательный, обременяющий фактор; чувствуется стремление вырваться за его пределы.

    (Ср.: взаимоналожение прошлого, настоящего и будущего, воспоминания и предчувствия в стихотворении «Сон» («В полдневный жар, в долине Дагестана…

    »); взаимоналожение нескольких эпох в стихотворении «Ветка Палестины» 1837 г.; найдите также косвенное указание на время как на трагический фактор в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»)

    Такое неприятие времени – важная особенность поэтического мира Лермонтова. Понятие времени несет в себе напоминание о неизбежности смерти (как писал русский философ, богослов и поэт В. С. Соловьев: «Смерть и Время царят на земле…»). Неприятие времени – это неприятие смерти, тоска по Вечности, по бессмертию.

    Совет

    В соответствии с этим конфликт мечты и реальности может выражаться как конфликт со временем – не столько в смысле социально-политическом, сколько в философском: неудовлетворенность настоящим, тоска по прошлому, мечта о будущем.

    Романтический идеал связывается с прошлым или будущим, противопоставляется неудовлетворительному «настоящему». Таким образом, характерное романтическое «двоемирие» коренится в психологии поэта, структуре его личности.

    Идеальный образ прошлого имеет определенные мифологические истоки: утерянный человеком рай (идеальное прошлое человечества в целом) и жизнь души до рождения (идеальное прошлое отдельного человека).

    В частности, тема стихотворения «Ангел» – мировая тоска, «томленье» души, принесенной ангелом на землю, по тому миру, откуда она пришла, по небесной родине («И звуков небес заменить не смогли // Ей скучные песни земли»). Эти мифологические мотивы могут проецироваться на реальный мир и порождать целый ряд производных тем и мотивов.

    2.1.1.1. Тоска по старине. <\p>

    Старина поэтизируется, идеализируется, резко противопоставляется современности. Возможны отсылки к фольклору, народному преданию, героическим страницам национальной истории.

    <\p>

    Читайте также:  Образ матрёны в рассказе «матрёнин двор» (а. солженицын)

    У Лермонтова: мотив «Святой Руси» в «Песне про… купца Калашникова» или высказывание старого офицера: «Да, были люди в наше время, // Не то, что нынешнее племя: // Богатыри – не вы!» – в стихотворении «Бородино», 1837 г. «Печально я гляжу на наше поколенье…

    » («Дума», 1841 г.) – типичная для Лермонтова формула.

    2.1.1.2. Ностальгическая тоска по детству.

    Эта тема присутствует, например, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…». Идеальный образ будущего представлен в стихотворении «Отрывок» («На жизнь надеяться страшась…»). Этот образ мифологичен (мир уже не людей, но ангелоподобных существ), но реальное будущее мало привлекает героя (см. также «Гляжу на будущность с боязнью…», «Предсказание»).

    В стихотворении «Из Гёте» – с идеальным будущим отождествляется смерть («Подожди немного, // Отдохнешь и ты»). В поэме «Мцыри» мотив возвращения на родину, где проходило детство (ср. идеальный образ прошлого) сливается с мотивом смерти (см. конец поэмы). В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…

    » отчетливо звучит тема неприятия смерти и появляется мифологический мотив вечного сна (подобного летаргическому) – в таком «сне» и видится герою идеал.

    • тоска по родине («Мцыри»; в символических образах – «Листок», 1841 г.);
    • враждебность к родине и мечта о чужбине («Жалобы турка», 1829 г., «Прощай, немытая Россия…», 1840 г.

      );

    • отсутствие родины, весь мир как чужбина, бесприютность, одиночество, странствия, скитания («Парус», 1832 г., «Нет, я не Байрон, я другой…», 1832 г., «Тучи», 1840 г.);
    • мечта о ком-то далеком («На севере диком…», 1841 г., «Когда волнуется желтеющая нива…», 1837 г., «Утес», 1841 г.).
    • мотив побега.

      Побег – тема, выражающая идею неприятия действительности, стремления вырваться из нее. Это символ, характерный, прежде всего, для поэзии романтизма.

    (Ср. у Пушкина в послании «К морю»: «Мой романтический побег»). Тема побега лежит в основе нескольких поэм Лермонтова («Исповедь», «Боярин Орша», «Беглец», «Мцыри») и особенно трагически звучит в поэме «Мцыри».

    В гражданской лирике Лермонтова конфликт мечты и реальности выражается в таких темах, как критика современного поколения и светского общества. Критика поколения звучит в стихотворениях «Дума», 1841 г., «Поэт», 1838 г., «Не верь себе», 1839 г. (?) и других.

    (Найдите этот мотив в предисловии к роману «Герой нашего времени».

    ) <\p>

    Критика светского общества. В стихотворениях на тему светского общества прослеживаются «байронические» темы (фальшь и лицемерие «света», несчастная любовь, дружба-вражда) и настроения (горькая ирония, сарказм, обличительный пафос). Особое трагическое звучание ощущается в связи с мотивом «одиночество в толпе».

    <\p>

    Сквозным мотивом при изображении светского общества является тема бала, а также связанный с ней образ маски (в том числе в переносном смысле: лицо как маска, люди как куклы) – этот символ лежит в основе сюжета драмы «Маскарад». Этой теме посвящены стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «И скучно, и грустно…

    » (в последнем стихотворении речь идет уже не только о светской жизни, но и о жизни вообще).<\p>

    Неудовлетворенность своей судьбой. В стихотворении «Благодарность» (название имеет иронический смысл) этот мотив звучит как обида, на Бога, и эта своеобразная «антимолитва» заканчивается призыванием смерти. В стихотворении «Мое грядущее в тумане…

    » сначала говорится о неудовлетворенности данной от Бога судьбой («Зачем не позже иль не ране // Меня природа создала? // К чему Творец меня готовил?..»), а затем предлагается особое понимание судьбы: познать людей и обрести власть над ними («Я дерзко вник в сердца людей // Сквозь непонятные покровы // Приличий светских и страстей…

    ») ценой частичной утраты доброго начала в себе («С святыней зло во мне боролось, // Я удушил святыни голос…»). Мотивы этого стихотворения воспроизводятся в дневниковой записи Печорина от 16 июня (начиная со слов: «Два часа ночи… Не спится…»). Сравним это стихотворение с пушкинским «Пророком». У Пушкина пророк должен нести что-то людям, и к этому его призывает Бог.

    У Лермонтова герой стремится, напротив, взять что-то от людей, обрести власть над ними и готов во имя этой цели изменить добру. Это придает образу героя демонический оттенок.<\p>

    Тема одиночества.

    Обратите внимание

    При раскрытии этой темы необходимо показать ее связь с конфликтом мечты и реальности, выделить связанные с ней социальные мотивы (внутренняя обособленность человека в современном поколении, одиночество в светском обществе), а также показать, какое воплощение эта тема получает в пейзажной лирике. С темой одиночества связана и тема изгнания, странствий, скитаний и образ «вечного странника».<\p>

    В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» этот мотив назван как сближающий с Байроном. В некоторых стихотворениях тема одиночества одновременно связана с темой разлуки с родиной («Листок»).<\p>

    2.2.2. Сопоставление двух стихотворений («Парус», «Выхожу один я на дорогу…»)

    Этот разбор – иллюстрация к тому, какое выражение находит конфликт мечты и реальности в пейзажной лирике. «Парус» принадлежит к числу ранних стихотворений Лермонтова (1832), «Выхожу один я на дорогу…» – к самым поздним (1841).

    Таким образом, мы имеем дело с одним из сквозных образов, сохранявших для поэта значимость на протяжении всего творчества.

    1. В пейзаже выражена мысль о гармонии и покое, ощущаемых в природе:<\p>

    Под ним струя светлей лазури, <\p>

    Над ним луч солнца золотой…

    <\p>

    («Парус») <\p>

    В небесах торжественно и чудно, <\p>

    Спит земля в тумане голубом… <\p>

    («Выхожу один я на дорогу…»).

    <\p>

    Характерна гамма красок (белый, золотой, голубой) и космический масштаб пейзажа – вид от земли до неба и пространство между ними как «туман». Туман – романтический образ (мир, видимый как бы сквозь некую дымку).<\p>

    2. Одинокая фигура, странствующая в тумане: в «Парусе» – парус, т. е.

    корабль, романтическая эмблема лирического героя. Начало стихотворения:

    Белеет парус одинокий <\p>

    В тумане моря голубом… <\p>

    «Выхожу один я на дорогу…» – сам лирический герой, говорящий от первого лица.

    Начало стихотворения:<\p>

    Выхожу один я на дорогу, <\p>

    Сквозь туман кремнистый путь блестит… <\p>

    3. Философский конфликт задается в форме двух одинаковых по синтаксису риторических вопросов о месте героя в пространстве:<\p>

    Что ищет он в стране далекой? <\p>

    Что кинул он в краю родном?

    («Парус») <\p>

    или во времени:<\p>

    Жду ль чего? Жалею ли о чем? <\p>

    («Выхожу один я на дорогу…») <\p>

    На эти вопросы дается трагический ответ: идеала нет ни в прошлом, ни в будущем, ни в начале, ни в конце пути:<\p>

    Увы! Он счастия не ищет <\p>

    И не от счастия бежит…

    <\p>

    («Парус») <\p>

    Уж не жду от жизни ничего я, <\p>

    И не жаль мне прошлого ничуть… <\p>

    («Выхожу один я на дорогу…») <\p>

    Лирический герой Лермонтова не находит себе места в этом мире, он чужд жизни в целом.<\p>

    4.

    В заключительной части каждого из стихотворений появляется указание на романтический идеал героя, которого нет в реальности. Этот идеал внутренне противоречив, подчеркнуто парадоксален: «буря» («свобода») – но в ней «покой»; «сон» – но волшебный, вечный, не жизнь и не смерть. Такое понимание идеала характерно для Лермонтова.

    <\p>

    В поэме «Мцыри» мотив волшебного сна появляется в колыбельной песне рыбки; кроме того, сюжет поэмы – как раз пример обретения героем «покоя» именно через посредство «бури» (см. статью С. Ломинадзе «Куда бежит Мцыри?» в его книге «Поэтический мир Лермонтова»).

    Важно

    Обратите внимание, что этот философский идеал ставится выше простого земного «счастия» («он счастия не ищет»). Такое противопоставление Лермонтов мог заимствовать у Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» («Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» 1834 г.); «Я думал: вольность и покой // Замена счастью…» («Евгений Онегин»).

    Возможная интерпретация: Лирическое «я» Лермонтова – титанический (в некоторых случаях демонический) герой, гений, «сверхчеловек», находящий утешение только в борьбе.

    То, что для многих – враждебная и угрожающая «буря», для него – единственно возможный «покой» Не будем забывать, что в романтической поэзии гроза или буря – также символ социальных катаклизмов, в том числе революции (от Пушкина: «Кто, волны, вас остановил…» – до Горького: «Песня о Буревестнике»).

    <\p>

    В сочинении при сравнении этих стихотворений целесообразно также отметить определенную эволюцию представленной в них образной системы. В основе композиции лирической миниатюры «Парус» лежит принцип простой эмблемы. Парус – аллегорическое обозначение лирического героя, буря и затишье – типичные для романтизма пейзажные эквиваленты соответствующих душевных переживаний.

    Что касается элегии-медитации «Выхожу один я на дорогу…», то здесь в основе композиции лежит, как мы видим из разбора, достаточно сложная философская символика, а также появляется монолог лирического героя, кроме того, присутствует определенное указание на его внутренний конфликт, спор с самим собой, желание познать себя. Таким образом, на примере этих стихотворений можно сделать вывод об эволюции поэтического мира Лермонтова от более простых образов (эмблема, аллегория) к более сложным (философский многоуровневый символ). Это сравнение полезно использовать для раскрытия темы: «Мотивы борьбы в творчестве М. Ю. Лермонтова».

    2.2.3. Судьба поколения 30-х гг. в лирике М. Ю. Лермонтова

    Эту тему можно осмыслить как в узко литературном контексте, так и в глубокой социальной и историко-культурной перспективе. У Лермонтова тема обреченного поколения вытекает из общего романтического конфликта мечты и реальности, из основополагающего для этого поэта мотива неудовлетворенности своей судьбой, местом и временем своего рождения.

    Но наряду с этим субъективным аспектом присутствует объективный: расцвет творчества Лермонтова приходится на эпоху «безвременья» (А. И. Герцен), временного спада социальной активности, и это ощущается поэтом как личная трагедия (чтобы понять это, достаточно сопоставить Лермонтова с молодым Пушкиным).

    «Поэт».

    <\p>

    Стихотворение, в котором аллегорически изображается кризис современной поэзии, объясняемый социальной апатией. Характерно, что себя лирический герой Лермонтова не отождествляет с таким «поэтом». Напротив, он обращается к этому «поэту» с гневной филиппикой, обличением-отповедью, призывая его «проснуться» и снова вернуть себе достоинство «пророка».

    <\p>

    «Не верь себе». <\p>

    Снова Лермонтов обращает к современному поэту слова горькой отповеди. Лирический герой становится на точку зрения «толпы», показывая, что ее бытие достойно глубокого осмысления, призывает увидеть беду этого поколения.<\p>

    «Дума».

    <\p>

    Совет

    В этом стихотворении дана подробная характеристика поколения, во многом перекликающаяся с мотивами предисловия к роману «Герой нашего времени». Внутренний конфликт поколения связан с утратой духовных ценностей, равнодушием, душевным «холодом» при «огне» в крови (ср. апокалиптический образ «теплохладности», наводящий на мысль, что лермонтовский герой мучается, как в аду).

    Одновременно здесь присутствует и «внешний» конфликт: эпоха не дает возможности реализовать себя; об этом же говорит Печорин. В «Думе» лирический герой полностью отождествляет себя с отрицательным образом поколения, видя в этом свою глубокую трагедию.<\p>

    2.2.3.1. Образы и мотивы, характерные для темы поколения:

    1. Образ «сверстника» (главный акцент на том, что «годы проходят, все лучшие годы», мотив рано состарившегося юноши, «морщины на челе» и др. «Ужасная судьба отца и сына // Жить розно и в разлуке умереть…» – биографический контекст).

    2. Образ «современника» (главный акцент на характеристике эпохи, здесь тема поколения получает эпическое направление, тенденция к сильному обобщению в стихотворении «Дума»). Отрицательное осмысление своего поколения через антитезу: «Да, были люди в наше время, // Не то, что нынешнее племя: // Богатыри – не вы!» («Бородино»).<\p>

    3. Отождествление себя с каким-нибудь другим поколением (например, с поколением Андре Шенье: «За дело правое, быть может, я паду…»), где поколение воспринимается уже как символ.<\p>

    4. Характерные образы-символы: «до времени созрелый» плод («Мое грядущее в тумане», «Дума»), заржавевшее оружие («Поэт»), мотив «юноши-старика» (в целом ряде стихотворений).<\p>

    Тема поколения сопряжена и с темой светского общества («Как часто, пестрою толпою окружен…», «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «И скучно и грустно…»), более подробный анализ которой также помогает понять лирического героя и поэтический мир Лермонтова.<\p>

    Источник: http://docs.likenul.com/docs/index-19342.html?page=2

    Ссылка на основную публикацию