Егэ 2019. мечта и реальность в произведении «гроза». что писать? пример сочинения
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» главная героиня мечтает Катерина грезит мечтами о свободной жизни, в которой ждёт её женское счастье.
Замужество не оправдает её надежд, так как не имеющий собственного мнения Тихон, также находится под крепким влиянием своей мамы — деспотичной Кабанихи, постоянно скрывается от неё в кабаках, слабовольный муж оставляет её одну на растерзание своей мамаши, которая окончательно разрушает мечты бедной девушки на счастливую жизнь.
Постоянные упрёки Кабанихи заставляют бросаться в объятья Бориса нежную девушку, потому что она хочет таких же отношений, как были в её семье, где царила атмосфера гармонии и понимания.
Жестоко обманутая ожиданиями возвышенных чувств, Борис становится очередным разочарованием в её жизни, поэтому она теряет силы жить, убивает себя. Таким образом, конфликты реальности и мечты привели к большой трагедии.
В драме «Гроза» Островского показана провинциальная жизнь. Катерина — молодая женщина, вышедшая за Тихона, любит своего мужа, мечтает о счастье и семейной жизни, но так как сам муж её является жалким рабом своей собственной матери Кабанихи, то всю тяжесть семейных неурядиц выпадает на долю Катерины.
Она, нежная и сентиментальная по своей сущности дама, привыкшая к любви и ласке в собственной семье, не почувствовав защиты со стороны мужа, хочет найти своё счастье на стороне, сходится с Борисом, который немного полакомившись ею, решает уехать и не забирает с собой Катерину, которая успела влюбиться в него и надеется на взаимопонимание.
Но этого не случается. Катерина открывается мужу Тихону, но и тот не прощает её измену. Катерина бросается в Волгу и погибает. Так мечта о счастье закончилась трагедией….
В драматическом произведении Островского «Гроза» прослеживается мечта обычной несчастной девушки любить и быть любимой.
Катерина выходит замуж не по любви. Ее жизнь нелегка, она несчастна, вдобавок ко всему свекровь Кабаниха постоянно обижает ее. Муж Тихон не заступается за жену, боится сказать что-либо своей матери, и вдобавок ко всему сам нередко обижает Катерину.
Однажды она влюбляется в Бориса и начинает с ним тайно встречаться. В нем она видит ту желанную любовь, о которой она мечтала. Не в силах врать мужу, она долго мучается и в итоге рассказывает все Тихону. Муж не смог понять жену и не прощает ей содеянного. Борис уезжает из города, но отказывается взять Катерину с собой.
Разрушенная женская мечта о счастливой любви рушится. Катерина очень страдает и, не выдержав мучений, бросается в Волгу и погибает.
В произведении «Гроза» мы видим две мечты. Одна Катерины, которая гонимая свекровью и непониманием мужа ищет любовь на стороне. В объятьях Бориса она ощущает себя любимой. Но предательство возлюбленного подкашивает реальность и главная героиня видит только один выход – покончить самоубийством.
Вторая мечта у Тихона, он любит Катерину и мечтает жить с ней счастливо, но не понимает своего счастья. Не может сказать матери, чтобы она не делала жизнь жены невыносимой, не заступается за нее. Это все и приводит к тому, что Катерина ищет женского счастья на стороне. Только после смерти жены он понимает, что лишился своей мечты, жить счастливо со своей женой.
В пьесе «Гроза» хорошо показана пропасть между мечтой и реальностью. Катерина и ее муж Тихон мечтают о нормальной спокойной жизни, о любви, о семье. Катерина, выйдя замуж за неплохого в сущности человека, оказывается в семье деспотичной Кабанихи, которая мучает сына, а теперь еще и невестку.
Реальность в лице Кабанихи доводит Катерину до самоубийства, а сына Тихона превращает в пустого мечтателя, способного только мечтать о независимости от матери, вместо того, чтобы защищать свою молодую жену от нее. Сбывается только последняя мечта Катерины — расстаться с жизнью, освободиться от ужасной реальности.
Источник: https://faston24.ru/ege-2019-mechta-i-realnost-v-proizvedenii-groza-chto-pisat-primer-sochineniya/
Трагедия Катерины в драме Гроза Островского сочинение
Центральным лицом драмы А.Н. Островского «Гроза» – является Катерина. Именно на ее противостоянии «темному царству» и построено само произведение. В этом и есть основная трагедия Катерины
Чтобы читатель понял, почему возник конфликт между главной героиней и царством невежд и деспотов, нужно внимательно проанализировать представления героини о жизни. Катерина рассказывает о своих юных годах, о своей жизни. Она не знала проблем, ей нравилась ее жизнь, все было в гармонии, она жила в идеальном мире патриархальных отношений.
Катерина не задумывалась о том, чтобы противопоставить себя обществу, так как она не отделяла себя от этой общности. Катерина жила в своей маленьком мире, где царил безусловный нравственный идеал. Но, выйдя замуж за Тихона, Катерина переходит в другой мир, основанный на насилии, принуждении, мир, в котором царит обман и жестокость.
Героиня готова всем сердцем любить свою свекровь, верит, что муж станет для нее защитником и опорой. Однако, Тихон совсем не подходит на роль главы семейства, он не готов оказывать хоть какую-либо поддержку своей жене.
Даже посещение церкви уже не может спасти героиню, она уже не чувствует того восторга, который испытывала ранее. По мере развития сюжета, религиозное настроение героини только усиливается. Катерина не может молиться как раньше, ей мешает огромное несоответствие между требованиями религии и ее внутренним греховным состоянием.
Катерина ощущает страх перед своим стремлением к воле, ее мучают противоречия, жить по правилам она не может, а нарушить их также не хочет.
Жизнь героини стала тягостной, она полна тревожных мыслей. Катерина терпит и пытается найти утешение в своих мечтах, но жесткая реальность постоянно возвращает ее в мир страданий и насилия.
Катерина живет в такой обстановке, которая вынуждает ее врать и обманывать. Но героиня не может так жить. Именно то, что Борис не похож на остальных окружающих людей, и влечет ее к нему. Грех тяготит Катерину, именно поэтому она так боится грозу, ей кажется, что скоро придет расплата. И чтобы хоть как-то избавиться от этого, она выбирает покаяться за содеянное.
Что остается героине? Только смириться, стать кроткой, быть рабыней, во всем соглашаться и так доживать свои дни. Но характер Катерины не таков. Для нее лучше смерть, нежели такая жизнь. Именно через смерть и освобождается Катерина от всей домашней тирании, от свекрови и мужа и от такого общества. И похоже жизнь и была трагедией Катерины, а смерть избавлением.
Вариант 2
Катерина является основной героиней драмы «Гроза». Она была супругой Тихона и невесткой Кабановой. Главная идея поэмы – это конфликт Катерины с представителями «темного царства». Причину конфликта автор указал в конце трагичной поэмы посредством жизненных представлений Катерины.
Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия.
Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась.
Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.
Героиня вышла замуж по воле родителей. Замужество девушка приняла как должное. Девушка была готова любить и почитать мужа, свекровь и других членов семьи. Свекровь она воспринимала как родную мать, а супруга господином. Но Тихон не был главой семьи. Жизнь девушки резко изменилась.
Из радостного дома она попала в жестокую и лживую семью. Катерина не радовалась посещению церкви как раньше. Ее внутреннее греховное состояние мешало ей полноценно молиться. Она боялась себя и стремления к свободе. Девушка не могла любоваться красотой природы как прежде. Катя терпела и мечтала о лучшей жизни.
Хотя ее мысли, и жестокая действительность мешали ей мечтать.
В имении Кабановых Катерине пришлось обманывать и притворяться. Девушку влекло к Борису, который был совсем другим. Однообразная жизнь, безразличие со стороны супруга, оскорбления толкали девушку на измену. Катя не хотела и не умела хитрить и лицемерничать.
Прегрешение стало для нее тяжелым камнем на сердце. Девушка побаивалась грядущей грозы и посчитала свою жизнь тяжким возмездием за совершенные проступки. Катя не хочет жить с грехом на душе. Она решает покаяться в грехах. Девушка призналась Тихону и свекрови.
Кате остается покориться воле семьи и постоянно угождать Кабановой и стать рабыней супруга. Девушка была гордой и не хотела для себя такой жизни. Она приняла решение умереть, зная, что совершит грех.
В своей участи Катерина никого не винила, но и не хотела так жить. В последние моменты жизни перед ее глазами промелькнули все домашние кошмары. Катерина не хочет больше быть жертвой жестокой свекрови и бездушного супруга.
Она не желает жить взаперти ото всех. Единственным решением для нее стала смерть.
Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.
Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной.
Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках.
А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.
Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.
В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме.
Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.
Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича.
Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой.
Он сам зависит от своего дяди Дикого.
Отличительная черта Катерины – честность. Не умея лицемерить и изворачиваться, она призналась в совершённом грехе. Ей, выросшей в свободе и любви, тяжело находиться в царстве лжи и лицемерия.
В обществе, где вместо любви и уважения взамен предлагают бесконечные унижения, ей не нашлось места. Сделав выбор в пользу свободы, Катерина идёт на берег реки. Ей не страшна смерть.
Она видит в ней своё полное освобождение от всего ненавистного.
← Жестокие нравы темного царства в Грозе ← Трагедия совести в драме Гроза↑ ОстровскийЛюбовь в патриархальном мире в пьесе Бедность не порок → Образ и характеристика Бориса в пьесе Гроза →
- Елизавета Мохова в романе Тихий Дон Шолохов образ и характеристика Лизы сочинениеЭпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями
- Сочинение на тему Зависть 9 класс 15.3 ОГЭС чувством зависти каждый сталкивался не раз. Это неприятное, грызущее душу чувство совершенно не дарит никаких положительных эмоций. На работе повысили зарплату другому работнику, или в конкурсе красоты победила другая девушка.
- Образ и характеристика Бориса в пьесе Гроза Островского сочинениеОдин из центральных персонажей пьесы – Борис, племянник купца Дикого. Островский скупо описывает внешность Бориса. Известно лишь, что молодой человек приехал в город Калинов из самой Москвы.
- Сочинение Дом, который украшает нашу улицу 8 классВ самом конце нашей улицы стоит один дом, который по праву можно назвать украшением нашей улицы. Проходя мимо, я всегда представляю, что это не просто обыкновенный дом, украшенный садом
- Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери художника ОлиНа очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/tragediya-kateriny-v-drame-groza
Сочинение на тему Был ли иной путь у Катерины? в пьесе Гроза, Островский читать бесплатно
Был ли иной путь у Катерины?
Пьеса «Гроза», которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной.
Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по законам которого жила практически вся тогдашняя Русь. На самом деле, вряд ли поступки Катерины можно назвать сознательным протестом.
Все дело в том, что «темное царство» (как называл это мир Добролюбов) любое движение души рассматривает в качестве брошенного вызова. Силы оказались неравны, и в итоге все кончилось самоубийством главной героини. Но смерть в пьесе стало началом бессмертия Катерины.
Пьеса, как и 150 лет, вызывает живой отклик у читателей, и одним из самых обсуждаемых остается вопрос – был ли иной путь у Катерины? Если проанализировать ситуацию, в которой оказалась героиня, то можно рассмотреть сразу несколько путей выхода из нее.
Путь, о котором мечтала сама Катерина, связан с ее любимым – Борисом. Для нее такой выход из ситуации был бы просто сказкой. Но из Бориса вышел плохой принц, и эта сказка не сбылась – слишком слабохарактерным и эгоистичным оказался ее избранник. В Сибирь он уезжает без нее, что окончательно сломило Катерину.
Еще один вариант – это уйти от Тихона.
Данный путь кажется вполне естественным людям современным, но в те времена получение развода сопровождалось большим количеством бюрократических издержек, и Катерине пришлось бы перенести все возможные унижения.
Этот процесс занял бы весьма долгий срок. Кроме того, этим поступком она окончательно бы обесчестила собственное имя и взяла бы на душу большой грех, так как тогда браки действительно заключались перед Богом.
Для нее спасением мог бы стать религиозный путь. Она стала бы монахиней и посвятила бы себя и всю свою жизнь Богу, с которым были связаны все счастливые моменты детства. Но замужнюю женщину никогда бы не взяли в монастырь. Если бы узнали, что она замужем, то обязательно вернули бы супругу.
Четвертый вариант – это путь, при котором все оставалось бы, как было. Она также бы жила с Тихоном и свекровью, выслушивая каждодневные оскорбления и упреки от последней. Но в этом случае свободолюбивая и чувствительная Катерина просто бы в скором времени сошла бы с ума, тем более при отсутствии поддержки слабохарактерного мужа.
Итак, рассмотрев все возможные варианты, можно сделать вывод, что смерть Катерины была закономерна, и она являлась для девушки единственно возможным выходом. Но это решение говорит, скорее не о слабости, а о силе ее личности. Она не стала искать компромиссов с окружающим миром и со своей совестью, а поступила так, как подсказывало ее сердце.
см. также:
Все сочинения по произведению Гроза, Островский
Характеристики главных героев произведения Гроза, Островский
Краткое содержание Гроза, Островский
Краткая биография Александра Островского
Источник: https://www.sdamna5.ru/byl_li_inoj_putj_groza
Судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Драма Островского «Гроза» написана в 50—60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы — разночинцев-интеллигентов. В литературе по-явилась новая тема — положение женщины в семье и обществе. Центральное место в драме занимает образ Катерины.
Взаимоотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой — символ душевного состояния, поэтому каждый из героев характеризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение.
Внутренняя, никому не видимая гроза бушует и в душе самой героини.
Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило отпечаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Детские годы Катерины были счастливыми и безоблачными.
Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы богомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина — мечтательница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действительности.
Девушка и не стремится понять действительную жизнь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ангелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску.
Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые проявились уже в детстве.
Еще будучи шестилетней девочкой, Катерина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка.
А позже, в разговоре с Варей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать.
«Отчего люди не летают так, как птицы?» – эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.
Рекомендуем почитать ►
Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект»
Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая, независимая личность, с другой — тихая, религиозная и покорная судьбе и родительской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова.
Катерина не любила своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле матери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир.
Но покинуть его нельзя, она замужняя женщина, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира.
Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Заключенная в «темное царство» невежественных диких и кабановых, столкнувшись с грубой и деспотичной свекровью, инертным мужем, в котором не видит поддержки и опоры, Катерина протестует. Ее протест выливается в любовь к Борису.
Борис мало чем отличается от ее мужа, разве что образованностью. Он учился в Москве, в коммерческой академии, у него шире кругозор в сравнении с другими представителями города Калино-ва.
Ему, так же как и Катерине, трудно ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он такой же инертный и безвольный, как и Тихон. Борис ничего не может сделать для Катерины, он понимает ее трагедию, но советует ей покориться судьбе и этим самым предает ее.
Отчаявшаяся Катерина упрекает его в том, что тот загубил ее. Но Борис только косвенная причина. Ведь Катерина не боится людского осуждения, она страшится гнева Божьего.
Главная трагедия происходит в ее душе. Будучи религиозной, она понимает, что изменить мужу — грех, но сильная сторона ее натуры не может смириться со средой Кабановых. Катерина терзается страшными муками совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, между праведной жизнью и падением.
Она не может себе запретить любить Бориса, но сама себя казнит в душе, считая, что своим поступком отвергает Бога. Эти страдания доводят ее до того, что она, не выдержав мук совести и опасаясь кары Божьей, бросается в но
ги к мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. Душевные муки Катерины усиливает гроза.
Не зря Дикой говорит, что гроза посылает наказание. «Я и не знала, что ты так грозы боишься», — говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! – отвечает Катерина. – Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…» Удар грома был последней каплей, переполнившей чашу страдания Катерины.
На ее признание окружающие реагируют каждый по-своему. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живой, Тихон же, наоборот, прощает Катерину.
Муж простил, Катерина как бы получила отпущение грехов. Но осталась неспокойной совесть, да и желаемой свободы она не обрела и вновь вынуждена жить в «темном царстве». Муки совести и боязнь навсегда остаться среди Кабановых и превратиться в одну из них приводят Катерину к мысли о самоубийстве.
Как же могла набожная женщина решиться на самоубийство? Сносить мучения и то зло, которое здесь, на земле, есть, или же уйти от всего этого по своей воле? Катерина доведена до отчаяния бездушным отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность остаться жить.
Гибель ее была неминуема.
Рекомендуем почитать ►
Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном царстве».
Источник: https://www.getsoch.net/sudba-kateriny-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza/
Образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой
Катерина.Художник С. В. Герасимов |
Катерина Кабанова является главной героиней драмы “Гроза” А. Н. Островского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.
Смотрите:
Краткое содержание пьесы “Гроза”
Все материалы по пьесе “Гроза”
Катерина Кабанова – молодая женщина, умная, добрая и открытая натура. Родители воспитали ее в любви и свободе. В родной семье она не знала печали.
Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина стала очень несчастна.
Свекровь Катерины – злая старуха Кабаниха – обижает безответную Катерину. Муж Тихон не заступается за жену и сам нередко обижает ее.
Однажды Катерина влюбляется в Бориса, племянника купца Дикого. Она тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду о своей измене.Тем временем возлюбленный Катерины, Борис, уезжает из города. Он отказывается взять Катерину с собой, чтобы не злить дядьку Дикого. Не выдержав страданий, Катерина бросается в Волгу и погибает.
Образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского
Полное имя героини – Катерина Петровна Кабанова:
Катерина Кабанова – красивая молодая женщина:
Катерина – искренняя, открытая женщина. Она не умеет обманывать и притворяться:
Катерина – мечтательница:
Окружающие люди считают Катерину странной, “мудреной” и “чудной” женщиной:
Катерина – стыдливая женщина:
Катерина – горячая, эмоциональная натура:
Катерина выросла в атмосфере любви и свободы. Мать ее очень любила:
Катерина – свободолюбивая личность:
Катерина – добрая женщина:
У Катерины ангельская улыбка – так считает ее возлюбленный Борис:
Катерина рано вышла замуж и не успела “погулять в девках”:
До замужества Катерина была резвой и веселой девушкой, а, выйдя замуж, она совсем завяла:Катерине до замужества снились яркие сны.
После замужества ее сны стали редкими и безрадостными:
Катерина не любит своего мужа Тихона:
У Катерины нет детей, хотя ей бы очень хотелось.
Это обстоятельство делает ее жизнь еще более печальной и пустой:
Катерина почитает свою свекровь Кабаниху, как родную мать, несмотря на ее жестокое обращение:
Катерина – терпеливая, миролюбивая женщина.
Она терпит обиды, “напраслину” от злой свекрови, которой не может дать отпор:
Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом тоже обижает ее – чаще всего по указанию своей матери Кабанихи:
Несчастная Катерина влюбляется в Бориса, племянника купца Дикого. Девушка считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить:
На свиданиях пылкая, “горячая” Катерина признается Борису, что любит его всем сердцем. Она готова идти за ним на край света:
Не умея обманывать, Катерина вскоре признается мужу Тихону в своем грехе. Тем временем Борис не поддерживает любимую и под давлением дяди трусливо уезжает из города. Оставшись без Бориса и не выдержав страданий, Катерина бросается в Волгу и погибает:
“Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.
Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность… Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.
Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит.
…Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману… . она …, испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке.
Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений — это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти … служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства…”
(С. З. Бураковский, книга “А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся”, 1904 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.
Смотрите: Все материалы по пьесе “Гроза”
Источник: https://www.literaturus.ru/2015/08/obraz-harakteristika-katerina-groza-ostrovskij.html
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Почему Катерину можно считать трагической героиней? (По «Грозе» А. Н. Островского)»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза». Она была женой Кабанова, невесткой Кабанихи. Молодая и красивая девушка пыталась всячески противостоять самодурам.
Раньше, до встречи и женитьбы с Кабановым, Катерина была счастливой, ей ничего не было нужно, мама её наряжала, не принуждала работать, ей снились прекрасные сны. Она говорит: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».
Это говорит о том, что жизнь Катерины если не испортилась совсем, то стала намного хуже. Ведь от хорошей жизни люди такими не становятся.
Катя словно переселилась в другой мир, в котором «всё как будто из-под неволи», в мир, полный обмана и жестокости.
Всю пьесу Катерина борется с Кабановыми. Кабаниха – живое воплощение деспотизма, убеждённая блюстительница заветов старины и яркая противница всего нового. Судьба Катерины могла сложиться совершенно иначе, если бы не её свекровь.
Кабанова жизни не даёт молодой девушке, следит за каждым её шагом и при каждой возможности стараться унизить её. Попав в другую семью, Катерина была бы счастлива и осталась бы жива. Но этого не случилось.
Не смог защитить её ни муж, ни «любовник» Борис, хотя второй мог увезти её и сделать из Катерины Петровны Катюшу – счастливую и любящую жизнь девушку, какой она была раньше.
Катерина перенесла много трудностей. Её свекровь – самодур, муж – маменькин сынок, возлюбленный Борис оказался трусом и не забрал её с собой. Также её несколько раз «пугает» барыня, угрожающая ей смертью. Единственный человек, которого можно назвать другом Катерины, это Варвара. Она старается помочь ей перенести весь ужас, который находится вокруг.
Наконец Борис уезжает, и Кате предстоит перенести упрёки свекрови. Но любая мысль об этом очень сильно тревожит её. Катя начинает задумываться о смерти. Она одновременно и рада и несчастна: если она умрёт, то не станет больше терпеть Кабановых и этот жестокий мир, но ведь самоубийство – это большой грех. В конце концов она подходит к берегу, прощается и «уходит.»
Является ли Катерина трагическим персонажем? Несомненно. И это может подтвердить лишь конец её истории, этого будет достаточно. Я думаю, что в то время, когда Катерина, таких несчастных людей было очень много, потому что диких и Кабановых хватало на всех. Бедные люди не могли противостоять богатым.
Мне кажется, что этого достаточно для того, чтобы доказать – Катерина считается трагическим персонажем.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/42-sochinenie-na-temu-pochemu-katerinu-mozhno-schitat-tragicheskoj-geroinej-po-groze-a-n-ostrovskogo.html
Был ли иной путь у Катерины? (по драме А. Н. Островского «Гроза»)
Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешествия по верхней Волге, куда он отправился по поручению Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения.
Основная тема пьесы — столкновение между старыми традициями и новыми веяниями, между стремлениями к свободе и теми общественными и семейно-бытовыми порядками, которые господствовали в предреформенной России.
Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде.
Бесправность женщины в семье мы видим на примере Катерины, главной героини пьесы. Катерина выросла в патриархальной, религиозной, любящей семье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.
Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью…
Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют…
Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»
Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую семью, где совсем другая атмосфера: «Да здесь все как будто из-под неволи». Н.
Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало…
Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный», но «убитая дневной работой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах…», ее энергии требуется иной выход.
Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтированная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глубины своего чувства. Будучи воспитана в религиозных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину.
Автор показывает душевные страдания своей героини, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти…».
Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает?.. Вот погибель-то? Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда».
Но «чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежных наслаждений…» сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…»
Не в силах противостоять любви, Катерина изменяет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сестра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»
Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».
В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления…
к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы».
Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Катерина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали религиозно окрашены.
Я считаю, что самоубийство Катерины — не столько побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно открыла для себя.
Это видно из ее монолога: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется.
Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама…
а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) забрать Катерину с собой.
Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного решения. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их.
Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…»
Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смерти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь самоубийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной.
«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.
Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится.
Смерть ей представляется избавлением от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая…
птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие,… всякие… Так тихо! Так хорошо!..»
В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни оплакивать, перед ее мужеством можно только преклоняться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.
Источник: https://5litra.ru/soch/215-byl-li-inoy-put-u-kateriny-po-drame-a-n-ostrovskogo-groza.html
Сочинение “Был ли иной путь у Катерины”: могла ли она поступить иначе? :
В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу “Гроза”, которая вызвала бурный общественный резонанс смелостью главной героини.
Почему же эта история стала самой популярной из всей серии о “темном царстве”? Неужели причина только в поступке героини? А могла ли молодая женщина поступить по-другому? Школьникам предлагается написать сочинение “Был ли иной путь у Катерины”, где рассматриваются разные варианты развития дальнейшей жизни Кабановых.
Общественное значение пьесы
Прежде чем приступить к написанию сочинения “Был ли иной путь у Катерины”, будет нелишним узнать причины успеха этого произведения. “Гроза” была написана в 1859 году, когда вся Россия находилась в ожидании крестьянской реформы. Поэтому общество приняло ее с восторгом: пьеса была поставлена огромное количество раз на подмостках всех театров России.
Островский создал новый тип героини, которая стала олицетворением борьбы против старых порядков. Ее поступок выглядел в глазах общества как начало нового периода. Все восприняли пьесу не как личную драму, а как общественную.
Некоторые просили Островского исключить из числа персонажей Кабаниху, потому что в ее образе они нашли схожесть с царем.
“Гроза” удивила читателей силой и глубиной своей драматической истории, обличением купеческих нравов и бросила им вызов.
Краткое содержание
В сочинении “Был ли иной путь у Катерины в пьесе “Гроза” стоит напомнить о самом сюжете произведения, чтобы лучше провести анализ развития других вариантов истории. В одном городе, который находится на Волге, жило семейство Кабановых: Марфа Игнатьевна, Тихон, Катерина и Варвара.
Кабаниха была деспотичной женщиной, командовала сыном Тихоном и унижала невестку Катерину. Кабанов всегда слушался маменьку, по-своему любил жену, но никогда не заступался за нее. Часто он выпивал вместе с богатым купцом, которого звали Савел Прокофьич Дикой.
Купец имел такой же крутой нрав, как и Кабаниха.
Катерина была честной девушкой, очень набожной, старалась во всем угодить свекрови, но ей тяжело было среди них. Она не могла находиться в таком деспотическом, “домостроевском” обществе. К Дикому приезжает племянник Борис – образованный молодой человек. Он и Катерина влюбляются друг в друга.
Но женщина не могла обманывать мужа и во всем ему созналась. Бориса Дикой отправляет из города, а Катерина, понимая, что больше не может так жить, кончает жизнь самоубийством. Конечно, многим читателям жаль девушку.
Поэтому и было включено сочинение “Был ли иной путь у Катерины в пьесе “Гроза” в школьную программу.
Возможные варианты развития сюжета
Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона – не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.
Что можно еще написать в сочинении “Был ли иной путь у Катерины в “Грозе”? Другой вариант – это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно.
Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли.
Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.
Третий вариант – уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.
Четвертый, самый страшный – это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.
В сочинении “Был ли иной путь у Катерины” можно упомянуть, что связь можно было скрыть – Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины – она не смогла бы никого обманывать.
Вернуться в дом родителей тоже не представлялось возможным: ее бы нашли и вернули с позором обратно. Неужели для бедной женщины был только тот выход, который приготовил Островский?
Дальнейшая жизнь с Тихоном
Конечно, в сочинении “Был ли иной путь у Катерины” нельзя не рассмотреть вариант ее дальнейшей жизни в доме Кабановых. Да, молодая женщина могла попытаться продолжать жить с нелюбимым мужем. Но долго ли бы она выдержала постоянные упреки и издевательства свекрови? К тому же, познав настоящую любовь с Борисом, женщина такого склада, как Катерина, уже не могла бы жить с Тихоном.
Вот и получается, что броситься в Волгу – было единственным выходом для бедной женщины. Она не могла больше жить в деспотическом обществе, и самоубийство стало для нее спасением.
Это лишь некоторые мысли для сочинения “Был ли иной путь у Катерины в пьесе “Гроза”, кратко мы оговорили возможные варианты финала.
Источник: https://www.syl.ru/article/335905/sochinenie-byil-li-inoy-put-u-katerinyi-mogla-li-ona-postupit-inache
Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)
Почему погибла Катерина. Катерина — главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза». Н. А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но, несмотря на душевную силу и твердый характер, Катерина погибает. Почему?
С образом Катерины в драме связан мотив простора, полета. Она мечтаетотом, чтобылетать, как птица. С самого начала драмы она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не создана для жизни в «темном царстве».
Но, с другой стороны, она родилась, сформировалась в той же среде, что и Кабаниха, Тихон, Дикой и другие. Рассказ о жизни в девичестве —один из самых поэтичных монологов Катерины, главный мотив которого—все пронизывающая взаимная любовь. «Я жила, ни о чем нетужила, точно птичка на воле… что хочу, бывало, то и делаю», —рассказывает Катерина.
Весь круг ее жизни ее — домашняя работа и религиозные мечтания. Этот мир идиллический, в нем личное связано с общим, что является душой патриархального мироощущения.
Но когда душа исчезает, остается Кабаниха и мир, который держится на насилии и принуждении. Не зря Варвара, выслушав рассказ Катерины, удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое».
И чуткая Катерина отвечает ей: «Да здесь все как будто из-под неволи».
В Катерине рождается новое чувство, новое отношение к миру, неясное еще ей самой: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю», — говорит она.
Это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационально, — просыпающееся чувство личности. В Катерине рождается и растет любовь, не укладывающаяся в рамки общественной морали.
Проснувшееся чувство любви Катерина, в силу своей религиозности, воспринимает как страшный, несмываемый грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные и религиозные заповеди полны для нее значения и смысла.
Она хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична.
Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все рушится.
Уезжает Тихон—рушится надежда найти опору в любви мужа. Варвара дает ей ключ от калитки. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису. Эти слова — предвестие гибели.
Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и полностью овладевает героиней, когда это счастье кончается.
Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали. «Все равно уж душу свою погубила», — говорит Катерина.
Гибель Катерины предрешена и неотвратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит.
Она неотвратима, потому что ни ее самосознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству вырваться наружу и расцвести ярко в «темном царстве».
Источник: https://www.prepodka.net/pochemu-pogibla-katerina-po-drame-a-n-ostrovskogo-groza/
Трагедия Катерины (по пьесе Александра Островского «Гроза»)
Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.
Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве.
Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой.
Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую‑нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности.
Именно поэтому здесьнет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых.
Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из‑под неволи», – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.
Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело.
Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой.
Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.
Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.
Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы.
Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни.
Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.
Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет.
Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем.
Смерть – ее освобождение.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/tragediya-kateriny-po-pese-aleksandra-ostrovskogo-groza.html